Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Восьмеричный путь является одной из основных доктрин буддизма. Если говорить кратко, то она предполагает способ освобождения от страданий и колеса перерождений, ограниченного кармой (колесом сансары). Восьмеричный благородный путь считают правильным, так как он является оптимальным способом достичь просветления, не погружаясь в крайности – удовольствия или самоистязания.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Четыре благородные Истины Буддизма

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Будда считал, что все услышанное стоит перепроверять на личном опыте с помощью практики и анализа. Так человек сталкивается не только с радостными, но и с печальными событиями, приносящими страдания (дуккхи). Учение о четырех благородных истинах является принципом саморазвития, сформулированным Гаутамой Буддой. Он постиг его понимания с помощью медитативных состояний. Теория 4 благородных истин касается объяснения природы и переживания негативных эмоций.

Дуккха

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Первый постулат драгоценного знания буддистов заключается в концепции существования дуккхи, означающей в переводе с санскрита «мучение», «неудовлетворенность», «расстройство» или «беспокойство». Одна из сутр (дхармачакра правартана) содержит мнение, что человек страдает, появляясь на свет, и уходит из физического мира в увядании и печали. В течение жизни все людские негативные эмоции можно разделить на 3 уровня:

  • Дуккха-дуккхам (с диалекта пали – страдание страдания). Представляет собой наиболее простую степень негативных переживаний. Они рождаются при появлении на свет, дискомфортных условиях или тяжелых потерях, а также в болезнях, старости, смерти.
  • Випаринама-дуккха (с языка пали – страдание из-за переменчивости бытия). Такие негативные переживания вызваны непостоянством радостных моментов в жизни и их быстротечностью. К ним относят не только счастье в физическом мире, но и возвышенные эмоции во время духовных практик. Такие положительные эмоции человек обычно испытывает в кратчайшие сроки.
  • Санскара-дуккхам (с диалекта пали – страдание от неудовлетворенности). Представляет собой переживания из-за обусловленности бытия. Человек не получает не то, чего бы хотел, поэтому испытывает отрицательные эмоции.

Постулаты буддизма утверждают, что жизнь есть страдание, так как люди не могут существовать вечно, избегать старости, забирать в иной мир свои физические блага. Человек также не обходится без негативных переживаний и не находится с близкими неразлучно.

Неудовлетворенность собой, окружающим миром или дискомфорт тоже обязательно присутствует в существовании. На основании размышлений, наблюдений и личного опыта буддисты выделили 4 основных потока негативного опыта всех живых созданий:

Буддисты относят мирское удовольствие к одному из видов страданий, так как рано или поздно происходит расставание с ним. Разлука с тем, что нравится, неизбежно приводит к негативным переживаниям. Согласно восточным учениям, приятные эмоции непостоянны и всегда заканчиваются. В результате они сменяются негативными переживаниями.

Слово «дукха» обозначает в буддизме различные страдания и их совокупность в жизни человека. В это понятие входят болезненные страсти и дискомфорт, доставляемый ими. Благородная правда буддизма относит дуккху к личному опыту всех живых созданий. Она не утверждает, что мир полностью пропитан страданиями, а приводит к мысли, что человек просто не может избежать негативных переживаний.

Дуккха самудая

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Второй постулат провозгласил о происхождении неудовлетворенности, беспокойства и других отрицательных эмоций (санскр. «самудая» – «появление»). Согласно этой истине, причиной мук и страданий является ненасытное устремление, желание, страсть или влечение. Все эти жажды основаны на ложном представлении человека о константности собственного «Я» в реальном и духовном мире.

Причиной появления дуккхи благородные истины буддизма считают привязанность к физическому телу, приятным ощущениям или негативным эмоциям. Такие влечения и устремления основаны на омрачающих жизнь факторах и незнании (авидье) живого создания о природе реального мира. Тибетские буддисты считают неведение, непонимание, неосознанность главной причиной негативных переживаний. Побочными факторами являются карма и страсти, вызванные вещественными привязанностями.

Бесконечное стремление получить желаемое ведет к разочарованности, ведь большинство из осознанных потребностей не осуществляются полностью. Отрицательные размышления и действия, направленные на достижение страстей, приводят к формированию кармы. Она состоит из результатов мыслей, деяний человека, а также – из стремлений живого существа к позитивным или негативным факторам.

Благодаря определенному мировоззрению, деяниям и мыслям формируется карма. На ней основано колесо сансары, в котором бесконечно вращаются живые существа. Причина непрерывного круговорота заключается в неумении подчинить жажду, страсти. С количеством желаний растет и уровень страданий. Согласно классификации Лысенко, жажды делят на три основных типа:

  • стремление к существованию;
  • неосознанное желание саморазрушения.

Остальные эксперты понимают под жаждой стремление к сладострастию, неприязни и зависти, неведению истинных целей и ценностей. Основным результатом страстей считают склонность к физическим вещам или мирским состояниям, основанным на самолюбии и собственническом чувстве.

Любую привязанность истины Будды объясняют незнанием собственной природы и созданием ложных постулатов о своей личности. Их человек и принимает за константу, невзирая на переменчивость всего сущего. Такая привязанность становится основной причиной нахождения в колесе сансары.

В основе негативной кармы часто лежит злость, зависть, ненависть. Такие переживания относят к страданиям, основанным на неведении реального вида, природы вещей и живых созданий. Буддисты считают это следствием ошибочного представления о реальности и результатом принятия знания, противоположного истинному.

Дуккха ниродха

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Третья истина основана на устремлениях к купированию страданий. Название «ниродха» переводится с диалекта пали как «подавление», «прекращение». Этот принцип буддизма говорит о возможности спастись от негативных переживаний. Истина рассказывает о том, что устранение страданий не только достижимо, но и необходимо.

Буддийские учения и тексты считают, что избавление от страстей и желаний возможно благодаря приходу к нирване. Получение просвещения несет полное отчуждение мирских переживаний и отказ от страстей. Достижение этого состояния возможно благодаря устранению негативных мыслей и привязанностей.

Часть последователей Будды понимало третью благородную истину неправильно. Они стремились к полному отказу от всех страстей, поэтому практиковали самоистязание. Монахи ограничивали все свои физические потребности и желания. Такое поведение последователи Будды считают ошибочным.

Сиддхартха Гаутама обладал определенными физическими потребностями, поэтому предостерегал от неверного толкования его учения. Простейшие нужды в еде, пище, тепле и постижении истин должны адекватно удовлетворяться. Важно не бросаться в крайности, а следовать срединному пути.

В теоретической части учения Будды о спасении от страстей важным аспектом считают разделение желаний. Человек должен понимать, какие из них верные или неправильные. Для достижения просветления и выхода из колеса сансары лучше не поддаваться негативным переживаниям, а настраивать себя на положительные эмоции. Буддисты считают, что стоит развивать в себе добродушие, милосердие, сострадание.

Дуккха ниродха гамини патипада марга

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Постулат о благородном восьмеричном пути представляет концепцию нахождения середины между душой и телом, тонким и физическим миром, аскезой и удовольствиями. Она говорит о том, что не стоит бросаться в крайности. Необходимо следовать срединному пути, чтобы избавиться от дуккхи.

Священные тексты гласят, что отречение от мира включает отказ от влечения к вещам, которое основано только на человеческих страстях. Следует также обходиться без чувственных удовольствий. Они сопровождают только людей, которые следуют недостойному пути, основанному на похоти.

Самоистязания также мешают достижению просветления, так как приводят к бесплодным мучениям. Для прихода к нирване была сформулирована доктрина восьмеричного пути буддизма. Она включает истинную мудрость, нравственность и душевную дисциплинированность.

Если концепция Будды, основанная на четырех благородных истинах, становится основой мировоззрения человека, то он освобождается от эгоизма. Последователи Гаутамы начинают видеть мир таким, каков он есть. Путь Будды приводит к избавлению от отрицательных эмоций за счет приобретения безмятежности.

Восьмеричный путь Будды

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Благородные истины ведут к пробуждению на основе дороги Будды. Она состояла из восьми ступеней, помогающих достичь полного ухода от колеса сансары. Каждая из частей восьмеричного пути носит определенное название. Оно начинается со слова «самьяк», что в переводе с диалекта пали обозначает «правильный», «совершенный».

Самьяк дришти (правильное мировоззрение)

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

С санскрита «дришти» переводят как «видение», «мудрость», «взгляд». Этот этап восьмеричного пути обозначает позитивное мировоззрение, возникающее из-за переживания определенных эмоций. Некоторые люди приходят к первой ступени просветления благодаря серьезным негативным происшествиям – утраты близкого, трагедии или несчастья.

После сильных потрясений жизнь человека рушится, а он задается вопросами о смысле бытия. Это приводит к более глубокому осознанию и пониманию жизни. Правильное мировоззрение также иногда возникает вследствие мистических происшествий и связанных с ними переживаний.

Некоторые люди приходят к самьяк дришти посредством регулярных медитаций. Если человек постоянно старается успокоить и обуздать свой разум, то он получает чистое сознание с минимумом лишних мыслей. Но иногда люди приходят к первой ступени восьмеричного пути благодаря насыщенному жизненному опыту.

Учение о четырех благородных истинах Будды говорит о правильном мировоззрении, представляющем собой умение видеть природу сущего. В этом случае человек ощущает собственное состояние в конкретный момент времени. Он видит свои привязанности к вещам и бытию, влечения и страсти, из-за которых возникают страдания.

Видение потенциально возможного состояния также помогает перейти на первую ступень в пути к просветлению. В этом помогает осознание будущего достижения пробуждения, отказа от мучений любого порядка. На первом этапе восьмеричного пути человек видит свой путь к следующим ступеням и чистую нирвану, в которой саморазвитие и самосовершенствование являются ключевыми параметрами.

Самьяк санкальпа (правильные стремления)

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Буддисты после достижения первого шага пути Будды обычно способны читать лекции, проводить занятия для других людей и описывать теорию в книгах, статьях. Но они часто не имеют возможности облечь теоретические умения в реальность. Большинство духовных практиков натыкаются на различные препятствия, так как осознают второй шаг пути Гаутамы только на уровне разума.

Слово «санкальпа» с санскрита переводят как «решимость, «стремление», «намерение». Если человек понимает истину только рассудком, то такое знание является теоретическим. Важно ощущать его не только разумом, но и сердцем. Пока в постижении новых этапов не участвуют эмоции и чувства, духовная жизнь будет отсутствовать. Если разум не привлекает к своей работе тонкие материи, то достижение нирваны невозможно.

Про йогу:  Йога для начинающих лежа

Самьяк санкальпа подразумевает кардинальное изменение природы чувств. Это обозначает осознание необходимости в преодолении негативных эмоций и культивировании позитивных переживаний. На втором этапе восьмеричного пути стоит отказаться от вожделения, злобы, гнева и жестокости в пользу любви, сопереживания, спокойствия и преданности.

Большинство положительных качеств и эмоций затрагивает не одного, а несколько человек. Они возникают в процессе межличностных отношений. Человек, стремящийся к саморазвитию и отказу от мирских или духовных мучений, культивирует в себе правильные устремления и черты характера. Это позволяет избавиться от отрицательных эмоций и привить себе положительные качества.

Самьяк вача (правильная речь)

Благородный восьмеричный путь Будды подразумевает определенные аспекты общения. В личных взаимоотношениях духовных практиков преобладают дружелюбность, искренность, плодотворность, приводящие к гармонии. Согласно Махасатипаттхана сутре, важно также уметь приходить к компромиссу и согласию с собеседником.

Правильная речь по Махасатипаттхана сутре

Обычный человек иногда использует преувеличения, приукрашивания или откровенную ложь. Дело в том, что эти приемы в общении не отображают истинную сущность людей. Человек, использующий приемы преувеличения в социальных связях, обычно испытывает путаницу в разуме. Это часто приводит к хаосу и неосознанности в проявлении чувств и действиях. Самьяк вача из пути Будды приводит к:

  • согласию между внутренним и окружающим миром;
  • единению души и тела;
  • гармонии между физическим и тонким миром;
  • развитию самоопределения, умения преодолевать негативные переживания;
  • осознанию взаимосвязи между жизнями и нуждами разных живых существ.

Многие люди доподлинно не понимают истин, которые озвучивают вслух. Во избежание лжи себе или своему окружению лучше очистить сознание и прояснить свои мысли. Перед началом разговора стоит понять побуждения и мотивы собственных поступков. Иначе речь не сможет выразить то, что человек представляет собой в реальности на физическом и духовном уровне.

Важно в разговоре с собеседником не принижать его, а поднимать на более высокий уровень бытия. В таком случае полезность общения возрастет многократно. Последователь буддистского восьмеричного пути старается видеть положительную, светлую сторону любого собеседника или вещи. Заострение внимания на минусах окружающего мира приводит к откату на более ранний уровень пути Будды.

Самьяк карманте (правильные деяния)

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Буддистская философия разделяется на множество разных школ. Но традиции каждой из них содержат знания о том, что действие определено состоянием разума в конкретный момент. Наиболее правильным для четвертого этапа дороги Будды считают поведение, основанное на нравственности.

Человек, стремящийся к постижению просветления, действует из лучших побуждений всегда. Он старается проникать в суть вещей, действий и своих или чужих душевных порывов. Наиболее устойчивой основой этого этапа буддистского пути является самоотверженность, любовь, сострадание и сопереживание.

Если действие осуществляется правильно (согласно учению), то человек ощущает его в качестве целостного поступка. В этом случае участие души и тела будет полноценным, равнозначным. Когда человек погружен в свою деятельность, он отдает ей максимум энергии, интереса, усилия. Так рождается чувство удовлетворенности своими деяниями.

Самьяк адшива (правильный образ жизни)

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Этот этап восьмеричного пути, описанного в четырех благородных истинах, обычно подразумевает получение определенного жизненного опыта. Святые тексты также часто содержат знания о методах заработка, не вредящих другим живым существам. Для поддержания правильного образа жизни самьяк адшива советует воздерживаться от определенных деяний:

  • распоряжение судьбой живых существ, включая проституцию или работорговлю;
  • создание орудий, способствующих убийству;
  • участие в агрессивных действиях;
  • работа на предприятиях, способствующих убийству живых существ;
  • производство и торговля одурманивающими, вредными веществами (табак, алкоголь или иные химические соединения);
  • любая другая обманная деятельность.

Также стоит понимать, что свободное время духовные практики уделяют самосовершенствованию и медитациям или иным способам достичь нирваны. Люди, стремящиеся к просветлению, также часто отказываются от любого рода излишеств. Бесконечные самоистязания или удовольствия, по мнению Будды, способствуют возникновению страстей и последующих мук различного характера.

Самьяк вьяяма (правильные усилия)

Слово «вьяяма» с санскрита переводится «физические упражнения», а с хинди – «разрабатывать». В традиционном представлении буддизма этот этап является воплощением правильных усилий, действий. Самьяк вьяяма включает стремление к оптимальной сосредоточенности собственных сил. Также этот этап помогает пробудить в себе:

В буддизме восьмеричную дорогу описывают как путь из правильных усилий в достижении истины. Они способствуют нахождению различий между дхармами – правилами, религиями, канонами или иными знаниями. На этом этапе восьмеричного пути важно избегать сомнений, негативных эмоций и неопределенных состояний разума.

Правильные усилия помогают достичь усердия и трудолюбия. Самьяк вьяяма позволяет избавиться от негативных переживаний и состояний за счет их пересмотра. Ведь любое правильное усилие основано на стараниях, обязательно направленных в положительное русло. Верные стремления также порождают желание развиваться и поддерживать благие начинания.

Самьяк смрити (правильное осознание)

Слово «смрити» в названии седьмой ступени благородного пути с санскрита переводится как фраза «то, что помнится». Она включает в себя верное памятование и понимание своего тела, разума, ощущений, ментальных вещей для достижения непрерывного осознания. Для этого применяют особые методы:

  • шамахту – купирование отрицательных эмоций за счет успокоения разума;
  • випашьяну – закрепление положительных чувств, ощущений и устранение негативных состояний.

Четыре истины буддистов подразумевают, что практика правильного памятования заключается в созерцании. Сиддхартха Гаутама не старался подавить в себе ощущения и образы, а стремился к простому наблюдению за их возникновением и кооперированием в случайные причудливые узоры.

В результате своих медитаций Будда смог осознать себя в качестве постоянно меняющегося скопления взаимозависимых состояний, имеющих физическую и психологическую природу. Гаутаме удалось также узнать о причинах таких проявлений. Физические состояния вызваны воздействием эгоистичных желаний, которые являются поверхностным представлением о своем «я».

После внимательного наблюдения за собой Будда высказал 4 благородные истины. Он сделал вывод, что эго и его проявления являются результатом действия кармы – движения энергетических потоков прошлого. Созерцая их, Гаутама понял, что каждая новая линия появляется из предыдущей. Этот процесс бесконечен. В результате правильного памятования Будда осознал, что страдания – это следствие желаний человека. Его можно устранить с помощью отказа от иллюзий, вызванных собственным эго.

Самьяк самадхи (правильный ум)

Слово «самадхи» переводится с санскрита как «объединение», «целостность», «совершенство», «завершение». Обычно самьяк самадхи обозначает правильность ума, сосредоточенность. Его достигают с помощью глубоких медитативных состояний (дхьяна). Они помогают прийти к концентрации и предельному уровню созерцания.

После очищения разума человек может сосредоточиться на достижении желаемого. Благодаря дхьяне сознание фокусируется на определенном объекте или ощущении. Так разум начинает видеть окружающие вещи и предметы не в привычном, а в реальном свете. Это состояние приводит к успокоению рассудка и гармонии с миром, собой. Если человек освобождается от прошлых обид и будущих негативных мыслей, это позволяет прийти к просветлению.

Благородный путь Будды включает несколько ступеней, к которым можно прийти только постепенно. Обычно в этом помогают медитации. Для достижения правильного состояния часто используют органические успокаивающие средства, основанные на натуральных компонентах. Их можно приобрести в интернет-магазине «Ашанти», где представлен широкий ассортимент подходящих товаров.

Для медитаций прекрасно подойдут Пало Санто палочки (бруски для воскуривания), обладающие уникальным свойством поддерживать позитивную энергетику. Они сделаны из священного дерева Bursera graveolens из Южной Америки.

Это растение племена Перу использовали для очищения ритуальных мест и подготовки к духовным практикам. Воскуривание его древесных брусков способствует:

  • приданию энергии и сил в трудных ситуациях;
  • избавлению от депрессивных состояний;
  • укреплению энергетической защиты организма;
  • купированию головных болей и спазмов;
  • укреплению удачливости в серьезных делах.

Дерево Bursera graveolens применяют только после естественной гибели. Это растение наделяют сверхъестественными способностями, помогающими в решении многих повседневных проблем. Основной функцией Bursera graveolens считают ментальное очищение.

Обычно бруски дерева используют при путешествиях, переездах и для ароматизации помещений, мебели. Воскуривание Bursera graveolens также помогает очистить ауру человека и энергетику конкретных объектов, вещей. Оно является незаменимым средством при подготовке к эзотерическим, духовным практикам, а также для расслабления, повышения сосредоточенности.

Восьмеричный благородный путь Будды основан на четвертой благородной истине. Она говорит о том, как можно достичь просветления и выйти из бесконечного круга страданий. Буддисты считают, что это реально, если следовать восьми шагам Сиддхартхи Гаутамы. В результате человек может избавиться от кармических потоков и выйти из колеса сансары, чтобы достичь высшего состояния души.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше.

Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.

Что же, начнем.

Что такое буддизм

Буддийская религия, так же, как исламская и христианская, считается мировой. Другими словами, ее принципов придерживаются люди по всему миру, без принадлежности к определенной национальности или стране.

Слово «буддизм» возникло всего в 19 столетии – так восточную религию окрестили европейцы. Сами же приверженцы называют ее «дхарма» или «бодхидхарма», что означает «учение о пробуждении». С этой точки зрения буддизм часто называют не религией, а учением, философией, традицией.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Исторические источники утверждают, что он возник две с половиной тысячи лет назад – в 500-600-х годах до нашей эры. Основателем считается Будда Шакьямуни. Именно он называл свое учение «дхарма», что можно понять как «истина», «природа», «сознание».

Будду очень почитают, но при этом он – не Бог, не Творец. Он Великий Учитель, который раскрыл людям истину, подсказал путь обретения свободы.

Кто такой Будда

В 560 году до нашей эры на северо-востоке Индии, на территории современного штат Бихар, в роду Шакья у правителя родился сын. Его назвали Сиддхартха Гаутама.

Мальчик рос во дворце в роскоши, не знал бед, но при этом был очень одаренным и добрым. Когда он повзрослел, то влюбился в прекрасную девушку и женился на ней. Скоро у них родился наследник.

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вышел за пределы дворца. Нечто страшное полоснуло его сердце – за одну прогулку он увидел больного, старца и похороны. В этот день он понял, как велики страдания людей.

Про йогу:  Гарудасана противопоказания

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Эта мысль не давала Сиддхартхе покоя, и он был полон решимости найти истину и избавить людей от бесконечных тягот и лишений. Тогда он оставил жену, ребенка, отца и подданных и ушел в странствие.

В скитаниях он провел шесть лет. За это время Сиддхартха общался со многими мудрецами, пробовал разные техники, вел аскетичный образ жизни вплоть до самоотречения, но так ни к чему не пришел.

Почти в отчаянии он сел под дерево и стал размышлять, молиться и снова размышлять. Так он провел 49 дней и наконец испытал состояние, которое теперь называют просветлением – ощущение полной ясности и понимания, абсолютной радости и светлого ума. Он нашел истину бытия, а это самое дерево назвали «деревом Бодхи».

Сиддхартха стал будто другим человеком. Он направился в долину, где встретил людей, желавших следовать за ним, слушая речи молодого человека, в которых заключалась истина. Так принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой Шакьямуни – Пробужденным из рода Шакья.

Много лет Будда проповедовал, делился учением со своими последователями, которых становилось все больше. Вместе они постигали дхарму, занимались духовными медитациями.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Уже будучи глубоким стариком, Будда ушел в паринирвану – в окончательную нирвану, покинув наш мир и избавившись от страданий. А его учение спустя 25 столетий все распространяется по нашей планете.

Развитие учения

Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Главные постулаты

Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

  • Сансара – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.
  • Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах.
  • Нирвана – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

  • Есть дукха – страдание.
  • У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
  • Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
  • Эта тропа – Восьмеричный путь.

Восьмеричный путь предполагает правильное:

  • понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
  • намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
  • речь – соблюдение чистоты слов;
  • поступки – действия, которые приносят только благо;
  • образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
  • усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
  • мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
  • сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.

Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей. Последние предписывают:

  • Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
  • Не воровать и не присваивать чужого.
  • Не прелюбодействовать.
  • Не лгать никому.
  • Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

«Трипитака» состоит из нескольких томов:

  • Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
  • Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
  • Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.

Уникальность дхармы

Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

  • в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
  • нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
  • количество миров бесконечно;
  • отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
  • нет безоговорочных догматических правил;
  • Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
  • учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
  • учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.

В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и касты.

Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

Как стать буддистом

«Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».

В прибежище принимают три драгоценности:

  • Будду – это Великий Учитель Будда Шакьямуни или другой Пробужденный;
  • Дхарму – Учение Будды, его принципы, заповеди, истины, пути, догмы;
  • Сангху – буддийскую общину, которая живет по законам дхармы.

Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:

  • неведения, слепоты к природе бытия и всего сущего;
  • желаний, эгоизма, страстей, вожделений;
  • гнева и злости.

На пути истины буддист вооружается специальными методами:

  • размышления над учением – самостоятельная работа, анализ текстов, сопоставление их с собой и с реальной жизнью;
  • практика – медитации, йогические практики, а также применение основ дхармы в обычной жизни.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.

Буддийские монахи

Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.

Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.

Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.

Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.

Школы

С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.

К трем основным школам буддийской философии относятся:

Про йогу:  Surya namaskar mantra

1. Хинаяна – Малая Колесница

В современности чаще употребляется название Тхеравада – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».

Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Тхераваде присущи следующие черты:

  • Достичь нирваны может только монах, следуя строгим догмам.
  • Освобождение зависит только от самого человека, от его поступков – никто ему не может помочь.
  • Нет пантеона будд и бодхисаттв.
  • Нет ада и рая – есть только сансара и выход из нее – нирвана.
  • Отсутствуют обряды, скульптуры, иконопись, поклонение им.

2. Махаяна – Большая колесница

Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.

Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

  • Достичь нирваны может как монах, так и мирянин.
  • Помочь в этом людям могут будды и бодхисаттвы.
  • Святые выстраиваются в пантеон.
  • Появляются их изображения, скульптурные изваяния.
  • Им делают подношения, устраивают обряды, службы, праздники, молятся.
  • Есть своеобразное понятие рая и ада – существа с хорошей кармой в следующей жизни воплощаются на высших, райских планетах, с плохой кармой – в низших, адских мирах.

3. Ваджраяна – Алмазная Колесница

Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».

Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

  • направленность на самосознание;
  • большое значение учителя, гуру – его почитают и поклоняются перед ним;
  • медитативные и йогические практики;
  • чтение мантр;
  • разнообразные обряды, праздники, службы.

Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.

В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.

Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.

Очень популярное сейчас на Западе направление – дзен-буддизм. Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань».

Можно ли назвать буддизм и буддизм этой религией?

Японский монах дзен-буддизма

К главным чертам дзен-буддизма можно отнести:

  • неприятие религиозных ритуалов, обрядов, атрибутики, пантеона святых;
  • отсутствие священных сутр, проповедей;
  • цель – открыть природу Будды с его состраданием и милосердием.

Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что сегодня вы узнали много нового, познакомились с удивительной философией буддизма и приоткрыли дверцу в еще неизведанный мир Востока.

Конечно, в одной статье невозможно рассказать все о дхарме, ведь даже сотне книг не удалось этого сделать. Но все же мы хотим продолжить раскрывать восточную мудрость вместе с вами.

В материале представлен частный взгляд на практику, с позиции секулярного, прагматичного буддизма, используемый в школе Трёх Путей.

  • Зачем мы всё это делаем: медитируем, практикуем осознанность, изучаем каноническую литературу, ищем просветления?
  • Почему стремимся к любви, поиску себя и осознанному образу жизни?
  • Ну, или совсем приземлённо, зачем нам кофе, кино, музыка, походы в кафе и т.д.?

В качестве догадки: затем, чтобы почувствовать себя счастливее или, если наоборот, устранить неудовлетворённость, страдание из жизни, как говорят буддисты.

Согласно буддизму, абсолютное устранение страданий из жизни возможно, и оно осуществляется через реализацию опытов просветления. Поэтапно, пошагово, до полного просветления.

Инструментами, ведущими к просветлению, являются практики медитации, учение и наставники — в качестве переводчиков учения.

Весь комплекс современных практик развития осознанности и медитаций по большей части имеют буддийские корни. А сами буддийские практики неразрывно связаны с тремя ключевыми буддийскими темами:

  • Четыре Благородных Истины.
  • Восьмеричный Путь.
  • Зависимое Возникновение.

О первых двух в этой статье.

4 благородные истины

Или 4 истины благородных, то есть тех, кто эти истины осознал.

Буддизм — очень практичная религия, ставящая во главе угла устранение из жизни страдания.

4 истины звучат так:

  • Есть страдание.
  • Есть причина возникновения страданий.
  • Истина о прекращении страданий.
  • Практический путь к прекращению страданий.

Вся наша жизнь пронизана эдакой гонкой за деньгами, безопасностью, лучшей жизнью, знаниями, духовностью, просветлением, развлечениями, и можно продолжать до бесконечности. Главное в этой гонке, что объекты устремления находятся где-то “там”, а не в “здесь и сейчас”.

В этой нескончаемой гонке за счастьем “завтра”, в водовороте мыслей о прошлом, будущем, о себе, мы упускаем реальное счастье, которое находится прямо у нас под носом, в этом самом моменте.

При этом, каждый раз теряя что-то, не получая что-то, получая что-то нежелательное, мы испытываем страдание и его более лёгкие формы в виде неудовлетворённости.

В канонических текстах это сформулировано так:

  • Утрата желаемого;
  • Неполучение желаемого;
  • Получение не желаемого.

Всё это ведёт к страданию.

Причём получение “желаемого” впоследствие также ведёт к страданиям, так как мы рано или поздно утрачиваем “желаемое”, да и само наслаждение им мимолётно. Это относится и к радости от новой машины, поездки в отпуск, к новым отношениям и т.д. Само непостоянство уже содержит в себе зерно страдания.

С понимания этой истины начинается поиск, начинается Путь. Мы прозреваем к тому, что новая машина, новая работа, новый партнёр, поход в ресторан, деньги и всё подобное к “счастью” не ведут.

Причина страданий — страстное желание. Это наше извечное стремление к чему-то либо форма отталкивания чего-либо. Можно назвать это неприятием реальности, непринятием самих себя такими какими мы являемся.

С каждым опытом просветления происходит лавинообразное ослабление силы страстного желания. Это феноменально меняет жизнь носителя такого опыта. Буддизм разделяет просветление на поэтапный процесс, состоящий из 4 ступеней. Последняя ступень являет собой полное освобождение от страдания.

В этой истине говориться о том, что возможно бытие вне страданий. То есть жизнь без страстного желания.

Восьмеричный путь. Так называемый срединный путь, путь без крайностей доступный любому человеку.

Весь путь сформулирован в 8 пунктах.

  • Правильное Устремление;
  • Правильная Речь;
  • Правильные Действия;
  • Правильные Средства к жизни;
  • Правильное Усилие;
  • Правильная Осознанность;
  • Правильная Собранность Ума.

Часть пунктов относится к нравственности, часть к практикам работы с умом и сознанием и часть к пониманию учения.

То есть знание и понимание четырёх благородных истин, — главного движителя на пути к пробуждению.

Имеется ввиду стремление к сокращению суеты, материальному накоплению и к увеличению внимания к духовному пути.

Идея восьмеричного пути — приведение ума и сознания в состояние равностности, не-цепляния, к сдаче контроля.

Недоброжелательность и жестокость — это состояния, при которых возможность движения по духовному пути практически исключена, прежде всего в части практики.

Человек, испытывающий в жизни недоброжелательность и жестокость, просто не сможет успокоить свой ум и перейти в состояние остановки ума, в ниродху.

Этот и следующие два пункта относятся к нравственности.

Этот пункт также имеет вполне практичную цель — держать ум в покое. Самое значительное влияние на состояние ума оказывают наши контакты с другими людьми. Ложь, ссоры — всё это очень долго резонирует в нашем уме и оказывает негативное влияние на практику.

А если разговоры праздные, то они так или иначе связаны со страстным желанием. Разжигание страстного желания, согласно Зависимому Возникновению, и приводит в последствии к страданию (не получению желаемого, утрате желаемого и получению не-желаемого). А как минимум просто всплывает в медитациях в качестве беспокойства, помех и отвлечений.

В буддийском учении для простых людей предполагается кодекс из 5 предписаний, которые по сути и есть содержание 3,4,5 пунктов раздела нравственности. Подобные же предписания есть и во многих других конфессиях, и за ними стоит глубокий и важный для жизни смысл.

  • Не лишать жизни живое существо;
  • Не брать то, что не было дано;
  • Не совершать прелюбодейства (имеется ввиду такого действия сексуального характера, которое может причинить кому-либо боль);
  • Не лгать и не злословить;
  • Не принимать затуманивающих сознание веществ.

Предписания — это своего рода инструкция к счастливой жизни. Даже без опыта просветления простое соблюдение этих правил ведёт к значительному улучшению взаимоотношений с собой, окружающими людьми и улучшению качества жизни в целом.

Однако цель у соблюдения предписаний — прежде всего в гигиене ума. Соблюдение предписаний в значительной степени влияет на состояние ума, а значит и на саму формальную практику.

В буддизме есть сформулированный список профессий, которыми не стоит заниматься, но давайте посмотрим на это с позиции практики и продвижения по Пути.

Опыт пробуждения становиться возможным, когда сознание находится в состоянии безмятежности, в состоянии сдачи контроля, в полном покое. Если наш способ зарабатывания на жизнь удовлетворяет нас, не причиняет никому того, за что мы можем себя корить, мы быстро продвигаемся по Пути. Если наши отношения, работа и другие наиболее важные жизненные сферы наводняют ум беспокойством и самоукорением, то мы можем годами практиковать, но продвижение будет очень медленным.

Если вы в такой ситуации, то выходом может стать поездка на ретрит, где в полном безмолвии и отрыве от жизненных проблем становится возможным пойти максимально вглубь себя.

Этот пункт реализован технически буддийским монахом Бханте Вималарамси в виде инструмента 6Р.

К этому же пункту можно отнести практику метты, которая в значительной степени перепрограммирует наш ум помогая всё больше времени проводить в “благотворных” состояниях сознания и в “здесь и сейчас”.

Осознанность — ключевой фактор на пути к счастливой и осознанной жизни.

Изначальная формулировка звучит так:

Осознанность — это памятование о наблюдении за перемещениями внимания ума с объекта на объект.

Там, где заканчивается формальная практика медитации сидя, начинается практика осознанности. По сути это один и тот же процесс. Пребывание даже всего десятка минут в день в “здесь и сейчас” значительно развивает осознанность. Однако пока этот фактор развит слабо, успевать замечать, как ум уводит внимание в прошлое, будущее, бесконечные размышления о себе является весьма затруднительным. Инструмент 6Р в помощь.

Обычно этот пункт переводят как “Правильное сосредоточение”, однако практика показывает, что ближе значение собранность, а не сосредоточение. Это своего рода плод от следования предыдущим пунктам восьмеричного пути.

В медитации собранность ума выражается как особо чистое состояние сознания, на фоне которого видны даже самые тонкие движения и напряжения ума. Их наблюдение и использование инструмента “7 факторов просветления” в конечном счёте приводит к полной остановке ума, ниродхе. Это ещё не Ниббана но уже “предбанник”.

Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и их следствие — прозрение в Зависимое Возникновение, являются тремя китами буддийского учения.

Но мы тут про практические шаги к счастливой и осознанной жизни, к пробуждению, тогда перефразирую: Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и, их следствие, — прозрение в Зависимое Возникновение — являются дорожной картой на пути к опыту пробуждения. Причём совсем не обязательно становиться для этого буддистом. То есть не важно кто вы, какого вероисповедания и в какой точке сейчас находитесь.

И такой ещё важный момент, стремление к духовности, к благам, которые даёт просветление — это тоже форма страстного желания, тот же материализм, только духовный. Всё это хорошо для того чтобы убедить свой ум и начать Идти по Пути, но далее про это важно просто забыть.

В статье отражён частный взгляд на главные буддийские темы, пропущенный через призму практического опыта.

В тексте использованы фрагменты сутт Палийского Канона Маджхима Никая в переводе Олега Павлова.

Светлого Пути всем!

Эта статья связана со статьёй “Зависимое Возникновение и причины страданий”.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий