Йога-тур в Индию. Духовное путешествие по местам силы. 01-13.02.2020

Йога-тур в Индию. Духовное путешествие по местам силы. 01-13.02.2020 Позы

Что еще есть на территории ашрама и рядом с ним

Health Hut: кафе с молочными и фруктовыми шейками, салатами, фруктами и прочей вкусной и здоровой пищей – для тех кому недостаточно бранча и ужина, а также место для бесед.

Библиотека
: есть книги о йоге, медитациях, аюрведе, индуизме, а также путеводители. Большинство книг на английском, но есть и другие языки, в том числе и русский.

Интернет-кафе: есть несколько компьютеров, которыми можно ползьоваться не долее 15 минут, стоимость – 1 рупия за минуту.

Бутик: здесь можно купить все необходимое для жизни в ашраме и просто на память об Индии – от матов для йоги и зубной пасты до орешков кешью со вкусом масалы 🙂

Так как во всех этих заведениях заняты студенты, выполняющие карму-йогу, то часы работы их ограничены свободным временем этих самых студентов, а именно – после еды по часу утром и вечером.

Храм: каждое утро и вечер там можно встретить индусов, совершающих ежедневные религиозные ритуалы.

Йога в Индии – ашрам Шивананды (Shivananda ashram) в КералеМедицинский центр:
сюда можно обратиться, в случае заболевания, также пройти курс очищения по аюрведе (от 19 000 рупий за 2х недельный курс) или просто записаться на массаж – классический, расслабляющий, как всего тела так и ступней и головы отдельно (от 500 рупий за сеанс).

Мы опробовали классический масляный массаж всего тела – впечатление осталось неоднозначное, но больше негативное. Во всяком случае второй раз идти не захотелось. Не понравился индийский сервис – ленивая массажистка с недовольным лицом, безучастная к процессу явно халтурила.

Возможно такое впечатление сложилось из-за того, что слишком критично рассматривали его с точки зрения полезного воздействия на мышцы – еще в Петербурге мы проходили курсы классического массажа в школе Надежды Ким, так что представляем каким должен быть хороший массаж.

Крыша столовой: на которой можно чудесно проводить свободное время

Озеро:
находится рядом с территорией ашрама, вода в нем очень чистая, так что плавать – сплошное удовольствие. Но за пределы ашрама можно выходить только во время карма-йоги в период чая до лекции, а в остальное время – только в экстренных случаях, предварительно получив разрешение у директора.

Lion Safari: расположенный на противоположном берегу озера – заповедник со львами. Все знают выражение “мартовский кот”, так вот львы – это огромные коты! И март для них тоже брачный месц, так что занятия и сатсанги у нас происходили под звуки спаривания и громкие стоны, судя по ним львов там ну очень много 🙂

Деревня Neyyar Dam:
в которой можно купить что-нибудь запрещенное в ашраме, а также воспользоваться более дешевым интернет-кафе или сесть в автобус до Тривандрума.

Учитывая большое количество иностранных туристов (индусов было не более 10 человек), специально для них (нас) были организованы 2 экскурсии: в

и в

Экскурсии на целый день – это хорошая возможность для тех, кто вырвался в Индию всего на 2 недели исключительно для йога-каникул, заодно посетить 2 наиболее известные достопримечательности в соседнем штате Тамил Наду.

Экскурсии бесплатные, ашрам предоставляет автобус, гида и сухой паек. Мы к этому моменту уже успели побывать в этих городах, так что предпочли не отрываться от йоги. Были и те кто не посещал эти достопримечательности, но также предпочел не делать перерыв в занятиях и привычном графике дня.

Пятница в ашраме – свободный день. Можно официально проспать сатсанг и не ходить на занятия, лекций в этот день нет, до 18:00 разрешен выход за пределы ашрама, чем многие студенты и пользуются, отправляясь погулять в Тривандрум и на пляжи, например в Варкалу (кстати наш любимый пляж в Индии) и Ковалам.

В пятницу вечером, после сатсанга проходит шоу талантов – весьма забавное мероприятие, чем-то напоминает кружок самодеятельности, хотя один раз мы видели очень красивый номер – среди студентов оказался профессиональный актер-мим из Нью-Йорка, зрелище было завораживающим!

В один из вечеров вместо сатсанга в ашраме проводили религиозный обряд – пуджу, со всеми полагающимися атрибутами.

Идет подготовка – вот этот узор рисуется вручную, без всяких трафаретов, причем не мелками, а путем насыпания порошков разного цвета

Йога в Индии – ашрам Шивананды (Shivananda ashram) в Керале

Почему индийская йога не подходит для нас.

Классически принято считать, что йога, как система много векторного развития человека сформировалась в Индии. Индийские йоги в результате многочисленных экспериментов и наблюдений создали поистине потрясающую систему, помогающую человеческому существу раскрыть свой безграничный потенциал.

Однако существует один маленький, но принципиально важный нюанс.

Индийская йога, как целостная наука и система мировоззрения, формировалась в определенной культурной, социальной, информационной среде. И её различные техники, вместе с понятийным аппаратом создавались и адаптировались в первую очередь для индусов, которые в силу своей ментальности и физиологии часто достаточно заметно отличаются от среднего статистического человека, проживающего на территориях России, Украины, Белоруссии, а также соседних государств.

Вашему вниманию представляется достаточно интересная статья Андрея Лобанова, в которой сравниваются индийские йоги и западные последователи индийской йоги.

Про йогу:  ᐈ Студия йоги и массажа Yogart у метро Маяковская - Йога центры и инструкторы в Москве - телефоны и адреса на

В силу того, что йога пришла из Индии, она ассоциируется именно с этой страной, хотя аналоги йоги существуют под разными названиями во многих культурах. Они сформировались в попытке человека познать себя и найти способы освобождения от зависимого существования. Однако с уверенностью можно сказать, что сейчас индийская йога – едва ли не самая популярная система.

И с такой же уверенностью можно добавить, что индийская йога – это тупиковый путь развития для современного человека.
* * *

Традиционные системы развития человека являются версиями картины мира определенной культуры, народа в определенный период времени. Они содержат в себе зёрна знаний, методов взаимодействия человека с самим собой и миром в данной конкретной культуре и эпохе. Эти знания носят отпечаток культурной и ментальной среды, в которой живёт народ, его истории, религии и условий жизни, включая климат и географические условия.

В Индии, как и в других странах, шёл процесс поиска, и выдающиеся люди разных эпох искали пути к освобождению и создали свои подходы. Эти подходы также носят отпечаток культурной среды, в которой сформировались, и облечены в традиционную для Индии форму.

В процессе изучения любой из традиционных систем, будь то йога, китайские или тибетские системы, главным объектом внимания должно быть именно зерно – знания, методы, составляющее их основу, а не культурное обрамление, которое может быть ярким, экзотичным, мистичным. И отвлекающим от видения и постижения сути. Это лишь фон, обертка для сохранения знаний.

То, что органично присутствует в один период времени, в одной культуре, с её законами и отношениями, совершенно не подходит для другого времени и условий.

Попытка копировать и переносить древние традиции в чистом виде, с теми же ритуалами, формами взаимоотношений, в современную жизнь, без глубокого понимания их сути, больше похоже на театр, нежели на систему развития человека. Это не поможет человеку реально обрести свободу и творческую силу и научиться выстраивать правильные взаимоотношения с самим собой и миром.

Но именно копирование внешней формы, атрибутики, ритуалов без понимания их истинного назначения, слепое следование древним учениям, в наибольшей степени – индийской йоге – стало популярным среди современных практиков, как в России и СНГ, так и на западе.

Её адепты одеваются в оранжевое, обвешиваются амулетами и четками, охотятся за посвящениями и благословениями индийских мастеров, с энтузиазмом выполняют ритуалы, не понимая их подлинного смысла, отправляются в ашрамы на карма-йогу в услужение местным свами, а некоторые втайне мечтают получить этот титул, а с ним – авторитет и привилегии, соответствующие этой ступени духовной иерархии.

Погружение в индийскую культуру, религиозные ритуалы, быт и образ жизни создает у человека иллюзию того, что он постигает йогу. На самом же деле он уходит от йоги и её главной цели – освобождения от всей умственной «шелухи» и зависимости от разного рода идей, привычек и обрядов.

В плену традиций

Йога распространена в Индии в первую очередь как религиозная система, что существенно ограничивает её применение для развития человека. Религиозное прочтение йоги не несет полного и естественного раскрытия природы действительности в человеке.

В Индии йога издавна существует в рамках орденов, созданных много лет назад Шанкарой, а также двух орденов, существовавших до него.

Ордена – это религиозные структуры, которые живут по жесткому внутреннему уставу, предписанному традицией. Выполнение норм обеспечивает дисциплину в ордене, и эти жесткие рамки необходимы для существования этой социальной структуры.

Какая форма йогической практики будет здесь присутствовать? Где свобода, творчество, естественность?

Здесь она невозможна.

Любая традиция – это форма ограничения. И одновременно – форма сохранения, “консервирования” уклада жизни той или иной эпохи, с соответствующим ей менталитетом, картиной мира, мышлением, оценками и нормами поведения. Именно поэтому в Индии, в отличие от многих других культур, знания древних мастеров дошли до наших дней.

Заложенное в индийском менталитете слепое следование традициям позволило сохранить йогические знания с помощью священных текстов и традиционной индийской передачи от учителя к ученику (существующий по сей день институт гуру).

Знания эстафетной палочкой передавались в неизменном виде. Но при любой передаче, как письменной, так и устной, неминуемы ошибки и искажения, и чем длиннее цепочка, тем их больше. И искажалась в первую очередь суть, хотя внешняя форма оставалась неизменной.

Еще один фактор, сыгравший важную роль в сохранении и передаче традиций – кастовая структура индийского общества, которая также оставила свой след в менталитете народа.

Касты – это уникальная система управления обществом в огромной стране, состоящей из разных народов, языков, религий. И это – рабство в рамках ведических законов.

Священные тексты Вед – свод предписаний и программ действия на все случаи жизни для всех каст – являются базой всей культуры Индии. Весь порядок и уклад жизни построен на идеологии Вед как абсолютно священных текстов, которые “даны свыше”. Они же являются уздой для управления индийским обществом, в котором никто не свободен – ни брамин, ни шудра.

Для сохранения древних традиций кастовая система сыграла положительную роль, но развития человека – ограничивающую.

Прогрессивные борцы за свободу освобождали Индию не только от англичан, но и от кастовой системы. Но освобождение – это очень сложный процесс. Он завязан на рабстве идей, в котором пребывают несвободные, не развивающиеся люди. И им нужна соответствующая йога – с ритуалами, поклонениями, служением свами и гуру, молениями высшим силам об успешности, богатстве и здоровье. Что ещё может пожелать человек с рабским сознанием? Только выживать, и высшая форма выживания – максимальный материальный достаток. Желание идеальной жизни, которой руководят боги, является иллюзией и мечтой младенческого сознания, от которого закрыто истинное понимание жизни и предназначения человека.

Про йогу:  Читать книгу Йога-сутры Патанджали. Прояснение Б. К. Айенгара : онлайн чтение - страница 19

Как протест против порядка орденов в Индии существуют садху – святые, отшельники и аскеты. Правда, часто под маской отшельничества скрывается философия современных бомжей – нежелание и неспособность трудиться и делать в жизни что-то стоящее. Такие “садху” используют представления индусов о святых, легенды и мифы о них, и страхи, связанные с их могуществом. Поэтому, «попрошаек в законе» обыватели на всякий случай снабжают едой и деньгами, дабы откупиться и не навредить себе – а вдруг настоящий святой?

Поэтому толпы так называемых святых бродят по городам Индии. А у многих адептов йоги из Европы, России, Украины это ассоциируется с настоящей йогической жизнью – сиди, покуривай, ничего не делай – вот она, свобода. И они подражают им, ведут такой же образ жизни – жизни без ответственности. Подобных русских и украинских “святых” и отшельников можно встретить в Индии.

Еще одна особенность традиционной индийской йоги, препятствующая развитию человека – институт гуру. Гуру воспринимается как воплощение божества, для ученика он является высшим существом, через которого говорит бог, и ученик слепо выполняет его волю, не подвергая её сомнению. Служение свами, мастеру, учителю – первый долг ученика. Подобное состояние лишает человека ответственности за свои выборы и до конца разрушает без того слабые волевые структуры, его веру в себя и способность выбирать свою судьбу.

Альтер йога

Параллельно с традиционной индийской йогой создавалась классическая йога – другая йога для другой жизни – вне рамок идей и традиций, а главной целью практики стала кайвалья – свобода, прежде всего, от обусловленности ума, его порабощенности разного рода идеями и традициями, в том числе, ведическими.

Это универсальная наука о человеке, его естественном самосовершенствовании и развитии, технология познания и внутреннего освобождения.

В чем состоит революционность классической йоги Патанджали? В смене способа взаимодействия с миром. Эта йога предлагает путь познания действительности через непосредственное соединение с ней, без любых посредников – в том числе, идей. Вот в чём мне видится смысл кайвальи. Но кайвалья – это не конечная цель развития человека, а начало другой – творческой – жизни в состоянии свободы.

Классическая йога не имеет ничего общего ни c образом жизни садху, ни с религиозными ритуалами, ни со служением свами, ни с духовными титулами и внешними атрибутами.

Йога – это прежде всего внутренняя дисциплина, необходимая для развития волевых структур – важного инструмента практики. Она требуется и в начальной йоге – хатха-йоге, когда самодисциплина мобилизует человека для регулярной практики, и в дальнейшем, на уровне раджа-йоги, этот навык необходим для ментальных тренировок, управления вниманием и освоения глубокого сосредоточения.

Навыки дисциплины, к сожалению, отсутствуют у большей части современной молодежи. Привычка балдеть, искать удовольствия и не работать, не размышлять, а получать информационные суррогаты из интернета уменьшают объем памяти, упрощают мыслительные процессы.

Отсутствие привычки к чтению усугубляет деградацию, люди не утруждают себя раздумьями. Картинки, готовые образы заменяют мышление. Внимание катастрофически рассеяно и не способно удерживаться долгое время на чем-либо. Интернет – главный справочник и замена размышлениям.

Деградации мыслительной деятельности способствует также современная система обучения, ориентированная на запоминание информации: “угадай-ка” является главной способностью в тестах ЕГЭ.

Поэтому классическая йога для многих сложна – она требует внутренних усилий, самостоятельных исследований, реальной работы.

Большинство выбирает варианты попроще. И один из таких вариантов – индийская традиционная йога, не требующая ни внутренней ответственности, ни воли, ни размышлений и собственного поиска. Ответы на все вопросы – в Ведах, священных текстах и устах свами.

Рабская психология и разрушенные волевые структуры – вот что является причиной выбора именно такой йоги.

Разрушение воли человека на протяжении веков происходило в России постоянно. Достаточно обратиться к недавней истории. Чуть больше 150 лет назад было отменено крепостное право, и наши прабабушки и прадедушки были рабами. Годы постреволюционного террора, компостирование мозгов коммунистической идеологией, сталинские репрессии, безответственность постсталинского периода оставили неизгладимые следы страха, неверия в себя, нежелания самим руководить своей жизнью.

В эти периоды успешно подавлялись структуры личной воли человека, привычка подчиняться и не иметь своего собственного взгляда на жизнь является наследием этих времен.

Верить в кого-то, кто выше, и не верить в себя – плацдарм для создания индийских и иных сект. Слепое поклонение религиозным авторитетам, раболепство перед индийскими и другими восточными “мастерами” – обычное дело в постсоветском йога-пространстве.

Это страстное желание российских адептов “в ноженьки валиться, поверить в очарованность свою” выражено в такой гротескной форме, что порой шокирует вновь прибывших мастеров. В Индии подобных экзальтированных изъявлений преданности, самоуничижения не наблюдается. Но они быстро привыкают к подобному отношению – почему бы не использовать то, что само идет в руки? Со временем раболепство последователей развращает этих мастеров, они начинают воспринимать его как должное и с удовольствием входят в роль великого гуру, предложенную паствой. Степень абсурдности зашкаливает, и ни о каком развитии человека здесь не может быть и речи.

Про йогу:  Индийский гороскоп - ведическая астрология, джйотиш онлайн.

Не пора ли перевести йогу в России в научный формат, с реальными, трезвыми целями и задачами и адекватными формами их реализации, направленными на потребности современного человека в здоровье и развитии? Не пора ли начать культивировать йогу как науку о человеке, помогающую делать его жизнь естественной и свободной?

Если йога будет развиваться в России по такому пути, то это закроет дорогу заезжим мудрецам в тюрбанах, экзотических одеждах и атрибутах, ищущих власти и денег, так как естественным образом исчезнет спрос на них.

Необходимо сформировать современную науку о человеке, очищенную от всей экзотичности и мистичности ее индийского прочтения, от отживших и неуместных в ритуалов и обрядов.

Если йога как наука о человеке сможет получить государственный статус, это откроет широкие возможности ее применения в сфере оздоровления и развития человека.

Борис Иванович Володарский – народный целитель Алтая, тренер русского рукопашного боя, разведчик, после 15 лет службы зарубежом занимался в т.ч. подготовкой спецназовцев для Афганистана, Чечни и т.д. Теперь живёт под Барнаулом (зимой – в Новосибирске), и занимается целительством. В этом видео даст много интересной, в том числе ранее засекреченной информации. Основной же темой является здоровье и возрождение Русского Народа.

Фрагмент занятия №2 «Биоэнергетика, этнопедагогика» (11.12.2021)

Книга, о которой идет речь – Коити Тохэй “Книга КИ: Координирование ума и тела в повседневной жизни

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.

Основатель Йога шивананда - Свами Шивананда
Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

хатха йога в ИндииВ учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий