Руководствуясь сведениями из Восьмиступенчатой йоги Патанджали, датированной вторым веком до нашей эры, можно дать определение асаны как устойчивой и удобной сидячей позы – Стхира Сукхам Асанам. Она является частью внешней ветви Раджа-йоги в дополнение к яме, нияме и пранаяме. Направление Раджа-йоги отвечает за контроль над умом через медитацию, а также понимание различий реальности от иллюзии и стремление к освобождению.
Что это такое?
Асаной можно назвать любую позу, которая удобна и комфортна для практикующего человека. Это упражнение, которое делается ежедневно, в результате чего тело обретает здоровье и выносливость. Регулярное выполнение определенных асан поможет справиться с различными заболеваниями.
Но такие упражнения не могут быть единственным средством для избавления от недугов. Важно помнить, что асаны способствуют излечению только тех заболеваний, которые становятся препятствием для медитации. Упражнения помогают заниматься садханой (духовной практикой).
Справка! Большинство поз носит название какого-либо животного, схожего по внешнему виду с положением тела во время упражнения.
Медитативная поза Сиддхасана только поначалу кажется простой для выполнения. На самом деле потребуется длительное время тренировок, прежде чем практикующий добьется идеального результата (легкого разворота голеней пятками вверх). Асана в ряде источников йоги выделяется, как лучшая. В основном она применяется для медитаций и пранаямы, но также служит для гармоничного развития тела. Упражнение оказывает положительное воздействие на здоровье, помогает избавиться от недугов, как и другие позы.
Йоги традиционно считают, что практикуя только Сиддхасану можно достичь высшей ступени. Название асаны подсказывает, что она открывает практикующему сиддхи, что означает совершенство, особенные способности. В нем заложено понимание того, что поза открывает путь к полноценной самореализации.
Общие правила выполнения
До освоения каждой новой асаны рекомендуется ознакомиться с правилами ее выполнения. Не следует этим пренебрегать. Соблюдение определенной очередности при формировании позы приведет к оздоровлению внутренних органов без причинения им вреда.
Важно научиться не только напрягать тело, но и расслаблять его. Для этой цели можно изучить Шавасану – универсальную расслабляющую позу, которая делается в конце занятия в течение трех-десяти минут. Некоторые мастера советуют выполнять Шавасану после каждого упражнения.
Заниматься йогой лучше на удобном коврике. Для этих целей также можно использовать сложенное вдвойне тонкое одеяло или специальный мат. Главное, чтобы на подстилке было комфортно выполнять упражнения.
Важно! Не рекомендуется приступать к занятию сразу после употребления пищи. Хорошо подойдут утренние часы до завтрака или вечернее время до ужина. Минимальный интервал после приема пищи перед занятием должен составлять от полутора до трех часов.
Основные асаны с названиями
SLAVYOGA – здоровье и йога
В ряде источников по йоге сиддхасана считается самой лучшей из всех возможных асан. В отличие от других поз, которые помогают человеку обрести здоровье и гармонично развитое тело, а также избавиться от ряда недугов, сиддхасана в первую очередь используется для практики пранаямы и медитации. Часто даже говорится о том, что сиддхасана – это совершенная поза.
Традиционно считается, что высших ступеней йоги можно достичь даже лишь одной настойчивой практикой сиддхасаны. Само название указывает на то, что асана открывает практикующему сиддхи, т.е. совершенства и сверх способности, которые могут помочь на пути к полной самореализации.
В «Хатха Йога Прадипике» (часть 1, стих 38) говорится следующее: «Так же, как умеренность в еде (митахара) и заповедь не убивать (ахимса) среди совершенных считаются важнейшими из ям, так и сиддхасана считается ими важнейшей среди всех поз».
Польза сиддхасаны
• помощь в освоении пранаямы и медитации
• получение контроля над муладхара и свадхистхана чакрой и очищение канала прохождения праны к аджна чакре
• быстрое и эффективное уравновешивание эмоционального состояния
• устранение суеты ума
• получение полного контроля над сексуальной сферой и поддержание здоровья репродуктивных органов
• увеличение гибкости коленей и голеней
• стимуляция кровообращения в области живота и поясницы, тонизация нижних отделов позвоночника и органов брюшной полости
В «Хатха Йога Прадипике» (часть 1, стих 39-42) говорится: «Из всех 84 важнейших асан особо следует практиковать сиддхасану, так как она очищает 72000 нади. Йог, практикующий в течение двенадцати лет сиддхасану, медитирующий при этом на собственном Я и ограничивающий себя в еде, достигнет состояния высшего совершенства. Нет необходимости в других асанах, если достигнуто мастерство в сиддхасане.
Тщательное выполнение пранаямы в этой асане делает излишней практику любых других асан и наступает кевала-кумбхака (непроизвольная остановка дыхания). Лишь одной этой асаной спонтанно порождается унмани-кала. Если совершенство в сиддхасане достигнуто, три замка выполняются автоматически и без напряжения».
Техника выполнения сиддхасаны
• сядьте на пол и положите пятку левой ступни под анус, так, чтобы она твёрдо нажимала на промежность
• положите правую ногу на левую так, чтобы гениталии находились между ступнями, а правая пятка у лобковой кости
Пальцы ног обеих ступней должны быть зафиксированы между икрами и бёдрами
Мужчины должны внимательно наблюдать за тем, чтобы давление на гениталии не причиняло боли
Данное положение окажет давление на сивани-нади (энергетический канал, известный в йоге также как читракхья-нади или вирьяваха-нади – носитель семени), который проходит от заднего прохода вдоль промежности к половому органу.
Фото сиддхасаны
• положите руки внизу живота. Правая рука над левой, ладони развёрнуты вверх (дхьяна-мудра)
Позвоночник и всё туловище нужно держать абсолютно прямо, так же как и плечи
Асану следует разучить и в противоположном порядке, так, чтобы правая пятка лежала у промежности, а левая ступня – сверху, при этом правая кисть располагается под левой
• можно также положить руки на колени, повернув ладони вверх и сомкнув в кольцо кончики большого и указательного пальцев, а остальные три пальца остаются вытянутыми (джняна-мудра)
Сидхасана одинаково полезна как для дилетанта, так и для мастера йоги. Ценность этой позы обычно недооценивается. Тот, кто сможет удерживать эту позу на протяжении трёх часов сорока восьми минут, может считать себя овладевшим ею. Однако эта асана должна умеренно практиковаться людьми женатыми или поддерживающими половые отношения, так как в ней сильно снижается половой инстинкт. Именно по этой причине, прежде всего, сиддхасана практикуется аскетически живущими йогами, которые таким образом могут достичь высших ступеней йоги.
Благодаря очищению нади, усилению течения тока праны в теле, вайю приводятся в состояния равновесия, и таким образом, сиддхасана стимулирует развитие физических, ментальных и духовных сил. Эта поза может привести в глубокое состояние медитации и быть проводником к высшим ступеням йоги. Поэтому неудивительно, что многие мастера йоги и сиддхи рассматривали эту асану в качестве лучшей среди всех.
Рекомендуем к просмотру
Сиддха — название полубожественных существ великой чистоты и святости, обладающих сверхъестественными свойствами (сиддхи). Сиддха также означает «вдохновенный мудрец, провидец, «пророк».
Эта поза сохраняет здоровье половых органов. Подобно Падмасане (Фото 104), это одна из наиболее релаксирующих поз. Находясь в сидячем положении, тело отдыхает, а скрещенные ноги и прямая спина делают ум бдительным. Эта асана рекомендуется для практики пранаямы и
В чисто физическом отношении она очень полезна для излечения тугоповижности коленей и лодыжек. Усиливается циркуляция крови в области поясницы и живота, что тонизирует нижний отдел позвоночника и органы брюшной полости.
«Сиддхи говорят, что среди ниям главное — не причинять никому зла, среди ям — умеренная диета, а среди асан — Сиддхасана».
«Из всех 84 тысяч асан всегда следует выполнять Сиддхасану. Она очищает 72 тысячи нади (нади — каналы в человеческом теле, через которые проходит нервная энергия)».
«Если йог, упражняющийся в созерцании Атмана и соблюдающий умеренную диету будет выполнять Сиддхасану в течение 12 лет, он обретет йогические сиддхи». (Атман означает Я и Верховную Душу. Сиддхи — сверхъестественые способности.)
«После овладения Сиддхасаной естественно и без усилий будет достигнута Унмани Авастхва (Самадхи), дающая наслаждение».
Душа имеет три авастхи (состояния), содержащиеся в четвертой, а именно: бодрствование, сновидение, глубокий сон и то, что называется Турия.
«Первое состояние — это бодрствование, когда Я осознает обычный мир с его грубыми предметами и наслаждается ими. Здесь доминирует тело.
Второе состояние — сон со сновидениями, в которых Я наслаждается тонкими вещами, образуя для себя на основе ощущений, испытанных в бодрствующем состоянии, новый мир форм. Дух свободно блуждает, не скованный узами тела.
Это четвертое состояние души — чистое интуитивное сознание, где нет места знанию об объектах, ни внутренних, ни внешних. В глубоком сне дух пребывает высоко над изменчивой жизнью чувства в абсолютном единении с Брахманом. Состояние же Турия — выявляет положительный аспект отрицательного, доминирующего в состоянии глубокого сна» («Философия Упанишад» Радхакришнана).
В «Мандукья Упанишаде» четвертое состояние описывается так:
«Четвертое состояние, говорят мудрые, — это не субъективный опыт и не объективный опыт, это и не нечто среднее между субъективным и объективным опытом, это и не негативное состояние, которое ни сознательно, ни бессознательно. Это не знание, основанное на ощущениях, это не относительное знание, это и не знание, основанное на умозаключениях. Четвертое состояние неощутимо, непостижимо, невыразимо. Это чистое единое сознание, в коем полностью пребывает все сознание и множественность мира. Это высшее добро. Это Один без второго. Это Я. Познай его одного!»
«Раджа-йога, Самадхи, Унмани, Маномани, Бессмертие, Сосредоточение, Шуньяшунья (пустота, но не пустота),
Парама Пада (Высшее состояние), Аманаска (приостановка деятельности ума), Адвайта (недвойственность),
Нираламба (без поддержки), Ниранджана (чистый), Дживанмукти (состояние освобождения), Сахаджавастха (естественное состояние) и Турия (буквально, четвертое) — все эти слова означают одно и то же. Как крупица соли, брошенная в воду, растворяется в ней и становится единой с ней, так и подобное единение Ума и Атмана есть Самадхи. Когда Прана и Манас (ум) уничтожаются (поглощаются), возникает состояние гармонии, называемое Самадхи» («Хатха Йога Прадипика», гл.1У, стихи 3-6).
Ни одна асана не может равняться с Сиддхой, ни одна кумбхака — с Кевалой, ни одна мудра — с Кхечари, ни одна лайя (поглощение ума) — с Надой.
(Кхечари Мудра, буквально, «блуждание в пространстве», описывается следующим образом в «Гхеранда Самхите» (гл.Ш, стихи 25-28):
«Подрезать нижнее сухожилье языка и непрерывно двигать языком; смазывать его свежим маслом и вытягивать его (чтобы удлинить) железным инструментом. Если заниматься этим постоянно, язык удлиняется; когда он будет доставать до межбровья, можно считать, что Кхечари завершена. Когда язык станет длинным, следует загибать его кверху и назад, так чтобы коснуться мягкого неба, а затем и достать внутренние отверстия ноздрей. Закрыв эти отверстия языком (и остановив таким образом дыхание), сосредоточить взгляд в межбровье. Это называется Кхечари. Упражнение в Кхечари освобождает от обмороков, чувства голода и жажды, от лености. Не будет места ни болезням, ни разрушению, ни смерти. Тело становится божественным».)
(Нада — это внутренний мистический звук. Он подробно, с множеством различных уподоблений, описывается в стихах 79-101 главы IV «Гхеранда Самхиты».
Йога определяется там как контроль над отклонениями ума. Для того, чтобы управлять умом, нужно, чтобы сначала он полностью сосредоточился на каком-то объекте, и тогда он постепенно отойдет от этого объекта и будет вынужден вглядеться внутрь себя. Вот где йог должен сосредоточиться на внутренних мистических звуках. «Ум, подобно змее, услышав Нада, забывает свои непостоянства и уже никуда более не стремится».
По мере того, как Нада становится бездеятельной, то же делается и с умом.
«Огонь, охвативший дерево, гаснет вместе ним после того, как сжег его. Так же и ум, устремляясь к Нада, исчеза вместе с ним».)
Сложные
Сложными позами мастера йоги считают следующие.
При выполнении асан тело скручивается и сжимается определенным образом, это способствует массированию внутренних органов. В обычной жизни таких нагрузок на организм не происходит, поэтому упражнения приносят особую пользу. Ликвидируются застои внутри тела, а в комплексе с правильным дыханием скручивающие позы глубоко воздействуют на все части тела.
Когда орган находится в сжатом состоянии, он сигнализирует мозгу о происходящих изменениях. В ответ реагирует нервная и гуморальная система. Орган начинает постепенно восстанавливать свои функции, наподобие мышц, которые в результате ежедневных тренировок растут. Для желез внутренней секреции также очень полезно механическое воздействие. Они активно насыщаются кровью, когда в определенной позе человек концентрирует на них свое внимание.
К примеру, практика Випарита-карани мудры влияет на надпочечники и усиливает кровоток к щитовидной железе. Это происходит в результате перевернутого положения тела при выполнении позы и концентрации на нужных зонах.
Интересно заметить, что кожные покровы йогов практически не бывают бледными, желтоватыми или синюшными. Их кожа всегда здорового розового оттенка. Но внешний вид имеет второстепенное значение. Главное, что внутри тела происходят оздоровительные процессы и разрастаются мелкие кровеносные сосуды по всему организму.
Йога марафон пробуждения тела Рекомендуем! Самый лучший курс-марафон йоги для начинающих вне зависимости от уровня подготовки и возраста. Поможет активировать силу и гибкость в мышцах, сонастроить дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную систему. Поможет привести в равновесие тело разум и сознание. Подробнее.
Некоторые скручивающие и выгнутые позы приводят к небольшому кислородному голоданию из-за сбоев в кровоснабжении отдельных частей тела. Такие изменения приносят двойную пользу.
- Когда органы испытывают кислородное голодание, происходит активизация и тренировка множества клеток.
- При регулярной практике нарушения кровообращения скручивающими позами начинает расти сеть из капилляров. Ее состояние важно для поддержания общего здоровья организма. Хорошо способствует этому поза Лотоса. Регулярная практика Падмасаны (Лотоса) гарантирует человеку здоровье ног даже в преклонном возрасте.
Где купить
Качественный инвентарь на любой вкус можно приобрести в следующих онлайн-магазинах:
Противопоказания
Поза звезды доступна для выполнения практически каждому. Однако имеется ряд противопоказаний:
- онкология;
- период беременности;
- радикулит;
- недомогания, связанные с позвоночником;
- боли в суставах коленей.
Дискомфорт или боли во время исполнения упражнения являются показанием для прекращения занятия. Исключение составляют болевые ощущения в коленях, асану выполнять можно, но предельно осторожно.
Людям, поддерживающим половые отношения, стоит умеренно заниматься Сиддхасаной, так как она значительно понижает половое влечение. Именно по этой причине поза используется, главным образом, йогами-аскетами, которые выполняют упражнение для достижения высших ступеней.
Названия поз в йоге
Хатха йога зародилась в Индии, поэтому названия поз в йоге изначально даны на классическом древнем индийском языке – санскрите. Часто тем, кто только начинает заниматься йогой, сложно запомнить, как называются позы в йоге – уж слишком непривычны для русского уха эти названия. Постепенно с практикой названия асан на санскрите запоминаются. Особенно легко это происходит в том случае, если усвоить значение основных слов и принципы образования названий асан. На семинарах индийских, западных и ведущих российских преподавателей йоги по методу Айенгара звучат названия поз в йоге именно на классическом древнем языке.
В книге Б.К.С. Айенгара “Йоги Дипика” можно найти описание большого количества асан с названиями на санскрите. Санскритские корни, используемые в каждой позе, были переведены Айенгаром на английский язык, затем эту книгу перевели на русский. Изучение корней названий поз йоги и философских терминов прояснит значение понятий, названных на древнем языке, и углубит понимание названий поз и практики в целом. Например, коренное слово āsana, которое мы обычно переводим как поза, – это ās, что означает присутствовать, сидеть тихо, продолжать делать что угодно без перерыва. Разве это не объясняет немного больше то, что вы делаете на коврике?
Без понимания санскрита значение поз и философских терминов может быть искажено и изменено в переводе на другие языки. Например, слово дхарма на санскрите происходит от корня слова dhir, что означает «удерживать». Таким образом, дхарма буквально означает то, что держится, твердое, в совокупности удерживаемое универсальным законом.
Вы узнаете кое-что новое о своем родном русском языке, если будете знать некоторые названия на санскрите. Санскрит и русский язык являются родственными. Вот почему некоторые санскритские слова, которые вы уже знаете, могут предложить новое понимание русского языка!
В этой статье представлены санскритские корни поз в йоге согласно книге Б.К.С. Айенгара “Йога Дипика”, разделенные на тематические группы. В названии асан, описанных в книге Айенгара, встречаются числительные, названия частей тела, положения тела или его частей в пространстве, названия растений и животных, имена героев индийского эпоса. Рассмотрим по отдельности все эти группы.
- Эка – один (Эка Пада Ширшасана, Эка Пада Сарвангасана).
- Дви – два (Дви Пада Ширшасана, Дви Пада Каундиниасана).
- Три – три (Уттхита Триконасана, Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасана).
- Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана).
- Панча – пять.
- Шат – шесть.
- Сапта – семь.
- Ашта – восемь (Аштавакрасана).
- Нава – девять.
- Даша – десять.
2. Части тела:
- Ангуштха – большой палец ноги (Супта Падангуштхасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана).
- Бхуджа – рука, плечо (Бхуджангасана I, II).
- Ганда – щека, сторона лица (включая висок) (Ганда Бхерундасана).
- Джану – колено (Джану Ширшасана, Паривритта Джану Ширшасана).
- Джатхара – живот, желудок (Джатхара Паривартанасана).
- Карна – ухо (Карнапидасана, Акарна Дханурасана).
- Мукха – лицо, рот (Гомухасана, Урдхва Мукха Шванасана).
- Пада – стопа, нога (Падангуштхасана, Падахастасана).
- Паршва – край, бок; боковой (Паршва Ширшасана, Паршваика Пада Ширшасана).
- Хаста – кисть руки (Баддха Хаста Ширшасана).
- Ширша – голова (Ширшасана).
3. Названия части, целого, геометрические фигуры:
- Анга – тело, часть его, один из членов; составная часть (Нираламба Сарвангасана I, II).
- Ардха – половина (Ардха Чандрасана, Ардха Матсиендрасана).
- Кона – угол (Упавиштха Конасана, Самаконасана).
- Мандала – круг; также означает собрание, раздел «Ригведы» (Мандаласана).
- Парипурна – цельный, полный (Парипурна Матсиендрасана).
- Пурна – полный (Парипурна Навасана).
- Сарва – весь, целиком (Саламба Сарвангасана I, II).
4. Положение в пространстве:
- Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана, Адхо Мукха Врикшасана).
- Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана, Дви Пада Випарита
Дандасана). - Паривартана – поворачиваемый, разворачиваемый (Джатхара Паривартанасана).
- Паривритта – повёрнутый, развернутый (Правритта Триконасана, Паривритта Паршваконасана).
- Пашчима – запад; задняя часть тела с головы до пят (Пашчимоттанасана).
- Пурва – восток; передняя сторона тела (Пурвоттанасана).
- Сама – тот же самый, такой же, ровный, прямой (Самаконасана).
- Супта – спящий (Супта Вирасана, Супта Падангуштхасана).
- Упавиштха – сидя (Упавиштха Конасана).
- Урдхва – поднятый, направленный кверху, вверх (Урдхва Мукха Шванасана, Урдхва Дханурасана).
5. Действия с телом:
- Баддха – связанный, пойманный, удерживаемый, закрепленный. (Баддха Конасана, Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасана).
- Лола – дрожащий, раскачивающийся как маятник, болтающийся (Лоласана).
- Нираламба – без опоры (Нираламба Сарвангасана).
- Пида – боль, страдание, давление (Карнапидасана, Бхуджапидасана).
- Прасарита – расправленный, растянутый (Прасарита Падоттанасана, Урдхва Прасарита Падасана).
- Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана).
- Стхити – стабильность (Самастхити).
- Утката – мощный, яростный (Уткатасана).
- Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Уттана Майюрасана).
- Уттхита – поднятый, расширенный, вытянутый (Уттхита Триконасана, Уттхита Паршваконасана).
- Ваджра – удар молнии; молния — оружие Индры (Ваджрасана, Супта Ваджрасана).
- Данда – посох (Йогадандасана, Дви Пада Випарита Дандасана).
- Дхану – лук (для стрельбы) (Дханурасана, Падангуштха Дханурасана).
- Мала – гирлянда, венок (Маласана I, II).
- Нава – лодка (Парипурна Навасана).
Парвата – гора (Парватасана). - Парианка – кровать, кушетка, диван (Парианкасана).
- Паригха – деревянный или железный брус — засов для ворот (Паригхасана).
- Паша – узы, ловушка, петля (Пашасана).
- Сету – мост (Сету Бандха Сарвангасана, Эка Пада Сету Бандха Сарвангасана).
- Тада – гора (Тадасана).
- Тола – весы (Толасана).
- Хала – плуг (Халасана).
- Чакра – колесо, плуг (Чакрасана, Чакра Бандхасана). Считается, что энергия (прана) течет в человеческом теле по трем главным каналам (нади): Сушумна, Пингала и Ида. Сушумна расположена внутри позвоночного столба, Пингала начинается с правой ноздри, а Ида — с левой ноздри, затем они поднимаются к темени, а оттуда опускаются к основанию позвоночника. Эти два нади пересекаются друг с другом, а также с Сушумной. Эти соединения нади называют чакрами — маховиками, регулирующими механизм тела. Наиболее важные чакры: (1) Муладхара (мула — корень, источник; адхара — опора, жизненно важная часть) расположена в области таза над анусом; (2) Свадхиштхана (сва — жизненная сила, душа; адхиштхана — обитель, вместилище) находится над детородными органами; (3) Манипурака (манипура — пупок) расположена в пупке; (4) Манас — ум и (5) Сурья (солнце) расположены между пупком и сердцем; (6) Анахата (небьющийся) расположена в области сердца; (7) Вишуддха (чистый) — в области гортани; (8) Аджна (приказ) — между бровями; (9) Сахасрара (тысяча) — так называется тысячелепестковый лотос в мозговой полости; (10)
Лалата (лоб) находится в верхней части лба. - Чандра – луна (Ардха Чандрасана).
- Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана).
- Канда – луковица, узел (Кандасана).
- Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана).
9. Человеческие состояния:
- Буддхи – интеллект, рассудок, различение, суждение (Буддхасана).
- Бхайрава – страшный, ужасный; один из обликов Шивы (Кала Бхайравасана).
- Бхерунда – страшный, ужасный; также название вида птиц (Ганда Бхерундасана).
- Вира – герой (Вирасана, Виранчиасана I, II).
- Гарбха – чрево, утроба (Гарбха Пиндасана).
- Маха – великий, могучий, величественный, благородный (Маха Мудра).
- Нидра – сон (Йога-нидра).
- Пинда – зародыш (Гарбха Пиндасана).
- Раджа – царь, правитель (Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана).
- Сиддха – мудрец, провидец, пророк; также полубожественное существо великой чистоты и святости (Сиддхасана).
- Сукха – cчастье, наслаждение, радость, удовольствие, комфорт (Сукхасана).
- Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана, Мритасана).
10. Имена героев индийского эпоса:
11. Понятия, используемые в названиях Пранаямы:
Сиддхасана влияет не только на менталитет и эмоции. Она полезна для физического здоровья и развития:
- плохая подвижность в мышцах и суставах коленей и лодыжек – разрабатываются;
- ухудшенный кровоток в поясничной области и брюшной полости – улучшается;
- органы брюшной полости – тонизируются;
- здоровье половых органов – сохраняется;
- слабая сексуальная сила – становится контролируемой и сберегается.
Половой аскетизм (целибат) показан при занятиях асаной, он помогает сублимировать половую энергию в высшие энергетические потоки.
С духовной стороны происходит следующее:
- очищение каналов жизненной силы, праны (72000 Нади);
- энергетические замки (три бандхи) создаются самостоятельно без излишнего напряжения.
Каналы энергии пронизывают все тело. По ним протекает жизненная сила, ухудшение потоков вызывает энергетический застой энергии и разбалансировку. Это приводит к проблемам со здоровьем и заболеваниям. Сиддхасана направляет энергические токи по всем каналам, избавляет от застойных явлений.
Справка! Правильное выполнение асаны автоматически формирует замки энергии, они поднимают ее вверх. Это позволяет добиться сосредоточенности в медитации, возвышения сознания.
- Принять на полу сидячее положение, левая пятка под анальным отверстием (плотно соприкасается с промежностью).
- Правую ногу положить поверх левой, правая пятка возле лобка, половые органы промеж ступней.
- Пальцы ног нужно зафиксировать между бедрами и икрами.
- Руки в нижней части туловища, расположить правую руку сверху над левой, ладони развернуть вверх (дхьяна-мудра).
- Туловище и позвоночный столб в прямом положении, так же как и плечи.
- Руки на коленях, ладони повернуть вверх, кончики указательного и большого пальцев сомкнуть в круг (джняна-мудра).
Во время выполнения упражнения мужчинам необходимо контролировать давление на половые органы, оно не должно причинять болевых ощущений.
Сиддхасану выполняют и в обратном порядке. В этом случае правую пятку следует положить у промежности, левую ступню расположить сверху, правую руку под левой.
Такое положение оказывает давление на энергетический канал Сивани-нади. Он имеет в йоге другие названия, в переводе означает – носитель семени. Канал располагается от анального прохода вдоль промежности к гениталиям.
Важно! Асана требует контроля болевых ощущений, их не должно быть в коленях. В случае появления болей нужно выйти из позы, вытянув ноги вперед. После того как колени расслабятся, поменять положение ног (сверху вниз и наоборот).
Основной плюс сидячих поз заключается в том, что они удобные и устойчивые. С помощью такого положения тела можно легко успокоить ум, сконцентрироваться на медитации.
Еще один важный момент: они оказывают полезное действие на тазобедренную область и колени.
В таком положении хорошо растягиваются мышцы нижних конечностей, развивается подвижность суставов. Именно поэтому сидячие асаны рекомендованы не только тем людям, которые желают развить гибкость, но и тем, кто занимается йогой в терапевтических целях при различных суставных заболеваниях (артрозах, артритах).
Благодаря упражнениям устраняется скованность и восстанавливается нормальный кровоток в суставах. Но важно учесть, что к выбору асан нужно подходить с осторожностью: перед занятиями йогой лучше проконсультироваться с йога-инструктором. В некоторых случаях мастера советуют использовать дополнительные материалы для безопасного выполнения сложных поз (подушки, блоки, болстеры и т. д.).
Асаны в сидячем положении также помогают восстанавливать репродуктивные функции, оказывая оздоравливающее воздействие на организм. К таким позам можно отнести баддха конасану, сиддхасану, сукхасану и т. д.
Позы, в которых длительное время удерживается прямая спина, способствуют улучшению осанки. Также они укрепляют спинные мышцы.
Полезные видео
Посмотрите эти видео, где йога-инструкторы подробно объясняют технику выполнения асаны:
Инвентарь
Занятия асанами будут намного приятнее, полезнее и эффективнее, если иметь хороший инвентарь:
Для женщин
Поза звезды в женской вариации отличается от классической, предназначенной для выполнения мужчинами.
В первом варианте для правильного выполнения упражнения девушкам нужно прижать пятку ноги плотно к анальному проходу, стопу к внутренней части бедра.
Отличие заключается в том, что другую ногу необходимо положить сверху, пятки образовывают одну линию. Для комфортного исполнения пальцы ног стоит расположить промеж икр и бедер, что также повысит стабильность положения.
Второй вариант выполняется следующим образом. Нижнюю пятку поместить напротив или над половыми органами, вторую ногу положить сверху.
Поза звезды для женщин улучшает репродуктивную функцию. Упражнение также способствует восстановлению либидо, укреплению психологического здоровья. Она помогает укрепить и сделать стойким разум, уменьшить влияние стресса на организм, увеличить активность и сделать более жизнерадостным.
Техника безопасности
Перед выполнением упражнений нужно подготовиться, чтобы не допустить травмирующей нагрузки на суставы и мышцы.
В первую очередь это относится к коленным и голеностопным суставам во время исполнения Падмасаны, Вирасаны. Если были травмы, то не следует начинать занятия йогой со сложных асан.
Многие сидячие позы считаются безопасными для здоровых людей, но важно соблюдать осторожность при заболеваниях суставов (артрита, артроза). Перед тренировками лучше проконсультироваться с йога-инструктором.
Не рекомендуются сидячие асаны для людей с варикозным расширением вен на ногах. Такие упражнения могут ухудшить состояние здоровья, усилить отеки и болевые ощущения. Необходимо ограничить время выполнения позы до трех-пяти минут и обязательно добавить компенсирующее упражнение: поднять ноги вверх или сделать упор на стену.
Список
Ниже представлены самые известные сидячие асаны.