Йога для бойца. Почти окончательный анализ

Йога для бойца. Почти окончательный анализ Позы

Легкий комплекс для начинающих

Знакомство с практиками йоги можно начать с комплекса-связки упражнений для одного человека под названием «Сурья Намаскар», что в переводе означает «Приветствие Солнцу». Он состоит из 12 легких поз, которые делают пошагово в определенной последовательности.

Опытные йоги часто используют комплекс в качестве разминки, поскольку асаны представляют собой глубокий стретчинг тела. Но для тех, кто начинает с нуля, это идеальный вариант, чтобы активизировать организм. К тому же регулярное выполнение комплекса быстро повышает гибкость тела.

https://www.youtube.com/watch?v=E1ex0cxQKoU

Здесь описана половина раунда. Чтобы сделать его полностью, надо выполнить те же движения, только в асанах 4 и 9 поменять ноги. Соответственно весь раунд − это 24 элемента. Сначала новичкам лучше делать всего 1 раунд, при этом четко контролируя состояние на первых асанах.

Потом можно перейти на 2-3, и дойти до 12 (это нормальная дневная практика). Более продвинутые «йогисты» выполняют от 54 раундов. В любом случае не стоит доводить себя до болей, неприятных ощущений в теле, перенапряжения и истощения. Практика выполняется медленно, спокойно и плавно.

№ п/п

Название асаны

Описание

1.

Поза молящегося

Встать прямо, ноги вместе. Соединить в области груди ладони (мудра намаскар) и выдохнуть. Держать спину ровно.

2.

Поза с поднятыми руками

На вдохе поднять конечности над головой (на ширине плеч) ладонями вверх. Медленно и аккуратно прогнуть спину, руки и голову назад, сохраняя комфорт в пояснице.

3.

Поза голова к ногам

Плавно наклониться корпусом к ногам (согнуться напополам). Поставить ладони на пол рядом со стопами, а голову прислонить к коленям. Ноги прямые, но их можно и слегка согнуть.

4.

Поза всадника

Оставить руки в том же положении. Одну ногу согнуть, а другую вытянуть назад максимально далеко, опираясь на колено и носок. Таз перенести вперед, прогнуть спину и смотреть перед собой. Сконцентрироваться на вытяжении всей передней части тела.

5.

Поза собака мордой вниз

Выпрямить согнутую ногу и поставить рядом со второй. Одновременно поднять таз и опустить голову. Выстроить из тела правильную букву «л».

6.

Приветствие восемью членами тела

Согнуть колени и опустить на пол. При поднятых ягодицах коснуться лес на поверхность грудью и подбородком. Итого в землю упираются: пальцы ног, колени, грудная клетка, ладони (по бокам возле груди) и подбородок.

7.

Поза кобры

Лечь на пол животом, руки оставить в том же положении. Прогнуть грудную клетку и выпрямить руки, не отрывая таз от пола.

8.

Поза собака мордой вниз

Из предыдущего положения выйти в позу собака мордой вниз.

После восьмого упражнения перейти к четвертому и выполнить асаны в обратном порядке, дойдя до первой. Сделать вторую часть раунда и завершить тренировку позой Шавасана, в которой происходит восстановление энергии и сил. Надо заметить, что описанный комплекс доступен для начинающих, но первые сеансы все-таки лучше провести под присмотром опытного инструктора. Тренеры фитнес-клуба La Salute всегда готовы в этом помочь.

Правила занятий йогой для начинающих

Комплекс йоги – это последовательное выполнение разных поз (асан) и нахождение в каждой из них по 2-3 мин. Начинают занятие с медитации. После переходят к разминке, упражнения которой разогревают мускулы, подготавливают их к нагрузкам, а затем успокаивают и расслабляют.

На этом этапе выполнения базовых асан важно не просто сидеть, лежать, стоять и скручиваться, а концентрировать мысли на тренировке и следить за ощущениями в теле. Кроме того, необходимо управлять напряжением, удерживая его только на «рабочих» участках и убирая с остальных мест. В дальнейшем это поможет освобождать тело от зажимов, что улучшит состояние психики.

Если при выполнении упражнений йоги кто-либо получает травму, то это происходит только по собственному недосмотру или невнимательности. Нельзя во время работы над асанами позволять уму «блуждать». Нужно максимально концентрироваться на каждом моменте и сосредотачиваться на ощущениях в теле.

Все движения комплекса должны быть медленными и плавными. Входить в асану и выходить из нее нужно спокойно и неспешно, а при нахождении непосредственно в позе уметь мягко балансировать. Также между упражнениями необходимо расслаблять сокращенные мышцы. Для этого достаточно всего полуминутного отдыха.

В ходе выполнения асан нужно соблюдать безопасность и умеренность. В комплексе для неопытных йогов должны быть только простые упражнения, а к сложным вариантам стоит приступать уже после освоения базы. Кроме того, любые неприятные и болевые ощущения − ненормально. На начальном этапе не стоит сильно растягиваться или наклоняться, если это доставляет дискомфорт.

Также важно знать, что в основе любой практики всегда лежит правильное дыхание. Если выполнять упражнения без должного внимания к процессу, то ожидаемого эффекта от йоги не будет. Вдохи и выдохи должны быть спокойными, размеренными, глубокими и цикличными.

Первые тренировки не должны превышать 20 мин. Ведь тело и организм еще не адаптировались к нагрузкам. Но обычная длительность может доходить до 2 ч. Каждое занятие обязательно заканчивается Шавасаной, когда нужно лежать неподвижно в течение 10-15 мин (вначале можно 5-7). В этой асане расслабляются, отдыхают и «перегружаются» тело и ум, что способствует приливу сил после нагрузок.

Есть еще ряд общих рекомендаций, с которыми необходимо ознакомиться перед началом занятий йогой, чтобы не навредить здоровью и правильно развивать тело и мысли. Звучат они так:

  1. Практиковать йогу желательно утром. В идеале − в 5-6 часов. Это более правильно, с энергетической точки зрения, и позволяет получить заряд бодрости вплоть до вечера.
  2. Непосредственно перед занятием нельзя принимать горячий или контрастный душ (ванну). Только теплый. Это же касается и периода сразу после тренировки.
  3. Перед занятием следует проветрить помещение.Воздух в комнате должен быть свежим.
  4. Нужно обеспечить спокойную обстановку во время практики: убрать на телефоне звук и выключить телевизор.
  5. Воду можно пить до и после выполнения программы, но не в процессе.
  6. К занятиям следует приступать в хорошем расположении духа и очень хотеть погрузиться в практику. Важен настрой.
  7. Нельзя изучать и совершенствовать йогу после употребления спиртных напитков. Должно пройти не менее 36 ч.
  8. Не стоит приступать к тренировкам при недомогании и повышенной температуре тела.

Что касается питания, то здесь, как и в случае аэробных нагрузок, необходимо заниматься строго на пустой желудок. От этого зависит не только самочувствие и эффективность практики, но и ясность восприятия и чистота мыслей. После приема пищи должно пройти как минимум 2 ч, но лучше,если это будет 3-4. Перед утренним занятием можно съесть фрукт или выпить стакан воды.

Традиции йогов предполагают вегетарианство, рассматривая животную пищу как источник негативной энергии. Но следовать этому необязательно. Достаточно, чтобы рацион был сбалансированным, соответствовал критериям здорового питания и содержал все необходимые полезные вещества. Продукты в меню должны обеспечивать восстановление сил после нагрузок и предотвращать износ суставов во время занятий.

Интересно! Люди, которые отдают предпочтение растительной пище, имеют более подвижные и гибкие суставы, что очень помогает в занятиях йогой.

Боевая йога — дхарма марга (система вязьмина) | все о боевых искусствах и спорте

alt

Представьте, вы идете по улице и видите, как взрослый бьет ребенка. Как в этом случае практиковать ахимсу?

Вадим Вязьмин

История этой школы началась с того, что ее основатель Вадим Вязьмин нашел намек там, где остальные видели лишь сказку. И, что самое главное, смог воспользоваться им.

Многие помнят фильм «Непобедимый» Павла Лунгина, вышедший в 1984 году. Главный герой, Андрей Храмов, путешествуя по Кавказу и Средней Азии, собирает разные боевые приемы и строит на их основе уникальную систему самообороны без оружия. Степень ее эффективности подчеркивает финальная сцена, заставившая быстро биться сердца советских мальчишек, не одаренных от природы ни ростом, ни весом. Щуплый Храмов без труда раскидал здоровенных красноармейцев, продемонстрировав их командирам, что сила — это еще не все.

Про йогу:  Гуру йога - бесплатные статьи по Религии Дом Солнца

Сюжет построен на реальной истории, прототипом главного героя был создатель самбо Анатолий Харлампиев. С 1968-го по 1979-й, до самой смерти мастера, Вадим Вязьмин был его учеником, причем, как он сам подчеркивает, учеником не в западном, а в восточном смысле.

Как-то Харлампиев поделился своим ощущением, что у всех систем боя есть один-единственный прародитель, и Вязьмин принялся за поиски. Японцы учились у китайцев, те, в свою очередь, преклонялись перед Индией. Боевые искусства находились в советское время под строгим партийным контролем, и в библиотеках книги даже с намеками на эту тему не выдавались. Исключением являлись только тексты на санскрите — во всей стране им владели лишь несколько человек, и власти не видели в них опасности. Причем коллекция была очень обширна, и значительная ее часть была трофейной, с клеймами Третьего рейха: не секрет, что Адольф Гитлер проявлял недюжинный интерес ко всему арийскому и не жалел денег на древние индийские свитки. В общем, с дрянной овцы достался шерсти клок. Годы ушли у Вадима Вязьмина на его распутывание — так и появилась школа боевой йоги Дхарма Марга.

«У йоги есть самые разные аспекты, в том числе и боевые», — объясняет Вадим Вязьмин. В древней Индии ею занимались не только брахманы — каста жрецов, но и каста воинов — кшатрии, уделявшие особое внимание всему, что укрепляет тело. Называлось это Юддха йога (йога битвы), или Дхарма йога (йога чести). «Согласно представлениям ариев, человеческое тело может принять 312 основных позиций. Остальные являются их вариациями. Первым шагом в тренировке как раз и являлось практическое изучение особенностей каждой из позиций и их взаимоотношений друг с другом». Этим же путем идут и в школе Дхарма Марга. Освоив позиции, приступают к движениям. Причем подход сильно отличается от того, что дается в большинстве школ боевых искусств. Там в основном царит минимализм в японском духе: лучше знать на «пятерку» один прием, чем три, но каждый на «тройку». Здесь изучают принципы правильного движения, после чего человек, по идее, может одинаково быстро проводить почти любые удары. Эти же позиции влияют и на физиологию человека — причем, как и асаны в мирной хатха-йоге, весьма благотворно.

Тренировка обычно длится три часа: первые два — занятия в зале с жестким покрытием, в течение последнего часа отрабатываются броски в борцовском зале. Заглядеться можно на все этапы тренировки — спарринги по изяществу можно сравнить с танцем, но особенно эффектно выглядит работа в партере и практика перевернутых поз, на которой учат одинаково комфортно чувствовать себя в любом положении — и лежа спиной на земле, и, скажем, свисая с ветки дерева. Акробатичность многих учеников оценил бы Джеки Чан. Передвигаясь на четвереньках или перекати-полем, зависнув в позе летучей мыши на турнике — из самых невероятных положений они наносят быстрые и отнюдь не декоративные удары. Хотя контакт и кажется полным, травм здесь практически не бывает: контролировать силу удара — еще один из азов практики.

Получилось ли в Дхарме Марге воспроизвести боевое искусство древних ариев, судить сложно, вернее, некому: свидетелей не осталось. Но то, что стиль получился эффективным, — это точно. Как один из аргументов: занимающиеся в школе работники силовых структур не раз применяли Дхарма Марга в бою — и пока все живы. Для большинства школ йоги словосочетание «боевая йога» звучит в лучшем случае как парадокс, в худшем — становится красной тряпкой. На основной аргумент оппонентов, что боевая направленность противоречит ахимсе — принципу непринесения вреда, самому первому в йоге, Вадим Вязьмин отвечает очень достойно: «Представьте, вы идете по улице и видите, как взрослый бьет ребенка. Как в этом случае практиковать ахимсу?»

Статья — Все виды боевых искусств

Рубрика — Видео всех видов боевых искусств

Виды и направления йоги

Все современные направления, так или иначе, базируются на 4 древнейших разновидностях индийских практик:

  1. Хатха-йога. Цели занятий достигаются за счет особых дыхательных упражнений (пранаям) и выполнения асан (статических поз);
  2. Раджа-йога (Джаняна). Техника сконцентрирована на медитациях и упражнениях для ума;
  3. Бхакти-йога. Все действия направлены на достижение просветления;
  4. Карма-йога. Практика предполагает совершение любых упражнений бесцельно и бескорыстно.

Понимание сути этих видов позволяет рассматривать сложившиеся на их базе современные направления:

  1. Айенгара. Главное− это детальная отстройка каждой позы, по ходу которой используют много вспомогательных предметов и материалов. Классы Айенгары имеют несколько уровней сложности. При этом для абсолютных «нолей» в йогической культуре обязательны предварительные теоретические уроки. Кроме того, есть классы для людей пожилого возраста и для беременных.
  2. Майсор. Самая простая и безопасная практика. Здесь выполнять движения можно в своем темпе, делать перерывы и повторять асаны удобное количество раз.
  3. Аштанга. Динамическая и насыщенная практика. Занятие включает последовательность из нескольких поз, которые длятся в течение 5 циклов дыхания.
  4. Бикрам. Выполняется комплекс упражнений на растяжку и укрепление мышц, состоящий из 26 асан. При этом каждая предшествующая поза готовит тело к последующей более сложной, а воздух в комнате для занятий нагревают для выведения из организма токсинов (как в сауне).
  5. Кундалини. Направлена на поддержку и восстановление позвоночника. Кроме асан включает дыхательные практики и медитацию.
  6. Виньяса-флоу. Интенсивная программа без погружения в теорию.
  7. Хатха. Здесь нет дыхательных техник и медитаций, а только асаны. Задача практики − максимальная физическая нагрузка.
  8. Инь. Длительность нахождения в одной позе при выполнении данного комплекса может достигать 10 мин. Техника развивает гибкость, снимает скованность в мускулах и повышает эластичность связок. Направление идеально подходит при малоподвижном образе жизни.

Это малая часть существующих стилей и видов. Направлений достаточно много. Но всех их объединяет один принцип: они предполагают совершенствование тела, избавление от стресса и расслабление. Новички, как правило, выбирают практики Хатха и Аштанга, считая их наиболее простыми. Тем не менее, специалисты советуют изучить все течения, чтобы определиться с целью тренировок.

Подробной информации по данному вопросу в книгах и онлайн достаточно много. Например, можно почитать такие трактаты, как «Сердце йоги» Т.К.В. Дешикачар, «Йога-сутры Патанджали» Б.К.С. Айенгар и «Свет жизни: йога» Б. К. С. Айенгар, «Йога», «Чакры» и «Аштанга Раджа йога». Также можно ознакомиться с отзывами людей, практикующих определенные стили.

Но если выбор сделан в пользу клуба La Salute, то за консультацией всегда можно обратиться к профессиональному тренеру. Также знание сути каждого вида поможет отличить истинного мастера-преподавателя йоги от любителя или шарлатана.

Йога для бойца. почти окончательный анализ

Настоящий бум йоги, случившийся в России с
началом нынешнего века, в последнее время как-то поутих. В течении последних
десяти с небольшим лет возникали различные проекты и тренировочные системы,
объединяющие практику йоги и боевых искусств, многие известные мастера (В.
Фадеев, М. Дедик, С. Бадюк, Л. Гатовский, В. Миньков и другие) в различных
интервью рассказывали о своем опыте в йоге и своем понимании того, что такое
йога для бойца. Накоплен большой практический опыт, многие из этих материалов
можно найти в сети. Несмотря на это, на мой скромный взгляд, осталась
незамеченной взаимосвязь между одним очень известным в кекушинкай упражнением и
одним не менее известным упражнением из йоги. Возможно, анализ и понимание этих
упражнений помогут нам ответить на вопрос о том, что же такое йога для бойца.

Йога для бойца

Перед тем как
непосредственно перейти к анализу этих упражнений, наверняка будет не лишним немного углубиться в историю и теорию, сделав
несколько отступлений.

Отступление первое. Что же такое йога?

В современном мире йога
изменилась достаточно сильно. Чтобы не писать слишком много, сравнивая ЙОГУ и
йогу, достаточно взглянуть на эти фотографии…

Йога для бойца. Почти окончательный анализЙога для бойца. Почти окончательный анализ

Поэтому, прежде чем
говорить о йоге для бойца, необходимо определить само понятие ЙОГА. На мой
взгляд, наиболее исчерпывающее определение дано в книге Е.А. Торчинова «Религии
мира. Опыт запредельного» (привожу цитату с некоторыми сокращениями):

В индийских текстах термин «йога» употребляется в
двух основных значениях и одном второстепенном, хотя, быть может и первичном.
Во-первых, йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный
и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго
определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как
состояния реализации религиозной прагматики учения – «освобождение» (мокша,
мукти, кайвалья, нирвана и т.п.). В этом смысле йога характерна для всех
религий традиционной Индии, почему и можно говорить об индуистской йоге,
буддистской йоге, джайнской йоге и т.п.
Во втором, более узком смысле, это слово
употребляется для обозначения одной из даршан ортодоксальной индуистской
философии. Эта система, согласно преданию, была создана мудрецом Патанджали и
зафиксирована им в «Йога сутрах».
И наконец, в третьем, второстепенном
значении слово «йога» означает колдовство, волшебство, магию и магические силы
и способности.

Про йогу:  YOGA-house первый йога-центр в г. Казань. Все виды йоги. Йога в Казани для начинающих. Йога для детей и взрослых, мужчин и женщин.

Исходя, из приведенной выше
цитаты, понятно, что так или иначе, практики йоги должны вести к определнным
изменениям в состоянии сознания практикующего.
Одно из определений йоги, данное в Йога сутрах гласит: «Йога есть
успокоение неконтролируемых колебаний сознания».

Как же все это связано с
разнообразными физическими упражнениями, практикуемыми в йоге?!
На мой взгляд,
простой ответ может быть таким: если в результате выполнения какого-либо
комплекса упражнений, занимающийся выравнивает, успокаивает, упорядочивает
состояние своего сознания, то такое занятие можно считать занятием йогой, или хотя
бы первым шагом на этом пути.

Именно на этом уровне
йога доступна для большинства занимающихся, небольшое количество практикующих
идет дальше.

Боец тоже учится
контролировать свое сознание, именно поэтому многие бойцы видят в йоге
родственный вид искусства. Но часто, углубляясь в практику йоги, бойцы
сталкиваются с тем, что сочетать бойцовские тренировки и йоговские практики непросто.
Сложности возникают и на уровне тела, и на уровне сознания или, говоря
проще, на уровне эмоционального
состояния. Таким образом, сразу возникает вопрос методики.

Но, раз все так сложно,
может быть вообще не нужно смешивать столь разные, на первый взгляд, вещи?! Этот вопрос каждый решает сам для себя, и
ответ будет зависеть в первую очередь от того, зачем вы практикуете боевые
искусства и йогу, на каком этапе этого пути вы находитесь и чего в итоге хотите
достичь.

И тут, наверное, к месту
будет небольшое отступление о месте йоги (или упражненеий, пришедших из йоги) в… бразильском джиу-джитсу и индо-иранской борьбе Кушти.

Отступление
второе – для сомневающихся. Йога и
борьба

Просматривая различные
материалы о современных борцах бразильского джиу-джитсу (BJJ), нередко можно встретить информацию о том, что
они используют в своих тренировках какие-то упражнения (практики) из йоги.
Интересно, что это скорее всего не просто веяние времени, а такое же наследие клана
Грейси, как и само BJJ. В документальном фильме, посвященном истории BJJ, есть очень интересный фрагмент, когда Карлос
Грейси (1902-1994, основатель BJJ в семье) демонстрирует упражнения, очень напоминающие йогу.

Йога для бойца. Почти окончательный анализ

К сожалению, этот фрагмент
никак не прокомментирован в фильме. Что можно предположить? Карлос Грейси был
учеником знаменитого японского бойца, мастера дзю-дзюцу и дзю-до Мицуе Маэда
(1878-1941).

Маеда

Для физической подготовки в дзю-дзюцу и дзю-до
используется большое количество различных гимнастических и акробатических
упражнений. Возможно, такая система подготовки была передана Маэдой Карлосу
Грейси. Очень уж то, что делает основатель BJJ напоминает упражнения уличных акробатов (Борцов? Гимнастов? Ниндзя?) с
известной гравюры Хокусая.

гравюры Хокусая

Вероятно, что это были личные
наработки Карлоса Грейси, ему уж точно нельзя отказать в новаторстве и
способности использовать все лучшее и работающее. Возможно, он был знаком и с
йогой.

Конечно, внешнее сходство гимнастических и йоговских упражнений – это
еще не повод называть первые йогой, но… Есть вот такая фотография кого-то из
мастеров из клана Грейси (боюсь наврать кто именно на этой фотографии, может
быть читатели сайта подскажут?), а это уже без сомнения йога.

Йога для бойца. Почти окончательный анализ

Интересно, что в
индо-иранской борьбе Кушти молодые борцы исполняют все те же гимнастические и
акробатические элементы (плюс, конечно, много других), что и на знаменитой
гравюре Хокусая, в том числе с использованием веревок, канатов и столбов.

Я умышленно не называю
эти упражнения йогой, так как внешнее сходство явно недостаточный критерий для того,
чтобы делать такие выводы. Но все же.

Отступление третье.
Загадочная йога Шри Кришнамачарьи

Шри Кришнамачарья (1888-1989
гг) стал ключевой фигурой, сыгравшей огромную роль в росте популярности йоги в
самой Индии и за ее пределами.

Его знаменитые ученики: Б.К.С. Айенгар, П. Джойс, И. Дэви, Т.К.В.
Дешикачар, А.Г. Мохан стали основателями
всемирноизвестных школ йоги, внешне часто непохожих друг на друга. В разные периоды своей деятельности Шри
Кришнамачарья учил йоге по-разному.

Йога для бойца. Почти окончательный анализВидимо, в майсорский период его деятельности
(20-30 годы XX века), в
его практике и методике преподавания появился принцип виньяс (динамических
связок между асанами). Ученик Кришнамачарьи махараджа Майсора Водеяр старался
всячески поддерживать развитие и возрождение национальной физической культуры
Индии. Махараджа поддерживал не только деятельность Шри Кришнамачарьи, но и
одного из героев того времени профессора физической культуры, возможно первого
индийского бодибилдера К.В. Айера.

Махарадж даже финансировал строительство
зала для атлетических занятий в своем дворце. И этот зал находился рядом со
школой йоги Шри Кришнамачарьи.

Также есть сведения о том, что при дворце
находилась школа маллов — индийских борцов, в арсенале подготовки которых
важную роль играли упражнения, очень напоминающие динамические связки между
асанами из йоги Кришнамачарьи.

Современные историки йоги
спорят о том, откуда все-таки взялись виньсы в йоге Шри Кришнамачарьи. Было ли
влияние идей Кришнамачарьи на методику подготовки борцов и культуристов или
наоборот? Заинтересованный читатель
легко найдет массу литературы по этому вопросу. Для нас важно, что принцип
виньяс сохранился в Аштанга Виньяса Йоге (школе ученика Ш. Кришнамачарьи П.
Джойса), эти виньясы очень сильно
напоминают данда (индийские отжимания, применяемые в борьбе Кушти).

Вот так выглядят данда, применяемые в Кушти.

А вот так, некоторые
динамические связки между асанами, встречающиеся уже в йоговской «разминке» Сурья Намаскар.

Вот базовые прыжки –
пробросы ног в Аштанга Виньяса Йоге и один очень остроумный вариант подготовительного упражнения, который
равно может быть подготовкой и к йоговским пробросам и к такому базовому
гимнастическому упражнению, как спичаг.

Тут необходимо сделать
одно замечание, мы не должны забывать о том, что упражнения йоги от упражнений
гимнастики отличает в первую очередь не форма, а содержание, не само движение,
а его внутреннее наполнение и цель, с которой это упражнение практикуется.

На
мой взгляд, попытка такого сравнения – это примерно то же самое, что сравнивать
ката спортивное и традиционное, и грань здесь весьма тонкая. В целом, помним,
что если упражнение способствует остановке колебаний сознания (концетрация
внимания на технике выполняемого здесь первый ключ), то его можно считать
йоговским упражнением.

То самое упражнение из
системы подготовки в кекушинкай карате.

На мой взгляд, прыжки
через палку, являющиеся экзаменационным тестом в кекушинкай, можно считать каратистским аналогом пробросов ног в Аштанга
Виньяса Йоге.

Да, я вижу разницу, но
я вижу и общее… Эти упражнения требуют схожей комбинации качеств. Чтобы их
выполнять правильно требуется гибкость, сила и координация. Да, каратисткий
вариант гораздо более взрывной и «агрессивный», чем йоговский, но именно поэтому он может стать проблемой для возрастных бойцов и даже явиться причиной
травм. Йоговский вариант более мягкий, но также требующий силы, гибкости,
координации и развития в первую очередь «центра»,
кора или «хара», если вам так больше нравится.

Интересно, что похожее
упражнение в упрощенном варианте можно увидеть в системах подготовки самых
разных представителей единоборств. Вот вариант подобного прыжка в исполнении одного
из героев «Боевых ботаников» Николая Алексеева (4 дан Сетокан) и фрагмент моего
собственного архивного видео (думаю это 1995 год), такие гимнастические
связки давал нам в тот период Д.Ю.
Котвицкий.

Виньясы очень важны в Аштанга Виньяса Йоге,
фактически они являются компенсацией к экстремальному развитию гибкости,
свойственному этой системе. Виньясы собирают все тело воедино, уберите виньясы,
уберите пробросы, оставьте только гибкость и резко возрастет опасность травм,
да и вся система развалится.

Про йогу:  Елена Ивановна Рерих. Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги

Йога для бойцов

Таким образом ответ на
вопрос, что же такое йога для бойцов, оказался достаточно простым. Это такая
йога, где наряду с освоением статических асан, наряду с растяжкой и
расслаблением присутствуют силовые элементы, возможно пришедшие в йогу из
практики боевых искусств (а возможно и наоборот).

Занятие только
статическими асанами с акцентом на развитие гибкости и расслабление очень
сложно вписать в плотный тренировочный бойцовский график. Грамотное сочетание статики и динамики
снимает подобные проблемы.

Кроме того, сама по себе
работа над виньясами и пробросами, может оказаться серьезным вызовом для
возрастных поклонников боевых искусств, поможет постепенно развить необходимые
гибкость, силу и координацию, что в свою очередь является фундаментом для дальнейшего совершенствования. А концентрация внимания, необходимая для
качественного выполнения этих техник является ключом к более серьезной работе.

Конечно, йога для бойца
(как и йога вообще) должна быть сугубо индивидуальной практикой. Но, в целом,
можно сказать, что бойцам не требуется такого экстремального развития гибкости,
как в Аштанга Виньяса Йоге, а вот сами виньясы могут оказаться очень даже полезным
упражнением.

Вариант практики,
разработанный в системе Будокон К. Шейна, в этом контексте, выглядит вполне
понятным и логичным, хотя и далеко непростым…

P.S. В
данной статье мы коснулись в основном физического аспекта практики йоги, за
рамками статьи осталось огромное количество вопросов (например, пранаяма и
диета в боевых искусствах), именно поэтому это «почти окончательный анализ». Кроме
того, йога поистине неисчерпаемая система развития и по мере углубления в
нее, понимание может и должно меняться.

Прошло почти 10 лет с момента первой
экспедиции Макса Дедика «Кшатра». Моя личная практика за это время сильно
изменилась, сейчас я стараюсь заниматься в рамках методики, описанной в этой
статье.

Чтобы не быть голословным
рискну привести здесь следующее видео.

Авторский проект Вадима Дормидонтова
Yoga Warrior

Как одеться для занятий хатха-йогой?

При занятиях хатха-йогой значение имеет все: место, где проводятся тренировки, окружение, люди, с которыми вы вместе практикуете, и, конечно, одежда. Экипировка должна быть максимально комфортной, чтобы не стеснять движений и позволять вашему телу свободно двигаться и дышать.

  • В Индии принято одеваться в полуприлегающую рубашку с длинными рукавами и просторные штаны из хлопковой ткани, сужающиеся к щиколоткам. В России тоже можно последовать этой традиции, но не обязательно – вполне подойдут и более универсальные вещи. Опытные инструкторы хатха-йоги рекомендуют при покупке одежды для занятий ориентироваться на несколько основных критериев.
  • Первое – качественные трикотажные ткани. Подойдут эластичные топ, майка или футболка, леггинсы или шорты из хлопка либо специального синтетического материала для спортивной одежды. Важно, чтобы материя позволяла телу дышать и не натирала кожу.
  • Второе – фасон. Лучше выбирать облегающие или полуоблегающие модели без рукавов или с короткими рукавчиками. Так одежда не будет мешать движениям и позволит хорошо видеть расположение рук, ног, напряжение мышц. Слишком широкие майки и штаны могут путаться, сползать, тем самым мешая заниматься и отвлекая. Если вы намерены заниматься в помещении, можно надеть легкую одежду, а вот для тренировок на улице в прохладную погоду необходимы более теплые вещи – например, толстовка.
  • Третье – покрой. Стоит предусмотреть, чтобы во время выполнения асан и пранаям штаны или шорты всегда закрывали поясницу: так вы сможете не беспокоиться о том, что будет видно нижнее белье. Соответственно, больше внимания сможете уделить практике.
  • Четвертое – оттенок. Чтобы полностью сосредоточиться на процессе, специалисты рекомендуют надевать форму неярких, некричащих тонов. белый и все пастельные оттенки – вполне подходящее решение. Черный тоже хорош.
  • Важная составляющая экипировки для занятий хатха-йогой – специальный коврик. Он должен быть сделан из упругого эластичного материала и не скользить. Так будет проще удерживать положение в статичных позах, например, собаке мордой вниз или воина.

Самые полезные асаны

Существует множество различных поз и их вариаций (по некоторым источникам 1300). Но совсем не обязательно осваивать все, чтобы ощутить пользу для здоровья. Для начинающих достаточно научиться правильно выполнять около 10-15 базовых асан.

Наиболее популярными и полезными считаются:

  • Тадасана (поза горы) – улучшает осанку, препятствует возрастной дегенерации позвоночного столба, суставов ног;
  • Адхо Мукха Шванасана (собака мордой вниз) – улучшает мозговое кровообращение, растягивает позвоночник, мышцы ног, полезна для плечевых суставов;
  • Бхуджангасана (поза кобры) – помогает улучшить осанку, сохранить молодость, стимулирует пищеварение, способствует налаживанию цикла;
  • Вирабхадрасана (поза воина II) – укрепляет мышцы спины, ног, живота, способствует похудению в области талии и бёдер;
  • Шалабхасана (поза кузнечика) – улучшает пищеварение, укрепляет и растягивает позвоночник, стимулирует работу предстательной железы;
  • Баласана (поза ребёнка) – вытягивает мышцы, расположенные вдоль позвоночного столба, снимает напряжение с межпозвонковых дисков, помогает избавиться от головных болей, усталости;
  • Триконасана (поза треугольника) – тонизирует нервы спины, стимулирует работу кишечника, печени, селезёнки, нервной системы, укрепляет мышцы боковой поверхности туловища, развивает гибкость;
  • Марджариасана (поза кошки) – улучшает гибкость позвоночника, усиливает циркуляцию крови, стимулирует работу выделительной системы, восстанавливает репродуктивные функции;
  • Сарвангасана (поза свечи или берёзки) – оказывает мощное положительное воздействие на все органы и системы организма;
  • Халасана (поза плуга) – регулирует кровообращение спинного мозга, улучшает пищеварение, тонизирует половые железы, снимает утомление позвоночника;
  • Шавасана (поза трупа) – снимает напряжение с мышц, избавляет от психических зажимов, стрессов, приносит пользу при заболеваниях сердца, повышенном артериальном давлении.

«Королём» всех асан считается поза стойки на голове – Саламба Сиршасана. Она полезна для всех органов и систем организма, избавляет от хронических заболеваний, омолаживает организм. Но эта асана не для начинающих, она не подходит для пожилых людей или людей с лишним весом. Прежде, чем приступать к её освоению, следует набраться опыта.

Чем полезна йога?

Йога – это не просто комплекс упражнений, выполнение которых улучшает здоровье. Это особый образ жизни, позволяющий достичь гармонии физического и психологического состояния, найти в себе новый потенциал и скрытые возможности тела. Суть йоги не сводится только к физическим тренировкам, она направлена на работу с разумом человека и включает в себя методы духовного развития и самосовершенствования.

Цель древнеиндийской практики – достичь гармонии с самим собой и ощутить радость полного здоровья: физического и духовного.

Научные исследования подтверждают терапевтический эффект йоги. Доказано, что систематические занятия нормализуют физиологические процессы в организме и благотворно влияют на все органы и системы.

  1. Улучшают осанку и состояние позвоночного столба. За счёт устранения деформации позвоночника и защемления нервных окончаний пропадают боли в спине и шее. Исправление осанки способствует увеличению объёма лёгких, улучшению кровообращения внутренних органов.
  2. Нормализуют гормональный фон. Выполнение асан улучшает функционирование поджелудочной и щитовидной железы, устраняет расстройства в половой сфере, улучшает сексуальное здоровье женщин и мужчин.
  3. Снижают вес, улучшают фигуру. Упражнения укрепляют мышечный корсет всего тела, ускоряют метаболизм, улучшают работу желудочно-кишечного тракта. Комплексное воздействие асан на организм приводит к похудению.
  4. Развивают гибкость, пластичность. Повышается эластичность связок и сухожилий, уходит напряжение с мышц.
  5. Нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. Глубокое дыхание обеспечивает дополнительный приток кислорода к внутренним органам, стабилизирует сердцебиение, ускоряет циркуляцию крови.
  6. Повышают иммунитет. Сокращение и растяжение мышц стимулирует движение лимфы в организме, что позволяет легче справляться с инфекциями, предотвращает образование раковых клеток.

Полезные свойства йоги для организма этим не ограничиваются. В отличие от тренировок фитнесом, призванных совершенствовать тело и укреплять здоровье, практики помогают обрести душевное равновесие.

Нередко йогу используют для лечения больных с психическими расстройствами, глубокими депрессиями, бессонницей. Асаны и медитация помогают расслабиться, поверить в себя, избавляют от чувств тревоги, страха, гнева.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий