Учения о душе в йоге

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2022 года; проверки требуют 3 правки.

Дхьяна в индуизме

Дхьяна в «Йога-сутрах» Патанджали

В аштанга-йоге уровень медитации, предшествующий дхьяне, называется дхарана. В дхьяне, медитирующий не осознаёт то, что он находится в процессе медитации, единственное, что он осознаёт — это факт своего существования и объект своей медитации. Дхьяна отличается от дхараны тем, что медитирующий становится одним с объектом своей медитации и способен находиться в этом состоянии на протяжении 12 дхаран или 144 секунд.

Дхьяна в Бхагавад-гите

Процесс дхьяна-йоги описывается Кришной в шестой главе «Бхагавадгиты», где он объясняет различные системы йоги своему другу и ученику Арджуне:

Дхьяна в текстах хатха-йоги

Дхьяна в буддизме

  1. На первой дхьяне происходит сосредоточение последователя на объекте и уничтожение внутренних привязанностей, отвлекающих от сосредоточения: эмоционального влечения или неприязни к объекту, пониженной или повышенной активности и сомнений в правильности и действенности практики. В качестве результата последователь замечает, как объект возникает в сознании (витарка) и «саморазворачивается» (вичара). На данной стадии в сознании последователя также возникает восторг (пити) и радость (сукха).
  2. На второй дхьяне витарка и вичара исчезают, сознание продолжает концентрироваться ещё более глубоко. Восторг и радость сохраняются. Исчезает привязанность к моделям мышления.
  3. На третьей дхьяне концентрация (самадхи) трансформируется в «уравновешенность и внимательность». Исчезает восторг, «выцветая» в радость.
  4. На четвёртой дхьяне последователь достигает пробуждения или бодхи, а также достигает освобождения от страданий (духкха) и удовольствий (сукха). Данная стадия также называется в текстах стадией «законченного совершенства умиротворения и осознавания» (упеккха-сати-парысуддхи). На данной стадии постижима праджня с помощью наивысших «ясности и различающей способности сознания (випашьяна)». Также считается, что на данной стадии буддист может обрести различные сверхспособности (см. Магия и буддизм).
  5. Пятая стадия бесконечного пространства и последующие дхьяны связаны с «углублением концентрации сознания» и «утратой за ненадобностью его различающей способности» по причине уменьшения числа объектов для различения.
  6. Стадия бесконечности восприятия или бесконечного сознания.
  7. Стадия абсолютного ничто («осознание того, что в созерцаемом мире ничего нет»).
  8. Стадия невосприятия и не не-восприятия (невосприятие «неба» не присутствием и не отсутствием сознания).
  9. Стадия прекращения сознания и ощущения (самджня-ведана-ниродха), ведущая к «полному прекращению (ниродха-самапатти) волнений дхармо-частиц».

  1. 1 2 3 4 Андросов, 2001, с. 209.
  2. Парибок, Лысенко, 2009, с. 389.
  3. 1 2 3 4 5 6 Дмитрий Данилов. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА ДХЬЯНЫ В ЙОГА-СУТРАХ ПАТАНДЖАЛИ (YS 1.39, 2.11, 3.2, 4.6) // Вестник ХНУ имени В. Н. Каразина. Серия «Философия. Философские перипетии».. — 2018. — . — . — ISSN 2226-0994. Архивировано 22 августа 2019 года.
  4. Бхагавад-Гита как она есть. Глава 6. Дхьяна-йога, Тексты 11-15. Дата обращения: 26 января 2008. Архивировано из оригинала 5 мая 2012 года.
  5. 1 2 3 Данилов Д.А. ДХЬЯНА: СОТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ В ТЕКСТАХ «ХАТХА-ЙОГИ» // Науковий вісник Чернівецького національного університету імені Юрія Федьковича.. — 2018. — . — . — ISSN 2519-8262. Архивировано 22 августа 2019 года.
  6. Birch J. The Amanaska Yoga A Critical Edition, Translation and Study. — The University of Sydney, 2006.
  7. dhyānam dehapadeṣu nāḍiṣu ṣadādhāreṣu cetobhramas tasmāt sakalaṃ manoviracitaṃ tyaktvāmanaskaṃ bhaja
  8. Парибок, Лысенко, 2009, с. 390—391.
  9. Степанянц, 2011, с. 283.
  10. Андросов, 2001, с. 209—210.

  • Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Данилов Д. А. ДХЬЯНА: СОТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ В ТЕКСТАХ «ХАТХА-ЙОГИ». — Ч: Черновецький национальний университет, 2018. — .
  • Данилов Д. А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА ДХЬЯНЫ В ЙОГА-СУТРАХ ПАТАНДЖАЛИ (YS 1.39, 2.11, 3.2, 4.6). — Весник ХНУ имени В. Н. Каразина. Серия «Философия. Философские перипетии»., 2018. — .
  • Данилов Дмитрий. Трансформация понятия «дхьяна» в учении йоги. — К.: ДУХ I ЛIТЕРА. — 2021. — 208 с. ISBN 978-966-378-814-2
  • Парибок А. В., Лысенко В. Г. // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. — С. 389—392. — 950 с. — ISBN 978-5-02-036357-1, ISBN 978-5-8291-1163-2, ISBN 978-5-98426-073-2.
  • Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Вост. лит., 2011. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.



Учения о душе в йоге

Учения о душе в йоге

Учения о душе в йоге

Учения о душе в йоге

Мужские и женские йоги из Индии XVII—XVIII веков

Учения о душе в йоге

Традиционное индуистское изображение Патанджали как аватара божественного змея Шеши

तां योगमिति मन्यन्ते स्थिरमिन्द्रियधारणाम् ॥३.११॥

tāṃ yogamiti manyante sthiramindriyadhāraṇām ॥3.11॥

Йога — это устойчивый контроль чувств

Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавадгита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.

Печать Пашупати Дели, изображающая медитирующего Шиву.

IAST: योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ

Йога — обуздание волнений, присущих уму.
— «Йога-сутры» 1.2

  1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
  2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы
Про йогу:  Увеличение энергии с помощью дыхания

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

«Бхагавадгита» описывает йогу как контроль ума, искусство деятельности, осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности верховного божества (Бхагавана). Кришна учит, что корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности, однако, считается таким же нежелательным, как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите», высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что Бог в своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что сверхдуша (параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) через осознание Бога и своих отношений с ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги, хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Основы системы хатха-йоги описаны в таких текстах, как «Хатха-йога-прадипика», «Горакша-шатака», «Гхеранда-самхита» и «Шива-самхита».

В Европе впервые философию йоги начал изучать Шопенгауэр, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады. После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века, интерес к ней на Западе не ослабевал. Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину-середину XX в.

Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций учредила 21 июня как «Международный день Йоги» (отмечается ежегодно в Индии и во всем мире с 2015 года).

Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. В советское время по идеологическим соображениям йогой заниматься было опасно, но были энтузиасты, которые практиковали по уцелевшим книгам и самиздату.

Б. Л. Смирнов (1891—1967) — известный врач, знаток иностранных языков. В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли и был сослан на несколько лет в Йошкар-Олу. На склоне лет, уже будучи тяжело больным и оставив основную профессию, он перевёл на русский язык «Махабхарату». Качество перевода было высоко оценено специалистами.

В. В. Бродов (1912—1996) — индолог, философ, профессор, первый председатель Ассоциации йоги СССР. Тема его докторской диссертации по философии — «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)» (1964). Затем он в качестве учёного секретаря в 1965 г. принимал участие в подготовке к изданию «Истории философии», где им были написаны отдельные главы по истории индийской философии и ряда других книг по этому направлению.

Йога и буддизм

Принц Сиддхартха Гаутама (Будда) бреет волосы и становится шраманом (странствующим аскетом или искателем). Боробудур, VIII век

Асана, в которой джайн Махавира достиг всеведения

Йога также занимает важное место в тибетском буддизме. В традиции ньингма практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце концов достигая наивысшей стадии ати-йоги. В других традициях эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога. К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется трул-кхором или единением энергий луны и солнца праджня. Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лакханге.

Йога и тантра

Йога и ислам

Йога и христианство

Йога и православие

Йога и католичество

Вы можете пройти миллион катехизаторских курсов, миллион курсов духовности, миллион курсов йоги, дзена и им подобных вещей. Но вся эта сила никогда не даст вам свободу быть детьми Божьими.

You can take a million catechetical courses, a million courses in spirituality, a million courses in yoga, Zen and all these things. But all this power will never be able to give you the freedom of being children of God.

Шанкара с учениками, Рави Варма (1904 г.). Изучение ведических писаний с гуру является центральным в джанана-йоге адвайта-веданты

Влияние на организм

Этот раздел статьи ещё не написан.

Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (23 сентября 2022)

на русском языке
  • Булич С. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Дюмулен Г. Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
  •   Йога в СССР // Yoga Journal. — 2010. — № 36 за ноябрь/декабрь. Архивировано 5 июня 2012 года.
  • Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия. — М.: Йогин, 2009. — 440 с.
  • Клюев Б. И. Йога: философия и практика // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 167—190. — 335 с. —  — ISBN 0321-0847.
  •  . Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7. — С. 637.
  •  . Глубинное измерение йоги = The deeper dimension of yoga: theory and practice / Пер. с англ. И. А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — (В поисках истины). — ISBN 5-7905-4315-4.
  • Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию = An Introduction to Indian Philosophy / Пер. с англ. А. Радугина, Е. Тучинской и А. Романенко. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 376 с. (Chatterjee S., Datta D. An Introduction to Indian Philosophy. — Eighth Reprint Edition. — Calcutta: University of Calcutta, 1984.)
  • Элиаде М. . Йога. Бессмертие и свобода / Пер. с англ. и примеч. С. В. Пахомова. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры, истории и философии. Философско-этические концепции Востока). — ISBN 5-8114-0184-1.
на других языках


Про йогу:  Аэройога в гамаках что это такое


Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 марта 2022 года; проверки требуют 4 правки.

  1. Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь.
  2. 1 2 3 Шохин В. К. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  3. Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 5, V.
  4. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия, ч. 8, гл. 2.
  5. Радхакришнан С. Индийская философия, Т. II, ч. III, гл. 8, XIV.
  6. Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте, гл. XIV.
  7. Радхакришнан С. Индийская философия, Т. I, ч. II, гл. 11, IV.
  8. Пятигорский А. М. Словарь дхармических терминое // Буддийская философия мысли / пер. с англ. С. Остапенко. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — С. 360. — 384 с. —  — ISBN 978-5-389-17441-2.
  9. Лысенко В. Г. // Философия буддизма: Энциклопедия / Ин-т философии РАН / под ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 794. — 1045 с. —  — ISBN 978-5-02-036492-9.
  10. Рудой В. И. Введение в буддийскую философию. III. 1. Философская интерпретация основных положений буддийской религиозной доктрины // Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы (Абхидхармакоша). Раздел I: Учение о классах элементов. Раздел II: Учение о факторах доминирования в психике / под ред. Л. Ш. Фридмана. — М.: Ладомир, 1998. — Т. 1. — С. 72. — 670 с. —  — ISBN 5-86218-280-2.
  11. Пятигорский А. М. Словарь дхармических терминов // Буддийская философия мысли / пер. с англ. С. Остапенко. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — С. 361. — 384 с. —  — ISBN 978-5-389-17441-2.
  12. Лысенко В. Г. // Философия буддизма: энциклопедия / Ин-т философии РАН / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 550, 551. — 1045 с. —  — ISBN 978-5-02-036492-9.

Карма, реинкарнация, аскеза и тапас

Учения о душе в йоге

Йога философия Древней Индии невероятно многогранна. Полностью разобраться во всех её аспектах — дело практически невыполнимое, столько в ней заложено контекстов и смыслов. Даже те исследователи ведической традиции и санскрита, которые считаются светилами науки, признают: изучать йогическую мудрость — всё равно, что стоять с фонариком в огромной тёмной пещере, которую не обойти за всю жизнь.

Однако это не мешает сделать первые шаги к постижению древнего учения, и сегодня мы поможем вам в этом. Как возникла йога и что было положено в её основу? Что на сегодняшний момент известно о возникновении йоги? Что несёт философия йоги кратко? Что означают слова карма, реинкарнация и тапас?

Ответы на эти вопросы мы доступно изложили в новой статье.

Примерное время чтения — 10 минут.

Йога в индийской философии

Учения о душе в йоге

Философия зарождалась в 7-6 веках до н.э. в разных точках планеты: Индии, Китае и греческих колониях. Человека тех времён занимало много вопросов. Часть из них оказалась вечными, и мыслители современности всё ещё ищут на них ответы. Когда появились первые упоминания о йоге и асанах? На чём зиждилась философия йоги?

Первое упоминание о йоге относится к 3-2 векам до н.э. — в долине реки Инд археологами было обнаружено несколько печатей, на которых изображены люди, предположительно в медитативных позах и даже в асанах. Хараппская цивилизация, судя по всему, практиковала йогу или похожий на неё ритуал уже тысячелетия назад.

Что мы знаем точно — йога получила развитие в ведийской религии (предшественнице брахманизма, культа поклонения Брахману, а затем и индуизма).

Характерной чертой древнего ведизма было обожествление сил природы, а также генотеизм — форма религии, когда в обширном пантеоне богов и богинь выделяют 1-2 верховных и наиболее могущественных. Большое внимание в этой религии уделялось ритуальным практикам, обрядовой части — в том числе жертвоприношениям. Тапас или аскетические практики ведизма находят упоминание в ранних комментариях к Ведам (10-6 века до н.э.). О них мы поговорим ниже.

Сейчас подробнее почитать о ведийской религии можно только в ранних Ведах.

Происхождение йоги и её первоисточники

Учения о душе в йоге

Учения о душе в йоге

В йоге имеется несколько важнейших для её понимания текстов. Среди них Веды — самые древние священные писания на Земле, и сегодня мы остановимся на них.

Существует 4 Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Адхарваведа. По версии западных исследователей считается, что Веды появлялись по очереди. Самой древней была Ригведа (корень «рик» — речь, язык) — Веда гимнов и священных текстов. В Ригведе нет ссылок ни на какие другие источники, в остальных Ведах есть ссылки на Ригведу.

Стоит заметить, что первоисточники очень сложны для изучения и понимания. При этом в йоге важна парампара — традиция преемственности знаний. Именно поэтому считается, что начинающему практику необходимо найти учителя. Как правило, наставник передаёт воспитаннику «выжимку» знаний предыдущих поколений, тысячелетнюю мудрость йоги, которую сам когда-то получил от учителя. Добавим, что устная традиция («шрути», буквально — «услышанное»), к которой относятся и Веды, была главным способом передачи знаний о йоге — поэтому до нас дошло так мало письменных источников. У Вед нет установленного автора, они считаются нерукотворными произведениями, то есть не принадлежат перу одного человека или нескольких людей. Мудрецы-риши, аскеты, жившие в основном в лесах, были инструментом передачи вед от Всевышнего к людям.

Устную традицию обучения используют до сих пор — в современной Индии и за её пределами.

Таким образом, философия и йога — почти «сёстры» по древности. Название первой переводится как «любовь к мудрости», имя второй имеет до 40 различных толкований, но самые устойчивые из них — «союз», «упряжь» (в значении «соединять»), «связь».

Про йогу:  Гармонизация манипуры

Сейчас йога философия и практика имеют один из самых мощных фундаментов. В мире мало традиций, которые питали бы такое же уважение к мудрости, интерес к вопросам мышления и работы с умом. И, соответствуя названию, йога в своей философии соединяет самые разные смыслы: от магической силы мантр до рационального осмысления асан и медитации.

Давайте поговорим о физическом и духовном аспектах подробнее.

Философия йоги физическая и духовная

В широком смысле йога-философия — образец мудрости и нравственности для всех, кто стремится стать лучше и совершенствоваться духовно. Казалось бы, вопросам материального в ней места нет? Однако, это не так.

Учение гласит, что существуют две основных категории, заключающих в себе всё Бытие — то есть, всё, что существует внутри и вокруг нас. Это Пуруша — духовная часть, и Пракрити — как раз материальная, физическая субстанция. Мудрец Патанджали, автор «Йога-сутр», говорил о дуалистической, двойственной природе сущего, противопоставляя Дух (Пурушу) Космосу (Пракрити).

Человек рассматривается как соединение Пуруши и Пракрити, буквально как носитель внутреннего микрокосмоса, который идентичен макрокосмосу внешнему. Считается, что каждый из нас имеет божественную природу и идентичен верховному Божеству по структуре.

Йога — это глубочайшие знания, собранные в единую целостную систему. Практикуя с искренностью, человек открывает новые измерения самоосознания. Йога оказывает воздействие на состояние как практикующего, так и на окружающий его мир: каждая мысль, слово или действие становятся более спокойными и умиротворенными. Практика позволяет обрести понимание того, как всё устроено, для чего мы живем и к чему нужно стремиться. В этом её основная ценность и красота.

Суть и основная цель йоги

Для чего миллионы людей по всему миру практикуют йогу? Чего они хотят этим добиться? Зачем всё это? Закономерные вопросы, которые могут возникнуть у начинающих практиков и людей, далёких от древнего учения. Суть йоги заключается в стремлении постичь неизведанные внутренние просторы самого себя. Это яркое, невообразимо сильное желание познать природу всех вещей, мироздания и законов Вселенной. Если обобщить, то все школы и традиции йоги преследуют лишь одну цель — помочь человеку заглянуть внутрь себя и постичь загадки человеческой натуры, существования. Через физические упражнения и позы, дыхание и умение сосредотачивать внимание, удерживать концентрацию, практикующий начинает ясно видеть движения мыслей, их причину и следствие. Также становится очевидно, почему в теле происходят те или иные процессы, как циркулирует энергия.

Основная цель йоги выражена во фразе «Читта Вритти Ниродха», что переводится с санскрита, как «остановка колебания ума». Подчиняя физическое тело, обретая контроль над мыслями, эмоциями и чувствами, спящая энергия начинает пробуждаться и направляется в область Бинду, точку межбровья, позволяя практикующему проснуться от иллюзий и осознать подлинную вечность бытия. Это состояние в йоге называется Самадхи. Оно имеет несколько ступеней, так как может потребоваться время для избавления от внутренних оков и привязанностей. Окончательная точка — Маха Самадхи — означает абсолютное разотождествление с объектами материального мира, слияние с бесконечным, растворение в океане сознания.

Философия йоги для начинающих

Учения о душе в йоге

История и философия йоги весьма многогранны, и чтобы не напугать читателей сложными концепциями, попробуем рассмотреть философский аспект с точки зрения начинающего практика. Йога утверждает, что всё существование обусловлено «Высшим Я» или «Абсолютным сознанием» (есть много названий, а смысл один и тот же). Но из-за возникшей внутри сознания мысли, появилась материя и, как следствие, двойственность. В двойственности таится причина всех страданий и неудовлетворённости. Все живые существа (в том числе человек) являются проявлением этого сознания, но из-за заблуждений и колебаний ума не осознают этого. Практики йоги созданы для того, чтобы снять пелену иллюзий и осознать божественную природу всего сущего.

Для этого все техники йоги были систематизированы в ступени, которым важно следовать для постепенного вхождения в практику и осознания себя.

1 ступень — ЯМА
Морально-этические принципы, направленные на взаимодействие с окружающим миром.

2 ступень — НИЯМА
Также предписания о поведении и дисциплине. Первые два пункта являются фундаментом, их следует привносить в свою жизнь ежедневно.

3 ступень — АСАНА
Непосредственно физический аспект практики. Регулярное выполнение асан и виньяс.

4 ступень — ПРАНАЯМА
Дыхательные техники.

5 ступень – ПРАТЬЯХАРА
Упражнения на концентрацию внимания, отключение восприятия органов чувств.

6 ступень — ДХАРАНА
Удержание внимания на объекте концентрации с целью углубления состояния.

7 ступень — ДХЬЯНА
То, что называется медитацией. Созерцание объекта без оценочных суждений.

8 ступень — САМАДХИ
Наблюдающий и наблюдаемое соединяются в единое целое. Практикующий осознаёт себя и входит в просветлённое состояние. Существует несколько проявлений Самадхи.

Мы привели эти ступени для того, чтобы было понимание, по каким принципам и в какой последовательности выстраивается личная практика, на что важно обращать внимание и как расставлять акценты.

В философии йоги существует множество санскритских определений, на которые стоит держать в голове. Ведь именно они являются неким фундаментом для понимания принципов древнего учения. Каждое из этих понятий может трактоваться по-своему, в зависимости от традиции. Мы поделимся ключевыми терминами, которые могут встретиться на пути изучения практики йоги.

С точки зрения йоги, не существует различий между внутренним и внешним миром. Считается, что материальное — это отражение духовного. Каждое действие в проявленном мире несёт определённые последствия, называемые «кармой». Многие полагают, что это принцип бумеранга: «Тебе вернётся всё, что ты совершил». На самом деле, законы кармы куда более глубоки и полностью формируют видимую реальность. Если не слишком вдаваться в подробности, то следуя вышеописанным ступеням йоги искренне и усердно, практикующий имеет возможность «сжигать» последствия всех ранее произведенных действий, а также не создавать новую карму. Но это высочайший уровень мастерства, к которому нужно стремиться.

Это как раз то, что позволяет «сжигать» кармические последствия. Тапас означает дисциплину и упорство в практике. Чем больше человек практикует йогу с искренностью и открытостью в сердце, тем сильнее он утверждается в своём выборе и пути. Это своеобразная аскеза, когда йог несмотря ни на что раз за разом расстилает коврик и продолжает практиковать. Тапас — это не то, что можно легко и просто обрести, да и суть не в этом: усилия нарабатываются временем. В течение жизни практикующий может обнаружить «плоды» своих усердий в виде гармоничного состояния, спокойствия, общего удовлетворения происходящим и безусловной радости и любви.

FAQ

Чего можно достичь с помощью йоги?

Помимо физического совершенствования и здоровья, практика йоги дарует внутреннюю устойчивость к жизненным испытаниям, взращивает навык управления эмоциями и чувствами, позволяет лучше контролировать себя и чувствовать благополучие и безусловную радость жизни.

Итогом практики может стать освобождение от оков ума и вхождение в просветлённое состояние сознания. Кроме того, регулярные занятия йогой могут открыть и развить в человеке новые способности, вдохновить на то, чтобы передавать знания другим людям, например, через преподавание.

Чем йога отличается от фитнеса?

Йога — это духовная практика, ставящая перед собой цель познать человеческую природу с помощью психофизических техник, а фитнес — вид спортивной активности для улучшения физической формы и общего самочувствия.

Довольно часто йогу сравнивают или ошибочно относят к виду спорта, но йога не является спортом, так как имеет иные цели и ценности.

Что значит следовать своей Дхарме?

Следовать своей Дхарме значит понять своё предназначение по жизни, и с его помощью привносить в мир больше света, радости и любви. Обнаружить, в чём именно заключается предназначение, можно через исследование себя. Практикуя йогу, мы учимся смотреть внутрь, видеть, что нам действительно интересно, что приносит вдохновение и пользу окружающим.

По сути, это означает не сбиваться с духовного пути, даже если возникают сложности и сомнения, помнить о целях своего путешествия в этом мире и следовать духовным принципам.

Вместо вывода

Делимся с вами отрывком видео про философские школы Древней Индии от нашего учителя философии йоги Виктории Бхасканар Наир. Изучайте с пользой и удовольствием.

Если вы хотите подробно познакомиться с философским аспектом йоги, изучить ведическую традицию, наполнить практику новыми смыслами и передавать знания другим людям, оставляйте заявку по  Ассистент приёмной комиссии свяжется с вами и расскажет про курс «Преподаватель Хатха-йоги».

Учения о душе в йоге

Учения о душе в йоге

Учения о душе в йоге

Перезвоним через несколько минут

Получи грант в размере
30 000 рублей на курс
“Преподаватель Хатха-йоги”

Учения о душе в йоге

Автор статьи: Валерия Васильева

Дипломированный преподаватель Хатха-йоги
Журналистка

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий