Учения йогов

Карма, реинкарнация, аскеза и тапас

Учения йогов

Йога философия Древней Индии невероятно многогранна. Полностью разобраться во всех её аспектах — дело практически невыполнимое, столько в ней заложено контекстов и смыслов. Даже те исследователи ведической традиции и санскрита, которые считаются светилами науки, признают: изучать йогическую мудрость — всё равно, что стоять с фонариком в огромной тёмной пещере, которую не обойти за всю жизнь.

Однако это не мешает сделать первые шаги к постижению древнего учения, и сегодня мы поможем вам в этом. Как возникла йога и что было положено в её основу? Что на сегодняшний момент известно о возникновении йоги? Что несёт философия йоги кратко? Что означают слова карма, реинкарнация и тапас?

Ответы на эти вопросы мы доступно изложили в новой статье.

Примерное время чтения — 10 минут.

Йога в индийской философии

Учения йогов

Философия зарождалась в 7-6 веках до н.э. в разных точках планеты: Индии, Китае и греческих колониях. Человека тех времён занимало много вопросов. Часть из них оказалась вечными, и мыслители современности всё ещё ищут на них ответы. Когда появились первые упоминания о йоге и асанах? На чём зиждилась философия йоги?

Первое упоминание о йоге относится к 3-2 векам до н.э. — в долине реки Инд археологами было обнаружено несколько печатей, на которых изображены люди, предположительно в медитативных позах и даже в асанах. Хараппская цивилизация, судя по всему, практиковала йогу или похожий на неё ритуал уже тысячелетия назад.

Что мы знаем точно — йога получила развитие в ведийской религии (предшественнице брахманизма, культа поклонения Брахману, а затем и индуизма).

Характерной чертой древнего ведизма было обожествление сил природы, а также генотеизм — форма религии, когда в обширном пантеоне богов и богинь выделяют 1-2 верховных и наиболее могущественных. Большое внимание в этой религии уделялось ритуальным практикам, обрядовой части — в том числе жертвоприношениям. Тапас или аскетические практики ведизма находят упоминание в ранних комментариях к Ведам (10-6 века до н.э.). О них мы поговорим ниже.

Сейчас подробнее почитать о ведийской религии можно только в ранних Ведах.

Происхождение йоги и её первоисточники

Учения йогов

Учения йогов

В йоге имеется несколько важнейших для её понимания текстов. Среди них Веды — самые древние священные писания на Земле, и сегодня мы остановимся на них.

Существует 4 Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Адхарваведа. По версии западных исследователей считается, что Веды появлялись по очереди. Самой древней была Ригведа (корень «рик» — речь, язык) — Веда гимнов и священных текстов. В Ригведе нет ссылок ни на какие другие источники, в остальных Ведах есть ссылки на Ригведу.

Стоит заметить, что первоисточники очень сложны для изучения и понимания. При этом в йоге важна парампара — традиция преемственности знаний. Именно поэтому считается, что начинающему практику необходимо найти учителя. Как правило, наставник передаёт воспитаннику «выжимку» знаний предыдущих поколений, тысячелетнюю мудрость йоги, которую сам когда-то получил от учителя. Добавим, что устная традиция («шрути», буквально — «услышанное»), к которой относятся и Веды, была главным способом передачи знаний о йоге — поэтому до нас дошло так мало письменных источников. У Вед нет установленного автора, они считаются нерукотворными произведениями, то есть не принадлежат перу одного человека или нескольких людей. Мудрецы-риши, аскеты, жившие в основном в лесах, были инструментом передачи вед от Всевышнего к людям.

Устную традицию обучения используют до сих пор — в современной Индии и за её пределами.

Таким образом, философия и йога — почти «сёстры» по древности. Название первой переводится как «любовь к мудрости», имя второй имеет до 40 различных толкований, но самые устойчивые из них — «союз», «упряжь» (в значении «соединять»), «связь».

Сейчас йога философия и практика имеют один из самых мощных фундаментов. В мире мало традиций, которые питали бы такое же уважение к мудрости, интерес к вопросам мышления и работы с умом. И, соответствуя названию, йога в своей философии соединяет самые разные смыслы: от магической силы мантр до рационального осмысления асан и медитации.

Давайте поговорим о физическом и духовном аспектах подробнее.

Философия йоги физическая и духовная

В широком смысле йога-философия — образец мудрости и нравственности для всех, кто стремится стать лучше и совершенствоваться духовно. Казалось бы, вопросам материального в ней места нет? Однако, это не так.

Учение гласит, что существуют две основных категории, заключающих в себе всё Бытие — то есть, всё, что существует внутри и вокруг нас. Это Пуруша — духовная часть, и Пракрити — как раз материальная, физическая субстанция. Мудрец Патанджали, автор «Йога-сутр», говорил о дуалистической, двойственной природе сущего, противопоставляя Дух (Пурушу) Космосу (Пракрити).

Человек рассматривается как соединение Пуруши и Пракрити, буквально как носитель внутреннего микрокосмоса, который идентичен макрокосмосу внешнему. Считается, что каждый из нас имеет божественную природу и идентичен верховному Божеству по структуре.

Йога — это глубочайшие знания, собранные в единую целостную систему. Практикуя с искренностью, человек открывает новые измерения самоосознания. Йога оказывает воздействие на состояние как практикующего, так и на окружающий его мир: каждая мысль, слово или действие становятся более спокойными и умиротворенными. Практика позволяет обрести понимание того, как всё устроено, для чего мы живем и к чему нужно стремиться. В этом её основная ценность и красота.

Суть и основная цель йоги

Для чего миллионы людей по всему миру практикуют йогу? Чего они хотят этим добиться? Зачем всё это? Закономерные вопросы, которые могут возникнуть у начинающих практиков и людей, далёких от древнего учения. Суть йоги заключается в стремлении постичь неизведанные внутренние просторы самого себя. Это яркое, невообразимо сильное желание познать природу всех вещей, мироздания и законов Вселенной. Если обобщить, то все школы и традиции йоги преследуют лишь одну цель — помочь человеку заглянуть внутрь себя и постичь загадки человеческой натуры, существования. Через физические упражнения и позы, дыхание и умение сосредотачивать внимание, удерживать концентрацию, практикующий начинает ясно видеть движения мыслей, их причину и следствие. Также становится очевидно, почему в теле происходят те или иные процессы, как циркулирует энергия.

Основная цель йоги выражена во фразе «Читта Вритти Ниродха», что переводится с санскрита, как «остановка колебания ума». Подчиняя физическое тело, обретая контроль над мыслями, эмоциями и чувствами, спящая энергия начинает пробуждаться и направляется в область Бинду, точку межбровья, позволяя практикующему проснуться от иллюзий и осознать подлинную вечность бытия. Это состояние в йоге называется Самадхи. Оно имеет несколько ступеней, так как может потребоваться время для избавления от внутренних оков и привязанностей. Окончательная точка — Маха Самадхи — означает абсолютное разотождествление с объектами материального мира, слияние с бесконечным, растворение в океане сознания.

Философия йоги для начинающих

Учения йогов

История и философия йоги весьма многогранны, и чтобы не напугать читателей сложными концепциями, попробуем рассмотреть философский аспект с точки зрения начинающего практика. Йога утверждает, что всё существование обусловлено «Высшим Я» или «Абсолютным сознанием» (есть много названий, а смысл один и тот же). Но из-за возникшей внутри сознания мысли, появилась материя и, как следствие, двойственность. В двойственности таится причина всех страданий и неудовлетворённости. Все живые существа (в том числе человек) являются проявлением этого сознания, но из-за заблуждений и колебаний ума не осознают этого. Практики йоги созданы для того, чтобы снять пелену иллюзий и осознать божественную природу всего сущего.

Для этого все техники йоги были систематизированы в ступени, которым важно следовать для постепенного вхождения в практику и осознания себя.

1 ступень — ЯМА
Морально-этические принципы, направленные на взаимодействие с окружающим миром.

2 ступень — НИЯМА
Также предписания о поведении и дисциплине. Первые два пункта являются фундаментом, их следует привносить в свою жизнь ежедневно.

3 ступень — АСАНА
Непосредственно физический аспект практики. Регулярное выполнение асан и виньяс.

4 ступень — ПРАНАЯМА
Дыхательные техники.

5 ступень – ПРАТЬЯХАРА
Упражнения на концентрацию внимания, отключение восприятия органов чувств.

6 ступень — ДХАРАНА
Удержание внимания на объекте концентрации с целью углубления состояния.

7 ступень — ДХЬЯНА
То, что называется медитацией. Созерцание объекта без оценочных суждений.

8 ступень — САМАДХИ
Наблюдающий и наблюдаемое соединяются в единое целое. Практикующий осознаёт себя и входит в просветлённое состояние. Существует несколько проявлений Самадхи.

Мы привели эти ступени для того, чтобы было понимание, по каким принципам и в какой последовательности выстраивается личная практика, на что важно обращать внимание и как расставлять акценты.

В философии йоги существует множество санскритских определений, на которые стоит держать в голове. Ведь именно они являются неким фундаментом для понимания принципов древнего учения. Каждое из этих понятий может трактоваться по-своему, в зависимости от традиции. Мы поделимся ключевыми терминами, которые могут встретиться на пути изучения практики йоги.

С точки зрения йоги, не существует различий между внутренним и внешним миром. Считается, что материальное — это отражение духовного. Каждое действие в проявленном мире несёт определённые последствия, называемые «кармой». Многие полагают, что это принцип бумеранга: «Тебе вернётся всё, что ты совершил». На самом деле, законы кармы куда более глубоки и полностью формируют видимую реальность. Если не слишком вдаваться в подробности, то следуя вышеописанным ступеням йоги искренне и усердно, практикующий имеет возможность «сжигать» последствия всех ранее произведенных действий, а также не создавать новую карму. Но это высочайший уровень мастерства, к которому нужно стремиться.

Это как раз то, что позволяет «сжигать» кармические последствия. Тапас означает дисциплину и упорство в практике. Чем больше человек практикует йогу с искренностью и открытостью в сердце, тем сильнее он утверждается в своём выборе и пути. Это своеобразная аскеза, когда йог несмотря ни на что раз за разом расстилает коврик и продолжает практиковать. Тапас — это не то, что можно легко и просто обрести, да и суть не в этом: усилия нарабатываются временем. В течение жизни практикующий может обнаружить «плоды» своих усердий в виде гармоничного состояния, спокойствия, общего удовлетворения происходящим и безусловной радости и любви.

FAQ

Чего можно достичь с помощью йоги?

Помимо физического совершенствования и здоровья, практика йоги дарует внутреннюю устойчивость к жизненным испытаниям, взращивает навык управления эмоциями и чувствами, позволяет лучше контролировать себя и чувствовать благополучие и безусловную радость жизни.

Итогом практики может стать освобождение от оков ума и вхождение в просветлённое состояние сознания. Кроме того, регулярные занятия йогой могут открыть и развить в человеке новые способности, вдохновить на то, чтобы передавать знания другим людям, например, через преподавание.

Чем йога отличается от фитнеса?

Йога — это духовная практика, ставящая перед собой цель познать человеческую природу с помощью психофизических техник, а фитнес — вид спортивной активности для улучшения физической формы и общего самочувствия.

Довольно часто йогу сравнивают или ошибочно относят к виду спорта, но йога не является спортом, так как имеет иные цели и ценности.

Что значит следовать своей Дхарме?

Следовать своей Дхарме значит понять своё предназначение по жизни, и с его помощью привносить в мир больше света, радости и любви. Обнаружить, в чём именно заключается предназначение, можно через исследование себя. Практикуя йогу, мы учимся смотреть внутрь, видеть, что нам действительно интересно, что приносит вдохновение и пользу окружающим.

По сути, это означает не сбиваться с духовного пути, даже если возникают сложности и сомнения, помнить о целях своего путешествия в этом мире и следовать духовным принципам.

Вместо вывода

Делимся с вами отрывком видео про философские школы Древней Индии от нашего учителя философии йоги Виктории Бхасканар Наир. Изучайте с пользой и удовольствием.

Если вы хотите подробно познакомиться с философским аспектом йоги, изучить ведическую традицию, наполнить практику новыми смыслами и передавать знания другим людям, оставляйте заявку по  Ассистент приёмной комиссии свяжется с вами и расскажет про курс «Преподаватель Хатха-йоги».

Про йогу:  Пир для шеи самостоятельно техника выполнения

Учения йогов

Учения йогов

Учения йогов

Перезвоним через несколько минут

Получи грант в размере
30 000 рублей на курс
“Преподаватель Хатха-йоги”

Учения йогов

Автор статьи: Валерия Васильева

Дипломированный преподаватель Хатха-йоги
Журналистка

Научно доказанная эффективность и философское значение

Учения йогов

Учение йоги, пришедшее к нам из древних времен, удивительным образом стало популярным и даже модным течением современности. Всё больше людей открывают для себя различные практики, осваивают сложные положения тела, учатся правильно дышать, произносят мантры, жгут Пало Санто и в целом уделяют немало внимания физическому и ментальному развитию. И абсолютно очевидно, что это положительная тенденция, которая способствует всё большей осознанности и благополучию людей.

На сегодняшний день существует широкое многообразие направлений йоги, каждое из которых так или иначе благоприятно влияет на человека.
Например, Аштанга-виньяса делает тело практикующего невероятно крепким и гибким; йога Айенгара учит «лечить себя» через практику, помогать своему организму; Инь-йога снимает напряжение мышц и направляет ещё больше внимания на внутреннее состояние. Методы отдельно взятого направления могут отличаться, но объединяет их то, что человек комплексно оздоравливается: физически и ментально. Обретает устойчивость к жизненным неурядицам и терпимость к самому себе и окружающим людям.

Примерное время чтения — 10 минут.

Йога вчера и сегодня

Первые упоминания о йоге встречаются ещё в древних индуистских трактатах, где описывается структура мироздания и человеческой сущности. Например, в «Ведах» и «Упанишадах» йогические техники обозначены как способы менять состояние ума через дыхание и самонаблюдение. До того, как мудрец Свами Сватмарама систематизировал все найденные знания и практики о йоге в трактат «Хатха-йога Прадипика» и до появления «Гхеранда-самхиты» и «Шива-самхиты», информация о йоге была разрознена. После объединения всех знаний в восьмиступенчатую систему, на основе «Йога-сутр» Патанджали, сформировалось целостное представление о том, что такое «йога». Это стало своеобразной инструкцией к тому, как именно прийти к наивысшей цели йоги — просветлению и освобождению — Самадхи.

Кроме того, изначально не было представлено такого разнообразия асан — поз тела, которые известны нам сегодня. Существовало несколько основных положений, и все они были направлены, в первую очередь, на удобство при выполнении медитации. Если поискать изображения древних йогов, то можно обнаружить: то, как они делали асаны, весьма отличается от того, как практикует современный йог. Сейчас большое внимание уделяется именно отстройке асан, чтобы практикующий не травмировался, не навредил себе.

Со временем стало появляться больше информации об асанах. Ведь для подготовки тела к погружению в глубины сознания необходимо укрепить мышцы, сухожилия и костную систему. Кроме того, важно гармонизировать работу внутренних органов. Именно поэтому асаны занимают предшествующее место в ступенях йоги — перед пранаямой и различными техниками медитации.

В современном мире акцент в практике делается на подготовку тела к работе с ментальным состоянием. Чаще всего именно через физическое тело человек познает себя, открывает новые горизонты и переходит к более интроспективным, трансформирующим процессам. Стоит заметить, что вокруг понятия «йоги» есть также и некоторые искажения, будто это физические упражнения для здоровья, подтянутой фигуры и хорошей растяжки. Конечно, практикующий действительно обретает перечисленные блага, но важно помнить, что они не являются целью занятий. Все же практика йоги была и остается инструментом духовного самопознания.

Современное значение йоги как философской школы

Учения йогов

С точки зрения философии классической Хатха-йоги, всё мироздание состоит из Пуруши и Пракрити, то есть духовного и материального планов. Пуруша — высшее состояние Бытия, высший Дух и сознание, которое лежит у истоков всего сущего. Пракрити —  всё, что мы видим, слышим и можем потрогать и почувствовать. В это понятие входит вся физическая вселенная со всеми её проявлениями. Считается, что основной целью йоги является объединение Пуруши и Пракрити внутри человека и осознание истинной сути.

Конечно, далеко не все последователи йоги привносят в свою практику такие смыслы, ведь всё это может звучать эзотерично и сложно применимо к повседневной жизни. Поэтому в первую очередь современный йог — это человек, стремящийся жить праведную жизнь, соблюдая принципы Ямы и Ниямы, выполняя физические и ментальные практики. При этом жизнь йогина во многом состоит из постоянного изучения и исследования древней философии, чтобы лучше понимать самого себя и устройство мира вокруг. Нет никакого смысла пытаться объять необъятное, но необходимо устремлять сознание к вершинам и глубинному пониманию. Для этого и существуют ступени йоги, которые словно лестница в небо, шаг за шагом помогают человеку познать себя.

Физиология и анатомия: научно доказанная эффективность от занятий

А теперь немного переключимся с философских тем, заземлимся и поговорим о том, как практика влияет на организм. Ведь йога и здоровье современного человека неразделимы.

Физические упражнения и позы йоги, при условии регулярного их выполнения в сочетании с дыхательными техниками (пранаямами), оказывают влияние на следующие системы организма:

  • улучшают работу пищеварительной системы, запуская очистительные процессы и «разжигая» огонь пищеварения;
  • стабилизируют работу сердечно-сосудистой системы: укрепляют сердечную мышцу, тонус сосудов, ускоряют кровообращение и отток лимфы
  • благоприятно воздействуют на органы дыхания;
  • гармонизируют работу нервной системы: парасимпатики (ответственна за расслабление и спокойствие) и симпатики (отвечает за активность, возбуждённость);
  • улучшают работу эндокринной системы организма — гормональный фон налаживается, выработка гормонов приходит в норму;
  • улучшают работу мочеполовой системы и репродуктивных функций;
  • укрепляют и прокачивают систему опорно-двигательного аппарата.

В книге мастера йоги Б.К.С.Айенгара можно найти подробное описание влияния каждой асаны на организм человека. Научно обоснованные факты воздействия Хатха–йоги на организм встречаются и в работах Д. Эберта, В. Райха, А. Сафронова, Р. Минвалеева. А медицинский журнал «Complementary Therapies in Clinical Practice» часто публикует самые новые исследования влияния йоги на тело с точки зрения анатомии и физиологии.

Йога в современном мире может стать отличной профилактической мерой возникновения различных психологических нарушений:

  • практика стабилизирует состояние при тревожных расстройствах;
  • помогает при панических атаках;
  • решает проблему нарушения сна;
  • может быть эффективна при депрессивных состояниях.

Йога в современном мире

Учения йогов

Учения йогов

В зависимости от особенностей личности человека и темперамента, каждому отдельному практикующему может подходить один вид йоги и совершенно не подходить другой. Это абсолютно нормально — не нужно бояться экспериментировать и пробовать разное, чтобы понять, что максимально откликается.

Существует пять основных видов йоги:

  • Раджа-йога — так называемая «королевская йога». К ней относятся практики, позволяющие осуществлять контроль сознания через дыхание и медитацию. Основана на «Йога-сутрах» Патанджали. Можно сказать, что к этому виду относятся последние четыре ступени восьмеричной системы Хатха-йоги.
  • Карма-йога — основной смысл в служении и выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанности к результату. В философии индуизма считается, что любовь и плоды всех трудов необходимо направлять Высшему.
  • Джняна-йога — суть в обретении глубокого осознания единства индивида (практикующего) с Высшим сознанием (на санскрите называется «Атман»). Для этого используются медитативные практики самоисследования и наблюдения собственного ума. Этот вид йоги нашёл отражение в философии Адвайта-веданты.
  • Бхакти-йога — в текстах, посвящённых индуистской философии, например, в «Бхагавадгите», этот вид йоги считается самым действенным и эффективным. Его смысл в обретении Мокши (просветления) через преданность и культивацию любви к Высшему.
  • Хатха-йога — набор психофизических техник, позволяющих успокоить и остановить колебания ума. К этому виду можно отнести первые четыре ступени, описанные в трактате «Хатха-йога Прадипика». Считается, что Хатха-йога является подготовкой к Раджа-йоге.

Направлений йоги сегодня очень много, и их число неуклонно растёт. Связано это опять же с тем, что все люди разные, у всех свои цели и стремления. Ниже перечислим несколько самых известных направлений.

  • Классическая Хатха-йога — основное направление йоги, на базе которого родились все остальные.
  • Аштанга-виньяса йога — относительно недавнее направление, сформированное мастером Паттабхи Джойсом, учеником Кришнамачарьи. Основная особенность — чётко выстроенные последовательности асан (положений тела) с соединяющими их виньясами (связками, переходами).
  • Йога Айенгара — практика, разработанная мастером йоги Б.К.С.Айенгаром для людей, которые имеют те или иные нарушения здоровья. Это направление характеризуется использованием различных пропсов (вспомогательных приспособлений) для облегчения выполнения поз, а также длительным статичным удержанием положений.
  • Дживамукти-йога — западное направление йоги, в основе которого практика виньяс, изучение священных текстов, нада-йога, бхакти-йога, пение мантр и медитация.
  • Инь-йога — медленная, плавная практика, разработанная в 1970-х годах. Комплекс асан и виньясы (связки) выполняются очень медленно, с осознанным глубоким дыханием и длительным удержанием поз.
  • Перинатальная йога — практика йоги, адаптированная для беременных женщин и подходящая в послеродовой период.
  • Бикрам-йога — горячая интенсивная практика, выполняемая в помещении с высокой температурой, 30-40 градусов.
  • Йогатерапия — комплекс практик, используемых не только для воздействия на физическое тело, но и на физиологические процессы (восстановление работы внутренних органов и систем). Подходит для людей, имеющих различные хронические заболевания.

5 советов: как выбрать «свою» йогу

Самое главное — это прислушаться к своему внутреннему ощущению и запросу на практику. Не стоит забывать о самом первом принципе йоги — ахимсе (ненасилии)! Практика йоги должна приносить радость и вдохновение, а также служить на благо вашему состоянию.

Можно обратить внимание на свой темперамент: как вы относитесь к физической активности? Вам нравится заниматься активно и интенсивно или, например, больше подходит медленный темп, акцент на дыхание и статическое удержание поз? Исходя из этих данных, можно предположить, какие направления будут близки, а какие совсем не интересны.

Лучше пробовать разное! Можно сходить на новые для себя направления, поэкспериментировать, сравнить ощущения от практики, а после выбрать подходящее.

Если встретить вдохновляющего преподавателя, который заряжает на внутреннее развитие и рост, то, вероятно, направление само найдёт вас. Можно познакомиться с разными инструкторами, посетить их занятия, посмотреть, близок ли вам подход к практике, манера ведения.

Важно честно оценить свои исходные физические возможности и противопоказания. Конечно, йогой могут заниматься практически все, но если вы знаете о наличии какой-то травмы или болезни, то лучше не игнорировать эти особенности, и выбирать направление с учетом всех нюансов.

Что лучше йога или растяжка?

Если рассматривать практику йоги именно как физическую активность, то она включает в себя как силовые позы, так и асаны на растяжку. Регулярные и полноценные занятия йогой убирают необходимость заниматься чем-то ещё дополнительно. Всё зависит от целей практикующего. Йога — не только про физическое совершенствование. Всё же должна быть мотивация развиваться духовно и ментально. Если у человека в данный момент нет такого интереса, то он может заниматься, например, пилатесом.

Чем йога отличается от спорта?

Целями. В спорте основной упор делается на достижение результатов в физическом совершенствовании. Практиков йоги больше интересует процесс и самоощущение. Выполнение сложных форм в йоге не является целью: можно всю жизнь практиковать мягкую простую последовательность, при этом чувствовать себя гармонично и радостно. К тому же результаты в йоге не всегда очевидны другим людям: практика на коврике — про внутреннее чувствование себя и своего тела, а не про то, что скажут другие. Йога очень интровертна, это работа с самим собой, а спорт — больше про экстравертность.

Йога и её значение для современной медицины

Практика йоги учит людей рассматривать организм человека целостно, будто это микромир, микрокосмос, в котором всё связано между собой. С точки зрения йоги, возникновение болезней физического тела связано с искажениями в восприятии и сознании. Йогические практики делают акцент именно на работу с ментальным состоянием через физическую активность, с помощью определенных положений тела.

Современная медицина по-прежнему в большей степени нацелена на лечение отдельных органов и симптомов — химическими препаратами или хирургией. В то время как исходная причина заболевания остаётся незамеченной. Поэтому, чем более популярными будут становиться практики йоги, тем быстрее мы придём к положительным изменениям в сфере медицины. Уже сейчас йога позволяет многим людям пересмотреть своё отношение к здоровью тела и ума.

Физические упражнения и асаны йоги напрямую воздействуют на работу внутренних органов, оздоравливают, восстанавливают. Регулярное выполнение асан оказывает терапевтический и общеукрепляющий эффект. Хатха-йога улучшает работу пищеварительной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, выделительной и опоро-двигательной систем.

Вместо вывода

Учения йогов

Какой практика йоги будет для вас, зависит только от того, что за сокровенный смысл вы вкладываете в неё. Йога в современном виде может быть абсолютно разной: это гибкая система, которая вполне адаптируется под каждого человека. В йоге существует огромный простор для творчества и самореализации. Каждый новый преподаватель и ученик вносит что-то своё, особенное. Что остается неизменным для всех поколений йогов, так это морально-этические принципы ЯМЫ и НИЯМЫ, соблюдение которых способствуют внутренней гармонии и благополучию во взаимодействии с окружающими, а также изучение философии и древних текстов.

Про йогу:  Откройте для себя силу йога-нидры. Глубокое погружение в ее важность.

Если вы хотите глубоко изучить йогу, узнать, как она меняет физическое и ментальное состояние, научиться корректно заниматься самому и вести занятия для других, оставляйте заявку по форме ниже. Наши специалисты проведут для вас индивидуальную консультацию и расскажут о курсе «Преподаватель Хатха-йоги».

Учения йогов

Учения йогов

Учения йогов

Перезвоним через несколько минут

Получи грант в размере
30 000 рублей на курс
“Преподаватель Хатха-йоги”

Учения йогов

Автор статьи: Валерия Васильева

Дипломированный преподаватель Хатха-йоги
Журналистка

Каким бы ни было ваше представление о йоге, факт остаётся фактом: йога набирает популярность по всему миру и она действительно меняет людей. Возможно, не с такой скоростью, как многим бы хотелось и не так просто, как представляется на первый взгляд.

Впервые понятие йога встречается в древних индийских учениях — Упанишадах. Как перевести это слово учитывая, что санскрит — сложный язык, в котором может быть множество разных интерпретаций и переводов каждого понятия? Например, «йога», имеет около 40 толкований. Известно, что это слово происходит от санскритского корня «юдж», что можно перевести как «запрягать», «соединять», «связывать». Таким образом, йога это соединение, союз. С чем или с кем нужно вступать в союз? Ответ есть: речь идет про соединение с самим собой, со своим истинным я.

Слово хатха можно перевести как «усилие», «натуга», «интенсивность». Мы уже знаем значение слова «йога», и в совокупности у нас получается словосочетание «усиленное единение» или «интенсивный союз». Как можно объяснить значение этой фразы? О каком усилии идет речь? Учитывая контекст, можно сказать, что Хатха-йога проявляется в старании и усердии практикующего. Даже самый физически подкованный и активный человек прилагает определённые усилия, чтобы заниматься. Не всегда эти усилия касаются возможностей тела — порой нам сложнее уговорить себя постоять в планке, чем находиться в этой форме на физическом уровне.

Рассмотрим ещё одно трактование. Термин «хатха» можно разделить на две составляющие, где «ха» означает ум и ментальную энергию, а «тха» — силу жизни, прану. У отдельно взятых слогов есть и другие значения. Например, ха символизирует Солнце, а Тха — Луну. И можно сделать вывод, что «хатха» — это нечто объединяющее разные энергии, мужское и женское начало.

Вопрос, что же отличает йогу от гимнастических упражнений, имеет под собой вполне объяснимые сомнения. Мы наблюдаем за тем, как человек практикует: перетекает из одной позы в другую, стоит на голове, растягивается в шпагате. Разве всё это не похоже на обычную тренировку, скажем, гимнастическую?

Ответ кроется в ведической философии, а точнее — в этических принципах йогина. И в центре всей этой системы располагаются Ямы или универсальные моральные заповеди, которые помогают человеку выстроить дружелюбные отношения с окружающим миром.

Ямы включают в себя:

  • Ахимса – непричинение вреда всему живому, ни в действиях, ни в мыслях.
  • Сатья – отсутствие лжи и самообмана.
  • Астейя – отказ от того, что тебе не принадлежит, непосягательство на чужое.
  • Апариграха – ненакопительство, контроль над потреблением.
  • Брахмачарья – сдержанность и отказ от потакания своим страстям.

Соблюдая эти правила, мы наполняем йогу философским содержанием и даём ей возможность многогранно изменить нашу жизнь — не только сделать тело гибким и сильным, но и привести к ощущению гармонии и единения со всем миром.

Приходилось ли вам встречать человека, который всегда сосредоточен, собран, и словно всё, что происходит снаружи, не касается его, не выводит из равновесия? Кто-то наделён таким даром от рождения, но большинству приходится идти долгой, порой тернистой, дорогой к собственной целостности и обретению внутреннего крепкого стержня. Йога — одна из возможностей пройти этот путь мягко и бережно к самому себе, постепенно слой за слоем снимая то, что пришло извне, то, что разрушает хрупкое «я». И если мы говорим, что йога как образ жизни с чего начать нужно? Сделать первый шаг можно уже сейчас: остановиться, почувствовать опору под ногами, осознать момент и себя в нём.

Человека, который долгое время практикует йогу, можно сравнить с красивым деревом. У него есть корни — основательные, уходящие глубоко в почву. Эти корни позволяют выстоять во время ураганного ветра. Далее идёт ствол: он могучий, крепкий и стойкий. И есть ветви — они более гибкие и хрупкие. Каждую весну на дереве появляются почки, распускается листва, судьба которой предопределена — осенью она опадёт и станет частью земли. А что дерево? Как оно проживает всё это? Смиренно, безропотно. Да, дереву не приходится думать каждый апрель, а распустятся ли листья. Оно не проливает слёзы, когда эти листья опадают. Так и йог: он доверяет неподконтрольным ему законам бытия, наблюдает, принимает и не олицетворяет себя с листвой, которая то есть, то нет. Позволяет листьям опасть, а затем — разрешает вырасти новым, не присваивая их себе, не превращаясь в собственника.

Таким метафоричным образом мы объяснили, чем отличается практикующий человек от того, кто никогда не занимался йогой.

Причина обратиться к йоге у каждого своя. Один слышал, что занятия помогают снять хронические боли в спине. Другой — увидел фотографию изящной йогини в соцсетях и захотел быть похожим на неё. Третий заглянул на практику после силовой тренировки с гантелями и потом заметил, как улучшилось самочувствие.

Неважно, с какой задачей человек пришёл в студию: преодолеть приступы мигрени, справиться с бессонницей, сесть на шпагат или же просто забыть обо всём на свете и получить порцию перезагрузки. Одна маленькая цель в конечном итоге разворачивается в целое поле положительных изменений: укрепляются все основные группы мышц и суставов, улучшается гибкость. Некоторые перемены не будут заметны глазу: например, вряд ли человек узнает, что его суставы теперь получают должное питание. Вряд ли узнает, но всё же почувствует: через легкость, которая теперь стала спутницей его жизни.

Йога обладает безграничными инструментами для работы с телом и душой. А самое интересное: положительные изменения происходят в комплексе. Например, снимая спазмы с конкретной мышцы — предположим, в шейном отделе — человек начинает чувствовать себя более вдохновлённым, освобождается от ощущения скованности. Выпрямляя спину и выравнивая осанку — вырастает не только визуально, но и становится более уверенным в себе.

Вдумчивая практика асан в совокупности с медитативными техниками позволяют выйти на новый уровень осознавания себя и мира вокруг. На занятиях мы учимся не отождествлять себя с эмоциями и мыслями — всё замечать, внимательно наблюдать, но не становиться ими. Возможно, вам знакома ситуация, когда какое-то чувство поглощает целиком, и вы теряете границы между вами и этим чувством, проживаете его всем телом — через зажимы, напряжения. Йога позволяет находить эту тонкую грань, когда вы ещё можете остановить это погружение и вернуться в момент. Именно так можно прийти к эмоциональной стабильности, оставив в прошлом импульсивность и нервозность.

Йога — мощный инструмент оздоровления всего тела, о чём мы подробно рассказали выше. Однако к какому результату приведёт этот инструмент, зависит ещё и от того, в чьих руках он окажется. Иными словами, йога может стать фундаментом здоровья человека или же — причиной травм и развития патологий. Неприятные ситуации могут произойти, если пренебрегать основными правилами работы с телом и умом через йогу.

Рассказываем, на что следует обратить внимание, если вы желаете узнать, как начать заниматься йогой, но у вас недостаточно знаний.

Суставно-сухожильная разминка. Даже если вас ожидает десятиминутная практика, уделите внимание разогреву. «Холодное» тело может быть жёстким, не готовым к нагрузке. Представьте, что вас разбудили в 5 утра и просят сразу же решить сложное алгебраическое уравнение. А вам хочется выпить стакан воды и осознать себя в пространстве. Перенесём этот пример на тело — прежде, чем выполнить баланс на руках, ему нужно проснуться. А пробуждается оно через простые разминочные движения, знакомые нам со школьных уроков физкультуры. Акцент делаем на ту зону, которая будет активно задействована в основном блоке занятий. Например, вас ожидает практика на увеличение подвижности тазобедренных суставов. И именно эти суставы мы старательно разогреваем в начале занятия. Нередко йога дома вклинивается в повседневные заботы — мы практикуем между приготовлением обеда, уборкой или играми с детьми. А потому — торопимся и суетимся. Но как бы там ни было, сколько бы минут вы не хотели выделить на практику, обязательно включайте в неё разминочный блок.

Движение от простого к сложному. Этот принцип вытекает из предыдущего. В практике йоги мы постепенно набираем скорость и амплитуду работы. Помните: ваше тело — не гоночный автомобиль, который молниеносно стартует с места. Процесс занятия скорее напоминает чайник, который поставили на огонь: сперва вода холодная, потом постепенно нагревается, становится тёплой и в финале — закипает. Пусть всё идёт своим чередом — это логично, правильно и безопасно для вас. Занятия йогой дома должны быть основаны на этом принципе — для вашего же блага.

Постоянный диалог с телом. Вновь обратимся к автомобилю и представим, что он никак не заводится, а человек продолжает нажимать на педаль газа, снова и снова. Вместо того, чтобы разобраться, в чём же дело и найти причину поломки. А теперь вообразим человека во время занятия йогой: он очень хочет сесть на шпагат и совершает одну попытку за другой — безрезультатно. В этой ситуации будет уместным остановиться и спросить себя: а моё тело точно готово растянуться в шпагате или сейчас я слушаю голос своего ненасытного эго? Йога — не для фотографий в соцсетях и не для того, чтобы потешить своё самолюбие. Во время практики тело становится вашим лучшим другом, у которого вы ежеминутно спрашиваете: «Ну как ты? Будем углублять положение или пока останемся в этом варианте?». Пожалуй, это и есть главная задача во время практики асан — спрашивать себя и внимательно слушать ответ. И уже после него принимать решения. Только так ваша практика йоги принесёт желаемые плоды и поможет лучше осознавать себя и свои актуальные возможности.

Быть восприимчивым и внимательным. И вновь вспомним про нашего отчаянного водителя и припишем ему ещё один грешок. Машина уже продолжительное время подозрительно тарахтит, но он всё равно ездит и не собирается показать ее автомеханику. Через некоторое время машина глохнет окончательно: водитель остаётся один на безлюдной трассе — растерянный и разозлившийся. Какая здесь может быть аналогия с йогой? Всё просто: почти все травмы при занятии йогой не возникают на ровном месте — они накапливаются и в какой-то момент прорываются наружу. Если человек не уделяет достаточно внимания отстройкам в асанах и выполняет уроки йоги для начинающих импульсивно, рано или поздно это даст о себе знать. Например, бездумно выполняя мост через острую боль в пояснице или чрезмерно нагружая коленные суставы, мы подвергаем себя опасности. Завтра, через месяц или даже через год проблема наберёт такой масштаб, что уже не останется незамеченной. Но доводить до такого не стоит. Наша задача на коврике — быть внимательным здесь и сейчас, заниматься с «открытыми глазами».

Про йогу:  Раджакапотасана фото

✔ Сукхасана или удобное положение. Седалищные кости прижаты к полу, спина прямая, руки расслаблены. Макушку тянем вверх и ощущаем, как удлиняется весь позвоночник по всей длине.

✔ Скручивания сидя. Делаем медленный осознанный вдох, а с выдохом поворачиваем корпус вправо. Правую руку ставим на пол для опоры или делаем захват за левое бедро изнутри. Левая рука — на правом бедре. Взгляд направляем назад. Продолжаем глубоко дышать и с каждым выдохом углубляем положение. Возвращаемся в центр и выполняем скручивание влево.

✔ Упражнение «кошка-корова». Переходим в Марджариасана — кошку. Запястья находятся под плечами, а колени — под тазом. Подтягиваем живот, направляем нижние рёбра вовнутрь, чтобы выровнять положение позвоночника. Сохраняя усилия на «короткий живот» делаем прогиб: на вдохе подаём грудной отдел вперёд, направляем макушку и копчик вверх. С выдохом отталкиваемся от ладоней, скгруляя спину. Лопатки при этом направляем к полу, проталкивая область между ними к потолку. Продолжаем выполнять упражнение в синхроне с дыханием.

✔ Адхо Мукха Шванасана. Ладони ставим на ширине плеч, средние пальцы направляем вперёд, а большие — друг к другу. Отталкиваемся от пола, плечи проворачиваем наружу — ощущаем, как спина становится широкой. Важно выпрямить позвоночника, поэтому можно присогнуть ноги в коленях и направить живот к бёдрам. Если получается, опускаем пятки на пол.

✔ Уттанасана. Маленькими шагами идём вперёд, к рукам. Живот касается бёдер, при необходимости ноги можно согнуть в коленях. Ладони ставим на одну линию со стопами, за ними или складываем в локтевые сгибы. Вес тела подаём вперёд, чтобы таз находился над пятками.

✔ Тадасана. Со вдохом поднимаем вверх и занимаем вертикальное положение. Делаем круговое движение плечами назад и опускаем их вниз, освобождая шею. Подкручиваем копчик под себя, а живот слегка подтягиваем внутрь.

✔ Урдхва Хастасана. На вдохе выполняем небольшой прогиб назад: грудной отдел продвигаем вверх, стягивая лопатки к центру, а плечи направляя от ушей.

✔ Уттанасана с замком за спиной. С выдохом наклоняемся вниз и расстраиваемся по инструкции выше. В этот раз уводим руки назад и делаем доступный замок пальцами. Оттягиваем руки от корпуса, углубляя наклон.

✔ Адхо Мукха Шванасана. Делаем шаг назад до положения Собака мордой вниз — корректно отстраиваем форму и остаёмся в ней на 2 – 3 цикла дыхания.

✔ Вирабхадрасана I. Выполняем шаг вперёд правой ногой — устанавливаем её между ладонями и сразу начинаем поднимать корпус вверх. Соединяем ладони или оставляем руки параллельно друг другу, оттягивая назад, за голову. При этом плечи опускаем вниз — шея должна быть свободна. Колено правой ноги находится над пяткой, не допускаем острого угла. Бедро левой ноги подтянуто. Пятку левой ноги можно опустить в пол (усложнение) или оставить на весу. Следим за тем, чтобы таз был закрыт — обе подвздошные кости смотрят вперёд.

✔ Вирабхадрасана II. Поворачиваем корпус влево, опуская руки таким образом, чтобы они оказались параллельны полу. Слегка подаёмся за левой рукой, выравнивая положение: плечи должны находиться над тазом. Проверяем, чтобы колено правой ноги не наклонялось в сторону — возвращаем его на место, в положение над пяткой.

✔ Уттхита Триконасана. Делаем небольшой подшаг левой ноги к правой, выпрямляя правую ногу. Вытягиваемся за рукой вправо и опускаем её в пол (можно воспользоваться блоком). Подтягиваем коленные чашечки — бёдра активны. Руки располагаем на одной линии, не провисаем на правом плече, активно отталкиваемся ладонью от пола.

✔ Адхо Мукха Шванасана. Возвращаемся в Собаку мордой вниз и остаёмся здесь на несколько циклов дыхания, отслеживая ощущения в теле.

✔ Повторяем на другую сторону: Вирабхадрасана I, Вирабхадрасана II, Уттхита Триконасана.

✔ Адхо Мукха Шванасана. Восстанавливаемся и готовимся к завершающей части практики.

✔ Уттанасана. В наклоне полностью расслабляем спину. Важно направлять коленные чашечки вверх, создавая усилия по передней стороне бёдер и при этом усиливая вытяжение по задней поверхности ног.

✔ Маласана. Стопы ставим на ширине таза — можно провернуть пальцы в стороны или расположить параллельно друг другу. Опускаем таз вниз и выпрямляем спину. Соединяем ладони в Намасте. Локтями расталкиваем бёдра в стороны, а бёдрами плотно обнимаем корпус. Взгляд перед собой.

✔ Дандасана. Опускаем таз на пол и выводим ноги перед собой. Осознаем вертикаль позвоночника, отталкиваясь от седалищных костей и вырастая за макушкой вверх. Спина прямая, стопы сокращены на себя.

✔ Пашчимоттанасана. С очередным выдохом начинаем выполнять наклон вперёд, оставляя руки за корпусом. Сначала сгибаем ноги в коленях и укладываем живот на бёдра. Если получается сохранить этот контакт и выпрямить ноги, идём глубже. Далее по готовности выводим руки вперёд, за подошвы. Не стоит с усилием притягивать корпус к ногам — руки свободно лежат и не способствуют углублению наклона.

✔ Подъем ног вверх. Сперва возвращаемся в Дандасану, а затем аккуратно опускаем спину на пол — позвонок за позвонком, не рывком. Поднимаем ноги вверх — перпендикулярно полу. Плотно прижимаем поясницу к полу и чувствуем, как уходим напряжение во всех мышцах ног.

✔ Шавасана. Опускаем ноги и принимаем положение для полного расслабления. Прикрываем глаза, осознаем вес тела. С каждым последующим выдохом запускаем волну расслабления — от макушки до кончиков пальцев ног. Тело становится тяжёлым, мягким, неподвижным. Дыхание замедляется, ум успокаивается. Находимся в этом положении не менее 3 – 5 минут. После этого возвращаемся вниманием в тело, фиксируем точки прикосновения кожи и коврика. Медленно разминаем пальцы ног и рук. По готовности перекатываемся на удобны бок и занимаем положение сидя со скрещенными ногами. Мысленно благодарим себя и всех учителей за практику. Занятия йогой для начинающих наполнят вас чувством удовлетворения и гармонии.

На протяжении всего занятия наблюдайте за дыханием: оно должно быть ровным и глубоким. Делая осознанный вдох и протяжный выдох мы помогаем себе правильно отстроить асаны и осознать своё присутствие в моменте, на коврике.

Если у вас совсем мало времени, но есть желание размять тело и вам нужна йога для начинающих 5 минут, можно выбрать любые асаны из предложенных выше, а также добавить другие знакомые позы, и составить короткую последовательность под свои запросы. Например:

О том, как правильно подготовиться к медитации и каких результатов ожидать от практики, можно почитать здесь.

А сейчас предлагаем вам простую технику заземления и возвращения к реальности.

Займите удобное положение: стоя или сидя. Важно, чтобы ступни находились на полу — именно это станет отправной точкой в медитации. Итак, прикройте глаза, расположитесь удобно и осознайте опору под ногами: почувствуйте, как подошвы касаются пола, осознайте точки соприкосновения тела и поверхности. Будьте внимательным наблюдателем и отметьте для себя, какие это ощущения: температура воздуха, текстура пола. Почувствуйте вес тела на полу и начните визуализировать: представляйте как через ступни прорастают корни. Эти корни начинаются в ваших ногах, проходят через пол, опускаются всё ниже и ниже, врастают в землю и уходят в самый её центр. Осознайте эту связь между вами и землёй, между вами и Вселенной. Можно находиться в этом состоянии столько, сколько вам необходимо сейчас. По готовности переведите внимание на дыхание, осознайте, что вы находитесь в комнате, обратите внимание на звуки вокруг и медленно откройте глаза.

Эта простая техника не требует особых условий для выполнения и помогает осознать себя в моменте, вернуть себя в настоящее — на физическом уровне. Медитативное занятие йогой для начинающих в домашних условиях доступно каждому человеку и может стать опорой для поиска внутреннего света.

Классическое занятие длится полтора-два часа и включает в себя разминку, пранаямы, практику асан, долгую глубокую Шавасану. Но это не означает, что пятнадцатиминутная йога бессмысленна и никак не воздействует на тело. Далеко не у каждого человека есть возможности — физические и временные — заниматься два часа. И в любом случае, лучше каждый день выполнять короткие занятия, чем длинные, но один раз в месяц. В первом случае эффект от работы проявится уже через пару недель: тело станет мягче, крепче, выровняется эмоциональное состояние, улучшится настроение.

Регулярные занятия положительно отразятся на фигуре практикующего. Мышцы станут более упругими, кожа подтянутой. Разумеется, эффект зависит от нагрузки, которое получает тело, и регулярности занятий. Если перед вами стоит цель похудеть с помощью йоги, нужно понимать, что это вопрос не одного или двух месяцев и что хорошим дополнением к физической нагрузке станет корректировка питания. И в этом плане общий эффект каждого упражнения йоги для начинающих в домашних условиях станет хорошим подспорьем: вы научитесь лучше слышать своё тело и его потребности, подход к питанию будет более осознанным. Кроме того, снизится гормон стресса — кортизол — и привычка «заедать» переживания и негативные эмоции, с которой сталкиваются многие из нас, останется в прошлом.

Если раньше судить о том, как йога меняет состояние, можно было только со слов практикующих, то сегодня наука и методы диагностики позволяют увидеть реальные объективные результаты. Например, о воздействии йоги на мозг можно судить по результатам магнитно-резонансной томографии. Учёные проводят сканирование и делают выводы: у йогов, в сравнении с другими людьми, обнаруживается больший объём серого вещества в нескольких областях, включая префронтальную, височную и затылочную кору головного мозга, мозжечок и структуры лимбической системы — миндалину и гиппокамп.

Результаты нескольких исследований были опубликованы в журнале Brain Plasticity. О чем свидетельствуют эти наблюдения и как всё это влияет на жизнь? Из очевидных преимуществ — улучшение памяти, внимания и способности регулировать поведение в каждой конкретной ситуации. В перспективе это становится профилактикой старческой деменции и других отклонений в работе мозга у пожилых людей. Таким образом, йога для начинающих для здоровья станет гарантом того, что в будущем вас обойдут стороной ряд проблем — как на уровне физического самочувствия, так и в плане адекватной работы мозга.

Мир нестабилен, всё неизбежно меняется. И мы можем сопротивляться любым переменам, цепляться за иллюзию стабильности и видеть в ней высшую ценность. Или — с легкостью проходить через любую турбулентность, оставаясь собой и сохраняя внутреннее ядро цельным и непоколебимым. Именно йога позволяет найти и сохранить внутри себя свет, который будет наделять гармонией не только вас, но и тех, кто находится рядом.

И самое интересное: практика многогранна и содержит в себе неисчерпаемые сокровища. Йога для одного станет ключом к решению хронической бессонницы, для другого — возможностью укрепить слабые мышцы и обрести физическую силу.

Желаем вам безопасной, мягкой и результативной практики.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий