Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2022 года; проверки требуют 3 правки.
Дхьяна в индуизме
Дхьяна в «Йога-сутрах» Патанджали
В аштанга-йоге уровень медитации, предшествующий дхьяне, называется дхарана. В дхьяне, медитирующий не осознаёт то, что он находится в процессе медитации, единственное, что он осознаёт — это факт своего существования и объект своей медитации. Дхьяна отличается от дхараны тем, что медитирующий становится одним с объектом своей медитации и способен находиться в этом состоянии на протяжении 12 дхаран или 144 секунд.
Дхьяна в Бхагавад-гите
Процесс дхьяна-йоги описывается Кришной в шестой главе «Бхагавадгиты», где он объясняет различные системы йоги своему другу и ученику Арджуне:
Дхьяна в текстах хатха-йоги
Дхьяна в буддизме
- На первой дхьяне происходит сосредоточение последователя на объекте и уничтожение внутренних привязанностей, отвлекающих от сосредоточения: эмоционального влечения или неприязни к объекту, пониженной или повышенной активности и сомнений в правильности и действенности практики. В качестве результата последователь замечает, как объект возникает в сознании (витарка) и «саморазворачивается» (вичара). На данной стадии в сознании последователя также возникает восторг (пити) и радость (сукха).
- На второй дхьяне витарка и вичара исчезают, сознание продолжает концентрироваться ещё более глубоко. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.
- На третьей дхьяне концентрация (самадхи) трансформируется в «уравновешенность и внимательность». Исчезает восторг, «выцветая» в радость.
- На четвёртой дхьяне последователь достигает пробуждения или бодхи, а также достигает освобождения от страданий (духкха) и удовольствий (сукха). Данная стадия также называется в текстах стадией «законченного совершенства умиротворения и осознавания» (упеккха-сати-парысуддхи). На данной стадии постижима праджня с помощью наивысших «ясности и различающей способности сознания (випашьяна)». Также считается, что на данной стадии буддист может обрести различные сверхспособности (см. Магия и буддизм).
- Пятая стадия бесконечного пространства и последующие дхьяны связаны с «углублением концентрации сознания» и «утратой за ненадобностью его различающей способности» по причине уменьшения числа объектов для различения.
- Стадия бесконечности восприятия или бесконечного сознания.
- Стадия абсолютного ничто («осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет»).
- Стадия невосприятия и не не-восприятия (невосприятие «неба» не присутствием и не отсутствием сознания).
- Стадия прекращения сознания и ощущения (самджня-ведана-ниродха), ведущая к «полному прекращению (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц».
- ↑ 1 2 3 4 Андросов, 2001, с. 209.
- Парибок, Лысенко, 2009, с. 389.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Дмитрий Данилов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА ДХЬЯНЫ В ЙОГА-СУТРАХ ПАТАНДЖАЛИ (YS 1.39, 2.11, 3.2, 4.6) // Вестник ХНУ имени В. Н. Каразина. Серия «Философия. Философские перипетии».. — 2018. — . — . — ISSN 2226-0994. Архивировано 22 августа 2019 года.
- Бхагавад-Гита как она есть. Глава 6. Дхьяна-йога, Тексты 11-15. Дата обращения: 26 января 2008. Архивировано из оригинала 5 мая 2012 года.
- ↑ 1 2 3 Данилов Д.А. ДХЬЯНА: СОТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ В ТЕКСТАХ «ХАТХА-ЙОГИ» // Науковий вісник Чернівецького національного університету імені Юрія Федьковича.. — 2018. — . — . — ISSN 2519-8262. Архивировано 22 августа 2019 года.
- Birch J. The Amanaska Yoga A Critical Edition, Translation and Study. — The University of Sydney, 2006.
- dhyānam dehapadeṣu nāḍiṣu ṣadādhāreṣu cetobhramas tasmāt sakalaṃ manoviracitaṃ tyaktvāmanaskaṃ bhaja
- Парибок, Лысенко, 2009, с. 390—391.
- Степанянц, 2011, с. 283.
- Андросов, 2001, с. 209—210.
- Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
- Данилов Д. А. ДХЬЯНА: СОТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ В ТЕКСТАХ «ХАТХА-ЙОГИ». — Ч: Черновецький национальний университет, 2018. — .
- Данилов Д. А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА ДХЬЯНЫ В ЙОГА-СУТРАХ ПАТАНДЖАЛИ (YS 1.39, 2.11, 3.2, 4.6). — Весник ХНУ имени В. Н. Каразина. Серия «Философия. Философские перипетии»., 2018. — .
- Данилов Дмитрий. Трансформация понятия «дхьяна» в учении йоги. — К.: ДУХ I ЛIТЕРА. — 2021. — 208 с. ISBN 978-966-378-814-2
- Парибок А. В., Лысенко В. Г. // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 389—392. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2.
- Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
Мужские и женские йоги из Индии XVII—XVIII веков
Традиционное индуистское изображение Патанджали как аватара божественного змея Шеши
तां योगमिति मन्यन्ते स्थिरमिन्द्रियधारणाम् ॥३.११॥
tāṃ yogamiti manyante sthiramindriyadhāraṇām ॥3.11॥
Йога — это устойчивый контроль чувств
Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавадгита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.
Печать Пашупати Дели, изображающая медитирующего Шиву.
IAST: योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ
Йога — обуздание волнений, присущих уму.
— «Йога-сутры» 1.2
- Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
- Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
- Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
- Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик
- Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
- Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
- Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
- Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы
Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.
«Бхагавадгита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности верховного божества (Бхагавана). Кришна учит, что корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.
Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что сверхдуша (параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) через осознание Бога и своих отношений с ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.
Основы системы хатха-йоги описаны в таких текстах, как «Хатха-йога-прадипика», «Горакша-шатака», «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита».
В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в.
Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций учредила 21 июня как «Международный день Йоги» (отмечается ежегодно в Индии и во всем мире с 2015 года).
Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. В советское время по идеологическим соображениям йогой заниматься было опасно, но были энтузиасты, которые практиковали по уцелевшим книгам и самиздату.
Б. Л. Смирнов (1891—1967) — известный врач, знаток иностранных языков. В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли и был сослан на несколько лет в Йошкар-Олу. На склоне лет, уже будучи тяжело больным и оставив основную профессию, он перевёл на русский язык «Махабхарату». Качество перевода было высоко оценено специалистами.
В. В. Бродов (1912—1996) — индолог, философ, профессор, первый председатель Ассоциации йоги СССР. Тема его докторской диссертации по философии — «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)» (1964). Затем он в качестве учёного секретаря в 1965 г. принимал участие в подготовке к изданию «Истории философии», где им были написаны отдельные главы по истории индийской философии и ряда других книг по этому направлению.
Йога и буддизм
Принц Сиддхартха Гаутама (Будда) бреет волосы и становится шраманом (странствующим аскетом или искателем). Боробудур, VIII век
Асана, в которой джайн Махавира достиг всеведения
Йога также занимает важное место в тибетском буддизме. В традиции ньингма практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце концов достигая наивысшей стадии ати-йоги. В других традициях эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога. К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется трул-кхором или единением энергий луны и солнца праджня. Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лакханге.
Йога и тантра
Йога и ислам
Йога и христианство
Йога и православие
Йога и католичество
Вы можете пройти миллион катехизаторских курсов, миллион курсов духовности, миллион курсов йоги, дзена и им подобных вещей. Но вся эта сила никогда не даст вам свободу быть детьми Божьими.
You can take a million catechetical courses, a million courses in spirituality, a million courses in yoga, Zen and all these things. But all this power will never be able to give you the freedom of being children of God.
Шанкара с учениками, Рави Варма (1904 г.). Изучение ведических писаний с гуру является центральным в джанана-йоге адвайта-веданты
Влияние на организм
Этот раздел статьи ещё не написан.
Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (23 сентября 2022)
- на русском языке
- Булич С. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Дюмулен Г. Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
- Йога в СССР // Yoga Journal. — 2010. — № 36 за ноябрь/декабрь. Архивировано 5 июня 2012 года.
- Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия. — М.: Йогин, 2009. — 440 с.
- Клюев Б. И. Йога: философия и практика // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 167—190. — 335 с. — — ISBN 0321-0847.
- . Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7. — С. 637.
- . Глубинное измерение йоги = The deeper dimension of yoga: theory and practice / Пер. с англ. И. А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — (В поисках истины). — ISBN 5-7905-4315-4.
- Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию = An Introduction to Indian Philosophy / Пер. с англ. А. Радугина, Е. Тучинской и А. Романенко. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 376 с. (Chatterjee S., Datta D. An Introduction to Indian Philosophy. — Eighth Reprint Edition. — Calcutta: University of Calcutta, 1984.)
- Элиаде М. . Йога. Бессмертие и свобода / Пер. с англ. и примеч. С. В. Пахомова. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры, истории и философии. Философско-этические концепции Востока). — ISBN 5-8114-0184-1.
- на других языках
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2022 года; проверки требуют 4 правки.
- Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь.
- ↑ 1 2 3 Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 5, V.
- Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия, ч. 8, гл. 2.
- Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 8, XIV.
- Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте, гл. XIV.
- Радхакришнан С. Индийская философия, Т. I, ч. II, гл. 11, IV.
- Пятигорский А. М. Словарь дхармических терминое // Буддийская философия мысли / пер. с англ. С. Остапенко. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — С. 360. — 384 с. — — ISBN 978-5-389-17441-2.
- Лысенко В. Г. // Философия буддизма: Энциклопедия / Ин-т философии РАН / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 794. — 1045 с. — — ISBN 978-5-02-036492-9.
- Рудой В. И. Введение в буддийскую философию. III. 1. Философская интерпретация основных положений буддийской религиозной доктрины // Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Раздел I: Учение о классах элементов. Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / под ред. Л. Ш. Фридмана. — М.: Ладомир, 1998. — Т. 1. — С. 72. — 670 с. — — ISBN 5-86218-280-2.
- Пятигорский А. М. Словарь дхармических терминов // Буддийская философия мысли / пер. с англ. С. Остапенко. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — С. 361. — 384 с. — — ISBN 978-5-389-17441-2.
- Лысенко В. Г. // Философия буддизма: энциклопедия / Ин-т философии РАН / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 550, 551. — 1045 с. — — ISBN 978-5-02-036492-9.
Карма, реинкарнация, аскеза и тапас
Йога философия Древней Индии невероятно многогранна. Полностью разобраться во всех её аспектах — дело практически невыполнимое, столько в ней заложено контекстов и смыслов. Даже те исследователи ведической традиции и санскрита, которые считаются светилами науки, признают: изучать йогическую мудрость — всё равно, что стоять с фонариком в огромной тёмной пещере, которую не обойти за всю жизнь.
Однако это не мешает сделать первые шаги к постижению древнего учения, и сегодня мы поможем вам в этом. Как возникла йога и что было положено в её основу? Что на сегодняшний момент известно о возникновении йоги? Что несёт философия йоги кратко? Что означают слова карма, реинкарнация и тапас?
Ответы на эти вопросы мы доступно изложили в новой статье.
Примерное время чтения — 10 минут.
Йога в индийской философии
Философия зарождалась в 7-6 веках до н.э. в разных точках планеты: Индии, Китае и греческих колониях. Человека тех времён занимало много вопросов. Часть из них оказалась вечными, и мыслители современности всё ещё ищут на них ответы. Когда появились первые упоминания о йоге и асанах? На чём зиждилась философия йоги?
Первое упоминание о йоге относится к 3-2 векам до н.э. — в долине реки Инд археологами было обнаружено несколько печатей, на которых изображены люди, предположительно в медитативных позах и даже в асанах. Хараппская цивилизация, судя по всему, практиковала йогу или похожий на неё ритуал уже тысячелетия назад.
Что мы знаем точно — йога получила развитие в ведийской религии (предшественнице брахманизма, культа поклонения Брахману, а затем и индуизма).
Характерной чертой древнего ведизма было обожествление сил природы, а также генотеизм — форма религии, когда в обширном пантеоне богов и богинь выделяют 1-2 верховных и наиболее могущественных. Большое внимание в этой религии уделялось ритуальным практикам, обрядовой части — в том числе жертвоприношениям. Тапас или аскетические практики ведизма находят упоминание в ранних комментариях к Ведам (10-6 века до н.э.). О них мы поговорим ниже.
Сейчас подробнее почитать о ведийской религии можно только в ранних Ведах.
Происхождение йоги и её первоисточники
В йоге имеется несколько важнейших для её понимания текстов. Среди них Веды — самые древние священные писания на Земле, и сегодня мы остановимся на них.
Существует 4 Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Адхарваведа. По версии западных исследователей считается, что Веды появлялись по очереди. Самой древней была Ригведа (корень «рик» — речь, язык) — Веда гимнов и священных текстов. В Ригведе нет ссылок ни на какие другие источники, в остальных Ведах есть ссылки на Ригведу.
Стоит заметить, что первоисточники очень сложны для изучения и понимания. При этом в йоге важна парампара — традиция преемственности знаний. Именно поэтому считается, что начинающему практику необходимо найти учителя. Как правило, наставник передаёт воспитаннику «выжимку» знаний предыдущих поколений, тысячелетнюю мудрость йоги, которую сам когда-то получил от учителя. Добавим, что устная традиция («шрути», буквально — «услышанное»), к которой относятся и Веды, была главным способом передачи знаний о йоге — поэтому до нас дошло так мало письменных источников. У Вед нет установленного автора, они считаются нерукотворными произведениями, то есть не принадлежат перу одного человека или нескольких людей. Мудрецы-риши, аскеты, жившие в основном в лесах, были инструментом передачи вед от Всевышнего к людям.
Устную традицию обучения используют до сих пор — в современной Индии и за её пределами.
Таким образом, философия и йога — почти «сёстры» по древности. Название первой переводится как «любовь к мудрости», имя второй имеет до 40 различных толкований, но самые устойчивые из них — «союз», «упряжь» (в значении «соединять»), «связь».
Сейчас йога философия и практика имеют один из самых мощных фундаментов. В мире мало традиций, которые питали бы такое же уважение к мудрости, интерес к вопросам мышления и работы с умом. И, соответствуя названию, йога в своей философии соединяет самые разные смыслы: от магической силы мантр до рационального осмысления асан и медитации.
Давайте поговорим о физическом и духовном аспектах подробнее.
Философия йоги физическая и духовная
В широком смысле йога-философия — образец мудрости и нравственности для всех, кто стремится стать лучше и совершенствоваться духовно. Казалось бы, вопросам материального в ней места нет? Однако, это не так.
Учение гласит, что существуют две основных категории, заключающих в себе всё Бытие — то есть, всё, что существует внутри и вокруг нас. Это Пуруша — духовная часть, и Пракрити — как раз материальная, физическая субстанция. Мудрец Патанджали, автор «Йога-сутр», говорил о дуалистической, двойственной природе сущего, противопоставляя Дух (Пурушу) Космосу (Пракрити).
Человек рассматривается как соединение Пуруши и Пракрити, буквально как носитель внутреннего микрокосмоса, который идентичен макрокосмосу внешнему. Считается, что каждый из нас имеет божественную природу и идентичен верховному Божеству по структуре.
Йога — это глубочайшие знания, собранные в единую целостную систему. Практикуя с искренностью, человек открывает новые измерения самоосознания. Йога оказывает воздействие на состояние как практикующего, так и на окружающий его мир: каждая мысль, слово или действие становятся более спокойными и умиротворенными. Практика позволяет обрести понимание того, как всё устроено, для чего мы живем и к чему нужно стремиться. В этом её основная ценность и красота.
Суть и основная цель йоги
Для чего миллионы людей по всему миру практикуют йогу? Чего они хотят этим добиться? Зачем всё это? Закономерные вопросы, которые могут возникнуть у начинающих практиков и людей, далёких от древнего учения. Суть йоги заключается в стремлении постичь неизведанные внутренние просторы самого себя. Это яркое, невообразимо сильное желание познать природу всех вещей, мироздания и законов Вселенной. Если обобщить, то все школы и традиции йоги преследуют лишь одну цель — помочь человеку заглянуть внутрь себя и постичь загадки человеческой натуры, существования. Через физические упражнения и позы, дыхание и умение сосредотачивать внимание, удерживать концентрацию, практикующий начинает ясно видеть движения мыслей, их причину и следствие. Также становится очевидно, почему в теле происходят те или иные процессы, как циркулирует энергия.
Основная цель йоги выражена во фразе «Читта Вритти Ниродха», что переводится с санскрита, как «остановка колебания ума». Подчиняя физическое тело, обретая контроль над мыслями, эмоциями и чувствами, спящая энергия начинает пробуждаться и направляется в область Бинду, точку межбровья, позволяя практикующему проснуться от иллюзий и осознать подлинную вечность бытия. Это состояние в йоге называется Самадхи. Оно имеет несколько ступеней, так как может потребоваться время для избавления от внутренних оков и привязанностей. Окончательная точка — Маха Самадхи — означает абсолютное разотождествление с объектами материального мира, слияние с бесконечным, растворение в океане сознания.
Философия йоги для начинающих
История и философия йоги весьма многогранны, и чтобы не напугать читателей сложными концепциями, попробуем рассмотреть философский аспект с точки зрения начинающего практика. Йога утверждает, что всё существование обусловлено «Высшим Я» или «Абсолютным сознанием» (есть много названий, а смысл один и тот же). Но из-за возникшей внутри сознания мысли, появилась материя и, как следствие, двойственность. В двойственности таится причина всех страданий и неудовлетворённости. Все живые существа (в том числе человек) являются проявлением этого сознания, но из-за заблуждений и колебаний ума не осознают этого. Практики йоги созданы для того, чтобы снять пелену иллюзий и осознать божественную природу всего сущего.
Для этого все техники йоги были систематизированы в ступени, которым важно следовать для постепенного вхождения в практику и осознания себя.
1 ступень — ЯМА
Морально-этические принципы, направленные на взаимодействие с окружающим миром.
2 ступень — НИЯМА
Также предписания о поведении и дисциплине. Первые два пункта являются фундаментом, их следует привносить в свою жизнь ежедневно.
3 ступень — АСАНА
Непосредственно физический аспект практики. Регулярное выполнение асан и виньяс.
4 ступень — ПРАНАЯМА
Дыхательные техники.
5 ступень – ПРАТЬЯХАРА
Упражнения на концентрацию внимания, отключение восприятия органов чувств.
6 ступень — ДХАРАНА
Удержание внимания на объекте концентрации с целью углубления состояния.
7 ступень — ДХЬЯНА
То, что называется медитацией. Созерцание объекта без оценочных суждений.
8 ступень — САМАДХИ
Наблюдающий и наблюдаемое соединяются в единое целое. Практикующий осознаёт себя и входит в просветлённое состояние. Существует несколько проявлений Самадхи.
Мы привели эти ступени для того, чтобы было понимание, по каким принципам и в какой последовательности выстраивается личная практика, на что важно обращать внимание и как расставлять акценты.
В философии йоги существует множество санскритских определений, на которые стоит держать в голове. Ведь именно они являются неким фундаментом для понимания принципов древнего учения. Каждое из этих понятий может трактоваться по-своему, в зависимости от традиции. Мы поделимся ключевыми терминами, которые могут встретиться на пути изучения практики йоги.
С точки зрения йоги, не существует различий между внутренним и внешним миром. Считается, что материальное — это отражение духовного. Каждое действие в проявленном мире несёт определённые последствия, называемые «кармой». Многие полагают, что это принцип бумеранга: «Тебе вернётся всё, что ты совершил». На самом деле, законы кармы куда более глубоки и полностью формируют видимую реальность. Если не слишком вдаваться в подробности, то следуя вышеописанным ступеням йоги искренне и усердно, практикующий имеет возможность «сжигать» последствия всех ранее произведенных действий, а также не создавать новую карму. Но это высочайший уровень мастерства, к которому нужно стремиться.
Это как раз то, что позволяет «сжигать» кармические последствия. Тапас означает дисциплину и упорство в практике. Чем больше человек практикует йогу с искренностью и открытостью в сердце, тем сильнее он утверждается в своём выборе и пути. Это своеобразная аскеза, когда йог несмотря ни на что раз за разом расстилает коврик и продолжает практиковать. Тапас — это не то, что можно легко и просто обрести, да и суть не в этом: усилия нарабатываются временем. В течение жизни практикующий может обнаружить «плоды» своих усердий в виде гармоничного состояния, спокойствия, общего удовлетворения происходящим и безусловной радости и любви.
FAQ
Чего можно достичь с помощью йоги?
Помимо физического совершенствования и здоровья, практика йоги дарует внутреннюю устойчивость к жизненным испытаниям, взращивает навык управления эмоциями и чувствами, позволяет лучше контролировать себя и чувствовать благополучие и безусловную радость жизни.
Итогом практики может стать освобождение от оков ума и вхождение в просветлённое состояние сознания. Кроме того, регулярные занятия йогой могут открыть и развить в человеке новые способности, вдохновить на то, чтобы передавать знания другим людям, например, через преподавание.
Чем йога отличается от фитнеса?
Йога — это духовная практика, ставящая перед собой цель познать человеческую природу с помощью психофизических техник, а фитнес — вид спортивной активности для улучшения физической формы и общего самочувствия.
Довольно часто йогу сравнивают или ошибочно относят к виду спорта, но йога не является спортом, так как имеет иные цели и ценности.
Что значит следовать своей Дхарме?
Следовать своей Дхарме значит понять своё предназначение по жизни, и с его помощью привносить в мир больше света, радости и любви. Обнаружить, в чём именно заключается предназначение, можно через исследование себя. Практикуя йогу, мы учимся смотреть внутрь, видеть, что нам действительно интересно, что приносит вдохновение и пользу окружающим.
По сути, это означает не сбиваться с духовного пути, даже если возникают сложности и сомнения, помнить о целях своего путешествия в этом мире и следовать духовным принципам.
Вместо вывода
Делимся с вами отрывком видео про философские школы Древней Индии от нашего учителя философии йоги Виктории Бхасканар Наир. Изучайте с пользой и удовольствием.
Если вы хотите подробно познакомиться с философским аспектом йоги, изучить ведическую традицию, наполнить практику новыми смыслами и передавать знания другим людям, оставляйте заявку по Ассистент приёмной комиссии свяжется с вами и расскажет про курс «Преподаватель Хатха-йоги».
Перезвоним через несколько минут
Получи грант в размере
30 000 рублей на курс
“Преподаватель Хатха-йоги”
Автор статьи: Валерия Васильева
Дипломированный преподаватель Хатха-йоги
Журналистка