Чвн йога что это такое

7 апр 2006, 13:36

Последний раз редактировалось Виктор 7 апр 2006, 13:59, всего редактировалось 2 раза.

Часто задаваемые вопросы о занятиях йогой

Какие есть показания к занятиям йогой?Проблемы с позвоночником, включая остеохондроз, сколиоз, лордоз, кифоз, грыжи межпозвоночных дисковАртриты и артрозы суставовСиндром хронической усталостиТревожностьБессонница и плохой сонНепроходящее внутреннее напряжениеПсихосоматические последствия длительных стрессовАстенияВегетососудистая дистонияФункциональные нарушения работы внутренних органовХронические проблемы с внутренними органами и пр.Какие есть противопоказания к занятиям йогой?ПОСТОЯННЫЕ противопоказанияобщая тяжесть состояния, когда никакие действия практически невозможны, поскольку ведут только к ухудшениюпсихические расстройствапограничные состояния психикиорганические поражения сердцанекомпенсированные пороки; пароксизмальная тахикардия; мерцательная аритмия; аневризма аорты, дистрофия миокардазаболевания кровиинфекционные поражения опорно-двигательного аппарататяжелые черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника с неудовлетворительной компенсациейнейроинфекциисильные нарушения схемы телазлокачественные новообразованияВРЕМЕННЫЕ противопоказаниясистематический прием большого количества лекарственных препаратовобострение хронических заболеванийпослеоперационный периодсильная физическая усталостьперегрев и переохлаждениетемпература тела выше 37 и ниже 36,2 градусатяжелая физическая работапрофессиональные или достаточно большие по объему занятия спортомполный желудоккурс глубокого массажа, «чжэнь-цзю» терапиипребывание в парной либо сауне допустимо не ранее чем через шесть-восемь часов после практики асан, либо за четыре часа до нееМесячные у женщинКогда лучше заниматься йогой?Наиболее благоприятным временем для практики йоги является утреннее время.Что делать если не получается заниматься утром?Я – новичок. В какую группу мне лучше идти?Новичок может идти в любую групп, выбрав наиболее удобную ему по месту, времени или преподавателю.Какой формат занятий в группе?Каждому человеку составляется индивидуальная программа занятий, и на занятиях в группах преподаватель с каждым учеником ведет индивидуальную работу. Подробнее о методике занятий в группах – читайте в разделе О нас В какой одежде лучше приходить на занятия?Одежда для практики асан должна быть свободной, легкой и удобной: спортивный костюм, шорты и майка или что-либо другое, удобное для вас, желательно из натуральных тканей. Ноги должны оставаться босыми (или в носках).Можно ли есть перед занятиями?Желудок во время занятия должен быть пуст. Не рекомендуется есть за 3-4 часа до занятий. Но если вы испытываете сильный голод, то незадолго до занятия лучше выпить молока, сока или чаю.Какие существуют возрастные ограничения для занятий йогой?Асаны могут практиковать люди в любом возрасте; дети – начиная с 5-ти лет.Как часто надо посещать занятия с инструктором?Одного раза в неделю будет вполне достаточно. Но если вы хотите получить максимальный эффект от своих занятий йогой – надо заниматься ежедневно дома самостоятельно.Сколько человек в группе?В среднем в группе нашей Школы занимается по 7-8 человек. Максимально – 13 человек в группе.Сколько длится занятие в группе?Продолжительность занятия в любой группе составляет 2 астрономических часа.Что брать с собой на занятие?Вам необходимо взять только одежду, в которой будете заниматься, и, желательно, сменку – дойти в ней из раздевалки до зала. Коврик брать с собой не обязательно – во всех залах они есть в достаточном количестве.Нужно ли быть вегетарианцем или как-то менять рацион и режим питания?Никаких специальных ограничений на питание, связанных с занятиями йогой накладывать не нужно. Быть вегетарианцем в том числе. Со временем практики рацион и предпочтения в пище часто меняются, но это следствие, а не условие практики.Нужно ли быть физически подготовленным для начала занятий йогой?Если вы можете самостоятельно передвигаться, значит, Ваше физическое состояние более, чем достаточно, и Вам можно заниматься йогой. В частности, степень Вашей гибкости или негибкости роли не играет.Что такое ЧВН?Основная задача йоги – это ментальная тишина, остановка мыслительного процесса. Йога есть молчание ума или ЧВН. Согласно Сутрам Патанджали “Йога суть выключение(ниродха) активных программ сознания(читта вритти)”, где Читта- сознание, живой дисплей и эмоции, на котором отражаются как внешние восприятия, так и внутренние (идущие от психики); Вритти -“вихри”, колебания сознания, мысли, грубые состояния и Ниродха – “непорождение”, выключение. Итак- основная цель йоги – это ЧВН.

Вопрос от Игоря Кондратенко:

Ответ:Здравствуйте, Игорь!Во-первых, хотелось бы уточнить один важный момент, что йога формировалась и развивалась эмпирическим, опытным путём и, более того, она к этому опыту и сводится. Т.е. понять некоторые положения в сутрах возможно только посредством (не мирского

!).Вы спрашиваете: «Откуда такое количество асан?» Отвечаю: «Из глубины веков!» Столетиями нарабатывался опытным путём механизм и технология: «Сделал это – получил это, сделал то – получил то» Причём заметьте, что асаны в классических источниках не описываются детально, но лишь схематично, это очень важный момент, дающий возможность понять, что асана должна быть подстроена под индивидуальные возможности, но никак не наоборот, не практик должен быть «втиснут» в форму асаны

! Патанджали велик тем, что обозначил основные положения-условия (для всех асан без исключения) для возникновения чвн! Иначе йога не получится!А конкретные асаны даны для того, что помимо общего воздействия, они ещё обладают и адресным, с акцентом, направленным на ту или иную область в теле.Далее, важно понимать, что из чего следует: чвн является следствием сосредоточения, а уже в состоянии безмыслия создаются предпосылки для обособления Пуруши. Выполняя асану, мы сначала принимаем удобное положение без явных ощущений, обездвиживаем тело и снимаем напряжения в нём (расслабляем), тем самым реализуем асану (см. сутры). Это ведёт к тому, что сознание, «окрашенное» объектом сосредоточения – телом, наделяется теми же характеристиками, что и объект, т.е. неподвижностью, отсутствием какой-либо «мыслеверти» (читтавритти), что и есть йога по классическому определению: «Йога есть прекращение деятельности сознания». Т.е. сначала принимается поза, а затем уже в ней реализуется чвн (неподвижность сознания, которое сосредоточено, окрашено неподвижным телом), но никак не наоборот!Конечно же, переходы из асаны в асану ведут к тому, что состояние сознания на этом этапе несколько активизируется, но затем на этапе выдержки асаны оно вновь обретает чвн. Некоторое разнообразие асан в комплексе не даёт возможности погрузиться так глубоко в состояние сосредоточения, как при изолированных медитативных практиках, когда на протяжении всего периода (примерно от получаса и более) адепт находится в одной позе. Но зато неким дополнительным бонусом мы получаем всестороннюю проработку материальной составляющей нашего существа – тела. Это создаёт запас прочности для дальнейшего углубления практики, возможности находиться в одной позе, выполняя пранаяму либо самьяму без ущерба для тела! Кроме того, обретя опыт и навык погружения в состояние чвн, выполняя крайне медленно и спокойно переходы из асаны в асану, глубина состояния практически не теряется. Практика приобретает качество однородности.Что касается амплитуды асаны, то она максимально возможная, но с одной оговоркой – она без явных ощущений! Т.е. зачастую бывает так, что тело то согнуть можно ещё глубже, но нельзя, ибо это будет уже не йога, потеряется однородность состояния (чвн) из-за возникших в восприятии «вритти-ощущений».Что касается комплексов асан, то они составляются преподавателем или самим практикующим (с учётом массы параметров) будучи в здравом уме и твёрдой памяти, а потом уже реализуются на практике в состоянии ментальной тишины.Всё перечисленное выше касается и практики пранаямы с тем отличием, что за объект сосредоточения на первом этапе принимается дыхание, формируется некий альтернативный дыхательный паттерн (что напрямую воздействует на лёгочную ткань и диафрагму, что, в свою очередь ведёт к мощному повышению иммунитета, жизненных сил). Когда этот паттерн наработан, то возникает состояние покоя ещё более глубокое, чем в практике асан, ведь пранаяма протекает в одной неподвижной позе. В том и в другом случае (при выполнении асан и пранаямы) практика идёт в естественном режиме, т.е. тело принимает удобные позы в свойственных ему индивидуальных амплитудах, дышит так, что становится удобно, и сам процесс дыхания успокаивает сознание (в отличие от ребёфинга и холотропного дыхания, где психика за счёт гипервентиляции вздёргивается до максимальных значений, что в последствии ведёт к неконтролируемому лавинообразному сбросу напряжений, зачастую отрицательно влияющего на телесное и психическое здоровье. Такая технология сама по себе является анти-йогой, со всеми вытекающими последствиями)И в завершении, по поводу аналогии остеопатии и йоги, мне это видится не корректным. Кроме того, что было сказано выше в отношении технологии, хочу отметить ещё одну деталь: выполняя йогу, человек учится , он научается понимать тело и психические процессы, научается , посредством систематической практики чувствовать себя хорошо и выходить из сложных ситуаций. Это лично его достижения, прирост его личной силы, а не врача-остеопата-массажиста-мануальщика и т. п.! В этом огромное преимущество йоги, она освобождает человека от многих видов зависимости и ведет уж если не к полному освобождению, то даёт реальный шанс не зависеть от многих факторов! Кроме всего прочего, практика йоги меняет структуру тела, мышцы, суставы связки и эти изменения устойчивы, в отличие от «одноразового выхлопа» массажа или мануальной терапии, через какое-то время всё равно приходится вновь и вновь обращаться к специалисту. Освоив же технологию йоги, практик может сам, автономно поддерживать себя в отличном самочувствии. И, помимо всего прочего, практика йоги развивает способность рефлексии на собственные психические процессы и способность растождествляться со своими мыслями.Примерно так.А.В.

Вопрос – ответ

В этом разделе собраны наиболее интересные и часто задаваемые вопросы и обсуждаемые темы с нашего форума. Курсивом в кавычках выделен текст вопроса, а ответ даётся обычным шрифтом.

Вопрсы по асанам:

“Андрей, поделитесь, пожалуйста, своим пониманием следующего вопроса. Классическая йога Патанджали работает главным образом с мыслью, умом (читта вритти ниродха), а хатха-йога стремится подчинить энергию, прану, а уже через это достичь покоя ума (эту разницу описывает, например, Б. Мартынов в “Йога. Источники и течения” (хрестоматия), с 155, то же – в предисловии Сатьянанды к “хатха-йога прадипике”. То есть, получается, по Патанджали надо сесть в позу лотоса и остановить вихри ума с помощью ума же. А в хатхе подход такой: не “парься” – делай асаны, пранаямы и через это успокоишь ум. Все-таки в йоге, которой мы занимаемся, мы из чего исходим? Вопрос теоретический, но, на мой взгляд, немаловажный )”

Алексей, мы исходим из очевидных и внятных моментов, связанных с освоением технологии классической йоги, которую нам завещал великий Патанджали.
Разделение йоги на “хатха” и “раджа” (к слову сказать именно классическую йогу Патанджали ассоциируют с раджа йогой) весьма условно, ибо практикуя “хатху” (те же асаны), мы привносим и элементы раджа-йоги (чвн), в ином случае асаны, без должной работы сознания, превращаются в экзотическую гимнастику (что мы и можем наблюдать в массе “школ”), напрочь выхолащивая всю суть йоги. Можно вспомнить крылатую фразу из ХЙП: “Не бывает раджа-йоги без хатха-йоги, как не бывает хатха-йоги без раджа-йоги.””То есть, получается, по Патанджали надо сесть в позу лотоса и остановить вихри ума с помощью ума же.”
Нет, не остановить мысль мыслью, а переключить внимание (оперативную часть сознания) в другую модальность, на кинестетику (ощущения), на тело, ибо йога, её практическая часть начинается с освоения асан. Т.е. то, с чем мы непосредственно работаем в данный момент, с телом, на то и должно быть направлено всё наше внимание без остатка, тем и должно быть окрашено наше сознание. В этом случае в сознании больше нет места чему-либо ещё, мыслительный процесс остановлен (чвн).”хатха-йога стремится подчинить энергию, прану, а уже через это достичь покоя ума”
Вот такое описание процесса, все эти манипуляции с “энергией” характерны для более поздних (по сравнению с йога-сутрами) изысканий, и это уже, как говорил Мирча Элиаде, “йогическое борокко”. Само слово “энергия”, “энергетика” в т.н. эзотерических кругах повсеместно применяется и является весьма спекулятивным, им обозначают всё, что угодно, любые ощущения, глюки и пр. В классической же йоге процесс идёт (в оптимале) без ощущений, т.е. она по сути “англюкова”

Про йогу:  Каковы основные типы ошибок в практике Сурья Намаскар? И какие из них самые распространенные

Интересно, что Кувалаянанда (в своих работах) настаивает на том, что слово “прана” переводится только как “дыхание” и ни к какой космической энергии и к энергии вообще не имеет никакого отношения. Далее в классике мы “действуем не действуя”, т.е. создаём условия, для того, чтобы процесс пошёл в нужном направлении, без прямого волевого вмешательства, без подчинения, без насилия (ахимса), причём поставленная задача достигается спонтанно. Волевое (сиречь силовое) же решение всегда ограничено и потакает эгоистическим желаниям, что противоречит йогическому мэйн стриму: растождествлению с мыслями, осознаванию себя как нечто большее, чем желания, стремления, страсти и т.д. : “Пуруша, если подвести итог нашему рассмотрению, – самосознание, выявляющее себя из потока психической жизни по мере повышения степеней ясности сознания. Это способность рефлексии на собственные психические процессы, не редуцируемая ни к чему иному, способность отделять себя от своей психики, и, наконец, способность человека выступать господином своего сознания.” Е.П. Островская, В.И. Рудой (“Йога-сутры” реконструкция системы)

“А коленные чашечки не надо подтягивать? я когда учил эти позы по Айенгару – подтягивал, сейчас необходимость в этом как-то отпала сама собой, стою полностью расслабившись, но не с подсогнутыми, а прямыми расслабленными ногами. Это правильно?”

“Одно из главных условий качественной практики – не есть перед ее началом несколько часов. Но, вот, допустим, у меня в какой-то из дней не оказалось такой возможности (на работе замотался или еще что-то), поел (не очень плотно), а тут следующий час свободен и другой возможности позаниматься сег уже не будет. есть ли позы, которые можно делать после еды (повторюсь, легкой)? И можно ли шавасану после еды делать?”

По поводу паузы между приёмом пищи и практикой йоги (выполнением асан), то конечно нужно учитывать объём съеденного и то, насколько эта пища быстро усваивается, но в любом случае перерыв хотя бы в 45 минут после крайне лёгкой пищи (стакан молока или сока, или яблоко, банан) очень желателен!

“Андрей Владимирович, здравствуйте!
При соблюдении условия правильного выполнения асан, то есть пребывания в удобной и неподвижной форме, ощущения в теле в оптимальном случае должны отсутствовать (за исключением напряжения мышц, участвующих в поддержании асаны).
Если я понимаю правильно, то асана должна быть в той или иной степени “рабочей”, когда присутствуют определенные “натяжения”, делающей ее как бы “рабочей”, а не пассивной. Если полностью убрать все напряженности, то сама асана станет как бы “пассивной”. Вообще я надеюсь, что я корректно называю состояния. В качестве примера можно привести Вакрасану, именно в этой асане я отследила разницу. До краткого замечания инструктора я просто условно “пассивно” скручивалась. После замечания я добавила акцент, когда в конечном состоянии легким усилием таз скручивается в одну сторону, а плечи – в противоположную.
Скажите, как вы относитесь к таким акцентам? Как найти разницу (если вообще), когда “пассивная” асана превращается в “активную”. И вообще, нужно ли это?”

“У меня вначале были щелчки по внешней стороне бедра в районе тазобедренного сустава, и после там же был характерный щелчок. Дискомфорт ощущается при переносе ноги через ногу и то только в специфических положениях. И соответственно, есть боль и щелчки при вращении ноги во внутреннем направлении. Видимо, растянулось что-то, что проходит с наружной стороны от тазобедренного сочленения. То ли мышца, то ли связка, то ли сухожилие.
Я исключила почти все стоячие асаны, включая Вирабхадрасану. Наверное, напрасно, в ней у меня не было вообще никаких ощущений и я выполняла ее постоянно с целью укрепления мышц и суставов ног. Оставила Уткатасану. Сегодня по-тихоньку делала Вирабхдрасану и ухудшения нет. Может, можно ее практиковать? Я, из-за страха и паники убрала все, что прямо либо косвенно воздействует на травмированную область, и догадываюсь, что паника в таких случаях – далеко не лучший советчик. Мой комплекс на сегодняшний день включает Уткатасану, Прасарита Падоттанасану, упрощенную Уштрасану, Сету бандхасану, Маричиасану, Чатуранга дандасану, Ардха Бхуджангасану, Шалабхасану, Дханурасану, Сарвангасану, Халасану.
Из брюшных техник я делаю уддияна бандху, и ежедневно практикую нидру.
Может быть, Вы сможете что-то подкорректировать? Мне не у кого спросить, а инструктор, у которого я занимаюсь, не имеет опыта в йогатерапии и с травмами дела не имел. Вот и набиваю досадные шишки, даже будучи излишне осторожной..
И еще вопрос. Выполняя некоторые из асан (поскольку с одной стороны имеется травмированная область) я, даже при косвенном воздействии (например, в Шалабхасане или в Ардха Бхуджангасане) ощущаю с травмированной стороны ягодичные или бедренные мышцы. Эти ощущения допустимы или надо все же избегать и их?”

Вопросы по йога-нидре и шавасане:

“Андрей, у меня вопрос по поводу шавасаны (или нидры). У некоторых людей в этом состоянии начинаются всякие там бурные реакции, вроде, – сброс негатива и проч. У меня же – полная тишина. То есть, бывает, не удается расслабиться – тогда сознание сохраняется обычное, голос читающего отчетливо воспринимается от начала до конца, бывает – уплываю на грань сна и бодрствования, но, опять, же ничего неожиданного, просто тишина. Указывает ли отсутствие всяческого “сброса” на неправильное выполнение? Потому как уверен, подсознание всякой ерундой точно забито.”

Алексей, в практике йога-нидры, впрочем, как и в шавасане, есть очень хорошее правило: как йога-нидра идёт, так и правильно! Наша задача проста и непритязательна: создать условия для регенерации психосоматики и далее не мешать процессу, “отойти в сторону”, стать бесстрастным, отрешённым наблюдателем. В Вашем случае ещё просто не пришло время для этих процессов (сбросов), и они могут также идти очень по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей: у кого-то крайне интенсивно и явно, да так, что приходится дозировать уровень расслабления, у кого-то в более мягкой и спокойной форме.
Если же во время йога-нидры голос “диктора” отчётливо воспринимается от начала до конца, то, вполне возможно, что предшествующая практика асан (если таковая была), так напитала систему релаксом, что дополнительное длительное расслабление уже не требуется и можно ограничится просто 5-ти минутной заключительной шавасаной. Если практики асан перед нидрой не было, то, скорее всего, Вы просто не успели как следует расслабиться за это время. В таком случае очень желательно перед нидрой выполнить комплекс асан.

“Я пробовал расслабляться в шавасане. Ощущения такие же. Ощущения появляются тогда, когда мне удается хорошо расслабиться, хоть с аудиозаписью, хоть без нее. Причем, чем глубже расслабление, тем более.. тонкие, если так можно выразиться, зажатости проявляются в теле. Например, зажатость в горле, ногах или плечах я могу обнаружить даже сейчас, в полном бодрствовании, достаточно просто обратить внимание на те места и вот я уже ощущаю напряжение. Но не такое сильное, как если бы я был расслаблен. Чем глубже расслабляюсь, тем сильнее боль, тем труднее мне ее вынести. Жар в бодрствующем состоянии не ощущаю, только при очень сильном расслаблении (минут через 15-20 после начала практики).”

“Андрей, здравствуйте,
А вот такой у меня вопрос: как поступать, если по какой-то причине человека
“выдергивают” из нидры? Сосед, например, проснулся и вспомнил, что у него есть перфоратор,
или звонок в дверь, да мало ли еще чего может быть. Понятно, что такое случается довольно редко
(телефон обычно выключен, окна-двери закрыты и т.д.), но тем не менее.
Насколько это негативно сказывается на всем процессе?
Какой алгоритм действий?
– завершать нидру
– сделать что требуется и вернуться к выполнению с самого начала
– поступить как-то иначе”

Здравствуйте, Иван!
Конечно же резкое выдёргивание из состояния глубокого погружения крайне нежелательно. В этом случае нарушается ритм процесса расслабления, изменяется ритм сердца и других систем, происходит резкая смена активности всей психосоматики (из глубокого торможения в активность).
Понятно, что по возможности надо стараться обеспечить в течении всего занятия или всей йога-нидры тишину, но если всё-таки такой момент произошёл, то моё мнение таково, что надо дослушать прерванную нидру до конца (чтобы произошёл некий “гештельт”, ощущение завершённости процесса). Исключение может составить только случай, когда Вас прервали уже в конце нидры, минуты за 2-3 до конца практики. Тогда можно завершить как есть. Если Вас прервали и Вам пришлось встать и, к примеру, открыть входную дверь, то по возвращению к практике, быть может, стОит начать нидру сначала (если вы чувствуете, что несколько активизировались), если же просто резкий звук “выбил” из погружения, то можно спокойно продолжить практику и довести её до конца.

Вопросы новичков о начале занятий:

“Я очень хочу заниматься йогой, но страшно, потому что у меня проблемы с позвоночником(грыжи, нестабильность и прочее) – не навредить бы. Наклоны, перекруты, и многое другое я делать не могу.И я хочу у вас спросить: что буду делать я, в то время, когда другие будут делать упражнения не доступные мне?”

Про йогу:  Медитация для начинающих как научиться правильно медитировать в домашних условиях

Ответ:
Отличительной особенностью занятий в нашем направлении (классическая йога СПб) является индивидуальный подход! Я с каждым учеником разбираюсь отдельно, на основании той информации, которую получаю, общаясь на занятии. К слову сказать, с теми проблемами, что Вы перечислили, йога справляется при условии грамотного подхода.

Далее, одно и то же вещество в больших дозах – яд, в малых – лекарство! Всё дело в дозировке! Вот именно с этим мы и разбираемся, выстраивая индивидуальный комплекс каждому, график занятий, ЧТО и КАК надо делать, чтобы вектор изменений шёл в положительную сторону, состояние улучшалось, а не ухудшалось.

Вопросы о терапевтическом аспекте йоги:

Вопросы по пранаяме:

1. Сколько циклов вдох выдох делать? Для начинающих. 15- это нормально? Вдох 7 сек, выдох – 12 ?
2. Вопрос который хотел и забыл задать на семинаре – Вы показали именно Уджайи пранаяму, а не полное дыхание, которое рекомендует для начинающих Бойко.
На это есть причины?

1. Количество циклов может варьироваться: 15, 20, 25 – примерно в этих объёмах; практикующий должен изменить параметры дыхательного рисунка по сравнению с обычным дыханием и, что называется, «вдышаться». Соотношение длительности вдоха и выдоха на начальном этапе подбирается индивидуально и основным критерием выступает ощущение «комфорта дыхания». Приведённые Вами цифры длительности вдоха-выдоха вполне допустимы.
2. В общем-то, техники Уджайи и ПД в чём-то схожи, но, на мой взгляд, Уджайи
а) проще в техническом исполнении
б) выполняется сидя, что готовит неплохую почву для дальнейших медитативных практик, которые требуют длительного пребывания в сидячем положении с прямой спиной
в) частичное перекрывание голосовой щели и, как следствие, шипящий звук на вдохе-выдохе вызывает эффект общего расслабления и погружает в медитативное состояние.

1. Заниматься пранаямой (в данном случае Уджайи) лучше не чаще 1 раза в день, а иногда и через день (по самочувствию). В какие-то дни может пранаяма и вовсе, что называется, “не пойти”, тогда и не надо упорствовать. Взять циклов 15-20 или 25 за один подход и выполнять, соблюдая ТБ. (если взять 7 циклов, то за это время вряд ли получится “вдышаться”, почувствовать некоторые нюансы и пр.) Когда альтернативный паттерн дыхания более-менее будет освоен (через несколько месяцев систематической практики), то постепенно можно увеличивать кол-во циклов, например до 30 – 40, соответственно, будет расти и время практики в целом. Спонтанно будет увеличиваться и время самого цикла (вдоха-выдоха).
2. ЧВН – это не некая “отключка”, бессознательное или полубессознательное

состояние. ЧВН – это следствие сосредоточения. Безмолвие в голове возникает при “погружении” сознания в объект сосредоточения или “окрашивании сознания объектом сосредоточения”. (т.е. фраза “отключение, обесточивание работы мозга” в этом случае не тождественна “отключенному состоянию сознания”!) Поэтому, когда происходит погружение в практику, скажем в процесс дыхания, то сознание, устойчиво удерживаемое на дыхании, становится однонаправленным.
Конечно, новая практика требует некой адаптации, на это надо время, это обычная “рабочая ситуация”.
А то, что самочувствие было, есть и будет одним из основных критериев верного освоения йоги – сомнению не подлежит! Значит, у Вас практика идёт в верном направлении, так держать!

“С ноября практикую Уджайя пранаяму, в среднем 2 дня из 3-х, так получается, все время перед сном.
Сейчас и длительность и тональность и вдоха и выдоха могу регулировать в довольно широких пределах, не теряя комфорта.
На днях засек для проверки сколько времени по факту жизни длится цикл сейчас – в среднем так: вдох – 10 сек, выдох – 18 сек. Было 7-14. Это нормально для 2-х месяцев практики?
Делаю, как и начинал, по 15 циклов.
Могу увеличить длительности не напрягаясь до 12-22, например. Нужно ли это?
Могу дышать с шипением, могу чуть ли не со свистом. К чему вообще стремиться? На что обращать внимание, выполняя пранаяму? Какие критерии, что процесс (в смысле развитие) идет правильно?”

“Практикую уджайя уже примерно год или больше.
Нерегулярно, то раз в неделю, то через день. То нет настроения, то чувствую, что не пойдет. Так получается, потому что наверное всерьез приступать к такой пранаяме было рано, сейчас уже почти “созрел”. И думаю заняться плотно.
Хочу спросить как следует влиять на длительность цикла? С одной стороны можно дышать относительно быстро и свободно, тогда цикл 30 секунд, может спонтанно нарастет со временем? Либо нужно все время стараться делать его как можно дольше – тогда 60 секунд и в принципе можно так дышать долго, но это все время на пределе.
Как правильно? Тренироваться всегда максимальным весом или обычными гантелями?”

Нет, Владимир, с максимальным не надо, если только Вы не собираетесь на Чемпионат Мира по пранаяме!

Опыт, приобретённый в практике асан, можно с успехом экстраполировать на практику пранаямы. Когда мы выполняем асаны, основное условие для формы таково, чтобы нагрузка была минимально представлена в сознании, а в идеале, чтобы форма вообще не чувствовалась. Тишина (пустота) в теле (нет ощущений) – тишина (пустота) в сознании (нет мыслей, чвн). Всё то же самое с пранаямой. Нагрузка, в данном случае от дыхательного паттерна, его глубины, должна быть как можно меньше представлена (чувствоваться) в сознании. Поэтому, глубина вдоха-выдоха в пранаяме никогда не предельны, это всегда работа в зоне комфорта, как в практике асан. Сознание полностью переключается на дыхание. Чем меньше будет усилий, тем правильней будет состояние. Медленное, мягкое, тихое дыхание – такими же характеристиками и будет наделяться (“окрашиваться”) сознание, направленное на дыхание. Предполагать, что, чем более будет растянутое дыхание, тем более будет прогресс в пранаяме, это всё равно, что в практике асан выдвигать лозунг “чем более растянут, тем более продвинутый йог”!

Глубина дыхания в пранаяме (в комфортных значениях) и глубина асан (также в зоне комфорта) очень индивидуальны, и у каждого есть свой личный предел. Систематическое выполнение пранаямы в средних (комфортных) величинах, будет вести к постепенному нарастанию длительности вдоха-выдоха, не нарушая при этом общего состояния успокоения сознания.

Вопросы о высших аспектах йоги, состоянии сознания во время практики:

Здравствуйте, Игорь!
Во-первых, хотелось бы уточнить один важный момент, что йога формировалась и развивалась эмпирическим, опытным путём и, более того, она к этому опыту и сводится. Т.е. понять некоторые положения в сутрах возможно только посредством практики йогического (не мирского

!) сосредоточения.
Вы спрашиваете: «Откуда такое количество асан?» Отвечаю: «Из глубины веков!» Столетиями нарабатывался опытным путём механизм и технология: «Сделал это – получил это, сделал то – получил то» Причём заметьте, что асаны в классических источниках не описываются детально, но лишь схематично, это очень важный момент, дающий возможность понять, что асана должна быть подстроена под индивидуальные возможности, но никак не наоборот, не практик должен быть «втиснут» в форму асаны

! Патанджали велик тем, что обозначил основные положения-условия (для всех асан без исключения) для возникновения чвн! Иначе йога не получится!
А конкретные асаны даны для того, что помимо общего воздействия, они ещё обладают и адресным, с акцентом, направленным на ту или иную область в теле.
Далее, важно понимать, что из чего следует: чвн является следствием сосредоточения, а уже в состоянии безмыслия создаются предпосылки для обособления Пуруши. Выполняя асану, мы сначала принимаем удобное положение без явных ощущений, обездвиживаем тело и снимаем напряжения в нём (расслабляем), тем самым реализуем асану (см. сутры). Это ведёт к тому, что сознание, «окрашенное» объектом сосредоточения – телом, наделяется теми же характеристиками, что и объект, т.е. неподвижностью, отсутствием какой-либо «мыслеверти» (читтавритти), что и есть йога по классическому определению: «Йога есть прекращение деятельности сознания». Т.е. сначала принимается поза, а затем уже в ней реализуется чвн (неподвижность сознания, которое сосредоточено, окрашено неподвижным телом), но никак не наоборот!
Конечно же, переходы из асаны в асану ведут к тому, что состояние сознания на этом этапе несколько активизируется, но затем на этапе выдержки асаны оно вновь обретает чвн. Некоторое разнообразие асан в комплексе не даёт возможности погрузиться так глубоко в состояние сосредоточения, как при изолированных медитативных практиках, когда на протяжении всего периода (примерно от получаса и более) адепт находится в одной позе. Но зато неким дополнительным бонусом мы получаем всестороннюю проработку материальной составляющей нашего существа – тела. Это создаёт запас прочности для дальнейшего углубления практики, возможности находиться в одной позе, выполняя пранаяму либо самьяму без ущерба для тела! Кроме того, обретя опыт и навык погружения в состояние чвн, выполняя крайне медленно и спокойно переходы из асаны в асану, глубина состояния практически не теряется. Практика приобретает качество однородности.
Что касается амплитуды асаны, то она максимально возможная, но с одной оговоркой – она без явных ощущений! Т.е. зачастую бывает так, что тело то согнуть можно ещё глубже, но нельзя, ибо это будет уже не йога, потеряется однородность состояния (чвн) из-за возникших в восприятии «вритти-ощущений».
Что касается комплексов асан, то они составляются преподавателем или самим практикующим (с учётом массы параметров) будучи в здравом уме и твёрдой памяти, а потом уже реализуются на практике в состоянии ментальной тишины.
Всё перечисленное выше касается и практики пранаямы с тем отличием, что за объект сосредоточения на первом этапе принимается дыхание, формируется некий альтернативный дыхательный паттерн (что напрямую воздействует на лёгочную ткань и диафрагму, что, в свою очередь ведёт к мощному повышению иммунитета, жизненных сил). Когда этот паттерн наработан, то возникает состояние покоя ещё более глубокое, чем в практике асан, ведь пранаяма протекает в одной неподвижной позе. В том и в другом случае (при выполнении асан и пранаямы) практика идёт в естественном режиме, т.е. тело принимает удобные позы в свойственных ему индивидуальных амплитудах, дышит так, что становится удобно, и сам процесс дыхания успокаивает сознание (в отличие от ребёфинга и холотропного дыхания, где психика за счёт гипервентиляции вздёргивается до максимальных значений, что в последствии ведёт к неконтролируемому лавинообразному сбросу напряжений, зачастую отрицательно влияющего на телесное и психическое здоровье. Такая технология сама по себе является анти-йогой, со всеми вытекающими последствиями)
И в завершении, по поводу аналогии остеопатии и йоги, мне это видится не корректным. Кроме того, что было сказано выше в отношении технологии, хочу отметить ещё одну деталь: выполняя йогу, человек учится САМ, он научается понимать тело и психические процессы, научается САМ, посредством систематической практики чувствовать себя хорошо и выходить из сложных ситуаций. Это лично его достижения, прирост его личной силы, а не врача-остеопата-массажиста-мануальщика и т. п.! В этом огромное преимущество йоги, она освобождает человека от многих видов зависимости и ведет уж если не к полному освобождению, то даёт реальный шанс не зависеть от многих факторов! Кроме всего прочего, практика йоги меняет структуру тела, мышцы, суставы связки и эти изменения устойчивы, в отличие от «одноразового выхлопа» массажа или мануальной терапии, через какое-то время всё равно приходится вновь и вновь обращаться к специалисту. Освоив же технологию йоги, практик может сам, автономно поддерживать себя в отличном самочувствии. И, помимо всего прочего, практика йоги развивает способность рефлексии на собственные психические процессы и способность растождествляться со своими мыслями.

Про йогу:  Как убрать живот быстро и эффективно? секреты. Как это сделать правильно

“Здравствуйте, Андрей
На последнем занятии, на котором я был, Вы в процессе какого то обсуждения сказали две многозначительные фразы, вырываю их из контекста:
1. Йога – это концентрация, в этом ее смысл
2. Йога самодостаточна, никакие психотехники, если вы занимаетесь йогой, отдельно не нужны, только опять же концентрация.
Хочу прояснить насчет этой самой концентрации и правильной практики хатха йоги, не трогая медитации.
Понятно, что концентрация в теле, отключение от внешнего мира. С другой стороны – тело большое и многообразное, особенно включая мысли в нем.
На чем именно концентрироваться и как? Зависит ли способ концентрации от конкретных асан или он один общий?”

“Обычно изучая литературу по классической йоге сталкиваюсь с тем, что речь идёт о воздействии йоги на подсознание (в моём понимании – вытесненный материал, не согласующийся с собственным образом, не “переваренные” эмоциональные впечатления и т.д.), также встречаю материал о воздействии на архетипическо-перинатальный уровень психики (+ слой эмоциональных переживаний раннего детства) вплоть до момента начала практики в русле классической традиции, когда по сути начинается обратный процесс, исправляющий ошибки онто- и филогенеза. Однако в не менее классической индийской традиции зачастую речи об этом вообще нет, однако много говорится о “божественной” стороне вопроса. Казлось бы, всего лишь пережиток религиозного сознания и мифологического мышления, но нет ли в этом и рациональной стороны, обращения к некоторому надсознанию? В конце концов многое в этом мире представлено дихотомией. Да и вполне созвучно идеям ноосферы. Как например в этом тексте (совпадает с представлением о единении дживы(индивидуальной души) с брахманом(мировой душой) в некоторых школах йоги):
“В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) об эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.” Оговорюсь конечно, что это только попытка нащупать “обратную сторону медали”.

“Андрей, если вернуться к Вашему сравнению с компьютером, ОС и пользователем.
Пуруша – это то что у нас называется душа?”

Понятие «душа» очень по-разному трактуется в различных религиозно-философских учениях, например:
“Душа (греч. рsyche, лат. anima) –
1. В религии под Душой понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его «двойник», активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет(«одушевляет») его, а покидая – приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа (например в брахманизме, буддизме).
2. В истории философии термин Душа употребляется иногда в качестве синонима психики и выражает исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека , отождествляемый с особой нематериальной субстанцией. Понятие Душа восходит к анимистическим верованиям. Платон отождествлял Душу с вечной идеей, развивая учение о мировой Душе как одном из универсальных принципов бытия; Аристотель понимал под Душой активное целесообразное начало живого тела, неотделимое от него; у Гегеля Душа – низшее, чувственное проявление духа по отношению к материи (чувствующая и деятельная Душа); в дуалистических учениях (Декарт, Спенсер, Вундт, Джемс) – исходное и существующее наряду с телом начало. В новоевропейской философии термин Душа употребляется чаще всего для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. В психологии понятие Душа было вытеснено термином «психика». (А.А. Круглов, «Всемирная энциклопедия: Философия»)
Если исходить из триединства тело-душа-дух, и под душевной жизнью понимать деятельность психики, то пуруша относится к духу (имхо):

Простое внимание как ключевой инструмент практики йоги в русле сутр Патанджали

Статья Владимира Гончара – преподавателя Школы

ЧВН.
Эта популярная на форуме сайта realyoga.ru аббревиатура стала визитной карточкой для тех, кто практикует йогу в формате технологии Школы йоги Виктора Бойко. От русскоязычной транскрипции санскритского определения йоги в тексте «Йога-сутр» – читта вритти ниродхах.

В прямом, фактически дословном переводе это означает «обуздание (сдерживание, подчинение) ментальной активности». Если обобщенно интерпретировать весь смысловой ряд слова «ниродхах», то описательно его базовый смысл можно было бы представить как определенное целевое действие изолирующего характера, направленное на некую активность (источник активности) с целью ослабле-ния и/или прекращения ее воздействия на окружающую среду (объект, группу объектов и т.д.).

В нашем случае речь идет о воздействии на всю конструкцию сознания (внимание как оперативный орган, функции осмысления получаемой информации, оперативная и долговременная память), и в первую очередь – на происходящие в нем динамические процессы (восприятие, анализ и оценка, интерпретация, воспоминания, воображение, ментальная реконструкция и т.д.). И что интересно, в рассматриваемом определении сформулированы не цель или результат (типа вольной интерпретации ЧВН как молчания ума – об этом в оригинальном тексте Сутр вообще ни слова), а именно метод и технология.

Вкратце логическую цепочку этой технологии можно описать следующим образом. Внимание выводится из-под воздействия мыслительного процесса путем фиксирования его на одном объекте (дословно в Сутрах – работа с одним объектом внимания). По мере развития устойчивости удержания внимания на объекте последний должен полностью вытеснить прочие содержания из области восприятия. Снижению интенсивности ментальной активности способствуют освоение неподвижной и удобной позы, выполняющейся на фоне максимального мышечного расслабления и опустошения ума, а также выполнение особых дыхательных техник, замедляющих дыхание (то есть пранаяма в контексте Сутр), а через него – психо-ментальные процессы.

В оригинальной классической йоге (как это изложено в Сутрах) работа с сознанием развивается следующим образом.
После того, как внимание «отточено», сознание разворачивается в сторону самого себя, внимание перенаправляется с внешних объектов на содержания ума, и вся последующая работа проводится с «залежами» памяти с целью их нейтрализации (что исключает влияние содержаний памяти на восприятие и делает последнее необусловленным). Результатом становится состояние, когда наблюдатель перестает осознавать самого себя, сохраняя в чистом восприятии только объект внимания. На начальной стадии работы с памятью мыслительный процесс еще сохраняется (содержания памяти как бы наблюдаются вниманием со стороны), угасание динамических процессов в уме проходит в три стадии:

В результате возникает пассивное, не обусловленное мыслительным процессом восприятие с устойчивым удержанием внимания только на одном фрагменте памяти. И только после этого выполняется собственно «зачистка» ума от факторов, обусловливающих самоидентификацию того, кто наблюдает, с своим сознанием. Вследствие чего наступает ощущение сопричастности с вневременным и вездесущим бытием в составе бесконечного пространственно-временного континуума.

На самом деле, оригинальная технология, – да и конечные цели классической йоги, – требуют особых условий для практики (уход из социума, уединение и т.п.), на достижение только промежуточных результатов могут уйти годы и десятилетия, не говоря уже о конечной цели, которая сама по себе является асоциальной. Что, определенно, несовместимо с мирской жизнью. Для человека, с головой погруженного в повседневность, связанного профессиональными, семейными и общественными обязательствами, вектор интересов имеет, как правило, весьма утилитарную направленность – обеспечить здоровую и максимально полноценную в социальном и творческом отношении жизнь. Ключевая составляющая такого подхода – здоровье, способность к эффективной коммуникации с собственными ресурсами и окружающим контекстом.

Я упоминал выше, что ключевым инструментом йоги является устойчивое однонаправленное внимание, в луче которого отсутствует мыслительный процесс, и что этому способствует специальным образом выполняемая поза. Для достижения требуемого мышечного расслабления в позе также используется внимание, направляемое на соответствующие участки тела. И, как показала практика, эти участки, а точнее – ощущения в мышечных тканях – так же, как и содержания ума, могут служить объектом внимания. То есть конструкция “тело-внимание”, в которой отсутствует ментальная составляющая как объект внимания, сама по себе становится самодостаточной и, таким образом, существенно упрощает практику. Физическая неподвижность, отсутствие мышечного усилия и внимание, не окрашенное мыслью и не обремененное целеполаганиями (то есть – простое) – идеальные условия, когда организм может замкнуться сам на себя и самостоятельно, в автономном режиме, разобраться со своими проблемами. А учитывая тот факт, что, наряду с медитативными позами, за столетия своего развития арсенал йоги существенно обогатился асанами развивающего характера с специфическим, локальным воздействием, влияние на организм такой практикой асан становится более универсальным и, одновременно, избирательным.

Необходимо только обеспечить соответствующие исходные условия – исполнение асаны в доступном двигательном диапазоне, без избыточного усилия и с минимальным волевым участием, ограниченным только поддержанием нейтрального уровня ощущений (то есть безболезненных с перспективой на их угасание), а также (что немаловажно) не возмущающий тело и психику внешний контекст. А поскольку такая практика асан отвечает условиям традиционной для классической йоги медитации, то ее можно смело считать медитативной. В чем и заключается метод Школы йоги Виктора Бойко

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий