Здравствуйте, уважаемые читатели!
Как известно, основоположником буддийского учения является Будда Шакьямуни. Произнесённые им буддийские заповеди легли в основу этических принципов адептов этой веры.
Описание и аспекты
Говоря кратко о Восьмеричном пути в буддизме, следует сразу отметить, что он не линеен. То есть его нельзя представить в виде процесса последовательного обучения. Скорее, он символизирует собой восемь аспектов жизни, которые интегрированы в повседневную деятельность последователя. Многие его области нельзя изучить полноценно, не практикуя другие.
Название каждого этапа начинается со слова «правильный». Но значение этого определения несколько отличается от привычного. Для буддиста – это, скорее, «целостный» или «знающий».
Восьмеричный путь состоит из следующих элементов, определяемых как «правильные»:
- Видение (понимание).
- Намерение.
- Речь.
- Действие.
- Источник средств к существованию.
- Усилия.
- Самоосознавание.
- Концентрация.
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Буддизм считается самой древней мировой религией. При упоминании этого слова воображение уносит многих в красочный храм со вздернутой вверх крышей куда-нибудь в Азию: в Таиланд, Камбоджу, Китай, Монголию или Тибет.
Между тем он распространился далеко за пределы Востока: в Европу, Америку и даже в самые отдаленные уголки нашей планеты. Буддизм в России существует не только в республиках Бурятия, Калмыкия и Тува, но и в других городах нашей страны — там постепенно появляются буддийские центры.
Задавались ли вы вопросом — во что верят буддисты? Сегодня мы будем искать на него ответ. Эта статья расскажет кратко, на чем стоит вера буддистов, как они смотрят на мир, кому поклоняются, как относятся к богу и как стараются жить.
Образ жизни буддиста
Отношение к богу
Итак, вперед, на поиски ответов!
Здравствуйте, дорогие читатели.
В прошлый раз вы познакомились с буддизмом, а сегодня мы с вами продолжим тему и поговорим о восьмеричном пути в буддизме.
Когда исторический Будда достиг просветления, он задумался над тем, как поделиться знаниями с другими. Вскоре он прочитал первую проповедь и изложил основы своего учения – Четыре благородных истины. Он также объяснил природу и причину страданий и сообщил, что есть средство для избавления от них – Восьмеричный путь. Это общему для большинства буддийских традиций элементу посвящена эта статья.
Благородный восьмеричный путь – это руководство для исследования и практики областей этой религии. Того, кто отправляется в такое путешествие, ждет великая мудрость, которую можно испытать и проверить в повседневной жизни. Практика помогает увидеть бытие реалистично, без заблуждений, наполняющих разум и создающих шум и тоску, и в целом оказывает благотворное действие.
Основы веры
Понятие «буддизм» появилось всего два века тому назад благодаря выходцам из Европы. Сами же приверженцы называют его «Дхармой» – учением или «Будхадхармой» – учением Будды. Это название будет более точным, потому что буддизм скорее философия, культурная традиция, мировоззрение со своими правилами этики и морали, нежели религия.
Буддисты верят в слова своего Учителя Будды Шакьямуни о том, что вся жизнь – это страдания, а главная цель жизни – избавиться от них.
Мы приходим в этот мир, взрослеем, привязываемся к людям, вещам, достигаем материальных высот, болеем, умираем и все это время страдаем. Главная причина страданий лежит в нас самих, в привычках, неправильных ценностях, иллюзиях.
Освободиться можно, избавившись от них. Для этого нужно следовать определенным правилам, медитировать, созерцать внутренний дух, ограничиваться от чувственных наслаждений. Любые догмы можно понять, только пропустив их через призму себя, собственного опыта – тогда возможно достижение нирваны.
Человек живет в иллюзорном мире, не замечает окружающих его заблуждений, получает последствия действий в прошлом, умирает, а после смерти перерождается, снова страдает, пока не достигнет Просветления. Такое видение жизни тесно связано с определенными понятиями:
- Карма – причинно-следственная связь любых событий, плохих или хороших. Все, что происходит с нами сейчас – следствие действий прошлого, а каждый поступок, слово или даже мысль в настоящем станет причиной будущих событий. Карма может работать вне пределов этой жизни и распространяться на последующие перерождения.
- Майя – отражение иллюзорности жизни, переменчивости мира, беспрерывной цепочки страданий. Хорошей метафорой для майя может стать представление облаков, которые постепенно меняют свою форму, мозаику из пузырьков на воде, которая изменяет очертания.
- Сансара – череда перевоплощений, которая преследует всех людей. Буддисты верят в реинкарнацию – цикл перерождений. Рождаясь все в новых образах, человек не перестает страдать, чувствует кармические последствия прошлых жизней, жить в изменчивом мире с переходящими вещами, и так по кругу. Разорвать колесо сансары значит достичь нирваны.
Буддизм — это религия без Бога, в отличие от христианства
О православии мы знаем и говорим достаточно, а вот с буддизмом познакомимся поближе. Первое, что нужно сказать: буддизм — это не религия, а образ жизни.
Отличительная черта религиозных традиций — наличие объекта поклонения. Обычно это Бог. В христианстве — Бог-Отец, у мусульман — Аллах, в зороастризме Ахурамазда и т.д. Но только не в буддизме!
Буддизм не утверждает, что Бога нет. Он просто вообще не затрагивает этот вопрос. Это учение направлено на развитие человека, на его отношение к самому себе и окружающему миру.
Это набор нравственных, духовных и местами эзотерических правил, но никак не религиозных догм. Буддизм — это практика, а не набор теорий. Потому популярны следующие утверждения:
- буддизм — это образ жизни, а не религия;
- буддизм — это атеистическая религия.
Всё это верно и неверно одновременно. Правильно можно сказать следующее: буддизм — это буддизм. Его не с чем сравнить, ему не дать определения в рамках христианских богословских терминов.
Будда — это не бог и даже не конкретная личность
Люди, которые далеки от буддизма, часто задают уточняющий вопрос: «А разве Будда — это не бог?». Нет, Будда — это лишь уровень развития живого существа. Буддийское учение рассказывает о том, что все мы имеем незримую для нас духовную природу.
Но её реально ощутить при жизни. Можно сказать, что все люди находятся в материальном сне: они привязаны к привычкам, вещам, эмоциям. Всё это управляет человеком. Подобно этому и спящий не способен понять во сне, что его преследователь — лишь порождение подсознания, а не реальная угроза.
Будда — это тот, кто проснулся сознанием в мире материи и вспомнил свою истинную духовную природу. Физический мир для него больше не единственный, не страшный, не угрожающий, а лишь грёза, временная форма, в которую ненадолго заглянула вечная душа.
Соответственно, нет ничего значимого, страшного, смертельного и окончательного.
Будда освобождён от иллюзий. И каждый человек может стать Буддой. Если продолжить сравнение буддизма и христианства, то Будда — это этакий святой в буддизме, но, конечно, совсем другой, буддийский.
Таблица
Итак, подведем итог, в чем разница между буддизмом и христианством. В приведенной ниже таблице вашему вниманию представлены лишь наиболее общие положения. Тем, кого тема заинтересовала всерьез, можно порекомендовать обратиться к специальной литературе, благо об этом написано немало книг.
Когда появился буддизм, интересует всех, кто начинает увлекаться этой мировой религией. Примечательно, что если раньше она была преимущественно развита в азиатских странах, то в последние десятилетия находит все больше последователей на Западе и в России. В этой статье мы расскажем, как возникла религия, каковы были причины, узнаем об основах этого учения.
Самый известный Будда — Сиддхартха Гаутама
Когда мы говорим про Будду, то с наибольшей вероятностью подразумеваем человека по имени Сиддхартха Гаутама. Для буддизма это фигура ключевая, такая же, как Иисус Христос для христианства.
Он родился в семье раджи небольшого индийского княжества в 563 или 623 году до нашей эры. Это был период упадка ведийского индуизма, ступор из которого требовался выход. По преданию, Сиддхартха Гаутама мог стать либо великим царём, либо святым.
возможный год рождения Сиддхартхи Гаутамы, основателя буддизма
Отец избрал для сына первый вариант, заключил отрока во дворце и следил, чтобы того всю жизнь окружала только положительная информация, роскошь и комфорт.
Но судьба распорядилась иначе — сын раджи попал на улицу, где увидел четыре зрелища:
- нищего старика;
- больного человека;
- разлагающийся труп;
- отшельника.
Сиддхартха Гаутама ощутил потрясение, ведь увиденное перевернуло его представления о мире вверх дном. Он бросил всё, ушёл из дому и предался аскетической практике. Много лет он провёл в суровом аскетизме, от которого едва не умер, но не остался удовлетворён этими поисками.
Ни в них, ни в роскоши не было истины. Так появилась идея срединного пути: жить без крайностей.
Затем Сиддхартха Гаутама сел под дерево, где медитировал 3 дня (или 49) и, наконец, в возрасте 35 лет стал Буддой, то есть достиг просветления.
Он не был первым Буддой в истории, но стал основателем буддизма. У Сиддхартха Гаутамы появилось множество учеников, которые сохранили до наших дней те знания, которыми делился их учитель — тому, что он испробовал сам,
Причины
Мировая ныне религия зародилась в середине первого тысячелетия до нашей эры. О тех временах сохранились весьма скудные и отрывочные сведения, которые не позволяют дать ответы на многие важные вопросы. Например, неизвестно, в каком году появился буддизм. Но можно с определенной долей уверенности рассуждать, что стало причинами для его развития и закрепления в сознании индусов.
Во-первых, в середине первого тысячелетия до нашей эры ведийская религия оказалась в глубоком кризисе, что привело к появлению большого количества альтернативных и неортодоксальных учений. В большинстве случаев их создавали аскеты, странствующие философы и шаманы. Одним из них как раз и стал Сиддхартха Гаутама, исторический основатель этой мировой религии.
Во-вторых, в то время начались активные процессы укрепления государственной власти. Для этого потребовалось максимально повысить авторитет воинов и царей в противовес брахманам. О существовании такого конфликта между кастами можно судить по пранической поздневедийской литературе. Буддизм стал альтернативой брахманизму, учение оказалось в оппозиции, поэтому и было выбрано для укрепления власти кшатриев.
Существуют конкретные доказательства того, что, когда появился буддизм, он был царской религией. Например, в VII-XIII веках, когда цари отдельных индийских государств переставали его поддерживать, он быстро исчезал оттуда. А вот в странах, в которых правители оказывали ему покровительство, продолжал расцветать.
Вегетарианство буддистов и христиан имеет разные мотивы
Буддизм же избрал себе добродетельный путь — не причинять страданий ничему живому. Соответственно, всякое живое существо, которое имеет нервы и может испытывать боль, дорожить жизнью и т.д., нельзя обижать.
Такова функция человека, потому что он способен себя ограничить. Само собой, никто не говорит, что подобный принцип должен соблюдать хищный зверь вроде тигра. Но ведь тигры и не бывают буддистами, верно?
Хотя есть представление о том, что рядом со святым животные облагораживаются и перестают быть хищниками.
Кстати, о тиграх. Однажды Будда Махасаттва наткнулся на истощённую тигрицу с тигрятами. Он посочувствовал им и, чтобы помочь несчастным, пожертвовал собой: прыгнул со скалы и разбился, дав семье тигров нужное для жизни мясо. Таков уровень благодетели у буддистов по отношению к миру.
В православии сложнее. Монахи мясо не едят, но едят рыбу. Ряд христианских святых никого не убивали из животных и не ели, но они существуют в качестве исключения. Библия показывает нам, что прежде в мире никого не убивали даже хищные животные.
Это нормальное, здоровое состояние нашего мира. Так что идея такая есть, но она на периферии, а вегетарианство православных — это больше дань традиции и самоограничение, чем акт сострадания.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Буддизм — одна из мировых религий, насчитывающая сотни миллионов последователей. Историческим ареалом её распространения были по преимуществу страны Азии. Однако, начиная с конца XIX века, в западных христианских странах, а также и в России, стала появляться своего рода мода на буддизм, когда и люди крещённые и воспитанные в христианской культуре, начинали называться буддистами, исповедовать и активно распространять собственные интерпретации этого древнего мировоззрения.
В ХХ веке это приняло ещё более широкий размах. В Америке и Европе стали появляться целые буддийские монастыри, где живут и обучаются коренные жители, в прошлом считавшие себя христианами, а теперь называющиеся буддистами.
Это явление не обошло стороной и православные страны. Такой буддийский монастырь появился также в Греции. Немало сторонников буддизма есть и в Сербии, и, конечно же, в России.
В современной массовой культуре идеи буддизма, зачастую в очень упрощённом изложении, получили заметное распространение и популярность, благодаря чему даже те, кто не причисляет себя к буддистам, испытывают определённое влияние этих идей и более или менее ярко выраженные к ним симпатии.
Если сто лет назад в России буддизм был мало кому известен, то теперь он, напротив, мало кому неизвестен, по крайней мере, в некоторых своих главных установках. Это стало реальностью современной культуры даже в странах, традиционно православных.
Поэтому представляется нелишним сопоставить Православие и буддизм, если не во всех различиях, то, по крайней мере, в главном.
Главным вероучительным различием между христианством и буддизмом является отсутствие в буддийской доктрине понятия Бога-Творца и даже, более того, отрицание буддийской доктриной возможности бытия Божия — такого, как о нём открыто православным христианам.
Это самое краеугольное различие между Православием и буддизмом, нет ничего, что стоило бы обсуждать прежде этого, ибо все остальные различия суть лишь производные самого главного.
От Православия не останется ничего, если убрать из него веру в Бога, точно так же и от буддистского мировоззрения не останется ничего, если попытаться внести в него веру в Единого, благого и любящего Бога-Творца.
Буддизм очень терпим к различным культам. Он с готовностью признаёт существование многих богов и духов, и более того, не воспрещает своим последователям к ним обращаться с молитвами, приносить жертвы и так далее. Буддизм воспринял индийский пантеон, а затем, во всех странах, где он распространялся, поглощал все местные культы и всех местных божеств.
Если древний христианский миссионер, придя в языческое селение, шёл в капище и разбивал идола, после чего перед возмущёнными селянами произносил проповедь о тщетности почитания ложных богов и о христианском учении, которое освобождает их от рабства демонам, то древний буддийский миссионер поступал иначе. Придя в такое селение, он тоже шёл в местное капище, но для того, чтобы демонстративно воздавать почести здешнему идолу, а через некоторое время, завоевав доверие местных жителей, начинал рассказывать истории о том, что их чтимое божество будто бы одно из воплощений Будды, или что оно на небесах приняло буддизм, и затем уже переходил собственно к буддийскому учению.
С точки зрения христианина, проповедовать о спасении язычнику, не отрицая ложных богов, которыми он порабощён, есть то же самое, что рассказывать хорошие новости человеку, которого избивает банда хулиганов.
Итак, буддизм очень терпим к различным культам и самым разным божествам. По некоторым оценкам, у одних китайцев почитается свыше тридцати миллионов божеств, сюда же можно добавить множество индийских, японских, корейских, тайских, вьетнамских, тибетских, калмыцких и прочих божеств. И всех их буддизм принимает, со всеми мирится.
Такую определённость не всегда встретишь в буддийских текстах, ориентированных на западного читателя. Стараясь соблюсти бесконфликтность, их авторы нередко сглаживают резкость суждений, говоря, будто бы вопрос о существовании единого Бога-Творца для буддизма непринципиален, и ссылаясь на древние тексты, гласящие о том, что Будда отвечал молчанием на вопрос о том, есть ли в действительности верховный Бог.
Но более близкое знакомство, как с самими древними текстами, так и с содержанием буддийского учения, убеждает, что указанные утверждения представляют дело отнюдь не в истинном свете.
Древнейшие тексты буддийского канона показывают, что Будда по вопросу о существовании верховного Бога-Творца гораздо чаще говорил, чем молчал, и высказывания эти были вполне определёнными.
Но прежде, чем их рассматривать, следует напомнить, что, конечно, Будда не имел представления о том Боге Живом, Который открыл Себя в Ветхом и Новом Завете. Будда вырос и сформировался в индуистской религиозно-философской среде, и был знаком только с тем, что эта среда могла ему предложить. А эта среда не могла ему предложить знания об истинном Боге, поскольку сама не имела не только истинного знания о Нём Самом, но и знаний о тех основополагающих реалиях, которые раскрывают Его отношение к миру и человеку.
Разумеется, этих понятий не существовало у индийцев и во времена Будды.
Индуизм знал идею о существовании Верховного Существа, благого Творца всяческих, но сам не был в ней уверен, она составляла не суть, сердцевину индуизма, а некое пререкаемое мнение. Из шести классических школ древнего индуизма половина признавала, что у мира есть единый божественный Творец и управитель, а другая половина это категорически отрицала, при этом все школы признавали авторитет Вед и апеллировали к нему.
То верховное божественное существо, о котором говорили представители теистического направления индуизма, называлось обычно «Великий Брахма». В западных переводах нередко переводчики заменяют это имя словом «Бог», что некорректно, поскольку древнейндийские представления о Великом Брахме далеко не тождественны тем представлениям, которые сложились у христианских народов о Боге под воздействием библейского откровения.
Это далеко не все отличия, но достаточно и приведённого, чтобы понять, что «Великий Брахма» — это далеко не то же, что «Бог Авраама, Исаака и Иакова» (Исх. 3, 6).
Но вместе с тем, если где-то в древнеиндийских представлениях времён Будды и содержались крупицы воспоминаний об истинном Боге-Творце, свойственных всем потомкам Адама, то искать их можно только в искажённых представлениях о Великом Брахме.
Говоря о буддизме, нам приходится иметь дело не столько с тем, как представляли себе Бога Творца сами древние индусы, сколько с тем, как их представления понимались и интерпретировались Буддой и его ближайшими последователями, составившими древние книги, выражающие его учение.
Вот как буддийские канонические тексты передают то, что им известно об убеждениях индусских теистов. По их мнению, Великий Брахма является существом «победоносным, непобедимым, всевидящим, всесильным, владыкой, творцом, созидателем, наилучшим устроителем, повелителем, отцом бывшего и будущего» (Дигха Никайя, 11. Кеваддха сутта, 81). Кроме того, буддийские тексты указывают, что по вере брахманистов Верховный творец есть существо благое, всесовершенное, и что спасение от страданий состоит в соединении с ним.
Именно такого Бога представляют себе создатели буддийского канона, именно Его они отрицают. Нельзя не признать, что указанные атрибуты, приписываемые Великому Брахме, совпадают с атрибутами Бога Истинного, поэтому, вслед за современными буддистами, можно перенести аргументы Будды и его последователей, направленные против учения о Великом Брахме, на христианское учение о Боге, хотя при этом нам придётся произвести над этими аргументами такую логическую процедуру, которую не производили сами их авторы.
Буддийский атеизм умнее банального отрицания «воинствующих безбожников». Будда не спорит с тем, что есть божественное существо, которое себя называет всемогущим, всеведущим, всесовершенным и вечным творцом всего сущего, Будда идёт дальше обычных безбожников — он утверждает, что это существо просто заблуждается и не является тем, за кого себя выдаёт. Он не спорит с тем, что это существо сильнее любого обычного человека, что оно способно совершать чудеса, что оно живёт гораздо дольше, и жизнью гораздо более блаженной. Он спорит «лишь» с тем, что оно действительно является всемогущим, всеведущим, всесовершенным и вечным творцом всего сущего.
Еще
Чтобы стать буддистом, достаточно разделять это мировоззрение и практиковать
А как стать буддистом, если ты христианин или иудей? Разницы, кем был человек прежде, нет никакой. Не нужно проходить ни через какой ритуал вроде крещения или обращения. Достаточно хорошо узнать буддийское мировоззрение и начать делать элементарные практики: медитацию и чтение мантры.
Очень полезно найти себе группу единомышленников, какой-нибудь буддийский храм, где можно будет общаться и делиться опытом.
Направлений в буддизме очень много, все отличаются в деталях. Поэтому в них могут быть свои ритуалы посвящения и требования. Но в целом стать буддистом легко — просто взять и начать жить, как буддист: по срединному пути, любя и сострадая, не причиняя боль ничему живому и практикуя.
Среди православных встречается разное отношение к буддизму
Православие не имеет единого мнения на счёт буддизма. Всё сильно зависит от позиции конкретного священника, к которому обратились с вопросом. Кто-то тактично проанализирует сходства и различия буддизма и христианства, а потом скажет, что все религии имеют право на жизнь.
Другой же воспримет такой вопрос как личное оскорбление. Многих представителей православной церкви раздражает, что буддисты не верят в Бога Творца, что не признают веру в ад и рай после смерти, что считают человека существом божественной природы.
У православия нет оснований противостоять буддизму – это религии любви.
Но, как единая традиция, само православие о буддизме ничего не говорит. Порицания в Библии удостоилась лишь ханаанская религия за то, что там приносили человеческие жертвы.
Пример частного мнения православного о буддизме можно увидеть в высказывании священномученика Александра (Миропольского):
«Буддизм можно признать одной из высших естественных языческих религий в силу её стремлений познать существо своего духа, при уничтожении плотских страстей и неотразимых впечатлений греховного мира.
Борьба Будды и умерщвление плоти привели его к результатам для него же самого неожиданным: через углубление в себя он будто познал существо и свойство духа в том виде, в каком он вложен в его естественную природу Самим Творцом.
Только это самосозерцание погубило Будду, ибо, рассматривая себя и дух свой, он отвратил взор свой от Создателя и Бога, а затем лишился всякого представления о Нём».
Но при этом святой считал, что такой путь уводит от Христа.
А вот на видео ниже Митрополит Волоколамский Иларион тепло отзывается о буддизме:
Отношение православия к буддизму
В целом отношения православия к буддизму не имеет оснований быть конфликтным, ведь характерное отличие буддизма — безразличие к религиозным спорам.
Буддизм — это закрытый, самодостаточным мир, который не пытается мешать другим людям верить в то, в что им хочется.
Общие черты ислама и христианства
Сходство двух важнейших религий заключается в том, что обе веры являются монотеистическими. Ислам говорит, что нет другого Бога, кроме Аллаха. И это утверждение мусульманин должен повторять в каждой молитве. Христианство утверждает – Бог един. Молитва начинается со слов «Верую во Единого Бога». Также обе веры отрицают многобожие. Собственно, это и было причиной появления обеих религий. Их цель – преодоление язычества.
В обеих религиях считают, что мир, включая человека, создан Богом, и что существует невидимый мир ангелов. Если проводить сравнение ислама и христианства по тому, как человеку открывается божественная мысль, то вновь обнаруживается сходство. В обеих религиях человеку приходит божественное откровение, правда в разных формах.
В христианстве есть непосредственный контакт Бога и человека, а в исламе между ними есть посредник – ангелы. При этом в обеих религиях Бог требует от человека исповедания веры.
Также оба исповедания основываются на главных книгах – Библии и Коране. Даже их содержание местами перекликается, ведь основой для них послужили древние иудейские тексты.
Обе религии признают, что после смерти душа человека попадает в рай или ад. От правоверного человека и ислам, и христианство требуют соблюдения заповедей, почитания пророка и ежедневного отправления культа. У обоих вероисповеданий есть специальное место для вознесения молитвы. Но самое главное сходство всех религий (христианства, ислама и буддизма) состоит в том, что человек должен преодолевать свои телесные желания во имя торжества духа. Верующий должен проявить волю, преодолеть мирские соблазны, чтобы быть принятым в царствие Божье.
Модно искать истоки христианства в буддизме, но на это нет оснований
Многие энтузиасты ищут корни христианства в буддизме. Иисусова молитва — это у них мантра, Иисус до 30 лет жил и учился в Тибете, да и вообще все Его способности как у типичного йога.
Никакие их подобных утверждений не имеют в своей основе фактов. Схожесть практик логична, ибо вообще религиозные системы в той или иной степени не могут не перекликаться друг с другом.
Что же касается истории о посещении Христом Индии и Тибета, то источника у неё два:
- Слухи о «Тибетском Евангелии», которые давно разбиты контраргументами.
- Бхавишья Пурана, в которую в конце XX века дописали персонажа, похожего на Иисуса Христа, а до тех пор его тем не было.
Так что параллели, конечно, есть, но в них много искусственного. Идея о том, что все религии от Бога, имеет право на жизнь. Но она вовсе не означает, что христианство должно быть наследником буддизма.
Мы знаем, что восточные учения в некоторой степени повлияли на традицию гностиков, но та так и не достигла влиятельного положения в христианском мире.
В XX веке
В 30-е годы XX века, после нескольких восстаний в буддистских монастырях против советской власти, правительством было принято решение начать борьбу против буддистов. К началу Великой Отечественной войны большую часть духовенства репрессировали, не осталось ни одного монастыря. Во многом это пришлось сделать из-за развернутой агентурной работы японцев, которые заявляли о поддержке своих единоверцев, предлагая создать марионеточное панмонгольское государство буддистов в пределах СССР.
Многие монахи, которые были недовольны советской властью, шли на сотрудничество. Только после поражение Японии во Второй мировой войне частичное возрождение этой религии началось на территории Советского Союза.
В настоящее время в России насчитывается несколько буддийских регионов, в некоторых крупных университетах открыты кафедры синологии, санскритологии, на русский язык переводятся важнейшие буддийские трактаты. Традиционно эту религию исповедуют в Забайкальском крае, Бурятии, Туве, Калмыкии, на Алтае. Общая численность этнических буддистов составляет около 900 тысяч человек.
Правильная речь
Человек склонен недооценивать силу произносимого слова и часто сожалеет о поспешно сказанном. Почти каждый испытывал разочарование, связанное с резкой критикой, и воодушевление, услышав похвалу в свой адрес.
Целостная речь предполагает признание истины, а также осознание влияния пустых сплетен и повторяющихся слухов. Вдумчивое общение помогает объединиться и устранить раздоры. Решение навсегда отказаться от недоброжелательных или гневливых речей позволяет развиться духу размышления, что приближает к повседневной сострадательной жизни.
Правильное видение
Это поддержка мудрости, которая в этом случае означает понимание вещей такими, какие они есть на самом деле. Видение – не просто интеллектуальное представление. Понимание для буддиста означает доскональное проникновение в суть Четырех благородных истин.
Глубокое соприкосновение с реальностью, когда человек знает, что происходит внутри и снаружи него – это путь к освобождению от страданий, вызванных неправильными суждениями. Эта способность проникновения в сущность дарит покой и любовь.
Их суть
Отказ от насилия
1) Первое, что нужно сделать начинающему буддисту – это отказаться от действий, которые приводят к смерти любого живого существа или в какой-то форме вредят ему. Любые виды насильственных действий неприемлемы, потому что корень их лежит в отвращении, агрессии или ненависти, а это как раз один из тех трёх «ядов», которые буддийскому верующему следует в себе искоренять.
Вместо этого, полезно развивать в себе метту (по-другому она называется майтри) – любящую доброту ко всему живому. Она должна не просто декларироваться, а проявляться в конкретных поступках, то есть, быть регулярной практикой. Симпатия и дружелюбность могут выражаться в:
- предоставлении помощи,
- нанесении дружеских визитов,
- дарении приятных небольших подарков,
- оказании моральной поддержки и др.
Видя конкретные проявления любящей доброты, люди (и животные) будут отвечать тем же.
Не брать чужого
2) Во втором наставлении говорится, что не нужно брать себе чужого, того, что не было дано. Тут подразумевается не только воровство, но и любая нечестность, в результате которой что-то незаконно присвоится или будет эксплуатироваться. Корень зла тут в алчности, страстном стремлении обладать, эгоизме, от чего также следует избавляться буддисту.
В противоположность этим низменным стремлениям следует культивировать в себе щедрость – дану. Развивать не просто желание делиться на уровне теории, не в мыслях, а на практике. Все щедрые намерения должны подкрепляться соответствующими поступками.
Целомудрие
3) Третий постулат гласит, что нужно избегать невоздержанности в сексуальных отношениях, будь то принуждение к сексу, супружеская измена, выкрадывание объекта страсти или что-либо подобное. В таких поступках проявляется и страстное желание, и агрессия. И приводят они к далеко идущим последствиям, которые затрагивают и третьих лиц.
Заметим, что буддийский брак не рассматривается как таинство, в отличие от христианского союза. Буддизм не призывает к моногамии, кое-где в буддийских странах есть и полигамия, которая не осуждается обществом. Продолжать жить вместе или развестись – здесь добровольное дело каждого.
Противоположностью ненадлежащего сексуального поведения является довольство. Незамужние и неженатые должны не роптать против этого статуса, а те, кто связан узами брака – удовлетвориться своей второй половиной.
Секс не нужно использовать как средство от однообразия. По мере продвижения на пути к просветлению, половые различия между людьми в сознании стираются, и человек становится свободен от желания секса.
Правдивость
4) Следующим обетом является обещание не лгать. Когда человек лжёт, это замешано на сильном желании, агрессии или боязни. Он или чего-то страстно желает, или задумал причинить кому-то зло, или, не без оснований, не решается сказать всё, как есть.
Все эти состояния требуют работы над своим сознанием. Проработав их, следует культивировать в себе правдивость.
Отказ от употребления наркотических веществ
5) Пятый зарок, который даёт буддист – воздерживаться от принятия опьяняющих и одурманивающих разум субстанций, которые могли бы повлиять на его осознанность. К этому требованию в буддийских странах подходят по-разному. В одних его понимают как полный отказ от дурманящих веществ, в других – как умеренное их потребление, если человек при этом в состоянии контролировать себя.
Каждый при этом должен критически оценить свои возможности. Некоторые люди умеют пить, не теряя ясности разума. Но большинству от этого надо, наверное, всё же воздержаться.
Обеты бодхисаттв
Бодхисаттвы дают более расширенный список обетов, в которых, кроме вышеперечисленного, обещают:
- не сплетничать и не словоблудствовать;
- не ставить себя выше других;
- не быть алчными и скупыми;
- не злобствовать;
- не возводить клевету на Три Драгоценности.
Правильное намерение
Это второй этап, на котором происходит становление в качестве приверженца пути. Видение помогает понять, что такое настоящая жизнь и из чего состоят насущные проблемы. А намерение исходит из сердца и подразумевает признание равенства всей жизни и сострадания к ней, начиная с самого себя.
Так, собираясь забраться на высокую гору, нужно знать о ландшафте, препятствиях, других членах команды и необходимом снаряжении. Это видение. Но забраться на гору можно только при желании и страсти к восхождению. Это намерение. Гора в этом случае – символ путешествия по жизни.
Правильное усилие
Это сбалансированное развитие энтузиазма и позитивного отношения, которое приветствует ясные и честные мысли и отвергает ревность и гнев. Подобно струнам музыкального инструмента, усилия не должны быть слишком напряженными, слишком нетерпеливыми, слишком слабыми. Если они целостные, то всегда приводят к стабильной и жизнерадостной решимости.
Правильный источник средств к существованию
Если в работе нет уважения к жизни, это будет препятствием для прогресса на духовном пути. Буддизм способствует принципу равенства всех существ. Поэтому последователю этой религии не рекомендуется владеть магазином спиртных напитков, оружейной лавкой или работать мясником. Не поощряется и работорговля.
Будда был также против практики гаданий, поскольку она дает предположения о фиксированном будущем, а суть учения заключается в том, что грядущее создается тем, что мы делаем сегодня.
Правильный источник средств к существованию подразумевает, что буддист должен заняться каким-либо делом в религиозном сообществе, на рабочем месте или дома, служить обществу. Почти во всех общинах у монахов есть ежедневные обязанности, которые напоминают об этом этапе Восьмеричного Пути.
К чему они призывают
Заповеди о добре образовали систему духовных ценностей, которая перекликается с идеалами верующих других религий. Но есть и существенное отличие: в буддизме верующий следует этим заповедям, чтобы совершенствовать свою природу, а не угодить Богу, которого в этом учении просто нет.
Проживая жизнь в круговороте сансары, буддист верит, что, соблюдая нравственный кодекс, он становится чище и совершеннее и получит лучшее перерождение в следующем воплощении. А в идеале станет архатом или бодхисаттвой, в зависимости от направления учения, которого придерживается адепт. Давайте рассмотрим подробнее, что это за заповеди.
Правильное действие
На этом этапе необходимо научиться принимать этический подход к жизни, признавать других и мир вокруг. Сюда включается и отказ от того, чего не дано получить, и уважение к соглашениям, заключаемым как в личной, так и в деловой жизни.
Целостное действие также охватывает пять заповедей Будды:
- Не убивать.
- Не красть.
- Не лгать.
- Не совершать сексуального насилия.
- Не принимать наркотики или другие токсические вещества.
Этот этап включает и целостный подход к окружающей среде, когда по возможности предпринимаются действия с целью защиты мира для будущих поколений.
Значение пути
Этот элемент считается самым важным в учении Будды. Только с ним Дхамма (простая, неискаженная правда) становится доступной в виде живого опыта. Без восьмеричного пути она будет просто оболочкой, сборником доктрин, лишенным внутренней жизни. Без него полное спасение от страданий стало бы просто мечтой.
Высшие этапы пути пока могут казаться далекими, а требования практики – трудными для выполнения. Но все, что нужно для достижения, уже под рукой. Восемь аспектов всегда доступны – их можно зафиксировать в уме посредством решительности и усилий.
Начинайте с выяснения взглядов и разъяснения намерений. Затем очищайте свое поведение – речь, действие и средства к существованию. Принимайте эти меры в качестве фундамента и действуйте энергично и внимательно к совершенствованию концентрации и понимания. Остальное – вопрос постепенной практики.
Для одних прогресс будет быстрее, для других – медленнее. Освобождение – это неизбежный плод труда при настойчивой практике. Единственные требования для получения результатов – это начать и продолжать. Если они будут выполнены, нет сомнений в том, что цель будет достигнута.
Заповеди для мирян
Буддисты, которые не являются монахами, могут давать этические обеты временного характера или навсегда. Эти обеты называются Панча Шила, то есть пять заповедей. Панча Шила описывают, какими основными добродетелями должен обладать тхеравадин или махаянец, так как эти запреты одинаковы для обоих направлений буддийского учения.
Обеты обязуются соблюдать, когда принимают посвящение в буддизм; строго придерживаются их при получении посвящения в какую-либо практику и в период, предшествующий этому; они сопровождают буддиста во всех важных моментах его жизни. Регулярно практикующий данные правила мужчина зовётся «упасака», женщина называется по-другому – «упасика».
Образ жизни буддиста
Буддист свято верит в догмы Учения, переданного Буддой. Он изучает священные писания, ведет правильный образ жизни, медитирует и стремится к высшей цели – Пробуждению. В этом ему помогают истины, предписанные заповеди, этапы восьмеричного пути.
Учение основывается на четырех истинах, непреложных для любого приверженца буддизма.
- Дукха – говорит о круговороте страдания. Вся человеческая жизнь пропитана страданием: рождение, взросление, проблемы, привязанности, страхи, чувство вины, болезни, смерть. Осознать свое «я» в гуще этого вихря – начальный этап познания истины.
- Тришна – рассказывает о причинах дукхи. Желания и связанная с ними неудовлетворенность порождает страдание. Получив одно, человек начинает желать большего. Все возрастающие аппетиты, воля к самой жизни – в этом вся причина.
- Ниродха – ведает о завершении дукхи. Обрести свободу можно только отпустив ненужные привязанности, деструктивные эмоции, обнаружив в себе благочестие. Лучшая победа над страданием – прекратить борьбу с ним, избавиться от желаний, очиститься духовно.
- Марга – говорит об истинном пути. Следуя тропой Будды, важно соблюдать Срединный путь – не ударяться из крайности в крайность, от полного пресыщения до абсолютного аскетизма. Самому Учителю нужна была одежда, пища, кров, поэтому истинному буддисту не следует изводить себя до изнеможения.
С маргой также связан так называемый Восьмеричный путь. Согласно ему, последователь буддийской философии соблюдает чистоту во всем:
- правильно видит мир;
- чист в мыслях и добр в намерениях;
- не позволяет плохих слов, пустых фраз;
- честен в поступках;
- ведет праведный образ жизни;
- старается на пути к цели;
- контролирует мысли и чувства;
- учится сосредоточению, медитирует.
- не убивает, не причиняет вред всему живому;
- не крадет;
- не врет;
- не прелюбодействует;
- не употребляет алкоголь или наркотики.
Настоящие приверженцы учения могут поразить высокой нравственностью, моральными устоями, которые подкрепляются непререкаемыми правилами жизни, силой воли, которая помогает им в медитациях, чтениях мантр. Высшая цель – достижение нирваны, и они смело идут по пути к ней.
Отношение к богу
Каждая религия предполагает веру в бога: ислам – в Аллаха, христианство – в Святую троицу, индуизм – в Брахму, Шиву, Вишну и других богов. А буддизм – в Будду, скажете вы? Дело в том, что это не совсем так.
Будда – не бог, это обычный человек, родившийся в Индии и носивший имя Сиддхартхи Гаутамы. Он, как и мы все, жил собственной жизнью: родился в семье царя, женился, родил сына, потом увидел боль и страдания мира, ушел в леса на поиски истины, достиг Просветления, помогал людям пройти схожий путь, проповедуя учение, пока не достиг паринирваны.
Таким образом, Будда – не Всевышний, а великий Учитель.
Согласно буддийской философии, мир появился сам по себе, без участия высших сил, божественных начал. Человека спасет не бог, а он сам, следуя предписанным правилам, успокаивая ум, медитируя и совершенствуясь.
Значит ли это, что в буддизме бога нет? Да, значит. Правда, в этом утверждении есть одна оговорка.
В некоторых течениях философской мысли, особенно в Ваджраяне, Будду Шакьямуни стали обожествлять, совершать подношения, молиться. Наряду с этим появился целый пантеон божеств, духов, будд, боддхисаттв, которым стали поклоняться в погоне за скорейшим Просветлением.
Причина тому – пережитки шаманизма, который оставил следы в поглотившем его буддистском учении.
Буддийские течения довольно сильно отличаются друг от друга. Одни включают в себя множество обрядов, и со стороны это кажется поклонением божеству, другие лаконичны и не признают никаких святых и авторитетов, кроме собственного сердца. Общебуддийские же писания на тему бога не говорят ничего.
Правильное самоосознавание
Эта концепция несколько сложнее для понимания и зачастую включает изменение мышления. Она означает восприятие и концентрацию на моменте. Чтобы понять этот этап Восьмеричного пути и его смысл, попробуйте представить себя во время поездки. Слышен шум машины, видны здания, деревья, ощущается движение, появляются мысли о тех, кто остался дома. Так происходит с большинством моментов жизни.
Самоосознавание просит ощутить само путешествие, сохраняя сосредоточенность. Это не попытка исключить мир, скорее, наоборот. Осознавая момент и свои действия, человек понимает, что его контролируют старые шаблоны и привычки, а страх перед грядущим ограничивает действия в настоящем.
Правильная концентрация
Как только ум очистится, можно будет сосредоточиться для достижения желаемого. Концентрация заставляет разум сфокусироваться на объекте, таком как цветок или освещенная свеча, или таком понятии, как любящее сострадание. Это формирует следующую часть процесса медитации.
Самоосознавание и концентрация учат разум видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, в противовес привычному. Одновременно они ведут к спокойствию и ладу с миром. Пребывая в настоящем моменте и умея сосредоточиться на нем, можно ощутить радость. Освобождение от контроля прошлых болей и будущих игр разума – это и есть способ избавления от страданий.
Заключение
Буддистская вера, как и вера вообще, придает сил, воодушевляет, окрыляет, помогает встать на истинный путь. Мы были рады немного приоткрыть вам дверку в душу буддиста. Пусть в вашей жизни будет свет и умиротворение!
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны за ссылку в социальных сетях)
До скорой встречи!
Заключение
На этом пора попрощаться, уважаемые читатели. Следуйте этапам Восьмеричного пути и не забывайте делиться обретенными знаниями со своими друзьями!
Если статья была полезна для вас, рекомендуйте ее в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.
До скорой встречи!
Заключение
На этом, друзья, прощаемся с вами. Поддержите блог — рекомендуйте статью к прочтению в социальных сетях, если она вам понравилась. До встречи!