Йога-сутры Патанджали — Yoga Sutras of Patanjali — abcdef.wiki

Йога-сутры Патанджали - Yoga Sutras of Patanjali - abcdef.wiki Позы

«йога-сутры» патанджали

Шримат Патанджали

ЙОГА-СУТРЫ

(Классическая йога)

     I. О созерцании (самадхи)

     II. Духовные дисциплины (садханы)

     III. Божественные силы (вибхути)

     IV. Об освобождении (кайвалье)


ГЛАВА ПЕРВАЯ

О созерцании (самадхи)

     1. Итак, наставление в йоге.

     2. Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.

     3. Затем когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе.

     4. Иначе, она имеет ту же форму, что и вритти (волнения).

     5. Волнения (вритти) пятиричны, болезненные и безболезненные.

     6. Истинное знание (прамана), ложное знание, воображение, сон и память.

     7. Истинное знание есть умозаключение, авторитетное свидетельство и непосредственное восприятие.

     8. Ложное знание есть подделка, иллюзия (митхья), ошибочное убеждение или мнение.

     9. Фантазия следует после словесного знания, в котором нет субстанции, васту.

     10. Глубокий сон – это модификация ума, имеющего своим объективным субстратом ничто.

     11. Память не позволяет ускользнуть умственным впечатлениям.

     12. Их (волнения ума) сдерживают практика и непривязанность. (Их (вритти) ниродха достигается абхьясой и вайрагьей.)

     13. Абхьяса (практика) есть усилие, необходимое для обеспечения успокоения волнений ума. (в данной строфе абхьяса означает «усилие быть устойчивым»)

     14. Эта практика станет успешной при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течение длительного времени. (Это состояние (устойчивости) становится привычным при длительной, непрерывной, аккуратной практике.)

     15. Отсутствие желаний дает сознание могущества тому, кто не желает видимых или невидимых предметов. (Разотождествление с эмоциями к увиденным и услышанным объектам – признак мастерства в вайрагье.)

     16. Это высшее (отсутствие желаний) отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.

     17. Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением «я есть».

     18. Существует и другая медитация, достигаемая практикой остановки мысли, чтобы оставались только самскары (впечатления ума).

     19. Для созданий, не имеющих формы, и тех, которые погружены в лайю (природу), мир является причиной.

     20. Для других этому предшествует вера, энергичность, память, самадхи и различение.

     21. Самадхи наиболее близко тем, чье желание наиболее горячо.

     22. В дальнейшем появляются различия (в выборе используемых средств) – мягких, умеренных или интенсивных.

     23. Или благодаря преданности Ишваре (Всевышнему Господу).

     24. Ишвара есть особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их результаты.

     25. В Нем (Ишваре) – непревзойденное семя всеведения.

     26. Не будучи ограниченным во времени, Он (Ишвара) является учителем даже древних.

     27. Его (Ишвары) голос есть ОМ.

     28. Повторение ОМ должно делаться с пониманием его значения.

     29. Этим путем можно обрести самосозерцание и добиться избавления от препятствий.

     30. Слабость, инертность, сомнение, отсутствие энтузиазма, лень, чувственность, блуждание ума, рассеянность, непостоянство – эти состояния читты (ума) являются препятствиями.

     31. Боль, отчаяние, нервозность и беспорядочные вдохи и выдохи сосуществуют с этими препятствиями.

     32. Чтобы преодолеть препятствия, надо постоянно практиковать [созерцание] на Единую Истину.

     33. Воспитывая в себе дружеское отношение к счастливым и сочувствие к несчастным, радость к добродетели и безразличие к пороку, читта (ум) становится чистым.

     34. По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путем выдоха и задержки праны (дыхания).

     35. Или умственное спокойствие вызывается деятельностью высших чувств.

     36. Или [созерцанием] беспечального света (джйоти).

     37. Или ум выбирает в качестве объекта для концентрации тех, кто не имеет желаний, или рага.

     38. Или в зависимости от знания снов и сновидений.

     39. Или, по желанию, посредством медитации (дхьяны).

     40. Он (йог) владычествует над силами, простирающимися от мельчайшего атома до величайшей беспредельности.

     41. Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать форму, либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.

     42. Споры и аргументация возникают, когда ошибочно смешиваются между собой слово, его правильное значение и знание.

     43. Когда память очищена, и ум сияет, как единственный объект, это называют состоянием вне слов и аргументов.

     44. Таким образом описываются медитация и сверхмедитация (нир-вичара), имеющая своим объектом тонкое.

     45. Область тонкого завершается чистой материей, не имеющей отличительных черт, или линги.

     46. Они составляют медитацию с семенем (самадхи).

     47. После достижения чистоты сверхмедитативного состояния остается чистый поток Адхи-атмы (духовного сознания).

     48. В этом состоит дар высшей мудрости (праджны).

     49. Праджна (мудрость), достигаемая в высших состояниях сознания, отличается от той, которую достигают путем предположений и доказательств, относящихся к частному.

     50. Это ментальное впечатление (самскара) стоит на пути других впечатлений.

     51. Подавлением даже этого посредством подавления всех состояний ума достигается самадхи без семени.


ГЛАВА ВТОРАЯ

Духовные дисциплины (садханы)

     1. Аскетизм, изучение священных текстов и посвящение поступков Ишваре составляют йогическую дисциплину.

     2. Йогическая дисциплина практикуется с целью достижения самадхи и устранения причин страданий (клеши).

     3. Пять причин страданий – это невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, желание жизни.

     4. Невежество (авидья) – питательная среда для всех других – спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу.

     5. Невежество (авидья) – это принятие невечного, нечистого, злого, не-Атмана, за вечное, чистое, доброе и Атман.

     6. Эгоизм есть отождествление способности познания с инструментом познания.

     7. Привязанность (рага) – это влечение к тому, что приносит удовольствие.

     8. Отвращение – это стремление избежать то, что приносит несчастье (дукха).

     9. Бесконечное стремление к жизни обладает такой силой, что утверждается даже в мудрых.

     10. Эти тонкие (причины страданий) должны быть устранены путем развития их противоположностей.

     11. Активные (причины страданий) должны быть уничтожены медитацией (дхьяной).

     12. Последствия поступков (кармы) коренятся в этих причинах страданий и должны быть изжиты в нынешнем и будущем рождениях.

     13. Пока существует корень (в форме кармы), он приносит плоды в виде рождения, жизни и опыта.

     14. Они (рождение, жизнь и опыт) имеют своим плодом наслаждение или боль в соответствии с тем, что было причиной – добродетель или порок.

     15. Для мудреца все является несчастьем вследствие страдания, вызываемого изменениями, тревогами и санскарами (вызванными качествами природы, гунами).

     16, Избегайте того горя, которое еще не пришло.

     17. Причиной горя, которого можно избежать, является соединение внешнего мира с миром невидимым.

     18. Видимый объективный мир состоит из элементов и чувств, имеет природу познания, действия и покоя и служит целям опыта и осознания (освобождения).

     19. Ступени гун обособлены и не обособлены, раздельны и нераздельны.

     20. Видящий (Пуруша) есть только сознание, которое, хотя является чистым, видит посредством изменений разума.

     21. Само существование видимого – ради видящего.

     22. Хотя это (пракрита) уничтожается для того, кто достиг цели, оно не уничтожается полностью ввиду того, что присуще другим.

     23. Связь видящего с видимым – основа для познания природы видимых вещей и природы Видящего.

     24. Причиной этого является невежество (авидья).

     25. Кайвалья, освобождение, видящего есть результат разделения видящего и видимого вследствие исчезновения невежества.

     26. Постоянная практика различения (вивеки) есть средство достижения свободы.

     27. Его постоянная мудрость (праджна) семерична на заключительной стадии.

     28. По уничтожению нечистоты путем неустанной практики ступеней йоги свет мудрости (джнаны) ведет к познанию различения (вивеки).

     29. Восемь частей йоги таковы: сдержанность (яма), строгое соблюдение требований (нияма), положение тела (асана), контроль дыхания (пранаяма), обуздание чувств (пратьяхара), сосредоточение (дхарана), медитация (дхьяна) и осознание (самадхи).

     30. Сдержанность (яма) включает не-насилие (ахимса), правдивость (сатья), не-присвоение чужого, безбрачие (брахмачарья) и не-принятие даров.

     31. Эти пять обетов, не ограниченных положением человека, местом, временем или обстоятельствами, образуют великий обет (махавратам).

     32. Соблюдение требований (нияма) – это чистоплотность (шауча), удовлетворенность, аскетичность, изучение и стойкая преданность Ишваре.

Про йогу:  Комфортный Йога-тур к подножию Эльбруса (с южной стороны) · Туры в Приэльбрусье · YouTravel.Me

     33. Когда неподобающие мысли тревожат ум, надо сосредоточиваться на том, что противоположно им.

     34. Поскольку неподобающие мысли и чувства, также как насилие, когда исполняются, подготавливаются или обдумываются, когда проявляются в желании, страхе или обмане, будь то в мягкой, умеренной или сильной форме, имеют результатом бесконечную боль и несчастье, следует размышлять над тем, что противоположно.

     35. Когда человек утвердился в не-насилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии.

     36. Когда человек утвердился в правдивости, последствия его поступков подвластны ему.

     37. Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности.

     38. К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила.

     39. Тот, кто утвердился в не-обладании собственностью, приобретает знание о том, каковы были и будут перерождения.

     40. За очищением следует выход из тела, а также прекращение контактов с другими.

     41. Результатом удовлетворения являются чистота ума, однонаправленность, контроль чувств и способность видения Атмана.

     42. Высшее счастье достигается через удовлетворение (сантоша).

     43. Посредством тапаса (очистительных действий), вследствие устранения нечистоты возрастают силы в теле и чувствах.

     44. Благодаря изучению возникает общность с Богом, проявляющегося в той форме, которая вам больше подходит.

     45. Самадхи (осознание) можно достичь, если сделать Господа целью всех действий.

     46. Поза должна быть устойчивой и удобной.

     47. Это достигается ослаблением усилий и глубокой медитацией на Бесконечное. («самапатти» – глубокая медитация)

     48. После этого уже не тревожат двойственности.

     49. Когда это осуществлено, следует пранаяма (регулирование вдоха и выдоха).

     50. Пранаяма бывает внешняя, внутренняя, неподвижная, регулируется пространством, временем и числом и становится долгой или короткой.

     51. Пранаяма, выходящая за пределы сферы внешнего и внутреннего, есть четвертая.

     52. Таким образом уничтожается то влияние тела на ум, которое закрывает свет.

     53. Таким образом ум становится пригодным для дхараны (сосредоточения).

     54. Отстранённость (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.

     55. Это ведёт к полному господству над чувствами (индриями).


ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Божественные силы (вибхути)

     1. Однонаправленность (дхарана) есть непоколебимость ума.

     2. Продолжение умственного усилия есть медитация (дхьяна).

     3. Эта же медитация, когда присутствует лишь осознание объекта медитации, но не (интерпретации) ума, есть самадхи (осознание).

     4. Три вместе [дхарана, дхьяна и самадхи] составляют самьяму (самоконтроль).

     5. После овладения этим (самоконтролем) приходит праджна (свет мудрости).

     6. Приложения самоконтроля (самьямы) различны на различных ступенях.

     7. Триада (сосредоточение, медитация и самадхи) более действенна, чем ограничения (не-насилие, правда, не-присвоение чужого, безбрачие и не-принятие даров).

     8. Даже это является внешним для самадхи без семени (нирбиджа).

     9. Аспект поглощения есть соединение ума с моментом поглощения (ниродха), когда исходящий и поглощающий аспекты исчезают и появляются, соответственно.

     10. От очищения (самскары) исходит его успокоительный поток.

     11. Созерцательная трансформация (самадхи) есть возникновение и разрушение разнонаправленности, так же как и однонаправленности.

     12. Затем снова появляется ментальная разновидность однонаправленности, когда исчезновение и появление объекта мысли в точности похожи.

     13. Этим описываются изменения первичных признаков (дхарм), свойств и видоизменения состояний объектов и ощущений.

     14. Объект есть то, что сохраняет скрытые, возникающие или еще неназванные признаки (дхармы).

     15. Перемена, вызванная последовательностью, есть причина смены видоизменения (паринамы).

     16. Посредством самьямы над троичным изменением (состоянием, признаком и свойством) приходит знание (джнана) о прошлом и будущем.

     17. Слово, предмет и идея проявляются как одно (самскара) и ошибочно смешиваются. Путем самоконтроля над их различиями приходит знание смысла звуков, издаваемых всеми существами.

     18. Восприятие ощущений (самскар) дает знание предшествующих рождений.

     19. Самьямой достигается знание (мыслей) других умов.

     20. Но не причин этих мыслей (мотивации и пр.).

     21. Посредством самьямы над формой тела и отключения восприимчивости, когда сияние (пракаша) не достигает глаз, происходит исчезновение йога.

     22. Существует карма двух видов – деятельная и пассивная. Путем самьямы, а также через знамения, достижимо знание времени смерти.

     23. Путем самьямы над дружелюбием приходит сила.

     24. Осуществлением самьямы над силами можно приобрести силу слона и т.п.

     25. Знание тонкого, скрытого и удаленного достигается созерцанием надфизических способностей (правритти).

     26. [Путем осуществления самьямы] над Солнцем приходит знание сфер.

     27. [Осуществлением самьямы] над Луной достигается знание звездных сфер.

     28. [С осуществлением самьямы] над Полярной звездой приходит знание движения звезд.

     29. [Посредством осуществления самьямы] над пупочным центром достигается знание устройства тела.

     30. [Посредством осуществления самьямы] над точкой основания горла происходит подчинение (нивритти) голода и жажды.

     31. [Путем осуществления самьямы] над бронхами достигается стойкость (стхайрьям).

     32. Самьяма над светом (джйоти) в голове дает видение совершенных существ.

     33. Интуиция (пратибха) дает знание всего.

     34. [Посредством самьямы] над сердцем обретается знание ума (читты).

     35. Опыт проистекает из невозможности различать свойства саттвы и пуруши, хотя они и различны между собой. Посредством самьямы приходит истинное знание самого Пуруши.

     36. Отсюда идет интуитивное восприятие объектов слуха, осязания, зрения, обоняния и ощущения.

     37. Это является препятствием для самадхи, но представляются совершенством уму, направленному во вне.

     38. Ум может входить в другое тело, когда ослабевают причины закрепощения и имеется знание процесса вхождения.

     39. Посредством самьямы над дыханием удана можно достичь левитации и не-соприкосновения с водой, трясиной, шипами и т.д.

     40. Самьямой над дыханием самана можно усилить внутренний огонь тела.

     41. Посредством самьямы над отношениями между акашей и способностью слышать развивается высшая способность слышать.

     42. Посредством самьямы над связью тела и акашы и размышления о легкости хлопка можно обрести способность проходить сквозь акашу (пространство).

     43. Действительный выход из тела, действия за пределами тела составляют великое надтелесное (маха-видеха). Этим уничтожается покров над сиянием.

     44. Посредством самьяны достигается власть над пятью элементами в их грубом постоянном, тонком, всепроникающем и приносящим пользу состояниями.

     45. Самьямой достигается способность уменьшаться до размера атома и другие силы, а также совершенство тела и непротивление дхарме.

     46. Совершенство тела (кайя) состоит в красоте, грации, силе и алмазной твердости.

     47. С осуществлением самьямы над действием, истинной формой, эгоизмом и назначением приходит владение чувствами.

     48. Так приобретается быстрота, как у мысли, независимость от органов восприятия и господство над первичной материей.

     49. К тому, кто распознал различие между саттвой и пурушей, приходит всемогущество и всезнание.

     50. Даже после уничтожения семени зависимости путем уничтожения желаний приходит абсолютная независимость (кайвалья).

     51. Пусть от общения с божествами высших сфер не возникает гордости и самодовольства, ибо все еще сохраняется возможность соприкосновения с нежелательным.

     52. Посредством самьямы над моментами времени и их последовательностью достигается мудрость, рожденная различением (вивекой).

     53. Вивека дает возможность познать различие между двумя сходными вещами, когда между ними нет различия в классе, признаке или положении.

     54. Таракам (интуиция), которая есть полное различающее знание, относящееся ко всем предметам и всем временам, не имеет последствий.

     55. Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенство чистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Об освобождении (кайвалье)

     1. Оккультные силы приобретаются от рождения, а также зельями, мантрами, подвижничеством или самадхи.

     2. Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной силы).

     3. Созидательное начало (пракрити) не приходит в движение по случайной причине, но путем удаления препятствий, как в случае с землепашцем.

     4. Сотворенные умы возникают только из эгоизма.

     5. Там, где есть разница интересов, один ум управляет многими умами.

     6. Из них ум, рожденный медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений.

     7. Карма йогина не является хорошей или плохой. Что касается других, существует три рода кармы.

Про йогу:  Йога в гамаках в ФизКульт

     8. Из этих (трех карм) происходит развитие васан (склонностей и инстинктов), которые и вызывают появление результатов карм.

     9. Благодаря памяти и впечатлениям (самскарам) существует связь причины и следствия несмотря на разделение, обусловленное пространством, временем и родом.

     10. Они (самскары) не имеют начала, ибо желание жить – вечно.

     11. Удерживаемые вместе прининой и следствием, средой и предметом, они (васаны) исчезают с их исчезновением.

     12. Прошлое и будущее существует в сварупе (истинной природе), есть лишь разница в состоянии свойств.

     13. Они (состояния свойств), проявившиеся или нет, имеют природу качеств (гун).

     14. Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы).

     15. Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).

     16. И если объект, зависящий от одного-единственного ума, не познан этим умом, будет ли он тогда существовать?

     17. Объект узнается или не узнается умом (читтой) в зависимости от того, окрашен ум этим объектом или нет.

     18. Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши.

     19. Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это может быть узнано (через посредство Пуруши).

     20. Для него (ума) невозможно быть одновременно и познавающим, и познаваемым.

     21. В случае познания одного ума другим, нам придется допустить познание познания, и произойдет смешение воспоминаний.

     22. Сознание познает свой высший ум (буддхи), когда он в той форме, которая не переходит с места на место.

     23. Ум, окрашенный познающим (Пурушей) и познаваемым, способен постигать все вещи.

     24. Несмотря на то, что ум испещрен бесчисленными впечатлениями (васанами), он действует для другого, ибо действует во взаимосвязи.

     25. У того, кто увидел различие, больше не вызывает сомнения природа Атмана.

     26. Тогда ум начинает различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).

     27. В промежутках возникают мысли из самскар (ментальных впечатлений).

     28. Устранение самскар похоже на устранение причин несчастий (клеш), что описано выше.

     29. Для неинтересующегося даже высшим познанием в качестве награды за его различительное распознавание приходит самадхи, называемое «Облако Добродетели».

     30. Из этого следует свобода от карм и причин несчастий.

     31. Вследствие устранения всех неясностей то, что может быть познано (умом), есть лишь малая часть в сравнении с бесконечностью знания.

     32. Три гуны (качества) выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу.

     33. Последовательность есть то, что соответствует моментам и делается постижимым в конце последней трансформации (гун).

     34. Кайвалья, абсолютная свобода, наступает тогда, когда качества, лишенные значения для Пуруши, становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей собственной природе.


Перевод с английского: «Общество ведической культуры», под редакцией С.М.Неаполитанского; английский текст подготовлен Камиллой Свенссон.

Перевод «Йога-сутр» на английский с оригинальным санскритским текстом на деванагари и в романской записи (в т. ч. и пословно)

Антология (собрание) переводов Йога-сутр Патанджали

Пять разных переводов Йога-сутр Патанджали, сгруппированных по строфам

Андрей Сафронов: «Является ли Йога-сутра целостным текстом?», «Из каких фрагментов состоит Йога-сутра» и
текст «Йога-сутр» с выделением фрагментов, относящихся к разным периодам и традициям


Джайнизм

Эти пять Яма или ограничениям Йога-сутры имеют странное сходство с пяти основных обетов джайнизма , что указывает на влияние джайнизма . Три других учения, тесно связанных с джайнизмом, также появляются в йоге: учение о «цветах» в карме ( леся ); Телоса изоляция ( кевал в джайнизме и кайвальях в йоге); и практика ненасилия (ахимса), хотя ненасилие (ахимса) впервые появилось в индийской философии и религии в индуистских текстах, известных как Упанишады [ Чандогья Упанишад , датированная 8 или 7 веком до нашей эры, одна из Древнейшие Упанишады содержат самые ранние свидетельства использования слова ахимса в том смысле, который известен в индуизме (кодекс поведения).

Он запрещает насилие против «всех существ» ( сарвабхута ), и практикующий ахимсу, как говорят, вырывается из цикла метемпсихоза / реинкарнации (CU 8.15.1).

Он также называет ахимсу одной из пяти основных добродетелей].

Источники

Печатные источники
  • Брайант, Эдвин Ф. (2009), Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарий , Нью-Йорк: North Poinnt Press, ISBN 978-0865477360
  • Крэнгл, Эдди (1984), «Сравнение индуистских и буддийских методов достижения самадхи» (PDF) , в Хатче, РА; Феннер, П.Г. (ред.), Под сенью дерева Кулиба: австралийские исследования сознания , University Press of America
  • Крэнгл, Эдвард Фицпатрик (1994), Происхождение и развитие ранних индийских созерцательных практик , Отто Харрасовиц Верлаг
  • Фейерштейн, Георг (1978), Handboek voor Yoga (голландский перевод; английское название «Учебник йоги» , Ankh-Hermes
  • Хейни, Уильям С. (2002), Культура и сознание: возвращенная литература , Нью-Джерси: Издательство Бакнеллского университета, ISBN 1611481724
  • Исаак-младший; Дангвал, Риту (1997), Труды. Международная конференция по когнитивным системам , Нью-Дели: Allied Publishers, ISBN 81-7023-746-7
  • Айенгар, BKS (2002), Свет на йога-сутры Патанджали , HarperCollins UK, ISBN 978-0-00-714516-4
  • Якобсен, Кнут А., изд. (2021). Силы йоги . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004212145.
  • Ларсон, Джеральд Джеймс (1998), Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения , Лондон: Мотилал Банарасидасс, ISBN 81-208-0503-8
  • Маас, Филипп А. (2006), Самадхипада. Das erste Kapitel des Pātañjalayogaśāstra zum ersten Mal kritisch ediert. (Самадхипада. Первая глава Патанджалайогашас-тра, впервые отредактированная критически). , Аахен: шейкер
  • Маас, Филипп А. (2021). «Краткая историография классической философии йоги». Во Франко, Эли (ред.). Периодизация и историография индийской философии . Вена: «Sammlung de Nobili, Arbeitsgemeinschaft für Indologie und Religionsforschung», Institut für Südasien-, Tibet- und Buddhismuskunde der Universität. ISBN 978-3-900271-43-5. OCLC  859540980 . [двенадцать лекций на четырнадцатой Всемирной конференции по санскриту (Киото, 1–5 сентября 2009 г.)]
  • Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2021). Корни йоги . Книги пингвинов. ISBN 978-0-241-25304-5. OCLC  928480104 .
  • Майклс, Аксель (2004). Индуизм: прошлое и настоящее . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-08953-9.
  • Прадхан, Басант (2021), Когнитивная терапия , основанная на йоге и внимательности , Springer
  • Радхакришнан, С .; Мур, Калифорния (1989) [1957]. Справочник по индийской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01958-1.
  • Таймни, И.К. (1961), Наука йоги: Йога-сутры Патанджали (PDF)
  • Тола, Фернандо; Драгонетти, Кармен; Притипол, К. Папа (1987), Йогасутры Патанджали о концентрации ума , Мотилал Банарсидасс
  • Уичер, Ян (1998), Целостность йога-даршана: пересмотр классической йоги , SUNY Press
  • Уайт, Дэвид Гордон (2021), Йога, Краткая история идеи (Глава 1 «Йога на практике») (PDF) , Princeton University Press
  • Белый, Дэвид Гордон (2021), Йога-сутра Патанджали: биография , Princeton University Press, ISBN 978-0691143774
  • Вудс, Джеймс Хотон (переводчик) (2003), Йога-сутры Патанджали , Courier Dover Publications, ISBN 978-0-486-43200-7
  • Вуджастик, Доминик (2021), Путь к освобождению через йогическую внимательность в ранней аюрведе. В: Дэвид Гордон Уайт (редактор), «Йога на практике» , Princeton University Press.
  • Циммер, Генрих (1951), Философия Индии , Нью-Йорк: Princeton University Press, ISBN 0-691-01758-1Боллинген серии XXVI; Под редакцией Джозефа Кембелла.
Интернет-источники
Общие ссылки
  • Мюллер, Макс (1899). Шесть систем индийской философии; Санкхья и йога, ная и вайшешика . Калькутта: ISBN Susil Gupta (India) Ltd. 978-0-7661-4296-1.Репринтное издание; Первоначально опубликовано под названием «Шесть систем индийской философии» .
  • Ранганатан, Шьям (2008). Йога-сутра Патанджали: перевод, комментарии и введение . Дели: Черная классика пингвинов. ISBN 978-0-14-310219-9.
  • Сен, Амия П. (2006). «Раджа-йога: наука самореализации». Незаменимый Вивекананда . Ориент Блэксуан. С. 219–227. ISBN 978-81-7824-130-2.
  • Шарма, Чандрадхар (1987). Критический обзор индийской философии . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0365-7.
  • Вивекананда, Свами (1980). Раджа Йога . Рамакришна-Вивекананда Центр. ISBN 0-911206-23-X.
  • Вуд, Эрнест (1951). Практическая йога, древняя и современная, являющаяся новым независимым переводом йога-афоризмов Патанджали . Райдер и компания.

Компиляция

В Йога — сутры представляют собой сплав различных традиций. Уровни самадхи, изложенные в тексте, напоминают буддийские джханы . Согласно Фейерштейну, « Йога-сутры» представляют собой концентрацию двух различных традиций, а именно «восьмиступенчатой ​​йоги» (ананга-йога) и йоги действия ( крийя-йоги ).

Про йогу:  Работа: Администратор центра йоги в Екатеринбурге — Июнь 2021 - 3 вакансии |

Ларсон отмечает, что существует множество параллелей в древних школах Санкхьи , Йоги и Абхидхармы , особенно со 2-го века до нашей эры до 1-го века нашей эры. Йога-сутры Патанджали могут быть синтезом этих трех традиций. Йога-сутры из индуистской школы санкхьи заимствуют «рефлексивное различение» ( адхьявасайю ) пракрити и пуруши (дуализма), его метафизический рационализм и его три эпистемических метода обретения надежного знания.

Из идеи ниродхасамадхи в абхидхарма-буддизме , предполагает Ларсон, «Йога-сутры» заимствуют стремление к измененному состоянию осознания. Однако, в отличие от буддизма, который считает, что нет ни «я», ни «души», йога является физикалистской и реалистичной, как санкхья, в том, что у каждого человека есть «я» и душа.

Третья концепция, которую Йога-сутры синтезируют в своей философии, — это древние аскетические традиции изоляции, медитации и самоанализа, а также идеи йоги из индийских текстов 1-го тысячелетия до н.э., таких как Катха Упанишад , Шветашватара Упанишад и Майтри Упанишад .

По словам Вуджастика, ссылаясь на Мааса, Патанджали интегрировал йогу из более старых традиций в Патанджалайогашастру и добавил свои собственные пояснительные отрывки, чтобы создать объединенную работу, которая с 1100 г.н.э. считалась работой двух людей. Совокупность сутр Патанджали и Вьясабхаши называется Патанджалайогашастрой.

Метафизика

Метафизика Патанджали построена на том же дуалистическом основании, что и школа санкхья. Вселенная концептуализируется как две реальности в школах санкхья-йоги: Пуруша (сознание) и пракрити (ум, познание, эмоции и материя).

Он рассматривает сознание и материю, я / душу и тело как две разные реальности. Джива (живое существо) рассматривается как состояние, в котором пуруша связан с пракрити в той или иной форме, в различных перестановках и комбинациях различных элементов, чувств, чувств, активности и ума.

В состоянии дисбаланса или невежества одна или несколько составляющих подавляют другие, создавая форму рабства. Конец этого рабства называется кайвальей, освобождением или мокшей как в школе йоги, так и в школе санкхьи. Этическая теория школы йоги основана на ямах и нияме , а также на элементах теории санкхьи гуны .

Патанджали заимствует теорию гуны из санкхьи. Теория гун утверждает, что три гуны (врожденные склонности, атрибуты) присутствуют в разных пропорциях во всех существах, и эти три гуны — это саттва- гуна (добродетель, созидание, гармония), раджас- гуна (страсть, активность, смущение) и тамас- гуна (тьма. , деструктивный, хаотичный).

Эти три присутствуют в каждом существе, но в разных пропорциях, и фундаментальная природа и психологические предрасположенности существ являются следствием относительного соотношения этих трех гун . Когда в человеке преобладает саттва- гуна, проявляются такие качества, как ясность, мудрость, конструктивность, гармония и умиротворение; когда преобладает раджас, проявляются привязанность, тяга, движимая страстью активность и беспокойство; и когда тамас преобладает в человеке, проявляются невежество, заблуждение, деструктивное поведение, летаргия и страдание. Теория гун лежит в основе философии разума в индуистской школе йоги.

Оказать влияние

Современная традиция йоги считает Йога-сутры Патанджали одним из основополагающих текстов классической философии йоги . Однако присвоение — и незаконное присвоение — Йога-сутр и их влияние на более позднюю систематизацию йоги было поставлено под сомнение Дэвидом Гордоном Уайтом , который утверждал, что текст оставался в относительной безвестности почти на 700 лет с XII по XIX век, и вернулась в конце 19 века благодаря усилиям Свами Вивекананды , Теософского общества и других. Он получил известность как классика в 20 веке. Его влияние было подтверждено Джеймсом Маллинсоном .

До 20 века история показывает, что в средневековой индийской сцене йоги доминировали различные другие тексты, такие как Бхагавад-гита и Йога-васиштха , тексты, приписываемые Яджнавалкье и Хираньягарбхе , а также литература по хатха-йоге , тантрической йоге и пашупат-шиваизму. йога, а не Йога-сутры Патанджали .

Некоторые из основных комментариев к Йога-сутрам были написаны между девятым и шестнадцатым веками. После двенадцатого века школа начала приходить в упадок, и комментариев к философии йоги Патанджали было мало. К шестнадцатому веку философия йоги Патанджали практически исчезла. Рукопись Йога-сутр больше не копировалась, так как немногие читали текст, и ее редко преподавали.

Согласно Дэвиду Гордону Уайту , популярность Йога-сутр появилась недавно, они «чудесным образом реабилитированы» Свами Вивеканандой после того, как их игнорировали в течение семи веков. Именно с новым открытием британским востоковедом в начале 1800-х годов на Западе возник более широкий интерес к Йога-сутрам .

Популярный интерес возник в 19 веке, когда практика йоги согласно Йога-сутрам стала рассматриваться как наука йоги и «высший созерцательный путь к самореализации» Свами Вивекананда вслед за Хеленой Блаватской , президентом Теософского общества . Он стал знаменитым текстом на Западе, утверждает Уайт, из-за «Большой йоги — корпоративной субкультуры йоги».

Сотериология

Согласно Брайанту, цель йоги — освобождение от страдания посредством различительного распознавания. Восемь ступеней — это «средства достижения различающего различения», «отделение пуруши от всякой связи с пракрити и от всякой связи с читтой». Брайант утверждает, что для Патанджали практика йоги «по существу состоит из медитативных практик, кульминацией которых является достижение состояния сознания, свободного от всех форм активного или дискурсивного мышления, и, в конечном итоге, достижения состояния, при котором сознание не осознает никаких внешних по отношению к нему объектов. то есть осознает только свою собственную природу как сознание, не смешанное с каким-либо другим объектом ».

В то время как школа санкхьи предполагает, что джняна (знание) является достаточным средством для мокши , Патанджали предполагает, что систематические техники / практика (личные эксперименты) в сочетании с подходом санкхьи к знанию — это путь к мокше.

Патанджали считает, что авидья , невежество, является причиной всех пяти клеш, которые являются причиной страдания и самсары . Освобождение, как и многие другие школы, — это устранение невежества, которое достигается посредством различающей проницательности, знания и самосознания.

Йога Сутра является трактатом йога школы о том , как достичь этого. Самадхи — это состояние, в котором развивается экстатическое осознавание, утверждают ученые-йоги, и именно так человек начинает процесс осознания Пуруши и истинного Я.

Книга 3 из Патанджало Yogasutra посвящена сотериологические аспекты философии йоги. Патанджали начинает с утверждения, что все части йоги являются необходимой основой для достижения состояния самосознания, свободы и освобождения. Он относится к трем последним конечностям йоги как самьям , в стихах III.4 к III.

5, и называет его технологию для «взыскательного принципа» и мастерства читты и самопознания. В стихе III.12 Йогасутры утверждают, что этот различающий принцип затем уполномочивает человека совершенствовать сант (спокойствие) и удиту (разум) в своем уме и духе посредством намерения.

Это приводит к способности различать шабда (слово), артха (значение) и пратьяя (понимание), и эта способность дает человеку возможность с состраданием воспринимать крик / речь всех живых существ. Когда йог достигает этого состояния самьямы , это приводит к необычным силам, интуиции, самопознанию, свободе и кайвалье , искупительной цели йога.

Философские корни и влияния

Йога-сутры Патанджали - Yoga Sutras of Patanjali - abcdef.wiki

Слияние

дхараны

,

дхьяны

и

самадхи

— это

самьяма

— путь к

кайвалье

в школе йоги.

В Йога Сутры включены учения многих других индийских философских систем , распространенных в то время. Согласно Циммеру, санкхья и йога — две из нескольких школ философии, возникших на протяжении веков и имеющих общие корни в доарийских культурах и традициях Индии.

Тем не менее, ортодоксальные индуистские философии санкхьи , йоги , веданты , а также неортодоксальные системы настики в джайнизме и буддизме можно рассматривать как представляющие один поток духовной деятельности в древней Индии, в отличие от традиций бхакти и ведических ритуалов. которые также были распространены в то же время.

Веданта — шрамана традиции, поклонение иконам и ведические ритуалы могут быть идентифицированы с Джняна марга, Бхакти Марга а Карма марга соответственно, которые изложены в Бхагавад Гите .

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий