В китайском городе Тяньцзинь ввели частичный локдаун из-за вспышки COVID-19

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

«Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, отвечая на вопросы молодых людей на встрече, организованной в рамках Всемирного русского народного собора и студенческого фестиваля «Вера и дело».

В то же время Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание присутствовавших на другой аспект затронутой темы: «В современном профессиональном спорте есть нечто такое, что работает не на созидание личности, в том числе ее физической составляющей, а на ее разрушение. Поэтому, поддерживая занятия физической культурой и спортом, я одновременно имею некоторые критические замечания к тому, что происходит в сфере профессионального спорта, в том числе и в нашей стране».

Отвечая на вопрос о ставших довольно популярными в юношеской среде занятиям йогой и медитацией Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения. Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Его Святейшество напомнил, что йога – вовсе не только лишь физкультура, она опирается на совершенно определенную религию и предполагает соответствующие духовные практики.

«Йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью», – отметил Святейший Владыка. Он подчеркнул, в частности, что при использовании такого рода практик может разрушаться национальное самосознание человека, его культурная идентичность.

«Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил, и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к молодежной аудитории, предостерег их от экспериментов с медитациями.

Иеромонах Серафим (Роуз): «Христианская йога»

Индийская йога известна на Западе уже много десятилетий, а в Америке она дала начало особенно многим культам, а также популярной форме физической терапии, цели которой предположительно далеки от религии. Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец написал о своем опыте превращения йоги в «христианское» учение; следующие описания взяты из его книги[6].

Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Автор прав, говоря: «Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты» (стр. 54). К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается; об этом мы скажем подробнее впоследствии.

Тот же автор продолжает: «Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть бог, об остальном можно только молчать» (стр. 63).

Разумеется, эта идея не христианская, а языческая, но цель «христианской йоги» — использовать приемы йоги для совсем других духовных целей, для «христианской» медитации. Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям. «Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется, и вас наполняет чувство общего благосостояния» (стр. 158). Упражнения приводят к «необычайному ощущению покоя» (стр. 6). «Начнем с того, что человек ощущает общее раскрепощение, его охватывает прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), которая должна и которая вправду сохраняется на долгое время. Если наши нервы напряжены и натянуты до предела, упражнение даст им покой, и усталость как рукой снимет» (стр. 49). «Цель всех его (йога) усилий — заставить замолчать в себе думающее начало, закрывая глаза на всякого рода соблазны» (стр. 56). Эйфорию, которую приносит йога, «можно с полным правом назвать «состоянием полного здоровья», которое позволяет нам делать больше и лучше на человеческом уровне — для начала, а затем и на христианском, религиозном, духовном уровне. Наиболее подходящее слово для этого состояния — удовлетворенность, заполняющая тело и душу и предрасполагающая нас… к духовной жизни» (стр. 31). Это может изменить всю личность человека: «Хатха-йога благотворно влияет на характер. Один человек после нескольких недель упражнений признался, что сам себя не узнает и что все замечают перемену в его поведении и реакциях. Он стал более мягким и понимающим. Он спокойно относится к событиям и переживаниям. Он удовлетворен… Вся его личность претерпела изменение, и он сам чувствует, как она укрепляется и раскрывается, а из этого проистекает почти непрерывное состояние эйфории, или удовлетворенности» (стр. 50).

Но все это — только подготовка к «духовной» цели, которая не заставляет себя долго ждать: «Став созерцательной, моя молитва получила особую и новую форму» (стр. 7). Став необычайно спокойным, автор отмечает «легкость, которую» он «почувствовал при погружении в молитву, при сосредоточении на ее содержании» (стр. 6). Человек становится «более восприимчивым к импульсам и побуждениям с небес» (стр. 13). «Практика йоги приводит к повышенной податливости и восприимчивости, то есть к раскрытию тех личных отношений между Богом и душой, которыми отмечен путь мистической жизни» (стр. 31). Даже для «ученика-йога» молитва становится «сладостной» и «охватывает всего человека» (стр. 183). Человек расслаблен и «готов затрепетать при касании Святого Духа, принять и приветствовать то, что Господь в Cвоей милости сочтет нас достойными испытать» (стр. 71). «Мы подготовим все свое существо к тому, чтобы оно было взято, было восхищено — и это, несомненно, одна из форм, даже высшая форма, христианского созерцания» (стр. 72). «С каждым днем упражнения, да и вся аскетическая дисциплина моей йоги прибавляет легкости, с которой благодать Христа притекает ко мне. Я чувствую, как растет мой голод по отношению к Богу, и моя жажда праведности, и мое желание быть христианином в полном смысле этого слова» (стр. 11).

Любой понимающий природу прелести, или духовного заблуждения (см. ниже, стр. 176–179), узнает в этом описании «христианской йоги» точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути — или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских «христианских» опытов. То же стремление к «святым и божественным чувствам», та же открытость и готовность быть «восхищенным» неким духом, те же поиски не Бога, а «духовных утешений», то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за «состояние благодати», та же невероятная легкость, с которой человек становится «созерцателем» или «мистиком», те же «мистические откровения» и псевдодуховные состояния. Это общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор «Христианской йоги», будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые «медитации», которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических «медитаций» последних веков, с их свободной игрой воображения на христианские темы. Так, например, медитируя на тему рождественской мессы, он начинает видеть Младенца у Его Матери. «Я вглядываюсь, и больше ничего. Картины, идеи (ассоциации идей: Спаситель — Царь — Свет — Сияние — Пастырь — Младенец — и снова Свет) приходят одна за другой, проходят мимо… Все эти кусочки священной головоломки, взятые в целом, рождают во мне одну идею… безмолвное видение всего таинства Рождества» (стр. 161–162). Каждый, кто хоть немного знаком с православной духовной дисциплиной, увидел, что этот достойный жалости «христианский йог» умудрился попасть в ловушку, расставленную одним из мелких бесов, поджидающих таких искателей «духовных переживаний»: он даже не видел «Ангела света», а только дал волю своим собственным «религиозным фантазиям», порождениям сердца и духа, совершенно не подготовленных к духовной брани и к бесовским искушениям. Подобная «медитация» в наши дни практикуется в целом ряде католических монастырей и обителей.

Тот факт, что в конце книги помещена статья переводчика «Добротолюбия» на французский язык с приложением выдержек из «Добротолюбия», только лишь показывает пропасть, отделяющую этих дилетантов от истинной духовности Православия, которая совершенно недоступна современным «мудрецам», разучившимся понимать ее язык. Достаточным доказательством некомпетентности автора в понимании «Добротолюбия» является то, что он называет «сердечной молитвой» (в православных традициях она является наивысшей молитвой, которой сподобляются только очень немногие после долгих лет аскетической брани и школы смирения у истинно богоносного старца) простейший трюк: произнесение слогов в унисон с сердцебиением (стр. 196).

Ниже мы полнее прокомментируем опасности «христианской йоги», когда будем отмечать в ней черты, общие с другими формами «восточной медитации», которые предлагаются сегодня христианам.

Глава из книги «Православие и религия будущего»

Я страдаю болезнью позвоночника. Врач посоветовал заняться йогой. Говорит, в йоге есть комплекс упражнений, который помогает при моей болезни. Но, насколько мне известно, все упражнения в йоге направлены на достижение какого-то духовного эффекта. Я человек православный, регулярно хожу в Церковь и не намерен погружаться в изучение чуждой мне религии. В то же время я знаю, что многие из упражнений современной гимнастики взяты именно из йоги. Где же та грань, за которой физические упражнения превращаются в духовные? Петр

Отвечает Дмитрий ПЕТРОВСКИЙ, сотрудник Секретариата по межправославным отношениям ОВЦС:

— Уважаемый Петр! Йога зародилась в индуизме и буддизме как совокупность духовных и физических практик. Цель йоги — управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более возвышенного психического и духовного состояния. Согласно философии индийского дуализма в мире действуют два начала: материя и дух. Жизнь получается в результате соединения этих двух субстанций, которые совершенно разнородны, но не сознают своей разнородности и притягиваются друг к другу. Стоит душе человека ясно осознать всю отличность своей природы от природы материи и глубоко проникнуться этим сознанием, как она освободится от связи с телом и после смерти растворится в духовной субстанции. Поэтому некоторые называют йогу искусством смерти.

Казалось бы, аскетика Православия и аскетика йоги созвучны, но на самом деле разница принципиальная. Мысль о теле как темнице души, несомненно, имеет языческое происхождение и в корне противна христианству, утверждающему, что тело — храм Духа Святого, и проповедующему телесное воскресение.

Все направления йоги основаны на допущении, что люди могут своими действиями достичь единства с Абсолютом. В целом йога предлагает человеку ложный путь самосовершенствования — путь, на который увлек диавол первого человека Адама, соблазнив его возможностью стать Богом.

Одна из систем йоги — хатха-йога — сосредоточена на очищении тела, приводящем к очищению ума и жизненной энергии. Хатха-йога включает в себя специально подобранный комплекс тренировочных поз, сопровождаемых определенным дыханием. Разные упражнения укрепляют разные части тела и органы. В настоящее время хатха-йога в ее многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

На вопрос о допустимости йоги как чисто физической практики нет сформулированной церковной позиции, существуют только личные мнения. Одни считают, что Православие и йога несовместимы, другие не видят ничего предосудительного в том, чтобы использовать некоторые позы в целях оздоровления. Действительно, йога — очень эффективная оздоровительная система, но эффективна она именно благодаря своей комплексности и укорененности в определенной духовной традиции. Ее популярность у нас понятна — в христианстве не сохранилось такой методически проработанной физической системы. Кроме того, большинство современных учителей йоги подают ее как внерелигиозную (или всерелигиозную) систему упражнений, ведущую к оздоровлению, самосовершенствованию, самое большее — к некоему абстрактному «просветлению».

Про йогу:  Спортивные травмы и посттравматический артроз - Нолтрекс™.

И все-таки, осваивая технику различных поз, вы неизбежно начнете погружаться в их духовный смысл. В подавляющем большинстве случаев современная йога, практикуемая в нашей стране, — это подражание дилетантов дилетантам. Поэтому, чтобы понять смысл упражнений, вам придется читать дополнительную литературу. При этом вы невольно будете подвергать свое сознание воздействию той языческой философии, которая сегодня затуманила разум многих людей.

В России и, в частности, в Москве, несмотря на чрезмерную рекламу курсов и школ йоги различных направлений и степеней сложности, очень мало специалистов, готовых преподать йогу именно как целостную систему. А редко встречающиеся профессионалы уже сделали свой духовный выбор — не в пользу Православия. Общение с такими учителями для души небезопасно. Индуизм совсем не любвеобилен по отношению к другим религиозным практикам, и, если заниматься у серьезных специалистов, они рано или поздно поставят перед вами вопрос о духовном выборе. Для них, живущих в этой традиции, естественно, что для дальнейшего роста необходимо соблюдение религиозных ритуалов. Если православный человек займется классической йогой, ему, чтобы остаться православным, неизбежно придется противостоять всему культурно-историческому и духовному фону, который несет чуждая для него традиция. Это непросто.

Я не утверждаю, что невозможно заниматься йогой только как гимнастикой. Множество лечебно-оздоровительных синтетических систем основывается на позах йоги. Например, гимнастика Поля Брэгга, пилатес и прочее. Какой комплекс упражнений выбрать? Каждый подобный вопрос должен решаться индивидуально. Рекомендацию врача заняться йогой необходимо обсудить с духовником, который, зная вас и ваши склонности, сможет определить степень возможной опасности упражнений конкретно для вашей духовной жизни. Мы, как христиане, призваны к свободе, а не к анархии духа. Поэтому «все мне позволительно, но не все мне полезно» (1 Кор. 6: 12).

Одни считают йогу служением бесам. Другие говорят, что занятия йогой оздоравливают и не мешают духовной жизни в Православной Церкви. В чем же принципиальная разница подвижничества йогов и христианских аскетов? С этим и другими вопросами мы обратились к сотруднику Отдела внешних церковных связей Дмитрию ПЕТРОВСКОМУ, ответственному за православную проблематику в Азии.

СПРАВКА

Йога — совокупность различных духовных и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психикой и психофизиологией человека ради достижения более возвышенного психического и духовного состояния. Слово «йога» происходит от санскритского корня «йодж» или «йудж», имеющего много значений: упряжка, упражнение, обуздание, соединение, связь, гармония, союз, общность, метод. Этот индоевропейский корень отразился в русском «иго». В более узком смысле йога — одна из шести ортодоксальных школ индуизма. Основателем ражда-йоги (царственной йоги, йоги ума) считается индийский мистик Патанджали (II век до Р. Х.), систематизировавший центральные принципы йоги и соединивший их в сборник коротких поучений «Йога-сутры». Относительно йоги как философской школы и психофизической практики существует ряд частных богословских мнений, но соборное решение Церкви пока что не выработано.

«Будете как боги»?

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

— Во всем мире индийские аскеты (не факиры) — символ отрешенных искателей истины. Какую истину ищут йоги?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить принципиальное отличие естественных (языческих) религий от религий откровения. В религиях откровения, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам, знания о Боге и окружающем мире получены через сверхъестественное откровение, сверху — вниз. Это опыт, когда Господь Сам выходит к человеку. Мы знаем из христианского учения, что в мире есть две реальности — Творец и Его творение. Между ними лежит онтологическая граница. Естественно, что творение несет на себе отблеск Творца, но, пока Творец Сам не проявляет Себя в мире, человек не сможет иметь никакого знания о лежащем за этой границей.

Все естественные религии и верования, к которым относится и индуизм, получают знания о Боге путем рассмотрения окружающего мира, познание идет снизу — вверх. Таким образом человек может прийти к пониманию того, что существует Творец. Более того, он может прийти к пониманию Его единственности. Но ничего о тайне внутрибожественной жизни, о промысле Бога о человеке он понять не сможет. Именно здесь проходит естественная граница «штурма неба».

Индийские подвижники, будучи очень пристальными исследователями мира и человека, поняли принципиальную несхожесть того образа Божия, который есть в человеческой душе, с окружающим ее миром, лежащим в падении. Но из этого последовал неверный вывод: надо разорвать с падшим миром, материей всякую связь, в том числе и со своим собственным телом, и после смерти раствориться в некой духовной субстанции (Абсолюте). Именно на это и направлены усилия йогов. Причем отделение духа от тела в йоге происходит через умиротворенное сверхсознательное состояние блаженного созерцания своей божественности. В отличие от йоги в Православии само по себе созерцание еще не является спасением. Да и зачем Спаситель человеку, который осознал свое «достоинство» и теперь считает себя богом?

С православной точки зрения сама идея тела как темницы духа является языческой и в корне противна христианству!

Христианство однозначно утверждает, что тело — храм Духа Святого и оно также будет удостоено воскресения. В православной картине мира человек — это венец творения, являющийся образом Божиим и обладающий потенциалом к богоподобию, но в силу греха лишенный этой возможности. И именно в силу греха человека, его падения, а не изначально мир лежит в падении: «проклята за тебя земля» (Быт. 3: 17).

В Православии человек призван не разрывать связь с творением, чтобы приобщиться к Духу, а, наоборот, быть связующим звеном между Богом и тварью, как он был призван к этому еще в раю, о чем писали все святые отцы. После грехопадения это стало возможно только через покаяние, борьбу с грехом и теозис (обожение). Но богоподобия, обожения человек не может достичь сам, своей силой, несмотря ни на какое подвижничество, как это считают возможным в йоге. Человек может быть обожен только Богом. Потому что онтологически, по сути, по природе, несмотря на все подвиги, мы богами стать не можем, мы можем стать богами только по Божией любви, которую Он нам явил, принеся за наши грехи Своего Сына, и принятием человеком этой любви. В Православии теозис — результат синергии (совместного действия), то есть милости Бога, желающего каждому спасения, и человека, отвергшего путь греха и работающего Богу.

— Обычно разность целей предполагает и разность способов ее достижения. Чем же объясняется сходство аскетики в йоге и Православии, например хранение чувств, ума?

— В основном тексте йоги, «Йога-сутрах», дается ее определение: йога есть обуздание волнений, присущих уму. В таком понимании природы ума, действительно, можно увидеть некоторое сходство с православной аскетической традицией. Так, египетские отцы пишут о нашем уме как приснодвижущемся, то есть находящемся в беспокойном постоянном движении. И цель молитвенной практики подвижника — остановка метаний ума (чтобы устремить его ко Христу). На этом сходстве часто основывают идею о том, что практики в йоге в целом не противоречат практике православного аскета. Однако это не так. Методологически, технологически, даже структурно аскетические практики в любых религиозных традициях схожи: это утеснение человеческого духа, в первую очередь с помощью поста, бдения, повторения коротких простых молитв для остановки ума и направления его на предмет поклонения. Землю мы копаем везде одинаково, но выкопать можно как землянку, так и могилу — результат работы зависит в первую очередь от цели, с которой она совершается.

Все виды йоги (а их несколько) исходят из одного общего принципа, утверждающего, что человек в состоянии сам, самостоятельно, ценой только личных усилий достичь единства с Абсолютом. Это входит в фундаментальное противоречие с христианской идеей спасения по благодати, спасения ценой искупления Господа нашего Иисуса Христа. В целом йога предлагает человеку ложный путь самосовершенствования, путь, на который увлек диавол первых людей, соблазнив их возможностью самим стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5).

Кожаные ризы

— У православных есть мнение, что достижение йогами уникальных физических и психических способностей — «это все бесовское». Но, может быть, это результат раскрытия естественных сил организма, ведь у каждого из нас осталось что-то от Адама?

— Когда Адам согрешил, он утратил свои сверхъестественные способности, данные ему Богом (прямой контакт с Богом, понимание языка животных и власти над ними, пребывание в разных средах, неподверженность страстям, видение помыслов и др.), как писал Макарий Египетский. Результатом грехопадения было облечение человека в «кожаные ризы» (Быт. 3: 2).

Об ограничении человеческой свободы, его возможностей и способностей тела и духа говорят и восточная традиция, и греческая философия, но в сравнении с Православием здесь есть разница в понимании и оценке. Конечно, и Адам плачет об утраченной красоте жизни в раю. Однако кожаные ризы для падшего человека были и спасением, чудесным промыслом Бога о человеке! Потому что, лишившись Богообщения, то есть возможности плавно и мирно возрастать в Боге, человек не остался в нейтральном окружении. Мы знаем, что до падения человека произошло отпадение ангелов, то есть появился бесовский мир. Естественно, что человек, как венец творения, является предметом особого внимания со стороны гордых и завистливых бесов. Оставшись без Бога, человек оказался в агрессивной духовной среде. Чтобы выжить, нужно было иметь какую-то защиту, которой и явилась та более грубая (потому что павшая) природа, телесность человека, сделавшая его гораздо менее чувствительным к духовному миру. Благодаря этому бесы не имеют прямого доступа к человеку, если, конечно, он сам не организует канал связи. Потому что свобода у человека остается. И свои кожаные ризы человек может по своему произволению до известного предела сделать более тонкими. Настолько, чтобы начать видеть и слышать психофизические, физические и нефизические феномены, видеть то, чего не видят обычные люди. Многие талантливые люди обладают похожей сверхчувствительностью — музыкальной, художественной, литературной. Но это налагает на них сугубую ответственность. Не повредит ли эта способность душе, ее спасению? «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (М а рк 8: 36). Если это является средством культивирования личной гордости или экстатических состояний, то это недолжное распоряжение теми талантами, которые дал Господь.

Йога, как психофизическая практика, в состоянии утончить ваши кожаные ризы, но необходимо ответить на вопрос — «для чего?». Православный подвижник никогда не ставит себе целью достичь «определенных состояний», если такая цель имеет значение, это называется ошибкой, прелестью. Первая цель православного подвижника — покаяние. Если человек идет правильно, у него, действительно, по мере очищения ума и сердца могут освобождаться естественные силы души, как об этом пишет Макарий Египетский. А такие способности, как видение чужих духовных состояний, чтение мыслей, пророчества, исцеления, то есть сверхестественные, они у нас так и называются — дары человеку от Бога на пути его подвига. Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Йог же здесь поступает как мичуринец, по принципу «Мы не должны ждать милости от природы, взять их у нее — наша задача». Но, прорвавшись в духовный мир силой, без разрешения и приглашения, он может встретить там и то, от чего Бог когда-то предостерег человека, защитив кожаными ризами, — бесов. Талант или успех в любом деле является поводом к формированию гордости. А возможность своими собственными силами взять небо штурмом — сильное искушение, которое в итоге может привести к очень тонкому превозношению над людьми. Я подчеркиваю слово «тонкому», потому что йога является очень тонкой настройкой человеческого организма. Такой человек внешне может быть очень милостивым и любвеобильным, но внутренне считать окружающих ниже животных. Подобное состояние описывает Иоанн Лествичник, повествуя об одном брате, который в течение долгого времени смиренно переносил все поношения, потому что не считал поносивших его за людей .

Про йогу:  Украинская федерация йоги - О нас

Суррогат для европейцев

— Насколько духовная и физическая составляющая в йоге неразделимы? Можно ли, например, заниматься йогой только как физическими упражнениями?

— Самой привлекательной и с виду нейтральной оболочкой йоги является так называемая хатха-йога. Именно с этим стилем ассоциируют понятие йоги на Западе и у нас. Это практика сидячих йогических поз (асан) и контроля дыхания. Именно эту практику стараются максимально очистить от каких-либо «идеологий» и представить как просто физкультуру, которая полезна всем. Но вопрос этот очень непростой, спорный. С одной стороны, в условиях урбанизированного строя жизни йога может оказывать психокорректирующее, релаксационное воздействие. Именно сочетание физической гимнастики, навыков концентрации внимания, умения собраться, а также расслабиться, снять стресс и обеспечило йоге такую популярность у жителей городов. Большую часть дня мы заняты тем, что шевелим кончиками пальцев и вращаем глазными яблоками. Вся остальная часть нашего большого организма практически не задействована. Простое переключение сознания от рук хотя бы к коленям уже в каком-то смысле освобождает нас от гнета зажатости, как физической, так и психической. Дыхательные упражнения помогут обрести состояние некоего душевного комфорта, потому что это хорошая практика снятия стрессов. Но вот в чем дело: это комфортное состояние имеет тенденцию становиться самодостаточным. И вместо того чтобы молиться, когда вам плохо, грустно и т. д., вы можете сесть в асану и правильно подышать. Для тех, кто сам способен разобраться, когда время молиться, а когда релаксировать, наверное, невредно практиковать дыхательную гимнастику. Тем более что и на Западе, и в России есть свои методики. Ведь пьем же мы успокаивающее, когда нервничаем. Но для кого-то это может стать серьезным препятствием для духовного развития. Полагаю, что йога как чисто физическая практика только полезна, потому что она может поддерживать тело в бодром состоянии, что только помогает спасению.

Следует отметить еще один аспект проблемы — современная популяризация губит любую традицию, в том числе и традицию физических практик. Йога сейчас фактически является массовым видом спорта. Существует Федерация спортивной йоги, люди соревнуются на скорость, кто быстрее примет сложную асану и т. д. Часто это приводит к ущербу для здоровья. Реальное число асан, которое описывается в канонических текстах классической йоги, не превышает 32, в некоторых текстах 64, и практически все они выполняются с прямым позвоночником и не предполагают никаких вычурных скруток. Поэтому те, кто сломя голову, начинают необдуманно практиковать йогу в современной фитнес-версии, могут просто повредить своему здоровью и не получить никаких положительных эффектов.

Йога является методически законченной системой, в том числе и в области психофизических практик, основанных на колоссальной по своему объему экспериментальной базе. С другой стороны, именно в цельности йоги как системы скрывается еще одна опасность: любая традиция развивается в конкретной социокультурной среде, пропитывается ею и в какой-то момент становится трудно отделимой от этой среды. Вычленить из йоги физическую традицию теоретически возможно, но для этого надо быть знакомым с цельной традицией йоги, которую может передать только ее носитель, а подавляющее большинство серьезных учителей не будут давать вам традицию в полном объеме, не видя в вас полноценного преемника. Поэтому совершенно естественно для многих российских и иностранных учителей преподавать йогу как систему, которая включает в себя в том числе и религиозное поклонение индийским богам. Надо отметить, что на Западе уже предпринимались попытки «вырвать» куски традиции из «тела». И поэтому появились различные спекуляции на эту тему — христианский дзен, христианская йога и т. д. Но мне неизвестен позитивный результ таких опытов как для физического, так и для психического и духовного здоровья.

В советские годы йога была одним из немногих разрешенных «тайных знаний», став для многих началом пути истины. Не удовлетворившись результатами своих поисков, многие «советские йоги» пришли в Православие. Сейчас, когда мы знаем истинного Бога, нам больше не нужны эти костыли и подпорки, но труд подвижника и искренний поиск истины в любой традиции заслуживает уважения. В жизни Макария Египетского был такой случай (пересказанный в Отечнике св. Игнатия Брянчанинова): он повстречал языческого жреца, спешащего куда-то с поленом в руках. Авва сказал жрецу: «Привет тебе, о трудолюбец!» Жрец, удивившись, отвечал: «Что нашел ты во мне доброго, чтоб приветствовать меня?» Старец сказал: «Сделал я тебе приветствие, потому что увидел тебя трудящимся и спешащим куда-то». И произнес это с такой любовью, что язычник пал к ногам Макария, а позже принял христианство, а потом и монашество; наставленные примером его, многие из идолопоклонников обратились к христианству.

В настоящее время многие православные люди занимаются йогой и не считают это чем-то неразумным. Однако, существует и версия о том, что йога и православие — несовместимые вещи. Несмотря на то, что позиции эти крайне полярны, найти золотую середину вполне возможно.

Позиция православной церкви к учению йоги

Православная вера не подразумевает выполнение каких-либо специфических действий или движений, подобных асанам в йоге. Тем не менее существует множество людей, которые относят себя к православным, но при этом занимаются йогой.

Поскольку в России большинство людей считаются приверженцами православной церкви, необходимо задуматься о том, что думает православие о йоге. Большинство православных батюшек достаточно отрицательно отзываются о том, когда человек встает на путь практики йога. Но некоторые современные батюшки могут высказать и положительную точку зрения. Необходимо помнить, что это сугубо индивидуальная реакция каждого конкретного служителя церкви и единую правильную позицию определить практически невозможно.

Тем не менее можно выделить основные негативные моменты, по которым православие и йоги считаются несовместимыми. Среди них наиболее часто выделяются:

  • многие сторонники православия выделяют негативное влияние медитации, называя ее «околорелигиозным» аспектом в йоге;
  • необходимо иметь различие между приверженцем практики йоги как физической нагрузки и как философии, мировоззрения и религии;
  • неизученные способности практики и влияние их на разум человека;
  • различие православных канонов и заповедей с аюрведическими;
  • разница в питании и постах;
  • разница в принятии человеком Бога;
  • разница в ощущении энергии.

В йоге существует ответвление под названием кундалини-йога. В целом кундалини — это специфическая энергия, проистекающая в теле человека и являющаяся жизненно важной. При этом йога подразумевает начало и концентрацию ее около основания позвоночника, то есть область ниже сердца. Православная церковь полагает, что ощущения во время чтения молитв или просьб к Богу не должны находиться ниже зоны сердца. Если же это происходит, то необходимо отвергать такие ощущения. Таким образом, многие аспекты православия и йоги практически несовместимы.

Мнение Патриарха Кирилла такое, что йога может дополнять православие в том случае, если человек занимается ей как физической нагрузкой, но продолжает веровать как православный человек и придерживаться всех канонов этой веры.

Отличие православия и восточных религий

Если йога и православие, по мнению патриарха Кирилла, совместимы в некотором роде. То совместимы ли йога и восточные религии?

Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, необходимо углубиться в понимание термина «восточные религии», ведь их существует множество. Если по взгляду православной церкви наш дух и человеческие потребности и желания должны усмиряться путем подавления своей плотской похоти, уничтожения в себе греховности. То в традиции Востока главенствует не только душа, но и тело.

Приверженцы восточных религиозных направлений полагают, что крепкое и здоровое тело — доказательство веры. В связи с этим душа и тело взаимосвязаны друг с другом.

Поскольку йога позволяет развивать свои физические способности, а именно, гибкость, выносливость, физическую силу, то можно сказать, что она позволяет улучшить тело человека. Поэтому такая работа над собой приносит пользу человеку, который верен восточной религии.

Главные причины неприятия йоги православием

Многие православные люди занимаются йогой долгие годы и не находят в этом чего-либо предосудительного. Хотя встречаются и ситуации, когда человек, будучи православным, занимается данной практикой, в последующем больше и больше начинает углубляться в буддизм, в последствии у него может появиться желание вступить в буддистскую веру.

Нельзя сказать, что церковь крайне отрицательно относится к аюрведическим практикам. Однако, некоторые моменты все таки невозможны для православного.

В йоге большое значение уделяется человеческой энергии, при этом чакры располагаются вдоль линии позвоночника, начинаясь от самого его основания. Также и энергия кундалини протекает от его начала. В православии все человеческие благостные чувства должны располагаться в области сердца. Таким образом, в данном понимании практики можно сказать, что они несовместимы как философия.

Также большое значение в практике уделяется понятию собственной сексуальности, раскрытию либидо и сексуальной энергии женщинами и мужчинами. Православие крайне категорично относится к данным понятиям, считая их греховными.

Основным неприятным моментом по христианской вере, является медитация. Она позволяет человеку расслабиться и усмиряет разум, но по одной из версий, она видится как самообожествление. Поскольку во время медитации человек отстраняется от обыденной реальности, приближая себя к Богу и к Вселенной.

Еще одним нюансом является отношение человека к молитвам. Верующий человек обязательно должен молиться, обращаясь к Богу. При этом во время медитации йоги обращаются в основном к самому себе, к собственной душе.

Также негативно христианская вера отзывается о йоге потому, что во время практики человек приводит себя в неопределенное состояние сознания, тем самым утверждая в себе демонов.

Разные ли православие и йога в действительности

В понимании физического тела и упражнений, практика полезна для здоровья и имеет множество положительных сторон. Несмотря на это, христианская вера несколько негативно относится к многим аспектам практики. На это имеются свои причины.

Православие полагает, что в целом они совместимы, но с учетом некоторых особенностей. Данные направления могут быть совместимы человеком, но он должен понимать, что необходимо осторожно относиться ко многим моментам, а именно, медитации, выполнению асан и в целом йоге как философии.

Установки йоги

Для того, чтобы правильно использовать мантры, не навредив отношению человека к собственной религии, следует понимать цель этих двух направлений.

К основным установкам практики относятся:

  • яма;
  • нияма.

Основная их цель — препятствование вытеканию энергии, а также способность не навредить. Главной заповедью в православии является заповедь «не убий». Одним из пересекающихся моментов они сопоставимы с практикой йоги, поскольку она также полагает, что необходимо нести лишь свет и благостное состояние себе и окружающему миру.

Самадахи

Самадахи в практике называется высшее состояние духа человека. Йоги обычно стремятся достичь этого состояния, но для этого требуется прикладывать очень большие усилия.

Практика подразумевает полный и постоянный контроль над своим разумом и чувствами. Если человек учится этому и способен концентрироваться на чем-то одном, то его сознание сможет перенаправляться на другую концентрацию объекта.

Очень тонкая грань находится между разумом и чувствами, поэтому данный факт должен тщательно контролироваться человеком.

Исихазм

В православной вере существует понятие «исихазм», которое подразумевает безмолвие и покой. Своеобразная молитва, работа над собой, чтобы взойти к Господу.

Многократное повторение особенной молитвы к Господу, при этом мысли должны быть полностью освобождены от каких-либо мирских привязанностей или дум. Таким образом, во время этой молитвы, человек находит в себе силы и становится на путь к Богу, очищает свой ум.

Этот путь выбирают немногие и не все люди способны пройти верно по такому пути. Однако, тех, кто смог достичь такого состояния спокойствия и блаженства, причисляют к лику святых.

Очень многое в этой молитве сродни медитативной практике, однако, их направленность очень сильно отличается.

Что делать христианину

В современном мире практически нет человека, который не знает о йоге. Многие люди, приверженцы разных религий, в том числе и православной, занимаются йогой и не находят в ней чего-либо греховного или не совпадающего с законами церкви. Однако, для того, чтобы правильно работать с мантрами верующему человеку, необходимо знать многие моменты.

Если православный человек желает практиковать йогу, ему следует сопоставить аспекты веры и практики и выделить для себя наиболее совместимые и возможные.

Что касается приема пищи, то в большинстве своем, православному человеку доступно множество различных блюд, но только не во время поста. Йоги же редко едят или практически не употребляют в пищу мясо. Таким образом, здесь можно обнаружить золотую середину.

Человеку, занимающемуся практикой, необходимо понимать и принимать то, что он православный, но практикует по собственному желанию для своего здоровья и не наносит этим никому вред.

Про йогу:  Глава III. Йога садхана. Кундалини йога

Йога в православии

Не все люди понимают настоящую суть йоги. Ведь она заключается не только в регулярном повторении выполнения физических упражнений. Это целое философское учение, вера людей, основанная на определенной позиции.

Если человек, приверженец другой религии, занимается практикой, ему следует понимать, что он должен определенным образом пользоваться мантрами и исполнять некоторые технические особенности практики.

Существует даже так называемая православная йога, которая была создана американкой Лоретт Уиллис. Она создала специфическую систему практики, которая основана на совмещении ее с христианской верой.

ой! а вот это не знаю. что там у них в головах происходит. одна всему этому причина – невежество.

хорошо объяснил. правильно. только не к себе, а к собственной чистоте.
тебе нужно чистота сердца? – это буддизм.
разве ты против чтобы научить себя любить ближних и быть с чистым сердцем, чтобы жить и не указывать,
типа: – там ложь, а вон там ересь, а вот тут лукавый!
если человек чист, полон любви, и свят, то он будет учить – любви, чистоте, святости.

по всей вероятности он сам того не подозревая, каждый день делает медитацию – когда умывается, когда чистит зубы, когда причесывается.

вот и прекрасно. буддизм, это в первую очередь чистота ума и любовь к ближнему.
а потом уже все остальлное. без этого, без любви и чистого сердца, – все знания просто пыль.

чистое любящее сердце – это камень поставленный во главу угла. который некогда отвергли строители.

И всё было бы хорошо, но к занятиям йогой есть противопоказания.

1. Постоянные противопоказания к занятий йогой

Это – самая ужасная часть.
Когда есть эти противопоказания, то в занятиях йогой нет ровно никакого смысла.
Йога оказывает терапевтическое воздействие лишь в том случае, если человек находится в некоем «среднем диапазоне». Т.е. если он уже вышел за “привычные” жизненные диапазоны, оказался в различных критических состояниях – практиковать йогу не рекомендуется.
Можно, конечно, но никто и никогда не даст вам никаких гарантий.

  • Есть какие-либо психические заболевания (особенно шизофрения) – не практикуйте. Есть вероятность, что занятия могут помочь. Но есть гораздо бОльшая вероятность того, что может стать хуже. Поэтому, если вы наблюдаетесь у психиатра – обязательно проконсультируйтесь с ним, перед тем как идти на занятия йогой.
  • Поставленные врачами диагнозы:
    • Гипертоническая болезнь (артериальная гипертензия от 2 стадии и выше)
    • Повышенное внутричерепное давление (внутричерепная гипертензия)
    • Тяжелые поражения сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь, ревматизм в активной фазе, пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия; аневризм аорты и некомпенсированные пороки сердца);
    • Инфекционные поражения суставов: например, инфекционный или реактивный артрит;
    • Инфекции головного или спинного мозга;
    • Злокачественные новообразования (то есть при раке или саркоме);
    • Тяжелые заболевания крови;
      При наличии таких заболеваний занятия йогой противопоказаны однозначно. Основная задача в таких жутких случаях – просто выжить. Раз человек дошёл до таких жутких состояний – йога уже никак не поможет. И все ресурсы должны быть направлены именно на выживание. Когда случится “нормальное” состояние – тогда можно приступать и к йоге
  • Гипертоническая болезнь (артериальная гипертензия от 2 стадии и выше)
  • Повышенное внутричерепное давление (внутричерепная гипертензия)
  • Тяжелые поражения сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь, ревматизм в активной фазе, пароксизмальная тахикардия, мерцательная аритмия; аневризм аорты и некомпенсированные пороки сердца);
  • Инфекционные поражения суставов: например, инфекционный или реактивный артрит;
  • Инфекции головного или спинного мозга;
  • Злокачественные новообразования (то есть при раке или саркоме);
  • Тяжелые заболевания крови;
    При наличии таких заболеваний занятия йогой противопоказаны однозначно. Основная задача в таких жутких случаях – просто выжить. Раз человек дошёл до таких жутких состояний – йога уже никак не поможет. И все ресурсы должны быть направлены именно на выживание. Когда случится “нормальное” состояние – тогда можно приступать и к йоге

2. Ситуации, когда с занятиями йогой лучше повременить до выздоровления

  • В течении полугода после инсультов – йогу не практикуйте.
  • После инфаркта миокарда можно попробовать начать заниматься месяца через три. Но будет лучше, если практика возобновится через полгода.
  • При тяжелых черепно-мозговых травмах и травматических повреждениях костей и позвоночника практиковать йогу не нужно.
  • При любых острых заболеваниях внутренних органов (например, при обострении панкреатита или холецистита, при аппендиците и т. д.), а также при паховых грыжах – ни о какой йоге и речи быть не может.

Подводя небольшой итог по этой ужасной части.

Если вы наблюдаетесь у врача «по серьёзному» (т.е. не по поводу банальных ОРВИ у участкового терапевта, а вам уже назначен лечащий врач), то перед тем как идти на йогу – обязательно проконсультируйтесь об этом с ним.
А после того, как он дал вам «добро» на занятия, обязательно уведомите инструктора йоги о вашем заболевании. Если инструктор йоги отнесётся к вашему диагнозу невнимательно – лучше не ходите к нему. Но о том, как выбрать инструктора йоги – смотрите в отдельной статье.

Временные противопоказания к занятиям йогой.

3. Большое депрессивное расстройство («клиническая депрессия») в острой стадии

Когда длительное время не находится смысл жизни, психическое состояние нестабильное, настроение подавленное или есть какие-либо суицидальные тенденции – лучше не практикуйте йогу. Может стать лучше, но с точно такой же вероятностью, может всё и усугубиться. Традиционная физическая активность (или трудотерапия) в этом случае окажет значительно бОльшую пользу. Но когда состояние станет стабильным – к занятиям йогой можно подойти.

Но обязательно уведомите инструктора о том, что с вами происходит. А лучше – найдите такого инструктора, которому самому «посчастливилось» пройти через эту муку длительного беспричинного ужаса, с безудержной тоской. Он сам еще помнит как идти по этому лезвию бритвы и понимает, как наиболее безболезненно по этому пути пройти.
Но также, перед тем, как куда-либо идти – обязательно спросите у своего психотерапевта.
Если у вас депрессия, но нет психотерапевта – обязательно найдите. Это самое лучшее, что можно в этом состоянии сделать.

4. Беременность

Да, есть специальная «йога для беременных». Но по факту, то, что происходит на этих занятиях, никакого отношения к йоге не имеет. На занятиях по перинатальной йоге уделяется много внимания для дыхания и для расслабления всего тела, а также суставная гимнастика. Причем программа занятий выстраивается в зависимости от триместра и может сильно варьировать. Но в любом случае надо понять, что это – не йога. Правильней назвать такие занятия «Лечебная физическая культура». Хотя никто их, конечно, не заставляет называть так, как тому хочется. Йога – бесхозный бренд 🙂

5. Не занимайтесь йогой сегодня, если у вас

  • Головная боль. Если болит голова – лучше пойти погулять. На улице или на природе. А вот когда головная боль пройдет – тогда уже можно и заняться йогой. Не насилуйте себя.
  • Недомогание. Когда вам просто «нехорошо» – также не стоит себя заставлять заниматься йогой «через силу». Организм ослаблен. Ему надо дать возможность «прийти в себя». Лучше возьмите и посмотрите какой-нибудь добрый фильм. Или прочитайте хорошую книгу. По соц.сетям и ютюбу лучше не лазить, от этого лучше не становится
  • Месячные. Если вы женщина, вы понимаете, что не надо себя в этом состоянии к чему-то дополнительно принуждать. Происходящее в это время в организме и так создаёт для него достаточно большую нагрузку. Если уж вам так хочется в «эти дни» заняться йогой, то занятия должны быть максимально расслабленными, «в кайф». Не нужно заниматься «через силу». Дополнительно о практике занятий йогой во время месячных.

6. Не практикуйте йогу минимум 3 часа, если

  • Вы находитесь во взбудораженном состоянии
  • Вы занимались активной физической деятельностью
  • Вы посетили баню

Будет лучше, если вы сделаете перерыв хотя бы 5-6 часов.
Дело в том, что во всех этих случаях организм находится под влиянием симпатической части вегетативной нервной системы. А занятия йогой активизируют противоположную, парасиматическую часть.
Занятия йогой в таком состоянии будут похожи на действия водителя, который пытается одновременно жать на педали газа и тормоза. Но если с автомобилем это в некоторых ситуацих может быть полезно, то в реальной жизни могут случиться… неожиданности.

Ну и помните, что не надо практиковать на полный желудок. Подождите несколько часов. Если же перед занятиями йогой вы чувствуете голод – выпейте немного воды или съешьте какой-нибудь фрукт. Не наедайтесь. А то торможение будет слишком уж заначительное. Да и просто это неудобно – заниматься и слушать, как внутри громко перетекают внутренние жидкости 🙂

7.Экзистенциальные противопоказания к занятиям йогой.

Но на самом деле основное противопоказание к занятиям йогой находится совсем в другом месте.
Дело в том, что регулярные занятия йогой неизбежно способствуют тому, что перед практикующим открывается истина. Не целиком, нет. Целиком – это совсем несовместимо с «нормальной» жизнью. В этом случае прямой путь в психушку. Психика с этим не справится.
Истина открывается постепенно, маленькими фрагментами.
Если практика регулярна и систематична, то это происходит достаточно экологично.
Но мы знаем, что количество и качество рассматриваются как части одного целого, представляющего собой стороны одного и того же предмета. И потому через некоторое время занятий «скачком» изменяется качество восприятия.
Это аналогично тому, как растёт ребёнок. Рост происходит регулярно, по несколько миллиметров в неделю. Этого никто не замечает. А потом – раз – и в определенный момент вещи становятся (всегда неожиданно!) малы.
Ну или этот избитый пример, как со временем одно состояние бабочки изменяется на сильно другое:

Так же и с внутренними изменениями. Если заниматься регулярно, то изменения в психике постепенно нарастают. Незаметно. Но через некоторое время практики (через полгода, через год, через 10 лет – для каждого человека эта скорость своя) «вдруг» оказывается, что своё понимание себя вообще не соответствует тому, что есть на самом деле.

И тогда приходится меняться. И жить в соответствии с новыми представлениями о себе и о мире.
А это часто оказывается достаточно болезненно.
Да, потом становится лучше. Но процесс перехода, процесс трансформации – крайне неприятен.
И никуда не денешься от того, чтобы это не пережить.

Если вы к этому не готовы – йогу лучше не практиковать. Ну или оставить её на уровне физкультуры. Т.е. позанимались своими телом, расслабились, сбросили с себя излишнее напряжение – и можно двигаться дальше, устремляясь в этот бесконечный информационный шторм.
С одной стороны – «переливание из пустого в порожнее», но с другой – позволяет хоть сколько-то эффективно жить-выживать. И не задумываться о реальности. Это тоже неплохо. «Все ведь так живут».
Но в этом случае очень важно – не уходить слишком глубоко, оставаться «на поверхности». Тогда удаётся соблюсти баланс между иллюзорностью сознания и реальностью мира. «Весь мир – театр, а люди – актёры». Тоже хороший вариант и если удастся остаться на этом уровне – просто отлично. Тогда можно «жить, поживать, да добра наживать».
Но если решитесь идти дальше – будьте готовы к тому, что ваши ранние представления о себе могут сильно поменяться.
А это – не всегда приятно.
И потому является основным противопоказанием к занятиям йогой 🙂

8. Когда же можно заниматься йогой?

Если понимаете, что вам необходимо улучшить качество своей жизни – время начинать занятия йогой.
Перечитайте внимательно статью. Обратите внимание, что у вас нет противопоказаний к занятиям (у 99% людей их нет) и приступайте.

Материалов на эту тему в интернете более чем достаточно…

Могу посоветовать методическое пособие “Классическая йога для начинающих”

Самостоятельное овладение азами йоги в домашних условиях даст вам Расслабление, уравновешенность и хорошее здоровье.

Уверен, что за месяц регулярных занятий йогой вы существенно улучшите своё самочувствие

Также вы можете записаться на уроки йоги онлайн.

Это полезно, когда необходимо организовать себя, но нет свободного времени, а загруженность 24 часа в день и 7 дней в неделю.
При этом чудовищные пробки не позволяют добраться до вашего места занятий
Саморазвитие и практики осознанности выводят из этого коллапса.

Не знаете, что выбрать?

У нас есть бесплатные консультации по подбору оптимального комплекса для занятий йогой.

До встречи на занятиях!

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий