Общая характеристика самопознания как процесса
Процесс — последовательная смена состояний, явлений в развитии чего-либо; в болееузком понятии — последовательность действий для достижения определенной цели. Мы будемрассматривать самопознание именно во втором, более узком значении: самопознание — этосовокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание осебе, образ Я, Я-концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, тосамо оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякаядеятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов ирезультатов.
Самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств,личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка ипринятие. Каковы же наиболее общие закономерности самопознания? К ним могут бытьотнесены следующие.
Степень осознанности — неосознанности. В большинстве случаев процесссамопознания носит непрерывный характер и является до определенного пределанеосознанным. Человек просто живет, учится, трудится, общается, ведет беспрестанный диалогс самим собой.
В ходе жизни накапливаются факты, данные о других людях, о себе, которые в силудействия закона перехода количества в качество в один прекрасный момент осознаются ификсируются в сознании, но могут и не осознаваться, а функционировать на уровненеосознанной установки, определяя наше поведение и способы саморегулирования. Нужноотметить, что значительная часть Я-концепции формируется таким образом, особенно у людей,не отличающихся высокообразованностью, не склонных к рефлексии, т. е. не способных встатьна позицию наблюдателя по отношению к самому себе.
Самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, т.е.человек ставит перед собой специальную цель — выявить в себе ту или иную способность,склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогаютпроанализировать и оценить себя. Именно в этом случае самопознание превращается восознанную деятельность и подчиняется ее законам. Чем чаще человек превращает своесамопознание в деятельность, тем быстрее и глубже он познает себя. Правда, здесь есть иобратная сторона медали, когда при высоком уровне эмоциональности, непринятия себясамопознание превращается в самокопание, порождающее не объективное знание о себе, аразличного рода комплексы, в том числе и комплексы неполноценности. Поэтому во всемдолжны быть мера и здравый смысл.
Существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути.Наша жизнь состоит из спокойных и кризисных периодов, из отрезков не насыщенных инасыщенных событиями, которые резко могут менять судьбу и биографию. Поэтомусамопознание активизируется там, где жизнь насыщена событиями, когда необходимопринимать ответственные решения: выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др.
Чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства,других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества ивозможности. В этих ситуациях самопознание функционирует активно, позволяя личности закороткий промежуток времени получить столько информации о себе, сколько она не получалаза годы жизни до этого. Многие из этих периодов хорошо известны и изучены в психологии,сюда относятся: кризис 3 лет, когда впервые ребенок начинает осознавать себя как субъектадеятельности, формируется первоначальная социальная система Я, возникает непреодолимое желание заявить о себе, утвердиться — вспомним знаменитое детское «Я сам!»; кризиссемилетнего возраста, когда ребенок начинает осознавать себя как субъекта учения и у неговозникает потребность оценить себя как ученика; кризис подросткового возраста, который понакалу не уступает кризису 3 лет. Подросток открывает многое в своем Я уже в контекстевзаимодействия с социальным окружением, со сверстниками, возникает чувство взрослости,идет процесс переориентации с детских норм поведения на взрослые. Существуют кризисы и увзрослых людей, например: кризис тридцати лет; кризис зрелого возраста; кризис, связанный суходом на пенсию. Во всех этих случаях идет переосмысление жизни, фиксированиесложившегося образа Я, определение перспектив саморазвития на будущее, происходит оценкадостижений и неудач.
Принципиальная незавершенность самопознания — это, пожалуй, одна из самыхинтересных закономерностей. Она обусловлена тем, что реальная жизнь как бы опережаетпроцесс ее осознания, человек уже родился, живет, у него даже сформировались элементарныеакты самосознания в виде выделения своего физического Я из окружающего мира, а вотпознает он себя несколько позже. То же самое характерно и для взрослого человека, реальноего личность и жизнь богаче, чем то, что он знает о себе. Всегда есть неопознанное, слепоепятно (вспомним «Окно Джогари»). Поэтому познать себя полностью невозможно, дажелюдям, обладающим выдающимися способностями в этой сфере.
Самопознание проходит в своем развитии два этапа. На первом этапе самопознаниеосуществляется в системе «Я—другие». С одной стороны, начиная с раннего детства человекнаходится в системе межличностных отношений, другие люди постоянно оценивают его, ивольно или невольно он начинает руководствоваться этими оценками, принимать их в той илииной степени, усваивать сами способы оценивания. С другой стороны, ребенок сам приобретаетопыт оценивания других, вначале повторяя оценки взрослых, а затем и формулируя ихсамостоятельно. Тем самым он учится сравнивать себя с другими, через систему взаимооценокначинает постепенно постигать собственное Я, у него формируются первоначальныепредставления о себе, затем и первый опыт создания образа Я через осознание своего отличияот других. На втором этапе соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я—Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное времяпри различных обстоятельствах.
Здесь он уже анализирует собственную деятельность, еерезультативность, особенности своего взаимодействия с людьми, собственные черты личностии поведенческие характеристики. То есть самопознание начинает работать каксамостоятельный процесс, способный обнаруживать, фиксировать, анализировать, оценивать ипринимать познаваемое в себе. Справедливости ради следует отметить, что первый этапсохраняет свой потенциал до конца жизни, он просто органически включается в структуру второгоэтапа и не утрачивает своего значения.
2. Интенсивность, глубина, обоснованность самопознания зависят от многихсформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер,определяющий направленность личности. Например, к ним относятся экстраверсия и интроверсия. Экстраверт — человек, ориентированный на внешний мир, он живет этим миром,поглощен его событиями. Поэтому его самосознание идет в сфере познания себя во внешнеммире.
Интроверт, наоборот, ориентирован на внутренний мир и его события, для него значимысобственные переживания, мечты, внутренний диалог с собой. Понятно, что его самопознаниеосуществляется в сфере собственного внутреннего мира. Разумеется, это не означает, чтоэкстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт — к самопознанию себяво внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости отэкстраверсии—интроверсии. То же можно сказать и о некоторых других чертах, в частности овлиянии различных типов акцентуации характера на своеобразие и сферы самопознания.
3. Разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Способности — этосвойства личности, от которых зависят скорость, глубина, качество приобретения знаний,умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям, навыкам не- сводятся. Способности ксамопознанию — это такие личностные характеристики, которые дают возможность быстро,качественно, всесторонне и адекватно познать себя. В силу разного уровня развития этихспособностей люди значительно различаются друг от друга: одни постоянно занимаютсясамопознанием, хорошо и всесторонне знают себя и умеют использовать эти знания в жизни идеятельности; другие самопознанием занимаются эпизодически, их знания о себе отрывочны ифрагментарны, и, что самое главное, их представления о себе неадекватны, т. е. несоответствуют действительности. Как часто мы встречаемся с людьми с завышенной илизаниженной самооценкой, придумавших себя, не способных, в силу этих причин, правильностроить свои отношения с миром, социальным окружением. Но, как и всякую способность,способность к самопознанию можно развивать. Что для этого необходимо? Прежде всего формировать позитивную мотивацию самопознания; полностью использовать потенциалосновных механизмов самопознания — идентификацию и рефлексию; обучатьсяспецифическим приемам самопознания — самонаблюдению, самоанализу, самомоделированиюи др.; использовать различные средства самопознания: чтение художественной литературы,изучение психологии, ведение дневников и т.д.
Источником активности личности являются ее потребности. Потребность в широком смысле — это нужда, необходимость в чем-либо, а в более узком значении — состояние, в котором отражается зависимость человека от условий существования. Поскольку человек существо биосоциальное, то и потребности могут быть как биологическими, так и социальными. К биологическим потребностям относятся: потребности в пище, воде, тепле, воздухе, сексуальном партнере и многое другое. К фундаментальным социальным потребностям относятся: потребности в труде, познании, общении, в достижениях и др. Самопознание как процесс выступает в качестве проявления формы специфической активности, следовательно, в его основе также лежит потребность, которую можно назвать потребностью в самопознании.
Потребность в самопознании является выражением потребности более общего плана, а именно потребности в познании. В качестве предмета ее удовлетворения выступает мир, окружающая действительность. Человек и стал человеком только потому, что у него сформировалась названная потребность, которая начинает проявляться очень рано и изначально имеет выраженный потенциал. Ни труд, ни общение, ни учеба не возможны без потребности в познании. Когда же объектом самопознания становится сам человек, его внутренний мир, то потребность в познании приобретает форму потребности в самопознании.
Необходимо отметить, что потребность в самопознании действует не изолированно, а тесно связана с другими потребностями, в частности с потребностями Я. К важнейшим из них относятся: потребность в самоуважении, потребность в целостности Я, потребность в самоидентичности, потребность в признании себя со стороны других и др. Справедливости ради следует отметить, что у некоторых людей могут развиваться и потребности негативного плана, которые совсем по-другому направляют его активность, например: потребность в самоуничижении, т.е. стремление принижать свои возможности, обижаться, готовность принять критику, наказание, несчастье и радоваться им. Развитие такой потребности приводит к разного рода патологиям личности.
Потребность в самоуважении отражает тенденцию человека отвечать своим собственным требованиям и требованиям окружающих, быть на высоте. Потребность в целостности. Охарактеризуется стремлением создавать целостный, завершенный образ своего Я. Потребность в самоидентичности обеспечивает единство, «нераздвоенность» Я, а потребность в признании со стороны других определяет желание жить, трудиться, учиться, общаться так, чтобы обеспечить это признание.
Все эти потребности тесно взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, обусловливают сложную «палитру» мотивации поведения. Наличие потребностей в целостности Я, в самоуважении и др. усиливает потребность в самопознании. Со своей стороны удовлетворенная потребность в самопознании облегчает удовлетворение и всех других потребностей. Например: чтобы быть на уровне требований к себе, надо хорошо себя знать;
хорошее знание себя — залог создания целостного, непротиворечивого образа Я и т.д.
На базе названных потребностей возникают потребности более высокого порядка, связанные уже с саморазвитием: потребность в самоутверждении, потребность в самосовершенствовании, потребность в самореализации и др..
Потребность в познании тесно связана и со всеми другими потребностями, которые мы относим к потребностям Я. Например, потребность в самопознании усиливается, если у человека выражена потребность в общении. Чтобы общаться, надо знать себя. Усиливается она и в ситуациях развитой потребности в достижениях. Чтобы достигать, нужно знать себя. Этот перечень можно существенно расширить. Функционирование очень многих потребностей и видов деятельности связано с самопознанием и одноименной потребностью.
Мы сделали этот небольшой экскурс в психологию потребностей неслучайно, дело в том, что уровень выраженности потребности в самопознании и связанных с ней других потребностей Я определяет специфику целей и мотивов самопознания. Мотив — конкретное побуждение к деятельности, в нем выражается та или иная потребность. Так, потребность в общении активизирует мотив общения, потребность в труде — мотивы трудовой деятельности, потребность в самопознании — мотивы самопознания. Под влиянием того или иного мотива человек ставит определенные цели Деятельности, достигает их, используя способы, приемы, последовательность действий.
Цель — это образ будущего результата. Когда мы говорим о Целях самопознания, то они могут быть очень разными, все зависит от того, какой достигаемый в ходе самопознания образ будущего результата нам видится. Цели бывают широкие и узкие, реальные и нереальные, истинные и ложные.
К предельно широким целям самопознания относятся познание своей личности в целом и познание жизненных целей. Встречаются люди, которые целью самопознания ставят познание себя как личности, своей Я-концепции не только на уровне сознания, но и на уровнях бессознательного и сверхсознания (высшее бессознательное). Такое самопознание само по себе может превращаться в жизненную цель, вытесняя все другие цели жизни на второй план. Обычный же человек, интуитивно ощущая принципиальную незавершенность самопознания, ограничивает свое самопознание определенными реальными рамками, достаточными, чтобы жить, творить, саморазвиваться. Другой широкой целью самопознания являются жизненные цели. Каждый из нас задавал себе вопросы: чего я хочу добиться в жизни? Какую профессию мне выбрать? Желаю я быть руководителем или подчиненным? Какого супруга или супругу мне выбрать? Насколько и как я способен воспитывать своих детей? И т. д. Прояснение, познание жизненных целей придает самой жизни устойчивость, целенаправленность, осмысленность. В то же время существует немало людей, которые не задумываются над жизненными целями, плывут по течению. Все это, разумеется, обедняет их жизнь, делает ее неосмысленной, а поведение человека непредсказуемым.
К узким целям самопознания относится то конкретное содержание своего образа Я, которое становится актуальным для нас в настоящий момент. Узкие цели могут рассматриваться в разных системах координат, например: мы познаем свои интеллектуальные возможности или черты характера; свойства внимания или свою коммуникабельность. Этот перечень можно продолжить, но важен не перечень объектов собственной личности или характеристик деятельности и поведения, а то, что становится на сегодняшний день для личности значимым. Если мы выбираем профессию, то значимым будет оценка своих способностей в избранной сфере. Если мы собираемся познакомиться и подружиться с человеком, то значимым будет познание своих коммуникативных качеств, умение нравиться, способность быть хорошим другом. Возможна и системная постановка целей самопознания. Одной из самых распространенных и широко применяемых в практике систем является система: «Хочу» — «Могу» — «Надо». Когда человек четко отвечает на эти вопросы — чего я хочу добиться в ближайшем и отдаленном будущем, каковы мои возможности и насколько все это отвечает требованиям социума, окружающих, — он значительно расширяет границы своего самопознания.
Как мы уже отметили, цели самопознания бывают реальными и нереальными, истинными и ложными. Реальная цель — мы обнаруживаем и анализируем в себе то, что на самом деле существует; цель нереальная — мы пытаемся зафиксировать и познать в себе то, чего на самом деле нет.
Пример. Некоторые люди пытаются обнаружить, более того, проанализировать и оценить способности, которых у них не существует. Не обнаружив их в себе, они выдумывают их, начинают верить в их существование. В итоге направляют свое самопознание по ложному следу. Бывают случаи, когда человек, пуская самопознание по ложному следу, полностью выдумывает себя, создает ложную Я-концепцию, начинает жить в соответствии с этим образом, и, как итог, происходит полный отрыв от действительности, снижение адаптационных возможностей, возникновение внутриличностных и межличностных конфликтов. Таким образом, нереальность и ложность целей самопознания вплотную смыкаются с нереальностью и ложностью конечного результата — образа Я и Я-концепции.
Что же пробуждает человека ставить широкие и узкие, реальные и нереальные, истинные и ложные цели самопознания? Конечно же, мотивы, в которых находят выражение соответствующие потребности. Такие мотивы можно выделить в две группы: специфические, т. е. лежащие в основе самой деятельности самопознания, и неспецифические, которые связаны с самопознанием опосредованно.
К специфическим мотивам относится интерес к себе. Интерес — это эмоционально окрашенная познавательная потребность. В данном случае — эмоционально окрашенная потребность в познании себя.
Различают несколько стадий развития интереса к себе:
Любознательность — первоначальная форма интереса к себе — характеризуется стремлением узнать о себе, главным образом, то, что человеку не известно, но может быть известно другим людям. Любознательность может не носить стойкого характера, т.е. как только любопытство удовлетворено, оно исчезает, человека начинают занимать другие, более насущные проблемы. При благоприятных условиях любознательность перерастает в устойчивый интерес к себе, который начинает определять все новые и новые цели самопознания, расширяет границы деятельности по познанию себя. Когда же интерес к себе переходит определенные границы, обретает эмоциональный накал, он превращается в страсть к самопознанию, и человек посвящает этой страсти значительную часть своей жизни. Негативными представлениями страсти к самопознанию являются использование алкоголя, наркотиков, психологических средств для проникновения в подсознание с целью поиска в себе нечто особенного, чего на самом деле может и не быть.
К неспецифическим мотивам самопознания относятся все остальные мотивы, которые также можно разделить по степени значимости для развертывания деятельности самопознания на три группы:
Механизмы взаимосвязи их с мотивом самопознания и с деятельностью самопознания примерно одинаковы. Развитый мотив самопознания благоприятно сказывается на функционировании всех других мотивов. Интерес к себе стимулирует мотивы саморазвития. В свою очередь, выраженные мотивы саморазвития позитивно влияют на формирование потребности в самопознании и специфического мотива — интереса к себе. То же следует сказать и о других мотивах. Например, интерес к себе, если это не поглощающая страсть, обусловливает и интерес к другим людям, придавая соответствующую окраску мотиву общения. В тех же случаях, когда мотив самопознания слабо развит, другие, более выраженные мотивы замещают его и обусловливают деятельность самопознания. Например, личность обладает выраженным мотивом достижения, но интерес к себе не выражен. Достичь же высоких значимых результатов, опираясь лишь на везение, удачу, невозможно, поэтому приходится взвешивать свои возможности, оценивать свои шансы и способности, т. е. заниматься самопознанием. Другими словами, без самопознания нельзя в полной мере реализовать ни один мотив, в конечном итоге все замыкается на знании себя, отношении к себе, способности к саморегуляции и самоконтролю, только в этом случае реализация всех остальных мотивов будет успешной.
Процесс* — последовательная смена состояний, явлений в развитии чего-либо; в более узком понятии — последовательность действий для достижения определенной цели. Мы будем рассматривать самопознание именно во втором, более узком значении: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познавательную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описано через характеристику целей, мотивов, способов и результатов.
Итак, вначале мы обнаруживаем в себе какую-либо личностную черту или поведенческую характеристику, например неуверенность. Момент обнаружения очень важен, без него все дальнейшее самопознание лишается смысла. Иногда именно обнаружение является наиболее сложным моментом, в нас есть много такого, на чем мы просто не фиксируем своего внимания, не делаем предметом анализа. Нередко значимая черта или характеристика обнаруживается человеком очень поздно, когда уже использовать ее позитивный потенциал не представляется возможным.
В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно ее закрепить, зафиксировать в сознании, не потерять в ходе дальнейшей жизни. Бывают ситуации, когда мы, общаясь с определенным кругом людей, испытываем неприязнь, но не фиксируем ее до следующего случая, в результате — не можем провести соответствующий анализ и оценить в целом меру своей неприязни. Следующий шаг — это анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т. п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с другими свойствами, а главное, устанавливаются причинно-следственные связи. Обнаружив и зафиксировав в себе неуверенность, необходимо задать конкретные вопросы: в чем проявляется моя неуверенность? Во всех ли ситуациях я испытываю ее? Что является причинами ее возникновения? С какими другими качествами (тип темперамента, мягкосердечность, доброта и др.) она связана? Последовательно задавая эти вопросы и отвечая на них, мы углубляем представление о своей неуверенности и границах ее распространения.
Следующий этап — мы оцениваем то или иное качество, сравнивая его с некоторым идеальным образцом того или иного качества, который сами создаем для себя, либо с общепринятыми и усвоенными нами образцами. В данном случае мы можем оценить себя по-разному: как очень неуверенный человек, сравнивая себя с другими людьми или конкретным хорошо знакомым нам человеком; как умеренно неуверенная личность с неуверенностью, проявляющейся только в определенных ситуациях; как уверенный человек, а неуверенность проявляется только в критических, неожиданных ситуациях и выступает, скорее, не как неуверенность в чистом виде, а как растерянность.
И наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества. В случае принятия мы включаем свою неуверенность в структуру Я-концепции, относимся спокойно к ее существованию, пытаемся найти в ней позитив, можем поставить задачу по ограничению проявления неуверенности и развития в себе уверенности в будущем. Но возможны случаи, когда мы не принимаем неуверенность, отторгаем ее (в область бессознательного), всем пытаемся доказать, что я уверенный человек, а если не отторгаем, то начинаем «бороться» с ней, изживать. Такая борьба только ухудшает положение, общее самочувствие, порождает внутриличностные конфликты, которые перерастают в конфликты с другими людьми. Вообще нужно сказать, что борьба с собой — это нонсенс, нет ничего хуже, как бороться с самым дорогим, что у тебя есть, т.е. ты сам. Поэтому искусство самопринятия — это большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начинает новый акт — акт самосовершенствования (об этом мы будем говорить в следующем разделе).
Итак, самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие. Каковы же наиболее общие закономерности самопознания? К ним могут быть отнесены следующие.
Степень осознанности — неосознанности. В большинстве случаев процесс самопознания носит непрерывный характер и является до определенного предела неосознанным. Человек просто живет, учится, трудится, общается, ведет беспрестанный диалог с самим собой. (В нас живет такой «болтун», который начинает «болтать», как только мы просыпаемся, а иногда проявляет себя и во сне.)
В ходе жизни накапливаются факты, данные о других людях, о себе, которые в силу действия закона перехода количества в качество в один прекрасный момент осознаются и фиксируются в сознании, но могут и не осознаваться, а функционировать на уровне неосознанной установки, определяя наше поведение и способы саморегулирования. Нужно отметить, что значительная часть Я-концепции формируется таким образом, особенно у людей, не отличающихся высокообразованностью, не склонных к рефлексии, т. е. не способных встать на позицию наблюдателя по отношению к самому себе.
Самопознание как осознанный процесс характеризуется целенаправленностью, т.е. человек ставит перед собой специальную цель — выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя. Именно в этом случае самопознание превращается в осознанную деятельность и подчиняется ее законам. Чем чаще человек превращает свое самопознание в деятельность, тем быстрее и глубже он познает себя. Правда, здесь есть и обратная сторона медали, когда при высоком уровне эмоциональности, непринятия себя самопознание превращается в самокопание, порождающее не объективное знание о себе, а различного рода комплексы, в том числе и комплексы неполноценности. Поэтому во всем должны быть мера и здравый смысл.
Существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Наша жизнь состоит из спокойных и кризисных периодов, из отрезков не насыщенных и насыщенных событиями, которые резко могут менять судьбу и биографию. Поэтому самопознание активизируется там, где жизнь насыщена событиями, когда необходимо принимать ответственные решения: выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др. Чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства, других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества и возможности. В этих ситуациях самопознание функционирует активно, позволяя личности за короткий промежуток времени получить столько информации о себе, сколько она не получала за годы жизни до этого. Многие из этих периодов хорошо известны и изучены в психологии, сюда относятся: кризис 3 лет, когда впервые ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности, формируется первоначальная социальная система Я, возникает непреодолимое желание заявить о себе, утвердиться — вспомним знаменитое детское «Я сам!»; кризис семилетнего возраста, когда ребенок начинает осознавать себя как субъекта учения и у него возникает потребность оценить себя как ученика; кризис подросткового возраста, который по накалу не уступает кризису 3 лет. Подросток открывает многое в своем Я уже в контексте взаимодействия с социальным окружением, со сверстниками, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм поведения на взрослые. Существуют кризисы и у взрослых людей, например: кризис тридцати лет; кризис зрелого возраста; кризис, связанный с уходом на пенсию. Во всех этих случаях идет переосмысление жизни, фиксирование сложившегося образа Я, определение перспектив саморазвития на будущее, происходит оценка достижений и неудач.
Принципиальная незавершенность самопознания — это, пожалуй, одна из самых интересных закономерностей. Она обусловлена тем, что реальная жизнь как бы опережает процесс ее осознания, человек уже родился, живет, у него даже сформировались элементарные акты самосознания в виде выделения своего физического Я из окружающего мира, а вот познает он себя несколько позже. То же самое характерно и для взрослого человека, реально его личность и жизнь богаче, чем то, что он знает о себе. Всегда есть неопознанное, слепое пятно (вспомним «Окно Джогари»). Поэтому познать себя полностью невозможно, даже людям, обладающим выдающимися способностями в этой сфере. Например, буддистские монахи всю жизнь занимаются самопознанием и практикой самосовершенствования, но только один Будда (принц Гаутама) достиг своих пределов. У некоторых людей такое положение дел может вызвать отчаяние, ощущение бессмысленности жизни, если они не могут познать себя. Однако на самом деле это нормальный процесс, данный факт надо просто принять так же, как мы принимаем неизбежность смерти. Важно не полное познание себя, а стремление к более глубокому и всестороннему познанию, а еще важнее — адекватное использование познанного в жизни, деятельности, особенно сильных сторон своей личности.
Кроме общих закономерностей самопознания: степени осознанности, разной насыщенности, принципиальной незавершенности— выделяют и некоторые специфические особенности самопознания, которые дополняют его целостную картину.
1. Самопознание проходит в своем развитии два этапа. На первом этапе самопознание осуществляется в системе «Я—другие». С одной стороны, начиная с раннего детства человек находится в системе межличностных отношений, другие люди постоянно оценивают его, и вольно или невольно он начинает руководствоваться этими оценками, принимать их в той или иной степени, усваивать сами способы оценивания. С другой стороны, ребенок сам приобретает опыт оценивания других, вначале повторяя оценки взрослых, а затем и формулируя их самостоятельно. Тем самым он учится сравнивать себя с другими, через систему взаимооценок начинает постепенно постигать собственное Я, у него формируются первоначальные представления о себе, затем и первый опыт создания образа Я через осознание своего отличия от других. На втором этапе соотнесение знаний о себе происходит уже в рамках системы «Я— Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, сформированными в разное время при различных обстоятельствах. Здесь он уже анализирует собственную деятельность, ее результативность, особенности своего взаимодействия с людьми, собственные черты личности и поведенческие характеристики. То есть самопознание начинает работать как самостоятельный процесс, способный обнаруживать, фиксировать, анализировать, оценивать и принимать познаваемое в себе. Справедливости ради следует отметить, что первый этап сохраняет свой потенциал до конца жизни, он просто органически включается в структуру второго этапа и не утрачивает своего значения.
2. Интенсивность, глубина, обоснованность самопознания зависят от многих сформировавшихся качеств личности, в частности от таких, которые носят характер, определяющий направленность личности. Например, к ним относятся экстраверсия и интровер-сия. Экстраверт — человек, ориентированный на внешний мир, он живет этим миром, поглощен его событиями. Поэтому его самосознание идет в сфере познания себя во внешнем мире. Интроверт, наоборот, ориентирован на внутренний мир и его события, для него значимы собственные переживания, мечты, внутренний диалог с собой. Понятно, что его самопознание осуществляется в сфере собственного внутреннего мира. Разумеется, это не означает, что экстраверт не способен к самопознанию внутреннего мира, а интроверт — к самопознанию себя во внешнем мире. Речь идет о приоритетах, которые выбирает человек в зависимости от экстраверсии—интроверсии. То же можно сказать и о некоторых других чертах, в частности о влиянии различных типов акцентуации характера на своеобразие и сферы самопознания.
3. Разные люди обладают разной способностью к самопознанию. Способности — это свойства личности, от которых зависят скорость, глубина, качество приобретения знаний, умений и навыков, но которые к этим знаниям, умениям, навыкам не- сводятся. Способности к самопознанию — это такие личностные характеристики, которые дают возможность быстро, качественно, всесторонне и адекватно познать себя. В силу разного уровня развития этих способностей люди значительно различаются друг от друга: одни постоянно занимаются самопознанием, хорошо и всесторонне знают себя и умеют использовать эти знания в жизни и деятельности; другие самопознанием занимаются эпизодически, их знания о себе отрывочны и фрагментарны, и, что самое главное, их представления о себе неадекватны, т. е. не соответствуют действительности. Как часто мы встречаемся с людьми с завышенной или заниженной самооценкой, придумавших себя, не способных, в силу этих причин, правильно строить свои отношения с миром, социальным окружением. Но, как и всякую способность, способность к самопознанию можно развивать. Что для этого необходимо? Прежде всего формировать позитивную мотивацию самопознания; полностью использовать потенциал основных механизмов самопознания — идентификацию и рефлексию; обучаться специфическим приемам самопознания — самонаблюдению, самоанализу, самомоделированию и др.; использовать различные средства самопознания: чтение художественной литературы, изучение психологии, ведение дневников и т.д.