Как научиться красиво говорить
Инна Козлова Дыхательные упражнения на занятиях по вокалу в ДОУ
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Выполнение дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.
В таком сложном процессе, как развитие речи имеет значение развитие речевого дыхания, это очень важно и нужно. Правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое. Здесь собраны игры для тренировки речевого дыхания, отработанные в процессе многолетней практики.
Правила для ротового выдоха:
— делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;
— выдох должен быть очень плавным;
— во время выдоха щёки надувать не нужно;
— во время выдоха воздух должен выходить исключительно через рот;
— во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Дыхательные упражнения должны быть ограничены по времени, так как могут вызвать плохое самочувствие.
Развитие речевого дыхания проходит в несколько этапов.
Первый этап работы
Игры и упражнения для формирования плавного ротового выдоха
«Снежинки». Вырезаем из бумаги снежинки, подвешиваем их на ниточку. Делаем глубокий вдох носом и затем плавно дуем на снежинки.
«Ветер». Из бумаги нарезаем полоски 15-20 сантиметров. Обвязываем их небольшой верёвочкой. Получается, что-то наподобие дерева. Ветер дует, на листочки и они шевелятся. Глубокий вдох, на выдохе дуем на полоски из бумаги.
Упражнение «Осенняя мелодия»
Осенью можно собрать листья разных расцветок. Раскладываем листья на столе. Тренируем речевое, дыхание, сдувая листочки со стола плавным выдохом.
Упражнение «Снег идёт!»
Приготовим небольшие шарики из ваты. Затем подбрасываем по одному и стараемся успеть подуть на каждый шарик, как бы сдувая снег.
Игра очень простая, так как требуется только выйти на улицу и найти одуванчик. Затем просто дуем на одуванчик.
Можно поиграть в игру «Дедушка или бабушка». Дуем на одуванчик, если с одуванчика упали все пушинки, то это лысый дедушка, если остались, то это бабушка. Выигрывает тот у кого получится сдуть все пушинки, то есть дедушка.
Игра «Вертушка». Для этой игры вам потребуется купить вертушку. Плавно дуем на вертушку.
Игра «Песня ветра». Для игры используется специальная конструкция, которую можно приобрести в магазине. Плавно дуем, заставляя колокольчики издавать лёгкий звон.
Игра «Футбол». Скатываем из ваты два шарика. Ставим на стол ворота. Это могут быть два кубика. Стараемся забить мяч из кусочка ваты в ворота из кубиков плавным, длительным выдохом.
«Самолётики». Делаем из бумаги самолёты и дуем на них долгим и плавным выдохом.
«Катись, карандаш!» Нужно положить на стол карандаш, а затем с силой на него подуть, чтобы он укатился как можно дальше.
«Дыхание собаки». Делаем быстрые и частые вдох и выдох. С каждым разом выдох должен быть немного длиннее предыдущего.
«Воздушный шарик» Необходимо надуть воздушный шарик и повесить его на уровне лица. Сильно и плавно дуем на шар так, чтобы он взлетел как можно выше.
Более сложный вариант игры. Подбрасываем воздушный шар и дуем на него, не давая шару упасть.
«Плыви, корабль!» В таз с водой пускаем бумажный корабль. Плавным выдохом дуем на корабль.
«Уточки». Игра похожа на предыдущую. Вместо кораблика используют пластмассовые удочки.
«Буль-Буль». В стакан наливаем воду и поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.
Затем можно сделать целую «бурю» в стакане. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность.
«Именины у мишки». Для этой игры нам нужно взять любой мягкий десерт, в центр которого вставляем свечу.
Можно, сказать ребёнку, что сегодня «именины у мишки». Мишку нужно поздравить и помочь ему задуть праздничную свечку.
«Летящее пёрышко».! Подбрасываем вверх птичье перо, дуем на него, не давая ему упасть.
Мыльные пузыри. Надуваем мыльные пузыри.
«Полицейский на посту». Играем в полицейских. Если появляется нарушитель, свистим в свисток (дудку).
«Музыкальная бутылочка». Нужно взять небольшую стеклянную бутылочку. Высота не более 10 см.
Слегка касаясь нижней губой горлышка бутылочки, начинаем медленно дуть. Струя воздуха должна быть сильной. Получается интересный свистящий звук.
Второй этап работы
Игры на развитие речевого дыхания
(звуки, слоги, слова, фразы)
Обучение правильному речевому дыханию продолжается. На этом этапе мы учимся плавно произносить звуки, слоги, слова и фразы на выдохе.
Работа строится по принципу от простого к сложному.
Правила выполнения заданий:
Игры с гласными звуками
«Песенки гласных звуков». Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.
Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».
Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».
На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».
На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».
Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».
Стараемся петь звуки как можно дольше пока хватает воздуха на выдохе.
Пропевание гласных звуков с движениями
Все гласные звуки пропеваем на выдохе.
«Распускающейся цветок» Звук «А». Ребёнок стоит с опущенными руками. Через стороны поднимает руки вверх делая вдох. Опускает руки через стороны вниз, поёт: «А-а-а» на выдохе.
«Порубим дрова». Звук У. Ребёнок стоит с опущенными руками. Ноги ставит на ширину плеч. Поднимает прямые руки вверх и делая вдох. Затем производит наклон со звуком: «У-у-у».
«Облачко лети». Звук «О». Обучающийся стоит, руки опущены. Разводит руки в стороны и делает вдох. Затем руки медленно поднести ко рту, подушечки пальцев встретились, кисти образуют букву «О» и пропевает на выдохе: «О-о-о».
«Большой мяч» Звук «Э». Руки опущены вдоль туловища. На вдохе разводит руки в стороны. На выдохе поёт звук «Э-э-э» и медленно ведёт руки к груди, имитируя пойманный мяч.
«Качели» Звук «Ы». Руки опущены вдоль туловища. Медленно, на вдохе поднимает руки со сжатыми кулаками перед собой. На выдохе медленно отводит руки назад и поёт «Ы-ы-ы».
«Солнышко» Звук «И». Ребёнок стоит с опущенными руками и делает вдох. Очень медленно поднимает руки вверх, на выдохе поёт: И-и-и».
Дыхательная гимнастика с движением
«Крылья». Руки опущены. Взрослый отводит руки малыша за голову – вдох. Руки плавно опускаем – выдох.
Ручки, как крылья на вдохе взлетают – (вдох)
Выдохнем плавно и вниз опускаем. (выдох)
«Стрекоза». Взрослый берёт руки ребёнка и разводит их в стороны – вдох. Затем медленно производит поворот его туловища вправо. Руки «встречаются» ладошки делают небольшой хлопок – выдох. Повторяем те же движения в левую сторону.
Игры с согласными звуками
«Шарик». Расставляем ноги на ширину плеч. Необходимо произносить звук «Ф» и одновременно сводить руки перед собой – шар сдувается. Повторить несколько раз.
«Весёлая змейка». Делаем глубокий вдох и на выдохе шипим как змейка – «Ш-Ш-Ш». Произносить звук нужно на одном выдохе. Добирать воздух, во время произнесения, нельзя.
«Покачаем насос». Делаем глубокий вдох носом и на выдохе имитируем как работает насос. Произносим «С-С-С».
«Комарик». Делаем спокойный, глубокий вдох. На выдохе длительно произносим звук «З-з-з»
Читаем (повторяем за взрослым) пословицы, поговорки,
скороговорки на одном выдохе.
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?
Для развития дикции и речи у детей, вы сможете выбрать любую скороговорку.
Тренируясь говорить скороговорки, вы не только развиваете речевое дыхание, но и дикцию, что очень важно для хорошо поставленной речи.
3 Комплекса упражнений для дифференциации
ротового и носового дыхания
Главная особенность этих комплексов — сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.
После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.
Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха
Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха
Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи
Игры на развитие речевого дыхания, очень важная составляющая речевого процесса. Играя, ребёнку быстрее и интереснее удаётся достичь положительных результатов. Надеюсь, игры будут вам полезны.
Удачи и терпения!
Учитель-логопед Суппес Надежда Михайловна
Публикация «Дыхательные упражнения на занятиях по вокалу в ДОУ» размещена в разделах
Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
необходимо использовать на занятиях перед пением песен для выработки правильного певческого дыхания.
Упражнения для развития брюшного дыхания:
Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.
«Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
«Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов, ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). (По В. Емельянову.)
«Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В. Емельянову.
«Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
«Летит самолёт» вдох- живот надули (заправили самолёт, выдох-гласная у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
«Зеркальце» – глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки. (По В. Емельянову.)
«Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно «Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.
(По М. Гоголевой.)
«Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
«Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
«Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук «Х».
«Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
«Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть «З-з-з-з-з». По Б. Толкачёву.
«Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок, задержка, на выдохе «А-а-а-ах».
«Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звёзды.
Окружаться снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н. Нищева)
«Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук «Ж», можно
вращать перед собой указательными пальцами.
Пчёлка гуди, в поле лети,
С поля лети – мёдик неси. (нар. приговорка).
«Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове (рожки, и на выдохе продолжительно тянут «Му-у-у-у-у» (чья корова дольше мычит, тот и выиграл.)
«Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить (хвост вертолёта, крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».
Быстро лопасти крути! Вертолёт, лети, лети!
«Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
«Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук «Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами “волчок” игра начинается заново.
«Пароход» (дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» (рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук «Ы-ы-ы-ы-ы».
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно печка.
«Барабан и дудочка»
Барабан мы в руки взяли
На нём звонко заиграли.
Дети на коротком дыхании произносят звук «Д-д-д-д-д»
Вот играет дудочка,
Дудочка – погудочка.
Губы трубочкой, пропевается звук «У-у-у-у».
Можно чередовать барабан и дудочку.
«Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на
(выдох спокойный ненапряжённый).
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
(дети хором могут пропеть каждый своё дерево)
«Синьор-помидор» (по М. Лазареву)
Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.
«Шарик» (по Б. Толкачёву)
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш-ш».
«Шарик сдулся» (по Б. Толкачёву)
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал,
Подошёл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
«Пузыри» Эй, мышонок, посмотри,
(Звать, к себе помахивая кистями.)
Мы пускаем пузыри:
(Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и
Синий, красный, голубой,
Выбирай себе любой.
(русская нар. потешка).
«Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»
С поля лети,
Медок неси. Ам!
«Дятел» (по Б. Толкачёву)
Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,
ударяя кулачками, друг о друга.
« Ёжик» (по Б. Толкачёву)
После активного вдоха через нос ребята на выдохе
произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.
Как гудит аккордеон.
Очень мне по сердцу он.
Я бы хвостиком вертел,
Если бы играть умел.
Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш
выжимая из лёгких воздух.
«Колокола» Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем «Бом-
бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая
Артикуляционные и фонопедические
Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В. В. Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.
Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.
«Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.
«Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
«Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
«Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.
«Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать), получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.
Едет, едет наш Петрушка,
Не беда, что конь игрушка,
Можно ездить и на нём.
«Чупа – чупс» язычком прокалываем щёку изнутри. Идёт растяжка щёк и подвижность языка.
«Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы (расслабление, молодец обезьянка.
«Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать. Затем покусать края языка с закрытым ртом.
«Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза (одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
«Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
«Змейка» имитация язычка змеи (быстро показать и убрать язык).
«Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
«Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
«Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
«Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
«Вкусное варенье» для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
«Мороз» (по В. Емельянову)
Вышел на просторы погулять мороз.
Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берёз.
У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты.
Падают снежинки тихо с высоты.
П! П! постепенно опуская руки вниз.
«Машина» (по В. Емельянову)
Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.
Бр-р-р -ворчит мотор
Бр-р-р где мой шофёр?
Бр-р-р урчит машина
Бр-р-р проверь-ка шины!
«Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз. звуке ДО
На дворе рычит барбос р-р-р-р
Он гоняет рыжих ос р-р-р-р
Отчего рычит барбос? Р-р-р-р
Осы жалят его в нос р-р-р-р.
Ещё примерные дыхательные упражнения
Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки, и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).
«Вдох-удивление». Говорим детям: представьте, что вы пришли домой, а там у вас гора конфет (или игрушек, подарков – дети сами придумают). И вы удивились: беззвучно сделать короткий вдох-удивление. При этом сразу заработает диафрагма и живот станет твердым. Руки у детей на ребрах, чтобы чувствовать, как они расширяются при вдохе.
«Шарик сдувается». Положить руки на ребра. ш-ш-ш-ш-ш
Мычание. Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М».
Поочередно втягиваем и надуваем щеки.
Перемещаем воздух внутри рта «по кругу» с левой щеки.
Спасибо за внимание и за голоса!
Как поставить голос самостоятельно в домашних условиях
Голос — это мышцы; работать над ним важно каждый день. Начнем с основ: дыхание, дикция и резонаторы.
Упражнения для дикции, видео-уроки для уверенного звучания, подкасты о психологии и здоровье голоса.
Что значит поставить голос
Это значит научиться поддерживать звук дыханием и направлять в резонаторы. Воздушная полость в музыкальных инструментах делает звук ярче и насыщеннее. Человек тоже имеет такие полости: нос, грудь и голова. Все это называется резонаторы.
Звуки речи формируются следующим образом. На выдохе поток воздуха проходит через ротовую и носовую полости, и в результате появляется звук.
Ниже расскажу, почему для работы над техникой речи важно заниматься постановкой дыхания.
Раскрыть тембр своего голоса может каждый человек. Секрет в том, чтобы научиться правильно дышать.
Когда человек жалуются на то, что голос получается слишком тонким, то это оттого, что резонаторы в грудной клетке не усиливают звук, и он выходит наподобие мелодии на гитаре с одной струной.
Голос легко сорвать, когда воздуха не хватает. Смысл речи при этом теряется, возникает дискомфорт. Слишком большой запас воздуха в легких также мешает говорить. При неравномерном дыхании произнести фразу до конца не получается. Слова приходится из себя «выжимать» из последних сил. Начните сознательно работать над дыханием. Следите за тем, чтобы воздуха было достаточно, распределяйте его равномерно между двумя вдохами.
Вот три основных момента в процессе дыхания: вдох, выдох и пауза.
В речи важно сократить время вдоха и паузу и продлить время выдоха. Объем грудной клетки увеличивается при сокращении межреберных мышц и диафрагмы. Это помогает набрать больше воздуха в легкие. При вдохе добивайтесь активной работы дыхательных мышц.
Можно ли поставить голос, если его нет
Разминка голоса: как почувствовать работу диафрагмы
1. Встаньте прямо, ладонь положите на диафрагму. Затем выдохните и медленно, глубоко вдохните.
При верном выполнении упражнения рука ощущает движение стенки живота. При выдохе рука возвращается в исходное положение. Если же никакого движения нет, вдох вы сделали при помощи других мышц. В этом случае лягте на спину — диафрагма обязательно примет необходимое положение. Делайте вдох и выдох несколько раз.
2. Встаньте прямо, положите обе руки ладонями на ребра. Большой палец при этом направляйте к спине. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.
При верном выполнении упражнения на вдохе грудная клетка расширяется, но не поднимается. При выдохе — «опадает», уменьшается в объеме.
Теперь сосредоточьтесь на работе дыхательных мышц в комплексе.
Выполните следующее упражнение
Встаньте прямо, сделайте выдох. На счет раз на вдохе втяните живот. На два — расширьте грудную клетку. На три — на несколько секунд подтяните живот еще. Затем медленный выдох. Сначала сделать такой вдох будет непросто. Тренируйтесь систематически.
Эти упражнения помогут включить дыхательные мышцы.
Чем отличается обычное дыхание от речевого?
Бытовое дыхание состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. После выдоха следует пауза. При активном речевом дыхании последовательность меняется: вдох, пауза и выдох. При этом выдох намного длиннее вдоха.
Дыхательная гимнастика помогает овладеть коротким вдохом и длительным выдохом. Воздух при этом важно распределять равномерно.
Правила при занятиях дыхательной гимнастикой
1. Не тренируйте дыхание в душной, пыльной или сырой комнате.
2. Не делайте упражнения после еды.
3. Занятия проводите в свободной одежде.
4. Воздух вдыхайте через нос. Выдох делайте через рот.
5. Вдох делайте бесшумно.
6. При вдохе не набирайте слишком много воздуха. Вдохнуть надо столько, чтобы осталось место еще «добрать».
7. Дышите свободно, равномерно.
8. Не переутомляйтесь. Не делайте упражнения через силу. При недомогании отложите занятия.
9. Следите за тем, чтобы плечи и ключица при вдохе не поднимались и при выдохе не опускались.
10. Стойте прямо, плечи слегка отведите назад. Голову держите прямо, ноги расставьте на ширину плеч.
Дыхательные упражнения для постановки голоса
Дыхательная гимнастика для голоса
Следующее упражнение поможет ощутить работу резонаторов. Встаньте в исходное положение. Выдохните воздух, затем вдохните. На выдохе протяжно произносите:
МММИ — МММЭ — МММА — МММО — МММУ — МММЫ
Делайте это на одной ноте. Звук отражается в груди, когда берете низкую ноту. Если же звучит высокая нота, резонирует голова, а звук ощущается в носовой полости.
Теперь приступим к выполнению текстовых упражнений. Для тренировки возьмите длинное стихотворение. Короткий вдох сочетайте с долгим выдохом. Постепенно ослабевайте, а затем усиливайте голос. От низких нот переходите к высоким. Звук при этом посылайте в грудной и головной резонаторы. Цель тренировок — всестороннее развитие природных голосовых данных.
Тренировка голоса: советы
1. Ни в коем случае нельзя переутомлять голосовой аппарат. На первых порах делайте упражнения 5 минут в день. Затем постепенно увеличивайте время до 10 минут в день, но систематически, ежедневно.
2. В обычной речи старайтесь не кричать, не напрягать голос.
3. Не откашливайтесь. Выпейте теплой воды, если в горле «першит». Затем проделайте первое голосовое упражнение.
4. Алкоголь и никотин травмируют связки.
5. Избегайте резкой перемены температуры.
6. При малейшем недомогании голосового и дыхательного аппарата сразу обратитесь к врачу.
Нетренированный речевой аппарат работает вяло и как бы лениво. Речь становится «смазанной».Кстати, у меня в блоге есть отдельная статья о дикции: упражнения, скороговорки, советы по улучшению артикуляции. К каждому упражнению я записал видео и аудио пример.
1. Челюсть сожмите. Выполняйте движение сомкнутых губ вперед и в стороны «на улыбку».
2. Теперь вперед, вправо и влево. Челюсти сжаты.
3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх. Челюсти сжаты.
4. Движение сомкнутых губ вперед и затем по кругу. Упражнение делайте медленно, потом постепенно увеличивайте темп. Сначала в правую сторону, затем в левую.
5. Верхняя губа поднимается вверх, но не слишком высоко, чтобы не обнажать десен.
6. Нижняя губа опускается вниз при неподвижной нижней челюсти. В начале, если сложно удерживать челюсть неподвижной, придерживайте рукой.
Эти упражнения тренируют подвижность губ. В результате при любом темпе речи проще произносить звуки четко.
1. Раскройте рот на 3 см. Язык плашмя, кончик у корней передних зубов, спинка слегка углублена. Корень языка опустите, как при зевке. Это исходное положение для правильного звукотечения.
2. Выдвижение нижней челюсти вперед.
3. Круговое движение нижней челюстью вправо и влево. Упражнение выполняйте осторожно, чтобы не повредить челюстного сустава. Цель — размять мышцы.
1. Язык высуньте и опустите вниз. Затем выдвиньте вперед, поднимите вверх и уберите за зубы.
2. Кончиком языка двигайте у углов рта вправо и влево.
3. Язык заверните вверх и назад, к гладнам. Затем вернитесь в исходное положение.
Гимнастикой языка достигается эластичность перепонки под языком, вырабатывается подвижность и гибкость. Язык становится эластичным и подвижным.
Выполняйте упражнения ежедневно утром. В начале каждого занятия уделите время технике речи и художественному чтению. Полезно делать по нескольку упражнений несколько раз в день. На это будет уходить каждый раз 2 — 3 минуты. Важно, чтобы работали нужные мышцы, следите за собой в зеркале.
Упражнения для постановки голоса: дикция
1. При отработке звуков в первую очередь обратите внимание на положение частей речевого аппарата. Если язык слишком высоко поднят или губы слишком сильно раздвинуты, приведите их в нужное положение. Постоянно контролируйте себя.
2. Отрабатывайте звуки в слогах и сочетаниях с другими звуками. Полезно делать дополнительные упражнения. При отработке определенного звука придумывайте слова, в которых этот звук находится в начале, в середине и в конце. На звуки п — б: поп, баба, барабан, палуба, бензобак, баобаб, пупок, бибабо. Желательно подбирать слова со звуками, которые изучили, чтобы лишний раз повторить и их. При отработке согласного звука полезно проделывать упражнения на сочетания согласных. Речевой аппарат становится подвижным. Например, можно сочетать звуки П-Т и Б-Д: ПТИ—ПТЭ—ПТА, БДИ—БДЭ—БДА, ТПИ—ТПЭ—ТПА, ДБИ—ДБЭ—ДБА.
3. Каждый звук отрабатывайте до тех пор, пока не достигните четкости и беглости произношения.
4. При отработке звуков обратите внимание на те, которые произносите неправильно. Во время занятий и в бытовой речи следите за произнесением таких звуков.
5. Теперь переходите к тренировке звуков на небольших фразах и стихотворных текстах.
6. Не произносите отдельные слова, фразы, скороговорки и тексты механически. Произнесите скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» с задачей: подшутить над Ромашей; пожаловаться; посплетничать; сообщить страшную новость; похвастаться; заинтриговать.
Тренировка голоса: а сколько нужно заниматься?
20 – 30 минут в день, а в дальнейшем — 10-15 минут.
Упражнения желательно делать ежедневно.На первых порах эти занятия потребуют времени — 20 – 30 минут в день, а в дальнейшем — 10 – 15 минут. Лучше делать упражнения 3 – 4 раза в день, хотя бы по 3 – 5 минут.
Составьте план самостоятельных тренировочных занятий на неделю или на месяц. Каждое занятие начинайте с артикуляционной гимнастики. Затем повторите упражнения со звуками, которые прошли ранее.
Ежедневно работайте над проблемными звуками. Не старайтесь пройти как можно быстрее все звуки. Над каждым звуком работайте по несколько дней в зависимости от трудности и правильности произнесения. До тех пор, пока самым тщательным образом не отработаете один звук, не переходите к следующему. Иногда может сразу показаться, что все звуки произносятся правильно. Эта «правильность» относительна.В бытовом разговоре речь звучит четко и выразительно, но это не значит, что у микрофона или на камеру будет тоже самое.
Полезная литература:1. Эльвира Сарабьян «Большая книга тренингов по системе Станиславского»
2. Кристин Линклэйтер «Освобождение голоса»
3. Анна Петрова «Сценическая речь»
Автор статьи: Илья Демьянов