Правильное действие в буддизме

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Как известно, основоположником буддийского учения является Будда Шакьямуни. Произнесённые им буддийские заповеди легли в основу этических принципов адептов этой веры.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня в нашей статье мы поговорим о том, что такое буддизм, и дадим краткое описание этой религии.

Буддизм — одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. В мире насчитывается около 500 млн. «чистых» буддистов, которые исповедуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться и какой-либо другой веры. В последнее время буддизм очень популярен в западном мире, многие люди приходят сами к желанию присоединиться к нему. Возможно, не последнюю роль в этом играет миролюбие и спокойствие этой религии.

Содержание

Описание и аспекты

Говоря кратко о Восьмеричном пути в буддизме, следует сразу отметить, что он не линеен. То есть его нельзя представить в виде процесса последовательного обучения. Скорее, он символизирует собой восемь аспектов жизни, которые интегрированы в повседневную деятельность последователя. Многие его области нельзя изучить полноценно, не практикуя другие.

Название каждого этапа начинается со слова «правильный». Но значение этого определения несколько отличается от привычного. Для буддиста – это, скорее, «целостный» или «знающий».

Восьмеричный путь состоит из следующих элементов, определяемых как «правильные»:

  1. Видение (понимание).
  2. Намерение.
  3. Речь.
  4. Действие.
  5. Источник средств к существованию.
  6. Усилия.
  7. Самоосознавание.
  8. Концентрация.

Здравствуйте, дорогие читатели.

В прошлый раз вы познакомились с буддизмом, а сегодня мы с вами продолжим тему и поговорим о восьмеричном пути в буддизме.

Когда исторический Будда достиг просветления, он задумался над тем, как поделиться знаниями с другими. Вскоре он прочитал первую проповедь и изложил основы своего учения – Четыре благородных истины. Он также объяснил природу и причину страданий и сообщил, что есть средство для избавления от них – Восьмеричный путь. Это общему для большинства буддийских традиций элементу посвящена эта статья.

Благородный восьмеричный путь – это руководство для исследования и практики областей этой религии. Того, кто отправляется в такое путешествие, ждет великая мудрость, которую можно испытать и проверить в повседневной жизни. Практика помогает увидеть бытие реалистично, без заблуждений, наполняющих разум и создающих шум и тоску, и в целом оказывает благотворное действие.

Основные понятия в буддизме

Поскольку в буддизме существует множество философских понятий, отражающих суть этой восточной идеологии, давайте остановимся на основных идеях и разберем их значения.

Одним из главных воззрений является понятие Сансары. Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара  всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.

Карма — это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.

Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.

колесо сансары

Дхарма — это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.

Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.

В основе буддизма лежат четыре благородные истины:

  1. Жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх.
  2. У страдания есть причины: зависть, жадность, похоть.
  3. Страдание можно прекратить.
  4. Путь к нирване поможет уйти от страданий.

Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путем. Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.

лестница к совершенству

Это правильные взгляды, правильное мышление, правильные слова, правильный образ жизни, правильные стремления, правильная память и правильное сосредоточение.

Правильные взгляды — это значит познание четырех истин, вера в истину причинности и правильный взгляд на вещи.

Правильное мышление
— это значит не поддаваться желаниям, не жаждать, не гневаться и не причинять вреда другим.

Правильные слова — значит не лгать, не болтать, не сквернословить и не лицемерить.

Правильные дела — значит не умерщвлять живых существ, не воровать и не прелюбодействовать.

Правильный образ жизни — это значит избегать постыдного для человека образа жизни.

Правильные стремления
— это значит постоянно, не ленясь, прикладывать усилия к достижению правильных целей.

Правильная память — это значит обдуманность в действиях.

Правильное сосредоточение
— это значит внутреннее созерцание с целью установления перед собой правильных целей и просветления разума.

Таким образом, восьмеричный путь включает три основные составляющие: шила — культура поведения (правильные мысль, слово, действие), самадхи — культура медитации (правильные осознание и сосредоточение) и праджня — культура мудрости (правильные взгляды).

ПРАВИЛА ДЛЯ МИРЯН

Первое правило — вести простую, скромную, смиренную жизнь.

Второе правило — сохранять супружескую верность.

Третье правило — не лгать.

Четвертое правило — не убивать.

Пятое правило — не употреблять наркотических веществ.

На свете есть семь пожертвований, которые может сделать и бедный человек, не имеющий никакого состояния.

Во-первых, физическое жертвование. Это служение своим трудом, высшая форма которого — самопожертвование.

Во-вторых, духовное жертвование. Это чуткое и внимательное отношение к окружающим людям и вещам.

В-третьих, жертвование глазами. Это добрый и кроткий взгляд, умиротворяющий окружающих.

В-четвертых, жертвование мягким лицом. Это постоянная теплая улыбка на губах.

В-пятых, жертвование словами. Это слова участия и внимания.

В-шестых, жертвование местом. Это значит уступать свое место другим.

В-седьмых, жертвование своим домом. В своем доме давать приют на ночь другим.

Все эти пожертвования может делать всякий человек в своей повседневной жизни.

Восьмеричный благородный путь в буддизме – это одно из учений Будды. Он предусматривает очищение души и тела от страданий. Эту дорогу в своё время прошёл сам Будда, и теперь это пример для наследования, на который равняются монахи и простые миряне. Ступив на неё, люди добиваются прозрения и реального осознания природы всех вещей, избавляются от трёх порочных качеств характера: невежества, жажды и злобы. Человеку нужно освоить восемь правил, именно поэтому путь называется восьмеричным. Его символом является рулевое колесо, имеющее такое же количество ответвлений, каждое из которых символизирует одну из истин (подробнее о символах буддизма). Человек представляется, как капитан корабля, идущий по благочестивому маршруту к своей цели.

Правильное поведение

Оно заключается в делах и поступках человека, его отношению к другим людям. Он не должен приносить вред обществу в целом и отдельным его членам. Существует пять обязательных заповедей, которых должен придерживаться каждый мирянин. Это воздержание от прелюбодеяния и распутства, пьянства, лжи, краж и воровства и убийства. Соблюдая их, человек обретает гармонию на всех уровнях жизни: кармическом, созерцательном, психологическом и даже социальном. Дисциплина моральная — это основа для других ступеней, ведущих к мудрости.

восьмеричный путь в буддизме

Правильный образ жизни

Восьмеричный путь предусматривает и это правило, которое гласит: следует отказаться от профессии, что причиняет вред любому живому существу. То есть строго запрещено:

  1. Торговать животными, людьми. Заниматься или покрывать проституцию.
  2. Изготовлять, заказывать, переправлять, продавать или использовать оружие. При этом служба в армии разрешена, так она связана с защитой от внешней агрессии, сохранением мира на своей земле и обереганием родных и близких.
  3. Работать в мясных отделах, на фермах, где разделывают скот.
  4. Изготовление и торговля наркотиками, алкоголем и другими дурманящими средствами.
  5. Работа, целью которой является обман и мошенничество, накопление золота и денег преступным путём.

Правильный образ жизни предусматривает и отказ от накопления денежных запасов, излишней роскоши и богатства. Только в этом случае можно избавиться от завистливых людей и их ненависти, а также со связанными с ними страданиями, что предусматривает Восьмеричный путь и его основные каноны.

Правильное осознание

Имеется в виду непрерывная работа над своим внутренним миром, обуздание нечестивых желаний, контроль над плохими поступками. Бдительность и внимательность, уклонение от жажды и беспокойства к миру – это путь, которым следуют все буддийские монахи. При этом ум должен быть ясным, хладнокровным, оценивая внутреннее состояние и направляя энергию в нужное благочестивое русло.

Правильная речь

Безусловно, это воздержание от грубых неприличных слов. Восьмеричный путь невозможен без отказа от распространения клеветы и слухов, глупости и обид. Нельзя сеять распри среди людей, что приводят к вражде и ненависти. Правильная речь вместо того заключается в следующем:

  • Необходимо говорить мягкие и добрые слова, быть вежливым и чутким.
  • Нельзя быть пустословом. Каждая фраза должна быть подана в нужный момент, неся смысловую нагрузку.
  • Говорить правду, излагать истину.

Только так можно обрести внутреннюю гармонию и выйти на путь добродетели. Правильная речь важна не только в диалогах с окружающими, а и во внутренних монологах.

Правильное усилие

Все ваши силы должны быть направлены на соблюдение основных правил, которые проповедует Будда. Восьмеричный путь – сложный, поэтому усердие и воля помогут не оступиться и продолжать шагать выбранной дорогой. В этом деле также важна уверенность, которая подпитывает усилие, даёт ему новый толчок. Выработать силу воли можно методом специальных упражнений, отказа от еды, например. Только обуздав физические желания можно работать над внутренним миром.

Правильное сосредоточение

Это медитация. Каждый человек, ступивший на Восьмеричный путь, должен научиться концентрироваться. Откинув все мирские проблемы, погрузившись в себя – только так мирянин сможет достичь самоконтроля, созерцания, анализа, а в результате и свободы. Медитация в буддизме очень важная вещь, которая позволят человеку раскрыться, стать выше над своими плотскими потребностями и обрести полное душевное равновесие, спокойствие и независимость.

Правильное воззрение

правильное воззрение будды

Это понимание закона каммы, умение провести параллель между причиной поступка и его последствием. Это постоянное обучение, познание Восьмеричного пути и Четырёх благородных истин. Последние заключаются в следующем:

Это правильное воззрение – одна из фундаментальных основ вашей дороги к нирване. Отказавшись и сумев преодолеть мирские страсти, человек становится выше и сильнее, достигая вершины духовного развития.

Правильное намерение

Ещё будучи в младенческом возрасте, человек должен стремится к этому пути. Родители, настоящие буддисты, обязаны воспитывать детей в таком духе, чтоб они не сошли с правильной дороги. Прививая им доброту к людям и животным, вежливость, благородство и честность, вы даёте малышам старт в жизни. Повзрослев, буддист уже не видит другого пути, и продолжает следовать правильным, развивая и совершенствуя в себе все хорошие качества характера.

Каждый человек, выбравший Восьмеричный путь, должен сделать семь пожертвований. Иметь при этом богатство и деньги не обязательно, ведь дань, преподнесённая вами, не зависит от банковского вклада и наличия золотых запасов. Пожертвования эти такие:

  1. Физическое. Заключается в работе и труде. Его высшая форма – самопожертвование.
  2. Духовное. Доброжелательность, чуткость и внимание по отношению к окружающим.
  3. Пожертвование глазами – кроткий, скромный и ласковый взгляд.
  4. Мягкое лицо – наличие искренней улыбки.
  5. Слова – быть участливым к другим, уметь успокаивать людей, направлять их на путь истинный.
  6. Жертва местом – уметь поступиться ближнему во всём и всегда.
  7. Жертва домом – давать ночлег тому, кто этого требует.
Про йогу:  Адресная и электронная библиотека в Москве. Что нужно для самообучения

Соблюдать все эти нехитрые истины следует по спирали: переходя от простого более к сложному, при этом соблюдая каноны уже освоенных этапов и воплощая их в каждом поступке своей жизни. Восьмеричный путь и его правила, делают каждого человека более добрым, заботливым, участливым, добросовестным, ответственным, честным, смиренным. От его деяний мир становится лучшим. А сам он находится на пути к совершенствованию, которому, как известно, нет предела.

В буддизме существует такое понятие, как восьмеричный путь. Оно означает дорогу которая указана Буддой. Она, по мнению буддистов, ведет к избавлению от жизненных страданий, освобождает от сансары. Сансара — это круговорот странствий рождения и смерти человека по мирам.

Кармические действия запечатляются и являются частью сансары. Поэтому человек, практикующий не только буддизм, но и индуизм, сикхизм, а также иные индийские религии, стремится достичь освобождения от сансары. Оно возможно с помощью постижения восьмеричного пути.

Восьмиричный путь - путь Будды

Сосредоточение

Восьмеричный путь указывает на то, что необходимо соблюдать сосредоточение с его поддержкой для человека. Сосредотачивая свое внимание на добрых делах и поступках, человек обрекает себя на обретение познания истины и постановке на Восьмеричный путь.

Концентрация внимания

Внимание является основой просветления. Поскольку человек может контролировать свое сосредоточение, он обязан это выполнять, чтобы не наносить вреда себе и окружающим, а лишь делать добрые дела и иметь добрые мысли.

Внимание человека должно быть сосредоточено на добрых делах. Восьмеричный путь подразумевает лишь исполнение хороших поступков усилием воли, осознанных и направленных в доброе русло. Полное осознание своей деятельности ведет к правильному образу жизни и выполнению других истин.

Только сосредоточив свое внимание на чем-либо, человек может полностью контролировать свои поступки, разум и подсознание, что ведет к обретению и осознанию направления Восьмеричного пути

Понятие Бога в буддизме

Как мы с вами уже увидели, буддизм — очень необычная для нашего менталитета идеология. Поскольку в любой религии одним из основных понятий является понятие Бога, давайте разберемся, что означает это в буддизме.

В буддизме Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас.

Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы  почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.

Правильная концентрация

Как только ум очистится, можно будет сосредоточиться для достижения желаемого. Концентрация заставляет разум сфокусироваться на объекте, таком как цветок или освещенная свеча, или таком понятии, как любящее сострадание. Это формирует следующую часть процесса медитации.

Будда и лотос

Самоосознавание и концентрация учат разум видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, в противовес привычному. Одновременно они ведут к спокойствию и ладу с миром. Пребывая в настоящем моменте и умея сосредоточиться на нем, можно ощутить радость. Освобождение от контроля прошлых болей и будущих игр разума – это и есть способ избавления от страданий.

Этапы восьмеричного пути

Благородный восьмеричный путь будды имеет свои ступени. Они разделены на три категории.

  • Мудрость.
  • Нравственность.
  • Духовная дисциплина.

Каждая категория восьмеричного пути имеет свои подразделы. Категория мудрость в буддизме включает в себя: правильное воззрение и намерение.

Этапы восмеричного пути сансары

Остальные категории также имеют свою градацию. Каждая подкатегория в восьмеричном пути направляет человека на путь истины. Они несут определенную смысловую нагрузку в очищении кармы и познании. Соблюдая все восемь правил, человек освобождается от своих кармических действий.

Данные ступени не следуют одна за другой. Каждая из них должна выполняться в комплексе с остальными. Только принятие закона позволит обрести сансара. Чем больше человек углубляется в учение, тем осознаннее становится его выбор. Поведение должно выражаться не только в действия и словах, оно носит глубинный характер. Все мысли и помыслы также имеют свое значение в познании восьмеричного пути.

Правильный источник средств к существованию

Если в работе нет уважения к жизни, это будет препятствием для прогресса на духовном пути. Буддизм способствует принципу равенства всех существ. Поэтому последователю этой религии не рекомендуется владеть магазином спиртных напитков, оружейной лавкой или работать мясником. Не поощряется и работорговля.

Будда был также против практики гаданий, поскольку она дает предположения о фиксированном будущем, а суть учения заключается в том, что грядущее создается тем, что мы делаем сегодня.

Правильный источник средств к существованию подразумевает, что буддист должен заняться каким-либо делом в религиозном сообществе, на рабочем месте или дома, служить обществу. Почти во всех общинах у монахов есть ежедневные обязанности, которые напоминают об этом этапе Восьмеричного Пути.

Нравственность

Очень важно обрести не только правильную речь и мысли, но и стараться быть в целом нравственным добрым человеком. Нельзя наносить вред живым существам. Существуют запретные профессии, которые связаны с недобрыми поступками и злодеяниями. Следует избегать даже негативных мыслей.

Если человеку хочется что-то сказать, что не принесет пользы тому, кому эта речь предназначается, необходимо несколько раз осознанно обдумать нравственность своего поступка. Лучше всего воздерживаться от плохих вестей, необходимо нести людям и всему живому только добро.

Значение пути

Этот элемент считается самым важным в учении Будды. Только с ним Дхамма (простая, неискаженная правда) становится доступной в виде живого опыта. Без восьмеричного пути она будет просто оболочкой, сборником доктрин, лишенным внутренней жизни. Без него полное спасение от страданий стало бы просто мечтой.

Высшие этапы пути пока могут казаться далекими, а требования практики – трудными для выполнения. Но все, что нужно для достижения, уже под рукой. Восемь аспектов всегда доступны – их можно зафиксировать в уме посредством решительности и усилий.

Начинайте с выяснения взглядов и разъяснения намерений. Затем очищайте свое поведение – речь, действие и средства к существованию. Принимайте эти меры в качестве фундамента и действуйте энергично и внимательно к совершенствованию концентрации и понимания. Остальное – вопрос постепенной практики.

Девушка медитирует

Для одних прогресс будет быстрее, для других – медленнее. Освобождение – это неизбежный плод труда при настойчивой практике. Единственные требования для получения результатов – это начать и продолжать. Если они будут выполнены, нет сомнений в том, что цель будет достигнута.

Ступени Восьмеричного пути

  1. Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками.
  2. Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
  3. Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
  4. Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
  5. Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
  6. Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
  7. Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
  8. Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.

Правильное самоосознавание

Эта концепция несколько сложнее для понимания и зачастую включает изменение мышления. Она означает восприятие и концентрацию на моменте. Чтобы понять этот этап Восьмеричного пути и его смысл, попробуйте представить себя во время поездки. Слышен шум машины, видны здания, деревья, ощущается движение, появляются мысли о тех, кто остался дома. Так происходит с большинством моментов жизни.

Самоосознавание просит ощутить само путешествие, сохраняя сосредоточенность. Это не попытка исключить мир, скорее, наоборот. Осознавая момент и свои действия, человек понимает, что его контролируют старые шаблоны и привычки, а страх перед грядущим ограничивает действия в настоящем.

Правильная речь

Правильная речь подразделяется на четыре простых составляющих. К ним относятся:

  • воздержание от лжи;
  • от клеветы;
  • от грубости;
  • от сплетен.

В речи скрыт большой потенциал. Каждое произнесенное нами слово должно подвергаться строгому контролю. Очень важно помнить, что все слова имеют свое значение и нужно произносить только добрые фразы, чтобы достичь восьмеричного пути.

Словами можно поддержать, а можно сильно ранить. Язык очень важный орган в теле человека. Каждая брошенная нами фраза может иметь огромное значение для конкретного человека. Только верно построенная и продуманная речь позволит добиться понятия истины.

Правильное видение

Это поддержка мудрости, которая в этом случае означает понимание вещей такими, какие они есть на самом деле. Видение – не просто интеллектуальное представление. Понимание для буддиста означает доскональное проникновение в суть Четырех благородных истин.

Глубокое соприкосновение с реальностью, когда человек знает, что происходит внутри и снаружи него – это путь к освобождению от страданий, вызванных неправильными суждениями. Эта способность проникновения в сущность дарит покой и любовь.

Правильный образ жизни

Для того, чтобы поддерживать свой образ жизни в нужном русле и достичь Восьмеричного пути, нужно соблюдать не только правильные намерения и действия, но и в целом стараться быть добрым человеком и не причинять окружающим зла.

Для того, чтобы вести правильный образ жизни, с точки зрения восьмеричного пути, необходимо придерживаться занятий и профессий, которые не наносят вред окружающим. К запретным профессиям относятся: мясники, охотники, проституция и прочие профессии, которые являются недобрыми и наносят вред людям и всему живому.

Заповеди для мирян

Буддисты, которые не являются монахами, могут давать этические обеты временного характера или навсегда. Эти обеты называются Панча Шила, то есть пять заповедей. Панча Шила описывают, какими основными добродетелями должен обладать тхеравадин или махаянец, так как эти запреты одинаковы для обоих направлений буддийского учения.

Обеты обязуются соблюдать, когда принимают посвящение в буддизм; строго придерживаются их при получении посвящения в какую-либо практику и в период, предшествующий этому; они сопровождают буддиста во всех важных моментах его жизниРегулярно практикующий данные правила мужчина зовётся «упасака», женщина называется по-другому –  «упасика».

Правильное направление мысли

Направление мысли должно соотноситься к их содержанию. Верная постановка собственных мыслей ведет к верным поступкам и обретению познания и истины. Свободные действия должны обрести способность быть совершенными в добром действии. Все мысли контролируются человеком. Если возникают злые и не хорошие мысли, их необходимо отвергать.

Картинка направленность мысли

Приветствуются только добрые положительные пожелания и мысли. Человек в силах контролировать свой разум. Только обретая понимание важности своих мыслей, можно прийти к познанию Восьмеричного пути.

Четыре Благородные Истины Буддизма и восьмеричный Путь Будды

К то я? Зачем я живу? Для чего я родился? Как появился этот мир? В чем смысл жизни?

Когда человек сталкивается с такими размышлениями, он начинает искать ответы в существующих концепциях самосовершенствования. Все направления дают определенные толкования и рекомендации как получить ответы на подобные вопросы и разрешить внутренние сомнения и поиски: кто-то советует верить, кто-то служить, кто-то изучать или постигать, накапливать опыт.

Размышляя о человеческой жизни, мы замечаем, что она состоит из разных событий: как радостных, так и грустных, как счастливых, так и горестных. Фраза, что жизнь – это страдание (или череда тягот) означает, что в нашей жизни есть некоторое несовершенство, непостоянство, переменчивость, то есть присутствует то, что причиняет нам боль. Кто-то скажет, что это норма, это естественно: черное и белое, смена настроения, эмоциональные реакции, постоянная непредсказуемость завтрашнего дня. Однако с точки зрения духовного развития, человеческое существо разумно, способно самостоятельно принимать решение и знать, что ожидает его в будущем, причем как в этой жизни, так и в будущей.

Эта концепция становится очевидной для каждого в тот момент, когда человек осознает, что он смертен. Зачастую это происходит тогда, когда человек тяжело заболевает или переживает какой-нибудь сильный стресс, или же просто стареет.

1- Правильное понимание

Видеть свой разум, тело и мир такими, какие они есть на самом деле.

2- Правильное намерение

Обязательство развивать правильное отношение.

3- Правильная речь

Говорить правдиво, избегать клеветы, сплетен, оскорбительных или оскорбительных высказываний.

4- Правильное действие

Воздержание от преступлений, убийств и чрезмерных чувственных удовольствий. Вести мир и гармонию.

5- Правильный образ жизни

Не зарабатывать на жизнь способами, которые причиняют страдания людям или животным, или торговать оружием или наркотическими веществами.

6- Правильное усилие

Воспитание умелых или полезных качеств, таких как сострадание, доброта и мудрость, в отличие от страстного желания, отвращения и невежества.

Про йогу:  Айенгар в картинках и асанах. Творения Айенара. Как называются асаны? ) Как их называют в йоге

7- Правильная внимательность

Развитие осознания тела, ощущений, чувств и состояний души.

Развитие умственного фокуса, необходимого для этого осознания. Практика медитации.

Восьмеричный Путь не следует рассматривать как этапы, каждый Путь накапливается и должен практиковаться одновременно.

Правильная речь

Человек склонен недооценивать силу произносимого слова и часто сожалеет о поспешно сказанном. Почти каждый испытывал разочарование, связанное с резкой критикой, и воодушевление, услышав похвалу в свой адрес.

Целостная речь предполагает признание истины, а также осознание влияния пустых сплетен и повторяющихся слухов. Вдумчивое общение помогает объединиться и устранить раздоры. Решение навсегда отказаться от недоброжелательных или гневливых речей позволяет развиться духу размышления, что приближает к повседневной сострадательной жизни.

Правильное воззрение

Наша жизнь постоянно изменяется. Все, что мы имеем в настоящий момент, необходимо уметь ценить. Однако, мы не в силах изменить ход событий, поэтому нужно уметь принять свою жизнь и собственными усилиями осуществить правильное желание, совместив его с воззрением.

Мудрость

Категория мудрость подразделена на три группы. Воззрение олицетворяет постижение четырех истин. Это основные истины, существующие в буддизме.

Все истины изложены в проповеди Будды и носят определенное значение для каждого человека, кто посвящен в данную веру. После достижения четырех простых истин, человек должен внутренне поддерживать с собой монолог, чтобы постоянно находиться мотивированным.

Восьмеричный путь в буддизме

Деревянная буддийская статуэтка олицетворяющая мудрость

Когда разум умиротворен, человеку проще находить гармонию в мире, своем окружении и в самом себе. Для того, чтобы твердо следовать пути, необходимо не только придерживаться верного воззрения, но и соблюдать доброе отношение ко всему, что окружает человека. Намерение позволит обрести покой и гармонию с природой, космосом и самим собой. Оно также ведет к восьмеричному пути.

Правильное действие

На этом этапе необходимо научиться принимать этический подход к жизни, признавать других и мир вокруг. Сюда включается и отказ от того, чего не дано получить, и уважение к соглашениям, заключаемым как в личной, так и в деловой жизни.

Целостное действие также охватывает пять заповедей Будды:

  1. Не убивать.
  2. Не красть.
  3. Не лгать.
  4. Не совершать сексуального насилия.
  5. Не принимать наркотики или другие токсические вещества.

Этот этап включает и целостный подход к окружающей среде, когда по возможности предпринимаются действия с целью защиты мира для будущих поколений.

История

Для начала давайте узнаем, где и как появилось это религиозно-философское течение.

Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность он приобретал, тем больше ответвлений  образовывалось.

Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.

По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.

Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.

Гаутама под деревом бодхи

В дальнейшем это дерево ученики будды называли «дерево Боддхи», или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.

Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.

Четыре Благородные Истины Буддизма

Привязанность (страстное желание) относится к одному из трех ядов, приковывающих человека к непрерывной череде рождений и смертей: Колесу Перерождения. Яды эти: страстное желание, невежество и ненависть. Они отравляют наше сознание, поэтому мы не способны видеть истину. Проблема человека заключается в том, что он так поглощен удовлетворением своих бытовых иллюзорных желаний, настолько погряз в своих ничего не стоящих повседневных делах, которые он ошибочно считает чем-то невероятно важным, что теряет напрасно время пребывания в драгоценном воплощении.

Единственное желание, не приносящее страдания, не вызывающее ответной реакции, привязывающей нас к этому миру, уходит за пределы материального мира – это желание полного освобождения.

Другая причина страдания – это кармические реакции, то есть результат наших прошлых действий. Считается, что на каждое совершённое действие мы рано или поздно получаем ответную реакцию: или в этой жизни, или после обретения тела в будущей жизни. Обретение нового тела именуется реинкарнацией.

Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что результатом наших неблаговидных поступков и страстных желаний станет деградация, выливающаяся в воплощение в существо с более низким уровнем развития.

Возможно ли обрести контроль над желаниями и привязанностями? Да, погасить огонь желаний можно, искоренив привязанности и достигнув состояния освобождения (нирвана, самадхи, недвойственность). Описать состояние нирваны невозможно уже потому, что, во-первых, она есть нечто, полностью противоположное дуккхе (страданию), но это не общепринятый рай для некой конкретной души. И, во-вторых, нирвана влечёт за собой прекращение всего известного в мире сансары. То есть она даже не противоположность сансары (как противопоставление добро-зло), а нечто совершенно иное.

Не искоренивший в себе эгоистические устремления, не способен достичь упомянутого состояния. Соответственно, тот, кто его достиг, является существом независимым и свободным. Но это еще не все – он способен видеть нужды других людей, способен разделять чужую боль, помогать жить другим, а не печься исключительно о своем собственном благополучии.

Таким образом, мы разобрали три истины из четырех.

Четвертая благородная истина показывает путь прекращения страданий и тягот этой жизни и представлена как Восьмеричный путь (арья аштанга марга).

Их суть

Отказ от насилия

1) Первое, что нужно сделать начинающему буддисту – это отказаться от действий, которые приводят к смерти любого живого существа или в какой-то форме вредят ему. Любые виды насильственных действий неприемлемы, потому что корень их лежит в отвращении, агрессии или ненависти, а это как раз один из тех трёх «ядов», которые буддийскому верующему следует в себе искоренять.

на природе

Вместо этого, полезно развивать в себе метту (по-другому она называется майтри) – любящую доброту ко всему живому. Она должна не просто декларироваться, а проявляться в конкретных поступках, то есть, быть регулярной практикой. Симпатия и дружелюбность могут выражаться в:

  • предоставлении помощи,
  • нанесении дружеских визитов,
  • дарении приятных небольших подарков, 
  • оказании моральной поддержки и др.

Видя конкретные проявления любящей доброты, люди (и животные) будут отвечать тем же.

Не брать чужого

2) Во втором наставлении говорится, что не нужно брать себе чужого, того, что не было дано. Тут подразумевается не только воровство, но и любая нечестность, в результате которой что-то незаконно присвоится или будет эксплуатироваться. Корень зла тут в алчности, страстном стремлении обладать, эгоизме, от чего также следует избавляться буддисту.

подношение монаху

В противоположность этим низменным стремлениям следует культивировать в себе щедрость – дану. Развивать не просто желание делиться на уровне теории, не в мыслях, а на практике. Все щедрые намерения должны подкрепляться соответствующими поступками.

Целомудрие

3) Третий постулат гласит, что нужно избегать невоздержанности в сексуальных отношениях, будь то принуждение к сексу, супружеская измена, выкрадывание объекта страсти или что-либо подобное. В таких поступках проявляется и страстное желание, и агрессия. И приводят они к далеко идущим последствиям, которые затрагивают и третьих лиц.

Заметим, что буддийский брак не рассматривается как таинство, в отличие от христианского союза. Буддизм не призывает к моногамии, кое-где в буддийских странах есть и полигамия, которая не осуждается обществом. Продолжать жить вместе или развестись – здесь добровольное дело каждого.

Противоположностью ненадлежащего сексуального поведения является довольство. Незамужние и неженатые должны не роптать против этого статуса, а те, кто связан узами брака – удовлетвориться своей второй половиной.

в доме

Секс не нужно использовать как средство от однообразия. По мере продвижения на пути к просветлению, половые различия между людьми в сознании стираются, и человек становится свободен от желания секса.

Правдивость

4) Следующим обетом является  обещание не лгать. Когда человек лжёт, это замешано на сильном желании, агрессии или боязни. Он или чего-то страстно желает, или задумал причинить кому-то зло, или, не без оснований, не решается сказать всё, как есть.

около статуи Будды

Все эти состояния требуют работы над своим сознанием. Проработав их, следует культивировать в себе правдивость.

Отказ от употребления наркотических веществ

5) Пятый зарок, который даёт буддист – воздерживаться от принятия опьяняющих и одурманивающих разум субстанций, которые могли бы повлиять на его осознанность. К этому требованию в буддийских странах подходят по-разному. В одних его понимают как  полный отказ от дурманящих веществ, в других – как умеренное их потребление, если человек при этом в состоянии контролировать себя.

Каждый при этом должен критически оценить свои возможности. Некоторые люди умеют пить, не теряя ясности разума. Но большинству от этого надо, наверное, всё же воздержаться.

Обеты бодхисаттв

Бодхисаттвы дают более расширенный список обетов, в которых, кроме вышеперечисленного, обещают:

  • не сплетничать и не словоблудствовать;
  • не ставить себя выше других;
  • не быть алчными и скупыми;
  • не злобствовать;
  • не возводить клевету на Три Драгоценности.

на природе

Понятие восьмеричного пути

В буддизме существует четыре истины, которые указывают на восьмеричный путь. По нему проходят люди, прошел и Будда, прежде чем достичь истины. Могут следовать по нему не только мирные жители, но и монахи. Восьмеричный путь спасения направляет на истину и содержит в себе восемь главных правил. Каждое из них несет свое значение. Именно благодаря количеству истин, он и носит название восьмеричный.

Не только благие дела, совершаемые человеком, запечатляются в его карме. Все негативные и недобрые поступки также несут свой отпечаток на ней.

Правильное усилие

С помощью усилий можно осуществить задуманное, достичь своих целей и желаний. Однако, все усилия должны быть верными. Не следует нарушать запреты. Необходимо действовать по законам, которые не противоречат законам Будды.

Мы обязаны поднимать свой разум и находиться в постоянном развитии. Человек — живое существо, которое нуждается в развитии. Усилие делится на четыре категории. Вредное состояние подвергает человека растлению, к недобрым поступкам. Добродетели направляют на познание Восьмеричного пути.

Необходимо избегать даже не проявивших себя недобрых намерений и состояний. В результате усилия можно концентрировать свое внимание и осознанно сохранять контроль над своим разумом, тем самым оберегая себя от вредных поступков и действий.

Если вредные состояния все же возникают, то по мере их обнаружения, можно собственным усилием оставить их. Желая совершенствоваться, каждый человек обретает волю над своим разумом и становится в состоянии контролировать свои эмоции и поведение собственным усилием.

Правильное поведение

Наши действия или поведение имеют огромное значение в достижении пути. Они несут свою смысловую нагрузку. В буддизме существует градация, связанная с телом:

  • воздержание от убийства;
  • от воровства и обмана;
  • от неверности и соблазнов.

Каждое правило основано на определенном запрете, однако эти запреты не касаются добрых поступков. Они должны осуществляться на подсознательном уровне. По мере достижения правильных помыслов, у человека не будет возникать желания совершить злой поступок.

Правильное намерение

Это второй этап, на котором происходит становление в качестве приверженца пути. Видение помогает понять, что такое настоящая жизнь и из чего состоят насущные проблемы. А намерение исходит из сердца и подразумевает признание равенства всей жизни и сострадания к ней, начиная с самого себя.

Так, собираясь забраться на высокую гору, нужно знать о ландшафте, препятствиях, других членах команды и необходимом снаряжении. Это видение. Но забраться на гору можно только при желании и страсти к восхождению. Это намерение. Гора в этом случае – символ путешествия по жизни.

Человек взбирается на гору

Правильное усилие

Это сбалансированное развитие энтузиазма и позитивного отношения, которое приветствует ясные и честные мысли и отвергает ревность и гнев. Подобно струнам музыкального инструмента, усилия не должны быть слишком напряженными, слишком нетерпеливыми, слишком слабыми. Если они целостные, то всегда приводят к стабильной и жизнерадостной решимости.

Игра на скрипке

Правильное намерение

Изначально мы достигаем понимания истины, природы, сущности, бытия, после чего наступает намерение. Ими мы руководствуемся, чтобы обеспечить себе достижение целей. Однако, в буддизме очень важно уметь сопротивляться неправильным помыслам. Намерения в этой религии существуют трех типов: отречения, не проявления намерения злобы или доброжелательности и ненасилия или сострадания. Каждое из них носит свое значение.

Про йогу:  Йога дыхание для похудения

Они противопоставляются трем плохим помыслам: чувственных наслаждений, злобы и жестокости. Вредные помыслы следует избегать и пресекать еще на начальном этапе их становления. По мере достижения верного взгляда, у человека формируется намерение. В зависимости от того, каким оно будет, будет возникать желание. Добрые желания не нужно отрекать, к ним нужно прислушиваться и выполнять их. Злые плохие желания должны быть отвергнуты.

После исполнения трех верных действий, человек получает возможность прийти к правильному образу жизни, речи и действиям, являющимся компонентами второй ступени.

Направления буддизма

Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:

  1. Хинаяна (Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
  2. Махаяна, или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
  3. Ваджраяна, или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.

буддийские монахи

Восьмеричный путь Будды

Самьяк дришти, совершенное видение.

Это часть означает этап первого духовного прозрения и переживания. У разных людей это первое духовное переживание может возникать по-разному. Для одних путь видения начинается как следствие личной трагедии, утраты или несчастья. Вся жизнь разрушается, и на этих развалинах человек начинает задаваться вопросами о смысле и цели бытия, начинает глубже всматриваться в жизнь и размышлять о ней. У некоторых этот этап может наступить как следствие спонтанного мистического переживания. У других людей это может произойти совсем по иному – в результате настойчивой и регулярной практики медитации. Когда человек систематически успокаивает свой ум – сознание становится ясным, мыслей становится меньше, или они не возникают вовсе. Наконец, оно может возникнуть – по крайней мере, у некоторых – из всей полноты жизненного опыта, особенно когда человек становится старше и обретает зрелость и мудрость.

Что такое совершенное видение? Можно сказать, что это видение природы бытия. Это, прежде всего, видение нашего подлинного состояния в настоящее время: состояния привязанности к обусловленному бытию, символом которого является колесо сансары. Это еще и видение нашего потенциального состояния: будущего состояния просветления, символами которого являются Будда, мандала пяти Будд и чистая земля (мир, где самосовершенствование стоит на первом месте). И, наконец, это видение пути, ведущего от первого состояния ко второму.

Самьяк санкальпа – совершенное намерение, чувство.

Мы можем говорить, что что-то знаем, но знаем это только рассудком, это знание теоретическое. Пока сердце остается в стороне, пока мы не чувствуем то, что понимаем, то есть пока не участвуют в процессе наши чувства, никакой духовной жизни нет, как бы активно ни работал наш мозг, как бы ни велик был интеллектуальный потенциал.

Совершенное чувство отображает введение совершенного видения в нашу эмоциональную природу и последующее её коренное изменение. Это означает осознанное преодоление отрицательных эмоций, таких как вожделение, злость и жестокость и культивация таких позитивных качеств как даяние, любовь, сострадание, сорадование, спокойствие, доверие и преданность. Отметим, что большинство перечисленных чувств являются общественными: они затрагивают других людей и возникают в ходе межличностных отношений. Поэтому так важно, чтобы в обществе, в котором мы находимся, мы постоянно взращивали правильный дух.

Самьяк вача – совершенная речь.

В данном случае речь идет о нескольких последовательных уровнях общения: правдивости, дружелюбия, полезности и способности приводить к согласию. Прежде всего, совершенная речь и идеальное общение отличаются правдивостью. Как правило, мы любим слегка отступить от истины: добавить лишних подробностей, преувеличить, преуменьшить, приукрасить. Действительно ли мы знаем, о чем думаем и чувствуем? Большинство из нас живут в состоянии умственной путаницы и хаоса. При случае мы можем повторить то, что слышали или читали, можем воспроизвести это при необходимости. Но при этом мы не понимаем того, что говорим. Если мы хотим говорить правду в более полном смысле, следует прояснить свои мысли. Нужно сохранять пристальную осознанность и знать, что у нас внутри, каковы наши мотивы и побуждения. Говорить правду – значит быть самим собой: то есть посредством речи выражать то, что мы собой представляем в действительности, что мы подлинно знаем о себе.

Также важно разговаривая с человеком, поднимать его на новый уровень бытия и сознания, а не опускать вниз, в этом заключается полезность речи. Нужно стараться видеть хорошую, светлую, позитивную сторону вещей, а не заострять внимание на негативном.

Совершенная речь способствует согласию, гармонии и единству. Это взаимная помощь, основанная на взаимной правдивости, на осознании жизни друг друга и нужд друг друга и ведущая к взаимному самоопределению. Когда совершенная речь достигает гармонии, единства и преодоления, она одновременно достигает своей вершины – молчания.

Самьяк карманте – совершенное действие.

Согласно учению Будды, в том виде, как оно сохранилось в традиции любой школы, правильность или неправильность действия, его совершенство или несовершенство, определяется состоянием ума, в котором его совершили. Иначе говоря, важен нравственный критерий. Вести нравственную жизнь – значит действовать, исходя из самого лучшего, что в тебе есть: из самого глубокого знания или проникновения в суть, из самой самоотверженной любви и самого чуткого сострадания. То есть это не просто внешнее действие, оно также согласуется с совершенным видением и чувством (намерением).
Совершенное действие – это еще и целостное действие, то есть деяние, в котором человек участвует полностью. Большую часть времени в действии принимает участие только какая-то наша часть. Бывает, что мы полностью погружены в какое-то занятие. В это мгновенье вложена каждая капля нашей энергии, усилия, рвения, интереса. В эти моменты мы узнаем, что способны отдаваться действию целиком и полностью. В такие моменты мы испытываем удовлетворение и покой.

Самьяк адшива – совершенный образ жизни.

В этом разделе в большей части рассматривается способ получения средств на существование. В текстах приводится много слов Будды о совершенном способе зарабатывать на жизнь. В первую очередь эти объяснения касаются воздержания от некоторых профессий (например, торговля живыми существами, а также связанные с мясом и различными наркотиками, изготовлением оружия, гаданием и предсказанием судьбы). Рекомендуется зарабатывать столько денег, чтобы хватало на очень скромную жизнь, а остальное время уделять саморазвитию, духовной практике и распространению знаний.

Самьяк вьяяма – совершенное усилие.

Рекомендуется предупреждать и устранять негативные состояния ума и развивать благие, далее сохранять те высшие состояния, которые мы развили. Очень легко откатиться назад: если прекратить практику на несколько дней, можно обнаружить себя на том месте, с которого мы начинали несколько месяцев назад. Если же прилагать усилия, то в конце концов достигается стадия, начиная с которой двигаться вспять уже не возможно.

Самьяк смрити – совершенная осознанность.

Наш ум очень легко сбить и увести в сторону. Мы легко отвлекаемся, потому что наша сосредоточенность очень слаба. Слабость нашей сосредоточенности объясняется тем, что у нас нет никакой главной цели, которая оставалась бы неизменной в суматохе всех разнообразных дел. Мы все время переключаемся с одного предмета на другой, с одного желания на другое. Внимательность (сосредоточенность) – состояние памятования, неотвлечения, постоянства. Мы должны учиться смотреть, видеть и осознавать и благодаря этому становиться чрезвычайно восприимчивыми (это осознание вещей). Все больше осознавая свою эмоциональную жизнь, мы замечаем, что неискусные эмоциональные состояния, связанные со страхом, вожделением, ненавистью, начинают отступать, тогда как искусные эмоциональные состояния, связанные с любовью, покоем, состраданием, радостью, становятся более чистыми. Если вспыльчивый, гневливый человек начинает развивать осознанность чувств, через некоторое время практики он начинает осознавать свой гнев прежде того, как разгневается.

Слово самадхи означает состояние твердой устойчивости и неподвижности. Это устойчивое пребывание не только ума, но и всего нашего существа. Это слово можно также трактовать как сосредоточенность и однонаправленность ума. Однако это много больше нежели хорошее сосредоточение. Это кульминация всего процесса изменения от непросветленного состояния к просветленному. Это полное наполнение всех сторон нашего существа совершенным видением. На этом этапе происходит достижение более высокого уровня бытия и сознания.

Рассмотрев внимательно все элементы Восьмеричного Пути, мы можем понять, что человек, вступивший на путь самосовершенствования, поступает иначе, чем человек, отдавшийся круговороту сансары. Преображается его повседневная жизнь, ощущения, восприятие, изменяется отношение к своим жизненным задачам и окружающим его живым существам.

Также важно помнить, что путь – это совокупный процесс: мы постоянно следуем всем стадиям восьмеричного пути. Мы развиваем совершенное видение, что-то открывается внутри нас и это воздействует на наши чувства, преображая их и развивая совершенные грани. Совершенное видение проявляется в нашу речь, воздействуя на неё так, что она становится совершенной. Наши действия также испытывают влияние. Мы изменяемся во всех отношениях, и этот процесс продолжается.

Последователи разных духовных школ и направлений по-своему осуществляют практику учения, однако все они сходятся в отношении к сформулированным четырем благородным истинам и частям Восьмеричного Пути. Жизнь для каждого закончится одним и тем же – таинством смерти. Будда говорил, что тот, кто прежде смерти сумел преодолеть три яда — страсть, гнев и невежество – не должен бояться ни этого момента, ни того, что ждет за ним. Такой человек больше не будет страдать. Его разум перейдет на более высокий уровень существования.

Посредством изучения и практики этих глубоких наставлений важно получить опыт ясного и недвойственного восприятия, научиться поддерживать это состояние и использовать свою энергию, время и жизнь в разумных целях. Разумность определяется каждым самостоятельно, однако примеры учителей прошлого демонстрируют нам альтруизм, самопожертвование и сострадание к окружающим: менее просветленным и реализованным.

Ведь самое большое счастье – когда окружающие живые существа обретают покой, гармонию, определенную реализацию и постижения, перестают ограничивать себя своим телом, окружающей материальностью, жаждой, зависимостью и болью. Становятся свободными и счастливыми, что дает уже возможность им самим передавать эти знания и опыт дальше. Таким образом, совершенствуя, гармонизируя и оздоравливая общество и весь мир вокруг.

используемая литература:
Корниенко А.В. “Буддизм”
Сангхаракшита “Благородный восьмеричный путь Будды”

Восьмеричный путь – это практический набор учений, которые необходимо пережить и практиковать, чтобы достичь Пробуждения или Нирваны. Эти Пути – фундаментальные учения, которые буддисты соблюдают и практикуют в своей повседневной жизни.

К чему они призывают

Заповеди о добре образовали систему духовных ценностей, которая перекликается с идеалами верующих других религий. Но есть и существенное отличие: в буддизме верующий следует этим заповедям, чтобы совершенствовать свою природу, а не угодить Богу, которого в этом учении просто нет.

у храма в Камбодже

Проживая жизнь в круговороте сансары, буддист верит, что, соблюдая нравственный кодекс, он становится чище и совершеннее и получит лучшее перерождение в следующем воплощении. А в идеале станет архатом или бодхисаттвой, в зависимости от направления учения, которого придерживается адепт. Давайте рассмотрим подробнее, что это за заповеди.

Заключение

На этом пора попрощаться, уважаемые читатели. Следуйте этапам Восьмеричного пути и не забывайте делиться обретенными знаниями со своими друзьями!

Если статья была полезна для вас, рекомендуйте ее в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

До скорой встречи!

Заключение

Итак, уважаемые читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, что входит в понятие буддизма, о его принципах и сути, познакомились с основными направлениями этого учения. Надеюсь, что знакомство с ним было интересным и полезным для вас.

Всего вам доброго и до новых встреч!

Заключение

На этом, друзья, прощаемся с вами. Поддержите блог — рекомендуйте статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась. До встречи!

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий