Восьмеричный путь йоги

Дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги!

В данной статье я расскажу вам о Восьмиступенчатой йоге Патанджали, дам два ключа к её глубокому пониманию, что сделает вашу практику эффективной, безопасной и поможет легко ответить на следующие вопросы:Что можно и нужно достичь в йоге? На что нужно прежде всего обратить внимание при занятиях йогой любого направления? Как гармонизировать практику, дабы она принесла наибольшую пользу?Итак, как уже было сказано в статье Самое важное о йоге, за время существования данной науки очень многие в ней добились и добиваются успеха. Общепризнанным систематизатором йоги является Патанджали.  Его бесценные труды широко известны, и сегодня нас будет интересовать его Восьмиступенчатая йога!

Восьмеричный путь йоги

Зная эти восемь универсальных ступенек и их значение, вы полностью поймете суть того, чем же и зачем йоги занимаются. И не только йоги! Восемь ступеней Патанджали – прослеживаются в любом истинном духовном направлении.Внешне техники могут быть любыми, как разноцветные обертки конфет, а вот суть – само свойство сладости конфеты — остается неизменным.

Восьмеричный путь йоги

Ещё Восьмиступенчатую йогу Патанджали называют восьмилепестковой йогой. В некотором смысле данный образ вернее, ведь все восемь ступеней очень взаимосвязаны, и не просто следуют одна за другой, а при углублении раскрываются друг в друге. Достижение большего совершенствования в какой-либо одной из них естественно помогает всем остальным, если конечно не забывать о конечной цели 🙂 !

Два наиважнейших ключа к пониманию восьмиступенчатой йоги Патанджали

Теперь разберем каждую из восьми ступеней подробнее. Сразу даю вам два очень важных ключа к рассмотрению ступеней Патанджали, которые эффективно раскрывают и суть самой йоги – всегда помните о них, когда будете читать описание данных ступеней или даже знакомиться с новым для вас духовным направлением.

Восьмеричный путь йоги

1) Каждая из ступеней йоги Патанджали призвана увеличить количество энергии и помочь перенаправить её течение с внешнего мира во внутренний.2) Каждая следующая ступень Патанджали, характеризуется увеличением концентрации.

НО!Чтобы важность выполнения Ямы и Ниямы, да и всех восьми ступеней, стали понятнее, следует помнить, что:Йога – это наука о работе с энергией. Множество техник йоги призваны привлекать и контролировать энергию. Яма и Нияма – первые две ступени – это основы любой другой техники по привлечению, сохранению и перенаправлению энергии.

Что такое настоящая йога? Для тех, кто недавно приобщился к йоге, возможно, будет интересно узнать, что йога не ограничивается рамками коврика и во всей красе расцветает в нашей повседневной жизни, выражаясь в соблюдении особых йогических принципов.

Эти принципы составляют уникальную философию «восьмеричного пути» или 8-ми ступеней йоги, сформулированных индийским мудрецом по имени Патанджали в труде «Йога-сутра». В соответствии с его концепцией, йога состоит из 8 этапов, которые следует поочередно осваивать для становления гармоничной личности, достижения состояния просветления. То есть это своеобразное руководство по истинной йоге: от практики асан до абсолютного единения со Вселенной.

Мы решили сделать общую выжимку по Йога-сутрам Патанджали для тех, кто еще не успел познакомиться с этим творением, а также для тех, кто решил освежить знания.

Первое, с чего следует начинать свое восхождение на вершины просветленного существования – это первая ступень или «Яма». На этом этапе человек стремится обрести здоровое тело, разум, баланс, которые достигаются путем соблюдения определенных правил воздержания: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), отказ от воровства (астея), умеренность в потребностях (апариграха), целомудрие (брахмачарья).

Не освоив первую степень, не рекомендуется переходить на следующую. К тому же жить в соответствии с этими принципами в обычной жизни не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Старайтесь взращивать в себе каждый день сострадание к себе и окружающим существам, будьте честны – особенно с собой, ищите радость в мелочах, не тратьте энергию попусту, чувствуйте себя, а не играйте социальные роли.

Научившись жить в ладу с внешним миром и очистившись от пороков, человек поднимается на вторую ступень, Нияму, на которой он стремится к гармоничному взаимодействию со своим внутренним миром. Здесь главенствуют следующие 5 ниям: чистота разума, речи и внешнего вида (шауча), удовлетворенность (сантоша), дисциплина (тапас), самопознание (свадхъяя), вера в Божественное присутствие (ишвара-пранидхана).

В течение дня носите чистую одежду, чистые мысли, чистые слова. Будьте благодарны за то, что имеете. Тренируйте дисциплину, устремляйте внимание внутрь себя, наблюдайте себя. Узнайте разницу между отчаянием и смирением и практикуйте последнее.

Человек, который говорит, что он собирается на йогу, подразумевает, что он будет уделять внимание третьей ступени – Асанам. Это одна из самых противоречивых граней йоги: одни могут причислять ее к разновидности примитивной физкультуры, другие считают, что вся йога происходит в рамках йога-класса. Чтобы пролить свет на эту дилемму, будет уместно уточнить, что физическая работа очень важна: мы снимаем различные ментальные блоки, запускаем энергетические процессы и приносим невообразимую пользу своему организму. Однако йогические позы – не цель, а средство, которое помогает достичь духовного развития. Поэтому практика асан – лишь 1/8-я часть йоги, и если человек может стоять 10 минут на голове и выполнять акробатические номера, но не способен соблюдать остальные принципы, соответственно, он на столько и йог, то есть даже меньше, чем наполовину.

Четвертая ступень принадлежит Пранаямам, суть которых состоит в особых дыхательных техниках, позволяющих накапливать энергию и контролировать дыхание. Учитывая то, что наша жизнь на сто процентов состоит из вдохов-выдохов, пранаямы становятся одним из ключевых и могущественных аспектов йоги, которые нежелательно обделять вниманием.

Пратьяхара – пятая ступень, с которой начинается Раджа Йога. Фактически, это состояние нахождения в своем внутреннем мире, а не во внешнем. Но, чтобы не пугать общественность таким странным определением, легче объяснить это понятие на примере: когда мы практикуем йогу в классе, инструктор всегда напоминает нам концентрироваться на собственных ощущениях, а не глазеть по сторонам, сравнивая себя с другими – вот, это и есть пратьяхара! Также можно объяснить ее, как безусловный контроль ума.

Приручив ум, человек продвигается дальше, оказавшись на шестой ступени Дхараны – или стадии абсолютной концентрации. Здесь он собирает все свои навыки контроля ума и направляет на конкретное направление – так он приближается к своей истинной природе, а значит, постепенно и к главной цели йоги.

После Дхараны наступает Дхаяна, в которой человек ощущает только то, что является предметом его медитации. Это словно Дхарана во второй степени.

И наконец, финальная ступень йоги – Самадхи. Здесь человек постигает состояние сверхсознания, исчезают временные и пространственные рамки, в глубокой медитации он постигает Божественное.

Итак, если вы еще не вознеслись в абсолютный мир и не постигли Дзен, и все-таки успели дочитать нашу статью до конца, то теперь вы знаете наверняка, в чем истинная суть йоги, и к чему можно стремиться в ближайшие сто лет. Будьте терпеливы и регулярно практикуйте. Успехов!

Подробнее о 8-ми ступенях читайте здесь.

Автор Йога-сутр Патанджали в своем трактате называет йогу аштангой, что буквально означает йога «восьми ступеней» (ашта – восемь, анга – конечность, ветвь, ступень).

Восемь ступеней аштанга-йоги – это руководство к тому, как прожить полную и счастливую жизнь. К ним относятся предписания нравственного и этического характера, наставления о том, как поддерживать физическое и психическое здоровье, а также о том, как прикоснуться к духовным граням человеческой природы.

Первые четыре ступени аштанга-йоги Патанджали помогают совершенствовать свою личность и обрести контроль над телом. Это готовит нас ко второму этапу внутреннего путешествия, в ходе которого нам предстоит познакомиться со своими чувствами и умом и в результате достичь высшего состояния сознания.

Яма

Первая ступень, яма – это совокупность этических правил поведения, регулирующих наши отношения с другими людьми. Яма – это универсальный закон, который можно свести к золотому правилу нравственности – «не делай другому того, чего не желаешь себе». К пяти ямам относятся: Ахимса – ненасилие, Сатья – правдивость, Астейя – неворовство, Брахмачарья – воздержание, Апариграха – нестяжательство.

Нияма

Нияма, вторая ступень йоги, относится к сфере духовности и самодисциплины. Регулярное посещение храмов, личные медитационные практики, привычка к созерцательным прогулкам – все это нияма в действии.

К пяти ниямам относятся: Шауча – чистота, Самтоша – удовлетворенность, Тапас – пыл, религиозное рвение, Свадхьяя – самоисследование и изучение священных текстов Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога.

Асана

Асаны – это специальные позы, практикуемые в йоге. Они являются третей ступенью йоги. С точки зрения йогинов, тело является храмом души, и забота о нем – важная стадия духовного роста. Практика асан делает нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.

Пранаяма

Четвертая ступень аштанга-йоги – это пранаяма, контроль над дыханием. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями. Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии». Это неудивительно – пранаяма не только способствует омоложению организма, но и продлевает жизнь. Пранаяму можно практиковать как отдельную технику (т.е. в положении сидя выполнять ряд дыхательных упражнений) или же включить ее в регулярную программу занятий йогой.

Пратьяхара

Пратьяхара, пятая ступень аштанга-йоги, означает отвлечение чувств от внешних объектов. На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки, которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.

Дхарана

Каждая ступень аштанга-йоги готовит нас к последующей. Так и пратьяхара создает условия для овладения дхараной – концентрацией. Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом – тем, что отвлекает нас внутри. Практика концентрации учит нас замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. Это может быть энергетический центр в теле, образ божества, звук. Разумеется, мы уже развили определенную способность к концентрации в ходе предыдущих трех стадий. Но несмотря на то что в асане и пранаяме мы концентрируемся на своих движениях, внимание блуждает. Пытаясь разобраться с малейшими нюансами позы или дыхательного упражнения, мы то и дело смещаем фокус внимания. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке. Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.

Про йогу:  Откройте для себя бесконечные преимущества и преимущества йоги – мнение экспертов

Дхьяна

Медитация или созерцание, седьмая ступень аштанга-йоги, предполагает непрерывный поток концентрации. Между концентрацией (дхараной) и медитацией (дхьяной) существует тонкое различие. В то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует. На этой стадии ум уже успокоен и в своей безмятежности не рождает мыслей. Чтобы достичь этого состояние нужны сила и выносливость. Но не отчаивайтесь! Помните, йога – это процесс, и каждый этап нашего внутреннего путешествия ценен сам по себе.

Самадхи

Патанджали описывает заключительную стадию аштанги как состояние блаженства. Здесь медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами. Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной. Для кого-то это прозвучит слишком громко и будет казаться далеким от реальной жизни. Но задумайтесь на минутку: чего именно вы хотите от своей жизни? Разве ваши мечты, надежды и желания не об одном и том же – не о радости, самореализации, свободе? То, что Патанджали описал как прохождение восьмиступенчатого пути, на самом деле есть то, к чему стремится каждый из нас – к миру. Заключительная ступень йоги – это просветление – то, чего нельзя купить и чем нельзя владеть. Просветление можно только переживать и цена за это переживание – бесконечная преданность, с которой вы осуществляете свою практику.

Восьмеричный путь йоги

Любая наука имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги – гуру. Заниматься нужно систематически и плавно переходить от более легких практик к сложным.

1) яма — поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина;

Яма означает ограничение, или воздержание. Человек с древнейших времен является членом общества. Он не может жить в изоляции. И как член общества, он имеет определенные обязанности и привилегии. Он должен придерживаться некоторых правил, с тем, чтобы обеспечить благополучие себе и другим.

В текстах по йоге перечисляется несколько таких правил, считающихся фундаментальными.

1. Ахимса — ненасилие

Насилие — это отсутствие любви. Без враждебности не может быть совершен акт насилия. Только любовь способна объединить общество и упрочить связи внутри его. В сердце йогина нет ненависти, а лишь любовь ко всем. Насилие — результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия доверия. Ненасилие — это уважение к другим; это состояние сознания.

Патанджали говорит, что если кто-либо приходит в контакт с йогином, свободным от мыслей о насилии, то он вынужден отбросить всякое чувство вражды.

2. Сатья — правдивость

Принцип сатьи проявляется в умении почувствовать состояние, в котором человек находимся прямо сейчас, в умении принять себя таким, какой он есть. Тогда получится сделать шаг вперед в своем развитии и в своей практике, с того места, где он находится в данный момент.

3. Астея — запрет на кражу и стяжательство

Астея — это допущение лишь того, что существенно для поддержания жизни. Все остальное — жадность. Желать чужого имущества — даже в уме — такой же грех, как и воровство, Ученик, серьезно относящийся к йоге, не нуждается в богатстве, но, если оно к нему приходит, он его использует на благо других.

4. Брахмачария — умеренность в сексе

Брахмачария означает не пожизненное безбрачие, но умеренность в сексе между супругами. Кама, или секс одна из пурушартх, или цепей в жизни, а также движущая сила человеческого существования, но ее необходимо направить в правильное русло. Отношения должны быть лояльными, они должны придерживаться взаимных обязательств в отношении умеренности. Ничто не должно мешать чувствам сосредоточиваться на Брахмане Всевышнем, иначе ученик сойдет с пути йоги.

5. Апариграха — нестяжательство

Париграха — это стяжательство, или накапливание имущества из жадности. Болезнь стяжательства — это жадность, коренящаяся в психике. Тот, кто не жаждет ненужных вещей и чрезмерных чувственных удовольствий, не задет душевной болезнью стяжательства.

2) нияма — отношение к самому себе, или личная дисциплина;

Нияма – это правила общения с самим собой. Они включают в себя элементы физической и умственной дисциплины. «Соблюдение религиозных предписаний – это чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре» Йога-Сутра Патанджали. – М.: Издательство иностранной литературы, 2002. II, С. 32..

1. Сауча – чистота

Чистота имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Она включает очищение пяти органов чувств и личную гигиену.

2. Сантоша — удовлетворенность Удовлетворенность — состояние духа, имеющее существенное значение для здоровья и развития тела и психики. Удовлетворенность порождает умиротворенность, которая приводит к чистому счастью.

3. Тапас – строгость к себе

Рвение или строгость к себе — это победа над всеми желаниями или чувственными удовольствиями путем практики очищения в мыслях, речах и действиях. Строгость очищает тело и сознание и ведет к господству над собственными чувствами.

4. Свадхъяя – самопознание

Под самопознанием подразумевают выполнение определенных предписаний и сосредоточение всех телесных, душевных и умственных сил на самореализации. В любой ситуации следует неотступно сосредоточиваться на единении нашей внутренней сущности с Абсолютом.

5. Ишварапранидхана — преданность или покорность Богу

Оставаться безучастным и все свои действия посвящать Богу — это истинная преданность. Освободившись от желаний можно достичь единения с Богом. 3) асана — практика поз для физической дисциплины;

Асаны — отличительная черта йоги. Они переносят упражняющегося из физического плана в духовный. Они — начало и основа йога.

Под словом «асана» подразумевается принятие телом определенной позы с мыслью (bhavana — «воображение»), что Бог — внутри нас. Асана должна быть устойчивой, с тем, чтобы не погасить божественную искру внутри нас. Свами Патанджали так говорит об асане: «Асана придает устойчивость телу и уравновешенный ум» Йога-Сутра Патанджали. – М.: Издательство иностранной литературы, 2002. II, С. 46.. Овладение асанами, приходит тогда, когда прекращается усилие и наступает стабильность. Стабильность приводит к состоянию блаженства. Асана, выдерживаемая в таком состоянии, выполняется уже не физическим или физиологическим телом, а внутренней самостью. В этом состоянии тело становится подвластным человеку, двойственность исчезает и упражняющийся достигает единства тела, духа и души. В «Хатха-Йога-Прадипика» при обсуждении асан утверждается: «Практика асан приводит тело в состояние устойчивости, освобождает от болезни и придает легкость самому существу практикующего» Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха-Йога-Прадипика. – М.: Ведантамала, 2007. I, С. 17..

4) пранаяма — контроль за дыханием, или дисциплина ума;

Пранаяма — это контроль над дыханием, конечным результатом которого является успокоение духа и нервной системы. Польза пранаямы описана так: «Регулирование дыхания, осуществляемое надлежащим образом, искореняет все болезни» Там же. II, С. 16.. При надлежащем контроле над дыханием пульс становится устойчивым и регулярным, тело приобретает гибкость. Патанджали так описывает эффекты пранаямы: «Благодаря ей разрушается препятствие для света» Йога-Сутра Патанджали. – М.: Издательство иностранной литературы, 2002. II, С. 52.. Прана — это воздух, дыхание, жизненная сила, аяма означает увеличение его длины, глубины и объема. Таким образом, систематическое удлинение вдоха и выдоха и паузы между ними, являются контролем над дыханием. После овладения мастерством йоговских поз пранаяма — следующий шаг. Она представляет собой способ сделать дыхание более глубоким и тонким и до предела систематически контролируемым.

5) пратьяхара — воздержание, или дисциплина чувств;

В процессе мировосприятия, мироощущения пять органов чувств приходят в соприкосновение с внешним миром. Эту направленность органов чувств во вне, вызванную их обращенностью к мирским объектам, следует ограничить и направить внутрь, к истоку всего сущего.

6) дхарана — сосредоточение;

«Концентрация есть обращение всех чувств к индивидуальной душе» Там же. III, С. 68.. Патанджали определил сосредоточенность как обращение всех чувств на индивидуальной душе. Под действием пяти тонких элементов — обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха — дух постоянно блуждает в разных направлениях. Восприятие этих тонких элементов осуществляется органами чувств. Йогин должен научиться удерживать дух от блуждания и направить его внутрь, на собственную самость.

7) дхьяна — медитация;

Когда йогин поддерживает и удерживает фокус внимания непрерывно во время концентрации, будучи при этом не связанным ни временем, ни пространством, то он переходит в состояние медитации, или дхьяны. В подобном состоянии глубокой сосредоточенности и стабильного протекания медитации тело, дыхание, сознание, интеллект и эго сливаются в единое состояние бытия. Медитация — это слияние индивидуальной души с универсальной.

8) самадхи — самореализация.

Последняя ступень восьмеричного пути — это самадхи, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым совсем человечеством, всей природой, всем космосом. Возникает состояние высшего счастья, лишенного удовольствия, боли или страдания. «В состоянии самадхи предлагают собственное Я, выливают его в костер Брахмана; оно возгоняется и преобразуется в Высшее Я, становясь одним с Ним» Бхагават-Гита. – СПб.: Бхкативеданта Бук Браст, 1994. IV, С. 24..

Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Таким образом, это учение охватывает как бы три больших пласта, три самостоятельных направления развития человека.

Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени). Развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер.

Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели.

ПАТАНДЖАЛИ ЙОГА  =  АШТАНГА ЙОГА  =  РАДЖА ЙОГА

ЧТО ЗНАЧИТ ДАННОЕ РАВЕНСТВО?

Аштанга Йога – восьмеричный путь йоги, описанный Махариши Патанджали в “Йога сутрах”.

Ашт – восемь, Анга – части, конечности. Именно восемь ступеней к практике йоги переданы мудрецом Патанджали и «аштанга» является дословным переводом этого значения.

Раджа переводится как королевский, императорский. Раджа йога – императорский союз, единение.

Йога Патанджали – практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. При практике любой из ступеней, основное внимание уделяется работе с энергетическими каналами (нади) и центрами (чакрами).

ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ ПАТАНДЖАЛИ

1. Яма – соблюдение всеобщих моральных заповедей или законы поведения в социуме

Яма  разделена на пять частей

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/30

♦ Ахимса – не насилие

Не причинение вреда – это высшее правило морали, главное из всех Ям.

Про йогу:  Модная одежда для йоги на Бали — найдите модную спортивную одежду для своей практики

Йогин не только не должен сам причинять вред другим, но также не должен быть побочной причиной вреда и не должен побуждать другого на совершение вреда.

Ахимса практикуется на трёх уровнях:

– в поступках: заключается в безусловном беззлобном отношении ко всем живым существам во все времена и в любых ситуациях

– в словах: воздержание от сплетен

– в мыслях: воздержание от дурных или осуждающих мыслей

Ахимса также рассматривается, как Любовь ко всему существующему.

♦ Сатья – правдивость и честность

Сатья предполагает абсолютную правдивость на трёх уровнях:

– в поступках: отказ ото лжи, клеветы, оскорблений, ругани

– в словах: контроль над речью, практика молчания

– в мыслях: воздержание от высмеивания того, что другие считают священным

♦ Астейя – не укради

Астея – воздержание в делах, речах и мыслях от захвата чужого имущества, чужих идей и чужих мыслей.

♦ Брахмачарья – сдержанность и контроль над половым влечением

Брахмачарья переводится буквально, как «поведение Брахмана» и подразумевает построение жизни в соответствии с духовными идеалами. Это, скорее, состояние ума и духа.

Многие мудрецы и йогины Индии были женаты и выполняли социальную и моральную ответственность. Брахмачарья это контроль над влечениями в делах, речах и мыслях и преданность своей семье.

Брахмачарья – это путь мудрости.

♦ Апариграха – бескорыстие, не стяжательство

Не копить, не собирать, не принимать дары. Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка ни в чём. Тогда всё, в чём он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время. Равнодушие к вещам даёт спокойствие.

2. Нияма – внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего

Нияма разделена на пять частей

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/32

♦ Сауча – чистота

Через практику саучи мы достигаем чувства отстранённости от тела (Сутра 2/40).

Сауча рассматривается на трёх уровнях:

– чистота тела: Практика крийи, асан и пранаямы. Физическая и энергетическая чистота принимаемой пищи. Гигиена, ношение чистой одежды, поддержание жилища в чистоте и порядке.

– чистота речи: соблюдение норм языка, хорошая дикция, нравственность высказываний.

– чистота мыслей: отсутствие отрицательных эмоций таких, как ненависть, гнев, страх, алчность, гордыня, страсть, вожделение и т.п.

♦ Сантоша – удовлетворённость

Сантоша это поддержание постоянного положительного эмоционального фона, что должно стать естественным состоянием для йогина.

♦ Тапас – строгость, аскетизм, самоограничение

Тапас буквально переводится как «жар», «горение», «пламенеть».

Практика тапаса закаляет волю, что даёт йогину силу тела и ума, мужество и мудрость.

Практика тапаса это пост, длительное сидение, длительное молчание и т.п.

♦ Свадхъяйя – самообразование, самоанализ

Это и изучение себя, и изучение через себя.

Любая форма медитации является средством подробного изучения себя.

Изучение философских текстов любых систем и религий, духовные беседы, чтение эзотерической литературы даёт самообразование.

♦ Ишвара Пранидхана – вера в Бога

Появящение йогином всех своих действий, слов и мыслей Высшей Цели.

Для многих практикующих цель будет различной, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведёт к совершенству. Этот путь затрагивает сердце, чувства.

3. Асана – поза, положение. Патанджали учит тому, что поза должна быть устойчива и удобна. Это достигается расслаблением и сосредоточением.

Неподвижное и комфортное состояние физического тела называется асаной

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/46

Все позы требуют определённого психического настроя и концентрации внимания на различных частях тела. Асаны не только укрепляют и очищают тело, но и развивают осознанное сосредоточение, необходимое на последующих ступенях йоги.

Система асан вырабатывалась тысячелетиями. Каждая из них обеспечивает широкое или избирательное воздействие на мускулы, нервы, органы или железы организма.

Основное назначение асан – сделать ум и тело здоровыми, управляемыми и безотказными. Но это лишь средство настройки ума и тела. Не следует останавливаться на этом промежуточном этапе, даже достигнув его высот. Если человек встаёт на путь культа тела, то он погиб для йоги. Только гармоничное развитие физических способностей и душевных качеств обеспечивает единство, которое называют Йогой.

4. Пранаяма – контроль над дыханием

Сваса (пурака) или вдох, прасваса (речака) или выдох и кумбхака или задержка на вдохе и/или на выдохе называется пранаямой

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/49

Прана – энергетическая основа всего существующего. Прана – жизненная энергия, физически проявляющаяся в дыхании. Ааяма – расширение. Поэтому пранаяма – это увеличение жизненной энергии через контроль и регуляцию её потока в теле.

С помощью пранаямы удаляются покровы, скрывающие внутренний Свет (Сутра 2/52).

5. Пратьяхара – контроль над чувствами (вкус, прикосновение, запах, зрение и слух), отвлечение органов чувств от объектов чувств, полное сосредоточение на внутреннем.

Отвод органов чувств от всех мировых желаний и искушений, фиксация их на чистой природе ума (читта) и есть пратьяхара

Махариши Патанджали, Йога Сутры 2/54

Контроль над чувствами, которые по обыкновению направлены наружу, и насильственное направление их вовнутрь себя называется пратьяхарой

Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 7/2

Пратьяхара – это освобождение ума от власти чувственных объектов, отвращение чувств от привязанностей внешнего мира. Йогин уничтожает мысли, порожденные невежеством и мраком, и культивирует в себе всё чистое и светлое, что даёт ясность ума.

Эта практика ведёт к правильному сосредоточению и медитации.

6. Дхарана – концентрация на объекте или на процессе практики, сосредоточение

Полное погружение ума в любые благоприятные мировые объекты, что помогает в концентрации и уменьшает отвлечение внимания; или погружение ума в Мастера (гуру); или в ОМ и есть дхарана

Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/1

Когда достигнута пратьяхара, дхарана подразумевает концентрацию только на самости. В центре тела расположено сердце, в центре сердца – лотос, центр чистого сознания. Концентрация на нём и есть дхарана.

Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 8/3

Задача йогина на этом этапе – научиться удерживать мысль на одном предмете. Дхарана – это мысленное сосредоточение на объекте, реальном или воображаемом.

Для истинной концентрации необходимо полное спокойствие тела, дыхания и сознания, что достигается на предыдущих ступенях.

7. Дхьяна – медитация, созерцание

Непрерывный полёт сознания, нерушимый как поток масла, зафиксированный на внутреннем благоприятном объекте и есть дхьяна

Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/2

Осознание Себя через концентрацию ума на Себе и есть дхьяна.

Для начала нужно концентрироваться на стабильной твёрдой форме. Это сагуна дхьяна – медитация на объект.

Далее следует концентрироваться на отсутствии формы. Это ниргуна дхьяна – субъективная медитация.

Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 1/2

Когда достигается совершенная концентрация, становится возможным длительное мысленное созерцание объекта. Углублённое состояние концентрации и есть медитация.

8. Самадхи или Кайвалья – соединение с вселенской энергией, с Высшей Реальностью, экстаз

Когда медитирующий, объект медитации и процесс медитации становятся едины и не могут быть отделены друг от друга – это состояние называется самадхи

Махариши Патанджали, Йога Сутры 3/3

Самадхи – состояние равновесия, в котором душа индивидуума и верховная энергия сливаются в одно. Это Адвайта или отсутствие дуальности.

Махариши Яджнавалкья,Йога-Яджнавалкья 10/2

Самадхи – это высшая точка медитации, совершенное самоуглубление, где происходит слияние йогина с Духом Вселенной.

ПОЧЕМУ МАСТЕР УЧИТ СЕМИ СТУПЕНЯМ ЙОГИ ПАТАНДЖАЛИ?

Мастер не только учит учеников техникам йоги, но и передаёт им часть своей энергии, является их проводником в практиках глубоких медитативных состояний и визуализаций.

Единение с Мастером возможно только на первых семи ступенях практики. Мастер помогает вам перешагнуть с уровня на уровень. При достижении же состояния Самадхи практикующий остаётся наедине только с Высшей Реальностью.

СОВМЕСТНАЯ ПРАКТИКА ХАТХА-ЙОГИ И ПАТАНДЖАЛИ ЙОГИ

ПАТАНДЖАЛИ ЙОГА и ХАТХА-ЙОГА неотделимы друг от друга. Практика Хатха Йоги необходима для продвижения в Раджа Йоге.  Хатха йога – это работа с сознанием посредством физического тела, что позволяет контролировать все свои действия и проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем сознания.

Физическое тело дано для духовных практик, но практика высших состояний доступна только в свободном от болезней физическом теле.

Давайте обратимся к значению слова «Хатха», состоящего из двух слогов – «Ха» и «Тха».

«Ха» означает Пингала или Сурья нади (солнечный канал) и соотносится с правой ноздрёй.

«Тха» – Ида или Чандра нади (лунный канал) и левая ноздря.

Нади – это каналы в человеческом теле, по которым течёт психическая энергия. Хатха означает равновесие между каналами Ида и Пингала, сбалансирование ментальной энергии (Ида нади) и жизненной физической энергии (Пингала нади), ума и тела.

Основная цель хатха йоги – очистить Ида и Пингала нади и объединить эти два канала с центральным каналом Сушумна нади.

В ПАТАНДЖАЛИ ЙОГЕ Патанджали не даёт названий асанам и не описывает техник. Он утверждает, что «асан около 84 тысяч, столько, сколько живых существ на земле» и что «при практике асан йоги, посредством очищения, укрепления и гармонизации физического тела, начинает очищаться и уравновешиваться тонкое тело (т.е. энергетические каналы и центры)».

Именно труды по хатха йоге (Гхеранда Самхита, Хатха Йога Прадипика, Шива Самхита) даруют практикующему техники исполнения асан, пранаямы, мудр и крийи.

СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ХАТХА-ЙОГИ

1. Саткарма – шесть способов очистить физическое тело

Нети, дхаути, наули, басти, капалабхати и тратака – шесть практик называемых саткарма

Хатха Йога Прадипика, сутра 22

Нети – очищение носовых пазух

Дхаути – промывание желудка

Наули – массаж брюшной полости, стимуляция пищеварительной системы

Басти – йогическая клизма, очищение прямой кишки

Капалабхати – очищение передней части головного мозга

Тратака – концентрация взгляда на одной точке. Очищение глаз и головного мозга.

3. Мудра – это источник энергии, раскрывающий физические и ментальные блоки, увеличивающий энергетический потенциал и дарующий ощущение счастья и свободы

Без праны, без энергии, без Кундалини человеческое тело безжизненно. Йогины практикуют мудры с целью пробуждения энергии Кундалини – Шакти, спящей в чакре Муладхара и являющейся нашим внутренним энергетическим потенциалом. Пробуждаясь, Кундалини поднимается вверх по центральному каналу Сушумна нади, проходя последовательно через каждую чакру, пока не достигнет Сахасрары.

Конечная цель пробуждения Кундалини – объединение двух полярных энергий – Шивы и Шакти. Тогда больше не существует индивидуальности – энергия и сознание становятся единым чистым светом.

Мудры отличаются от асан тем, что обеспечивают углублённую проработку органов и систем организма. Асаны действуют на организм через опорно-двигательный аппарат и нервную систему, мудры же затрагивают железы внутренней секреции и циркуляцию крови.

Йогическая мудра содержит в себе три необходимых элемента – асану, пранаяму и бандхи. Каждая мудра состоит из динамической фазы – движений тела, необходимых для принятия конечного положения, асаны и статической фазы, состоящей из схематичного дыхания, пранаямы, или его задержки вместе с использованием замков, бандх.

Йогические мудры – специальные позиции тела, направляющие энергию практикующего, наработанную практикой асан хатха йоги и пранаямы, в различные энергетические центры. Они активизируют чакры и пробуждают энергию Кундалини, помогая практикующему достигнуть высших состояний тела, сознания и духа.

Про йогу:  Что такое холотропное дыхание и как его практиковать дома? Методы тренировки дыхания в домашних условиях

В отличии от Патанджали Йоги, в Хатха Йоге даются техники пранаямы, разделённые на ступени и уровни сложности.

Восемь ступеней Патанджали – степени увеличения энергии и концентрации

На примере Восьмиступенчатой йоги рассмотрим, что происходит с энергией человека при его углублении в духовную практику любого истинного направления:

1) Яма

Восьмеричный путь йоги

Пять предписаний о том, чего делать не следует. Человек подобен сосуду с энергией. Каждая Яма – дыра в сосуде, через которую энергия утекает. Даже, если человек владеет очень мощными и эффективными техниками по привлечению энергии, пока Яма не проработана, будут проблемы, и если у человека с не проработанной Ямой, не дай Бог, появится больше энергии, то он получит только больше проблем. Исполнение Ям приводит к тому, что дыры закрываются и утечки энергии прекращаются. Тогда уже можно говорить об остальных способах привлечения энергии.

2) Нияма

Восьмеричный путь йоги

Вторая ступень Патанджали говорит о том, что следует делать, чтобы энергия эффективнее поступала к человеку. Сосуд наполняется.

Исполняя Ямы и Ниямы, человек становится всё более осознанным и умиротворенным, он не на словах, а на деле начинает осознавать, что источник его счастья внутри и не зависит от событий внешнего мира. Уходят все отрицательные качества характера: агрессия, зависть, страх, желание быть исключительным, гордыня, уменьшается эго, человек относится к жизни всё с большим доверием и чувствует всё большую радость жить. Энергия начала перенаправляться вовнутрь: знание о том, что истинное счастье не зависит от внешних достижений и исполнения желаний, легче позволяет концентрироваться внутри, а чувство всё возрастающей радости создает желание развиваться в этом направлении.Соблюдение Ям-Ниям ведёт к очищению тонких энергетических каналов, что способствует оздоровлению физического тела, гармонизации чувств и доброжелательности мыслей. При таком фундаменте увеличение притока энергии приведёт к большому благу. Ведь энергия течет по привычным руслам: если человек привык раздражаться (нарушение, прежде всего, первой Ямы – ахимсы), то при увеличении количества энергии приступы раздражения могут стать сильнее, что навредит самому человеку и окружающим. Если же русло раздражительности изменено на доброжелательное принятие, то увеличение энергии, текущей по этому руслу, всем принесет благо.

Всё есть энергия. Если человек излучает негативную энергию – он вредит себе и окружающим, если излучает положительную – помогает.Цель первых двух ступеней йоги Патанджали (одна из целей) — задать ориентиры направления собственного развития, по которым легко можно определить свой прогресс.

3) Асана (правильная поза)

Восьмеричный путь йоги

Итак, цель третей ступени йоги Патанджали – создать максимально благоприятные условия на уровне физического тела для того, чтобы углубить работу с энергией (с энергией лучше всего работать в неподвижной медитации, следовательно, цель третей ступени – подготовить тело для медитации). Самый благоприятный вариант – здоровое, неподвижное тело с ровным позвоночником

Достигается контроль над физическим телом

4) Пранаяма (прана – энергия, яма – контроль).

Восьмеричный путь йоги

Умение контролировать энергию. Чаще всего под этой ступенью Патанджали понимают дыхательные упражнения. Они эффективны, ведь через управление дыханием можно управлять энергией, но понятие Пранаямы гораздо шире. Так или иначе, на этом этапе человек обучается концентрации на энергию. Человек чувствует энергию, как можно почувствовать воду руками. И почувствовав энергию, человек обучается её контролировать, перенаправлять вовнутрь – в тонкие энергетические каналы вдоль позвоночника и вверх, в верхние чакры. Сами по себе техники Пранаямы более эффективно, чем техники Асан, очищают энергетические каналы и при мудром, систематичном, терпеливом применении очень хорошо оздоравливают тело, чувства и мысли.Цель четвертого этапа Восьмиступенчатой йоги Патанджали – начать осознавать и напрямую контролировать энергию, чтобы затем перенаправить её вовнутрь.

Достигается контроль над энергиями (эфирным-энергетическим телом)

5) Пратьяхара – отключение пяти органов чувств.

Восьмеричный путь йоги

Естественное направление движения энергии обычного человека — это через чакры в органы чувств и во внешний мир. Если человек умеет контролировать энергию, то может перенаправить её, и энергия, вместо того чтобы через органы чувств подтверждать внешний мир, устремляется вовнутрь, словно лифт, поднимая человека к осознанию своей истинной Высшей природы. При таком перенаправлении и должной концентрации возможно отключение органов чувств по собственному желанию. Когда мы спим, то не слышим звуков, йог в медитации может отключить, например, слух и не слышать внешние звуки. На начальном этапе Пратьяхара просто позволяет не реагировать на раздражающие чувства проявления: звуки слышны, но не слишком беспокоят, так как благодаря устремленной вовнутрь энергии акцент смещен с внешнего-чувственного мира на внутренний духовный.Цель пятой ступени Патанджали – углубить концентрацию и научиться перенаправлять большие объемы энергии от органов чувств на внутренний мир.

Достигается контроль над чувственным восприятием (астральное тело)

6) Дхарана (концентрация).

Восьмеричный путь йоги

Восьмеричный путь йоги

Благодаря предыдущим этапам вся энергия больше бесконтрольно не течет ручейками через органы чувств во внешний мир. Теперь можно собрать её в один мощный поток и направить к заданной цели. После того как чувства успокоены, последним препятствием остается думающий ум и мысли. Пока чувства беспокойны, бесполезно пытаться успокоить ум, но теперь его время пришло. На данном этапе все мысли концентрируются на одном объекте. Есть тот, кто концентрируется и есть объект концентрации. Существует огромное количество техник концентрации. Все они работают, особенно при хорошем освоении предыдущих ступеней. Не так важно, какую технику применять для развития Дхараны, но лучше всего ту, где ум занят наблюдением и смотрит вовнутрь. Этим требованиям отвечает техника наблюдения за дыханием. Кроме всего прочего, при наблюдении за дыханием, оно замедляется. Мышление связано с дыханием, чем дыхание спокойнее, тем и мышление спокойнее, а нам сейчас это и нужно.Цель шестого этапа йоги Патанджали – сконцентрировать поток энергии на одном объекте и держать концентрацию столько, сколько потребуется.

Достигается контроль на уровне мыслей (ментальное тело)

7) Дхьяна (медитация).

После того, как человек развил очень сильную концентрацию, он может по своему усмотрению сконцентрироваться на чем угодно. Медитация – это концентрация на свою истинную Высшую Природу, у неё есть несколько аспектов, например аспект Радость.

Восьмеричный путь йоги

Традиционно, сидя неподвижно с прямым позвоночником, с подбородком параллельным полу, с направлением взгляда чуть выше линии горизонта, йог концентрируется, например, на внутренней радости. Вся его энергия направлена вовнутрь к этому состоянию. Природа радости берёт свое начало из нашего истинного источника, связь с которым у нас есть всегда. В медитации эта связь расширяется, пока не остается ничего кроме этой радости. Медитирующий йог становиться ею самой. Больше нет ни чувств, ни мыслей, отличных от этого состояния. В настоящей, глубокой медитации тот, кто на данный объект концентрировался, исчезает. Остается только сам объект, в данном примере – есть только радость (не подумайте, пожалуйста, что йог физически исчезает, это совсем не обязательно).

Восьмеричный путь йоги

Итак, цель седьмой ступени Патанджали – сконцентрироваться на своей Высшей природе так, чтобы ничего другого ни в чувствах, ни в мыслях не осталось. Полностью слиться со своей Высшей природой.

8) Самадхи.

Через состояние медитации, в котором медитирующий исчез, слился с аспектом своей истинной природы, в данном примере с радостью, медитирующий выходит в состояние сверхсознательной осознанности. Полностью исчезает иллюзия того, что он — это эго с определёнными свойствами. Это состояние характеризуется такими понятиями, как Вездесущность, Всеведение, Всемогущество. При этом внешне ничего не меняется, просто теперь человек осознал таки, что он не тело, а Безграничное Сознание, которое через данное тело проявляется, играет какую-то определенную роль. Жизнь человека для окружающих тоже может не измениться. Окружающие вообще видят в нас только своё отражение, поэтому едва ли увидят больше, чем привыкли видеть, но для нас это будет уже совсем не важно. Потому что, не смотря на то, что наша индивидуальность, всё что мы знали и кем мы были сохраняются, восприятие мира и себя в нём меняется полностью. Осознавая себя всепронизывающим Сознанием, мы одинаково воспринимаем себя, как в своём теле, так и в сотнях, тысячах окружающих; мы знаем их мысли, как свои собственные; мы знаем, что было, есть и будет, и гораздо, гораздо больше.

Что будет после Самадхи?

Что будет потом? Согласно примерам тех, кто дошел до этой ступени, на ней человек наконец-то освобождается от рабства своих чувств, неисполненных желаний, страданий и заблуждений, теперь он живёт так, как и должен жить человек — свободный, осознающий и очень счастливый, ведь наша истинная природа Сат Чит Ананда – Вечное Сознание, Вечное Существование, Вечно новое Блаженство. Самадхи – это состояние осознания нашей истинной природы. И кстати, именно при полном осознании нашей истинной природы автоматически происходит абсолютное следование Ямам и Ниямам, каналы прочищены, человек выздоровел от самого большого своего заблуждения: что он отдельный индивид с определёнными свойствами и ограниченными силами.

Часто для описания последних ступеней йоги Патанджали любят применять образ океана и капли:

Восьмеричный путь йоги

Цель восьмой ступени йоги Патанджали – полностью осознать свою истинную Высшую природу.

Восьмеричный путь йоги

Таким образом, все восемь ступеней Патанджали взаимопроникают друг в друга. Ямы и Ниямы (подробнее здесь) – это вообще характеристики нашей Высшей природы, которым всегда надо стараться следовать (для собственного же блага), но которые полностью реализуются только при достижении цели восьмой ступени.

Можно практиковать отдельные ступени в отрыве от остальных (третью (Асана), четвертую (Пранояма), шестую (Дхарана) — эти точно можно отдельно), но даже если что-то и практиковать отдельно, то эффективность достижения этого без внимания к другим ступеням снижается. Поэтому, дабы всё получилось наилучшим образом, следуйте Восьмиступенчатой йоги Патанджали.

Это не значит, что не надо работать над концентрацией, пока вы не отключите телефоны чувств (полностью не переключите каналы энергии, текущей вовне), просто знайте, к чему надо стремиться и не задерживайтесь на уровне асан и пранаям, если ваше тело и позвоночник и так здоровы. Всё это средства, не надо делать их целью, цель настолько прекрасна, что не стоит медлить. Конечно, самадхи от нас никуда не уйдёт, но зачем отказывать себе в счастье быть истинно счастливыми?

Теперь значение Восьмиступенчатой йоги Патанджали вам известно. Любое истинное духовное направление развивает способность чувствовать энергии (это естественно происходит при очищении каналов тонкого тела) и усиливает способность к концентрации. Восемь ступеней хорошо показывают, к каким целям и результатом следует стремиться, чтобы реализовать свой Высший потенциал и быть всегда абсолютно счастливыми.

Лучшим способом развить чувствительность к энергиям и перенаправить их вовнутрь и вверх являются энергизирующие упражнения Парамахансы Йогананды и медитация.

Буду рада обучить вас этим невероятно эффективным техникам освоения Восмьступенчатой йоги Патанджали.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий