СобытияПравить
- 20 февраля — день рожденья Порфирия Иванова // Сайт Украинского национального информационного агентства (УКРИНФОРМ). 20.02.2008
- Порфирий Корнеевич Иванов // Портал города Свердловск (Украина, Луганская область).
- Иванов Порфирий Корнеевич // Сайт Межпоселенческой центральной библиотеки Красносулинского района.
- Рукописное наследие П. К. Иванова // Parshek.com
- SistemaIvanova.ru
Характеристики движения учёнымиПравить
Рассматривая исключительно религиозную тенденцию, по мнению Балагушкина, можно говорить о двух типах «религиозного института» ивановцев. Первый тип связан с сегодняшней «фактической религиозной практикой и образом жизни ивановцев». Второй тип — с «будущей идеальной перспективой их жизнедеятельности».
Сегодняшнее состояние практики ивановцев Балагушкин характеризует как «интенсивную культовую практику», в которой присутствует повседневное обращение к Паршеку (Учителю) за помощью, постоянная коммуникация с ним для укрепления основы веры, а главное — присутствует методика «закалки-тренировки» приобщения к «сакральным силам Природы с целью получения нерушимого здоровья, а впоследствии и бессмертия». По определению Балагушкина это «своеобразный, но вполне типичный по своей морфологии культистский религиозный институт, проще говоря, религиозный культ совершенствования человеческого организма, основным направлением которого стала „закалка-тренировка“, трактуемая как „святое дело“» или «религиозный культ совершенствования человеческого организма».
Документальные материалыПравить
Известны аудиоматериалы (интервью, беседы с людьми), документальные кадры и фотографии Иванова. Эти материалы представлены в печатной литературе (фотографии, распечатки магнитофонных записей), демонстрировались в кинофильмах.
Имеются также другие документы, связанные с жизнью П. К. Иванова. Например, документы из мест заключения, публикации о нём в прессе при его жизни, свидетельства очевидцев и т. п.
В последние годы в связи с развитием информационных технологий многие документальные материалы (тексты, фото, видео, аудио) переведены в цифровую форму, опубликованы в сети Интернет, где находятся в свободном доступе.
БиблиографияПравить
- История и метод моей закалки. — Днепропетровск: Пороги, 1993. — 19 с. (первое издание — 1951 года, Ленинград)
- «Это надо», 1978 — Пример тетради П. К. Иванова (фотокопия рукописи и параллельный печатный текст).
- «Мой подарок молодёжи», 1983 — Одна из самых последних тетрадей П. К. Иванова
- Иванов П.К. Труды / Составитель и рецензент Сопроненков А.Н. — М.: Кокон, 1992. — 288 с.
- Глава V. Труды и письма Учителя // Учитель Иванов. Надо изменить поток сознания людей / Сост. О.Г. Быков, Н.М. Быкова. — М.: Российское право, 1992. — С. 169—284. — 286 с.
- «Детка» — практические советы Порфирия Корнеевича Иванова (копия рукописи) // Учитель Иванов: Надо изменить поток сознания людей / Сост. О. Г. Быков, Н. М. Быкова. — 2-е изд. — СПб.: Комета, 1994. — 286 с.
Численность. Национальный состав. Известные именаПравить
Некоторые публично известные люди, которые много лет практиковали систему Иванова:
Другие свидетельстваПравить
- Священник Гумеров, приводя это высказывание Иванова, отмечает, что «У находящегося в состоянии самообольщения полностью искажается сознание. Он готов принять любую фантастическую мысль, если она согласуется с его самооценкой. Это мы видим и на примере Порфирия Иванова, который победу нашего народа над фашистами во многом приписывал своим заслугам».
- На момент выхода статьи о П. К. Иванове журнал «Огонёк» являлся еженедельным общественно-политическим и литературно-художественным журналом издательства ЦК КПСС «Правда», тираж 1.8 млн экз. Главный редактор А. В. Софронов, лауреат двух Сталинских премий (1948, 1949), Герой Социалистического Труда (1981).
- «Я сидел ночью за книгами и на мгновение забылся от усталости, я увидел во сне прекрасного вида человека, который смело шёл по снегу совсем обнажённым. От этой картины я пробудился весь возбуждённый, и этот образ стал для меня примером и целью. В этом же году ещё в одном взволнованном и ярком сне проявилась скрытая работа моей мысли. Сон этот такой: я видел, что я влез один на край большой скирды, которая стояла на ещё небывало не паханной целине и была сложена из чистых зёрен пшеницы. И вот скирда поднялась другим своим концом, и зерно лавиной стало засыпать меня со всех сторон. Но я не погиб под ним, а в конце концов оказался на чистой вершине целой горы драгоценных зёрен. Я понял этот сон так: что скирда — Природа, а зёрна это её условия и силы, и они есть её богатства, что если я смело полезу в Природу, она обрушится со всех сторон на меня своими условиями и силами, но они есть её богатства и я не погибну под ними, останусь на вершине целой огромной груды этих богатств природы, как хозяин. Из всего этого в 1934 году во мне созрела идея и смелое решение найти и выработать в самом себе силы не бояться Природы, а идти в Природу, чтобы овладеть её богатствами, её условиями и силами, чтобы шли они не на вред и ужас, а на пользу народу; чтобы человек не боялся Природы, не зависел и не страдал от Природы из-за своего тела, а стал хозяином своего тела и всей Природы. Я решил сам закалять и перерабатывать своё тело так, чтобы оно не получало вред от Природы, а пользу, чтобы проложить путь к богатствам Природы для нашего народа и каждого человека». (П. К. Иванов, «История и метод моей закалки» (1951) Цит. по Радугин А. А. Тема 12. Нетрадиционные религии. 4. Неоязычество: Система Учителя Иванова // Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Центр, 2004. — С. 261—268. — 304 с. — ISBN 5-88860-053-9.)
- «Если же мысленно абстрагироваться от религиозной и сакрально-мифологической стороны учения Иванова, и попытаться суммировать его эвристические положения о жизни и человеке, то окажется, что они не лишены интереса и для строгого научного мышления. Прежде всего это его убеждение в чрезвычайной важности энергетической связи человеческого организма с природной средой: воздухом, водой и землёй. При этом особое значение имеет холод, способствующий повышению жизненного потенциала человеческого тела, его устойчивости против неблагоприятных воздействий, сопротивляемости болезням. Сам Иванов обладал ещё не разгаданным наукой феноменом удивительно высокой жизнеустойчивости: был способен десятки часов проводить, не дыша, под водой, обходиться на протяжении многих недель без пищи и воды, демонстрируя подлинные чудеса „снежной йоги“. Его полувековой жизненный эксперимент свидетельствует не только об удивительных возможностях регуляции процессами метаболизма в человеческом организме, но наводит на мысль об относительной энергетической самостоятельности человеческого тела, способного к длительному выживанию в экстремальных условиях. Наука ещё не в состоянии связать подобные удивительные факты в стройную и всесторонне обоснованную теорию. П. К. Иванов пошёл по пути эзотерического объяснения, не переставая в то же время постоянно взывать к академической науке о необходимости исследования и признания фактической достоверности демонстрируемых им феноменов жизнеустойчивости своего организма. В условиях советского авторитаризма он был обречён на систематическую травлю и жестокие преследования, провёл 12 лет в психушках и тюрьмах». (Балагушкин Е. Г. Витализм в системе Учителя Иванова // Дискурсы эзотерики (философский анализ) / Отв. ред. Л. В. Фесенкова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 220—227. — 240 с. — ISBN 5-8360-0302-5.)
- Хутор Верхний Кондрю́чий Архивная копия от 11 октября 2011 на Wayback Machine, он же — Боги́ (местное название), официальное название — село Кондрю́че (укр.) или Кондрю́чее (рус.). По окраине села протекает ручей, который ниже по течению превращается в реку Кундрю́чья. Эта река пересекает город Кра́сный Сули́н, где П. К. Иванов прожил более 40 лет.