Мужские и женские йоги из Индии XVII—XVIII веков
Традиционное индуистское изображение Патанджали как аватара божественного змея Шеши
История йоги — это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, — не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры — Веды.
Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:
Функциональный подход означает работу с навыками и качеством
движения, освоение собственными усилиями всего диапазона, который
имеется. Поэтому в счет идет не только пребывание в асане, но и вход в
нее, способность внутри двигаться и осуществлять переходы и выход.
Представим: вы можете, разогревшись, выполнив упражнения на растяжку,
сесть на шпагат. Но сможете ли вы повторить его, если несколько месяцев
не будете тянуться? Или прямо сейчас, но собственными усилиями, в
воздухе? Владеете ли вы шпагатом на уровне умения и навыка, или просто
можете на него сесть?
В йоге пассивное владение той или иной формой часто означает
провисание на связках и может в перспективе (через несколько лет)
привести к накопительным «усталостным» травмам.
Кроме того, используя самые очевидные маршруты движения для тела, мы
попадаем в его привычные паттерны, и наша осанка и качество движения и
ощущения тела за пределами коврика не меняются. Для коррекции этого в
разных системах существуют параметры отстроек и работы в асанах. При
использовании функционального подхода подобными критериями будет
являться способность построить движение на свободном дыхании, плавно и
обратимо в любой момент времени, собственным усилием, без инерции и
внешних рычагов.
«Культура движения» — проект Игоря Пантюшева, основанный на знаниях
по мануальным техникам, физиологии и биомеханике, в котором используется
функциональный подход применительно к практике йоги для создания
последовательностей асан, рассчитанных под задачи практикующего и
приводящих к качественным результатам.
При функциональном подходе, используемом в «Культуре движения»,
уровень практики является адаптивным, но при этом и новичок, и опытный
практик смогут рассчитать актуальную для себя развивающую нагрузку.
Большое значение в практике йоги в таком случае имеет сохранение
бандх, дришти и удджайи, углубляющих практику и позволяющих как
занимающимся, так и инструктору отследить погруженность в нее и
прогресс. Также при построении движения является важным отсутствие
имитации как автоматического стремления построить движение привычным для
себя и самым удобным образом, на существующих зажимах и сильных
сторонах и не подключая слабые. Посредством конкретных проверяемых
приемов инструктор имеет возможность подключить у практикующего к
выполнению задачи те мышцы, которые изначально не хотят брать на себя
работу.
На занятиях играет значительную роль нахождение для себя актуального
на данный момент и эффективного диапазона работы: так, если вы пришли на
тренировку и все у вас вышло легко и хорошо — вы уже умеете это делать,
и тренировочной ценности и развития уже нет. С другой стороны, если вы
попали на практику, где не смогли вообще выполнить то, что предлагал
инструктор — тренировочной ценности еще нет. Первая ситуация — все
равно, что восьмикласснику дать задачи по таблице умножения, вторая —
предложить ему учебник по квантовой физике. Адекватными будут те задачи и
та нагрузка, которые будут выходить, но выходить плохо, с трудом,
однако технично и с соблюдением указанных инструктором приемов. Никакой
восьмиклассник не сможет сразу и легко решить подобранные лично для него
обучающие и развивающие задачи по математике или физике. Но со временем
уровень подобных задач растет, мы осваиваем то, что раньше было сложным
и переходим к новому. При этом каждая конкретная асана или переход не
являются целью практики, как и ответ в конкретной задаче, но обретенные
навыки позволяют идти дальше, а также качественно менять ощущение тела,
осанку и движения за пределами коврика.
Большой цикл тренировок длится 40 недель и охватывает все направления подвижности. Условно мы их разделяем на 8 тем, каждая из которых направлена на развитие одной логически цельной группы двигательных навыков.
Одна тема представлена набором из 5 тренировок, каждая из которых повторяется на протяжении недели. Получается 5 недель на тему.
Занятия рассчитаны на любой уровень подготовки и опыт практика. Решая предложенные задачи сам практикующий научается выбирать нагрузку под себя самостоятельно по своему состоянию и возможностям, а педагог предлагает корректировки и варианты, таким образом помогая с решением.
Так начинающий практик обнаружит точки роста и получит ключи к развитию тех направлений подвижности, в которых испытывает трудности, расширит видение личной практики. Продолжающий же сможет улучшить качество движения и внимания работая с провокативными задачами, обогатит свою сенсомотороную матрицу новыми формами и переходами, получит в каждой теме набор задач на вырост.
Библиографическое описание
Долженкова, И. В. Йога: история, развитие / И. В. Долженкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71679/ (дата обращения: 05.07.2023).
Рис. 1. «Йога — связь и гармония, применение, сосредоточенность и упражнение»
Йо́га -понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.
Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж.
Йодж или йудж имеют много смысловых значений:
– «обуздание», и т. п
Мифология приписывает Йоге божественное происхождение. Ведь те, кто придумал йогу, не известны, как и ее зарождение. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, для того чтобы она могла сохранить вечную молодость.
История йоги уходит своими корнями в древние времена. В долине реки Инд найдены несколько печатей, на которых изображены Боги в позах йоги и медитации. Эти рисунки относятся к периоду Индской цивилизации (3300–1700 года до н. э.).
Рис. 2. Одна из печатей, найденных в Мохенджо-Даро. На ней предположительно изображён бог, который считается прообразом Шивы в медитативной йогической позе
Существует шесть периодов истории развития йоги:
–Архаическая (3000 лет до н. э.)
–Доклассическая (3300–1700 лет до н. э);
–Эпическая (500 лет до н. э);
–Классическая (начало II века);
–Постклассическая (в XIV-XVI веках);
–Современная (XIX-начало XX века).
Цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья (йогатерапией) и до достижения мокши.
Мокша — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.
Основные направления йоги:
– Раджа-йога — медитировать на Бога;
– Карма-йога — выполнять предписанные обязанности ради удовлетворения Бога без привязанности к результату;
– Джняна-йога — философски постичь Бога;
– Бхакти-йога — служить Богу с любовью и преданностью;
– Хатха-йога –успокоение колебания ума и подготовка к медитации на Бога.
Раджа-йога переводится как «царица среди йог», «царская йога». Практикующий обретает контроль над своими мыслями и телом. С помощью Раджа-йоги освобождаются негативное мышление при помощи позитивных идей. Она более совершенна, так как наряду с физическими упражнениями, здесь присутствует и медитация. Главная цель — в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.
. Непривязанность — является основой карма — йоги. Люди, которые занимаются этим видом йоги, не должны быть склонны к чему-то плохому или хорошему, к удовольствию или же страданиям. Карма йога — учение, основой которого является судьба человека, где он учится управлять судьбой (Кармой). Любые действия оказывают прямое влияние на Карму.
Джняна-йога — это путь самосознания и обретения мудрости. Каждый выбирает свою дорогу, ведущую к истине, ту дорогу, которая будет самой короткой и надёжной.
Джняна-йога говорит о том, что понять истину можно лишь прочувствовав ее.
Бхакти-йога — это единение с Богом в любви и преданности. На санскрите Бхакти-йога означает «бескорыстное служение». Эта разновидность йоги направлена на строгое подчинение и любовь к Богу т. к. Бог в индийской культуре — это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле.
Хатха-йога — это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических и психических средств воздействия. Цели: здоровье, пробуждение, осознание, просветление и освобождение. Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, а также практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума.
Современный этап развития йоги начался в 19 в. после проникновения европейцев в Индию с целью колонизации этой страны.
Несмотря на то, что для современного человека йога — это способ поддержания себя в хорошей физической форме, духовная составляющая не будет полностью забыта. Люди берут и будут брать из учения индусов то, в чем больше всего нуждаются: медитация, вегетарианство, оформление интерьера своего дома.
В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.
- Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2015.
- Йога / Пахомов С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М.: Большая российская энциклопедия, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): бог, XIV-XVI, Европа, индийская культура, йог.
योग: चित्त-वृत्ति निरोध: yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ IAST
Йога — обуздание волнений, присущих уму. — «Йога-сутры» 1.2
«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:
Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется .
«Бхагавадгита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души () и трансцендентности верховного божества (). учит, корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий .
Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что в своей личностной форме () является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что сверхдуша () вездесуща. Конечной целью йоги является — освобождение из круговорота рождения и смерти () через осознание и своих отношений с ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве над другими путями достижения высшей цели.
Основные статьи: Хатха-йога,
Основы системы хатха-йоги описаны в таких текстах, как «», «» и «».
История йоги на Западе
В Европе впервые философию йоги начал изучать , одним из основных источников философских взглядов которого были . После выступления на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в.
История йоги в России
Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. В советское время йогой заниматься было опасно, поскольку идеологически она была запрещена, но энтузиасты были и занимались они, в основном, по уцелевшим книгам и самиздату.
Б. Л. Смирнов (1891—1967) — известный врач, знаток иностранных языков. В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли .. и был сослан на несколько лет в . На склоне лет, уже будучи тяжело больным и оставив основную профессию, перевёл на русский язык «». Качество перевода высоко оценено специалистами.
Йога также занимает важное место в . В традиции практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с , продолжая с и в конце концов достигая наивысшей стадии . В других традициях эквивалентом этой стадии выступает . К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется или единением энергий луны и солнца . Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма в .
Йога и православие
Вы можете пройти миллион курсов, миллион курсов духовности, миллион курсов йоги, и им подобных вещей. Но вся эта сила никогда не даст вам свободу быть детьми Божьими.
You can take a million catechetical courses, a million courses in spirituality, a million courses in yoga, Zen and all these things. But all this power will never be able to give you the freedom of being children of God.en
на русском языке
на других языках
От автора: В разных направлениях йоги могут быть свои и исторические объяснения «зачем разрабатывалась йога» и свои смыслы практики. Однако, общим для всех направлений йоги является здоровый образ жизни и стремление к гармонизации отношений человека с окружающей средой.
Эту статью я решил написать в качестве ответа на вопрос моего коллеги о том, для чего разрабатывалась йога. Сразу оговорюсь, что точного ответа на этот вопрос наверно дать невозможно, поскольку йога возникла много тысяч лет назад, когда постановкой и письменной фиксацией целей и задач каких-либо разработок никто себя не утруждал. Сами современные йоги по-разному обозначают цель практики йоги. Наиболее распространенная индуистская версия состоит в том, что йога – это соединение индивидуальной души человека со всеобщей душой – Богом.
Однако, в современной науке существует несколько версий истории происхождения йоги. В этой публикации я коротко обозначу те из них, которые мне известны.
Основная этнографическая версия происхождения йоги
Большинство исследователей происхождения йоги относят ее истоки к древней индо-арийской цивилизации.
В 1983 году издательство «Мысль» выпустило книгу Бонгарда-Левина Г.М. и Грантовского Э.А. «От Скифии до Индии». Один из авторов индолог, другой иранолог. На основании анализа ведической и авестийской литературы авторы делают вывод о происхождении йоги от северного шаманизма. Данная точка зрения основывается на общности мифологических сюжетов индо-арийских народов, а так же описания в ведах явно северных условий жизни – северного сияния, Молочного океана, Полярной звезды находящейся в центре неба (из территории современной Индии она видна близко к горизонту), описания мифического зверя Шарабхи (лось), который не водится на территории современной Индии, а живет лишь в условиях северной тайги, использование шлема с имитированными оленьими рогами, который одевается на коня для проведения обряда и т.п.
Аналогичная точка зрения на происхождение ведических представлений от древних ариев содержится и в работе английской исследовательницы Мери Бойс. В книге «Зороастрийцы: верования и обычаи» (СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2003 г.) она описывает общеарийские представления о богах Вата (бог ветра и облаков) и его ипостаси Вайю (бог жизненной силы) и духах природы, как имеющих непосредственное происхождение от шаманизма.
Таким образом, в соответствии с этой версией, ведические обряды и практика йоги имеют то же самое предназначение, что и шаманские обряды – привлечение в жизнь человека благополучия и удачи, обеспечение и восстановление здоровья.
Разница между шаманством и ведической практикой йоги по этой версии заключается лишь в том, что шаманство опирается на родовой уклад, а ведическая практика йоги формируется в условиях развития производственной культуры, отрывается от рода и, соответственно, обретает черты сословно-клановых практик (формируется каста брахманов и брахманизм).
Таким образом, эта версия относит формирование йоги к периоду 4 – 4,5 тысячи лет назад.
Позже, в развитых условиях ведического индуизма каста социализированных священнослужителей формируется, как брахманская («каста хороших людей»), а йогами тогда называли маргинализированных (не входящих в касту социально признаваемых) колдунов.
Забегая наперед, скажу, что из маргинальных колдунов в «уважаемых людей» йогов вывели просветители, масоны и эзотерики типа Елены и Николая Рерихов, Елены Блаватской и Алисы Бейли. К популяризации йоги приложил руку и коммунист Ромен Роллан, который в 1929 году написал книгу «Жизнь Рамакришны».
Существует версия, что йога в ее наиболее распространенном современном варианте (хатка-йога) сформировалась около 10 – 11 веков нашей эры в среде тантрической традиции и происходит от натхов (мастеров) Горакши и Матсиендры. В этой версии йога представляет собой магическую практику.
Философская версия Йоги
Сутры Патанджали относятся по разным оценкам к периоду от второго века до нашей эры, до второго века нашей эры. Это больше философский трактат, который описывает представление Патанджали о йоге. Физических упражнений (асан) там практически нет. Описана только одна асана – Сукх асана (поза удовольствия). Это обычная поза сидя со скрещенными ногами (сесть по-турецки). В трактате Патанджали описано восемь ступеней йоги, поэтому ее называют аштанга-йогой (восьмиступенчатой йогой). В этом тексте уделяется много внимания психическим упражнениям и сверхсилам (сиддхам) Эту же восьмиступенчатую йогу часто называют и раджа-йогой (Вивекананда С., 1906). Многие специалисты считают именно аштанга йогу началом всех остальных видов йоги.
Версия происхождения йоги от времен Ледникового Периода
Эту версию рассказал мне мой коллега Чича Александр Витальевич. Он работает психологом на железной дороге, в мариупольском вагонном депо. По первому образованию он историк. Он где-то читал версию, что йогу придумали люди в Ледниковый Период, когда нужно было пережидать в юрте длительные периоды сильных морозов. В условиях ограниченного пространства люди практиковали различные изометрические упражнения для разминки затекающих мышц и суставов. Таким образом была создана традиция асан йоги. Ссылок на литературу Чича А.В. не дал – говорит потерял, давно это было.
Данная версия вполне логична и выглядит достаточно практической. Однако, в этом случае возникает вопрос – почему современные северные народы не практикуют подобные упражнения в условиях пережидания в юрте морозов по минус 50-60 градусов? Или они практикуют, но не рассказывают, а никто из этнографов на это не обратил внимание?
Интересно было бы проверить эту версию.
На что влияют версии происхождения йоги?
Практически ни на что. В любом случае та йога, которую мы имеем сегодня очень отличается и от той, которая была 4000 лет назад, и от той, которая была 40 000 лет назад, и от той, которая была 1000 лет назад. Даже если сравнить йогу, которая была в начале двадцатого века, в середине и в конце – разница достаточно большая. В книгах Йога Рамачараки йога представлена достаточно простыми упражнениями, не требующими каких-либо усилий в освоении. А вот с середины двадцатого века йога начинает приобретать те черты, которые мы видим сегодня – со сложными «завязываниями в узел». Если посмотреть на упражнения средневековых источников Хатха йога прадипика, Шива Самхита и Гхеранда самхита – там тоже нет сложных асан. Почему же в середине 20 века они появились?
Все просто – йога стала товаром. И чтобы было «что продавать» – нужно было разработать сложные комплексы упражнений, которые нужно осваивать много лет. Это способ «удержать клиента».
Однако, такое усложнение деятельности в области йоги, с другой стороны – создало и достаточно устойчивую групповую культуру освоения йоги и, соответственно, увеличило «культурный слой» йоги, создало своего рода «касту йогов». А появление такой «касты йогов» в западном обществе создало условия для утверждения здорового образа жизни.
Традиция йоги на постсоветском пространстве
На постсоветском пространстве йога существует около ста лет – с начала русскоязычных изданий книг С.Вивекананды и Й.Рамачараки в 1906 -1916 г. Особенностью развития йогической традиции у нас явилась некоторая изоляция советской культуры в советский период. Поэтому, йога Рамачараки и Вивекананды подверглась более глубокой переработке, чем это произошло в Европе и США, где Вивекананду и Рамачараку быстро забыли под впечатлением новых модных течений йоги, которые сделали акцент на достижение физической гибкости. Направленность подхода Йога Рамачараки интересна сохранением древнего анимистического элемента – общением с духами, а так же наличием целительского компонента – «лечения праной». Эта особенность попала в сочетание наличия на территории СССР древней индуистской традиции йоги в Азербайджане – храм огнепоклонников Атешгях в 15-16 вв. осуществлял священнослужение в индуистской традиции. Поэтому в Азербайджане сложилась своя традиция йоги. Сочетание азербайджанской традиции йоги, подходов Вивекананды и Рамачараки сформировали в СССР свою йогическую традицию, которую Стаценко Геннадий Григорьевич (один из московских учителей йоги) назвал «русской йогой».
В разных направлениях йоги могут быть свои и исторические объяснения «зачем разрабатывалась йога» и свои смыслы практики. Однако, общим для всех направлений йоги является здоровый образ жизни и стремление к гармонизации отношений человека с окружающей средой. С этой точки зрения совершенно неважно кто и для чего разрабатывал йогу в древности, а важно то, что сегодня йога помогает многим людям восстанавливать душевное равновесие и здоровье.
Йога и христианство
Вы можете пройти миллион катехизаторских курсов, миллион курсов духовности, миллион курсов йоги, дзена и им подобных вещей. Но вся эта сила никогда не даст вам свободу быть детьми Божьими.
Постклассическая йога (около 500 — 1900 л
Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:
Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.
Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.
Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.
Современный период
Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.
В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.
Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.
Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.
https://youtube.com/watch?v=uak3vkxtNXQ%3Ffeature%3Doembed
Влияние на организм
Этот раздел статьи ещё не написан.
Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (23 сентября 2022)
Йога и ислам
Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).
Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.
В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).
Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.
Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).
Йога и буддизм
Принц Сиддхартха Гаутама (Будда) бреет волосы и становится шраманом (странствующим аскетом или искателем). Боробудур, VIII век
Асана, в которой джайн Махавира достиг всеведения
Йога также занимает важное место в тибетском буддизме. В традиции ньингма практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце концов достигая наивысшей стадии ати-йоги. В других традициях эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога. К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется трул-кхором или единением энергий луны и солнца праджня. Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лакханге.
तां योगमिति मन्यन्ते स्थिरमिन्द्रियधारणाम् ॥३.११॥
tāṃ yogamiti manyante sthiramindriyadhāraṇām ॥3.11॥
Йога — это устойчивый контроль чувств
Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавадгита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.
Печать Пашупати Дели, изображающая медитирующего Шиву.
IAST: योग: चित्त-वृत्ति निरोध: yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ
Йога — обуздание волнений, присущих уму. — «Йога-сутры» 1.2
Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.
«Бхагавадгита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности верховного божества (Бхагавана). Кришна учит, что корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.
Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что сверхдуша (параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) через осознание Бога и своих отношений с ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.
Основы системы хатха-йоги описаны в таких текстах, как «Хатха-йога-прадипика», «Горакша-шатака», «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита».
В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в.
Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций учредила 21 июня как «Международный день Йоги» (отмечается ежегодно в Индии и во всем мире с 2015 года).
Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. В советское время по идеологическим соображениям йогой заниматься было опасно, но были энтузиасты, которые практиковали по уцелевшим книгам и самиздату.
Б. Л. Смирнов (1891—1967) — известный врач, знаток иностранных языков. В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли и был сослан на несколько лет в Йошкар-Олу. На склоне лет, уже будучи тяжело больным и оставив основную профессию, он перевёл на русский язык «Махабхарату». Качество перевода было высоко оценено специалистами.
В. В. Бродов (1912—1996) — индолог, философ, профессор, первый председатель Ассоциации йоги СССР. Тема его докторской диссертации по философии — «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)» (1964). Затем он в качестве учёного секретаря в 1965 г. принимал участие в подготовке к изданию «Истории философии», где им были написаны отдельные главы по истории индийской философии и ряда других книг по этому направлению.
Йога доклассическая (около 1500—500 до н
Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.
Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.
Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.
Шанкара с учениками, Рави Варма (1904 г.). Изучение ведических писаний с гуру является центральным в джанана-йоге адвайта-веданты
Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н
История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.
Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.
Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.
Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:
Йога и тантра
Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.
Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV—III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.
Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.
Веды — сборник самых древних писаний.
Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.
Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.
В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.
В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.