Джама и нияма

Начальными ступенями в йоге, согласно «Йога-сутрам» Патанджали, являются нравственные предписания. Почему так? Дело в том, что йога даёт энергию, а также расширение тех или иных возможностей. Представим себе паровоз, который мчится в сторону пропасти. Что будет, если подкинуть в топку угля? Паровоз ещё быстрее долетит до пропасти и рухнет с обрыва. Человек, который не соблюдает какие-то базовые нравственные правила, подобен такому паровозу, летящему в пропасть. А практика йоги — это дополнительное топливо для такого паровоза. Именно поэтому, если человек не усвоил нравственные принципы и не приступил к их соблюдению или хотя бы не создал намерение двигаться в этом направлении, то практиковать йогу ему категорически не рекомендуется. Как в писаниях, так и в реальной жизни, мы можем видеть множество примеров того, что происходит с теми, кто практикует йогу, но при этом не соблюдает нравственные принципы или же практикует ради достижения каких-то своих эгоистичных целей. У некоторых людей имеет место не совсем верное понимание того, что такое йога и зачем она, собственно, нужна. Широко распространено такое явление, когда человек практикует йогу ради самой практики йоги. И если спросить такого человека о том, зачем он практикует, то в ответ, скорее всего, вы не услышите ничего вразумительного или же услышите абстрактные мудрствования о том, что надо, дескать, самосовершенствоваться, развиваться, а зачем и для чего это нужно в данный конкретный момент времени конкретному человеку, объяснить не сможет.

Всё дело в том, что практика йоги — это инструмент. Как, к примеру, автомобиль. И практиковать йогу просто ради самой практики — это примерно то же самое, что каждый день чистить, мыть, смазывать автомобиль, доводя его до кристального блеска, но так ни разу и не выехать на нём из гаража, потому что ехать-то, собственно, некуда и незачем. Примерно то же самое, порой происходит и с практикой йоги — человек практикует, но на его повседневной жизни это никак не сказывается или же сказывается, но весьма странным образом. Таким образом, нужно чётко понимать, зачем вам нужна йога и как именно вы собираетесь применять этот инструмент. И здесь возникает вопрос о том, какие вообще у человека цели в жизни и что он транслирует в этот мир. К примеру, если человек продаёт алкоголь, то практика йоги приведёт его только к одному результату — повысится эффективность его жизни, и следовательно, он станет продавать алкоголь ещё эффективнее. И здесь стоит задуматься, к какому результату придёт, во-первых, сам человек, а во-вторых тот преподаватель, который дал человеку те или иные знания и помогает ему совершенствоваться в йоге. Все эти тонкости и сложности более двух тысяч лет назад предвидел мудрец Патанджали и поэтому оставил нам рекомендации и предписания относительно того, какой же нравственной парадигмой следует обладать тому, кто становится на путь йоги. Нравственные предписания мудрец Патанджали изложил в двух первых ступенях восьмиступенчатой системы йоги, которые носят название «Яма и Нияма». Яма — это то, от чего практику йоги следует воздерживаться. Здесь стоит отметить забавную корреляцию с русским языком. Яма — место, куда можно провалиться. Так и здесь, если не соблюдать данные принципы, то можно провалиться в пропасть негативной кармы, из которой выбраться будет весьма непросто. Вторая ступень — Нияма — это принципы, которые следует культивировать и привносить в свою жизнь.

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

Сегодня чуть больше поведаю о самой моей любимой теме – о Ямах Ниямах, которой была посвящена статья: «Яма и Нияма – десять ключей йоги к изобилию вашей энергии».

Ведь именно понимание этих принципов (Яма Нияма – это принципы устройства мироздания, следование которым помогает жить в гармонии с собой самим, чувствовать счастье и радость, а нарушение приводит к дисгармонии: страданиям, болезням и всевозможным сложностям).

Так же в этой статье затрону тему сиддхов – сверхспособностей, которые автоматически открываются для человека выполняющего принципы Ямы Ниямы.

Содержание

Универсальные принципы Ямы Ниямы.

Говорят, что в каждой религии, в каждом духовном направлении есть свои предписания, советы и запреты, отличия действительно есть, но есть и общие черты, которые и показывают, что данный путь – истинен.

Чем меня с самого начала привлекла йога – в ней крупицы истины собраны в такую приличную горку, что дай Бог сил забраться. Конечно после Кали Юги искажений и заблуждений тоже скопилось порядочно, но на то йога и призывает развивать интуицию, чтобы можно было отделить зёрна от плевел. Так или иначе, наука йоги не имеет монополии на универсальные знания и принципы, которые в ней называются Яма Нияма, они так или иначе указываются во всех истинных духовных направлениях и религиях. Да и любой действительно обладающий мудростью человек даже без книг и внешних примеров на основе имеющейся интуиции (без интуиции мудрым человек всё равно не будет), откроет эти принципы и будет им следовать.

И являются они универсальными, для всех работающими потому, что все мы по сути являемся прекрасными духовными созданиями, истинный дом которых  Сат Чит Ананда (Вечное Сознание, Вечное Существование, Вечно-новое Блаженство). И Ямы Ниямы – просто характеристики нас же самих, когда мы очищены от всего наносного, тем чем испачкались или утяжелились за время своей долгой жизни на материальном плане.

Святые идеально следуют Ямам Ниямам

Святые всех духовных путей очень явно демонстрируют следование Ямам Ниямам, даже если никогда о йоге не слышали:

И этого уже вполне достаточно чтобы любой хоть сколько-нибудь желающий себе добра человек постарался следовать их примеру, ведь все мы хотим быть счастливыми.

Но помимо общих характеристик преимуществ следования Ямам Ниямам, их выполнение приносит дополнительный очень приятный эффект.

Сиддхи (сверхспособности) от выполнения Ям Ниям

1)Так, если человек преуспел в Ахимсе: ко всем искренне, даже на уровне подсознания доброжелателен, то рядом с ним успокаиваются даже враждебно настроенные существа и люди. Таким образом святые находили общий язык с медведями, тиграми и кобрами, которые не особо дружат с обычными людьми.2) Человек преуспевший в выполнении Сатьи – говорящий только конструктивную правду, приобретает сиддху-сверхспособнсоть благодаря которой все его слова материализуются (сказал что завтра будет солнце – завтра солнце, сказал что завтра выпадет снег, выпадет снег, даже если в он там  где снега обычно не бывает).

3) Астея, которая часто переводится как не стяжение (человек не жаждет чего-то, что у него нет будь то деньги, вещи, другие люди, а просто живёт тем что есть, со спокойствием и благодарностью на сердце) при выполнении эта Яма гарантирует человеку то, что всё, что ему действительно будет нужно появится в его жизни без всяких усилий, придёт совершенно естественно.4) Аппариграха – не привязанность к тому что имеем, будь то вещи, другие люди или даже наше собственное тело, позволяет человеку осознать, что мы — это не только наше тело, а вечные прекрасные души и как следствие такая не привязанность позволяет вспомнить прошлые жизни.

Историй о том, как йоги играют с материей хватает, достаточно одну «Автобиографию йога» Парамахансы Йогананды прочитать.

Что такое самадхи, сказать словами тоже нельзя (всё изреченное уже ложь), но составить определённые представление можно, вот в этой статье я много на эту тему написала — Йога суфиев на примере поэмы «Большая касыда».

В завершения темы Сверхспособностей, достигаемых через выполнение Ям Ниям, скажу только, что можно их развивать как самоцель. Допустим, я захотела научиться летать, или мысли читать, для этого, развивая свою концентрацию, выполняя определённую дисциплину (тапасью), соблюдая брахмачарью (не расходуя попусту энергию на удовольствия), и ещё желательно молясь об исполнении этого желания выбранному мною Божеству, получаю желаемое.

Если Астея не проработана захочется больше и больше..и так до тех пор, пока человек не устанет от разочарований и ненужной беготни и не возжелает Единства с Богом – Самадхи.

Лучший способ достижениям прогресса в Ямах Ниямах — это медитация, ведь Ямы Ниямы отражают естественные склонности и качества нашей Высшей Природы, когда мы не находимся под влиянием нашего эго, а правильная медитация, как раз-таки и ускоряет процесс очищения эго.

В следующем видео Свами Криянанда рассказывает в том числе историю напрямую показывающую отношение реализованных йогов к сверхспособностям. Кроме всего прочего в этом видео упоминается тема внутреннего света, который многим практикующим начинает быть виден в медитации, на тему внутреннего света можно почитать в статье Аспекты Сверхсознания

Опасность сиддхов-сверхспособностей, ещё и в том, что пока у человека мало энергии и нет особых талантов он мало кому интересен, а вот если человек становится сильным, то им начинают активно интересоваться не самые светлые силы, все святые проходили определённые искушения. Иисусу Христу и Будде, Сатана – Майя – Глобальная Иллюзия, предлагала власть над всем миром, они прошли испытания, многие святые тоже прошли, но возможно о многих, которые-таки не устояли мы даже не знаем. Люди часто не представляют какие проблемы могут быть у тех, кто стал сильнее и могущественнее.

Йога очень убедительно советует не искать сверхспособностей ради них самих. Работайте над чистотой сердца, над не привязанностью к вещам, над самоконтролем и устремленностью к Сверхсознанию, к Богу – это будет лучшее ускорение и защита на духовном пути жизни (все здесь стоят на духовном пути) и лучшая гарантия счастья. И пусть сверхсопособности останутся для вас тем, чем они и являются — приятным дополнением к всё возрастающей внутренней чистоте и бескорыстию.

Статьи, которые ещё полнее раскрывают тему Ямы Ниямы здесь:

И ещё видео в которых так же рассказывается про сиддхи:

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.
В этой статье дана характеристика главных принципов гармоничного взаимодействия со всем миром, со всей вселенной, как внутренней, так и внешней, в йоге они называются . Так или иначе, эти принципы рассматриваются во всех истинных духовных учениях и религиях. Любой человек, который хочет быть счастливым должен следовать им, так как нарушение Ям Ниям в долгосрочной перспективе всегда приводит к блокировке энергии, дисгармонии, болезням и страданиям. Чтобы ничего этого не случилось, внимательно ознакомьтесь с данной статьей. Помните, что исполнение данных рекомендаций является гарантией правильной йоги.
Воистину, Яма Нияма – это десять ключей к истинному успеху и счастью во всём.

Чего же делать в йоге и жизни не следует?

2) Сатья (не лги) – не следует говорить ложь или неконструктивную правду. То есть, не просто врать и самообманом заниматься нельзя, если говоря правду мы вредим душе человека (ну не готов он ещё эту правду услышать и не будет она конструктивной), то это тоже нарушение Сатьи. Если вы приходите к больному другу в больницу и честно ему говорите: «О, ты так ужасно выглядишь» — то пусть это десять раз правда, всё равно нарушение Сатьи — не конструктивно. Говорить надо правду и лучше всего приятную правду. Если ничего правдиво-прияного сказать не получается, то лучше молчать. Если сказать надо неприятную правду (очень-очень редко действительно надо что-то такое сказать), то в душе желая, лишь блага ближнему, говорим, искренне желая, чтобы это пошло на пользу человеку.

Про йогу:  Покупайте модную одежду для йоги в Калининграде — найдите свою идеальную посадку уже сегодня

Ну и наконец, что же делать, если сказать что-то нужно, а правда очень навредит человеку (не о своей выгоде думаем, а том, что будет действительно правильным). Выбираем вариант, который поможет вам проявить, как можно больше любви (иногда это держать в себе и молчать, иногда сказать и расстроить другого). Жизнь слишком неоднозначна, жестких правил в ней быть не может, каждый момент уникален. Без интуиции не обойтись.
Проверка простая: если после разыгранного сценария, когда вы что-то сказали или не сказали, на сердце легко и совесть не грызёт – значит, всё правильно произошло. Если же совесть явно не спокойна, может даже через несколько лет проснулась, то значит ошиблись и надо постараться исправить. Вообще тема интересная, поэтому пишите своё мнение в комментариях;) Обсудим.

Очень интересна взаимосвязь сатьи и духовной интуиции (вивеки).

Итак, пусть ваши любящие слова помогают другим становиться радостнее и совершеннее.

«Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет (Мф. 13, 12)».

Излучайте счастье, благодарность и достаток, тогда всё что нужно у вас будет;) Кстати именно такова награда за достаточно хорошее выполнее этой Ямы — всё что человеку нужно начинает приходить к нему без каких-либо усилий с его стороны.

Джама и нияма

Джама и нияма

Что же делать следует?
Нияма говорит о пяти рекомендациях, которые следует соблюдать. Их исполнение ведёт к тому, что энергия к человеку приходит и направляется в те русла, которые в дальнейшем принесут ещё больше энергии, счастья и гармонии. В общем — это выгодное вложение, которое точно принесёт прибыль. Все Ниямы так же очень многослойны, и если на самом поверхностном уровне их соблюдение относительно простое, то о реализации глубокого уровня могут опять же разве что святые похвастаться.

Нияма. Пять рекомендаций к исполнению.

1) Сауча (чистота). Конечно же, в первую очередь речь идёт не о физической чистоте (которую однозначно лучше тоже соблюдать), а о чистоте мыслей, помыслов, желаний (или чистоте от желаний), чистоте всех энергий. Конечно же, при нарушении хоть одной из Ям чистота меркнет: возникла недобрая мысль – загрязнился, истратил энергию впустую – уже сияешь не так сильно, испугался потерять свой любимый йоговский коврик, энергия опять занизилась и чистота померкла.
Поэтому внимательно и осознанно относитесь к своим мыслям и чувствам, старайтесь сохранять их как можно более светлыми на благо себе и всему миру.

На энергию жалоб и неудовлетворенности (даже собой) притянется ещё больше событий, которые вас расстроят. Конструктивный самоанализ – и признание своих ошибок — это одно. Переживание из-за случившегося неделями, месяцами, годами – чувство вины, с которым люди всю жизнь живут – вот это уже преступление.
Будьте счастливы и удовлетворены тем, что у вас есть, тем какие вы. Принимайте себя и других такими, какие мы есть – на таком фундаменте счастливого настоящего удастся построить ещё более счастливое будущее.
3) Тапасья (дисциплина, самоограничение, аскетизм). Все прекрасно знают, что для того, чтобы стать великим в чём-то, нужно кроме таланта приложить ещё и большие усилия, развить силу воли. То же самое и в искусстве быть счастливым. Этому можно научиться. С моей точки зрения — это вообще единственное чему нужно учиться. Но если вы хотите быть счастливым, к этому надо приложить усилия и ни раз, ни два, а каждый день, постоянно:) Тапасья, как раз таки и указывает на то, что понадобится дисциплина, соблюдение режима, систематичные усилия. От чего-то придётся отказаться, какие-то привычки заменить на новые. Точно могу сказать, что если вы возьметесь за это и будете мудро настойчивы, то у вас всё получиться.

4) Свадхьяя (самонаблюдение, самоанализ, интроспекция). Часто переводят как изучение священных писаний, но все Ямы Ниямы глубоко внутренние понятия. Без самоанализа, развития постоянной осознанности, исполнение ни одной из вышеназванных рекомендаций невозможно. Например, как понять была ли сказанная вами фраза конструктивна или произошло нарушение сатьи? Допустим – это была правда, но вот только на сердце как-то нехорошо, да и в момент речи скорее присутствовала энергия раздражения и желание доказать свою правоту, чем желания помочь. Но это слишком легкий пример. Интроспекция на пути йоги нужна очень глубокая – это и гарантия того, что вы будете продвигаться эффективно и одновременно техника безопасности. В конечном итоге, никто не скажет вам, как поступить – все ответы нужно будет увидеть внутри себя, интуитивно почувствовать, что же следует сказать или сделать.

5) Ишвара Пранидхана (доверие Всевышнему, доверие Богу). Йога – это наука расширения сознания и научный способ осознать свою Высшую природу. Её не надо создавать, она уже есть. Задача убрать всё лишнее: убрать беспокойства ума, убрать волнения чувств, убрать напряжения тела и с радостной готовностью открыться своей настоящей природе, что и происходит в настоящей медитации. Она рада помочь тем, кто обращается к Ней.

В обычной внешней жизни данный подход доверия Богу (а Он и есть настоящая наша Высшая природа, наше Высшее Я), кроме всего прочего помогает всегда быть удовлетворенными и благодарными. В священных писаниях сказано, что тот, кто исполняет Ишвара Пранидхану – полностью доверяет Богу, достигает всех плодов йоги – без каких либо других техник. Все христианские святые так Бога и достигли.

Вместе Ямы и Ниямы представляют из себя десять универсальных рекомендаций для любого человека, который хочет быть счастливым и понимает, что для того чтобы им быть, нужно над собой работать.

Высший смысл Ям и Ниям в том, что они помогают перенаправить энергию привычно текущую во внешний мир через органы чувств и чакры, так, чтобы она больше сосредотачивалась внутри.

Источник радости и счастья находится внутри каждого человека. Пока энергия слишком сильно течет во внешний мир понять эту простую истину невозможно – ум и чувства твердят о том, что счастье во вне. Практика йоги – очень быстро даёт прилежному ученику понять, что это не так.
Казалось бы моральные рекомендации, практически слово в слово повторяющие десять заповедей Моисея и наставления духовных Мастеров всех религий, на самом деле являются очень важными и эффективными методами перенаправления энергии вовнутрь и поднятия в верхние чакры.
Каким бы путем человек ни шел и какие бы техники в дальнейшем ни практиковал — эти десять рекомендаций должны будут исполняться в любом случае. Если же они не исполняются, то такой путь не является истинным и практика зайдёт либо в тупик, либо принесёт осложнения. Так же, если кто-то называет себя Мастером, Просветленным, но явно нарушает, хотя бы одну из Ям Ниям – лучше держаться подальше от такого «просветленного мастера».
Собственный успех в йоге, так же определяется по все большему следованию Ямам Ниямам. Если жизнь начинает становиться радостнее, вы относитесь к людям доброжелательнее, а события из-за которых раньше начиналась паника и гнев теперь вызывают искреннее принятие и веру, что всё к лучшему – тогда вы добиваетесь настоящего, нерушимого успеха в жизни, практикуете правильно и идёте по истинному пути.

Всем нам желаю всё более прилежного и глубокого исполнения Ям Ниям – в этом, счастье и истинный успех.

Джама и нияма

К теме Ям и Ниям нужно будет сделать ещё очень много важных дополнений,  например о том, какие бонусы появляются благодаря выполнению Ям Ниям ещё до того как человек полностью достигает осознания своей Высшей природы  — Сат Чит Ананды. Так что впереди появится ещё несколько статей, глубже раскрывающих эту тему. А пока что, жду ваших комментариев! Размышления и обсуждения на такие воистину вечные темы, приносят огромное благо.
Искренне желаю Вам Счастья, мой дорогой читатель, и до встречи в реальности йоги;)

В практике йога существует множество различных терминов, зная которые будет проще разобраться со множеством непонятных для новичка техник. Зачастую, перед тем, как начать заниматься йогой и достаточно глубоко изучать ее не только как вид физической активности, но и как вид философского учения, люди не знают, с чего именно им следует начинать познавать мир йоги. Прежде всего следует подробно и глубоко изучить все самые активные и популярные термины, чтобы более глубоко разбираться в йоге.

Джама и нияма

Основа материального существования

Вне зависимости от вероисповедания, религиозных нравов, качеств и философии человека, любой из нас может начать практиковать йогу. Это один из самых распространенных и достаточно универсальных способов познания мира, которые доступны сейчас каждому человеку.

В практике существует так называемая восьмиступенчатая система, которая была разработана Айенгаром. Она соответствует восьми ступеням в понимании йоги. Каждая ступень имеет свое наименование и определение.

Самыми нижними двумя ступенями являются яма и нияма. Они известны не только в йоге, но и в целом в буддизме и индуизме. Они трактуются как основные принципы познания мира и Вселенной. Без них не было бы остальных ступеней и не было бы основного контекста.

Очень большое значение в практике уделяется именно яма и нияма, поскольку на них строятся все остальные теоретические и практические позиции йоги. Эти два понятия трактуются также как усмиряющие разум, успокаивающие боль, устраняющие негативные ощущения и страдания.

Все законы в йоге подвержены определенному развитию, но все они имеют свою основу. Соблюдая все правила практики, человек оказывается духовно и физически выше и сильнее любого другого человека, который не имеет к ней ни малейшего отношения. Именно яма и нияма способствуют укреплению и становлению на пути к улучшению себя как личности.

Джама и нияма

В самом начале становления и изучения йоги, человек начинает овладевать различными техниками, например, медитация, пранаямы, другие очищающие практики. Для того, чтобы было легче определиться и в дальнейшем познавать мир йоги, существует специальное Руководство, а именно духовный Закон. Познав его в самом начале своего изучения йоги, человеку будет проще определиться со своими дальнейшими действиями.

Когда еще не было бумаги, люди записывали этот закон на камнях или других твердых поверхностях, чтобы можно было донести его последующим поколениям. В основе его лежит Закон Творца, данный человечеству для того, чтобы знать, как необходимо жить и действовать в соответствии с канонами Вселенной.

Вверх по ступеням

Самыми первыми и основными ступенями йоги являются яма и нияма. Всего ступеней в практики выделяется восемь и каждая из них неизменно очень важна. Без них не было бы единого Абсолюта. Чтобы познать пользу и смысл жизни и законов Вселенной, человек должен познать все восемь ступеней. Только в том случае его жизнь будет наиболее гармоничной и счастливой.

Указания, которые описаны в принципах яма и нияма, основаны на чистых и непорочных принципах мудрецов Рыши, просвещенных в состоянии божественного начала.

Джама и нияма

Если человек начинает практиковать яма и нияма, раскрывает для себя чистое состояние собственной души, одухотворенное и открытое.

Традиции и правила

Благодаря тщательному и подробному изучению глубин практики, можно достичь оптимального состояния собственного разума и души. Многие традиции йоги подразумевают выполнение определенных обязательных ритуалов. Они могут быть как ежедневными, так и еженедельными, либо ежегодными.

Благодаря изучению скрытых аспектов практики, можно более высоко подниматься в становлении себя, раскрывать весь свой потенциал.

Про йогу:  ПИЛАТЕС или ЙОГА. Что полезнее для спины? - Новости - Первая неврология (Самара)

Ступени в йоге, особенно первые пять, в том числе яма и нияма, имеют прямое отношение к собственным усилиям в развитии самосознания. А три верхних ступени — относятся к универсальным проявлениям или так называемым надземным состояниям.

Что означают понятия яма и нияма и для чего они нужны

Яма — это пять нравственных законов, которые имеют в своей основе моральные принципы, практику самодисциплины. С ямой человек начинает познавать окружающий мир, собственные ресурсы, начинает осознавать собственное просветление.

Законы яма и нияма в йоге обязательно должны выполняться человеком, поскольку без них не будет ощущения целостности и принадлежности к йоге.

Принципы, которые описаны в этих ступенях, предлагают не только определенные ограничения, распространяемые на людей, глубоко практикующих йогу, они также предназначены для того, чтобы человек стал лучше, смог познавать окружающую действительность и развиваться в соответствии с канонами Вселенной и законами Творца.

Джама и нияма

Нияма же — это заповеди, которые имеют отношение к внутриличностным качествам человека, собственной защите, дисциплинированности, чистоте побуждений и действий. Все они имеют прямое отношение и к пяти природным элементам, а именно:

В йоге большое внимание уделяется эфиру. Имеются сведения, которые говорят о наличии у каждого из нас эфирного тела, о котором следует заботиться и развивать его не меньше, чем физическое тело.

В йоге существуют свои правила, которые описаны в заповедях и писаниях. Первым принципом яма является принцип самоуправления. Он гласит, что нельзя ухудшать собственную жизнь, портить ее, причиняя себе боль или насилуя. В том числе он распространяется и на внешний мир. То, чего мы не желали бы для себя — нельзя применять и к окружающему.

Второй закон — справедливость и честность во всем. Если человек уверен в своих поступках и силе своих помыслов, его жизнь будет намного более гармоничной. Очень важно научиться отказываться от лжи, даже если эта привычка укоренилась в человеке.

Третьим принципом является отказ от желания обладать тем, что тебе не принадлежит. Подразумевается отказ от воровства и обмана. Даже если человеку кажется, что он не осуществляет злодеяние, но он берет чужое, обижает другого человека, даже в мыслях, он существенно портит свое существование и карму.

Джама и нияма

Четвертым важным аспектом яма является умение руководствоваться и пользоваться тем, что имеешь. Человек должен быть умерен в своих желаниях и действиях. Нельзя слишком много требовать и желать. Следует ограничивать себя во многом, чтобы познать наилучшую жизнь.

Пятое — сдержанность. Человек должен сдерживать собственные мысли, поступки и желания, особенно если они потенциально будут нести вред себе и окружению.

Не причиняй вреда всем вокруг

Духовный прогресс возможен только в том случае, если человек отдает себе отчет в собственных ошибках и старается больше их не допускать. Свои действия, поступки, даже мысли — все это должно обязательно подвергаться самоконтролю. Работая над собой, человек улучшает свою жизнь, тем самым делая лучше и мир вокруг себя.

Джама и нияма

Нельзя причинять вред себе или окружающему миру, даже если этого требуют обстоятельства. Придерживаясь этого основного закона можно существенно улучшить собственное качество жизни.

Отказ от самообмана и лжи

Вторым принципом яма является закон справедливости и честности. Открытый и честный перед собой и другими людьми человек будет намного более совершенен и гармоничен. Нельзя обманывать себя или других. Говорить правду и действовать по правилам Жизни должен каждый из нас, чтобы обрести гармонию и научиться следовать законам Вселенной.

Сплетни, распространение слухов входят в число несправедливых или неправдивых поступков, поскольку часто они совершенно не обоснованы и не оправданы. Человек сначала должен подумать над тем, что ему стоит произносить. Ведь многими словами или действиями можно легко поранить и обидеть другого.

В этот же закон яма относится и самообман, а также лицемерие. Человек, должен отказываться от поступков и мыслей, которые несут вред себе или другим людям.

Отказ от стремления обладать тем что вам не принадлежит

Этот канон является принципом духовного равновесия и собственного развития. Лишая себя желания обладать тем, что себе не принадлежит, человек обретает спокойствие и гармонию с собой и окружающим миром. В действительности похоть, чрезмерное желание, вожделение, все это несет только негатив.

Джама и нияма

Невозможно обладать всем. Всегда следует себя ограничивать от того, что принадлежит другому. Богатство и благополучие возможно только при умении отдавать и дарить. Только человек, умеющий довольствоваться тем, что имеет, может обрести больше.

Не накопительство, нестяжательство

Нельзя воровать даже мысленно. Человек, который желает обладать большим, не сможет приобрести главного. Тот же, кто умеет делиться и отдавать больше, чем получает — в действительности обретает гораздо больше. Умея принимать действительность и благодарить Творца за то, что есть, позволит обрести гармонию.

Данный закон яма гласит, что не следует стараться чрезмерно преувеличивать собственное богатство. Жизнь хороша в своей простоте. Чем меньше человек желает, тем большим на самом деле он владеет. Нельзя стремиться к удовлетворению всех своих низменных потребностей. Очень часто мы желаем того, что в действительности нам совершенно не нужно. Следует избегать таких пожеланий, чтобы ограничить себя от лишнего.

Сдержанность

Живые существа нуждаются в помощи. Стоит благодарить действительность за возможность получать и дарить. Человек должен быть сдержан в своих действиях и намерениях. Наши желания нуждаются в контроле. Необходимо ограничивать себя в сексе, еде, сне, желаниях. В этом случае человек научится ценить то, что у него есть и станет лучше.

Джама и нияма

Особенной ролью брахмачарья является ограничение в сексуальных потребностях. Независимо от половой принадлежности, необходимо иметь воздержание от фантазий, мыслей и действий. При этом важно ограничиваться именно от этого, чтобы не использовать другого человека в своих желаниях и действительности.

Принципы ниямы

Нияма адресована к внутриличностным качествам человека. Внутренняя простота, дисциплина, чистота — все это отображено в законах нияма.

В соответствии с элементами природы, нияма олицетворяет и поведение человека. Но при этом оно основывается на внутренних побуждениях, пожеланиях и помыслах человека.

Джама и нияма

Задача нияма в данном направлении направить человека на истинный путь, чтобы тот смог обрести покой и гармонию. Человек, преданный Творцу, Вселенной, непременно обретает собственное благополучие.

Чистота

Чистота должна быть везде, начиная от помыслов, заканчивая действиями и словами человека. Нияма подразумевает чистоту во всех отношениях. Чистый внутри человек заботится не только о своем физическом теле, но и о душе.

Эмоции, которые тревожат человека, обида, гнев, злость, плохо отражаются на нашем теле, как физическом, там и духовном. Необходимо контролировать себя и очищать от дурных мыслей, чтобы уметь контролировать поведение и жить в соответствии с законами нияма.

Очищение может происходить и с помощью медитации, и с помощью асан, и с помощью специальных очищающих техник. Те, кто практикует йогу, знают, как важно использовать подобные техники. Они помогают сохранять здоровье и баланс.

Удовлетворенность

Сохранение собственного спокойствие и душевного равновесия позволяет быть удовлетворенным жизнью. У множества людей на самом деле нет причин, чтобы быть неудовлетворенными, но они продолжают гневаться за то, что им что-то не хватает.

Джама и нияма

Многие успешные ситуации мы просто не замечаем. Тогда как негативные впечатления остаются в памяти надолго. Важно относиться с достоинством к позитивным обстоятельствам в своей жизни и уметь ограничивать себя от ненужных переживаний.

Самоограничение

Дисциплина и умение контролировать собственное сознание, сохранять спокойствие и настойчивость — еще один принцип нияма. Тапас делает тело здоровым и устойчивым к восприятию вирусов и инфекций.

Джама и нияма

Сострадание к другим людям и желание помогать и прощать — также важны в восприятии нияма в жизни человека.

Самообразование, изучение писаний

Четвертым принципом нияма является сознание собственной духовной ценности и понимание своего существования и предназначения. Нияма гласит, что жизнь здорового и счастливого человека должна быть посвящена не только улучшению качеств своего физического тела, но и улучшению своего духовного мира и его обогащению.

Джама и нияма

Посвящение заслуг вселенной

Пятым принципом нияма является понимание космического сознания, и умение сфокусировать свое внимание на нем и Вселенной. Человек должен быть предан духовным ценностям и заповедям Творца, чтобы сделать свою жизнь лучше.

Яма — принципы взаимодействия с миром

Итак, принципы Ямы — это то, от чего следует воздерживаться. Всего Патанджали описал пять принципов Ямы. Существует версия, что они расположены в порядке значимости. То есть, если соблюдение одного принципа ведёт к нарушению другого, то следует соблюдать тот, который стоит первым в списке. Подобные ситуации случаются нередко, и как в данном случае поступать, рассмотрим ниже.

Принцип первый — Ахимса

Ахимса — непричинение вреда словом, мыслью или действием. И данный принцип не ограничивается аналогичным христианским предписанием «Не убий». Всё намного сложнее. Здесь следует рассмотреть само понятие «причинение вреда». Что же такое вред? В современном обществе широко распространено заблуждение, что вред — это то, что с субъективной точки зрения является неприятным, а польза — это то, что является приятным. К примеру, купить ребёнку огромный торт, который он «схомячит» за вечер, — это, несомненно, благое дело, ибо «чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не плакало», а вот лишить ребёнка сладкого, вызвав тем самым бурю эмоций, слёз и истерик, — это зло, и действия такого рода всячески порицаются. На этом ярком примере можно видеть, что понятия добра и зла в нашем обществе искажены, поэтому принцип Ахимсы каждый будет понимать по-своему. Для более упрощённого понимания Ахимсы можно предложить базовый принцип нравственности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Но с этим принципом тоже получается дело скверное. Ибо, если вернуться к вышеописанному примеру с покупкой торта, можно сказать, что родитель, который покупает торт своему ребёнку, с высокой долей вероятности, сам зависим от сладкого и был вполне не против, чтобы и ему тоже купили торт, следовательно, базовый принцип нравственности не нарушается. Однако, если поразмыслить над данной ситуацией, то вред, причиняемый ребёнку, вполне очевиден — формирование зависимости от сладкого и прививание привычки неправильного и вредного питания. Так что же в таком случае можно считать причинением вреда? Причинение вреда — это любое действие, которое в краткосрочной или долгосрочной перспективе приведёт живое существо к деградации. Большинство из нас, конечно, не обладают всеведением Будды, и мы не можем просчитывать свои действия на тысячу кальп (именно поэтому зачастую самые благостные поступки ведут к накоплению негативной кармы), однако отслеживать такие базовые вещи, как причинно-следственные связи в пределах хотя бы нескольких лет — это вполне реально. Ещё ни один человек в мире не достиг каких-то успехов путём получения удовольствий и развлечений. Если вы как следует поразмыслите над этим, вы поймёте, что примеров подобного в истории человечества не существует. Успеха достигают те, кто накапливает знания и проходит жизненные уроки, которые заключаются в преодолении трудностей и ограничений. Следовательно, если вы желаете живому существу счастья и развития, значит, нужно оказывать содействие именно в этом плане, а не в плане развлечений и удовольствий. Ну и, само собой, следует воздерживаться от неоправданного насилия по отношению к живым существам. Что значит «неоправданного»? К примеру, наказать ребенка, чтобы он усвоил жизненный урок, — это при определённых обстоятельствах является оправданным насилием. Но тут важна мотивация родителя — если он поступает из чувства гнева, то он нарушает принцип Ахимсы, а если из чувства сострадания, то принцип Ахимсы не нарушается. Это очень тонкая грань, но её важно научится определять, чтобы не нарушать принцип Ахимсы, но в то же время и не бездействовать, когда нужно вмешаться.

Принцип второй — Сатья

Сатья — благожелательная правдивость. Порой соблюдение этого принципа приводит к банальному хамству. Люди просто начинают говорить всё, что они думают, оправдывая это наивным «ну это же правда!» Поэтому тут следует обратить внимание на то, что правдивость должна быть именно благожелательной, то есть опять-таки не нарушать принцип Ахимсы и вести живое существо к развитию. Между этими двумя принципами порой и возникает конфликт, о котором упоминалось выше. К примеру, бывают ситуации, в которых сказанная правда может привести к насилию или даже убийству. В писаниях встречается одна поучительная история о том, как был сделан неправильный выбор между этими двумя принципами. Один брахман медитировал в уединённом месте. Мимо пробежало какое-то животное, а следом за ним — охотник, который спросил у брахмана о том, куда побежало животное. Брахман решил, что нельзя нарушать принцип правдивости и махнул рукой в ту сторону, куда побежало животное. И впоследствии произошла ситуация, в результате которой брахман лишился именно той руки, которой он указал направление. Это яркий пример в пользу того, что соблюдая тот или иной принцип, следует в первую очередь придерживаться здравомыслия. И если соблюдение принципа правдивости ведёт к тому, что будет нарушен принцип ненасилия, то от такой правдивости лучше отказаться.

Про йогу:  Йога Макаранда -

Принцип третий — Астея

Брахмачарья — воздержание от чувственных наслаждений. Это один из наиболее сложных принципов Ямы. Если с насилием, ложью и воровством всё понятно — большинство из нас адекватные люди, и мы понимаем, что поступать так — плохо. То вопрос отказа от страстей и удовольствий многие воспринимают болезненно, а самое главное — не совсем понятно, зачем это нужно, ведь мы своими удовольствиями никому не вредим и не мешаем. Ну, во-первых, с последним можно поспорить, ибо иногда в погоне за своими страстями человек вообще не видит и не замечает ничего вокруг, а во-вторых, предаваясь чувственным наслаждениям, мы, в первую очередь, вредим самому себе. Почему так? Это мир так справедливо устроен, что в нём за всё нужно платить. И любое удовольствие — это трата жизненной энергии. Не стоит верить на слово в какие-то сомнительные концепции — просто вспомните, что вы ощущаете после того, как пережили какое-то сильное приятное эмоциональное переживание? К примеру, после просмотра смешной комедии можно отметить чувство опустошённости и бессилия. А после переедания какими-нибудь любимыми «вкусняшками» — чувство тупости и бессмысленности происходящего. И на самом деле, это касается любого удовольствия в той или иной мере, просто иногда эффект заметен очень ярко, а иногда мы его не замечаем, но факт остаётся фактом — получая удовольствие, мы тратим жизненную энергию. И тут может возникнуть вопрос: «Ну да, тратим. Ну и что?» И вроде бы действительно, ничего, если бы не одна мелочь. К сожалению, в этом мире, безлимитными бывают только две вещи: интернет и человеческие желания. Хотя, насчёт первого — вопрос спорный. А вот желания и страсти — всегда бесконечны. Но всё остальное имеет свой предел. И количество нашей энергии, которое мы имеем, ограничено. И если человек хочет достичь какого-то успеха в жизни, то ему следует разумнее относиться к затратам энергии.

Принцип пятый — Апариграха

Апариграха — нестяжательство, непринятие даров. Принцип нестяжательства, так же как и предыдущий принцип, происходит из той же концепции траты энергии. Всё, так или иначе, обусловлено энергией. И наличие тех или иных материальных благ, комфорта, каких-то активов и так далее обусловлено наличием у нас так называемого тапаса — энергии благодарностей. То есть только наши благие поступки в этой и прошлых жизнях обуславливают то, как мы живём и развиваемся. И тут есть важный момент. Тапас обуславливает наше продвижение на пути духовного развития. Без тапаса духовное развитие невозможно. И возникает вопрос: насколько разумно тратить драгоценную энергию благодарностей на покупку второго смартфона (в тот момент, когда и необходимость наличия первого сомнительна), если наше духовное развитие и продвижение в практике напрямую зависит от наличия этого самого тапаса? Это, на самом деле, очень опасная уловка практически для каждого, кто встал на путь духовного развития. Соблазны различными материальными благами — это серьёзное испытание, которое отсеивает с этого пути очень многих. Когда у человека в процессе духовных практик начинает повышаться уровень энергии, его тапас конвертируется в те желания, которые у него есть. И порой даже человек уже забыл о том, что пять лет назад мечтал о машине, но это зерно осталось в глубинах его ума, и когда он в процессе практики поднял свою энергию, желания начинают исполняться. И это очень опасный момент — можно заиграться в эти иллюзорные вещи и оставить духовный путь. Поэтому практикам рекомендуется не только оставить идеи накопительства материальных благ, но также устранить в себе даже и желания этих благ, так как при высоком уровне энергии желания будут материализовываться буквально как по взмаху волшебной палочки. Но стоит ли это того, чтобы променять свой потенциал на какие-то временные материальные вещи, которые ни к чему, кроме страданий, в итоге не приведут?

Нияма — принципы успеха на духовном пути

Если принципы Ямы говорят нам о том, как следует поступать с окружающим миром и как адекватно выстраивать с ним взаимоотношения, чтобы они не привели к накоплению негативной кармы, то принципы Ниямы говорят нам о том, какие качества следует взращивать и культивировать в себе, чтобы работать со своим внутренним миром и двигаться к совершенству. Принципов Ниямы также пять.

Принцип первый — Шауча

Шауча — чистота. Речь идёт о чистоте на всех трёх уровнях: уровне тела, речи и ума. Чистота на уровне тела — это соблюдение личной гигиены, выполнение особых йогических практик — шаткарм для очищения физического и энергетического тела, соблюдение принципов правильного питания, чистота одежды, жилища и т. д. Что касается чистоты на уровне речи, то об этом хорошо написал Шантидэва: «Мягким и нежным голосом говори от чистого сердца и по существу, дабы слово твоё было понятно, приятно уху и сказано из сострадания». И добавить к этой рекомендации нечего. Но самым главным уровнем является чистота на уровне ума, потому как различные пагубные деяния на уровне тела и речи берут начало именно в уме. Поэтому следует неустанно следить за чистотой своего ума — не погружать в него вредную или бесполезную информацию, которая в современном мире буквально на каждом шагу, а самое главное — регулярно очищать свой внутренний мир, замещая вредную информацию полезной. Об этом более подробно говорится в четвёртом принципе Ниямы. Также важно отслеживать негативные тенденции ума и работать с ними. Главными из них являются так называемые три яда ума: привязанность, гнев и неведение.

Принцип второй — Сантоша

Сантоша — удовлетворённость. Почему важно соблюдать удовлетворённость тем, что у нас есть? Во-первых, чтобы опять-таки не возникали негативные тенденции ума, такие как гнев, зависть, раздражительность, пессимизм и т. д. А во-вторых, важно понимать, что Вселенная разумна, и она для каждого живого существа создаёт условия идеальные для его уровня развития на данный момент. Можно с этим не соглашаться, но на самом деле, всё, что на данный момент проявлено в вашей жизни, нужно для вашего развития. И если вы просто оглянетесь назад, вы поймёте, что все трудности и неприятности в вашей жизни преподнесли вам какой-либо урок, подтолкнули в верном направлении или же избавили от какой-либо привязанности или иллюзии. Ну и, конечно же, не стоит забывать о законе кармы, согласно которому, всё, что проявлено в нашей жизни — последствия наших прошлых действий. Так какие же тут могут быть претензии и неудовлетворённость?

Принцип третий — Тапас

Тапас — самодисциплина, усердие. О Тапасе уже говорилось выше. Тапас — это энергия благодарностей — плоды духовно-нравственных побед. В контексте принципа Ниямы, Тапас — это усердие в духовной практике, дисциплина, соблюдение обетов и так далее, с помощью которых и накапливается эта энергия благодарностей. О важности накопления тапаса уже было сказано выше: без его наличия невозможно продвижение на духовном пути. Накапливать тапас мы можем совершением благих дел, а вот конвертировать его в универсальную энергию, которая позволяет продвигаться на пути и создаёт комфортные условия для этого, можно только с помощью духовной практики. Поэтому важно не пренебрегать ни служением, ни личной практикой. Это два самых главных инструмента на пути йоги.

Принцип четвертый — Свадхьяя

Свадхьяя — самообразование. Этот принцип в какой-то мере коррелирует с принципом Шаучи. Тому, кто встал на духовный путь, следует усердно замещать негативную информацию в своём внутреннем мире на адекватную. Что такое адекватная информация? Это чтение писаний, общение с опытными практиками, изучение философии. То есть формирование адекватного мировоззрения. Ведь одна из главных целей йоги на начальном этапе — развеять мрак собственного невежества, и чтобы этого достичь, физических и медитативных практик будет недостаточно. Следует ознакомиться с опытом практиков прошлого, а также теми выводами, к которым они пришли. Существует мнение, что во время получение информации мы усваиваем только три процента этой информации. Исходя из этой концепции, каждый текст следует прочитать не менее 33 раз. И важно понимать, что у каждого свой путь и для каждого есть какой-то свой текст, который позволит ему постигнуть тайны мироздания. Дело в том, что в прошлых жизнях мы уже имели какие-то кармические связи с теми или иными практиками и текстами, и поэтому, возможно, самый непопулярный и, на первый взгляд, бессмысленный текст пробудит в вас ту личность, которая в прошлой жизни имела более высокий уровень развития, и в таком случае произойдёт стремительный скачок в эволюции. Поэтому пренебрегать принципом Свадхьяи не стоит — изучение духовной литературы и общение с опытными практиками позволит устойчиво двигаться по пути. Важно проявлять здравомыслие, искать подтверждение всем концепциям, с которыми вы сталкиваетесь в писаниях, во мнениях компетентных людей и в личном опыте. Это обезопасит от движения по ложному пути.

Принцип пятый — Ишвара Пранидхана

Ишвара Пранидхана — посвящение заслуг Всевышнему. Что это значит? Часто после практики принято посвящать заслуги от практики на благо всех живых существ. Далеко не все задумываются над тем, что это такое и зачем это нужно и вообще — какие заслуги мы посвящаем и какая от этого польза абстрактным «живым существам». Безусловно, каждый понимает этот «ритуал» по-своему. Но, можно сказать, что мы, путём посвящения заслуг от практики, создаём намерение, что те результаты, которые мы получили или получим (возможно, даже в долгосрочной перспективе), мы применим не на достижение личных эгоистичных целей, а во благо всех живых существ. И, таким образом, мы не столько приносим в данном случае пользу абстрактным «живым существам», сколько искореняем собственный эгоизм, который является, пожалуй, одним из главных препятствий на пути духовного самосовершенствования. Посвящение заслуг Всевышнему или всем живым существам — это практика, которая, в первую очередь, взращивает в нас альтруизм, а так же осознание и признание того факта, что мы являемся лишь инструментом Всевышнего, подобно тому, как кисть является инструментом художника. И покуда кисть считает, что это она создаёт шедевры, её эгоизм и неведение не позволит ей познать высшую реальность. Когда же кисть осознаёт, что она всего лишь кисть в руках вселенского мастера, только тогда получаются настоящие шедевры, лишённые изъянов. Также и посвящение заслуг Всевышнему позволяет непривязываться к результатам своих действий. И именно эта непривязанность освобождает наш разум и препятствует накоплению новой кармы, которая, как известно, является причиной бесконечного круговорота в колесе перерождений.

Успехов в практике йоги и до встречи на занятиях!

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий