Универсальность и духовное воспитание: как йога стала популярной и откуда она взялась в России

Универсальность и духовное воспитание: как йога стала популярной и откуда она взялась в России Позы

Виды йоги. современные разновидности йоги. стили йоги.

Первое упоминание о йоге встречается в Ригведе, и используется в смысле «обуздание, упряжка». В различных писаниях говорится о проявлении йоги одновременно с творением материального мира.

Согласно легенде, бог Шива открыл и познал в медитации тайны йоги и передал их для развития, как средство для постижения истины и избавления от иллюзий. В других писаниях это делает Брахма, рождая Знание, Йогу, Отречение и Тапас.

Хатха-йога – направление йоги, с древнейших времен объединяющее в себя первые её ступени: этическо-нравственные аспекты Яма и Нияма, Асаны, Пранаямы, а также очистительные техники Шаткармы. С санскрита дословно «ха» – это солнце, «тха» – луна. Cолнечный аспект символизирует силу и активность, лунный – гибкость и расслабление. В буквальном смысле «хатха» переводится, как союз солнца и луны, силы и гибкости. В Хатха Йоге Прадипика автор Сватмарама расшифровывает термин «хатха», как комбинацию двух биджа мантр. «Тха» — прана, сила жизни, а «ха» — ум, ментальная энергия. Хатха-йога представляет собой союз пранической и ментальной сил, при объединении которых происходит пробуждение высшего сознания.

Целью хатха-йоги является создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии, что обеспечивает подготовку практика к высшим ступеням йоги. Классическими текстами по хатха-йоге считаются Йога-сутры Патанджали, Хатха йога Прадипика, Шива-самхита, Гхеранда-самхита и другие.

Существует множество стилей хатха-йоги. В этой статье мы расскажем о направлениях йоги, наиболее известных на западе.


Основателем школы Аштанга-виньясы является Шри Паттабхи Джойс, знаменитый ученик Шри Тирумалая Кришнамачарья. Термин «аштанга» означает «восемь основ» и восходит к восьми основным принципам этого вида йоги. Аштанга-виньяса – разновидность хатха-йоги, представляющая собой динамическую практику, в которой последовательности асан переходят одна в другую через виньясы (последовательности движений, сопровождаемых дыханием), бандхи (энергетические замки), дришти (концентрация взгляда на различных зонах тела). Для всех поз установлено определенное количество виньяс – от пяти до восьми. Существует около семи уровней Аштанга-виньяса йоги, зависящие от уровня сложности практики.

По одному из мнений, начало этих практик положено в Гималаях и Тибете, где прохладный климат позволял заниматься активно динамическими практиками, и не было большой нагрузки на сердце, как это могло произойти в жаркой индийской части. Одним из самых известных динамичных комплексов является Приветствие солнцу «Сурья Намаскар». Комплекс сочетает 12 асан с пранаямой, а также может исполняться с мантрами и концентрациями-визуализациями одновременно.


Один из стилей хатха-йоги, который был основан Беллура Кришнамачарьи Сундарараджа Айенгаром, учеником Шри Тирумалая Кришнамачарья. Айенгар пришёл в йогу в молодости по причине очень слабого здоровья, его личная практика была очень строгой и жесткой. Со временем он сместил акцент со степени силовой нагрузки и тренировки выносливости на глубинную и статичную отстройку каждого положения в йоге, так он систематизировал более 200 асан и создал свою систему, которая является методической и постепенной. Характерной особенностью данного направления является подробное детальное построение тела в асанах с различными вспомогательными материалами — пропсами в виде кирпичей, ремней, валиков, одеял и прочее, также особое место уделяется безопасности. Каждая асана выполняется в течение длительного времени и переход к последующей асане происходит медленно и плавно.

«Самое важное в занятиях йогой – не техника дыхания, знание асан или гибкость суставов. Самое важное — это расстелить коврик и начать заниматься.» Б.К.С. Айенгар.


Стиль йоги, предложенный Т. К. В. Десикачаром, сыном и учеником Шри Тирумалая Кришнамачарьи. Вини йога (viniyogah — «применение», «действие») является мягкой и динамичной практикой, которую в большей степени относят к области йогатерапии. Индивидуальный и одновременно комплексный подход к занятиям, которые выстраиваются в зависимости от возраста, культурного уровня, физических и умственных возможностей практикующего, характерен для данного вида йоги. Кроме основных и компенсирующих поз йоги, внимание уделяется дыханию, ведическому пению в комбинации с асанами, мудрам, бандхам, медитациям и узучению философии, йогических текстов. Практика может начинаться, как с изучения сутр, так и с медитации. Вини йога преподаётся индивидуально от учителя к ученику в зависимости от поставленных терапевтических целей.


Эта методика хатха-йоги разработана йога-практиком Свами Шиванандой. Шивананда-йога — это классическая индийская йога, основанная на пяти принципах: правильные упражнения, правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление (шавасана), правильное питание, правильное понимание (изучение священных писаний и медитации). Практика включает в себя тренировку тела, изучение священных писаний, беЗкорыстный труд, служение миру, собранность ума и никакого аскетизма.

Занятия начинаются с комплекса Приветствия Солнцу Сурья Намаскар, после проводятся статические асаны, состоящие из 12 базовых асан, которые идут в определенном порядке и их вариациях: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матьсиендрасана, Бакасана, Падахастасана, Триконасана. В процессе освоения дополняются сложные варианты. Практика йоги включает пранаямы, медитации и пение мантр. В данном стиле йоги не приветствуется строгий аскетизм. Свами Шивананда был врачом и разрабатывал свою систему упражнений, учитывая их глубокий терапевтический эффект, в практике акцент делается на расслабление.


Основателем этой школы является известный йог Свами Сатьянанда Сарасвати, ученик Свами Шивананды, который является автором более 80 книг. В 1963 году Сатьянанда Сарасвати основал Бихарскую школу йоги в Мунгере, объединившей ашрам и современный научно-исследовательский центр. Интересно, что за образец был взят буддийский университет Наланда, который находился в этой местности в средние века. В центре основанном Сарасвати одновременно находится и по сей день ашрам и современный научно-исследовательский центр, принимающий не только индийских, но и западных учеников. Практика хатха-йоги Бихарской школы йоги заключается в выполнении небольшого количества асан, имеющих терапевтический эффект, пранаям, мантр и очистительных техник — Шаткарм, с акцентом на пробуждение Кундалини и подготовку тела к Йога-нидре.


Крийя-йога (крийя в переводе с санскрита означает «действие» или «движение») возникла в глубокой древности и постепенно развивалась посредством практики и опыта. В полной форме крийя-йоге содержится более семидесяти крий, из которых широко известны около двадцати. Метод стал известен благодаря Гуру Лахири Махасайя, он же получил её от Махаватара Бабаджи. Свой большой вклад в развитие крийя-йоги внес Парамахамса Йогананда. Занятия по крийя-йоге включают подготовительные упражнения хатха-йоги, совершенство в мудрах и бандхах, стимулирующие нервные узлы и эндокринные железы, развитие осознанного дыхания, умение находить психические пути (каналы) и чакры, практики медитации на дыхании, свет, звук. Для практики крийя-йоги не существует ограничений.


Основатель – Дхирендра Брахмачари (1925-1994). Вьяяма переводится как упражнение, вращение, разминание; сукшма – тонкий, то есть упражнение тонкого воздействия или воздействующее на один или несколько близких участков тела.

Наилучшим образом характеризует сущность вьяямы основное название упражнений – викасака (с ударением на втором слоге). Викасака − это проработка различных частей тела, снятие так называемых блоков и зажимов, оказывающее влияние как на физическое, так и на психическое состояние. Название так и указывает на прорабатываемую область – части тела, чакры, мармы.

Вьяямы могут практиковаться как начинающими с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задействуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем. При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело.


Авторская методика американки Кали Рэй. «Три» в названии методики означает триединство Бытия, Сознания и Блаженства (по-другому: тела, ума и духа).

Трай йогу называют «медитацией в движении». Мягкая практика, асаны перетекают одна в другую и выполняются синхронно с дыханием. Непрерывность практики не оставляет времени для того чтобы ум вернулся к обычному размышлению. В системе Кали Рэй много уникальных упражнений, не встречающихся в других школах йоги. Больше значение уделяется мудрам — специфическим жестам рук, направляющим течение энергии.


Особенность практики в том, чтобы выбираются самые простые позы. Акцент занятия делается на общетонизирующие и расслабляющие асаны. При объяснении избегаются сложные описания и санскритские названия, используется самая простая и образная лексика.


Йога-нидра в переводе с санскрита означает «йога сна» или искусство осознанного расслабления, пограничное состояние ума между бодрствованием и сном. Уникальная технология Бихарской школы, разработанная Свами Сатьянанда Сарасвати. Йога-Нидра считалась тайной наукой, но с 60-х годов прошлого века благодаря лекциям и одноименной книге Сарасвати распространилась по всему миру. Практика представляет собой особую медитацию в неподвижном положении лёжа с пранаянами и визуализациями, подкрепленная санкальпой (намерением, установкой), которая позволяет освободиться от ненужных привычек, комплексов, тревог и достичь определенных устремлений. Её часто называют психическим сном, глубокой релаксацией с внутренним осознаванием. Один час йога-нидры равен четырём часам обычного сна.


Современное направление в йоге, получившее мировое распространение в 60-х годах благодаря Йоги Бхаджану. Ранее эта техника передавалась только от учителя к достойному ученику. В годы распространения Кундалини-йоги в Америке был бум наркомании, алкогольной и прочих зависимостей и практика йоги стала спасательным кругом в вопросе о возвращении к здоровому образу жизни. Человек, недавно начавший заниматься эффективной Кундалини-йогой, за короткий промежуток времени может ощутить невероятный эффект пробуждения энергий и позволить себе заменить одни пристрастия новыми переживаниями. С 90-х годов прошлого столетия стиль Кундалини-йоги доступен и в России. В практике Кундалини-йоги используются классические асаны хатха-йоги с динамическими элементами, объединные в специальные последовательные крии (действия), зачастую с интенсивными дыхательными техниками, концентрациями, мудрами, бандхами (энергетическими замками), мантрами.

Про йогу:  Йога-бизнес. 19 необычных бизнес-идей для йога-студий


Основу направления Йоги 23 заложил Андрей Сидерский в 2003 году. Впоследствии система развивалась и трансформировалась с учетом практических и теоретических наработок учеников и коллег авторского стиля. Она вобрала в себя новейшие разработки в области хатха-йоги, боевых искусств, современных спортивных тренировочных систем, фитнеса, плавания и фридайвинга. Асаны в йоге 23 выполняются под метроном с заданным темпом и ритмом, чаще всего стандартным для всех, иногда используется маятник для определения необходимых асан для группы практикующих. В основе практики заложены 23 матрицы, представляющие собой базовые наборы упражнений, которые являются фундаментом для занятий данного направления йоги. Все упражнения распределены по пяти уровням от простого к сложному. Существуют даже специализированные тренировочные программы, например, для подготовки фридайверов, спецназа и даже для космонавтов.


Направление, основанное украинским мастером йоги Андреем Лаппой. В основе универсальной йоги заложена комплексная система, которая включает в себя опыт и практики йоги Айенгара, Тибетской Гималайской йоги, Аштанга Виньясы йоги в комплексе с авторскими индивидуальными методиками. Занятия йогой представляют собой сбалансированную практику, объединяющую классические статические и динамические асаны и комплексы (Сурья Намаскар, Чандра Намаскар, Танец Шивы), пранаямы, пение мантр, мудры, расы (психоэнергетические техники для контроля аудиальных и визуальных каналов), дришти.

Универсальная йога не имеет жестких и неизменных схем, ограничений, которых обязаны придерживаться практикующие. Каждый инструктор может изменять и направлять практику так, как считает правильным, расставляя различные методические акценты в соответствии с индивидуальными целями. Практика должна оставаться свободной и сознательной.


Основателем стиля йоги Ишвара является Анатолий Зенченко. «Ишвара» в переводе с санскрита означает «Внутренний Учитель», «Дух», божественная форма, не имеющая внешнего проявления. Практика асан отстраивается сверху вниз — от макушки до стоп и снизу вверх — от стоп к макушке, контролируя каждый участок тела. Акцент в Ишвара йоге приходится на отстройку симметрии тела, и только после достижения определенного физического уровня ученики переходят к пранаяме и медитативным практикам, особое внимание уделяется сохранению состояния расслабления даже в сложных положениях. А. Зенченко говорит, что данный стиль йоги позволяет практикующему прислушиваться к своему духовному началу и найти «Внутреннего Учителя», тем самым формируя собственное индивидуальное занятие.


Это система восстановления здоровья и профилактики заболеваний человека. В качестве инструментов могут выступать как асаны и пранаямы, так и различные варианты медитаций, специального режима питания, методик очищения организма — шаткарм.

Йогатерапия как раздел науки получила активное развитие в ХХ веке в Индии, а затем и во всем мире. Свами Шивананда, врач по образованию, популяризировал йогу и йогатерапию. Йогатерапия показана при любых проблемах с телом, начиная с плоскостопия и заканчивая межпозвоночными грыжами. Асаны воздействуют гораздо глубже лечебной гимнастики, так как выполняются на психофизиологическом уровне, в то время как физические упражнения имеют чисто внешний характер. Поэтому йогатерапия также применяется при заболеваниях внутренних органов и может помочь даже с корректировкой психоэмоционального состояния. Занятия проходят в медленном ритме, с длительными статическими фиксациями и мягкими пранаямами.


Это методика выполнения йогических асан, направленная на сохранение и укрепление здоровья позвоночника. Технологическая суть методики можно выразить в трех терминах: вытяжение, укрепление, расслабление. Вытяжение позвоночника производится с помощью мышц, расположенных вокруг позвоночника. Укрепление представляет собой воздействие с помощью асан на сегменты позвоночника, увеличение эластичности и гибкости в здоровых направлениях подвижности позвоночных суставов, укрепление околопозвоночных мышц. За счет этого улучшается трофика окружающих тканей, включая связки, мышцы, а также межпозвоночных дисков. Расслабление основано на созерцании состояния позвоночника во время практики асан и в период релаксации. Направленность внимания и осознанность являются ключевыми факторами успешной практики. Кроме этого, ключевыми упражнениями в методике КПП являются согласованность выполнения асан с дыханием и практика кумбхак: Сахита и Кевала.


Основоположником направления является Шри Шри Рави Шанкар. Шри Шри йога – это современный стиль хатха-йоги, объединенный с джняна-йогой (путь знания), бхакти-йогой (путь служения и преданности) и карма-йогой (путь безкорыстного действия). Занятия дополняют другие практики и не противоречат никаким убеждениям. Методика сочетает асаны, медитации и ритмичные дыхательные техники, предложенных Шри Шри Шанкаром, называемых Сударшан Крия. Обучение разделено на базовый и продвинутый курсы. Регулярные практики дают устойчивую гибкость, укрепляют тело, успокаивают ум и развивают осознанность.


Мягкий стиль хатха-йоги, созданный А.Г. Моханом, одним из учеников Шри Т. Кришнамачарьи. Основанный на йогатерапии и аюрведической практике. Этот стиль сочетает в себе детальную отстройку асан, статические позы, и динамические виньясы (виньяса-крама), бандхи (энергетические замки), а также уделяет особое внимание компенсирующим позам.


Йога для женщин, которые планируют беременность или уже ждут ребенка. Практика адаптированна к периоду деторождения от подготовки к зачатию до первых месяцев после родов. Первым специалистом, обратившим в конце 70-х — начале 80-х годов своё внимание на важность не только адаптации практики йоги к материнству, но и на необходимость рассматривать этот процесс комплексно, стала медик-антрополог университета Кембриджа и йоготерапевт Франсуаза Фридман. В своих исследованиях она использовала знания из медицины, акушерства, психологии, аюрведы, йоги и антропологических исследований родовых практик мира. Неизменным компонентом йоги для беременных является работа с мышцами тазового дна, что помогает подготовить родовые пути. На занятиях уделяется внимание физическим, эмоциональным и духовным потребностям беременной женщины. Мягкие динамические упражнения производят эффект оздоровления общего состояния мамы и ребенка, приводят к гибкости и подвижности, снимается нагрузка с суставов, облегчают состояния при отеках. Изучаются простые приёмы расслабления и особые практики дыхания, пение мантр, позволяющие женщине контролировать свои эмоции, что, несомненно, поможет легче пройти через процесс родов.


Современный стиль йоги, родоначальниками считают Джейсона Немерома и Дженни Саур-Кляйн, основавшими свою школу в США в начале XXI века. Акро йога — это парная практика, которая объединяет упражнения хатха-йоги, акробатику и целительское искусство. На занятиях один из партнёров выступает в качестве опоры, другой меняет асаны прямо в воздухе.

Акро-йогой можно заниматься не только в паре – это могут быть тренировки в одиночку или втроем. Главный секрет акро-йоги не в силе атлета, а в правильном балансе. Свой оригинальный стиль акро-йоги создатели называют «школой воздушных полетов». Они разрабатывали сразу две системы: терапевтическую и спортивно-акробатическую. Уже через несколько лет после создания, акро-йога стала любимым занятием для студентов Северной и Латинской Америки.


Направление Бикрам йоги представляет собой авторскую методику йогина Бикрама Чоудхури. Главной особенностью этого направления является то, что занятия проводятся в разогретых помещениях в условиях тропического климата, с температурой 37-40 градусов тепла и высокой влажностью 40 %. Практика заключается в выполнении динамической последовательности, состоящей из 26 асан хатха-йоги и двух дыхательных упражнений. Фиксация положения в одной асане происходит не более минуты. Динамическая практика Бикрам йоги и высокая температура способствуют усиленному потоотделению и выведению токсинов и шлаков из организма. Однако данный вид йоги имеет внушительный список противопоказаний.


Сама йога или йога Дервишей берет начало в древних восточных учениях, опираясь на знания йогических, даосских, суфийских и дхенских философских школ. Занятия проходят по определенной структуре и состоят из медитаций, растяжек, движений на координацию, танцев, арканов (особые движения, означающие «процесс трансформации, превращения»), расслаблений. Фундаментальный элемент практики – это внимание к своим жестам, движениям, позиции тела, к своему дыханию, мыслям. Практиковать Сама-Йогу могут люди всех возрастов.


Занятие йогой проходят в специальных гамаках, прикреплённых к потолку или турнику. Йога в гамаках даёт дополнительные возможности выполнять асаны легче, такие, как прогибы, вытяжения, кувырки и перевёрнутые положения. Перед занятием FLY-йогой необходимо проконсультироваться с врачом, так как есть серьезные противопоказания, в случае которых практики осуществляются по индивидуальной программе, согласованной с инструктором.


Виньяса-флоу йога — одно из направлений хатха-йоги. Виньяса — это «связь дыхания и движения», «дыхательно-двигательная система упражнений», флоу (flow) в переводе с английского «поток», «течение».

Практика в стиле Виньяса-флоу предполагает плавный переход из одной позы в другую при помощи виньяс (динамических связок между асанами), соединенных дыханием.

Отличием от Аштанга-виньясы йоги является то, что в данном направлении нет четко закрепленных последовательностей, асаны могут выполняться в произвольном порядке, с сохранением непрерывного движения и дыхания во время практики.

Последовательность выстроена «волнами», сочетающими напряжение и расслабление, даже позвоночник движется волнообразно. Непрерывность практики приносит осознавание каждого движения, без отвлечений на мысленную суету. Регулярная практика делает тело человека крепче и моложе, развивает концентрацию, пробуждает способность управлять внутренней энергией (праной).


«Янтра» – санскритское слово, которое может означать «геометрическую форму», такую как мандала; но в переводе на тибетский язык «янтра» (тиб. трулкор) означает «движение тела». Янтра-йога – это древняя система тибетской йоги, включающая в себя серию физических движений, выполненных в определенном строгом ритме и дыхании, методы сосредоточения. Основателем Янтра-йоги считают махасиддха Хумкара, который передал знания Гуру Падмасамбхаве, а тот в свою очередь тибетскому йогину Вайрочане в VIII веке в Тибете.

Про йогу:  Практика ухода в Нирвану. Нирвана и самадхи

Существуют многочисленные системы Янтры, относящиеся к различным буддийским тантрическим учениям, но единственной системой, распространенной в настоящее время на Западе, является Янтра-йога, которой обучает с начала 1970-х годов тибетский учитель Чогьял Намкай Норбу. В Янтра-йоге определенные движения тела в сочетании с дыханием и ритмом называются янтрами, которые похожи на классические асаны хатха-йоги, но способ их выполнения значительно отличается. Один из основных моментов состоит в том, что сами движения тела таковы, что они помогают управлять дыханием. Полная система Янтра-йоги Вайрочаны состоит из 108 элементов – янтр и пранаям. В ней существуют предварительные, основные и завершающие практики. В результате жизненная энергия гармонизируется и позволяет уму обнаружить спокойное состояние, которое обычно называют созерцанием.


Раджахираджа-йога (в переводе с санскрита «царь царей», раджа или царь — это разум, а царем царей определяют душу или атман, индивидуальное сознание) возникла около 2000 лет назад, её создателем считается Махариши Аштавакра, возродитель практики мастер йоги современности Шри Шри Анандамурти. Обучение в традиции раджахираджа-йоге проводят монахи (ачарьи-санньясины) в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся. Характерными особенностями является выполнение асан в определенном режиме дыхания, а также мысленным повторением ишта-мантры (индивидуальной мантры, получаемой от ачарьи), расслаблениями после выполнения каждой асаны, сочетающими концентрации на высших чакрах (как правило, анахата или агья-чакра).


Авторская методика Виктора Бойко создана в 2000 году. Основные направления в школе — йогатерапия и техники глубокого расслабления. Каждый занимающийся практикует по индивидуальной программе, которая постоянно корректируется. Групповые занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, однако рекомендуется дома практиковать ежедневно. Асаны в школе йоге Виктора Бойко детально отстраиваются в спокойном статическом ритме. Большой акцент уделяется полному расслаблению, применяется «Йога Нидра».


Юддха-йога (от санскритского корня «юддх» — «фундамент, основа») —«йога битвы», древняя лаоская система йоги, пришедшая из восточной боевой системы Кунг-Фу. Практики йоги представляют собой 49 динамических комплексов упражнений хатха-йоги для развития и гармонизации всех систем организма, снятие напряжений и блоков и оздоровление на физическом и ментальном уровне, особое внимание уделяется позвоночнику и пояснице, применяются различные принципы дыхания (правильное брюшное дыхание) и медитаций, упражнения для достижения сверхвозможностей, йога сновидений, системы высшего Кунг-Фу.


Инь-йога уходит корнями в традиционную хатха-йогу и даосскую практику. Особенностями метода считается длительное пассивное выдерживаение асан при полном расслаблении. Во время занятия развиваются и укрепляются мышцы, суставы остаются мягкими и гибкими, и это позволяет расслабить глубокие слои соединительной ткани. Инь-йога подобна сеансу аккупунктуры, который проводится самостоятельно. На занятиях последовательности также часто направлены на развитие определенных энергетических каналов (известных в йоге как нади, а в китайской медицине как меридианы), что, способствует улучшению работы внутренних органов и иммунной системы, а также эмоционального состояния.


Стиль хатха-йоги, созданный мастером современного балета Эдвардом Кларком. Трипсихора йога названа в честь одноименного танцевального коллектива, в котором основатель этого направления йоги занимался и руководил. В своих практиках для подготовки танцоров Эдвард использовал методы Аштанга-йоги. Так образовался новый вид йоги. Трипсихора-йога включает в себя принципы виньясы (последовательностей упражнений), элементы танца, дыхание уджайи. Практики проходят от простого к сложному, однако для выполнения последовательностей необходима определённая выносливость.


Вид йоги, объединивший Ци-Гун, Тай Цзи и балийские практики с традиционной ведической йогой. О методе Ци-Йо: является одной из форм теософской йоги, которая выходит за границы восточных или западных духовных практик. Это техника самопознания, которая не является ни восточной, ни западной, она − универсальна. Охватывает разные формы йоги: хатха-, бхакти-, джяна-, карма-, мантра-, лайа-, янтра-, раджа-йогу. Практика включает комплекс Ци-Гун, пранаяму, асаны, пение, визуализации, медитации и другое.


Авторский метод SunShineYoga разработан Анастасией Кузнечиковой.

«Данный вид йоги создан для жителей мегаполиса, которые лишены возможности в полной мере получить энергию солнца, из-за чего «лунная» (пассивная или темная) сторона личности доминирует, и, как следствие, проявляется усталость и депрессия».

Методика включает в себя мягкую, но прорабатывающую всё тело практику асан разных уровней сложности, динамические виньясы, пранаямы, визуализации, и работу с энергопотоками, медитации. Большое внимание уделяется осознаности в потоке и работой с энергией.


Авторская методика Аны Шейн. Стиль йоги основан на циклах – «комплектах» асан, направленных на проработку отдельных групп мышц. STI йога состоит из 12 авторских последовательностей, направленных на точечную, травмобезопасную работу с телом: СЕТУ БАНДХА – прогибы назад; БАЛАНС – без комментариев; ХАНУМАНА ЦИКЛ – поперечный шпагат; САМАКОНА – продольный шпагат; СУПТА – йога лёжа, перевёрнутые асаны; ПАДМА – лотос; ВОИН – вирасаны, вирабхадрасаны, включение чувствительности ступней; НС – нижние стойки, их детальная отстройка; АРМУС – раскрытие грудного и плечевого отдела; РАДЖАКА – лёгкость в прогибах и гибкость в тазобедренных суставах; ПАРИВРИТА – корректный подход к скруткам; БУДДХА – нога за головой.


Основоположником школы Йога Теней является Шандор Ремете. Это один из подходов к изучению хатха-йоги, который рассматривает ограничения (блокировки, привычки) физического тела как слои застывших теней. Посредством динамических последовательностей упражнений в предлагаемых последовательностях (всего их 4), дыхательных техник и бандх, тело освобождается от указанных ограничений, а ум освобождается от наслоений обусловленного существования. Йога теней — это синтез существенно важных методов и упражнений традиционной Хатха-йоги и внутренних воинских искусств. Также использует положения «марма-станы» (науки о 108 жизненно важных точках тела), науку о «нади» (тонких каналах) и «вайю» (основных ветрах).


Основателем стиля является Берил Бендер Берч. Фундаментом школы является Аштанга Виньяса йога. В 1995 году Берил предложила свой собственный взгляд на йогу, как на инструмент для совершенствования тела, представляющий собой эффективную систему физических упражнений и не уделяющую особого внимания духовному аспекту практики. Силовая йога – один из молодых стилей, объединяющих динамику и статику посредством виньяс, расслабление, концентрацию, балансы и дыхательные техники, медитации, йога-нидру.

В отличие от методики Паттабхи Джойса, данное направление предлагает вариативность последовательностей, более короткие сеты, несколько упрощенную отстройку асан и отсутствие связки уджайи-бандхи-дришти.


Создателем стиля является Ксения Тишко. Йога для похудения или Slim yoga – специальная практика хатха-йоги, сочетающая диафрагмальное дыхание с применением бандх. В ходе занятий используются крийи и пранаямы, асаны и динамические комплексы, медитации, мантра Ом.


Современный метод, составленный Сергеем Агапкиным. Адекватную йогу относят к йогатерапии, сочетающую традиционные практики йоги и достижения современной медицины и науки. Используются на практике знания и опыт традиционных школ йоги. В основе данного стиля — детальность отстройки асан в традиции Б.К.С. Айенгара, дополненная принципами построения комплексов свастха-йоги А.Г. Мохана, широкий арсенал динамических практик традиции Д. Брахмачари и практики расслабления. Занятие отстраиваются последовательно, включая йога терапию, сукшма-вьяяму, пранаямы, медитации, йога-нидру.


Создателем метода является Александр Дудов. Система АПНЕА ЙОГА (apnea от греческого «безветрие», «без дыхания») – это современная тренировочная система, сочетающая в себе древние техники йоги, цигун, различные спортивные и фитнес тренировоки, а также методы подготовки фридайверов — ныряльщиков в глубину на задержке дыхания. Именно системная задержка дыхания и управление вниманием при выполнении асан являются характерными для данного современного стиля йоги.


Методика Ильи Дунаевского. Каула-йога – современный вид йоги, разработанный на основе восточных школ йоги и современных разработок западной науки. Занятия делятся на уровни, сочетают мягкие динамические практики асан и виньяс, длительные статические удержания энергетических замков, полное йоговское дыхание, практики янтра-, мантра- и гонг медитации, свободные шаманские танцы.


Айшвара йога (перевод с санскрита «божественная йога») — это дисциплина, переданная Шри Татхатой. Групповая комплексная практика, состоящая из асан, пранаям, медитации, пения мантр и бхаджанов. Айшвара йога — это путь Раджа-йоги, который избрал своим инструментом для познания самого себя контроль и умственную дисциплину из хатха-йоги — концентрацию и самоанализ.


Авторский метод Людмилы Кривцовой. Свободная йога – это комплексный подход и метод работы с телом и духом, соединяющие разные практики одиночной, парной йоги, волновой гимнастики, а также включающие элементы танца, контактной импровизации, кундалини-йоги и другие. Упражнения направлены на развитие чувствительности и гибкости, позволяют легко и быстро снять напряжение в теле.


В основе стиля школы Открытая йога лежит уникальный подход – помочь людям самим найти путь к правильному выполнению упражнений и практик. В школе Открытой йоги считается, что критерий «правильности» выполнения может быть только один – это внутреннее ощущение гармонии и переживание радости во время практики. Практика Открытой йоги состоит из: крийя-йоги, хатха-йоги и другие различные виды йоги, пранаямы, мантр, ньяса йоги, раджа-йоги, йога визуализации, медитации. Во время выполнения инструктор помогает найти такое положение, которое позволяет максимально расслабиться и испытать радость от практики йоги. Это положение, которое доставляет максимальное удовольствие. Аскезы недопустимы.

Примечания

  1. 1234Jacobsen, Larson, 2005, p. 10.
  2. Jacobsen, Larson, 2005, Yoga has five principal meanings: 1) yoga as a disciplined method for attaining a goal; 2) yoga as techniques of controlling the body and the mind; 3) yoga as a name of one of the schools or systems of philosophy (IAST: darśana); 4) yoga in connection with other words, such as hatha-, mantra-, and laya-, referring to traditions specialising in particular techniques of yoga; 5) yoga as the goal of yoga practice, p. 4.
  3. Pandit Usharbudh Arya (1985). The philosophy of hatha yoga. Himalayan Institute Press; 2nd ed.
  4. Sri Swami Rama (2008) The royal path: Practical lessons on yoga. Himalayan Institute Press; New Ed edition.
  5. Swami Prabhavananda (Translator), Christopher Isherwood (Translator), Patanjali (Author). (1996). Vedanta Press; How to know god: The yoga aphorisms of Patanjali. New Ed edition.
  6. Jacobsen, Larson, 2005, p. 4.
  7. Пять новых элементов внесены в Репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества (неопр.). UNESCO.Org. ЮНЕСКО (1 декабря 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021.Архивировано 1 декабря 2021 года.
  8. Список 38 значений слова «йога» см: Apte, 1965, p. 788.
  9. Происхождение слова йога от санскритского корня йудж, означающего «управлять» или «объединять», рассмотрено в: Flood, 1996, p. 94
  10. Катха упанишада, 2 часть, 3 раздел, 11, [в:] Упанишады в 3-х книгах. Т. 2, пер. А. Я. Сыркиной, изд. «Наука», Москва 1992, стр. 111.
  11. कठोपनिषदत्/द्वितीयोध्यायः/तृतीयवल्ली — विकिस्रोतः (санскрит). sa.wikisource.org. Дата обращения: 5 июня 2021.
  12. Глава 2. Наука психотехники: индуистская йога. // Торчинов Е. А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение», 1998
  13. 12Possehl, 2003, p. 144—145.
  14. 12Flood, 1996, p. 94.
  15. Mallinson, James,.Roots of yoga. — London. — С. 104. — 1 online resource с. — ISBN 9780141978246, 0141978244.
  16. Marshall, Sir John.Mohenjo Daro and the Indus Civilization. — London, 1931. — ISBN 8120611799.
  17. Flood, 1996, p. 27—29.
  18. Перевод IAST: paśupati как «Господь животных» см: Michaels, 2004, p. 312.
  19. Keay, 2000, p. 14.
  20. Possehl, 2003, с. 143.
  21. К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными». Flood, 1996, p. 28—29. К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане. Кенойер описывает фигуру как «сидение в йогической позе» с «пятками… прижатыми вместе под пахом» — Kenoyer J. M. Around the Indus in 90 Slides Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера, который описывает фигуру как «сидеть подобно йогу» Zimmer, 1951
  22. Обзор шести ортодоксальных школ содержится в: Radhakrishnan, 1967, p. 453—487
  23. За кратким обзором йоги как философской школы, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  24. Связь между философией йоги и санкхьи объясняется в: Chatterjee, Datta, 1984, с. 43
  25. Принятие йогой концепций санкхьи с добавлением фигуры Бога описывается в Radhakrishnan, 1967, p. 453
  26. Принятие йогой 25 принципов санкхьи с добавлением категории Бога, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  27. Müller, 1899, Chapter 7, «Yoga Philosophy», p. 104.
  28. Zimmer, 1951, p. 280.
  29. Патанджали как основатель философской системы йоги: Chatterjee, Datta, 1984, p. 42
  30. Значение термина «раджа-йога» как системы контроля ума и сосредоточения, а также положение Йога-сутр как ключевого текста, см: Flood, 1996, p. 96—98
  31. PatañjaliYoga Sutras of Patañjali (неопр.) (etext). Studio 34 Yoga Healing Arts (1 февраля 2001). Дата обращения: 24 ноября 2008.Архивировано 25 августа 2021 года.
  32. Taimni, 1961, Yoga is the inhibition of the modifications of the mind, p. 6.
  33. Vivekananda, 1994, с. 115.
  34. Flood, 1996, «…Bhagavad Gita, including a complete chapter (ch. 6) devoted to traditional yoga practice. The Gita also introduces the famous three kinds of yoga, ‘knowledge’ (jnana), ‘action’ (karma), and ‘love’ (bhakti).», p. 96.
  35. Jacobsen, Larson, 2005, p. 46.
  36. Akshaya Kumar Banerjea.Philosophy of Gorakhnath with Goraksha-Vacana-Sangraha. — Motilal Banarsidass, 1983. — P. xxi. — ISBN 978-81-208-0534-7.
  37. Фойерштейн, 2006, с. 246.
  38. Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
  39. Ферштайн, 2002, с. 637.
  40. Банерджи Акшая Кумар. . Философия Горакхнатха / Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2021. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
  41. Burley, 2000, p. 16.
  42. Фойерштейн, 2006, с. 63.
  43. «Вокруг света» № 2 (2821), февраль 2009 г.
  44. Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йогАрхивная копия от 4 октября 2021 на Wayback Machine
  45. Воронин В. И. Хатха-йога. Москва, 1989.
  46. Полковников Ю. Н. Как продлить годы жизни: целительная йога. — М. : Республика, 1995. — 239 с. ISBN 5-250-02411-4
  47. Колтунов, Ян Иванович. (о члене группы Тихонравова, засл. изобретателе РСФСР, Я. И. Колтунове) на страницах портала Летописи. Ру
  48. Колтунов Я. И.Моя жизнь среди Звёзд, работы по ракетной технике и космонавтике М.: Петроруш, 2021. 464 с.
  49. Валентин Братенко. Дорога к храму. М.: 1999 г., 20 п.л. (Вся книга посвящена деятельности Я. И. Колтунова по созданию и ведению клуба «Космос», проведения оздоровительных слётов и т. п.).
  50. Елена Фокина, Дмитрий Реут. Разнотравье. М., 2002. 164 с. ISBN 5-93513-023-8. С. 7-8. (Клуб «Космос» и движение КСП как один из истоков возникновения общественного центра «Жизниград», деятельность которого, в том числе проведение слётов, представляют авторы).
  51. Школа йоги 8-ми ступеней (история)
  52. 12Казак О., 2021.
  53. Yoga Journal, № 36 за ноябрь/декабрь 2021.
  54. John M. Koller.Asian Philosophies. — Prentice Hall, 2002. — P. 144–145. — ISBN 978-0-13-092385-1.
  55. Feuerstein G. (нем.) The Yoga Tradition: its history, literature, philosophy and practice P. 111. ISBN 81-208-1923-3.
  56. «The strong influence of Yoga can also be seen in Buddhism, which is notable for its austerities, spiritual exercises, and trance states.» —«Yoga» // Encarta
  57. 12Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 22. ISBN 0-941532-89-5
  58. Yogacara // Encyclopedia Britannica
  59. Dan Lusthaus. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch’eng Wei-shih Lun. Routledge, 2002. P. 533. ISBN 0-7007-1186-4
  60. Simpkins C. A., Simpkins A. M. Simple Tibetan Buddhism: A Guide to Tantric Tuttle Publishing, 2001 ISBN 0-8048-3199-8
  61. «The Meditation school, called Ch’an in Chinese from the Sanskrit dhyāna, is best known in the West by the Japanese pronunciation Zen». — de Bary W. T. (англ.) The Buddhist Tradition in India, China, and Japan. P. 207—208. ISBN 0-394-71696-5.
  62. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. xviii).
  63. «This phenomenon merits special attention since yogic roots are to be found in the Zen Buddhist school of meditation.» — Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  64. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  65. Дюмулен, 1994, с. 32—33.
  66. Дюмулен, 1994, с. 33.
  67. 12Levy, 1991, с. 313.
  68. Levy, 1991, с. 317.
  69. Артур Авалон. Введение в Маханирвана-тантру / Пер. с англ. С. В. Лобанова — М.: Старклайт, 2002.
  70. James Mallinson (2021). Knut A. Jacobsen; et al., eds. Haṭha Yoga in the Brill Encyclopedia of Hinduism, Vol. 3. Brill Academic. pp. 770—781. ISBN 978-90-04-27128-9.
  71. Carl W. Ernst (July 2003). “The Islamization of Yoga in the »Amrtakunda» Translations”. Journal of the Royal Asiatic Society [англ.]. Cambridge University Press. 13 (2): 199—226. ISSN 1356-1863.
  72. Satish Chandra (2007), Historiography, Religion, and State in Medieval India, ISBN 978-8124100356, pp. 135—136
  73. Top Islamic body: Yoga is not for MuslimsАрхивная копия от 5 декабря 2008 на Wayback Machine — CNN
  74. «Malaysia leader: Yoga for Muslims OK without chant (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 15-05-2021 [3043 дня] — история), » Associated Press
  75. глава II. Техники «автономии» // Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие / Пер. с англ. С. Никшич (главы I—IV) и Д. Палец. — К.: София, 2000. — С. 58—103. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-220-00307-0.
  76. Византийский исихазм // Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение«, 1998. — 384 с. — ISBN 5-85803-078-5.
  77. And also… Yoga ‘incompatible’ with Christian faith; and Algeria paella record attempt goes up in smoke // Euronews, 19.06.2021
  78. Transcending the Greek debt crisis through yoga // BBC, 22.06.2021
  79. Православный взгляд на йогу/ сост. священник Георгий Максимов. — М.: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2021. — 40 с.
  80. How far can you stretch? // The Economist. — 24.06.2021.
  81. Pope Francis: Only the Holy Spirit opens our hearts to love God // Vatican Radio. — 09.01.2021.
  82. «Characterized by an emphasis on bhakti, its goal is to escape from the cycle of birth and death in order to enjoy the presence of Vishnu.» — Vaishnavism // Encyclopædia Britannica
  83. 123Penman, Stephen; Cohen, Marc; Stevens, Philip; Jackson, Sue. Yoga in Australia: Results of a national survey // IJOY, International Journal of Yoga. — 2021. — Т. 5, № 2. — С. 92—101. — doi:10.4103/0973-6131.98217. — PMID 22869991.
  84. 1234Broad W. (англ.). How Yoga Can Wreck Your Body, The New York Times Magazine (англ.) (5 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  85. Broad, William J.The Science of Yoga The Risks and the Rewards (англ.). — 1st. — Simon & Schuster, 2021. — P. 336. — ISBN 978-1-4516-4142-4.
  86. Walters, Joanna. ‘Yoga can damage your body’ article throws exponents off-balance: A $5bn industry is outraged over a New York Times article saying that the keep fit regime is bad for your body (14 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  87. Biffl, Walter L.; Moore, Ernest E.; Elliott, J. Paul; Ray, Charles; Offner, Patrick J.; Franciose, Reginald J.; Brega, Kerry E.; Burch, Jon M. The Devastating Potential of Blunt Vertebral Arterial Injuries (англ.) // Annals of Surgery (англ.) : journal. — 2000. — May (vol. 231, no. 5). — P. 672—681. — doi:10.1097/00000658-200005000-00007. — PMID 10767788.
  88. Critchley, E. M.Non-atheromatous causes of cerebral infarction (англ.) // Postgraduate Medical Journal (англ.) : journal. — 1984. — June (vol. 60, no. 704). — P. 386—390. — doi:10.1136/pgmj.60.704.386. — PMID 6379628.
  89. Kang, Chan; Hwang, Deuk-Soo; Cha, Soo-Min. Acetabular Labral Tears in Patients with Sports Injury (англ.) // Clinics in Sports Injury : journal. — 2009. — December (vol. 1, no. 4). — P. 230—235. — doi:10.4055/cios.2009.1.4.230. — PMID 19956481.
Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий