Учение порфирия иванова в чем суть

«Гитлер потерял надежду на завоевание он выдохся

В течение нескольких лет Иванов разрабатывал свою религиозную систему. Она основывалась на осознанной им тщетности всех людских усилий улучшить свою жизнь. Люди в его окружении старались послаще поесть, побольше выпить, получше одеться, посвободнее поблудить, урвать от жизни все возможное, но потом все равно болели, старели и умирали. Поскольку жизнь на этой земле была для них абсолютной ценностью (вспомним опять героев Платонова), то и все мечты были о том, как бы пожить (а соответственно, поесть, попить, поблудить и т.д.) подольше. Иванов пришел к выводу, что жизнь укорачивается прежде всего из-за стараний людей получше в ней устроиться. Значит, нужно отказаться от всех хлопот по устройству жизни и жить независимо от «потребностей», таких, как дом, одежда, еда и пр. Такая «независимость от природы» дарует человеку и свободу от болезней и даже от смерти: «Надо, чтобы не бояться оставаться к жаре и к холоду и голоду – человек никогда и нигде и никак не будет умирать» 1227. Естественно, одно совершенно не следует из другого, но трудно требовать логических выводов от полуграмотного и беспринципного хапуги, в чьей голове лишь после 35 лет жизни впервые зашевелились тяжелые и неповоротливые мысли.

Тогда Иванов жил в Армавире. Он уже не удовлетворялся хождением без шапки: стал раздетым выходить на мороз и побольше «тянуть вовнутрь воздух». Он все больше уверялся в своих особых способностях:

Иванов не собирается с этими силами так жить, как жили все наши люди, кому пришлось не жить, а умереть. Этого Иванов не получит от Природы. Он получит жизнь от Природы, а смерть прогонит от себя 1228.

Тогда же он занялся исцелениями. Так стала складываться в общих чертах его оздоровительная система «Детка» (в виде советов желающим исцелиться) 1229. Характерно, что в предлагаемых им процедурах с самого начала присутствовала обращенная к нему просьба: «Учитель, дай мне здоровье». Имеющийся в «Детке» совет помогать нуждающимся также имел вполне ясно выраженный религиозный (а точнее, магически-суеверный) смысл: «Найди нуждающегося человека, кто боится просить, но живет плохо, и дай ему денег 10 рублей, а сам перед этим скажи слова: «Я даю тебе эти деньги, чтобы у меня не было никакой болезни»» 1230.

Чем дальше, тем больше Иванов занимался исцелениями, и те успехи, которые у него были, окончательно убедили его в верности открытой им идеи и в собственной избранности: «Таких людей еще не рождала Природа, чтобы он для этой цели родился» 1231; «Люди стонущие выпросили меня у Природы» 1232. Такая самооценка – классическое проявление мании величия – одного из признаков душевной болезни. По всей видимости, именно тогда у Иванова начались заметные для окружающих психические сдвиги.

Свои услуги Иванов расценивал как платные. По мере роста численности клиентов росло и благосостояние его семьи. «Абсолютно независимый от Природы человек» оказался вполне зависимым от различных житейских благ. Вот как Иванов пишет о приобретении им машины (уже в послевоенные годы):

Еще до войны Иванов полностью отказался от одежды и стал зимой и летом ходить в одних черных «семейных» трусах до колена, которые он красиво именовал элегантным заграничным словом «шорты». Он перестал бриться и стричься, и его громадные борода и шевелюра (впоследствии абсолютно седые) сделались его характерной приметой. Естественно, его, мягко говоря, неадекватность, а зачастую и агрессивность, бросалась людям в глаза. Несколько раз его направляли на лечение в психиатрические лечебницы. В ростовской больнице он получил диагноз «шизофрения» и первую группу инвалидности.

В 1936 г., когда было объявлено о проведении VIII чрезвычайного съезда Советов, Иванов направился в Москву, чтобы выступить с трибуны съезда. «Я только хотел свое практическое, найденное на себе, будущему поколению передать» 1234. Заросший, босой и раздетый Иванов добрался до Дома Советов и встал в очередь на регистрацию за делегацией Северного Кавказа, но немедленно был задержан ОГПУ и доставлен на Лубянку. По словам Иванова, его привели к самому Ежову, что, правда, вызывает большие сомнения. Иванов рассказывает, что не стал ему ничего отвечать до прибытия психиатра:

Ежов спросил: «Почему ты с нами не говорил?». Я ему говорю: «Вам нужно мое имя, отчество и фамилия, а я все это не признаю. Я Учитель народа, ему надо место и условие создать, чтобы остаться без всякой потребности. Это Природа меня прислала сюда в Москву, чтобы я об этом врачам Матросской тишины рассказал, чтобы они знали за мной такой приход на землю» 1235.

Началась война. Отношение Иванова к Гитлеру было двойственным:

Но ведь Богом Иванов считал самого себя и, следовательно:

Впрочем, отношения с немецкими оккупационными властями у Иванова были самые мирные: они ставили на нем шутливые эксперименты, дивясь его способности ходить в трусах в самые жестокие морозы (закапывали в снег, катали по морозцу на мотоцикле и т.п.), но при этом ежедневно кормили его досыта кашей с мясом на кухне Днепропетровского отдела гестапо 1239. Иванов даже собрался ехать в Берлин, выпросив себе для этого немецкую военную шинель, но не доехал. Зато впоследствии он приписывал себе победу в Великой Отечественной войне, правда выражал эту мысль, как всегда, весьма путано:

После отступления немцев и прихода Красной армии СМЕРШ не тронул инвалида за его дружбу с оккупантами, и в послевоенные годы Иванов зажил безбедно в своем доме на хуторе Верхний Кондрючий, переименованном им в «Боги». Сбылась юношеская мечта Паршека: его именем называлось село! Иванов занимался целительством и на этом зарабатывал. Держал большое хозяйство: огород, корову, свиней. Резал свиней только сам 1242. Зачастую он писал себе, драгоценному, «дорогому Учителю», длинные благодарственные письма от лица исцеленных им больных: «А все же этому всему, что сделал для нас Учитель – Ему спасибо от нас, таких больных как мы были. А теперь какие мы стали – сделались здоровые» 1243.

Пытался «Учитель народа» Иванов повидаться с «народным вождем» Сталиным, доехал даже до Москвы, но его прямо с вокзала отправили в Институт имени Сербского. Старик обиделся и впоследствии писал о смерти Сталина: «Сталин в этом просчитался: его Природа убила за Иванова» 1244. Иногда Иванова подлечивали в спецпсихбольницах, всякий раз подтверждая диагноз «тяжелая шизофрения». Он с этим, естественно, не соглашался и писал в своих дневниках: «Моя болезнь одна для всех сознательность, закалка-тренировка. То она сделала, чего всем страшно» 1245. Однако, судя по дневниковым записям Порфирия Иванова, диагноз врачей был вполне обоснован. Чего стоят, например, такие записи о пребывании в Казанской психбольнице:

Болезнь Иванова выражалась и в нарушении причинно-следственных связей: «3 апреля, понедельник. Сутра пошел на Мою пользу мизерный дождик для того, чтобы Моя Идея прошла во всем мире» 1247. Есть в тетрадях Иванова и совсем уже лишенные всякого смысла места, то, что психиатры называют ученым термином «интерпретативный бред», являющийся составной частью патологического состояния, определяемого как шизофреническая мания:

Или вот такие строки:

Мы вдвоем вышли с Валей (вторая жена Иванова. – А.Д.), походили; Я быстро побегал для Своего сердца. Я люблю снег, как Себя такого человека. Валя такая она ко мне близкая в этом, подобрала нож своей рукой и по Моему велению весь хутор людей вырезала. Даже она сказала в словах это. Но потом после этого всего она подробно остановилась и сказала свою в адрес Моего здоровья правду: «Этого мой Учитель не скажет, а я, такая баба не сделаю». Эти слова Я их только обосновал и тут же на этой странице написал 1249.

В 70-е годы психиатры, по всей видимости, убедившись в неизлечимости Иванова, наконец оставили его в покое. После смерти жены он стал жить со своей фанатичной последовательницей Валентиной Сухаревской. В конце 70-х к нему пришла широкая известность, от которой старик совсем потерял голову. Сформировавшееся тогда вокруг него ядро учеников возглавило движение ивановцев после противоречившей всем их установкам смерти «Учителя».

Мы в Природе строим коммунизм: сперва одного человека допустим, а потом мы все вслед пойдем. Он же будет делать для всех: Он учитель народа, Он же – победитель Природы. А раз Он Победитель Природы – Он же – победитель врага. То, чего пишется в Истории, это будет обязательно так 1250.

«Учителево тело есть красота из красот. Оно пахнет ароматом, оно освещенное. Я со Своим запахом всем был в этом нужен»

Когда ивановцы говорят о своей вере, они часто ссылаются на то, что Иванов учил только хорошему и что душа его была полна жертвенной любовью, смирением, кротостью, покаянием, радостью, миром, долготерпением, милосердием, необычайной скромностью, сдержанностью и добротой, – то есть он, по их мнению, явил в себе все нравственные идеалы христианства. Иванов, естественно, был согласен с такой оценкой своей личности, о чем неоднократно писал в своих сочинениях. Однако факты его жизни не соответствуют такому его благостному образу:

А вот что Иванов говорит на суде людям, обвинявшим его в вымогательстве:

Естественно, Иванов ощущал неадекватность собственного положения по отношению к своему великому призванию:

Только утро настает, ясно солнышко встает, а у Меня родятся слова, как у какого-то короля. Когда-то король своим слугам приказывал, чтобы ему в один миг был приготовлен завтрак. Король это Учитель. Об этом всем слышали и знали Мои люди, их удивляло это, но все знающие промолчали, как воды в рот набрали. Учителя сделали своим королем сами люди. Он не смог от этого уйти, чтобы отказаться от этого места Природы. Природа захотела, чтобы наш дорогой Учитель Свое имя на имя «Король» переменил 1305.

Обратите внимание: не сам скромный «Учитель» захотел называться королем, а лишь природа захотела.

Любопытен и взгляд Иванова на цель существования человека:

До тех пор, пока в секте существует неограниченная власть, она не меняется и не может измениться

«Богородичники» утверждают, что ратуют за свободу совести. Они заявляют, что нахождение в данное время у власти демократов благословенно – Богородица, дескать, помогла им в августе 1991 года и в октябре 1993 года. Все это произошло только благодаря их молитвам. Еще в 1991 году они изгоняли дух Ленина из Кремля. При этом они говорят, что идеал для них – теократическое государство во главе с монархом, который будет похож на мученика Николая II. И как тот во всем слушался «святого старца Григория Распутина», так и новый царь во всем будет повиноваться «святым старцам», «духоносным мужам» и «пророкам», в которые «богородичники», естественно, метят сами. Но это – идеальный уровень, а на практике они говорят, что поддерживали Ельцина, что выступают за свободный рынок, и прорицают, что в будущем Россию возглавит святой царь-предприниматель.

Миссия «пророка-патриарха» Береславского – открыть тайну времен, которая связана с особой ролью Марии. Пророк Иоанн Береславский соединяет Новый и Новейший Заветы, подобно тому как Иоанн Креститель соединил Ветхий Завет с Новым. В «богородичной» литературе сказано, что пророк Иоанн, данный России Богом, несет полноту правды. Интересно указание на то, что ревность веры не зависит от тяжести греха, который лежит на человеке. В церковной иерархии самые высокие посты занимают люди с самой тяжелой греховной чашей. Тем, кто будет верно исповедовать Марию Матерью Непорочного Зачатия и будет верно Ей служить, грехи их не будут вменены. Очень удобная теория.

Посвятив Россию Божией Матери и в ожидании Ее видимого воцарения на Российском Престоле, «богородичники» ведут работу по подготовке армии к этому событию. Обращаясь к армии, лжебогородица вещает:

Для себя Береславский в этом новом порядке отводит самую почетную роль:

У БЦ хорошие связи в дивизии Дзержинского: известно, что там были офицеры, которые заодно являлись «священниками» БЦ и крестили солдат (имеются фотографии), пользуясь своим служебным положением. Есть у них так называемый «легион Божией Матери» – военизированная гвардия, состоящая из весьма крепких молодцов, которые явно едят и спят вволю. Раньше у них была хорошая связь с Жириновским и его ЛДПР; когда БЦ судился с Российским телевидением, из-за критической передачи о них, и с диаконом Андреем Кураевым, который в этой передаче участвовал, то их представителем выступал С. В. Беляк – личный адвокат Жириновского. Весной 1997 г. фракция ЛДПР пригласила Береславского выступить на конференции, организованной думским Комитетом по геополитике. Там Береславский вновь развивал свои любимые темы о том, что Россия должна присягнуть на верность своей единственной царице – Богоматери, а она уж назначит достойных людей – пророков и провидцев – быть ее наместниками и управлять страной. Все это было с большим воодушевлением воспринято депутатами-жириновцами 1122. Осенью 1999 г., когда «богородичников», наконец, выставили из незаконно занимаемого ими помещения в центре Москвы, Жириновский немедленно написал гневное письмо с протестом против «гонений на Православную Церковь».

Сейчас БЦ понял, что конфронтационным способом многого не добьешься. Их новая задача – завоевать признание в качестве не экстремистской, а легитимной религиозной группы, поэтому Береславский дал новые указания: по возможности воздерживаться от публичной критики РПЦ; дети, которые ушли от родителей, периодически стали их навещать. В своих контактах с «внешними» береславцы стремятся мимикрировать под Православие. Их «отцы» теперь оставили свои голубые балахоны для внутренних собраний, а на улицы выходят в обычных черных рясах и подрясниках с наперсными крестами; сообщают всем встречным, а в особенности потенциальным спонсорам, что они самые что ни на есть православные и представляют «Церковь Божией Матери Державной». Человека несведущего все это вводит в заблуждение, и он помогает им, наивно считая, что таким образом помог Православной Церкви. Очень любят в БЦ окучивать больницы (до недавнего времени они активно работали среди больных неврологического и суицидального отделения Института Склифософского), куда их пускают, опять же, как представителей Русской Православной Церкви.

БЦ принадлежит ряд «монастырей», коммерческих издательств и предприятий, земля в Подмосковье, где выстроен их «монастырь», пекарня. В 1997 г. руководство БЦ утверждало, что его поддерживало более 700 общин в России и в СНГ, в том числе в семидесяти российских городах, причем более чем в тридцати они зарегистрированы 1123 Однако на январь 1998 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано всего 17 общин 1124. Помимо Москвы секта действует в таких городах, как Архангельск, Воронеж, Иркутск, Екатеринбург, Краснодар, Люберцы (Московская обл.), Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Саратов, Северодвинск, Серпухов, Тверь, Улан-Удэ, Чехов, Южно-Сахалинск и др. В Балашихе Московской области у них действует школа-интернат «Вечная весна» (одно из названий Богородицы в секте), причем помещение для школы им предоставляет местная воинская часть. В 2001 г. в Москве возле станции метро «Дмитровская» секта открыла свои вербовочные пункты под громкими названиями (естественно, без какого-либо указания на конфессиональную принадлежность): «Центр русской духовности имени св. Андрея Первозванного» и «Московскую духовную академию им. преподобного Симеона Нового Богослова». Количество «духовенства» на 1998 г. составляло 100 человек, в том числе 7 «епископов» 1125. Имеется свое «монашество», женские и мужские «обители». На конец 1999 г. в московской женской общине было 12 человек, в мужской – 15 человек. Обет монашества дается как временно, на 1–3 года, так и постоянно 1126. «Обители» выступают центрами сектантского миссионерства. В Чеховском районе Московской области сектой приобретен обширный земельный участок, на котором располагается выстроенный рабским трудом адептов монастырский комплекс «Гефсимания». В собственной «духовной академии «Свет Марии»», имеющей очное и заочное отделения, а также филиал в Санкт-Петербурге, готовятся кадры «богородичного духовенства» 1127.

Про йогу:  Yoga Mats – Find and Shop the perfect yoga mat for your practice | Manduka Europe– Manduka EU

С 1992 г. БЦ агрессивно пропагандирует свое учение через активную издательскую деятельность. К 1999 г. выпущено более 250 наименований авторских книг и переводов (не считая периодических изданий). Первоначально издательство секты называлось «Богородичный Центр»; в 1993 г. оно было переименовано в «Новую святую Русь». С марта 1992 г. издавалась газета «Рыцарь веры» (тираж от 10 до 80 тыс.). В настоящее время газета выходит под новым названием «Милосердие Богородицы» (тираж от 10 до 30 тыс.). В 1995–1996 гг. издавался журнал «Оазис мира» (тираж 5 тыс.). Издается собственный «Церковный календарь Державной». Имеется своя хорошо оборудованная действующая студия аудио- и видеозаписи.

В обязанность членам БЦ вменяется вести активную общественную проповедь – «благовествовать» на сектантском новоязе: «Благовествуй и учреждай на пыльных тротуарах и на многолюдных собраниях престолы царства Жены, Облеченной в Солнце» 1128. Сектантские вербовщики, прикрываясь названием Православной Церкви, активно (и часто небезуспешно) пытаются проникнуть в детские дома, дома престарелых, тюрьмы, больницы, воинские части. «Богородичники» сообщают, что их «священники» проводят там «молебны, исповеди, крестят и причащают» 1129. С 1991 г. сектой проведено не менее пятидесяти «выставок» на темы: «Явления Божией Матери в XX в»., «Собор святых новомучеников», «Покров Пречистой Девы в истории России» и др. с целью завербовать жителей разных городов в свою организацию.

Большое значение «богородичники» придают своим «Всероссийским соборам», большая часть которых проходила в Москве. С 1991 по 1999 гг. они провели 19 соборов. Бывают также и «поместные соборы», например, «собор», проходивший 1–2 мая 1999 г. в Твери. Местом проведения этих мероприятий служат залы кинотеатров, дворцов культуры и дворцов спорта. По словам Береславского, «всероссийские соборы Церкви Божией Матери Державной имеют одну главную цель: посвятить Россию Богу» 1130. «Соборы» раньше продолжались по два дня. Теперь, очевидно из-за нехватки средств, они проходят за день. Весь «собор» – это бесконечное богослужение (12–15 часов подряд), в котором экзальтированные «проповеди» Береславского перемежаются с неистовыми прыжками и беснованиями всего зала (на сектантском новоязе «веселения»), «богородичной» «литургией св. Иоанна Златоустого» (кощунственная пародия на православную литургию), мираклями (мистериями), «пластическими молитвами», выступлениями «высоких гостей» типа Глеба Якунина, Зои Крахмальниковой или каких-нибудь марианских деятелей из-за рубежа, скандированиями «мантр» и пр.

Руководство секты стремится, чтобы на «соборах» присутствовало как можно больше людей. Для этого приезжим часто предоставляют в Москве транспорт и бесплатное проживание (более или менее барачного типа). Чтобы добраться до Москвы, провинциальные «богородичники» объединяются и, представляясь православными паломниками, просят у МПС скидку на ж/д билеты. На последнем из «соборов» присутствовало около 4500 человек – скорее всего, почти весь наличный состав секты (включая сочувствующих). Другим показателем, свидетельствующим о сокращении членства в БЦ и ухудшении материального положения секты, является значительное снижение тиражей сектантской литературы. Если в 1992–1995 гг. тиражи некоторых книг достигали 30–50 тысяч экземпляров, то в 1999 г. они снизились до 500–3000 экземпляров. Правда, Береславский уверяет, что у них есть «экзархаты» в Японии и в США, а его последователи исчисляются «десятками тысяч человек на земле и несчетным количеством ангелов на небесах» 1131. «Богородичники» готовятся к строительству «Белого небесного Иерусалима» в Сибири; это их долгосрочная цель. А пока, по их словам, уже имеется сеть марианских монастырей и поселений по всему миру: они энергетически «достают» друг до друга и таким образом обнимают и спасают весь мир. Деньги у них есть (и немало), поэтому они занимаются коммерческой деятельностью. Береславский вроде бы объявил, что тем, кто будет себя хорошо вести, он позволит «временные браки». Что это такое – можно лишь догадываться.

Зимой 1998 года прошла передача по «Голосу Америки», где выступал лучший друг сектантов, «православный» депутат Валерий Борщев (на следующих выборах Борщев не был переизбран в Думу), который говорил о том, что вот-де все «наезжают» на сектантов, а они, между прочим, меняются. Например, «Богородичный центр», отметил Борщев: раньше они были такие-сякие, а теперь изменились под давлением общественного мнения и стали хорошими. Эту песню мы уже слышали многократно, например, в секте «Семья». Но могут ли подобные сообщества изменяться вообще? Даже если предположить, что сейчас члены БЦ действительно отошли от ряда своих экстремистских практик, то ведь дело в том, что практики эти были у них догматическими. Береславский говорил им: то-то и то-то необходимо для спасения – и сектанты безропотно повиновались. Сейчас он, предположим, объявляет, что для спасения нужно нечто совсем другое. И они опять беспрекословно, не рассуждая, повинуются. Отметим также, что ни одно из прежних учений и ни одна из прежних практик не были официально отменены или осуждены.

То же самое говорят про секту Виссариона (о которой речь впереди): раньше они вообще ничего не ели, а сейчас он позволил им есть мед, а скоро, может быть, даже позволит сахар или молоко. Раньше он говорил, чтобы детей ни в коем случае не отдавали в школу, а сейчас под влиянием общественной критики приказал посылать учиться. Конечно, для людей, для адептов секты это принесло, слава Богу, некоторое облегчение. Но завтра Виссарион может начать говорить другое, а послезавтра – третье, и никто ничего не возразит. Ничто не препятствует ему в любой момент объявить о новой, в три раза более строгой диете, и все опять будут повиноваться, точно так же, как в 2000 г. он вдруг объявил о позволительности многоженства, и это было воспринято его адептами совершенно безропотно.

Для сравнения предположим, что завтра наш Патриарх издал бы декрет о том, что воздержание от молочных продуктов во время Великого поста отменяется. Очевидно, что такое объявление могло бы вызвать серьезные волнения – вплоть до раскола в православном мире. И это при том, что дисциплина поста у нас вещь не догматическая. Но лидеры сект могут вдруг отменить какие-то основополагающие догматические вещи и ввести новые – и все беспрекословно им подчиняются. В том-то и проблема: до тех пор пока в секте существует неограниченная власть, она не меняется и не может измениться. Они могут изменить любые свои установки, они могут полностью переделать свою «догматику», но слепое повиновение останется в силе. И никакая эволюция по существу невозможна, пока во главе секты находится Береславский или Виссарион, или Мун, или Хаббард, или их последователи. Пока группа построена на тоталитарных принципах, ничего хорошего в ней не может быть по определению; пока в секте все построено на неограниченной власти личности или организации над адептами, без системы сдержек и противовесов, ничто не может предотвратить развитие событий по самому худшему из всех возможных сценариев. Мир видел это неоднократно на примере сект-убийц 1132.

«унего мысел не такая как унас свами»

В России и странах СНГ процветает и вовсю действует движение«ивановцев», сложившееся вокруг Порфирия Корнеевича Иванова и его учения, о котором и пойдет речь в этой главе. В Москве ивановцы собираются по воскресеньям, в частности, в парке Выхино в домике для моржей, который руководство парка предоставляет в их пользование. О своей приверженности к ивановству заявляет жена президента Казахстана Назарбаева 1208, о нем же по всем телеканалам рассказывал предприниматель Владимир Довгань – президент названной его именем компании.

Иванов оставил после себя более 300 рукописных тетрадей, которые распространяются в основном ксерокопированием. Некоторые из них были изданы типографским способом. Понять в них что-либо очень сложно: так как Иванов полностью обожествлен, его последователи сохраняют орфографию, пунктуацию и стилистику своего учителя, особенность которых – полное отсутствие какой-либо орфографии, пунктуации и стилистики. Мысли у автора мешаются, одна бредовая теория следует за другой, зачастую полностью опровергая друг друга. Вот, например, начальные строки дневника Иванова, которым открывается одна из изданных его последователями книг:

1967 года 2 апреля 12 часов ночи праходят 1-го числа уремя Я начинаю переходит за закалку описоват постараюс к 50 лет октябрю молодежи представит за свою работу за свое учение какую я получил в этом сам ползу и другом человеку что это даст впоследствии по моему излогу по Ивановому выводу мы должны за это дело узятся все общеми силами и может быт мы не это раскроем уприроде чего нам нашел Иванов унего мысел не такая как унас свами воюем сприродою и хочем ей своими индивидуальными силами доказат Иванов говорит наша болшая у этом деле ошибка не надо нам любит одну сторону надо любит обеи стороны 1210.

Как справедливо заметил диакон Андрей Кураев: «Что ж, действительно, «мысел унего не такая как унас свами». Но зачем же психически больного человека выдавать за «Учителя»?!» 1211 Нужно сказать, что с нравственной точки зрения тяжело дискутировать с писаниями Иванова: разве можно иронизировать над тяжело больным человеком? По-хорошему место тетрадей Порфирия Корнеевича в архиве больницы имени Кащенко или Института Сербского, чтобы по ним учились будущие психиатры. Но ивановство своими обещаниями здоровья и счастья привлекает к себе множество людей, и ради этих соблазняемых душ необходимо объяснить, что следование учению Иванова, представляемому как система закаливания, может привести к самым тяжелым последствиям, причем не только к психическим болезням, но и к одержимости и, в конечном итоге, – к гибели души. Именно поэтому в этой главе так много цитат – я даю возможность Иванову самому говорить о себе и за себя, ибо то, как говорит Иванов, не менее важно, чем то, что он говорит.

В советское время Кривоногов исполнял различные заказы для КГБ

Нельзя не отметить, что большинство доморощенных отечественных сект, о которых идет речь в этом издании, в той или иной степени основано на учении семьи Рерихов. Но если «Богородичный центр» действует на общем идеологическом поле с Рерихами, в идеологиях «Белого братства» и Виссариона гораздо больше непосредственных заимствований из учения «гималайских отшельников». Образно выражаясь, рерихианство – это некая болотная жижа, непригодная для питья нормального человека, но вместе с тем это весьма насыщенная питательная среда для размножения разных микроорганизмов, болезнетворных амеб и ядовитых водорослей. Такой рерихианский бульон и плодит в большом количестве сектантские извращения.

«Белое братство» (ББ) – одна из самых скандальных отечественных сект. Помимо Рерихов, в ее идеологии прослеживается очевидная связь с движением «Нью эйдж» (впрочем, Рерихи несомненно являются одними из вдохновителей движения). Основатели секты проповедовали конец эры Рыб – эры христианства и начало новой эры Водолея, которую они отождествляли с приходом к власти «Белого братства» и наступлением Царства Божиего на земле. Основатель и до недавнего времени главное действующее лицо секты (во всяком случае видимое, но возможно, что есть и некий невидимый центр) – Юрий Кривоногов. Этот человек – творец идеи, кандидат технических наук, почти написал докторскую диссертацию. Он работал в киевском Институте невралгии и психиатрии и вполне мог бы продвигаться по научной лестнице, но решил заняться деятельностью на другом поприще. Коллеги вспоминают будущего пламенного трибуна и харизматического проповедника как очень спокойного, до занудливости пунктуального и аккуратного человека. Занимался Кривоногов методами воздействия на человеческую личность, и, судя по целому ряду газетных публикаций, у него была секретная связь с определенным отделом КГБ, который занимался тем же. Кривоногов исполнял какие-то заказы этой организации 1136. Естественно, что наследники КГБ это не афишируют, хотя материалистически-прагматический интерес, который питают спецслужбы к паранормальным и оккультным явлениям, широко известен.

В какой-то момент своей жизни Кривоногов вступил в «Общество сознания Кришны» и некоторое время пробыл кришнаитом (тут тоже прослеживается весьма любопытная связь). По свидетельству бывших кришнаитов, отечественная кришнаитская организация – очень жесткая, чрезвычайно авторитарная. Кривоногов тоже является весьма авторитарным человеком, поэтому неизбежно произошло столкновение характеров, и в конце концов он написал заявление об уходе из секты «по собственному желанию в связи с переходом в Великое Белое братство». Неизвестно, насколько искренним кришнаитом был Кривоногов, но можно предположить, что, руководствуясь своими давними интересами, он вошел в секту для того, чтобы изучать способы воздействия на человеческий разум – пресловутого «промывания мозгов».

Уйдя от кришнаитов, Кривоногов основал «Институт души» под названием «Атма», от имени которого он издавал различные брошюрки, печатавшиеся обществом «Знание». Их до сих пор можно найти в библиотеках и ознакомиться с кривоноговскими разработками о способах воздействия на человека 1137.

Когда у Кривоногова дело наконец пошло и появилось «Белое братство», все адепты поначалу ходили с кришнаитскими цимбалами – маленькими тарелочками, которыми они все время звенели. Но постепенно они разработали собственную обрядность. Кривоногов ездил с вербовочными лекциями по всей стране и, как известно, получал в разных городах самые роскошные залы. Какие связи ему это обеспечивали, неизвестно – это должно было раскрыться в ходе киевского следствия по делу о «Белом братстве», но следствие почему-то самые важные вопросы оставило без ответа.

На высшее звено секты аскетические требования не распространяются – ее руководители едят и спят вволю и ведут семейную жизнь

Одна женщина жила в том же доме, что и «генерал-епископ Петр» Большаков. Как-то ее 15-летний сын вел на прогулку собаку – маленькую толстую дворняжку – и попал в один лифт с Большаковым. Обычно дружелюбная собачка вдруг взъярилась на «генерал-епископа» и стала лаять. Тот испугался, поджал ноги и спросил: «Чья это собака?» – «Бабушкина». – «Бабушка твоя – вампир, она науськивает собаку, чтобы она выкусывала энергию у людей. А потом бабушка ее гладит и берет эту энергию себе. А ты, мальчик, лучше их брось и приходи к нам».

Про йогу:  Позы йоги - Спящий герой

По сообщениям свидетелей, внутри БЦ происходят страшные издевательства над членами секты: они задавлены непосильной работой, их избивают, насилуют. Известен случай, когда адепта заставляли длительное время обливаться холодной водой на январском морозе (в результате он заболел тяжелым воспалением легких; причем во время болезни за ним не только никто не ухаживал, но и еще он был наказан за пропуск работы); в другом случае ребенка заставляли есть собственный кал 1109. Помимо отречения от себя, для спасения необходим строгий пост. Животная пища исключается полностью (часто позволяется только сухоядение и сыроядение), сон не более 2–3 часов в сутки: ««Убью себя, но не усну», – говорит праведник» 1110. При этом Береславский говорит о необходимости тонкого сна, то есть нужно каждый час просыпаться и прочитывать молитвенное правило, потому что, когда человек спит, он беспомощен перед энергетическими вампирами, живущими с ним в одной квартире (т.е. родителями). Представьте себе человека, живущего при полном отсутствии белковой пищи и сна, – здесь у любого начнутся видения и все что угодно. Это и есть состояние, которое медики квалифицируют как индуцированное безумие. Адепт уже совершенно некритически воспринимает целый ряд абсолютно безумных правил, которыми теперь опутана его жизнь. Вот, например, некоторые из них:

Все эти правила не распространяются на высшее звено секты – ее руководителей, которые, судя по сообщениям бывших членов, едят и спят вволю и ведут семейную (а также и «сверхсемейную») жизнь. Они, по всей видимости, считают, что всего достигли, взлетели на высший уровень, и для них не имеют значения аскетические подвиги – их уже ничто не может испортить. Очевидно, поэтому в противоречивые сами в себе «богородичные» заповеди вставили для самих себя и такую: «благословляется брак со всеми ближними, со всякой тварью» 1115.

Символика, весь образный ряд, используемый сектой, состоят из мешанины православных и католических образов, но чем дальше, тем больше преобладает католицизм: Фатимская Божия Матерь, различные статуэтки, гирляндочки, белые оборочки, розарии, множество изображений сердечек и т.п. «Облачение» Береславского, которое разрабатывал, по его словам, лучший российский модельер, весьма похоже на католическую сутану, только разноцветную, с рюшечками, галунами и разрезами, на редкость безвкусную.

По учению БЦ, сегодня человечество вступает в завершающий этап христианской истории – наступают последние времена, грядет преображение мира. Но марианская эсхатология обещает не конец, а трансформацию мира. «Богородичники» проповедуют апокатастасис – всеобщее вечное спасение: вечность мук дана только «в субъективном переживании» 1118; Богородица «взяла на Себя грехи мучеников преисподней» и «Страшный Суд будет заменен Преображением, а ад будет закрыт» 1119.

Если произойдет всеобщее покаяние и все обратятся в истинную марианскую веру, то Богородица заменит Страшный суд на тихий сон преображения. Существующие монастыри и общины БЦ как бы огоньки, звездочки, элементы грядущего мира, которые постепенно разрастутся, опутают всю землю, и тогда наступит 1000-летнее Царство Божие, во главе которого вместо царя-помазанника встанет Мария-Первопомазанница. В течение всех этих 1000 лет (надо думать, покуда «Лева Пчелкин» будет сидеть на Марсе) мир будет устроен правильным духовным образом, при котором государственное христианство сменится христианским государством.

«я Победител природы Учител народа и Бог земли. Бог отец Бог сын и Дух святой»

С течением времени культ Иванова все более приобретал черты религиозной практики со своей обрядностью и гимнографией. В конце жизни Иванова люди обращались к нему с просьбами освятить их дом или пищу. Многие говорили о том, что, прикасаясь к хлебу, он освящает его собой, и старались есть хлеб, побывавший в его руках. Такое же отношение было у ивановцев к крещению: «А мы не крестимся, мы крещеные нашим дорогим Учителем – перекрещеные» 1307

Ивановцы пишут: «Паршек создал небывалый гимн жизни, который звучит по всему миру» 1308. Он поется на мотив «Марсельезы»:

Люди Господу верили как Богу,

А Он Сам к нам на Землю пришел.

Смерть как таковую изгонит.

А жизнь во славу введет. (2 раза)

Где люди возьмутся на этом Бугре, Они громко скажут слово.

Это есть наше райское место,

Человеку слава бессмертна. (2 раза) 1309

Гимн – это оберег. В любой религии существует такой прием, как заклинания, которые оберегают человека от «отрицательных сил». В христианстве, например, такими заклинаниями являются молитвы «Отче наш» и «Богородица». Это обереги (из докладаивановца А. Захарова) 1311.

К гимну Ивановым был написан текст «Победа моя», который его ученики считают чрезвычайно значимым. Текст был создан в казанской психбольнице; в написании его Иванову помог лежащий там вместе с ним некий директор школы. «Победа моя» много раз приводится в сочинениях Иванова, всякий раз в несколько иных редакциях. Вот одна из этих редакций, в которой полностью сохранено правописание Иванова:

По делу своему я само родок. Я тружус на благо всего народа, учус в природе, хвалюс перед миром. Истено хочу сказат за само хранение лично клетки. Мое сердце Молодое заколеное здоровое 25 лет человека Мой выход усвете. Я не бо-юс врага ни какого даже не боюс своей смерти. Если бы этого не было я бы давно умер. Я человек земли дышу очен крепко, реско говорю не про какое либо чудо. А про природу про физическою про практику самое главное это чистый воздух, вдох и выдох, снежное пробуждение Мнгновенное выздоровление. Нервное части мозга Я люблю болного ценю храню его знаю душу и его сердце. Хочу ему по-моч как нуждающему через руки током убиваю бол Это нам не слова говорят а все делается делом. Рука пишет она Владыка ни когда про это не забыт, очен справедливое. Меня надо просит будеш в этом здоровый. Кому это будет не надо нашему юноше молодому дак нет уважаемой. Это мировое значение. Нам надо любит мать природу ей ниско кланятся Это правда ест очем говорит не болезн на человеке играет рол а играет ролю человек над болезнию. Нам надо учится в Иванова чтобы не попадат в тюрму и не ложится в болницу. Не лест на рожно жит свободно какая будет нам слава если мы будем обходится с людями вежливо. Головку ниско кланится им говорит: Здравствуйте дедушка и бабушка да дядя с тетей и молодой человек. Эх и жизн моя тежелая сердца свои закалите. Милой мои вы люди вы глянте на солнышко вы увидете правду свое выздоровление быт таким как я Победител природы Учител народа и Бог земли. Бог отец Бог сын и Дух святой 1312.

Три текста («Гимн жизни», «Победа моя» и «Детка») выделялись Ивановым из всего его творчества и назывались им «оставленными для людей тремя живыми атомами».

К многочисленным рассказам об аскетических подвигах Иванова (например, стодневном «терпении» без воды и пищи) следует относиться с осторожностью, потому что даже из его дневников видно, что в ходе своего «терпения» Иванов мог и арбуз умять, и «хорошо покушать». Так что постился он также весьма своеобразно.

Дополняют «Детку» многие другие указания Иванова, сколь эзотеричные, столь же и невыполнимые. Например, он говорил, что не умрет лишь тот, кто никогда не садится и не ложится, что человек должен отказаться от сна, а уж если спит, то всенепременнейше с закрытой форточкой. В «Детке» имеется совет никогда ничего не «выплевывать из себя», а все проглатывать, потому что плевание «вызывает ослабление и ведет к смерти». Однако, судя по тетрадям Иванова, под «плеванием» подразумеваются вообще любые телесные выделения человека. Возникает естественный вопрос, который можно даже и не формулировать.

Имеются свидетельства и о том, что Иванов каким-то образом «крестил» своих последователей.

Ивановцы совершают паломничества на родину своего учителя – хутор Верхний Кондрючий (как мы помним, сам Иванов называл его «Боги»). Особенно многолюдными паломничества становятся весной, так как 25 апреля празднуют «День Идеи Учителя». На хуторе находится «Дом здоровья», построенный Ивановым в 1971 г. «для всех людей». Для празднования завершения строительства «Дома» трезвенник Иванов с Сухаревской приготовили 200 литров самогона, которым они поили всех. Сейчас ивановцы относятся к «Дому здоровья», как к религиозному храму.

В окрестностях хутора находится Чувилкин бугор, который в свое время отец Порфирия в шутку завещал своему сыну. Иванов и его ученики придают этому бугру чрезвычайно важное значение:

Более того, для Иванова именно Чувилкин бугор является раем: «Рай – это не гора та, на который был Христос распят. Это Чувилкин бугор, где Своими ножками прошелся наш Господь» 1314.

В 1974 г. к Иванову приехала беременная женщина за благословением на аборт. Он же, посоветовавшись с «Природой», приказал ей родить ребенка для себя при коллективном участии всех ивановцев, чтобы ребенок появился на свет новым «аутотропным человеком», абсолютно лишенным всяких потребностей. Этот мальчик, по мысли Иванова, должен был стать долгожданным Мессией всего человечества:

Итак, этот мальчик должен был стать первым бессмертным человеком, которому не нужно будет еды, потому что он будет питаться воздушной энергией. Последовательницу привели туда, она стала рожать, а вокруг нее ивановцы во главе со своим «Учителем» усиленно ожидали чуда. Однако нагрянула милиция, роженицу забрали в родильный дом, и родила она не мальчика, а девочку. Если бы родился «бессмертный человек», его нужно было бы отнять от груди и он питался бы исключительно «белой энергией» от земли и воздуха, а от него уже все ивановцы питались бы этой энергией и стали бы аутотропными людьми, к тому же и бессмертными. Но когда родилась девочка, «ивановцы» пустили в ход легенду о том, что мальчика похитили в роддоме и подменили девочкой, но он где-то растет, прячется в пещерах, а когда вырастет, то выйдет, скажет свое веское слово; тогда-то все и будет хорошо. В заключение приведем один из призывов Иванова, опубликованный его учениками в тех же самых номерах журнала «Наука и религия» (№№ 2, 3), которые упоминались в начале главы:

История старого покроя заканчивается, сейчас перед всеми истина раскрывается на живом факте, эволюция, сознание определяет бытие. А люди все сделают, конца и края нет практическому учению.

Мое обязательно признается, потому что Мое – это всем людям надо иметь: это жизнь бессмертная! Если Мое только не подойдет, то ничье не подойдет! Хоть как хотите поступайте, но дорога одна к Двухтысячелетию! Сменится в Природе жизненный поток, через одно это независимое дело человек завоюет бессмертие.

Секта ивановцев – одна из наиболее распространенных и быстрорастущих в нашей стране. «Методику Иванова» рекомендуют различные народные целители и «экстрасенсы», о ней высоко отзывались, например, Виссарион, Береславский и автор «Анастасии» В. Мегре. Но, к сожалению, и многие весьма добросовестные люди считают, что ивановство – не более чем один из методов народной медицины, основанный на закаливании и здоровом образе жизни, и не подозревают о его религиозной сущности. Как уже говорилось в начале этой главы, именно в этом и заключена главная опасность ивановства. На самом деле, учение Иванова – дремучее язычество, основанное на обожествлении «духов природы» и поклонении им, примитивный оккультизм и доморощенный шаманизм. Основанная несомненно больным и столь же несомненно одержимым человеком, секта ивановцев, как мы видели, несет в себе мощный антихристианский, антигуманный и античеловеческий заряд, характеризуется полным отказом от христианства. Сектанты обожествляют своего «Учителя», ставят свою жизнь по Иванову гораздо выше Евангелия и при этом резко отрицательно относятся к Православной Церкви и православной вере. Это наша «родная» постсоветская секта, порожденная уродливым советским атеизмом, но тем не менее она полностью вписывается в парадигмы международного неоязыческого движения «Ньюэйдж».

Цитируется по фильму «Бог «Богородичного центра»» (архив Центра св. Иринея Лионского ).

См.: Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. № 8. С. 208.

Епископ Иоанн, о. Николай (Румянцев). Исповедь поколения. М., 1991.

Свящ. Алексий Мороз. Секта «Богородичный Центр» // Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. С. 159.

Архиепископ Иоанн (Береславский). Православие Святого Духа. М., 1999. С. 8.

Епископ Иоанн (Береславский). Евфросиньины мытарства. М, 1991. С. 2.

Архиепископ Иоанн (Береславский). О книге «Евфросиньины мытарства» // Рыцарь веры. 1992. № 3. С. 16.

См.: Святая Евфросиния Мироточивая: Откровения Св. Евфросинии Архиепископу Иоанну, август-декабрь 1998 г. М., 1999.

См.: Свящ. Алексий Мороз. С. 159.

Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие: Об уникальных Явлениях Божией Матери последнего времени. М., 1995. С. 179.

Епископ Иоанн (Береславский). Исповедь раненого сердца. М., 1991. С. 60.

Архиепископ Иоанн (Береславский). Госпожа Небесной Горницы. М., 1993. С. 116.

Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. М, 1992. С. 30.

«Геннадьевская ветвь катакомбной церкви» происходит от некоего «епископа» Серафима (Поздеева), якобы тайно рукоположенного св. патриархом Тихоном (никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, нет) и арестованного спустя 3 месяца после называемой им даты хиротонии. Проведя много раз по много лет в лагерях и выйдя в последний раз на свободу в конце 60-х гг., он один хиротонисал Геннадия, будущего «схимитрополита». Сам Геннадий, сознавая всю каноническую шаткость своих претензий, уверял, что «епископ Серафим» якобы имел еще бумаги от «епископов» Гавриила, Александра и Гермогена об их соизволении на его хиротонию. «Епископ Александр» (Пружанский) происходит из существовавшей во время фашистской оккупации белорусской автокефалии. О «епископе Гаврииле» точных сведений нет (Иоанн Береславский в своей книге «Тайный схимитрополит» (М., 1991) называет его Ташкентским). «Схимитрополит» Геннадий (Секач) некогда закончил семинарию и был белым священником Московской Патриархии в Белоруссии. В 1962 г. был изгнан с прихода и лишен регистрации. Служил тайно в Белоруссии, а затем на Украине. В 1968 г. встретился с «епископом» Серафимом, который постриг его в монашество и возвел в сан архимандрита (возможно, тогда же и хиротонисал). Затем Геннадий перебирается в Абхазию, в район Нового Афона, где основывает несколько общин, тайный монастырь в горах и даже тайные богословские курсы. В 1975 или 1976 г. его арестовывают и сажают на четыре года. В заключении он встретился с двумя столь же сомнительными архиереями грузинской катакомбной церкви Меладиосом и Малхазом, которые, желая укрепить его канонические претензии, повторили его хиротонию и даже нарекли митрополитом. Выйдя на свободу, Геннадий нарек себя первоиерархом созданного им целого направления в Катакомбной Церкви. Последние годы жизни он провел на Кавказе. После его смерти в 1987 г. его преемником стал «схимитрополит» Феодосии (Гуменников). Примерно в 1990 г. Феодосии отошел от дел, передав первосвятительство «митрополиту» Епифанию (факты изложены по: Иеродиакон Иона (Яшунский). Наши катакомбы // Вестник РХД. 1992. № 166. С. 244–246).

Про йогу:  В.Г. Верещагин. Физическая культура индийских йогов скачать бесплатно и без регистрации

Катакомбная Церковь-Мученица. М., 1996. С. 314.

Еще один уродливый продукт «катакомбных» и псевдокатакомбных тупиков нашей печальной недавней истории – небольшая, но крайне изуверская «секта Петра» (самоназвание «Общество ревнителей истинного благочестия рассудительной мудрой благородной веры Божией»), немногочисленные адепты которой считают себя единственным остатком Истинной Православной Церкви.

Священник Илия (Попов), Архиепископ Иоанн (Береславский). Иосиф Волоцкий: 500 лет инквизиции в России. М., 1997. С. 292.

Иеродиакон Иона (Яшунский). Наши катакомбы // Вестник РХД. 1992. № 166. С. 249.

Архиепископ Иоанн (Береславский), генерал-епископ Петр. Дмитрий Тимофеевич Язов – Божий человек // Рыцарь веры. 1992. № 2. С. 15.

Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица печатей. Омск, 1991. С. 5–6, 103.

Венчание на Престол: Откровение Божией Матери в России (1984–1991) пророку епископу Иоанну. М., 1991. С. 9.

Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Красная патриархия. Волки в овечьей шкуре. М., 1993.

Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С. 4, 8, 10–11, 32–33, 43–44, 97, 125, 145.

Заря Руси Святой восходит: Откровение Божией Матери о Новой Святой Руси Пророку архиепископу Иоанну(1984–1993). М., 1993. С. 53.

Антихрист, ад и мытарства: Книга об антихристе: По пророческому Откровению Матери Божией, данному в России о. Иоанну. 1984–1991 гг. М., 1991. С. 25.

Откровение Божией Матери в России старцу о. Иоанну (апрель 1991 год). М., 1991. С. 3.

Богословие Непорочного Сердца: По семинарам духовной академии «Свет Марии». М., 1994. С. 103.

Богородичный Собор. Сборник № 1. М., 1991. С. 14.

Выступление в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), – видеозапись.

Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие. С. 11.

Богородичный Собор. Сборник № 1. С. 7.

Архиепископ Иоанн. Державный катехизис. М., 1997. С. 75.

Слово Божией Матери и Господа в России архиепископу Иоанну. Избранное. Т. 2. М., 1997. С. 106, 176.

Архиепископ Иоанн. Державный Катехизис. С. 157.

Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С. 28, 90.

Огненный столп покаянный. М., 1991. С. 41–69.

Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица печатей. С. 48, 51, 93.

Выступление в Госдуме на комитете по геополитике – видеозапись.

Архиепископ Иоанн (Береславский). Вселенная Света. М., 1993. С. 28.

Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица печатей. С. 55.

Богородичный Собор. Сборник № 3. М., 1992. С. 19.

Книга странствий: Откровение Божией Матери в России Пророку архиепископу Иоанну (1984–1992). М., 1992. С. 88–89.

Архиепископ Иоанн (Береславский). Жена, Облеченная в Солнце: Откровение архиепископу Иоанну, октябрь 1999 г. М., 2000. С. 7.

Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица печатей. С. 79.

Книга странствий. С. 17–18, 194.

Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие. С. 3.

Ангельский покров: Откровение Божией Матери в России. М., 1991. С. 36.

Оазис мира. 1995. Май. Вып. 3. С. 138.

См.: Архиепископ Иоанн. Белое Евангелие. С. 6.

Литургия у Голгофы. М., 1991. С. 7.

Богородичный Собор. Сборник № 2. М., 1991. С. 2.

Архиепископ Иоанн Береславский. Армагеддон над Россией. М., 1991. С. 38.

Архиепископ Иоанн (Береславский). Дароносица печатей. С. 51.

Богородичный Собор. Сборник №1. М., 1991. С. 4, 26.

Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С. 55.

См.: Оазис мира. С. 36, 39.

Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С. 33.

Ангельский покров. М. 1991. С. 33.

В преддверии Армагеддона. Кемерово, 1991. С. 7.

Огненный столп покаянный. С. 19.

В преддверии Армагеддона. С. 7, 10.

Огненный столп покаянный. С. 20.

Ангельский покров. С. 40.

Огненный столп покаянный. С. 3.

Богородичный Собор. Сборник № 2. С. 19.

Архиепископ Иоанн. Родовой поток. М., 1993. С. 11.

Там же. С. 151–152, 154.

Богословие Непорочного Сердца. С. 83, 85.

Богородичный Собор. Сборник № 5. М., 1992. С. 39–40.

Архиепископ Иоанн Береславский. Вселенная Света. С. 116.

Огненный столп покаянный. С. 8–9.

Архиепископ Иоанн Береславский. Проповеди. М., 1998. С. 135.

Епископ Иоанн, о. Николай (Румянцев). Исповедь поколения. С. 8–9, 20, 27.

Архимандрит Паисий Краснов. Советская мать – содомская священница // Рыцарь Веры. 1992. № 8. С. 35–37.

См. книгу Береславского «Исповедь раненого сердца». С. 130, 140 и др.

Архиепископ Иоанн Береславский. Цветы трезвения. М., 1992. С. 16, 67.

Епископ Иоанн, о. Николай (Румянцев). Исповедь поколения. С. 23, 34.

Это письмо имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского.

Архимандрит Паисий Краснов. Советская мать – содомская священница. С. 35.

Архиепископ Иоанн Береславский. Цветы трезвения. С. 50.

Архимандрит Паисий Краснов. Советская мать – содомская священница. С. 37.

Священство Церкви Пресвятой Богородицы. Трагедия Красной Церкви. С. 98.

Богородичный собор. Сборник № 1. С. 47.

Россию спасут праведники. Омск, 1991. С. 107.

Архиепископ Иоанн Береславский. Цветы трезвения. С. 48, 60.

Цит. по: В. Крупин. Богородичный Центр // Москва. 1993. Март. С. 192.

Откровение Божией Матери в России старцу о. Иоанну, апрель 1991 г. М., 1991. С. 2.

Борогодичный Собор. Сборник № 2. С. 15.

Милосердие Богородицы. 1998. № 4. С. 4.

Архиепископ Иоанн Береславский. Проповеди. С. 68–69.

Там же. С. 63–64, 70, 117.

См.: Решение Хорошевского Межмуниципального народного суда от 21 мая 1997 г. // Секты против Церкви. С. 305, 323–324.

Архиепископ Иоанн Береславский. Родовой поток. С. 96.

Епископ Иоанн (Береславский). Огонь покаянный. Книга вторая. М, 1992. С. 3.

Архиепископ Иоанн Береславский. Цветы трезвения. С. 29.

Архиепископ Иоанн Береславский. Огонь покаянный. Книга первая. М., 1991. С. 11, 55.

Огненный столп покаянный. С. 28–29.

Архиепископ Иоанн Береславсний. Православие Святого Духа. С. 45, 53.

Видеозапись спектакля имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского.

Антихрист, ад и мытарства. С. 4.

Богородичный Собор. Сборник № 2. С. 24–25.

Богородичный Собор. Сборник № 1. С. 30, 32.

Заря Руси Святой восходит. С. 23, 36, 65.

Выступление в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), – видеозапись (имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского).

Выступление Береславского в Госдуме на конференции, организованной Комитетом по геополитике (1997 г. – депутаты Митрофанов и Архипов от ЛДПР), – видеозапись (имеется в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского).

Свидетельства и документы Церкви. М., 1999. С. 2.

Милосердие Богородицы. 1998. № 10. С. 4.

Выступление в Госдуме на Комитете по геополитике.

См. ч. 1, гл. 1 настоящего издания.

Цитируется по фильму «Бог «Богородичного центра»».

Учение «Белого братства» излагается по листовкам, газетам и другим публикациям секты, имеющимся в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского.

Вечной Любви Моей. Юсмалос. 2001. № 8. 3-я страница обложки. (Особенности правописания подлинника сохранены.)

См., напр.: Соколовская Я. Мария Дэви Христос, она же Марина Цвигун, отправлена по этапу // Известия. 1997, 9 янв.; Соколовская Я. Пророк Белого братства работал на КГБ // Известия. 1995, 26 дек.

Об этих наработках до сих пор уважительно отзываются разного рода оккультисты. См., напр.: Кашницкий С. Между нами, динозаврами // МК. 1999, 3 ноября.

Соколовская Я. Пророк Белого братства работал на КГБ.

Листовка «Белого Братства». Б. м., б. г.

Юсмалос. 2001. №8. С. 15.

Там же. 1999. № 3. С. 13.

Архимандрит Феодор (Бухарев). Учение апостола Павла об антихристе // Альфа и Омега. 1997. № 2(13).

См. гл. 19 настоящего издания.

Здесь и далее в этой главе, кроме особо оговоренных случаев, цитаты приводятся по изданию «Последнего Завета», подписанному в печать 28.12.95, б. м. Встречи. Абзац 108.

Последний Завет. Встречи. Абзац 106.

Последний Завет. Предвозвещение. Абзац 68.

Слово Виссариона, являющего последний завет от пославшего его Отца Небесного. М., 1993. Предисловие.

Последний Завет. Повествование от Вадима. 4.1, гл. 6.

Там же. Ч. 2, гл. 2.

Там же. Ч. 3, гл. 14.

Редькин ранее был барабанщиком в группе «Ласковый май».

Повествование от Вадима. Ч. 2, гл. 1.

Там же. Ч. 2, гл. 3.

Эти слова означают, что разработчики виссарионизма интересовались бурханизмом, возникшим в начале века в соседних с Красноярским краем Алтайских горах. Во всяком случае, они знакомы с популяризированной и «орерихианенной» версией возникновения бурханизма, изложенной в романе Г. Андреева «Белый Бурхан» (Барнаул, 1989).

Повествование от Вадима. Ч. 2, гл. 2.

Там же. Ч. 3, гл. 15.

Там же. Ч. 2, гл. 4.

Там же. Ч. 2, гл. 5.

Там же. Ч. 4. гл. 14–15.

Ушакова Ю. В какие времена живем мы? // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 276–277.

Последний Завет. Предвозвещение. Абзацы 51–68.

Там же. Абзацы 69–70.

Там же. Абзацы 72–83.

Последний Завет. Книга Обращений. Гл. 13. Абзацы 15–17.

Последний Завет. Предвозвещение. Абзацы 84–90.

Там же. Абзацы 94–104.

Там же. Абзацы 109–111.

Тем не менее откуда появился диавол, Виссарион так и не сообщает; говорит лишь, что он – «результат дикой ошибки» и правит «низшим миром», куда на время отправляются души порочных людей (Последний Завет. Книга основ. Гл. 5, абзацы 8–9).

Последний Завет. Предвозвещение. Абзац 105.

Там же. Абзацы 126–128.

Последний Завет. Книга Обращений. Гл. 22, абзацы 52–73.

Большая часть приведенной ниже информации основывается на рассказах бывших членов секты и родителей тех, кто пострадал от Виссариона.

Запись беседы с бывшими членами секты Виссариона.

Последний Завет. Книга Обращений. Гл. 22, абзац 85.

Данные на лето 1998 г. Тогда же среди «виссарионовцев» было 452 ребенка.

Последний Завет. Ч. 4, гл. 11.

Повествование от Вадима. Новые главы // Земля Обетованная. 1998. № 25–26. С. 2.

Узники города Солнца // Экспресс-Газета. 1999. № 11 (219). С. 14.

Повествование от Вадима. Новые главы. С. 2.

Цитируемое письмо направлено человеку, которого адепты пытаются заманить в Красноярский край. Обратите внимание на его внутреннюю противоречивость – типичный элемент контролируемого сознания.

Вспомним, что и Маршалл Эплуайт говорил о формировании «нового человека» в его секте «Небесные врата» (см. ч. 1. гл. 1).

Из частного письма сектантов (в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского).

Номера страниц и абзацев в данной цитате приводятся по изданию «Слова Виссариона» 1993 г.

Ушакова Ю. В какие времена живем мы? // Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 280.

Узники города Солнца. С. 14.

Цитируемый документ был распространен среди последователей лжемессии в компьютерной распечатке.

Узники города Солнца. С. 15.

Ответ администрации Красноярского края на запрос Т.И. Кушнирской от 17.03.1998 г.

Они имеются в архиве Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского.

Повествование от Вадима. Новые главы. С. 9.

Последний завет. Заповеди, 58.

Сальников В. Свидетельство о наступившем Втором Пришествии Христа! / Рукопись. С. II.

Во имя света любви / Сост. Белявская Г., Бендас Л., Никитин. М., 2001.

По рассказам очевидцев, Сара Назарбаева активно способствует распространению ивановства через госструктуры Казахстана.

Разоренов Ф. Выступление на конференции в Набережных Челнах // Истоки. 1996. № 1 (2). С. 27–30.

Иванов П.К. Труды. М., 1992. С. 16.

Диакон Андрей Кураев. Оккультизм в Православии. М., 1998. С. 138.

Так называл себя Порфирий Иванов.

Иванов П.К. Труды. Предисловие. С. 9.

История Паршека. Т. 1. С. 114.

Любовь к азартным карточным играм Иванов пронес через всю жизнь: уже в старости, будучи «Учителем», он буквально заставлял своих последователей «резаться» с ним на деньги в очко и буру. См.: Истоки: народный журнал о системе природного оздоровления Учителя Иванова. С. Ореховка. 1997. № 1(4). С. 60–61.

История Паршека. Т. 1. С. 69–70.

См., напр.: История Паршека. Т. 1. С. 85.

Там же. С. 98–99, 106.

Там же. С. 110, 117–119.

Там же. С. 226; Т. 2. С. 76.

Там же. Т. 1. С. 226–227.

Истоки. 1997. № 1(4). С. 58.

История Паршека. Т. 2. С. 179.

Там же. Т. 1. С. 232.

Там же. Т. 1. С. 354, 358; Т. 2. С. 234.

Там же. Т. 2. С. 196.

Там же. С. 285–286, 320–321.

Там же. Т. 1. С. 527.

Казновский П. Учение Учителя Иванова. Вып. 5. М., 1997.

История Паршека.Т. 1. С. 533.

Там же. Т. 2. С. 184.

Там же. Т. 1. С. 380.

Там же. Т. 2. С. 297.

Там же. С. 237–239, 310.

Там же. С. 323. Предыдущие «пророчества» см.: С. 252–253, 224, 237, 254, 259, 239 и т.д.

Там же. Т. 1. С. 456.

Там же. Т. 2. С. 40.

Там же. Т. 1. С. 306, 471, 527.

Там же. Т. 2. С. 25, 253.

Там же. С. 219–220, 263.

Там же. Т. 1. С. 17, 306.

Там же. Т. 2. С. 96.

Там же. С. 13, 122, 154, 211, 308.

Там же. С. 19, 89, 286.

Там же. С. 186, 276–277.

Там же. Т. 1. С. 247; Т. 2. С. 155.

Там же. Т. 2. С. 164; Т. 1. С. 25; Т. 2. С. 240–241, 232, 316.

Там же. Т. 2. С. 9, 260.

Там же. Т. 2. С. 203, 209, 231, 89; Т. 1. С. 354; Т. 2. С. 150, 84; Т. 1. С. 23.

Эта и предыдущая цитаты: Там же. Т. 1. С. 393–394.

Там же. С. 403–404, 504.

Там же. С. 469–470, 404.

Там же. С. 406, 470, 406.

Там же. С. 407, 408.

Там же. Т. 2. С. 41.

Там же. Т. 2. С. 295; Т. 1. С. 17; Т. 2. С. 26, 9, 116, 178.

Там же. Т. 2. С 37; Т. 1. С. 234; Т. 2. С. 7, 23; Т. 1. С. 529.

Там же. Т. 2. С. 209.

Там же. Т. 1. С. 521.

Там же. Т. 2. С. 240–241, 309.

Там же. Т. 1. С. 507.

Там же. Т. 2. С. 62, 243.

Там же. Т. 2. С. 152; Т. 1. С. 342, 244.

Истоки. 1997. № 1 (4). С. 39.

История Паршека, Т. 2. С. 226.

Там же. С. 231, 235, 259 и сл.

Там же. С. 259, 231, 235.

Учение Учителя Порфирия Иванова (Размышление об учителе, его идее и практике следования его советам) // Сборник статей. Вып. 1. СПб., 1996. С. 41.

История Паршека. Т. 1. С. 404–407.

Там же. Т. 2. С. 101, 43, 216, 219, 82, 100, 203.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий