Доктрина великого братства учение живая этика что это

Что такое «Агни Йога»?

«Агни» в переводе с санскрита — огонь.

Космический Огонь есть Источник жизни. Все формы жизни — от самой высшей до самой низшей — в основе имеют Огонь. Он — основа всего сущего, основа мироздания, основа творчества. Он находится везде и во всём и всё в себе содержит. Будучи основой всякой жизни, «огонь есть соединитель — после его отхода начинается разложение, смерть формы» (Мир Огненный. I. 231).

Что такое «Грани Агни Йоги»?

Так названа серия книг, содержащих Записи Б.Н. Абрамова (1897 – 1972), ближайшего ученика Н.К. Рериха. Источник Записей Б.Н. Абрамова и книг Учения Живой Этики (Агни Йоги) – Един, что было подтверждено Еленой Ивановной Рерих: «Помните, что, пока Вы связаны любовью, преданностью к Великому Образу, никто и ничто не может нарушить эту связь. Конечно, понимаю сердцем, как Вам хочется слышать подтверждение об этой связи, и с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаёте мне, как именно исходящее из Высшего Источника» (из письма Е.И. Рерих к Б.Н. Абрамову от 28.12.1954 г.).

Что такое «йога»?

«Йога, как высшая связь с космическими достижениями, существовала во все века. Каждое учение содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции. Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева, они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомлённому зноем» (Агни Йога. Вступление).

Свами Вивекананда, по словам Е.И. Рерих, «последний великий духовный вождь Индии», размышляя о путях самосовершенствовании человека, указывал на четыре йоги:

В ХХ веке в мир пришла Агни Йога — «синтез всех религий и йог».

*Нужно отметить, что так называемая хатха йога – система физических и дыхательных упражнений – не является духовным путём.

С чего начать знакомство с Живой Этикой?

Последователями Живой Этики написан ряд книг, которые облегчают знакомство с Учением в зависимости от характера читателя.

С.В. Стульгинскис. «Введение в Агни Йогу» – книга, в которой кратко и доступно изложены основные положения Учения. Степан Викентьевич Стульгинскис принадлежит к поколению рериховцев, которые в 1930-х годах первыми восприняли идеи Живой Этики.

С.В. Стульгинскис. «Космические легенды Востока» – в данной книге, созданной на основе «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской и книг Учения Живой Этики, знания об основных законах существования человечества и Вселенной автор изложил в виде легенд.

А.И. Клизовский. «Основы миропонимания Новой Эпохи» (в трёх томах). В книге, которую автор считал главным делом своей жизни, он систематизировал знания, полученные из восточных учений и Учения Агни Йоги. Этот труд курировала Е.И. Рерих, которой Клизовский посылал отдельные главы своей книги, получая в ответ поправки и разъяснения, углубляющие смысл тех или иных положений.

Путей много, но сердце знает ближайший.

Все Учения, данные великими Учителями Мира, – разноцветные лучи единого немеркнущего Света Солнца.

Каждый великий Учитель, своим высоким Учением и примером героической жизни, давал лучшее, что могло воспринять сознание людей его времени. Огненный магнит его личности был настолько велик, что он, как небесная молния, пробуждал, воспламенял бесчисленные ищущие души стремлением к святости, и после ухода Учителя они были готовы идти на мученическую смерть ради того Огня, который преобразил и подчинил высшей цели всю их жизнь.

Также светлое Учение Будды разделилось на несколько направлений и сект, от Махаяны и Хинаяны, и, наконец, до основательно искаженного ламаизма.

Чтобы понять, кто были Титаны Духа, которые заложили основы эволюции народов и рас, – Зороастр, Конфуций и Лао-цзы, Шанкарачарья, Моисей и Магомет, мы должны обратиться к душе их немногих чутких последователей. За догмами и стенами церквей часто так трудно увидеть былое сияние, которое еще живет в некоторых преданных сердцах.

Сама наша эпоха неотложно требует от человечества, стоящего на решающем пороге, обновить сознание, найти новый точный компас правды, который вывел бы его из тупика на путь духовного возрождения.

Теперешняя эпоха – время небывалое, чрезвычайно суровое и прекрасное, полное динамического напряжения и формирования новых ценностей. Ее нельзя сравнить даже с эпохами, которые были озарены приходом Христа, Будды и других великих мировых Учителей.

Это время отмечено как ужасающим разъединением и дифференциацией, так и моральным упадком и отходом от Высшего Закона. Но поверх этих диссонансов уходящей тьмы слышны звучные, пламенные призывы к единению, миру и братству. Ведь мы живем в эпоху всепланетарного сознания, когда каждое событие немедленно отзвучит от сердца к сердцу. Истинно, мы стоим у врат новой эры духовности, когда для продолжения жизни нашей планеты необходимы всеобъемлющий синтез и единение, иначе ей угрожает гибель; когда немало лучших сердец Земли неотступно жаждут и духовного взаимопонимания, и экономического сотрудничества, как своего спасения.

Наша бурная, пламенная эпоха, в которой кипят бесчисленные идейные и духовные движения и течения, то идущие параллельно, то борющиеся друг против друга, все же ищет выход в океане единения и мечтает о великом объединителе, авторитетном, справедливом и духовном учителе – для всех сознании, для всех рас и народов, для всех движении, – о том долгожданном водителе, который указал бы каждому истинный путь, придал человеческой жизни высший смысл и цель и повел человечество к лучшей будущей эре.

Тем более это можно сказать о последователях древних религиозных Учений, которые с давних пор ждут прихода Спасителя, и какие бы ни были среди них разногласия, в этом сокровенном сердечном устремлении объединяются все верующие. Христиане мечтают о втором пришествии Христа, Сына Божьего, буддисты – о Майтрейе, евреи – о Мессии, последователи Зороастра – о Сосиоше, мусульмане – о Мунтазаре, индусы – о Калки-Аватаре.

Каждое истинно верующее сердце говорит: время пришествия уже наступило, хотя ум отвергает это или отодвигает в неизвестное будущее.

Но неужели могут одновременно прийти несколько Сынов Божьих, чтобы оправдались ожидания каждого верующего? Чтобы к христианам пришел долгожданный Христос, к евреям – Мессия? Конечно, это невозможно. Потому на этот раз, в эпоху единения человечества, должна прийти одна Божественная Индивидуальность, один Спаситель Мира, в Свете Лика которого каждый истинно верующий мог бы глазами сердца увидеть Образ своих священных устремлений, вечно живущих в сокровенных глубинах его сердца.

Живая Этика говорит о Приходе великого Учителя Сострадания, который вмещает в себе Высочайший Принцип Христа, Будды и Майтрейи, – Мессии, который олицетворит все надежды и чаяния народов, и явится духовному взору человека во всем сиянии мудрости и любви, которые способна воспринять наша эпоха.

«Великий Дух, стоящий во главе Нового Цикла, должен вмещать в себе весь синтез, все величайшие Облики прошлого Цикла» (Письма Елены Рерих, т.1, 8.08.34).

Великий Владыка Света наконец откроет погруженному в хаос неведения и жаждущему человечеству врата царства Мира, Гармонии и Братства, новой эры духовного огня, золотого века сотрудничества и сердечного единения на земле, когда руководить будет уже не холодный разделяющий интеллект, но пламенное, жертвенное сердце, вдохновленное любовью к человеку. Это будет Эпоха Майтрейи, к которой ведет Учение Майтрейи.

«Когда человечество, утеряв основу Учения, погрузится в непонимание, тогда, по предсказанию, явленному древнейшими Учителями, настанет Эпоха Майтрейи!»

«Старое предание, утверждающее, что явление Майтрейи явит воскрешение духа, правильно. Мы добавим – воскрешение духа может предшествовать явлению Прихода, как принятие сознательное Учения Владыки Майтрейи» (Иерархия, 1, 7).

Прежние Учения давали свой луч Истины. Учение Майтрейи – Живая Этика, выступающая апологетом, или защитником, Истины, дает эзотерическую науку в большем объеме, ту ее часть, которую способно воспринять современное сознание. Живая Этика вмещает предыдущие Учения в их первозданном, чистом виде и завершает их, передавая в ином, современном аспекте и диапазоне то эволюционно ценное, что содержится в этих Учениях. В ней есть и высокий закон гуманизма, данный Христом, и Его тайное Учение, которое Он давал ученикам наедине, и доктрина эволюции человеческой души, принадлежащая Будде, огненная Весть Зороастра и другие знания, но в ином освещении, в новых, широчайших горизонтах точной духовной науки.

В Живой Этике отражается уже давно известное на Востоке Учение Братства – Калачакра, доступное более просвещенным сознаниям.

Во время Христа под словом «человечество» подразумевали несколько цивилизованных народов, тогда невозможно было и думать об объединении всего человечества. Как всемирное объединение, наша планета родилась только в XX веке, благодаря научным открытиям, которые даже самый дальний край сделали близким и реальным, и современный человек на всей Земле чувствует себя, «как дома». Потому в данных тысячелетия назад Евангелиях отмечена главным образом личная этическая эволюция человека, но не планетарная и не космическая. Живая Этика ныне стремится решить не только вопросы индивидуального совершенствования, принципов и смысла жизни человека, но и проблемы, касающиеся жизни и сущности всего человечества, его восхождения и соприкасания с далекими, более духовными планетами, со всей беспредельной Вселенной.

«Учение пригодно для всего мира, для всех сущих.

Чем обширнее поймете, тем вернее для вас» (Листы Сада Мории, ч.1, 417).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Взгляд
бывшего рериховца

В обзорной форме попытаюсь отразить
семилетний опыт собственного изучения Агни-йоги и
поделюсь некоторыми наблюдениями, связанными с
психологией последователей этого движения.

Доктрина великого братства учение живая этика что это

Учение Живой этики является, несомненно,
целостной и независимой мировоззренческой системой. Оно
способно полностью заменить собой любые религиозные
взгляды, каких бы до этого ни придерживался человек. Эта
подмена происходит постепенно, сам же последователь
считает, что он лишь дополняет и расширяет те познания,
которые были у него ранее. Большинство адептов
рериховского движения искренне считают себя
православными людьми, не осознавая, что уже давно отошли
от вероучения Православной Церкви. Форма изложения
учения достаточно своеобразна, книги Живой этики
представляют собой своего рода мозаичную подборку стихов
на разные темы. Новичку очень тяжело составить общее
впечатление об учении, так как каждый стих дает лишь
фрагментарное описание темы. Цельная картина учения
вырисовывается только через несколько лет изучения
Агни-йоги. Учение кажется логичным его последователям,
что дает им возможность достаточно просто его защищать,
по крайне мере, в собственных глазах.

Про йогу:  Методы выхода из тела

Изучая книгу за книгой, стих за стихом,
неофит агни-йоги все больше и больше пропитывается
идеями учения. Условно говоря, он начинает смотреть на
все факты своей жизни и весь мир сквозь призму идей,
изложенных в книгах учения. Постепенно, по мере
углубления, способность к объективной оценке ситуаций
все более и более снижается пока, наконец, не исчезает
совсем.

Агни-йога постоянно разделяет “учение
Христа” и учение Церкви. У последователя, в конце
концов, складывается впечатление, что Учитель Иисус
Христос принес новый виток “эволюционного знания” на
Землю, но “церковники” в борьбе за мирскую власть и
деньги его извратили, агни-йога же восстанавливает
чистоту первичного “учения Христа”. Человек перестает
видеть Церковь как она есть, учение агни-йоги формирует
у него ярко выраженное негативное представление о
Церкви, через призму которого он на Нее смотрит.
Внедряемые в сознание мощные негативные установки
сочетаются с возвеличиванием последователей учения
агни-йоги. Сами рериховцы считают себя духовной элитой
человечества.

Книги агни-йоги сложны для восприятия
(краткие стихи, расплывчатые формулировки, тематическая
разбросанность), потому людей, которые могут сказать,
что они действительно знают ее, очень мало. Это дает
возможность все сомнения, которые возникают у неофитов,
“списать” на их слабое знание учения агни-йоги. В
процессе же знакомства с учением человек все более и
более втягивается в него, и установки агни-йоги все
сильнее внедряются в сознание последователя, пока не
происходит полное их принятие.

На первых этапах в учении немало
говорится о Христе, но чем дальше человек отходит от
первых книг учения вглубь, тем реже упоминается Его имя.
Это продолжается до тех пор, пока на первый план не
выходит термин “иерархия” и само слово Христос не
заменяется понятиями “великий учитель”, а “учителями” в
живой этике так же считаются такие “махатмы” как
Будда, Кришна, Мориа и т.д. Необходимо заметить, что в
учении вообще не используются такие понятия, как
“православие”, “католицизм” или “протестантизм”. Всякое
упоминание о христианстве носит исключительно негативный
характер. Из святых, в основном, упоминается преподобный
Сергий Радонежский с тонким намеком, что он был одним из
воплощений “махатмы Мориа”, давшего учение Агни-йоги.
Существует много спекуляций вокруг имени святого Иоанна
Кронштадтского. Больше всего рериховцы спекулируют на
том, что прп. Иоанн якобы благословил деятельность
Николая Рериха как “духовного реформатора”: “Во всех
трудах своих смотри в основу и углубляй добро” (Письма
Е.Рерих. С.164). Эти слова приписывают Иоанну
Кронштадтскому и усматривают в них призыв к созданию
Агни-йоги. На практике любые христианские понятия,
например, “благодать”, “догмат” в учении агни-йоги
полностью меняют свое смысловое значение.

Некоторые могут возразить, сказав, что
Агни-йога осуждает магию. Вместе с тем, доказательств
магичности учения Агни-йоги очень много. Для того чтобы
в этом убедиться, достаточно задуматься над следующими
вопросами: как могут быть использованы знания о тонких
энергиях духовно недобросовестными людьми? Как с
заявлениями об осуждении магии согласовать обилие
информации, посвященной внушению, месмеризму? Как
духовно неподготовленный человек может бороться с
одержимостью, о которой так много сказано в учении?
Агни-йога говорит о том, что погружаться в тонкий мир
нельзя, но при этом предоставляет все возможности именно
для этого погружения (достаточно бросить беглый взгляд
на книжные развалы, чтобы увидеть многочисленную
контактерскую литературу, основанную на фрагментах
именно Живой этики).

Учение очень “затягивает”, при этом у
его последователей очень редко возникают вопросы о
характере тех сверхъестественных явлений, с которыми они
сталкиваются. Изначально существует некая уверенность в
собственной непогрешимости, поэтому любая критика
воспринимается как мракобесие и попытка темных сил
увести с “пути света”.”Конечно, невежество есть союзник
сил темных” (Живая этика. Сердце.518).Под невежеством
понимается отказ от учения.

Критический ум мог бы легко понять, что
то обилие информации о тонких энергиях и механизмах их
работы вряд ли заслужено последователем учения и, что
он, в принципе, не сумеет использовать эти знания во
благо, так как не обладает для этого ни моральными, ни
духовными качествами и силами, ведь учение Агни-йоги не
способствует их развитию. Но критический подход по мере
углубления в Живую этику исчезает, ведь, как мы помним,
любые сомнения запрещены. Гордыня не дает возможности
себе признаться, что ты не достоин никаких
“божественных” откровений, равно как не достоин владеть
сверхъестественными силами.

***

Бог оккультных воззрений – некоторое “оно”.
Это некий “Великий Принцип”, произведший в движение все
существующее. В религиозной жизни человека на место живого,
личного, любящего Бога заступает безликий и равнодушный,
слепой “закон кармы”. “Воздаяние людям за их поступки
производит не Существо, хотя бы и очень высокое, хотя бы и
сам Бог, Которого можно было бы упросить, но слепой закон,
не обладающий ни сердцем, ни чувствами, которого ни
упросить, ни умолить нельзя, – пишет А.Клизовский, – человек
не может дать ничего закону, чтобы получить от него больше,
он не может его любить и не может рассчитывать на ответную
любовь со стороны закона. Греческая Фемида говорила древнему
греку то, чего не знает современный христианин, что
воздаяние за дела производит не премудрый Господь, но слепой
и вместе с тем разумный закон. Религиозно настроенный
христианин может молиться своему Богу хоть с утра до вечера,
может каяться в своих охах хотя бы каждый день, может
разбить себе лоб, кладя земные поклоны, но он не изменит
этим своей судьбы ни на йоту, ибо судьба человека
складывается его делами, за которые закон Кармы приведет
соответствующие результаты, и результаты эти нисколько не
будут зависеть ни от молитв, ни от поклонов, ни от
покаяния”. Уверяя о полном сходстве своего учения со
священными писаниями мировых религий, оккультисты “упускают”
библейские повествования о молитве разбойника, распятого
вместе со Христом, о покаянии Марии Магдалины, покаянии
Давида. И евангельская притча о блудном сыне им так же
ничего не говорит о том, как покаяние может изменить жизнь
человека. А разве Христос сравнивал Бога со слепым законом,
а не с любящим Отцом?

Христиане исповедуют, что Бог есть Личность
и даже более того – Бог есть Триединство Личностей Отца,
Сына и Святаго Духа. “Агни-йога” утверждает, что Абсолют не
обладает ни Личностью, ни волей. “Махатма отрицает и говорит
против кощунственного человеческого представления Личного
бога. Махатма отрицает Бога церковной догмы” (Письма Е.Рерих
от 08 сентября 1934 года). “Я избегала бы церковных
выражений, когда имеется в виду Великий Принцип. Понятия
воли и завета уже связаны с личностью и потому не вяжутся с
представлением всеобъемлющего Начала” (Письмо Е.Рерих от 25
января 1938 года).

Христиане исповедуют, что “Бог есть свет, и
нет в Нем никакой тьмы” (1 Ин.1:5), что зло и тьма противна
Божественной Природе, что мир не есть Бог, и потому зло,
действующее в мире, не есть действие Божие, оно
противоестественно сотворенному совершенным миру. Зло, в
христианском понимании, есть противление установлениям
Божиим, есть противление Абсолютной Истине, и, таким
образом, само по себе безотносительно. “Агни-йога” учит, что
мир является эманацией “Всеобщего принципа”, “Абсолюта”, его
видимым проявлением, и зло – не есть зло в собственном
смысле, а, являясь частью мира, проявляет одно из свойств
“Абсолюта”, в котором зло присутствует потенциально,
следовательно, является естественным для мира. Т.е. оценка
некоторого явления как злого или доброго зависит от
отношения к нему оценивающего, и если при некотором
воззрении нечто кажется злом, то при другом, допустим более
общем воззрении, то же самое нечто может оказаться благом.
“Высокая мысль Востока давно разрешила проблему
существования зла. Единое Божественное Начало, или Абсолют,
вмещающий потенциал всего сущего, следовательно, и все
противоположения, несет в себе и вечный процесс раскрытия
или совершенствования. Эволюция создает относительность всех
понятий” (Письмо Е.Рерих от 27 ноября 1937 гола).

Христиане исповедуют, что Иисус из Назарета
есть истинный Мессия, Христос, предсказанный пророками
Ветхого Завета. В его лице воплотился Сам Бог,ставший
человеком. Что же думают о Христе рерихианцы? А. Клизовский
пишет: “Можно сказать, что христианский Никейский символ
веры есть сплошное заблуждение. Ни одно из положений Символа
Веры о Боге-Сыне не соответствует истине и является
результатом фантазии и легенд”. Елена Рерих уверяет, что
Иисус вообще не был Христом-Мессией: “Христос не был тем,
обещанным Писанием, Мессией” (Письмо  от 30 июня 1934 года).
Христианство для нее – “сектантское воззрение, что лишь
благодаря проявлению Христа человечество было спасено от
козней дьявола” (Письмо от 03 февраля 1939 года). Для нее
это “страшные кощунственные явления: страшное внушение
понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от
первородного греха” (Письмо Елены Рерих от 31 декабря 1935 года).

Христиане исповедуют телесное воскресение
Христа. Христианство строится на пасхальной вести: “Христос
Воскресе!”. Рерихианство утверждает, что веру в телесное
воскресение Христа можно объяснить лишь “самоодурением”
(Письмо Елены Рерих от 17 февраля 1934 года). “Агни-йога”
утверждает, что Христос вообще не воскресал или, что это
было воскресение не тела, а некоего духа.

Христиане исповедуют, что Христос спас нас
не своими “учением”, а тем, что в Нем реально оказались
соединены и примирены человеческая и божественная природы.
“Живая этика” утверждает, что, если Христа и можно называть
“Спасителем” – то только потому, что Он спас людей от
незнания, “напомнив” им законы этики. Для Елены Рерих
Голгофа – лишь иллюстрация заповедей, но не сам акт
Спасения: “Если бы Он не пострадал, то Учение Его было бы
забыто” (Письмо Елены Рерих от 07 мая 1939 года). Крест не
спасает людей, а просто напоминает о некоторых нравственных
прописях. Однако, ограничение служения Спасителя лишь
проповедью лишает христианство самого главного его
содержания и самой большой его радости – телесное
Воскресения Христа после крестной смерти, которое
прообразует всеобщее воскресение погубленного грехом мира.
Христианство – это не вера в книгу, упавшую с неба, но в
Личность, в то, что она сказала, сделала, испытала. Для
Церкви не столько важна подлинность пересказа слов
Основателя, сколь важна Его жизнь, которую подделать
невозможно. Сколько бы ни вкралось вставок, упущений или
дефектов в письменные источники христианства – для него это
не смертельно, ибо оно строится не на книге, а на Кресте.

Про йогу:  Йога стоимость занятий

Христиане исповедуют, что своими заслугами,
усилиями и делами человек не может стяжать Вечное бытие.
Спасение есть Божий Дар, данный нам воплощением, страданиями
и воскресением Христа. Человек же приемлет этот Дар, в вере
открывая свое сердце для действия в нем Святаго Духа,
подаваемого ему прежде всего через Таинства Церкви.
Соответственно, сознательная жизнь христианина начинается с
признания спасительной жертвы Христа. По учению “Агни-йоги”
“никто не может спасти другого” (Письмо Елены Рерих от 07 мая 1939 года).

христиане исповедуют. что, поскольку Бог не
связан законами созданного Им мира. Он может творчески
обновлять человеческую жизнь – если человек желает этого
обновления. Бог может оставлять грехи и изымать человеческую
душу из-под действий последствий греха. Теософы утверждают,
что никто не может помочь человеку в покаянном обновлении
его жизни, что последствия прошлых поступков, именуемые
“действием кармы”, неотвратимы. “Настал час указать, что
Величайший Бог – это Бог непреложного Закона, Бог
Справедливого воздаяния, но не произвола в Милосердии”
(Письмо Елены Рерих от 28 мая 1937 года). “Никто, даже
Высочайший Дух не может простить содеянных прегрешений, ибо
это противоречило бы закону кармы” (Письмо Елены Рерих от 09 июля 1935 года).

Христиане исповедуют, что религия есть связь
человека с Богом-Творцом, и что направление собственно
религиозных чувств на любой иной предмет есть язычество. В
системе “Агни-йоги” религия есть связь с “Космосом” и
“Космическими иерархиями”.

Христиане исповедуют, что человек, созданный
по воле Личного Бога, сам есть личность, и что личностное
бытие человека не есть некий недостаток, который надо
преодолеть. “Агни-йога” утверждает, что “личность есть
начало ограничения”, сам человек не более чем “комплекс
сочетаний” (Письмо Елены Рерих от 11 июня 1935 года), а
личностное самосознание называет “зеркалом дьявола” (Письмо
Елены Рерих от 07 декабря 1935 года), приходя к выводу, что
человек, встав на путь “самосовершенствования” в конце
концов должен стереть свою личность, растворив ее в безликой “нирване”.

христиане исповедуют, что жизнь вечная
каждого человека началась уже здесь, на земле, и здесь
человек может общаться с Богом, быть причастным славе его.
Рерихианство оставляет человеку участь духа, страдающего в
оковах плоти, для которого прорыв в высшие миры возможен
только после того, как он расстанется с “оковами
материального”. Не более последовательны рерихианцы в
отношении святых православной церкви. Они громогласно
заявляют, что многие святые, такие как Сергий Радонежский,
были истинными духовными людьми, светочами, преданными
“Иерархии Света”, посвященные в тайны оккультного учения. Но
“забывается” при этом “учителями” и “махатмами”, что
святость Сергия Радонежского неотрывно связана с
Православной Церковью и со святостью сотен других святых
Церкви, забывают они, что Преподобный Сергий был
православным монахом, который молился пред иконами
личностному Богу, в Троице Единому, и в молитвенном покаянии
и подвиге стяжал благодать Духа Святого, и что вдохновлял
его на тяжелом монашеском пути пример сотен монахов, которые
прошли этим узким путем в течений многих веков христианства
до него и своей жизнью, а еще более своей смертью
засвидетельствовали истинность и богоугодность Православной
Веры. Сергий Радонежский был рукоположен в сан священника, а
значит был представителем того “темного ортодоксального”
священства, против которого неоднократно восстают Рерихи. Не
существует ни одного подлинного свидетельства о том, что
Сергий Радонежский учил бы тому, что нет Бога единого в Трех
Лицах, а есть закон кармы, что нет смысла каяться и
молиться, что существуют перевоплощения, но нет ни рая, ни
ада. Но точно известно, что учение Преподобного Сергия, как
пастыря Православной Церкви и наставника православных
монахов, ни в чем не противоречило догматам Православной
Веры, ни, тем более, никейскому Символу Веры.

Христиане исповедуют, что все люди равны
перед Богом, что ценность всякой человеческой жизни
одинакова. “Живая этика” включает в себя идею членения
человечества на оккультные расы, полагая при этом, что члены
так называемой “шестой расы” во всех смыслах выше всех
остальных людей. “Да, во всех теософических книгах можно
найти указание, что шестая раса собирается в Америке”
(Письмо Елены Рерих от 18 июня 1936 года). Елена Рерих
приводит пример из проповеднических упражнений одного своего
американского последователя: “Один фабрикант и большой
благотворитель шел по дороге, впереди него, заплетаясь
ногами, передвигался пьяный нищий, из-за поворота неожиданно
вывернулся автомобиль и смял пьяницу. Вопрос – должен ли был
фабрикант броситься спасать нищего и рисковать при этом
жизнью или же он был прав, воздержавшись от возможности
самоубийства. Учитель-американец утверждал, что фабрикант,
несший на себе ответственность за существование множества
рабочих, поступил правильно, охранив свою жизнь. Но в
обществе поднялась буря негодования и утверждалось, что
человек не должен рассуждать, но обязан жертвовать собою
ради ближнего. Но, конечно, подобные сознания еще не вышли
из приготовительного класса и не могут понять, что каждая
жертва должна быть осмысленна. Было бы тяжкою утратою для
всего человечества, если бы люди, несущие благо всему
человечеству, безрассудно рисковали своею жизнью. Но если мы
будем говорить массам, то мы должны сказать, что человек
всегда и во всем должен спешить на помощь своему ближнему”
(Письмо Елены Рерих от 08 марта 1938 года).

Религии и секты в современной России.

Краткий справочник. – Новосибирск, 2000.

Читайте другие материалы раздела “Агни-йога (Учение “Живой Этики”, рерихианство) и теософия”

Если на начальных этапах неофит чаще
всего любопытствует, то на последних он может стать,
если выполнит все условия, изложенные в учении, мощным
магом, хотя называть себя будет агни-йогом и если вы
назовете его магом, страшно обидится.

Учение говорит много правильных слов, и
логически доказать его несостоятельность можно только
после очень глубокого его изучения, стремления к чему у
людей, дошедших до этого этапа, в большинстве случаев не
бывает. Присутствует обилие красивых и возвышенных фраз,
но последователи забывают о том, что судить нужно не по
словам, а по делам. Ну, а каковы дела?

Сущность любого религиозного учения
состоит в преобразовании духовного облика человека.
Естественно, в зависимости от того, насколько этот
процесс эффективен, настолько действенно и верно
учение. Первые же годы существования христианства явили
пример высочайшего мужества, самопожертвования и
святости. Наблюдается ли подобное среди последователей
учения? Нет! Даже имена крупных лидеров фактически можно
пересчитать по пальцам, несмотря на то, что учение
существует более полувека, что странно, если учесть, что
в Живой этике агни-йог приравнивается к Богочеловеку. Но
на примере жития тех, кого Агни-йога хотя бы формально
признает великими учителями – Иисуса Христа или Будды –
мы видим прямо противоположное. Может быть, сами Рерихи
явили пример святого служения? Кем они были?
Общественными деятелями, людьми искусства, имевшими
очень хорошее светское образование, широкие связи в
сфере политики, выступали с крупными культурными и
политическими инициативами, но святыми они не были. Ибо
святость не сопоставима ни с искусством, ни с
политикой, ни с общественной деятельностью.

В учении много говорится о единении и
постоянно порицаются все мировые религии за то, что
якобы они несут в себе разъединение. Вместе с тем,
западные теософы до сих пор не признают учение
агни-йоги. В России последователи учения разбиты на
враждующие группировки со своими лидерами, наиболее
известны из этих лидеров Сидоров, стоящий во главе
организации “Мир через культуру”, и Шапошникова,
возглавляющая “Международный Центр Рерихов”.

Возможно, учение, которое было дано
через Рерихов, имеет те же основы, что и другие религии,
как оно само и утверждает? Нет! То, что оно не имеет
ничего общего с христианством, по крайней мере, с
православным, вы, можете убедиться, прочитав мою книгу
“Суд совести: агни-йога против христианства.

Несколько слов скажем о последователях
учения. Часто это люди интеллектуального склада ума,
многие имеют высшее техническое образование. О них можно
сказать: живой ум и холодное сердце. Через интеллект они
пытаются познать Бога, хотя встречается немало истинно
“верующих”, которые просто заблуждаются в характере
учения, к которому они примкнули.

Последователей рериховского движения
условно можно разбить на несколько направлений.

Входящих в первую группу можно
назватьакадемистами – исследователями. Это люди,
которые занимаются “рериховедением”: исследуют
творчество Н.К. Рериха и его общественную деятельность.
В общем, эти люди близки к академической науке в ее
классическом понимании. Часто они работают поодиночке
или объединяются в очень маленькие группы, которые почти
не известны за пределами их круга.

Второе направление –
активные пропагандисты. К этой группе относятся те, кто
не столько углубляется в идеи, возвещенные Рерихами,
сколько пытается их активно распространять. Они
устраивают выставки картин или репродукций картин
Н.К.Рериха, проводят семинары, симпозиумы, читают лекции
в учебных заведениях, издают книги Рерихов и учения
агни-йоги, открывают музеи, посвященные Рерихам. Они
проявляют себя через общественные организации, которые
имеют очень широкий спектр: от маленьких, до настоящих
гигантов с широкими связями, как внутри страны, так и за
рубежом.

Третья группа, на мой взгляд, является
гораздо опаснее двух предыдущих –
это мистики-контактеры. Это люди, получившие
определенную информацию в результате контактов с бесами,
которую они выдают, в большинстве случаев, за послания
“великого учителя”, давшего учение Агни-йоги. Среди них
очень много людей с явными признаками одержимости. Чаще
всего они свято верят в свою миссию спасения мира от
зла, при этом собираются спасать всю Землю, нисколько не
сомневаясь в своем избранничестве. Попытки их образумить
воспринимаются ими как козни сатаны, пытающегося
помешать их миссии. Они сеют вокруг себя психическую
нестабильность, часто создают собственные организации,
активно печатают и распространяют сборники тех посланий
“свыше”, которые получают.

Четвертый тип наиболее
опасен: маги-манипуляторы. Эти люди почти никогда не
появляются на поверхности. Они – серые кардиналы,
стоящие в тени. Но именно они создают самые мощные
общественные организации. Это люди, которые обладают
способностью воздействовать магически (благодаря помощи
демонического мира) на ход событий и направлять их в то
русло, которое они считают правильным. Бороться с ними
ни одна общественная организация не может, это уже дело
Бога.

В принципе, все рериховские организации
независимы друг от друга. Реально в нашей стране
существует несколько блоков рериховских организаций,
основное отличие которых заключается в признании или
непризнании того или иного лидера рериховского движения.
Если внутри самих блоков организации более или менее
ладят, то между блоками идет негласная война.

Про йогу:  Все йога-центры в Москве метро Арбатская

Персональный сайт православного апологета

Кто записал учение Агни Йоги?

Из века в век Великие Учителя – наши Старшие Братья, давно закончившие свою эволюцию на Земле и стоящие по уровню сознания неизмеримо выше землян, — передают людям Знания в виде нравственных учений, философий или религий. Эти жизненно необходимые Знания приносят Вестники – ближайшие сотрудники Великих Учителей. В XX веке такими Вестниками стали наши выдающиеся соотечественники – семья Рерихов. В Учении Живой Этики говорится: «Для важных поручений Мы соединяем гармонических людей – их батарея особо сильна».

Формы, в которых утверждали весть грядущей Эпохи Света четверо наших великих соотечественников, были различны. Учение Живой Этики, или Агни Йога, данное Великим Учителем через Елену Ивановну Рерих, пришло в мир в виде текстов — она записала 14 книг. Картины Николая Константиновича Рериха – это Живая Этика в зримых образах и сиянии Красоты; научная мысль Юрия Николаевича Рериха, просветительная миссия Святослава Николаевича Рериха – всё было подчинено единому Плану: дать сдвиг сознанию человечества.

С кратким рассказом о жизни и подвиге семьи Рерихов вы можете познакомиться в разделе сайта «Начинания Рерихов».

О секте Рерихов Агни-йога (Живая
Этика)

Анги-йога (рерихианство, учение “Живой
этики”) и теософия – религиозные учения оккультного и
антихристианского характера.

Доктрина великого братства учение живая этика что это

В 1879 году Елена Блаватская уехала из
Соединенных Штатов в Индию и позже умерла в Лондоне в 1891
году. Ее преемником стал Джадж, который был председателем
“Арийского теософского общества”.

Перед смертью в Лондоне Елена Блаватская
создала эзотерическую школу совместно с Анни Вуд Безант,
которая впоследствии продолжила ее дело и стала самым ярким
британским “столпом” теософии. Примечательно Безант в 1925
году потребовала для своего приемного сына Кришнамурти,
индийского мистика, звания “Мессианского лидера и Воплощения
Мирового Учителя”.

Учение Елены Блаватской увлекло супругов
Николая и Елену Рерих. Они долгое время провели в Тибете,
где установили “тесную связь” с “владыками Шамбалы”. Во
время миссионерских поездок оккультное учение
распространялось ими во многих странах мира, в том числе и в России.

Движение использует чисто сектантский метод
пропаганды: публично заявляется одно (скажем, веротерпимость
и верность Евангелию), на деле истинная суть доктрины до
времени утаивается от широкого круга последователей и
посторонних людей.

Доктрина великого братства учение живая этика что это

Так, Елена Рерих в своем письме от 08 марта
1938 года советует лгать в целях пропаганды. Кроме того, ни
одна из традиционных конфессий России не приняла
рериховского вероучения и не влилась в соответствующее
движение. На деле рериховцы не смогли объединить верующих
людей, богословов, иерархов. Лозунг “единства” был
использован лишь для усугубления религиозного раскола людей:
среди десятков других религиозных течений возникло еще одно,
весьма враждебно настроенное ко всем остальным.

В настоящее время движение оформилось в виде
огромного числа культурно-просветительских и образовательных
центров, раскинутых плотной сетью по России и за рубежом,
которые стали своего центрами по распространению оккультных
воззрений Рерихов. Прикрываясь маской культурного
просвещения, оккультисты активно проникают в светские и
государственные учреждения страны, в том числе в систему образования.

Согласно рерихианству, все мировые религии
появлялись в результате того, что “силы света” (они же
“Владыки Космоса”, они же “очень высокие духи”, они же
“Великое Братство”, они же “Махатмы Востока” и т.д.),
стремясь помочь человечеству в его шествии по пути
эволюционного развития, посылали своих представителей
заблудшему человечеству, которые открывали людям части
“Великой Мудрости” и становились основателями религий и
философских школ. Таким образом, каждая религия содержит
части “Мудрости”, есть она и в колдовстве, магии,
астрологии, но полнотой ее обладает теософия. Тот очевидный
факт, что вероучения многих религий противоречат друг другу
в своей основе (например, индуизм и буддизм основываются на
многобожии (несколько десятков тысяч богов и божков) и
перевоплощениях, а Христианство и ислам отвергают их,
Христианство считает Бога Единым, но в Трех Лицах, а Христа
– Вторым Лицом Божественной Троицы, а ислам не признает это
за Богооткровенное свидетельство и т.д.) теософами
объясняется тем, что все последователи современных религий
давно уже отступили от того учения, которое им было
принесено основателями, самые главные оккультные истины
утеряли, а оставили в основном неоккультные. Но так как
теософы обладают “истинным знанием”, они-то точно знают, что
именно принес Будда буддистам, Моисей – иудаистам, Христос –
христианам, а Магомет – мусульманам. Теперь, по их мнению,
настала пора рассказать об этом современному человеку.

Доктрина великого братства учение живая этика что это

Декларируемая Рерихами для непосвященных
исключительная веротерпимость на самом деле полностью
опровергается самим содержанием этого учения. Оказывается,
что заявляя изначально о наличии элементов “единой Мудрости”
во всех религиях, “Живая этика” лишь себя признает
“единственным путем”. “Существует лишь одна Иерархия Света,
и, конечно, эта Иерархия и есть Транс-Гималайская Иерархия”,
– уверяет Елена Рерих. Христианство – “ложная вера”; Церковь
– “источник тления”. Не менее резкие суждения можно найти в
письмах Елены Рерих и в “Агни-йоге” об исламе, иудаизме,
буддизме, индуизме и ламаизме. Все исторически существующие
верования человечества с точки зрения Рерихов “ремонту не
подлежат”, и должны быть заменены теософией.

Вопреки заявлениям о веротерпимости и
стремлению к объединению Рерихи и их ученики не могут найти
полной солидарности даже в очень близких им по духу
оккультных практиках и теориях. “И Штейнер (известный
теософ) к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был
уничтожен разящим Лучом”. Любимый ученик Елены Рерих А.
Клизовский поясняет, в чем пагубность ошибки Штейнера:
“Западный мир верит в то, что Христос – Единый Сын Единого
Бога. Штейнер оставляет во всей силе и это заблуждение”.

Несет ли в себе рериховское учение дух
примирения или нет – прекрасно показывает и история самого
движения, расколовшегося на блоки Е. Шапошниковой и В. Сидорова.

Система воззрений Рерихов, как и оккультизма
вообще, вопреки заявлениям, является религиозной, т.к.
выдает себя за учение, которое объединяет учения всех
религий, имеет и свой собственный культ, и свои оккультные
“таинства”.

Следует отметить, что сами книги “Агни-йоги”
не содержат ясно выраженных постулатов учения. Учение
распространяется вне этих книг, которые призваны более
выработать у человека определенные образ мышления,
постепенно изменить его систему мировоззрения. Стиль
написания таков, что неизбежно приводит читающего в
состояние повышенной внушаемости, настраивает его на
несостоятельность традиционной системы мировоззрения,
внушает чувство собственной незначительности и
беспомощности, приоритет интересов “Великого Братства” над
какими бы то ни было другими.
     Официально рериховцы, как и большинство оккультных
групп, заявляют, что они сами являются христианами и что все
христианские ценности и понятия им очень близки. Но в
действительности все оккультные учения не только
нехристианские, они крайне антихристианские. Внешнее
сходство с христианством наблюдается только в самой
незначительной степени. В основе же своего содержания
наблюдается часто полная противоположность основополагающих
утверждений оккультизма христианским истинам. Рассмотрим на
примере “Живой этики” Рерихов наиболее существенные
противоречия, существующие между Христианством и оккультными воззрениями:

христиане исповедуют, то есть Единый Бог, –
духовное, нематериальное, бестелесное, сознательное,
разумное и Болящее Бытие – по Своей воле создавший весь мир,
как видимый людьми, так и невидимый. Библия говорит нам о
Боге – Творце. Как поэт пишет поэму, так Бог творит мир и
отличается от созданною Им мира, так же как поэт не одно и
тоже с написанной им поэмой. Оккультная теософия “Агни-йоги”
утверждает, что мир и Абсолют едины, а Бога как Личности и
вовсе не существует. “Что касается Бога, то мы не можем
рассматривать Его как вечного или бесконечного или
самосущего. Нет места Ему при наличности Материи,
неопровержимые свойства и качества которой вполне нам
известны, другими словами, мы верим только в Материю, в
Материю как видимую Природу, и Материю в ее незримости как
невидимый, вездесущий Протей” (Письмо Е.Рерих от 12 сентября
1934 года). “Ни философия наша, ни мы сами не верим в Бога,
менее всего в того, местоимение которого требует прописной
буквы. Мы отрицаем Бога как философы и как буддисты” (Письма
Махатм, 57). Елена Рерих с этим соглашается: “Махатма
отрицает и говорит против кощунственного человеческого
представления Личного бога. Махатма отрицает Бога церковной
догмы” (Письмо от 08 и 12 сентября 1934 года).

1.Письма Елены
Рерих.  Кишинев. Лист. 1995.  С.670.

2. См.: Питанов В.Ю. Суд совести:
агни-йога против христианства.

3. Имеет ли учение агни-йоги
какое-нибудь отношение к традиционному буддизму? Скорее
всего, никакого. Во-первых, в агни-йоге постоянно
говорится о “незримом (тонком) учителе”, в буддизме же
учитель должен быть живым человеком. Во-вторых, учитель
в буддизме должен принадлежать “живой традиции”, т.е.
сам, в свою очередь, должен иметь учителя. Судя по
всему, у Рерихов не было таких учителей. В-третьих, в
буддизме статус учителя могут подтвердить другие
представители этой же традиции. Далее, в буддизме
огромное значение имеют практики медитации, которые
отвергаются агни-йогой. При этом под медитацией Е.Рерих
понимает развитие мышления и четкости мысли (Письмо
Е.Рерих от 08.11.34), в буддизме же речь идет о
постижении “пустоты”, освобождении от мыслей. В
агни-йоге отсутствует аналог такого важного учения, как
учение о бодхичитте. Бодхичитта – это осознание
“пустоты” как всеобъемлющей истинной природы реальности,
а также это “реальное проявление” любящей доброты и
сострадания ко всем существам. Отношение к миру в
агни-йоге и буддизме совершенно различно. Агни-йога учит
о “духовном эволюционизме”. Индивидуальность эволюционно
восходит от одного “духовного” уровня к другому,
продвигаясь по бесконечной цепи “космической”  иерархии.
В буддизме этот мир есть средоточие пожара страстей и
несправедливости, и человек должен спасаться и бежать из
него, он не должен к нему привязываться.

Ссылки на буддийские источники и
авторитеты в агни-йоге очень ограничены, главным образом
они связаны с Гаутамой Буддой. На многих других
авторитетнейших учителей ссылок в учении почти или
полностью нет: Нагарджуна, Падмасамбхава, Миларепа,
Атиша, Цонкапа и др. Помимо того многие важнейшие
буддийские идеи и принципы, в том числе из махаяны,
махамудры, крайне мало или почти не освещены, и их 
потенциал не используется в учении.  Все
вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что учение
агни-йоги и сами Рерихи никакого отношения к
традиционному буддизму не имели.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий