Вопрос 1. Йога-определение самой дисциплины. История и основы философии — Студопедия

Вопрос 1. Йога-определение самой дисциплины. История и основы философии — Студопедия Позы
Содержание

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Про йогу:  Девять правил идеальных занятий йогой :: Фитнес :: «ЖИВИ!

Философия йоги

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

хатха йога в Индии

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Про йогу:  Что такое клуб "Йога Хаб"

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.

Основатель Йога шивананда - Свами Шивананда

Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Йога в современном мире. Понимание йоги в обществе.

В последние годы йога продолжает стремительно набирать популярность. На пользу этому служат характерные особенности общества, в котором мы живём. Появление интернета и беспрепятственного доступа к огромному количеству информации сделали основы йоги доступными для любого желающего.

Что же такое основы йоги? Какова её основная цель? Какой смысл вкладывают в это понятие современные люди? Как относились к этой науке самопознания древние мудрецы? На изучение каких книг следует опираться новичку для получения максимально полной информации?

Многие люди считают йогу результативной гимнастикой, оказывающей омолаживающий и оздоровительный эффект. Для них это не более чем занятие, позволяющее избавиться от стрессов и обрести гармонию. Другие начинают заниматься йогой для того, чтобы сбросить лишний вес и подкорректировать фигуру. Некоторые хотят посредством йоги снять усталость после напряжённого рабочего дня или подлечить спину.

Но те, у кого появляется желание глубже понять основы йоги, наверняка захотят в поисках новых знаний обратиться к древним трактатам. В процессе их изучения к ним придёт понимание того, что понятие «йога» куда более объёмно. Результаты, ожидаемые большинством наших современников – всего лишь побочный эффект, появляющийся при регулярных занятиях.

Философия йоги

Первой и наиболее востребованной книгой на эту тему, несомненно, считается “Йога-сутра Патанджали”. Этот труд, составленный более 5 000 лет назад, состоит из 196 сутр – коротких, законченных по смысловому наполнению строф. Степень глубины смысла любой из этих сутр поражает.

В этой книге раскрываются философские основы йоги. В Йога-сутрах Патанджали описываются основы философии и йоги как целостной системы.

Для, новичков, однако, это не самый лучший вариант ознакомления с основами йоги. Эта книга предназначена, скорее, для практиков более высокого уровня. Здесь описываются ступени, которые следует пройти каждому новичку.

В остальных из указанного выше перечня книг по основам этой древней науки о самосовершенствовании раскрываются основы практики и философии йоги, и они могут использоваться, как самоучители для начинающих постигать азы.

Ступени йоги

Всего йога насчитывает 8 ступеней. Они располагаются в определённой последовательности:

  • Яма (самоограничение);
  • Нияма (регулярность и дисциплина);
  • Асана (расслабление);
  • Пранаяма (путешествие внутрь себя);
  • Пратьяхара (контроль потока восприятия);
  • Дхарана (концентрация мысли);
  • Дхьяна (регулируемый поток сознания);
  • Самадхи (состояние сверхсознания).

На первых двух ступенях (Яма и Нияма) новичку рекомендуется выработать в себе комплекс морально-нравственных качеств, направленых на формирование осознанной личности, которая сможет нести ответственность за свои поступки.

Пять Ям – это предписания практику йоги о том, как человеку должно себя вести в этом мире. Ненасилие (Ахимса), правдивость (Сатья), не укради (Астея), нестяжательство, ненакопительство (Апариграха), воздержание от чувственных наслаждений (Брахмачарья).

Пять Ниям – заповеди в отношении внутреннего мира самого практикующего. Чистота тела, речи и ума (Шауча), самодисциплина и аскетизм (Тапасья), удовлетворённость, скромность, оптимистичный настрой (Сантоша), самообразование (Свадхьяя), посвящение своей деятельности высшим целям, развитие альтруизма (Ишвара Пранидхана).

Все Ямы и Ниямы – это ориентиры для каждого человека, знакомые с детства и необходимые для адекватного взаимодействия с обществом и самим собой.

Необходимо учесть, что ненасилие (ахимса) понимается как не причинение страданий всем без исключения живым существам, в том числе и себе самому.

Карма, реинкарнация, аскеза и тапас

Чтобы двигаться к следующим ступеням йоги, осваивая основы йоги, нужно усвоить такие важные понятия: карма, реинкарнация, аскеза и тапас.

Это необходимый фундамент для соблюдения Ям и Ниям, а также условия для продвижения по следующим ступеням йоги.

Карма

Карма в переводе с санскрита означает “деяние, причина-следствие, воздаяние”. Это вселенский причинно-следственный закон, в соответствии с которым праведные либо греховные поступки человека определяют его дальнейшую судьбу.

Закон кармы очень ёмко передаёт известная пословица “Что посеешь, то и пожнёшь”. В основу закона кармы положена способность идентифицировать себя с собственными поступками.

Реинкарнация

Это процесс перерождения сознания из одного тела в другое. Реинкарнация даёт нам понять, что это тело и эта жизнь – не единственное, через что мы приобретали опыт, и что впереди нас ждёт ещё множество разнообразных перевоплощений.

Весь имеющийся опыт и мудрость формировались бесчисленное количество предыдущих жизней в разных телах и не только в человеческих.

Следовательно, сейчас мы несём ответственность за будущее, которое нас ждёт и после смерти. Понимание реинкарнации имеет большое значение для изучающих основы йоги людей. Это налагает определённую ответственность на совершаемые действия и привносит в жизнь осознанность.

Аскеза

Осознанный выход из зоны комфорта, требующий приложения усилий через развитие терпения и самодисциплины. Без аскезы нет практики йоги. Именно через адекватные аскезы возможен прогресс в йоге.

Кто из Вас реализовывал проект или выполнял сложное, объёмное задание, требующее новых знаний, умений и навыков, наверняка знаком с аскезой. Это нахождение в контролируемом дискомфорте, выход в который мы сами принимаем как необходимость для достижения результатов.

Тапас

Благодарности, накопленные человеком, преобразованные посредством аскез в универсальную, свободно конвертируемую энергию.

Таким образом, чтобы обладать каким-либо количеством тапаса, нам необходимо взаимодействие с другими людьми, оказание им услуг, приносящих благодарности. Затем, накопленный объём благодарностей сможет работать в универсальном приложении, при условии его трансформации через аскезы. А самый быстрый и эффективный способ аскезы – это занятия йогой!

Почему занимающемуся йогой важно это понимать? Потому что практика йоги даёт много энергии, чтобы её правильно использовать, необходим набор морально-нравственных норм (Яма и Нияма), понимание, что мы не должны здесь и сейчас брать от жизни всё (реинкарнация и ответственность за содеянное, карма).

Виды йоги

Поговорим о том, какие бывают виды йоги. Не путать с разновидностями йоги, которые появились в последние несколько столетий. Сейчас создано огромное количество авторских стилей, созданных выдающимися учителями современности (Аштанга Виньяса йога, Вини йога, Дживамукти йога, Йога Аейнгара и т. д.).

Здесь же будут рассмотрены именно объёмные подразделы йоги, отличающиеся сутью качеств, уровнем развития личности практика, выбирающего тот или иной вид йоги.

Карма йога

Как уже было упомянуто выше, «карма» – это действие. Следовательно, такой вид йоги подразумевает выполнение определённых действий, а именно физического или иного активного труда без привязки к его результатам.

Способствует развитию альтруизма, уменьшает привязку к собственному «я», развивает осознанность и умение находиться в потоке деятельности. В большинстве Ашрамов современной Индии европейцам сразу предложат именно этот вид йоги: мыть полы в Ашраме или помогать по кухне.

Бхакти-йога

Это йога преданного служения. Развивает такие качества как преданность, служение высшему (Ишвара Пранидхана), умение жертвовать своими желаниями на благо других и любовь к Богу (Абсолюту, высшему разуму). Практика Бхакти-йоги подразумевает чтение священных писаний, повторение имён бога, пение священных гимнов. Думаю, многим из Вас она знакома по принятым обрядам в христианских традициях и традициях других мировых религий.

Джняна йога

Йога, подразумевающая работу с умом и постижение высшего состояния сознания через аналитические практики осознанности, концентрации внимания и размышления на духовные темы. Джняна – знание, это более подходящий вид практики для людей, кому сложно через прямое и открытое сердце служить высшему, она позволяет проходить этот путь через усмирение концептуального ума и открытие его новых граней.

Раджа-йога

Королевская йога. Это работа с омрачениями. В самом общем смысле этот вид йоги можно сопоставить с восьмеричным путём Патанджали. Высшей ступенью Раджа-йоги является соединение с Абсолютом ? достижение состояния самадхи и освобождение.

Основы хатха-йоги

Первые четыре ступени из восьми ступенчатого пути Патанджали – это и есть Хатха-йога. Яма, нияма, асана и пранаяма. В техники Хатха-йоги также входят бандхи, крийи, мудры.

Термин Хатха состит из двух корней:

«ха» – силовой аспект, внешнее, мужское, телесное начало;

«тха» – гибкостный аспект, внутреннее, женское, интуитивное.

Таким образом, Хатха-йога ? это практика, сочетающая силу и гибкость, динамику и статику, активность и внутренний аспект. Хатха-йога наполнена техниками работы с телом, сознанием и дыханием.

Бандхи – это энергетические замки. Крийи – очистительные методики, наиболее популярные и хорошо представленные здесь: книга основы йоги скачать.

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов читать.

Йога как философское учение
18.01.2012

Йога как философское учение

Йога – в переводе с санскрита означает участие, соединение, порядок, глубокое размышление, созерцание. Йога – одно из шести ортодоксальных философских учений Древней Индии, вышедших из ведической литературы. Автором и создателем этого учения считается Патанджали, живший около II. в.до н.э. – II в.н.э. Это учение было изложено в книге “Йога-сутра”. В ней, в короткой по форме и доступной по содержанию, заключено руководство по философии йоги.

Как и в других философских и религиозных системах Древней Индии, задача йоги освобождение человека от страдания. Средства для решения этой задачи следующие:

1) Абсолютная вера в бога, каковым является Брахма. Он есть всё и им пронизано всё. Он -творец всего сущего. Поэтому отношение к Брахме должно быть беспрекословно уважительным и трепетным;

2) Практика аскетизма, которая представляет собой подавление чувственных желаний либо их максимальное ограничение, добровольное перенесение одиночества, физической боли.

Йога – это учение и метод управления психикой и физиологией человека, задачей которого является достижение состояния освобождения от бедствий эмпирического существования “Я” с его бесчисленными перерождениями. Йога признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможность управления ими при создании для этого определенных условий. Какие это условия? В первую очередь – это психологически ориентированные тренировки, преследующие достижения последовательно усложняющихся и восходящих уровней совершенства человека и освобождению души от оков кармы и сансары. К ним относятся:

1) Достижение асаны, т.е. овладение дыханием при определенных положениях тела;

2) Достижение ямы (самообладания);

3) Достижение пратьяхарды (изоляции чувств от внешних влияний);

4) Достижение дхараны (концентрации мысли на каком-нибудь предмете или части тела);

5) Достижение дхьяны (медитации, интеллектуального усилия, предполагающего устранение нежелательных эмоциональных проявлений и значительное сокращение реактивности, обретение состояния некоего дремотного мечтания, расслабленности и отрешенности);

6) Достижение самадхи (состояние высшей собранности и гармонии, сосредоточение мысли на очищении и просветлении ума и освобождения от телесной оболочки.

Основные идеи философии йоги:

Соотнесенность человеческой психофизиологии и Космоса как тела Вселенной; учение о дуализме пракрити (материальной основы и первопричины мира объектов и пуруши (чистое сознание, “Я”, дух); учение о познании. Оно включает в себя пять различных духовных состояний:

1) рассеянное состояние ума, при котором он вынужден бежать от одного объекта к другому, не задерживаясь основательно на каком-нибудь одном конкретном;

2) притупленное состояние ума (например, во сне);


3) относительно успокоенное состояние ума, стабилизированное;

4) сосредоточение ума на одном объекте – предмете конкретного исследования и размышления;


5) прекращение всякой деятельности ума.

Два последних элемента духовного состояния открывают путь к йоге, так как они очищают ум от факторов, приводящих к страданию и предоставляют возможность проявиться факторам, лежащим в основе удовольствия и являющихся источником положительных эмоций (радости, светлого, доброго и т.д.)

Постижение йоги возможно при условии последовательного соблюдения нравственных принципов. Их несколько: ахимса (не нанесение вреда всему живому), сатья (правдивость в словах и мыслях); астейя (неворовство); брахмачарья (сдерживание чувств, желаний); апариграха (нестяжание).

Наиболее видными представителями философии йога были в XIX веке Свами Вивекананда и в XX веке Йогананда.

Санкхья. В переводе с санскрита означает – число, перечисление, расчет. Как и четыре предшествующие философские школы, санкхья также признает авторитет Вед, но это признание имеет особый характер: оно основано не на текстах Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. Эта особенность санкхьи сближает ее с ньяей, вайшеншикой и йогой и она расходится с философией веданты и мимансы.

Основателем школы условно считается Капила, живший, по-видимому, в VII веке до н.э. Но философские труды ни самого Капилы, ни его учеников до наших дней не дошли. В философской литературе принято традиционно считать, что Капиле принадлежит трактат “Санкхья-сутра” (термин “сутра” понимался как путеводная нить, линия поведения, план, руководство), в котором изложены основные положения философии санкхья.

Итак, главное положение этой философии – учение о причине и следствии, которые рассматриваются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Взаимодействие причины и следствия достигает того состояния, при котором возможен переход причины в следствие. И не обязательно лишь видимое, а реальное, хотя и невидимое. Учение о субстанции. Санкхья исходит от признания двух реальностей – пракрити (материальная реальность, первопричина) и пуруши (“Я”, дух, сознание).

Пракрити независима и активна, но лишена сознания. Зато она – единство противоположностей, основа и причина существования любых объектов.

Пуруша (“Я”, дух, сознание) пассивен, но обладает сознанием, которое и составляет его сущность. И вот здесь возникает интересная коллизия – ни пракрити не может существовать без пуруши, ни пуруша не может существовать без пракрити. Как они соединяются? В философии санкхья сформулировано еще одно понятие –- буддхи – интеллект, ум способность различения, суждения, а также тонкая субстанция всех умственных процессов.

Буддхи – ключевой момент при переходе от мира материального к миру идеальному, сознанию. Как это происходит? После первичного соприкосновения пракрити с пурушей возникает продукт эволюции, выступающей как буддхи. Из буддхи возникает второй продукт эволюции – аханкара (мое “Я”), как принцип индивидуальности и самосознания. В зависимости от того, какого качества мое “Я” преобладает, возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, ум, 5 тонких элементов (звук, осязание, цвет, вкус, запах), из которых возникают 5 материальных элементов (эфир, воздух, огонь, земля, вода). Все эти элементы образуют сплошную цепь, в которой пракрити – причина всего, кроме пуруши. Буддхи, аханкара – следствие одних начал и причина других. Чувства и материальные объекты – только следствия.

По материалам:

http://metaphilosophy.ru/

разработчики:

М.Давыдов

Е.Максимов

Теги:

Происхождение йоги и ее первоисточники

фото 37Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей «Йога-сутре» в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи).
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Восьмеричный путь

Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать аштанга-йогу (ашта — восемь, анга — ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, — основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:

  1. Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
  2. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека.
  3. Асану — устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
  4. Пранаяму — серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
  5. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
  6. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
  7. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
  8. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего — нирваны.

Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно — все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях — яма, нияма — ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.

Так, основа ямы — пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:

  • ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
  • сатья — на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
  • астея — на отрицание воровства;
  • апариграха — на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
  • брахмачарья — на воздержание от чувственных соблазнов.

Роль Ниаямы

Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять:

  • шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
  • сантоша — к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
  • тапас — к усердию, самодисциплине и самоограничению;
  • свадхьяя — к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
  • ишвара-пранидхана — к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.

К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:

  • сауманасью — благожелательность к окружающим;
  • нирагу— бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
  • ман-дхатару — вдумчивость;
  • авашу — независимость;
  • мантра-видью — знание мантр;
  • дамсанаванту — обладание сверхсилой;
  • нишпратидвандву — неимение противников.

Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение — в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.

Пранаяма продолжение асан

фото 38Пранаяма является физическим продолжением асан. Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной. На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни. При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким.

Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.

На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.

Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела — его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.

Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги — дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.

Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.

Дхьяна — более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.

Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство — все исчезает. Возникает ощущение полного счастья — нирваны.

Теория освобождения и карма

Карма в йоге — это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

фото 39Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, — чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

Слово «йога» сегодня на устах у многих, его можно прочесть в буклетах различных фитнес-центров, заниматься ею становится модным. Но мало, кто понимает истинное предназначение этой практики. В этом разделе нашего сайта вы узнаете все про этот способ оздоровления тела и духа.Йога – это не просто набор физических упражнений, а целая культура, философия, образ жизни. Если ее практиковать регулярно, очень скоро у вас будут подтянутое тело, здоровый прямой позвоночник с отличной осанкой, а также прекрасное самочувствие на протяжении всего дня.

Кроме того, вам удастся:

  • укрепить позвоночник;
  • улучшить иммунитет;
  • отрегулировать работу лимфатической системы;
  • улучшить сердечную деятельность;
  • сделать более здоровыми кости и суставы;
  • снизить артериальное давление;
  • улучшить работу желудочно-кишечной системы;
  • очистить свое тело от скопившихся токсинов и шлаков;
  • убрать зажатость и напряжение в мышцах.

Человек, практикующий эту практику, учится расслабляться, за счет чего бороться с ежедневными стрессами становится намного легче. Умение дарить самому себе спокойствие, умиротворение и чувство безмятежности очень важно, потому что современная жизнь полна неврозов, поводов для беспокойств и раздражения.

Важно, что йога пришла в нашу жизнь с Востока, а там царит культ прежде всего здорового духа, а уже затем – подтянутой фигуры. Это связано с тем, что поговорка «в здоровом теле – здоровый дух» работает и в обратную сторону: когда у человека гармония внутри, у него появляются и внешняя красота и здоровье. Напротив, люди, у которых неспокойно на душе, редко могут похвастаться тем, что они по-настоящему счастливы и здоровы.

Поэтому, если вы хотите быть здоровыми и прожить долгую осмысленную жизнь, вам нужно задумываться прежде всего об оздоровлении всего организма. Как только у вас это получится, вы станете гармоничной, целостной личностью. А у такого человека все дела пойдут в гору – будь то работа, взаимоотношения с людьми, семейные отношения или что-то другое. Цельная личность передает другим свой позитивный настрой, и это позволяет ей менять пространство вокруг себя.

Занятия в фитнес-центрах обычно стоят немалых денег. Придя на наш сайт в раздел «Йога», вы найдете полное описание техник как для оздоровления всего тела, так и для отдельных его систем. Вы сможете практиковать йогу дома, в саду или в любом удобном для вас месте – определив самостоятельно время и продолжительность занятий.

Мы поможем вам освоить упражнения, которые сделают вас здоровее и лучше!

Отшельники, гуру, факиры

joga guru

Йога как философия появилась не позднее IV века. Этим периодом большинство исследователей датирует создание текста «Йога-сутры» Патанджали. Этот трактат содержит базовые принципы философской школы йоги. Древний текст раскрывает методы работы с умом, способные привести к высшим состояниям сознания. Патанджали не касается физических упражнений. Он упоминает понятие «асана», скорее, в значении положения, подходящего для медитации.

Основы йоговской физкультуры заложил, вероятно, уроженец Восточной Бенгалии Горакшанатх. В XII веке он разработал систему хатха-йоги. Предположительно в XV веке его последователь Свами Сватмарама написал известный трактат «Хатха-йога-прадипика». Этот источник рассказывает об энергетическом «устройстве» человека, описывает 15 асан, несколько пранаям, шаткармы (очистительные практики). Кроме того, он даёт рекомендации по питанию, а также излагает аспекты ямы и ниямы (нормы поведения). На исходе XVII века появилась «Гхеранда-самхита», описывающая уже 32 позы. Тем не менее, физкультура в то время оставалась лишь вспомогательным аспектом йоги.

Сам формат обучения тоже кардинально отличался от принятого сейчас. Обучение было исключительно индивидуальным, и доступ к нему имели, за редким исключением, только мужчины. Строго блюлась парампара – цепь преемственности от учителя к ученику. Самостоятельное освоение учения было невозможным.

Вопрос 1. Йога-определение самой дисциплины. История и основы философии — Студопедия

В XVIII веке репутацию йоге и её последователям изрядно испортили акробаты и факиры. Это чудо-люди демонстрировали лежание на гвоздях, живые захоронения и чудеса гибкости в индийских деревнях под видом йоговских чудес. Конечно, за вознаграждение, и даже, порой, весьма неплохое, если им удавалось удивить какого-нибудь раджу. Некоторые занимались вымогательством и употребляли наркотики. Такие «йоги» не вызывали доверия ни у самих индийцев, ни у британских колонизаторов. Последние даже отнесли йогов в переписи населения к разряду «разного и подозрительного сброда».

В XIX веке с развитием науки и интереса к «йоговским чудесам» был проведён ряд разоблачающих исследований. Это настроило общественность ещё более скептично. И Запад, может быть, никогда и не познакомился бы с индийской гимнастикой… Если бы – неожиданно – не борьба за независимость Индии.

Гордость нации

joga i revoljucija v indii

Именно ряд активистов устроил переворот в йоге и её тотальный «ребрендинг», в корне изменив негативное и скептическое отношение к практике и её адептам.

Чтобы выдворить из страны британцев, индийской элите нужно было поднять народный дух. Необходимо было искоренить из национального самосознания мысль о превосходстве Запада. С этой целью началась большая кампания по модернизации индуизма. И йога заняла в ней одно из ключевых мест.

Первый значимый вклад в реабилитацию йоги сделал общественный и политический активист Джаганнатх Гун. В 20-е годы он открыл ашрам неподалёку от Бомбея. Там он развернул масштабное экспериментальное исследование йоги. За полвека работы Гуну удалось создать йоге новый облик. Она стала синонимом оздоровительной практики, подкреплённой научными данными и лишённой мистицизма. В центре Гуна не только проводили исследования, но и обучали йоге. Кстати, и тут он совершил переворот, начав принимать на обучение женщин.

Примерно в то же время реабилитация йоги шла в одном из самых прогрессивных индийских княжеств – Майсоре. Его правители играли важную роль в национальном движении. В 1933 году для обучения принцев, которые и прежде практиковали йогу, пригласили нового преподавателя – Тирумалая Кришнамачарью. Он впоследствии разработал свой стиль йоги. По сути, именно его методика положила начало всей современной йоге. Из неё вышли такие базовые современные направления, как аштанга-виньяса, йога Айенгара и некоторые другие.

Кришнамачарья активно популяризировал йогу в Индии, однако превратили её в космополитичную дисциплину уже его талантливые ученики.

Как йогу полюбил Голливуд и весь мир

joga v gollivude

Как ни странно, первую весточку западному миру принесла женщина. (А мы помним, большую часть своей истории йога была доступна лишь мужчинам — прим. авт.) Дочь шведского банкира и русской аристократки Евгения Петерсон покоряла индийскую киноиндустрию под псевдонимом Индра Деви. Когда у неё обнаружили серьёзное заболевание сердца, она отправилась поправлять здоровье в ашрам Гуна. Обучившись у Кришнамачарьи и вдохновившись эффектом, в 1947 году Петерсон отправилась в Голливуд. Так она стала первым «звёздным инструктором».

Однако Индра Деви не спускалась со «звёздного Олимпа», обучая Грету Гарбо и Глорию Свенсон. Так что среди широкой общественности йогу распространил уже другой ученик Кришнамачарьи.

Б. К. С. Айенгар совместил знания, полученные от своего учителя, собственный опыт и достижения медицины, анатомии и физиологии и сформировал собственный стиль йоги. С помощью горячего поклонника йоги американского скрипача Иегуди Менухина Айенгар смог поехать в Европу, где его занятия стали очень популярны, а книга «Прояснение йоги», выпущенная в 1965 году, разошлась по всему миру миллионным тиражом.

Ещё одним звеном этой современной парампары стал Паттабхи Джойс. Созданную им жёсткую, энергозатратную аштанга-виньяса-йогу ждал не меньший успех, чем мягкую терапевтичную йогу Айенгара. После того как первый европейский ученик Джойса написал самоучитель по йоге, упомянув в нём своего преподавателя, в Майсор потянулись сотни европейцев и американцев. В 1975 году Паттабхи Джойс совершил первую поездку по Америке, с которой началась популяризация аштанги по всему миру.

Итак, Запад с восторгом принял индийскую диковину. А вот в Советском Союзе йога воспринималась неоднозначно.

Читайте также: Йога туры — 5 райских мест Индии и Таиланда для отдыха телом и душой

Пранаяма для космонавтов

joga v sssr

Официально индийскую то ли философию, то ли физкультуру на всякий случай не жаловали. Иных пропагандистов даже изгоняли из рядов КПСС и увольняли с работы. Тем не менее, йогой интересовались в высших эшелонах власти и даже пытались применять её методики в космической гонке. Так, в начале 60-х годов для работы с советскими космонавтами пригласили известного йога Дхирендру Брахмачари, который проводил практические и теоретические занятия. В те же годы в СССР приезжала Индра Деви и встречалась с крупнейшими советскими политиками: А.Н. Косыгиным, А.А. Громыко, А.И. Микояном.

Первым популяризатором йоговской физкультуры в стране стал индолог Василий Бродов, попавший в ту самую закрытую группу Дхирендры Брахмачари. Ощутив положительное воздействие упражнений на своё здоровье, Бродов обнародовал целый ряд статей и книг о йоге, выступил в качестве соавтора научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в 1970 году.

Сценарий для фильма написал лингвист, специализирующийся на хинди, Анатолий Зубков, который стал первым в Советском Союзе сертифицированным преподавателем йоги. В 60-е годы он отправился в длительную командировку в Индию учить студентов русскому в местном университете. А спустя четыре года вернулся уже с документом на право преподавания йоги. Зубков проводил не только практические занятия, но и лекции, много публиковался.

В 1963 году Геннадий Стаценко основал в Москве школу йогов. Правда, официально зарегистрировать её удалось лишь спустя 15 лет работы. Как и многих других популяризаторов, Стаценко вдохновила поправка собственного здоровья: йога помогла ему избавиться от почечнокаменной болезни.

В начале 80-х годов в прессе мелькали публикации отдельных энтузиастов, например, в журнале «Наука и жизнь» печатался Виктор Воронин, позже написавший собственную книгу по хатха-йоге.

Некоторым любителям йоги всё же не везло. Инженера-изобретателя Яна Колтунова исключили из партии и уволили с работы в 1983 году за то, что он основал в Подмосковье духовно-оздоровительный клуб «Космос», занятия в котором посещали сотни людей.

Зато после Перестройки дела у популяризаторов йоги пошли куда лучше. Тот же Ян Колтунов возобновил работу клуба и даже принялся основывать филиалы в других городах, проводил слёты, активно публиковался. В конце 80-х были созданы Академия йоги, Ассоциация йоги, прошла первая йоговская конференция, гостем которой стал Б. К. С. Айенгар. Тогда же СССР впервые посетил Йоги Бхаджан – известный адепт кундалини-йоги.

Йога в России сегодня

За последние 20 лет в нашей стране появились сотни йога-школ. Индийская физкультура сейчас соседствует с круговыми тренировками и стретчингом едва ли не в каждом фитнес-клубе. А множество видеоуроков позволяет самостоятельно заниматься дома.

Читайте также: Йога детокс — 10 асан, которые взбодрят метаболизм

Для тех, кто хочет более основательного погружения в практику, существуют отдельные йога-студии. Одни специализируются на конкретных направлениях (например, кундалини-йоге и бикрам-йоге). Другие объединяют сразу несколько (популярны в России классическая хатха-йога, йога Айенгара, аштанга-виньяса йога). Такое изобилие позволяет каждому выбрать направление, максимально подходящее его целям и степени подготовки.

Будущее не предскажешь, но можно сказать наверняка, что система духовного и физического совершенствования, включённая ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия, стремящаяся ориентироваться на современные достижения науки и медицины, приносящая столько пользы людям по всему земному шару, ещё долгие годы будет оставаться востребованной и популярной.

Влада Исакова, инструктор йоги

Иллюстрации: Анастасия Леман


Ответьте на 5 вопросов и узнайте, какой стиль йоги Вам подходит

i oga pri gipodinamii

В конце теста дарим онлайн занятие йогой БЕСПЛАТНО.


Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает “единение”. В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога – философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке до нашей эры известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

философия йоги кратко

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения – это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений – это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги – единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности…

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие – бросить её на дно океана… Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. “Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов” – задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

Древние находки

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Вивекананда философия йоги

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие “йога” впервые встречается в Ригведе – одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его “йога-сутры”

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога – более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые “йога-сутры”, изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога – это “процесс обуздания волнений, присущих разуму”.

Жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и общественный деятель Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

философия йоги для начинающих

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его духовного наставника, кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • “Карма-йога” (1896 год).
  • “Раджа-йога” (1896 год).
  • “Философия Веданты: лекции о джняна-йоге” (1902 год).

Философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: “Бог один, разнятся лишь его имена”. Одни зовут его Иисусом, другие – Аллахом, третьи – Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

“Каждая личность – божественна сама по себе” – это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему просветленный человек обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что государство и церковь должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Философия школы

Название этого направления йоги переводится с санскрита как “усиленное слияние”. Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

йога философия и практика

Само слово “хатха”, как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: “ха” – разум и “тха” – жизненная сила.

Хатха-йога – это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких – врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение – так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии – йога.

Йога – упражнения или нечто большее?

Многие люди уверены, что йогой называется особая разновидность гимнастики, которая направлена на оздоровление и омолаживание организма, создание гармонии внутри тела и снятие стресса.

Фото 1Есть также люди, присутствующие на йога-классах с целью похудения, для расслабления после трудовых будней и лечения спины.

Но когда человек по-настоящему окунается в мир йоги, узнает ее основы, проникается опытом наставников из прошлого, то к нему приходит осознание глубинной сути такой практики. Использование йоги в других целях чаще всего приводит только к побочным эффектам.

8 ступеней йоги

Наиболее популярной книгой по йогической практике считается «Йога-сутры Патанджали». Она была написана свыше 5 000 лет назад. В ней содержится 196 сутр (короткие строфы, наполненные смыслом).

Книга включает в себя философские размышления на тему самопознания и в этом плане является одним их самых уважаемых источников. Философия и йога объединяются в этом трактате в единую целостную систему.

Фото 3Но новичкам она не очень подходит, слишком сложна для восприятия. В ней идет описание практик, которые под силу выполнить только опытным мастерам. Там же приводится информация о ступенях йоги, по которым нужно двигаться каждому, кто только еще начинает свои первые шаги в этом направлении.

Многие из них можно использовать в качестве самоучителей.

Следует только придерживаться восьми ступеней йоги:

  • Яма;
  • Нияма;
  • Асана;
  • Пранаяма;
  • Пратьяхара;
  • Дхарана;
  • Дхьяна;
  • Самадхи.

Первые две ступени (Яма и Нияма) помогают практикующему новичку проработать в себе морально-волевые качества. Они потребуются для формирования осознанной, ответственной личности.

Существует пять Ям, которые учат человека действовать правильно по отношению к окружающему миру:

  • ненасилие (Ахимса);
  • честность (Сатья);
  • запрет на воровство (Астея);
  • нестяжательство, ненакопительство (Апариграха);
  • видение во всем Божественности (Брахмачарья) .

Ниям также известно пять, они являются заповедями для проработки внутреннего духовного мира человека:

  • чистота тела, речи и ума (Шауча);
  • самодисциплина и аскетизм (Тапах);
  • удовлетворённость, скромность, оптимизм (Сантоша);
  • самообразование (Свадхьяя);
  • работа на благо общества, альтруизм (Ишвара Пранидхана).

У всех Ям и Ниям в основе лежат истины, заложенные с детства. Они нужны для правильного взаимодействия с внешним миром и собой внутренним.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Фото 4Асаны учат нас работе с нашим телом. Укрепляют, обновляют, благоприятно воздействуют на психо-физическое состояние, эндокринную систему.

Пранаямы разработаны для того, чтобы научились работать с нашим дыханием. Это тонкий процесс, который сопровождает нас с первого вдоха при рождении. Правильное дыхание наполняет нас энергией, делает ум более острым и помогает взять под контроль эмоции.

Пратьяхара (техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно направлены), Дхарана (это процесс тренировки ума, процесс дисциплинированности ума, в результате которого достигается сосредоточение в одной точке на 90 %) и Дхъяна (созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания») – все эти ступени учат работе с умом.

Самадхи – это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости.

Чакры

Знание о чакрах также является одним из основополагающих в йоге. Это энергетические центры, работа которых влияет на всего человека.

Виды йоги

Следует разобраться в существующих видах йоги. Но не стоит путать уже сложившиеся веками направления с теми разновидностями, которые появились совсем недавно. Современные мастера с огромным удовольствием придумывают каждый год новые авторские курсы. К таким можно отнести: Аштанга Виньяса йогу, Шивананда-йога, Дживамукти йогу, Йога Аейнгару и т. д.

В нашем случае повествование пойдет о базовых видах йоги, в которых основной упор делается на уровни развития человека.

Карма йога

«Кармой» называют действия человека, т. е. в этом направлении главным является определенный набор физических действий без привязки к результатам труда.

Человек развивает в себе альтруизм и осознанность, отказывается от акцента на собственном «я», учится находиться внутри потока. Большинство Ашрамов, которые есть в Индии, в первую очередь предлагают новичкам заняться именно таким трудом (к примеру, мытьем полов, помощью на кухне и т. д.).

Бхакти-йога

Этот вид йоги направлен на преданное служение высшему (Ишвара Пранидхана), жертвенности на благо окружающих людей, любви к Богу (Всевышнему, Абсолюту). Во время практики человек читает священные писания, повторяет имена Бога, поет священные мантры.

Такая же традиция существует в христианстве и других мировых религиях.

Джняна йога

Этот вид йоги помогает проработать умственный аспект личности для достижения высшей ступени сознания. Практическое занятие направлено на развитие аналитического мышления, повышение концентрации внимания, духовные практики. Джняна подходит людям, которым сложно дается раскрытие своего сердца для служения Богу. С ее помощью человек с аналитическим складом ума смиряет свои мысли и открывает новые грани саморазвития.

Раджа-йога

Королевский вид йоги для борьбы с мрачным настроением. Его можно сопоставить с восьмеричным путем Патанджали, который является высшей ступенью Раджа-йоги. Во время практики происходит воссоединение с Богом, достигается состояние Самадхи и происходит освобождение.

Польза физических упражнений

Хорошего результата можно достичь, только если заниматься упражнениями регулярно. Для занятий нужно уделять несколько часов каждую неделю. В этом случае эффект от тренировок наступит довольно быстро. Уже через две недели занятий человек ощущает прилив жизненной энергии, а через 1-2 месяца наступает улучшение самочувствия.

Фото 5С каждым годом растет количество любителей йоги. Благодаря регулярным тренировкам каждый может изменить в положительную сторону свое психофизическое состояние:

  • нормализовать работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы (избавиться от болезней бронхов и легких, укрепить сердечную мышцу);
  • повысить выносливость своего организма через выполнение простых, а затем и более сложных асан;
  • укрепить позвоночник и всю костно-мышечную систему (исправить осанку, избавиться от болезненных ощущений в области спины, повысить эластичность мышц);
  • повысить обмен веществ и иммунитет, стабилизировать работу лимфатической системы (даже занятия у себя дома помогают решить проблему избыточного веса, а медитативные практики повышают иммунитет);
  • снижается эмоциональная напряженность, становится выше серотонин (гормон счастья), что само по себе помогает не допускать депрессивных состояний, улучшает настроение и эмоциональный фон.

Еще йога способствует омоложению организма, улучшению двигательной координации, снижению давления, а также уровня сахара в составе крови.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий