Упражнения на самопознание позволяют обрести себя, сформировать и установить собственные правила личностного развития. В статье мы привели самые распространенные и популярные техники познания, которые подойдут и взрослым и детям. С помощью этих нехитрых действий вы овладеете практикой самопознания, усовершенствуете нужные вам качества, а также познаете внутреннюю подоплеку своих желаний.
ОУРО «Семеновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»
«Учимся самопознанию и
педагог – психолог 1кв.категории
Жизнь сегодня предъявляет к подросткам высокие требования, определяет приоритеты и навязывает ценности, реализовать которые старшие подростки зачастую не могут по объективным причинам: невозможность самостоятельно трудоустроиться, недостаток средств у родителей для получения дальнейшего образования, неумение самореализоваться и др. Современный подросток испытывает высокую тревожность в отношении будущего, в отношении сдачи ЕГЭ, будущего поступления, остро переживает конфликты с родителями. Для подростков характерно недостаточное развитие ценностно – смысловой сферы: они не могут осмыслить собственную жизнь, ее цели и ценности, у них не сформировалась зрелая жизненная позиция. Работа педагога – психолога по формированию жизнеутверждающих установок позволяет развить у подростков такие личностные качества, как жизнестойкость, помогают саморазвитию, самоформированию, самовоспитанию, самосознанию и самоопределению стойких жизненных позиций.
Тренинг «Учимся самопознанию и самоопределению»
Актуализация социальной активности как ценности личности, актуализировать в сознании участников свое будущее, формирование умения вести дискуссию.
личность, образ будущего, ценность, достижения, целеустремленность, самопознание.
Главная идея тренинга: мое будущее предопределяется моими сегодняшними действиями. Я несу ответственность за то, что Я делаю или за то, чего Я не делаю.
Цветная бумага, ножницы, клей, листы, мяч
– Жизнь – очень интересная штука. Одни рассматривают ее как некую игру. Как говорил Уильям Шекспир: «Весь мир театр, в нем женщины, мужчины все актеры». Примерно об этом же размышлял и известный психолог Эрик Берн в книге «Люди, которые играют в игры, или Игры, в которые играют люди»
Как вы считаете, действительно ли жизнь игра? Играют ли люди в жизни определенные роли? Как отличить: играет ли человек или действует по настоящему, искренне?
Как вы считаете: какой смысл можно взять из этой фразы? Понятие будущего – один из важных вопросов человеческой жизни. Каждый человек не раз задумывается над вопросом: кем я стану, какое мое будущее, что меня ожидает? Мне кажется эти вопросы не совсем корректны!
Очень хорошо говорится словами песни из к/ф «Гостья из будущего»
Слышу голос из прекрасного далека,
Он зовет меня в чудесные края,
Слышу голос, голос спрашивает строго:
А сегодня, что для завтра сделал я?
А вы знаете. Чего конкретно хотите добиться в этой жизни? У вас есть цели, к которым вы стремитесь?
Дорога жизненных целей»
Вопрос: Какими советами, ты бы воспользовалась при достижении собственной цели. Так высказывается каждый участник по желанию. Рисунок каждый оставляет себе, чтобы воспользоваться советами товарищей.
Вариант 2. Каждый участник определяет для себя цель в жизни и сам пишет пути ее достижения . Например «солнце», в середине пишется цель, а в лучах ее реализация, или цветок, дерево, то есть в любом образе.
Обсуждение. Что было сложнее определить цель или пути достижения. Сколько шагов нужно пройти вам до задуманной цели? Что конкретно уже сделали для этого?
Притча о лягушках.
Две лягушки попали в крынку с молоком. Одна решила, что бороться нет смысла, и пошла на дно. Вторая продолжала барахтаться, сбила из молока масло и, оттолкнувшись от него, выпрыгнула на волю.
Упражнение «Допиши фразу»
Каждая группа поочередно рассказывает и показывает свой цветок. Обсуждение.
Анкета «Жизненные ценности»
Что для вас самое главное в жизни? (выбрать 3 варианта)
2. Материальная обеспеченность.
3. Возможность заниматься творчеством.
4. Благополучие семьи и близких.
5. Карьерный рост.
6.Возможность помогать людям.
8.Отдых и развлечения.
Какие из этих ценностей вы считаете труднодостижимыми?
Довольны ли вы тем, как складывается ваша жизнь?
1. Да, вполне.
2. Не совсем.
3. Меня не устраивает моя жизнь.
В чем вы видите причину своих успехов и неудач?
1. Это стечение обстоятельств.
2. Это результат чужих действий, которые от меня не зависят.
3.Причина в моих собственных поступках и чертах характера.
Обсуждение по желанию участников.
Упражнение «Шаг навстречу».
Упражнение «Хвалебная ода о себе».
Упражнение «Поляна позитива»
Обсуждение. Что хотелось нарисовать? Почему?
Участники стоят в кругу и передают маленький мяч. Каждый высказывается: Что запомнилось на занятии? Что было самым трудным? Что важного для себя узнал? Какие чувства он сейчас испытывает?.
1.Упражнение «Дорога жизненных целей»
ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Материалы: ручки, карандаши, листы бумаги, зеркало, листы с записанными на них неоконченными предложениями, коробка, клубок.
Участники сидят в кругу.
2. Принятие правил группы
Инструкция. Педагог-психолог зачитывает правила общения, из которых общим решением принимаются те, что приемлемы для данной конкретной группы и будут действовать на всех занятиях по программе. Если хотя бы один человек не согласится принять какой-либо из пунктов, группа отказывается от этого правила.
Правила общения на тренинге
1. Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму общения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в т. ч. и педагога-психолога, независимо от возраста.
2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Основная задача работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого. То, что происходит в группе, обсуждается здесь и теперь.
4. Искренность в общении. Во время работы группы каждый участник говорит только то, что чувствует и думает по поводу происходящего. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то можно промолчать. Никто не обижается на высказывания других членов группы, принимая с признательностью и благодарностью искренность и открытость другого.
5. Конфиденциальность происходящего в группе. Все, что происходит на тренинге, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Каждый участник должен быть уверен, что никто не расскажет о его переживаниях, о том, чем он поделился во время занятий.
6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе оценивается не участник, а его действия, поведение. Высказывания типа «Ты мне не нравишься», «Ты плохой человек» и т. п. не используются. Они заменяются высказываниями: «Мне не нравится твоя манера общения», «Ты поступил плохо» и т. п.
7. Активное участие в происходящем. Все время, каждую минуту присутствующие на тренинге активно участвуют в работе группы: внимательно смотрят и слушают, прислушиваясь к себе и пытаясь почувствовать партнера и группу в целом, проявляя интерес и внимание к остальным. Не стоит замыкаться в себе, даже при условии, что услышал или узнал о себе что-то не очень приятное.
8. Уважение к говорящему. Когда говорит кто-либо из членов группы, остальные его внимательно слушают, не перебивают, тем самым давая возможность сказать то, что он хочет. Участники помогают говорящему, если искренне проявляют интерес к его мнению, внутреннему миру. Лишь после того, как говорящий закончил свою речь, его можно поблагодарить, задать вопросы, поспорить с ним.
Примечание. Все принятые группой правила выписываются на доску. Необходимо проследить за тем, чтобы во время занятий они не нарушались как участниками группы, так и самим педагогом-психологом.
3. Упражнение «Проективный рисунок»
4. Упражнение «Двадцать „Я“»
Инструкция. Участникам предлагается 20 раз ответить на вопросы «кто я?», «какой я?». Каждое предложение начинается с местоимения «я». По окончании участники зачитывают написанное. Как вариант — можно свой список не зачитывать при всех, а дать кому-то по желанию.
Вопросы для обсуждения:
1) Какой участник более точно охарактеризовал себя?
2) Какие качества каждый участник отметил в себе?
3) Для кого было сложно написать все 20 предложений?
4) Кто написал больше 20 предложений?
5. Упражнение «Мое отражение»
Упражнение позволит участникам выявить свое отношение к себе.
Инструкция. Участники по кругу передают друг другу зеркало. Задача каждого — внимательно посмотреть на себя, но сделать это отстраненно, как будто в зеркале отражение незнакомца; сосредоточенно изучить этого человека, а затем ответить:
1) Что привлекательного в этом человеке?
2) За что его можно любить?
3) Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?
Во время выполнения упражнения участникам важно быть серьезными (не отшучиваться, не кокетничать) и предельно честными.
По окончании проходит обсуждение той внутренней работы, которую многим пришлось проделать. Если кто-то не смог сказать в свой адрес ничего хорошего — это сигнал для серьезных раздумий.
6. Упражнение «Ассоциации»
Инструкция. Один из участников по желанию становится водящим и выходит из помещения. В это время группа загадывает кого-то из присутствующих. Задача водящего — угадать человека. Он может задавать наводящие вопросы, обращаясь к любому из участников, например: «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т. д.), то какой?». Водящему дается 5 попыток. Если он угадывает после данного ответа, ответивший становится водящим. Педагогу-психологу важно следить, чтобы как можно больше подростков попробовали себя в роли водящего и загаданного участника.
1) Трудно ли было подобрать ассоциацию?
2) Трудно ли было угадывать?
3)Кому удавалось угадать, что помогло?
4) Чьи ассоциации показались наиболее удачными?
Инструкция. Каждый участник на листке бумаги записывает название предмета, который находится в поле его зрения (например, доска, стена, мел, бутылка, розетка и т. д.). Затем по очереди подростки садятся на «горячий» стул в центре круга, предварительно передав свой листок педагогу-психологу, и выполняют ряд заданий. Например, было написано слово «бутылка» — задания:
Если монолог получается коротким, педагог-психолог побуждает участника к продолжению. Он может задавать ему вопросы, например: о детстве бутылки (как она родилась, с кем дружила, кого боялась, кто был врагом, много ли было братьев и сестер, как к ней в детстве относились); о старости бутылки (есть ли у бутылок старость, умирают ли они, чем они болеют, где проводят старость); о родителях (как они относились к бутылке, где они сейчас, любит ли их бутылка, как они ее воспитывали, чем сейчас она помогает им); о любви и дружбе (есть ли у бутылки друзья, кто они, чем они вместе занимаются, есть ли у бутылок любовь, рождаются ли дети); об эмоциях и переживаниях (что переживала бутылка в разные периоды своей жизни, что чувствовала, о чем думала, когда ей было плохо или хорошо).
Педагогу-психологу следует быть внимательным к состоянию участника, т. к. некоторые подростки настолько вживаются в образ предмета, что слишком близко принимают вопросы, адресованные этому предмету, и могут по-настоящему разволноваться.
8. Упражнение «Эмиграция»
Слово педагога-психолога: Многие из нас годами живут в одном и том же городе, на одной и той же улице. Все хорошо знакомо, ко многому привыкли, в том числе и к окружающим людям. Но в жизни может всякое случиться. Предположим, что вы навсегда уезжаете в Австралию. Как вы думаете, сколько людей (и кто конкретно) пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас связывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем-то? Или у вас просто сложились теплые отношения? А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать? Почему? В чем причина такого отношения к вам? Вы чем-то «насолили» этим людям? Демонстрировали свое превосходство перед ними или отказались чем-то помочь? Может быть, вы просто не сошлись характерами? Вы пытались что-то изменить в себе, в ваших отношениях с этими людьми? Ответьте на предложенные вопросы. Только будьте откровенны.
На обдумывание ответов дается 5 минут, после чего проходит обсуждение.
9. Упражнение «Мусорное ведро»
Инструкция. Участникам демонстрируется иллюстрация с изображением мусорного ведра и предлагается объяснить, что, по их мнению, оно символизирует.
Дискуссию необходимо направить таким образом, чтобы каждому из присутствующих представилась возможность выбросить что-то из своей жизни. Педагог-психолог предлагает это «что-то» представить и изобразить на бумаге, помогая идентифицировать свои чувства.
10. Упражнение «Рыба для размышления»
В основе упражнения лежит методика «Неоконченные предложения». Заранее заготовленные листки с неоконченными предложениями сворачиваются и убираются в коробку, которая ставится в центр круга.
Инструкция педагога-психолога: Сейчас каждый из вас по очереди будет ловить «рыбу», доставая из коробки листок бумаги, на котором записано предложение. Предложение не закончено. Задача — вслух зачитать написанное, завершая его своими собственными словами.
После ответа каждого участника проходит обсуждение. Длительность определяет педагог-психолог, он же дает сигнал о переходе очереди к следующему «рыболову».
12. Упражнение «Ладошки удачи»
Инструкция. Обвести контур своей ладони и поставить свою подпись. Задача — написать на каждой ладони добрые слова пожеланий, признаний, поддержки.
Инструкция. Участникам предлагается письменно закончить предложения, тем самым высказав свое отношение к прошедшему занятию. Ответы зачитываются по кругу.
Разнообразие упражнений на смекалку
Чтобы лучше понять себя, нужно постоянно развиваться как физически, так и умственно. Логические задачи – отличный способ гимнастики для ума, что утолит нормальную потребность в упражнении и испытании разума. Упражнение на логику, смекалку состоит из интересных задач по математике, физике, естествознании. Подобные упражнения предлагаются детям, подросткам и взрослым.
Чтобы отгадать загадки должен быть развитый кругозор, наличие знаний об окружающем мире. Упражнение на хорошую смекалку способствует развитию образного нестандартного мышления. Нельзя разъяснять сразу ответ, необходимо оставить немного времени, чтобы человек самостоятельно угадал правильный ответ. Если в одиночку задачки являются непосильными, можно сделать коллективный подход к решению логических задач. Различные ребусы, шарады, головоломки, кроссворды, судоку также помогают развитию умственных способностей.
Упражнение на то, чтобы развить смекалку входит в процедуру группового психологического тренинга. Он направлен на развитие воображения, остроумия, интеллекта, поиски аналогий, а также на актуализацию скрытого потенциала. Выработка умения сравнивать различные объекты и явления дают возможность мыслить шире, развивать наблюдательную и зрительную память.
На основе упражнений проводится тренировка в абстрагировании и конкретизации, развитие умения оценки личных качеств окружающих людей. Гибкость мышления важна для приспособления в обществе. Разностороннее восприятие помогает оценить проблему с несколько сторон и принять самое выгодное решение. Наличие смекалки помогает личному росту, продвижению по работе. Как только человек осознает свои возможности, постепенно поднимется самоуважение к себе, самооценка и понимание своих сильных сторон.
Упражнения на самопознание, а также на смекалку помогают развить в себе те возможности, которые понадобятся для формирования своего «я». В результате тренинга, можно избавится от страхов, неудач, неуверенности, которые мешают жить жизнью, полной яркими красками.
Как только человек соприкоснется с нотками своей души, начнет понимать, что ему действительно нужно, в каком направлении двигаться – откроются новые пути, где человек себя будет чувствовать комфортно и уютно. Самопознание, самоанализ помогают в кризисных ситуациях разобраться в себе, напомнить о положительных, сильных качествах личности.
Самопознание и групповая терапия
Часто упражнения по самопознанию проводятся коллективно. Собирается группа из нескольких человек, что способствует формированию положительного, а также благоприятного климата для познания собственного «Я». Коллективная работа направлена на приветствие участников, ощущение при этом испытываемых чувств. Далее, каждый из участников обращается к товарищу с благодарностью, что он рад его видеть с объяснением. Способствуя самоанализу и сближению группы, каждому участнику предлагается лист бумаги, на котором необходимо написать ответ на вопрос «Кто я?» с описанием десяти собственных характеристик.
В группе, кроме письменных тестов, развивается невербальное взаимопонимание, расширяется представление о себе. Ведущие часто используют упражнение «зеркало», когда каждому участнику передается зеркало, и он обязан на протяжении двух минут говорить о себе хорошие вещи. В основе групповой рефлексии, участники говорят, что они себе напоминают (предмет, явление). Чтобы полностью раскрыться, участникам предлагается сказать то, о чем никто не знает. Задача не с легких, но каждый элемент группового тренинга помогает открыть внутри себя новые способности, которые могут улучшить состояние в обществе, отношение к себе.
Самопознание — что за странный фрукт?
Развитие эмпатии и рефлексии, которые являются основами упражнений, формируют взаимооценочные позиции. Упражнения на самопознание направлены на работу над собой. Если человек не готов к тому, чтобы изменить себя, то техники могут оказаться неэффективными.
Самопознание подразумевает обнаружение положительных, негативных качеств, а также самосовершенствование, анализ допущенных ошибок в прошлом и работу над собой. Человек должен отказаться от самобичевания, найти внутри себя друга, помощника, а не только виновника или противника каких-то событий.
Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их обнаружить и заставить доминировать в общем представлении о человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной самооценкой, способом родительского воспитания. Если что-то не устраивает, — пора меняться! Именно упражнения помогут обрести внутренний стержень, найти те качества, которые станут опорой для продвижения по жизненному пути.
Существуют различные упражнения на самопознание, которые подбираются индивидуально. Это зависит от желаний человека, его целей и оценочных суждений по поводу тех или иных событий. К сожалению, есть люди, которые думают что не обладают сильной стороной или достоинствами. В большинстве случаев важную роль играет общество, иногда люди могут не воспринимать сильной стороны личности, поскольку она не вписывается в их моральные нормы или знания. Например, сменив обстановку или пребывая в кругу заинтересованных людей, можно найти себя, удивится своим возможностям, которые были приглушенными другими.
Самодиагностика, желание измениться, развиваться и двигаться вперед – является путем к самопознанию, которое открывается с помощью упражнений.
Как помочь подростку понять себя
Переходной возраст, сложные условия, знакомство со взрослой жизнью, моральными ценностями дестабилизирует подростка. Упражнения на самопознание для подростков помогает сформировать жизнеспособную личность, которая сумеет преодолеть трудности, что повстречаются на жизненном пути.
Успешная адаптация в обществе – то, что необходимо для молодого человека. Кризис подросткового возраста заключается в том, что ребенок ищет себя, ищет свой путь, сопоставляет любимые занятия с будущими профессиями, которые могли б ему подойти.
Непослушание, протест – это защитные реакции на познание нового взрослого мира, где приходится самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться в новом для него мире. Помощь извне часто воспринимается как не нужное, поскольку доминируют гордость и предубеждение подростка. Необходимость самопознания приходит спонтанно, когда действительно нужно разобраться в себе и определить цели на будущее.
Упражнения на самопознание для подростков, прежде всего, направлены на:
Психогимнастика, наличие групповых дискуссий, ролевых игр решают много задач тренинга для подростков. Групповая дискуссия помогает участнику управлять процессом обсуждения определенной проблемы или задачи, выступать в роли генератора идей, эрудированной личности или коммуникатора. Ролевые игры позволяют быть готовым к любым вариантам исхода случившейся жизненной ситуации.
Участники с помощью игровой формы соприкасаются с положительными и негативными вариантами, которые могут случиться в реальной жизни. Обучающий эффект усиливается, когда в ролевых играх принимает большое количество участников, коллективно генерируются идеи, которые могут поспособствовать решению задачи. Данное упражнения на самопознание переносит внутрь реальности стиль поведения, общения и коммуникативные навыки, которые скорректированы группой.
В комплекс занятий входит вступительная часть (знакомство и представление себя), конструктивное общение, высказывание точек зрение, понимание и умение слушать других людей. Основную часть формирует расширение знаний об эмоциях, чувствах, собственном внутреннем мире, как в нем ориентироваться. Особое внимание посвящается прошлому, настоящему и будущему для осознания подростком своей жизненной перспективы. Заключительным этапом групповой коммуникации, закрепляются результаты, которые достигли участники.
Упражнения на самопознание
Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми видами упражнений и комплексов, которые призваны помочь вам в поиске себя и своих внутренних ориентиров. Попробуйте подойти к занятиям максимально ответственно, ведь только в этом случае вы получите свой долгожданный результат.
4 квадрата психологии сознания
Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет лучше осознать свою сущность, найти положительные и негативные качества, достоинства. Для этого психологического теста понадобится лист бумаги, его нужно разделить на четыре части, в форме квадрата. В углу каждого квадрата необходимо поставить цифры от 1 до 4. В первом квадрате нужно написать 5 собственных положительных качеств в виде одного слова или предложения. В третьем квадрате (под первым) нужно написать собственные негативные качества.
Нужно быть искренним, поскольку данная таблица создается исключительно для тестируемого человека. После просмотра перечня негативных качеств их нужно переформулировать на положительные и записать во второй квадрат. Например, описать, что “жадный” означает бережный, что появляется возможность тратить деньги на важные вещи.
После этого, прочитайте перечень положительных качеств из квадрата № 1, переделайте их на отрицательные, запишите их в четвертый квадрат. После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте квадраты № 3, 4 и прочитайте свои качества с квадратов № 1, 2.
После, важно взглянуть на все четыре заполненные квадраты и сделать вывод, что одни и те же характеристики описаны с положительной и отрицательной стороны. То, что для нас есть хорошим, для других может оказаться плохим. Поэтому нет необходимости обращать особое внимание на то, что говорят другие. Лучше развивать свои качества, которые нравятся, а также могут послужить на будущее.
Оценочные суждения в жизни личности
Самопознание человека формируется на основе его мыслей о себе и мыслей других людей о том, что он из себя представляет и что вообще делает в этой жизни. Человек сам выбирает как относиться к себе: хорошо или плохо (презирать себя за малейшие ошибки или прощать, любить, если что-то не так).
От того, как человек относится к себе, так и будут к нему относиться окружающие, поскольку они будут видеть человека его глазами, тот образ, который он или она позволяет видеть. Уважение, понимание себя, возможность ценить появляется с того момента, когда человек прислушался к себе, изменил психологию своего мышления.
Упражнения на самопознание «четыре квадрата» поможет не только переформулировать свои качества, но и негативные качества противника, который приносит дискомфорт в вашей жизни. С помощью данной техники, можно проанализировать конфликтную ситуацию, понять почему вышло недопонимание, как восстановить доверие, доброжелательность.
Программа тренинга практического самопознания
-формирование и развитие
установки на самопознание и
саморазвитие,
– овладение навыками
практического самопознания;
– развитие личностно значимых
качеств: профессиональной
рефлексии, эмпатии, критичности и
гибкости установок;
– преодоление психологических
барьеров, мешающих полноценному
самовыражению.
Тренинг состоит из 2 занятий по 4-5
часов каждое.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООЦЕНОЧНЫХ
ПОЗИЦИЙ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ
И РЕФЛЕКСИИ
Работа над собой и
самосовершенствование
предполагают только анализ ошибок
и борьбу со своими слабостями. Есть
еще одна не менее, если не более,
важная сторона работы над собой.
Она заключается в обнаружении в
себе не только противника и
виновника, но и сподвижника, друга и
помощника. У каждого из нас есть
свои сильные стороны, но обнаружить
их в себе порой оказывается нелегко.
Некоторые люди полагают, что не
обладают никакими качествами,
которые могли бы послужить для них
внутренней точкой опоры. Как это ни
странно, но большинство людей не
умеют думать о себе в позитивном
смысле. Следует обратить внимание
на то, что “сильные стороны” –
это не то же самое, что “положительные
черты характера” или “достоинства”.
Бывает и так, что какое-то качество
или умение оказывается очень
сильной стороной личности, но
окружающие люди не одобряют его или
оно не соответствует моральным
нормам. Поэтому если мы будем
анализировать “сильные стороны”
только как возможность для
человека найти внутреннюю опору,
очень важно принимать во внимание,
для чего использует человек свои
сильные стороны. Овладению
навыками самопознания и должен
послужить предлагаемый тренинг.
– создание благоприятных условий
для работы группы;
– создание атмосферы искренности
и доверия;
– ознакомление участников с
основными правилами и принципами
тренинга;
– принятие правил групповой
работы;
– самодиагностика и самораскрытие
членов группы;
– развитие креативности и
формирование необходимой
коммуникативной дистанции.
В начале работы группы каждый
участник оформляет карточку-визитку,
где указывает свое тренинговое имя.
При этом он вправе взять себе любое
имя: свое настоящее, игровое, имя
литературного персонажа и т.д. В
дальнейшем на всем протяжении
тренинга участники обращаются друг
к другу по этим именам.
Ведущий дает 3-5 минут для того,
чтобы все участники сделали свои
визитки, прикрепили их к одежде и
подготовились к представлению.
“ПРЕДСТАВЛЕНИЕ”
– формирование установок на
выявление позитивных личностных и
других качеств;
Участникам дается следующее
пояснение: в представлении вы
должны постараться отразить свою
индивидуальность так, чтобы все
остальные участники сразу
запомнили выступившего. Например,
“Я высокий, сильный и уверенный в
себе человек. Внешность у меня
обыкновенная, зато волосы
красивого цвета и слегка вьются,
что является предметом легкой
зависти многих женщин Но главное,
на что хочу обратить ваше внимание –
со мной в любой компании интересно
и весело, знаете, как правило играю
роль тамады” или “Возраст у
меня средний, внешность не броская,
способности и возможности
обыкновенные. Единственное, в чем я
разбираюсь может быть лучше других
и готова посвящать все свое время –
это вкусно готовить и угощать.
Обещаю всем яблочный пирог к чаю”.
“АССОЦИАЦИИ”
– развитие ассоциативной памяти
для запоминания имен;
– психологическое раскрепощение с
целью создания благоприятного
климата в группе.
Участникам предлагается
вспомнить личностное качество,
начинающееся на ту же букву, что и
его тренинговое имя, например: “Ольга
– обаятельная”, “Владимир –
вольный”. Затем каждый участник
произносит свое имя, прибавляя к
нему придуманное качество. Причем
каждый следующий участник
повторяет вес то, что говорили до
него.
Этап знакомства заканчивается
упражнением
“ИНТЕРВЬЮ”
– развитие умения слушать
партнера и совершенствовать
коммуникативные навыки,
– сокращение коммуникативной
дистанции между участниками
тренинга
Участники разбиваются на пары и в
течение 10 минут беседуют со своим
партнером, пытаясь узнать о нем как
можно больше. Затем каждый готовит
краткое представление своего
собеседника. Главная задача –
подчеркнуть его индивидуальность,
непохожесть на других. После чего
участники по очереди представляют
друг друга.
2. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ,
СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
“ЗЕРКАЛО”
– развитие осознания “языка”
собственного тела и телодвижений;
– развитие эмпатии и рефлексии.
Участники делятся на пары и
встают лицом друг к другу. Один –
ведущий, другой – ведомый.
Ведущий начинает делать
медленные движения руками, ногами,
туловищем под музыку. Ведомый
отражает движения партнера – как
зеркальный образ Через 5 минут
меняются ролями.
По окончании задания участники
делятся своими ощущениями. На
упражнение отводится 15 минут.
“НАЙДИ ПАРУ”
– развитие прогностических
возможностей и интуиции;
– формирование у членов группы
установки на взаимопонимание.
Каждому участнику при помощи
булавки прикрепляется на спину
лист бумаги. На листе имя
сказочного героя или литературного
персонажа, имеющего свою пару.
Например: Крокодил Гена и Чебурашка,
Ильф и Петров и т.д.
Каждый участник должен отыскать
свою “вторую половину”,
опрашивая группу. При этом
запрещается задавать прямые
вопросы типа: “Что у меня
написано на листе?”. Отвечать на
вопросы можно только словами “да”
и “нет”. Участники расходятся
по комнате и беседуют друг с другом.
На упражнение отводится 10-15 минут.
3. УПРАЖНЕНИЯ НА УГЛУБЛЕНИЕ
ПРОЦЕССОВ САМОРАСКРЫТИЯ, РАЗВИТИЯ
УМЕНИЙ САМОАНАЛИЗА И ПРЕОДОЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ, МЕШАЮЩИХ
ПОЛНОЦЕННОМУ САМОВЫРАЖЕНИЮ
“КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН”
– формирование навыков
самоанализа, самопонимания и
самокритики;
– выявление значимых личностных
качеств для совместной тренинговой
работы;
– углубление знаний друг о друге
через раскрытие качеств каждого
участника.
Предлагается поиграть в
комиссионный магазин. Товары,
которые принимает продавец – это
человеческие качества, например:
доброта, глупость, открытость.
Участники записывают на карточку
черты своего характера, как
положительные, так и отрицательные
Затем предлагается совершить торг,
в котором каждый из участников
может избавиться от какого-то
ненужного качества, или его части, и
приобрести что-либо необходимое.
Например, кому-то не хватает для
эффективной жизни красноречия, и он
может предложить за него какую-то
часть своего спокойствия и
уравновешенности.
По окончании задания подводятся
итоги и обсуждаются впечатления.
На упражнение отводится 20-25 минут.
“АВТОПОРТРЕТ”
– формирование умений
распознавания незнакомой личности,
– развитие навыков описания
других людей по различным
признакам.
Представьте себе, что вам
предстоит встреча с незнакомым
человеком и нужно, чтобы он узнал
вас. Опишите себя. Найдите такие
признаки, которые выделяют вас из
толпы. Опишите свой внешний вид,
походку, манеру говорить, одеваться;
может быть вам присущи обращающие
на себя внимание жесты
Работа происходит в парах. В
процессе выступления одного из
партнеров другой может задавать
уточняющие вопросы, для того, чтобы
“автопортрет” был более полным.
На обсуждение в парах отводится 15-20
минут.
По окончанию задания участники
садятся в круг и делятся
впечатлениями.
“БЕЗ МАСКИ”
– снятие эмоциональной и
поведенческой закрепощенности;
– формирование навыков искренних
высказываний для анализа сущности
“я”.
Каждому участнику дается
карточка с написанной фразой, не
имеющей окончания. Без всякой
предварительной подготовки он
должен продолжить и завершить
фразу. Высказывание должно быть
искренним. Если остальные члены
группы почувствуют фальшь,
участнику придется брать еще одну
карточку.
Примерное содержание карточек:
“ОБРАЗ “Я”
– более глубокое осознание
личностного существования;
– соединение вербального и
невербального компонентов
выразительности самооценочной
позиции.
Каждому участнику предлагается
произнести слово “Я” с только
ему присущей интонацией, мимикой,
жестами. Нужно сделать это так,
чтобы одним словом как можно полнее
выразить восприятие своего “Я”,
свою индивидуальность и свое место
в мире.
4. УПРАЖНЕНИЯ НА ГРУППОВУЮ
СПЛОЧЕННОСТЬ
“ЕДИНСТВО”
– выработка интеллектуального
единства на прогностическом уровне;
– формирование эмоционально-волевого
единства группы.
Участники рассаживаются в круг.
Каждый сжимает руку в кулак, и по
команде ведущего все “выбрасывают”
пальцы. Группа должна стремиться к
тому, чтобы все участники
независимо друг от друга, выбрали
одно и то же число.
Участникам запрещается
переговариваться. Игра
продолжается до тех пор, пока
группа не достигнет своей цели.
“ФОТОРОБОТ”
– формирование творческого
воображения;
– формирование умения
абстрагироваться.
Один из участников должен
составить портрет группы. Для этого
нужно распределить между
участниками группы следующие части
тела: голову, шею, глаза, уши. рот,
руки, ноги, плечи и т.д.
На упражнение отводится 15 минут.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
“ПОЗИЦИЯ”
– рефлексия взаимооценочных
позиций участников тренинговых
занятий.
1. Участники образуют 2 круга:
внутренний и внешний. Внешний круг
движется, внутренний остается на
месте. Находящиеся во внешнем круге
высказывают свое впечатление о
партнере по внутреннему кругу,
начиная с фразы “Я вижу тебя”,
“Я хочу тебе сказать”, “Мне
нравится в тебе”. Через 2 минуты
внешний круг смещается на одного
человека и т.д.
2. Участники заполняют анкету “Обратная
связь”.
РОЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ
ПОЗИТИВНОГО САМОВОСПРИЯТИЯ
В занятие включены упражнения,
построенные по принципу “обратной
связи”. Обратная связь – это
сообщение, адресованное человеку о
том, как его воспринимают, что
чувствуют при взаимоотношениях с
ним, какие чувства вызывает у
окружающих его поведение.
Человек, заинтересованный в том,
чтобы лучше ориентироваться в себе
и в особенностях своих отношений с
окружающими, должен обращать
внимание на различные признаки,
свидетельствующие об истинных
последствиях поведения.
Обеспечение других обратной связью
способствует повышению взаимного
доверия, создает условия для более
глубоких и теплых отношений, а
также способствует формированию
позитивного самовосприятия
участников тренинга.
На занятие отводится 3-4 часа.
– закрепление тренингового стиля
общения;
– совершенствование навыков
самоанализа и самовыражения;
– формирование умения слушать и
давать “обратную связь”.
В начале второго дня участники
группы обмениваются мнениями и
впечатлениями о предыдущем дне.
Ведущий предлагает группе вопросы
для обсуждения (вопросы могут
носить как открытый, так и закрытый
характер). Например:
1. “С каким настроением вы
сегодня пришли на занятие?”
2. “Хотелось ли вам сегодня
прийти в группу?” “Чего вы
ждете от сегодняшнего занятия?”
3. “Чем вызваны затруднения, с
которыми вы вчера встретились?”
“ПРИВЕТСТВИЕ”
– формирование доверительного
стиля общения в процессе
налаживания контактов;
– создание позитивных
эмоциональных установок на
доверительное общение.
Участники садятся в круг и по
очереди приветствуют друг друга
обязательно подчеркивая
индивидуальность партнера,
например: “Я рад тебя видеть, и
хочу сказать, что ты выглядишь
великолепно” или
“Привет, ты как всегда
энергичен и весел”. Можно
вспомнить о той индивидуальной
черте, которую сам человек выделил
при первом знакомстве (см.
упражнение “Представление”)
Участник может обращаться ко всем
сразу или к конкретному человеку.
Во время этой психологической
разминки группа должна настроиться
на доверительный стиль общения,
продемонстрировать свое доброе
отношение друг к другу.
Ведущему следует обращать
внимание на манеры установления
контактов.
На занятие отводится 10-15 минут.
По его окончании ведущий
разбирает типичные ошибки,
допущенные участниками, и
демонстрирует наиболее
продуктивные способы приветствий.
2. УПРАЖНЕНИЯ НА УГЛУБЛЕНИЕ
ПРОЦЕССОВ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ
КАЧЕСТВ
“ПОДЕЛИСЬ СО МНОЙ”
– эмпатийная диагностика
личностных качеств;
– расширение репертуара способов
взаимопонимания.
Участникам тренинга предлагается
записать на карточке 10 качеств:
– умение сочувствовать,
– умение создавать хорошее
настроение,
– организаторские способности,
– твердость характера,
Список может быть изменен в
зависимости от состава группы и
целей занятия. При необходимости
ведущий дает пояснение значений
этих качеств.
Затем каждый участник должен
решить, какое качество
присутствует у кого-либо из группы
в большей степени, чем у него и
подходит к этому человеку с фразой:
“Пожалуйста, поделись со мной,
например, твоим умением
сочувствовать”. Тот участник, к
которому обратились с просьбой,
отмечает у себя на карточке это
качество. Таким образом, нужно
обойти всю группу, попросив у
каждого какое-либо качество (или
несколько). На карточке каждого
участника будут отметки о том,
какие качества были у него
востребованы другими, и какие
качества он запрашивал сам.
На упражнение отводится – 20 минут.
После выполнения задания
участники садятся в круг для
обсуждения. Обсуждение результатов
может происходить как по
количественному, так и по
качественному составу признаков.
“ПОРТРЕТ”
– формирование умений
распознавания личности по
портретным описательным
характеристикам;
– приобретение навыков
сравнительного анализа персонажей
между собой.
Каждый участник в течение
5-7 мин. набрасывает “психологический
портрет” кого-либо из членов
группы. Указывать на признаки,
особенно внешние (рост,
телосложение и т. п.), по которым
можно сразу узнать конкретного
человека, нельзя. В портрете должно
быть не менее 10-12 черт характера,
привычек, особенностей,
характеризующих именно этого
человека.
Затем каждый выступает с
информацией перед группой, а
остальные участники пытаются
определить, чей это портрет.
Возможно сопоставление разного
видения членами группы одного и
того же человека.
– развитие коммуникативных умений
и рефлексивных навыков;
– формирование навыков
интервьюирования с учетом снятия
мотивационных искажений.
Каждый участник должен в течение 3-5
мин. подготовить по одному вопросу
для всех членов группы. Вопросы
должны касаться внутренних
личностных особенностей человека –
его характера, привычек, интересов,
привязанностей, установок и т. п.
Основное правило – отвечать как
можно более полнее и откровеннее
Участник, готовый первым дать
интервью группе, садится так, чтобы
видеть в лицо всех членов группы.
Члены группы по очереди задают
приготовленные (именно этому
участнику) вопросы. В качестве
интервьюируемого должен побывать
каждый участник.
III. УПРАЖНЕНИЯ НА ГРУППОВУЮ
СПЛОЧЕННОСТЬ
«ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ”
– формирование навыков
психомоторного взаимодействия;
– сокращение коммуникативной
дистанции между членами группы.
Участники образуют большой круг.
Один человек встает в центр круга.
Он должен упасть на руки кому-либо
из круга, для этого нужно закрыть
глаза, расслабиться и падать назад.
Каждый должен иметь возможность
падать и ловить.
По окончании задания группа
обсуждает впечатления от
выполненного упражнения.
“Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ”
– формирование умения давать
обратную связь;
– выработка навыков прочтения
состояния другого по невербальным
проявлениям.
Каждый член группы выбирает себе
партнера и затем в течение 3-4 мин. в
устной форме описывает его
состояние, настроение, чувства,
желания в данный момент. Тот, чье
состояние описывает партнер,
должен или подтвердить
правильность предположений, или
опровергнуть их. Работа может
происходить как в парах, так и в
общем круге.
“МЕТАФОРА”
– формирование установки на
взаимопонимание и распознавание
невербальных компонентов общения;
– овладение навыками
высказывания и принятия обратных
связей.
Участник выходит в центр круга и
становится в любой приемлемой для
него позе, с любым удобным
выражением лица, имея возможность
менять мимику и позу по мере
необходимости.
– какой образ рождается при
взгляде на этого человека?
– какую картину можно было бы
дорисовать к этому образу?
– какие люди могут его окружать?
– какой интерьер или пейзаж
составляет фон этой картины?
– какие времена все это
напоминает?
Делиться своими творческими
идеями по этому поводу может каждый
участник отдельно или создавая
образ всей группой. Через центр
круга должны пройти все члены
группы.
На упражнение отводится – 1 час.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
“КОМПЛИМЕНТЫ”
– отработка навыков эмпатии и
новых способов поведения;
– формирование умения делать
комплименты и создавать позитивные
установки друг на друга. Дается
задание: “Вы можете свободно
передвигаясь по комнате подходить
к любому члену группы и
обмениваться комплиментами,
добрыми пожеланиями, похвалами.
Возможно, этот человек чем-то помог
вам в процессе тренинга,
поблагодарите его. Таким образом,
обойдите всех участников тренинга”.
Для этого упражнения
целесообразно использовать
лирическую музыку.
На упражнение отводится 15-20 минут.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ
В конце второго занятия
подводятся итоги по проведенному
тренингу первой ступени.
Ведущий еще раз обобщает
теоретический материал, даваемый
им по ходу тренинга. Разбирает
вместе с участниками группы их
впечатления от проведенных занятий,
отвечает на возникшие у них вопросы,
подводит итоги совместной работы
Обсуждаются результаты
анкетирования, проведенного после
первого цикла занятий (анкета “Обратная
связь”), дополненные и
откорректированные с учетом
второго цикла занятий.
Вывод
Трудно осознать, что черно-серое восприятие мира прячется внутри человеческой души, когда мозг пытается всему найти логическое обоснование и отказывается от чувств. Депрессивное состояние, постоянные стрессы заставляют задуматься и принять решение заняться самопознанием.
Эффективность проявляется с первого раза, конечно в небольшом количестве, но помогает обрести знания о своей личности. Всего 10-12 занятий способны изменить человека в лучшую сторону, открыть мир с другой стороны. В некоторых случаях понадобиться больше занятий, чтобы достичь полного самопознания.
: Личностный рост, Для школьников