ЙОГА • Большая российская энциклопедия – электронная версия

ЙОГА • Большая российская энциклопедия - электронная версия Позы

Виды йоги. современные разновидности йоги. стили йоги.

Первое упоминание о йоге встречается в Ригведе, и используется в смысле «обуздание, упряжка». В различных писаниях говорится о проявлении йоги одновременно с творением материального мира.

Согласно легенде, бог Шива открыл и познал в медитации тайны йоги и передал их для развития, как средство для постижения истины и избавления от иллюзий. В других писаниях это делает Брахма, рождая Знание, Йогу, Отречение и Тапас.

Хатха-йога – направление йоги, с древнейших времен объединяющее в себя первые её ступени: этическо-нравственные аспекты Яма и Нияма, Асаны, Пранаямы, а также очистительные техники Шаткармы. С санскрита дословно «ха» – это солнце, «тха» – луна. Cолнечный аспект символизирует силу и активность, лунный – гибкость и расслабление. В буквальном смысле «хатха» переводится, как союз солнца и луны, силы и гибкости. В Хатха Йоге Прадипика автор Сватмарама расшифровывает термин «хатха», как комбинацию двух биджа мантр. «Тха» – прана, сила жизни, а «ха» – ум, ментальная энергия. Хатха-йога представляет собой союз пранической и ментальной сил, при объединении которых происходит пробуждение высшего сознания.

Целью хатха-йоги является создание абсолютного баланса взаимодействия и процессов физического тела, ума и энергии, что обеспечивает подготовку практика к высшим ступеням йоги. Классическими текстами по хатха-йоге считаются Йога-сутры Патанджали, Хатха йога Прадипика, Шива-самхита, Гхеранда-самхита и другие.

Существует множество стилей хатха-йоги. В этой статье мы расскажем о направлениях йоги, наиболее известных на западе.


Основателем школы Аштанга-виньясы является Шри Паттабхи Джойс, знаменитый ученик Шри Тирумалая Кришнамачарья. Термин «аштанга» означает «восемь основ» и восходит к восьми основным принципам этого вида йоги. Аштанга-виньяса – разновидность хатха-йоги, представляющая собой динамическую практику, в которой последовательности асан переходят одна в другую через виньясы (последовательности движений, сопровождаемых дыханием), бандхи (энергетические замки), дришти (концентрация взгляда на различных зонах тела). Для всех поз установлено определенное количество виньяс – от пяти до восьми. Существует около семи уровней Аштанга-виньяса йоги, зависящие от уровня сложности практики.

По одному из мнений, начало этих практик положено в Гималаях и Тибете, где прохладный климат позволял заниматься активно динамическими практиками, и не было большой нагрузки на сердце, как это могло произойти в жаркой индийской части. Одним из самых известных динамичных комплексов является Приветствие солнцу «Сурья Намаскар». Комплекс сочетает 12 асан с пранаямой, а также может исполняться с мантрами и концентрациями-визуализациями одновременно.


Один из стилей хатха-йоги, который был основан Беллура Кришнамачарьи Сундарараджа Айенгаром, учеником Шри Тирумалая Кришнамачарья. Айенгар пришёл в йогу в молодости по причине очень слабого здоровья, его личная практика была очень строгой и жесткой. Со временем он сместил акцент со степени силовой нагрузки и тренировки выносливости на глубинную и статичную отстройку каждого положения в йоге, так он систематизировал более 200 асан и создал свою систему, которая является методической и постепенной. Характерной особенностью данного направления является подробное детальное построение тела в асанах с различными вспомогательными материалами – пропсами в виде кирпичей, ремней, валиков, одеял и прочее, также особое место уделяется безопасности. Каждая асана выполняется в течение длительного времени и переход к последующей асане происходит медленно и плавно.

«Самое важное в занятиях йогой – не техника дыхания, знание асан или гибкость суставов. Самое важное – это расстелить коврик и начать заниматься.» Б.К.С. Айенгар.


Стиль йоги, предложенный Т. К. В. Десикачаром, сыном и учеником Шри Тирумалая Кришнамачарьи. Вини йога (viniyogah – «применение», «действие») является мягкой и динамичной практикой, которую в большей степени относят к области йогатерапии. Индивидуальный и одновременно комплексный подход к занятиям, которые выстраиваются в зависимости от возраста, культурного уровня, физических и умственных возможностей практикующего, характерен для данного вида йоги. Кроме основных и компенсирующих поз йоги, внимание уделяется дыханию, ведическому пению в комбинации с асанами, мудрам, бандхам, медитациям и узучению философии, йогических текстов. Практика может начинаться, как с изучения сутр, так и с медитации. Вини йога преподаётся индивидуально от учителя к ученику в зависимости от поставленных терапевтических целей.


Эта методика хатха-йоги разработана йога-практиком Свами Шиванандой. Шивананда-йога — это классическая индийская йога, основанная на пяти принципах: правильные упражнения, правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление (шавасана), правильное питание, правильное понимание (изучение священных писаний и медитации). Практика включает в себя тренировку тела, изучение священных писаний, беЗкорыстный труд, служение миру, собранность ума и никакого аскетизма.

Занятия начинаются с комплекса Приветствия Солнцу Сурья Намаскар, после проводятся статические асаны, состоящие из 12 базовых асан, которые идут в определенном порядке и их вариациях: Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Пашчимоттанасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Дханурасана, Ардха Матьсиендрасана, Бакасана, Падахастасана, Триконасана. В процессе освоения дополняются сложные варианты. Практика йоги включает пранаямы, медитации и пение мантр. В данном стиле йоги не приветствуется строгий аскетизм. Свами Шивананда был врачом и разрабатывал свою систему упражнений, учитывая их глубокий терапевтический эффект, в практике акцент делается на расслабление.


Основателем этой школы является известный йог Свами Сатьянанда Сарасвати, ученик Свами Шивананды, который является автором более 80 книг. В 1963 году Сатьянанда Сарасвати основал Бихарскую школу йоги в Мунгере, объединившей ашрам и современный научно-исследовательский центр. Интересно, что за образец был взят буддийский университет Наланда, который находился в этой местности в средние века. В центре основанном Сарасвати одновременно находится и по сей день ашрам и современный научно-исследовательский центр, принимающий не только индийских, но и западных учеников. Практика хатха-йоги Бихарской школы йоги заключается в выполнении небольшого количества асан, имеющих терапевтический эффект, пранаям, мантр и очистительных техник – Шаткарм, с акцентом на пробуждение Кундалини и подготовку тела к Йога-нидре.


Крийя-йога (крийя в переводе с санскрита означает «действие» или «движение») возникла в глубокой древности и постепенно развивалась посредством практики и опыта. В полной форме крийя-йоге содержится более семидесяти крий, из которых широко известны около двадцати. Метод стал известен благодаря Гуру Лахири Махасайя, он же получил её от Махаватара Бабаджи. Свой большой вклад в развитие крийя-йоги внес Парамахамса Йогананда. Занятия по крийя-йоге включают подготовительные упражнения хатха-йоги, совершенство в мудрах и бандхах, стимулирующие нервные узлы и эндокринные железы, развитие осознанного дыхания, умение находить психические пути (каналы) и чакры, практики медитации на дыхании, свет, звук. Для практики крийя-йоги не существует ограничений.


Основатель – Дхирендра Брахмачари (1925-1994). Вьяяма переводится как упражнение, вращение, разминание; сукшма – тонкий, то есть упражнение тонкого воздействия или воздействующее на один или несколько близких участков тела.

Наилучшим образом характеризует сущность вьяямы основное название упражнений – викасака (с ударением на втором слоге). Викасака − это проработка различных частей тела, снятие так называемых блоков и зажимов, оказывающее влияние как на физическое, так и на психическое состояние. Название так и указывает на прорабатываемую область – части тела, чакры, мармы.

Вьяямы могут практиковаться как начинающими с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задействуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем. При необходимости вьяяма может быть разминкой к практике асан или к другой тренировке, а может быть и самостоятельной практикой на 1,5-2 часа, полностью прорабатывающей всё тело.


Авторская методика американки Кали Рэй. «Три» в названии методики означает триединство Бытия, Сознания и Блаженства (по-другому: тела, ума и духа).

Трай йогу называют «медитацией в движении». Мягкая практика, асаны перетекают одна в другую и выполняются синхронно с дыханием. Непрерывность практики не оставляет времени для того чтобы ум вернулся к обычному размышлению. В системе Кали Рэй много уникальных упражнений, не встречающихся в других школах йоги. Больше значение уделяется мудрам — специфическим жестам рук, направляющим течение энергии.


Особенность практики в том, чтобы выбираются самые простые позы. Акцент занятия делается на общетонизирующие и расслабляющие асаны. При объяснении избегаются сложные описания и санскритские названия, используется самая простая и образная лексика.


Йога-нидра в переводе с санскрита означает «йога сна» или искусство осознанного расслабления, пограничное состояние ума между бодрствованием и сном. Уникальная технология Бихарской школы, разработанная Свами Сатьянанда Сарасвати. Йога-Нидра считалась тайной наукой, но с 60-х годов прошлого века благодаря лекциям и одноименной книге Сарасвати распространилась по всему миру. Практика представляет собой особую медитацию в неподвижном положении лёжа с пранаянами и визуализациями, подкрепленная санкальпой (намерением, установкой), которая позволяет освободиться от ненужных привычек, комплексов, тревог и достичь определенных устремлений. Её часто называют психическим сном, глубокой релаксацией с внутренним осознаванием. Один час йога-нидры равен четырём часам обычного сна.

Про йогу:  Йога в Печоре - отзывы, рейтинги, адреса и телефоны на


Современное направление в йоге, получившее мировое распространение в 60-х годах благодаря Йоги Бхаджану. Ранее эта техника передавалась только от учителя к достойному ученику. В годы распространения Кундалини-йоги в Америке был бум наркомании, алкогольной и прочих зависимостей и практика йоги стала спасательным кругом в вопросе о возвращении к здоровому образу жизни. Человек, недавно начавший заниматься эффективной Кундалини-йогой, за короткий промежуток времени может ощутить невероятный эффект пробуждения энергий и позволить себе заменить одни пристрастия новыми переживаниями. С 90-х годов прошлого столетия стиль Кундалини-йоги доступен и в России. В практике Кундалини-йоги используются классические асаны хатха-йоги с динамическими элементами, объединные в специальные последовательные крии (действия), зачастую с интенсивными дыхательными техниками, концентрациями, мудрами, бандхами (энергетическими замками), мантрами.


Основу направления Йоги 23 заложил Андрей Сидерский в 2003 году. Впоследствии система развивалась и трансформировалась с учетом практических и теоретических наработок учеников и коллег авторского стиля. Она вобрала в себя новейшие разработки в области хатха-йоги, боевых искусств, современных спортивных тренировочных систем, фитнеса, плавания и фридайвинга. Асаны в йоге 23 выполняются под метроном с заданным темпом и ритмом, чаще всего стандартным для всех, иногда используется маятник для определения необходимых асан для группы практикующих. В основе практики заложены 23 матрицы, представляющие собой базовые наборы упражнений, которые являются фундаментом для занятий данного направления йоги. Все упражнения распределены по пяти уровням от простого к сложному. Существуют даже специализированные тренировочные программы, например, для подготовки фридайверов, спецназа и даже для космонавтов.


Направление, основанное украинским мастером йоги Андреем Лаппой. В основе универсальной йоги заложена комплексная система, которая включает в себя опыт и практики йоги Айенгара, Тибетской Гималайской йоги, Аштанга Виньясы йоги в комплексе с авторскими индивидуальными методиками. Занятия йогой представляют собой сбалансированную практику, объединяющую классические статические и динамические асаны и комплексы (Сурья Намаскар, Чандра Намаскар, Танец Шивы), пранаямы, пение мантр, мудры, расы (психоэнергетические техники для контроля аудиальных и визуальных каналов), дришти.

Универсальная йога не имеет жестких и неизменных схем, ограничений, которых обязаны придерживаться практикующие. Каждый инструктор может изменять и направлять практику так, как считает правильным, расставляя различные методические акценты в соответствии с индивидуальными целями. Практика должна оставаться свободной и сознательной.


Основателем стиля йоги Ишвара является Анатолий Зенченко. «Ишвара» в переводе с санскрита означает «Внутренний Учитель», «Дух», божественная форма, не имеющая внешнего проявления. Практика асан отстраивается сверху вниз – от макушки до стоп и снизу вверх – от стоп к макушке, контролируя каждый участок тела. Акцент в Ишвара йоге приходится на отстройку симметрии тела, и только после достижения определенного физического уровня ученики переходят к пранаяме и медитативным практикам, особое внимание уделяется сохранению состояния расслабления даже в сложных положениях. А. Зенченко говорит, что данный стиль йоги позволяет практикующему прислушиваться к своему духовному началу и найти «Внутреннего Учителя», тем самым формируя собственное индивидуальное занятие.


Это система восстановления здоровья и профилактики заболеваний человека. В качестве инструментов могут выступать как асаны и пранаямы, так и различные варианты медитаций, специального режима питания, методик очищения организма — шаткарм.

Йогатерапия как раздел науки получила активное развитие в ХХ веке в Индии, а затем и во всем мире. Свами Шивананда, врач по образованию, популяризировал йогу и йогатерапию. Йогатерапия показана при любых проблемах с телом, начиная с плоскостопия и заканчивая межпозвоночными грыжами. Асаны воздействуют гораздо глубже лечебной гимнастики, так как выполняются на психофизиологическом уровне, в то время как физические упражнения имеют чисто внешний характер. Поэтому йогатерапия также применяется при заболеваниях внутренних органов и может помочь даже с корректировкой психоэмоционального состояния. Занятия проходят в медленном ритме, с длительными статическими фиксациями и мягкими пранаямами.


Это методика выполнения йогических асан, направленная на сохранение и укрепление здоровья позвоночника. Технологическая суть методики можно выразить в трех терминах: вытяжение, укрепление, расслабление. Вытяжение позвоночника производится с помощью мышц, расположенных вокруг позвоночника. Укрепление представляет собой воздействие с помощью асан на сегменты позвоночника, увеличение эластичности и гибкости в здоровых направлениях подвижности позвоночных суставов, укрепление околопозвоночных мышц. За счет этого улучшается трофика окружающих тканей, включая связки, мышцы, а также межпозвоночных дисков. Расслабление основано на созерцании состояния позвоночника во время практики асан и в период релаксации. Направленность внимания и осознанность являются ключевыми факторами успешной практики. Кроме этого, ключевыми упражнениями в методике КПП являются согласованность выполнения асан с дыханием и практика кумбхак: Сахита и Кевала.


Основоположником направления является Шри Шри Рави Шанкар. Шри Шри йога – это современный стиль хатха-йоги, объединенный с джняна-йогой (путь знания), бхакти-йогой (путь служения и преданности) и карма-йогой (путь безкорыстного действия). Занятия дополняют другие практики и не противоречат никаким убеждениям. Методика сочетает асаны, медитации и ритмичные дыхательные техники, предложенных Шри Шри Шанкаром, называемых Сударшан Крия. Обучение разделено на базовый и продвинутый курсы. Регулярные практики дают устойчивую гибкость, укрепляют тело, успокаивают ум и развивают осознанность.


Мягкий стиль хатха-йоги, созданный А.Г. Моханом, одним из учеников Шри Т. Кришнамачарьи. Основанный на йогатерапии и аюрведической практике. Этот стиль сочетает в себе детальную отстройку асан, статические позы, и динамические виньясы (виньяса-крама), бандхи (энергетические замки), а также уделяет особое внимание компенсирующим позам.


Йога для женщин, которые планируют беременность или уже ждут ребенка. Практика адаптированна к периоду деторождения от подготовки к зачатию до первых месяцев после родов. Первым специалистом, обратившим в конце 70-х — начале 80-х годов своё внимание на важность не только адаптации практики йоги к материнству, но и на необходимость рассматривать этот процесс комплексно, стала медик-антрополог университета Кембриджа и йоготерапевт Франсуаза Фридман. В своих исследованиях она использовала знания из медицины, акушерства, психологии, аюрведы, йоги и антропологических исследований родовых практик мира. Неизменным компонентом йоги для беременных является работа с мышцами тазового дна, что помогает подготовить родовые пути. На занятиях уделяется внимание физическим, эмоциональным и духовным потребностям беременной женщины. Мягкие динамические упражнения производят эффект оздоровления общего состояния мамы и ребенка, приводят к гибкости и подвижности, снимается нагрузка с суставов, облегчают состояния при отеках. Изучаются простые приёмы расслабления и особые практики дыхания, пение мантр, позволяющие женщине контролировать свои эмоции, что, несомненно, поможет легче пройти через процесс родов.


Современный стиль йоги, родоначальниками считают Джейсона Немерома и Дженни Саур-Кляйн, основавшими свою школу в США в начале XXI века. Акро йога — это парная практика, которая объединяет упражнения хатха-йоги, акробатику и целительское искусство. На занятиях один из партнёров выступает в качестве опоры, другой меняет асаны прямо в воздухе.

Акро-йогой можно заниматься не только в паре – это могут быть тренировки в одиночку или втроем. Главный секрет акро-йоги не в силе атлета, а в правильном балансе. Свой оригинальный стиль акро-йоги создатели называют «школой воздушных полетов». Они разрабатывали сразу две системы: терапевтическую и спортивно-акробатическую. Уже через несколько лет после создания, акро-йога стала любимым занятием для студентов Северной и Латинской Америки.


Направление Бикрам йоги представляет собой авторскую методику йогина Бикрама Чоудхури. Главной особенностью этого направления является то, что занятия проводятся в разогретых помещениях в условиях тропического климата, с температурой 37-40 градусов тепла и высокой влажностью 40 %. Практика заключается в выполнении динамической последовательности, состоящей из 26 асан хатха-йоги и двух дыхательных упражнений. Фиксация положения в одной асане происходит не более минуты. Динамическая практика Бикрам йоги и высокая температура способствуют усиленному потоотделению и выведению токсинов и шлаков из организма. Однако данный вид йоги имеет внушительный список противопоказаний.


Сама йога или йога Дервишей берет начало в древних восточных учениях, опираясь на знания йогических, даосских, суфийских и дхенских философских школ. Занятия проходят по определенной структуре и состоят из медитаций, растяжек, движений на координацию, танцев, арканов (особые движения, означающие «процесс трансформации, превращения»), расслаблений. Фундаментальный элемент практики – это внимание к своим жестам, движениям, позиции тела, к своему дыханию, мыслям. Практиковать Сама-Йогу могут люди всех возрастов.


Занятие йогой проходят в специальных гамаках, прикреплённых к потолку или турнику. Йога в гамаках даёт дополнительные возможности выполнять асаны легче, такие, как прогибы, вытяжения, кувырки и перевёрнутые положения. Перед занятием FLY-йогой необходимо проконсультироваться с врачом, так как есть серьезные противопоказания, в случае которых практики осуществляются по индивидуальной программе, согласованной с инструктором.


Виньяса-флоу йога — одно из направлений хатха-йоги. Виньяса — это «связь дыхания и движения», «дыхательно-двигательная система упражнений», флоу (flow) в переводе с английского «поток», «течение».

Практика в стиле Виньяса-флоу предполагает плавный переход из одной позы в другую при помощи виньяс (динамических связок между асанами), соединенных дыханием.

Про йогу:  Йога для начинающих :: Стили и направления йоги :: Энциклопедия йоги: советы начинающим :: Портал о йоге Хануман.ру

Отличием от Аштанга-виньясы йоги является то, что в данном направлении нет четко закрепленных последовательностей, асаны могут выполняться в произвольном порядке, с сохранением непрерывного движения и дыхания во время практики.

Последовательность выстроена «волнами», сочетающими напряжение и расслабление, даже позвоночник движется волнообразно. Непрерывность практики приносит осознавание каждого движения, без отвлечений на мысленную суету. Регулярная практика делает тело человека крепче и моложе, развивает концентрацию, пробуждает способность управлять внутренней энергией (праной).


«Янтра» – санскритское слово, которое может означать «геометрическую форму», такую как мандала; но в переводе на тибетский язык «янтра» (тиб. трулкор) означает «движение тела». Янтра-йога – это древняя система тибетской йоги, включающая в себя серию физических движений, выполненных в определенном строгом ритме и дыхании, методы сосредоточения. Основателем Янтра-йоги считают махасиддха Хумкара, который передал знания Гуру Падмасамбхаве, а тот в свою очередь тибетскому йогину Вайрочане в VIII веке в Тибете.

Существуют многочисленные системы Янтры, относящиеся к различным буддийским тантрическим учениям, но единственной системой, распространенной в настоящее время на Западе, является Янтра-йога, которой обучает с начала 1970-х годов тибетский учитель Чогьял Намкай Норбу. В Янтра-йоге определенные движения тела в сочетании с дыханием и ритмом называются янтрами, которые похожи на классические асаны хатха-йоги, но способ их выполнения значительно отличается. Один из основных моментов состоит в том, что сами движения тела таковы, что они помогают управлять дыханием. Полная система Янтра-йоги Вайрочаны состоит из 108 элементов – янтр и пранаям. В ней существуют предварительные, основные и завершающие практики. В результате жизненная энергия гармонизируется и позволяет уму обнаружить спокойное состояние, которое обычно называют созерцанием.


Раджахираджа-йога (в переводе с санскрита «царь царей», раджа или царь – это разум, а царем царей определяют душу или атман, индивидуальное сознание) возникла около 2000 лет назад, её создателем считается Махариши Аштавакра, возродитель практики мастер йоги современности Шри Шри Анандамурти. Обучение в традиции раджахираджа-йоге проводят монахи (ачарьи-санньясины) в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся. Характерными особенностями является выполнение асан в определенном режиме дыхания, а также мысленным повторением ишта-мантры (индивидуальной мантры, получаемой от ачарьи), расслаблениями после выполнения каждой асаны, сочетающими концентрации на высших чакрах (как правило, анахата или агья-чакра).


Авторская методика Виктора Бойко создана в 2000 году. Основные направления в школе — йогатерапия и техники глубокого расслабления. Каждый занимающийся практикует по индивидуальной программе, которая постоянно корректируется. Групповые занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, однако рекомендуется дома практиковать ежедневно. Асаны в школе йоге Виктора Бойко детально отстраиваются в спокойном статическом ритме. Большой акцент уделяется полному расслаблению, применяется «Йога Нидра».


Юддха-йога (от санскритского корня «юддх» — «фундамент, основа») —«йога битвы», древняя лаоская система йоги, пришедшая из восточной боевой системы Кунг-Фу. Практики йоги представляют собой 49 динамических комплексов упражнений хатха-йоги для развития и гармонизации всех систем организма, снятие напряжений и блоков и оздоровление на физическом и ментальном уровне, особое внимание уделяется позвоночнику и пояснице, применяются различные принципы дыхания (правильное брюшное дыхание) и медитаций, упражнения для достижения сверхвозможностей, йога сновидений, системы высшего Кунг-Фу.


Инь-йога уходит корнями в традиционную хатха-йогу и даосскую практику. Особенностями метода считается длительное пассивное выдерживаение асан при полном расслаблении. Во время занятия развиваются и укрепляются мышцы, суставы остаются мягкими и гибкими, и это позволяет расслабить глубокие слои соединительной ткани. Инь-йога подобна сеансу аккупунктуры, который проводится самостоятельно. На занятиях последовательности также часто направлены на развитие определенных энергетических каналов (известных в йоге как нади, а в китайской медицине как меридианы), что, способствует улучшению работы внутренних органов и иммунной системы, а также эмоционального состояния.


Стиль хатха-йоги, созданный мастером современного балета Эдвардом Кларком. Трипсихора йога названа в честь одноименного танцевального коллектива, в котором основатель этого направления йоги занимался и руководил. В своих практиках для подготовки танцоров Эдвард использовал методы Аштанга-йоги. Так образовался новый вид йоги. Трипсихора-йога включает в себя принципы виньясы (последовательностей упражнений), элементы танца, дыхание уджайи. Практики проходят от простого к сложному, однако для выполнения последовательностей необходима определённая выносливость.


Вид йоги, объединивший Ци-Гун, Тай Цзи и балийские практики с традиционной ведической йогой. О методе Ци-Йо: является одной из форм теософской йоги, которая выходит за границы восточных или западных духовных практик. Это техника самопознания, которая не является ни восточной, ни западной, она − универсальна. Охватывает разные формы йоги: хатха-, бхакти-, джяна-, карма-, мантра-, лайа-, янтра-, раджа-йогу. Практика включает комплекс Ци-Гун, пранаяму, асаны, пение, визуализации, медитации и другое.


Авторский метод SunShineYoga разработан Анастасией Кузнечиковой.

«Данный вид йоги создан для жителей мегаполиса, которые лишены возможности в полной мере получить энергию солнца, из-за чего «лунная» (пассивная или темная) сторона личности доминирует, и, как следствие, проявляется усталость и депрессия».

Методика включает в себя мягкую, но прорабатывающую всё тело практику асан разных уровней сложности, динамические виньясы, пранаямы, визуализации, и работу с энергопотоками, медитации. Большое внимание уделяется осознаности в потоке и работой с энергией.


Авторская методика Аны Шейн. Стиль йоги основан на циклах – «комплектах» асан, направленных на проработку отдельных групп мышц. STI йога состоит из 12 авторских последовательностей, направленных на точечную, травмобезопасную работу с телом: СЕТУ БАНДХА – прогибы назад; БАЛАНС – без комментариев; ХАНУМАНА ЦИКЛ – поперечный шпагат; САМАКОНА – продольный шпагат; СУПТА – йога лёжа, перевёрнутые асаны; ПАДМА – лотос; ВОИН – вирасаны, вирабхадрасаны, включение чувствительности ступней; НС – нижние стойки, их детальная отстройка; АРМУС – раскрытие грудного и плечевого отдела; РАДЖАКА – лёгкость в прогибах и гибкость в тазобедренных суставах; ПАРИВРИТА – корректный подход к скруткам; БУДДХА – нога за головой.


Основоположником школы Йога Теней является Шандор Ремете. Это один из подходов к изучению хатха-йоги, который рассматривает ограничения (блокировки, привычки) физического тела как слои застывших теней. Посредством динамических последовательностей упражнений в предлагаемых последовательностях (всего их 4), дыхательных техник и бандх, тело освобождается от указанных ограничений, а ум освобождается от наслоений обусловленного существования. Йога теней — это синтез существенно важных методов и упражнений традиционной Хатха-йоги и внутренних воинских искусств. Также использует положения «марма-станы» (науки о 108 жизненно важных точках тела), науку о «нади» (тонких каналах) и «вайю» (основных ветрах).


Основателем стиля является Берил Бендер Берч. Фундаментом школы является Аштанга Виньяса йога. В 1995 году Берил предложила свой собственный взгляд на йогу, как на инструмент для совершенствования тела, представляющий собой эффективную систему физических упражнений и не уделяющую особого внимания духовному аспекту практики. Силовая йога – один из молодых стилей, объединяющих динамику и статику посредством виньяс, расслабление, концентрацию, балансы и дыхательные техники, медитации, йога-нидру.

В отличие от методики Паттабхи Джойса, данное направление предлагает вариативность последовательностей, более короткие сеты, несколько упрощенную отстройку асан и отсутствие связки уджайи-бандхи-дришти.


Создателем стиля является Ксения Тишко. Йога для похудения или Slim yoga – специальная практика хатха-йоги, сочетающая диафрагмальное дыхание с применением бандх. В ходе занятий используются крийи и пранаямы, асаны и динамические комплексы, медитации, мантра Ом.


Современный метод, составленный Сергеем Агапкиным. Адекватную йогу относят к йогатерапии, сочетающую традиционные практики йоги и достижения современной медицины и науки. Используются на практике знания и опыт традиционных школ йоги. В основе данного стиля — детальность отстройки асан в традиции Б.К.С. Айенгара, дополненная принципами построения комплексов свастха-йоги А.Г. Мохана, широкий арсенал динамических практик традиции Д. Брахмачари и практики расслабления. Занятие отстраиваются последовательно, включая йога терапию, сукшма-вьяяму, пранаямы, медитации, йога-нидру.


Создателем метода является Александр Дудов. Система АПНЕА ЙОГА (apnea от греческого «безветрие», «без дыхания») – это современная тренировочная система, сочетающая в себе древние техники йоги, цигун, различные спортивные и фитнес тренировоки, а также методы подготовки фридайверов – ныряльщиков в глубину на задержке дыхания. Именно системная задержка дыхания и управление вниманием при выполнении асан являются характерными для данного современного стиля йоги.


Методика Ильи Дунаевского. Каула-йога – современный вид йоги, разработанный на основе восточных школ йоги и современных разработок западной науки. Занятия делятся на уровни, сочетают мягкие динамические практики асан и виньяс, длительные статические удержания энергетических замков, полное йоговское дыхание, практики янтра-, мантра- и гонг медитации, свободные шаманские танцы.


Айшвара йога (перевод с санскрита «божественная йога») — это дисциплина, переданная Шри Татхатой. Групповая комплексная практика, состоящая из асан, пранаям, медитации, пения мантр и бхаджанов. Айшвара йога – это путь Раджа-йоги, который избрал своим инструментом для познания самого себя контроль и умственную дисциплину из хатха-йоги — концентрацию и самоанализ.

Про йогу:  Какой сегодня лунный день? Характеристика дня.


Авторский метод Людмилы Кривцовой. Свободная йога – это комплексный подход и метод работы с телом и духом, соединяющие разные практики одиночной, парной йоги, волновой гимнастики, а также включающие элементы танца, контактной импровизации, кундалини-йоги и другие. Упражнения направлены на развитие чувствительности и гибкости, позволяют легко и быстро снять напряжение в теле.


В основе стиля школы Открытая йога лежит уникальный подход – помочь людям самим найти путь к правильному выполнению упражнений и практик. В школе Открытой йоги считается, что критерий «правильности» выполнения может быть только один – это внутреннее ощущение гармонии и переживание радости во время практики. Практика Открытой йоги состоит из: крийя-йоги, хатха-йоги и другие различные виды йоги, пранаямы, мантр, ньяса йоги, раджа-йоги, йога визуализации, медитации. Во время выполнения инструктор помогает найти такое положение, которое позволяет максимально расслабиться и испытать радость от практики йоги. Это положение, которое доставляет максимальное удовольствие. Аскезы недопустимы.

Йога • большая российская энциклопедия – электронная версия

ЙО́ГА (санскр. yoga, от кор­ня yuj – со­еди­нять, обуз­ды­вать, сдер­жи­вать), уни­каль­ное яв­ле­ние инд. ре­лиг. куль­ту­ры. Име­ет мно­же­ст­во зна­че­ний, од­на­ко ча­ще все­го по­ни­ма­ет­ся как ком­плекс пси­хо­фи­зич. ме­то­дов, на­прав­лен­ных на пре­об­ра­же­ние соз­на­ния прак­ти­кую­ще­го и об­ре­те­ние им выс­ше­го зна­ния. Ис­то­ки Й. ар­ха­ич­ны и, по всей ве­ро­ят­но­сти, свя­за­ны с куль­ту­рой не­арий­ских пле­мён; ряд учё­ных (напр., М. Элиа­де) об­на­ру­жи­ва­ют эле­мен­ты Й. уже в пе­ри­од про­то­ин­дий­ской ци­ви­ли­за­ции. В т. н. эпо­ху ду­хов­но­го бро­же­ния (бли­же к сер. 1-го тыс. до н. э.) прак­ти­ки Й. ста­но­вят­ся до­воль­но по­пу­ляр­ны­ми, и в кон­тек­сте тра­ди­ции Вед они свя­зы­ва­ют­ся с пу­тём, ве­ду­щим к ду­хов­но­му ос­во­бо­ж­де­нию (мок­ша). Боль­шое влия­ние на раз­ви­тие этих прак­тик ока­зал буд­дизм. В со­став вось­ме­рич­но­го «бла­го­род­но­го пу­ти» ран­не­го буд­диз­ма вхо­дят та­кие йо­ги­че­ские сту­пе­ни, как «пра­виль­ное па­мя­то­ва­ние» и «пра­виль­ное со­сре­до­то­че­ние». Й. ста­но­вит­ся объ­ек­том рас­смот­ре­ния и опи­са­ния в Упа­ни­ша­дах («Майт­ри-упа­ни­ша­да» и др.). Не­сколь­ко позд­нее (с на­ча­ла н. э.) по­яв­ля­ют­ся т. н. йо­ги­че­ские упа­ни­ша­ды («Тед­жо­бин­ду-упа­ни­ша­да» и др.), по­свя­щён­ные ис­клю­чи­тель­но вопро­сам, свя­зан­ным с тех­ни­ка­ми Й. В «Ма­хаб­ха­ра­те» Й. – дея­тель­ность, од­но­вре­мен­но ос­во­бо­ж­даю­щая ду­шу и раз­ви­ваю­щая в ней разл. сверх­спо­соб­но­сти; ча­ще все­го она то­ж­де­ст­вен­на ас­ке­тич. са­мо­ог­ра­ни­че­нию, сдер­жи­ва­нию чувств.

К на­ча­лу н. э. в Ин­дии функ­цио­ни­рова­ли мно­го­числ. йо­ги­че­ские на­прав­ле­ния. Сис­те­ма­ти­за­ция ря­да прак­тик и идей Й. при­пи­сы­ва­ет­ся ле­ген­дар­но­му муд­ре­цу Па­танд­жа­ли, ко­то­рый, как счи­та­ет­ся, со­ста­вил трак­тат «Йо­га-сут­ры» (2–4 вв.). Уси­лия­ми Па­танд­жа­ли и осо­бен­но его ком­мен­та­то­ров (Вья­са и др.) Й. пре­вра­ти­лась в фи­лос. шко­лу, став од­ной из шес­ти тра­диц. сис­тем ин­дуи­ст­ской фи­ло­со­фии. У зап. ин­до­ло­гов эта шко­ла по­лу­чи­ла назв. «клас­си­че­ской» Й. и до­воль­но дол­го ото­жде­ст­в­ля­лась с ин­дий­ской Й. как та­ко­вой. Па­танд­жа­ли при­зна­ёт (с не­боль­ши­ми ого­вор­ка­ми) ме­та­фи­зич. по­ло­же­ния шко­лы санкхьи, рав­но как и её тео­рию по­зна­ния. Од­на­ко осн. ак­цент «клас­си­че­ская» Й. ста­вит на про­бле­ма­ти­ке ос­во­бо­ж­де­ния со­зна­ния. Со­глас­но Па­танд­жа­ли, Й. – это «пре­кра­ще­ние ко­ле­ба­ний соз­на­ния» и, т. о., иде­аль­ная цель ду­хов­но­го пу­ти. С др. сто­ро­ны, Й. по­ни­ма­ет­ся им же как со­во­куп­ность средств, ве­ду­щих к це­ли, и в этом смыс­ле го­во­рит­ся о «вось­ми­член­ной Й.». Пер­вые пять чле­нов, или сту­пе­ней, на­зы­ва­ют­ся «внеш­ней Й.», под­го­тав­ли­ваю­щей адеп­та к осн. прак­ти­кам: 1) яма, или «ог­ра­ни­че­ния» (не­при­чи­не­ние вре­да, прав­ди­вость, от­каз от при­свое­ния чу­жо­го, воз­дер­жан­ность и не­стя­жа­тель­ст­во); 2) ния­ма «пред­пи­са­ния» (чис­то­та, удов­ле­тво­ре­ние, ас­ке­за, ре­ци­та­ция свя­щен­ных тек­стов и по­чи­та­ние Иш­ва­ры); 3) аса­на (удоб­ная по­за для ме­ди­та­ции); 4) пра­ная­ма (ды­ха­тель­ные прак­ти­ки); 5) прать­я­ха­ра (кон­троль над чув­ст­ва­ми). Три ос­таль­ные сту­пе­ни – «внут­рен­няя Й.», пред­став­ляю­щая со­бой, в сущ­но­сти, раз­ные эта­пы ме­ди­та­ции, та­кие как: дха­ра­на (дли­тель­ное удер­жи­ва­ние со­сре­до­то­чен­но­го вни­ма­ния), дхья­на (ус­той­чи­вое со­зер­ца­ние) и са­мад­хи (глу­бо­чай­шая со­сре­до­то­чен­ность). В свою оче­редь, в са­мад­хи вы­де­ля­ет­ся че­ты­ре «под-сту­пе­ни», за­вер­шаю­щие­ся пол­ным еди­не­ни­ем субъ­ек­та и объ­ек­та ме­ди­та­ции. По­сле­до­ва­тель­ное и ре­гу­ляр­ное при­ме­не­ние сту­пе­ней Й. при­во­дит при­вер­жен­ца этой дис­ци­п­ли­ны к окон­чат. ос­во­бо­ж­де­нию; у не­го мо­гут по­яв­лять­ся сверхъ­ес­теств. спо­соб­но­сти (сидд­хи), вос­при­ни­маю­щие­ся как знак ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­ва.

Й. Па­танд­жа­ли при­зна­ёт бы­тие выс­ше­го Бо­га – Иш­ва­ры. Иш­ва­ра – веч­ный и са­мо­соз­наю­щий дух (пу­ру­ша), со­вер­шен­но не­при­ча­ст­ный зем­но­му ми­ру. В от­ли­чие от др. ду­хов­ных сущ­но­стей, он не под­вер­жен ом­ра­чаю­ще­му воз­дей­ст­вию пер­во­ма­те­рии (прак­ри­ти), на­де­лён ог­ром­ным мо­гу­ще­ст­вом, ко­то­рое не свя­зы­ва­ет­ся ни с про­бле­ма­ти­кой кос­мич. тво­ре­ния, ни с иде­ей все­об­ще­го спа­се­ния. Он по­мо­га­ет толь­ко по­сле­до­ва­те­лям Й., из­би­раю­щим его как объ­ект ме­ди­та­ции («бог йо­ги­нов»). К кон. 1-го тыс. н. э. Иш­ва­ра ста­но­вит­ся аб­со­лют­ным бо­же­ст­вом, вер­ши­те­лем ми­ро­вых су­деб. Цель «клас­си­че­ской» Й. – пол­ное раз­ме­же­ва­ние с ми­ром ма­те­ри­аль­но­го и «воз­вра­ще­ние» ин­ди­ви­ду­аль­но­го ду­ха к са­мо­му се­бе, к сво­ей из­на­чаль­ной сво­бо­де, ко­то­рая трак­ту­ет­ся как пол­ная обо­соб­лен­ность от все­го (кай­ва­лья).

С раз­ви­ти­ем ве­дан­ты «клас­си­че­ская» Й. ут­ра­чи­ва­ет свои по­зи­ции как фи­лос. на­прав­ле­ние. Сис­те­ма Па­танд­жа­ли, бу­ду­чи од­ной из са­мых ав­то­ри­тет­ных в Ин­дии, не яв­ля­ет­ся, од­на­ко, един­ст­вен­ной. Па­рал­лель­но с ней раз­ви­ва­лось мно­же­ст­во др. школ «не­клас­си­че­ской» Й., не свя­зан­ных с тра­ди­ци­ей фи­лос. зна­ния. Эти шко­лы по-раз­но­му клас­си­фи­ци­ро­ва­лись. Со­глас­но од­ной из та­ких клас­си­фи­ка­ций, Й. раз­де­ля­ет­ся на че­ты­ре на­прав­ле­ния: хат­ха, рад­жа, кун­да­ли­ни и ман­тра. Хат­ха-йо­га (букв. – йо­га с уси­ли­ем) на­це­ле­на на дос­ти­же­ние адеп­том бес­смер­тия в сво­ём фи­зич. те­ле, раз­ра­ба­ты­вая ши­ро­кий спектр уп­раж­не­ний, на­прав­лен­ных, с од­ной сто­ро­ны, на ук­ре­п­ле­ние фи­зич. здо­ро­вья, а с дру­гой – на транс­фор­ма­цию обыч­но­го «не­зре­ло­го» те­ла в «бо­же­ст­вен­ное». Рад­жа-йо­га («цар­ская йо­га») ста­вит сво­ей це­лью со­еди­не­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го ду­ха с выс­шим аб­со­лют­ным ду­хом. Осн. прак­ти­ки рад­жа-йо­ги ба­зи­ру­ют­ся на со­зер­ца­нии внут­рен­не­го «я». В ря­де слу­ча­ев рад­жа-йо­га вос­при­ни­ма­ет­ся как пол­но­стью тож­дест­вен­ная со­зер­цат. прак­ти­кам Й. Па­танд­жа­ли. Кун­да­ли­ни-йо­га (или лая-йо­га, «йо­га рас­тво­ре­ния») раз­ра­ба­ты­ва­ет ком­плекс пси­хо­тех­ник, на­прав­лен­ных на «про­бу­ж­де­ние» в ор­га­низ­ме осо­бой энер­ге­тич. ин­ди­ви­ду­аль­ной си­лы (кун­да­ли­ни) и её «подъ­ём» с по­сле­дую­щим вы­хо­дом из те­ла и рас­тво­ре­ни­ем в транс­цен­дент­ном ми­ре. В дан­ной раз­но­вид­но­сти Й. лич­ность прак­ти­кую­ще­го пол­но­стью по­гло­ща­ет­ся без­лич­ным бо­жест­вен­ным пер­во­прин­ци­пом. На­ко­нец, ман­тра-йо­га ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на про­из­не­се­нии (вслух или про се­бя) спец. вер­баль­ных фор­мул (мантр) с це­лью пре­об­ра­же­ния соз­на­ния и воз­дей­ст­вия на фи­зич. те­ло.

Эти (и мн. дру­гие) на­прав­ле­ния «не­клас­си­че­ской» Й. ни­ко­гда не су­ще­ст­во­ва­ли в изо­ли­ро­ван­ном ви­де, но фор­ми­ро­ва­ли син­кре­тич. те­че­ния, ко­то­рые функ­цио­ни­ро­ва­ли в рам­ках тех или иных инд. ре­ли­гий и ре­лиг. школ. Йо­ги­че­ские прак­ти­ки ста­ли важ­ней­шим сред­ст­вом ду­хов­но­го пу­ти (сад­ха­на) поч­ти во всех инд. ре­лиг. тра­ди­ци­ях. В ин­ду­из­ме Й. наи­бо­лее ши­ро­ко пред­став­ле­на в ши­ва­из­ме. Бог Ши­ва счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем йо­ги­нов, а час­то и сам изо­бра­жа­ет­ся в об­ли­ке йо­ги­на. В виш­ну­из­ме Й. фи­гу­ри­ру­ет пре­ж­де все­го в фор­ме бхак­ти, в ко­то­рой со­че­та­ет­ся внеш­нее ри­ту­аль­ное бо­го­слу­же­ние с внутр. со­сре­до­то­че­ни­ем на об­ли­ке выс­ше­го бо­же­ст­ва (ча­ще все­го – Криш­ны). Для бхак­ти-йо­ги ха­рак­тер­но эмо­цио­наль­ное, по­рой эк­заль­ти­ро­ван­ное вос­прия­тие объ­ек­та куль­та. Очень ши­ро­ко Й. ис­поль­зу­ет­ся в шак­тиз­ме, куль­тах Га­не­ши, Скан­ды и др. Де­таль­ную раз­ра­бот­ку по­лу­чи­ла Й. в джай­низ­ме. Со­зер­цат. прак­ти­ки раз­ви­ва­ют­ся так­же в сик­хиз­ме, как в ор­то­док­саль­ном (халь­са), так и в не­ор­то­док­саль­ном его те­че­ни­ях. Ог­ром­ное зна­че­ние Й. при­об­ре­ла в тан­триз­ме, где она ста­ла ком­би­ни­ро­вать­ся с эро­ти­кой, ма­ги­ей, ал­хи­ми­ей, вы­сту­пать свя­зую­щим зве­ном слож­ных сим­во­лич. ря­дов, слу­жить экс­пе­рим. под­твер­жде­ни­ем т. н. мис­тич. фи­зио­ло­гии (напр., в сис­те­ме чакр). В соз­на­нии инд. на­ро­да фи­гу­ры йо­ги­нов все­гда бы­ли ок­ру­же­ны осо­бым оре­о­лом. С ни­ми свя­за­ны мно­го­числ. ле­ген­ды и ми­фы (напр., о Го­ракх­нат­хе), их по­чи­та­ют как свя­тых, мо­гу­ще­ст­вен­ных ча­ро­де­ев, а так­же как во­пло­щён­ных бо­жеств. В хо­де ста­нов­ле­ния нео­ин­ду­из­ма уси­ли­ва­ют­ся по­пыт­ки ре­лиг. ре­фор­ма­то­ров пред­ста­вить Й. как уни­вер­саль­ный фак­тор, ак­ту­аль­ный для про­яв­ле­ний всех ви­дов ре­ли­ги­оз­но­сти. Й. вос­при­ни­ма­ет­ся как «на­уч. экс­пе­ри­мент» (С. Ви­ве­ка­нан­да); отд. си­с­те­мы Й. трак­ту­ют­ся как не­что це­ло­стное («ин­те­граль­ная Й.» Ау­ро­бин­до Гхо­ша).

Й. в сво­ём ис­то­рич. раз­ви­тии выш­ла за пре­де­лы Юж.-Ази­ат. ре­гио­на и с нач. 20 в. ак­тив­но рас­про­ст­ра­ня­ет­ся на За­па­де, позд­нее – в Рос­сии. В раз­ных стра­нах су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во цен­тров, кур­сов, ин­сти­ту­тов Й. (напр., Ин-т Б. К. С. Ай­ен­га­ра в Пу­не), про­хо­дят кон­фе­рен­ции и се­ми­на­ры, по­свя­щён­ные это­му яв­ле­нию. В рам­ках ком­па­ра­тив­ных ис­сле­до­ва­ний по­пу­ляр­на тен­ден­ция на­хо­дить па­рал­ле­ли ме­ж­ду тех­ни­ка­ми Й. и ду­хов­ны­ми прак­ти­ка­ми др. ре­ли­гий (дао­сиз­ма, хри­сти­ан­ст­ва, ис­ла­ма и др.). Не­обыч­ные спо­соб­но­сти опыт­ных по­сле­до­ва­те­лей Й. ста­ли так­же объ­ек­том изу­че­ния в разл. нау­ках (пси­хо­ло­гия, фи­зио­ло­гия, ме­ди­ци­на). Разл. ва­ри­ан­ты Й. как путь к ду­хов­но­му ос­во­бо­ж­де­нию про­па­ган­ди­ру­ют­ся апо­ло­ге­та­ми т. н. но­вых ре­лиг. дви­же­ний, воз­ник­ших на ин­дуи­ст­ской или буд­дий­ской ос­но­ве («Мис­сия Бо­же­ст­вен­но­го Све­та», Об-во соз­на­ния Криш­ны, «Брах­ма Ку­ма­ри» и др.).

Лит.: Eliade M. Yoga: essai sur les origines de la mystique indienne. P., 1936; Hauer J. W. Der Yoga. Ein indischer Weg zur Selbst. 2. Aufl. Stuttg., 1958; Coster G. Yoga and western psy­chology: a comparison. Delhi, 1968; Das­gup­ta S. Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought. Calcutta, 1974; Feu­erstein G. The essence of yoga. L., 1974; idem. The philosophy of classical yoga. Man­chester, 1980; Oberhammer G. Strukturen yo­gi­scher Meditation. Untersuchungen zur Spi­ritualität des Yoga. W., 1977; Клас­си­че­ская йо­га: («Йо­га-сут­ры» Па­танд­жа­ли и «Вья­са-бха­шья») / Пер., вве­де­ние, ком­мент. и ре­кон­ст­рук­ция сис­те­мы Е. П. Ост­ров­ской, В. И. Ру­до­го. М., 1992; Элиа­де М. Йо­га: бес­смер­тие и сво­бо­да. 2-е изд. СПб., 2004.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий