Утренний комплекс хатха-йоги: упражнения для новичков –

Утренний комплекс хатха-йоги: упражнения для новичков – Позы

Что раскрывает в нас хатха йога?

Дальше идем. А собственно говоря, что нам дает йога? Или по другому, а что же нам дает хатха йога? Ответ на этот вопрос парадоксальный. Йога ничего не дает. Йога раскрывает то, что уже есть. Еще раз напоминаю, что согласно учению йоги, самый большой источник могущества в нас самих. И вот если поставить таким образом вопрос, а что же раскрывает в нас йога, то здесь можно перечислять уже большой список.

Во-первых, занятия хатха йогой нам дают физическое здоровье. Иногда даже в узких кругах хатха йога является  некой панацеей, т.е. лекарством, помогающим от всех болезней. Действительно, нельзя недооценить эффект от хатха йоги. Если у Вас есть какие-либо физические заболевания или физическая слабость, то хатха йога может значительно Вам помочь преодолеть эти проблемы.

Но тут же Вам следует помнить, что йога никогда не заменяет медицину. И если у Вас есть какое-либо заболевание, то в первую очередь необходимо проконсультироваться с врачом. Хотя бывают такие случаи, когда медицина бессильна, а йога может помочь. Но чтобы не было неправильного понимания, что якобы  йога может заменить медицину. Нет, йога не может заменить медицину, у йоги другие цели.

Цель йоги – это самопознание. Медицина лечит. Йога тоже отчасти занимается физическим телом только лишь для того, чтобы беспрепятственно шел процесс самопознания. Но она никогда не ставила задачу кого-либо лечить. Итак, йога дает физическое здоровье.

Дальше идет по нарастающей. Йога дает психическое здоровье. Психическое состояние современного человека чрезвычайно расшатанное. Более того, понаблюдайте сами за собой, и Вы иногда с удивлением будете осознавать, что время от времени Вы ведете себя неадекватно. И это на самом деле очень хороший знак.

Это говорит о том, что Вы действительно приблизились к пониманию своего психического здоровья. Это вызвано стрессами, это вызвано изменяющимися условиями жизни, окружающей среды. Так вот йога дает психическое здоровье через воздействие на физическое тело. Т.е. от грубого к тонкому.

Утренний комплекс хатха-йоги: упражнения для новичков –

Обычно в представлении среднестатистического человека,  от человека, который излишне занимается какими-то физическими упражнениями – спортсмена, не следует ждать, что он при этом станет профессором философии. Т.е. в ментальности людей противопоставляется образ спортсмена, такого накачанного атлета и образ интеллектуала, который скорее будет тощий, хлипкий.

Вот в сознании общества это разъединено. С этим категорически не согласна йога. Она считает, что и в первом и во втором случае, т.е. и в случае излишней физической накачанности и отсутствия интеллекта, и наоборот, в случае слишком интеллектуальной развитости, но с  физическими проблемами, это все болезненные отклонения. От них надо избавляться.

Идеал хатха йоги, это когда мы имеем очень физически крепкого человека, пусть даже и не слишком выделяющегося формами, как это у культуристов, например; но в то же самое время с достаточно сильно развитым интеллектом. И вот самое интересное, что занимаясь Хатха йогой, человек рано или поздно приходит к усилению своих интеллектуальных способностей.

Механизм, как это происходит очень скрытый и очень таинственный, совершенно неочевидный. Но это факт. Об этом писали в древности, это мы можем в современную эпоху наблюдать. Я сам могу сказать, что я был многократным свидетелем того, что человек, который начинал заниматься Хатха йогой, вдруг начинал расти интеллектуально. У меня есть вполне конкретные живые примеры.

Дело в том, что если мы подходим и воздействуем на наше физическое тело с тех позиций, о которых мы с Вами будем рассуждать чуть позже, которые дает нам Хатха йога, то так все усиливается внутри: и какие-то гормоны вырабатываются, и какие-то нервные токи образуются, и кровоснабжение мозга усиливается, что все это начинает способствовать интеллектуальному развитию.

И если человек, где-то отставал, он очень быстро наверстывает упущенное. Поэтому вот еще и такой третий положительный фактор, помимо физического, психического здоровья, это усиление интеллекта.

Следующее, что дает хатха йога, это раскрытие творческих способностей. Во многом то, что называется творческими муками, определяется вовсе не какими-то непреодолимыми преградами на нашем ментальном уровне. Все, как учит нас йога, значительно прозаичнее и банальнее.

Просто мы не в тонусе. У нас нет жизненных сил, для того чтобы поддерживать работу нашей нервной системы на должном уровне, чтобы она была достаточно восприимчива, достаточно креативна, как сейчас говорят. Энергии не хватает. Подобно, как компьютер, если не хватает электроэнергии, батарейка садится и он отключается.

Когда же мы начинаем заниматься хатха йогой, все системы настолько в хорошем состоянии, что возникает некий избыток жизненных сил. А если есть избыток жизненных сил, это гарантия того, что человек начинает демонстрировать творческие прорывы. Поэтому, если кто-то из Вас человек творческой профессии, то иногда гораздо легче сделать такой прорыв, если упредить его занятиями хатха йогой.

Т.е. грубо говоря, ваша мышечная энергия, ваша мышечная жизненная сила перейдет во что-то тонкое или тончайшее. Еще раз, друзья, этого не наблюдается или очень редко наблюдается у спортсменов. Точнее наблюдается только лишь у тех спортсменов, которые в своих спортивных тренировках как-то интуитивно переоткрывают метод йоги.

Ну и наконец,  что же еще открывает йога? Много спекуляций на эту тему, но и не сказать об этом нельзя. В каждом из нас есть способности, о которых мы даже не догадываемся. Какие это могут быть способности? Это могут быть способности из тех, которые иногда нам кажутся чудесными.

Чтение мыслей, например. Так вот из песни слов не выкинешь, в древних трактатах достаточно однозначно нам об этом говорят, что следующим эффектом от занятия хатха йогой, становится именно раскрытие этих чудесных способностей. По тому же самому принципу, как раскрываются наши творческие способности.

В этом смысле, йога не делала разницы между сверхспособностями, как мы их теперь называем и обычными способностями. Сверхспособности это всего лишь какие-то скрытые наши способности, которыми мы пока не можем воспользоваться. Они в нас находятся, но у нас ключика нет.

Он может, скажем, приобрести дар лечить. Сейчас очень много развелось всякого рода сомнительной публики, целителей, очень похожих на шарлатанов. Они на этом деньги зарабатывают,  это целая индустрия. Я не говорю сейчас о такой публике. Я говорю сейчас о тех выдающихся йогах, которые могли буквально прикосновением человека излечить.

Причем наиболее интересно об этом всегда читать или узнавать от людей не ангажированных. Мне, например всегда было очень интересно читать воспоминания английских офицеров. Вы помните, что Индия долгое время являлась колонией Великобритании, и, допустим,  интересно читать воспоминания этих людей. Т.е. никак их не заподозришь в лояльности к йоге.

3

Т.е. Вы можете быть в отношении йоги, чистыми, как белый лист. Вам достаточно всего лишь разучить сравнительно небольшое количество упражнений, Вам достаточно ухватить метод гармоничного выполнения этих упражнений и систематически их выполнять и все.

Как только Вы начали заниматься, время работает на Вас. Хотя Вы можете о философии йоги даже ничего и не знать. Но так все хитро сделано, что занимаясь физически, Вы развиваетесь психически и ментально. Развиваясь психически и ментально, Вы начинаете сами для себя переоткрывать те высочайшие законы самопознания, о которых учит йога древности. Иногда поэтому и считается, что хатха йога так распространена именно по этой причине.

Ведь если вы сталкиваетесь со словом йога в современном западном мире, то процентов на 80 будет иметься в виду именно хатха йога. Хотя мы с вами уже говорили о том, что разделов йоги очень много, самых разных. Дыхательные йоги и динамические йоги, работа с голосом и т.д.

Вспомогательные вещи, необходимые для занятий.

Теперь вспомогательные вещи, которые необходимы для занятия хатха йогой. Почему вспомогательные? Потому что если на 100% они не будут выполняться, ничего страшного, продолжать можно.

Одно из важных условий: желательно чтобы не было никого рядом, при условии, что Вы занимаетесь в одиночку дома. Если же Вы занимаетесь в группе, то желательно, чтобы все остальные тоже занимались. Время от времени к нам приходят люди и говорят: «Ой, а можно мы посмотрим, как занимаются йогой?»  Мы, конечно же не разрешаем.

Ну что здесь, зоопарк, чтобы смотреть на всех? Во-первых, это может смутить людей, во- вторых, это приносит волну негармоничности. Если есть возможность где-либо уединиться, то следует уединиться. Если же рядом единомышленники занимаются, они не в счет.

Теперь дальше, если уединиться не получается, то следующий совет это не разговаривать. Т.е. Вы наметили время, в течение которого будете заниматься. И возьмите себе за правило, что только форс-мажорные обстоятельства заставят Вас раскрывать рот.

https://www.youtube.com/watch?v=pf7cA-eRQDI

Либо положите рядом с собой листочек бумаги с ручкой. Если Вас кто-то будет уж слишком донимать, коротенько напишите, все что Вы о нем думаете и время, когда можно будет к Вам обратиться. Вы помните, самое главное, это чтобы была внутренняя гармония.

Это очень сильно сбивает. Потом требуется дополнительное время, чтобы опять прийти в себя, успокоиться, абстрагироваться. Поэтому, когда на занятия приходят люди парами, очень болтливые, мы вежливо намекаем, что может быть стоит обсудить все вопросы по завершению занятия. Во-первых, Вы и сами не занимаетесь, а во вторых, мешаете другим.

Болтовня во время занятия – это как дырка в бочке, в которую Вы пытаетесь налить эликсир жизни. Вот Вы занимаетесь Хатха йогой, Вы как бы черпаете, наливаете в свое тело эликсир жизни, силы, бодрости, чтобы после занятий очень хорошо себя чувствовать.

А любой разговор, это как если бы дырка была в этой бочке, куда Вы этот эликсир пытаетесь налить. Вы наливаете — он утекает, Вы наливаете – он утекает. Вот такая аналогия. Поэтому предупредите родных, близких, знакомых: «Ребята, я сейчас временно невменяемый». Как в поговорке: «Ушел в себя. Буду не скоро». И старайтесь не реагировать. Это важно. Это действительно важно.

Следующий момент. Он второстепенный, но так же необходимый для занятия йогой. Вам должно быть абсолютно все равно как Вы выглядите. Забудьте про окружающих, просто забудьте. Никогда не работайте на публику, когда Вы делаете йогу. Нет их. Вот нет и все.

Иначе Вы будете больше концентрироваться на этих людях, чем на внутренней гармонии. И существует очень большой шанс, что Вы не получите от йоги всех тех благ, которые могли бы получить. Поэтому работаем на себя, не на публику. Получается красиво, пусть смотрят. Опять же, вопрос красоты. Кто-то считает, что так красиво, кто-то считает, что эдак красиво.

Про йогу:  Цитаты о йоге | Citaty.info: цитаты на все случаи жизни

Кто-то считает, что ногу за голову, вот это красиво, а все остальное, это так себе. Вопрос спорный. В любом случае мы даже не задаемся этим вопросом, как мы выглядим. А нет никого, просто нет. Не перед кем оправдываться. Вот еще кстати один пример, когда кто-то начинает говорить: «Да ты йогу делаешь неправильно!»  Это попытка привлечь к себе из вне внимание, чтобы  Вас отвлечь.

Искушение со стороны. Тот кто говорит такие фразы, знайте, этот человек не понимает йоги. Он может быть выучил 5-6 упражнений по фотографиям, может быть научился умничать, философствовать на предмет йоги, он может быть будет Вам говорить: «Ой, я смотрю, ты делаешь так, у тебя этот канал пережат, у тебя Прана не туда потекла, у тебя чакра закрылась и карма у тебя будет черной» или какую-нибудь другую ахинею. Таких болтунов сейчас много развелось. Они говорят, иной раз сами не понимая о чем они говорят.

Но самое главное, чтобы они не говорили, самим фактом, что они вмешиваются туда, куда их вмешиваться никто не просил, это говорит о том, что этим людям чуждо понятие гармонии. А если им чуждо понятие гармонии, то все остальные слова про карму, чакры, Прану и прочее это не больше чем шелуха.

1

Т.е. даже когда компрессор рядом работает, отбойными молотками что-то делают – это менее деструктивный фактор, чем болтовня, которая рядом. Ну или болтовня, которая раздается, допустим из телевизора. Любой новомодный сериал по интеллектуальному уровню не намного выше, чем болтовня по телефону. Т.е. постарайтесь, насколько это возможно исключить фактор звука.

https://www.youtube.com/watch?v=E7rauP5VVJY

Звук – это один из наиболее болезненных моментов на пути йоги, но  особенно не в хатха йоге, а в более утонченных йогах. Он Вас будет доводить до белого колена. Все будут говорить: «Как же, ты же йог. Ты должен ничего не замечать». Но вот так хитро сделан наш организм,  это надо в других разделах йоги объяснять, что воздействие звуковое даже сильнее, чем воздействие зрительных образов.

Поэтому постарайтесь, чтобы было тихо или тихо настолько, насколько может быть тихо или уж на худой конец, купите себе бируши. Принцип их действия следующий. Они сделаны из мягкого пластика, когда Вы их пальцами сдавливаете, они становятся маленькими, Вы вставляете их в ушные отверстия и они там расширяются. Не сказать, что на 100% действует, но значительно снижают уровень звука.

И можно даже где-то абстрагироваться. Иногда, если позволяют обстоятельства, можно использовать контр-меры. Это когда Вы свою музыку включаете и глушите «вражеские» голоса. Но опять же, чтобы Вы не стали причиной беспокойства других, тоже должен быть баланс. Поэтому мы на занятии практически всегда используем какую-то музыку.

Строго говоря, музыка абсолютно не нужна для занятий Хатха йогой, нужна тишина. Только тишину гораздо труднее воссоздать, нежели гармоничную музыку, которая неким фоном выступает и человек занимающийся на нее даже не обращает внимание. Он уходит во внутренние процессы. Поэтому музыка, если Вы будете заниматься сами, может быть любая.

Даже бой барабанов, если для Вас это гармонично. Когда же занимается много людей одновременно, то желательно что-то нейтральное. Чтобы не особо раздражало и в то же самое время, поглощало окружающие звуки. Я хочу акцентировать внимание на этом моменте.

Собственно говоря, в Европе это уже началось. Там не дай Бог, самолет гудит чуть громче, или автомобиль, там совершенно жестокие штрафы за это. Почему? Потому что чем более человек во что-то интеллектуально вовлечен, тем сильнее у него обостряются все органы чувств. Тот же процесс, когда Вы занимаетесь йогой. Вы пытаетесь углубиться в себя и поэтому шум очень болезненно воспринимается.

Следующий фактор – это отсутствие неприятного запаха. На самом деле тоже очень серьезный фактор. Этот фактор подсознательный. Он как зубная боль. Когда у человека зуб болит, что ему не говори, он все воспринимает в негативе. Точно так же и неприятный запах. И есть очень серьезная ловушка на пути борьбы с неприятными запахами.

Сейчас стали распространенными благовония. Якобы они устраняют неприятный запах. Не знаю, открою ли я Вам тайну полишинеля или не открою, если скажу сейчас такую фразу. 99%, а может быть 99,9% всех парфюмерий, благовоний, порошков, палочек – все это синтетика.

За очень редким исключением это такие благовония, которые, как правило, не очень пользуются популярностью, очень редкие, которые чуть ли не в ручную производят. Все остальное – химия, кстати говоря,  как и все те духи, которыми Вы пользуетесь. Объяснение этому очень простое.

1кг сандалового масла натурального стоит на три порядка дороже синтетического. Более того, в синтетическом меньшее количество химических веществ и поэтому  получить сертификат качества, чтобы использовать его в парфюмерии, у контролирующего органа гораздо проще, нежели каждый раз новую партию натурального вещества проверять, а нет ли там чего-нибудь радиоактивного.

Но синтетика иногда действует как очень жесткий аллерген. Мы с этим сталкиваемся очень часто. Иногда на занятия приходят дамы, которые слишком налегают на парфюм, что иногда у других людей возникает жуткая аллергическая реакция. Поэтому надо быть очень аккуратными при использовании всякого рода благовоний.

Но опять же не покупайте их у лоточников, потому что лоточники идут по той же самой схеме. Вероятность того, что Вы натолкнетесь там на синтетику невероятно большая. Если сами сделали какое-то благовоние, то это один разговор. Если же Вы его где-то приобретаете, будьте осторожны.

Некоторые моменты подготовки к занятию.

Ну и следующий момент, это мы подходим непосредственно к самим упражнениям. Что это за упражнения, как их надо делать? Итак мы нашли подходящее место, выбрали подходящее время. И прежде чем приступить к выполнению упражнений, очень хорошо бы хотя бы на одну две минуты спокойно сесть, выпрямить спину, шею, голову.

Мы даже не замечаем, как внутри зажаты. Наиболее четко это проявляется на мышцах лица. Иногда  какие-то проблемы, которые мы обдумываем, они в первую очередь отражаются на том, что мы непроизвольно напрягаем мышцы лица. Это такой фактор внутреннего стресса.

Понятно, что всякая такая напряженность, даже если мы не отдаем в ней отчета, не позволяет нам проникнуть в глубины гармонии внутри себя. Поэтому перед началом занятия хатха йогой, очень хорошо сесть, выпрямить спину, шею, голову, расслабить тело и расслабить мышцы лица.

И, наконец следующее, что иногда бывает очень полезно сделать, это отпустить ситуацию. Потому что у нас мог быть трудный день, было много проблем, которые мы должны были решать, или проблемы, которые нам завтра надо будет решить. И иногда они постоянно вертятся в голове, мы все постоянно анализируем, а правильно ли мы сделали, достаточно ли подготовились и т.д.

Это ментальный процесс идет. Что же предлагает йога? Йога предлагает вот такую постановку вопроса, что следует отпустить ситуацию. При этом йога добавляет, что мы сделали все что могли сделать по той или иной работе до начала занятия йогой. И теперь самое главное отпустить ситуацию и забыть хотя бы на время о всех наших проблемах.

Считается, что если мы таким образом отпускаем ситуацию хотя бы на время забываем о ней, то Вселенная начинает делать свою часть работы, той работы, которую мы должны сделать. Т.е. понятно, что чтобы мы не делали, зависит в первую очередь от нас, но так же и от сопутствующих, благоприятствующих факторов, которые от нас ну никак  не зависят. И будем ли мы о них думать или не будем о них думать на самом деле является тоже очень серьезным фактором.

Потому что любая мысль тоже материальна и она также продолжает оказывать воздействие. И эти мысли не дают Вселенной провернуться некоему колесу, логическому колесу, чтобы все само собой сложилось. Мы блокируем этот процесс. Представьте, что предприятие работает в две смены.

А если Вы уже работать закончили, но с рабочего места не уходите и не даете другой смене продолжать работу, то, понятно, работа на это время приостанавливается. Вот точно так же и мы своими мыслями иногда блокируем помощь, которая идет со стороны Вселенной. Т.е. мы сделали свою часть, главное сделать ее честно, сделать все от себя зависящее, потом отпустить ситуацию, переключиться, в частности, переключиться на занятия Хатха йогой.

На самом деле, когда человек занимается Хатха йогой, он вольно-невольно начинает переключаться и забывать о всех проблемах. Но иногда, особенно новичкам трудно сделать первый шаг. Вот он вроде пытается заниматься, а в голове проблемы. И своими мыслями такой человек, как ни странно, блокирует помощь Вселенной.

Поэтому перед началом занятия очень полезно выпрямить шею, спину, голову. Почему надо выпрямить шею, спину, голову? В йоге считается, что в таком состоянии мы можем достигнуть максимально расслабленного положения. У нас позвоночный столб, а тело висит, как пиджак на вешалке. Т.е. полностью расслаблено.

И вот после того, как мы сделали это, уже не плохо бы было лечь и немножко потянуться. Очень хорошо при этом зевать, знаете как мы просыпаемся утром  и тело само просит, чтобы потянуться, зевнуть и т.д. Так вот очень неплохо бы было начинать занятие с этого. Т.е. мы дополнительно какие-то напряжения убираем, а нужные факторы, тонизирующие, добавляем.

И вот после этих воздействий, когда мы пару минут посидели, после чего легли потянулись, ну сколько это может занимать времени? Столько сколько приятно. Но, как правило, это редко бывает больше чем пара тройка минут. И после этого человек непосредственно приступает  к выполнению этих поз. Поз Хатха йоги.

Здесь следует сказать о том, а сколько же всего существует поз в Хатха йоге? Строго говоря, друзья, столько сколько возможно положений человеческого тела, столько же есть и поз в Хатха йоге, т.е. бесконечное число. Или, во всяком случае, очень большое. Но мудрость йоги как раз и заключается в том, чтобы не перебирать все положения, которые только может принять наше тело.

Про йогу:  Одежда для йоги в Волгограде: 318-товаров: бесплатная доставка, скидка-22% [перейти]

Мудрость йоги заключается в том, что в йоге используется достаточно маленькое количество поз, положений, которых будет вполне достаточно. В разных трактатах, в разных книгах называют разное число. Но чтобы Вы сориентировались, это порядка 7-8 десятков поз. Т.е. не так, чтобы очень и очень много.

Т.е. это уже вопрос вкуса. И здесь также прослеживается вот эта общая йоговская тенденция гармонии. Вот сейчас современный человек он хочет все систематизировать. Западный человек  в первую очередь, определяет какая бывает поза, как она называется, как она выполняется, сколько их штук?

Он хочет знать все конкретно. Друзья, в среде йоги никто никогда не задавался такой целью. Считалось это даже не совсем интересной темой. Т.е. такого справочника, который быть может сейчас очень пригодился бы западному человеку, в йоге нет. Схожая ситуация наблюдается и с названием поз.

Есть некоторые позы, названия которых более или менее устоялись и они даже в совершенно разных школах йоги либо одинаково звучат, либо очень сходно. Санскрит, который используют в названии поз, он никогда не гнался за написанием, он всегда гнался за произношением.

Не говоря о том, что в разных школах йоги, одна и та же поза  называется по-разному. И наоборот, две разные по названию позы, а на самом деле это одна и та же поза. Поэтому такая неразбериха она существовала и есть. И до сих пор, на сколько мне известно, не существует единой градации или единого списка как та или иная поза называется.

Это тоже следует Вам помнить, потому что некоторые такие адепты с параноидальным рвением начинают зазубривать какие-то иногда очень трудно произносимые индийские скороговорки, якобы обозначающие ту или иную позу. И что самое обидное, иногда эти названия как сейчас бы сказали, синтетические. Т.е. нет никаких  упоминаний, что в древности эта поза так называлась. Просто в последнее время западные люди потребовали, чтобы все как-то называлось и вот стали придумывать.

Набрали много слов с санскрита и стали из них делать сочетания вот уже в последнее время. Звучит непонятно, звучит на санскрите вызывающе уважение. Но только одна беда, к древним названиям это никакого отношения не имеет. Поэтому относитесь немного попроще к названиям.

Кроме того, не забывайте, что йога распространилась еще и на людей, у которых другие были языки. И там иногда Вы можете встретить какое-нибудь свое название поз. Что же касается перевода, даже названия устоявшихся поз, тоже есть проблемы. Санскрит очень интересный язык.

Да никто в йоге не занимался галочками в плане придумывания названий или классификации поз и т.д. Есть такое слово – тьма. Так вот в отношении поз в йоге, сколько их? Да их тьма! Имеется в виду ну очень много. Зачастую в трактатах  для указания количества поз, применяются такие числительные, которые показывают, что их очень много, но не говорят конкретно сколько.

Итак, в йоге считалось достаточным 7-8 десятков поз, для того, чтобы получить очень хороший результат в Хатха йоге. Но при этом никто не мешал Вам, экспериментируя со своим телом, находить свои собственные позы. Т.е. еще раз, с точки зрения философии и идеологии йоги, любая поза может как быть позой Хатха йоги, так и не быть ею.

Так вот споры о том, что эта поза является асаной Хатха йоги, а эта нет, это вообще не понятно что. Т.е. такая градация с позиции гармоничной йоги, где все перетекает из одного в другое очень плавно, просто немыслимо. Кстати говоря, по этой же причине слово, что тот или иной человек делает неправильно позу йоги лишено смысла.

Любая поза может как быть позой йоги, так и не быть. Другой разговор, какой эффект мы от этого получим. Так вот в йоге выбрано 7-8 десятков поз, эффект на человека которых максимален. Эффект от других поз также есть, но он либо менее выражен, это уже более тонкая настройка  под каждого индивидуального человека, либо тот же самый эффект можно получить за счет комбинации поз в этих 7-8 десятках.

Из этого следует, что для того, чтобы практиковать йогу, надо всего лишь изучить 7-8 десятков поз, а в дальнейшем, если мы вдруг начинаем чувствовать, что наше тело просит какой-то другой позы, которой не было в тех позах, которые мы изучили, но тело просит, мы делаем ее.

https://www.youtube.com/watch?v=HFyE6D7CdD4

Это как беременные женщины, у них всегда, то она мела хочет съесть, то земли. Организм требует каких-то микроэлементов. Она может быть иной раз и не отдает себе отчета. До анекдотов доходит. «Принеси мне мел из той аудитории, он там вкуснее». А мел органического происхождения… Т.е. это не лишено логики «принеси мне мел из той аудитории, он там вкуснее».

Это говорит о том, что женщина, ожидающая ребенка, становится очень сенситивной, чувствительной. Вот точно так же и Вы должны быть. Тело просит, проанализируйте, чего это оно вдруг просит? И  попробуйте. Даже если эта поза не будет входить ни в какие каноны.

Вы не пойдете против йоги, а наоборот, Вы пойдете как истинные древние йоги. Надо избавляться от тенденции, которая сейчас правит бал, что существуют какие-то инструктора йоги, только они знают как там что делать, вроде как небожители какие-то спустились с небес. Да, действительно, истинный инструктор йоги, это что называется звание с большой буквы.

Но заключается оно не в том, как больше щеки надувать и изображать свою важность. А в том как лучше помочь и гармоничнее помочь другому человеку раскрыться, а не подавлять его. «Ты неправильно делаешь, эта поза не так называется, а эдак  и палец должен смотреть в другую сторону». Т.е. к сожалению мы сейчас видим тенденцию хамства в йоге.

Человек пришел на занятие йогой. И вместо того, чтобы его раскрыть, его прессуют, чтобы показать свою значимость, что вот он инструктор – царь и бог. Это очень нехорошая тенденция и она идет против йоги. Если Вы с этим сталкиваетесь, знайте, что йогой там и не пахнет.

Но идем дальше. Так вот существует количество поз с более или менее устоявшимися названиями. Описание как их надо делать в древних трактатах занимает одно два предложения. И это многих обескураживало. Они думали: «Ага, они в трактате написали два предложения, а сами на ушко наверное тайные наставления шептали на 20 страницах». Нет, друзья, это противоречит самой идеологии йоги. Либо говорят все, либо не говорят вообще ничего.

Но так чтобы полуправда… Иначе было бы предупреждение. Обычно это предупреждение звучит следующим образом: «Делай так-то и так-то, а в остальном слушай своего Учителя». Но это касается сложных практик, медитативных и пр. Как правило описание поз достаточно простое и иногда даже несерьезное.

Иной раз, если человек вообще никогда раньше с йогой не сталкивался, очень трудно понять, что просят сделать. В некоторых трактатах более или менее понятно. Ногу сюда поставь, голову сюда поверни. Все ясно и понятно. А в отношении некоторых поз очень сложно понять, что вообще имелось в виду.

Практическое занятие.

Ну и теперь мы с Вами практически сделаем несколько упражнений. Для этого давайте мы разместим наши коврики и сделаем небольшую группу упражнений. Мы с Вами озвучили примерный вариант занятия и давайте сейчас как бы в первом приближении проведем обычное занятие.

Итак, с чего мы начинаем?  Всегда крайне желательно убрать, почистить то место, где Вы будете заниматься. Сейчас мы сделаем такую процедуру. Мы руками, как бы протрем весь коврик. Давайте сделаем это. Т.е. как если бы мы пыль с него сметали, или как будто бы пропитывали его своей собственной энергией, т.е. природняем коврик или то место, где мы занимаемся.

Садимся на коврик. Опять же сидеть можно по-разному. Единственное, чтобы спина, шея голова были прямые. И теперь выпрямляем спину, шею, голову, закрываем глаза и расслабляем свое тело, расслабляем свое лицо. И мысленно отпускаем ситуацию. Всегда хорошо вспомнить, что мы должны дать возможность Вселенной сделать свою часть работы.

Теперь мы ложимся на спину. И вот теперь хорошо бы потянуться, можно забросить руки за голову. Зеваем, потягиваемся, носки ног от себя, на себя тянем. Мыслей в голове нет, отдаемся ощущениям, напряжения, которые были убираем.

И прямо теперь можно переходить к упражнениям йоги. И вот давайте мы первое упражнение сделаем прямо из этой позы. Забросим руки за голову, еще раз потянемся. А теперь согнемся в пояснице, ладонями рук захватим свои ноги. В этой позе желательно, чтобы ноги в коленях были прямые.

Т.е. мы приблизительно приняли позу и в дальнейшем ждем, насколько нам будет приятно еще сильнее и сильнее ее сделать. Понятно, что у каждого будет по-разному получаться. Кто-то более сильно прогнется, кто-то менее сильно. На самом деле йога не говорит, что кто-то делает правильно, кто-то неправильно.

Опять же, крайне полезно отдаться этим ощущениям, чтобы не было болтовни в голове. Т.е. мы опять выдавливаем ощущениями мысли все. Если чувствуем, что надо чуть посильнее делать, делаем. Если чувствуем, что надо ослабить, ослабляем. Т.е. это метод Энергии. Мы доверяем ощущениям. Мы испытываем радость от выполнения. В методе Энергии важно никуда не спешить.

Позволить достаточно долгое время находиться в позе. Как сказано в древнем трактате, приблизительно прими позу и жди, когда проснувшаяся Энергия через ощущения сама тебе подскажет насколько сильнее надо изогнуться. Т.е. доверься Энергии как заботливой матери. Это женский метод выполнения упражнения.

Но вот прошло какое-то время и теперь мы начинаем делать методом Сознания — мужским методом. Мы уже начинаем потихонечку себя заставлять приближаться к ногам. Но, опять же, на заднем плане должна быть радость. Т.е. мы побеждаем себя и радуемся. И делаем такие попытки: сильно-сильно, затем послабление; такими порциями.

Но если в первом случае мы как бы отдавались ощущениям, то теперь мы забываем про ощущения. Мы теперь видим себя так, как хотели бы выглядеть и заставляем свое тело подчиняться. В отличие от метода Энергии, метод Сознания не требует такого большого количества времени, а требует существенно меньшего времени.

Ложимся и даем время, чтобы усилия, которые были плавненько ушли. Так мы проводим какое-то время, которое считаем необходимым для нас. Опять же, не слишком долго, чтобы совсем не расслабиться, но и не слишком мало, чтобы мышцы успели восстановиться от предыдущего напряжения.

Про йогу:  196 реальных отзывов - Kimera Lounge |

И теперь мы переходим ко второму упражнению. Естественно, что если мы до этого сгибались в одну сторону, то теперь неплохо бы сделать упражнение на прогиб в противоположную сторону, т.е. мы ложимся на живот теперь и делаем другую позу. Сгибаем ноги в коленях, ладонями рук захватываем ноги.

Т.е. мы себя не особо заставляем, не особо напрягаем, мы просто лежим. Но уже самим фактом, что мы находимся в этой позе, даже без напряжения, уже само это положение начинает оказывать на нас оздоровительное воздействие. Почему-то существует такое заблуждение, что обязательно надо как-то напрягаться в йоге, чтобы был оздоровительный эффект.

Опять, как и в предыдущем упражнении, полностью отдаемся ощущениям, как бы выдавливаем ощущениями мысли из головы. В йоге считается, что мысли очень прожорливы. Каждая мысль съедает значительное количество нашей жизненной силы. Поэтому если мы хоть немного уменьшим процесс мыслеобразования, то эта энергия быстро пойдет на восстановление наших сил.

Полностью отдаемся и уходим в свою внутреннюю Вселенную, в свой внутренний мир. Нет никого. Работаем только лишь на себя. Никак не на публику, никак не на стороннего зрителя. Нет никаких сторонних зрителей и быть не может. Как бы Вы не выглядели, Вы выглядите великолепно.

Иногда люди думают: «А как я буду выглядеть в той или иной позе? А вдруг люди будут надо мной смеяться? А вдруг я что-то неправильно делаю? Друзья, если у Вас возникают такие мысли, знайте, что это ошибочные мысли. Выбросьте эти мысли из головы. Они никому не нужны. Они наоборот не позволяют Вам достичь гармонии и правильного ощущения.

Ну вот прошло какое-то время и теперь Вы хотите выполнять это же упражнение, но только методом Сознания. И вот тут бы неплохо себя немножко подзаставить и чуть-чуть попрогибаться побольше в спине. Опять же, прогибаемся в спине. Хотя бы долю секунды остаемся в позе методом Сознания, но не обязательно долго оставаться, выходим. Какое-то время приходим в себя.

Второй раз, третий раз. И каждый раз остаемся в этой позе дольше и дольше. Настолько долго, насколько приятно. Вот это метод Сознания, когда мы как бы побеждаем сами себя, но при этом радуемся. Как только чувствуем, что надо выйти, выходим. Опять же, нет зрителей, работаем на себя. Абсолютно все равно как мы выглядим со стороны.

Но вот мы выполнили и методом Сознания менее продолжительное время. И опять отдыхаем. Выходим из позы, разгибаем ноги. Опять ощущения от предыдущей позы постепенно уходят. Какое-то время мы наслаждаемся тем, как уходит напряжение, уходит какая-то зажатость. Т.е. вот мы  подобно тому как раскачивают качели, должны поймать этот ритм, эту гармонию.

Опять таки понятно, что если мы изгибались в одну сторону, то теперь лучше изогнуться в другую сторону. Хотя я еще раз подчеркиваю, что это не является абсолютным законом, это здравый смысл. Поэтому переворачиваемся на спину, начинаем выполнять третье наше упражнение.

Выходим из позы, какое-то время отдыхаем. Бывает трудно для себя определить какое это время, особенно после работы бывает такое нервозное состояние, хочется быстрее, быстрее, быстрее… Мы и сами не замечаем, как мы, выражаясь на сленге, «гоним волну».

Но вот прошло какое-то время, делаем то же самое, но в другую сторону. Остаемся какое-то время. Выходим из позы. Т.е. понятно, что в одну сторону и в другую сторону желательно делать примерно одинаковые промежутки времени, дабы и в одну и в другую сторону была одинаковая нагрузка.

Т.е. дома каждый для себя будет определять как долго и как сильно… Но вот пытаемся уже потихонечку переходить из метода Энергии в метод Сознания. Вот мы приняли позу приятно, а вот тут я чуть-чуть поднажму, но только чуть-чуть. В другую сторону тоже приятно, потом опять чуть-чуть поднажму.

И так то влево, то вправо. Постепенно прибавляем время и усилия. Т.е. таким образом мы переходим от метода Энергии к методу Сознания, ловим  вот эту вот точку. Там где надо себя заставить и там где можно себе позволить. Т.е. заставить это преодолевать себя. Позволить – это насладиться  от позы.

Не секрет, что в дальнейшем, когда человек достаточно долго занимается йогой, он испытывает  наслаждение от принятия позы. Такое же, как если бы мы потягивались. Не говоря о более тонких составляющих, таких как внутренний массаж органов или какое-то напряжение или расслабление в разных участках тела, что очень приятно.

Вообще концепция йоги, Хатха йоги в частности, это в первую очередь выжать максимум наслаждения из своего тела. Т.е. вот в нас заложено некое наслаждение и мы должны его выжать. Если мы его выжимаем, то мы полностью реализуем задумку нашего тела и тело здоровое, счастливое, в тонусе.

Если же мы что-то недонапрягаем, если какая-то группа мышц у нас не напрягается или наоборот, какая-то группа мышц излишне напрягается, то  это перекос, дисбаланс. Мы должны его устранить. Но в любом случае все очень естественно, понятно, все очень просто.

Доверяем себе, доверяем ощущениям, доверяем Вселенной. Стараемся, чтобы наши внутренние ощущения были гармоничными. Т.е. находимся в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Еще раз, никогда не оцениваем как мы выглядим или еще что-нибудь. Как только начинается эта оценка, сразу же возникает внутренний зажим.

Как только возникает внутренний зажим, гармония разрушается и где-то избыток энергии, где-то недостаток. Где-то избыток  напряжения, где-то недостаток. И он переходит потом изо дня в день, из года в год. Так накапливаются всякого рода негативы, стрессы.

Замечательно. Вот мы выполнили это упражнение и в таком духе мы продолжаем выполнять все упражнения, которые мы себе назначили. Я еще раз повторю, что самое разумное, чтобы комплекс состоял не менее чем из 7 упражнений, но на самом деле, даже если Вы одно упражнение сделаете, это будет уже великолепно.

Ну и теперь, как мы с Вами помним, после того, как Вы сделали все упражнения, которые наметили, Вы должны принять позу Шавасаны, позу отдыха. Ложимся на спину и просматриваем свои ноги, иногда даже полезно немножко ими пошевелить, чтобы осознать, или можем не шевелить, как приятно. Руки просматриваем. Просматриваем свое туловище.

Дома можно скорость перехода от просматривания ног к рукам, от рук к туловищу, выбирать свою собственную. Ну и теперь смотрим на свое лицо. Состояние такое, как если бы лицо растеклось. Находиться в этом состоянии мы должны какое-то время. Т.е. мы помним, что надо как бы приручить тело. Т.е. тело как зверек запуганный.

Но при этом могут возникать мысли в голове, особенно если мы занимаемся после  рабочего дня, лихорадочные мысли о том, о сем. И вот вторая часть Шавасаны, мы должны постепенно искоренять мысли. Для этого мы начинаем дышать все реже и реже, сознательно замедлять дыхание.

Вот мы задержали дыхание, потом опять хочется сделать вдох, т.е. мы плавненько подходим к  состоянию, когда нет ни дыхания, ни мыслей, все расслаблено. Т.е. все, состояние Шавасаны, поза трупа, умерли мы, нет никаких ни проблем, ни волнений, вообще ничего нет.

Вот на эти 5 минут мы вышли из Вселенной. Обязательно следим, чтобы наша голова не была немножко наклонена или не склонялась немного влево или вправо. Вот здесь, как ни странно, очень важно положение симметрии. Почему? Потому что если хоть чуть-чуть голова наклонена влево или вправо, то тут же автоматически какие-то нервные окончания в области шеи пережимаются и расслабиться значительно тяжелее.

Ну вот прошло какое-то время, отведенное для Шавасаны, т.е. это может быть и 3 минуты и 15 минут, если Вы дома занимаетесь, то Вы сами определяете, как долго находиться в этой позе. И вот Вы постепенно начинаете возвращаться в свое тело. Начинаете с дыхания. И потом опять просматриваете ноги свои.

Направляете внимание свое на ноги. И тем самым как бы их оживляете. Руки свои просматриваете, туловище, лицо наконец. Постепенно начинаете медленно как-то двигаться, приходить в себя. Не стесняться зевать, потягиваться.  Не контролируйте каждое Ваше движение. Вот оно какое есть, такое и пусть будет. Еще раз, нет внешних зрителей, мы в йоге работаем исключительно сами на себя.

Какое-то время мы полежали, пришли в себя и аккуратненько можно уже сесть. Опять же, никуда не торопясь. Обычно состояние бывает такое, что и рта раскрывать не хочется и вообще состояние в хорошем смысле пассивное, ровное. Но, нас ждут, как говорится великие дела, мы должны возвращаться в наш мир для того чтобы славно поработать, пообщаться с единомышленниками.

Т.е. активно жить. Йога призывает нас жить активно, полностью наслаждаться радостями жизни. И надо себя привести в порядок. Можно начать с массажа своих ушей, затем можно похлопать себя по всему телу с разной степенью интенсивности. Руки, ноги. И после того, как мы себя похлопали, можем обнимать себя в одну сторону, в другую.

Замечательно. Вот таким образом мы сделали несколько упражнений, это у нас заняло примерно пол часа. Сделать мы успели всего лишь 3 упражнения и позу отдыха. На самом деле это тоже полноценное занятие, но еще раз, конечно же в зависимости от того, есть ли у Вас возможность довести до 7 поз. Теперь давайте вернемся на наши места обычные.

Вот таким образом, как Вы видите, все гармонично, все понятно. Никакого мистически-космического антуража. Все очень просто. Никакого запугивания, никакой зажатости. Все естественно, просто и четко. И вот как раз в этом и заключается секрет. Что если Вы найдете эту гармонию и попадете в резонанс с этой гармонией, то все самые тайные двери Вашего организма раскроются. Не надо заигрывать с потусторонним, с мистическим.

Сейчас пытаются связать йогу с учениями,  в которых древние мудрецы, мистики, маги… Друзья, это все в большей степени несерьезно. Да, действительно, в йоге есть очень таинственные на первый взгляд вещи. В йоге действительно есть вещи, которые кажутся нам совершенно фантастическими. Но приближаться к этим вещам йога нас призывает вполне конкретными разумными методами.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий