Виды йоги: как выбрать тип и направление исключительно для себя

Виды йоги: как выбрать тип и направление исключительно для себя Позы

Глава 8. молитва и медитация

В прошлой главе мы уже сказали несколько слов о молитве. Но значение молитвы в жизни христианина столь велико, что она заслуживает отдельного разговора. Тем более, что и здесь йога претендует на то, чтобы встать на место христианства – заменить христианскую практику молитвы медитацией.

По словам святителя Феофана Затворника, сердце человеческое «Господь благоволит именовать храмом Своим», потому что, входя умом в сердце, мы предстоим Ему там в молитве. Суть молитвы – это встреча и непосредственное собеседование человека с Богом, недаром она является основой и одной из важнейших составляющих духовной жизни.

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:19–20). Спаситель говорит здесь о значении не только церковного собрания, но и общей (соборной) молитвы.

Не менее важна и молитва индивидуальная, о которой Спаситель сказал: Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Даже в одиночестве обращаясь к Богу, христианин предстоит перед Ним как член своей семьи, общины и в конечном итоге Церкви.

Молитвенное правило, наставляет святитель Игнатий (Брянчанинов), «должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних». И приводит слова преподобного Матоя: «Предпочитаю… непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому».

Молиться можно словами самыми простыми и краткими. Из Евангелия мы знаем, что Господь ставил фарисеям в пример молитву мытаря Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18:13); откликнулся на возглас Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23:42) распятого рядом с Ним разбойника. Богу важны не слова, а те мысли, чувства и настроения, с которыми человек к Нему обращается.

Такой же краткой и простой является молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Несмотря на её краткость, многие святые отцы полагали эту молитву одной из важнейших. В сокращенном виде («Господи, помилуй») она множество раз повторяется и в православном богослужении.

Непрестанно молитесь (1Фес. 5:17), – призывает христиан апостол Павел. Откликом Церкви на этот призыв и является традиция творения Иисусовой молитвы, или «умного делания». «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» – в этих словах и упоминание имени Господа, и исповедание Его Сыном Божиим, и покаяние в грехах, и просьба о милости.

Молиться именем Иисусовым заповедал нам Сам Сын Божий, указывает святитель Игнатий (Брянчанинов); ведь Он говорил апостолам: Если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14:13); Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам (Ин. 16:23). В то же время святитель Игнатий называет молитву Иисусову острым мечом и предупреждает недостаточно осмотрительных о подстерегающих их опасностях – таких как самопревозношение, презрение к ближним, самообольщение и повреждение ума.

«Всем христианам можно и должно заниматься молитвою Иисусовою с целью покаяния и призывания помощи Божией со страхом Божиим и верой, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа, – пишет святитель Игнатий. – Но не всем дозволяется приступать к молитвенному священнодействию умом в сердечной клети… Молитвенное священнодействие ума в сердце требует предварительного упражнения в первом образе моления».

Даже монашествующим он советует довольствоваться «молитвой покаяния» и не искать «высших состояний», поскольку человеческими усилиями они не приобретаются, а даруются Богом. Мирянам же тем более следует воздерживаться от самостоятельного «умно-сердечного» делания, а к творению устной Иисусовой молитвы приступать исключительно с благословения и под непосредственным руководством опытного священника. Творится она обычно стоя и сопровождается крестным знамением и поясными или земными поклонами.

Иной, монашеский способ творить молитву Иисусову предполагает устремление сознания к Господу Иисусу Христу, при котором происходит «беседа ума с Богом» – отсюда и «умная молитва». Её можно творить при любом положении тела, как вслух, так и мысленно. «Крепкие по здоровью и силам молятся стоя и сидя, немощные могут молиться и лёжа, потому что в этой молитве господствует не подвиг тела, а подвиг духа», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Уже на этом этапе молитва может стать «самодвижной», то есть непрекращающейся и движимой уже Святым Духом, а не подвижником.

Тем более не рекомендован для мирян третий способ творения Иисусовой молитвы – «умно-сердечный», или просто «сердечный». «Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую, – пишет преподобный Амвросий Оптинский. – А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую».

Практика «сердечной» молитвы наиболее ёмко изложена в словах преподобного Симеона Нового Богослова: «Сев в безмолвной келье и наедине в одном углу… затвори дверь и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы». Суть «умно-сердечной молитвы» – соединение в молитвенном обращении к Господу ума (мыслей) и сердца (чувств). Мысленные слова облекаются в чувства и исходят уже не от ума, а от сердца, то есть происходит «нисхождение ума в сердце».

В практике «умно-сердечной» молитвы важное место занимает контроль дыхания, благодаря которому успокаиваются сердцебиение и мыслительная активность. «Надо дышать очень тихо. Вообще все движения крови должно удерживать, и содержать душу и тело в спокойном положении, в положении тишины, благоговения и страха Божия», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

И ещё одно весьма важное замечание – творя Иисусову молитву, категорически нельзя давать волю воображению, представлять себе какие бы то ни было образы. Как на начальной ступени, так и на всех последующих воображение должно быть оставлено в стороне.

Люди, далёкие от монашества и молитвы, нередко усматривают в этих наставлениях немало общего с рекомендациями для йогов, практикующих медитацию, и спешат сделать вывод, что «умное делание» и медитация – практически одно и то же. Правомерно ли такое заключение?

Под медитацией (от лат. meditatio – «размышление») сейчас, как правило, понимают некоторые практики изменённых состояний сознания, а также сами эти состояния. Медитация может выражаться в глубоком размышлении или мысленном созерцании, внутреннем сосредоточении сознания, фиксации внимания на каких-либо внутренних или внешних объектах или на их удержании в памяти, а также в отвлечении органов чувств от факторов, рассеивающих внимание.

С медитацией принято соотносить три высшие стадии освоения йоги – Дхарану, Дхьяну и Самадхи. Обратим внимание на слова Патанджали: «Йога есть прекращение деятельности сознания», – и на комментарий Вьясы к этим словам: «Йога есть сосредоточение [самадхи]». Итак, медитация является стержнем всей йогической практики, ставящей целью достижение состояния самадхи, а в конечном итоге «освобождения» от материального мира и мокши.

В России, как и на Западе, наибольшую популярность приобрёл третий этап освоения йоги (после Ямы и Ниямы – этических ступеней) – Асана. Собственно, асанами называются неподвижные (статические) положения тела, в которых упражняющийся пребывает некоторое время, желая добиться контроля над физиологическими процессами, которые, предоставленные сами себе, могут стать помехой на пути «духовного восхождения». Но, помимо асан, огромную роль в йоге играет дыхание. Упорядочение дыхания – четвёртый этап, называемый Пранаяма (от санскр. «прана» – «дыхание, жизнь»). По утверждению Вивекананды, Пранаяма – это не просто дыхательная гимнастика, а управление праной, то есть энергией, пронизывающей всю вселенную. Практикуя дыхательные упражнения, приверженцы йоги стремятся «управлять жизненными токами».

Про йогу:  Мудры - энциклопедия йоги и аюрведы

Вновь обратимся к «Йога-сутре»: «Асана есть неподвижная и удобная [поза]. <…> При нахождении в ней [практикуется] пранаяма». Вьяса дополняет: «Именно благодаря использованию практики пранаямы [интеллект становится способным к концентрации]».

Пранаяму часто описывают как соединение «физической» и «ментальной» йоги, это пограничная практика, которая уже может быть названа медитативной. Ещё ближе к медитации пятый этап йоги – Пратьяхара, который предполагает обуздание чувств и достижение состояния глубокой погружённости в себя. Человек отрешается от всего мешающего самоуглублению, учится выключать чувства и быть невосприимчивым к внешним впечатлениям. Патанджали пишет: «При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания – [это и есть] отвлечение [(пратьяхара)]. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств».

С точки зрения физиологии, это состояние достигается не столько при искусственном ограничении внешнего воздействия на органы чувств, сколько в результате формирования одного устойчивого очага повышенной нервной возбудимости, или доминанты (термин, предложенный кандидатом богословия и академиком АН СССР А. А. Ухтомским).

Вот что пишет о таком состоянии Б. Л. Смирнов: «При создании любой доминанты импульсы, идущие от органов чувств… плохо доходят до сознания по закону торможения слабых доминант более сильной доминантой. Слабые доминанты даже подкрепляют более сильную». По сути дела, йога рекомендует создать такую сильную доминанту, заглушающую слабые. Легче всего это сделать, сосредоточив взгляд на каком-либо маленьком предмете. Научившись концентрировать взгляд, йоги переходят к более сложным упражнениям, таким, например, как фиксация внимания на одной из внутренних точек тела, пишет Смирнов.

За Пратьяхарой следуют уже чисто медитативные стадии – Дхарана и Дхьяна: эти ступени освоения йоги отличаются друг от друга не столько сутью происходящего с сознанием (в обоих случаях речь идёт о концентрации внимания), сколько продолжительностью состояний, в которые погружается человек. Когда же при длительном сосредоточении на объекте он окончательно теряет всякую форму и в сознании отображается лишь его суть – это состояние Самадхи. Здесь уже нет ни мышления, ни слуха, ни обоняния, ни зрения. Человек не осознаёт ни внешние, ни внутренние объекты.

Для достижения медитативных состояний в йоге существует также много других приёмов, связанных с самовнушением. Современный аутотренинг и другие направления, связанные с практикой изменённых состояний сознания, позаимствовали из йоги множество подобных инструментов.

Вспомним, что в православной практике «умного делания» одно из ключевых требований – не представлять себе никаких образов, полностью отключить воображение. А вот в йогической медитации представление (воображение, визуализация образов и т. п.) – элемент необходимый. Практически все авторы современных книг по йоге настаивают: воображение – неотъемлемый приём медитации. Президент Украинской федерации йоги А. Г. Сафронов говорит, что все разновидности медитации можно разделить на визуализации и внушение. Мирча Элиаде пишет: «[Духовная] практика [(садхана)] как таковая… заключается в визуализации изображения божества, его ментальном конструировании, или, вернее, проецировании на некий «внутренний экран» посредством акта творческого воображения»; а «за визуализацией божественного образа следует ещё более сложное упражнение: идентификация [медитирующего] с представляемым в сознании божеством».

«Чем отчётливее вы визуализируете… тем быстрее будет ваш прогресс», – воодушевляет начинающих йогов Шивананда; «Концентрируйтесь… на любом мысленном образе… закройте глаза и визуализируйте этот образ». То же самое у Вивекананды: «Представьте себе Золотого Единого, Всемогущего, Неосязаемого, Того, чьё имя есть Ом, Невыразимого, окружённого лучезарным светом»; «Представьте себе какое-нибудь место в вашем сердце и в средине его пламя»; «Вообразите себе, что ум – это простирающееся перед вами тихое озеро».

Техники визуализации применяются и на других стадиях йоги, особенно в Пранаяме. «Представьте себе, что вы втягиваете в себя прану с атмосферным воздухом», – призывает Шивананда; «Представьте себе, что прана проникает во все ткани и клетки». Ему вторит Андрэ ван Лисбет: «Сконцентрируйтесь на движении воздуха и, конечно же, попытайтесь представить движение праны»; «Ученик должен представлять, как он поглощает прану через ноздри в виде чистой энергии».

Нужно сказать, что бурное воображение свойственно не одним только йогам. Доверие к зрительным образам – характерная черта и римо-католической аскетики. Трактат основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы «Духовные упражнения», например, испещрён призывами «представить себе» то одного святого, то другого, вплоть до Пресвятой Богородицы и даже Самого Христа. «Вообразив перед собою Христа, Господа нашего, распятым на Кресте, вступите с Ним в беседу», – предлагает Лойола; «Нужно взором воображения увидеть длину, ширину и глубину ада, <…> огромные языки пламени и души, как бы заключённые в раскалённые тела» и т. п.

Но вот послушаем, что говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступлённое. <…> В таком состоянии находился Игнатий Лойола… У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некоторое напряжение, как являлись пред его взорами, по его желанию, ад или рай». Святитель обращает внимание, что одного человеческого воображения для подобных видений недостаточно, происходили они «действием демонов, присоединявших своё обильное действие к недостаточному действию человеческому».

То же самое можно сказать и о медитации йогов. Если Господь Иисус Христос неустанно призывает: Бодрствуйте (напр., Мк. 13:37); если апостол Пётр предупреждает: Трезвитесь… потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8), то римо-католическая аскетика, а тем более йога и иные практики, связанные с изменённым состоянием сознания, отдаваясь на волю воображения, широко раскрывают двери сознания перед врагом рода человеческого.

Тем не менее, йогу не устают сравнивать с аскетической практикой исихазма, в основе которого лежит всё то же «умное делание». Вот что мы читаем, например, у Элиаде: «Аскетические упражнения и молитвенная практика монахов-исихастов обнаруживают общие черты [с йогическими техниками]». Впрочем, Элиаде сам же и признаёт: «Не стоит обманываться внешними аналогиями… Дисциплина дыхания и телесные позы имеют целью у исихастов подготовку “умной молитвы”, [а] в “Йога-сутрах” эти упражнения преследуют “объединение” сознания и подготовку медитации». Таким образом, указывает он, различие обнаруживается уже на уровне целеполагания.

Что ещё отличает йогическую медитацию от исихастской практики «умного делания»?

В исихастской традиции творения умной молитвы рекомендуется фиксировать мысленный взгляд в области пупа или сердца, а место для молитвы выбирать потемнее и потише. Казалось бы, возникают прямые аналогии с пятой ступенью йоги – Пратьяхарой.

Есть у исихастов и предписания относительно дыхания: его необходимо сдерживать и по возможности замедлять, что напоминает методы Пранаямы.

Существуют даже указания о положении тела во время молитвы: сесть на низком стуле, опустить голову к коленям, упереться подбородком в грудь. И это может вызывать ассоциации с йогическими асанами.

Однако всё это сходство ограничивается областью общечеловеческой физиологии. По сути же во всём присутствует разница – и внешняя, и содержательная.

Положение тела, рекомендуемое монахами-исихастами (но не обязательное!), не имеет ничего общего ни с одной из асан для медитации. Исихастская техника сдерживания дыхания и совмещения вдохов-выдохов со словами Иисусовой молитвы не похожа ни на один из алгоритмов дыхания, практикуемых в йоге и тем более при медитации, когда рекомендуется дыхание свободное и спокойное.

Особенно интересно сопоставить техники концентрации внимания и созерцания в практиках йоги и исихазма. В исихазме, пишет, в частности, Симеон Новый Богослов, устремление взора «в середину чрева, то есть пуп» помогает мысленно исследовать утробу, «дабы обрести место сердца», а в «Йога-сутрах» говорится, что «[благодаря санъяме] на пупочной чакре [появляется] знание строения тела». Монахи-исихасты полагают, что в сердце пребывают «все душевные силы», включая «способность мысли» (цитата из святителя Григория Паламы), а в «Йога-сутрах» сказано: «[При санъяме] на сердце [достигается] постижение сознания».

Про йогу:  Агни-Йога. Высокий путь. Том 1 (Рерих Елена) - слушать аудиокнигу онлайн

Но эти общие представления относятся к области антропологии или психофизиологического строения человека, говорить о схожести йогической медитации и исихастской «умной молитвы» нет оснований. Более того, святитель Григорий Палама пишет: знание о том, что способность мысли расположена в сердце, получено нами «не от людей, а от Самого Творца людей», – и подтверждает сказанное словами Спасителя: Исходящее из уст – из сердца исходит (Мф. 15:19).

Ещё раз напомним, что в йоге конечной целью является самадхи – полная остановка деятельности сознания и последующее растворение в безличном Абсолюте. Монах-исихаст стремится к совершенно иному. Его ум продолжает действовать: во-первых, удерживает внимание в области сердца и, во-вторых, непрерывно творит Иисусову молитву, то есть собеседует с Богом. «Со всяким сердечным вниманием в чувстве душевном будем совершать путь свой, – призывает православного монаха преподобный Филофей Синайский. – Внимание и молитва, будучи на всякий день сочетаемы вместе, совершают нечто подобное огненной Илииной колеснице, подъемля на высоту небесную того, кто им причастен».

Поэтому можно однозначно и со всей убеждённостью констатировать, что исихазм ничего не позаимствовал от йоги. Приёмы, используемые монахом-исихастом и йогом, могут быть внешне схожими, но объясняется это сходство очень просто: у всех людей одна и та же психика и физиология.

Обратим внимание на слова святителя Григория Паламы: «Ложь, недалеко отстоящая от истины, создаёт двойное заблуждение: поскольку крошечное различие ускользает от большинства, либо ложь принимают за истину, либо истину, по её близкому соседству с ложью, – за ложь, в обоих случаях совершенно отпадая от истины». Так же и приёмы йоги могут казаться очень похожими на действия, которые совершают монахи-исихасты, до тех пор, пока мы не обратим внимание на «крошечное» различие: йоги стремятся к самадхи, то есть к небытию и духовной смерти, а делатели молитвы Иисусовой – к общению с Тем, Кто сказал о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).

Литература

на русском языке
  • Булич С. К.Йога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Дюмулен Г. .Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
  • Казак О. Йога в СССР // Yoga Journal. — 2021. — № 36 за ноябрь/декабрь. Архивировано 5 июня 2021 года.
  • Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия. — М.: Йогин, 2009. — 440 с.
  • Клюев Б. И.Йога: философия и практика // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 167—190. — 335 с. — 22 765 экз. — ISBN 0321-0847.
  • Йога / Пахомов С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 285. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2021, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.
  • Ферштайн Г. (нем.) . Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7. — С. 637.
  • Фойерштейн Г. (нем.) . Глубинное измерение йоги = The deeper dimension of yoga: theory and practice / Пер. с англ. И. А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — (В поисках истины). — ISBN 5-7905-4315-4.
  • Чаттерджи С., Датта Д.Введение в индийскую философию = An Introduction to Indian Philosophy / Пер. с англ. А. Радугина, Е. Тучинской и А. Романенко. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 376 с. (Chatterjee S., Datta D.An Introduction to Indian Philosophy. — Eighth Reprint Edition. — Calcutta: University of Calcutta, 1984.)
  • Элиаде М. . Йога. Бессмертие и свобода / Пер. с англ. и примеч. С. В. Пахомова. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры, истории и философии. Философско-этические концепции Востока). — ISBN 5-8114-0184-1.
на других языках
  • Apte V. S. (исп.). The Practical Sanskrit Dictionary. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1965. — ISBN 81-208-0567-4. (fourth revised & enlarged edition).
  • Burley M.Haṭha-Yoga: Its Context, Theory, and Practice. — Delhi: Motilal Banarsidass, 2000. — 321 p. — ISBN 81-208-1706-0.
  • Gavin Flood. An Introduction to Hinduism (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — ISBN 0-521-43878-0.
  • Gambhirananda, Swami. Madhusudana Sarasvati Bhagavad_Gita: With the annotation Gūḍhārtha Dīpikā. — Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, 1998. — ISBN 81-7505-194-9.
  • Theory And Practice of Yoga: Essays in Honour of Gerald James Larson (англ.) / Knut A. Jacobsen (норв.), Gerald James Larson (англ.) (eds.). — Brill Academic Publishers, 2005. — (Studies in the History of Religions, 110). — ISBN 9004147578.
  • Keay, John. India: A History. — New York: Grove Press (англ.), 2000. — ISBN 0-8021-3797-0.
  • Levy, Robert; Rājopādhyāya Rāj Kedar. Mesocosm: Hinduism and the Organization of a Traditional Newar City in Nepal (англ.). — University of California Press, 1991. — ISBN 0520069110.
  • Michaels, Axel. Hinduism: Past and Present. — Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2004. — ISBN 0-691-08953-1.
  • Müller, Max (1899), Six Systems of Indian Philosophy; Samkhya and Yoga, Naya and Vaiseshika, Calcutta: Susil Gupta (India) Ltd., ISBN 0-7661-4296-5  Reprint edition; Originally published under the title of The Six Systems of Indian Philosophy.
  • Patañjali (2001), Yoga Sutras of Patañjali, Studio 34 Yoga Healing Arts, <http://www.studio34yoga.com/yoga.php#reading> Архивировано 25 августа 2021 года.
  • Possehl, Gregory (2003), The Indus Civilization: A Contemporary Perspective, AltaMira Press, ISBN 978-0759101722 
  • Radhakrishnan, S. (1967), A Sourcebook in Indian Philosophy, Princeton, ISBN 0-691-01958-4 
  • Taimni, I. K. The Science of Yoga. — Adyar, India: The Theosophical Publishing House, 1961. — ISBN 81-7059-212-7.
  • Vivekananda, Swami (1994), Raja Yoga, Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, ISBN 81-85301-16-6  21st reprint edition.
  • Zimmer, Heinrich (1951), Philosophies of India, New York, New York: Princeton University Press, ISBN 0-691-01758-1  Bollingen Series XXVI; Edited by Joseph Cambell.
  • Arya, Usharbudh; Swami Veda Bharati.Philosophy of Hatha Yoga. — Pennsylvania: Himalayan Institute Press, 1985. — ISBN 089389088X.
  • Feuerstein G. (нем.).The Shambhala Guide to Yoga. — Boston & London: Shambhala, 1996. — ISBN 157062142X.

https://www.youtube.com/watch?v=HVf5TkdscWY

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Примечания

  1. 1234Jacobsen, Larson, 2005, p. 10.
  2. Jacobsen, Larson, 2005, Yoga has five principal meanings: 1) yoga as a disciplined method for attaining a goal; 2) yoga as techniques of controlling the body and the mind; 3) yoga as a name of one of the schools or systems of philosophy (IAST: darśana); 4) yoga in connection with other words, such as hatha-, mantra-, and laya-, referring to traditions specialising in particular techniques of yoga; 5) yoga as the goal of yoga practice, p. 4.
  3. Pandit Usharbudh Arya (1985). The philosophy of hatha yoga. Himalayan Institute Press; 2nd ed.
  4. Sri Swami Rama (2008) The royal path: Practical lessons on yoga. Himalayan Institute Press; New Ed edition.
  5. Swami Prabhavananda (Translator), Christopher Isherwood (Translator), Patanjali (Author). (1996). Vedanta Press; How to know god: The yoga aphorisms of Patanjali. New Ed edition.
  6. Jacobsen, Larson, 2005, p. 4.
  7. Пять новых элементов внесены в Репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества (неопр.). UNESCO.Org. ЮНЕСКО (1 декабря 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021.Архивировано 1 декабря 2021 года.
  8. Список 38 значений слова «йога» см: Apte, 1965, p. 788.
  9. Происхождение слова йога от санскритского корня йудж, означающего «управлять» или «объединять», рассмотрено в: Flood, 1996, p. 94
  10. Катха упанишада, 2 часть, 3 раздел, 11, [в:] Упанишады в 3-х книгах. Т. 2, пер. А. Я. Сыркиной, изд. «Наука», Москва 1992, стр. 111.
  11. कठोपनिषदत्/द्वितीयोध्यायः/तृतीयवल्ली — विकिस्रोतः (санскрит). sa.wikisource.org. Дата обращения: 5 июня 2021.
  12. Глава 2. Наука психотехники: индуистская йога. // Торчинов Е. А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение», 1998
  13. 12Possehl, 2003, p. 144—145.
  14. 12Flood, 1996, p. 94.
  15. Mallinson, James,.Roots of yoga. — London. — С. 104. — 1 online resource с. — ISBN 9780141978246, 0141978244.
  16. Marshall, Sir John.Mohenjo Daro and the Indus Civilization. — London, 1931. — ISBN 8120611799.
  17. Flood, 1996, p. 27—29.
  18. Перевод IAST: paśupati как «Господь животных» см: Michaels, 2004, p. 312.
  19. Keay, 2000, p. 14.
  20. Possehl, 2003, с. 143.
  21. К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными». Flood, 1996, p. 28—29. К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане. Кенойер описывает фигуру как «сидение в йогической позе» с «пятками… прижатыми вместе под пахом» — Kenoyer J. M. Around the Indus in 90 Slides Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера, который описывает фигуру как «сидеть подобно йогу» Zimmer, 1951
  22. Обзор шести ортодоксальных школ содержится в: Radhakrishnan, 1967, p. 453—487
  23. За кратким обзором йоги как философской школы, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  24. Связь между философией йоги и санкхьи объясняется в: Chatterjee, Datta, 1984, с. 43
  25. Принятие йогой концепций санкхьи с добавлением фигуры Бога описывается в Radhakrishnan, 1967, p. 453
  26. Принятие йогой 25 принципов санкхьи с добавлением категории Бога, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  27. Müller, 1899, Chapter 7, «Yoga Philosophy», p. 104.
  28. Zimmer, 1951, p. 280.
  29. Патанджали как основатель философской системы йоги: Chatterjee, Datta, 1984, p. 42
  30. Значение термина «раджа-йога» как системы контроля ума и сосредоточения, а также положение Йога-сутр как ключевого текста, см: Flood, 1996, p. 96—98
  31. PatañjaliYoga Sutras of Patañjali (неопр.) (etext). Studio 34 Yoga Healing Arts (1 февраля 2001). Дата обращения: 24 ноября 2008.Архивировано 25 августа 2021 года.
  32. Taimni, 1961, Yoga is the inhibition of the modifications of the mind, p. 6.
  33. Vivekananda, 1994, с. 115.
  34. Flood, 1996, «…Bhagavad Gita, including a complete chapter (ch. 6) devoted to traditional yoga practice. The Gita also introduces the famous three kinds of yoga, ‘knowledge’ (jnana), ‘action’ (karma), and ‘love’ (bhakti).», p. 96.
  35. Jacobsen, Larson, 2005, p. 46.
  36. Akshaya Kumar Banerjea.Philosophy of Gorakhnath with Goraksha-Vacana-Sangraha. — Motilal Banarsidass, 1983. — P. xxi. — ISBN 978-81-208-0534-7.
  37. Фойерштейн, 2006, с. 246.
  38. Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
  39. Ферштайн, 2002, с. 637.
  40. Банерджи Акшая Кумар. . Философия Горакхнатха / Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2021. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
  41. Burley, 2000, p. 16.
  42. Фойерштейн, 2006, с. 63.
  43. «Вокруг света» № 2 (2821), февраль 2009 г.
  44. Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йогАрхивная копия от 4 октября 2021 на Wayback Machine
  45. Воронин В. И. Хатха-йога. Москва, 1989.
  46. Полковников Ю. Н. Как продлить годы жизни: целительная йога. — М. : Республика, 1995. — 239 с. ISBN 5-250-02411-4
  47. Колтунов, Ян Иванович. (о члене группы Тихонравова, засл. изобретателе РСФСР, Я. И. Колтунове) на страницах портала Летописи. Ру
  48. Колтунов Я. И.Моя жизнь среди Звёзд, работы по ракетной технике и космонавтике М.: Петроруш, 2021. 464 с.
  49. Валентин Братенко. Дорога к храму. М.: 1999 г., 20 п.л. (Вся книга посвящена деятельности Я. И. Колтунова по созданию и ведению клуба «Космос», проведения оздоровительных слётов и т. п.).
  50. Елена Фокина, Дмитрий Реут. Разнотравье. М., 2002. 164 с. ISBN 5-93513-023-8. С. 7-8. (Клуб «Космос» и движение КСП как один из истоков возникновения общественного центра «Жизниград», деятельность которого, в том числе проведение слётов, представляют авторы).
  51. Школа йоги 8-ми ступеней (история)
  52. 12Казак О., 2021.
  53. Yoga Journal, № 36 за ноябрь/декабрь 2021.
  54. John M. Koller.Asian Philosophies. — Prentice Hall, 2002. — P. 144–145. — ISBN 978-0-13-092385-1.
  55. Feuerstein G. (нем.) The Yoga Tradition: its history, literature, philosophy and practice P. 111. ISBN 81-208-1923-3.
  56. «The strong influence of Yoga can also be seen in Buddhism, which is notable for its austerities, spiritual exercises, and trance states.» —«Yoga» // Encarta
  57. 12Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 22. ISBN 0-941532-89-5
  58. Yogacara // Encyclopedia Britannica
  59. Dan Lusthaus. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch’eng Wei-shih Lun. Routledge, 2002. P. 533. ISBN 0-7007-1186-4
  60. Simpkins C. A., Simpkins A. M. Simple Tibetan Buddhism: A Guide to Tantric Tuttle Publishing, 2001 ISBN 0-8048-3199-8
  61. «The Meditation school, called Ch’an in Chinese from the Sanskrit dhyāna, is best known in the West by the Japanese pronunciation Zen». — de Bary W. T. (англ.) The Buddhist Tradition in India, China, and Japan. P. 207—208. ISBN 0-394-71696-5.
  62. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. xviii).
  63. «This phenomenon merits special attention since yogic roots are to be found in the Zen Buddhist school of meditation.» — Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  64. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  65. Дюмулен, 1994, с. 32—33.
  66. Дюмулен, 1994, с. 33.
  67. 12Levy, 1991, с. 313.
  68. Levy, 1991, с. 317.
  69. Артур Авалон. Введение в Маханирвана-тантру / Пер. с англ. С. В. Лобанова — М.: Старклайт, 2002.
  70. James Mallinson (2021). Knut A. Jacobsen; et al., eds. Haṭha Yoga in the Brill Encyclopedia of Hinduism, Vol. 3. Brill Academic. pp. 770—781. ISBN 978-90-04-27128-9.
  71. Carl W. Ernst (July 2003). “The Islamization of Yoga in the »Amrtakunda» Translations”. Journal of the Royal Asiatic Society [англ.]. Cambridge University Press. 13 (2): 199—226. ISSN 1356-1863.
  72. Satish Chandra (2007), Historiography, Religion, and State in Medieval India, ISBN 978-8124100356, pp. 135—136
  73. Top Islamic body: Yoga is not for MuslimsАрхивная копия от 5 декабря 2008 на Wayback Machine — CNN
  74. «Malaysia leader: Yoga for Muslims OK without chant (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 15-05-2021 [3107 дней] — история), » Associated Press
  75. глава II. Техники «автономии» // Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие / Пер. с англ. С. Никшич (главы I—IV) и Д. Палец. — К.: София, 2000. — С. 58—103. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-220-00307-0.
  76. Византийский исихазм // Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение«, 1998. — 384 с. — ISBN 5-85803-078-5.
  77. And also… Yoga ‘incompatible’ with Christian faith; and Algeria paella record attempt goes up in smoke // Euronews, 19.06.2021
  78. Transcending the Greek debt crisis through yoga // BBC, 22.06.2021
  79. Православный взгляд на йогу/ сост. священник Георгий Максимов. — М.: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2021. — 40 с.
  80. How far can you stretch? // The Economist. — 24.06.2021.
  81. Pope Francis: Only the Holy Spirit opens our hearts to love God // Vatican Radio. — 09.01.2021.
  82. «Characterized by an emphasis on bhakti, its goal is to escape from the cycle of birth and death in order to enjoy the presence of Vishnu.» — Vaishnavism // Encyclopædia Britannica
  83. 123Penman, Stephen; Cohen, Marc; Stevens, Philip; Jackson, Sue. Yoga in Australia: Results of a national survey // IJOY, International Journal of Yoga. — 2021. — Т. 5, № 2. — С. 92—101. — doi:10.4103/0973-6131.98217. — PMID 22869991.
  84. 1234Broad W. (англ.). How Yoga Can Wreck Your Body, The New York Times Magazine (англ.) (5 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  85. Broad, William J.The Science of Yoga The Risks and the Rewards (англ.). — 1st. — Simon & Schuster, 2021. — P. 336. — ISBN 978-1-4516-4142-4.
  86. Walters, Joanna. ‘Yoga can damage your body’ article throws exponents off-balance: A $5bn industry is outraged over a New York Times article saying that the keep fit regime is bad for your body (14 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  87. Biffl, Walter L.; Moore, Ernest E.; Elliott, J. Paul; Ray, Charles; Offner, Patrick J.; Franciose, Reginald J.; Brega, Kerry E.; Burch, Jon M. The Devastating Potential of Blunt Vertebral Arterial Injuries (англ.) // Annals of Surgery (англ.) : journal. — 2000. — May (vol. 231, no. 5). — P. 672—681. — doi:10.1097/00000658-200005000-00007. — PMID 10767788.
  88. Critchley, E. M.Non-atheromatous causes of cerebral infarction (англ.) // Postgraduate Medical Journal (англ.) : journal. — 1984. — June (vol. 60, no. 704). — P. 386—390. — doi:10.1136/pgmj.60.704.386. — PMID 6379628.
  89. Kang, Chan; Hwang, Deuk-Soo; Cha, Soo-Min. Acetabular Labral Tears in Patients with Sports Injury (англ.) // Clinics in Sports Injury : journal. — 2009. — December (vol. 1, no. 4). — P. 230—235. — doi:10.4055/cios.2009.1.4.230. — PMID 19956481.
Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий