Йога для детей занятие 2

Наиля Камалетдинова Детский фитнес с элементами йоги

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №240

“Детский фитнес с элементами йоги”

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Ж. Ж. Руссо

Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Наталья Бабинцева Занятие кружка «Веселая йога» с дошкольниками 5–6 лет «Школа здоровья»

– продолжать изучать технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

– продолжать формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

– совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

– закрепить умение детей чувствовать свое тело;

– вырабатывать равновесие.

– укреплять мышцы тела;

– сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

– способствовать повышению иммунитета организма.

Жанна Рагимова «Прогулка в джунглях». Конспект занятия по йоге для детей 5–7 лет

“Прогулка в джунглях”

Жил был йога, маленькая обезьянка, который любил играть. Каждое утро он сидел несколько а минут не подвижно вдыхая ароматы джунглей.

(дети сидят на пятках)

Йога медленно вдыхал и выдыхал через нос

(медленный вдох и выдох через нос, руки на животе)

Йога считается прекрасным вариантом физических занятий для людей, стремящихся поддерживать здоровый образ жизни и следить за состоянием своего тела. Регулярная практика позволяет повысить гибкость тела, увеличить его выносливость и запас жизненных сил, улучшить работу внутренних систем. Одним из ее преимуществ является тот факт, что занятия доступны каждому человеку и не ограничиваются возрастом. Выполнять определенные асаны могут даже самые маленькие дети, важно лишь правильно подбирать элементы и разумно дозировать нагрузку.

Польза йоги для детей

Йога для детей занятие 2

Часто встречающимся желанием среди родителей является потребность воспитать в ребёнке целеустремленность, способность концентрироваться на поставленной задаче и достигать ее. Но современные реалии таковы, что уделить достаточное количество времени на посещение специальных занятий родители не могут, а для самостоятельного прививания нужных качеств зачастую не хватает знаний. В этом случае на помощь приходит йога, которая не только улучшает физические показатели тела, но и учит искусству концентрации и технике правильного дыхания, необходимого для достижения спокойствия и обретения ясного сознания.

Занятия йогой рекомендованы:

Многих взрослых волнует вопрос, с какого возраста разрешено практиковать йогу детям, чтобы не было негативного воздействия на здоровье. На родине йоги, в Индии, оптимальным возрастом считают 7 лет: ребёнок уже способен выполнять нужные элементы, и при том может получать удовольствие от своих действий. Характерной чертой детских тренировок является необязательность строгого выполнения всех поз — для тренингов выбирают наиболее легкие элементы, доступные детскому телу.

Правила занятий для детей

Детский организм достаточно быстро адаптируется к нагрузкам, но на тренировках важно соблюдать осторожность и помнить о следующих правилах:

Занятия можно проводить как дома под руководством практикующего родителя, так и в специально оборудованном центре под присмотром опытного наставника. Тренировки могут быть как индивидуальными, так и групповыми; во втором варианте они способны превратиться в увлекательную и полезную игру.

Программа упражнений для малышей

Йога для детей занятие 2

Главным условием детской йоги является легкость и хорошее настроение во время выполнения упражнений. Это превратит занятие в отличную игру, и заставит ребёнка с нетерпением ждать следующего тренинга.

Чтобы выполнить это упражнение, малыш опускается на корточки, расставляя ноги на ширину плеч. Ладони кладет на колени; вес тела смещает немного вперед. Из этой позиции совершает прыжок вперед, стабилизирует положение и повторяет движение. Для хорошего настроения и бодрости на каждом подскоке необходимо выкрикивать «ква-ква».

С помощью этого упражнения ребёнок научится концентрироваться на работе собственного тела, попутно укрепив икроножные мышцы. Для его выполнения встают прямо, руки поднимают параллельно полу, представляя их крыльями. Поднимают правую ногу и отводят ее назад, держа баланс с помощью расправленных рук. Фиксируют позицию на несколько секунд, возвращаются в стартовую и делают повтор движения со второй ногой.

Упражнение направлено на повышение эластичности спинной мускулатуры и гибкости позвоночного столба. Для его выполнения встают на одну ногу, вторую приподнимают вверх, сгибая в коленном суставе. Упирают ее подошвой в бедро опорной нижней конечности, находят точку равновесия. Руки поднимают над головой и соединяют внутренней стороной ладоней. Слегка раскачиваются из стороны в сторону на протяжении минуты.

Садятся на пол, ноги сгибают в коленных суставах. Ладонями берутся за пальцы ног и выпрямляют их перед собой, наклоняя следом корпус. Удерживают позицию, раскачиваясь из стороны в сторону, будто на волнах.

Встают на четвереньки, упираясь ладонями и коленями в поверхность пола. Смещают вес тела на ладони, приподнимают колени над полом; вес тела переходит на носки. Оставаясь в этой позиции, выпрямляют ноги, поднимая таз вверх. Пятки тянут к полу. Удерживают позицию максимальное количество времени, затем расслабляются и делают повтор упражнения.

Регулярные занятия детской йогой помогут приучить малыша к ежедневной физической активности и станут дополнительным способом для расслабления.

В последние годы йога утратила свою духовную составляющую и получила широкое распространение как способ оказания эффективной физической нагрузки и средство борьбы со стрессом. Йогой в ее современной интерпретации стали заниматься люди обоих полов и всех возрастов. Нередко взрослые привлекают к таким занятиям и детей, начиная с 5-8-летнего возраста.

Польза йоги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов

Йога для детей занятие 2

Не секрет, что любые физические упражнения чрезвычайно полезны для здоровья и развития детей. Однако занятия йогой оказывают дополнительное благоприятное влияние на детский организм. Это влияние проявляется в следующих положительных изменениях:

Нюансы освоения физических упражнений йоги детьми

Методика освоения детьми поз йоги несколько отличается от той, к которой обычно прибегают взрослые. Дети в возрасте 5-8 лет не способны монотонно выполнять задания учителя, в данном случае — инструктора или родителя, занимающегося йогой. Старшие дошкольники и младшие школьники охотнее воспринимают новую для себя информацию и действия в игровой форме. Именно поэтому занятия должны подчиняться следующим дидактическим принципам:

Объясняя позы йоги ребёнку 5-8 лет, рекомендуется использовать следующие приемы:

Эта информация не представляет важности для детей, но создает у них впечатление, что йога — это очень сложное и чрезвычайно непонятное занятие.

Детям проще представить и запомнить асану, если она вызывает в их воображении интересную картинку или напоминает привычное действие, например, прогибы в спине ассоциируются с движениями кошки;

Использование такого приема позволяет избежать скуки и монотонности, которые, вероятнее всего, могут возникнуть у детей при занятиях йогой в силу специфики данного вида физических нагрузок.

Наглядные показы выполнения поз йоги старшим дошкольникам и младшим школьникам должны отвечать следующим требованиям:

Игровые позы йоги для детей

Йога для детей занятие 2

Детям в возрасте 5-8 лет нет смысла показывать и объяснять сложные позы йоги, которые даже некоторые взрослые не в состоянии освоить с первого раза. Также не рекомендуется использовать древнеиндийские названия асан. Лучше заменить их адаптированными обозначениями, которые привычны для слуха ребёнка. Начинать знакомство детей с йогой нужно с таких простейших асан, как, например, следующие физические упражнения:

Встать ровно, сведя стопы вместе. Затем, согнув колено, поднять одну нижнюю конечность и направить коленную чашечку в сторону, а ступней упереться в колено опорной ноги. Соединить ладони в намасте — молитвенном положении — перед грудью и поднять их в таком виде над головой, потянув все тело вверх вслед за ладонями. Эта асана йоги помогает вытянуть позвоночник, укрепить мышцы ног, а также развить чувство равновесия и координации.

Еще одно упражнение для развития баланса, укрепления мышц кора и нижних конечностей. Для его выполнения нужно, стоя ровно, одновременно наклонить корпус и отвести одну прямую ногу назад. Верхние конечности при этом необходимо развести в стороны для более надежной фиксации равновесия. Задержавшись в позе ласточки на несколько секунд, нужно вернуться в прямое вертикальное положение и повторить этот элемент йоги, сменив опорную ногу.

Сесть на пол, развести нижние конечности как можно шире, избегая сгибания коленей. Затем следует наклонить корпус так низко, чтобы грудь касалась пола, и завести верхние конечности под ноги, развернув ладони вверх. Находясь в таком положении, нужно расслабиться и ровно дышать. Поза черепахи улучшает работу дыхательной системы, тонизирует мышцы живота, растягивает позвоночник и улучшает пищеварение.

Лежа на животе, необходимо согнуть нижние конечности, взяться руками за лодыжки и аккуратно приблизить голени к полу, слегка надавив на верхний свод стоп. Задержаться в таком положении на несколько секунд, вернуться в стартовую позицию и расслабиться. Эта асана йоги помогает сформировать у детей правильный подъем стопы и предотвратить развитие плоскостопия.

Расставив стопы на расстояние, превышающее ширину плеч, присесть максимально глубоко. Находясь в приседе, нужно завести руки в пространство между ног и положить ладони на пол. Сместив вес тела немного вперед, нужно выполнить прыжок, оторвав от пола и ладони, и ступни. Если прыжок выполнить не удается, то можно просто задержаться в таком глубоком приседе на несколько секунд.

Встать на колени, наклониться назад, запрокинуть голову и постараться коснуться ладонями пяток. С помощью этой асаны йоги можно улучшить осанку у детей, избавиться от сутулости и других искривлений позвоночника, а также развить гибкость и чувство баланса.

Для ее выполнения нужно наклониться вперед с прямой спиной и упереться ладонями в пол. Колени при этом могут быть немного согнутыми. Далее следует плавно опускать пятки к полу и разгибать колени, растягивая таким образом мышцы спины и задней поверхности нижних конечностей. Если этот элемент йоги дается ребёнку слишком легко, то можно попросить его приподнять одну ногу вверх или постараться коснуться лбом пола.

Сесть на пол, вытянуть прямые нижние конечности и наклониться как можно ниже к коленям, стараясь коснуться пальцами рук носков стоп. Задержаться в нижней точке наклона на несколько секунд, дыша в это время ровно и глубоко.

Про йогу:  Найдите качественную свободную белую одежду для йоги по доступным ценам | Поставка и стиль

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №37»

Конспект сюжетно-игрового занятия

«Путешествие на солнечный остров»

в группе общеразвивающей направленности

для детей 6-7лет

по физической культуре:

Развитие физических качеств у детей 6-7 лет через гимнастику  “Хатха-Йога”, научить детей заботиться о своём здоровье, формировать потребность в ЗОЖ.

баннер с изображением острова.

коврики для занятий йогой, ребристая дорожка, дорожка следов, мяч, кубики.

Настройка на занятие. «Круг добра».

– Сядем красиво, ладошки на коленках, спина прямая. Как обычно мы начинаем с улыбки, чтобы занятие прошло в хорошем настроении. Ведь от улыбки даже хмурый день становится светлей.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на солнечный остров. Но сначала сделаем разминку, чтобы быть в хорошей физической форме.

Чтобы не зевать от скуки, сели и потерли руки.

А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп, хлоп.

Щеки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем.

Ну-ка, дружно, не зевать: 1,2,3,4,5.

Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.

А теперь уже, гляди, добрались и до груди.

Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут, и там, и немного по бокам.

Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим, хлопаем как можно ниже.

И погладим мы себя. Вот какая красота!

3.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и  на  счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 3-4 раз.

– А на чем же мы с вами отправимся в путешествие? Конечно же на лодках. Представим, что наши коврики это лодочки, на которых мы и поплывем.

-Но сначала подготовим нашу лодочку к плаванию. Поднимем одну ножку и вытяним руки вперед, спина прямая. Затем вторую ножку поднимем и руками потянемся вперед. А теперь поднимем обе ноги и руки вперед. Вот какие у нас красивые лодочки! Готовые к плаванию. Отправляемся в путь!

– Сели в простую позу.  Взяли в руки весла и поплыли. Наклоняемся вперед , вытягиваем руки  и разводим в стороны, отклоняемся назад (имитация гребли на веслах) 3-4р.

-Вот мы и на острове.

– Посмотрите как здесь красиво, как легко дышится. Над головой голубое небо, красивые облака и ласковое солнышко светит. Потянемся к солнышку руками. Солнечные лучики проникают в каждую клеточку нашего тела, дарят нам заряд силы и энергии. Наше тело становится сильным, стройным, гибким.

– Ребята, посмотрите, какие здесь красивые деревья растут. Давайте изобразим с вами эти деревья. У них очень большие, сильные корни, которыми они крепко держатся и качаются.

Сильные ветви тянутся вверх к солнышку. А теперь поменяем ноги и покажем деревья, которые растут в самой чаще острова.

– Смотрите, а вот и дорожка, которая сможет провести нас по острову. Пойдем, посмотрим, что там?

– А вот мы встретили первых обитателей  острова, обезьян. Давайте походим с вами как обезьяны .

– Обезьянки нас совсем не боятся, они как герои. Станем и мы героями.

-Поиграем с обезьянками в игру «Зеркало», будем повторять за ними движения:

1.ударить правой рукой по левой ступне(и наоборот);

2.достать пальцами ног до лба;

3.руки в замок за спиной.

– Обезьянки благодарят вас за игру и дарят нам в подарок морскую звезду.

Что растет на острове? Конечно же пальмы. Покажем какие это пальмы. И могучие, высокие и стройные. Такими же и мы с вами будем, если будем правильно выполнять упражнение.

– Какие плоды растут на пальме? Да, бананы. Нам пора подкрепиться, но с собой мы не взяли еду. Давайте сорвем бананы с пальмы. Только сначала подумаем, куда же мы их будем складывать? Какие у нас корзинки?

-Вот такие у нас корзиночки красивые!

Стоя  тянуться поочередно руками вверх, имитируя сбор бананов.

– Как много мы собрали вкусных фруктов! Устали? Давайте присядем, отдохнем и подкрепимся полезной едой.

А вы знаете кого из хищников здесь можно встретить? Крокодила! Давайте ляжем на животик и полежим как крокодил, чтобы он нас не заметил.

Положите руки одна на другую и опустите на руки голову. Дышим спокойно, медленно.

– Дети, как вы думаете, кто живет на острове еще из насекомых? Да, там живут гусеницы

-Поиграем с гусеницами наперегонки? Проползем в конец коврика и вернемся обратно.

А вы знаете, в кого превращается гусеница, когда подрастет?

– На острове так много цветов и бабочек! Давайте и мы с вами превратимся в прекрасных бабочек и полетаем над цветами.

А кто это летает еще вместе с бабочками? Конечно, это стрекозы.

Хотите полетать с ними? Тогда приготовимся к полету. Сначала одну ножку поднимем вверх, задержимся. Теперь другую. Отдохнем и поднимем вместе вверх руки и ноги, головой тянемся вверх.

.Релаксация «Сон на берегу моря» под спокойную музыку.

– Ребята, вы молодцы! Вам понравилось на острове?

– А теперь ляжем все на спинку, вытянем ноги,  руки ладошками вверх, закроем глаза. Спокойно отдохнем волшебным сном. Дышится легко, ровно, глубоко. Ручки отдыхают. Ножки отдыхают. Все тело отдыхает. Напряжение улетело. Представим, что мы лежим на теплом, мягком песочке, греет солнышко, ножки теплые, щечки теплые, вялые и нисколько не усталые. Напряжение улетело, все тело расслаблено. Мы спим и нам снится один и тот же сон . В этом сне мы видим море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир необыкновенной красоты, водоросли и различные виды диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов.

, и на счёт: «Раз, два, три!» дети просыпаются.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепко кулачки сжимаем,

их повыше поднимаем.

– Медленно повернулись на правый бочок, колени прижали к себе и еще несколько секунд полежите на песочке. Так хорошо отдыхать, но нам пора возвращаться в детский сад. Медленно поднимаемся, садимся. А вернемся мы обратно в детский сад необычным способом. Мы превратимся в облака и полети

2.Дыхательная гимнастика «Пчелы»

-Закроем ладошками глаза, уши большим пальцем. Сделаем глубокий вдох, на выдохе с закрытым ртом произнесем: «з-з-з-з-з».

3. Игра «Облака»

Облака плывут куда-то,  Словно сахарная вата,

Белые, кудрявые,В синем небе плавают.

У них толстые бока Только тают облака,

Постепенно исчезают, Тают, тают, тают..

Дети  двигаются медленно под музыку,

совершая плавные взмахи руками,

меняют направление движения

Останавливаются, разводят руками,

показывают толстые бока.

Опускают голову, плечи.

. Рефлексия. Игра «Полезные и вредные привычки».

Вот мы и вернулись из путешествия. Чем мы с вами занимались? Что вам понравилось? Как вы думаете, путешествовать, вести здоровый образ жизни это полезные привычки? А давайте назовем еще полезные привычки, передавая мяч по кругу, каждый называет полезную привычку.

– По нашей традиции в конце занятия каждый по цепочке пожелает своему соседу что-нибудь доброе, светлое.

1.Бокатов А. И., Сергеев С. А. – “Детская йога”

2.Васильев Т. Э., Начало Хатха-йоги. 1998г.

3.Кузнецова М, Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению  детей».М. 2003г.

4.Латохина Л.И. «Хатха-йога для детей»  М.:Просвещение 1993г.

5.Мартынов С. М. «Здоровье ребенка в ваших руках». 1991г.

6.Чистякова М. И. Психогимнастика – М.,1990г.

7.Щетинин М. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.» М. 2007г.

Публикация «„Прогулка в джунглях“, Конспект занятия по йоге для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Йога встал и потянулся руками вверх, стараясь достать самой высокой ветки на дереве. Он мечтал, что бы его руки превратились в крылья, как у птицы.

Йоге нравилось, что птицы легко могут поворачивать то в лево, то в право и как они парят в низ, как перышко

Иногда для развлечения йога любил смотреть на мир вверх ногами, он просто наклонялся вперед.

(наклон вниз, ладони по возможности на пол)

Йога развел руки в стороны вообразив себя звездой

Йога посмотрел вверх, в стороны, в низ но негде не мог найти своего друга фламинго

Хищная птица пролетела над йогой и он сделал выпад, что бы избежать ее острых когтей.

(выпад правой ногой вперед)

Несколько раз хищная птица старалась достать йогу, но он изворачивался от нее делая выпад.

(выпад левой ногой вперед)

Птица улетела так же стремительно, как и прилетела, тут йога заметил кошку, которая только-только проснулась.

Кошка двинулась сквозь мокрую траву вперед, стараясь не замочить лапы в росе.

Не успел йога повторить за кошкой все эти движения, как она подняла заднюю лапу как пес, метящий территории.

(поза кошки, прогибы спины)

Иога засмеялся и повторил движения Кошки. Затем йога встал на носочки и приподнялся хвостом вверх, став похожим на высокую гору.

Йога постоял в такой позе делая медленные вдохи и выдохи. А когда он поднял голову, кошки не было рядом и все животные попрятались, как будто что то должно случится. И Йога сложился как черепаха в ожидании.

Неожиданно громкий рык потряс тишину и в высокой траве показался лев.

Лев король джунглей и когда он говорит все должны его слушать. Лев сидел на месте и оглядывался по сторонам, проверяя все ли животные собрались, что бы послушать его.

(имитация рычания льва, сидя на пятках)

Селезень пропал, сказал лев, и как король джунглей я обязан помочь найти его. Селезень не уходит далеко от воды, поэтому он забрался на цветок лотоса.

Она погрузился головой в оду, но все что он увидел- это маленькая рыбка, снующая взад- вперед.

Йога был так увлечен поисками селезня, что не заметил как цветок лотоса начал тонуть, но к радости рядом с Йогой оказалась лодка.

Волны начали раскачивать лодку, словно в океане.

(поза лодки (уголок, ноги согнуты в коленях)

Удивляясь столь большим волнам, Йога посмотрел за борт и увидел проплывающего мимо кита.

Я видел как селезень играл с дельфином. Кит направил Йогу к месту, где селезень играл с дельфином.

Селезень решил отправиться домой с Йогой. Он помахал дельфину и с помощью Йоги забрался в лодку. И они направились к берегу, где их все ждали. Животные устроили по этому поводу праздник, ели от пуза, веселились и потом легли отдыхать.

Про йогу:  Понимание противопоказаний Бикрам йоги, избежание потенциальных рисков и максимизация пользы

Йога отдыхал с друзьями, и вспоминал сегодняшнее приключение.

Публикация «Занятие кружка „Веселая йога“ с дошкольниками 5–6 лет „Школа здоровья“» размещена в разделах

– воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни;

– воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам

Мотивационный этап (1-2 минуты) Слайд 1.

-Здравствуйте, дорогие ребята! Говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что всем вам желаю здоровья. Почему в приветствии всегда звучит пожелание друг другу здоровья? Потому что здоровье для человека самая главная ценность.

У йогов есть прекрасные и полезные упражнения для здоровья всех людей, любого возраста, и для дошкольников, и для мам и бабушек, например, «Здравствуй, солнце!»

Инструктор. До встречи с Солнышком мы с вами немножко разомнёмся.

Сегодня мы научимся приветствовать Солнышко, мы будем выполнять упражнения одно за другим. Выполняя упражнения, мы как бы говорим,

«Здравствуй Солнышко, мы рады приветствовать тебя! Я иду навстречу солнышку!» Солнышко светит всем одинаково, мы все для него равны. Люди договорились называть эти упражнения «приветствие Солнца!»

Но сначала проведем разминку.

1. Разминка, суставная гимнастика.

Упражнение 1. «Макушку выше»

И. сидя на полу, ноги вытянуты перед собой, скрестить ноги и почувствовать себя удобно, как в кресле. В. Макушка тянется к потолку, спина прямая.

Упражнение 2. «Медленное вращение головой»

И. п. : то же. В. Представь себе, что твоя голова – это яблоко, шея – хвостик, он очень сильный, крепкий, поэтому яблоко может повернуться к солнышку любой стороной и поспевает, медленно собирая солнечные лучики.

Упражнение 3.«Весёлые плечики»

И. п. : сидя, скрестив ноги. В. Руки на плечах, движения плечами вверх, вниз (наши плечики умеют смеяться хи-хи; ха – ха)

Упражнение 4. «Моторчики»

И. п. : то же. В. Круговые движения рук, согнутых в локтях, перед собой (мы, весёлые моторчики, заведём их)

Упражнение 5.«Крылья самолёта»

И. п. : то же. В. Выпрямляем руки и делаем наклоны в одну и другую стороны (отправляемся в полёт)

И. п. : соединить стопы вместе и обхватить руками носки ног. В. : Подтянуть пятки как можно ближе к телу. Раскачивать колени вверх, вниз. Это крылья бабочки. Давайте похлопаем крыльями. Бабочка летит на цветок. Вдохнём его аромат (вдох – выдох).

Упражнение 7. «Цветок»

И. п. : то же. В. : Мы с вами растём, словно цветы (медленно поднимаемся на ноги, выше и выше, тянемся к самому солнышку.

Упражнение 8.«Красивая чаша»

И. п. : то же. В. Поднимаем руки вверх, вы – красивая чаша, в которую льётся живительный дождик бодрости и здоровья. Он лёгкий и приятный. М наполним чашу до верха. Теперь потрём ладошки друг о друга. Чтобы они стали тёплыми. Приложите тёплые ладошки к глазкам. Поморгайте глазками в ладошки.

Инструктор. Мы сейчас повторим самомассаж «Ушки» для улучшения вашего здоровья.

Мы с вами и наши знакомые зверята очень рады встрече с Солнышком и весело разминаются на лесной полянке.

Упражнение 1. «Самомассаж ушных раковин»

Лепим, лепим ушки детям и зверушкам, (1 минута)

(разминаются ушные раковины сверху вниз и снизу вверх)

чуткому зайчонку, (потянуть за уши вверх)

мудрому слонёнку, (потянуть за мочки ушей вниз)

весёлой обезьянке, (потянуть уши в стороны)

преданной Каштанке (взять сверху за уши и опустить их вниз)

И себе слепили, крепко прилепили,

(разминать уши движениями сверху вниз, прижать ладони к ушам,

ладошками пригладили (поглаживающим движением указательного пальца провести за ушными раковинами)

(поглаживающим круговым движением провести по ушам ладонями)

Упражнение 2. «Массаж носа». Выполнение: указательными пальцами, круговыми движениями массируем крылья носа.

Упражнение 3. «Клешня». Выполнение: сделать «клешню» из большого и указательного пальца и сжать ею перегородку носа.

Упражнение 4. «Утюжок». Провести поглаживающими движениями ладоней по лбу, щекам, шеи, животу.

Дыхательная гимнастика «Сбрось усталость»

Инструктор. Друг за другом мы горой, Посмеемся над бедой.

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. 1 – сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх; 2 – задержать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»); 3 – медленно выпрямиться и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.

Инструктор. Сегодня мы научимся приветствовать Солнышко, и будем выполнять упражнения одно за другим. Выполняя упражнения, мы как бы говорим, «Здравствуй Солнышко, мы рады приветствовать тебя! Я иду навстречу солнышку!» Солнышко светит всем одинаково, мы все для него равны. Люди договорились называть эти упражнения «приветствие Солнца!»

2. Основная часть

Комплекс «Сурья Намаскар»

Сурья в переводе с санскрита означает «солнце, а намаскар – «приветствие». Итак, сурья намаскар – это Приветствие Солнца.

Начальная позиция. Поза «гора» (тадасана)

Описание. Станьте прямо и устойчиво, ноги вместе или слегка разведены, стопы параллельны, тело подтянуто. Дыхание глубокое. Сделайте вдох и на выдохе перейдите к следующему положению.

1. Приветствие (намасте)

Описание. Сохраняйте основную стойку, руки согните в локтях на выдохе и соедините ладони на уровне грудной клетки пол углом примерно 30 градусов (немного вверх и вперёд).

2. «Полумесяц» – прогиб назад

Описание. Из положения 1, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.

3. «Аист» – наклон вперёд к ногам

Описание. Из положения 2 плавно, на очередном выдохе, вытягивая вперёд руки, с прямым позвоночником опускайтесь вниз. Ноги стоят вместе, коленные чашечки приподняты и подтянуты, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Если с прямым позвоночником далее опускаться невозможно, расслабьтесь, опустите руки вниз, стараясь поставить ладони на пол по обе стороны от стоп. Шея расслаблена. Тянитесь животом к бёдрам, а макушкой к полу вдоль ног. При этом движении приветствуйте Землю.

Описание. Из положения 3 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой назад. При этом левая нога сгибается в колени. Голень перпендикулярно полу. Опустите колено правой ноги на пол. Ладони остаются на полу по обе стороны от левой стопы на одной линии с ней. Руки выпрямлены в локтях. Пальцы вместе и повёрнуты вперёд. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.

Описание. Из положения 4 сделайте большой шаг левой ногой назад на выдохе. Теперь обе ноги выпрямлены и стоят на месте. Упор на пальцах стоп. Руки остаются прямыми, ладони на полу, на уровне плеч. Пальцы рук вместе и смотрят вперёд. Выпрямляйте тело в одну линию. Смотрим при этом вниз, следите, чтобы таз не поднимался и не опускался, также не опускайте голову. Дыхание свободное.

Промежуточное положение для отдыха – поза «ребёнок»Описание. Из положения 5 опустите колени на пол, ягодицы на пятки. Лоб на пол. Позвоночник расслаблен. Руки вытянуты вперёд. Дыхание произвольное. Находитесь в этом положении столько, сколько необходимо для отдыха.

6. «Гусеница» – восемь точек, частей тела

Описание. Из положения 5 или промежуточного положения скользите вперёд, стараясь коснуться грудной клеткой пола (как гусеница, при этом руки остаются на том же месте. В этом положении пола касаются 8 частей: лоб или подбородок, грудная клетка, колени, пальцы ног, ладони. Таз приподнят, носки тяните на себя. Ладони остаются на месте и должны остаться под плечами. Пальцы вместе и направлены вперёд, локти слегка прижаты к туловищу. Переход в позу «кобра».

Описание. Из положения 6 продолжайте без задержки скользить грудной клеткой по полу и полностью выпрямитесь на нём. На вдохе. Приподнимите голову, затем грудную клетку. Подключая руки, приподнимайте с пола локти и верхнюю часть туловища. Прогнитесь так, чтобы нижняя часть живота оставалась на полу. Грудная клетка раскрыта, плечи отведены назад и вниз. Смотрите вперёд, толкая грудную клетку вперёд и вверх. Вытягивайтесь.

Описание: .Из положения 7 плавно, на выдохе отталкиваясь руками от пола, подайтесь тазом назад и вверх, выпрямляя ноги в коленях. Руки полотно прижаты к полу и остаются на месте. Вытягивайте заднюю поверхность ног, приближая пятки к полу. Тянитесь грудной клеткой вниз. К ногам. Шея расслаблена, голова опущена макушкой к полу, а ладони плотно прижаты к нему. Старайтесь не переусердствовать, иначе можно потянуть спину в области лопаток.

Описание: Из положения 8 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой вперёд так, чтобы стопа оказалась на одной линии с кистями рук, голень перпендикулярно полу. Опустите колено левой ноги на пол. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.

Описание. Из положения 9 плавно, на очередном выдохе сделайте вперёд, приставляя её к правой. Выпрямите обе ноги, стараясь не отрывать руки от пола. При этом движении приветствуйте Землю.

Описание. Из положения 10 приподнимите сначала голову, перенесите прямые руки перед собой вперёд. Максимально выпрямите спину и руки параллельно полу, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.

Описание. Из положения 11 выпрямитесь вертикально и на выдохе плавно опустите руки через стороны вниз, возвращаясь в и. п.

Дыхательные упражнения (пранаямы)

Это дыхание называется «солнечным», почувствуй, как солнечное дыхание придаёт тебе силы и делает тебя здоровым и счастливым!

Приложите указательный палец павой руки к правой ноздре (зажмите клапан, сделайте вдох левой ноздрёй, затем зажмите оба клапана. Задержите дыхание. Откройте правый клапан, сделайте выдох. Повторите упражнение 5- 6 раз.

Коплекс асан №4(10 самых полезных асан)

Игра «Петух, цапля и коршун» (напомнить правила игры)

Дыхательная гимнастика «Гармошка»

И. п. : стоять прямо, руки опустить. В. положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.

Гимнастика для глаз «Цветы»

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

Вот деревья, вот кусты,

Вот – душистые цветы.

Выполнение: Поднять глаза вверх

Круговые движения глазами

Посмотреть влево – вправо

Про йогу:  Как стать тренером по йоге с нуля в самаре. что дает онлайн-сертификат по йоге?

Релаксация «Ковёр – самолёт»

(Слушаем релаксирующую музыкальную композицию в течение трёх минут).

Домашнее задание: когда утром увидишь солнышко, скажи: «Доброе утро, солнышко!»

Публикация «Детский фитнес с элементами йоги» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение – это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

Что такое йога?

Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.

Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.

Занятие йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Большинство упражнений в йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу, развивают фантазию и воображение.

Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.

Структура занятий с детьми

Основу занятий составили комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть: Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть суставы. В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи. В разминку включаются динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки – отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья.

Основная часть: Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть: Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в йоге – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.

Требование к выполнению статических упражнений

• Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз, нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.

• Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.

• Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т. д.

• Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

• Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

• Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

• После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.

• Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила – в покое».

• Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль. Ощутив такую боль, скажите себе три раза: «Эта лёгкая приятная боль – моё здоровье». Установление такой положительной связи, один из «секретов» поз.

• Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3–5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.

I этап. Отдых перед вхождением в позу

Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.

II этап. Мысленная настройка на выполнение позы

Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ воспитателем позы.

III этап. Вхождение в позу

Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.

IV этап. Фиксация позы

Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.

При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.

V этап. Выход из позы.

Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.

VI этап. Отдых после выхода из позы

Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.

Ожидаемый результат и способы определения результативности. Ребенок будет знать 1. Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнения для глаз, самомассажа. 2. Комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. 3. Правила здорового образа жизни.

Ребенок будет уметь использовать 1. Средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приемы формирования морально-волевых качеств. 2. Приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение). 3. Методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

Перспективное планирование по йоге на учебный год

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Октябрь Диагностика (тестирование).

Подготовка связок и суставов. Диагностика (тестирование). Комплекс статических упражнений. Самомассаж (разминка). Комплекс статических упражнений. Комплекс статических упражнений, сказка «Курочка ряба».

Ноябрь Статические упражнения, разминка. Статические упражнения «Мостика», «Орла», «поза Бриллианта». Статические упражнения «Лотоса», «Кузнечика», «Бегуна». «Божественная поза», импровизация. Путешествие в осенние сопки.

Декабрь Поза «Кривого дерева», поза «Тигра».

Само массаж. Статические упражнения, само массаж, поза «Кривого дерева», «Орла» Разминка №1, статические упражнения. Сказки народов тайги и тундры.

Январь Упражнения для укрепления мышц лица Расслабление в позе «Кучера», статические упражнения. Статические упражнения, поза «Змеи». Морское путешествие.

Февраль Навыки сосредоточения, статические упражнения. Упражнения для глаз, статические упражнения, поза «Скручивание». Показательные выступления для родителей. Сказка «Рукавичка».

Март Правила хорошего тона, статические упражнения. Показательные выступления для родителей. «Морское путешествие». Статические упражнения, поза «Аиста». Сказка «Гуси лебеди».

Апрель Профилактика простудных заболеваний, точечный массаж. Статические упражнения, поза «Расслабления на боку». «Тронная поза», статические упражнения. «Пробуждение березки».

Май Диагностика. Проверка ловкости.

Диагностика. Проверка гибкости. Диагностика Проверка координации и равновесия. Показательные выступления для воспитателей.

Диагностика проводиться для контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.

Наименование Описание тестов

Требования к выполнению

Гибкость Ребенок встает на куб с прикрепленной линейкой так, чтобы носки ног касались края, наклон вперед выполнить с прямыми ногами. Измеряем от нулевой отметки (края куба) выше – отрицательный, ниже положительный. Положение фиксируется 3 сек.

Равновесие Из положения, стоя на одной ноге, другая согнутая вперед (носок касается колена опорной ноги, руки в стороны. Оцениваем удержание в секундах.

Статическая. Выносливость (тест Крауса Вебера) Даются 3 упражнения, каждое упражнение выполняется только 1 раз. 1. Поднять туловище из положения, лежа на животе, туловище закреплено. Держать 10 сек.

2. Из исходного положения, лежа на спине поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек.

Сила мышц рук Измеряется с помощью ручного динамометра. Оценивается в килограммах.

Контрольные тесты для оценки уровня развития физических качеств и физической подготовленности детей.

Цель: выявление уровня физических качеств и физической подготовленности детей при отборе для занятий по йоге.

Методы диагностики: тестирование.

ПРОВЕРЯЕМ ЛОВКОСТЬ И КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ

1. Встаньте по двое спиной к спине. Возьмите друг друга под руки, согнув их в локтях. Одновременно сесть на пол, вытянуть ноги, а затем встать, не разъединяя рук.

2. Встаньте по двое друг против друга, ноги на ширине плеч. Правые руки вытяните вверх, прижав ладонь к ладони. Левые руки на бёдрах. Постарайтесь правой рукой отвести руку «противника» в сторону так, чтобы заставить его сойти с места или опустить руку.

Примерные занятия по йоге

Комплекс 1 Комплекс 2 Комплекс 3 Комплекс 4

5. «Свеча», «Берёзка»

7. Созерцание «Тишина»

8. Релаксация «Полёт»

7. «Полулотос» или «Лотос»

11. Созерцание «Тишина»

12. Релаксация «Полёт»

11. «Свеча», «Берёзка»

13. Созерцание «Тишина»

14. Релаксация «Полёт»

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего,

А все хорошее друзья,

Дается нам недешево! С. Маршак

Оцените статью
Йога-Оздоровление