В.Юксерн "Гусли" Краткий обзор романа. | План-конспект урока по краеведению (11 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

В.Юксерн "Гусли" Краткий обзор романа. | План-конспект урока по краеведению (11 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть Позы

В.юксерн "гусли" краткий обзор романа. | план-конспект урока по краеведению (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Конспект урока родной (нерусской) литературы в 11 классе по теме

В.Юксерн. «Гусли». Краткий обзор романа.

        Тип урока:   урок изучения нового материала с применением информационно-коммуникационных технологий.

        Цели урока:

Образовательные: познакомить с литературной деятельностью  В.Юксерна; понять, в чем особенность изображения событий в романе «Гусли».

Развивающие: развивать умение мыслить, сопоставлять, формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию  учебно-познавательной деятельности.

Воспитательные:  воспитывать любовь к своей малой родине, уважение к памяти предков; гражданские качества: честность и порядочность, совесть, ответственность.

        Приемы обучения: метод творческого чтения, исследовательский, практический,  объяснительно-иллюстративный метод.

        Наглядность и оборудование: мультимедийный проектор,  ноутбук, выставка книг В.Юксерна, роман «Гусли».

        Ход урока:

— Поро кече! Добрый день! Я рада видеть всех на нашей сегодняшней встрече! Я надеюсь, что наш урок будет уроком открытий новых знаний, научит мыслить, сопоставлять исторические факты, и оставит в душе каждого из нас заметный след.

1. Вступительная беседа.

На доске записана тема урока: В.Юксерн. «Гусли».  

Слайд 1. Фото школьного городка.

— Ребята, вам знакомо это здание? Что вы о нем можете рассказать?

(Ответы учащихся)

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (ответы учащихся)

— А как  и чем связаны  наша школа и произведение В.Юксерна «Гусли»? Об этом и многом другом мы сегодня и будем вести разговор на уроке.

— Перед вами произведение В Юксерна  «Гусли». На марийском языке это название звучит «Кусле». А что такое гусли? (ответы учащихся)

Слайд 2. (с фонограммой)    Гусли — старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на гуслях обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнителя на гуслях называют —  гусляр.

2.Постановка проблемы урока.

— Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение «Гусли»? На этот вопрос мы постараемся ответить к концу урока. 

3. Актуализация темы.

Откройте тетради запишите тему сегодняшнего урока.  В.Юксерн «Гусли». 

4. Краткий обзор романа.

Краткое сообщение и компьютерную презентацию о жизни и творчестве В.Юксерна делает Воронцова Алена.

(Презентация)

Жизнь и творчество Василия  Юксерна.

Слайд 3. Жизнь и творчество Василия Юксерна.

Слайд 4. Фото В.Юксерна.

— Василий Юксерн  (Столяров Василий Степанович) родился 13 января 1918 г. в д. Большое Чигашево (Кугусола) ныне Медведевского района  РМЭ в крестьянской семье. Окончив начальную школу, учился в Йошкар-Олинской школе 2-й ступени. В 1932 году после смерти отца ему пришлось оставить учебу и работать в колхозе.

1933г. – учеба на педагогическом рабфаке.

1935-1940г.- студент МГПИ.

В августе 1940 года  призвали в ряды Красной Армии.

В 1945 году принимал участием в освобождении Южного Сахалина от японских милитаристов.

Слайд 5. После демобилизации работал директором Марийского книжного издательства. В 1954 г. был главным редактором журнала «Ончыко».

С 1964 года работал на марийском телевидении.

В 1967 году был назначен главным редактором журнала «Пачемыш».

С 1973 по 1983 год возглавлял правление Союза писателей Марийской АССР.

С 1950 года член Союза писателей СССР.

Слайд 6. Народный писатель МАССР (1978г), Лауреат Государственной премии МАССР (1979г)

Награжден орденами «Знак Почета»(1971), «Дружбы народов» 1978г.

С литературной деятельностью В.Юксерна познакомит Заболотских Мария   (презентация).

        Слайд 7. Литературную деятельность Василий Юксерн начал в конце 1930-х годов. Вначале занимался художественным переводом. Перевел на марийский язык роман Н.Островского «Рожденные бурей».

В послевоенные годы В.Столяров выступал как критик  и литературовед.

        В 1960г. выпустил книгу литературно-критических статей  «Литература –  илышын вуршерже».  («Литература –  пульс жизни».)

        Слайд 8. Первым значительным художественным произведением В.Юксерна была военно-приключенческая повесть «Атаманыч», которая стала любимой книгой детей и взрослых. Она переведена на русский, украинский, узбекский, немецкий языки.

        Тему патриотизма, защиты Родины писатель отражает и в ряде других произведений: «Волгалтше лишан» («Перед рассветом»), «Иленыт кок йолташ» («Жили два друга»).

        Слайд 9.  Немало произведений В.Юксерна созданы на документальной основе. Повесть «Вудшо йога, серже кодеш» («Воды текут – берега остаются») он посвятил детским и юношеским годам ученого-агронома, первого академика из народа мари Василия Петровича Мосолова.

Слайд 10.  В романе «Кусле» («Гусли»)  отражена жизнь и судьба городка- коммуны, созданного в 1921 голодном году в селе Мари-Билямор.

        Слайд 11. Исторические события послереволюционных лет  воспроизведены в романе «Чарла».

        Слайд 12. В.Юксерн –  автор около 30 книг прозы, публицистики.

        В 1940-1950 годах  пользовался псевдонимами Волжский, В.Степанов, С.Васильев. Писатель активно сочетал литературную деятельность с активной общественной работой.

        История создания романа.

 Роман «Гусли» В.Юксерн написал в 1978году.  Много  исторического материала рассказал Ким Кириллович Васин — марийские краевед. Оказывается , в 20-е  годы семья Васиных проживали в с. Мари-Билямор.  Мама работала учителем в школьном городке, а папа — на почте.

Сколько частей в романе? (ответы учащихся)

( под диктовку записываем в тетрадях)

— 1 часть.  Автор  повествует о приходе беспризорных детей в коммуну.

— 2 часть. Рассказывает о жизни коммунаров в голодные годы, каким сложным и трудным был процесс нравственного становления подростков, лишившихся родителей  и успевших узнать «прелести» беспризорной жизни.

— 3 часть. Здесь мы узнаем о том,  как жители села и воспитанники школы-коммуны совместными усилиями построили электростанцию  в селе Мари-Билямор.

— Кто основал  школьный городок в романе «Гусли?» (Николай Палыч  Венцов).  В действительности: Николай Петрович Венценосцев (фото Н.П.Венценосцева).

К100-летию родной школы Е.Свирская, бывшая ученица Мари-Биляморской школы, написала поэтические строки. Отрывок прочитает Настя Меринова.

(Меринова А.читает)

 Девятнадцатый год. Из Уржума

Сквозь осеннюю топкую грязь

Пробирался однажды мужчина,

В тарантасе на Сивке трясясь.

Это ехал инспектор уездный,

Венценосцев, с проверкою школ.

Для задуманной школы народной

Подходящее место нашел.

Это было селенье Билямор

(Лучше место не мог он сыскать.)

Был удачен нечаянно сделанный выбор,

Чтобы новое дело начать.

Чтобы продолжить дальше работу над содержанием романа, мы разделимся на две группы: 1 группа – литераторы, которые будут работать с романом «Гусли»,  2 группа –  краеведы-знатоки нашей местности.

1. Где происходит действие романа?

2. Кто главный герой романа «Гусли»?

3. Был ли в действительности в нашей местности богатый купец? Как его фамилия?

4. Как в народе называли воспитанников школьного городка?

В романе их называют коммунары, коммунары Нольмарийской коммуны. Многие дети, когда их привезли в коммуну, не знали  своих имен и  фамилий. Они называли себя по прозвищам: Туз, Король, Цыган, Султан.

Мы, считаем, что здесь они впервые обрели настоящие имена и фамилии.

Для Николая Петровича Венценосцева и педагогическому составу они были дети. С большим рвением работали организации октябрят, пионеров, комсомольцев.

5. Почему Николай Палыч Венцов решил организовать не просто школу, а школьный городок?

Найдите в романе главу, строки, в которых это описывается.

Стр. 197  прочитать слова.

В действительности в селе был школьный городок, который возглавлял Н.П.Венценосцев. В составе  школьного городка были изба-читальня, детский сад, школы 1 и 2 ступени.

Мы знаем, что в романе встречается персонаж по фамилии Кальсин. Это воспитанник коммуны.

Многие воспитанники школьного городка продолжали учиться, стали руководителями, учеными. Среди них Ф.Ф.Кальсин – доктор философских наук, работавший в одном из вузов г. Горького.

6. На уроках ИКН мы с вами говорили, что на молодую Марийскую автономную область в 1921 году обрушилось много бед. Какие?

— Эти беды коснулись и жителей нашей местности.

— Как выжили в голодный 1921 год коммунары школьного городка в романе?

        В романе В.Юксерн пишет о том, что сначала  воспитанников школьного городка было 300 человек. В 1921 году их стало 500.  Многие родители от безысходности сами приводили своих детей, так как сами не  смогли бы прокормить детей. Так показана сцена с маленькой девочкой Ямбикой.

( на марийском языке обыграть ситуацию?)

Найдите, отрывок и прочитайте сцену мамы с дочерью.

 Костя Кунилов,  один из воспитанников коммуны, написал вывеску «В селе – эпидемия!» и повесил ее при въезде в село.

7. Какое знаменательное событие произошло в школьном городке в 1922 году?

— В.Юксерн пишет о том, через какие трудности пришлось пройти Н.П.Венцову и его воспитанникам, чтобы жители села и окрестных деревень поверили, что  учение – это свет, что настало время новых перемен.

— В романе встретились  и отрицательные герои.

В романе мы видим становление личности беспризорных детей. Вспомним, кем они были в начале романа. Николай Палыч Венцов долгим и упорным кропотливым трудом смог сделать из них настоящих людей.

Был Санька Крот – стал Александр Кротов.

Цыган родился в Ташкенте,  в коммуне стал Рафиком Икрамовым.

Король родом из Харьковщины. Теперь он  Микола Вишня.

Был беспризорник Туз, а теперь Тимофей Зайцев.

Был Султан, а теперь –  Зосим Ухов, у которого была сокровенная мечта – стать музыкантом. Николай Палыч Венцов помог ему в этом и отправил его учиться в Казань.

Про йогу:  Читать книгу Агни Йога о молитве Наталья Дементьева : онлайн чтение - страница 1

Многие научились здесь не только учиться и трудиться, но и жить в согласии, мире с другими людьми. Они обрели такие гражданские качества как честность, порядочность, совесть, ответственность.

        Итак, мы завершаем краткий обзор романа Василия Юксерна «Гусли». Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока:  что общего между нашей школой и произведением В.Юксерна «Гусли»?  

        Почему автор назвал свое произведение «Гусли»?

Вывод: Как звучат под пальцами Венцова строй и лад мелодии, так постепенно обрели строй и лад души его воспитанники.

Обратить внимание на выставку книг В.Юксерна.

Домашнее задание. Прочитать книгу В.Юксерна «Воды текут, берега остаются» и сделать сравнительный анализ этих двух произведений.

Итог урока.

— Какую цель ставили?

— Удалось достичь поставленной цели?

— Каким способом?

— Где можно применить новые знания?

Взаимооценка.

Рефлексия.

История йоги

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

  1. Напутствие
  2. Что такое Йога
  3. История Йоги

Йога — учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках, учение отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах.

Как утверждают, родина йоги — древнейшая на Земле цивилизация — Арктида. Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединяющим Америку и Евразию. После глобальной катастрофы, она исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Уцелевшие жители Арктиды и донесли йогу до жрецов и посвященных Хиттиды, Пацифиды и Атлантиды, а уже затем йога попала в Индию и Египет

Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV — Х вв. до н.э. и сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе древних человеческих цивилизаций.

Археологические находки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохеанджо-Даро. Однако устная традиция говорит о гораздо более древнем происхождении йоги. При этом эзотерическую историю йоги, как было сказано выше, ведут от Индии вглубь веков к древнему Египту, а от него -— к еще более отдаленным легендарным цивилизациям — Атлантиде, Арктиде и некоторым другим.

Тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. В ведический период (с XV по VI в. до н.э.) в Индии появились Веды — священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним — Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, создав целый ряд философских школ, к одной из которых относят и систему йоги. Шло время, и мысль облекалась в действие: так родились шесть брахманнческих даршан, шесть философских систем. Имена им Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя. Однако йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (11-1 век до н.э.). Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде “йога-сутра” Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе и росийскими философами, признается классической. По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в “Йога-сутре”, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

В оригинальном учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей:

1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;

2) нияма — предписания образа жизни;

3) асана — разнообразные позы и положения тела;

4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;

5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;

6) дхарана — концентрация мысли;

7) дхьяна — медитация, регулируемый поток сознания;

8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.

Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение охватывает как бы три больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени). Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер. Эта целостная система ведет человека к достижению идеального здоровья, ведь “здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков”. Именно так определяет здоровье Всемирная организация здравоохранения.

Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее фундаментом будут служить духовные внутренние ценности — твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. От них путь индивидуального развития ведет через совершенствование физического тела к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания.

Последняя ступень восьмеричного пути — это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым совсем человечеством, всей природой” всем космосом. Некоторые авторы так и называют это состояние — космическое сознание. Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя. Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверено выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует развитию человечества как вида, поэтому можно говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе эволюции человека.

Исторически сложилось так, что восьмеричный, классический путь йоги Патанджали был практически закрыт для продвижения учеников. В мире господствовала Кали-юга, черный период, который длился около четырех с половиной тысяч лет. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентуирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей.

Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:

— хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;

— раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;

— карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;

— бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;

— джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.

Менее известны такие пути, как лапа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па). В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.

В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США и развивается по новым направлениям. Отметим общество “Трансцендентальной медитации”, которое основал в б0-х годах Махариши Махем Йоги, использующий специфическую психотехнику медитации. В результате просветительской деятельности Вивекананды и Аткинсона (йог Рамачарака), учение йоги в начале XX века приобретает широкую известность в России. На последующее распространение йоги в нашей стране значительное влияние оказала агни-йога, учение, открытое для России Еленой Рерих.

Требование восстановления первоначальной целостности учения привело к возникновению в Индии, уже в наше время, интегральной йоги Ауробиндо Гхоша — системы, утверждающей необходимость синтетического использования методов йоги в условиях динамичной социальной жизни. За последнее время стали известны и другие интегральные системы, пытающиеся восстановить и развить некогда единое учение йоги. При синтезе таких систем существует опасность механического объединения элементов из различных направлений, например, карма-, хатха- и раджа-йоги.

Когда в настоящее время говоря о йоге, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет положительных и отрицательных токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела. На языке древней символики положительный ток обозначается словом “Ха” (Солнце), а отрицательный — словом “Тха” (Луна). От слияния этих двух слов и получаем слово “Хатха-йога”, смысл которого символизирует единство противоположностей, положительного и отрицательного полюсов или явлений в жизни.

Про йогу:  7 упражнений из йоги для упругой и подтянутой попы - Лайфхакер

Физические упражнения представляют собой “азбуку” йоги, ее необходимую ступень, поскольку лишь через полное физическое здоровье и контроль за деятельностью тела может быть достигнуто умственное, духовное и моральное совершенство. Считается научно доказанным, что извлечь пользу из серьезных занятий гимнастикой йоги могут и здоровые и больные, мужчины и женщины, люди всех профессий и социальных слоев, практически любого возраста (хотя в каждом возрасте нужна консультация специалиста).

Основу физических упражнений в йоге составляют асаны — специальные положения тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. В классической литературе упоминаются 8400000 асан. Из них лишь менее сотни используются йогами в настоящее время и только два — три десятка их них считаются наиболее важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю жизнь.

Патанджали указывает: “Асана — это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения”. Это означает, что занимающийся должен стремиться к полному самоконтролю над телом при исполнении асан, так, чтобы в течение длительного времени находиться в них неподвижно и чувствовать себя спокойно и удобно.

Чем характеризуются асаны?

Асаны — это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и расслаблением.

Асаны — это преимущественно статические позы тела; напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее — на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.

Асаны предусматривают концентрацию внимания на определенных участках тела. при этом умственное усилие согласуется с мышечной активностью.

Асаны требует особого рода дыхания: полного, ритмического, контролируемого и замедленного.

Асаны дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект. Они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему и весь двигательный аппарат.

Асаны классифицируют, различая среди них позы для созерцания и медитации, перевернутые позы, позы равновесие и т.д.

Одной из важнейших поз считается Шавасана («Мертвая поза»), связанная с полным расслаблением тела. Это одновременно и физическое и умственное упражнение со сложной техникой исполнения. Она выполняется обычно после определенного цикла физических и психических упражнений. Для правильного исполнения Шавасаны необходимы не только умение быстро добиваться полной релаксации всего организма, но и способность освобождения от негативных эмоций, психической усталости, стрессов, волнений” забот. Физиологически Шавасана представляет собой полноценную замену сна.

Освоение асан открывает возможность произвольной регуляции физиологических процессов, протекающих в организме и помогает обучению направления сознания на тот или иной участок тела.

Известно, что имеется соответствие между отдельными-психическими переживаниями и определенными зонами тела, точнее, особыми субъективными ощущениями в этих зонах. Переживание обиды или жалости к себе связано со щемящим ощущением в груди; ситуация опасности порождает неприятное, сосущее ощущение под ложечкой; размышление порой сопровождается напряжением и тяжестью в области лба. Эти ощущения телесных зон в связи с психическими переживаниями играют особую роль в йоге, тантризме, дзен-буддизме и других восточных учениях. Они изучаются практически как особые центры тела человека, так называемые “чакры”. Чакрам соответствуют определенные символические изображения, а также слогосочетания (мантры), помогающие в концентрации на них.

Чакры представляют собой элементы своеобразной “психической анатомии” человека. Это психофизиологические механизмы, которые у большинства людей находятся в неразвитом, нерабочем состоянии. “Включение” чакр и освоение работы с ними предусмотрено в процессе занятий йогой после освоения необходимых физических упражнений и определенных этических норм.

Научное объяснение феномена чакр связано пока с трудностями и нерешенными вопросами о связях, существующих между процессами центральной и вегетативной нервной системы. Детальное изучение этой связи представляет одну из проблем современной психологии и физиологии. Современные западные исследователи йоги связывают активность чакр с циркуляцией энергии в каналах акупунктуры, в энергетических меридианах, и предполагают возможность произвольной регуляции этого процесса. При этом они указывают, например, на особую роль чакры, расположенной в области сердца. Утверждается, что каждый из двенадцати лепестков этой чакры включается в работу по перераспределению энергии в организме ежедневно в течение двух часов, а сама чакра представляет собой как бы часовой механизм, регулирующий жизненную энергию.

Учение о китайских меридианах глубоко связано с теорией и практикой йоги. Оно позволяет объяснить ряд физических элементов йоги. Так, характерный медитативный знак “Джнани-мудра” представляет собой такое положение пальцев руки, когда путем соединения большого и указательного пальцев замыкаются конечные точки меридианов легких и толстого кишечника.

Какие же результаты показывают йоги в области регуляции физиологических процессов?

В ходе экспериментов с индийским йогом, проведенных в клинике Меннинджер, испытуемый продемонстрировал способность оказывать произвольное воздействие на дыхание, пульс, ритм сердечной деятельности, электрическую активность головного мозга, температуру кожи и т.п. Например, ему удалось реализовать разницу в температуре между пальцами одной руки до 10 градусов по Фаренгейту.

Методы релаксации, используемые в йоге, были эффективно применены для отработки техники биологической обратной связи при регуляции кровяного давления. Вместе с тем исследования показали возможности йогов произвольно регулировать ритм сердечной деятельности и частоты пульса от 30-40 до 250-300 ударов в минуту. Интересно, что при высокой частоте сердечных сокращений (300 ударов в минуту) на кардиографе регистрируется остановка сердечной деятельности («прямая линия») за счет того, что сердце уже не проталкивает кровь, поскольку клапаны сердца задерживаются в открытом состоянии, и кровь течет по сосудам самотеком без использования нагнетательной функции сердечных мышц. Этот факт подтверждается исследованиями, проведенными в США и Индии. Зарегистрирована также возможность эпизодической остановки сердечной деятельности до 17 сек.

Результаты исследования медитации монахов буддийской школы дзен и индийских йогов показали, что при созерцании, направленном на внешний мир, привыкания альфа-ритма электроэнцефалограммы к звуковым раздражителям не происходит. Это свидетельствует о том, что йоги могут добиваться чрезвычайно высокого уровня внимания по отношению к событиям окружающего их мира. При сосредоточении на своем внутреннем состоянии, наоборот, даже достаточно сильные раздражители не могли блокировать альфа-ритм. Это говорит о возможности йогов глубоко сосредотачиваться на решении своих внутренних проблем и задач.

Большой теоретический и практический интерес представляет терапевтический эффект медитации. На Западе медитация уже давно применяется как средство саморегуляции, психокоррекции, терапии и психотерапии. В основе такого применения медитации лежат данные о том, что эта техника оказывает положительное воздействие на психосоматические нарушения, связанные со стрессом и тревожностью.

Проведено большое количество работ, изучавших возможности применения медитации для уменьшения страхов, фобий, стрессов и гипертонии. Все исследования отмечают успешное воздействие медитации при самых различных синдромах: страхе закрытого пространства, экзаменов, одиночества, сердечного приступа, при неврозах тревоги, при хронических болях различной природы, при реабилитации после тяжелых заболеваний, например, инфаркта, при таких психосоматических заболеваниях, как бронхиальная астма. Интересны эксперименты, оценивающие возможность применения медитации для снятия тревожности, предусматривающие применение в контрольной группе дыхательных упражнений и асан Хатха-йоги. Оказалось, что более значимое уменьшение тревожности произошло в группе медитации.

Следует все же отметить, что основной целью йоги, делающей ее привлекательной для широких слоев населения, является не терапия и не сенсационные результаты, а здоровый образ жизни и развитие естественных качеств организма.

В настоящее время древнее учение йоги становится предметом все более пристального, глубокого изучения со стороны западной науки. За рубежом созданы специализированные исследовательские учреждения: научно-исследовательские институты йоги в Бомбее и в Дели, Международный институт йоги в США, Академия йоги во Франции, специализированные центры в Англии, ФРГ, Швейцарии, Италии, Канаде, Японии, Болгарии и других странах. Практическое изучение йоги становится популярным среди населения многих стран мира, в кругах ученых и политиков, представителей мира искусства и деловых людей.

Ученые и специалисты сегодня еще только пытаются разобраться и понять, что такое йога и кто такие йоги. При этом у них возникают определенные трудности, поскольку современная научная методология пока плохо справляется с адекватной сценкой теоретических основ йоги и ее практических результатов. Это относится, кстати, и к ряду других смежных с йогой пограничных областей — к экстрасенсорике, астрологии, уфологии. В то же время именно учение йоги может дать подходы к пониманию этих пока что спорных для науки дисциплин. Пока же ученые своими средствами исследуют йогу и йогов, тысячи людей сейчас обращаются к этому учению и начинают заниматься йогой самостоятельно или в группе. В нашей стране зарегистрировано несколько ассоциаций йогов. В Москве работает оздоровительно-производственное предприятие ОПП “Академия Йога”, где работают люди, преподающие йогу среди населения города. Создана Академия Йога, высшее учебное заведение, где эти преподаватели повышают свою квалификацию, углубленно изучая практическую йогу, философию, медицину и другие дисциплины, необходимые современному преподавателю йоги.

Хотя практика йоги и строго индивидуальна, она способствует эволюционному развитию не только отдельных людей, но и целых коллективов. Это особенно актуально сейчас, когда большие массы людей тянутся к духовности, к развитию самосознания. Современные условия — возвращение человеку его прав, открытость и гуманизация общества — упрощает, способствует внедрению принципов йоги в образ жизни каждого человека. Йога открыта для всех. Каждый может взять из нее столько, сколько сможет.

Про йогу:  Диабет и психика человека / Новости и объявления - Поликлиника №34

/По материалам книги Гуру Ар Сантэма «Йога — Гармония жизни»/

Источники

Печатные источники
  • Бронкхорст, Йоханнес (2007), Великая Магадха: исследования культуры ранней Индии , BRILL
  • Брайант, Эдвин (2009). Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии . Нью-Йорк, США: North Point Press. ISBN 978-0-86547-736-0.
  • Берли, Микель (2000). Хатха-йога: контекст, теория и практика . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120817067.
  • Берли, Микель (2021). Классическая санкхья и йога — индийская метафизика опыта . Рутледж. ISBN 978-0-415-64887-5.
  • Чаттерджи, Сатишандра; Датта, Дхирендрамохан (1984). Введение в индийскую философию . Калькутта: Университет Калькутты.
  • Crangle, Эдвард Фицпатрик (1994). Происхождение и развитие ранних индийских созерцательных практик . Отто Харрасовиц Верлаг.
  • Дасс, Баба Хари (1999). Йога-сутры Патанджали: Учебное пособие для Книги I: Самадхи Пада . Санта-Крус, Калифорния: Издательство Шри Рамы. ISBN 0-918100-20-8.
  • Де Мишели, Элизабет (2004). История современной йоги . Лондон: Continuum. ISBN 0-8264-8772-6.
  • Desmarais, Michele (2008), Changing Minds: Mind, Consciousness and Identity in Patanjali’s Yoga Sutra , Motilal Banarsidass, ISBN 978-8120833364
  • Деуссен, Пол (1997). Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1 . Издательство Motilal Banarsidass . ISBN 978-8120814677.
  • Дюмулен, Генрих; Heisig, Джеймс У .; Вязальщица, Пол Ф. (2005). Дзен-буддизм: история: Индия и Китай . Мировая мудрость. ISBN 978-0-941532-89-1.
  • Элиаде, Мирча (1958). Йога: бессмертие и свобода . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-14203-6.
  • Фейерштейн, Георг (1996). Руководство по йоге по Шамбале (1-е изд.). Бостон и Лондон: публикации Шамбалы. ISBN 9781570621420.
  • Фейерштейн, Георг (2001). Традиция йоги: ее история, литература, философия и практика . Hohm Press. ISBN 978-1-890772-18-5.
  • Фейерштейн, Георг (2002). Традиция йоги . Дели: Мотилал Банарсидасс.
  • Фейерштейн, Георг (2021). Традиция йоги: ее история, литература, философия и практика . Hohm Press. ISBN 978-1-935387-39-8.
  • Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета.
  • Гольдберг, Филип (2021). Американская Веда. От Эмерсона и Битлз до йоги и медитации. Как индийская духовность изменила Запад . Нью-Йорк: Книги Гармонии. ISBN 978-0-385-52134-5.
  • Хари Дасс, Баба (1978). Учебник по аштанга-йоге . Санта-Крус: Издательство Шри Рам. стр. кн. крышка. ISBN 978-0-918100-04-7.
  • Якобсен, Кнут А., изд. (2021). Силы йоги . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004212145.
  • Якобсен, Кнут А., изд. (2021), Теория и практика йоги: Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона , BRILL
  • Кундакунда. Ниямасара .
  • Лэмб, Рамдас (2021), «Силы йоги и Рамананда Сампрадай», у Якобсена, Кнут А. (ред.), Силы йоги , Лейден: Брилл, ISBN 978-9004212145
  • Ларсон, Джеральд Джеймс (2008). Энциклопедия индийских философий: Йога: индийская философия медитации . Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-3349-4.
  • Мэллинсон, Джеймс (2021). «Хатха-йога». В Jacobsen, Knut A .; Басу, Хелен (ред.). Энциклопедия индуизма Брилла. Том третий . БРИЛЛ.
  • Мэллинсон, Джеймс (28 июня 2021 г.). «Сактизм и хатха-йога » (PDF) . Архивировано из оригинального (PDF) 16 июня 2021 года . Проверено 19 сентября 2021 года .
  • Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2021). Корни йоги . Книги пингвинов. ISBN 978-0-241-25304-5. OCLC  928480104 .
  • Мехта, Сильва; Мехта, Мира; Мехта, Шьям (1990). Йога: Путь Айенгара . Дорлинг Киндерсли. ISBN 978-0-86318-420-8.
  • Мюллер, Макс (1899). Шесть систем индийской философии; Санкхья и йога, ная и вайшешика . Калькутта: ISBN Susil Gupta (India) Ltd. 0-7661-4296-5.Репринтное издание; Первоначально опубликовано под названием «Шесть систем индийской философии».
  • Оливель, Патрик (1996), Ранние упанишады: аннотированный текст и перевод , Oxford University Press, ISBN 978-0195124354
  • Поссель, Г. (2003). Цивилизация Инда: современная перспектива . Роуман Альтамира . ISBN 978-0-7591-0172-2.
  • Радхакришнан, С. (1971). Индийская философия . II . Лондон: George Allen & Unwin Ltd.
  • Радхакришнан, С .; Мур, Калифорния (1967). Справочник по индийской философии . Принстон. ISBN 0-691-01958-4.
  • Ерш, Джеффри Кларк (2021). «Йога в Йога-упанишадах : дисциплины мистического звука ОМ » . В белом, Дэвид Гордон (ред.). Йога на практике . Издательство Принстонского университета. С. 97–116. ISBN 978-0691140865.
  • Сэмюэл, Джеффри (2008). Истоки йоги и тантры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-69534-3.
  • Сатьянанда, Свами (2008) [1996]. Асана Пранаяма Мудра Бандха (PDF) . Мангер: Фонд публикаций йоги. ISBN 978-81-86336-14-4.
  • Синглтон, Марк (2021). Yoga Body: истоки современной практики осанки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-539534-1. OCLC  318191988 .
  • Сьоман, Норман Э. (1999). Традиция йоги Майсурского дворца (2-е изд.). Нью-Дели, Индия: Abhinav Publications. С. 11, 35. ISBN 81-7017-389-2.
  • Стайлз, Мукунда (2001). Йога-сутры Патанджали: с большим уважением и любовью . Книги Вайзера. ISBN 978-1578632021.
  • Таймни, И.К. (1961). Наука йоги . Адьяр, Индия: Теософское издательство. ISBN 81-7059-212-7.
  • Васудева, Сомадева. Йога Тантры Mālinīvijayottara, Критическое издание, перевод и примечания .
  • Вивекананда, Свами . Свами Вивекананда в Парламенте религий . Индикация публикации. ISBN 978-1-301-19120-8.
  • Вернер, Карел (1998). Йога и индийская философия (1977 г., переиздано в 1998 г.) . Motilal Banarsidass Publ. ISBN 81-208-1609-9.
  • Уичер, Ян (1998). Целостность йога-даршаны: переосмысление классической йоги . SUNY Нажмите. ISBN 978-0-7914-3815-2.
  • Белый, Дэвид Гордон (2021). «Йога, краткая история идеи» (PDF) . Йога на практике . Издательство Принстонского университета. С. 1–23.
  • Белый, Дэвид Гордон (2021). «Йога-сутра Патанджали»: биография . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-5005-1.
  • Уортингтон, Вивиан (1982). История йоги . Рутледж. ISBN 0-7100-9258-X.
  • Винн, Александр (2007). Происхождение буддийской медитации . Рутледж. ISBN 978-1-134-09741-8.
  • Циммер, Генрих (1951). Философия Индии . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01758-1.Боллинген серии XXVI; Под редакцией Джозефа Кембелла.
  • Зиденбос, Роберт (2006). Джайнизм сегодня и его будущее . Мюнхен: Маня Верлаг. п. 66.
  • Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN 0791430677.
Веб-источники

Йога как физическая практика

Йога как упражнение — это физическая активность, состоящая в основном из асан, часто связанных плавными последовательностями, называемыми виньясами , иногда сопровождаемыми дыхательными упражнениями пранаямы и обычно заканчивающимися периодом расслабления или медитации .

Это часто называют просто йогой, несмотря на существование множества более старых традиций йоги в индуизме, где асаны играли незначительную роль или не играли никакой роли, некоторые восходят к Йога-сутрам , и несмотря на то, что ни в одной традиции практика асан не была центральной.

Йога как упражнение была создана в эпоху Возрождения современной йоги путем смешения западных стилей гимнастики с позами хатха-йоги в Индии в 20-м веке, впервые предложенных Шри Йогендрой и Свами Кувалаянандой .

До 1900 года в хатха-йоге было несколько поз стоя. Плавные последовательности приветствия Солнцу, Сурья Намаскар , были впервые предложены раджей Аунда Бхаванрао Шринивасрао Пант Пратинидхи в 1920-х годах. Многие позы стоя, используемые в гимнастике, были включены в йогу Кришнамачарьей в Майсоре с 1930-х по 1950-е годы.

Некоторые из его учеников основали влиятельные школы йоги: Паттабхи Джойс создал Аштанга-виньяса-йогу , которая, в свою очередь, привела к силовой йоге ; Б.К.С. Айенгар создал йогу Айенгара и систематизировал канон асан в своей книге 1966 года « Свет на йогу» ;

Индра Деви учила йоге многих кинозвезд в Голливуде; и сын Кришнамачарьи Т.К.В. Десикачар основал Кришнамачарья-йога-мандалам в Ченнаи . Другие крупные школы , созданные в 20 — м веке , включают Бикрам Чоудхури «s Бикрам Йогу и Свами Шивананда из Ришикеш » s Шивананда Веданта школы Йоги . Современная йога распространилась по Америке и Европе, а затем и по всему миру.

Количество асан, используемых в йоге в качестве упражнения, быстро увеличилось с номинальных 84 в 1830 году, как показано в « Джога прадипика» , до примерно 200 в « Свете о йоге» и более 900, выполненных Дхарма Миттрой к 1984 году.

Хатха-йога, а именно духовное освобождение ( мокша ) посредством подъема энергии кундалини , была в значительной степени заменена целями фитнеса и расслабления, в то время как многие компоненты хатха-йоги, такие как шаткармы (очищения), мудры (печати или жесты, включая бандхи , замки) чтобы ограничить прану или жизненный принцип), а пранаяма были значительно уменьшены или полностью удалены.

В.Юксерн "Гусли" Краткий обзор романа. | План-конспект урока по краеведению (11 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

Международный день йоги

в Нью-Дели, 2021 г.

Йога превратилась во всемирный бизнес с многомиллиардным оборотом, включающий уроки, сертификацию учителей, одежду, книги, видео, оборудование и праздники. Древние сидячие асаны со скрещенными ногами, такие как поза лотоса (Падмасана) и Сиддхасана, являются широко признанными символами йоги.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций создана 21 июня как « Международный день Йоги », отмечаемый ежегодно в Индии и во всем мире с 2021 года 1 декабря 2021, Йога был включен ЮНЕСКО в качестве нематериального культурного наследия .

Влияние постуральной йоги на физическое и психическое здоровье было темой систематических исследований, которые доказали, что регулярная практика йоги приносит пользу при болях в пояснице и стрессе. В 2021 году в Кокрановском обзоре были обнаружены доказательства с низкой или средней степенью уверенности в том, что йога улучшает функцию спины по сравнению с отсутствием упражнений.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий