Сурья шакти

Содержание

Сурья Намаскар Шивананда Йоги [1

Сурья шакти

Традиционно выполняется 12 раз. И при каждом возвращении в пранамасану пропевается следующая строка мантры

Чандра Намаскар или комплекс «Приветствие Луны»

Чаще всего содержит 14 позиций, которые соотносятся с четырнадцатью лунными фазами. В лунном календаре 14 дней до полнолуния известны как «2 яркие недели», 14 дней после полнолуния как «2 темные недели». Выполняется либо до восхода, либо после захода солнца по направлению к луне. Можно выполнять с мантрой:

Виды

Чандра Намаскар от Мастера Джитендра ДасПозы 5 и 8 переходные между асанами и без мантры.

Вариант 2

Похож на Сурья Намаскар в стиле Шивананда Йоги

Вариант 3

Чандра Намаскар вариант 3

Вариант 4 от Шивы Ри yogajournal

Позы не сильно отличаются от известных «солнечных» асан. Однако Шива Ри предлогает иные интенсивность, темп и качество движений – без спешки, только так можно будет создать подходящее настроение для практики. Практикуя в таком темпе не нужно синхронизировать движения и дыхания.
1. Анджали-мудра (печать Приветствия, вариация). Стопы на ширине таза, ладони к потолку в Анджали-мудре.
2. Анахатасана стоя (поза Раскрытия сердца). На вдохе направьте живот и область сердца вверх. (Из этой позы три раза совершается переход в лунную Уттанасану.)
3. Лунная Уттанасана (наклон вперед с согнутыми ногами). Наклонитесь вперед, согнув ноги в коленях. Приведите грудную клетку к бедрам, разверните ладони к потолку. Отпускайте по­звоночник, чувствуя, как из него уходит напряжение.
4. Высокий выпад. Выдох шаг левой ногой назад, а правая согнута как в позе Воина I. Руки на полу рядом с правой стопой, мягко вытяните корпус параллельно полу.
5. Сомачандрасана I (плавная Лунная виньяса I). Вдох вытяните правую руку над головой, разворачивая стопы по часовой стрелке. Передняя стопа располагается под прямым углом, а задняя – находиться в положении позы Боковой планки.
6. Сомачандрасана II (плавная Лунная виньяса II). Выдох вытяните правую руку вдоль бока и потянитесь к задней стопе. Повторите переход из Сомачандрасаны I и II еще два раза.

Сурья шакти

Сурья шакти

7. Переход в Сахаджа ардха маласану (спонтанная поза половины Гирлянды). Выдох разворот влево, ноги широко и стопы параллельны друг другу.
8. Сахаджа Ардха Маласана (спонтанная поза половины Гирлянды). Вдох согните левую и вытяните правую ногу. Здесь выдох. Вдох переместитесь в другую сторону. Плавно переходите из стороны в сторону еще два раза.
9. Высокий выпад. Развернитесь к левой ноге и сделайте высокий выпад. Настройтесь на Лунную виньясу.
10. Поза Планки. Вдох шагните левой ногой назад в позу Планки.
11. Анахатасана. Выдох колени на пол, руки вперед на ширине плеч. Область сердца к полу. Останьтесь в этом положении на несколько циклов дыхания.
12. Сахаджа Бхуджангасана (спонтанная поза Кобры I). Поместите ладони под плечи и поднимите грудную клетку вверх, поочередно вращая плечами назад и освобождая шею.

Сурья шакти

Сурья шакти

13. Швананада (поза Счастливой собаки). Выдох перейдите в позу Собаки мордой вниз. Поочередно отрывайте пятки от пола и прижимайте их обратно.
14. Адхо Мукха шванасана (поза Собаки мордой вниз, вариация). Из позы Собака мордой вниз на вдохе вытяните правую ногу вверх к потолку. На выдохе опустите ее рядом с левой стопой. На вдохе вытяните левую ногу к потолку, выдох – опустите. На вдохе приведите ее в положение Вирабхадрасаны I.
15. Высокий выпад. Выдох шаг правой стопой вперед к краю коврика, слегка раскачивая таз из стороны в сторону.
16. Лунная Уттанасана (Наклон вперед с согнутыми ногами). Наклонитесь вперед в лунную Уттанасану. При этом руки должны тяжело свисать к полу, а ладони – смотреть в потолок.
17. Анахатасана стоя (поза Раскрытия сердца). Поднимитесь и поместите руки на крестец, удлиняйте область сердца вверх.
18. Анджали-мудра (вариация). Выполняя мудру, направьте внимание внутрь себя. Повторите последовательность в другую сторону и завершите практику Анджали-мудрой. Пусть это будет посвящением, благодарностью и молитвой за мир и обновление всего сущего.

Сурья шакти

Сурья шакти

Обзор видов

Встаньте лицом на восток в направлении восходящего солнца. Сложите руки в почтительном приветствии к богу Солнца.

Сурья шакти

Сурья Намаскар в Аштанга Виньяса Йоге

Выполняется в начале комплекса Аштанга Виньяса Йоги как разминка и разогрев. Бывает двух вариантов: A и В.

Сурья шакти

Если выполнять в полном варианте, то этот вид приветствия имеет ряд отличий:

Сурья Намаскар «А» содержит 9 виньяс

1 – вдох – Поднять руки вверх
2 – выдох – Уттанасана
3 – вдох – Поднять голову
4 – выдох – Прыжок – Чатуранга Дандасана
5 – вдох – Урдхва Мукха Шванасана
6 – выдох – Адхо Мукха Шванасана (5 дыханий)
7 – вдох – Прыжок – поднять голову
8 – выдох – Уттанасана
9 – вдох – Поднять руки вверх
Самастхити

Дришти:
Ангуштамадхья: 1 – 9
Насагра: 2 – 4 – 8
Набхи чакра: 6
Бхрумадхья: 3 – 5 – 7

Сурья Намаскар «В» содержит 17 виньяс

1 – вдох – Уткатасана
2 – выдох – Уттанасана
3 – вдох – Поднять голову
4 – выдох – Прыжок – Чатуранга Дандасана
5 – вдох – Урдхва Мукха Шшванасана
6 – выдох – Адхо Мукха Шванасана
7 – вдох – Вирабхадрасана – правая нога впереди
8 – выдох – Прыжок – Чатуранга Дандасана
9 – вдох – Урдхва Мукха Шшванасана
10 – выдох – Адхо Мукха Шванасана
11 – вдох – Вирабхадрасана – левая нога впереди
12 – выдох – Прыжок – Чатуранга Дандасана
13 – вдох – Урдхва Мукха Шшванасана
14 – выдох – Адхо Мукха Шванасана (5 дыханий)
15 – вдох – Прыжок – поднять голову
16 – выдох – Уттанасана
17 – вдох – Уткатасана
Самастхити

Дришти:
Ангуштамадхья: 1 – 7 – 11 – 17
Насагра: 2 – 4 – 8 – 12 – 16
Набхи чакра: 6 – 10 – 14
Бхрумадхья: 3 – 5 – 9 – 13 – 15

Михаил Баранов

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Часть 2 – первая сторона

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Часть 3 – между сторонами

Сурья шакти

Сурья шакти

Часть 4 – вторая сторона

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья Намаскар 3

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Часть 5. б – виньяса 2

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Часть 6 – концовка

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Илья Журавлёв

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

5 тибетских жемчужин (око возрождения)

Сурья шакти

Во 2-5 действиях необходимо координировать движение с дыханием. Глубина дыхания имеет огромное значение, поскольку дыхание служит связующим звеном между движениями физического тела и управлением эфирной силой. Поэтому дышать при выполнении ритуальных действий «Ока возрождения» необходимо как можно более полно и глубоко. Ключом же к полному и глубокому дыханию всегда служит полнота выдоха. Если выдох выполнен полноценно, столь же полноценным неизбежно окажется естественно следующий за ним вдох.

Ритуальное действие первое

Исходное положение – стоя с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Совершать вращение вокруг своей оси (слева направо – это важно), пока не возникнет ощущение легкого головокружения.
Количество раз: Начинающим рекомендуют ограничиваться тремя оборотами и довести до десяти-двенадцати. Максимальное число оборотов за один раз в большинстве случаев не превышает двадцати одного.
Чтобы «отодвинуть» предел головокружения, можно воспользоваться приемом, который широко используют в своей практике танцоры и фигуристы. Прежде чем начать вращаться, зафиксируйте взгляд на какой-нибудь неподвижной точке прямо перед собой. Поворачиваясь не отрывайте взгляд от избранной вами точки, сколько это будет возможно. Когда точка фиксации взгляда уйдет из вашего поля зрения, быстро поверните голову, опережая вращение туловища, и как можно быстрее снова захватите взглядом ориентир. Этот прием позволяет довольно заметно отодвинуть предел головокружения.
Действие выполняется с целью придания вращению вихрей дополнительного момента инерции. Мы как бы разгоняем вихри, придавая их вращению скорость и стабильность.

Ритуальное действие второе

Исходное положение – лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами к полу. Лучше всего лежать на толстом ковре или какой-нибудь другой достаточно мягкой и теплой подстилке. Нужно поднять голову, крепко прижав подбородок к грудине. Затем поднять прямые ноги вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз. Можно ноги уводить еще дальше «на себя» – до тех пор, пока таз не начнет отрываться от пола. Главное – не сгибать ноги в коленях.
Затем медленно опустите на пол голову и ноги. Расслабьте все мышцы и после этого повторите действие еще раз.
Дыхание. В начале необходимо выдохнуть, полностью избавив легкие от воздуха. Во время поднимания головы и ног следует делать плавный, но очень глубокий и полный вдох, во время опускания – полный выдох. Если вы устали и решили немного отдохнуть между повторениями, старайтесь дышать в том же ритме, что и во время выполнения движений. Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики.

Про йогу:  Видео уроки с Ольгой Земковой для начинающих. Читать далее

Ритуальное действие третье

Выполняется сразу же вслед за первыми двумя. Исходное положение – стоя на коленях. Колени расположены на расстоянии ширины таза, бедра строго вертикально. Кисти рук ладонями лежат на задней поверхности мышц бедер под ягодицами.
Затем следует наклонить голову вперед, прижав подбородок к грудине. Забрасывая голову назад-вверх, выпячиваем грудную клетку и прогибаем позвоночник назад, немного опираясь руками о бедра, после чего возвращаемся в исходное положение с прижатым к грудине подбородком. Немного отдохнув, если необходимо, повторяем все сначала.
Дыхание. Требуется строгого согласовывать движений с ритмом дыхания. В начале следует сделать глубокий и полный выдох. Прогибаясь назад, нужно вдыхать, возвращаясь в исходное положение – выдыхать.

Ритуальное действие четвёртое

Исходное положение – сидя на полу с вытянутыми перед собой прямыми ногами со ступнями, расположенными на ширине бёдер. Выпрямив позвоночник, положите ладони с сомкнутыми пальцами на пол по бокам от ягодиц. Пальцы рук должны быть при этом направлены вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине.
Затем запрокиньте голову как можно дальше назад-вверх, а потом – поднимите туловище вперед до горизонтального положения. В конечной фазе бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскость, а голени и руки – располагаться вертикально, как ножки стола. Достигнув этого положения, нужно на несколько секунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом – расслабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком. Затем – повторить все сначала.
Дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову – выполнить глубокий плавный вдох. Во время напряжения – задержать дыхание, и опускаясь – полностью выдохнуть. Во время отдыха между повторениями – сохранять неизменный ритм дыхания.

Ритуальное действие пятое

Исходное положение – упор лежа прогнувшись. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются. Кисти рук ориентированы строго вперед сомкнутыми вместе пальцами. Расстояние между ладонями – немного шире плеч. Расстояние между ступнями ног – такое же.
Начинаем с того, что запрокидываем голову как можно дальше назад-вверх. Затем переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх. Одновременно движением шеи прижимаем голову подбородком к грудине. Стараемся при этом, чтобы ноги оставались прямыми, а прямые руки и туловище находились в одной плоскости. Тогда тело окажется как бы сложенным пополам в тазобедренных суставах. После этого возвращаемся в исходное положение – упор лежа прогнувшись – и начинаем все сначала.
Дыхание. Здесь схема дыхания несколько необычная (приближенное подобие «парадоксального дыхания»). Начав с полного выдоха в упоре лежа прогнувшись, вы делаете глубокий, насколько это возможно, вдох при «складывании» тела пополам. Возвращаясь в упор лежа прогнувшись, вы делаете полный выдох. Останавливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, вы задерживаете дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после выдоха.

Ритуальное действие шестое (не обязательное)

Это действие предназначено лишь для тех, кто решил встать на путь духовного совершенствования. Для поддержания превосходной физической формы достаточно и первых пяти упражнений.
Стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком «Ха-а-х-х-х», стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный. После этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь. Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше – столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания, – расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох. Отдышавшись, повторите.
Число повторений. Обычно, чтобы перенаправить свободную энергию и «растворить» возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз и еженедельно прибавляя по два. Желательно не выполнять более девяти повторений за один раз.
В качестве тренировки шестое ритуальное действие выполняется единожды в день в виде серии из нескольких повторений. Практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания. Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно, в любой момент, едва только внимание обратится к проявившему себя в теле сексуальному желанию.

Структура комплекса

Традиционно в комплексе сочетаются несколько аспектов:

В каждой школе своё описание как правильно выполнять позы и какое использовать дыхание, поэтому первые два пункта будут описаны отдельно для каждой школы. Опишем общие моменты 3 и 4 пунктов.

Мантра

Мантра (санскр.: मन्त्र, man-«думать», -tra – «инструмент» или «локализация / место» = «инструмент мышления») является комбинацией звуков, слов или группы слов. Звуки имеют свою собственную особенную вибрационную частоту и производит соответствующий эффект на сознание, и кроме того многие мантры несут смысловую нагрузку.

В практике Сунья Намаскар мантры могут произноситься в начале каждой СН, или каждую из 12 мантр можно связать с одной из асан, и выполнять пропевание мантр (вслух или мысленно) во время практики в каждой позе.

Общая структура комплекса сурья намаскар может состоять из 4 стадий:

1 и 4 пункты могут отличаться в зависимости от традиции в которой вы практикуете. В современном западном мире они часто вообще отсутствуют.

Рассмотрим подробнее намаскар мантру. Чаще она состоит из 4 элементов:

Полный вариант Намаскар Мантры:

Изучение мантры можно разделить на три стадии:
I. Повторение только биджа мантры (1 и 2 части намаскар мантры).
1 и 07 – Ом Храм
2 и 08 – Ом Хрим
3 и 09 – Ом Хрум
4 и 10 – Ом Храим
5 и 11 – Ом Храум
6 и 12 – Ом Храха

2. Повторение имени солнца со словом «намаха» (1, 3 и 4 части намаскар мантры)
01 – Ом Митрая Намаха
02 – Ом Равае Намаха
03 – Ом Сурьяя Намаха
04 – Ом Бханави Намаха
05 – Ом Кхагая Намаха
06 – Ом Пушне Намаха
07 – Ом Хиранья Гарбхая Намаха
08 – Ом Маричайе Намаха
09 – Ом Адитьяя Намаха
10 – Ом Савитры Намаха
11 – Ом Аркая Намаха
12 – Ом Бхаскарая Намаха

3. полный вариант Намаскар Мантры, все 4 части мантры.

12 месяцев в году и столько же строк мантры. Каждая строка описывает одно имя солнца.
Варианты исполнения

Перевод мантры

Хотя эти мантры не нуждаются в интеллектуальном понимании, их смысл передается ниже для людей с исследовательским умом и для людей с (большим) духовным уклоном, которые желают использовать мантры как способ настройки с первоисточником духовного озарения, символизируемого Солнцем.
Короткий перевод:

Дхарана (концентрация)

Дришти (санскр: दृष्टि; IAST: dṛṣṭi) — дополнительная техника концентрации внимания, используемая в йоге.

При расслабленных глазах фиксируется взгляд, и внимание направляется внутрь. Ниже перечислены девять точек концентрации взгляда (Нава Дришти) (паршва дришти – левой и правой стороны считается за два вида дришти):

Чакры (психические центры) [I

Сурья шакти

Медицинский взгляд

Многие йогатерапевты рассматривают Сурья Намаскар, как пример динамической практики. Поэтому его можно рекомендовать людям, которым необходимо движение. Например людям с:

Противопоказания и ограничения

Не зани­май­тесь за час до сна. Пото­му что актив­ные заня­тия могут тони­зи­ро­вать и будет слож­но заснуть.

Артём Фролов и команда yogatherapia. Сурья Намаскар “по-питерски” (терапевтический)

Данный вариант «Приветствия Солнцу» сложился в результате многолетнего преподавания хатха-йоги пациентам с различной патологией. В его основу лёг широко известный вариант традиции Свами Шивананды, но в данном случае имеется ряд особенностей, которые делают выполнение комплекса более безопасным и корректным. В частности:

За счет данных особенностей и ограничений выполнение «Приветствия Солнцу» становится возможным и относительно безопасным при межпозвонковых грыжах поясничного отдела, распространённом остеохондрозе позвоночника, высоком риске обострений хронических болей в спине. Обычно данный комплекс вводится в практику после освоения стандартной программы «Йогатерапия позвоночника», стабилизации состояния, стойкого купирования болевого синдрома.
Пошаговое описание комплекса:

1. И.п. – стоя, стопы вместе. Плечи чуть отведены назад, ягодицы слегка сжаты, макушка направлена вверх, подбородок чуть на себя. Ладони сложены перед грудью (позиция «намаскар-мудра»).

Про йогу:  Асаны от пролапса

2. Вдох – руки переместить вверх, при этом направив их чуть в стороны и назад; голова приподнята, но не запрокидывается глубоко назад. Взгляд вверх. Ягодицы сжаты, копчик под себя. Прогиб выполняется в грудном, но не в поясничном отделе. Таз не выносится вперёд, оставаясь над стопами.

3. Выдох – переход в позицию «уттанасана». Выполнить наклон вперёд; таз доворачивается копчиком назад и вверх. Ноги согнуты в коленных суставах. Руки опущены вниз. Шея и плечи расслаблены. Глаза направлены в область подбородка.

4. Вдох – переход в позицию «санчаласана». Ладони или пальцы рук поставить рядом со стопами; выполняя вдох, правой ногой сделать шаг назад, таз подать вперёд и вниз; голову и плечи мягко отвести назад; взгляд вверх. Правую ногу по возможности выпрямить в колене; однако допустимо опустить правое колено на пол.

5. Выдох – переход в позицию «адхо мукха шванасана». Левую ногу переместить назад, стопы поставить параллельно на ширине таза. Ладони на ширине плеч или чуть ближе; пальцы рук разведены, центр ладоней прижат к полу. Шея расслаблена. Глаза направлены в область подбородка. Руки, спина и таз располагаются в одной плоскости. Ноги выпрямлены в коленях, пятки по возможности подаются к полу; допустимо сгибать ноги в коленях.

6. Вдох – переход в позицию «марджариасана на вдохе». Колени опустить на пол, таз довернуть копчиком вверх, голову мягко поднять, не запрокидывая её глубоко назад. Плечи отвести назад, увеличивая расстояние между плечами и ушами. Взгляд вверх.

Сурья шакти

Сурья шакти

7. Выдох — переход в позицию лёжа на животе. Во избежание проблем с поясницей данный переход следует выполнять с «поясничным замком» (кати-бандха): с началом выдоха таз доворачивается копчиком «под себя», поясничный отдел позвоночника становится плоским, ягодицы и прямые мышцы живота в тонусе – таким образом достигается фиксация поясничного отдела. Далее, сгибая руки в локтях, следует одновременно опустить на пол грудную клетку и таз, не меняя положения поясничного отдела. Перед началом движения ладони обычно лучше переместить на 10-15 сантиметров вперёд.

8. Вдох – переход в позицию «нираламба бхуджангасана». Поднять голову, плечи, свести лопатки, ладони приподнять над полом, локти привести к корпусу. Ноги вместе, ягодицы сжаты. Голова не запрокидывается глубоко назад, макушка направлена вперёд и вверх. Взгляд вверх.

9а-9б и 5. Выдох — выход из позиции «нираламба бхуджангасана» и переход в позицию «адхо мукха шванасана». Также осуществляется с выполнением «кати-бандхи». На выдохе опустить на пол ладони и грудную клетку, сжать ягодицы, подавая копчик вниз и уплощая поясницу (кати-бандха); сохраняя данное положение поясничного отдела, отжимаясь руками от пола, одновременно приподнять грудную клетку и таз; далее перейти в адхо мукха шванасану (см. п. 5). Если отжимание от пола с опорой на ладони затруднительно, можно осуществлять данный переход с опорой на локти.

10. Вдох – переход в позицию «санчаласана». Правую ногу вынести вперёд и поставить стопу на одной линии с ладонями (руки могут располагаться как с опорой на пальцы, так и на ладони). Людям с тугоподвижными суставами нижних конечностей данный переход может представлять сложности; в этом случае колено левой ноги предварительно опускается на пол, далее правая нога выносится вперёд. В финальном положении таз подать вперёд и вниз; голову и плечи мягко отвести назад; взгляд вверх. Левую ногу по возможности выпрямить в колене; однако допустимо опустить левое колено на пол.

11. Выдох – переход в позицию «уттанасана». Левую ногу подтянуть вперёд, стопы поставить рядом; таз довернуть копчиком назад и вверх, ноги согнуты в коленях. Ноги согнуты в коленных суставах. Руки опущены вниз. Шея и плечи расслаблены. Глаза направлены в область подбородка.

12. Вдох – сильнее согнуть ноги в коленях, скругляя спину, подняться вверх; продолжая вдох, выпрямить корпус; руки переместить вверх, при этом направив их чуть в стороны и назад; голова приподнята, но не запрокидывается глубоко назад. Взгляд вверх. Ягодицы сжаты, копчик под себя. Таз не выносится вперёд, оставаясь над стопами.

13. Выдох – переход в позицию «намаскар-мудра»: опустить руки, соединив ладони перед грудью. Стопы вместе. Плечи чуть отведены назад, ягодицы слегка сжаты, макушка направлена вверх, подбородок чуть на себя.

Перечисленная выше последовательность описывает цикл «на правую ногу» — в данном случае правая нога является ведущей, начиная движение назад из уттанасаны в санчаласану (п. 4), а затем из адхо-мукха-шванасаны в санчаласану (п. 10). Следующий цикл выполняется так же, но ведущей будет уже левая нога. Таким образом, выполнив цикл на правую ногу и цикл на левую, мы завершаем один полный круг Сурья-Намаскар.

Важным аспектом выполнения комплекса является ритм, задаваемый естественным дыханием. Естественность дыхания и следовательно, оптимальный ритм выполнения имеет место при условии сохранения естественной, физиологической паузы после выдоха; вдох наступает самопроизвольно и вслед за начавшимся вдохом начинается следующая фаза движения. Таким образом сохраняется дыхательная последовательность «вдох –выдох – пауза» и соответствующие ей фазы движения. При освоении данного принципа дыхания и ритмического выполнения приобретается способность выплонять комплекс неограниченно долго без остановок (подробнее об данном принципе работы с дыханием здесь).

Фотограф: Саги Ермолаева
Демонстрация: Антон Лисицкий

Самодиагностика

После каж­до­го заня­тия про­хо­ди­те само­ди­а­гно­сти­ку, что­бы понять свои резуль­та­ты. Хоро­шей при­выч­кой явля­ет­ся веде­ния лич­но­го днев­ни­ка, где вы отме­ча­е­те как меня­ет­ся состо­я­ние тела, эмо­ций, тон­ких ощу­ще­ний до и после каж­до­го занятия.

Про­смот­ри­те себя и свою прак­ти­ку, напи­ши­те или про­го­во­ри­те себе отве­ты на такие вопро­сы:

? Гар­мо­нич­ной вам практики.

Практическое занятие. Запись. 14-04-2021

Будьте первым, кто оставит отзыв.

Пожалуйста, войдите чтобы оставить отзыв

После каждого занятия проходите самодиагностику, чтобы понять свои результаты. Хорошей привычкой является ведения личного дневника, где вы отмечаете как меняется состояние тела, эмоций, тонких ощущений до и после каждого занятия.

Просмотрите себя и свою практику, напишите или проговорите себе ответы на такие вопросы:

🙏 Гармоничной вам практики.

Практическое занятие. 28-03-2023

Версия 2.

Сурья шакти

История

Уже в Ведах упоминаются обряды приветствия / почитания солнца, но это были скорее обряды чтения мантр и проведения огненных приношений. Есть данные о 2-х практиках поклонения солнцу, описанных в ведах:

Также существует гимн Adityahrdayam (санскр.: आदित्यहृदयम्, ādityahṛdayam), связанный с Адитьей (Сурьей, Богом Солнца). Он включён в шестую книгу (Юддха-Канда) эпоса Рамаяна (по мнению учёных примерно IV в. до н.э.). Гимн прочитан мудрецом Агастьей Раме на поле боя до борьбы с королём демонов Раваной. Агастья учит Раму, который устала после долгой битвы с воинами Ланки, процедуре поклонения Богу Солнца, для обретения силы, необходимой для победы над врагом.

Появление физического комплекса Сурья намаскар

Трудно сказать, как давно был создан физический комплекс почитания солнца.
В таких классических текстах как «йога сутры Патанджали» (2 в до н.э. – 6 в н.э.), «хатха йога прадипика» и «гхеранда самхита» (примерно 15-17вв. н.э.) нет никакого упоминания об этой практике, а из поз, используемых в СН описана только бхуджангасана.
И ещё вопрос: имел ли комплекс первоначально связь с йогой или являлся видом индийской физкультуры, разминки для боевых искусств? Существует несколько теорий:

Раджа Аундх «Сурья намаскарс для здоровья, эффективности и долголетия», 1929 г.

Свами Сатьянанда в своей статье «физическая культура» упоминает: «Раджа Оунд (Сатара) написал хорошую книгу об этой системе, как на английском, так и на хинди».
Здесь имеется ввиду книга Раджа Аундха The Raja of Oundh «Surya namaskars for Health, Efficiency & Longevity», изданная в Индии в 1929 году тиражом в 3000 копий.

Сурья шакти

Эта книга была переиздана в Лондоне в 1938 году под названием «The ten point way to health» by Rajah of Aundh

Сурья шакти

Сурья шакти

Сурья шакти

Таким образом, истинное происхождение комплекса остается неясным, хотя можно вычислить по смерти предыдущего 9-го Раджи (1909 год), что ещё 55 лет до этого комплекс существовал. Раджа из Аунда, сам никогда не утверждал, что изобрел Сурья Намаскар. Он помог популяризировать сурья намаскар как простое физическое упражнение для всестороннего развития человека в Индии. Он ввел это в школах как форму обучения и призвал даже обычного человека быть в хорошей физической форме, выполняя сурья намаскар каждый день.

Шри Тирумалай Кришнамачарьи «Йога макаранда», 1934 г. [II

Сурья намаскар не упоминается, но есть иллюстрации поз в него входящие:

Сурья шакти

Сурья шакти

На фото Кришнамачарьи (кроме позы тадасана).

Паттабхи Джойс – «Йога мала», 1962 г. [II

Паттабхи Джой обучался у Кришнамачарьи 2 года в детстве в городе Хасан и затем в 1930-1952гг в Майсоре. Он в своей книге 1962 года «Йога-Мала» описывает 2 комплекса СН. На фото Патабхи Джойс начала 1940-х годов.

Сурья шакти

Сурья шакти

В 1964 году к П.Джойсу приезжает бельгиец Андре ван Лисбет, который затем станет знаменитым учителем по йоге. Вскоре после этого стало приезжать много европейцев.
Приблизительно в 1972г прибыли первые американцы: Дэвид Свенсон, Лино Миеле, Ричард Фриман, Петри Ряйсянен.
В 1975г. П.Джойс с сыном совершили свое первое путешествие в Америку.
Учение об Аштанга Виньяса йоге и комплексе Сурья Намаскар стали поступать в Европу и Америку.
Позже вышли книги:

Про йогу:  Мантры слушать онлайн бесплатно самые сильные для здоровья

Сурья Намаскар в Универсальной Йоге Андрея Лаппы

Применяется последовательность асан Бихарской школы йоги. Но есть ряд отличий:

Сурья шакти

Когда визуализировать цвет становится просто, начинаем представлять чакры как цветы с лепестками и продолжаем произносить мантры.
Выполняется 108 раз на каждую ногу (108 кругов). После садимся, читаем Гаятри мантру и визуализируем над собой белый свет (слияние цветов всех чакр).

Мантра Гаятри / Бхуур бхувах суваха

Ригведа 3.62.10
Ом бхуур бхувах сваха
Тат савитур варенйм
Бхарго дэвасйа дхиимахи
Дхийо йонах прачо дайаат

Прослушать в исполненииРави Шанкара:

Ваш браузер не поддерживает аудио

Поскольку этот комплекс повторяется многократно, то некоторые асаны упрощаются. Выпад выполняется с постановкой задней ноги на колено, а вместо чатуранги используется аштанганамаскара асана.
В таком виде комплекс Сурья Намаскар похож на буддистские простирания: в которых тоже читаются мантра, визуализируется дерево преемственности, и совершаются движения телом.

Цель практики

После комплекса лучше полежать в Шавасане (позе трупа). Ложимся на спину в симметричную позу с чуть разведёнными руками и ногами. Руки кладём ладонями вверх. Стараемся расслабить всё тело.

Обязательно ознакомьтесь с Противопоказаниями и ограничениями, перед тем, как приступить к практике. Не занимайтесь за час до сна. Потому что активные занятия могут тонизировать и будет сложно заснуть.

Сурья Намаскар Бихарской школы Йоги

Свами Сатьянанда Сарасвати родился в 1923, с 1942 по 1954 был учеников Свами Шивананды, а в начале 1964 года основал Бихарскую Школу Йоги в Могере.

Сурья шакти

От предыдущего комплекса отличается одной асаной – вместо Ардха Чатуранга Дандасаны (Планки) выполняется Собака мордой вниз.

Стадии освоения и усложнения практики:

Концентрация происходит в следующем порядке:

В практике Сурья намаскар мы мысленно дотрагиваемся до всех чакр в теле, исключая муладхару. Сурья намаскар развивает другие чакры, готовя их к пробуждению кундалини от муладхары. Тело должно быть сильным и здоровым, чтобы противостоять энергии пробужденной муладхары, которая ассоциируется с освобождением могущественных бессознательных сил. Сурья намаскар повышает выносливость при подготовке к этому событию.

Буддийские простирания

От автора статьи: Простирания сам не практикую, поэтому могу случайно исказить информацию. Для самостоятельной практики лучше получить посвящение в эту традицию у учителей.

Простирания (поклоны) – одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего), чтение мантр (вслух или про себя) и различные техники работы с сознанием, в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, йидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание. Цель совершения этой практики – обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются.

Простирания совершаются перед священными для буддиста объектами (храм, алтарь, ступа, природный объект (гора), изображение и т. д.), вокруг них или в процессе движения к ним (паломничества). Простирания совершаются как внутри помещения (перед домашним алтарем или в храме), так и под открытым небом. Известны многочисленные случаи, когда верующие буддисты двигаясь исключительно последовательными простираниями, проходили многие сотни километров – вокруг священной горы Кайлас, во время паломничества к местам проведения буддийских ритуалов и больших молитвенных собраний.

Простирания являются, также, важным элементом буддийского этикета – каждый из учеников склоняется трижды перед учителем, перед получением учения, фиксируя этим отношения “учитель-ученик” и свою готовность с благодарностью, вниманием и почтением внимать словам учителя.

Простирания входят в одну из предварительных практик (нёндро) во многих школах Буддизма. Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях сопровождается выполнением 111 111 простираний.

Техника выполнения простираний
Во время простираний практикующий:

Буддизм зародился в Индии, а оттуда начал распространяться по другим странам. При этом традиции немного менялись, чтобы местным жителям было проще его понять и практиковать. Поэтому внешне простирания могут сильно отличаться. Могут отличаться исполняемые мантры.
Но суть одна. В простираниях обячно мало внимания уделяется внешней форме. Оснавная работа направлена на управление вниманием и формирование чистого намерения.

Существует 2 принципиально отличающихся варианта выполнения:

Перешагиванием. Андрей Лаппа

Сурья шакти

Скольжением

Вариант 1. Буддийский храм в Индии.

Сурья шакти

Вариант 2. Непал.

Сурья шакти

Вариант 3. Китай. Интересный вариант, он похож на комплекс сурья намаскар. Здесь есть собака пордой вверх и вытяжение с руками вверху.

Сурья шакти

Посвящение заслуг. По завершению полного цикла практики простираний, надо исполнить посвящение заслуг на благо всем живым существам.

Практическое занятие. Запись. 15-04-2021

Сергей Кулыгин. Динамический комплекс “Намаскар”

Сурья шакти

Притхви намаскар или комплекс «Приветствие Земле»

О появлении техники Сурья Намаскар: по поводу Сурьи Намаскар – это загадка, потому что упоминаний о ней нет ни в одном древнем тексте йоги. Любой текст йоги – начиная с Хатха Йога Прадипики и далее – Гхеранда Самхита, Горакша Самхита, Йога Мартанда, Амрод Прабодх – ни в одном из этих исходных текстов по йоге не описана сурья намаскар. И нет информации о ее авторе.
О практике Притхви Намаскар: В парампаре Крия мы верим – наше тело земное, оно принадлежит земле и оно выживает на Земле. Наша пища, наш дом – все что у нас есть, приходит к нам благодаря Земле. Поэтому нам была дана техника Притхиви Намаскар. Я заметил – в течение многих лет на себе, своих друзьях и учениках – кто бы ни делал Притхиви Намаскар регулярно и постоянно – их тело становится очень сильным, ум становится очень стабильным и сосредоточенным; сознание начинает расширяться. И также спустя некоторое время они начинают выглядеть намного моложе своих сверстников. Возможно потому что мы делаем Мать Землю счастливой – я видел не так уж много людей, по-настоящему оказывающих уважение Матери. Все поклоняются какому-то неизвестному божеству, предположительно живущему в раю, но лишь Земля поддерживает нас и дает нам все необходимое. И может быть она совершает неизвестное нам путешествие и несет нас куда-то. Как Крия Йогин я уверен, что Притхиви Намаскар намного важнее и приносит намного лучшее результаты в сравнении с Сурьей намаскар.
О комплексе как подготовка к Крии: это часть подготовительной работы к высшим практикам Крия Йоги. Это подготовит ваш ум – у вас появится источник энергии, который создается выдающейся практикой Крия Йоги; и ваше тело и ум будут подготовлены к достижению Самадхи. Поэтому техника необходима для Крия йогинов.
До или после Крии: всегда хорошо ее выполнять до практики Крии. Она подготовит тело и ум, и последующая практика будет как минимум выдающейся.
О комплексе как физическом тренинге: во многих индуистских книгах говорится, что только через тело возможна практика дхармы. Даже если вы сосредоточены на материальном – вам нужно очень хорошее и сильное тело для достижения цели. Если вы стараетесь делать добро окружающим, вы должны быть в хорошей физической форме и иметь достаточный запас сил, или если вы ставите перед собой очень высокие духовные цели – вам все равно необходимо тело на определенной ступени развития. Красивое тело в хорошей физической форме – всегда объект мечтаний. Я не встречал еще человека, который бы не хотел хорошо выглядеть, быть в хорошей форме и быть сильным. Это универсальное желание – так почему не попытаться достичь его?

Описание техники

Сурья шакти

Сурья шакти

О мантрах в Притхви Намаскао: в Притхиви Намаскар используются 2 мантры:
1 – «OM PRITHIVYAEE NAMAHA»
2 – «OM BHOODEVIYAEE NAMAHA» – обе обращаются к Матери Земле.

И в каждом положении Притхиви Намаскар эти мантры следует произносить громко. Громкое произнесение этих мантр запускает определенную реакцию в процессе дыхания, которая в свою очередь влияет на праническую силу и ментальную устойчивость – и сознание начинает расширяться. И кто бы ни делал эту технику – даже после одного цикла Притхиви Намаскар его состояние ума становится совершенно другим, тихим и спокойным. И физически он становится очень сильным.
О количестве повторений: минимум 3, и до 36 раз.
О времени дня для практики: в любое время, следует практиковать регулярно – вам нужно выбрать подходящее для вас время и неуклонно его придерживаться. Кто-то лучше чувствует практику утром, кто-то днем, некоторым лучше ее выполнять вечером или даже ночью. Вы должны сами выбрать. И также мое наблюдение – это зависит от времени вашего рождения. Когда вы впервые появились на этой планете, когда она увидела вас – это наиболее подходящее для вашей практики время, если вы сможете это организовать.
видео Геннадия Болгова «Притхви Намаскар» на youtub
Фильм о ПРИТХВИ НАМАСКАР с комментариями ШАЙЛЕНДРА ШАРМЫ на youtub

Вывод

Существует много разновидностей приветствия солнцу и похожих практик. Можно выбрать несколько наиболее подходящих для себя вариантов и использовать их по мере необходимости:

Начните свою практику с Сурья Намаскар!

Рекомендации к практике

Сле­дуй­те пра­ви­лу — не вы для Йоги, а Йога для вас.

Пер­вый прин­цип, кото­рый вы нара­ба­ты­ва­е­те это регу­ляр­ность. Что­бы не было сры­вов с нара­бот­ки новой при­выч­ки, делай­те заня­тия каж­дый день, но по чуть-чуть.

Ста­рай­тесь не напря­гать­ся, и поти­хо­неч­ку вытя­ги­вать­ся в каж­дой фор­ме, дыха­ние при этом осознанное.

Оцените статью
Йога-Оздоровление