Зерно духа · ЖУРНАЛ «АГНИ ЙОГА и ТЕОСОФИЯ»

Зерно духа · ЖУРНАЛ «АГНИ ЙОГА и ТЕОСОФИЯ» Позы

Подвиг и страдания духа огненного

Б., 414. Виды самоотверженности настолько различны в человеческом понимании, что надо принять во всем измерение наивысшее. Самоотверженно отдавшийся на служение утверждается как светлый сотрудник. Служитель космического огня приносит себя в жертву. Служитель эволюции утверждается как носитель закона. Служитель, приверженец Общего Блага, утверждается как сотрудник Космоса.

Творчество центров отвечает всем выявлениям высших видов самоотверженности. Когда трансмутация огня войдет в жизнь, тогда можно будет сказать: воистину, свершилось космическое веление! Ведь Космос насыщает все жизни огнем, и для нового проявления нужно развить в себе тождественные энергии.

В этой тождественности заключены все миры. В этой тождественности заключена миссия Агни йога. Потому те вибрации, которые центры Агни йога воспринимают, тождественны с огнями пространства. Так Я вижу невидимое творчество центров. По рекордам творческого огня можно определить духотворчество.

Бр., 196. Будьте осторожны с центром гортани. Он как синтетическое средоточие может очень принимать пространственные воздействия. Если радиостанции могут влиять на слизистые оболочки, то много других воздействий могут также отягощать центры.

Бр., 208. Чуткость организма люди не считают преимуществом. Даже очень просвещенные люди часто опасаются таких утончений. Действительно, требуется расширенное сознание, чтобы понять, насколько необходимо приобретение чуткости для дальнейшего продвижения.

При существующих условиях земной жизни можно ожидать различных болей, но ведь эти страдания происходят не как следствие чуткости, но по причине ненормальности жизни. Если представить себе незараженную атмосферу, то чуткость явится истинным благом, но люди предпочитают загрязнять планету, лишь бы пребывать в диком состоянии.

Бр., 245. Если бы люди относились друг к другу доверчивее, они могли бы наблюдать гораздо больше проявлений космического характера. Например, если бы они не стеснялись поверять о своих чувствованиях, можно было бы улавливать целые волны преходящих токов.

Можно замечать особые горловые ощущения или сердечные боли, или напряжение колен и локтей. По всем центрам могут проходить токи. Это не будет болезнью, но своеобразным недомоганием. По этим симптомам можно увидеть, где проходит напряжение токов. Но нужно проявить хотя бы малое доверие, без опасения быть осмеянным.

Бр., 270. Священные боли не принадлежит ни к какому виду болезней. Такое необычное состояние может превышать все известные заболевания. Все становится так напряжено, что малейший удар может порвать эти натянутые струны. Как уже сказано, такое состояние еще усугубляется неестественным положением планеты.

Болезнь планеты угрожает нагнетением сердцу. По глубокой причине издревле охраняли чуткие организмы. Название священных болей должно было обратить внимание на сердце, прикоснувшееся к тончайшим энергиям. Такие сердца нужно беречь, они как провод высшего напряжения.

Их нужно беречь и в домашнем быту, и во всей жизни. Если бы врачи были менее самомнительны, они стремились бы наблюдать такие редкие явления. Но, к сожалению, все особенные симптомы скорее отталкивают ленивых наблюдателей. Между тем, наряду с механизацией жизни должно происходить изучение высших энергий.

Бр., 396. Йогам знакомы приступы как бы внезапной сонливости и усталости, называемые облаком ведения. Конечно, йог знает, что в это время его энергия истекает, привлеченная мощным потоком пространственного течения. Йог знает, что он принял участие в великом служении на пользу человечества.

Можно различать многие виды таких служений. Иногда только забытье ощущается, но иногда тонкое тело устремляется, чтобы принять участие в неотложном действии. Тогда лица могут видеть такое тонкое тело как видение или ощущать невидимое присутствие. Явления таких действий на расстоянии бывают мгновенными.

Не требуется земного времени для длительных бесед и воздействий. Когда же йог чувствует наступление момента забытия, он отдается такому повелительному призыву, иначе он может упустить возможность сотрудничества в чем-то великом. Особенно показательно, что такие общения происходят и на дальних расстояниях, и с лицами совершенно незнакомыми.

Н., 65. Урусвати не однажды принимала на себя чужую боль. Такое качество делается частью Великого Служения. Первоначально оно весьма тяжко, но постепенно такие вмещение и самоотвержение становятся как бы второй природой. Врачи должны изучать не только перенос чувствительности, но и передачу целых болезней со всеми симптомами.

При этом такие симптомы могут быть очень сложными. Ведь явление болезни может усугубляться из разных источников одновременно. Также прием боли может усиляться и собственным предрасположением. Сперва перенос болезни ограничивается пределами только близких, но затем такое самоотвержение распространяется и на очень дальние расстояния.

Не будем удивляться, что Наши обширные сношения приносят и разнообразные боли, но человек привыкает к любому состоянию. Так, когда Мы советуем осторожность, Мы предусматриваем и возможность распространения боли. Между тем в нормальном положении человечество не нуждается в болях. Такое неестественное состояние преломляется в неправильной жизни.

Можно иногда просить людей: не отягощайте работу Нашу такими посылками. Не утруждайте Наших сотрудников, нагромождая на них боль не только физическую, но и духовную. Множество людей вопиет о помощи в болезни, между тем они же накануне устроили сами себе осложнение.

Можно читать о явлении особых болей у замечательных лиц, это не только священная боль, но и прием на себя чужого страдания. Можно сказать про Нашу Обитель, что болезней там не бывает, но страдания достаточно. Неизбежно это при заботе о человечестве.

Н., 158. Урусвати знает, что есть священная боль. Современные врачи назовут эту боль невралгией, ревматизмом, нервными судорогами, воспалением нервных каналов. Много определений будет высказано, но даже земной врач усмотрит нечто особенное.

Теперь можно вообразить, насколько подвержены таким напряжениям Великие Учителя. Не может быть иначе: всеначальная энергия стучится в новые сферы. Она стремится вздохнуть там, где вибрации ей отвечают. Но свободная воля Учителя привязывает явление к Земле во благо человечества.

Нужно понять, что лечение таких болей может быть только вибрационным. Мы посылаем токи, и нередко они доходят до очень сильных степеней. Явление таких болей немало мучило Великого Путника. Он в такие часы удалялся в пустыню, там легче было принять вибрации.

Никто не предполагал, что Великий Путник может испытывать такие боли. Люди полагали, что Учитель должен быть изъят от всех земных проявлений. Сам Великий Путник не скрывал, насколько Он нуждается в сотрудничестве людей. Он постоянно повторял, что дается по вере. Так Он учил значению всеначальной энергии.

Лишь при полном осознании энергии можно вызвать ее действие. И только при добром желании она будет служить. Так можно видеть в жизни Великого Путника самые человеческие и научные утверждения.

Н., 269. Урусвати знает, как разнообразно происходят посылки психической энергии. Помимо психических истечений могут быть и физические ощущения. Можно наблюдать горение разных центров, напряжение, доходящее до тошноты, но самым необычным явлением будет неожиданное вспухание отдельных частей тела, преимущественно оконечностей.

Никто не пояснит таких опуханий. С обычной врачебной точки зрения можно даже ждать, что врач будет вообще отрицать возможность такого проявления, пока не увидит сам. Но это не легко, ибо такие опухания могут образоваться совершенно неожиданно и исчезать очень быстро, но размеры опухоли могут быть очень велики. Урусвати испытала их, но врачи не могли убедиться, ибо опухоли проходили без следа.

Мы называем такие явления стучанием психической энергии. Конечно, нервные центры будут каналами, но это нельзя назвать болезнью. Можно также замечать, что также опухания получаются при посылках на дальнее расстояние.

Также могут быть кровотечения из разных частей тела. Не следует относить их только к разрыву сосудов. Причину нужно искать в борении психической энергии, которая может воздействовать на любой орган. Потому Мы очень советуем обращать внимание на все необъяснимые явления в организме.

Не нужно думать, что такие нервные явления непременно должны сопутствовать действию психической энергии. При нормальном состоянии планеты можно ждать, что психическая энергия будет выявляться без необычных усложнений, но пока люди будут всеми способами отравлять жизнь, до тех пор и психическая энергия будет выявляться самыми неожиданными путями.

Мыслитель давно предвидел, как человечество найдет многие состояния, которые Он называл надземными.

Н., 272. Урусвати знает, что герои и мученики слагают народы. Что же в этом новое, когда Пифагор и гораздо раньше него уже знали такую истину? Но все истины должны быть пересмотрены перед ликом науки, – так говорят ученые, и они правы.

Что же представляют собою герои и мученики? В смысле энергетическом, они составляют как бы живые вулканы, извергающие напряженные энергии. Действительно, такие напряжения необходимы для эволюции. Таким образом мы снова приходим к сочетанию этики с биологией.

Многие называют героев и мучеников фанатиками, но не любим это определение, оно лишь затемняет лучшую сторону героизма. Наоборот, истинный герой знает Учение Самоотвержения. Он идет не для поражения чего-то, но для лучшего приложения своих сил.

Невозможно спорить против мнения, что мучеников сейчас не существуют. Иные думают, что такие понятия принадлежат ветхой древности. Неправда, постоянно усиливаются как героизм, так и мученичество, но все идет в массы народа и потому трудно различимо. Нужно не раз повторять, что народы создают совершенно новый ритм жизни.

Мыслитель знал, что толпы обратятся в народы, и тогда будут оценены труд самоотверженный и героизм.

Н., 344. Урусвати знает тяготу ноши мира. Можно припомнить, как страдала Наша сестра, жившая в Сиене. Следует обратить внимание на связь ее болей со многими событиями во Франции и Испании. У нее появлялись невыносимые боли в области солнечного сплетения.

Явления сильных потрясений не могли быть прекращены, ибо она не успевала дать сведений врачу. Не малыми мерами сильных лекарств врачи пытались прекратить боли, но, по обычаю, они не понимали истинной причины. И теперь люди не понимают тонких воздействий. Такая смута понимания лишь мешает науке.

И во времена Сестры Сиенской не допускалось признание телепатии. Сейчас много говорят о телепатии, но каждый признак ее подвергается сомнению. Можно удивляться, что даже в особых научных обществах сомневаются и тем препятствуют развитию явлений.

Вы слышали о приезде посланного врача для исследования тонких проявлений. Но невозможно ожидать последствий, ибо все окружающие обстоятельства не способствуют удаче исследования. Мы хотим помочь таким исследователям, но нужно найти хотя бы точку соприкасания. Именно это труднее всего.

Урусвати может поведать исследователю много убедительных подробностей, но нужно, чтобы они были выслушаны и сопоставлены с некоторыми наблюдениями, завещанными Нашими сестрами и братьями, бывшими в мире. Тем можно проследить эволюцию прикасания к тончайшим энергиям.

Мыслитель сам часто чувствовал особые боли и связывал их с лучами планет.

Н., 356. Урусвати знает, как мучительно бывает участие в космических процессах. Спросят, почему такие особые напряжения возникают. Ответ прост: если отрезать частицу эктоплазмы, медиум испытает большое страдание. Но эктоплазма принадлежит тонкому телу, тогда как приобщение к космическим процессам затрагивает огненное тело. Такое прикасание производит боли и напряжения еще большие.

Опять могут сказать: «Если космические токи влияют на все живое, то почему лишь исключительные люди должны особенно страдать?’» Ответ прост: эти токи несомненно воздействуют на всю планету, но различна степень их восприятия. Когда человек наполняет Чашу и утончает сознание, он оказывается в первом ряду восприемников. Невозможно отменить такое уже сложенное состояние. Оно является естественною степенью восхождения.

Кто может отложить рост сознания, когда оно вступило в определенное восхождение? Нельзя препятствовать действию героя, когда он вышел для подвига. Поражение тьмы есть мечта каждого духовного воителя, но битва является одинаковой и на земном, и на надземном плане. Мы можем посредством вибрации уменьшить напряжение, но космическая битва есть утверждение общей обороны.

Оборона и нирвана являются одними из наиболее искаженных понятий. Люди пытаются сделать из них нечто аморфное, распыляющееся и бездейственное, но такие искажения наносят вред эволюции.

К нирване люди задолго сознательно должны готовиться. Люди должны полюбить это состояние всевмещения. Также люди должны полюбить состояние обороны как самое напряженное и прозорливое. Люди должны совершенствоваться сознательно, иначе такое участие в космической битве сделается несносным.

Но может ли человек, не размышляя о мироздании, приучиться к подвигу обороны? В этой обороне человек проявляет высокое самоотвержение. Он действует не для себя, но для дальних миров. Каждый согласится, что нелегко забыть свою личность во имя дальних миров.

Нужно помочь себе ясностью сознания полюбить непрерывную битву и понять, что оборона гармонии есть красота. Не нужно позволять, чтобы сомнения могли нарушить стройность гармонии.

Прекрасен дозор, который любит и знает сокровище, им охраняемое.

Мыслитель знал красоту такого дозора. Он говорил: «Мы познаем не для себя, не для Земли, не для Солнца, но для миров незримых».

Н., 379. Урусвати знает, что так называемые священные боли внешне не отличаются от простых обычных заболеваний. Врачи найдут им самые рутинные определения. Знаете, что великие два мыслителя Индии отошли – один от горлового рака, другой от диабета.

Про йогу:  Йога для тазобедренных суставов (асаны для раскрытия тазобедренных суставов) | SLAVYOGA

Также знаете о священных болях Упасики, но врачи никогда не признали бы следствие и причину такого самопожертвования. Скажут: «Зачем такая расточительность в выдаче психической энергии?» Но пристойно ли задавать такие вопросы? После этого можно усомниться, полезна ли была деятельность Наших сестер в Испании и в Италии.

Обе они остались высокими примерами работы на общее благо. Они боролись против несправедливости и невежества. Обе они выносили большие поношения. Обе они проявили небывалое терпение. Обе они страдали от священных болей. Никто не мог определить их разнообразных заболеваний, которые возникали нежданно и так же заканчивались.

Один эллинский мудрец, замечая свое здоровье, весьма огорчался: «Неужели сила моя не может исходить туда, где она требуется?» Так можно многими примерами доказывать, что великое служение вовсе не есть земное здоровье. Так же можно доказать, что иные больные живут дольше предполагаемых здоровых. Подумайте, что отдача энергии есть высшая щедрость и милосердие.

Мыслитель говорил: «Благо в том, что каждый имеет при себе незримое богатство».

Н., 395. Урусвати правильно заметила, что ее болезнь усилилась при мировых потрясениях и при болезни близких. Пространство стонет, и сердце болит.

Истечения психической энергии бывают произвольными и непроизвольными. Первые вполне понятны, ибо мысль посылает волны, но не всегда понятны вторые. Между тем вполне естественно, что сила дисциплинированной психической энергии присоединяется к главному магнитному потоку.

Учитель предлагает, чтобы к Нему обращались, но это не за тем, что Учитель не знал бы, где нужна помощь. Напротив, по причине призыва получается приобщение к мощному току энергии. Учитель расходует много энергии. Можете представить себе, какое усилие необходимо для воздействия на многие страны, чтобы соединить разнородные свободные воли.

Так называемые священные боли являются чрезмерной выдачей психической энергии. Но можно ли сетовать на человека, который и волей, и сущностью своею служит на общее благо! Нельзя определить предел, который может быть запрещен для помощи человечеству.

Я не раз рассказывал о прекрасных деятелях, полагавших силы на благо мира. Они страдали немало, но такие молнии энергии приносили оздоровление пространства. Сами они не знали, где происходит спасительное следствие, и только после из тонкого мира могли удостовериться в своих победах.

Мы все знаем, как болит сердце за человечество, и черпаем силы лишь ради будущего. Часто нелегко утвердиться на пути к будущему.

Мыслитель указывал, что каждый путь проходится ради будущего.

Н., 462. Урусвати знает, как болезненно отражаются дисгармонические токи. И самовосстановление равновесия тоже является следствием многих болевых ощущений. Так можно вспомнить, как страдал Наш брат К., когда он ощутил воздействие злобных и невежественных посылок. Он менее почувствовал бы эти влияния, если бы пространственные токи не были тогда тяжки.

Мы уже говорили об эпидемии воспаления слизистых оболочек. Такое явление тоже нужно отнести к воздействию токов, но усиленному земным смятением; Мы сказали это слово, чтобы указать главную причину.

Нелегко восстановить равновесие, когда и сверху, и снизу посылается дождь вредоносный. Лечение прежде всего требует спокойствия, но иногда оно недоступно. Наш брат страдал продолжительно, ибо даже при лучших условиях спокойствие не могло быть сразу восстановлено.

У Нас знают эти приступы земных смятений. Каждый из Нас испытал когда-то такие напряжения. Даже обычные токи в таких условиях оказываются чрезмерными, и Мы, по возможности, даже удерживаем такие вибрации, которые могут вредить. Не нужно удивляться, что в такое время не может быть насыщенных проявлений. Нужно беречь организм. Мы можем дать совет – не утомляйтесь и, если чуете приступ сонливости, не насилуйте себя.

Ярое столкновение токов должно отзываться на чутких организмах. Прежде уходили в пустыню, чтобы хотя избавиться от земных смятений, но теперь люди овладели даже воздухом – и токи напряглись. Так, когда Мы говорим о переполнении пространства, Мы имеем в виду не отвлеченность, но земную реальность.

Мыслитель говорил о битве незримой.

Н., 919. Урусвати живет в Озарении Пламенном. Природа йога огненна. Он возжег ее постоянным углублением и возвышением мысли. Люди касаются в жизни проблесков высших энергий, но не замечают их, и возможность потухает. Никто не сказал им, что их природный талисман должен быть возжжен, иначе он может лежать в хранилище без проявления.

Также никто не сказал, что молния надземного мира может оживотворить, если искра сознания уже образовала магнит. В мироздании взаимность имеет решающее значение. Также никто не предупреждал вступающего на йогический путь, что огненные воздействия вовсе не всегда приятны.

Огонь как земной, так и надземный имеет сходство, и человек, приступая к огненному подвигу, может понять, чем возместится его преходящая боль. Человек знает, что он вступает в сотрудничество с Высшими Силами, и такое осознание высшего подвига возносит его над хаосом. Человек тогда может называться победителем.

Мыслитель улыбался: «Горю, горю и не сгораю».

Н., 946. Урусвати усвоила непрерывность тока надземного. Даже возвышенный утонченный организм нелегко воспринимает такую передачу; только вспомним, насколько болезненно достигают посылки тонкого мира! Броня земная всеми силами противится достижению голоса надземного. Каждый земной звук, как в мегафоне, гремит и сотрясает. Сердце ужасается даже от малейшего шороха.

Боли священные – не что иное, как несоответствие вибраций земных и надземных. Самое естественное приближение надземного мира кажется как непереносимым вторжением, но сильная воля преодолевает первые ступени. Наконец, боли священные слабеют, шорох и даже крик более не сотрясают, и сотрудничество с миром надземным становится обычным.

Много оправданий изобретается, чтобы указать на случайность и на свое болезненное состояние. Поистине, только отважная свободная воля освобождает человека от суеверия и скажет ему: «Малодушный, слушай прилежнее».

Мыслитель часто напоминал: «Слушайте друг друга».

Б., 728. Можно утверждать, что Агни йог не имеет чисто физических болей. Все физические боли называются огненными, приносящими знак тонких энергий, потому каждое напряжение вызывает сокровенные боли. Чуткость восприятия так мощна, но, главное, нужно избежать напряжения.

«…очень устаю от перебоев в сердце. Я [2] их не опасаюсь, ибо знаю, что через меня проходят новые токи, или лучи, которые я должна ассимилировать» [2,3, 25.07.48].

«Так, недавно, уже в постели, я увидела на горизонте новое, ярко горевшее (как солнце) светило, конечно, не видимое земным зрением, и мне стало тяжко от прекрасного света, но я не поняла, что это и было светило, против которого действовала и моя магнитная сила.

Для этого потребовалось пояснение Великого Владыки. Если довести до земного сознания Сотрудничество Космическое, то счет дней земного существования стал бы краток. Вибрации Космического Сотрудничества настолько разнятся от земных, что они не могут быть восприняты нашим физическим мозгом без его разрушения. С такими земными ограничениями нужно примириться» [2,3, 26.10.50].

«Может быть, через сто лет человечество поймет, как неземно трудно получать Сообщения Высшие не будучи медиумом и оставаясь в земных условиях среди не всегда гармоничных людей. Сердце – главный фактор при всех йогических и духовных переживаниях. Должна признаться – мне трудно, порой очень, очень трудно от напряжения не только от тяжких смешанных космических и земных токов, но и от участия в Космическом Сотрудничестве, которое возможно только при достижении известных степеней духовного продвижения, и потому оно крайне редко доступно, и участников в таком сотрудничестве у Великого Владыки немного.

«Мое тяжелое самочувствие тоже в силу большого напряжения в солнечном сплетении, которое уявлено на большой подвижности, и особенно трудно по ночам, страшно трудно. Но нужно терпение, ибо подвижность нужна для ассимиляции новых лучей из пространства, которые скоро оявятся на отходе.

После ассимиляции их смогу сотрудничать с ними. Эти лучи близки Урану и необходимы для нашей Земли. После отхода Сатурна и уявленного ярого распадения его песчаных масс Земля оявилась на особом сотрудничестве с Ураном. Подвижность солнечного сплетения нужна для Космического Сотрудничества.

«Итак, родные, не опасайтесь некоторых недомоганий, они преходящи и не оставляют последствий. Но никакое продвижение на пути утончения внутреннего человека невозможно без напряжений и болезненных явлений. Но недаром эти боли назывались священными и люди так ценили эти проявления утончения, которое так нужно на этой ступени эволюции Космоса» [2,3, 03.02.52].

«…последнюю неделю снова была в сильнейшем внутреннем напряжении. Столько Лучей мне нужно воспринять, ассимилировать! Самое трудное сотрудничество есть восприятие Лучей различных пространственных тел, а также и степени Лучей настолько разнообразны, можно сказать, беспредельны. Мое Космическое Сотрудничество и Строительство с Великим Владыкой тоже продолжается, и это тоже нелегко» [2,3, 03.02.52].

«Сейчас я начинаю немного приходить в себя после нового напряжения и двадцатидневного заключения в своей комнате. Процесс отрыва нерва вагуса от Кундалини или плексуса муладхары вызвал сильные боли во всей области муладхары, и яро я была инвалидом, не могла ничего делать и не могла передвигаться.

Только сейчас боли в левой стороне и ноге оставили меня, но правая нога еще болит и плохо передвигается, но с каждым днем легче. Но, к сожалению, процесс этот еще не закончился. Он был прекращен из-за моего сердца. Много мне мешает слабость сердечная» [2,3, 13.04.53].

«О моем самочувствии могу сказать, что оно крайне напряженно, особенно в головных центрах, но ноги мои уже действуют гораздо свободнее, хотя еще с трудом подымаюсь по лестнице, потому сижу больше у себя наверху. Главное – переустройство внутреннего существа уже закончилось, но осталось еще два «узелка», или нервных центра, которые необходимо утвердить в новой им напряженной деятельности; они должны поддерживать мои силы, в которых я буду очень нуждаться в недалеком времени.

Конечно, мое Космическое Сотрудничество страстно утомляет меня. Но радостно сознавать, что можно оказать помощь нашей Земле. Много энергии, сил уходит на сдерживание разбушевавшихся стихий и на локализацию их в стороне от местностей, наиболее охраняемых.

Также и ассимиляция новых Лучей и в их новой комбинации тоже не происходит легко. И слабость, и боль в моих ногах являются свидетелями таких тяжких ассимиляций. Но и это входит и в Служение, и в вооружение. Новые Лучи, ассимилированные определенными духами на Земле, дают возможность пользоваться этими Лучами и постепенно прививать их нашим землянам с большей пользою для них» [2,3, 05.08.53].

«Но, конечно, не только неожиданные посетители выпивают силы, но и усиленное Космическое Сотрудничество, которое сейчас совершенно необходимо, и оно стоит на первой очереди. Никто не может заменить меня в этой работе с Великим Владыкой, ибо для такой работы нужно пройти не только через открытие всех центров, но и через огненную трансмутацию их и всего существа и уявиться уже на разъединении своих трех тел» [2,3, 15.03.54].

«Огненный Опыт тоже будет запечатлен, и мне Сказано собрать то, что останется, с сотрудниками ближайшими. Остальное будет сохраняться в особом месте и, вероятно, будет доступно для ознакомления не раньше ста лет после моего ухода» [2,3, 20.08.54].

«Зина уявлена на воспалении нерва, но никакого артрита тут – нет! Явление страстно мучительное, связано с Космическим Cроком и с ярым сотрудничеством нашей Земли с мощною планетою, проходящей по орбите нашего Солнца. Планета эта находится поблизости от Полярной Звезды.

Скоро она уже оявится в орбите нашей Земли и будет определенно сотрудничать с нею. Ее лучи действуют яро на нервную систему наших землян и усиливают боли в организме, уявленном на яром переутомлении или заболевании. Нерв, в случае Зины, уявлен на страстном переутомлении, и необходимо ему уявить полный покой, тепло и легкое втирание в кожу нагретого камфорного масла.

Явление отхода лучей планеты принесет скоро облегчение. Но нерв здоров и только переутомлен, и неожиданное воздействие лучей уявило ей усиление воспалительного состояния. Лучший совет – не подымать тяжестей, не производить тяжелой работы руками на протяжении нескольких недель после прекращения болей.

Можно посоветовать носить красную фланель на плече и вокруг руки в течение прохладного времени. Никакого иного лечения не нужно. Зина здорова, совершенно здорова. Ярые недомогания при пробуждении солнечного сплетения сказываются и в ощущениях в области желудка.

Необходима легкая пища, как можно больше избегать жирных блюд, жареного масла и сахара. Не бойтесь тошноты, и рвота облегчает напряжение в солнечном сплетении. Не опасайтесь чаще принимать соду. Двууглекислая сода – спасительное средство от многих внутренних заболеваний» [2,3, 03.02.52].

«У Зиночки сокращение ножных нервных центров, связанных с мозговыми центрами. Мозговые центры не имеют еще силы разрядить ножные сокращения, но опасаться этого не следует, нужно лишь помочь. Лучшее средство – это ежедневные теплые поясные ванны, начиная от 97-ми градусов [3] и доводя до 102-х градусов и даже выше, не давая воде охлаждаться, а, наоборот, постепенно повышая ее температуру.

Подобные сокращения в одной, а иногда и в обеих ногах бывали и у меня, эти явления продолжались довольно долго, но с промежутками. Были они не так мучительны, ибо сами довольно скоро разряжались, но, конечно, ощущение не из приятных. Я ничего не предпринимала, зная, что все такие явления имеют свое значение, и самое главное – не следует подвергаться невежественному лечению.

Про йогу:  Дмитрий Серебровский (Москва) — тренер — отзывы, контакты, расписание тренингов — Самопознание.ру

У всех сотрудников и находящихся под наблюдением или в сфере наблюдения, могут проявляться самые необычные симптомы болей и судорог и так далее. Нужен только покой и принятие строфанта или валериана, очищение желудка и легкая пища, при ограниченном количестве сахара и жиров» [2,3, 12.07.50].

«Конечно, все недомогания от позвоночника, потому ему приходится прекратить всякие упражнения и сильные движения и уявиться на тихой работе без резких движений; никаких физических упражнений. Очень важно иметь удобные сапоги, но необходим также пояс, поддерживающий левую сторону торса, ибо необходимо поддержать селезенку, чтобы избежать болезненных ощущений в левой стороне.

Ничего опасного нет, но можно освободиться от неприятного ощущения ношением пояса. При открытии центров вообще запрещаются резкие движения, и даже прогулки не поощряются. Нельзя трясти организм; разрешаются только краткие прогулки по совершенно ровной местности. Но опасности нет» [2,3, 15.10.53].

«Боль в левом боку – от селезенки. Селезенка уявилась на новой деятельности, ибо тонкое тело стало чаще выходить из физического футляра и действовать по-новому в Тонком Мире. Все лекарства вредны, нужен только покой и прием мускуса по средней горошине на прием с валерианом и щепоткой соды для лучшего переваривания его» [2,3, 15.10.53].

«Могу добавить, что, конечно, боли должны быть сильны, ибо нерв селезенки уявлен на отрыве от нерва вагуса. Все отрывы крайне болезненны, но не являйте страха. Все делается для усовершенствования Вашего инструмента и улучшения общего состояния. Боли скоро пройдут» [2,3, 22.11.53].

«Привожу Слова Владыки: «Скажи Зине о необходимости полного спокойствия, ибо ничто не угрожает им. Ярое солнечное сплетение сильно напряжено, и такое напряжение сказывается с особой силою и болезненно на более слабых органах и нервных плексусах. Боли в руке являются отводом от солнечного сплетения, ослабляя боль в нем. Никаких лекарств, кроме строфанта по три пилюли в день и валериана по 35-40 капель два раза в день» [2,3, 05.03.54].

«Итак, Зиночка может радоваться каждому утончению своего организма, который проходит через напряжение в тонком теле. Органы физические могут быть совершенно здоровыми, но сильное напряжение центров вызывает болезненную реакцию в соответствующих физических органах и плексусах.

«Процессы йогические дают иммунитет от многих эпидемических болезней, потому не опасайтесь» [2,3, 12.09.54].

«Во время периода йогического процесса нельзя уявляться на чрезмерной физической работе и подымать тяжести, колоть дрова и делать всякие боковые движения, и даже следует избегать чрезмерного хождения. Также избегать всех неудобных положений, держать позвоночник в прямом положении. Потому лучшее занятие – это писание за столом на прямом стуле. Нельзя горбиться!» [2,3, 24.01.54]

«…без недомоганий нельзя переустроить и утончить наш организм. Главное, не следует опасаться каких-то заболеваний. Хранить только спокойствие, быть осторожными в отношении простуды и не допускать резких движений. Принимать Лучи Владыки в разное время и при разных условиях не так-то легко. Нужно большое внутреннее равновесие, лишенное всяких раздражений, обид и так далее» [2,3, 30.11.53].

Примечания

  1. 12345678910111213141516Трефилов В. А. § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  2. 12А.Ф. Родюков.Религиоведение. Тема 14. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия (неопр.) (недоступная ссылка). СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. Дата обращения: 29 августа 2021.Архивировано 20 августа 2021 года.
  3. 123456Лобач В. В. (директор издательства «Звезды Гор»; член Совета республиканской общественной организации «Белорусский фонд Рерихов») Агни Йога или Живая Этика, Учение Жизни // Новейший философский словарь. / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  4. В источниках встречаются другие определения Живой Этики (Агни Йоги), в том числе
    • нравственно-духовное учение — Кравченко В. В.Живая Этика // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995. — 624 с.— ISBN 5-02-013025-7,
    • духовно-философское учение — Рерих Елена Ивановна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004,
    • философско-этическое учение — § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
    • религиозно-мистическое учение — Родюков А. Ф.Тема 14. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия (неопр.) (недоступная ссылка). / А. Ф. Родюков. Религиоведение. СПб ГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича. Дата обращения: 29 августа 2021.Архивировано 3 февраля 2021 года.
    • философско-мистическое учение — Философский мистицизм. Глава V Части четвёртой. «Религиозная философия» (неопр.). Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Республика, 2003. Дата обращения: 25 сентября 2021.Архивировано 19 февраля 2021 года.
    • нравственно-философское и религиозно-эстетическое учение о культуре — Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян.— 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001.-511 с. ISBN 5-06-003475-5
    • новое религиозное движение — Hammer, OlavClaiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. 573 pp. стр.103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
      «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
    • религиозное направление, основанное на восточных религиозных течениях — (Krawchuk, Andrii.Religious life in Ukraine: Continuity and change (неопр.). // Religion in Eastern Europe. George Fox University[en]. Дата обращения: 26 июля 2021.Архивировано 19 февраля 2021 года.
      «Eastern-based religious orientations, such as Krishna Consciousness, Transcendental Meditation, and the so-called Agni Yoga „Living Ethic“ of the followers of the Hindu-inspired teachings of the Russian thinker Nicolai Rerich»)
    • учение, относимое к оккультному движению нью-эйдж — Бондаренко Д. М., Андреева Л. А., Евгеньева Т. В., Кавыкин О. И.Бондаренко Д. М., Андреева Л. А., Евгеньева Т. В., Кавыкин О. И.Судьбы христианства в современной России в контексте глобализационных процессов (неопр.) (недоступная ссылка). // Новые российские гуманитарные исследования, 2007, № 2. Дата обращения: 25 сентября 2021.Архивировано 4 ноября 2021 года.
    • философско-религиозное учение, выражающее традицию нью-эйдж, восходящую к неомистике, теософии и антропософии — Новые религиозные движенияАрхивная копия от 20 мая 2021 на Wayback Machine // Кафедра государственно-конфессиональных отношений, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2009.
    • оккультная доктрина — Hagemeister M.Russian cosmism in the 1920s and today / Rosenthal B. G. (ed.) The occult in Russian and Soviet culture.— Cornell University Press, 1997.— 468 p.— p.199.— ISBN 080148331X, ISBN 9780801483318. (Information and Interdisciplinary Subjects Series)
    • антигуманное и асоциальное оккультно-религиозное учение — Гражданско-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник материалов / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М. Н. Кузнецов, д.ю.н. И. В. Понкин.— М.: Региональный фонд поддержки мира и стабильности во всём мире; Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2008.— 446 с.— С. 181.
    • надконфессиональная религиозная философия — Иванова И. И. Религиозная философия: Учеб. пособие. — Бишкек, 2001. С. 32—40.
    • нетрадиционная религия, представляющая собой пример синкретизации различных религиозных и философских концепций, научных и паранаучных положений, с сохранённой ориентацией на сверхъестественное — Воронкова О. В. Нетрадиционные религии в России: философско-религиоведческий анализ // Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата философских наук (09.00.13 — религиоведение, философская антропология, и философия культуры). [Место защиты: Юж. федер. ун-т] Ростов-на-Дону, 2009 (автореферат)

  5. 12345духовно-нравственное учение в рамках оккультнотеософской традиции знания и эзотерической мудрости Востока — Назаров В. Н.Живая Этика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2021. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  6. Живая Этика // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. — 656 с.
  7. 12Живая Этика // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995. — 624 с.
  8. Лащенко Н. Д.Философско-педагогические взгляды Е. И. РерихАрхивная копия от 23 марта 2021 на Wayback Machine: автореф. дис. канд. пед. наук / Белгородский государственный университет. — Белгород, 2001.
    «отсутствие её имени на титульных листах этих книг Елена Ивановна объясняла тем, что изложенная в них сокровенная мудрость Востока не может быть авторской собственностью»
  9. Рерих Елена Ивановна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  10. 123Росов В. А.Предисловие / Елена Рерих. Листы дневника. Т.1: 1920—1923.— М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009. — 512 с.
  11. Фосдик З. Г. Мои учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922—1934).— М.: Сфера, 2002.
  12. Рерих Е. И. Письма. Том III (1935 г.) — М.: МЦР, 2001 [Письмо Е. И. Рерих — А. М. Асееву от 15.10.1935]
    «Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространён».
  13. — Большинство исследователей отрицают реальность существования Учителя Мория. См. например:
    • Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Документальное расследование.— СПб.: СПбГУ, 2008.— 432с. ISBN 5-288-04705-7, ISBN 978-5-288-04705-3.
    • Jenkins P. Mystics and Messiahs. Oxford University Press, 2000, NYC. p.41-42.
      — Некоторые из исследователей предполагают историчность личности Махатмы Мория, например:
    • Росов В. А.«МИРОВАЯ СЛУЖБА» И НАЧАЛО СИБИРСКОГО ПУТИ / Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План.— СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002.— 272 с.— c.12—13
      «Аллал-Минг — легендарная историческая фигура, предводитель воинов, казнённый в Кашмире (III в. до Р. Х.). И в то же время Учитель Аллал-Минг, или Махатма Мория, — живая во плоти современная личность. Он спускается из своей горной обители Тибета и приходит в удушливые города Запада, чтобы поддержать близких учеников.»

  14. 12См. напр. Носачев П. Г. Рецензия на книгу. А. И. Андреев. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Документальное расследование // Вестник ПСТГУ. — М.: ПСТГУ, 2009.— с.81-86
  15. 123Рерихи, семья // Эзотеризм: Энциклопедия / Сост. и гл. редактор А. А. Грицанов.— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.— 1040 с.— (Мир энциклопедий).
  16. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение (краткий курс). — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — С. 202. — 216 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-222-13761-1.

    …некоторые российские новые религии возникли ещё в советские годы — например, «ивановцы» <…>, а также последователи учения Е. И. и Н. К. Рерихов

  17. Лункин Р. Н., Филатов С. Б.The Rerikh Movement: A Homegrown Russian ’New Religious Movement’ // Religion, State and Society.— Volume 28, Issue 1, 2000.— pp. 135—148. DOI:10.1080/713694743
  18. 12Williams C.The Fight for Religious Freedom and Pluralism in Post-communist Russia / McKay G., Williams C. Subcultures and new religious movements in Russia and East-Central Europe.— Peter Lang, 2009.— с. 227. (Cultural identity studies, Том 15). ISBN 978-3-03911-921-9. См. там же: Stasulane A., Priede J. The Reconfiguration of Values and Beliefs. C.365—392
  19. 123456789101112Симанженкова Т. К. Движение последователей учения Рерихов в современной России: философские истоки и тенденции эволюции // Диссертация на соискание учёной степени канд. философ. наук. Омск.— Красноярск: ГОУ ВПО «Сибирский Государственный технологический университет», 2006. 150 с. Автореферат
  20. 1234Новые религиозные движения (обзор)Архивная копия от 20 мая 2021 на Wayback Machine // Российская академия государственной службы при Президенте РФ, кафедра государственно-конфессиональных отношенийАрхивная копия от 7 декабря 2021 на Wayback Machine.
  21. Тимощук А. С., Федотова И. Н., Шавкунов И. В.Введение в религиоведение. Учебное пособие.— Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2021.— с. 102.
    «Новые религиозные движения по происхождению можно условно разделить на 3 группы, каждая из которых в свою очередь включает разнообразные течения (см. прил. 5). Ряд направлений не имеют оформленного культа, обрядов (последователи Иванова, учение Рерихов, Блаватской)…»
  22. Некоторые последователи Живой Этики отвергают отнесение учения к одной из современных разновидностей религии на основании того, что в учении не содержится культовой, обрядовой стороны (см. напр. автореферат диссертации Н. Е. Самохиной «Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ)» на соискание учёной степени доктора философских наук). Однако многие новые религиозные движения, в частности, представители Нью-эйдж, также не содержат культовую, обрядовую сторону. Для таких движений характерно позиционировать свои учения как культурологические, образовательные, просвещенческие, оздоровительные, но не как религиозные. Это может затруднить их религиозную идентификацию. См. Новые религиозные движения (обзор)Архивная копия от 20 мая 2021 на Wayback Machine // Российская академия государственной службы при Президенте РФ, кафедра государственно-конфессиональных отношений
    • Тимощук А. С., Федотова И. Н., Шавкунов И. В.Введение в религиоведение. Учебное пособие.— Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2021.— с. 22.
      «Итак, наличие вероучения, символической практики и сакрального текста есть первичные признаки религии. Вторичные признаки религии, такие как осуществление обрядов и ритуалов; наличие сакральных символов, присутствуют не во всякой религии»
    • См. также работу, в которой оспаривается отнесение рериховского движения к НРД — Фатхитдинова Я. Ю.Новейшая история рериховского движения в РоссииАрхивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук.— Уфа, 2009. Специальность 07.00.02. Архивировано из первоисточника 05/05/2021.

  23. Таевский Д.Новый век (New Age, Новая Эра, Нью Эйдж, Эра Водолея) (рус.). История религии. Дата обращения: 23 мая 2021.
  24. Бондаренко Д. М., Андреева Л. А., Евгеньева Т. В., Кавыкин О. И.Судьбы христианства в современной России в контексте глобализационных процессовАрхивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine // Новые российские гуманитарные исследования, 2007, № 2
  25. В. А. РосовВеликий Всадник. О Ленине и символике звезды на картинах Николая Рериха // Вестник Ариаварты. — 2002, № 1. — С.39
  26. См. отсканированное первоиздание книги «Аум»
  27. Редакционный комментарий к книге Агни-йога
  28. Живая Этика // Новая философская энциклопедия. ИФ РАН, 2001
  29. Трефилов В. А. § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  30. 123Сунгуртян К. К. Лингвориторические средства выражения антропоцентризма в русском и переводном эзотерическом дискурсе. Диссертация на степень кандидата филологических наук, Краснодар, 2007 г. — С.129-130. (автореферат)
  31. Эзотерика // Политическая наука: Словарь-справочник / сост. проф. пол. наук Санжаревский И. И. — М., 2021
  32. Эзотерика // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  33. 12Hammer, OlavClaiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. 573 pp. стр.78. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
  34. Агни ЙогаАрхивная копия от 25 октября 2021 на Wayback Machine // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  35. Статья «Иерархия» — Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с. ISBN 985-6235-17-0
  36. Hammer, OlavClaiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. 573 pp. стр.102-103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
  37. 12Рыбак К., Избачков Ю.Образ Наталии Рокотовой как ключ к пониманию творческого метода Елены Ивановны Рерих // Наследие веков. — 2021. — № 2 (18). — С. 68—80. — ISSN2412-9798.
  38. Рерихи, семья // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  39. Теософия // Религиозные термины (рус.). // Религиозный словарь
  40. theosophy // Энциклопедия Британника
  41. 1234Stasulane A.Theosophy and culture: Nicholas Roerich.— Roma: Pontificia Università gregoriana, 2005. ISBN 9788878390355.
  42. Рерих Е. И. // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М. А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007. — 736 с.
  43. Живая Этика // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999—656 с.
  44. Агни-Йога // Эзотеризм: Энциклопедия / Сост. и гл. редактор А. А. Грицанов.— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.— 1040 с.— (Мир энциклопедий).
  45. Рерих Н. К.«Цветы Мории».— Берлин: Изд-во «Слово», 1921.
  46. «Письмена» Н. К. Рериха в Музее истории города Ярославля
  47. Самохина Н. Е.Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ) // Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. — М., 2008, стр. 13.

    «…авторами Агни Йоги и предшествующего ей учения теософии были представители эзотерической традиции индо-тибетской философии — пожелавшие остаться практически неизвестными западной общественности философы и духовные деятели, называемые в Индии Махатмами („Великими Душами“). Публикация основных источников теософии связана с именем Е. П. Блаватской; учение Агни Йоги было опубликовано семьёй Рерих; при этом и Блаватская, и Рерихи неоднократно подтверждали, что авторство этих учений принадлежит Махатмам. Автором Агни Йоги является Махатма Мория».

  48. Hagemeister M.Russian cosmism in the 1920s and today / Rosenthal B. G. (ed.) The occult in Russian and Soviet culture.— Cornell University Press, 1997.— 468 p.— p.185—202.— ISBN 0-8014-8331-X, ISBN 978-0-8014-8331-8. (Information and Interdisciplinary Subjects Series)
  49. Стёпин В. С.Глава VII. Стратегии теоретического исследования в эпоху постнеклассической науки // Теоретическое знание.— М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 744 с.
  50. См. напр.:

  51. Абрамов М. А.Русский космизм: Идея единства культуры и многоплановая реальность (недоступная ссылка) // Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора культурологии.— Саранск, 2007. — 150 c.
  52. 12Амаравелла // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.— Т. I: А.— СПб.: Азбука-классика, 2004.— 576 с
  53. Шапошникова Л. В.Жизнь и гибель «Амаравеллы» // Тернистый путь Красоты.— М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.— С. 262—273.
  54. Космизм как направление в искусстве // Сайт МЦР
  55. Шишин М. Ю.Живая Этика и онтология искусства // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: Материалы международной научно-общественной конференции: В 3 т. — М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004. — Т.1. — 352с., Т.2. — 459с., Т.3. — 502с.
  56. Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственностиАрхивная копия от 10 ноября 2021 на Wayback Machine: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М. Н. Кузнецов, д.ю.н. И. В. Понкин.— М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2009.— 704 с.
  57. Лункин Р. Н., Филатов С. Б.The Rerikh Movement: A Homegrown Russian ’New Religious Movement’ // Religion, State and Society.— Volume 28, Issue 1, 2000.— pp. 135—148. DOI:10.1080/713694743
  58. 1234Фатхитдинова Я. Ю. Новейшая история рериховского движения в России. Автореферат  (недоступная ссылка) диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Уфа, 2009. Специальность 07.00.02. [аффилированный источник? 3630 дней]
  59. Балагушкин Е. Г.Нетрадиционные религии в современной России : системно-аналитический подход // Диссертация … доктора философских наук. — М.: ИФ РАН, 2006. — 350 с.
    «…религиозное объединение Агни-йога пропагандирует свой учебник „Живая этика“…»
  60. Hammer O.Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. 573 pp. стр.103. (Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 978-90-04-13638-0, ISBN 90-04-13638-X.
    «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
  61. 12J McCannonBy the shores of white waters: the Altai and its place in the spiritual geopolitics of Nicholas Roerich // Sibirica: Journal of Siberian Studies, 2002
    «In general, Agni Yoga was one of the many ‘new age’ movements appearing in Europe and the United States during the 1920s, based loosely on Hindu and Buddhist teachings and foretelling the imminent arrival of a new cosmic era of peace and justice».
  62. Рудзитис Рихард Яковлевич / Richard(s) RudzitisАрхивная копия от 8 февраля 2021 на Wayback Machine; Рудзитис Рихард
  63. Издания латвийского общества Рериха с 1925 до 1940 года
  64. 12Кемпбелл-Стиббе Катрин / Katherine S. CampbellАрхивная копия от 31 октября 2021 на Wayback Machine (1898? — 10.8.1996). «Амрида»
  65. В 1937 году в ТаллинеАрхивная копия от 31 октября 2021 на Wayback Machine был сформирован временный комитет, но официально рериховское общество так и не было оформлено. Председателем этого Эстонского инициативного комитета Пакта Рериха был Эдуард Таска, активным участником П. Ф. Беликов
  66. «Харбин избран центром в строительстве будущей культуры России» (Дневник Е. И. Рерих 1921 года). Харбинские рериховские группыАрхивная копия от 31 октября 2021 на Wayback Machine
  67. Bulletin Mensuel du Comité des Études Ossétines près le Centre Européen du Roerich Museum. Paris, March 1, 1933
  68. Луис Леви ХоршАрхивная копия от 13 апреля 2021 на Wayback Machine (англ. Louis L. Horch) — президент Музея Рериха в США. В письмах Елены Рерих — «рука Фуямы», то есть правая рука Николая Рериха. В 1922—1935 финансировал все его проекты, в том числе строительство рериховского небоскрёба Мастер Билдинг.
  69. About Agni Yoga (неопр.). // Agni Yoga Society. Дата обращения: 10 декабря 2021.Архивировано 19 февраля 2021 года.
  70. 12Попов Д. Н. «Н. К. Рерих (1874—1947)» / Рерихи. Восток — ЗападАрхивная копия от 17 августа 2021 на Wayback Machine. / Составители: Д. Н. Попов, В. А. Росов.— М.: Государственный музей Востока, 2006.— 64 с.— с.15.— ISBN 5-9900336-9-9. Копия в формате djvu
  71. «Russian-Indian festival in protected Himalayan estate of Roerichs» // Сайт посольства России в Индии.
  72. Stasulane A., Priede J.Dynamics of intra-group relations: symbols used by the theosophical groups in eastern Europe (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка)
    // Culture, Subculture, Counterculture. International Conference, Galaţi, 2—3 November, 2007.— Galaţi: Editura EUROPLUS.— p.201.— ISBN 978-973-7845-95-5
  73. Свидетельство № 494 от 17 декабря 1991 г. о регистрации Устава общественного объединения «Международный Центр Рерихов» // Минюст РСФСР, 17.12.1991
  74. Боннер А. Т. Правовые споры, связанные с произведениями искусства // Законодательство.— 2005.— В. 5.— С. 32-40
  75. Бондаренко Д. М., Андреева Л. А., Евгеньева Т. В., Кавыкин О. И.Судьбы христианства в современной России в контексте глобализационных процессовАрхивная копия от 4 ноября 2021 на Wayback Machine // Новые российские гуманитарные исследования, 2007, № 2
    «Учениями, относимыми к движению „Новый век“ и при этом рассчитанными на высоких интеллектуалов-гуманитариев, являются, в частности, „Новый акрополь“ Х. А. Ливрага, агни-йога Н. К. и Е. Н. Рерихов и теософия Е. П. Блаватской, организации последователей которых имеют широкое международное распространение, в том числе в современной России — с 1986, 1989 и 1991 гг. соответственно.»
  76. Лункин Р. Н.Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков // сб. Двадцать лет религиозной свободы в России.— М.: РОССПЭН; Московский Центр Карнеги, 2009.
  77. 12Симанженкова Т. К.Доктрина Рерихов и учения «Новой эры»: реальность и перспективы развития (недоступная ссылка) // Актуальные проблемы философии. Сборник научных работ студентов и молодых учёных по итогам межвузовской научно-практической конференции. — Красноярск: СибГТУ, 2006. — С. 83-88.
  78. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник).— Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн., Ростов-на-Дону, 1998
  79. См. «Скажем правду!», Специальный выпуск 24.11.2002 // Журнал «На Восходе». Сибирское Рериховское Общество
  80. Волков В. В. Философия культуры Н. К. Рериха. АвторефератАрхивная копия от 26 апреля 2021 на Wayback Machine диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 1998. (Тверской государственный университет)
  81. 12Рерих Н. К. // Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 3-е изд.— М.: Академический Проект, 1999. — 944 с.
  82. Шапошникова Л. В.Н. К. Рерих как мыслитель и историк культуры // Новая и новейшая история. 2006. № 4. Июль-август. — C. 128—165.
  83. Рерих Н. К. // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  84. Бабосов Е. М. Рериховская концепция совечности культуры и человечности // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления. Сб. науч. трудов. Мн.: Технопринт, 2005. С. 14-20.
  85. Гиндилис Л. М., Фролов В. В.Философия Живой Этики и её толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии. — 2001. — № 3.
  86. Марина Цвигун известна также как «Мария Дэви Христос». В 2006 году она переносит центр своей деятельности в Москву и получает паспорт на новое имя «Виктория Преображенская»
  87. Никонов А. А.В заложниках у политики // «Вестник Российской академии наук» 1991. Журнал № 11. (html-версия)
  88. Живая этика и наука. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2007.Архивная копия от 24 ноября 2009 на Wayback Machine — М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2008. — С.35-36
  89. Рерих, Елена Ивановна // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  90. Гиндилис Л. М., Фролов В. В.Философия Живой Этики и её толкователи. Рериховское движение в России // Журнал «Вопросы философии», № 3, 2001 г
  91. Живая этика // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX : «Ефесянам послание — Зверев». — С. 172-173. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  92. Цыпин В. А. прот., Кравец С. Л.Архирейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 г. // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. III : «Анфимий — Афанасий». — С. 557-559. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
  93. 12Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме»Архивная копия от 6 ноября 2021 на Wayback Machine. // Итоговые документы Архиерейских Соборов 1990—2008 гг.Архивная копия от 28 ноября 2021 на Wayback Machine освящённый Архиерейский Собор 29 ноября — 2 декабря 1994 года (Москва, Свято-Данилов монастырь), 29 ноября — 2 декабря 1994 года. Москва. М., Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178]
  94. К. А. Максимович.Анафема // Православная энциклопедия. — М., 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 274-279. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  95. Интервью с митрополитом Иоанном (Снычевым)
  96. Позиция митрополита Кирилла (Патриарха Московского и всея Руси)
  97. Протодиакон Андрей Кураев. Об отлучении Рерихов от церкви (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 января 2009.Архивировано 21 февраля 2009 года.
  98. А. В. Кураев. Рерихи и христианство (в цикле лекций «Православие — неизвестная религия»), 1994.
  99. 12Кураев А.В., протодиакон, к.ф.н.Уроки сектоведения. — Санкт-Петербург: Формика, 2002. — 448 с. — ISBN 5-7754-0039-9.
  100. Никулина Ю. В.Живая Этика: проблема её статуса в современной культуре // Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур: философские аспекты осмысления: Сб. науч. трудов.. — Мн.: Технопринт, 2005. — С. 282—286. Архивировано 10 мая 2021 года.

    Живой Этике свойственен целостный подход к осмыслению явлений природы и духовно-культурного развития человечества. Это интегральное научно-философское учение о Мироздании, его устройстве и законах, происхождении и эволюции Вселенной, роли космического разума в природном и социальном бытии, о месте человека в Мироздании, его тесной связи с Космосом, об эволюции человека и человечества, нравственных основах бытия и путях духовного совершенствования как необходимого условия эволюции.

  101. Гиндилис Л. М.Живая Этика — наука будущего // Материалы Международной научно-общественной конференции «В защиту имени и наследия Рерихов». 2001.. — М.: МЦР, 2002. — С. 45—53. Архивировано 10 мая 2021 года.
    [1], [2]Архивная копия от 7 апреля 2021 на Wayback Machine
  102. 12345678Фесенкова Л. В.Сциентизация эзотерики и псевдонаука // Социологические исследования. — 2004. — № 2. — С. 92-98.
  103. Международная научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века»Архивная копия от 20 апреля 2008 на Wayback Machine // Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха, 2003.
  104. Обзор Международной научно-общественной конференция «Живая Этика и наука» (недоступная ссылка)
    Из резолюции конференции «Живая Этика и наука» (недоступная ссылка)
  105. Договор о сотрудничестве между МЦР и ИИЕТ РАН
  106. Международная Премия имени Елены Ивановны Рерих // Сайт Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих
  107. 12Демидов А. Б.Философия и методология науки. Курс лекций. Глава 14. Эзотеризм и девиантная наука (неопр.). // Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова», scribd.com (2006). Дата обращения: 8 августа 2021.Архивировано 19 февраля 2021 года.
  108. Оккультизм — статья из Большой советской энциклопедии
  109. Stenger V. J.Bioenergetic Fields (неопр.). // The Scientific Review of Alternative Medicine, Vol. 3, No. 1, Spring/Summer 1999 / colorado.edu. Дата обращения: 8 декабря 2021.Архивировано 8 февраля 2021 года.
  110. 123Губин В. Б.Философия как покровительница лженаук
  111. Об отсутствии научных подтверждений существования «психической энергии», нарушающей закон сохранения энергии, см. Stenger V.The Breath of God: Identifying Spiritual Energy (неопр.). // Kurtz P. (ed.) Skeptical Odysseys.— Amherst, N.Y.: Prometheus Books, 2001.— pp. 363—374. Дата обращения: 23 декабря 2021.Архивировано 19 февраля 2021 года.
  112. Религия — статья из Большой советской энциклопедии
  113. Демьян Беляев относит эзотерическую систему верований, характерную для учений Блаватской, Гурджиева, Рериха и других, к разновидности гетеродоксальных религиозных систем. См. Беляев Д.‘Heterodox’ Religiosity in Russia after the Fall of Communism: Does it Challenge ‘Traditional’ Religion? (неопр.). // Religion, State and Society, 2021. Volume 38, Issue 2. (Taylor & Francis Online). Дата обращения: 23 декабря 2021.
  114. 12Non-science posing as science // Stanford Encyclopedia of Philosophy
  115. 12Александров Е. Б.Проблемы экспансии лженауки

    Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Опять в ходу «биополе», которое экстрасенсы якобы способны видеть как «ауру» различных цветов (что-то в роде нимба). Развилось целое псевдонаучное направление, называемое «биоэнергетикой» или «биоэнергоинформатикой», в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы различных религиозных культов.

  116. 12Чужой монастырь. Авторитетные мнения. К статье: Владимир Крючков. Время пришло. // Ves.lv. «Вести», 21 августа 2008Архивировано 17 апреля 2021 года. (стр. 24-25, 28). Перепечатка в новостях проекта «Социальная история отечественной науки» на сайте ИИЕТ РАН
  117. Акимов А. Е. Физические основы фундаментальных понятий учения Агни // Юбилейные рериховские чтения: материалы междунар. обществ.-науч. конф. 1999. — М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. — С.289-301.
  118. Лесков Л. В.Универсальное космологическое поле
  119. Рыбак К., Избачков Ю.О религиозном опыте Елены Рерих и стремлении его переживания адептами «Живой Этики» // Культурологический журнал. — 2021. — № 2 (36). — С. 1—2. — ISSN2222-2480.
  120. Обращение Президиума РАН, 1999, см. также Проблемы борьбы с лженаукой. Обсуждение в Президиуме РАН // Вестник РАН, 1999, том 69, № 10, с. 879—904.
  121. Лащенко Н. Д.Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Белгород, 2001
  122. Юферова А.«Иван Ефремов и Агни Йога» // Журнал «Наука и религия», № 4, 1991 г


Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий