Йога и христианство совместимы или нет

Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)

15:43 13.04.2019
(обновлено: 13:59 03.03.2020)

Занятия йогой противопоказаны для православных, заявили в РПЦ

Занятия йогой противопоказаны для православных, заявили в РПЦ

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Религия, Общество, Россия

iframe

print

Отвечает протоиерей Игорь Фомин:

Йогой нельзя заниматься, если ваши уроки включают в себя еще и духовный аспект, помимо физического. Философия йоги сильно меняет сознание человека. Я знаю немало людей, которые в прошлом занимались йогой, потом оставили ее — но восточные духовные практики оставили неизгладимый след в их психике. Это даже не мои наблюдения, а их личные — ничего поделать люди уже не могут, расхлебывают последствия. Идея нирваны, растворения в чем-либо, все-таки чужда Православию. И при этом это очень сильная идея, которая может полностью захватить ум практикующего йогу.

Заниматься йогой только физически? Если у вас получится — пожалуйста! Но если на тренировках вам не избежать медитаций и прочих специфических практик — лучше воздержитесь от их посещения.

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

iframe

print

Здравствуйте, батюшка! У меня болит иногда спина. Чтобы снять напряжение, делаю упражнения, которые входят в комплекс йоги. Получается, что православному христианину нельзя делать такие упражнения, чтобы снять напряжение и боль в спине? Или, если не использовать техники дыхания и медитации, эти упражнения можно делать? Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Уважаемая Ольга, йога недопустима именно как духовный путь, потому что она стоит на совершенно других основаниях, чем православие, и может очень навредить человеку. Подробнее об этом говорил мой собрат в ответе на похожий вопрос Можно ли православному человеку заниматься йогой?.

Если же речь только о физических упражнениях, конечно, их можно делать. Спорт вообще полезен для здоровья, организм человека одинаков везде, так что нет ничего удивительного в том, что на Востоке открыли те упражнения, которые помогают, скажем, при болях в спине. Так что Вы все понимаете верно. Делайте гимнастику, а духовные вопросы решайте только в Православной Церкви.

Храни Вас Бог!

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

По статистике йогой занимаются примерно полтора миллиона человек в России. Только в Москве около 260 йога-центров. Опросы показали, что йога занимает примерно 11-12 место в рейтинге видов спорта, которыми предпочитают заниматься наши соотечественники. Что же происходит? Людей привлекает духовная практика йоги или они рассматривают йогу как вид спорта, полезный для здоровья?

Недавно на телеканале Спас прошла передача на тему «Йога и православие», где гости пытались дойти до самой сути в главном вопросе: может ли православный человек заниматься йогой? При этом в студии были православные люди, которые практикуют хатха-йогу, то есть вид йоги, в большей степени нацеленный на физическое, телесное здоровье. К однозначному выводу не удалось прийти. Одни гости говорили о том, что йога может практиковаться как очень полезный набор физических упражнений, и православному человеку это неопасно, в том, конечно, случае, если он не погружается в духовные йоговские практики. Другие гости заняли более резкую позицию – православному человеку нельзя заниматься йогой, надо создавать внутри православия альтернативные формы, укрепляющие физическое, телесное здоровье. Думаю, что такая неоднозначность неизбежна, поскольку речь в основном шла именно о йоге как таковой. И опасения, высказанные в программе вполне понятны. Действительно, как духовная практика, йога не приемлема для православного человека. Есть много несовместимых друг с другом религиозных позиций.

Но как быть с полутора миллионами наших сограждан, которые чаще всего приходят в йогу в поисках телесного здоровья или как в спортивный клуб, а надо сказать, почти при каждом фитнес-клубе существуют занятия йогой. Надо ли считать, что эти люди потеряны для православия?

Я нередко встречала истории людей, которые через занятия йогой приходили в христианство, в православие. Они говорили, что йога была их первым шагом на пути к Богу и сейчас, являясь православными христианами они очень ясно и четко видят, что йога не могла ответить им на их внутренние духовные вопросы. Именно в православном храме они обрели то, что искали всю жизнь. Но эти счастливцы встречали на своем пути христиан, которые не отталкивали их лишь на том основании, что они занимаются йогой.

Напротив, они проявляли мудрость, терпение и любовь, раскрывая всю красоту и свет христианского учения. В этом плане можно отметить, что йоге мы можем сказать – нет, но людям, на пути которых встретилась йога (нередко всего лишь как ступень в духовном поиске) мы призваны говорить – да. 99 девять овец Господь оставил для того, чтобы найти одну пропавшую.

Может быть и мы призваны к тому, чтобы являть собой тот образ православного христианина, который не обличает, не осуждает, не клеймит, но пытается вслед за Христом проявлять любовь к ближнему, каким бы он ни был. И путь любви всегда прямее пути войны или борьбы. Если мы и говорим о борьбе, то это прежде всего борьба с собственными грехами. Путь христианина длиною в жизнь.

До последнего вздоха мы пытаемся быть христианами, быть православными. Но правильнее когда о нас другие говорят: «вот это православный христианин». Не редко, к сожалению, происходит наоборот. Подлинное христианство – это бытие свободной и ответственной личности перед лицом Бога, это мужество не предавать то, что составляет нашу суть, это способность к любви и уважению в отношении других, не только близких, но и дальних, даже людей иной веры. Если нам хоть в какой-то степени удается приблизиться к христианским идеалам, то нам значительно легче справляться с соблазнами, мы сердцем чувствуем то, что полезно нашей душе, а что – нет. Наша настоящая вера тогда оказывается прекрасным щитом от любой скверны, при этом наше сердце открыто христианской любви к миру и к людям.

По материалам передачи «До самой сути», телеканал СПАС, эфир от 27 сентября 2018 года.

Здоровый образ жизни сегодня очень популярен. Его рекламируют по телевидению, в Сети и на улицах, открываются множество спортивных залов, многие получают образование тренеров и начинают вести людей к идеальному телу. Наравне с привычными физическими нагрузками, возникают множество альтернативных и зарубежных вариантов спорта: восточные единоборства, пилатес, и, конечно, йога.

Вот о последнем варианте и возникают разногласия, ведь йога — это не только спортивные нагрузки, это и определенное мировоззрение человека, и духовные практики. Каково отношение Православной Церкви к йоге и можно ли православному человеку ею заниматься?

Цель йоги как духовной практики

Данная восточная практика является неотъемлемой частью целой религии — буддизма, который и получил широкое распространение благодаря йоге. Изначально, этот вид спорта был популярен только в западных странах, в частности Америки, но со временем появился и на территории постсоветских стран. И вот возник вопрос, а можно ли православным заниматься йогой или это противоречит уставу Церкви? И вообще, какое отношение Православной Церкви к йоге?

Йога и христианство совместимы или нет

Православный взгляд на йогу

Чтобы ответить на эти вопросы, следует изначально разобраться, что такое йога и почему занятия ею могут привести к каким-то духовным проблемам.

Йога — это учение, состоящие из системы физических упражнений, целью которых является осознанное управление психикой и психофизиологией человека. Это необходимо для достижения более высокого уровня духовного состояния. Так что, мысль о только физической составляющей в корне неверна. Её главной целью является изменение сознания и это уже заставляет задуматься о безобидности такого спорта.

Более точное определение йоги — это система духовных воззрений, так что упражнения в первую очередь нацелены на изменение сознания человека и его духа.

Православный иеромонах Серафим когда-то сказал, что «человек, который занимается йогой, автоматически подготавливает себя к духовным воззрениям и переживаниям, о которых он и не знал». И Серафим знал это точно, ведь он и сам до принятия пострига активно практиковал эту систему упражнений.

Православие о других теориях и учениях:

В центре находится медитация, а физические упражнения являются лишь инструментом успокоения тела и достижения покоя физического, для последующих духовных практик. Серафим также пишет и об этом: «Цель ее — расслабить человека сделать его пассивным и восприимчивым к духовным впечатлениям». Любой, кто занимается этим спортом в течение 2-3 недель может подтвердить, что он стал более спокойный и мягкий — это результат регулярных практик.

В таком расслабленном состоянии человек крайне восприимчив ко всему, что ему будут говорить, и он так гораздо быстрее примет чуждую философию.

Почему медитация — это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.

Йога и христианство совместимы или нет

Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться.

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Про йогу:  Поза верблюда полезна как женщинам, так и мужчинам, она развивает смелость и силу воли

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

  • важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
  • отсутствие различий между добром и злом;
  • концентрация на человеческом «Я»;
  • отсутствие Бога;
  • достижение лже-покоя;
  • отрицание Господа.
Важно! Все то, что пропагандирует эта практика — покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге.

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Православная церковь и йога

Йога как система упражнений (физических и психологических) существует уже более 1000 лет. Она является ветвью буддизма и направлена на привлечение новых адептов к этой религии. Отношение православной церкви к данной практике строго негативное. Несмотря на то, что некоторые воспринимают данную практику только лишь как систему упражнений, нельзя отделять их от психологической практики.

Йога и христианство совместимы или нет

Отношение церкви к йоге
Важно! Любое соприкосновение с языческими практиками приводит к нарушению баланса в духовной жизни христианина и может привести к негативным последствиям.

Православная Церковь придерживается того мнения, что подобные занятия восточной практикой приводит христианина к серьезным заблуждениям. Рано или поздно человек, занимающийся йогой, заинтересуется психологическими упражнениями, в частности медитацией, которые она предлагает. И вот отсюда уже будет трудно уйти.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации — все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Йога и христианство совместимы или нет

Должен ли христианин заниматься йогой

Ответ священства

Как было сказано выше, патриарх Кирилл четко высказался по поводу восточной практики и отметил, что православные верующие не должны заниматься подобными вещами для своего же собственного блага. При этом он отметил, что в целом крайне положительно относиться к любому виду спорта.

Духовная жизнь православного христианина:

Спорт должен быть направлен на совершенствование нашего физического тела и не затрагивать духовную сущность, а йога работает в ином направлении — завлекает тело, чтобы поразить душу. Физические упражнения йоги отличные, они развивают выносливость и гибкость, но вот ее психологические приемы могут разрушить духовный мир человека, его сущность и культурную идентичность.

Иеромонах Серафим (Роуз) написал по поводу йоги целую книгу, в которой он объяснял разрушительное действие этой восточной практики и перечислял причины почему православным людям следует избегать ее. Его мнение особенно важно для православных поскольку он ранее сам занимался йогой и знает всю систему изнутри. В книге он приводит историческую справку, историю развития этой медитативной практики и разбирает корни ее в буддизме.

Серафим говорит, что на американском континенте распространение йоги привело к зарождению множества языческих культов. В частности, движение хиппи во многом опирается на внутренние самопознание, медитацию и энергию света. Иеромонах отмечает пагубное влияние восточной системы упражнений на духовную жизнь человека и его постепенное отдаление от Господа, с полным в дальнейшем отречением.

Архиепископ Албанский Анастасий также написал статью с одноименным названием, в которой раскрыл свою позицию относительно йоги. Он говорит в ней, что данные упражнения имеют непродолжительное положительное воздействие на людей, в частности такие же, как и любые другие занятия спортом.

Йога является неотъемлемой частью индуизма и начальным этапом общего духовного восхождения. Цель ее не просто хорошее физическое состояние, но полное погружение в исконно языческие индуистские верования.

А православный религиовед Михаил Плотников, который также много лет изучал индуизм и буддизм в Индии, в одном интервью говорит о том, что «йога является изначально практикой индуистских монахов, которая помогает им отказаться от порочных желаний, затем от естественных человеческих (желание иметь семью, достаток, здоровье), а затем и вовсе ото всех желаний».

Важно! Йога — это не просто безобидная практика интересной физкультуры. Это начало серьёзной языческой религии, которая рано или поздно захватит ум человека, если вовремя от нее не отвернуться.

В современном мире так много возможностей, что найти альтернативные спортивные занятия человеку будет вовсе не трудно.

Православная церковь о занятиях йогой

Владимир Носов: – Я напомню, что наш эфир проходил в день памяти иконы Божией Матери Казанская, в праздник единства, и хотел бы вас, отец Олег, рассказать об истории и традиции этого праздника.

Прот. Олег Стеняев: – История и традиции этого праздника связаны с обретением иконы Казанской Божией Матери и с освобождением Москвы от польской интервенции. Обретение иконы Казанской Божией Матери произошло задолго до Смутного времени, еще во времена Ивана Грозного, когда состоялся известный Казанский поход. Это был ранний период царствования Иоанна IV –  Иоанна Васильевича Грозного. Этот военный поход был обусловлен несколькими причинами. С одной стороны –  разделением в самом Казанском царстве, когда татарские князья просили защиты у русского царя, потому что их как бы обошли и отстранили от управления Казанским ханством. И еще – там жили православные христиане, представители других религий, иудеи. И Казанское царство ущемляло права христиан, иудеев, других верующих. К тому же,  со стороны Казани случались нашествия. Объединяясь с крымскими татарами, казанские сообща шли на Русь и брали в плен русских людей. Этот казанский вопрос был закрыт Иваном Грозным, а крымский  – только уже Екатериной II, когда перестали платить миллионы за выкуп похищенных русских людей. Больше терпеть это было невозможно.

И вот произошло чудо. Девицей по имени Матрона произошло обретение иконы Божией Матери. Икона была названа Казанской. Ее показали царю Ивану Грозному, но царь и духовенство высказывали недоумения по поводу этой иконы. В изображении была некоторая необычность.  Во-первых, младенец Иисус изображается благословляющим Божию Матерь, чего мы не видим на других иконах. Потом, Дева Мария как бы повернута в сторону Младенца, Младенец  – в сторону Божией Матери, но при этом они смотрят на человека, который стоит перед иконой. И возникает неожиданный эффект. Когда смотришь на этот образ – Мать и Дитя  смотрят друг на друга, и в тоже время  – и на человека, который стоит по центру перед Ними. Этот список не был известен ни в Греческой иконописной традиции, ни в Болгарской, ни в Сербской. Это  – русская икона с необычным сюжетом, расположением фигур, и так далее. Так что некоторые ученые в близкий к нам период высказывали мысль, что, может быть, эта икона была изначально обычного письма, а потом она реставрировалась. И мастер употребил творческий подход и написал так, как написал.

Возглавив народное ополчение против захватчиков, Минин и Пожарский взяли эту икону, и с нею освободили Русь от вражеских полчищ, которых привел сюда Лжедмитрий I. Кстати, Лжедмитрий I въезжал в Москву тоже с иконой Богородицы, но с другой иконой   –   с Курской Коренной. Он взял ее, как бы она его привела с поляками в Москву и  защищала.

Вот так и одна, и другая сторона прибегала к иконам. Если Лжедмитрий въезжал в Кремль с Курской Коренной, то освободители Кремля –  уже после смерти Лжедмитрия I  –  въезжали с иконой Казанской. И это было настоящее единение. В нашей армии, в этом ополчении, которое собрали Минин и Пожарский, были и татарские полки, были люди разных национальностей, включая даже поляков – перебежчиков. Скорее всего, это были польские семьи православного исповедания. Или может быть, обитатели окраинных земель, то есть украинцы, которые служили Речи Посполитой, а в какой-то момент перешли на нашу сторону.

Освобождение Москвы было знаковым событием. Заметим, что важные для России события, связанные с этой иконой, имели место и  в дни Петра I. Когда Петр строил северную столицу – он приказал возвести собор во имя Казанской Божией Матери. Этот огромнейший собор в Санкт-Петербурге был построен для этой иконы, и она была туда перенесена.

Пришла война 1812 года. Этой иконой благословляют русскую армию и народное партизанское ополчение. Ее стали считать покровительницей России. «Как некогда захватчиков –  поляков изгоняли с этой иконой, так и французских басурман тоже будем изгонять с   нею», – говорили русские люди.

Трагические события свершились с Казанской иконой Богородицы в революцию 1917 года. Эта икона похищена, она пропала. Но был найден человек, который ее украл. Этот человек сообщил на допросе революционным властям, что он разбил золотой оклад, выколупывал и продавал камушки, а икону  – чтобы убедиться, что она не чудотворная, разрубил и сжег. Но уже тогда следствие поставило это под сомнение. Потому что нашли предметы, сожженные этим человеком, когда он заметал следы. Но там не нашли того, что должно было остаться от иконы, она же писалась на левкасе! Такие вещи не горят, просто напросто. Так что ничего подобного в этой золе не обнаружили.

Поэтому с момента пропажи существует точка зрения, что ее все-таки спрятали. И икона внезапно икона появляется заграницей и выставляется на торги богатым иностранцем, который предлагает ее у него перекупить за полмиллиона долларов. И владыка Иоанн Максимович попытался собрать деньги, чтобы выкупить эту икону. Потому что было подозрение, что это та самая пропавшая икона, которая была явлена девице Матроне, та самая, с которой выгнали интервентов –  поляков.

Владыка Иоанн Максимович несколько раз пытался собрать нужную сумму, но ничего не получилось. Сумма была неподъемная – полмиллиона, огромные деньги. И вдруг икона появляется в Ватикане. Кто-то ее перепродал, и она оказывается в личных покоях Иоанна Павла II. В течение 10 лет она была в личных покоях Папы, и Иоанн Павел II молился перед нею, читал утренние и вечерние молитвы. А когда уже пришли годы, и он понял, что скоро ему предстоит покинуть этот мир –  он принял решение подарить икону Русской Православной Церкви. Пригласили специалистов, реставраторов, они осмотрели икону и заключили, что это все-таки не подлинник. Это очень хороший список XVIII века, но это, конечно, не XVI век, ведь оригинал как раз относится к XVI веку. Русская Церковь с благодарностью приняла этот прекрасный список. Он называется: икона Казанской Божией Матери «Ватиканская». Ее подарили Московской патриархии. Эту икону отправляют в Казань, и она находится там, в соборе. Где, возможно, было историческое место первоначального пребывания этой иконы. И этот список  – безвозмездный дар Иоанна Павла II, Ватиканский список, как его называют, находится там. А верующие по-прежнему надеются, что, может быть, эта икона будет найдена. Но на Руси всегда почитали списки этой иконы. И многие древние образа не сохранились, а остались только в списках. Но мы почитаем эти иконы наравне с оригиналами. И, памятуя роль той или иной иконы в судьбе нашего народа, мы видим ее не только религиозную, но и историческую ценность. Вот это, пожалуй, все, что можно сказать об этой иконе.

Про йогу:  Инструкторша по йоге

Владимир Носов: – Отец Олег, благодарим за обширную историческую справку, потому что важно знать сегодня природу праздника. То, что вся страна с таким размахом празднует, что имеет для нас такие глубокие смыслы.

Прот. Олег Стеняев: – Мне кажется, что Иоанн Павел II, будучи поляком,  мог вспомнить, что именно с этой иконой поляков прогнали из Кремля, из Москвы. Может быть, у него был комплекс вины, что захватчики тут много чего награбили. Отряды Заруцкого вообще живодерствовали. И, зная эту историю, он, может быть, не счел возможным, чтобы икона осталась после его смерти в Ватикане. Он полюбил  ее, перед ней молился утром и вечером. И передал ее в безвозмездный дар Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 

Вопрос: Я слышала, что одно из значений слова смирение – это мера. Хорошо было бы развить эту тему и раскрыть как можно больше грани этого понятия.  

Прот. Олег Стеняев: – Мне трудно сказать, означает ли слово смирение некую меру. Но то, что смирение мы должны как-то соизмерять – об этом известно. Об этом писал, прежде всего, блаженный Феофилакт. Он пишет, что смиренный – не тот, кто совсем не гневается. Это тот, который умеет соизмерять, когда сдерживать гнев, а когда его проявлять в полной мере. Например, на войне человек не должен сдерживать своего гнева. А в личных обстоятельствах он должен всегда свой гнев сдерживать и ограничивать. Здесь своя логика. И Феофилакт пишет, что совсем не гневаются только душевнобольные люди. Он пишет: совсем не гневаются только больные люди, а нормальные знают, когда гневаться, а когда сдерживать гнев. Мы знаем, что гнев проявлял и Господь, поэтому смирение может быть оправданным, а может быть и неоправданным. И в этом смысле человек должен соизмерять, как в Писании сказано: время миру, время войне; время разбрасывать, время собирать камни. Всякой вещи есть место под небом.

Владимир Носов: – О гневе сейчас заговорили. Какой Вы дадите совет по  борьбе с гневом?

Прот. Олег Стеняев: – Гнев – это страсть. Надо понять, что любовь – тоже страсть. Такая же страсть,  как ревность. Это все то, что связано с человеческой страстностью. Влюбчивость, романтические чувства  – это все из области страстей. Но в Библии дается неожиданное определение понятию любви. Сказано: любовь есть совокупность совершенств. И самое главное сказано, что Бог есть любовь. Значит, есть два типа любви: любовь человеческая, страстная, и любовь Божественная, бесстрастная, которая есть совокупность совершенств. Точно также и смирение. Оно может быть проявлением трусости – это попытка за смирением спрятать свой испуг. А есть смирение  – как подвиг, когда человек смиряясь, проявляет подлинное мужество. Как мученики, например. Они могли уклониться от мучений, а могли добровольно пойти  и смириться. Как вот русские князья Борис и Глеб, они могли бы с оружием в руках отбиваться от окаянного своего брата, но они избрали другой путь –  смирения.

Но не в каждом случае мы должны выбирать этот путь. Каждый соизмеряет свои силы и принимает решение. Тут очень важна всегда мотивация. Почему Борис и Глеб отказались сопротивляться брату? Им же было известно, что он послал к ним убийц! Потому что они не оспаривали его права, они считали его старшим братом,  для них братолюбие было важнее даже их личной безопасности. И надо сказать, что в период княжеской междоусобицы они как раз и вдохновляли князей сдерживать свой междоусобный пыл. И они сыграли в этом смысле положительную роль, ограничивая вот эту конкуренцию между княжескими родами. И они тем более были одними из первых канонизированных  русских святых. Поэтому их смирение на самом деле очень активное смирение, оно вдохновило всю русскую землю на поиски примирения  между князьями. Здесь Церковь всегда выступала посредником, когда осуществлялось примирение – давали клятвы на кресте и Евангелии не подымать оружие друг на друга, не приводить татар на Русь друг против друга. Ведь такое же случалось,  когда одно русское княжество нанимало татар против другого! И Орду приводили по нескольку раз. 

Вопрос: Сегодня была передача, как Авраам из-за своего Лота, племянника, пошел на войну. И вот тут же Вы рассказываете про смирение. Что же Вы тогда не растолковали, почему Авраам решился воевать? Где эта грань между тем, чтобы подставить другую щеку  – и тем, что нужно идти на грабителя или разбойника с мечами и кольями?

Прот. Олег Стеняев: – Есть хороший ответ святителя Филарета Дроздова. Когда одна дама его спросила: «Как это вы можете служить молебен на войну с турками? Господь же говорит: любите врагов?». Он ответил: «Личного своего врага – люби. Врага Христова – ненавидь. Врага Отечества – бей». А в случае с Авраамом я как раз ответил. Я сказал, что родство обязывало Авраама взять в руки оружие, вооружить своих учеников и напасть на тех людей, которые пленили Лота. В общем-то, по вине Лота это произошло же: он поселился в Содоме, они напали на нечестивых содомлян, и Аврааму пришлось освобождать содомлян вместе со своим племянником и его семейством. То есть, в некоторых случаях человек обязан сопротивляться, когда агрессия касается не только лично его. Вот лично тебя касается что-то – ты можешь стерпеть, но если это касается твоего семейства, твоей страны –  ты не задумываясь должен брать оружие и идти и выполнять свой гражданский долг. Почему, например, по Библии на войну брали людей только тех, кому уже двадцать лет, у кого уже есть дом, у кого есть жена, у кого есть дети? Почему? Потому что человек должен знать, за что он воюет. Когда ты идешь на войну, а у тебя за плечами дом, виноградник, который ты насадил, жена, ребенок –  это реальность, которую ты переживаешь, как необходимую. Это трудная реальность – взять в руки оружие какому-нибудь виноделу и отправиться на войну. Но Писание учит, что в некоторых случаях это необходимо делать. И в Библии есть молитва, которую священник должен читать перед началом боя. Она помещается в Книге «Второзаконие», где дается законы ведения войны. Там все это подробно рассказывается, поэтому время –  миру, время бывает и войне.

Владимир Носов: – Батюшка, спаси Господи, потому что очень популярный вопрос и крайне важный. Потому что молодежь сегодня направляют по некоему ложному пути, говоря, что вы не должны воевать, почитайте Библию, смотрите, что вам говорят ваши священники. То –  есть, пользуются духовной неграмотностью молодежи и заводят в такие тупики.

Прот. Олег Стеняев: – Нет, на самом деле есть библейский закон о ведении войны. Мы знаем, как это должно происходить, и как не должно. И мы должны придерживаться этих законов.

Прот. Олег Стеняев: – Да, были звонки, люди спрашивают: можно ли заниматься йогой, и при этом сохранять православие? И некоторые даже задавали вопрос: а не вредно ли заниматься йогой? Я помню, что вы  год или два года назад были в нашей студии, я не спешил сам отвечать. И мы с Владимиром посоветовались и  решили опять вас пригласить, как специалиста.

Прот. Олег Стеняев: – Да. На Украине есть боевой гопак.

Александр Невеев: – Да. И цель такая же. То есть не оздоровление, а развлечение публики. Вот на праздниках, в Майсур, если поедете, там можно это все понаблюдать до сих пор.

Прот. Олег Стеняев: – Кстати, на Руси был такой обычай: ставили столб, смазывали его жиром, а наверх ставили сапоги. И кто залезет – тому их отдают.

Александр Невеев: – Да. Это такое развлечение. И поэтому те, которые говорят о древности йоги, они просто немножко не в теме.

Прот. Олег Стеняев: – То есть это какой-то новодел?

Прот. Олег Стеняев: – То есть, есть как бы видимая сторона йоги, а есть как бы невидимая сторона – то, что они замалчивают. Это метод многих сектантов. Они о чем-то говорят, а о чем-то недоговаривают.

Александр Невеев: – Да, да, да, пытаясь перенять сверхспособности этих зверей. Да. То есть механизмы отсутствуют. Теперь, проверяем эффективность – есть что-то? Да нет, ничего нет. Что у обычных людей после 30 лет начинается, практикует он йогу, не практикует – все те же самые проблемы со здоровьем. То есть, полезной йога не является. Ну, и наконец, самая главная вещь – она может вообще шокировать любителей йоги. Дело в том, что есть статистика того, что в результате занятий йогой человек вредит своему здоровью.

Прот. Олег Стеняев: – Расскажите об этом поподробней.

Александр Невеев: – Березка, как раз. И вообще, все перевернутые позы из серии собака мордой вниз – вот все эти йогические позы – значимо повышают вероятность инсульта, потому, что мало того, что идет воздействие на позвоночные артерии, питающие мозг, еще и масса крови, которая в голове, она оказывается чрезмерной. Потому что люди – это не жирафы, не летучие мыши, у нас нет специального механизма, препятствующего повышению кровяного давления, если мы долго находимся вниз головой. И весь этот букет человек получает ряда чего? Ради того чтобы гибкость развить? Да? То есть получается, что с одной стороны –  вы не получаете пользы, а с другой стороны  – вы повышаете вероятность вреда для здоровья.

Александр Невеев: – Нужно понимать, что люди, которые вас обучают йоге, они все останавливаются только на каком-то фитнесе, да? Занимаясь йогой, вы себя приучаете к восприятию индуизма, к восприятию индийской философии, в том числе и йогической. Ну, например, названия огромного количества поз или прямо отсылают к индуистским богам, или же намекают на то, какому к богу какая поза относится.

Прот. Олег Стеняев: – А надо сказать, что в Книге «Исход», в Библии, сказано, что даже имен этих богов не называть.

Про йогу:  Эка бхуджа вирасана

Прот. Олег Стеняев: – Неизбежно, потому что они обладают как бы мантрической силой. С точки зрения христианства, когда называются имена этих ложных богов, на самом деле призываются бесы, которые за ними скрываются.

Александр Невеев: – Конечно, когда мы называем имя – мы зовем. Нельзя просто так произнести чье-то имя. Поэтому я названия поз стараюсь не упоминать. Ну, разве что падмасана. Посмотрите на образы индуистских божеств – они все, многие из них, или стоят на лотосе, или сидят. В общем, все понятно. И кому интересно посмотрите дальше эти списки. Но, конечная цель йоги –и хатха-йоги, которая описана в Хатха-йоге Прадипике, и йоги Патанджали, знаменитый трактат V века до н.э., цель – достижение самадхи. А что такое самадхи? В японском язычестве под названием синтоизм есть прекрасная статуэтка. Да. Три обезьяны она называется: одна обезьяна закрыла рот – не говорю ничего злого, другая заткнула уши, третья закрыла глаза. Не слышу зла, не вижу зла.

Прот. Олег Стеняев: – Да, со смартфоном. То есть, что такое самадхи? Самадхи – это смерть души. Это потеря душой малейшего интереса к миру. То есть, душа выходит из круга перерождений, по представлениям индуизма, теряя интерес ко всему. Но простите, с христианством тут никакой параллели нет. Конечно, в христианстве тоже есть понятие бесстрастия, но в христианстве нет такого понятия, как безразличие. Даже бесстрастный человек должен понимать свою греховность, свою порочность, свою страстную природу, он должен понимать, что он не Бог, и спастись он может не только, конечно, своими усилиями, но и движением Христа к этой душе, которая желает спастись. Ничего подобного мы в йоге не видим. Поэтому если вы сегодня, как некоторые христиане заявляют, занимаясь йогой, произносите Иисусову молитву –  вы фактически совершаете что-то вроде черной мессы. Потому что это осквернение нашего православного обряда за счет его смешения с обрядом языческим, абсолютно чуждым православным идеалам.

Владимир Носов: – Александр Борисович, вот у человека проблемы со спиной, с шеей. Что бы вы могли посоветовать православным людям, да и всем вообще, в замену, в альтернативу? Какие-то упражнения, или какие-то гимнастики. Есть ли какая-то готовая вещь? Потому что люди скажут: ну, хорошо в йогу нельзя, а куда можно? У меня проблемы со спиной.

Александр Невеев: – Если вы молодой человек, у вас проблемы со спиной, – я предлагаю вам прекрасные виды спорта – это плавание, это если вы хотите еще и себя защитить –  это самбо, это танцы, в конце концов. Все эти виды спорта укрепляют мышечный корсет вокруг позвоночника и в общем, если у вас там что-то болит – это должно помочь. Если же вы уже человек более возрастной, или если вы просто по своему типажу не склонны к занятиям спортом – у нас есть прекрасная, научно-обоснованная методика. Называется она лечебная физкультура. Вот туда входит и массаж, и определенные физические упражнения – будете их делать –  и все у вас будет хорошо. Только имейте в виду, что в этой сфере тоже огромное количество шарлатанов. То есть самое лучшее – это пойти просто в городскую поликлинику, поговорить с врачами, что-то они вам, безусловно, посоветуют. Ну, а вообще, хотелось бы еще отметить, что не нужно так трепетать над своим телом. Я не говорю, что его надо там ломать и корежить, но так уж прямо так  бояться физического дискомфорта или каких-то болей – ну, мы же с вами христиане! У нас более высокие цели в этом мире. Понимаете?

Почему в России при громадной территории, при таких, в общем-то, прекрасных климатических условиях, жителей в разы меньше, чем в Индии, где все неправильно?

Прот. Олег Стеняев: – Во-первых, наша земля – Русская земля, подвергалась целому ряду нашествий. В ХХ веке мы пережили две мировых войны, в каждом случае мы теряли мужское население, причем продуктивного возраста, молодых людей, зрелых людей. Это и Первая мировая война, потом Гражданская война, потом Вторая мировая война. И в то же время, мне кажется, что увлечение просроченными  продуктами- на самом деле – это подыгрывание химической атаке против нашего населения.

Вот эта та же самая кока-кола, когда дети это пьют – а потом у них гастриты возникают и другие проблемы. Человек должен, на мой взгляд, питаться очень просто, и лучше  – той пищей, которая произрастает на той земле, где ты живешь. Потому что она будет усваиваться, здесь нет ничего неожиданного. К сожалению, в советское время поддерживалась в некотором случае на определенных этапах система абортов. Я знаю, что одно время при Сталине запретили аборты. И был всплеск рождаемости. Это уже заслуга этого периода. После войны был всплеск рождаемости. А в целом советская мораль и этика допускала совершение аборта. Это не считалось преступлением. Церковь не имела тогда доступа к людям, чтобы разъяснить им, что это преступление против жизни – грех аборта. И прежде, чем сознание россиян вернется к православным, христианским началам восприятия семейной жизни как границы ответственности –  будут опять большие семьи. Но здесь должно пройти какое-то время.    

Александр Невеев: – Есть более связанная с йогой область, называется она «спорт». Покажите мне успехи индусов в спорте? Вот, я могу большой список составить видов спорта, где русские люди являются самими успешными в мире: фигурное катание, бокс, борьба, плавание, тяжелая атлетика, и так далее. Огромное количество существует видов спорта, где мы в первой тройке. А где индусы  с их йогой? Где китайцы? Китайцы-то где с их тайцзицюанем и цигуном? Нет их. Поэтому если говорить о воздействии на тело, нужно понимать, что йога – это просто фейк, пустышка.

Вопрос: В послании восточных патриархов начала XVIII века, среди прочего, есть такие слова: «мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, покаявшихся еще до смерти, но не успевших принести плодов покаяния, как-то коленопреклонение, слезы, добрые дела, сокрушение –  души таких людей находятся в аду. И им помогают молитвы сродников. Было такое мнение раньше, что когда человек перед смертью кается –  они уходит в рай, а вот из послания следует совсем другое. Подскажите, если еще у кого-то из святых отцов такие же мнения?  

Владимир Носов: – Батюшка, а правда, что священник, который отпевает человека, он испытывает какое-то ощущение. То есть, отпевая праведника или человека, ведущего такую духовную жизнь, появляется радость. И наоборот, если человек не ходил в церковь, был неверующим –  при отпевании священник тоже может испытывать какое-то состояние?

Прот. Олег Стеняев: – На самом деле не только священник может это испытывать. Вот, есть воспоминание, что когда хорони святого и праведного отца нашего Иоанна Кронштадского, то у всех было ощущение пасхальной службы. То есть все переживали пасхальную радость. Не было ощущения, что мы хороним батюшку, вот все – разлука трагическая. То есть для многих он стал даже ближе. В том смысле, что его начали молитвенно призывать. Или действительно, я помню, я был подростком, 14- 15 лет, в Орехово-Зуевском храме был чтецом. И меня приглашали на ночь отчитывать покойников, потому что бабушки иногда болели – они меня приглашали. Но, конечно, советские люди удивлялись, когда приходит не бабушка, не дедушка, а 14 летний школьник с Псалтырью под мышкой. Я отчитывал покойников и ощущал реально: если это тяжелая ситуация, мне было очень тяжело читать, а когда человек действительно умер, подготовившись –  читаешь легко псалтырь и все молитвы. И так как это продолжалось в течение нескольких лет, до армии. Я ходил на эти отчитывания, был заработок небольшой для меня и духовный опыт, очень интересный. А действительно, когда становишься священником и отпеваешь того или иного человека, тоже есть ощущение: ты чувствуешь какую-то радость за усопшего, в том смысле, что легкая молитва, и даже вид усопшего человека тоже о чем-то может говорить.

Прот. Олег Стеняев: – Да, подытожьте.

Александр Невеев: – Можно ли христианам заниматься йогой? Если вы христианин, если вы воцерковленный человек, вам надо сосредоточиться над сбором тех сокровищ, которые дает Церковь. И вам не надо обращаться к жрецам Ваала, молитва которых силы не имеет.

Прот. Олег Стеняев: – Мы благодарим вас, Александр Борисович, за то, что вы пришли к нам на студию и надеемся что, если у вас будут какие-то новые изыскания в этой области, вы будете другом нашей радиостанции.

Наша передача подошла к концу. Спаси Христос!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Занятия йогой противопоказаны для православных, заявили в РПЦ

Так он прокомментировал распространившуюся в столичных СИЗО практику занятий по кундалини-йоге.

“Йога – это практика, которая развилась на почве индуистской языческой традиции. И хотя есть люди, которые говорят, что йога – это не более чем набор физических упражнений, если это только физические упражнения, то это уже не йога. Это просто набор физических упражнений. Может быть, некоторые из них внешне напоминают те или иные позы, используемые в йоге”, – сказал митрополит Иларион в эфире программы “Церковь и мир” на телеканале “Россия 24”.

Однако йога как комплекс упражнений “предполагает вовлечение и души, и духа в эти упражнения, в том числе она предполагает определенные виды медитации”, добавил он.

Следственный изолятор

Юрист рассказал о пользе йоги в СИЗО

“И, например, для православного человека заниматься йогой как целым комплексом упражнений – не только физических, но и затрагивающих духовную и психическую сферы – противопоказано. Для людей, которые не принадлежат к православной традиции, – наверное, это дело их личного выбора. Но я все-таки настаиваю на том, что йога – если это йога, а не просто отдельно взятые физические упражнения из этой системы – не является некой внерелигиозной практикой, а она связана с конкретной религией, а именно с индуизмом”, – заключил представитель РПЦ.

Ранее зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы Ева Меркачева предложила ввести в штат сотрудников ФСИН на постоянной основе специалистов по йоге и дыхательной гимнастике цигун. По ее мнению, ничего предосудительного в данных занятиях нет и они положительно сказываются на здоровье.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий