Сиддхасана как сесть

Сиддхасана как сесть

Сиддхасана как сесть

Сиддхасана как сесть

Перезвоним через несколько минут

Получи грант в размере
30 000 рублей на курс
“Преподаватель Хатха-йоги”

В этой статье мы объясним 2 простейшие сидячие позы, которые можно использовать в различных практиках медитации, пранаямы и Крийя Йоги.

Подготовка к классическим медитативным асанам

Следующие 2 асаны очень полезны на ранних этапах занятий Йогой. Однако, наилучшими сидячими позами, несомненно, являются классические медитативные асаны. Это падмасана (поза лотоса), сиддхасана (совершенная поза) и свастикасана (благоприятная поза). Со временем вы должны научиться сидеть в одной из этих классических асан. Поэтому следует продолжать выполнять данные предмедитативные упражнения для раскрепощения ног, чтобы в будущем можно было овладеть более сложными медитативными асанами.


Поза Шавасана

Шавасана (санскр. शवासन, śavāsana: शव, śava; आसन, āsana —‘поза мертвеца’) выполняется, как правило, в конце практики йоги, а также является основной асаной в Йога-нидре. Представляет собой позу отдыха и расслабления, когда практик лежит на спине, его тело пребывает в неподвижном и спокойном состоянии. Почему-то некоторые практикующие, завершая занятие, избегают выполнения этой асаны, считая её бесполезной и не имеющей никаких положительных эффектов. Как правило, оценить её преимущества не могут практики, которым с трудом даётся успокоение ума и расслабление мышц тела. Что же делать в таком случае? В нашей статье постараемся разобраться в этом, а также поговорим о пользе Шавасаны в йоге и о том, как правильно её выполнять начинающим практикам.

На санскрите слово «сиддха» имеет много значений и оттенков. Оно означает «сила» или «совершенство», так что эту асану также можно называть совершенной позой или могущественной позой. Слово «сиддхи» происходит от «сиддха» и означает психическую силу или способность, которая развивается посредством практики Йоги. Она включает в себя ясновидение, телепатию, а также ряд других, менее известных возможностей, например, способность исчезать усилием воли. Считается, что сиддхасана помогает развитию этих способностей.

Это прекрасная медитативная асана, не уступающая падмасане. Ее часто используют в специальных практиках, поскольку она оказывает давление на область между анусом и половыми органами (муладхара-чакра). Сиддхасану могут выполнять только мужчины. Ее вариант, предназначенный для женщин, называется сиддха-йони-асана.

В современном мире йога, в большинстве случаев, воспринимается исключительно как физическая дисциплина. Высшее совершенство в такой йоге — закрутиться на коврике в узел, запечатлеть это на фото и выложить в соцсетях. Такова цель большинства направлений современной йоги. В чуть более продвинутых формах целью может быть здоровый позвоночник, похудение, в крайнем случае — успокоить нервы. Но при всём этом, как правило, человек не меняет свой образ жизни, привычки, мировоззрение и живёт так же, как и жил до этого. Но уже со здоровым позвоночником и без лишних килограммов. Впрочем, при современном образе жизни это ненадолго. Примерно такой путь в йоге сегодня продвигается в массы, и этим путём следует большинство. Если же обратиться к писаниям, к примеру «Йога-сутрам» Патанджали, то мы узнаем, что асаны являются лишь третьей ступенью восьмиступенчатой системы йоги. И прежде чем приступать к выполнению асан, следует освоить нравственные предписания и внести корректировки в свой образ жизни.

Но и асаны — это лишь подготовительные практики, для того чтобы заняться, собственно, йогой по сути. Перевод «йога читта вритти нироддха» — ‘йога является методом успокоения ума’. Поэтому целью йоги на самом деле является работа со своим умом и достижение состояния, в котором различные колебания нашего ума будут, так или иначе, устранены. И асаны — это лишь самый грубый инструмент для работы со своим умом, путём воздействия на него через физическое и энергетическое тело. Каким же образом это происходит, и как эффективнее всего подойти к практике асан?


Сиддхасана

В Хатха-йога Прадипике Сиддхасана определяется как поза, которая должна быть обязательно освоена и практиковаться регулярно: «Так же, как умеренная диета является наиболее важной из ям, а ненасилие – наиболее важной из ниям, так и сиддхасана, как знают все сиддхи, является наиболее важной из асан. Из всех восьмидесяти четырех асан сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 нади».

Свами Сатьянанда Сарасвати в комментариях к тексту даёт такое объяснение: «Давление на промежность стимулирует муладхара-чакру, точку, из которой начинаются все три главные нади, а пока выдерживается эта поза, электрические и пранические импульсы постоянно поднимаются в мозг, очищая нади и удаляя все блокировки. Кроме того, стимулируются акупунктурные меридианы на ступнях, а они соединены со всеми внутренними органами, а именно с желудком, желчным пузырём, печенью, селезёнкой, почками и так далее; все же эти органы играют важную роль в процессе очищения крови».

Сиддхасана является одной из наиболее подходящих поз для выполнения пранаямы и медитации, потому что позвоночник находится в устойчивом вертикальном положении, раскрепощённые бёдра создают надежную опору для тела, естественным образом удерживается Мула-бандха. Указанные аспекты, собранные воедино, помогают практикующему контролировать апана-ваю и разворачивать её течение вверх, используя эту мощную силу для духовного развития, а за течением энергии и сознание следует на более высокий уровень.

Техника выполнения

  • примите положение Дандасаны;
  • согните правую ногу в колене, пятку разместите в области паха;
  • левую ногу согните в колене, стопу разместите между икрой и голенью правой ноги;
  • держите спину прямо, грудную клетку и плечи – расправленными;
  • руки разместите в Дхьяна- или Джняна-мудре;
  • дышите ровно и спокойно;
  • сохраняйте позу комфортное время;
  • вернитесь в исходное положение и выполните асану на другую сторону.

Шавасана перед сном

Поскольку Шавасана способствует отдыху и расслаблению, её можно практиковать не только в йоге, но также, когда вы очень устали, чтобы восстановить силы, и перед отходом ко сну, что позволит вам успокоить ментальный шум и расслабить все мышцы тела. Однако важно помнить, что Шавасану не стоит выполнять на полный желудок. Поэтому, практикуя Шавасану перед сном, позаботьтесь о том, чтобы с момента последнего приёма пищи прошло хотя бы два или три часа. Поза Шавасана даёт глубокое расслабление всему организму, позволяя нам почувствовать тело обновлённым, спокойным и расслабленным, снимает тревожность и беспокойство, поэтому улучшает сон.

Как практиковать медитацию

Сиддхасана как сесть

Мы уже знаем, как создать оптимальные условия, а ниже предложим позы медитации, из которых каждый сможет выбрать самую удобную для себя.

Но сначала коротко обозначим ошибки, с которым чаще всего сталкиваются новички.

  • Завышенные ожидания. У многих людей уходят месяцы и годы на то, чтобы войти в медитативное состояние. Если с первого или десятого раза ничего не получается — это повод пробовать снова и снова. Чтобы научиться медитировать, нужно медитировать. Лишь со временем влияние внешних обстоятельств угасает, уступая место внутренним процессам.
  • Сложные положения тела. Нет никакой необходимости сразу же — на  этапе знакомства с медитацией — сворачиваться в лотос. Не стоит терять контакт с телом и слушать только Эго, которое хочет всё и сразу.
  • Потеря контроля. На протяжении практики мы можем замечать, как тело меняет исходное положение: поясница прогибается, плечи «сворачиваются» вперёд или подтягиваются вверх, происходит сжатие грудной клетки. Важно держать во внимании не только точку концентрации, но и положение тела в пространстве.

Каждый проживает этот опыт по-своему, и для одного такая «тренировка» проходит легко, он вовлечён и настроен решительно. Другому сложно даже просто начать. И всё это — нормально.

Инструмент работы с умом

В чём причина страданий? Причина страданий кроется не где-то во внешнем мире, причина страданий — в нашем собственном уме. Потому что именно наш ум накладывает те или иные проекции на объективную реальность. Ум интерпретирует, анализирует, навешивает ярлыки «хорошего» или «плохого», «приятного» и «неприятного». И именно наш ум определяет, принесёт ли нам страдание та или иная ситуация. Поэтому, подчинив себе свой ум, можно избавиться от страданий. А кто не хочет избавиться от страданий? Есть такие?

Здесь следует снова вспомнить цитату Патанджали о том, что йога — это «метод обуздания волнений ума». Конечно, в этой цитате речь идёт, скорее, о каких-то внутренних, медитативных практиках. Но на самом деле, даже асаны являются методом работы со своим умом. Действуя через физическое тело, мы можем влиять на свой ум, воспитывать его. Попробуйте опять-таки «завернуться» в какую-нибудь асану, которая причиняет вам дискомфорт, и ваш ум сразу проявит себя. Он найдёт тысячу и одну причину, по которой надо срочно встать, бросить всё и бежать что-то делать. Причём, ум бывает порой настолько изворотливый, что он найдёт вполне адекватные и убедительные аргументы. Порой диву даёшься, как зависимые от алкоголя оправдывают свою зависимость, — это всё работа их изворотливого ума, который всегда стремится к наслаждениям, и на который опять же действуют вышеописанные лярвы.

Так вот, асаны — лучший инструмент для работы со своим умом. Когда тело испытывает дискомфорт, это позволяет «дрессировать» ум. Он оказывается в безвыходной ситуации, с одной стороны, он не может «улететь» и мечтать о чём-то своём, пока тело находится в асане, потому что дискомфорт возвращает его обратно, а с другой стороны, он вынужден терпеть дискомфорт, который заставляет его концентрироваться на моменте «здесь и сейчас». Именно вот этот аспект и является подготовкой к практикам концентрации и медитации. Находясь в асане, мы учимся находиться в данном моменте и не «улетать» в какие-то размышления, мечтания и так далее. А именно подобные «полёты» часто мешают в медитации. Поэтому, если вы сможете перевоспитать свой ум, путём переживания аскез в асанах, то ваша повседневная жизнь изменится. Потому что контроль над своим умом — это путь к избавлению от страданий. Тот, кто подчинил себе свой ум, покорил весь мир.

Потому что, как уже говорилось выше, только наш ум заставляет нас воспринимать что-либо как негативное или позитивное, а если мы разрушим эту иллюзорную дихотомию на «чёрное» и «белое», то и само страдание прекратится. Ведь мы страдаем, к примеру, не от жары, а от нашего негативного отношения к высокой температуре. А если наш ум перестанет нам внушать, что высокая температура — это плохо, и надо этого избегать, то мы сможем спокойно пережить жаркое лето, даже не обратив на это внимания. Или, к примеру, нас раздражает какой-либо человек. Но если подумать, в мире полно несовершенных людей, но мы же не гневаемся на каждого? Таким образом, лишь наш ум заставляет нас воспринимать чей-то недостаток как нечто раздражающее и

травмирующее. И если ум «замолчит», то и раздражение прекратится. Именно так работает наш ум. Если его подчинить своей воле, воле своего высшего «Я», то он будет послушным слугой, и нам от него будет только польза. И чтобы начать процесс обретения власти над своим умом, следует регулярно практиковать асаны. Вы даже не представляете, насколько беспокоен наш ум и как тяжело им управлять. Но тот, кто сможет его подчинить себе, станет поистине всемогущим.

Метод борьбы с «лярвами»

Многие из современных людей пребывают в полной иллюзии, что их желания — это только их собственные желания и, удовлетворяя их, люди не понимают, что их просто «разводят» на энергию. Кто же этим занимается? Лярвы — тонкоматериальные сущности, которые питаются так называемым «гаввахом» — энергией страданий. Когда вы идёте к холодильнику за десятым по счёту пирожным, знайте, к вашим желаниям, а тем более желаниям вашего организма, который на пределе возможностей пытается справиться с поступающими в него ядами, это не имеет никакого отношения. Любой зависимый человек — это жертва такой вот лярвы.

Лярвы — довольно разумные существа и могут воздействовать ментально на своих подопечных, внушая им те или иные мысли, а в особо тяжёлых случаях они полностью подчиняют себе разум своей жертвы. Примером такого тяжёлого случая могут служить законченные наркоманы — личность полностью отсутствует, человек превращается в машину для переработки наркотика. Зачем это лярве? Дело в том, что лярва питается энергией страдания, которая вырабатывается в процессе получения любого удовольствия. Любое удовольствие рано или поздно приводит к страданиям. Так устроен этот мир, и исключений не бывает. Поэтому, желая получить энергию страдания, лярва ментально воздействует на свою жертву, заставляя её выпить пива, съесть пирожное, поиграть в компьютерную игру, посмотреть телевизор и так далее.

Далее происходит следующее: когда человек, идя на поводу у лярвы, съедает свой кусок торта, клетки его организма начинают гибнуть от такой вредной и неправильной еды. В процессе их гибели вырабатывается энергия страдания, гаввах, которой и питается лярва. В долгосрочной перспективе человек, питающийся тортиками, начнёт страдать и сам, — от кариеса, ожирения, депрессии, ну и так далее — и лярва будет получать всё большие объемы гавваха. Как же не стать жертвой этих милых сущностей? И здесь наиболее эффективна йога. Как её использовать в борьбе с лярвами? Очень просто. Попробуйте сесть, к примеру, в Пашчимоттанассану. Идеально она у вас, скорее всего не получится, но выполните так, чтобы прочувствовать дискомфорт. Чувствуете? Вот то же самое сейчас чувствует лярва, которая регулярно «сдаивает» с вас энергию. И, если каждый раз, когда лярва нашёптывает вам идею пойти и купить очередной тортик, вы будете складываться в Пашчимоттанасану (или любую другую асану, которая причиняет вам дискомфорт), эта лярва очень быстро вас оставит и найдёт более «сговорчивого» донора. Это удивительно, но когда лярва вас покинет, желание исчезнет, как утренний туман в первых лучах солнца. Существует мнение, что даже если

Про йогу:  Наклоны йога айенгара

вас «доит» достаточно серьёзная сильная лярва, то достаточно не менее семи раз сказать ей чёткое «нет», когда она пытается вас уговорить на слив энергии, и лярва отстанет. Может быть, потребуется и более длительное противостояние, но попробовать однозначно стоит. И асаны — это наиболее эффективный инструмент борьбы с лярвами.

Сукхасана — удобная поза

Сукха — «комфортный», «удобный»
Асана — «положение тела»

Садимся в Дандасану, сгибаем ноги в коленях и подтягиваем к корпусу.

Располагаем стопы таким образом, чтобы пятка одной ноги оказалась под коленом другой.

Выравниваем корпус и чувствуем опору под седалищными костями.

седалищные кости на полу;

спина прямая;

вытяжение за макушкой вверх;

бёдра расслаблены;

подбородок слегка задвинут;

нижние рёбра и живот подтянуты.

Х скругление в спине — нет вытяжения за макушкой вверх;

Х таз наклонён назад;

Х шея зажата, плечи приподняты;

Х стопы слишком далеко от таза;

Х колени высоко от пола.

сесть на блок или свёрнутый плед;

подложить под бёдра плед;

При долгом удержании может возникать дискомфорт в коленях — в этом случае можно использовать опору, подложить что-то под колени. Также в Сукхасане нередко возникает дискомфорт в спине — например, из-за наклона таза вперёд усиливается нагрузка на поясницу. Пробуем найти удобное положение, где мышцы не будут перенапрягаться, а тело сможет быть расслабленным и вместе с тем собранным.

Х травмы коленей и лодыжек.

увеличивает подвижность тазобедренных суставов;

улучшает осанку;

нормализуют работу внутренних органов;

подходит для медитативных практик.

Если вы хотите детально разобрать более 50-ти асан, научиться составлять из них логичные и эффективные последовательности для начинающих и продолжающих — оставляйте заявку по форме ниже, чтобы ассистент приёмной комиссии рассказал вам подробнее о программе курса «Преподаватель Хатха-йоги»

Ваджрасана (поза молнии или алмазная поза)

Ваджрасана (поза молнии или алмазная поза)

Поначалу эта поза кажется многим людям слегка неудобной,
поскольку мало кто сидит в таком положении. Первое время лодыжки и колени побаливают, но по мере дальнейшей практики эта асана
становится чрезвычайно удобной и сидение в ней превращается почти в удовольствие. Это не только превосходная медитативная
асана, которую используют мусульмане и японские буддисты, но и исходное положение для многих других асан.

В переводе с санскрита слово ваджра означает «удар молнии». Эта поза оказывает огромное влияние на психический канал ваджра-нади – важный энергетический проводящий путь, по которому движутся нервные импульсы от мозга к мочеполовой системе. От этого же слова происходит название ваджраяны – разновидности тибетского Буддизма, в которой сексуальное соединение используется как часть духовной практики (садханы). У этого слова есть и многочисленные другие значения, относящиеся к тому же предмету. Поэтому считается, что ваджрасана позволяет практикующему обретать контроль над сексуальными функциями и направлять их энергию на расширение сознания.

Техника выполнения

  1. Положите на пол свернутое одеяло.
  2. Встаньте на одеяло на колени, держа их вместе или слегка раздвинув.
  3. Расположите ступни так, чтобы большие пальцы касались друг друга.
  4. Положите руки на пол по бокам.
  5. Опускайте ягодицы на пятки, одновременно опираясь руками на пол. Попробуйте сесть на пятки.

Если вы ощущаете боль или неудобство в лодыжках или коленях, приподнимите тело вверх, перенеся вес на руки. Если сможете, попробуйте держать вес туловища на ногах, без помощи рук.

  1. Держите голову вертикально, а шею и спину на одной линии, но не слишком прогибая спину назад.
  2. Положите руки поверх бедер вблизи коленей. Расслабьте руки и все тело. Это и есть конечная поза.

Совет начинающим

Начинающим может оказаться трудным сидеть на ногах без опоры на руки. Хороший метод раскрепостить ноги состоит в том, чтобы удерживать вес тела на руках и затем медленно опускать ягодицы к ступням. Потерпите неудобство 1-2 секунды, а затем снова обопритесь на руки, чтобы снять напряжение. Вновь опустите ягодицы и повторите ту же процедуру. По мере дальнейшей практики, вы обнаружите, что напряженность исчезает и, со временем, вы сможете сидеть на ступнях более продолжительное время без малейших затруднений. Помните, что упражнения на раскрепощение ног также будут помогать вам делать свои ноги более гибкими, позволяя сидеть в ваджрасане.

Начинающим, которые обнаружат, что их ноги и ступни болят
после непродолжительного пребывания в этой позиции, следует вернуться в положение на коленях, а затем сесть на пол, вытянув
перед собой ноги. Согните одну ногу, возьмитесь за лодыжку и энергично трясите ступню до тех пор, пока не исчезнут все признаки
онемения. Повторите то же самое с другой ногой. Затем снова сядьте в ваджрасану.

Благотворное действие

Ваджрасана – одна из немногих асан, которые можно выполнять после еды, поскольку в целом асаны после приема пищи строго противопоказаны. Мы действительно рекомендуем практиковать ваджрасану в течение 5-10 минут после еды. Причина проста: это очень расслабляющая поза, которая способствует спокойствию ума и тела и стимулирует процессы пищеварения в желудке.

Как мы уже объясняли, ваджрасана – прекрасная медитативная поза и, по существу, единственная медитативная асана, пригодная для людей, страдающих от радикулита или воспалений пояснично‑крестцового отдела.

У ваджрасаны есть одно заметное преимущество перед сукхасаной: выполняя ваджрасану, человек автоматически старается держать спину прямой, тогда как в сукхасане его больше тянет горбиться вперед. По этой причине ваджрасана, коль скоро она освоена, значительно лучше сукхасаны.

Поза Шавасана в йоге

Шавасана — это состояние сознания, когда вся накопленная за время практики энергия усваивается, и формируются новые нейронные связи в мозгу. Нейронная сеть — это совокупность функционально связанных между собой нейронов центральной и периферической нервной системы. За время практики формируются новые моторно-двигательные связи, и вся эта информация подвергается обработке и усвоению благодаря процессу нейромышечной интеграции.

Поза Шавасана в йоге может практиковаться в начале практики, чтобы успокоить ум, отпустить мышечное напряжение и настроиться на занятие, и даже в середине практики, а также между асанами в качестве позы отдыха, чтобы восстановить силы, если это необходимо.

Техника выполнения Шавасаны очень проста. Однако начинающим практикам на первых порах могут понадобиться рекомендации по её освоению, поскольку не всем в Шавасане удаётся достичь состояния покоя и расслабления. Причин может быть множество, но главная из них — невозможность успокоить ум и отпустить мышечное напряжение.

Также перед выполнением Шавасаны, если наблюдаете у себя дискомфортные ощущения в пояснице и нет ощущения плотного соприкосновения с поверхностью коврика, то необходимо расслабить эту область следующими упражнениями:

  1. сделайте несколько перекатов на спине влево-вправо;
  2. прижмите колени к груди, обхватив ноги руками, и задержитесь в этом положении на несколько циклов дыхания, пока не почувствуете, что мышцы поясницы расслаблены;
  3. левая нога прямая, колено правой ноги притяните к груди, плотно прижимая бедро к животу, затем выполните то же самое, сменив ноги.

Если эти упражнения недостаточно помогли, можно подложить под колени болстер или несколько раз сложенное одеяло — это поднимет колени, и поясница будет плотнее прижата к поверхности коврика, таким образом, ощущение напряжения в ней должно пройти.

Шавасана: техника выполнения

  1. Лягте на спину.
  2. Голова, шея и позвоночник находятся на одной прямой линии.
  3. Таз должен быть прижат к полу.
  4. Если вы испытываете напряжение в области шеи, то подложите под голову сложенное одеяло так, чтобы немного приподнять голову.
  5. Разведите руки и ноги в стороны на комфортное расстояние (примерно на ширину коврика), ладони рук открыты и обращены вверх — почувствуйте, как через ладони уходит всё напряжение.
  6. Сделайте глубокий вдох и выдох. После дыхание должно быть естественным — во время выполнения Шавасаны не должно быть контроля над дыханием, только в случае, если вы чувствуете сонливость, тогда уместна концентрация на вдохах и выдохах. Важно сохранять бодрствующее состояние сознания во время Шавасаны и не засыпать — этому как раз будет способствовать практика концентрации на дыхании.
  7. Ощутите, как вес тела равномерно распределён по поверхности коврика.
  8. Пройдитесь вниманием по всему телу от пальцев ног до макушки (или в обратном направлении — от макушки до стоп), расслабляя и смягчая все напряжения в мышцах тела. Если вы обнаружите напряжённые участки тела, старайтесь сознательно высвобождать напряжение из соответствующих мышц.
  9. Начните с пальцев ног, расслабляя каждый палец по отдельности, затем пройдитесь вниманием по ступням до пят, поднимаясь выше по голени до колен и далее по бёдрам к области таза. Ощутите, как по ногам поднимается волна расслабления, убирая всё напряжение на своём пути.
  10. Почувствуйте тепло и расслабление в области живота, затем поднимаясь к грудной клетке, обратите внимание, что ваше дыхание свободное и лёгкое.
  11. Волна расслабления доходит до плеч и спускается по рукам к локтям и далее к кистям рук, неся тепло и покой. Отследите, как расслабляется каждый палец на ваших руках по отдельности.
  12. Энергия расслабления возвращается по рукам до плеч и проникает в область шеи, затем к голове, ощутите, что все мышцы лица, виски, лоб расслаблены и не напряжены. Так постепенно дойдя до макушки головы.
  13. Теперь отпустите любое ментальное напряжение. Пребывайте в асане в течение необходимого для полного расслабления времени. Почувствуйте тело очищенным, обновлённым, спокойным и расслабленным.

Завершая Шавасану, пошевелите пальцами рук и ног, можно приоткрыть глаза.


Сиддхасана как сесть

Есть несколько способов выхода из асаны, что также немаловажно выполнять корректно. Соедините ладони между собой и разотрите до ощущения тепла, положите ладони на глаза, не надавливая на них, и ощутите тепло рук. Медленно повернитесь на бок, опираясь на предплечье. Пребывайте в течение минуты в позе эмбриона. После этого аккуратно приподнимайтесь в положение сидя. Или вытяните руки за головой и потянитесь, как после пробуждения ото сна, затем аккуратно и плавно, прижав колени к груди, перекатом поднимитесь в положение сидя с прямой спиной и со скрещёнными ногами (например, Сукхасана, Сиддхасана или Ардха Падмасана). Завершите позу Шавасана небольшой медитативной практикой и посвящением заслуг на благо всех живых существ.

Этому важному процессу расслабления нужно уделять, как правило, не менее 20–30 минут. Однако это зависит от общего времени вашего занятия и его интенсивности. Рассчитывайте необходимое для Шавасаны время следующим образом: оно должно составлять хотя бы 15 % от продолжительности всей вашей практики асан, поэтому, если она длилась всего 20 минут, то время, отведённое на Шавасану, не будет превышать двух-трёх минут, а если вы занимались полтора часа, то Шавасана должна продолжаться в течение 13–15 минут.

Сидхасана (совершенная поза)

Сиддхасана как сестьНекоторые йоги даже считают, что для медитации (дхьяны) сиддхасана важнее, чем падмасана. Освоив эту асану, вы обретете много психических сил. Эту асану могут легко выполнять даже полные люди с крупными бедрами. Для мирян эта асана даже лучше падмасаны.

    Техника выполнения:
  1. Садитесь на пол, например на коврик.

    Можете вначале сесть просто по-турецки или любым другим способом, разместив ноги перед собой.

    Но садиться нужно не на именно ягодицы, а ближе к их основанию – это получается, когда хорошо прогнётесь в пояснице,
    Вы будете чувствовать, что сидите примерно на точке между анусом и половыми органами.
    Т.е. прогнитесь в пояснице (можете также наклониться немного вперёд корпусом) и почувствуйте, что сидите на этой области.

  2. Теперь подведите левую ногу к промежности. Помогайте руками.

    Левой рукой держите за пятку, а правой за область в районе пальцев ног.

    Пятку старайтесь выворачивать вверх и доводите её до касания лобка, т.е. точки выше половых органов.

    Стопа словно впишется в область промежности.

  3. Затем протискиваете пальцы правой ноги в область между бедром и голенью левой ноги .
    Также помогаете руками и добиваетесь, чтобы пятка правой ноги тоже смотрела в большей степени вверх.
  4. Пятки обоих ног должны быть друг над другом, на одной линии и эта линия совпадает с линией позвоночника, т.е. центра тела, на одной линии с ним.
  5. Размещаете ладонь левой руки на пятку правой ноги.

    Сверху кладёте правую ладонь и образуете “лодочку”. Размер лодочки таков, что первые фаланги правой ладони лежат на вторых фалангах пальцев левой ладони (примерно).
  6. Максимально разведите грудь, разведя сильно плечи назад.

    Поэтому мышцы спины будут вначале в довольно сильном напряжении. Прогиб в пояснице довольно сильный, а также весь позвоночник также стремится к прогибу назад – делайте это насколько возможно.
    При этом не делайте ошибки – не поднимайте голову, голова стремится назад (мышцы под горлом слегка напряжены).

    Корпус слегка наклонён назад. Локти стремятся ближе к корпусу и назад.
  7. Живот втянут, грудная клетка расправлена. “Лодочка” из ладоней находится при таком положении точно под пупком. Может даже возникнуть ощущение, что пупок – это дырочка в теле через которую капает в ладонь вода.
  8. Грудная клетка сильно расправлена и кажется, что она словно распахивается, как окно в доме.
  9. Вначале, разумеется, у многих ни о каком расслаблении речь не может идти. Поэтому просто позвольте телу запомнить эту позу и привыкнуть к ней.
    Но затем стремитесь к тому, чтобы сохраняя напряжение, необходимое для удержания асаны – расслабляться.

    Тогда Вы во всей полноте увидите, какие удивительные энергии начинают течь в Вашем теле.
  10. По сути дела просто доверяйте этим энергиям и ощущениям, они научат Вас, что именно Вам делать дальше.

Польза практики: Сиддхасана – поза для медитации, в которой позвоночник находится в устойчивом вертикальном положении без сознательных усилий со стороны практикующего.

Сиддхасана автоматически активизирует два взаимосвязанных психо-мускульных замка (мула-бандху и ваджроли-мудру), которые изменяют направление течения сексуальной энергии, посылая ее вверх по позвоночному столбу, в мозг. Это позволяет практикующему получить контроль над своей сексуальной энергией и использовать ее либо в целях духовного роста (брахмачари), либо для усиления контроля над чувственной стороной сексуальности.

Сиддхасана оказывает успокаивающий эффект на нервную систему в целом.

Лучшие позы для медитации

Мы разобрались, почему важно занять то положение, в котором вам будет комфортно и знаем, какие недочёты могут помешать провести практику с максимальным эффектом. В этом разделе изучим положения, в которых чаще всего проходят медитативные техники.

Ключевые точки контроля для всех положений сидя:

  • подбородок слегка задвигаем внутрь, вытягивая заднюю поверхность шеи;
  • нижние рёбра и пупок подтягиваем к позвоночнику, выравнивая положение спины. Это едва заметное движение, которое не сопровождается напряжением в мышцах;
  • создаем вытяжение вверх — от копчика до макушки;
  • предварительно совершаем круговое движение плечами и направляем их назад и вниз, освобождая шею и раскрывая грудной отдел;
  • руки свободно лежат на коленях или бёдрах, ладони раскрыты к потолку.

Упомянем и противопоказания, чтобы медитация не привела к усугублению имеющихся заболеваний. Положения, где ноги согнуты и колени находятся под острым углом — Сукхасана, Падмасана, Ардха Падмасана, Сиддхасана — не подойдут людям, у которых есть травмы или заболевания коленных суставов. А положения, где нарушается кровообращение в области голеностопа — Ваджрасана, Вирасана — нельзя выполнять при варикозном расширении вен.

Сиддхасана как сесть

В переводе с санскрита эта поза называется «удобное положение». И кому-то действительно комфортно сидеть со скрещенными ногами, а у другого уже через пару минут начинают «ныть» колени, сводит голени, прогибается поясница. Если положение по-настоящему комфортное, так происходить не должно. В идеале человек не чувствует перенапряжения: мышцы бёдер расслаблены, плечи раскрыты и словно стекают вниз, кожа лица разглажена, нет зажатости в области между бровями, челюсть не стиснута. Спина при этом остаётся прямой на протяжении всей медитации, голова сохраняется в ровном положении — не запрокидывается назад и не опускается вниз. Ладони раскрыты к потолку и неподвижно лежат на коленях или бёдрах.

Для удобства учителя предлагают подложить под колени свернутый плед (если есть неприятные ощущения в коленях) или сесть на блоки (если ощущается тугоподвижность в тазобедренных суставах). Если человек изначально понимает, что уже через пару минут спина начнёт «отваливаться», то лучше сесть у стены. Опора поможет сконцентрироваться на  процессе, а не думать о том, что тело вот-вот сломается.

Названа в честь мудреца, который говорил: «Среди Ниям главное — не причинять никому зла, среди Ям — умеренная диета, а среди асан — Сиддхасана».

Эта асана считается подготовительной к Падмасане и главная поза медитации — в ней легко сохранять концентрацию и двигаться на пути к обретению Сиддхи. Для её выполнения нужно широко раскрыть тазобедренные суставы и колени в стороны и положить подъем одной ноги поверх икры другой ноги. Подошва «верхней» ноги раскрыта вверх. Далее вспоминаем про отстройки, о которых мы писали выше: выравниваем корпус, расслабляем все мышцы и погружаемся в созерцание.

Ямы и Ниямы — этические принципы йогина

Сиддхасана как сесть

Та самая поза лотоса, которая чаще всего и ассоциируется с медитацией. Действительно, считается, что вся практика асан направлена на то, чтобы подготовить тело к долгому удержанию Падмасаны для медитации.

Подвох кроется в том, что многие практикующие «перепрыгивают» этап тщательной подготовки, стараются всеми силами свернуться в лотос, и тем самым рискуют получить значительные травмы — в первую очередь коленных суставов. Даже если человек может «завязаться» ненадолго, это не означает, что положение комфортное и в нём можно задержаться дольше, чем на минуту.

Поэтому Падмасана — сложная поза для начинающих, и не стоит использовать её для медитации, если тело ещё не подготовлено. Важно, чтобы с самого начала сидеть было удобно.

Падмасана выполняется при условии хорошей подвижности тазобедренных суставов — только в этом случае колени не примут на себя удар. Пятки в позе лотоса касаются области промежности, а пальцы ног — цепляются за внешние поверхности бёдер. Таз остается на полу, практикующий чувствует, что обе седалищные кости прижаты к его поверхности. Как и в любых других положениях сидя, следим за спиной — позвоночник прямой, нет прогиба в пояснице. Плечи отводим чуть назад и опускаем вниз. Если получается правильно отстроить асану и долго удерживать её без перенапряжения в любом участке асаны, тогда это может быть ваша поза в медитации.

Можно попробовать облегчённую версию — Ардха Падмасану или половину лотоса. В этом случае заводим за бедро только одну стопу, вторая остаётся на полу. Скорее всего, на одну сторону будет получаться лучше — это анатомическая особенность, характерная почти для всех. Если же и здесь дело идёт туго — продолжайте практиковать асаны и поступательно двигаться к Лотосу

На курсе «Преподаватель Хатха-йоги» студенты практикуют регулярно. Работая с телом и изучая его возможности, они готовятся к следующим ступеням йоги, среди которых Пратьяхара — практика контроля над чувствами. Именно к этому приводит и медитация.

Сиддхасана как сесть

Ваджрасана с санскрита переводится как поза «алмаза» или «молнии», и она часто становится самой подходящей медитативной позой — в ней легко следить за положением спины, расслабить бёдра и руки. В Ваджрасане колени и внутренние поверхности бёдер соприкасаются, таз опускается на пятки. При этом большие пальцы ног примыкают друг к другу — не расставляем стопы широко. Для облегчения можно использовать подушку: положить её между подошвами и ягодицами.

Сиддхасана как сесть

Поза героя подойдёт далеко не каждому — она подразумевает хорошую мобильность тазобедренных суставов (внутреннюю ротацию) и «крепкие» колени.

В этом положении именно на коленные суставы приходится основная нагрузка, а терпеть боль недопустимо.

Сиддхасана как сесть

В большинстве случаев медитации проводятся сидя — в этом положении легче сохранять концентрацию и не заснуть. Действительно, когда мы ложимся, тело получает сигнал о расслаблении: нам не нужно следить за тем, чтобы спина оставалась прямой, а макушка вытягивала позвоночник вверх. Но если мы говорим, например, о технике сканирования тела или расслабляющей медитации для крепкого сна, то можно лечь в Шавасану — позу трупа. Однако не теряем бдительности и не проваливаемся в сон. По-прежнему стремимся к полной сосредоточенности и наблюдению за тем, что происходит в моменте.

Если нет возможности выполнить практику на полу, медитация поза может быть выполненена на стуле. В этом случае тоже есть точки контроля:

  • стул должен быть удобным, сидушка — жёсткая (не кресло);
  • стопы плотно прижаты к полу — для этого, возможно, нужно сдвинуться чуть вперёд;
  • угол между бедром и голенью — 90 градусов;
  • не стоит облокачиваться на спинку стула — стараемся держать корпус ровно без поддержки.

Каждая новая медитация позы может включать разные. Допустимо экспериментировать и пробовать новые асаны: например, Баддха Конасану, Гомукхасану (без замка за спиной).

Медитативные асаны. Лучшие позы для медитации сидя

Сиддхасана как сесть

Как много времени вы проводите наедине с собой? Умеете ли отключаться от внешних раздражителей и перенаправлять внимание на внутренние процессы, углубляясь и погружаясь в них?

Кто-то без особых усилий отгораживается от внешнего и в любых условиях может услышать самого себя, разобрать сквозь шорохи и шумы голос своего «я», сфокусироваться на том, что сейчас действительно важно и нужно. Но многие из нас слишком крепко привязаны к окружающему и давно потеряли границы между тем, что является наносным, навязанным, и тем, что истинно ценно для развития и обретения умиротворения.

Медитативные техники помогают выключить непрекращающийся шум в голове, отделить зёрна от плевел, прекратить суету и найти оптимальный режим жизни, в котором есть время для восстановления и слияния с внутренней тишиной.

Мы уже писали о том, как научиться медитировать, с чего начать и что ожидать от практик. В новой статье от экспертов Академии Йоги рассмотрим вопрос с другой стороны — узнаем, существует ли единственно правильная поза для медитации или можно медитировать в любом положении тела.

Примерное время чтения — 10 минут.

Шавасана — поза для расслабления

Под смертью Шавасаны подразумевают не физическую смерть, но великую духовную — махасамадхи, когда личное “Я” исчезает, и человек переживает опыт безграничного, сверхличного “Я”.

«Йога тонкого тела» Т. Литтл

Существуют альтернативные названия этой асаны, одно из которых — Мритасана (санскр. मम mrita — ‘смерть’). Почему же эту асану называют Позой мертвеца? Внешне это положение тела, конечно, напоминает обездвиженное тело мертвеца. Вас это не должно смущать или пугать. Эта асана имеет глубокое философское значение и приводит нас к осознанию бренности всего сущего, временной природе всего Творения. Ничто не вечно в подлунном мире. И нам уже при жизни важно осознать и принять эту простую истину. Смерть — естественный процесс перехода к новому бытию. Всё циклично в мироздании следует от конца к новому началу. Физическое тело подвергается разрушению, но нетленный Дух всегда пребывает в состоянии наблюдателя, никогда не прерывая свой путь.

Шавасана является самой простой позой в йоге, и в то же время для многих она трудновыполнима. В чём же сложность — просто лежать и отдыхать? И это может вызывать сложности, особенно у начинающих практиков йоги. Невозможность расслабиться и борьба с напряжением и беЗконечным потоком мыслей не позволяют пребывать в состоянии покоя. Не гоните мысли, а просто сосредоточьте ум на главной задаче на текущий момент — расслабить тело и отдохнуть. Пребывайте в моменте «здесь и сейчас». Конечно, это трудно сделать, если во время Шавасаны вы будете мысленно перебирать все свои важные дела и житейские проблемы, которые надо решить. 

Практика Шавасаны учит нас перестать стремиться всё контролировать в своей жизни, уметь отпускать отжившее и ненужное, просто принимать жизнь такой, как она есть, и не бороться с внешним миром. Понимая, что внешнее является лишь отражением внутреннего, поэтому не возможно повлиять на внешний мир, не проведя коренных внутренних преобразований.

В Шавасане мы постигаем, как действие проявляется в отсутствии действий как таковых. Мы полностью неподвижны, но при этом не погружаемся в пучины бессознательного бытия — наш ум восприимчив, и мы находимся в состоянии присутствия.

Сукхасана (легкая поза)

Сукхасана (легкая поза)

Это самая легкая из всех медитативных асан, и каждому следует научиться сидеть таким образом. Хотя ее можно использовать для занятий медитацией, она имеет один серьезный недостаток: большая часть веса тела приходится на небольшую площадь опоры – ягодицы. Спустя некоторое время эта область становится слегка болезненной. Однако этого можно, в определенной степени, избежать, подложив под ягодицы подушку. В других медитативных асанах площадь соприкосновения с полом больше – вес тела приходится частично на ягодицы, а частично – на ноги, что уменьшает вероятность болезненных ощущений.

Техника выполнения

  1. Положите на пол сложенное одеяло или коврик.
  2. Сядьте, вытянув ноги прямо перед собой.
  3. Подогните левую ногу под правое бедро.
  4. Затем поместите правую ступню под левое бедро.
  5. Держите голову, шею и спину вертикально, в удобном положении.
  6. Положите руки на колени, ладонями вниз или вверх. Закройте глаза.

Полностью расслабьте все тело.

Руки должны быть расслаблены, и их не следует вытягивать.
Спину следует держать в устойчивом вертикальном положении, но без напряжения.

Как только вы научитесь с удобством для себя выполнять любую другую медитативную асану, от сукхасаны следует отказаться.

Шавасана

Шавасана является одной из самых важных асан в йоге, поэтому избегать её крайне неразумно, особенно начинающим практикам. Согласно тексту «Хатха-йога Прадипики», Шавасана является позой, способствующей успокоению ума и устранению усталости. Существует множество положительных эффектов, которыми обладает поза расслабления Шавасана. Помимо того, что она прекрасно расслабляет и успокаивает тело, она также снижает артериальное давление, снимает стресс и тревожность. 

Помогает справиться с бессонницей. Норадреналин, высвободившийся в кровь за время практики, должен быть выведен из кровотока, на это как раз требуется, как правило, не менее 20 минут времени, отведённого на Шавасану. Начинается процесс построения новых нейронных связей, восстанавливаются клетки и ткани организма. Расслабляются все мышцы тела, уходит напряжение. 

Снижается уровень стрессовых гормонов. Во время выполнения Шавасаны снижается частота сердечных сокращений и дыхания. В частности, благодаря ей происходит активизация парасимпатической нервной системы, что настраивает наше сознание на глубокий покой и тишину. В процессе выполнения Шавасаны ритм активности головного мозга переходит от бета-фазы бодрствования к альфа-фазе расслабленного состояния покоя и тета-фазе состояния между сном и бодрствованием. Так Шавасана переводит сознание в медитативное состояние. Шавасана обладает исцеляющим, омолаживающим (считается, что асана замедляет процессы старения) и освежающим действием на организм. Считается полезной в качестве метода лечения гипертонии, язв пищеварительного тракта, нервных и психических расстройств.

Также считается, что Шавасана способствует улучшению концентрации и памяти, что происходит благодаря сосредоточению на каждой части тела по отдельности во время практики расслабления. Как сказано в комментариях к «Хатха-йога Прадипике» Свами Муктибодхананды, «Шавасана полезна для Пратьяхары, для развития Дхараны и Дхьяны». Она даёт заряд бодрости и поднимает уровень энергии, благодаря восстановлению сил и отдыху организма. А самое главное — позволяет сохранять осознанность, благодаря пребыванию в настоящем моменте «здесь и сейчас».

Практикуйте йогу вместе с нами на сайте asanaonline.ru!

Сиддхасана как сесть

Подготовка к медитации

С одной стороны медитация не требует определённых условий. Достаточно того, чтобы человеку было удобно — вот и всё.

Но что мы имеем в виду, когда говорим про удобство? В первую очередь, речь идёт о том, чтобы внимание в течение практики не ускользало — человек не думал, что в комнате прохладно и не мечтал поскорее выйти из медитации, потому что затекли колени.

Итак, что поможет сохранить позу нужное время и позволит медитативной технике изменить внутреннее состояние.

  • Температура воздуха должна быть оптимальной для конкретного человека. Если находиться неподвижно в каком-то положении длительное время, обменные процессы будут замедляться, тело — остывать. Поэтому не допускаем ситуации, когда коченеют конечности, нос становится ледяным и все мысли только о том, когда уже можно встать и надеть свитер. Или может быть наоборот — слишком жарко, ладони потеют, одежда липнет к коже. Должно быть умеренно тепло и при этом свежо, поэтому рекомендуют проветрить комнату перед занятием.
  • В теле не копится перенапряжение. Тут тоже индивидуально: один может часами сидеть со скрещенными ногами (Сукхасана), а другому удобно положение сидя на пятках (Ваджрасана). Если с первых секунд появляется ощущение «что-то не то», лучше поменять позу сразу — нет никакого смысла идти через сопротивление и боль. Всё равно внимание будет возвращается к мыслям о неудобстве, а сам процесс медитации — вызывать лишь негативные мысли.
  • Внешние раздражители. Речь идёт сторонних звуках и шумах. Начинающему практику, скорее всего, сложно будет сконцентрироваться под грохот дрели или громкую навязчивую музыку. Поэтому мы рекомендуем выбирать тихое укромное место, где вас не будут отвлекать домочадцы или заставка новостной программы по телевизору.

Продвинутый практик может прийти к медитативному состоянию и без особых условий — порой со стороны он выглядит «обычно», но внутри происходят трансформационные процессы. На начальном этапе следование правилам, описанным выше, поможет сформировать привычку медитировать. Да-да, чтобы привести к желаемым результатам, медитация должна превратиться в привычку. Только в таком случае можно научиться:

  • не отождествлять себя с эмоциями и мыслями;
  • быть внимательным наблюдателем, который замечает всё, но умеет не подключаться, не питать энергией то, что не касается его истинного «я».

Ключевые моменты

Техника выполнения
Общие рекомендации
Ограничения
Благотворное действие

Сиддхасана

Техника выполнения

Сядьте на пол, вытянув ноги перед собой. Согните правую ногу и прижмите ее стопу к внутренней стороне левого бедра. Правая пятка должна располагаться таким образом, чтобы давить на область между анусом и гениталиями (промежность). Это важный аспект сиддхасаны.

Подвигайтесь, пока не почувствуете себя достаточно удобно, а пятка не будет упираться в промежность. Затем согните левую ногу и положите левую ступню поверх правой икры.

Если возможно, постарайтесь расположить левую пятку так, чтобы она упиралась в низ живота непосредственно над гениталиями. Таким образом, гениталии должны располагаться между 2-мя пятками. Если окажется, что вам трудно выполнить последнее требование, не расстраивайтесь – просто поместите пятку как можно ближе к требуемому положению.

Подберите положение пальцев левой ноги, чтобы их можно было просунуть в пространство между икрой и бедром правой ноги. Пальцы левой ноги должны входить в это пространство без боли или общего неудобства. При необходимости это пространство можно слега увеличить с помощью рук, либо на время изменяя положение правой ноги.

Затем сверху или снизу возьмитесь за пальцы правой ноги и проденьте их вверх в пространство между левым бедром и левой икрой.

Подвигайтесь, чтобы тело заняло удобное положение. Колени должны касаться земли. Пятки желательно расположить одну над другой. Держите голову и спину прямо, но без напряжения.

Общие рекомендации

Можно использовать небольшую подушку, чтобы слегка поднять ягодицы и уменьшить давление нижней лодыжки на пол. Практикующий должен сам выяснить, какую ногу ему удобнее сгибать первой.

Многие люди испытывают неудобство из‑за того, что скрещенные лодыжки давят друг на друга. При необходимости, положите в этом месте между ногами сложенную ткань или кусок губки, чтобы уменьшить болезненные ощущения. Сперва вам окажется трудно терпеть давление на промежность дольше одной – 2-х минут, но по мере практики это время будет увеличиваться. Эта асана требует достаточной степени гибкости ног, а потому не пытайтесь насиловать свои ноги сверх того, что позволяет их гибкость.

  • Нескользящий коврик для Йоги (183x61x0,6 см/6 цветов) из ТЭП для начинающих + сумка

    Нескользящий коврик для Йоги (183x61x0,6 см/6 цветов) из ТЭП для начинающих + сумка

    Рейтинг 5.00 из 5 на основе опроса пользователей

  • Женские хлопковые носки (35-40/11 цветов) высокого качества с пупыришками

    Женские носки (35-40/11 цветов) из хлопка высокого качества с пупыришками

    Рейтинг 4.95 из 5 на основе опроса пользователей

  • Нескользящий коврик для Йоги (183х61х1 см/4 цвета) из БНК + ремешок

    Нескользящий коврик для Йоги (183х61х1 см/4 цвета) из БНК + ремешок

    Рейтинг 4.92 из 5 на основе опроса пользователей

Ограничения

Сиддхасану не следует делать при ишиасе или пояснично‑крестцовом радикулите.

Благотворное действие

По существу, сиддхасана обладает теми же полезными свойствами, что и падмасана. Однако она отличается от падмасаны тем, что одна из пяток давит на область промежности. Это давление необходимо в различных практиках Йоги, например, в мула-бандхе и ваджроли-мудре, которые широко используются в Крийя‑йоге вместе с сиддхасаной. Такое давление имеет большое значение для пробуждения расположенного в этой области психического центра, именуемого муладхара-чакрой.

Основные рекомендации

Прежде чем приступить к практике асан, следует рассмотреть различные рекомендации для повышения эффективности вашей практики. В первую очередь, следует понимать, что наше физическое тело — это одна из наших оболочек, и она самая грубая. У нас есть также энергетическое тело, на которое и будет производиться основное воздействие. Практика асан приводит к повышению уровня энергетики, которое в свою очередь может привести к непредсказуемым результатам. К примеру, если есть какая-либо зависимость, то эта зависимость может усилиться вплоть до полной невозможности её контролировать. С другой стороны, с помощью асан можно также от этой зависимости и избавиться. Поэтому в данном случае всё индивидуально, и следует проявлять здравомыслие и вести наблюдение за своим состоянием, чтобы асаны не принесли больше вреда, нежели пользы. Чтобы повысить эффективность и не причинить себе вред практикой асан, следует выполнять следующие рекомендации:

1. Лучшее время для выполнения асан — ранее утро. Энергия вокруг в это время более благостна. Идеальный вариант для практики — до восхода солнца. Эффективность выполнения в это время повышается в разы. Но привязываться ко времени дня не стоит.

2. При регулярной практике асан рекомендуется придерживаться определённой диеты. В первую очередь, следует исключить мясные продукты, так как они причиняют серьёзный вред на уровне физического тела, энергетического тела и даже на уровне сознания. Также рекомендуется воздерживаться от продуктов, которые сильно закрепощают тело и очень замедляют продвижение в практике.

Это соль, сахар, мучное, жирное, жареное. Рекомендуется исключить слизеобразующие продукты — картофель, молочные продукты, хлебобулочные изделия. Рекомендуется увеличить количество сырой растительной пищи в рационе до 70 %, это позволит содержать тело в чистоте и обеспечит энергией. При таком рационе гибкость и растяжка будут улучшаться намного быстрее по мере продвижения в практике асан.

3. Постарайтесь отслеживать, куда вы тратите свою энергию. Порой можно заметить, что после практики асан ваши вредные привычки начинают ещё больше завладевать вами, и, если раньше вы съедали одно пирожное, то теперь стали съедать четыре, раньше смотрели одну серию любимого сериала перед сном, а теперь смотрите две. Это происходит как раз по причине увеличения уровня энергии, и эта энергия сливается ещё больше на привычные зависимости. В таком случае следует либо сократить практику, либо учиться перенаправлять энергию на нечто более позитивное. Постарайтесь заранее, до практики, запланировать, чем вы займётесь после практики асан. Желательно, чтобы это было какое-то объективно полезное дело. Ещё лучше, если оно будет полезно не только вам, но и окружающим. Если же после практики асан вы предаётесь праздному времяпровождению и развлечениям в ещё большем объёме, чем до того, как стали практиковать йогу, то смысла в такой практике не больше, чем пытаться нести воду в решете. Уровень энергии будет повышаться, а зависимости только усиливаться.

4. Постарайтесь создать должную мотивацию. Если ваша мотивация будет недостаточно сильной, практика йоги закончится после первых же трудностей или наступления периода застоя в ней, который случается довольно часто. Если вы стали заниматься йогой для улучшения здоровья и решения каких-то проблем с ним, то задумайтесь, как можно будет использовать такой эффективный инструмент, как йога, когда ваше заболевание уйдёт, а здоровье наладится. На самом деле, здоровье — это самое меньшее, чего можно достичь в йоге. Возможности перед усердным практиком открываются просто заоблачные и, если у вас будет достойная мотивация, то достичь можно гораздо большего, чем просто абсолютного здоровья.

5. Желательно не принимать душ в течение 1–2 часов после практики. Практика асан позволила накопить вам энергию, а вода всю эту энергию заберёт себе. Поэтому, если есть такая возможность, то душ лучше принять через пару часов после практики, а первое время после неё лучше максимально эффективно использовать для каких-нибудь полезных дел, чтобы эффективно вложить накопленную энергию.

6. Старайтесь не останавливаться на каком-то одном комплексе асан — всё время что-нибудь новое привносите в свою практику. Если выполнять одни и те же асаны на протяжении долгого времени, то, скорее всего, будет застой в вашей развитии, так как вы будете прорабатывать одни и те же энергетические каналы и работать с одними и теми же качествами своей личности. Это приведёт к тому, что какие-то качества будут гипертрофированы, а какие-то — вовсе не развиты. Также рекомендуется сосредоточить своё внимание на выполнении тех асан, которые даются тяжелее всего. Это значит, что именно в определённых энергетических каналах есть какие-то проблемы и их нужно прорабатывать в первую очередь.

7. Следует отметить, что практика асан должна содержать в себе элемент аскезы. Если во время нахождения в асане вы чувствуете приятное расслабленное состояние, то эффекта от такой практики немного. Важно понимать, речь идёт не о том, чтобы постоянно закручивать себя в узел и терпеть адскую боль, это также является крайностью. Но лёгкий дискомфорт (а возможно, иногда можно позволить не такой уж и лёгкий) должен быть. Потому что именно дискомфорт позволяет проработать какие-то внутренние проблемы, путём воздействия на физическое тело и прочистить энергетические каналы. На самом деле, любая проблема в нашем теле и сознании — это засорение того или иного энергетического канала. И чтобы его очистить и пустить по нему энергию, следует приложить определённые усилия, которые всегда происходят посредством определённого чувства дискомфорта.

8. Чтобы практика асан не происходила по принципу «шаг вперед и два назад», рекомендуется ограничить негативное информационное и энергетическое воздействие на ваше сознание по мере возможности. Речь не идёт, разумеется, о том, чтобы уйти в лес и стать отшельником, — такая практика йоги тоже не будет иметь смысла. Но вот перестать смотреть телевизор, слушать деструктивную музыку (а такой сейчас подавляющее большинство), ограничить общение с теми людьми, которые по вашим субъективным наблюдениям негативно на вас влияют. Речь не идёт о том, чтобы прекратить общение со всеми друзьями и знакомыми, но если вы видите, что после общения с тем или иным человеком вы чувствуете себя подавленным или обессиленным, то, скорее всего, вы просто «кормите» его той энергией, которую накопили во время практик. Насколько это разумно и полезно для вас обоих — решать вам.

Это основные рекомендации, соблюдение которых позволит вам повысить эффективность своей практики и не сойти с пути, когда проявятся какие-то трудности, а они проявятся обязательно. Потому что развитие — это всегда преодоление себя. Лёгкой и приятной может быть только деградация. И каждый делает свой выбор, куда ему двигаться. Но опыт показывает, что всё «лёгкое и приятное» в конечном итоге ни к чему хорошему не приводит. А тот, кто прикладывает усилия к своему развитию, начинает жить более эффективно как для себя, так и для окружающих. Какие же перспективы открывает перед нами практика асан?

Вместо вывода

Неважно, сколько времени длиться медитация и в каком положении вы практикуете. Важнее — изменения, к которым приводит практика. Когда-нибудь каждый из нас сможет остановить бурлящий поток мыслей, научиться не отождествлять себя с эмоциями, подняться на уровень выше — стать наблюдателем. И нельзя назвать этого наблюдателя отрешённым и равнодушным — нет, он очень внимательный и чуткий. Но он осознает, что есть нечто гораздо более важное, чем импульсивные реакции и необдуманные действия. Он может делать паузу между стимулом (событиями внешнего мира) и реакцией — проявлением на этот стимул. А это и есть ключ к гармонии и чувству спокойствия.

Сиддхасана как сесть

Сиддхасана как сесть

Сиддхасана как сесть

Перезвоним через несколько минут

Получи грант в размере
30 000 рублей на курс
“Преподаватель Хатха-йоги”

Сиддхасана как сесть

Автор статьи: Дарья Степанова

дипломированный преподаватель Хатха-йоги,
сертифицированный преподаватель Инь-йоги,
журналистка

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий