Автор статьи: Психолог, Гипнолог
Автор статьи: Психолог, Регрессолог
Прошлые жизни. Правда или вымысел.
Существует множество споров вокруг этой темы. Кто-то верит в прошлые жизни, а кто-то нет.
Конечно, 100% доказательства в том, что наша душа перерождается и путешествует от одной жизни к другой, у нас нет, ровным счётом, как и наоборот, нельзя доказать, что прошлых жизней не существует.
Почему же всё больше людей интересуется темой прошлых жизней и верит в их существование.
Дело в том, что с развитием регрессивного гипноза стало возможным заглянуть в своё подсознание, которое открывает множество тайн.
Регрессия – это возврат к прошлому опыту.
Существует 3 вида прошлого опыта:
– Опыт, приобретённый в нынешней жизни;
– Опыт, который мы унаследовали от наших предков;
– Опыт, который мы принесли в нынешнюю жизнь из прошлой.
Так как же вышло, что с опытом прошлых жизней стали считаться и дали ему место быть.
Ещё Юнг говорил о “коллективном бессознательном”, некоем уровне, на котором хранятся воспоминания и жизненный опыт наших предков. Возврат в прошлые жизни может быть формой слияния с этим уровнем.
Дело в том, что проводя сеансы гипноза, клиенты всё чаще и чаще стали вспоминать свои прошлые жизни. И подробно описывать тот опыт, который им пришлось пережить.
Порой встречались такие необъяснимые случаи, которые понять с точки зрения логики просто не возможно.
Один из таких примеров, когда люди начинают разговаривать на иностранном языке, который никогда не изучали, описывают ремесло, которым профессионально владели, в подробностях описывают культуру и обычаи племён и древних народов.
Утверждать 100 %, что это были их прошлые жизни, а не фантазии подсознания нельзя, но сам факт того, что регрессивная терапия оказывается очень эффективной уже даёт ей право пользоваться этим опытом. И не важно, как его называют, главное, что всё это отлично работает.
И ещё хочу отметить, что это не развлечение! И ради любопытства обращаться к регрессологу не стоит. Просто прорабатывая запрос нам порой необходимо обратиться к разному опыту, для устранения корня проблемы раз и навсегда.
«Существует ли реинкарнация? Или человек живет
только один раз?»; «Можно ли рассматривать
историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна,
как еще одно свидетельство существования в раннем
христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему
Православная Церковь не признает доктрину о
предсуществовании (реинкарнации) души?»,— всё
это реальные вопросы, заданные священникам посетителями
православных сайтов.
Эти
примеры показывают, что вопрос об отношении к учению о
переселении душ всерьез занимает многих людей в России,
и это совсем не удивительно, если учесть активное
распространение этой идеи в книгах, фильмах,
телепередачах и газетах.
Представление о том, что после смерти человек снова
возвращается к земной жизни уже в новом теле — одно
из самых древних и распространенных на Земле. Согласно
опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет
большая часть населения планеты.
Эта идея свойственна прежде всего религиям индийского
происхождения — индуизму, буддизму и джайнизму,
однако в минувшем столетии она получила распространениие и
среди заметной части населения стран христианской
традиции. Так, например, исследования, проведенные в
Англии центром «Theos», говорят, что в
реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев —
27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян,
что показывают процитированные вначале вопросы.
Оба эти понятия несовместимы с христианством и полностью
противоположны мировоззрению христианина. Однако
отталкиваются они от верных религиозных интуиций,
свойственных каждому человеку, и, видимо, только этим
можно объяснить их столь широкую распространенность и
долгожительство.
Эти интуиции известны и христианам, верящим в посмертную
жизнь и справедливое загробное воздаяние. Но вот те
интерпретации, которые были предложены им в Индии, увы, не
приблизили своих сторонников к Истине, а напротив, удалили
от нее, дав искаженное объяснение, обусловленное тем, что
в Индии не знали личного Бога, буддизм же окончательно
отверг и то немногое, что там помнили про Творца.
Древние святые отцы о реинкарнации
В связи со значительной распространенностью идеи
«переселения душ» в современном обществе
представляется полезным обратить внимание на то, что
писали о ней наши святые, а также другие православные
авторы. Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с
идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.
Подобное же отношение мы видим и у других святых, в
частности, у святителя Иринея Лионского, святителя
Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского,
блаженного Иеронима Стридонского и святителя Григория
Паламы.
Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной
Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий
пункт его постановления гласил:
Отношение к индийскому и буддийскому взгляду на
реинкарнацию
Как отмечал православный дореволюционный исследователь
буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским
представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась,
она несет в нем последствия своих собственных дел. Все,
чем только бывает человек и что испытывает: радость и
печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество,
богатство и бедность,— все это оказывается плодом
его дел в прежней жизни. Богат ли кто, беден ли, счастлив
или несчастлив,— он пожинает то, что сеял. Как и
весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот
вместе с возникновением и исчезновением материальных форм,
причем причинной появления нового существа, новой формы,
является вина и заслуга предшествующего состояния.
Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов
освободиться от души коренным образом повлияло на их
представления о человеке, а уже те, в свою очередь,
повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи
переселения, которую она получила в буддизме.
Буддизм «отрицает не только тело, но и дух,
самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в
человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш
человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает
из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент
есть связующая сила, которая соединяет различные
существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване
эта первосубстанция разрешается в ничто.
Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего
учения отрицает существование личности, при этом расходясь
во взглядах, насколько она иллюзорна — полностью ли,
или же существует все же некая
«псевдо-личность», однако в конкретных
канонических текстах представление о реинкарнации
выражено, как правило, в гораздо более привычном для
небуддийского читателя варианте.
Иными словами, непосредственный читатель такого текста
видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у
Пифагора или гностиков, или у современных отечественных
оккультистов.
Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику,
которые святые отцы выдвигали против учения о переселении
душ.
Аргумент святого Иринея
Действительно, то, что человек не помнит своих прежних
рождений, предполагаемых идеей реинкарнации — факт
вполне очевидный и повсеместный. Однако нужно учесть, что
среди сторонников идеи реинкарнации немало тех, кто
убежден, будто с помощью специальных психотехник можно
свои прошлые жизни «вспомнить». Эту
убежденность выражает и процитированный выше отрывок из
Тавиджа сутты, где подобное воспоминание обещается как
один из плодов аскетизма. Современные же западные
сторонники реинкарнации считают, что такого результата
можно легко добиться и без всякого аскетизма —
например, с помощью гипноза.
Это, впрочем, лишь подтверждает тот факт, что память о
прошлых рождениях не является естественным опытом
человека, из которого вырастает идея реинкарнации, но,
наоборот, люди, уже принявшие умом идею реинкарнации,
затем ищут способов подтверждения ее. Это тот случай,
когда не объяснение идет от фактов, но, наоборот, факты
изыскиваются под заранее готовое объяснение.
Воспоминания о «прошлых жизнях» под
гипнозом
Но когда ученые решили обработать аудиозаписи таких
«воспоминаний» и тщательно изучить их, сразу
выявилось несколько примечательных обстоятельств.
Таким образом, если подавляющее большинство подобных
свидетельств в пользу реинкарнации обусловлены волей,
предпочтениями и знаниями самих
«вспоминающих», то нетрудно сделать вывод, что
эти воспоминания представляют собой ни что иное, как
разновидность мечтания, продукт человеческого воображения,
сделанный в таких условиях, когда мечтающий сам принимает
свои грезы за нечто подлинное.
Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.Беседы на Евангелие
от Иоанна, II.3-4.Беседы на Евангелие от Иоанна,
II.3-4.Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.
У регрессивной гипнотерапия на сегодняшний день имеется две основных трактовки. Первая касается поиска травматических воспоминаний и их проработки. Она имеет под собой достаточные научные основания. А вот второй тип регрессивной терапия подразумевает так называемые регрессии или путешествия в прошлые жизни, где по мнению авторов этого направления, и находятся корни наших проблем. И такой подход порочит имя психотерапии в целом, так как опирается на лженаучные воззрения и показывает невысокую эффективность (вопреки всем заявлениям регрессологов). Но наверняка кто-то из читателей все-таки верит в прошлые жизни, да и к тому же, каковы причины думать, что их нет? Ну что ж, существование прошлых жизней, а точнее возможность их воспоминания в гипнозе, опровергается достаточно легко, приведем лишь некоторые факты.
Люди неспособны воспроизвести конкретику о своих прошлых жизнях. Например, человек может вспомнить, что он был Юлием Цезарем и, даже сказать, что у него был венок на голове, а еще красный плащ (это регрессологи выдают за доказательство истинности воспоминаний). Однако, любой из нас и так знает, что Юлий Цезарь носил венок и красный плащ, однако, если у регрессировавшего в прошлую жизнь начать спрашивать, в каком конкретно году он находится, какие племена он захватывал, какова была численность его войска и т.п., то человек вам либо не ответит, либо ответит наугад (если только, конечно, он не является историком).
Иногда люди находясь в прошлых жизнях под гипнозом все-таки сообщают точные данные, но происходит это опять же, если человек является историком, или прочитал информацию в какой-то книге, чего регрессологи никогда не учитывают.
Люди не способны воспроизвести язык, на котором он говорили в прошлых жизнях (ну опять же если не знали его до гипноза), так что обычно они начинают просто нести какую-то тарабарщину.
Воспоминания людей в прошлых жизнях достаточно однотипны, и вполне возможно встретить несколько людей с воспоминаниями, с воспоминаниями о том, что в прошлой жизни они были Цезарем.
Регрессологи утверждают, что существование прошлых жизней доказано, просто на основе того, что есть записи, как люди эти прошлые жизни вспоминают, сами же воспоминания регрессологи никак не проверяют. Проблема в том, что под гипнозом человек может вспомнить и то, как его похищали инопланетяне или как, он общался с богом или что угодно еще, все зависит лишь от его фантазии и намеков терапевта.
Воспоминания людей прошлых жизней под гипнозом зависят от их убеждений. То есть если человек в принципе не верит в прошлые жизни и не ожидает их вспомнить, он их никогда и не вспомнит, а если к нему и придут какие-то образы не связанные с реальной памятью, он просто воспримет их как метафоры.
Резюмируя, стоит сказать, что на сегодняшний день нет никаких доказательств существования прошлых жизней и нет никаких основания для применения регрессии в прошлые жизни в качестве эффективной методики лечения.
Сеансы из психологической практики
«Я плыла на корабле домой. Как будто это была Польша или Германия. Я ведьма с красивыми рыжими волосами, в зеленом платье. По прибытии меня встречало множество людей, я была важной персоной, возможно я плыла на шабаш ведьм. У меня был муж, красивый и высокий брюнет. И с ним у нас было двое детей – мальчик и девочка. Мальчик был в костюме, а девочка в маленьком платьице. Мальчик был весь в отца. Мы имели большой красивый дом. В нем мы устраивали балы, где со мной флиртовало множество мужчин. Умерла я в глубокой старости, когда муж и дети были рядом со мной».
Можно сразу заметить, что это воспоминание не более чем, воплощение типичной женской мечты: хороший муж, большой дом, славные дети и внимание окружающих. И это неудивительно, ведь девушка пришла с проблемой ожирения, из-за которого ей никак не удавалось найти мужа, а при дальнейшей работе всплывали воспоминания о том, как над ней смеялись в школе и как ее отвергали мальчики.
«Я гуляла в саду при дворце. На мне было нежно розовое длинное платье, и я шла босиком по траве. А потом я увидела, как умираю в темной комнате в полном одиночестве».
Девушка обратилась с проблемой зависимых отношений. А при дальнейших сеансах всплывали уже реальные воспоминания:
«У нас закончился день в дет садике и всех забирали родители. Но за мной никто не пришел, я осталась последней в группе и долго плакала. На самом деле я знаю, что тогда родители просто задержались на работе, но в тот момент для меня это было сравни смерти».
С тех пор девушка начала боятся оставаться одна и ей всегда был нужен кто-то рядом. Она впадала в зависимость от молодых людей, чем они часто и пользовались, заставляя ее страдать.
«Я не понимаю, что я вижу, вокруг меня люди, но их лица как будто смазаны, а потом начал чуть болеть живот как будто это ранение. Да думаю это было война я была раненой девушкой (плачет)»
Девушка обратилась с постоянной тревогой, которая, по ее словам, находилась у нее в животе, так что неудивительно, что в процессе воспоминаний она вообразила именно ранение в живот. Однако, дальнейшая работа показала, что все было совсем иначе.
«Болит живот и люди вокруг. Я совсем маленькая лежу в кроватке. Люди – это родители! Они ругаются. Мне страшно, но я не могу ничего сделать».
Таким образом первоначальная причина тревоги оказалась в детской ситуации ругани родителей, когда она, будучи ребенком не могла ни на что повлиять и не знала, что произойдет дальше, что и закрепило тревожную реакцию на любую ситуацию неизвестности.
Еще одно воспоминания воплощающее типичные женские мечты о семье и статусном муже, а также страх перед разрушением этой мечты. Женщина боится, что у нее не получится завести семью, потому что она «не такая». В дальнейшем она вспоминает.
«Папа с мамой ругаются, он уходит. Это был последний раз, когда я видела своего отца.», «Мама мне говорит, что так всегда и будет, не надо ни на кого надеется, и что «ты будешь никому не нужна», и мне было больно это слышать, ведь я очень любила папу».
Такие воспоминания также являются ложными, так как мы не способны запоминать столь ранние периоды нашей жизни. Просто однажды в детстве мама рассказала своей дочке историю о тяжелых родах, о том, как ей накладывали щипцы. Для ребенка это была ужасная информация, которую девочка представила очень ярко, и тогда было проще ее вытеснить, однако, эти знания продолжали влиять на жизнь и самооценку девушки, и в итоге все-таки проявили себя непосредственно в сеансе в виде воображаемой картине.
При дальнейшей работе девушка вспоминала много событий ссор с матерью, где она думала, что она не нужна, и что ей в принципе не стоило рождаться.
«Я девушка с темными длинными волосами, хожу по деревне в порванном платье, там воняет и я сажусь на лошадь и еду к озеру, чтобы утопиться, ко мне подходит какой-то мужчина с рогами и дает мне бумагу, я ее выкидываю и хожу по полю»
Данное воспоминание очень символично передает последующую реальную ситуацию, которая всплыла в сеансе гипнотерапии
«Я маленький сижу с мамой, папа напился. Я в целом любил папу, но только, когда он трезвый. Как будто, когда он пьяный и трезвый это два абсолютно разных человека. Он начинает орать на мать и бить по столу кулаком. Они и раньше дрались. И сейчас мне кажется, что он снова побьет ее. Я пытаюсь ее защитить и пихаю его, говорю, чтобы уходил. Отец кричит матери «вот и оставайся с этим уродом» и, действительно уходит. Я вроде как рад, что он ушел, но в то же время мама плачет, и я начинаю думать, а что будет если он не вернется»
Очень часто можно видеть и другие воображаемые или неопределенные ситуации, которые создает наш мозг в попытках воспроизвести давно забытые события, которые несут в себе много боли. Например, могут всплывать расплывчатые события, где непонятно, что происходит: могут возникать метафорические ситуации в стиле встречи с ангелами или космосом, или вообще абстрактные образы, например, черные пятна, темные облака; а иногда, вообще ничего не возникает, просто человек погружаясь в гипноз неожиданно начинает испытывать сильный наплыв чувств и плакать, кричать, вибрировать телом. Стоит понимать, что всё это явления одного порядка, и все они скрывают под собой реальную травму, до которой и необходимо докопаться в процессе гипнотерапии. При этом нет никаких оснований верить в существование прошлых жизней и эффективность их поиска.
● Что такое гипноз и какие есть современные исследования по гипнозу. Лекция Дэвида Шпигеля ● доктора медицины Стэнфордского университета.● Регрессивный гипноз и гипноанализ для лечения фобий и психосоматики.
● О гипнозе и гипнотерапии с научной точки зрения.
(с) Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов
Учение о реинкарнации было широко
распространено в прошлом, продолжает развиваться и
сейчас. Согласно этому учению, когда кто-то умирает,
его душа переходит в другое тело, где начинает новую
жизнь.
В одних религиях считается, что душа может переселиться
только в человеческое тело, в других перевоплощения могут
происходить между разумными существами (люди-ангелы-боги),
а третьи представляют, что в этот круговорот возможно
включить также еще животных, растения и даже минералы!
На Западе учение о реинкарнации встречается, главным
образом, в различных движениях вроде «Нью
эйдж». Здесь, как правило, принимается и более
«западная» версия, утверждающая, что целью
реинкарнации является самосовершенствование и последующее
возрождение в высшей форме жизни, а не окончательное
исчезновение.
Вышеупомянутые взгляды не просто инородные — они
совершенно несовместимы с христианскими. Учение о
реинкарнации, хотя и в разных формах, как правило,
утверждает, что личность есть нечто, изменяющееся от
перевоплощения к перевоплощению и которое может быть
поглощено безликим божеством и исчезнуть, как капля в
океане.
Это, однако, идет вразрез с христианской верой, где как
Бог, так и каждый отдельный человек имеет свою
индивидуальность, которая сохраняется навсегда, и каждый
осознает себя отдельной личностью.
Христианское учение о воскресении утверждает, что умерший
человек вновь обретет свое тело со своими собственными
личными качествами, которыми он обладал при жизни, и,
таким образом, будет осознавать себя как личность.
Какие же проблемы возникают в связи с теорией
реинкарнации? Начнем с того, что появление подобной теории
было обусловлено необходимостью объяснить существование
зла в мире и удовлетворить общечеловеческое чувство
справедливости.
Каждый человек способен прийти в исступление при виде
несправедливостей нашего мира. Человеческое страдание
шагает рука об руку со страданиями остальных творений: кто
из нас не плакал, наблюдая вокруг мучение и
несправедливость?! Почему так происходит? Каков глубокий
смысл этого? Получается, если это единственная жизнь,
которая вообще существует, то есть та, которую мы видим и
которой живем, то все это абсолютно несправедливо и
бесполезно. Кто вернет жизнь человеку, умершему по
случайности? Кто даст отпор неправедности тех, кто при
всем своем вредительстве продолжает счастливо жить и
умирает спокойной смертью?
Ответы на подобные вопросы, задаваемые людьми, которые
никогда не слышали о христианском взгляде на существование
зла, представляются весьма простыми в теории реинкарнации.
Очевидно, когда несчастливый человек умирает, следующая
его реинкарнация регулируется законом кармы, который
предписывает вознаграждение потерпевшему и наказание его
обидчику в виде причиненного им зла, вернувшегося к нему
же. Таким образом, потерпевший становится существом
высшего порядка или блаженным, а тот, кто его обидел,
— нищим или злобным, кровожадным зверем. Итак,
общечеловеческое чувство справедливости удовлетворено, и
страдания уже не воспринимаются так тяжело.
Но есть ли логика в этих рассуждениях?
Согласно этому учению, если кого-то обидели, значит,
такова его карма, потому что в предыдущей жизни он был
плохим человеком.
Но если это так, то идеи о несправедливости не существует
вовсе, поэтому будет целесообразным его обидеть. Ведь
тогда он просто получит то, что заслужил. К человеческой
боли не следует относиться с состраданием, не должно быть
попыток помочь этому человеку. Нищим и больным не следует
предлагать никакую милостыню, но, напротив, их нужно
винить как единственных ответчиков за свою теперешнюю
судьбу, поскольку они, должно быть, были злыми людьми в
своих предыдущих жизнях. Каждый человек должен принимать
свою судьбу безропотно и без каких-либо попыток улучшить
жизнь (текущую), потому что он таким образом
расплачивается за совершенные им в прошлой жизни
преступления, о которых, кстати сказать, он ничего не
помнит.
Некоторые вопросы, связанные с
реинкарнацией
Есть еще одно несоответствие в теории реинкарнации. Если
человек не помнит свою предыдущую жизнь, почему он должен
нести за нее ответственность? Какой смысл? Это все равно
что наказать ребенка, не потрудившись разъяснить ему его
вину! Или просто назвать его плохим, но не растолковать
почему.
Наказание имеет смысл только в непосредственной связи с
проступком. Если карма просто совершает ответное действие,
то это называется не справедливость, а месть. В расплате
кармы был бы смысл, только если можно было бы вспомнить
предыдущие жизни и таким образом осознать причину своего
наказания и больше ее не повторять.
Но и даже при этом всегда найдется кто-нибудь, кто скажет,
что человек может просто действовать по жизни осторожно,
чтобы достичь высот реинкарнации, пока его душа не
приобретет достаточно опыта для соединения с божественной
сущностью.
Однако многие вопросы по-прежнему остаются без ответа,
например вопрос о том, насколько это вообще хорошо для
человека. Когда злой человек перевоплощается в злого
зверя, то как ему подняться на более высокую ступень
реинкарнации? Не перевоплотится ли злое животное, в свою
очередь, во что-то худшее?
Итак, давайте предположим, что все существа являются
частицами всеведущего бога (о чем говорит нам восточная
философия); если верховное существо всеведуще, то почему
оно должны быть разделено на столько частей, которым
необходимо приобретать опыт и затем возвращаться к нему?
Если верховное существо всеведуще, то какая ему нужда в
опыте?
Если существа не остаются определенными лицами, но теряют
свою личность, к чему, наконец, вся эта суета и
беспокойство о многочисленных реинкарнациях, если все в
итоге возвращается в небытие нирваны?
И если некий абсолют, от которого якобы возникли все
существа, действительно представляет собой самый высокий
уровень развития, откуда тогда произошли злые существа?
Ведь они должны возникать из чего-то злого. А из такой
высокой степени развития не может выйти ничего дурного.
А откуда же произошли микробы и черви? Ведь нельзя с
уверенностью говорить о доброжелательности либо
злонамеренности души червя! Из какого состояния они
перевоплотились? И с какими добрыми делами они будут
продвигаться дальше?
Наконец, если карма есть то, что приводит к реинкарнации
во что-то хорошее или плохое, то она и является истинным
источником несправедливости в мире. Карма виновата во
всем, что происходит с кем-то, а не те, кто обидели его,
так как и оскорбленные, и оскорбляющие являются лишь
пешками в заранее определенной игре, основывающейся на
неизменных «моральных» законах.
Таким образом, карма рассматривается как грандиозный
преобразователь Вселенной — более могущественный,
чем даже этот абсолют, обязанный создавать или уничтожать
других существ, опираясь на закон кармы.
Но тогда, если карма есть конечная власть и причина всего
во Вселенной, то она и должна быть творцом, а тот
обязательно должен быть мудрым и справедливым, а не слепой
силой и виновником всех неприятностей.
В таком случае, абсолют не является ни всеведущим, ни
первопричиной всего, а подчиняется ограничениям и
изменениям со стороны закона кармы, не может существовать
вне времени и пространства и, следовательно, не является
несотворенным (каким представляется).
Итак, если все это неверно, каким образом тогда можно
объяснить «воспоминания из прошлых жизней»,
вызываемые с помощью гипноза?
Альтернативное толкование воспоминаний из прошлых
жизней
Многие действительно верят в реинкарнацию, причем не в
силу своих философских убеждений, а потому, что они просто
могли быть свидетелями одного из таких
«воспоминаний», или, возможно, слышали о тех,
кто «помнит» события своей прошлой жизни, не
проживая их в настоящей, или были знакомы с таким
человеком. Но когда есть альтернативный ответ, объясняющий
механизм действия феномена, становится невозможным
соглашаться с теорией, подобной теории реинкарнации,
полной противоречий.
Давайте рассмотрим три таких альтернативных объяснения.
Во-первых, существует определенная духовная связь между
людьми, поскольку все они имеют общую природу. Поэтому при
определенных условиях (таких как гипноз), у человека можно
вызвать воспоминания из чьей-то чужой жизни, и тот
воспримет их как свои собственные, а это совсем не
означает, что он лично пережил те события, но просто в
другой жизни.
Во-вторых, в нашей Вселенной есть измерения, для нас не
заметные. Таким образом, снова при определенных условиях,
теоретически можно увидеть события в разных точках
пространства и времени; но и получается, что эти события
действительно имели место быть в жизни того же самого
человека.
И, наконец, третье (и наиболее вероятное объяснение, по
нашему мнению) состоит в том, что люди, из своекорыстных
интересов распространяющие теорию реинкарнации, подвергают
загипнотизированного человека громадному впечатлению,
рассказывая о том, что произошло с кем-то другим, в другое
время, с тем чтобы убедить участников, что реинкарнация
возможна. По крайней мере, у некоторых из нас, бывших
свидетелями подобных случаев, сложилось такое
представление от вещей, которые говорил
загипнотизированный о «ком-то», кто приходил к
нему.
Но тем, кто хочет верить опыту, мы напоминаем об огромном
опыте христиан, которые имели контакт с умершими людьми,
заверявшими их в реальности воскресения и неверности
реинкарнации.
После изложения всех вопросов, связанных с этой ошибочной
теорией, рассмотрим кратко христианскую точку зрения на
проблему зла и то, как она решается без каких-либо
противоречий в рамках христианства.
Зло есть следствие нашего выбора как свободных существ.
Конечно, не все заканчивается в этой несправедливой жизни.
Сегодняшние несправедливости будут оправданы, когда после
воскресения каждый из нас получит тело, которое мы
заслужили благодаря справедливому Божиему суду в
зависимости от того, как мы прожили нашу жизнь. Каждый из
нас будет конкретным человеком и будет очень хорошо
помнить все свои деяния.
Затем, воскреснув, каждый будет продолжать существовать
как личность, во взаимной любви между людьми,
объединившись со всемогущим Богом Вселенной, наделенный
индивидуальностью, а не как безликая капля в какой-то
безликой нирване.
В статье развенчивается миф о “прошлых жизнях” и критикуется псевдонаучная теория американского “регрессолога” М. Ньютона. Даются краткие экскурсы в области философии и гипнологии. Статья направлена на борьбу с суевериями и пережитками прошлого с целью психологического просвещения.
В антропологии есть понятие пережитка для обозначения “остаточных” культурных явлений, доставшихся современности в наследство от минувших эпох. Пережиток – это отголосок былых обычаев, обрядов, верований, который донесся до нашего времени.
Таким пережитком седой древности, доживших до наших дней, является миф о прошлых жизнях человека. Автору этих строк, как гипнологу, нередко задают сокровенный вопрос: “А можете ли вы отправить в прошлую жизнь?”. Вопрос, конечно, шаблонный, а на шаблонный вопрос есть шаблонный ответ: “Да, могу. Только это не прошлая жизнь, как вы думаете, а галлюцинация памяти”. Выражение лица собеседника обыкновенно меняется – надежда исчезает, и теперь на нем читается смесь недоверия и разочарования. Потом следует ряд уточняющих вопросов, а некоторые пытаются спорить, приводя разрозненные доводы из того, что где-то читали или слышали и даже практиковали сами (это совсем уж тяжелый случай).
Вниманию тех, кто хочет разобраться в теме “прошлых жизней” в гипнозе, предлагается эта статья.
*** *** ***
Весь массив мифологем, связанных с реинкарнацией, жизнями до рождения, загробным существованием, внетелесными путешествиями etc., вне зависимости от их локализации в конкретной культуре или формы проявления, имеет в своем стержне анимизм (от лат. anima, animus) – веру в души и духов.
Сделаем краткий экскурс в философию
Для тех, кто хотя бы немного знаком с философией, очевидно, что эти воззрения объективно-идеалистичны. Объективный идеализм фантастически удваивает мир, добавляя к природе, к объективной реальности, “данной нам в ощущении”, еще и потусторонний, мнимый мир, в котором обитают духи, души, боги etc. Причем этот сверхъестественный мир признается первичным по отношению к реальному, а многие его персонажи рисуются в образе демиургов (сотворение мира богом Яхве в христианской мифологии, построение мира Одином из частей тела великана Имира в скандинавких сагах, мировой дух Гегеля, творящий историческую действительность и пр.).
Безусловно, они могут изучаться наукой, но только как культурные феномены, как продукты человеческого воображения. Если же под каким-то предлогом мистические идеи все же протаскиваются в стены академий и им придается наукообразный вид, то это не что иное, как псевдонаука. Не охмуряйтесь!
Теперь дадим критику визионерских учений.
В современном мире до сих пор не изжиты древние представления о вселенной. Вера в реинкарнации все еще сильна в странах Азии, где значительное влияние на народные массы оказывают буддизм и индуизм. Несколько иная ситуация складывается на Западе: там это явление, давно ставшее для западной культуры пережитком, воскресает вновь. Особую роль в том играет активная пропаганда маргинальных культов различными течениями New Age (с англ. “новая эра”, “новый век”).
Нью Эйдж – новое религиозное движение, сформированное во второй половине XX века, адептов которого объединяет идея грядущего “великого преобразования” человечества и, как следствие, необходимости “духовного роста”. Опий Нью Эйджа широко распространился в странах Америки и Европы, а с 1990-х годов хлынул и в Россию. Нью Эйдж крайне неоднороден по своей структуре, он представлен самыми разными социальными группами с весьма противоречивыми идеологиями оккультного, эзотерического и псевдонаучного толка. Течения Нью Эйджа нередко мимикрируются под психологические учения и практики (саентология, НЛП, трансперсональная психология, всемирные центры взаимоотношений (фиолетовые) Билла Ридлера, семейные расстановки по Б. Хеллингеру и пр.).
Особенно преуспел в спекуляции на идеях реинкарнации американский шарлатан Michael Newton, создатель всемирно известного ныне бренда “регрессивный гипноз”. Напомним, “шарлатан” – это обманщик, выдающий себя за ученого. Несмотря на то, что М. Ньютон все же имел ученую степень доктора философии, его деятельность была далека от науки. Он продвигал эзотерическое учение и устраивал сеансы узнавания “прошлых жизней”, чем и поныне продолжает заниматься его “институт”.
Действительно, подобного рода практики могут оказывать очень сильное психологическое влияние на человека и кардинально перестраивать его картину мира. При определенных условиях они способствуют изменению отношения к себе и людям, обретению новых жизненных смыслов и даже излечению от некоторых заболеваний, имеющих психический генез. И вот вопрос – а возможно не стоит отказываться от столь неординарного инструмента, имеющего такую давнюю историю? Все бы ничего, да есть нюансы. А дьявол, как известно, кроется в деталях.
Первый нюанс связан с идеологией, второй – с неверным применением критерия истинности, третий – с подменой понятий. Рассмотрим их подробнее.
Идеологическое воздействие в социальных группах, где применяются подобные практики, направлено на формирование идеалистического, антинаучного мировоззрения. Идейно перевоспитанному человеку причины жизненных событий видятся не в объективной реальности, а в неведомых движениях потустороннего мира, сюжетах прошлых воплощений или законах кармы. Их идеологи, в лице проповедников, просветленных учителей, оккультных лидеров и всевозможных последователей, искажают представления о действительности, переворачивают мир в голове человека “с ног на голову”, склоняют его к вере в сверхъестественное и тут же продают ему рецепты счастья – свои книги, обучающие тренинги, чудодейственные сеансы. Знакомо, не правда ли?
А логика такова: “Я это видел сам, мне это помогло, а значит это правда”. Не хотелось бы разочаровывать, но это ложный критерий истины. И вот почему. Полученный здесь результат – это хоть и необходимое, но недостаточное условие для определения достоверности теории. Терапевтического результата можно достичь и иными способами, без путешествий в “потусторонние миры”, а значит и причина проблемы вовсе не в “прошлых жизнях”. Все эти эфемерные вещи, связанные с “видениями”, “исцелениями”, “озарениями”, имеют никак не мистическую, а психофизиологическую природу и вызываются они внушением наяву или в гипнозе.
Экспериментальная практика показала, что визионерские переживания успешно формируются у испытуемых в лабораторных условиях и без какого-либо магического дополнения. Поэтому, если не хотите быть обманутым, то не верьте словам фокусника о его фокусах. Хотя нельзя исключать того, что среди фокусников есть и добросовестно заблуждающиеся люди, которые искренне верят в то, что говорят и делают, однако сути дела это не меняет.
Подмена понятий особенно явственно прослеживается в тех учениях, которые имеют наукообразный вид. Они представляют собой наборы ветхих суеверий в новой обложке, изрядно снабженные авторскими фантазиями и обрывками научных сведений, что самым беспардонным образом выдается за новейшие открытия, секретные разработки, психологические теории etc. Псевдонаучные деятели пытаются усидеть сразу на двух стульях – науки и мистики, т.е. эксплуатировать авторитет академического знания и при этом торговать чудесами.
В псевдонаучном учении М. Ньютона искажается понятие гипнотической возрастной регрессии. В какой-то момент на место регрессии исподтишка заступает другой феномен – внушенная галлюцинация памяти на тему существования души до рождения. Конечно, неискушенный зритель вряд ли обнаружит эту подмену, а ведь именно в ней и сокрыт ключ к разоблачению всего обмана.
Так что же есть гипнотическая регрессия на самом деле? И чем она отлична от галлюцинации? Сделаем небольшой экскурс в науку.
Несмотря на исследовательский интерес и обилие накопленных сведений, природа регрессии не была раскрыта вплоть до создания русским физиологом И.П. Павловым учения о высшей нервной деятельности и его дальнейшего развития в трудах советских ученых К.М. Быкова, А.О. Долина, А.Г. Иванова-Смоленского, Е.С. Каткова, Ф.П. Майорова, К.И. Платонова, М.М. Сусловой, В.Л. Райкова и др.
Сущность регрессии заключается в воспроизведении элементов прошлого опыта человеком в деталях и особенностях, присущих внушенному ему возрасту, с характерным сдвигом самосознания. При этом изменения распространяются на все стороны высшей нервной деятельности, относящиеся как к кругу представлений, эмоций, отношению к окружающему, так и к интонациям его голоса, характеру речи, почерка, рисунков и других проявлений поведения.
1. Торможение в гипнотическом состоянии онтогенетически более поздних отделов коры, что ведет к растормаживанию более ранних (принцип “сверху-вниз”). Это положение подтверждается и тем экспериментальным фактом, что на глубоких стадиях гипноза регрессия нередко возникает спонтанно, без соответствующего внушения.
2. Актуализация следов прошлого опыта вследствие действия внушения. Вызванное словесным влиянием раздражение соответствующего участка коры полушарий ассоциативно связывается со следами от прежних раздражений, активизируются цепи рефлексов, и воспроизводится “запечатленный в мозговой коре индивидуальный опыт личности”.
3. Оттормаживание посторонних очагов возбуждения, которые в бодрственном состоянии постоянно создают отрицательные индукции, тем самым препятствуя воспоминаниям. В гипнотическом сне создается “глубокое функциональное расчленение коры мозга на участки сна и бодрствования”, что значительно облегчает воспроизведение следов прошлого и вкупе с направляющим внушением обуславливает переход к более ранним этапам развития.
Согласно данным исследований 1950-70-х гг. болгарского д.м.н., профессора Г.К. Лозанова и советского врача-психотерапевта В.Л. Райкова самой глубокой формой регрессии является переживание периода новорожденности. Отметим, что она встречается редко, только у высокогипнабельных испытуемых, а также не создается простым углублением гипнотического сна.
В таком состоянии у испытуемых совершенно заторможена речь, частично или полностью опущены веки, внушение раскрыть глаза не реализуется, а главное – проявлен ряд рефлексов, характерных для младенческого возраста. Ключевой признак – отсутствие ассоциированных движений глазных яблок, т.н. “плавание глаз” (рисунок 1). При внушении гипнотику более позднего возраста все вышеупомянутые симптомы исчезают.
В экспериментальной практике регрессия имеет разную степень выраженности или полноту. Полная регрессия едва ли возможна, поскольку в той или иной мере у гипнотика сохраняются элементы поведения, знания или навыки, приобретенные им в более поздние периоды жизни, относительно внушенного возраста. Так, часто можно наблюдать наличие слов или обороты речи, не присущие лексикону ребенка или знание каких-либо сведений, которые на внушаемый период испытуемому не были известны.
На глубоких стадиях гипноза посредством как прямого, так и косвенного внушения легко создаются конфабуляции или галлюцинации памяти – ложные воспоминания.
Что же такое ложное воспоминание в гипнозе? Ответ на этот вопрос дал еще русский физиолог И.М. Сеченов при описании механизма возникновения сновидений. Это “небывалые комбинации бывалых впечатлений”, только в нашем случае формирование этих комбинаций происходит не спонтанно, как в естественном сне, а направляется внушением. Жареный гусь и вино, в эксперименте Альберта Молля, созданы воображением гипнотика из элементов его воспоминаний и теперь он рассказывает о них, веря в то, что это было в действительности. Если бы ему внушили ужин из тарбагана (азиатский сурок) с кумысом (монгольский слабоалкогольный напиток), о существовании которых он наверняка не знал, то его воображение создало бы картины фантастических блюд, которые никак не относятся к тарбагану и кумысу.
Подведем итоги научного экскурса.
Возрастная регрессия – один из феноменов сомнамбулической стадии гипноза, который может вызываться различными формами суггестивного воздействия или возникать спонтанно при углублении гипнотического сна. Сущность этого явления заключается в воспроизведении элементов прошлого опыта человеком в деталях и особенностях, присущих внушенному ему возрасту, с характерным сдвигом самосознания. Сознание является прижизненным образованием, поэтому и регрессия возможна только в реально прожитые человеком этапы. Наиболее глубокой формой регрессии является переживание периода новорожденности, когда у испытуемого наблюдается ряд младенческих рефлексов и разобщенность движений глазных яблок. На формирование регрессии оказывает влияние глубина гипнотического состояния, характер применяемого внушения и прочность нервных следов в коре мозга. При внушении небывалого возраста или другой личности происходит отрыв корковой деятельности от действительности и процесс развивается по механизму подражания в соответствии с представлениями испытуемого о заданной роли. На сомнамбулической стадии гипноза посредством как прямого, так и косвенного внушения создается еще один феномен – конфабуляции или галлюцинации памяти. Это ложные воспоминания, “небывалые комбинации бывалых впечатлений”. Находясь в гипнозе или по пробуждении, гипнотик легко принимает их за реальность.
Теперь вернемся к прошлым жизням. В свете вышеизложенного мы видим, что к регрессии в лучшем случае имеет отношение лишь подготовительный этап технологии “регрессивного гипноза” М. Ньютона. То, что им называется “регрессиями” в матку и в прошлые жизни, есть не что иное, как отыгрывание ролей и конфабуляции. Вот где собака зарыта.
Напоследок приведем пару примеров из своей экспериментальной практики. Отметим сразу, что подобные психологические опыты всегда проводятся только с согласия испытуемого, с исследовательской или демонстрационной целью, с последующим разъяснением действительной природы этих явлений, чтобы исключить всякую мистификацию.
Пример первый. Двадцатидвухлетней испытуемой на массовом сеансе внушено, что сейчас она находится в прошлой жизни. Она осознает себя фрейлиной при дворе французской королевы, называет время – VI век, видит людей в париках и картины роскошного бала. Описание происходящего красочное, с подробностями и яркими эмоциями, по пробуждении девушка находится под сильным впечатлением. Но не надо быть большим историком, чтобы понять, что это не путешествие на “машине времени”. Это путешествие в мир фантастики, в мир подсознания, в мир грез и сновидений. Вы наверняка заметили, что информация, полученная от испытуемой, никоим образом не соотносится с реальностью. Какие могут быть фрейлины во Франции и парики в VI веке? Подчеркнем, что в аналогичных по смыслу опытах всегда обнаруживаются расхождения с историческими фактами. К слову, на иных языках тоже никто не заговорил, хотя глоссолалии неоднократно наблюдались.
Второй пример несколько интереснее. Во время демонстрации психологических опытов в малой группе тридцатилетней участнице внушено, что она сейчас за 50 лет до своего рождения. Ее манера речи и поведение резко изменились – из скромной девушки она превратилась в надменную даму с аристократическими замашками. На вопрос о самочувствии выразила свое недовольство, сказав, что ей одиноко и плохо, ее тошнит и все вокруг крайне раздражает. В ходе беседы с ней удалось установить, что она осознает себя плывущей на пароходе в Италию и страдает от морской болезни. По пробуждении девушка рассказала о том, что несколько лет назад была на отдыхе в Италии, где получила пищевое отравление, из-за которого большую часть времени провела одна в гостинице и безутешно сетовала. Вот они “небывалые комбинации бывалых впечатлений” в действии! Пояснения здесь излишни, все просматривается как на ладони.
Трудами прогрессивных ученых последних двух столетий гипнотизм был вырван из лап невежд и освобожден от вековых религиозно-мистических пут. Однако и в наш просвещенный век немудрено свихнуться в фидеизм с его торжеством мракобесия над светом разума. Темное наследие прошлых эпох своими пережитками незримо довлеет над умами людей, и наивные свиду суеверия оказываются невероятно живучими.
Но не потому ли процветает деятельность шарлатанов на рынке духовных услуг, что многие из нас хотят переложить ответственность за свою жизнь на высшие силы, надеть волшебные очки и уйти от реальности в грезы или добавить себе значимости, компенсируя собственную несостоятельность в настоящем? Вот в этом и заманчивость мистических учений. Хотя, конечно нельзя забывать о спекуляции на обыкновенной неграмотности, на банальном незнании научных фактов и основ философии простыми людьми. Поэтому не стоит искать корни проблем где-то в прошлых жизнях и потусторонних мирах и уповать на то, что в будущем представится дополнительный шанс прожить жизнь заново.
Завершим нашу статью словами классика: “Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества”.
1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. – 166 с.
2. Краффт-Эбинг Р. Гипнотические опыты / Пер. с нем. д-ра П.Я. Гальперина; Предисл. проф. А. Молля. Харьков: Космос, 1927. – 68 с.
3. Левенфельд Л. Гипнотизм: руководство к изучению гипноза и внушения / Пер. с нем. Д-ра С.А. Лясса. Саратов: тип. Саратовского дневника, 1903. – 430 с.
4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полное собрание сочинений. Т. 18. Изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1968. – 525 с.
5. Лозанов Г.К. Суггестология и суггестопедия. София, 1970. – 521 с.
6. Майоров Ф.П., Суслова М.М. Гипнотические опыты с внушенными возрастами // Труды института физиологии им. И.П. Павлова. Л.: Изд-во АН СССР, 1952. – Т.1. – с. 290–295.
7. Майоров Ф.П., Суслова М.М. Исследование экспериментальной регрессии речи в гипнозе // Журнал высшей нервной деятельности. 1951. – Т.1. – Вып. 4. – с. 479–484.
8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. – Т. 1. Кн. I. Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. Т. 23. – М.: Госполитиздат, 1960. – 908 с.
9. Молль А. Гипнотизм, его теоретические основы и практическое применение, в общедоступном изложении Альберта Молля / Пер. с 3 изд. соч.: “Der hypnotismus von Albert Moll in Berlin” д-ра Д.Г. Фридберга. – Санкт-Петербург: тип. К.Л. Риккера, 1898. – 345 с.
10. Ньютон М. Жизнь между жизнями: прошлые жизни и странствия души. М.: РИПОЛ классик, 2006. – 286 с.
11. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.: АН СССР, 1949. – 476 с.
12. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И.П. Павлова: монография. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Медгиз, 1962. – 532 с.
13. Райков В.Л. О неоднородности сомнамбулической стадии в гипнозе // Проблемы психоневрологии. М.: 1969. – с. 405 – 409.
14. Руткевич М.Н. Диалектический материализм. Курс лекций для философских факультетов. М.: Издательство “Мысль”, 1973. – 527 с.
15. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. – 572 с.
16. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. – 621 с.
17. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. – 703 с.
18. Хромов Н.А. К вопросу о физическом и психическом // Учение И.П. Павлова и философские вопросы психологии. Сборник статей. М.: Изд-во АН СССР, 1952. – 475 с.
19. Шойфет М.С. Нераскрытые тайны гипноза. М.: Рипол Классик, 2006.– 608 с.
20. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. М.: Академический проект, 2014. – 399 с.
21. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.: ОГИЗ, 1945. – 51 с.
Существуют ли «прошлые жизни»?
Если прошлые жизни существуют, то какую жизнь считать прошлой у Буратино?
Это семя, проросшее в земле? Дерево, выросшее за долгие годы? Полено, которое старый алкаш Джузи подарил папе Карло? Или, все же, дерево, от которого произошло семя?
Пока вы размышляете и готовитесь написать свои мысли в комментариях, поговорим вот о чем.
Сам термин “прошлые жизни” представляется мне неверным. Потому что в большинстве умов он прочно соединен с местоимением «мои».
Клиенты, которые хотят в сеансе регрессивного гипноза совершить экскурсию по прошлому, чаще всего употребляют именно такое сочетание: «Хочу посмотреть мои прошлые жизни»
Беда в том, что у человека нет никаких прошлых жизней – из праха появились и в прах уйдем. Но есть память об этих жизнях. Точнее будет сказать, что есть память о событиях в прошлых воплощениях души. Но память эта не ваша.
Кто хочет подумать, как функционирует память, погуглите на предмет ложных воспоминаний.
– Ах и ох, какие такие воплощения и какая нафиг душа? – возмущенно скажите вы и сердито жамкнете крестик в правом верхнем углу экрана.
Конечно, кто не верит в существование души, тому и воплощения поперек горла. Какие ваши доказательства?
Лично мне достаточно посмотреть в зеркало, чтобы увидеть жизнь, которая есть сама по себе чудо. Понятно, что сотворил ее не я, а вот кто, или что, или нечто – Вселенная, природа, Бог, – для меня непринципиально.
Термин “прошлые жизни” вводит в заблуждение, потому что его применяют к человеку. Но человек не имеет отношения к прошлым жизням. Ему просто дают информацию о фрагментах жизни души.
А много ли вы знаете о своей душе? Душа это не ваше эго и не ваша личность. Большинство даже не верит в ее существование. Не говоря уж о потребностях, задачах и смысле жизни, который Бог определил для души.
Возможно, когда-нибудь, душа захочет пересмотреть любимые эпизоды, или те, которые дают максимальные эмоции. А, может быть, ей захочется решить что-то нерешенное? И тогда, в подсознании человека происходят какие-то изменения, которые на сознательном уровне приводят к мыслям о воплощениях, прошлых жизнях, регрессивном гипнозе и прочим уловкам, готовящим сознание к получению информации. Откуда? Понятия не имею. Можно фантазировать что угодно про подсознание, энерго-информационные поля или про то, как взорвалась головка болта, но суть останется неизменной. Так или иначе, душа получит возможность разрешить беспокоящие ее эпизоды.
Что, в итоге, сделает жизнь человека более плавной, без лишних негативных эпизодов, отклонений, страхов, депрессий и наполнит смыслом.
Правда, просто регрессии для этого маловато. Обычно требуется психологическая работа. Регрессия, какой бы подробной она не была, это лишь способ получить информацию и проявить ее в сознании.
Кто хочет получить информацию от своего подсознания, добро пожаловать на консультацию!