Йога – это работа с психикой через тело – Азбука Йоги

Йога – это работа с психикой через тело - Азбука Йоги Позы

Занятия йогой – путь к психологическому равновесию

2021, т. 5, №3 (19)

крымскии журнал экспериментальном и клиническои медицины

УДК: 614:615.851.86:159.96

ЗАНЯТИЯ ЙОГОЙ – ПУТЬ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ РАВНОВЕСИЮ

И. А. Сухарева, С. А. Василенко, В. В. Турчина

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Медицинская академия имени С. И. Георгиевского

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Адрес переписки: бул. Ленина, 5/7, г. Симферополь, 295006, Республика Крым, Российская Федерация

E-mail: vitali_turchina@mail.ru.

РЕЗЮМЕ

Исследовано влияние однократного занятия йогой на психические реакции. Выявлено достоверное улучшение самочувствия и настроения при одновременной релаксации вследствие снижения возбудимости и напряженности процессов нервной системы. Более выраженные позитивные изменения психических реакций в результате занятия йогой отмечены у женщин. При сравнении психологического состояния респондентов с различным стажем занятий выявлено, что у лиц, систематически занимающихся йогой более 10 лет, показатели самочувствия, активности и настроения имеют стабильно высокие значения вне зависимости от тренировочного процесса.

YOGA IS WAY TO PSYCHOLOGICAL BALANCE

I. S. Sukhareva, S. A Vasilenko, V. V. Turchina

SUMMARY

It was studied the effect of a single yoga class on the mental reaction. A significant improvement in mood and well-being is marked. At the same time relaxation observed following to the tension reduction and excitability of the nervous system processes. Positive changes in mental reactions as result of yoga are more marked in women. Comparison psychological state respondents with various experience studies revealed that person regularly practice yoga more than 10 years have consistently high values of well-being, activity and mood, regardless of the training process.

Ключевые слова: йога, самочувствие, активность, настроение.

В условиях урбанизации, пребывания в ритме большого города в состоянии постоянного стресса, одной из наиболее важных проблем межгосударственного и экономического значения является сохранение не только физического, но и психического здоровья [3,12,14]. По прогнозу ВОЗ в 2020 г. депрессия станет второй причиной нетрудоспособности населения после ишемиче-ской болезни сердца. На заседании Общественной палаты Российской Федерации отмечено, что сохранение психического здоровья граждан должно стать приоритетной задачей для нашей страны. [12]. В России широко распространены нетрадиционные системы оздоровления, среди которых йога – одно из популярных направлений здорового образа жизни, позволяющее достигнуть релаксации, как на физическом, так и на эмоциональном уровнях. Йога относится к наиболее щадящим видам физической деятельности, заниматься ею могут все, независимо от возраста и степени физической подготовленности [3,11,12]. Применение комплекса йогических упражнений (асан) и техники правильного дыхания способствуют улучшению эмоционального фона, восприятия общего благополучия, способности адаптироваться к новым условиям работы, что делает йогу не только средством

профилактики, но и альтернативой лечения невротических расстройств [1,2,5,6]. Обширный арсенал средств, которыми обладает йога в плане поддержания здоровья, стал основой для ее популяризации во всем мире. Так, созданы Международный Всемирный Союз Йоги со штаб-квартирой в Стокгольме, Европейская ассоциация йоги со штаб-квартирой в Будапеште, а в Индии с 1965 г. действует правительственное постановление о введении изучения йоги в армии, полиции, учебных заведениях. [9]

Целью исследования явилась оценка динамики самочувствия, активности и настроения после однократной практики йогой.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В исследуемую группу вошли 58 респондентов (28 мужчин, 30 женщин) от 25 до 45 лет, выразивших письменное согласие на участие в исследовании. Средний возраст опрашиваемых составил 35,2±10,1 лет. Психологическое тестирование проводили в центре «Шивананда Йога» г. Симферополя до и после практики йогой, основу которой составляли йогические упражнения (асаны). Осуществлялось обследование респондентов с различным стажем занятий и не имевших серьезных отклонений в состоянии здоровья. Занятия

2021, т. 5, №3 (19)

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

проводились групповым методом по разработанной программе продолжительностью 90 минут. Для оперативной оценки психологического состояния был использован опросник «Самочувствие Активность Настроение.» (САН) [4,8,10], который отражал подвижность, скорость и темп функционирования (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемые соотносили свое состояние по многоступенчатой шкале. После процедуры перекодирования результаты оценивались в зависимости от полученных баллов (максимально

Примечание: * – р<0,001.

Показатель самочувствия, как система субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности, даже после одного занятия улучшился на 1,1 балл с 4,8±0,9 до 5,9±0,1 (р<0,001). При этом у женщин эти изменения носили более выраженный, скачкообразный характер, показатель самочувствия вырос с 4,5±0,2 до 6,0±0,1 единиц, тогда как у мужчин отмечались более скромные позитивные изменения с 5,1±0,2 до 5,8±0,1 баллов (р<0,001). Возможно, данный феномен обусловлен более лабильным состоянием центральной и вегетативной нервной системы у женщин.

Как известно, самочувствие напрямую взаимосвязано с настроением, что и подтверждают результаты тестирования [10,13]. Настроение занимающихся так же повысилось в среднем на 1,1 единицы с 5,2±0,9 до 6,2±0,6(р<0,001); при этом не отмечено значительных гендерных отличий: у женщин настроение улучшилось с 5,1±0,2 до 6,2±0,1 баллов, у мужчин с 5,3±0.16 до 6,23±0,1 (р<0,001).

В тоже время показатель активности в результате занятий снизился, так как в ходе выполнения асан мышцы расслабляются и человек «наполняется» состоянием покоя, равновесия и гармонии. Активность исследуемых снизилась на 0,9 единицы с 5,5±0,8 до 4,6±0,1 (р<0,001). Отмечено более выраженное сниже-

– 7 баллов, минимально – 1 балл). Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы 81а1М1са 6.0. Поскольку исследуемые показатели соответствовали нормальному закону распределения (критерии Колмогорова-Смирнова и Лиллифорс), для анализа использовали параметрические критерии: средние значения (Х), ошибку средней (т), критерий Стьюдента (1).

РЕЗУЛЬТАТЫИ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При анализе результатов теста САН до и после занятия йогой было установлено достоверное улучшение всех показателей (табл.1).

ние возбудимости и напряженности нервной системы: у женщин – на 1,4 балла с 5,6±0,1 до 4,2±0,2. У мужчин активность снизилась лишь на 0,4 пункта с 5,4±0,2 до 5,0±0,1 (р<0,001).

При сравнении показателей психологического состояния респондентов с различным стажем занятий йогой было обнаружено, что у лиц со стажем занятий более 1 месяца и менее 10 лет показатели самочувствия и настроения достоверно улучшились, а показатель активности уменьшился (р<0,001). Однако, у занимающихся менее 1 месяца и более 10 лет отчетливых изменений психических реакций не прослеживалось, хотя и была зарегистрирована тенденция к их улучшению. И, если у первых отсутствие динамики самочувствия объясняется коротким стажем и отсутствием «тренированности», то у вторых данный феномен обусловлен изначально высокими показателями психических процессов до тренировки. Таким образом, у лиц, систематически занимающихся йогой более 10 лет, показатели самочувствия, активности и настроения имеют стабильно высокие значения вне тренировочного процесса.

При внутригрупповом сравнении было установлено, что до занятия при одинаковых показателях настроения у женщин и мужчин, показатели самочувствия были достоверно ниже, а активности – достоверно выше у женщин (рис.1).

Таблица 1

Средние значения показателей САН до и после занятия йогой

Самочувствие Активность Настроение

до после до после до после

средний балл 4,8±0,9 5,9±0,1* 5,5±0,8 4,6±0,1* 5,2±0,9 6,2±0,6*

мужчины 5,1±0,2 5,8±0,1* 5,4±0,2 5,0±0,1* 5,3±0,2 6,2±0,1*

женщины 4,5±0,2 6,0±0,1* 5,6±0,1 4,2±0,2* 5,1±0,2 6,2±0,1*

2021, т. 5, №3 (19)

крымский журнал экспериментальной и клинической медицины

Н – настроение

Рис. 1. Показатели САН у женщин и мужчин перед занятием йогой.

Примечание: *- р<0,001; ** – р<0,05

После занятия йогой достоверных отличий в показателях самочувствия, активности и настроения между женщинами и мужчинами не выявлено, их значения улучшились у женщин в большей степени (рис.2), так что в результате лица обоих полов достигли практически одинакового уровня психологического равновесия.

Рис. 2. Показатели САН у женщин и мужчин после занятия йогой.

Психическое равновесие, которое дает йога, способность к устойчивой психической концентрации и достижению душевной гармонии является мощным инструментом для защиты от чрезвычайных напряжений и может быть рекомендовано для профилактики стрессов, астено-депрессивных и неврозоподобных состояний.

ВЫВОДЫ

1. Даже однократное занятие йогой приводит к повышению средних значений самочувствия и настроения при одновременном достижении физической и эмоциональной релаксации.

2. В нашем исследовании более выраженные позитивные изменения психических процессов в результате занятий йогой отмечаются у женщин.

3. Лица, длительно занимающиеся йогой, имеют стабильно высокие и устойчивые показатели самочувствия, активности и настроения вне тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абедананда С. Раджа-йога / С. Абедананда // АУМ: Синтез мистических учений Запада и Востока.- М., 1990.- №3.- С.192-201.

2. Антонов В.В. Раджа – и буддхи-йога / В.В. Антонов, А.Э. Лапин, Т.Я. Каширина. – М.: Велес, 1992.- 256 с.

3. Афанасьев П.А. Школа йога: Восточные методы психофизиологии самосовершенствования / П.А. Афанасьев.- Минск: Полымя, 1991.- 155 с.

4. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. / О.В. Барканова -Красноярск: Литера-принт, 2009. Вып. 2. — 237 с. [серия: «Библиотека актуальной психологии»].

5. Броуд У. Научная йога/ У. Броуд. – М., 2021. -160 с.

6. Васнева Т.М. Йога, как система и практика: (Философско-критический анализ) / Т.М. Васнева, Л.И. Тетерников.- Душанбе: Ирфон, 1990.- 155 с.

7. Воронин Б.Ф. Восточные психотренинговые системы. Индийская Хатха-Йога; вьетнамская йога зи-онгшинь, китайская йога тайцзицюань и цигун, тибетская йога кум- ньяй, кавказская йога / Б.Ф. Воронин. – К.: Лы-бидь, 1992.- 183 с.

8. Дагданов Г.Б. Традиционная система цигун в Китае // Психологические аспекты буддизма.- Новосибирск, 1991. -Ч.1. – С. 162-174.- Библиогр.:С.173-174.

9. История возникновения йоги: [Электронный ресурс] //Хатха-йога.-Режим доступа:URL: http://http://yoga. sgu.ru/content/istoriya-vozniknoveniya-iogi

10. Йога оказывает на человека положительное влияние: [Электронный ресурс] // Jofo. – Режим доступа:URL: http://yoga.jofo.ru

11. Практическая психодиагностика / ред.-сост.: Д.Я. Райгородский. – Самара : Издательский: Дом «БАХРАХ-М», 2001. – С.22-25.

12. Сохранение психологического здоровья должно стать приоритетной задачей для России: [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации – Режим доступа: URL:http://oprf.ru/ru/press/news/2021/ newsitem

13. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. -1973. -№ 6. – С. 141-145.

14. Учение йоги: В 4-х т. / сост.: Постнов В.В., Кононова В.В. -Омск, 1990.- Т.1.- 592 с.

Зачем нужно полностью останавливать ментальные процессы?

Ментальные процессы психики – причина всех неудобств в жизни. Психика является призмой нашего восприятия мира. То, как мы воспринимаем окружающий нас мир, определяет качество нашего существования в мире.

Про йогу:  21-22 декабря в 10.30 СЕМИНАР С САТ АТМОЙ КАУР ХАЛЬСА «НААД-ЙОГА - ЙОГА ЗВУКА» - Культурный центр Белые Облака

Согласно йоговской теории, психика состоит из компонентов:

  1. накопительный аппарат,
  2. аналитический аппарат и
  3. оценочный аппарат.

Естественным образом, через органы чувств в психику поступает всякого рода информация об окружающем мире, об объектах окружающего мира. Эта информация о материальных объектах собирается в «пакеты» по признакам, характеристикам и свойствам. Далее, пакеты сырой информации обрабатываются аналитическим аппаратом и оформляются в образы объектов материального мира.

Оценочный аппарат психики работает по принципу "нравится / не нравится", давая оценку вообще всему, что попадает в восприятие.
Оценочный аппарат психики работает по принципу «нравится / не нравится», давая оценку вообще всему, что попадает в восприятие.

В дальнейшем, при повторном контакте с объектом, впечатление подымается из памяти и пересобирается в готовый образ объекта в поле внимания, в сознании. К слову, это самый сильный ментальный процесс психики. То, как мы формируем наше представление об объекте наблюдения, не соответствует объективной реальности в силу обусловленности культурой, воспитанием, мышлением и других наших представлений о внешнем мире. Наше субъективное восприятие влияет на оценку наблюдаемого.

Сформированный образ наблюдаемого нами предмета (объекта) или явления далее подвергается оценке оценочным аппаратом. Принцип оценки прост: нравится или не нравится. Результатом оценки образа объекта становится реакция влечения или отвращения к объекту наблюдения.

Всё, что мы видим является образами объектов,а не самими объектами.
Всё, что мы видим является образами объектов,а не самими объектами.

Наше влечение или отвращение являются причиной неудовлетворения в жизни. Можно предположить, что влечение как стремление к состоянию счастья и гармонии является положительной идеей. Действительно, контакт с тем, что создаёт в нас ощущение счастья, избавляет нас от мучений и привносит в жизнь радость, гармонию. Однако, отсутствие объекта влечения, создающего в нас ощущения счастья, вызывает несчастье, неудовлетворение.

Не существует вечных источников счастья, а значит рано или поздно мы обречены на страдание. Таким образом, влечение или отвращение как реакции или привычки сознания неминуемо приводят своих хозяев к состоянию несчастья.

Реакции и привычки являются результатом работы ментальных процессов.

Следовательно, полная временная остановка ментальных процессов усилием воли приводит к устранению ощущений неудовлетворённости в жизни. Согласно теории йоги, такая тренировка сознания постепенно ослабляет автоматизм возникновения реакций на внешний мир, что привносит в жизнь элемент новизны, а значит и новые приятные ощущения исследования мира заново.

Также, постоянная практика йоги трансформирует оценочный аппарат, избавляя нас делить мир на «нравится» и «не нравится», давая возможность воспринимать всё вокруг как есть. В ходе послабления оценочного процесса нас покидает неудовлетворённость миром, отдавая пространство нашего неспокойного ума ощущению удовлетворённости и счастья. В итоге, при постоянной практике йоги наша психика претерпевает фундаментальные изменения и делает нас счастливыми.

Йога в психиатрии: концепция, эффективность и безопасность — санкт-петербургское йогатерапевтическое общество

Авторы: M. S. Reddy and M. Starlin Vijay

Перевод с английского: Воробьева Анастасия

Мнение авторов статьи может не совпадать с мнением редакции сайта

Йога – это работа с психикой через тело - Азбука Йоги

Что подразумевают психиатры, когда говорят о йоге?

Йога – это древняя индийская практика с особым мировоззрением и психологией, которая всегда вызывала интерес мыслящих индийских исследователей и врачей. За последнее столетие йога захватила умы представителей западного мира и собрала миллионы последователей во всех странах. С июня 2021 года мировое сообщество даже начало праздновать Международный день йоги. На фоне такого интереса мы обсудим имеющиеся исследования и их причастность к практике психиатрии в XXI веке.

Когда работники здравоохранения говорят о йоге, они обычно обсуждают либо пользу от влияния йоги на образ жизни, либо расценивают ее как потенциальный метод лечения физических и психологических проблем. В настоящее время медицинское сообщество, в частности сообщество психического здоровья, заинтересовано физическими и дыхательными упражнениями (хатха-йогой и пранаямой) и несколькими медитативными практиками (такими как дхьяна в мантра-йоге). Следовательно, меньше внимания уделяется мистико-духовным аспектам йоги и больше — измеримым/интервенционным и физико-психологическим аспектам (в данной статье этот конкретный более узкий аспект будет называться «йогатерапией», чтобы отличить его от более широкого и полноценного термина — который называется просто «йога»). Недавние исследования в области психиатрии были посвящены поискам эмпирических доказательств пользы йогатерапии в качестве вспомогательного или единственного терапевтического метода в психиатрическом лечении.

Краткая концептуальная история йоги

Практика йоги была представлена задолго до ее систематизации в книге «Йога-сутры» Патанджали, в которой содержатся афоризмы про йогу. Независимо от имеющихся доказательств предполагается, что автор жил в период примерно 100 г. до н.э. Его система йоги заимствует много идей и концепций из школы индийской философии Санкхья, основанной Капилой [1] (философия индийского дуализма – прим.переводчика).

«Йога» при переводе с санскрита означает «единение». Патанджали практически определяет йогу как окончательное подавление (Nirodha) всех психических состояний (Cittavŗtti) через прогрессивные стадии, чтобы достичь устойчивого ума с определенными типами градуированных психических состояний. [2] Конечная цель, по описанию Патанджали, заключается в достижении определенного духовного состояния ума, которое переменно называется Мокша и Сатчитананда (которое может быть переведено как спасение или единение с конечной реальностью).

На протяжении веков были разработаны многие системы йоги. В настоящее время существуют хатха-йога, мантра- или джапа-йога, йога cурат-шабд-йога (также известная как бхакти-йога), кундалини-йога, тантра-йога (популяризированная Бхагаваном Шри Раджнишем/Ошо) и т.д. Из них хатха-йога является самым популярным в наши дни направлением, которое делает акцент на физических упражнениях или асанах, в то же время кундалини-йога с ее техниками пранаямы, мантра-йогой и дхьяной также широко практикуется и пользуется популярностью. Доказано, что практика асан, дхьяны и пранаямы из этих трех известных школ благоприятно влияют на физическое и психологическое здоровье. [3]

Литературный обзор

Существует много научной литературы описывающей  йогу как метод терапии физических и психологических проблем. Мы обсудим несколько соответствующих отдельных исследований и обзоров применения йогатерапии при психических расстройствах.

Тревога и депрессия

Существует много исследований [4,5,6], в которых доказано уменьшение симптомов тревоги и депрессии (доказательство III уровня [7]) благодаря практике йогатерапии, при этом достигнутые результаты приравниваются к результатам после практики обычных физических упражнений. В большинстве исследований, возможно, участвовали люди с легкой или умеренной тревожностью или депрессией. Очень немногие исследования, проведенные в отношении меланхолической депрессии, обнаружили неполноценность электросудорожной терапии (ЭСТ) и эффективность лечения с помощью препаратов [8]. Йогатерапия может использоваться в качестве дополнительного метода лечения при данных расстройствах.

Расстройства пищевого поведения

Имеющиеся исследования [9,10] предполагают, что йогатерапия полезна при нервной анорексии, нервной булимии и компульсивном переедании.

Шизофрения

Хотя многие исследования [11,12] сообщили о снижении «психиатрических симптомов» шизофрении при использовании йогатерапии в качестве вспомогательного метода лечения, они не определили эти симптомы конкретно. Аналогичные результаты также были достигнуты практикой тай-чи (тайцзицюань) и прогрессивной мышечной релаксацией. Доказательства эффективности йогатерапии для уменьшения симптомов тревоги и стресса при шизофрении ограничены. Несколько обзоров показывают умеренные или отсутствующие доказательства влияния на социальную функцию и положительные и отрицательные психотические симптомы. [13] Кокрановский обзор (международная некоммерческая организация, изучающая эффективность медицинских технологий (технологий здравоохранения) путём критической оценки, анализа и синтеза результатов научных исследований по строгой систематизированнной методологии, которую постоянно совершенствует – прим.пер) [14] описывает имеющиеся данные по йогатерапии в качестве дополнительного лечение при шизофрении как ограниченные и слабые.

Обсессивно-компульсивное расстройство и синдром дефицита внимания и гиперактивности

Исследования по йогатерапии для обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) являются методологически слабыми, и они сообщают об условном положительном влиянии медитации осознанности, электроакупунктуры (один из способов иглорефлексотерапии, при котором через введенные в точки акупунктуры иглы пропускают электрический ток различной формы и интенсивности – прим.пер.) и кундалини-йоги. [15] Однако кундалини-йога, по сравнению с релаксацией, оказалась неэффективной при ОКР [16]. В расстройстве дефицита внимания и гиперактивности имеющиеся исследования и Кокрановский обзор [17] не обнаружили различий в рейтинговых шкалах между йогатерапией и стандартным лечением.

Нарушения сна

Йогатерапия оказывает умеренное влияние на улучшение сна у пожилых людей. [18] В то время как йогатерапия была рекомендована при «синдроме беспокойных ног» (состояние, характеризующееся неприятными ощущениями в нижних конечностях, которые появляются в покое, чаще в вечернее и ночное время, и вынуждают больного совершать облегчающие их движения и часто приводят к нарушению сна – прим. ред.), полученные отзывы не посчитались за качественные доказательства в пользу такой «псевдопрофессиональной рекомендации». [19]

Болезнь Паркинсона и другие нейропсихиатрические состояния

Йогатерапия наряду с общими упражнениями, роботизированной тренировкой, тай-чи, цигун и танцевальной терапией, методами нейрофизической обратной связи и т. д., оказала значительное влияние на качество жизни, уровень депрессии и уравновешенность у пациентов с болезнью Паркинсона. [20]

Исследование механизма действия

Были сделаны предложения относительно механизма действия йогатерапии. Одно из самых распространенных мнений по поводу причин положительного влияния йогатерапии на людей с депрессией и тревогой – воздействие на симпатическую нервную систему и ось ГГН (осью ГГН называется сложный комплекс взаимоотношений и сигналов между гипоталамусом, гипофизом и надпочечниками – прим.пер.) с измеримым снижением уровня кортизола [21]. В то время как другое мнение заключается в увеличении нейротрофического фактора мозга. [22] У людей с шизофренией наблюдалось повышение уровня окситоцина после практики йогатерапии, и за основной механизм активизации этого процесса принята стимуляция блуждающего нерва. [23] При исследовании семи здоровых пожилых людей нейровизуализационные методы показали увеличение объема серого вещества гиппокампа после практики йогатерапии. [24] Данные исследования являются предварительными, основанными на небольших размерах выборки, из одного исследовательского центра и, следовательно, нуждаются в репликации.

Ограничения в исследованиях 

Качество доказательств в большинстве исследований влияния йогатерапии зачастую скомпрометировано из-за небольших размеров выборки и короткой продолжительности наблюдения. [5,9,14,15,16,25] Отсутствие информации о рандомизации, побочных эффектах и деталях модуля йогатерапии также ухудшают качество проведенной работы. [16,25] Некоторые исследования также были склонны к систематической ошибке отбора (статистическое понятие, показывающее, что выводы, сделанные применительно к какой-либо группе, могут оказаться неточными вследствие неправильного отбора в эту группу – прим.пер.) [9]. На обобщение результатов и процесс систематического обзора повлияли различные терапевтические модули, исследуемые группы населения, переменные результатов и различающееся качество исследований. [18,26] Для лучшего доказательства многие обзоры предлагают надежные разработки, более крупный размер выборки и рандомизированные контролируемые испытания. Однако качество исследований улучшается в связи с попытками создать проверенные терапевтические модули для работы с депрессии [27] и для улучшения качества жизни людей пожилого возраста. [3]

Про йогу:  Курс «Йога для старшего возраста» | Федерация йоги России

Существуют ли у йоги побочные эффекты? Да!

Знание побочных эффектов в отношении какой-либо терапии помогает нам скорректировать вмешательство и, в некоторой степени, предсказать соблюдение пациентом всего курса лечения. Многие исследования по йогатерапии не сообщают о побочных эффектах. Побочные эффекты, связанные с йогой, широко известны, но публикуются лишь немногие. В одном из отчетов йогической позе под названием ширшасана (стойка на голове) была приписана компрессионная миелопатия. [28] Популярные книги и веб-сайты известных йога-практикующих и гуру [29,30,31] предостерегают о вероятных нарушениях, связанных с пробуждением кундалини, включая появление симптомов тревоги и депрессии, физическую боль, суицидальные наклонности, ощущение жжения и возможность нервного расстройства. Доктор Бонни Гринвелл [32], йогин и клинический психолог, предупреждает, что эмоциональные потрясения при кундалини-йоге могут напоминать нервное расстройство, при котором человек может чувствовать себя непричастным к реальности и возбужденным. Эти побочные эффекты должны быть научно изучены и охарактеризованы для оценки безопасности и переносимости практики йогатерапии.

Вопросы, адресованные будущим исследованиям йоги

Несмотря на то, что йогатерапия демонстрирует мощный потенциал, ее полезность в психиатрии должна быть строго оценена для получения обобщенных, эмпирических доказательств I уровня. Мы ставим следующие научные вопросы перед научным сообществом для дальнейшего изучения и обсуждения:

  • Чем эффект и нейробиология упражнений хатха-йоги отличаются от эффектов любых других физических упражнения или прогрессивной мышечной релаксации?
  • Можем (или должны) ли мы различать полезные эффекты от разных восточных духовных практик (которые вместе называются медитативными мерами вмешательства), такими как йога, цигун, тай-чи, практика осознанности или дзен-медитация?
  • Для каких именно психических состояний компонент медитации или дхьяны в йогатерапии будут более полезны, чем хатха-йога, основанная на физических упражнениях?
  • Каковы различные возможные побочные эффекты, связанные с йогатерапией? И каковы конкретные побочные эффекты, связанные с отдельными компонентами йогатерапии, такими, как асаны, упражнения на мышечную релаксацию, очистительные практики, дыхательные упражнения, медитативные практики и т.д.?
  • В анализе систематического обзора и метаанализа подгрупп по йоге пренатальной депрессии, интегрированная йога (которая наряду с физическими упражнениями, включает медитацию и пранаяму) показала значительное снижение уровня депрессии, тогда как только физическая практика асан к данному результату не привела. [ 33] Возникает интересный вопрос. Существует ли дифференциальная эффективность среди различных типов йогатерапии, например, хатха-йоги, мантра-йоги, сурат-шабд-йоги, кундалини-йоги, тантра-йоги?
  • Как создать представление о новых взаимодействиях между йогой, философией и религией, которые могут возникнуть в результате будущих исследований медитативной составляющей йоги? Какие научные и философские инструменты мы должны использовать для понимания этих проблемных междисциплинарных пограничных областей? Никакое отрицание существования этих пограничных областей не будет работать, поскольку сам Патанджали определяет йогу как, прежде всего, телеологическое стремление к окончательному подавлению или ниродху всех психических состояний.
  • Как примириться со спорной тантра-йогой? Необходимо провести научное и этическое исследование тантрических практик и их воздействий или побочных эффектов для людей с психическими заболеваниями.

Выводы

Йогатерапия имеет терапевтический потенциал, который можно использовать для людей с психическими заболеваниями. Хоть и польза практики йоги в качестве дополнительной терапии при легкой депрессии и тревоге очевидны, требуются высококачественные доказательства для конкретных психиатрических заболеваний, чтобы прийти к какому-либо заключению. Обнадеживающее нейробиологическое исследование механизмов воздействия йоги продолжается, и это может дать лучшее представление о воздействии йогатерапии. Практикующие психиатры, а также занимающиеся исследованиями в данной области должны дополнительно изучить различные исследовательские вопросы и больше сосредоточиться на изучении неблагоприятных последствий данного вмешательства.

Список используемой литературы

  1. Dasgupta S. A History of Indian Philosophy. Ch. VII. London: Cambridge University Press; 1922. [Last cited on 2021 Jul 02]. The kapila and the patanjala samkhya (Yoga) pp. 208–73. Available from: https://www.archrive.org/details/AHistoryOfIndianPhilosophyBySurendranathDasgupta-5Volumes .
  2. Dasgupta S. Yoga – As Philosophy and Religions. London: Kegan Paul, Trench, Trubner & CO., Ltd; 1924. [Last cited on 2021 Jul 02]. Available from: http://www.archive.org/details/Yoga.As.Philosophy.And.Religion.By.Surendranath.Dasgupta .
  3. Hariprasad VR, Varambally S, Varambally PT, Thirthalli J, Basavaraddi IV, Gangadhar BN. Designing, validation and feasibility of a yoga-based intervention for elderly. Indian J Psychiatry. 2021;55(Suppl 3):S344–9. [PMC free article] [PubMed]
  4. Ross A, Thomas S. The health benefits of yoga and exercise: A review of comparison studies. J Altern Complement Med. 2021;16:3–12. [PubMed]
  5. Louie L. The effectiveness of yoga for depression: A critical literature review. Issues Ment Health Nurs. 2021;35:265–76. [PubMed]
  6. Pascoe MC, Bauer IE. A systematic review of randomised control trials on the effects of yoga on stress measures and mood. J Psychiatr Res. 2021;68:270–82. [PubMed]
  7. Ravindran AV, da Silva TL. Complementary and alternative therapies as add-on to pharmacotherapy for mood and anxiety disorders: A systematic review. J Affect Disord. 2021;150:707–19. [PubMed]
  8. Janakiramaiah N, Gangadhar BN, Naga Venkatesha Murthy PJ, Harish MG, Subbakrishna DK, Vedamurthachar A. Antidepressant efficacy of Sudarshan Kriya Yoga (SKY) in melancholia: A randomized comparison with electroconvulsive therapy (ECT) and imipramine. J Affect Disord. 2000;57:255–9. [PubMed]
  9. Vancampfort D, Vanderlinden J, De Hert M, Soundy A, Adámkova M, Skjaerven LH, et al. A systematic review of physical therapy interventions for patients with anorexia and bulemia nervosa. Disabil Rehabil. 2021;36:628–34. [PubMed]
  10. Vancampfort D, Vanderlinden J, De Hert M, Adámkova M, Skjaerven LH, Catalán-Matamoros D, et al. A systematic review on physical therapy interventions for patients with binge eating disorder. Disabil Rehabil. 2021;35:2191–6. [PubMed]
  11. Vancampfort D, Probst M, Knapen J, Demunter H, Peuskens J, de Hert M. Body-directed techniques on psychomotor therapy for people with schizophrenia: A review of the literature. Tijdschr Psychiatr. 2021;53:531–41. [PubMed]
  12. Vera-Garcia E, Mayoral-Cleries F, Vancampfort D, Stubbs B, Cuesta-Vargas AI. A systematic review of the benefits of physical therapy within a multidisciplinary care approach for people with schizophrenia: An update. Psychiatry Res. 2021;229:828–39. [PubMed]
  13. Cramer H, Lauche R, Klose P, Langhorst J, Dobos G. Yoga for schizophrenia: A systematic review and meta-analysis. BMC Psychiatry. 2021;13:32. [PMC free article] [PubMed]
  14. Broderick J, Knowles A, Chadwick J, Vancampfort D. Yoga versus standard care for schizophrenia. Cochrane Database Syst Rev. 2021:CD010554. [PubMed]
  15. Sarris J, Camfield D, Berk M. Complementary medicine, self-help, and lifestyle interventions for obsessive compulsive disorder (OCD) and the OCD spectrum: A systematic review. J Affect Disord. 2021;138:213–21. [PubMed]
  16. Krisanaprakornkit T, Krisanaprakornkit W, Piyavhatkul N, Laopaiboon M. Meditation therapy for anxiety disorders. Cochrane Database Syst Rev. 2006:CD004998. [PubMed]
  17. Krisanaprakornkit T, Ngamjarus C, Witoonchart C, Piyavhatkul N. Meditation therapies for attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) Cochrane Database Syst Rev. 2021:CD006507. [PubMed]
  18. Wu WW, Kwong E, Lan XY, Jiang XY. The effect of a meditative movement intervention on quality of sleep in the elderly: A systematic review and meta-analysis. J Altern Complement Med. 2021;21:509–19. [PubMed]
  19. Sharon D. Nonpharmacologic management of restless legs syndrome (Willis-Ekbom disease): Myths or science. Sleep Med Clin. 2021;10:263–78, xiii. [PubMed]
  20. Šumec R, Filip P, Sheardová K, Bareš M. psychological benefits of nonpharmacological methods aimed for improving balance in Parkinson’s disease: A systematic review. Behav Neurol. 2021;2021:620674. [PMC free article] [PubMed]
  21. Thirthalli J, Naveen GH, Rao MG, Varambally S, Christopher R, Gangadhar BN. Cortisol and antidepressant effects of yoga. Indian J Psychiatry. 2021;55(Suppl 3):S405–8. [PMC free article] [PubMed]
  22. Naveen GH, Thirthalli J, Rao MG, Varambally S, Christopher R, Gangadhar BN. Positive therapeutic and neurotropic effects of yoga in depression: A comparative study. Indian J Psychiatry. 2021;55(Suppl 3):S400–4. [PMC free article] [PubMed]
  23. Jayaram N, Varambally S, Behere RV, Venkatasubramanian G, Arasappa R, Christopher R, et al. Effect of yoga therapy on plasma oxytocin and facial emotion recognition deficits in patients of schizophrenia. Indian J Psychiatry. 2021;55(Suppl 3):S409–13. [PMC free article] [PubMed]
  24. Hariprasad VR, Varambally S, Shivakumar V, Kalmady SV, Venkatasubramanian G, Gangadhar BN. Yoga increases the volume of the hippocampus in elderly subjects. Indian J Psychiatry. 2021;55(Suppl 3):S394–6. [PMC free article] [PubMed]
  25. Birdee GS, Yeh GY, Wayne PM, Phillips RS, Davis RB, Gardiner P. Clinical applications of yoga for the pediatric population: A systematic review. Acad Pediatr. 2009;9:212-20.e1–9. [PMC free article] [PubMed]
  26. Weaver LL, Darragh AR. Systematic review of yoga interventions for anxiety reduction among children and adolescents. Am J Occup Ther. 2021;69:6906180070p1–9. [PubMed]
  27. Naveen GH, Rao MG, Vishal V, Thirthalli J, Varambally S, Gangadhar BN. Development and feasibility of yoga therapy module for out-patients with depression in India. Indian J Psychiatry. 2021;55(Suppl 3):S350–6. [PMC free article] [PubMed]
  28. Ferreira MA, Galvez-Jimenez N. Sirsasana (headstand) pose causing compressive myelopathy with myelomalacia. JAMA Neurol. 2021;70:268. [PubMed]
  29. Sadhguru. Kundalini Yoga: Beneficial or Dangerous? The Isha Blog. 2021. [Last cited on 2021 Jul 02]. Available from: http://www.isha.sadhguru.org/blog/yoga-meditation/demystifying-yoga/kundalini-plug-into-the-source-of-creation/
  30. What is Kundalini? [Last cited on 2021 Jul 02]. Available from: http://www.robertcowham.com/kundalini/kundalini.html .
  31. Hurd R. Kundalini Yoga Dangers. 2021. [Last cited on 2021 Jul 02]. Available from: http://www.livestrong.com/article/149739-kundalini-yoga-dangers/
  32. Greenwell BL. Energies of Transformation: A Guide to the Kundalini Process. Revised Edition. Saratoga, CA: Shakti River Pr; 1995. p. 338.
  33. Gong H, Ni C, Shen X, Wu T, Jiang C. Yoga for prenatal depression: A systematic review and meta-analysis. BMC Psychiatry. 2021;15:14. [PMC free article] [PubMed]

Оригинал статьи здесь.

Йога и здоровье — здоровьеинфо

Йога – это работа с психикой через тело - Азбука Йоги
Йога известна уже больше 5000 лет, но она и сегодня привлекает миллионы людей во всем мире. Вряд ли увлечение йогой можно назвать преходящей модой.

На западе акцент в занятиях йогой делается на изучение определенных поз, или асан. Изучаются также дыхательные техники, а иногда и техники медитации. Цель некоторых занятий состоит исключительно в достижении релаксации. Другие направлены на развитие физических способностей: йога учит по-новому двигаться и значительно улучшает гибкость, силу и чувство равновесия.

Гибкость

Некоторые считают, что для выполнения асан нужна гибкостью гимнаста, а они слишком «окостенели», стары или неподготовлены. На самом деле улучшить гибкость можно в любом возрасте.

Асаны бережно растягивают мышцы. В результате мышцы освобождаются от молочной кислоты, которая накапливается в процессе работы и вызывает чувство напряжения, усталость и судороги. Занятия йогой также увеличивают подвижность суставов и стимулируют выработку суставной жидкости. Поэтому после них во всем теле появляются легкость и чувство свободы.

Про йогу:  Йога-тур в дизайн-отель «Точка на карте. Приозерск» от туристического оператора «Игора Тур»

Йога растягивает не только мышцы, но и связки, сухожилия, фасции (оболочки мышц). Положительный результат можно почувствовать очень быстро. В одном из исследований, 35% участников отметили увеличение гибкости уже после 2-х месяцев занятий йогой. Особенно улучшились подвижность плечевых суставов и гибкость туловища.

Сила

Некоторые стили йоги, например аштанга и силовая йога, связаны с большими физическими нагрузками. Выбрав их, вы значительно укрепите свою мускулатуру. Менее интенсивные стили йоги, например айенгара, ориентированы на правильное и точное выполнением поз, но и они заметно разовьют вашу силу и выносливость.

Многие позы, например «собака лицом вниз», «собака лицом вверх» и «планка», укрепляют мышцы верхней половины тела, которые, как правило, слабеют с возрастом. Позы на одной ноге, особенно если сопровождать их медленным и правильным дыханием, укрепляют мышцы бедер и брюшного пресса. Нижнюю часть спины укрепляют позы «собака лицом вверх» и «стул». Почти все асаны при правильном выполнении укрепляют глубокие мышцы брюшного пресса.

Осанка

С развитием гибкости и силы мышц улучшается осанка. Поскольку большинство поз стоя и сидя укрепляют мышцы живота, в том числе глубокие, становится легче «держать спину». Кроме того, занимаясь йогой, вы начинаете лучше осознавать собственное тело. Это помогает быстрее уловить, когда тело начинает сутулиться или кривиться, и исправлять положение.

Правильное дыхание

Благодаря глубокому и осознанному дыханию при выполнении асан часто увеличивается объем легких. Это улучшает спортивные достижения и повышает выносливость организма. Но йога не относится к аэробным упражнениям наподобие бега или езды на велосипеде. Ближе всего к аэробным нагрузкам интенсивные занятия силовой йогой, требующие значительных усилий и напряжения.

Большинство стилей йоги направлены на отработку глубокого и замедленного дыхания. Такое дыхание снимает стресс и способствует релаксации.

Меньше стресса, больше спокойствия

Даже новички после первого занятия йогой чувствуют, что стали спокойнее и расслабились. Иногда для устранения «беспокойства ума», связанного со стрессом, используют медитацию. В других стилях йоги успокоение достигается за счет концентрации на глубоком дыхании. Когда это происходит, ум успокаивается.

Способность йоги снимать стресс подтверждена биохимическими анализами. Доказано, что в результате занятий снижается уровень катехоламинов – гормонов, которые эндокринные железы вырабатывают в ответ на стресс. Снижается также выработка нейротрансмиттеров (допамина, норадреналина и эфедрина), что также создает ощущение спокойствия. Есть данные об усилении выработки окситоцина – гормона, предположительно ответственного за чувство связи с другими людьми.

Концентрация и хорошее настроение

Труднее поддается исследованию состояние сосредоточенности ума, о котором часто говорят адепты йоги. Почти все отмечают подъем настроения и позитивный настрой после занятий. Йога помогает бороться с депрессией – возможно благодаря тому, что усиливает поступление кислорода в мозг. Ее можно использовать для лечения навязчивых и компульсивных состояний.

Польза для сердца

Вероятно самый изученный из положительных эффектов йоги – ее влияние на сердечно-сосудистую систему. Давно известно, что при выполнении асан снижается кровяное давление и замедляется сердечный ритм. На биохимическом уровне, как показали ученые, йога действует как антиоксидант: она снижает уровень холестерина и триглицеридов в крови и укрепляет иммунную систему.

Влияние йоги на другие заболевания

Поскольку на западе йога становится все более популярной, ее начали использовать как дополнительную терапию при различных заболеваниях. Новое направление получило название интегративной йогатерапии и применяется при лечении болезней от клинической депрессии до ишемической болезни сердца. Йога облегчает симптомы астмы, артрита и боли в спине. Широко признан положительный эффект от занятий йогой при бессоннице и рассеянном склерозе.

Другие достоинства йоги

Исследования показали, что йога положительно воздействует на память и способность к обучению, замедляет старение и повышает энергетику.

Некоторые положительные результаты занятий йогой с трудом поддаются научному объяснению. Говорят, что она развивает сверхъестественные способности, помогает в семейной жизни и в работе.

Единственный способ проверить эти утверждения – начать заниматься йогой самому.

Как классифицируются ментальные процессы психики?

Согласно теории йоги, ментальные процессы делятся на:

  1. процесс объективного познания,
  2. внимание-память,
  3. ментальные построения,
  4. ошибка,
  5. глубокий сон.

Процесс объективного познания уже был описан: информация об объекте наблюдения (а это всё, что мы видим, слышим, обоняем, ощущаем и пробуем на вкус) передаётся посредством органов чувств в накопительный аппарат психики, где вся сырая информация собирается в «пакет» и подаётся на анализ в аналитический аппарат.

В аналитическом аппарате эти пакеты информации формируются в образы согласно наших представлений о мире (читай «архетипы»). Образ объекта (то, как мы представляем объект) подаётся на оценку в оценочный аппарат, где решается, как следует относится к объекту (а точнее, к его образу, созданному нашим же умом с учётом наших представлений о мире вообще).

Возможно переосмысление нашего отношения к объекту.

На чистоту нашего восприятия влияют чужое мнение и наша способность анализировать дедуктивно.

Ментальный процесс «Внимание-память» также был описан ранее. Образ объекта, создаваемый психикой, сохраняется после закрепления реакции «нравится» / «не нравится» в памяти в виде впечатления. Впечатление будет передаваться в сознательное внимание при каждом последующем контакте с объектом или при активизации ощущений, связанных с объектом. С впечатлением будет подыматься в поле внимания ярлык «нравится» / «не нравится».

Ментальные построения – это наше абстрактное мышление. Ментальные построения – это образы, которые мы ассоциируем с чем-то, чего нет в материальном мире. В нашей жизни множество привычных для нас понятий не имеют опоры в материальном мире.

Задумайтесь, что такое «информация» или «любовь», или «Бог», или «энергия». В вашем уме будут возникать клише вроде «Информация – это вид энергии» или «Бог есть любовь», или «Любовь – это энергия», либо же «Бог – это информационное поле Вселенной» и так далее.

Ошибка – ещё один ментальный процесс, в ходе которого мы принимаем нереальное за реальное, преходящее за вечное, ложное за истинное.

Глубокий сон – это ментальный процесс, вымещающий другие ментальные процессы на время погружения в состояние глубокого сна. Процесс глубокого сна не является, как остальные процессы, подлежащим остановке. Состояние глубокого сна – это состояние ощущения несуществования.

Не следует путать это состояние ощущения несуществования с состоянием отутствия ментальных процессов. Сам процесс глубокого сна является ментальным процессом, а значит состояние ощущения несуществования, присущее глубокому сну, не может характеризовать отсутствие ментальный процессов, к которому стремится каждый йог в свое практике.Нужно отметить, что ментальные процессы, перечисленные выше, «окрашены» различными характеристиками:

  1. невежество,
  2. самость,
  3. страсть,
  4. отвращение,
  5. привязанность к существованию.

Эти характеристики придают окрас всем ментальным процессам, влияя на наше видение всего мироздания.

Невежество или степень оного определяют чистоту анализа и оценки окружающего мира. Чем невежественней ум, тем грубее он будет воспринимать весь мир. Такой ум не станет обращать внимание на тонкости, будет не в состоянии осмыслить сложные явления, не сможет отделить важное от неважного либо полезное от бесполезного и так далее.

Самость – это осознавание своего «Я», центрированность на себе. В более тонком смысле, самость – это разделения бытия на «Я» и «весь остальной мир».

Страсть – это переживание ярких ощущений влечения. Это может быть страсть к еде или к человеку. Это может быть эмоциональное возбуждение, испытываемое при прослушивании музыки или при соприкосновении с приятным предметом. Так или иначе, это ощущения влечения.

Отвращение прямо противоположно влечению. Влечение и отвращение – две реакции нашего оценочного аппарата психики на любой объект восприятия.

Привязанность к существованию – отдельный аспект влечения, целью которого является самоосознавание существования себя как отдельной сущности. Чем более мы привязаны к своему существованию, тем более мы укореняемся в страсти или отвращении, тем более мы позволяем себе быть субъективными в суждениях и центрировать всё мироздание на себе, что укрепляет наше невежество.

Как происходит остановка ментальных процессов?

Остановка ментальных процессов, обуславливающих наше жизненное неудовлетворение, происходит в процессе ментальной концентрации. Эффект ментальной концентрации можно заметить при непродолжительной практике в виде временного исчезновения ментальных возмущений вроде остановки мыслительного процесса или успокоения эмоционального фона.

При длительной практике ментальной концентрации появляются навыки осознанного вмешательства в психические процессы. Осознанное прерывание ментальных процессов (не всех, а только обозначенных выше, влияющих на восприятие реальности) останавливает ход ментального процесса на время удержания концентрации.

Чем длительнее практика концентрации, тем длительнее время удержания остановки ментального процесса усилием воли.Процесс сконцентрированного ментального наблюдения называется интроспекцией в современной науке. Среди методов интроспекции можно выделить традиционные методы йоговской интроспекции дедуктивного характера:

  • отказ от реакций, оценок и суждений («Это не мои привычки», «Я беспристрастен к этому»),
  • поиск внутреннего наблюдателя («Кто тот, кто реагирует?», «Кто я?»)

Следует отметить, что разотождествление с личностью отнюдь не является целью этих практик. Скорее, эти практики призваны установить критическое различие между личностью («Я») и тем, что в различных философских системах именуют душой, внутренним наблюдателем, духом, божественным началом.

Отбросив «наслоения» личности в виде принадлежности к культуре, расе, профессии, полу, вере, этносу и прочему, мы находим свою настоящую суть, спрятанную под маской личности.Тогда, осознавая условность самоопределения себя, мы способны естественным образом отказываться от реакций и привычек, с которыми мы себя ассоциировали.

Конечным итогом практики концентрации является полная трансформация ментального процесса «Внимание-память», в котором все впечатления об объектах внешнего мира с ярлыком «нравится» / «не нравится» устраняются из памяти и более не попадают в  область текущего внимания сознания.

Мы более не ассоциируем оценки «нравится» и «не нравится» со своей личностью, познав её условность и изменяемость. Впечатления с ярлыком оценки более не сохраняются и в механизме восприятия навсегда отключается оценочный аппарат. Действительность отныне воспринимается как есть, без суждения, объективно.

Таким образом, ввиду отсутствия реакций влечения и отвращения ко всему в этом мире, мы избавляемся от ощущения неудовлетворённости, которое неизменно наступает иначе. Именно состояние полной и бесповоротной трансформации ментальных процессов, влияющих на наше восприятие мира, через их остановку путём ментальной концентрации является конечной целью йоги.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий