Пять пран

Прана — это наша жизненная энергия, энергия тонкого плана, которая создаёт из одной единственной клетки живое существо.

Аналоги праны есть в разных культурах и духовных традициях.

Прана пронизывают всю Вселенную от простейшего организма до человека.

Движение праны в организме живого существа происходит за счёт определённых потоков жизненного воздуха. Йоги разделяют прану на пять видов.

Пять основных пран или пять типов жизненной силы

Прежде чем ученик будет использовать
ПРАНАЯМУ для пробуждения кундалини,
он должен иметь правильное представление
о пяти основныхПРАНАХ или пяти
типах жизненных сил и их функциях. ХотяПРАНА одна, она существует в пяти
формах:ПРАНА, АПАНА, САМАНА, УДАНА иВЬЯНА, в соответствии с различными
функциями, которые она выполняет.

Вместилищем ПРАНЫ является сердце,АПАНЫ — задний проход.САМАНЫ —
область пупка,УДАНЫ— гортань, тогда
какВЬЯНА пронизывает все и движет
все в теле.

Функцией ПРАНЫ является дыхание и
она имеет цвет красного самоцвета;АПАНА
заведует выделением и ее цвет является
смесью белого и красного,САМАНА
выполняет усвоение пищи и ее цвет
что-то среднее между цветом чистого
молока и цветом хрусталя;УДАНА заведует
глотанием (проглатыванием пищи) и она
просто белого цвета. Предполагается
также, чтоУДАНА ПРАНА выполняет
функцию засыпания.ВЬЯНА осуществляет
кровообращение и напоминает цвет орселя
(или цвет луча света).

Таким образом, согласно философии йоги,
все видимое и невидимое, что происходит
во вселенной и в теле, является
деятельностью ПРАНЫ, которая
проявляется в различных формах. Вся
деятельность человеческого тела
автоматически подпадает под действиеПРАНЫ и это космическаяПРАНА,
которая функционирует в теле, называетсяПАНЧА ПРАН или пять жизненных сил,
в соответствии с природой и выполняемой
ею функциями.

Эти пять пран действуют через пять
вспомогательных нервных центров в
головном и спинном мозге.

Прана через шейную часть автономной
нервной системы управляет речью и
голосовым аппаратом, дыхательными
мышцами и движениями пищевода.

АПАНА ПРАНА управляет главным
образом автономным действием выделительного
аппарата тела (почки) мочевой пузырь,
половые органы, толстая кишка и прямая
кишка через поясничную часть автономной
системы.

САМАНА ПРАНА управляет таким органом
секреции системы пищеварения, как
желудок, печень, поджелудочная железа
и кишечник через симпатическую часть
автономной системы в грудной области.

УДАНА ПРАНА фуцкционирует над
гортанью и управляет всеми автоматическими
функциями, которые подпадают под
головные отделы автономной нервной
системы. Она действует также как духовная
сила, которая отделяет астральные тело
от физического тела во время смерти.

ВЬЯНА ПРАНА пронизывает все тело.
Она управляет произвольными и
непроизвольными движениями мышц всего
тела и движениями суставов и окружающих
их структур. Она также помогает держать
все тело прямо, генерируя бессознательные
рефлексы вдоль спинного мозга.

Кроме пяти основных ПРАН имеется
уже пятьУПА ПРАН или пять второстепенных
жизненных сил:НАГА, КУРМА, КРИККАРА,
ДЕВАДАТХА иДЖАНАНДЖАЯ. НАГА ВАЙЮ
выполняет функцию извержения и
приводит в сознание.КУРМА открывает
веки (закрывает веки перед сном) и
вызывает видение;КРИККАРА вызывает
чиханье, голод и жажду;ДЕВАДАТХА
вызывает зевоту иДЖАНАНДЖАЯ рассеяна
во всем теле и не покидает физическое
тело даже после смерти.

Каждая из этих пяти пран управляется
пятью ВАЙЯ, или нервными импульсами.
Они называются по имени пяти пран:ПРАНАВАЙЯ, АПАНИ ВАЙЮ, УДАНА ВАЙЮ,
ВЬЯНА ВАЙЮ, САМАНА ВАЙЮ.

Слово ВАЙЮ в йоговской литературе
используется для описания конкретного
нервного тока или импульса, который
является одним из свойств нерва. ЭтиВАЙЯ или нервные токи получаются
или генерируютсяПРАНАМИ, расположенными
в различных сплетениях симпатической
части автономной системы. Каждое
сплетение является независимым нервным
центром, который может получить и
генерировать нервные импульсы.

Во время выполнения ПРАНАЯМ ПРАНА
ВАЙЮ генерируется при вдохе, аАПАНА
ВАЙЮ генерируется при выдохе.ПРАНА
ВАЙЮ является афферентным импульсом,
идущим к мозгу или нервным центрам, аАПАНА ВАЙЮ — эфферентным импульсом,
идущим от мозга и нервных центров.

Во время задержки дыхания при ПРАНАЯМЕ
йог объединяетПРАНУВАЙЮ и АПАНУВАЙЮ
(афферентный и эфферентный нервные
импульсы) в МУЛАДХАРЕ ЧАКРЕ (тазовом
сплетении). Когда эти два импульса
объединяются в основном нервном центре
(тазовом сплетении), тогда этот центр
начинает действовать подобно динамо,
направляя огромные количества энергииПРАНЫ, чтобы стимулировать связанную
энергиюКУНДАЛИНИ, дремлющую в этом
центре.

Когда КУНДАЛИНИ становится активным,
он будет пытаться двигаться вверх через
канал вСУШУМНЕ. Это первое пробуждениеКУНДАЛИНИ ШАКТИ. Когда кундалини
разбужена, в теле могут происходить
разнообразные реакции. В начале каналаСУШУМНЫ в спинном мозге не открыт
хорошо и будет большое сопротивление
подъему кундалини вверх.

Здесь я хотел добавить кое-что о
первоначальных реакциях, которые я
испытал во время моего упражнения в
ПРАНАЯМЕ, что будет полезно для
успевающих учеников при дыхательных
упражнениях.

Первой реакцией, особенно во время
БХАСТРИКА ПРАНАЯМЫ, было чувство
приятной теплоты в тазовом сплетении
(МУЛАДХАРЕ). Это было обусловлено
начальной вибрацией, вызванной частично
объединившимися нервными импульсамиПРАНЫ иАПАНЫ. Это ощущение тепла
чувствовалось в течение нескольких
дней во время выполненияПРАНАЯМЫ.
Затем однажды тепло в нижней части
позвоночника стало очень интенсивным,
но весьма приятным, во время задержки
дыхания. Это продолжалось несколько
дней. По мере увеличения тепла в нижней
части позвоночника возникало своеобразное
ощущение, похожее на водоворот в реке.
Это ощущение кручения обусловлено
реакциейКУНДАЛИНИ ШАКТИ. Медленно
и постепенно это ощущение связанной
энергииКУНДАЛИНИ, поднимающейся
вверх, становилось интенсивным. В начале,
когда энергия начинала подниматься
вверх черезСУШУМНУ в позвоночном
столбе, она становилась активной, как
бы проводом высокого напряжения,
посылающим токПРАНЫ к каждой
клеточке тела через нервную систему. В
начале тело начинало вибрировать и
дрожать, когдаСУШУМНА была активной.
Временами реакция была столь сильной,
что тело выбрасывало из сиденья. Но все
время в течение задержки дыхания
ощущалась необычная радость, которую
нельзя выразить словами.

Про йогу:  Как сесть на шпагат в домашних условиях для начинающих мужчин

По мере того как упражнения в ПРАНАЯМЕ
при правильной диете продолжалось
несколько месяцев,ПРАНА начала
двигаться устойчиво вСУШУМНЕ, что
можно было почувствовать различными
видами ощущений и радости, тогда как
ощущение вибрации и дрожи в теле
становилось все слабее и слабее и наконец
исчезло. Дрожь тела была вызвана внезапным
поступлениемПРАНЫ вСУШУМНУ НАДИ
и когда она еще не была полностью
очищена. Длительное выполнение очищающих
дыхательных упражнений требуется, чтобыСУШУМНА стала полностью открытой
и активной. Первоначально управлять
телом сознательно, когда оно начинало
вибрировать, было невозможно. Это было
вызвано частично загрязнениями вСУШУМНЕ
а частично не совсем правильным
выполнением замков илиБАНДХ (МУЛА
БАНДХА или сжатие заднего прохода иДЖАЛАНДХАРА бандха или замок
подбородка), которые будут описаны в
конце этой главы.

Когда эти замки выполняются правильно
во время задержки дыхания и когда СУШУМНА
свободна от загрязпений, тогда сколько
угодноПРАНЫ может быть передано вСУШУМНУ. Потребуется несколько
месяцев, прежде чем такой контроль
станет возможным. ОчищениеНАДИЙ
(физических и астральных нервных
каналов) является существенным для
получения духовного опыта, которое
может потребовать несколько лет занятий.
Это очищающее упражнение дляНАДИЙ
называется – АНУЛОМАВИЛОМА, или
попеременное дыхание.

Эти опыты являются убедительными и
могут быть достигнуты каждым, кто
искренне выполняет ПРАНАЯМЫ при
правильной диете и под руководством
учителя.ПРАНАЯМА важна в контроле
тела и ума.

Александр Куликов (Kalyan Singh) – учитель Кундалини йоги. Практикует с 1993 года. Преподает Кундалини йогу с 1999 года. Ведет учительские тренинги Кундалини йоги в школе Амрит Нам Саровар.

Александр Куликов стал для многих первым учителем Кундалини йоги и остается любимым преподавателем, так как его лекции отличаются философским подходом, а классы вызывают глубокий отклик и переживания у практикующих.

Пять пран

Наша жизнедеятельность возможна лишь благодаря присутствию и циркуляции праны в теле. Прана исходит из души и входит в наше физическое тело, где разделяется на пять «ветров» или Вайю: Апана, Прана, Самана, Удана и Вьяна. Узнав о том, как влиять на действие этих пран, вы сможете контролировать перераспределение внимания, энергии, а также научитесь управлять реакциями своего организма.

Эта жизненная энергия наполняет разные системы организма и по-разному проявляется в живом теле. В своей практике мы стремимся к гармонизации ума, тела, эмоций, поэтому знание о пяти пранах — одна из базовых теоретических составляющих йоги.

Эти пять пран, отвечают за переработку всех энергий, поступающих к нам. Они активизируют эфферентную нервную систему и направляют энергию на конкретные действия, которые мы совершаем. То есть направляют энергию из мозга (обработанные сигналы из внешнего мира) в железы и мышцы, в результате мы ощущаем напряжение, эмоции, тело или обретает тонус, или теряет его; вырабатываются соки в желудке, слюна, слезы, гормоны и т.д.

Знание этих пяти пран необходимы для того, чтобы организовать правильный баланс между приходом и расходом вторичной праны. Грубо говоря, по максимуму извлекать энергию из земли, воды, огня, воздуха и впечатлений, и направлять ее на нужные дела, действия, поддерживать адекватное состояние, поведение, управлять своими реакциями. Расходовать ее на нужные дела для того, чтобы трансформироваться и просто выполнять первичную задачу по поддержанию стабильности своей реакции.

Пять пран

Апана-вайю, расположена в области таза, связана с деятельностью двух нижних чакр и энергиями планет Венеры и Луны. Она отвечает за все, что выходит изнутри наружу: процессы выделения, выталкивание плода, семени, каловых масс. Она поддерживает мочеполовую, репродуктивную системы и всю нижнюю часть тела в хорошем состоянии. Под ее надзором происходят процессы детоксикации. Задача Апана-вайю – выводить все отработанные материалы наружу. Поэтому ее девиз, как говорил Йоги Бхаджан: «Не мешай мне жить». Если эта энергия работает плохо, отработанные вещества не выводятся, происходит зашлаковка организма. При неправильной работе Апана-вайю происходят дисфункция мочеполовой системы и проблемы с ногами.

Человеку становится трудно ходить, возникает варикозное расширение вен, воспалительные процессы в суставах. Затрагиваются важные функции, связанные с репродуктивной системой: снижение половой активности, бесплодие. Когда Апана-вайю в дисбалансе, внимание человека направлено вниз. Человек все время сосредоточен только на своем теле и своих проблемах. В мышлении этот дисбаланс проявляется как грубый юмор, речь с бранными словами. Внимание индивида привлекается пошлыми фильмами, желтой прессой, некачественной музыкой и т.д.

Для регулирования Апана-вайю сначала необходимо пройти процесс очищения организма. Для начала это могут быть клизмы, потом Шанк-пракшалана. Определенные манипуляции мышцами, такие как Мула бандха, Ашвини мудра, Ваджроли мудра (сжатие мышц вокруг ануса и половых органов) дополненные асанами на раскрытие области таза (Баддха Конасана, Эка Пада Раджакапотасана) также балансируют и гармонизируют работу этой энергии. Движения тазом, ходьба и танцы помогают улучшить кровообращение внизу и обеспечить достаточный кровоток в ногах. После того, как циркуляция этой праны в нижней части обеспечена, необходимо ее поднимать вверх. Для этого используются перевернутые позы, удержание основных йогических замков: Мула-, Удияна- и Джаландхара бандха. Особенно эффективно сочетание Мула бандхи с перевернутыми позами. Помимо физического воздействия следует стремиться к более высоким стандартам: читать возвышенную литературу, слушать классическую музыку, интересоваться искусством.

Апана-вайю активна во время сна со сновидениями.

Самана-вайю находится в области живота. Она поддерживает Теджас и создает два вида огня: Теджас второго и третьего типа, а первый тип — это солнечная энергия, которая поступает извне. Саманавайю все собирает вместе и создает довольно большое давление, в результате чего возникает жар, который может проявляется как пищеварительный огонь или ясность сознания. Самана-вайю связана с третьей чакрой и энергией Солнца. Самана-вайю дает ощущение радости, веселья и энтузиазма. Когда Самана-вайю сильная – в теле все сбалансировано. Появляется особая центрированность, мобильность, ощущения точки опоры, откуда совершаются действия. Когда эта энергия находится в дисфункции, страдает пищеварительный огонь, пропадает собранность и повышается подверженность манипуляциям. Сильная, но дисгармоничная Самана-вайю дает жадность и стяжательство.

Про йогу:  Трианг мукхаикапада пашчимоттанасана перевод

Для регулирования этой энергии хороши всевозможные практики, которые сдавливают область пупка, например, Ардха Матсиендрасана или Маричасана, качание животом, Агнисара крийя, т.е. все, что разжигает пищеварительный огонь и убирает Аму из живота.

Самана-вайю активна во время сна без сновидений.

Прана-вайю обитает в области грудной клетки и связана с третьей чакрой Манипурой. В отличие от Апана-вайю, Прана-вайю наоборот затягивает все извне внутрь. Она обеспечивает нам жизнедеятельность в окружающей среде и способность выполнять те или иные задачи. Прана-вайю управляется энергией Сатурна и связана с работой и трудом, но не в качестве получения удовольствия от плодов деятельности, а непосредственного удовольствия от самой деятельности.

Благодаря этому виду праны мы получаем главный источник энергии через дыхание и запускаем более активную работу сердца. И когда эта энергия в дисбалансе или ее недостаточно, у человека возникает апатия, ему становится сложно двигаться, каким-либо образом действовать, он подвержен стрессам, беспокойству, страхам и паническим атакам. Человек чувствует себя очень неуверенно, не способен сопротивляться внешним неожиданным факторам, какие-то незначительные события во внешней среде его буквально выбивают из колеи. Когда Прана-вайю хорошая, мы выносливы, обладаем высоким уровнем работоспособности, активны, полны энтузиазма и оптимизма.

Прана-вайю активна в бодрствующем состоянии.

Удана-вайю живет в области горла, курируется планетарной энергией Юпитера и чакрой Вишудха, связана с процессами мышления и разговорной речью. Она поддерживает энтузиазм как некоторое вдохновение, воодушевление и отвечает за духовный процесс. Удана означает «взлетать», ее вектор направлен вверх, и она буквально поднимает человека с ног и дает возможность двигаться.

Фактически Удана-вайю связана с состоянием Турийя. Турийя – это состояние самораскрытия, переживания самости, которая является источником первичной праны. Первичная прана сильнее всего проявляется в Удана-вайю. Именно благодаря Удана-вайю наше сознание и душа имеют способность перемещаться из одного тела в другое, когда мы умираем. Под воздействием Удана-вайю душа выходит из тела и Удана же сопровождает ее вместе с ментальным телом до следующего воплощения. Эта прана дает человеку возвышенную цель, веру в свой высший потенциал, возможность учиться и наделяет приятным певучем голосом. Удана-вайю поддерживает на пути трансформации и преобразования. Если человек активизирует Удана-вайю, то фактически будет настроен на переживание первичной праны.

Как только Удана-вайю ослабевает, человек теряет энтузиазм, веру в высшие смыслы, впадает в апатию, что подталкивает к сильным психическим расстройствам и суицидальным настроениям.

Вьяна-вайю растекается по всему телу, по всем внешним и внутренним поверхностям, образуя своеобразный защитный кокон. Ее движения исходят изнутри наружу, а само название означает «Разлетаться». Она везде проникает и поддерживает целостность всего, тесно связана с таким качеством как сотрудничество, подразумевая не только взаимодействие внутренних органов между собой, но и контакт человека с внешним миром. Вьяна-вайю управляется энергией Меркурия и способствует кооперации, общению, совместному труду. Она основана на принципах дружелюбия, любви, открытости. Другая ее функция — защитная. Она защищает нас от вредных воздействий, поддерживает целостность организма и является целительной энергией.

Благодаря сильной Вьяна-вайю у человека поддерживается устойчивая конституция. Красивая фигура, хорошая кожа. В общении он гармоничен, ориентирован на сотрудничество, содружество с другими людьми. Когда Вьяна-вайю слабая, у человека теряется защита, он становится изолированным, плохо вписывается в коллектив и в контекст самой жизни. Такой человек не стабилен, он то набирает вес, то резко худеет. Задача всех пяти пран — перерабатывать весь массив информации, который поступает к человеку из разных органов чувств. И чем больше эти праны у нас проработаны, сбалансированы и гармонизированы, тем более эффективно мы используем энергию, а как максимум можем совершить трансформацию, с целью подключения к первичному источнику праны.

Когда мы знаем о роли пяти пран в ежесекундной жизни нашего тонкого и физического тела, когда понимаем, как связаны эти праны с нашим поведением во внешнем мире, нам будет проще выбирать практики и асаны, чтобы скорректировать свое состояние на причинном уровне. Корректировать действие этих пран можно не только с помощью асан, пранаям и медитаций, но и с помощью изменений режима дня, питания и т.д.

Kundalini Journal выпуск №6 “Пранамайя коша: энергия жизни” (лето 2020)

Апана

Когда мы расслаблены, то вниз опускается вид праны, который называется Апана.

Энергия этой праны связана с водой и движется вниз. Она отвечает за мочеиспускание, дефекацию, оргазм, семяизвержение, эрекцию, половое желание, удаление газов, а также регулирует активность женского организма во время менструального цикла и родов. Когда в теле человека недостаточно этого вида праны, все эти функции могут быть нарушены.

Центр локализации Апаны – кишечник, почки, мочевой пузырь, анус, половые органы.

Апана активизируется ночью при выдохе.

С точки зрения трансцендентного опыта, Апана важна для порождения переживания блаженства пустоты, испытываемое в Свадхистане (вторая чакра) и Манипуре (третья чакра).

Йогины поднимают Апану и соединяют её с Праной в области пупка. Управление этим видом энергии происходит с помощью Ашвини мудры (сжатия ануса), Мула бандхи (сжатие промежности) и ваджроли мудры (сжатия уретрального канала) для мужчин и Сахадроли мудры (сжатия мышц влагалища) для женщин.

Про йогу:  Что надеть на йогу для мужчин Полное руководство по удобной и стильной одежде для йоги

Цвет Апаны – дымчатый.

Более подробно обо всех видах праны вы можете прочесть в Ведах.

Так же Веды описывают пять дополнительных второстепенных видов праны, которые называются упавайю:

НАГА – отвечает за ослабление давления брюшных мышц через отрыжку, икоту и рвотный рефлекс.

КУРМА — воздействует на мышечную систему глаз, способствуя акту мигания, а также фокусирует зрение, осуществляет контроль движения век, регулируя интенсивность светового потока, проходящего через радужную оболочку глаза.

KPИКАРА — отвечает за процесс чихания и кашля, вызывает зевоту и ощущение голода и жажды.

ДЕВАДАТТА – вызывает сон и зевоту.

ДХАНАНДЖАЛ — распространяется по всему телу, способствует его питанию и руководит активностью воспалительных процессов. Остаётся в теле после физической смерти.

Прана

Это основной вид праны, который осуществляет распределение всего жизненного воздуха в организме.

Центр этого вида праны находится в грудном отделе позвоночника и области сердца человека. Прана активизируется через дыхание носом и, чем более хороший настрой у человека, тем более гармонично она распределяется по всему организму.

Этот вид праны отвечает за регуляцию дыхания, функции сердца, чихание, глотание, когнитивные функции. Активное движение праны происходит в голове, трахее, груди, ушах, глазах, языке и носу.

Йогины управляют этим видом праны с помощью Джаландхара бандхи (горлового замка).

Удана

Удана — это поток энергии, который проходит через горло. Во время занятия напряжённой умственной деятельностью именно Удана поднимает вверх жизненную энергию.

Этот вид праны отвечает за работу голосовых связок, акт вдоха и проглатывания пищи, за энтузиазм, усердие, прилежание, активность, выполняет функцию засыпания, отделяет астральное тело от физического во время смерти.

Задержка движения потока Уданы вызывает удушье.

Этот вид праны даёт тонкие духовные опыты и способствует развитию таких сиддх как левитация, хождение по острым предметам, трясине и воде без вреда для тела, способность очень высоко прыгать.

Удана ощущается как движение внутри позвоночника, как сияние, как внутренний жар, когда мыслительный процесс затихает, обнажая чистое сознание вне концепций ума.

Удана входит в Сахасрару (самую верхнюю чакру), устремляя сознание к высшим мирам, когда Прана и Апана сливаются вместе.

Вьяна

Этот вид праны пронизывает всё тело и распределяет жизненную энергию по всему организму во время физических упражнений. Она проходит через всё тело с помощью вен, артерий и нервов, распределяя полученную энергию из воздуха и пищи и связывая воедино все органы и части человека. Вьяна – защитная оболочка физического тела, которая окружает тело со всех сторон, образуя ауру.

Цвет и форма ауры человека зависит от степени чистоты Вьяны, состояния других видов праны и ума. Сияние ауры проявляется в виде определённого цвета и силы. Это сияние проявляет энергию человека во внешнем мире и защищает живые существа от воздействия негативных тонкоматериальных сущностей. Чем интенсивнее сияние, тем светлее цвет ауры. Цвет сияния ауры любого живого существа зависит от проявления элемента огня.

Когда в теле много элемента пространства аура сияет чистым голубым ярким цветом. Если преобладает больше воздуха, то аура окрашивается в тёмный красно-коричневый цвет и не имеет блеска. Когда в теле преобладает элемент огня, аура прозрачно-алого пылающего цвета. При доминировании элемента воды, аура становится прозрачной, имеет сильное сияние, словно чистая сверкающая вода. Когда преобладает земля, аура сияющая, плотная, равномерная, алого или тёмного цвета.

Преобладание в теле элемента ветра говорит о том, что равновесие праны нарушено. Это является признаком болезни и потери жизненной силы.

Вьяна отвечает за все движения тела, регулирует взаимодействие органов и мышц. Двигаясь по всему телу, она снабжает энергией систему циркуляции, суставы и другие части тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями мышц и суставов, помогает держать тело прямо.

С помощью этого вида праны можно дышать через поры всем телом, плотью, костями и воздействовать на энергию другого человека. Она позволяет объединить созерцание и практику с любыми действиями тела.

Вьяна даёт нам способность к рукоделию, рисованию и созданию иллюзорного тела в сновидении. Это чистое сияние бесконечного сознания «Я» в наивысшем трансцендентном состоянии – Самадхи.

Во время смерти сознание и чувства человека перемещаются во Вьяну.

Йогины управляют течением Вьяны методами дыхания через кожу и кости.

Самана

После приёма пищи прана сосредотачивается в центре живота и поддерживает пищеварительный огонь в оптимальном состоянии. Именно поэтому после еды мы обычно ощущаем жар или тепло в области пупка и солнечного сплетения. За это отвечает вид праны, который назвается Самана.

Этот вид праны извлекает энергию из пищи, уравновешивая Прану и Апану.

Самана отвечает за поглощение, переваривание и усвоение пищи, за слаженную работу органов брюшной полости и за выведение отходов жизнедеятельности из организма и тепло тела, двигаясь в области живота. Энергия Саманы вызывает радость и блаженство в районе пупка, сжигая нечистые энергии, которые порождают жадность к еде и вещам, а также вспыльчивость. Даёт ясность ума и радость жизни самой по себе.

Когда в теле недостаточно энергии Саманы человек становится ленивым, тупеет, ощущает вялость, много спит.

Активация Саманы происходит между вдохом и выдохом и ощущается как внутренняя вибрация.

Йогины управляют энергией Саманы с помощью Уддияна бандхи (брюшного замка)

Цвет Саманы – красный.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий