Принято считать, что правильная поза для медитации – это поза лотоса. Но это не совсем так. Поза лотоса или Падмасана действительно одна из самых распространённых поз среди опытных практиков медитации. Но это лишь одно из возможных положений тела, а отнюдь не обязательное.
В этой статье вы найдёте подробное описание нескольких поз для медитации.
В какой позе медитировать?
Главное правило при выборе позы для медитации для начинающих: когда вы медитируете, ваше тело должно быть расслабленным. То есть самая правильная поза для медитации та, в которой вам максимально удобно.
Чтобы максимально расслабиться, вам необходимо занять удобное для вас положение тела. Только расслабленная поза позволит вам максимально сконцентрироваться на процессе медитации, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Неудобное положение тела будет вызывать напряжение во всём теле, и вы будете отвлекаться от объекта медитации.
Йоги считают, что во время медитации тело полностью отражает состояние ума, именно поэтому важно выбирать такую позу, которая не будет отвлекать ваш ум от практики. Сознательное отслеживание положения тела способствует более глубокой медитативной практике.
Медитировать можно не только сидя, но также лёжа, стоя или на ходу. Классическим вариантом всё же считаются позы сидя, поэтому именно о них и пойдёт речь в этой статье. Далее мы опишем четыре положения тела, которые подходят для медитации сидя. Попробуйте выполнить каждое из них и выберите то, в которой вам будет максимально удобно и комфортно находиться хотя бы 15 минут.
Сукхасана
Сукхасана — самая простая и популярная поза для медитации сидя. В народе она известна как поза “по-турецки” или “поза со скрещенными ногами”.
В переводе с санскрита Сукха означает “лёгкость”, “радость”, “удовольствие”, то есть Сукхасана — это положение тела, в котором легко и радостно находиться.
Техника выполнения
- Сядьте на коврик или подушку для медитации. Вы должны чувствовать, что опираетесь на седалищные кости.
- Скрестите ноги таким образом, чтобы колени максимально приблизились к полу.
- Положите руки на колени ладонями вверх или вниз.
- Со вдохом вытянетесь макушкой вверх, расправьте плечи и раскройте грудную клетку.
- Прикройте глаза и направьте внимание в точку межбровья или на кончик носа.
- Сохраняйте спину прямой на протяжении всей медитации.
Рекомендации для новичков
Если колени не опускаются на пол, то вес тела распределяется неравномерно, и вам будет сложно находиться в этом положении даже 15 минут.
Первое время вам может быть сложно опустить колени на пол, чтобы облегчить себе задачу, используйте дополнительные приспособления. Если колени висят в воздухе, сядьте на край подушки, сложенного пледа или коврика для йоги. Это поможет им естественным образом опуститься на пол. Также вы можете подложить под колени подушки, кирпичи для йоги или сложенные коврики.
Чтобы быстрее освоить эту асану, выполняйте её не только во время медитации, но и в повседневной жизни. Например, вы можете смотреть кино не сидя на диване, а сидя на полу со скрещенными ногами.
Вирасана
Это одна из самых простых асан для медитации. Но если вы только недавно начали её практиковать, то первое время вам может быть сложно находиться в ней долго.
Техника выполнения
- Встаньте на колени, соединив их вместе, разведите пятки в стороны и с выдохом медленно опустите ягодицы на пол между ног таким образом, чтобы ваши бёдра касались икр. Если вам трудно опустить ягодицы на пол, то подложите кирпич для йоги, валик или свёрнутый плед.
- Со вдохом вытянетесь макушкой вверх и выпрямите спину, раскрывая грудную клетку вверх и подтягивая живот.
- Следите за тем, чтобы колени не разъезжались, а пальцы ног лежали на полу.
- Уберите излишний прогиб в пояснице, подав копчик чуть вперёд.
- Положите руки на колени ладонями вниз или вверх.
- Слегка опустите подбородок вниз, закройте глаза и сконцентрируйте внимание в точке между бровями.
- На протяжении всей медитации держите спину прямо.
- После медитации со вдохом поднимите руки через стороны вверх, соедините пальцы в кистевой замок и разверните ладони к небу, вытягивайтесь вверх, но при этом не подтягивайте плечи к ушам. Останьтесь в этом положении на несколько дыхательных циклов, затем с выдохом опустите руки вниз, соберите кисти в кулаки и перейдите в позу стола (встаньте на четвереньки), делая упор на руки и расслабляя ноги.
ВАЖНО! Вирасана противопоказана, в случае острых болей или травм коленей и лодыжек.
Так же стоит с осторожностью практиковать эту асану, если у вас есть варикоз.
Сиддхасана
Сиддхасана одна из самых распространённых асан для медитации. Древние индийские мудрецы считали, что тот, кто в совершенстве освоит это положение тела, может не осваивать остальные 84 тысячи асан.
В переводе с санскрита Сиддха означает “совершенный”, “духовно просветлённый”, а асана — положение тела в пространстве, то есть дословно слово Сиддхасана можно перевести как “поза мудреца”/ “поза духовно просветлённого”/ “совершенное положение тела”.
Техника выполнения
- Сядьте на коврик и подтяните пятку правой ноги слева от половых органов, а пятку левой ноги справа от половых органов. Прижимайте стопы к противоположным бёдрам.
- Со вдохом вытянетесь макушкой вверх и выпрямите позвоночник.
- Плечи разверните назад и вниз, вытягиваясь грудной клеткой вверх.
- Взгляд направьте вперёд или в точку между бровями. Также вы можете опустить подбородок в межключичную впадину и неподвижно смотреть в точку межбровья.
- Руки положите на колени ладонями вверх или ладонями вниз.
Польза Сиддхасаны для медитации
Сиддхасана позволяет создавать энергетические замки, по которым энергия движется вверх, что позволяет сосредоточиться на медитации ещё глубже и вывести сознание на более высокий уровень вибраций.
ВАЖНО! Если сидя в Сиддхасане вы ощущаете боль в коленях, то сразу же выходите из этого положения. Вытяните ноги, расслабьте колени, а затем поменяйте положение ног на противоположное.
Также стоит с осторожностью практиковать эту асану, если у вас есть варикоз или артроз.
Сидя на стуле
Медитация сидя на стуле доступна каждому. Если по каким-то причинам вам не подходят позы для медитации, которые предлагает йога, то делайте это сидя на стуле или табуретке. Сидение обязательно должно быть твёрдым, поэтому мягкая мебель не подойдёт.
Техника выполнения
- Сядьте на стул таким образом, чтобы ноги касались пола.
- Со вдохом вытянетесь макушкой вверх и выпрямите спину.
- Старайтесь не опираться на спинку стула, в этом случае есть риск уснуть.
Выбирайте такую позу для медитации, в которой вы сможете комфортно провести максимальное количество времени. Не гонитесь за сложными положениями тела, стремитесь к состоянию внутреннего покоя и удовлетворения. Лучше медитировать в простой позе 30 минут, чем с трудом вытерпеть 5 в той, которая даётся с трудом и вызывает физический дискомфорт.
саны для медитации представляют собой такие положения тела, которые позволяют практикующим сидеть в течение длительного периода времени неподвижно и без напряжения.
Позы для медитации должны отвечать в первую очередь следующим требованиям: не вызывать дискомфортные и болезненные ощущения, отвлекая ум, неизбежно направляющий внимание туда, где такие проявления имеют место.
Патанджали в «Йога-сутрах» (II.46) описывает асану как положение для медитации, которое должно быть удобным и благоприятным для практики: асана должна быть sthira (санскр. स्थिर) — устойчивой, прочной и sukha (санскр. सुख) — удобной, лёгкой, приятной.
Классическими позами для медитации считаются следующие: Падмасана, Муктасана, Гуптасана, Ваджрасана, Сиддхасана и Свастикасана. Эти асаны подробно описаны в трактате, посвящённом йоге, под названием «Хатха-йога Прадипика».
Для начинающих выполнять медитативные практики важно акцентировать внимание именно на удобстве сидения в позе для медитации, нежели на идеально правильном выполнении асаны. Поэтому на начальном этапе выбирайте облегчённые версии этих асан или другие удобные позы, не причиняющие дискомфорта при сидении.
Важно, чтобы избранная вами поза для медитации соответствовала следующим правилам: спина должна быть прямой, голова, шея и спина на одной линии, мышцы плеч и живота должны быть расслаблены, глаза закрыты и тело неподвижно в течение всей практики. Правильная асана для медитации должна обеспечивать вам спокойствие и расслабление.
Поза лотоса считается основной медитативной асаной в йоге. Падмасана получается далеко не у всех практиков йоги, особенно у начинающих. Поэтому среди асан можно выбрать наиболее подходящую позу именно вам. Некоторые из асан являются подготовительными к Падмасане, которые позволяют вам постепенно освоить и эту сложную на первый взгляд позу.
Начинать медитировать можно в простых для начинающих практиков положениях, потому что важнее в данном случае именно комфортное состояние. Правильно практиковать медитацию значит исключить по возможности все отвлекающие факторы для ума, в том числе неудобное положение тела.
Свою медитацию вы можете сопровождать особыми мудрами — жестами, выполняемыми с помощью пальцев рук. Как правило, в медитации применяются следующие мудры: Джняна-мудра, Чин-мудра, Бхайрави-мудра, Бхумиспарша-мудра, Дхьяни-мудра.
В первое время по завершении медитации спина может казаться одеревеневшей, а ноги — затёкшими или онемевшими. Поэтому сделайте комплекс упражнений, состоящий из нескольких простых растяжек и скруток. Впоследствии, по мере накопления опыта в практике, такие способы снятия напряжения в мышцах уже будут неактуальны.
Рассмотрим, какое положение тела можно принимать во время медитативной практики и какие известны основные асаны в йоге, являющиеся медитативными.
Ардха Падмасана, или Поза полулотоса. Оказывает уравновешивающий, гамонизирующий и выравнивающий эффект.
Противопоказания: травмы колен, болезни в области крестца.
Исходное положение: Дандасана.
Выполнение: сгибаем правую ногу и укладываем её на пол, ближе к телу, сгибаем левую ногу в колене и располагаем стопу подошвой вверх на верхнюю часть правого бедра, ближе к животу. (Либо сгибаем сначала левую ногу и укладываем правую ногу на верхнюю часть левого бедра — выбираем тот вариант, который удобен вам.) Оба колена прижаты к полу.
Облегчённая версия: если трудно держать тело вертикально и ровно, подложите под таз подушку или в несколько раз сложенный плед для необходимой высоты. Если колено ноги, расположенной сверху, не получается опустить на пол, то под него необходимо подложить опору, чтобы мышцы не испытывали излишнего напряжения.
Основные акценты: спина ровная, плечи расслаблены, корпус от таза до макушки прямой.
Положение рук: ладонями вниз на коленях или сложены в мудру.
Сиддхасана, или Поза совершенства. (Вариация для женщин называется Сиддхайониасана.) Считается идеальной для медитации. Является подготовительной к Падмасане.
Противопоказания: травмы колен и крестца.
Исходное положение: Дандасана.
Выполнение: укладываем левую ногу пяткой ближе к тазу, поверх правой икры, подошва должна касаться правого бедра. Правую ногу укладываем на левую лодыжку, пальцы ноги расположив между бедром и икрой левой ноги, при этом пятка должна быть направлена вверх у лобковой кости, при этом пальцы левой ноги должны быть направлены вниз между бедром и икрой правой ноги.
Облегчённая версия: если в этом положении скругляется спина, то подложите под таз подушку или плед. В случае возникновения неприятных ощущений в области скрещенных лодыжек, проложите между ними небольшой кусочек ткани, чтобы уменьшить давление и убрать дискомфорт в этой области.
Основные акценты: пятка одной ноги расположена над пяткой другой, положение тела прямое от таза до макушки, плечи расправлены, спина ровная, копчик должен быть прижат к полу.
Положение рук: ладонями вниз расположить на коленях или выполнить мудру.
Асана обладает очищающим от негативных энергий эффектом, проясняет ум, балансирует нервную систему. Оказывает уравновешивающее действие на энергетические каналы нади и активизирует энергию чакр.
Сукхасана, или Удобная поза. Считается самой доступной среди всех медитативных асан.
Противопоказания: травмы или заболевания в острой стадии колен и лодыжек.
Исходное положение: Дандасана.
Выполнение: стопу левой ноги укладываем под правое бедро, а стопу правой ноги — под левое бедро. Голени должны быть перекрещены так, чтобы место их соединения располагалось на одной линии с центром тела. Стопы расположены таким образом, что из всех пальцев ног только мизинцы касаются пола.
Облегчённая версия: подложите под таз блок для йоги, подушку или в несколько раз сложенный плед. Если сидеть со скрещёнными ногами тяжело, можно поместить правую ступню под левое бедро, а левую ступню — перед правой икрой на полу.
Основные акценты: спина прямая, от макушки до таза тело выпрямлено в одну линию, плечи отведены назад и вниз, грудная клетка раскрыта, ноги расслаблены.
Положение рук: ладонями на коленях или соединены в жесте Намасте на уровне груди, можно сложить руки в мудру.
Асана обладает гармонизирующим и успокаивающим эффектом, балансирует полушария головного мозга.
Ваджрасана, или Поза алмаза (ваджры, молнии). Выполнение этой асаны способствует поднятию энергии на более высокие уровни, успокаивает и гармонизирует тело и ум.
Противопоказания: варикозное расширение вен, травмы стоп, крестца, слишком большой вес тела (может усиливать нагрузку на колени). Эта поза считается единственной (среди медитативных) доступной для выполнения людьми, страдающими радикулитом пояснично-крестцового отдела.
Исходное положение: Тадасана.
Выполнение: садимся на корточки и, наклоняясь слегка вперёд и опираясь на руки, опускаемся на колени, потом на голени и подъёмы стоп, оставляя колени сведёнными вместе. Пятки слегка направлены наружу. Садимся между пяток и перекрещиваем большие пальцы ног между собой.
Облегчённая версия: если имеют место болезненные ощущения в ногах, то в зависимости от того, где возник дискомфорт, подложите подушку или плед под таз (между ягодицами и голенями) или между бёдрами и икрами ног.
Основные акценты: спина прямая, шея вытянута, пятки упираются в седалищные выступы, убираем излишний прогиб в пояснице, подворачиваем копчик вовнутрь, плечи разведены и расслаблены, грудная клетка раскрыта.
Положение рук: руки свободно лежат ладонями на коленях или бёдрах. Также они могут быть сложены в мудру.
Поза алмаза помогает обрести сконцентрированную однонаправленность внимания, что является очень важным моментом в практике медитации, также возвращает уму целостность, избавляет от стрессов, развивает усидчивость и терпение.
Вирасана, или Поза героя. Медитативная практика в этом положении помогает обрести стойкость, отрешённость и непривязанность.
Противопоказания: травмы ног (колен, голеней или стоп), проблемы с сердцем, головная боль, варикозная болезнь в острой стадии (поскольку при выполнении этой асаны угнетается кровоток в икроножных мышцах).
Исходное положение: Ваджрасана.
Выполнение: приподнявшись на коленях, разводим голени и стопы немного в стороны, при этом колени остаются соединёнными, и опускаем таз на пол между стоп.
Облегчённая версия: в случае, если сесть на пол не получается, можно подложить под таз плед, подушку или блок для йоги.
Основные акценты: положение тела от таза до макушки прямое, спина ровная, плечи расслаблены, копчик должен быть подвёрнут внутрь и избегайте прогиба в области поясницы.
Положение рук: свободно лежат на ладонями вниз на бёдрах. Можно также выполнить Дхьяни- или Бхайрави-мудру.
Поза героя благоприятно воздействует на нервную систему, поскольку обладает успокаивающим и уравновешивающим эффектом. Эта асана развивает усидчивость.
Падмасана, или Поза лотоса. Активизирует и уравновешивает чакры, а также успокаивает ум. Это идеальная поза сидя для пранаямы и медитации.
Противопоказания: травмы колен и лодыжек.
Исходное положение: Дандасана.
Выполнение: сгибаем правую ногу и укладываем ступню ближе к телу, поверх левого бедра. После чего за счёт проворота в тазобедренных суставах (не в коленных!) сгибаем левую ногу и укладываем стопу также ближе к телу на верхнюю часть правого бедра. (Либо наоборот: сгибаем сначала левую ногу, а затем правую.) Колени в этой позе должны касаться пола.
Облегчённая версия: при возникновении сильной боли в коленях, что может сигнализировать о возможности травмирования коленных суставов, выполняйте Ардха Падмасану или Сукхасану. Если боли нет, но колени не касаются пола, чтобы легче удерживать корпус в вертикальном положении и опустить колени на пол, сядьте на подушку или плед для создания необходимой высоты.
Основные акценты: спина должна быть полностью прямой, подошвы стоп направлены вверх, таз плотно прижат к полу.
Положение рук: ладонями вниз на коленях или сложены в мудру.
Если ни одна из предложенных выше асан не подходит вам либо из-за наличия противопоказаний, либо в силу физиологических ограничений, для медитации вполне подойдёт обычная поза сидя на стуле с прямой спиной. Помните, что главное в практике медитации, — это не красиво выполненная асана, а удобное и комфортное положение тела, которое не будет вас отвлекать от практики созерцания.

ы, вероятно, наслышаны о том, что медитация — это очень полезное занятие не только для физического состояния тела, но и для психологического. Может быть, вы даже начали практиковать. Тогда эта статья для вас. В ней мы рассмотрим позу для медитации, и не одну, а несколько, которые наилучшим образом подходят для правильной и продуктивной практики.
Для того чтобы напомнить нашим читателям о возникновении йоги как философского учения, а также системы духовного развития, хотелось бы начать с того, что в йоге главное отнюдь не асаны, а весь комплекс, состоящий из восьми ступеней, который и был разработан Патанджали.
Уже позднее в X–XI веках нашей эры Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх, из числа последователей учения Шивы Адинатха, основали так хорошо известную в наше время хатха-йогу, цель которой состоит в достижении свободы через практику кая-садханы, т. е. достижение мукти и мокши, физического бессмертия и внутренней духовной свободы через выполнение физических упражнений, асан.
Если вы хотите побольше узнать о хатха-йоге, то вам следует изучить традицию натхов. Однако, если вы более заинтересованы в познании истоков самого учения йоги, то тогда вам нужно начать читать сутры Патанджали, в которых заключена суть йоги как философского знания и лишь часть её — асаны, выделенные в третью ступень восьмеричного пути, — посвящена укреплению физического тела. И всё-таки не стоит забывать, что даже эта, казалось бы, наиболее «активная» с точки зрения физиологии часть йоги не обходится без того, чтобы через неё ученик не начинал приобщаться к познанию самого себя, выполняя асаны и вместе с этим погружаясь в медитативное состояние. Это лишь небольшая часть теоретического знания, связанного с традицией йоги.
На занятиях йогой в центре проводятся специальные лекции для тех практикующих, которых интересует скорее теоретический аспект йоги, история возникновения, этапы развития, виды йоги. Больше всего об исторической и философской составляющей можно узнать на курсах преподавателей йоги, потому что на таких курсах учащихся готовят к жизни, полностью погружённой в учение йоги, поэтому изучению ключевых историко-философских моментов этой традиции отводится отдельный модуль программы, где подробно изложена как теория, так и практика йогического знания.
Как научиться медитировать: информация для начинающих
Вы давно слышали о медитации или, возможно, даже читали книги по медитации, но пока теоретические знания не превратились в практику. Эта статья для вас, для тех, кто хочет вступить на новый путь и успокоить свой ум.
Любая асана заключает в себе медитативный аспект. Только для выполнения одних требуется большая физическая подготовленность, гибкость тела, выдержка, в то время как другие доступны менее подготовленным последователям учения. Сам Патанджали считал, что достоинство и ценность выполнения асан именно в том и состоит, чтобы с их помощью человек получил возможность легче погрузиться в состояние медитации.
Отсюда и относительная простота исполнения поз, в отличие от тех, которые были добавлены позже и представлены в хатха-йоге, виньяса-йоге и других видах йоги. Можно сказать, что позднее традиция йоги пошла по пути усложнения её физической составляющей, а психодуховное развитие было забыто. Это можно хорошо проиллюстрировать положением дел в настоящее время: множество центров йоги открыто по всему миру, в особенности взрыв интереса к культуре Вед и Индии проявился во второй половине XX века после того, как индийские гуру йоги, такие как Кришнамачарья или его ученик Айенгар стали известны на западе. Но исповедуют ли эти центры те ценности, которые заповедал Патанджали?
Большинство из них преследуют лишь одну цель — ещё одно ответвление фитнеса, его более экзотическая форма. О главном уже давно забыли, а ведь суть практики асан и хатха-йоги в том, чтобы развиваться духовно, научиться входить и удерживать медитативное состояние, таким образом помогая восстанавливаться психике, — это практическая, наиболее видимая сторона практики медитации, а самое важное здесь в том, чтобы позволить себе перейти на новый уровень осознания или расширить сознание путём позитивно воздействующих на тело и ум практик пранаямы (дыхательные упражнения), дхараны (концентрация) и дхьяны (медитации).

Для тех, кто практикует хатха-йогу для того, чтобы восстановить своё здоровье и улучшить энергетическое состояние, можно порекомендовать включить в ежедневный комплекс такие (из числа довольно сложных и продвинутых асан): Сидхасана, Сукхасана, Ардха Падмасана, Падмасана.
Великий Патанджали писал о том, что позы должны быть устойчивыми, стабильными, статичными и комфортными или sthira sukha asanam, где
- sthira — это стабильность и устойчивость,
- sukha — комфорт и удобство,
- asanam — медитационная позиция (от корня «as», что означает ‘сидеть’)
Эти позы предназначены для выполнения даже начинающими, но в наше время, особенно у современных людей, ведущих довольно обездвиженный образ жизни, связки и суставы мало разработаны, поэтому для многих даже Сидхасана может поначалу показаться сложной, не говоря о Падмасане. Часто на её освоение уходит от нескольких месяцев до года регулярной практики, но эта поза является ключевой, она важна, если вы планируете пройти курс випассаны. Быть может, вы сначала подумаете, что вышеперечисленные асаны слишком сложны для вас, но именно они лучше всего подходят для практики медитации.
Поэтому, выучив эти асаны и практикуя их постоянно, вы перестанете испытывать дискомфорт, а удержание самой асаны перестанет быть испытанием, поэтому находиться и оставаться в ней в течение долгого времени не будет для вас проблемой и, таким образом, вы сможете концентрироваться на дыхании, ощущениях, осознавании происходящего без деятельного участия в нём. Вот чего вам следует достичь на первых стадиях практики медитации.
Наиболее доступными среди этих поз можно назвать Сиддхасану, Свастикасану и Сукхасану — это позы для медитации для начинающих. Оставьте Падмасану на потом.
Также довольно хороша поза для медитации — Вирасана. Она стабильна, но требует меньше времени на её разучивание и легче даётся современным людям. Перед практикой Падмасаны можно выполнять Ардха-Падмасану (Поза полулотоса). Таким образом, вы подготовитесь для практики Падмасаны. Если вы чувствуете, что вам нужен наглядный пример выполнения асан, то на курсах Йога-онлайн опытный инструктор подробно, во всех деталях, покажет и объяснит, как выполнять ту или иную асану. Также для онлайн-йоги разработана специальная программа для желающий изучать медитацию отдельно. Поэтому, если вы уже знаете и самостоятельно практикуете хатха-йогу, то можно продолжить и взяться за освоение базовой практики медитации.
Почему позы сидя считаются самыми удобными позами для медитации? Потому что, сидя на полу со скрещенными ногами, ваше тело получает хорошую опору, и при этом позвоночник расположен прямо. Макушка головы тянется вверх, а руки покоятся на коленях, выполняя мудры.
Видов медитаций очень много. Есть среди них и динамические, т. е. такие, которые можно выполнять в состоянии движения, например, ходьбы. И всё же медитация в положении сидя, в одной из вышеупомянутых асан, приносит наибольшую пользу энергетической сущности. Сидя на полу в позе Лотоса, вы перенаправляете энергию из нижней части тела в верхнюю. Энергия не уходит вниз, она не покидает тело через нижние чакры, но оставшись там, во время процесса медитации, энергия устремляется вверх, к высшим чакрам, где она и трансформируется: низшие энергии, проходя через так называемый мост, чакру Анахату, который соединяет три нижние чакры с тремя высшими, меняют своё качество, и та энергия, которая могла бы быть попусту растраченной, будучи сконцентрированной в области первой и второй чакр, поднимается к пятой, шестой и седьмой чакрам, сопутствуя духовному развитию человека.
Статья полностью посвящена теме пользы медитации в трёх аспектах — физиологическом, психологическом и духовном. Вы найдёте ответы на темы не только пользы медитации, но и её взаимосвязи с другими состояниями.
То, что было сказано в предыдущем параграфе, является ключевым пунктом этой статьи о позе для медитации. Человек медитирует не просто так и не только для того, чтобы стать эмоционально уравновешенным. Цель медитации гораздо глубже. Она состоит в том, чтобы наполнить энергией всё тело, и не только физическое, но и тонкие тела. Причём во время медитации вы не только перенаправляете энергию, но и принимаете её. Блоки, которые вы испытывали, будут сняты и, таким образом, откроется доступ к энергии, поступающей из Космоса. Вы сможете принимать энергию.
Но и это ещё не вершина медитации. Благодаря тому, что энергетические и психологические блоки будут сняты во время практики медитации, то доступ к ранее скрытым источникам знания, будет открыт. Иначе это знание называют интуитивным, поэтому неслучайно многие практикующие и гуру йоги упоминают об активизации работы интуиции. Интуиция — это и есть не что иное, как получение знания другим способом, в обход обычного логического, основанного на вербальной трансляции. У этого знания, казалось бы, нет доказательств, которые так нужны нашему уму, чтобы поверить в то, что ему известно. Но интуитивное знание не имеет таких доказательств, потому что оно приобретается в десятки раз быстрее, чем обычное. В этом его большое преимущество и в этом его загадка, которая и делает знание, полученное интуитивным путём, недоступным для скептиков или глубоко закоренелых адептов научного способа познания мира. Но в последнее время и наука начинает признавать реальность существования интуиции. Мы ещё раз видим, что йогическое учение и в этой сфере опередило современные исследования.

ы давно слышали о медитации или, возможно, даже читали книги по медитации, но пока теоретические знания не превратились в практику. Эта статья для вас, для тех, кто хочет вступить на новый путь и успокоить свой ум.
Для начинающих медитация может показаться чем-то странным, малоизученным, но всё это лишь до тех пор, пока вы не поймёте, в чём состоит суть медитации, а она — в остановке мыслительного процесса. Конечно, это высшая цель медитации, достигаемая на более продвинутых уровнях практики. Опытные медитирующие подходят к той ступени, когда они становятся едины со всем сущим; для них перестаёт существовать их Эго, понятие индивидуальности отходит на второй план, а при выполнении самой медитации оно полностью отсутствует — ведь медитирующий растворился в объекте своей медитации, стал с ним одним целым.
Всё это пока довольно сложно представить. Речь здесь идет о психических, ментальных процессах, и в какой-то мере физических. В целом техники и методики медитаций направлены на работу с сознанием, расширяют его границы без применения каких-либо иных средств. В работе заняты только сознание, мыслительные процессы, воля и желание практиковать медитацию.
Для освоения медитации не обязательно записываться на очные курсы медитации. Можно начать заниматься самому дома. Это очень удобно. Можно выполнять медитацию в любое время дня: хоть утром, сразу после того, как проснулись, хоть вечером, перед отходом ко сну, что также благотворно отразится и на самом отдыхе.
В качестве техник на начальном этапе хорошо подойдут занятия дыхательными упражнениями: концентрация на самом дыхании поможет сфокусировать ум, собрать его в одной точке. Одно только это позволит вам освободиться от большого потока мыслей и отключиться от ежедневных проблем.
Если вы ещё не до конца определились, с чего начать, какую медитацию выбрать в качестве средства для успокоения ума, и хотели бы побольше узнать о разнообразных методах и подходах к медитации, то можно остановить выбор на представленной программе для начинающих, всё узнать и сделать первые шаги под руководством инструктора, практикующего медитацию более 20 лет.
Перед началом любой медитации дома нужно позаботиться о том, чтобы следующие требования были выполнены.
- Выберите то место, где вы сможете остаться в одиночестве.
- Домашние животные должны остаться в другой комнате, чтобы не отвлекать вас.
- Отключите все телефоны, посвятите это время только себе.
- Свет может быть естественным, но не слишком ярким, для того чтобы вам было легче расслабиться и погрузиться в медитацию.
- Лучше проводить медитацию, сидя в Сиддхасане или Падмасане. Если пока эти позы вызывают дискомфорт, то можно выбрать любую другую стабильную позу, чтобы при этом позвоночник оставался прямым.
- Не стоит ставить будильник или таймер для выхода из медитации, так как это просто «вырвет» вас из процесса. Всё должно идти своим чередом и спокойно.
Иногда начинающие медитировать спрашивают о том, что делать в случае, когда в процессе медитации организм настолько успокоился, что человек заснул. Если вы хорошо сидите и вам ничего не мешает, то, конечно, можно погрузиться в сон, но если вы сидите в Падмасане, а она ещё не совсем для вас комфортна, то всякое засыпание тут исключено. Поэтому так часто подчёркивают важность той позиции, которую использует медитирующий.
Можно практиковать медитацию и в горизонтальном положении, но тут для начинающих существует больший риск перейти в состояние сна. С опытом для вас перестанет иметь большое значение, в какой позе медитировать. Вы научитесь пребывать в этом состоянии, и, даже выполняя очередную практику в позе Шавасаны, вы сможете оставаться восприимчивым, медитировать, но не засыпать.
Самые доступные для освоения техники медитации связаны с концентрацией на дыхании. Это простые пранаямы. Вы можете начать с наблюдения за вашим дыханием и при этом следить, чтобы мысли не отвлекались во время этого процесса. Казалось бы, в чём тут важность? Всем известный ритм дыхания, но он настолько важен, что способен изменить вашу манеру мышления, успокоить разум, перенаправить ваш мыслительный процесс и улучшить работу многих систем физического тела. Этот принцип также используется для практикующих курс «випассана». Он универсален, поэтому очень важно освоить его с самого начала.
На первоначальных этапах постарайтесь просто наблюдать за вдохом и выдохом в течение нескольких минут. Оставайтесь при этом спокойными. Ничего, если мысли отвлеклись и переключились; это вполне нормально на начальном этапе, хотя большинство людей начинают переживать по этому поводу, внутренне критикуя себя. Критикой мало что изменишь. Просто возвращайте ваши мысли к самому объекту медитации: в данном случае это дыхательный процесс. С каждым разом вы начнете замечать, что вы отвлекаетесь всё меньше, и это хороший показатель. Вскоре вы сможете медитировать таким образом при полной концентрации в течение 5 минут. В дальнейшем можно увеличивать время практики, постепенно доводя его до 30 минут.
Хорошая техника для начинающих — это тратака. Всё, что здесь требуется, — это пристально смотреть на пламя свечи и не моргать. На первых порах будет сложно удерживать взгляд в течение даже одной минуты, но с практикой вы разовьёте устойчивость внимания. Если вы быстро устаёте, то можно делать перерывы секунд на 20, закрывая глаза.

Большая ценность данной практики состоит в том, что мыслительный процесс останавливается моментально. Движение глазных яблок остановлено, а с ним — и бег мыслей. Поэтому на начальном этапе эта медитация подойдет очень хорошо как раз для того, чтобы понять, что это такое — перестать думать.
Используя пранаяму в качестве одного из методов медитации, можно достичь значительных результатов в концентрации ума и его дисциплине, а также в балансировке эмоциональной сферы. Правильно выполненная пранаяма очищает и тело, и ум. Сохраняя контроль над дыханием, делая его более глубоким, длинным или выполняя кумбакху — задержку дыхания, — можно достичь и хороших терапевтических результатов. Но во всём нужна мера, и, что касается кумбакхи, то на первоначальных этапах освоения пранаямы её выполнять не рекомендуется. Просто понаблюдайте пока за дыханием, ощущайте, как воздух входит и выходит, проходит по органам, наполняя лёгкие, а затем не спеша следите за процессом выдоха.
Можно попробовать выполнять Апанасати Хинаяну, суть которой состоит в том, что вы постепенно увеличиваете длину вдоха и выдоха, но при этом не выходите в зону дискомфорта. Вы не должны задыхаться или испытывать большое неудобство, практикуя эту пранаяму. Лучше воспользуйтесь принципом постепенности и регулярности выполнения, и по мере продвижения в практике пранаям вы научитесь делать более длинные вдохи и особенно выдохи и постепенно сможете так растянуть дыхание, что 30-секундный и даже 45-секундный вдох и выдох станут для вас естественными.

В зависимости от той медитации, которой вы будете заниматься, — будь то курс випассана или использование пранаям, — цели и средства могут меняться, но главная, общая направленность всех медитаций может быть выражена в следующем:
- Понимание себя. После выполнения техник медитации ваше понимание себя, тех мотивов, которыми вы руководствуетесь, принимая решения в повседневной жизни, значительно прояснится. Мысли станут организованнее. Несмотря на то, что конечная цель медитаций высшего уровня состоит в полном избавлении от мыслительного процесса, на первоначальных этапах мысли нужно привести в порядок, направить, добиться умения концентрироваться на чём-то одном. Это, в свою очередь, сделает ваши мысли более упорядоченными, а ваш мыслительный процесс — более ясным.
- Обретение покоя. После того как вы научитесь концентрации, выполняя для этого медитационные техники, ваш ум успокоится. Сосредоточившись на одном, он перестанет блуждать и научится думать однонаправленно, не прыгая с одного на другое, или, по-другому, он станет дисциплинированным. Так, внеся порядок в работу ума, вы будете меньше отвлекаться, вследствие чего в ваши мысли придёт покой. Когда мысли спокойны и направлены в правильное русло, то и жизнь преобразуется: в неё приходит долгожданное спокойствие и упорядоченность, а с хаосом станет покончено. Все действия формируются мыслями. Оттуда исходят импульсы к дальнейшим поступкам. Мыслительный процесс — это командный пункт управления организмом, но и он не происходит сам по себе, а контролируется дыханием. Существуют специальные техники йоги, которые позволяют управлять дыхательным процессом, — их называют пранаямой.
- Осознание. В процессе медитации уже на начальном этапе вы научитесь больше осознавать себя, свой ум, тело, окружающие условия — всё, что есть в мире. Это можно назвать краеугольным камнем процесса медитации, когда практикующий, постепенно обретая контроль над мыслями, учится их направлять и следить за ними. Вы действительно становитесь исследователем себя и своей жизни, понимая и осознавая своё бытие с каждым разом всё глубже.
- Отключение мыслей. Процесс освобождения от мыслей происходит чуть позже: когда вы уже овладели техниками концентрации и осознавания, ваше внимание стало ещё более направленным, общее восприятие жизни и всех её составляющих приобрело большую ясность. Вот тогда, делая одну из практик концентрации на объекте или образе, вы можете настолько «проникнуть» в предмет вашей медитации, что внешние раздражители перестанут для вас существовать и сознание полностью погрузится и сольётся с тем, на что было направлено. Это автоматически будет означать, что поток мыслей остановлен. Его ещё часто называют внутренним диалогом, и во многих духовных практиках его остановке придаётся большое значение. Это действительно очень важно, но во время медитации, во время самой остановки мыслительного процесса вы не сможете этого осознать, понять то, что наконец-то ум чист, потому что пока есть осознавание, следовательно, мыслительный процесс ещё присутствует. Получается, что если вы говорите себе, что мысли остановлены, они всё ещё в наличии. Осознание того, что мыслительный процесс был отключён на какой-то период времени, может произойти только позже, но не во время самого «молчания ума». На то оно и молчание, что ум перестаёт анализировать, делать выводы. Только после выхода из медитации вы дадите себе отчёт в том, что произошло нечто невероятное.
- Просветление и освобождение. Освобождение, а с ним и просветление, приходят на высших этапах практики медитации. Это те ступени, на которых ум не только подчинился вам, но и вы настолько хорошо овладели им, что можете по желанию его останавливать и выходить к непосредственному источнику знания. Мы по незнанию часто считаем ум этим источником, в то время как ум лишь слуга в процессе обретения знания. Он является средством, которое мы считаем единственным; благодаря нему получение информации становится доступным.
Однако это не совсем так. Посредством ума мы совершаем ряд действий, аналитические процессы, основанные на критике, синтезе, вынесение ценностных суждений, определённого рода восприятие процессов. Все они производятся с помощью ума. И всё же есть другие способы, прямые, когда знание может быть получено без обходных путей, без анализа и применения логики. Именно об этом говорят, когда речь идет о просветлении. Это не какое-то абстрактное состояние, доступное лишь йогам и святым. Человек, практикующий медитацию на протяжении значительного времени, вполне может достичь этого, если такова цель его занятий.
Если просветление ставят на пьедестал и всю жизнь посвящают этому, то оно из органичных, связных ступеней процесса медитации превращается в самоцель, а она есть порождение желаний человеческого «Я» — эго. Таким образом подрывается изначальный принцип медитации. Он не в усилении эго, а как раз напротив — в уменьшении его силы. Ведь для чего мы учимся останавливать тот же внутренний диалог — для того, чтобы ослабить мощь эго, в первую очередь проявляющуюся через мыслительный процесс.
Приход к просветлению должен быть естественным процессом, его не нужно форсировать. В идеальном варианте практикующий даже не должен к нему стремиться, и тогда он будет достигнут через саму практику, свободную от внутренних желаний «Я».
Для успешной практики медитации нужно решиться ею заниматься. Как только первый шаг сделан, вы постепенно привыкнете выполнять эту практику ежедневно, и прогресс начнёт проявляться и с внешней стороны жизни. То, что раньше было для вас непонятным, прояснится. Детали, прежде казавшиеся несущественными, предстанут в новом свете, приобретут смысл, обогащая вашу жизнь. Успешной вам практики, дорогие медитирующие!
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июня 2023 года; проверки требует 1 правка.
Запрос «Асаны» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки. Для начинающих они не всегда могут быть «удобными и приятными», переходить к сложным асанам необходимо лишь после того, как освоены простые асаны. В «Хатха Йога Прадипика» приводится перечень из 11 асан для укрепления тела, и 4 медитативных асаны.
Этимологически, термин «асана» asanam происходит от корня ās «сидеть», добавлением суффикса ana, создающего имя действия. Буквально значение слова «процесс сидения» или «место для сидения».
Значение слова как «упражнения йоги» произошло из комментария к первым философским текстам йоги.
Первый комментатор Йога-сутры дал перечисление асан:
॥2.46॥ tadyathā padmāsanaṃ vīrāsanaṃ bhadrāsanaṃ svastikaṃ daṇḍāsanaṃ sopāśrayaṃ paryaṅkaṃ krauñcaniṣadanaṃ hastiniṣadanam uṣṭraniṣadanaṃ samasaṃsthānaṃ sthirasukhaṃ yathāsukhaṃ cetyevamādīni।.
То есть, в одном из первых упоминаний — всего 11 поз.
Первое упоминание асаны — это текст «Йога-сутры». В ней слово «асана» имело смысл «поза для медитаций», о чём рассказывают первые комментаторы йога-сутры — Вьяса и Вачаспати-Мишра. И только в средневековье (шестнадцатый век) появились понятия об асанах, смысл которых был не только медитировать, но и воздействовать на здоровье практика. И только с периода средневековья слово начало носить смысл «упражнение, часть телесной практики».
Асана — это положение тела, в котором, с позиций индийской философии и религии, управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счёт перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле.
Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода. Учитывая всю разновидность практик и стилей йоги не обязательно и статическое пребывание в позе в течение некоторого времени (во вьяямах, динамических связках, например).
Примеры асан по «Хатха Йога Прадипика» Сватмарамы
- К первой группе относятся: Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьяасана, Пасчимоттанасана, Маюрасана, Шавасана.
- Ко второй: Сиддхасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана.
Механизмы воздействия асан на организм
Механизмы воздействия асан на организм изучались в работах Д. Эберта, В. Райха, А. Сафронова, Р. Минвалеева и других учёных. Например, гуморальный механизм был выделен Д. Эбертом (1986). Он показал, что изменение гидростатического давления в различных его полостях при выполнении асан оказывает влияния на деятельность физиологических систем организма. В работах Г. Захарьина и Г. Геда (1883) был изучен рефлекторный механизм, суть которого заключается в компенсаторном усилении кровообращения после растяжения или сжатия зон физического тела, позволяющих напрямую влиять на функции различных органов. Кроме этого выделяют также стрессовый (Л. Гаркави) и гормональный (Р. Минвалеев) механизмы влияния хатха-йоги на организм человека.
Асаны можно классифицировать по типам исполнения: асаны стоя, сидя, лёжа, перевернутые асаны, скрученные асаны, асаны с наклонами в разные стороны, и асаны на равновесие.
По типам воздействия:
- растягивающие (переднерастянутые: бхуджангасана, уштрасана, чакрасана, заднерастянутые: йога-мудра, пашчиматтонасана, падахастасана);
- скручивающие (ардхаматсьендрасана, триконасана);
- силовые (пурватассана, фирабхадрасана, утканасана, випаритакарани, навасана);
- перевёрнутые (ширшасана, сарвангасана, халасана),
- сдавливающие (гомукхасана),
- равновесные (шиванатараджасана)[6].
По задачам: медитативные, то есть способствующие или подготавливающие к практике высших ступеней йоги и терапевтические, то есть обладающие конкретным психо-физиотерапевтическим воздействием на организм (Уттхита Парсваконасана, яштикасана).
Асаны в «Йога-Сутрах»
48. Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
Другой перевод этих же строк:
46. Устойчивая и удобная поза есть асана.
47. Она достигается ослаблением напряжения и созерцанием бесконечного.
48. В результате – невоздействие противоположностей.
49. Когда есть это, следует пранаяма, т. е. регулирование движений вдоха – выдоха.
- Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского — М.: Республика, 1996. — С. 63.
- Online Sanskrit Dictionary. Дата обращения: 12 сентября 2014. Архивировано 12 сентября 2014 года.
- Asana Архивная копия от 28 апреля 2015 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica
- Н.П.Лихушина. Санскритско-русский учебный словарь.
- Свами Муктибодхананда Сарасвати, Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха Йога Прадипика с комментариями. — Саттва, 2002. — 672 с. — ISBN 5-901518-04-7.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 марта 2021 года; проверки требуют 11 правок.
По́за ло́тоса (дев.: पद्मासन; IAST:padmāsana; тур.:bağdaş; яп.: kekka fuza ) — одна из основных асан для медитации в йоге. Является базовой основой для любых комплексов асан. Её положение — сидя, скрестив ноги, причём ноги находятся на противоположных бёдрах; используется со времен древней Индии. Используется для медитации в индуистской йоге и для буддийской созерцательной практики. Поза по своему виду напоминает Лотос орехоносный, в честь чего получила своё название.
Известными изображениями позы лотоса являются изображение Шивы, медитирующего аскетического бога индуизма, и Сиддхартхи Гаутамы, основателя буддизма.
Падмасана означает «поза лотоса».
Поза лотоса — руки могут лежать на коленях с применением мудры.
Одна нога находится на вершине противоположного бедра, пятка близко к животу. Другая нога помещается на противоположном бедре симметрично.
Колени касаются земли. Туловище находится в равновесии, с прямым позвоночником. Туловище расположено по центру, над бёдрами. Язык опирается на нёбо. Руки могут лежать на коленях с применением мудры. Руки находятся в расслабленном состоянии со слегка согнутыми локтями.
Глаза могут быть закрытыми, тело расслабленное, с осознанием общей позы. Корректировки производятся до баланса и выравнивания на опытных. Положение должно быть естественным и комфортным, без каких-либо резких болей.
В большинстве случаев, нужно использовать подушки (дзафу) или маты (дзабутон). Сидеть надо на переднем крае подушки или коврика для того, чтобы склониться вперед, чтобы облегчить нагрузку на позвоночник и обеспечить необходимую поддержку. Только самые гибкие люди могут добиться этого в асанах без поддержки таза (и Далай-лама советует не делать этого).
Ардхападмасана (поза полулотоса) — упрощённая поза, на бедре находится лишь одна стопа. Время пребывания в позе не ограничено. Можно менять ноги местами.
Противопоказания и критика
- Сатьянда, Свами (Ноябрь 2002) (англ.) (мягкая обложка). Асана Пранаяма Мудра Бандха (12-е издание). Школа йоги Бихар.
- Сафронов А.Г. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика. — Harʹkov: Ritm-Plûs, 2008. — С. 46. — ISBN 9789662079463, 9662079467.
- Упражнения йоги для подготовки к падмасане Подготовка к Лотосу Архивная копия от 11 января 2010 на Wayback Machine, Nanabozho (Gichi Wabush)
Обновлено 5 ноября 2006 года, после Донна Фархи Шустера, март 1987.
- Становление в лотос: Как достичь полной позы лотоса Антон Темпл (автор), Франка Галло (редактор), Пип Фолкс (иллюстратор) Мягкая обложка: 64 страницы, Издатель: Merkur Publishing, Inc (1 декабря 2006) Язык: английский, ISBN 1-885928-18-1, Размеры: 5.8 x 8.3 дюйма
- Йога, тантра и медитации в повседневной жизни Свами Сарасвати Джанакананда (автор), Мягкая обложка: 128 страниц, Издатель: Red Wheel/Weiser (сентябрь 1992), Язык: английский, ISBN 0-87728-768-6 ISBN 978-0-87728-768-1, Размеры: 8.3 x 9.8 x 0.3 дюйма.
Железная статуя медитирующего Будды
Человек, медитирующий в саду
У самых разных школ медитации есть два общих компонента, которые в терминологии буддийской психо-культуры описываются как:
1) шаматха (пали: саматха), что можно перевести как «безмятежность», «мир», «внутреннее спокойствие», умственное или физическое,
Под медитацией разные традиции понимают разные явления — от повторения мантры «Харе Кришна» у вайшнавов до безмолвной випассана-медитации у буддистов. Особое определение медитации содержится в католицизме.
- как особую разновидность углублённого размышления[6][13][7] о каком-либо предмете[6][7], духовной истине[13], иной идее[7], сопровождаемое отвлечением «от внешне-случайных обстоятельств»[6], устранением «всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное, интеллектуальное и другое напряжение)»[7]);
- как состояние внутреннего сосредоточения[8] или как действие для его достижения[10][9];
- как «изменённое состояние сознания», обусловленное как внешними, так и внутренними причинами[11] или как «тип психотехники, продуцирующий изменённые состояния сознания»[12] (вариант: как форму психической активности с целью погружения «в особые трансовые состояния»[5]).
a mind-body practice in complementary and alternative medicine (CAM)
или же как
a broad variety of practices, ranging from techniques designed to promote relaxation to exercises performed with a more far-reaching goal such as a heightened sense of well-being.
В силу многообразия практик медитации, отмечают авторы последней цитаты,
essential to be specific about the type of meditation practice under investigation.
Возможно, что именно упомянутое многообразие практик медитации порождает и многообразие определений этого понятия, которые, как было указано выше, описывают медитацию то как разновидность углублённого размышления, то как состояние внутреннего сосредоточения, то как изменённое состояние сознания, то как действия, направленные на достижение указанных выше состояний. Многообразие определений, в свою очередь, не позволяет точно очертить границы рассматриваемого понятия и способно породить споры о том, является ли та или иная практика медитативной или нет.
Круг обозначаемых явлений
Существует множество техник медитации.
Во время медитации практикующему обычно требуется принять определённую позу, иногда применяются чётки и другие вспомогательные предметы. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет.
Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.
Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.
Ислам и медитация
Медитация и восточное христианство
Практика исихастской молитвы имеет некоторое поверхностное сходство с мистической молитвой или медитацией восточных религий (например, буддизма и индуизма, и особенно с практикой йоги), хотя эта схожесть зачастую преувеличивается при популярном изложении.
In practice, the Hesychastic prayer bears some superficial resemblance to mystical prayer or meditation in Eastern religions (e.g., Buddhism and Hinduism, especially Yoga), although this similarity is often overly emphasized in popular accounts.
Медитация в западном мире
Западная христианская медитация контрастирует с большинством других подходов в том, что она чаще всего не предполагает повторения какой-либо фразы или действия и не требует никаких конкретных поз (есть множество исключений).
Начиная с середины XVII века практику медитации стали использовать квакеры. Их молчаливые богослужения могли длиться до двух и даже четырёх часов. Однако в настоящее время их продолжительность обычно не превышает одного часа.
Формы и методы медитации
Список примеров в этой статье не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
Шри Чинмой медитирует на Церемонии открытия Парламента Мировых религий
- Медитация осознанности (англ. ) — традиционная для буддизма форма медитации, объединяет целую группу техник. При самой распространённой технике медитирующий изначально сосредотачивается на тонком ощущении воздуха, касающегося ноздрей при вдохе и выдохе. Затем, по мере роста мастерства, объекты для медитации меняются. Многие другие техники медитации являются производными от данной.
- Дзадзэн — практика медитации памятования, традиционная для Японии. Существует форма медитации дзадзэн при прогулке.
- Трансцендентальная медитация — медитация с концентрацией на мантре — слове, звуке или фразе, повторяемой медитирующим вслух или мысленно. Самой известной является мантра «Ом».
- Тукдам — медитация в процессе умирания.
Среди других известны:
- Медитация на пустоте — медитация со сосредоточением на отсутствии мыслей. Часто является следующим этапом для других форм медитации. По словам Джидду Кришнамурти из книги «Медитации»[68], при длительной медитации на безмыслии исчезают все виды мыслей, желаний и прекращается осознавание своего я — почти полностью исчезает дыхание, устанавливается состояние глубокого покоя, после которого внутреннее сознание человека освещается светом, вызывающим состояние невыразимого блаженства. В этом состоянии человек может находиться очень долго, не осознавая окружающего. По утверждению Далай-ламы XIV, такая медитация может вызвать вслед за собою особое состояние всеосознавания, называемого на Востоке «Просветлением»[69].
- Кундалини-медитация — медитация со сосредоточением на чакрах. Обычно проводится лёжа.
- Тратака — медитация на пламя свечи в тёмной комнате.
- Сатипаттхана — буддийская медитация со сосредоточением на созерцании тела, чувств, ума, объектов ума. Подробно описана в Махасатипаттхана сутре. В популярной «нью эйдж» литературе по ошибке называют Випассаной, тогда как на самом деле випассана — это опыт и результат получаемый от практики Сатипаттханы.
- Анапанасати — традиционная буддийская медитация со сосредоточением на дыхании. Подробно описана в Анапанасати сутре.
- Випассана — достижение внутреннего прозрения, достигаемое посредством практики Сатипаттханы и Анапанасати. Так же посредством практик Анапанасати и Сатипаттханы достигаются джханы.
- Медитация на внутренний свет и звук — медитация со сосредоточением на внутреннем свете и звуке (Наам, Шабд, Слово).
- Сахадж Марг — медитация с сосредоточением на биении сердца.
- Сексуальные медитации (в тантре и даосских сексуальных практиках). Например, ци-медитация: партнёры садятся на пол, напротив друг друга, опираясь на отведённые назад руки. При этом ступню правой ноги располагают под промежностью другого партнёра. Далее — активизация сексуальной энергии с помощью ЛК-мышцы, работа с энергиями партнёров. Энергия партнёров должна течь как цветок по воде, смешиваться[70].
Для большинства техник медитации характерно глубокое сосредоточение на монотонно повторяющемся действии.
Научные исследования медитации
Одним из пионеров исследования воздействия медитации на здоровье человека был кардиолог Герберт Бенсон из Гарвардской медицинской школы. Выход в 1975 году в свет его книги «Реакция релаксации» («The Relaxation Response») способствовал росту клиник, занимающихся проблемами снижения стресса на рабочих местах, в больницах и других местах. Однако до недавнего времени не было никакого надежного способа для сбора объективных данных о предполагаемых психических эффектах, таких как обостренное внимание, свобода ума от негативных суждений и увеличение сострадания.
Позы для медитации
Для медитации используются различные позы: сидя, лёжа и стоя, а также практикуют медитацию во время ходьбы (буддизм тхеравады, дзен и др.)
Самая известная поза для медитации такова: сидя, глаза закрыты, спина выпрямлена, голова чуть опущена, ноги скрещены, руки лежат на коленях ладонями кверху, ладони раскрыты, большие и указательные пальцы соединены.