Все больше людей по всему миру открывают для себя практику йоги, приобщаясь к древнему учению о самопознании. Такая тенденция говорит о том, что человечество начинает задаваться правильными вопросами и обращает свое внимание внутрь себя, желая познать всю красоту и бесконечность внутреннего космоса. Но для того, чтобы не запутаться в многочисленных направлениях йоги, которые стали появляться в современном мире, нужно знать о ее истоках.


Особенно это важно в самом начале пути, когда у человека еще нет понимания, для чего нужны все эти йога-практики, и как они влияют на тело и сознание. Ведь йога – это не просто физкультура или оздоровительная гимнастика, это целая система, созданная в первую очередь для достижения освобождения от оков неконтролируемого ума. То есть, по сути, это совокупность психофизических техник для работы с сознанием через тело, дыхание и созерцание.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

Йога зародились в Индии, но никто не может точно ответить на вопрос: «Когда конкретно начали практиковать йогу?» Известно, что самые первые упоминания слова «йога» появились в Ведах и Упанишадах – древних текстах, написанных тысячи лет назад. Вероятнее всего техники, дошедшие до наших времен, сильно отличаются от тех, что были изложены в древних трактатах. Тем не менее, они стали основой нынешнего понимания и восприятия нами практик йоги. Также, немало информации о йогических практиках пришло к нам из «Бхагавадгиты» древнейшего текста, который является частью древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Там описываются три основных направления: карма-йога (путь бескорыстного действия), бхакти-йога (служение и преданность Богу) и джняна-йога (единство с Абсолютом).

Одним из самых популярных текстов о йоге стал труд «Йога-сутры» Патанджали. Обычно этот текст датируется в промежутке между 4 в. до н. э. и 4 в. н. э. Патанджали систематизировал знания о йоге в восемь ступеней, и это основополагающее направление называется «Аштанга-йога». Именно из Аштанга-йоги в дальнейшем появились многочисленные школы йоги. Восемь ступеней включают в себя: Яму, Нияму (морально-этические-принципы), Асану (работа с физическим телом), Пранаяму (работа с дыханием), Пратьяхару (отвлечение от органов чувств), Дхарану (удержание концентрации), Дхьяну (созерцание, медитация), Самадхи (самоосознание).

Далее более подробно рассмотрим самые распространенные направления йоги.

ХАТХА-ЙОГА


Начнем с того, что слово «хатха» состоит из двух слогов: «ха» 
ум, ментальная энергия, и «тха»  прана, сила жизни; «ха» символизирует солнце, «тха» 
луну; «ха» отождествляется с каналом Пингала, «тха» 
с каналом Ида; «ха»  мужской вариант мантры, «тха»  женский. Таким образом термин «хатха-йога» означает единение «ха» и «тха», солнца и луны, мужского и женского, Шивы и Шакти. Можно сказать, что «Хатха-йога» означает «единение, союз, слияние противоположностей».

Про йогу:  Польза йоги для здаровья организма женщины и мужчины


В древних текстах есть информация о том, что «Хатха-йога» состоит из четырех элементов (Яма, Нияма, Асана, Пранаяма) и является подготовительной системой психофизических техник перед «Раджа-йогой». Также Хатха-йога подразумевает практику бандх (замков), мудр (печатей) и шаткарм (очистительных техник). По сути
Хатха-йога – это первые четыре ступени Аштанга-йоги Патанджали, направленные в большей степени на работу с физическим телом и на взаимодействие с окружающим миром. Оставшиеся четыре ступени (Раджа-йога) направлены на внутреннюю работу, поэтому включают в себя медитативные техники. Считается, что не стоит приступать к Раджа-йоге, не освоив первые четыре ступени.


Со временем, Хатха-йога стала восприниматься как отдельное самодостаточное направление.
Целью Хатха-йоги является баланс в процессах физического тела, ума и энергии. Это обеспечивает дальнейший переход к практике более глубинных аспектов йоги.

АШТАНГА-ВИНЬЯСА ЙОГА

Школа «Аштанга-виньяса йоги», основанная Шри Паттабхи Джойсом, учеником Шри Тирумалая Кришнамачарьи, также появилась из классической Аштанга-йоги Патанджали. По сути, Аштанга-виньяса является разновидностью Хатха-йоги, которая представляет собой шесть четких, динамических последовательностей. В рамках последовательности одна асана переходит в другую через «виньясы», то есть «связки, сочетаемые с дыханием, бандхами (замками), дришти (точками концентрации)». Для всех поз установлено определенное количество виньяс – от пяти до восьми.

Основной принцип Аштанга-виньяса йоги заключается в работе от простого к сложному. Каждая серия (последовательность асан) осваивается приблизительно пять лет. Первые две серии являются подготовительными: первая для очищения и оздоровления тела, вторая – для снятия зажимов и энергетических блоков. Паттабхи Джойс считал, что йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги. Данное направление является весьма интенсивным и требующим от практикующего силы, терпения и выносливости.

ЙОГА АЙЕНГАРА

Еще одна разновидность Хатха-йоги, основанная Б.К.С. Айенгаром, учеником Шри Тирумалая Кришнамачарьи. Данное направление отличается особой систематизированной отстройкой каждого положения с использованием «пропсов», то есть «вспомогательных предметов». Особое внимание в йоге Айенгара уделяется плавности, мягкости и безопасности. Во многом это связано с тем, что сам Айенгар пришел к йоге будучи человеком со слабым здоровьем. Глубже изучая и практикуя йогу, он создал отдельную школу, адаптированнyю для людей, у которых есть сложности при выполнении тех или иных асан.

Если вы хотите прочувствовать каждую асану, уделить особое внимание правильной отстройке и очень серьезно относитесь к своему здоровью, то йога Айенгара может стать «вашим» направлением.

ЙОГА СУКШМА-ВЬЯЯМА

По-другому это направление, разработанное Дхирендра Брахмачари, можно назвать «суставной гимнастикой». Основной принцип сукшма-вьяямы – в постепенном и поочередном разминании, вращении разных частей тела с целью убрать зажимы и блоки из тела и психики. Вьяямы могут использоваться как отдельная практика (например, для начинающих), так и для продвинутых практиков, в качестве разминки перед выполнением асан.

Кстати, сукшма-вьяяма может быть весьма полезна для танцоров или тех, кто занимается боевыми искусствами, так как позволяет развить координацию движений и равновесие, мягко прорабатывая суставы и сухожилия.

КРИЙЯ-ЙОГА

Направление стало известно благодаря Гуру Лахири Махасайя, а он получил знания от Махаватара Бабаджи. Согласно указаниям Бабаджи, Лахири Махасайя значительно упростил сложнейшие методы Раджа-йоги (практики, направленные на внутреннее самоосознание), чтобы ими могли пользоваться мирские люди.

Большой вклад в распространение данного направления внес Парамахамса Йогананда, описавший этот путь в книге «Автобиография йога». Практика Крийя-йоги включает в себя подготовительные упражнения Хатха-йоги, работу с мудрами и бандхами, развитие осознанного дыхания и медитативные техники. Кроме того большое внимание в данном направлении уделяется практикам, направленным на работу с энергетическими центрами (чакрами).

ЙОГА-НИДРА

Слово «нидра» с санскрита переводится, как «сон». Дословно данное направление переводится как «йога сновидения». Подробно описал и структурировал эту практику Свами Сатьянанда Сарасвати – йогин, мастер йоги и тантры, основавший несколько организаций, посвященных изучению йоги. Йога-нидра – это не просто сон, это пограничное состояние между сном и бодрствованием, когда тело находится в максимальной релаксации, но внимание сконцентрировано, а ум – осознан. В этом состоянии человек может побороть тревожность, избавиться от негативных мыслей, научиться визуализации. По ощущениям можно сравнить Йога-нидру с длительной шавасаной и медитацией. Считается, что, находясь в этом состоянии, человек «прикасается» к своему подсознанию, имея возможность расширить границы восприятия и воплотить в реальность определенные намерения.


Практика Йога-нидры, с одной стороны, является релаксацией (так как тело находится в покое), но вся работа направлена на внутреннее пространство, так как практикующий учится направлять концентрацию внутрь себя.

Разумеется, это далеко не все виды йоги, существующие на сегодняшний день. Так как практика йоги действительно приносит пользу, каждое направление адаптировано под нужды конкретного человека. Есть еще йогатерапия, перинатальная йога (для беременных), Бикрам-йога (горячая йога), Инь-йога (женская), йога в гамаках, виньяса-флоу, Кундалини йога и многое другое.

Информации о каждом из этих направлений предостаточно в интернете, я же рассказала вам об основах, предоставив лишь общий обзор разновидностей этого удивительного древнего учения. Прекрасной практики!

Валерия Васильева, преподаватель хатха-йоги в йога-студии «Чакра»@strange_lera