Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

КонструкцияПравить

Так, например, последователями тибетской ветви буддизма считается, что чётки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Чётки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи — увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг.
Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют чётки из можжевельника, чёрного или красного дерева, кости, чёрного хрусталя, агата, чёрного коралла.

Монахи-воины нередко носят железные чётки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

СимволикаПравить

Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются чётки и с другим количеством бусин. В любом случае — число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:

  • желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
  • по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
  • к объектам внутренним и объектам внешним (2);
  • три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).

Отсюда — канонические числа буддизма:
6х3 = 18;
18×2 = 36;
36х3 = 108.

Из цилиндрической бусины выходит «хвост» из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, чёрный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, тиб.: генен), красный цвет — начальные монашеские обеты, послушник (санскр.: шраманера, тиб.: гецул), жёлтый — полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). «Хвост» может быть двойной — в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая — Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности — шаматхи и Прозрения — випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины — символизирует их единство-недвойственность.

Чётки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие чётки играют ещё и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.

В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские чётки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные — 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают ещё и три главных омрачения-“яда” сознания: страсть, злобу и неведенье.

Основание четок (в районе «хвоста» или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра — как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало — практики системы Дзогчен; пурбу — посвящённые в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

Кроме центрального «хвоста» ваджраянские чётки могут иметь ещё два, после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих «хвостов» продевается через пять мелких бусин или дисков. Два «хвоста» символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины — десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять — к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный «хвост».

После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путём проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же — сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

  • Apte, Vaman Shivram (1965), written at Delhi, The Practical Sanskrit Dictionary (Fourth revised and enlarged ed.), Motilal Banarsidass Publishers, ISBN 81-208-0567-4
  • DiamondWay-Buddhism.org – Glossary Архивная копия от 26 ноября 2012 на Wayback Machine Retrieved 2009-02-05
  • Buddha Dharma Education Association and Buddhanet.com Buddhist studies: Malas (beads) Архивная копия от 8 ноября 2020 на Wayback Machine Retrieved 2009-02-05
  • . Дата обращения: 2 июня 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  • Religion Facts Архивировано 17 августа 2010 года.
  • Bishop Shinsho Hanayama, “Story of the Juzu”
  • . Дата обращения: 2 июня 2015. Архивировано 12 октября 2017 года.

У этого термина существуют и другие значения, см. Чётки (значения).

Чётки (от др.-рус. чьтѫ — «считать, читать, почитать») — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: индуизме, исламе, христианстве, буддизме используют для счёта прочитанных молитв или иных ритуальных действий, сохранения внимания и концентрации, задания ритма.

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

ИсторияПравить

Древнейшие из известных чёток были созданы во II тысячелетии до нашей эры в Индии.

МатериалыПравить

Семена Daemonorops spp., используемые в качестве зёрен чёток в буддизме

Чётки-вервица представляли собой кусок верёвки. При изготовлении прочих узелковых чёток могут применяться различные шнуры или нити, например, брояница традиционно изготавливается из овечьей шерсти. Лестовка чаще всего делается из кожи с внутренностью валиков-«бобочков» («ступеней») из бумаги. Зёрна чёток могут изготавливаться из различных материалов: дерева различных пород: кипариса, можжевельника, бука, сандала; минералов, в том числе самоцветов и драгоценных камней: горного хрусталя, янтаря, нефрита, яшмы; жемчуга, Аметиста, коралла, кости, стекла, керамики, металлов, пластмасс, плодов и семян различных растений: лотоса, дерева бодхи, рудракши.

Конструкция чётокПравить

Последователи Ваджраяны (тантрического буддизма) используют чётки с нитью, образованной из пяти разноцветных волокон: синего, зелёного, белого, красного и жёлтого цветов, которые символизируют пять элементов, лежащих в основе видимого мира (пространство, воздух, вода, огонь и земля).

Узелковые чётки-вервица с разделителями в виде нанизанных зёрен

В индуизме чётки со 108 зёрнами чаще всего имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин (либо отличающиеся от прочих 36-я и 72-я бусины).

В старообрядческой лестовке три первых и три последних «ступени» отделяются от прочих бобочков плоским участком кожаной полосы, а группы в 12, 38, 33 и 17 бобочков разделены более крупными («великими») «ступенями».

Соединённые в кольцо чётки часто дополняются каким-либо элементом.

В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина — знак Будды.

В традициях кришнаизма одна бусина имеет кисточку, символизирующую Кришну с павлиньим пером в волосах.

Во многих традициях на свободных концах чёток оставляют несколько бусин, которые используются в качестве счётчиков полностью отчитанных чёток.

Христианские чётки часто имеют в своём составе крест, медальон и (или) кисточку. Старообрядческая лестовка имеет на месте соединения концов ленты привеску в виде четырёх обшитых треугольников, в которых в старой традиции находилось семь счётных передвижек.

Функции чётокПравить

По зёрнам, узлам, валикам или иным составляющим чёток производится счёт прочитанных молитв, мантр, совершённых поклонов и тому подобных ритуальных действий. При делении зёрен или иных счётных элементов чёток на группы (особенно неравные, как, к примеру, на лестовке), становится проще отсчёт большого набора чисел. Применение привесок-счётчиков делает возможным счёт больши́х чисел, на счётчике откладывается число полностью отсчитанных чёток. То есть счётчик является следующим регистром при передаче чисел в системе счисления с основанием, равным числу зёрен в кольце чёток.

Чётки сами по себе являются напоминанием о молитве, а соединённые в кольцо — о непрерывной молитве. Устройство чёток иногда согласовано с молитвенным или иным ритуальным правилом, то есть число зёрен диктует последовательность слов и (или) действий.

Молитвенные правила, медитативные практики и иные ритуальные действия, совершаемые с использованием чёток, требуют соблюдения определённого ритма, который задаётся и поддерживается перебиранием чёток.

Перебирание чёток позволяет практикующему сохранять внимание, бороться с утратой концентрации и сном. Так, к примеру, непрестанное повторение Иисусовой молитвы без счёта, практикуемое в исихазме, предполагает необходимость сохранения внимания, в частности, чёткость текста молитвы, что облегчается ритмичным перебиранием чёток. Каждое зерно возвращает внимание верующего к молитве.

Конструкция и форма чёток, число элементов, материал, цвет, способ ношения и использования наделяются в различных учениях разными символическими смыслами. Наиболее часто чётки связываются с цикличностью и бесконечностью, со связью и преемственностью, с венком (венцом), лестницей в небо.

По виду чёток можно делать выводы о принадлежности их владельца к той или иной ветви учения, о степени его подготовки.

В некоторых практиках чётки из различных материалов наделяют способностью излечивать те или иные недуги. Кроме того, мелкая моторика пальцев, перебирающих чётки, может помочь при лечении болезней суставов.

Про йогу:  Как получить пользу от выездного семинара? на портале о йоге Хануман.ру

Символическое значение чётокПравить

В католицизме чётки-розарий символизируют венок из роз, который во время молитвы символически преподносится в дар Богородице и Иисусу Христу.

Вайшнавы ассоциируют 108 бусин чёток со ста восемью главных гопи Вриндаваны, 109-я Головная Бусина символизирует Кришну.

Способы ношения чётокПравить

Ношение католических чёток-розария в качестве нашейного украшения

В зависимости от размера чёток и традиций возможны различные способы ношения. Специальные короткие чётки с небольшим числом зёрен или узлов (так называемые перстные чётки) надеваются на палец. Более длинные, такие как традиционная брояница, надеваются на запястье. Католические чётки-розарий часто носятся в руках, наматываясь на одну из рук, при необходимости вставляются за пояс (ремень) или убираются в карман. Можно носить чётки в специально сшитом мешочке — «scapula», который может быть украшен вышивкой, на нём могут быть написаны тексты молитв или изображены святые.

Традиционный способ носить длинные чётки — надевать на шею в виде ожерелья:

При этом длинные монашеские чётки могут опускаться до земли и ниже.

Чётки в буддизмеПравить

Японские буддийские чётки

Известны с III века. Хрустальные чётки — один из атрибутов бодхисаттвы Авалокитешвары.

В тантрическом буддизме часто используют чётки из костей яка или человека, но это не является обязательным. Как правило, чётки делаются из различных пород дерева или камней. Традиционное количество бусин в чётках — 108. В буддизме чётки используются для подсчёта количества произнесённых мантр. При этом каждая бусина чёток используется дважды: в первый раз, когда практикующий произносит полный круг мантр — 108, во второй, когда количество начитанных мантр превышает 1000, то есть 10 раз по 108. В этом случае специальный счётчик передвигается на одну бусину вперёд относительно центрального звена чёток — «ступы». Часто этот счётчик состоит из десяти элементов, которые передвигаются подобно чёткам, что облегчает подсчёт сотен. Для каждой практики в буддизме есть определённое рекомендованное число повторений мантр, которое является минимальным для достижения опыта духовной реализации данной практики.

Чётки в индуизмеПравить

Индуистские чётки-ожерелье (рудракша) обычно содержат 108, 54 или 50 (по числу букв индийского алфавита) зёрен. Чётки являются непременным атрибутом богов — Сарасвати, Брахмы, Шивы, Ганеши.

Чётки в исламеПравить

Основная статья: Субха

Мусульманские чётки обычно насчитывают 99 (по числу имён Аллаха), 33 или 11 бусин и привеску. Традиционные мусульманские чётки состоят из одиннадцати шариков, затем — перемычка (овальное зерно, плоский кружок) и далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей:

  • Намерение молитвы
  • Стояние на ногах
  • Произнесение слов «Аллах велик» (Аллаху Акбар)
  • Коленопреклонение
  • Падение ниц
  • Произнесение молитвы
  • Повторение имени Бога
  • Произнесение Шахады (свидетельства) «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его»
  • Приветствие
  • Произнесение разных имён Аллаха (до 99-ти имён)
  • Непрерывное повторение хором общепроизносимых частей молитвы вслед за имамом

Чётки в христианствеПравить

В христианстве чётки появились не позднее IV века. Считается, что начальной формой чёток была верёвка с навязанными узлами — так называемая «вервица». В различных источниках указываются разные личности, введшие чётки в христианскую практику. Чаще всего называется святой Пахомий.

Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге.

Чётки являются атрибутом в иконографии архангела Селафиила.

Одна из разновидностей католических чёток (розарий) обычно состоят из 50 зёрен, разделённых на пять декад и используются для молитвы.

Также могут использоваться чётки с тридцатью тремя и ста пятьюдесятью зёрнами. Розарий символически означает «венец веры» из роз.

Монахи францисканского ордена использовали семидекадный розарий в память о семи радостях Девы Марии, называемый «францисканский венчик», «серафический розарий» или «розарий семи радостей Девы Марии».

В Ирландии во времена гонений на католиков (семнадцатый век) использовался особый ирландский розарий для скрытого ношения, состоящий из единственной декады зёрен и не соединённый в кольцо.

Католическое однодекадное кольцо-розарий, известное также, как баскское

У басков традиционно использование розария в виде кольца, надеваемого во время молитвы на палец и состоящего из креста и десяти зёрен.

В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки со ста бусинами (монашеские чётки) или с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо кратным числам 10 или 12.

В балканских православных странах используется особый род вязаных чёток — брояница.

Ранее чётками обязательно пользовался любой православный — монах или мирянин. Так, например, в 13-м поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано:

В современной церковной практике Русской православной церкви отношение к использованию чёток мирянами осторожное, считается, что чётки обязательны исключительно монахам. Миряне пользуются чётками в основном по ситуации. Это может быть клирос, крестный ход, домашнее молитвенное правило.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки из кожи в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.

В середине 1980-х годов в англиканской церкви разработаны так называемые «англиканские» или «экуменистические» чётки. Как и традиционные православные, они содержали 33 бусины по числу лет земной жизни Христа, но разделённые на группы, как в католическом розарии.

В современной практике могут использоваться оригинальные чётки, предложенные шведским лютеранским епископом Мартином Лённебо (Martin Lönnebo), так называемые «жемчужины жизни» (швед. , англ. Pearls of Life) состоящие из 18 зёрен разной формы, размера и материала.

Чётки в бахаизмеПравить

В бахаи используют чётки с 95 зёрнами для обязательного ежедневного 95-кратного повторения Великого Имени. Также возможны чётки с 19 зёрнами по кругу и пятью на свободном конце для счёта 95 как пяти раз по 19.

Чётки в сикхизмеПравить

В ритуальной практике сикхов используются чётки с 27, 54 или 108 камнями.

Чётки в неоязычествеПравить

Плоские «перекидные» чётки-«болтухи». Изготовлены из оргстекла в местах лишения свободы. Россия

Чётки, изготовленные из кости, шитой золотом, в местах лишения свободы. Вариант северных лагерей

Чётки могут использоваться в качестве модного атрибута, аксессуара. Их носят на шее как бусы, на запястье как браслет, вешают на зеркало заднего вида в автомобиле.

Пример нерелигиозных чёток — греческие комболои.

В Армении, Азербайджане, Грузии, Казахстане и России наряду с традиционными используют ещё и плоские, так называемые «перекидные» чётки — плоскую ленту, не соединённую в кольцо, набранную из небольшого числа прямоугольных пластинок. Обычное число элементов в таких чётках — 13, но возможны также чётки с 8, 10 и 12 элементами. Чётки подобной конструкции (так называемые «болтухи») нередко изготавливаются в местах лишения свободы на территории бывшего СССР из разного материала: от плексигласа до хлеба. «Перекидные чётки» используются как атрибут «крутого» человека и не связаны с каким бы то ни было религиозным культом. Подобные чётки крутят, перехватывая пальцами, вокруг пальцев или всей ладони.

Разновидности и варианты названия чётокПравить

  • Музей комболои (греч. ), Нафплион, Греция, www.komboloi.gr
  • Музей бус (англ. ), Вашингтон, США, www.beadmuseumaz.org содержит большую коллекцию чёток
  • Коллекция Натальи Львовны Жуковской, насчитывает большое количество чёток, принадлежащих разным конфессиям

ЛитератураПравить

  • Трофимов С. А. Чётки: история, традиция, культура». — М.: АСТ, 2001. — ISBN 978-0-01-396681-0.
  • Untracht, O. Rosaries of India. // Traditional Jewelry of India / H. Whelchel (Ed.). New York: Thames & Hudson, Inc., 2008. pp. 69-73.

СсылкиПравить

Пе́рстные чётки (от церк.-слав.  — палец руки), также па́льчиковые чётки — вид чёток, применяемых православными мирянами, в виде замкнутого в кольцо шнура с навязанными счётными узлами или нанизанными зёрнами. При совершении молитв перстные чётки надеваются на палец. Для отсчитывания больших чисел чётки могут переноситься с одного пальца на другой.

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

Перстные чётки, применяемые для непрестанной молитвы без счёта

Разновидности перстных чётокПравить

Традиционные перстные чётки имеют небольшое число (обычно 10) счётных элементов (узлов или бусин) и центральный элемент — бо́льшую бусину, кисть, привеску с изображением креста и т. п.

Самостоятельной разновидностью являются перстные чётки без привесок и разделителей, применяемые при непрестанной молитве без счёта (например, в практиках исихазма) для поддержания ритма и сохранения концентрации.

Культурные параллелиПравить

В католицизме широко распространено использование колец-розариев с декадой «ступенек» и изображением креста. У басков подобное кольцо получило особые признаки. В Ирландии в период религиозных гонений сложилась форма однодекадных чёток, скрываемых в ладони, без замыкания в кольцо.

  • Католическое однодекадное кольцо-розарий, серебро
  • Баскское кольцо-розарий в виде шейного ювелирного украшения
  • Устройство ирландского розария

К СВЕДЕНИЮ:Мала — санскритское слово, означающее «гирлянда». На тибетском языке звучит как «тренгва» Такие четки помогают отслеживать, как человек читает, поет или мысленно повторяет мантру. Часто применяют малу во время практики йоги или простого перебирания бусин руками для самоуспокоения.

108 – священное число. Что оно означает?

Если насчитаете 108 бусин в четках – перед вами традиционный вариант буддийской малы. Но для счета мантр распространены и меньшие числа: 54, 27, 21, 18 и 7.

  • Если приглядеться, то в тибетских четках из 108 бусин вы увидите дополнительные бусинки. Эти маркеры добавляются через определенные интервалы (после 27-й, 54-й и 81-й). Подобные разделители «подсказывают», сколько уже пройдено от одного круга: ¼, ½, ¾ . Они же помогают перебирать четки в буддизме правильно и вдумчиво.
  • Есть у тибетских мала и «ВЕРШИНА» – головная бусинка, которую именуют бусиной гуру или сумеру. Она символизирует отношения между учеником и гуру или духовным учителем.

Потому что число 108 является священным во многих восточных религиях, включая буддизм, индуизм и джайнизм. Получается оно путем умножения 27 на 4 – мы находим 4 лунных четверти в каждом из 27 лунных домов.

Ничего сложного в том, как пользоваться буддийскими четками, нет. Главное – берите их уважительно, держите в руках мягко, не стискивая крепко пальцами.

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

  • Найдите бусинку рядом с сумеру («вершиной» четок буддистов) – с нее начнется отсчет.
  • Двигаясь по часовой стрелке, перебирайте по одной мала большим пальцем за каждое повторение мантры.
  • Если будет повторяться более 100 мантр, чаще всего меняют направление, в котором подсчитываются бусинки вместо того, чтобы пересекать бусину гуру, в знак уважения к своим духовным учителям.
Про йогу:  Виды йоги. Как выбрать тип и направление йоги, подходящий вам.

К СВЕДЕНИЮ:От выбранной мантры зависит, в какой руке вам нужно держать четки: Положите их в левую руку во время чтения с акцентом на женских божествах и / или шуньята (пустота). Держите в правой руке, читая мантры вокруг мужских божеств и / или сострадания.

После использования тибетские четки можно повесить на шею как ожерелье (самый популярный способ). Это позволяет держать главную бусину рядом с вашим сердцем. Нередко малы носят на запястье, обернув 3-4 раза вокруг руки. Кто-то хранит их в безопасном месте до следующей молитвы (применения).

Как выбрать свой «талисман»?

Теперь вы знаете, как перебирать четки в буддизме правильно. Осталось выбрать то, что отзовется в вашем сердце.

Да, выбор этого сакрального аксессуара – личный процесс, где интуиция станет лучшим советчиком. Мы лишь можем раскрыть для вас некоторые важные моменты:

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

1. Самый удобный размер бусин, который идеально подходит как для женских, так и для мужских рук, составляет 9 мм. Но кому-то удобнее перебирать четки поменьше – 7-8 мм.2. Цвет зависит только от ваших предпочтений. Благо, выбор огромен.3. В древние времена тибетские четки делали из натуральных материалов. Это и рудракша³, и розовое дерево, кости яка или раковины, камни аметисты и кораллы. Если хотите подобрать малы, чтобы резонировать с определенной чакрой – остановитесь на подходящих камнях. Или выберите то, что тактильно и эстетически приятно.

Чтобы носить мала, не обязательно быть буддистом. Только вы решаете, как пользоваться буддийскими четками. Возможно, они станут вашим проводником в медитациях или как украшение (вместе с натуральным янтарем) будут дарить исцеление и духовную силу.

СОВЕТ:Обратите внимание на янтарные четки. Их популярность обусловлена тем, что янтарь – не камень, как его называют, а застывшая смола вековых хвойных деревьев. Каждая бусина уже априори хранит древнюю историю и самую суть всех времен, в каждой мале скрыта удивительная сила, которая копилась веками.

ВАЖНО:Тибетские мала из янтаря приносят энергию терпения, защиты, романтической любви, чувственности, очищения, исцеления и спокойствия тем, кто носит или носит их. + Балтийский янтарь особенно приносит удачу и усиливает красоту своего обладателя.

ила священных мантр безгранична. Их повторяют множество раз в надежде защититься от всего дурного, восстановить здоровье, постичь глубинный смысл мироздания, погрузившись в самого себя. Это универсальный инструмент, который позволяет раскрыть духовный потенциал и направить собственную энергию в правильное русло. Каждое слово, каждый звук в мантрах несёт глубочайшее сакральное значение, ведь с их помощью человек взывает к Богам. Регулярная джапа может стать благословением для тех, кто находится на перепутье, ищет верную дорогу к собственной личности, стремится познать свой внутренний мир и очиститься от накопленного там хлама. А основным инструментом для правильного и духовного чтения мантр служат чётки – мала. Это является сутью четок.

История мала насчитывает несколько тысячелетий. Чётки служат обязательным атрибутом многих практиков йоги, ведь это не просто символ какой-то одной духовной традиции. Западные люди обычно представляют их как своеобразные бусы, собранные воедино прочной нитью. Формально именно так и есть – мала представляет собой 108 бусин, нанизанных на нить. Оба конца этой нити скрепляются воедино 109 бусиной, из которой иногда оставляют своеобразный хвост. Однако то лишь внешняя суть чёток – такой аксессуар выступает в роли хранителя энергии, предмета, в котором накоплена истинная суть практик медитации через мантры. Нить служит символом внутреннего стержня, а бусины олицетворяют зримую составляющую миров.

Чётки используются при чтении мантр для отсчёта количества повторений. Проводить расчёты в уме в принципе невозможно – это помешает сосредоточить своё сознание на выбранной мантре, а значит, результат такой медитации будет нулевым. При этом обойтись полностью без счёта тоже не получится – количество повторений является важной составляющей духовного просвещения. Так, начальным уровнем практики считается 108 тысяч повторений мантры – только тогда она усваивается на подсознании и постепенно входит в ум. Это число является своеобразной точкой отсчёта, целью, которую стремится достичь практик.

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

На некоторых чётках присутствуют также специальные счётчики, позволяющие фиксировать десятки и сотни повторений мантры. Это позволяет медитирующему не отвлекаться от погружения в себя и при этом не сбиваться со счёта.

С момента рождения сознание человека загружается бесчисленным количеством информации, которая поступает извне. Реалии современной жизни таковы, что большая часть этих знаний лишь засоряет мозг – телевидение, масс-медиа и пресса приносит мало доброго и светлого в нашу жизнь, да и общение не всегда идет на пользу, ведь все люди устроены по-разному. Сознание, перегруженное информацией, нуждается в очищении посредством медитации, и чётки помогают в этом как нельзя лучше.

Чем глубже практик погружается в медитативное состояние, тем больше ненужной информации, спрятанной в потаённых уголках души, ему открывается. Чтобы разобраться в огромном количестве ненужного хлама, потребуется максимум усердия и терпения, поэтому отсчитывание мантр является непременным спутником медитации. Малы помогают настроиться на нужную волну, не отвлекаться от практики и подходить к молитве более осознанно. Впрочем, отсчитывание мантр – хоть и основное, но далеко не единственное предназначение чёток:

  • Концентрация и внимание. Использование мал во время медитации требует полного отвлечения от внешней суеты и погружение в собственное подсознание, где и происходит осмысление. Поэтому перебирание бусин позволяет концентрироваться на произносимых мантрах, не обращая внимание на происходящее извне.
  • Контроль над телом и сознанием. Во время медитации иногда руки непроизвольно тянутся теребить окружающие предметы, особенно у тех, кто только начинает своё знакомство с буддийскими традициями. Чётки помогают избежать этого, ведь, если руки заняты делом, то и ум не отвлекается на посторонние предметы.
  • Осязание. На кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, тесно связанных с мозгом. Размеренное и монотонное перебирание бусин позволяет снять стресс и успокоиться, расслабиться и восстановить гармонию нервной системы.
  • Накопление энергии. Каждый раз, перебирая чётки, практик делится позитивной энергией с природным материалом, из которого они выполнены. Чётки способны накапливать этот поток и при следующей медитации делиться теплом и зарядом энергии со своим обладателем.
  • Лечебные функции. Поскольку малы являются своеобразным аккумулятором энергии, прикоснувшись к ним, можно получить поддержку в самые смутные часы своей жизни – при телесных или душевных недугах, череде неудач и упадке сил.
  • Отсчитывание ритма. Некоторые мантры требуют особого ритма при произнесении, и чётки помогают его наладить.

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

Буддийские чётки были и остаются настоящей реликвией для истинных приверженцев Учения. Неспроста принадлежащие великим Учителям малы замуровывали в ступы или фундаменты храмов, размещали на алтаре – в них сокрыта великая сила, неописуемый поток положительной энергии, света и благости. Перебирая бусину за бусиной, практики приближаются к священной цели – найти своё истинное предназначение, очистить душу и разум от ненужного мусора, стать ещё на ступень выше на пути саморазвития и приблизиться к просветлению.

Разновидностей сакрального аксессуара для отсчитывания мантр безчисленное множество. Заглянув в лавку, можно растеряться от обилия цветов и материалов, из которых изготовлены чётки. Однако ошибочно полагать, что внешние различия – единственное, чем отличаются эти типы. При выборе малы имеет значение даже узелок, которым скреплены концы нити. Продетые через нулевую бусину хвосты могут означать статус обладателя чёток – начиная с тех, кто только знакомится с практикой, и заканчивая посвящёнными монахами и наставниками.

Для изготовления малы могут использоваться только природные материалы, которые способны накапливать энергию. Выступая в роли аккумуляторов жизненных сил, бусины могут быть выполнены практически из чего угодно:

В принципе, при изготовлении малы может использоваться что угодно из того, что подарила Природа. Правда, далеко не все натуральные материалы в одинаковой степени аккумулируют энергетические потоки. Деревянные бусины хоть и обладают теплом и спокойствием, все же не отличаются высокими накапливающими способностями, поэтому при выборе чёток стоит в первую очередь обратить внимание на каменные и минеральные виды. Наиболее оптимальным вариантом служат чётки из горного хрусталя, поскольку этот материал лучше других накапливает позитивную энергию, способствует исцелению и умиротворению.

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

Глубинный смысл сакрального числа

Магическая сила числа 108 стала основой для многих религиозных церемоний и древнейших обрядов. Согласно легенде, сам Будда нарек это число священным, и означает оно многогранность вселенной. Сакральная суть 108 имеет множество объяснений как в буддизме, так и в других философиях:

  • известно 108 греховных желаний – танха – которые отягощают карму;
  • хатха-йога насчитывает 108 ключевых лечебных асан;
  • колокольный звон буддийских храмов исчисляется 108 ударами, так же как и японского храма Зэн в преддверии Нового года;
  • ступа Бодхнатх в Катманду окружена 108 цилиндрами;
  • в Индии расположено 108 самых чтимых храмов;
  • сердечную чакру формируют 108 энергетических каналов.

К тому же, 108 получается при перемножении 9 и 12 – чисел, которые имеют особое духовное значение:

  • отправляясь странствовать, буддийский монах вправе взять с собой только 9 вещей;
  • число 12 включает 7 и 5, где 7 олицетворяет количество дней недели, цветов радуги, нот, звезд Большой Медведицы и другие природные явления, а 5 отражает первоэлементы природы;
  • 9 месяцев длится вынашивание младенца во чреве;

Основание имеет также идея о том, что человек наделен 108 чувствами, 36 из которых относятся к прошлому и по столько же – к настоящему и будущему. Санскритский алфавит насчитывает 54 буквы в двух интерпретациях – Шива и Шакти (мужской и женской). Продолжать это толкование можно до бесконечности, ведь в природе существуют тысячи примеров, которые являются олицетворением значимости цифры 108 и её составляющих.

Именно поэтому чётки на 108 бусин являются наиболее распространенным вариантом. Формально в них есть ещё и 109 объединяющая бусина, но ее называют «нулевой» или бусиной Бога. Встречаются и другие модели – например, на 9, 27, 36 или 54 бусины, но 108 в любом случае должно быть кратно их количеству.

Про йогу:  Практика Йоги Приветствие солнцу: как выполнять и почему улучшает здоровье | Rider Skill

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

Простое перебирание малы никоим образом не поспособствует концентрации и погружению во время медитации — важно также и умение пользоваться этим инструментом во время джапа. Держа чётки между указательным и большим пальцем, можно столкнуться с дополнительными неудобствами, которые будут отвлекать во время практики — как только начнётся процесс погружения в свой внутренний мир и концентрация на собственном сознании, руки могут немного расслабиться, а значит, чётки просто выпадут на пол и разрушат это состояние. Чтобы этого не происходило, держать их нужно тремя пальцами: указательным придерживать, а средним постепенно передвигать.

Держать чётки во время медитации лучше всего в области Анахаты – сердечной чакры. Правда, удержать их в таком положении долгое время не получится – руки вскоре затекут, и физический дискомфорт будет отвлекать. Поэтому можно выбрать наиболее удобную позицию для джапы – главное, чтобы внешние обстоятельства способствовали погружению в медитативное состояние.

Читать можно абсолютно любую мантру, которая кажется медитирующему наиболее близкой на конкретном жизненном этапе. При этом произносить священные слова желательно вслух или полушёпотом, поскольку внутреннее чтение не столь эффективно и требует значительной подготовки от медитирующего. При повторении мантры «про себя» легко сбиться и отвлечься от истинной цели, поэтому такая практика доступна только тем, кто обладает значительным опытом. К тому же, беззвучное чтение лишено звуковой энергии и вибрационных колебаний, а значит, эффект будет не полным.

Каждая бусина соответствует одному повторению мантры. Пройдя по кругу, нельзя просто перешагнуть через скрепляющую 109 бусину – такое действие может полностью перечеркнуть эффект джапы. Считается, что круг служит символом колеса Сансары, и, чтобы разорвать его, достаточно перебрать все 108 бусин и начать сначала в обратном порядке.

Наставникам и опытным практикам достаточно взглянуть на то, как человек перебирает чётки, чтобы понять, какие эмоции преобладают в его душе. Если малы при медитации тянут на себя, внутренний мир ещё не очистился от демонического начала, а перебирание «от себя» говорит о силе альтруизма и света. Поэтому, осваивая джапу, лучше сразу учиться перебирать чётки правильно, отделяя бусину от бусины.

Поскольку чётки имеют свойство накапливать энергию, передавать свой аксессуар другим крайне не рекомендуется. Исключением из правил служат опытные практики, которые гораздо более развиты энергетически. Такой индивидуализм позволяет сберечь энергетику мал.

При выборе малы руководствоваться стоит в первую очередь собственными ощущениями. Если аксессуар буквально притягивает вас с первого взгляда, а пальцы так и норовят потрогать «живой» материал бусин, значит, эти чётки предназначены именно вам. В этом случае атрибут лишь укрепит эффект медитативной практики, поможет усвоить мантры на подсознательном уровне, облегчит процесс погружения в подсознание и поспособствует очищению души.

Кроме того, стоит учитывать характер практики. Материал, из которого изготовлены бусины, должен воспринимать звуковые колебания выбранной мантры и сочетаться с восхваляемым Божеством. Новичкам в этом непростом выборе смогут помочь их наставники, а тем, кто уже имеет опыт медитации, будет совсем несложно найти «своё» среди множества вариантов.

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

Покупая чётки на рынке и в лавке, обратите внимание на натуральность материалов. Например, бусины из горного хрусталя на первый взгляд сложно отличить от стекла или хорошо выполненного пластика, поэтому просто слегка потрите бусины между собой – и в полной темноте они начнут немного искрить.

Заключение

«Вкладывай сердце, ум и душу даже в самые незначительные свои действия. Это и есть секрет успеха» — говорил Свами Шивананда. И действительно, какие бы чётки вы ни выбрали, главное – то, что находится у вас в душе. Перебирая бусины, вы сможете приблизиться к заветной цели, постичь азы медитации, стать духовно богаче и светлее. Если подходить к практике осознанно и усердно, она непременно принесёт плоды, а малы помогут достичь их в несколько раз быстрее.

Приобрести различные чётки вы можете пройдя по ссылке

аждый человек хочет быть счастливым. Те, кому дано встать на путь поиска источника счастья, личности – благословенны. Для них накоплен и оставлен в наследство драгоценный опыт, истинная мудрость и безусловные знания. Важно иметь намерение, силы и упорство, а также благоразумие и благодарность для того чтобы использовать бесценное наследие, призванное облегчить тернистый путь личностного восхождения.

Множество условий, задач, испытаний преодолеваются на этом пути. И уже в начале его, одно из них это – отказ от привязанностей к материальным объектам чувств, во имя более высокой цели.

Регулярная джапа (духовная практика медитативного повторения (рецитации) мантр) вне сомнений мощный помощник в освоении этой ступени.

Читаем в «Бхагавад-гите»:

«Из великих мудрецов Я — Бхригу,
а среди звуков Я — священный звук Ом.
Из жертвоприношений Я — повторение святых имен (джапа),
а из недвижимого — Гималайские горы».

Джапа является самым важным жертвоприношением, самой главной ягьей.

Слово «джапа» состоит из двух слов: «джа» — рождение, «па» – защита, поддержание, то, что защищает и хранит всё творение. Применительно к нам, джапа — это то, что создает нашу духовную личность и защищает её.

Инструментом джапы является МАЛА — чётки. В шастрах есть молитва, обращенная к четкам:

«О мала, воплощение маха-майи, олицетворение всех сил Вселенной,
В тебе сокрыты все четыре цели человеческой жизни.
Будь же для меня источником всех совершенств,
Помоги мне преодолеть всевозможные препятствия.
Когда я беру тебя в правую руку во время джапы,
Милостиво даруй мне всевозможные совершенства»

Физически чётки состоят из нити, на которую нанизаны 108 бусин, а также ещё одна бусина — 109-я. (На ней мантра не повторяется. )

Чётки с бусинами, нанизанными на нить, символизируют сотворенный мир. Нить (сутра) – это символ изначальной, тонкой, непроявленной энергии, являющейся основой всего мироздания. Бусины символизируют проявленную, видимую материю, представленную в виде бесконечного многообразия миров, а количество бусин, равное 108, символизирует бесконечность.

При чтении джапы, начинать нужно от центральной бусины и по часовой стрелке вести чётки от себя. Дойдя до центральной бусины, чётки нужно перевернуть и снова вести от себя, в другом направлении. При этом нельзя переходить через 109-ю бусину. Если кто-то перескакивает через центральную бусину, то он не получает никакого результата от повторения мантры. Круг, как символ, олицетворяет колесо самсары, и чтобы избежать этого круга, его нужно разорвать, что мы и делаем, когда доходим до 109 бусины и поворачиваем в обратную сторону.

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

При чтении мантры с использованием большого и среднего пальцев звук святого имени входит в сердце человека и в его сознание.

Мантра может читаться с использованием других пальцев для получения следующих результатов:

  • большой палец и указательный — для мести (гуна невежества);
  • большой палец и безымянный — для устранения неприятностей;
  • большой палец и мизинец — для исполнения всех желаний.

Зачем нам, в конечном счете, все эти знания? У нас должно появиться чёткое понимание того, что всё связано в этом мире. Когда мы находимся в гуне страсти, мы делим мир, дробим его и наслаждаемся выделенным. В гуне благости мы пытаемся понять единую природу, связь всего сущего, мы пытаемся понять, как разные объекты этого мира связаны между собой.

Для того, чтобы человек мог обрести богатство джапы, все благо от повторения мантры, ему необходимо:

  • сосредоточить свой ум, собрать его воедино, ум должен быть чистым;
  • молчать во время повторения, ни с кем не разговаривать;
  • думать о смысле мантры или хотя бы помнить о том, к кому мы обращаемся;
  • делать это с терпением и усердием, без беспокойств.

Некоторое время назад я занялась сбором четок. Подбирая камни для четок, нанизывая бусины на нить, завершая свою работу узлом, я испытываю чувство приобщения если и не к великому, то безусловно к чему то доброму, возвышенному, полезному. Иногда я подолгу держу в руках бусину особенно понравившуюся мне и заворожено не могу отвести взгляд от непостижимой красоты, цвета и узора непревзойденного в своем мастерстве великолепного мастера – Природы.

Собрав четки, я любуюсь ими, и всем сердцем желаю, чтобы они стали Доброму человеку добрым помощником. Так как Вы будете практиковать со своими четками (всем сердцем), так и я, стараюсь собирать их со светлыми помыслами и повторением святых имен (джапой) под звуки благостной музыки.

Как использовать буддийские четки для того, что им нужно

Накопив некоторый опыт, я могу на ощупь понять что у меня в руках : прессованный материал, имитация натурального камня или колерованные (окрашенные) бусины. И все же стараюсь приобретать бусины у одного поставщика, с которым сотрудничаю уже некоторое время, и который отвечает за качество и соответствие предлагаемой продукции.

Еще одним важным на мой взгляд моментом является ваш собственный выбор четок, вернее материала из которых они собраны. Может быть вы просто возьмете их в руки и почувствуете, как отзывается вам тот или иной камень. Возможно это будет солнечная рудракша, или теплое сандаловое дерево. Я выбирала свои четки и с учетом астрологических рекомендаций. Хотя в этом случае, на мой взгляд, правильнее обращаться к специалистам за составлением персональных рекомендаций с учетом даты, времени и места рождения человека.

Мне очень хочется чтобы мой скромный труд, мои добрые намерения крохотной капелькой соединились с потоком усилий людей, живущих и прикладывающих колоссальные усилия, для того, чтобы сделать осознанной не только свою жизнь, но и мир вокруг себя.

Приобрести четки ручной работы (из аметиста, сердолика, яшмы, лазурита, гематита и других натуральных камней), вы можете на сайте, в этом разделе.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий