аждый может представить, как выглядит цветок лотоса. Он похож на кувшинки, растущие в прудах, озёрах и реках нашей страны. Рассматривая внимательно лотос, мы можем наблюдать, что этот цветок живёт сразу в нескольких природных стихиях: корни цветка находятся на дне водоёма в земле, ствол и листья живут в воде, а сам лотос находится в воздухе, а его нежные лепестки обращены к небу и обогреваются лучами солнца.
Поза лотоса — известная асана в мире йоги, её называют падмасаной, а также камаласаной, но редко. «Падма» и «Камала» означают на санскрите ‘лотос’, а «асана» — ‘поза’. Эта асана является одной из самых завораживающих поз в йоге, но в то же время она и очень труднодоступная. Почему же люди, вставшие на путь йоги, так стремятся освоить это положение ног? Почему современному европейскому человеку трудно сесть в Позу лотоса? Какой эффект даёт Поза лотоса? Как сесть в Позу лотоса? На все эти вопросы я попробую дать ответ и разобраться в этой асане, опираясь на изречения древних мудрецов, опытных йогов, научную литературу и собственную практику.
Почему же люди, вставшие на путь йоги так стремятся освоить это положение ног?
В различных древневосточных религиях цветок лотоса занимал особенное место и представлялся символом в их философии.
- В Древнем Египте лотос соотносили с Вселенной, и он являлся троном для Богов. Растущий по берегам Нила цветок лотоса, был символом верховной власти.
- Во времена античности в греко-римской культуре лотос был символом Афродиты (Венеры).
- В Тибетской философии цветок лотоса означает высшее духовное знание.
- В Китае к лотосу относились как к священному растению, которое воплощает чистоту и невинность.
- В Индии со времён древности огромное значение представлял лотос и был тесно связан с верой и культурой этой страны. Индийские божества Вишну, Брахму, Лакшми ассоциируются именно с этим распустившимся цветком, также в индийской философии лотос ассоциируется с человеческой мудростью, а стебель лотоса — с красотой и осанкой главных героев индийской литературы.
Каждый, кто начинает практиковать йогу (я сейчас имею в виду практику асан), полагает, что это сводится только к физическим тренировкам, направленным на укрепление здоровья (я была не исключением в этом заблуждении), но рано или поздно люди начинают испытывать потребность в осознании сути йоги, желании разобраться в её основополагающих принципах и прийти к цели йоги — саморазвитию, просветлению, преодолев душевные и физические болезни.
У Патанджали в «Йога-сутрах» говорится, что «асана должна быть неподвижной и удобной». Возникает вопрос: это высказывание относится только к Позе лотоса или ко всем асанам? В каких ещё асанах можно выполнять удобно и неподвижно следующие ступени йоги: пранаяму, пратихару, дхьяну?
Читая различные книги и авторитетные рассуждения по йоге, встречаешься с тем, что в них описываются медитирующие йоги, сидящие в Позе лотоса; на иллюстрациях, относящихся к йоге, всегда фигурирует Поза лотоса; во многих восточных традициях оптимальной позой для внутренних практик является Поза лотоса.
В «Хатха-Йога Прадипике» Поза лотоса описывается как разрушитель всех болезней, а достигнуть этой позы смогут лишь несколько мудрецов на земле.
Некоторые книги по йоге достоинства и преимущества Позы лотоса описывают следующими предложениями: «Человек, сидящий в Позе лотоса хотя бы пятнадцать минут ежедневно с закрытыми глазами, сосредоточившись на Боге — лотосе в сердце — уничтожает все грехи и быстро достигает мокши (освобождается из круговорота рождения и смерти (сансары), а также избавляется от всех страданий посредством осознания своей целостности с Богом)».
Важное правило и условие для асан сформировано у Патанджали в «Йога-сутре»: пребывание в ней должно быть неподвижным и удобным. Означает ли это, что выполнение асаны потребует минимум сил и будет только удобной, при этом неважно насколько она сложная в выполнении.
Устойчивость свойственна многим асанам, но, безусловно, в Позе лотоса преобладает момент исключительно внутренней стабильности, при которой выполнение пранаям и медитаций намного удобнее.
Именно практикующий йогу, преодолев первоначальную боль в тазобедренных суставах (помним, что в коленях мы боль не терпим), понимает в Позе лотоса всю прелесть происходящего с ним, когда гармонизируется каждая часть человеческого организма, а ум и дыхание становятся ровными и спокойными.
Положение скрещенных ног для современного европейского человека является необычным и совсем несвойственным для него в силу того, что в основном он использует в повседневной жизни различные предметы мебели, которые расслабляют его тело, и тазобедренные кости только закрепощаются. Как обувь закрепощает наши стопы, так же и все эти предметы мебели не способствуют раскрепощению нижнего отдела позвоночника, тазовой области и суставов. У людей восточного и азиатского типа другое дело, они сидят в позе скрещенных ног с детства, и это помогает раскрытию тазобедренных суставов. Например, в Индии Поза лотоса является наследственной, врождённой позой и не вызывает каких-либо затруднений. Европейский современный человек большую часть своей жизни сидит на стуле, и его суставы не растянуты в области ног, таза и спины, поэтому большинство современных людей даже не могут долго сидеть на коврике, вытянув вперёд прямые ноги, при этом не скругляя позвоночник.
Главное, что мешает скрестить ноги в «лотосе», является связочно-мышечный аппарат в тазобедренном суставе (и карма прим.ред.), который поддаётся к раскрытию трудно, и подходить к этому надо постепенно, поэтому и трудиться над раскрытием тазобедренных суставов необходимо дольше, больше задействовав кости таза, суставы, связки и низ спины. Есть люди, которым Поза лотоса даётся сразу и легко, а другим придётся потрудиться достаточно много времени. Гибкость и мягкость связочно-мышечного тазобедренного аппарата у людей различная, кого-то природа наделила жёстким строением тазового пояса, и в силу анатомических нюансов им может потребоваться большее количество времени на раскрытие тазобедренных суставов. На сегодняшний день я ещё не сажусь в Позу лотоса, хотя Сиддхасана на небольшое количество времени мне уже поддалась, и прошу заметить, это не говорит о том, что моя практика йоги неполноценна, намерение у меня точно есть.
Поза лотоса может воздействовать на нас по-разному, а также иметь как восстанавливающие функции, так и нести негативные нюансы, собственно как и всё в нашем мире. Главное, к выполнению этой асаны подходить с осторожностью, чтобы практика приносила только благо, а не стремиться выполнить Позу лотоса во что бы то ни стало и положить здоровье на алтарь собственного эгоизма.
По словам Б. К. С. Айенгара, если практикующий йогу преодолеет первоначальную боль в коленях, он поймёт, что Поза лотоса — одна из самых расслабляющих поз. Вы сидите, а потому отдыхаете, но при этом остаётесь устойчивыми.
Он говорит о том, что необходимо преодолеть боль в коленях. Однозначно, терпеть боль в коленном и голеностопном суставах не стоит (ощутила на собственном опыте), а вот в тугоподвижных тазовых костях потерпеть боль немного можно, даже необходимо.
В книге «Физиология йоги» Дитрих Эберт описывает и даёт физиологическую оценку организму человека при выполнении Позы лотоса. Он высказывается, что выполняя правильно Позу лотоса, напряжений в мышцах ног не происходит, а по результатам проведённых исследований, не было даже обнаружено воздействия на четырёхглавую мышцу бедра. При построении такой асаны, где опора приходится на седалище-колено-колено, поза является устойчивой треугольной опорой. Поэтому при выполнении Позы лотоса затрата сил на удержание прямого положения корпуса будет энергетически минимальной.
Не могу не согласиться с ним, так как при какой ещё асане можно просидеть достаточно долго с прямой спиной и не реагировать на дискомфорт в мышцах, конечно с учётом того, что у вас уже достаточно неплохо растянуты суставы.
Я испытала на собственном опыте и ощущениях в теле. Даже позы, которые только подводят к Позе лотоса, несомненно, приносят пользу телу и помогают лучше растянуться околосуставным мягким тканям и мышцам нижних конечностей, а также увеличивается подвижность самих суставов.
Если обратиться к книгам по анатомии и внимательно рассмотреть тематику тазобедренных суставов, то мы поймём, насколько важным и необходимым является раскрепощение в этой области. Зажатость и закрепощение в тазобедренной области может привести к спазмам мышечных волокон, а связки и сухожилия, находящиеся в натянутом состоянии, могут вызвать напряжение, при этом кости в теле человека, связки, мышцы и сухожилия образуют динамическое единство.
Укрепление мышечной системы очень важно при освоении «лотоса», так как основная работа для них заключается в том, чтобы переместить кости и придать им удобное положение. Также Поза лотоса помогает восстановить не только функции тазобедренных суставов, но и нижней части позвоночника. Правильно выполненная поза способствует раскрепощению позвоночника. В таком устойчивом положении, когда таз и ноги обеспечивают поддержку позвоночнику, будет затрачиваться куда меньше мышечных усилий, а энергию, которая растрачивалась бы на сохранение равновесия, возможно использовать для практики пранаям и медитаций.
Для раскрытия тугоподвижных тазобедренных суставов существует множество асан, которые подготавливают нас к Позе лотоса. Какие самые эффективные и действенные из них, я постараюсь раскрыть в следующем разделе.
В «Хатха-Йога Прадипике» Поза лотоса описана следующим предложением: «Поместите правую пятку на левое бедро, левую пятку — на правое бедро».
Когда видишь, как некоторые с лёгкостью заплетают ноги в «лотос», кажется, что эта асана не так уж и трудна, но поверьте, это иллюзия. Если вы не имеете достаточно растянутых мышц, связок и подвижности в суставах, вряд ли её можно повторить. У некоторых занимающихся йогой возникает мысль, что Поза лотоса слишком сложная и трудная в исполнении, и заплести ноги в неё могут только очень гибкие от природы люди, продвинутые в практике йоги, или монахи-отшельники. Но я вас уверяю, что это, однозначно, неправильные мысли! Подходя к Позе лотоса и действуя правильно и последовательно, следуя здравому смыслу и опираясь на опыт мудрых учителей, можно достичь успеха в её освоении.
В книге «Гхеранда-самхита» есть высказывание: «ни сидение в позе лотоса, ни стояние на голове, ни скашивание глаз на кончик носа не является йогой».
Практики йоги, которые только подходят к освоению «лотоса», стремятся к немедленному успеху, забывают, а может, вначале просто не знают основных принципов строения человеческого тела (и я была не исключением), что для того, чтобы сесть в «лотос» ни в коем случае нельзя тянуть колени, а необходимо прикладывать усилия и набраться терпения в растяжении и раскрытии тугоподвижных тазобедренных суставов. Природа очень умно подошла к анатомическому строению человека и устроила так, что колени у нас только сгибаются и разгибаются. Такие движения, как вращение, отведение или приведение вправо и влево, неприемлемы для коленных суставов, и если эту норму не соблюдать, то это может привести к возникновению боли в коленном суставе или вовсе к необратимым травмам коленей, которые решаются только хирургическим путем.
Позой, которая приведёт к освоению Позы лотоса, является Сукхасана, или её ещё называют Поза сидения по-турецки, также можно попробовать осваивать Вирасану, Баддха Конасану, Джану Ширшасану, Упавиштха Конасану, Пашчимоттонасану, Ардха Падмасану, где только одна нога лежит на противоположном бедре, но самая близкая к «лотосу» — это Сиддхасана. Чтобы изменение качества этих подготовительных поз происходило быстрее, желательно при каждом удобном случае, сидя перед компьютером или музыкальным инструментом, за чтением книги, находиться со скрещенными ногами.
Важно в течение некоторого времени пребывать в этих асанах в состоянии неподвижности и не применять силы и давления на колени. Находясь в асане, необходимо сосредоточить своё внимание, как можно больше расслаблять мышцы и направлять своё дыхание на расслабление мышц.
Однозначно неправильный метод выполнения Позы лотоса — это прилагать физические усилия, пытаясь закрутить ноги в «лотос». Нет никакой необходимости травмировать свои колени, чтобы добиться выполнения Позы лотоса. К тому же, читая авторитетные трактаты по йоге, практикующий уже должен знать, что один из главных принципов в йоге — это не навредить, в том числе и своему здоровью! Занимающийся йогой не должен ставить самоцелью выполнение Позы лотоса и превратиться в робота-разрушителя, который настроен на самоуничтожение и не будет способен к нормальному контакту с миром и самим собой.
В трактате «Бхагават-гита» говорится: «Для умеренного в еде и воздержании, умеренного в деятельности и делах, умеренного во сне и в бодрствовании бывает йога, уносящая горе». Например, в текстах натхов утверждается следующее: «Избавленный от всех болезней йогин развивает тело гибкое и мягкое, как внутренняя часть стебля лотоса, и так наслаждается молодостью и долголетием».
Святой Антоний в своём писании (хоть совсем и не о йоге) говорил (его слова тоже можно отнести непосредственно к самой сути йоге): «Есть люди, которые изнурили тело своё подвижничеством, и, однако, удалились от Бога, потому что не имели рассудительности».
Из приведённых цитат можно сделать вывод, что единственно верным будет ничего не делать с телом такого, на что оно будет отвечать болью или нежелательными ощущениями. Б. К. С. Айенгар говорил: «Йога — это ослиная работа, но результат — великолепный!»
В значимом источнике по философии йоги «Бхагават-гита» говорится: «Лишь на действия будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не отвлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деянья, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовётся йогой».
Подходить к освоению Позы лотоса необходимо постепенно: если у вас недостаточно раскрыты тазобедренные суставы и нет врождённой гибкости ног, то заплести ноги в этой асане у вас получится далеко не сразу. Однако не стоит отчаиваться, создайте намерение и рвение с постоянной осознанностью и готовностью к длительному осуществлению практики, и рано или поздно вы покорите эту вершину.
отос в руках Будды, «Лотосовая сутра», поза лотоса в йоге, рождённые из лотоса — этот цветок в мифологии и религиях Востока, пожалуй, самый популярный и загадочный. Его образ часто упоминается в древних преданиях и текстах, он использовался и до сих пор используется в религиозных обрядах и духовных практиках.
Обычно растущий в мутной, почти стоячей воде или на болотах, вдали от шумных городов, лотос чист и прекрасен. Каждый вечер он закрывает свой цветок и прячется под воду, а утром появляется снова. Но цветок его всегда остается сухим, излучает чистоту и свежесть. Причина этого — особая структура лепестков и листьев: они могут отталкивать воду и самоочищаться. Поэтому его сравнивают с духом: также как дух не пятнается материей, так и лотос не пачкается илом, из которого растёт, а потому он олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие. Лотос также является эмблемой совершенства, поскольку его листья, цветы и плоды образуют круг. Лепестки лотоса напоминают солнечные лучи. Вырастающий среди первозданного хаоса, он символизирует центр мироздания.
В Древней Индии нашу землю представляли как гигантский лотос, распустившийся на поверхности воды. В Упанишадах рассказывается, что когда творец и хранитель мира Вишну отдыхал среди бесформенных первозданных вод, из его пупка вырос божественный гигантский лотос. В нём родился Брахма, создающий миры, от которого и образовалась наша Вселенная. Брахма в обычной иконографии изображается либо стоящим, либо сидящим на лотосовом троне.
С лотосом связана и супруга Вишну — Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда её имена Падма или Камала («лотосная»).
Трон в виде лотоса – атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств. В Древней Индии в лотосе усматривали образ творческой силы, символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине, – священная гора Меру, которая рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Согласно легендам, на вершине горы Меру пребывали небожители и величайшие боги. Среди современных названий гималайских вершин есть также вершина Меру, но в представлении индусов наиболее священной считается гора Кайлаш.
Розовый индийский лотос является эмблемой Будды Шакьямуни. В преданиях, посвященных его жизни, сообщается о том, что в момент рождения царевича Гаутамы небо разверзлось и разразилось чудесным дождем из лотосов , и всюду, где ступала его нога, вырастал огромный лотос. С тех пор все важные события в его жизни отмечались выпадением лотосового дождя.
Гуру Ринпоче, который распространил буддизм на Тибет (VIII в.), известен в буддийской традиции как Лотосорождённый. Говорится, что в стране Уддияна (Оргьен) на озере Данакоша в лепестках лотоса материализовался человек. В знак этого чудесного события его назвали «рождённый из лотоса» — Падмасамбхава. Гуру Ринпоче был полностью просветлённым, буддой, который появился в этом мире, чтобы помогать всем живым существам.
Одного из учеников Будды Шакьямуни — бодхисаттву Авалокитешвару в одном облике зовут Падмапани («держащий в руках лотос»), причём цветок выступает символом сострадания. В другом облике его зовут Падманартешвара («бог танца с лотосом»), и он несёт красный цветок лотоса. Он является также великим символом познания, которое ведёт из круговорота перерождений. Один из главнейших атрибутов Авалокитешвары — знаменитая шестисложная мантра «Ом мани падме хум» — « О Сокровище в сердцевине лотоса» .
Белый лотос — непременный атрибут мирных буддийских божеств, многие из которых — Белая Тара, Манджушри, Будда Майтрейя и другие — традиционно изображаются стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке.
Лотос — одно из восьми сокровищ или благоприятных символов буддизма. Согласно легенде, когда Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом Бодхи, божества преподнесли ему восемь благоприятных символов, указывающих на непосредственную связь его учения с жизнью людей. Лотос, рожденный из грязи незапятнанным, олицетворяет собой непривязанность к сансаре, хоть и пребывает в ней.
Образ лотоса напоминает нам о качестве ума — его изначальной светоносной природе, которая присутствует в нас всегда, несмотря на приобретенные силой кармы загрязнения. Для концентрации ума во время медитации, особенно на ранних этапах практики, очень важна правильная поза, которая так и называется «поза лотоса». Выпрямляя спину, скрещивая ноги и складывая руки ладонями вверх, человек действительно становится внешне похож на этот цветок: конечности ассоциируются с лепестками, а прямая как стрела спина — со стеблем.
Позе лотоса обучаются йоги. Визуализируя свою энергетическую систему, они представляют чакры (энергетические центры) в виде лотосов разных цветов, с разным количеством лепестков, повернутыми вверх или вниз. Энергетические потоки, проходя через чакры, вырываются вверх через самую главную из них, расположенную в районе темени. Венечная чакра именуется сахасрарой, то есть тысячелепестковым лотосом.
Растение лотос (которое можно встретить в разных странах, в том числе и в России — в основном, в дельте Волги и на Дальнем Востоке), находит и своё практическое применение в жизни людей. Из семян лотоса, вырастающих величиною с орех, делают чётки. Издревле лотосы давали людям и пищу, и лекарство от многих болезней. В традиционной китайской, индийской, вьетнамской, тибетской медицине для приготовления лекарств использовали все части растения. Уникальные свойства лотоса как будто символизируют качества бодхисаттв, которые стремятся принести пользу всем живым существам.
оза полулотоса, или Ардха-падмасана, как её называют, — одна из основных асан в йоге. Название её переведено с санскрита, где «Ардха» — ′половина′, а «Падма» — ′лотос′. Лотос — одно из прекраснейших растений на нашей планете, которое так сильно почитается в восточных религиях и йоговских практиках. Именно поэтому позы лотоса или полулотоса так почитаемы. Близки к ним также различные вариации скрещенных ног, таких как Сидхасана (Совершенная поза) и Сукхасана (Удобная поза).
Выполнение Ардха-падмасаны (Полулотоса) облегчает освоение более сложной асаны — полного Лотоса (Падмасаны), — так как систематическое пребывание в этой асане приводит к раскрытию тазобедренных суставов и делает колени и лодыжки более гибкими. На первый взгляд она может показаться лёгкой для выполнения, но порой для начинающих практиков достаточно затруднительно сесть в данную позу, так как в нашем современном мире у многих наблюдается закрепощённость в тазобедренных суставах. Поэтому в основном на йога-классах для начинающих упор идёт на проработку тазобедренных суставов для того, чтобы начинающий практик мог постепенно приходить к медитациям и пранаямам и не отвлекаться на боли в коленях и бёдрах. Пребывать в этом положении вы можете так долго, как пожелаете, и даже сделать эту асану своим обычным сидячим положением. Если же данное положение пока недоступно или вам тяжело долго находиться в нём, а тем более если вы чувствуете острую боль в коленях, — нужно срочно выйти из асаны и осторожно выпрямить ноги. Для того чтобы постепенно убрать дискомфорт в теле при выполнении Ардха-падмасаны, учителя йоги рекомендуют хотя бы по 5 минут в день пребывать в данной позе или сидеть со скрещенными ногами так, как позволяет ваше тело в данный период времени.
Появляется вопрос: «Так как же сесть в позу полулотоса, о которой так много говорят?» В этом для нас есть помощники, о которых стоит рассказать. Все мы знаем, что, для того чтобы освоить что-то тяжёлое и пока недоступное для нас, мы должны идти ступенчато, потихоньку преодолевая препятствия. Итак, перед тем как сесть в позу полулотоса, нужно хорошенько разогреть голени, колени и, самое главное, бёдра. Должно быть понимание, что в позу лотоса и полулотоса можно сесть только раскрепостив бёдра, а не колени! Вот здесь к нам на помощь и приходят несколько подготовительных асан, которые раскрепощают тазобедренные суставы: поза воина II (Вирабхадрасана II), поза низкого выпада вперёд (Анджанейасана), поза голубя (Эка Пада Раджакапотасана), поза коровьей головы (Гомукхасана), поза треугольника (Триконасана), поза головы к колену (Джану Ширшасана), поза разжигающая огонь (Агни Стамбхасана) и т. д. После подготовительных асан можно пробовать выходить в позу полулотоса.
Внимание! Лицам с острой или хронической болью в коленях, с воспалением или травмами в области бёдер не рекомендуется выполнять это упражнение. Если вы разогрелись и противопоказаний у вас нет, то можно приступать!
- Сядьте в Сукхасану с прямой спиной.
- Выпрямите ноги перед собой немного разведя пятки.
- Согните правую ногу в колене, захватив правую лодыжку правой рукой и большой палец правой ноги левой рукой. Сгибая и опуская правое колено к полу, медленно поднимите стопу и плотно поместите её в основание левого бедра, развернув подошву вверх, уделяя особое внимание коленям.
- Мягко опускайте правой ладонью согнутое правое колено так, чтобы оно коснулось пола.
- Немного согните левую ногу в колене. Захватите левую лодыжку левой рукой и большой палец левой ноги правой рукой. Сгибая левое колено к полу, перемещайте левую лодыжку к правой икре. Немного поднимите правое бедро и поместите левую стопу под правое бедро в удобное положение с подошвой, развёрнутой вверх. Тыльная часть левой стопы должна лежать прямо на полу. Левое колено должно также коснуться пола.
- Оба колена по возможности должны касаться пола.
- Поместите ладони удобно на колени и выпрямите спину.
- Расслабьте мышцы лица, рот и живот. Язык касается верхнего нёба и примыкает к передним зубам.
- Дышите через нос животом: вдох — живот вперёд, выдох — живот подтягиваем.
- Повторите выполнение асаны, поменяв положение ног. Многие, как начинающие, так и опытные практики, сталкиваются с тем, что у них затекают ноги в позе полулотоса. Причинами могут являться, в первую очередь, закрепощения в тазобедренных суставах. Из этого также вытекает то, что обычно нога в голеностопе, которая лежит на бедре, начинает «заламываться» и туда перестаёт поступать кровь, что вызывает онемение и затекание ноги. Так же, как было сказано ранее, появляется боль в коленях по причине того, что таз недостаточно раскрыт, а мы пытаемся сесть в Полулотос за счёт ротации в коленях.
Многие умельцы начинают с силой давить на колени, думая, что раскрытие идёт именно в этой области, и получают травмы.
Затекают ноги в позе полулотоса: что делать
Также причина может быть в том, что спустя некоторое время пребывания в Полулотосе прямая спина незаметно становится менее прямой и мышцы бёдер и поясницы начинают потихоньку зажиматься, частично зажимая сосуды и нервные волокна, что влияет как на кровоток, так и на нервную проводимость. Итог — ощущение онемения. Решает вопрос регулярная работа с мышцами этих областей в виде придания им естественной подвижности, в виде техники сокращения—расслабления мышц в ходе практики асан-вьяям. А также за счёт регулярной практики медитации, когда тело привыкает продолжительное время находиться в ровном положении. И постепенно онемение будет возникать позже и начнёт исчезать.
Есть ещё и другая сторона медали — энергетическая. Блоки, зажимы в теле мешают энергии (пране) свободно циркулировать по телу, в том числе в районе таза и ног. И хотя в это, может быть, сложно поверить, но если энергетический уровень человека достаточно высок, и энергия движется более-менее беспрепятственно, то онемения не будет. Бывает даже так, что человек садится практиковать и в начале не совсем комфортно себя чувствует, но потом в медитации он достигает определённого состояния, в котором все онемения и боли в теле просто исчезают, — это значит, что в ходе практики у него повышается энергетический уровень и энергия поднимается по каналам вверх. Поэтому имеет смысл развивать и поднимать энергию. В нижних частях нашего тела, начиная от пупка и ниже, находится так называемая апана-вайю. Основные функции которой в нашем организме — выделительные, основное же свойство апана-вайю — движение вниз. В итоге, если апаны очень много, то ноги будут закрепощаться всё больше и больше. Поэтому нужно также работать над понижением апаны-вайю, и задача йога — перенаправить движение энергии вверх, соединив её с энергией праны в области пупка.
И знайте, что йога, в первую очередь, это 99 % практики и 1 % теории! И как говорил один из великих учителей Шри Кришна Паттабхи Джойс: «Do your practice and all is coming» («Практикуй и всё придёт»). Ом!
Концептуальное сознание – тренинг от #плохойкоуч, который научит вас сознанию счастливого человека. 30 Дней осознаний, хорошего настроения и перемен. С наставничеством Алекса Байхоу.
ПОДРОБНЕЕ
Если вы до сих пор не верите в чудеса, вам пора побывать в Бурятии: там, в Иволгинском дацане в 40 минутах езды от Улан-Удэ, под стеклянным колпаком сидит человек, который скончался ещё в 1927 году. Он сидит в позе лотоса с прямой спиной, никем и ничем не поддерживаемый. Ученым невдомек, почему тело не только не разлагается, но и почему-то источает благоухание. А главное, почему любой, даже самый последний скептик, находясь подле испытывает трепет и вместе с тем чувствует огромный прилив душевных сил. Буддисты знают, что Даши-Доржо Итигэлов — их любимый Хамбо-лама, как и обещал когда-то, вернулся в мир живых и вновь принялся творить чудеса.
Одна из главных святынь Иволгинского дацана — дерево «бодхи», или баньяновое дерево, которое почитается всеми буддистами – по легенде, именно под ним Будда достиг полного просвещения. Для этого дерева в монастыре даже построена специальная оранжерея. Любой человек может обрести здесь исцеление, духовное или физическое — монахи лечат прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, проводят обрядовые ритуалы.
Бытуют слухи, что дацан может подарить и исцеление – говорят, что таким чудодейственным даром обладает нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, которому можно поклониться в Иволгинском дацане. Оно хранится в храме Чистой земли, который притягивает к себе буддистов со всего света. Как гласит легенда, Лама Даша Доржо Итигэлов, будучи уже глубоким старцем, сел в позу лотоса и покинул свое тело в начале прошлого века, повелев своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы, когда минет 70 лет. Ученики выполнили его наставления и сегодня, спустя более восьмидесяти лет после «смерти», Лама Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса в главном дугане (храме) Иволгинского дацана.
Нетленное тело бывшего Главы буддистов России Ламы Даша Доржо Итигэлова, умершего 90 лет назад – это один из случаев энергоинформационной трансформации высочайшего уровня практики саморазвития Духа. Исследования экспертов демонстрируют потрясающие результаты: Итигэлова все признаки живого человека – мягкая кожа, подвижные суставы, отмечается и слабая активность мозга. Раз в полгода Лама даже прибавляет или теряет до полу-килограмма веса.
В строго определенные дни к ламе, «восседающему» под стеклянным колпаком, выстраиваются длинные очереди желающих прикоснуться к святыне, по слухам, здесь не редкость исцеления и исполнения желаний.
Надо ли говорить, что Иволгинский дацан стал вожделенной мечтой всякого паломника. Правда, попасть к ламе можно лишь несколько раз в году — по большим праздникам. В 2013 он будет принимать 12 июля, 9 сентября, 26 октября и 28 ноября. Не стремитесь попасть в дацан к открытию — будет толпа народа. Лучше всего приходить сюда к четырем часам вечера, когда поток паломников несколько рассеется. И все же будьте готовы к долгому ожиданию — благословения ламы жаждут многие, в том числе сильные мира сего. Сам Владимир Путин дважды посещал Итигэлова — не потому ли он дважды стал президентом России? Какой бы ни была дорога, что приведет вас к ламе, запомните несколько простых правил посещения дацана. Заранее запаситесь хадаком — дарственным шарфом: вы прикоснетесь им к шарфу Учителя и получите определенное благословение. В принципе, можно этого и не делать, как не обязательно во что бы то ни стало стараться дотянуться до рук Хамбо-ламы: он и без того заметит просящего и воздаст ему по вере и заслугам его.
Сам монастырь расположен посреди степи. С четырех сторон от людских глаз его окружает горная гряда. Несмотря на то что республиканский центр, расположен совсем близко, да и трасса в Улан-Удэ, проходит невдалеке, городские жители объезжают стороной это место, так как бытует мнение что здесь обитают шаманы. Это неудивительно, ведь уже при подъезде к дацану, на кустарниках висят разноцветные платочки, которые как считается хранят души умерших монахов. Во внутреннем дворе монастыря, который окружен обычным деревянным забором, стоит несколько пагод, отчего создается впечатление что это не Россия, а в лучшем случае Китай. В одном из таких храмов и покоится тело нетленного Ламы.«Уже сам факт появления Даша-Доржо на земле является загадкой» – говорит руководитель проекта по изучению феномена Итигэлова доктор исторических наук, профессор РГГУ, Галина Ершова «Девятилетним мальчиком, будущий монах явился наниматься на работу к одному из местных фермеров, держа в одной руке посох, а в другой череп. У буддистов это считается сакральным символом. До 15 лет Итигелов пас овец, а повзрослев сам добрался до Анинского дацана, что в Бурятии, где 20 лет постигал буддизм».
Став просвещенным монахом, Дашо-Доржи, занимался медициной и философией, обретя славу известного на всю Россию целителя. Легенды гласят что монах мог, как и Христос спокойно ходить по воде. В 1911 году Итигэлов был избран Пандито Хамба Ламой буддистского духовенства России. При жизни схимник пользовался очень большим уважением, и был близким знакомым Императора Николая II. Самодержец даже разрешил ламе отрыть в Петербурге буддистский храм.
После Октябрьской революции, Итигэлов предвидя репрессии сложил с себя полномочия духовного лидера, и удалился в родной дацан. Не задолго до своего ухода, предвидя уничтожение духовенства, лама призвал своих сторонников покидать страну Советов. А на вопрос почему он сам не уезжает отвечал «Меня они не успеют взять».
Летом 1927 года, монах собрал своих последователей, объявил что уходит, и начал готовится к смерти. Перед этим Итегэлов велел своим ученикам через 6 дней похоронить его в кедровом коробе. «Я к вам вернусь через 30 лет, тогда вы меня откопайте» – сказал на прощание схимник. Затем лама начал медитировать. На седьмой день голова Хамбо-ламы опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось в Нирвану.
Монахи вскрыли могилу как велел учитель в 1955 году. Тело Итигэлова оставалось без изменений. Сменив одежду схимнику, его закопали обратно. Вновь Хамба Лама был извлечен в 1973 году. Убедившись в сохранности тела, и проведя необходимые обряды, его опять закопали. Окончательно монаха подняли в 2002 году. При эксгумации присутствовали представители органов власти и судебно-медицинской экспертизы. Мощи буддистского святого не были тронуты временем.
«Мы внимательно осмотрели тело ламы, составили, как положено, протокол, подписали его» – говорит заведующий отделом идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор Звягин «Тело находится в таком состоянии, словно он умер совсем недавно. Подвижность суставов, тургор кожи – все соответствует параметрам человека, умершего, может быть, день-два назад. Всякая фальсификация исключена. не только потому что верующие сочли бы это святотатством, но и потому что мы имели возможность сравнить свои наблюдения с материалами двухлетней давности, когда была произведена эксгумация. Никакие известные науке искусственные способы поддержания такого состояния тела вроде мумифицирования, бальзамирования и т.п. в этом случае не применялись. Нет следов вскрытия, извлечения головного мозга и внутренних органов, никаких уколов, разрезов и тому подобных воздействий мы не обнаружили.
Из Акта наружного осмотра эксгумированного тела Дашо-Доржи Итигелова, проведенного в помещении Иволгинского дацана:
«Кожные покровы тела светло-серого цвета, сухие, податливые при на нажатии на них пальцами. Мягие ткани трупа эластичны, подвижность в суставах сохранена. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, не обнаружено».
После проведения исследования частиц кожи, ученые пришли к сенсационным выводам. Клетки ламы не только не умерли, но и продолжают делиться. Иными словами, скорее всего все жизненные процессы в теле монаха продолжаются, только они замедленны в миллионы раз.
«В мировой практике это единственный официально зафиксированный случай такой сохранности тела» – утверждает Звягин «Конечно известны случаи мумификации и бальзамирования тел. Например в Петербурге это было модным в конце XIX века. Николай Пирогов сам приготовил раствор для хранения своего тела, которое более 120 лет сохраняется под Винницей. Но для этого, внутренние органы извлекались, и применялись специальные химические вещества. Не редкость обнаружения тел в вечной мерзлоте, но они быстро распадаются при соприкосновении с внешней средой».
Еще по теме:
Демонстрация позы лотоса
Поза лотоса или Падмасана ( санскрит : पद्मासन, латинизировано : падмасана) – это поза сидячей медитации со скрещенными ногами из древней Индии, в которой каждая ступня ставится на противоположное бедро. Это древняя асана в йоге, предшествующая хатха-йоге, и широко используется для медитации в индуистской, тантрической, джайнской и буддийской традициях.
Вариации включают полулотос, связанный лотос и позу психического союза. У продвинутых вариантов некоторых других асан, включая стойку на голове в йоге, ноги находятся в форме лотоса или полулотоса. Поза может быть неудобной для людей, которые не привыкли сидеть на полу, а попытки заставить ноги встать в нужное положение могут повредить колени.
Шива, медитирующий аскетический бог индуизма, Гаутама Будда, основатель буддизма, и тиртханкары в джайнизме изображались в позе лотоса, особенно в статуях. Эта поза является символом как буддийской медитации, так и йоги, и как таковая нашла место в западной культуре как символ здорового образа жизни и благополучия.
Этимология и история
Цветок священного лотоса, Nelumbo nucifera, вырастает из грязи, символизируя просветление.
Название Падмасана происходит от санскритского पद्म Padma, «лотос» и आसन, sana, «поза» или «сиденье». В азиатских культурах священный лотос используется как символ роста к совершенству и просветлению, поскольку он укоренен в грязи на дне пруда, но поднимается и цветет над водой. В китайском и тибетском буддизме эта поза также называется «позой ваджры » (санскр. Ваджрасана, гл. 金剛 座jīngāngzuò).
Эта поза является древней и описана вместе с другими асанами (сидячими позами) в книге 8-го века Патанджалайогашастравиварана. Фигура, сидящая в позе лотоса на цветке лотоса, изображена на динарских монетах Чандрагупты II, который правил c. 380 – с. 415 г. н.э. Первый тантрический текст, посвященный позе (асане), Нисвасаттвасамхита Наясутра 6-10 веков (4.11-17, 4.104-106), предписывает медитирующему и «пользователю мантр» сесть в позе лотоса или подобной позе. Хатха-йога-прадипика 15-го века утверждает, что поза уничтожает все болезни и что йогин в этой позе, который удерживает воздух, вдыхаемый через каналы нади, достигает освобождения.
Позиция
Сидя со скрещенными ногами на полу в Сукхасане, одна ступня ставится поверх противоположного бедра, подошвой вверх и пяткой к животу. Затем вторую ступню кладут на противоположное бедро как можно симметрично. Поза требует «очень открытых бедер». Его можно модифицировать, используя опору, такую как подушка или одеяло; сидя на переднем крае, таз наклоняется вперед.
Вариации
В полулотосе, अर्ध पद्मासन (Ардха Падмасана), одна нога согнута и стоит на земле, другая согнута, ступня находится в позе лотоса. Это более легкая поза для медитации, чем полный лотос.
В связанном лотосе, बद्ध पद्मासन (Баддха Падмасана), практикующий сидит в полном лотосе, и каждая рука тянется вокруг спины, чтобы схватить противоположную ступню.
В позе психического единения, यओगमुद्रासन (Йогамудрасана), практикующий наклоняется вперед в полном лотосе, приближая лоб как можно ближе к полу. Поза одновременно является асаной и мудрой ; более легкие варианты начинаются с Ардха Падмасаны или Сукхасаны.
Вариации несколько другого асана, такие как Sirsasana (йога позы), Сарвангасаны (), плечи Simhasana (лев поза), Matsyasana (рыба), поза и Gorakshasana (пастух позы) имеют ноги в лотосе. Такие асаны, как Ватаянасана (поза лошади) и продвинутые формы Ардха Матсиендрасаны (поза наполовину повелителя рыб), имеют одну ногу, как у наполовину лотоса.
-
Мудрец Бхарадваджа медитирует в полулотосе. 19 век
-
Падма Ширшасана, стойка на голове лотоса
Эффекты
Лотос – одна из поз йоги, которая чаще всего вызывает травмы. Попытки заставить ноги принять позу лотоса могут повредить колени, сдавив и повредив хрящ медиального мениска ; это болезненно и требует много времени, чтобы зажить. В тазобедренных суставах должны вращаться свободно наружу примерно на 115 градусов, чтобы обеспечить полный лотос. Студенты, которые не могут добиться такого большого вращения бедра, могут попытаться компенсировать это, согнув коленный сустав в сторону, рискуя получить травму. Более безопасные альтернативы включают Баддха Конасана (поза сапожника), при условии, что колени не опускаются. Бедра можно заставить вращаться с помощью давления руки или ремня.
Эксперт по йоге Б.К.С. Айенгар отмечает, что люди, которые не привыкли сидеть на полу, сначала будут чувствовать «мучительную» боль в коленях, но с практикой она утихает, пока поза не станет расслабляющей, успокаивающей и бодрой и, следовательно, идеальной для пранаямы.
Сторонники некоторых школ йоги двадцатого века, таких как Айенгар, заявляли о влиянии йоги на определенные органы, не приводя никаких доказательств. Айенгар утверждал, что Падмасана стимулирует кровообращение в области живота и поясницы, тонизируя позвоночник и органы брюшной полости.
В искусстве и культуре
Азиатское искусство
Дополнительная информация: трон лотоса.
В буддизме статуи основателя, Гаутамы Будды, иногда изображают его сидящим в позе лотоса и восседающим на цветке лотоса. В индуизме статуи часто изображают богов, особенно Шиву, медитирующих в Падмасане. В джайнизме сидящие тиртханкары представлены в позе лотоса.
Западная культура
Религиовед Томас Твид писал в 2008 году, что «преобладающим образом буддийской практики был одинокий медитатор с полузакрытыми глазами, сидящий в позе лотоса». В романе Яна Флеминга 1964 года « Живи только дважды » герой боевиков Джеймс Бонд посещает Японию, где «усердно практиковал сидение в позе лотоса». Критик Лиза М. Дреснер отмечает, что Бонд отражает собственную борьбу Флеминга с позой. Журналист BBC Меган Лейн в 2003 году прокомментировала, что с тех пор, как йога как упражнение стала мейнстримом, позы лотоса (например, поза дерева ) использовались рекламодателями для продажи «всевозможных товаров и услуг». Она отметила, что как товары для «здорового образа жизни», такие как витамины, фитнес-клубы, фильтры для воды и пробиотический йогурт, так и посторонние предметы, такие как автомобили, авиалинии, финансовые услуги «и даже пиво», использовали изображения йоги, чтобы передать послание благополучие. Польская компания Obory Dairy поставила перед своим рекламным агентством задачу повысить осведомленность об их йогурте Jogi как об эксклюзивном и позитивном имидже. Агентство ответило фотографией двух молодых женщин, медитирующих в позе лотоса на рассвете под заголовком «Начни свой день с Jogi», название бренда также означает «йога» на польском языке.
Смотрите также
- Куккутасана, поза петуха, балансирующая асана с продеванием рук через сложенные ноги Падмасаны.
- Список асан
- Маравиджая
- Падмасана (святыня)
- Дзадзэн
Внешние ссылки
- Преимущества падмасаны
- Падмасана (पद्मासन) с подробным объяснением
- Как сесть в Ардха Падмасане