Самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.
Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром, человек стремится к самопознанию. Процесс этот длительный, начинается с раннего возраста, когда ребенок только осознает себя как личность, и продолжается до глубокой старости, когда человек, уже умудренный опытом, учится анализировать и подводить итоги.
Что такое самопознание
Самопознание – это путь к себе, порой, сложный, но всегда ведущий к комфортной жизни и развитию лучших качеств человека.
Системы самопознания человека бывают разные, но каждая из них имеет общую структуру:
Самопознание –
это совокупность и последовательность
действий, в результате чего достигается
цель, т.е. знание о себе, образ Я,
Я-концепция. Поскольку самопознание
есть последовательность действий, то
само оно представляет специфическую
познавательную деятельность и, как
всякая деятельность, может быть описана
через характеристику целей, мотивов,
способов и результатов. Своеобразие
самопознания как процесса можно
представить следующим образом:
Итак, вначале мы
обнаруживаем в себе какую-либо личностную
черту или поведенческую характеристику.
Момент обнаружения очень важен, без
него все дальнейшее самопознание
лишается смысла. Иногда именно обнаружение
является наиболее сложным моментом: в
нас есть много такого, на чем мы просто
не фиксируем своего внимания, не делаем
предметом анализа. Нередко значимая
черта или характеристика обнаруживается
человеком очень поздно, когда уже
использовать ее позитивный потенциал
не представляется возможным.
В то же время
обнаружить в себе какую-то личностную
черту или поведенческую характеристику
недостаточно, важно ее закрепить,
зафиксировать в сознании, не потерять
в ходе дальнейшей жизни.
Следующий шаг –
это анализ той или иной черты личности,
поведенческой характеристики, умения,
способности и т.п. В ходе анализа
выявляется структура качества, взаимосвязь
его с другими свойствами, а главное,
устанавливаются причинно-следственные
связи.
Следующий этап –
мы оцениваем то или иное качество,
сравнивая его с некоторым идеальным
образцом того или иного качества, который
сами создаем для себя, либо с общепринятыми
и усвоенными нами образцами.
И наконец, наступает
акт принятия или непринятия данного
качества. Искусство самопринятия – это
большое искусство, которое, завершая
акт самопознания, начинает новый акт –
самосовершенствования.
Системы и методы самопознания
Как происходит постепенное выстраивание картины собственной личности? Для этого существует несколько проверенных систем. Наиболее эффективными методами самопознания являются Матрица судьбы, статистический психоанализ и дизайн человека.
Матрица судьбы – самый эффективный и популярный
Матрица судьбы поможет узнать о потенциале личности, о том, как вы проживаете жизнь – в плюсе или минусе, о кармических долгах и предназначении в настоящем воплощении. Сделать расчет Матрицы судьбы удобнее всего в официальном онлайн-калькуляторе matrica-sudby.ru, создателем которого является известный психолог Яна Шмидт.
Метод, разработанный Натальей Ладини на основе принципов нумерологии и таро, еще называют Матрицей души. При расчетах учитывается дата рождения, по которой составляется личная схема из двух квадратов. На их линиях проставляются значения энергий.
Зная, какая энергия присутствует у человека в избытке, а какой недостает, можно, к примеру, выбрать подходящую профессию или понять, есть ли у вас совместимость с партнером.
Статистический психоанализ
В целях самопознания можно применять метод статистического психоанализа. Он основан на изучении характеристик и энергий личности, заключенных в квадрате Пифагора. Психоматрица рассчитывается на основе даты рождения и дает возможность определить сильные и слабые качества, творческие и умственные способности, а также энергетический потенциал личности.
Дизайн человека
Тем, кто хочет более подробно узнать о работоспособности своих энергетических центров, уточнить свой тип и привычную модель поведения, поможет составление бодиграфа. Дата рождения подскажет, к какому профилю можно себя отнести, какая планета регулирует жизненные планы, здоровье, удачу и неудачу, а также стиль отношений. Методика «Дизайн человека» тщательно изучает и раскрывает все аспекты, влияющие на судьбу.
Глава 3. Цели и мотивы самопознания
Цели самопознания
бывают широкие и узкие, реальные и
нереальные, истинные и ложные.
К предельно широким
целям самопознания относятся познание
своей личности в целом и познание
жизненных целей. Существует немало
людей, которые не задумываются над
жизненными целями, плывут по течению.
Все это обедняет их жизнь, делает ее
неосмысленной, а поведение человека
непредсказуемым.
К узким целям
самопознания относится то конкретное
содержание своего образа Я, которое
становится актуальным для нас в настоящий
момент. Возможна и системная постановка
целей самопознания. Одной из самых
распространенных и широко применяемых
на практике систем является система:
«Хочу» – «Могу» – «Надо». Когда человек
четко отвечает на эти вопросы – чего я
хочу добиться в ближайшем и отдаленном
будущем, каковы мои возможности и
насколько все это отвечает требованиям
социума, окружающих, – он значительно
расширяет границы своего самопознания.
Как мы уже отметили,
цели самопознания бывают реальными и
нереальными, истинными и ложными.
Реальная цель – мы обнаруживаем и
анализируем в себе то, что на самом деле
существует, цель нереальная – мы пытаемся
зафиксировать и познать в себе то, чего
на самом деле нет.
Что же побуждает
человека ставить широкие и узкие,
реальные и нереальные, истинные и ложные
цели самопознания? Это мотивы, которые
можно разделить на две группы:
специфические, т.е. лежащие в основе
самой деятельности самопознания, и
неспецифические, которые связаны с
самопознанием опосредованно.
К специфическим
мотивам относится интерес к себе. В
данном случае интерес – это эмоционально
окрашенная потребность в познании себя.
Различают несколько стадий развития
интереса к себе:
Любознательность
характеризуется стремлением узнать о
себе, главным образом, то, что человеку
неизвестно, но может быть известно
другим людям. Любознательность может
не носить стойкого характера, т.е. как
только любопытство удовлетворено, оно
исчезает, человека начинают занимать
другие, более насущные проблемы. При
благоприятных условиях любознательность
перерастает в устойчивый интерес к
себе, который начинает определять все
новые и новые цели самопознания, расширяет
границы деятельности по познанию себя.
Когда же интерес к себе переходит
определенные границы, обретает
эмоциональный накал, он превращается
в страсть к самопознанию, и человек
посвящает этой страсти значительную
часть своей жизни. Негативными
представлениями страсти к самопознанию
являются использование алкоголя,
наркотиков, психологических средств
для проникновения в подсознание с целью
поиска в себе нечто особенного, чего на
самом деле может и не быть.
К неспецифическим
мотивам относятся все остальные мотивы,
которые также можно разделить по степени
значимости для развертывания деятельности
самопознания на три группы:
Следует сказать,
что без самопознания нельзя в полной
мере реализовать ни один мотив, в конечном
итоге все замыкается на знании себя,
отношении к себе, способности к
саморегуляции и самоконтролю, только
в этом случае реализация всех остальных
мотивов будет успешной.
К наиболее
распространенным способам самопознания
относятся следующие: самонаблюдение,
самоанализ, сравнение себя с некоторой
«меркой», моделирование собственной
личности, осознание противоположностей
в каждом качестве, поведенческой
характеристике.
Самонаблюдение.
Это способ самопознания путем наблюдения
за собой, своим поведением, действиями,
событиями внутреннего мира. Самонаблюдение
бывает попутным малоосознанным и
целенаправленным.
Самоанализ. То,
что обнаруживается с помощью самонаблюдения,
подвергается анализу, в ходе которого
черта личности или поведенческая
характеристика расчленяется на
составляющие части, устанавливаются
причинно-следственные связи, идет
процесс размышления о себе, о данном
конкретном качестве.
Сравнение себя с
некоторой «меркой». Слова «мерка» и
«шкала» – это условные понятия, однако
они позволяют достаточно точно передать
суть данного способа. Мы постоянно
сравниваем себя с другими людьми, или
с идеалами, или с принятыми нормативами.
Прием сравнения дает возможность
выстроить самооценку как важный компонент
самопознания. Такое сравнение
осуществляется шкалой, полярными
полюсами которой являются противоположности.
И мы обязательно находим себе место в
этой шкале.
Моделирование
собственной личности относится к
довольно специальным методам самопознания.
Моделирование – это отображение
отдельных свойств и характеристик своей
личности, своих отношений с другими в
символах, знаках, объектах реальных
процессов. Возможны и более сложные
способы моделирования как структуры
своей личности, так и своих отношений,
например, с помощью ролевых игр и
психодрамы, но эти способы требуют
включения других людей и могут быть
реализованы только под руководством
опытного психолога.
Осознание
противоположностей относится к способам,
которые применяются на более поздних
этапах процесса самопознания, когда та
или иная личностная характеристика уже
выделена, проанализирована, оценена и
дает возможность безболезненно
осуществить акты самопринятия. Суть
заключается в том, что наша личность в
целом, ее отдельные качества одновременно
имеют и позитивные, и негативные стороны.
Поэтому самопознание будет неполным,
если мы фиксируемся только на одной
стороне, воспринимая ее или как безусловно
позитивную, или как безусловно негативную.
Важно в позитивном сильном качестве
найти слабые стороны, а в отрицательном
– положительные и сильные стороны.
Именно такая внутренняя работа нередко
позволяет провести переформулирование,
замену качеств, в результате чего
свойство принимается как собственное
достояние, а его отрицательные последствия
сводятся к минимуму.
Теперь обратимся
к средствам самопознания.
Одним из самых
распространенных средств самопознания
является самоотчет, который может
осуществляться в разных формах. Устный
самоотчет может проводиться в конце
недели, месяца и т.д. Здесь важно
воспроизвести события дня или недели:
проанализировать свое поведение в
разных ситуациях; отметить все позитивы
и негативы; причины, которые побудили
поступать так или иначе; проиграть
модели более эффектного поведения;
выделить в себе качества и черты личности,
проявившиеся в «отчетном» периоде.
Следующими
средствами самопознания являются
просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение
художественной литературы. Читая
художественную литературу, обращая
внимание на психологические портреты
и характеристики героев, их поступки,
отношения с другими людьми, вы невольно
сравниваете себя с этими героями.
Самые широкие
возможности для самопознания предоставляет
изучение психологии, в частности таких
ее разделов, как психология личности,
групп; социальная психология; психология
познавательной деятельности.
К специальным
средствам самопознания следует отнести
различные современные формы работы
психолога. В ходе индивидуального
консультирования психолог строит работу
с пациентом таким образом, чтобы тот
максимально раскрылся, понял свои
проблемы, нашел внутренние ресурсы для
их разрешения, осуществил акты
самопознания.
Вопросы методологии
самопознания в литературе пока разработаны
явно недостаточно. Рассмотрим некоторые
подходы к решению этого вопроса. В.Г.
Маралов в книге «Основы самопознания
и саморазвития» (М., 2002) выделяет способы
и средства самопознания. К способам
самопознания он относит: самонаблюдение;
самоанализ, который связывается с
расчленением черт личности или
поведенческих характеристик на составные
части и с установлением причинно-следственных
связей; сравнение себя с некой меркой;
моделирование собственной личности,
представляющее собой отражение своих
объективных свойств, характеристик в
символах, знаках; осознание
противоположностей, которое связывается
с тем, что наша личность в целом и ее
отдельные качества имеют положительные
и отрицательные стороны, и познание
других людей.
К средствам
самопознания относятся: самоотчет;
ведение дневника; просмотр кинофильмов,
спектаклей, чтение художественной
литературы, которые позволяют сравнивать
их героев с самим собой; изучение
психологии; использование тестирования;
индивидуальное консультирование
психолога; работа в группе
социально-психологического тренинга.
Само по себе
выделение перечисленных способов и
средств каких-то возражений не вызывает,
но, на наш взгляд, о методологии
самопознания оно дает явно усеченное
представление. В самом деле, почему
использование в самопознании диалектической
методологии связывается только с
осознанием противоположностей, а не с
диалектическим противоречием? Разве
самопознание возможно без генетического
анализа, структурно-функционального и
т.д.? Почему из теоретических методов
используется только анализ (самоанализ)
и не используется синтез (например,
психосинтез Р. Ассаджоли), индукция и
дедукция и т.д.? Почему для самопознания
имеет значение только изучение психологии?
А разве для самопознания не имеет
значение изучение других наук о человеке
(этики, эстетики, биологии и т.д.)?
А.А. Шевцов в книге
«Введение в самопознание» (СПб., 2003), в
главе о «Методе» излагает опыт собственной
методологии самопознания, основой
которой является опыт мазыков. По его
мнению, рассмотрение себя предполагает
два приема: 1) наблюдение
и 2) воспоминание.
Наблюдение – это смотрение на себя
сейчас, а воспоминание – это смотрение
на себя в своей истории, в прошлом. Общим
названием для того и другого является
созерцание.
Следующий инструмент
самопознания – это очищение. «Очищать
надо, убирая то, что явно ощущается
чужим». Если человеку в процессе
самопознания кажется, что очищение
закончилось, то тогда надо использовать
такой инструмент, как ворошение.
Ворошение осуществляется через движение.
Как можно разворошить сознание? Содержание
сознания человека доступно нам для
наблюдения, только проявляясь в телесном
движении: движении телом или высказывании
мысли. Движение облегчает наблюдение
собственного сознания.
На наш взгляд, у
А.А. Шевцова представлена методология
обыденно-эмпирического самопознания
и совсем отсутствует методология
самопознания на теоретико-концептуальном
уровне. Кроме того, представлена только
методология самопознания своего прошлого
и настоящего. А какова методология
самопознания своего будущего? Далее.
Мы не согласны рассматривать очищение
себя от всего чужого в качестве инструмента
самопознания. Самопознание, на наш
взгляд, есть средство и условие очищения
себя. При этом в одном случае для
освобождения себя от чего-то чужеродного
достаточно его осмысления (осознавая,
например, некоторые иллюзии относительно
самого себя, человек одновременно
освобождается и от самих этих иллюзий),
а в других случаях освобождение от
чего-то чужеродного предполагает не
только самопознание его, но и определенную
практическую работу по изменению себя
(освобождение, например, от дурной
привычки и замена ее хорошей). Что же
касается ворошения, то в нем на обыденном
уровне представлено научно-философское
положение о практике как критерии
истины. Если, например, человек сомневается
в истинности каких-то мыслительных
образований своего сознания, то их он
может проверить на практике.
Цель самопознания
– получение человеком о себе истинного
знания. Но достижение любой цели
предполагает использование определенных
средств. Средствами самопознания
являются методы познания. «Лучше
совсем не помышлять об отыскании каких
бы то ни было истин, чем делать это без
всякого метода»
(Р. Декарт, французский
философ, математик, физик, физиолог.
1596 – 1650).
Какова структура
методологии самопознания? Под методологией
мы будем понимать совокупность всех
тех методов самопознания, которые
человек может использовать в процессе
познания себя. Методология самопознания,
на наш взгляд, включает: 1) философскую
методологию в виде диалектической
методологии и гносеологической
методологии; 2) общенаучную методологию;
3) специально-научную методологию; 4)
специальную методологию. Рассмотрим
эти методологии самопознания.
Что такое самопознание: этимология слова и происхождение понятия. Существующие подходы и концепции в самопознании себя и мира. Для чего человеку нужно заниматься самопознанием? Может ли человек сам себя познать или ему нужны помощники? Способы самопознания Самопознание и просветление – есть ли связь?
Самопознание – это способность субъекта осознавать самого себя, отличать себя от иных субъектов окружающего мира. Понятия отличается многогранностью и на протяжении многих лет в психологии разрабатывались и обсуждались разнообразные концепции.
Продолжение истории после рекламы
Этимология слова «самопознание» уходит своими корнями в глубину истории. Оно происходит от греческого слова «αὐτογνωσία» (autognōsía), состоящего из двух частей: «αὐτός» (autos), что означает «сам» или «собственный», и «γνῶσις» (gnōsis), что переводится как «знание» или «познание» — процесс получения знаний о чём-то.
Таким образом, буквально переводится как «знание о себе самом» или «познание самого себя».
Изучение понятия имеет долгую историю в философии и психологии. Древние греки считали, что самопознание помогает человеку понять свою природу и достичь гармонии с миром. В христианстве оно связано с идеей спасения души и достижения божественного просветления.
Идея своими корнями уходит в глубокую древность. По сохранившимся до наших дней документам становится понятно, что она присутствовала во многих культурах и в различных философских учениях.
В Древней Греции вся философия Сократа и его учеников, в частности, Платона, основывалась на поисках самого себя и отношениях с окружающим миром. Сократ считал, что стремления познать самого себя является фундаментальным началом для достижения мудрости и истинного познания.
Восточные философии, такие как буддизм и хиндуизм, также уделяют внимание этому понятию. В буддизме концепция связана с понятием «просветления» или осознания истины о себе и мире. По мнению буддистов, только через осознание себя можно преодолеть страдание и достичь состояния нирваны.
В современной психологии способность человека осознавать самого себя рассматривается как важный элемент личностного роста и развития.
Процесс помогает людям понимать свои эмоции, мысли и поведение, а также принимать себя такими, какие они есть. Без самопознания нельзя взаимодействовать с другими людьми и достигать успешных результатов в жизни.
«Я мыслю, следовательно, существую» – Рене Декарт (17 век).
Сложный феномен изучается различными концепциями и подходами. Если брать во внимание многочисленные факторы, влияющие на человека и его природу, то можно выделить следующие подходы к изучению:
Феноменологический подход – непосредственное переживание человеком своей личности и своего бытия в мире. Психологический подход – формирование и развитие представлений о себе, своих качествах, мотивах и ценностях. Культурный и социокультурный подход – влияние культурных традиций, ценностей и норм на формирование самосознания.
Этот подход уделяет внимание роли социальной и культурной среды в формировании самопознания. Через взаимодействие с другими людьми, нормами, ценностями и языком человек формирует своё представление о себе и своей роли в обществе.
Онтологический подход – фундаментальное свойство человеческого бытия, связанное с пониманием своего места в мире и своей роли в нём.
Данный вопрос выходит за рамки психологии и касается не только человеческой психики. На протяжении многих столетий, начиная с древней истории, к изучению подключались учёные из разных областей.
Понятие в той или иной форме встречается в разных областях науки, включая философию, психологию и нейробиологию:
Философия предполагает изучение самопознания как фундаментального аспекта человеческого существования. Психология рассматривает процесс самопознания личности как познавательную и рефлексивную способность человека осознавать и оценивать собственные мысли, чувства и поведение. Нейробиология изучает физиологические основы самосознания в мозге. С помощью современных технологий исследователи пытаются понять, какие мозговые структуры и процессы связаны с самосознанием.
Некоторые исследования указывают на роль предфронтальной коры и других регионов мозга в формировании самосознания.
На протяжении всей истории, накопленные и объединённые знания лучших умов помогли сформировать разнообразные методы изучения вопроса.
К таким методам относят:
Интроспекция – классический метод изучения, основанный на самонаблюдении и анализе собственных мыслей, чувств и внутренних процессов.
Путём внимательного рефлексивного осмысления своего опыта человек может получить понимание своих мотиваций, предпочтений и убеждений.
Экспериментальные методы – проведение экспериментов для изучения восприятия себя и других людей, самооценки, самоидентификации и саморегуляции.
Комплекс экспериментов даёт объективные данные о самопознании, выявляет паттерны и закономерности.
Психоанализ – метод, разработанный Зигмундом Фрейдом, предлагает теорию о том, что основные мотивы и конфликты человека находятся в бессознательных слоях психики.
Анализ бессознательных процессов и символов раскрывает скрытые аспекты самопознания и помогает в преодолении эмоциональных проблем.
В прошлом многие учёные и философы формировали собственные концепции и подходы при изучении сознания личности. Так, Зигмунд Фрейд (1856-1939) своей психоаналитической теории выделял понятие «самопознание» как процесс осознания бессознательных мотивов и конфликтов внутри человека.
Он считал, что понимание собственных неосознаваемых желаний и конфликтов помогает людям освободиться от психических проблем и достичь психического равновесия.
Карл Юнг (1875-1961), в свою очередь, развил концепцию «индивидуации», включающую процесс самопознания и саморазвития личности.
Он уделял внимание изучению как бессознательных (наравне с Фрейдом), так и сознательных аспектов психики, включая архетипы и коллективное бессознательное. Юнг призывал людей искать гармонию между своим сознательным и бессознательным миром для достижения полноты личности.
«Никто не может сделать вас чувствительными к внутреннему миру, если вы сами не стремитесь его исследовать» – Карл Юнг (20 век).
Карл Роджерс (1902-1987) занимался гуманистической стороной психологии и подчёркивал важность самопознания для личностного роста.
Он предполагал, что процесс собственного осознания личности включает принятие своих истинных чувств и ценностей. Роджерс считал, что это способствуют развитию здоровой и автономной личности.
Абрахам Маслоу (1908-1970) в своей иерархии потребностей выдвинул идею самореализации, представляющей собой высшую форму самопознания и развития личности.
Он утверждал, что люди должны стремиться к осознанию своего потенциала, поиску собственного смысла жизни и самоактуализации.
Идеи личностного роста и самоакутализации поддерживал и Эрик Эриксон (1902-1994). В своей теории психосоциального развития выдвинул понятие самопознания как ключевой компонент личностного роста и интеграции.
Он считал, что в процессе развития человек проходит через различные стадии, на каждой из которых возникают новые вызовы и кризисы самопознания. Решение этих кризисов способствует формированию зрелой и цельной личности.
«Знание о самом себе – это самая мощная форма знания» – Максим Горький (20 век).
Ещё с древних времён люди понимали важность осознания личности. Аристотель рассматривал это как процесс развития личности, без которого невозможно развивать собственные таланты и способности.
Китайский философ Конфуций учил, что без изучения и понимания своих мыслей и чувств человек не достигнет гармонии и благополучия.
В учениях Будды прослеживается мысль, что только человек, вставший на путь самосознания, способен избавиться от внутренних терзаний, обрести мудрость и развить в себе сострадание.
Каждому человеку важно стремиться к мудрости и внутренней гармонии. Достигнуть этого можно только через понимание себя самого, диалога с окружающими. Только тогда удаётся самореализоваться, достигнуть результатов и стать лучшей версией самого себя.
«Кто постигает самого себя, тот силен; кто побеждает других, тот могуществен; кто побеждает самого себя, тот бесценен» – Лао-цзы (6-5 век до н.э.).
Одни эксперты и учёные подчёркивают, что самопознание является индивидуальным процессом, который каждый человек проходит самостоятельно.
Сократ отмечал важность познания самого себя и утверждал, что истина находится внутри каждого человека. Внутренний диалог, вопросы для раскрытия собственного «Я» делают человека активным исследователем собственного внутреннего мира.
Другие учёные подчёркивают роль помощников и внешней поддержки в процессе самопознания.
Основатель аналитической психологии Карл Юнг полагал, что для достижения глубокого самопознания необходимо исследовать бессознательные аспекты психики, а для этого необходимы методы терапии.
Психоаналитики и когнитивные поведенческие терапевты служат проводниками в этом процессе, помогая людям понять свои эмоции, мысли и поведение.
Взаимодействие с другими людьми может быть важным фактором в раскрытии и понимании собственной личности.
Например, в рамках групповой терапии или семейной терапии люди могут получить обратную связь и поддержку от других участников, что помогает им увидеть свои слабости, сильные стороны и проблемы взаимодействия с другими людьми.
Ещё одна группа учёных во главе со швейцарцем Жаном Пиаже утверждает, что самопознание – это непрерывный процесс, требующий как самостоятельной работы, так и терапии.
Он отмечал важность социального взаимодействия и общения для развития познавательных процессов и самопознания у детей. В этом подходе самопознание самого себя рассматривается как результат взаимодействия с окружающей средой и социальным контекстом.
Способы самопознания личностью
«Самопознание – это начало преображения личности» – Аристотель (4 век до н.э.).
В психологии существует ряд игр и практик, которые могут быть использованы для самопознания и психологического роста. Они призваны помочь людям в осознании мыслей и эмоций, формируют поведенческие паттерны в диалогах.
Журналирование – ведение личного дневника, в котором люди пишут о своих мыслях, переживаниях, событиях и наблюдениях. Это помогает прояснить и структурировать свои мысли. Медитация – мощный инструмент, помогающий обратить внимание на свои мысли, эмоции и физические ощущения. Работа с образами и символами, например, ассоциативная карта, рисование мандалы или создание коллажей для визуализации мысли и чувства. Групповые процессы, психодрама или групповые дискуссии, предоставляют людям возможность взаимодействовать с другими и получать обратную связь от группы. Самоанализ – использование вопросов для рефлексии, анализ снов, составление биографии или проведение SWOT-анализа (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз). Благодаря этому человек лучше понимает свои личностные характеристики, прошлый опыт и мотивации, Терапия и коучинг – специалисты помогают людям исследовать свои эмоции, поведение и отношения, и находить новые способы мышления и действия. Коучи с клиентами, чтобы помочь им развить самопонимание, преодолеть препятствия и достичь личностного роста.
Игры и упражнения
Существуют также игры и упражнения, разработанные специально для развития самопознания и психологического роста.
Например, «Колесо жизни» или «Ящик сокровищ» помогают исследовать разные аспекты своей жизни – карьера, отношения, здоровье и духовность.
Их суть заключается в осознании приоритетов, установлению целей и принятию решений в соответствии с личными ценностями.
Правила игры следующие: человек рисует круг, разделённый на секторы, каждый из которых соответствует определённой области жизни: работа, семья, здоровье, друзья, саморазвитие, отдых и т.д.
В каждом секторе нужно написать, что является наиболее важным и значимым в этой области.
Например, в секторе «работа» можно написать о своей карьере, достижениях, целях, а в секторе «семья» – о своих отношениях с близкими. Затем нужно оценить, какие сферы жизни являются наиболее важными и как можно улучшить ситуацию в каждом секторе.
Самопознание и просветление – есть ли связь, и в чем разница?
«Самопознание – это ключ к освобождению и преобразованию» – Джидду Кришнамурти (20 век).
С психологической точки зрения, самопознание и просветление рассматриваются как два разных, но взаимосвязанных процесса.
Некоторые философы, такие как Будда и Конфуций, говорили о том, что путь к просветлению лежит через самопознание личности. В некоторых духовных и философских системах, таких как буддизм или хиндуизм, просветление рассматривается как осознание высшей истины или своей истинной природы.
Они считали, что только через осознание своих ошибок, слабостей и недостатков можно достичь истинного понимания и любви к себе. В этой перспективе самопознание может рассматриваться как предварительный этап к просветлению, так как без понимания себя и своей природы достижение просветления становится сложным.
С другой стороны, психологи утверждают, что самопознание не обязательно приводит к просветлению. Оно скорее служит основой для достижения просветления, так как понимание себя и своих ограничений способствует преодолению себя и личностному росту.
Существует мнение, что данный вопрос стоит рассматривать с интегративной перспективы, то есть подхода, сочетающего различные идеи и методы.
При таком подходе весь процесс помогает людям осознать свои ограничения, недостатки и негативные поведенческие паттерны, что способствует их росту и развитию.
При этом просветление рассматривается как глубокое осознание себя и связанных с ним фундаментальных аспектов бытия.
Важно отметить, что восприятие связи между самопознанием и просветлением зависит во многом от индивидуальных убеждений, культурных контекстов и философских систем, в которых человек функционирует.
Кроме того, определение и понимание самопознания и просветления различается в разных традициях и дисциплинах. Если говорить другими словами, то самопознание личности относится к психологии, а просветление – это скорее философские и религиозные аспекты бытия.
Таким образом, связь между самопознанием и просветлением существует, но она не является обязательной. Каждый человек имеет свой путь к духовному развитию и просветлению, и самопознание может помочь в этом процессе, но не является его единственным условием.
Оксана Коновалова. Фото предоставлено экспертом.
Самопознание – не такой уж безобидный процесс, как может показаться.
Например, вполне можно себе навредить, если руководствоваться принципом «Я сама». Самопознание, естественно, предполагает познание самого себя, и в этом смысле оно «само», однако зачастую люди воспринимают это как призыв к самодеятельности.
Самостоятельная работа над собой – важная часть этого процесса, но она эффективна и безопасна лишь тогда, когда хотя бы выбор инструментов для самопознания происходит при участии специалиста.
Увлечение самопознанием может быть продиктовано не глубинной потребностью человека в том, чтобы познать самого себя, а, например, потребностью получить одобрение социума, быть в тренде. В этом случае результаты, к которым может привести самопознание, могут быть весьма плачевными или разочаровывающими.
Наконец, процесс самопознания для некоторых людей может быть ловушкой, попадая в которую они бесконечно увязают в деструктивной роли «жертвы».
Если в процессе самопознания жизнь и внутреннее состояние не меняются к лучшему, то, скорее всего, это человеку и не требуется. Он находится в роли «жертвы» и постоянно ищет оправдания тому, почему он не может, не умеет, не делает.
На уровне реальных действий такой человек на самом деле пассивен, но для всех (прежде всего, для самого себя) у него есть великолепная отговорка и – главное – иллюзия, которая его успокаивает. Как это он ничего не делает? Он делает! Он самопознанием занимается!
Для того чтобы измениться, стать лучшей версией себя. Ну а почему ещё не стал, это ясно – нужно больше времени и усилий, но когда-нибудь всё будет. Не будет. Потому что цель такого самопознания – самообман и самоуспокоение, а не изменение себя и своей жизни.
Как понять, что самопознание конструктивно?
Вы обращаетесь к экспертам (хотя бы иногда, точечно, для выработки стратегии или освоения каких-то инструментов). Вы понимаете, зачем вы этим занимаетесь и что хотите получить в результате. Вы получаете результаты, как минимум промежуточные, маленькие; такие, что приближают вас к какому-то большому результату, продвигают вас на пути к цели с любой скоростью.
Наталья Капцова. Фото предоставлено экспертом
Путь самопознания – это путь, ведущий к осознанному отношению к себе, к своим чувствам, эмоциям, желаниям, поведению. Это уникальная способность человека изучать самого себя для раскрытия и совершенствования личности.
На мой взгляд, процесс самопознания тесно связан не только с личностным развитием, но и с духовным развитием личности. Изучаешь самого себя, где-то корректируешь, что можешь, а где-то просто принимаешь себя таким, какой ты есть.
Наши читатели – это люди, которые стремятся к осознанности, к самосовершенствованию, к раскрытию своего потенциала, реализации социальной и духовной. И всё это начинается с самопознания.
Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм канале, ссылка ниже
Сферы и области самопознания
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
К средствам самопознания относятся:
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
Как проходит процесс познания себя
Самопознание – это не поход к гадалке или экстрасенсу, который, видя настроение и отношение, может скорректировать свои слова, чтобы человеку они были приятны. Познание собственных качеств личности, порой, выявляет неприглядные результаты. Однако, лучше знать недостатки и бороться с ними, предупреждая ошибки, чем пребывать в эйфории от мнимых достоинств, о который за деньги рассказал чужой человек.
Объективная картина получится, если честно признавать выводы процесса самопознания. Начинается он с самонаблюдения – за своим поведением в тех или иных ситуациях, за своим настроением, ощущениями, мыслями, чувствами. Приучиться наблюдать за собой – значит, осознавать, где совершаешь ошибки, где поступаешь верно, каковы реакции на разные обстоятельства.
Все это лучше записывать, чтобы потом было легче переходить к следующему этапу – самоанализу. Он позволяет выявить причины собственных поступков и возникающих при этом мыслей. Начинает выстраиваться целостная картина личности, с уникальными способностями, достоинствами и недостатками. Если анализировать самостоятельно сложно, можно обратиться к специалисту или книгам по этой теме.
Далее наступает этап сравнения. Сделать объективно это нелегко, поскольку каждый привык сравнивать себя и свое поведение со знакомыми ему людьми. Нужно попытаться научиться сравнивать не поведенческие навыки или черты характера, а потенциальные возможности, способствующие улучшению качества жизни.
Заключительный этап процесса познания себя – самопринятие. Когда знаешь о себе все, легче согласиться с тем, что есть не только сильные, но и слабые стороны. Это позволит составить собственный план по искоренению недостатков и совершенствованию достоинств, развиваться и научиться получать от жизни удовольствие.
Формы и способы самопознания
Важно из способов самопознания и саморазвития выбрать самый действенный, который поможет раскрыть вас со всех сторон.
Личный дневник
Из простого – можно вести дневник, записывая в нем свои наблюдения за собой, интересные мысли, события, которые случились за день. Чем впустую размышлять над этим, лучше записать это на бумаге, а потом проанализировать со всех сторон.
Медитация
Помогает заглянуть внутрь себя медитация. Несколько минут в тишине и глубокое дыхание приводят к спокойному созерцанию всего, что происходит в душе. Аффирмации и настрой на позитив позволят ускорить процесс принятия себя. Духовные практики, освоение основ астрологии, нумерологии или таро позволят оценить себя с необычной стороны, покажут перспективы саморазвития.
Курсы, тренинги, творчество
Не обойтись и без непосредственного саморазвития – посещения курсов, тренингов, чтения книг. Задушевные беседы, не обязательно с психологом, можно вести с другом или родственником. Главное в этом методе – полное доверие к собеседнику.
Творчество в любых проявлениях тоже помогает познакомиться с собой поближе, узнать о скрытых талантах и собственном потенциале.
Самопознание – лучший способ научиться быть счастливым, поскольку, понимая и принимая себя со всеми недостатками и достоинствами, человек взращивает в себе личность, способную находиться в гармонии с миром.
Полезно? Поделись статьей в Вконтакте или Фейсбук в 1 клик!
- Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. — М. : АСТ : Астрель, 2008.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб. : Питер, 2001.
Самопознание и самооценка
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
Для чего необходимо самопознание
Познавать себя интересно и полезно. Это помогает избавиться от разногласий внутри себя, понять, что на самом деле хочется получить от жизни и какова роль человека в социуме. Самопознание учит принимать правильные решения, делать выбор, определять приоритеты. Развитые навыки самооценки и самоконтроля ведут к заметному улучшению взаимоотношений с семьей, второй половинкой, коллегами и другими людьми, встречающимися на жизненном пути.
Воспринимая себя адекватно, человек учится получать истинное удовольствие от жизни. Его желания не спонтанны, а четко обдуманы, и поэтому выполнимы. Его цели направлены не только на достижение материальных благ, но и на духовное совершенствование. Наконец, человек, познавший себя, становится по-настоящему счастливым.
Навыки самопознания помогают осваивать и психология, и эзотерика. Психология дает научную основу, а эзотерические практики раскрывают духовный потенциал.