Взаимосвязь между телом, умом, сознанием и духом, реинтеграцией, очищением и возвышением над материальным – это средство для достижения просветления через внутреннее очищение, чтобы испытать абсолютную реальность, скрывающуюся за завесой иллюзии повседневной жизни. Раджа йога первоначально называлась Уро-йога или «Путь света и золотого блеска просвещения».
Раджа-йога базируется на трудах великого йогина Патанджали «Йога-сутры». Раджа-йога переводится как «царица среди йог», «царская йога». Практикующий обретает контроль над своими мыслями, а также над своей животной и божественной натурой.
Раджа-йога практикуется для освобождения своего негативного мышления при помощи позитивных идей.
- Что это такое?
- Методы
- Восемь ступеней
- Раджа и Хатха
- Цель
Раджа-йога также называется царской. Основная ее цель – очистить свое сознание. После регулярных тренировок практикующему удается контролировать свою внутреннюю энергию. Именно эта йога помогает осознать истинного себя. Практикующий избавляется от всех негативных эмоций. Такая йога предусматривает активную работу над своим умом. Требуется полное сосредоточение на своих эмоциях.
Раджа йога – духовный инструмент практики тех, кто следит за Стезей праведных и мудрых правителей обоих миров: человеческого – земного и ангельского – небесного. Интерпретацию Раджа йоги можно найти в древнем индийском трактате Патанджали Йогасутра.
Это широкая философская система (не просто физические упражнения), путь духовных упражнений (физических, психологических и психических), приводящих к более высоким уровням сознания.
Во многих источниках раджа-йога объясняется как практика контроля разума. Это «царица» йоги, потому как разум и есть «царь» нашего организма. Именно под воздействием мозговых импульсов происходят те или иные изменения в нем.
<!—->Королевская йога напрямую связана с работой над разумом, поэтому считается одним из главных разделов йоги. Тело и разум человека находятся в тесной зависимости, поэтому для развития сознания нужно совершенствовать физические возможности.
Цель раджа-йоги
Основная цель раджа-йоги состоит в достижении свободы путем работы с разумом, освобождении от негатива осознанием. Постижение этой практики включает контроль всех мыслительных процессов или ментальных изменений.
Если сравнивать царскую йогу с привычной хатха, то разница кардинальна. Если практикующий хатха-йогу приступает к духовным занятиям с асан и правильного дыхания, то в раджа-йоге Садхана начинается с умственной работы, хотя и здесь присутствуют некоторые позы для медитации.
Что это такое?
Раджа-йога – это сочетание Карма-йоги, Бхакти-йоги и Гьяны-йоги. Она более совершенна, так как наряду с физическими упражнениями, здесь присутствует и медитация.
Патанджали определил 3 ступени раджа-йоги:
- Дхарана (концентрация).
- Дхьяна (сосредоточение).
- Самадхи (результат соединения с Богом).
Главный элемент Раджа-йоги – это медитация.
Раджа-йога говорит, что в жизни человека есть страдания. Она рассказывает откуда они возникают, как преодолеть их и какие способы существуют. Строгое выполнение всех предписаний ведёт к освобождению от всех мирских страданий и к неиссякаемому внутреннему покою и счастью.
Перед началом практики Раджа йоги
О йоге на Западе стало известно из рассказов об индийских и гималайских Мастерах Мудрости, называемых Риши, которые практиковали в течение тысяч лет.
Королевская йога называется Раджа йога, в оригинале (Rāja Yogah). Раджа йога – эта практика в Лотосе (Падмасана).
Прежде, чем начать практиковать Раджа йогу надо научиться:
- сидеть в позе лотоса;
- медитировать в падмасана;
- выполнять основные асаны.
По своей сути Раджа йога — эта практика мудрецов (Риши и Махариши) и учеников школ духовной мудрости, но из-за результатов, к которым она приводит, ее называют йогой королей, раджей или царей. На Земле были такие времена, когда власть принадлежала только Мастерам Мудрости, людям полностью просветленным, которые хорошо знали, что нужно людям и руководствовались общим благом народа и даже всего человечества.
Нужно понять, что цель Раджа-йоги не в контроле своих мыслей, это лишь важный дополнительный инструмент для самореализации. Главная цель – в освобождении от иллюзий, разрушении ограничений внутри ума и слияние с бесконечностью.
Путь Раджа-йоги – интровертный, т. е. перенаправление своего внимания снаружи внутрь в себя для познания своей настоящей природы. Опытные учителя и наставники рассказывают и доказывают о существовании Высшего Сознания (Бога), рассказывают о просветленных людях, которые смогли достичь освобождения и стали бесконечными.
Также Раджа-йога показывает нам на практике, что грубые проявления нашей натуры искривляют и мешают полному обширному восприятия мира. Практикующий может достичь четырёх состояний сознания: глубокий сон, сон со сновидениями, состояние бодрствования и турийю (просветление).
Основным вызовом для человека, начавшего практиковать Раджа-йогу, является приобретение навыка «ни о чем не думать» и преодоление своего негативного мышления, все это стадия борьбы. Только после овладения этим умением, в абсолютном штиле внутри разума, практикующий может осознать свою истинную природу, которая, на самом деле, является любовью.
Путь Раджа-йоги базируется на работе со своим внутренним «Я». Практикуя её, человек начинает осознавать то, что для него казалось невозможным осознать и понять. Она не отрицает каких-либо фактов лишь на том основании, что они сложны в объяснении. Она показывает, что присутствие “некой сущности над облаками”, не может быть объяснением силы и веры в чудеса.
Учение Раджа-йоги гласит, что человек обладает всем необходимым для полного удовлетворения своей бесконечной жажды, что он всего лишь капелька воды в бесконечном океане знания и блаженства. Этот океан находится внутри человеческого сознания, осталось только добраться до него. Также она рассказывает, что в мире присутствуют грубые и тонкие проявления. Тонкие проявления – причина грубых, они не улавливаются нашими пятью органами чувств. Грубые же – результат, который мы ощущаем. Раджа-йога совершенствует и расширяет человеческое восприятие.
Для успеха на этом пути, практик должен принять наставничество опытного учителя, так как он сможет определить конкретный эффективный метод для него индивидуально. В Раджа-йоге каждый случай – уникален, то что подходит одному человеку, может не подойти другому.
Раджа-йога даёт человеку соответствующие практики, в зависимости от его уровня развития. Для утвержденных практикующих – это медитация на своё Высшее Я. Для утверждающихся – разные способы усмирения эго (крийя, аскеза, священные писания и предание себя Богу). Для только начинающих предусмотрена восьмиступенчатая садхана.
Царская йога наиболее подходит для людей с высокой силой концентрации, поэтому ее еще рассматривают как «йогу концентрации». Ее конечным высшим этапом является понимание, что соответствует некоторым западным теологическим концепциям на тему божьей «благодати».
Очень важно, что в теории самой Раджа йоги, а также в других видах йоги и в Аюрведе, была философия Санкрии.
Идея заключается в том, что с помощью практики йоги развивать большинство материальных уровней в направлении духовных.
Этапы, на которых могут появиться различные необычные свойства и «чудеса» не обязательно означают самую высокую реализацию. Несмотря на наличие необычных свойств, которые часто появляются с развитием концентрации, практикующий (йог) должен продолжать расти и стремиться, чтобы узнать конечную, высшую и немыслимую реальность, называемую Брахман.
Принцип Санкрии
Необычные свойства у практикующего йогу могут появиться во время испытания Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Замечательный опыт созерцателя и необычные свойства могут возникнуть при подключении самого космоса (Аханкарам) или космического разума (Махат).
Практикующему надо постоянно расти, пока не достигнет невообразимого единства сознательного элемента (Пуруш) и бессознательного (Пракрити).
В китайской философии есть конечное единство, которое соответствует Тао – неразрывное единство Инь и Янь.
В этом единстве Янь представляет осведомленность, Инь — бессознательное состояние. Янь рождает свет и сознание, Инь — жизнь. Это достигается в конечной фазе медитативного поглощения — упор делается на чистую природу Духа.
В некоторых системах тантрических полное духовное развитие рассматривается как дополнение к порядку восходящего и нисходящего. Оба движения дополняют и творят высшую истину и справедливость.
Можно сказать, что дерево санкрии представляет собой принцип Санкрии в порядке возрастания. В таком порядке человек и свет эволюционируют от чистой материальности к духовности.
Дерево Санкрии
- Брахман – один без второго.
- Пуруша – ноумен и сознание (дух).
- Пракрити – неосознанный ноумен (природа).
- Махат – космический разум.
- Анахкара – сам космос.
Раджа-йога включает в себя 8 ступеней («Восемь ступеней йоги»): яму, нияму, асаны, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхъяну и самадхи.
Это свод моральных правил, которые помогают человеку уберечься от негативных проявлений ума, результат которых всегда один – страдания и несчастья. Яма состоит из 5 принципов:
- Ахимса (не причинение вреда себе и всему живому).
- Сатья ( честность, правдивость).
- Астея (не воровство и не присваивание себе чужого).
- Апариграха (ограничение себя в материальных объектах, не приобретать то, что не нужно).
- Брахмачарья (видение Бога во всём).
Практика Ниямы способствует развитию самых светлых добродетелей человеческой души. Она также состоит из пяти принципов:
Йога марафон пробуждения тела
Рекомендуем! Самый лучший курс-марафон йоги для начинающих вне зависимости от уровня подготовки и возраста. Поможет активировать силу и гибкость в мышцах, сонастроить дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную систему. Поможет привести в равновесие тело разум и сознание. Подробнее.
- Шаоча (чистота на уровне тела ума и духа).
- Сантоша (удовлетворенность имеющимся) .
- Тапах (дисциплина и намеренная аскеза, служение миру).
- Свадхьяя (изучение духовной литературы).
- Ишвара Пранидхана (опора на Бога и служение ему).
Третья ступень – это асаны. Это физические упражнения, которые делают тело здоровым и объединяют его с разумом, делая его спокойным. В переводе асана означает «удобная позиция».
Четвертая ступень Раджа-йоги – это дыхательные упражнения, цель которых получить контроль над своей внутренней энергией (праной).
Пятая ступень. Суть этой ступени в отвлечении своих органов чувств от внешнего мира. Практикуя эту ступень, человек приобретает душевную силу и волю при помощи сосредоточенности, которые помогают достичь контроль над эмоциями.
Шестая ступень йоги. Ее основа – умение максимально сконцентрироваться на идее.
В седьмой ступени, практик сливается с объектом своей концентрации, т. е с Богом. Это высшая форма медитации. Тот, кто овладел способностью ни о чем не думать, переходит на Дхьяну.
И наконец, последняя фаза – это Самадхи. Она является конечным результатом. Самадхи – это просветление, абсолютное освобождение, полная потеря своей индивидуальности. Человек осознает своё настоящее «Я» и начинает истинно служить этому миру.
Основы королевской йоги
Раджадхираджа йога представляет собой систему духовного развития с корнями в индийских Ведах, Упанишадах, в дравидийских системах тантрических и других мистических системах Индии. Это путь, ведущий к цели йоги через медитацию и дисциплину. Раджа йога установлена в Йога Сутрах Патанджали.
Раджа йога как духовный путь преподается с древних времен через 14 Махариши. Акцент приходится на последние три упражнения группы (Дхарана, Дхьяна, Самадхи) из восьми (йога Аштанга) под общим названием Самиамах. Эта система включает в себя:
Яма
Рекомендуемые принципы, запреты или ограничения. Принципы и правила, чтобы контролировать свои чувства, тело и ум. Это является основой духовного совершенствования. Без твердого фундамента духовный мир рушится при первом испытании. К ним относятся:
- Ахинс — безвредность (поведение, мышление, чувства, как о других, так и о себе).
- Сатья — правда.
- Астейя — воровство.
- Брахмачарья — умеренность.
- Апариграха — трусость.
Нияма
Главный принцип — не причинять вред другим. Если адепт будет поддерживать этот принцип, развивать отрешенность, его тело будет очищаться, а ум успокаиваться. К ним относятся:
- Шауча — чистота тела и ума.
- Сантоша — удовлетворение, благодушие, нега и спокойствие.
- Тапас — самодисциплина.
- Свадгьяя — изучение священной литературы.
- Ишварапранидган — поклонение личному Богу.
Асана
Позиция тела, в которой человек учиться управлять своим телом и подготавливает себя к медитации.
Пранаяма
Контроль дыхания и дыхательные упражнения. Это поддерживает концентрацию и помогает сфокусироваться.
Эти первые четыре этапа Аштанги иногда называют хатха-йога.
Пратъяхара
Глубокое расслабление и контроль над физическим телом, контроль над своими чувствами.
Дхарана (dhāranā)
Концентрация. Искусство внимания и концентрации, повышения сознания в месте нахождения. Когда человек контролирует чувства и может перенести свое внимание на внутреннюю деятельность ума и достичь концентрации.
Дхьяна (dhyāna)
Медитация. Свободный поток концентрации, когда ум преобладает над мыслями, не задерживается на предмете концентрации, а сливается с ним.
Самадхи (samādhi)
Поглощение. Полное развития сознания и интуиции, сверхсознание. Самая высокая концентрация. Ум полностью отошел на задний план, есть полная идентификация с целью достижения состояния чистого сознания.
Главные принципы по Брахма Кумарис
Йога для начинающих предлагается к освоению во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современности. Это упрощает древний вариант.
Цель учения – достижение душевной чистоты и блаженства. Для этого нужно сделать следующие принципы основой своей жизни:
- отказ от продуктов животного происхождения;
- исключение вредных привычек;
- исключение физических сексуальных контактов;
- жизнь во благо.
Также практикующий должен быть скромным и смиренным. В Университете Духовности все занятия проходят индивидуально или совместно. Обучение бесплатное, но при этом финансовые пожертвования также разрешены.
Восемь ступеней практики — аштанга-йога
Царскую йогу часто связывают с 8 ступенями, по числу предписаний, которые нужно выполнять. В этом списке: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Давайте рассмотрим каждый из этих этапов более подробно, выполнять их нужно именно в данной последовательности:
- Яма
Эта ступень связана с моральными канонами, которые сохраняют психику от отрицательных эмоций и переживаний, плохих поступков и, как следствие, несчастья. Яма включает в себя пять принципов: ахимса (отказ от насилия по отношению ко всему живому), сатья (отказ от вранья), брахмачарья (воздержание от секса, болтливости и эмоциональности), астея (отказ от воровства), апариграха (самостоятельность, отказ от подарков).
- Нияма
По правилам Ниямы, йогу необходимо развивать некоторые добродетели. Основных предписаний также пять: шауча (полное очищения тела, души и разума), сантоша (ценим то, что имеем), тапас (аскетичный образ жизни, дисциплина), свадхьяя (изучение святого письма), ишварапранидхана (почитание Бога).
- Асана
Это специальные позы, которые помогают объединить тело и ум при помощи физических нагрузок. Дословно с санскрита «асана» переводится как «удобная и устойчивая поза». На этом этапе йог обретает спокойствие ума и свободу в теле.
- Пранаяма
Данный уровень связан с правильным дыханием, а именно специальными упражнениями для его настройки и контроля.
- Пратьяхара
Во время пратьяхары йог отвлекается от внешнего мира и собственных чувств. На этом этапе человек становится сильнее в духовном плане, достигается сосредоточение разума и усиление воли.
Из всего разнообразия восточных практик, люди все чаще проявляют интерес к такому направлению как йога. Советуем узнать о таких распространенных практиках йоги, как: бикрам-йога, Айенгара, Атма Крия йога, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, Кундалини, Флай-йога, Бхакти-йога, акройога, йогалатес, крийя-йога, прана-йога и йога-челлендж.
- Дхарана
На данном этапе йог учится концентрироваться. В этом и есть смысл практики, в умении сосредоточиться на определенном предмете.
- Дхьяна
Предполагает медитативное объединение объекта и субъекта. Только после обретения навыка медитации можно переходить на следующий уровень.
- Самадхи
Последняя ступень, после которой начинается йога для профессионалов. Самадхи связана с полным просветлением, освобождением от мрачных мыслей, обретения собственного «я». С этого момента йог посвящает свою жизнь служению людям.
Университет Брахма Кумарис
Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет — сравнительно новое религиозное течение монахов-отшельников, которое пропагандирует определенную медитативную форму раджа-йоги. Это упрощенный вариант классической раджа-йоги, описанной Патанджали в «Йога-сутрах».
Организация «Брахма Кумарис» делает акцент именно на медиумизм, имеет общие сходства с движением нью-эйдж. Главный офис университета находится в Маунт-Абу (Раджастхан, Индия).
Высшим благом в раджа-йоге Брахма Кумарис считается божественное блаженство, то есть абсолютная чистота и покой, вечное счастье и освобождение от негативных эмоций. Для достижения этих благ нужно придерживаться четырех основных принципов жизни: гьян (знание), йога (мысленное соединение), дхарна (усвоение положительных качеств) и сева (служение).
Кроме того, практикующие должны отказаться от продуктов животного происхождения, алкоголя, наркотиков и курения, придерживаться целибата.
Гимнастика для мозга по методу Рамачарака
Йог Рамчарак был одним из наиболее известных последователей индийской философии в Америке. Он является автором многих книг, в котором доступно рассказал, как достичь последней ступени.
Рамчарак проделал колоссальную работу. Он описал упражнения понятно для современных практикующих. Он адаптировал древние тексты под современный язык. Автор пропагандировал просветление, а также полный отказ от материальных ценностей.
Для очищения разума автор предлагал отдавать предпочтение упражнениям для развития интеллектуальных способностей. Для этого практикующему требуется выбрать спокойное место, где его никто не потревожит.
Практикующий должен занять удобную позу и полностью расслабиться. Нужно постараться очистить свой разум от посторонних мыслей. Мышцы должны быть полностью расслаблены.
После этого практикующий должен призвать собственное Я. При этом нужно соединить внутренние и внешние энергии воедино. Нужно почувствовать себя частью огромной вселенной.
После этого следует сосредоточиться на одном конкретном предмете. Нужно запомнить его. После нужно закрыть глаза и подумать о нем. Постарайтесь представить людей, которые создали этот предмет. Представьте, как работают ваши органы. Поочередно задержите свое внимание на каждом органе. Визуализируйте ток крови по сосудам. Ощутите ее движение. После нужно перемещать свое внимание на окружающие предметы, а затем части тела по очереди.
Мантра
Рамчарк также рекомендовал использовать мантру для более ускоренного развития ума и сознания в целом. В первую очередь, нужно полностью сосредоточиться на своем внутреннем состоянии. Следует подождать пока внутренняя энергия перейдет в состояние полного покоя.
Нужно почувствовать себя маленькой деталью в огромном механизме этого мира. После этого соединение со вселенной должно стать еще более устойчивым. В этот момент ничего не должно беспокоить или омрачать сознание.
Только после полного расслабления может произносится мантра для развития ума Рамчарка. Требуется сказать:
«Я есть, я имею волю, я решаю, я утверждаю, я чувствую силу, я требую, я — центр».
При этом дыхание должно быть ровным и спокойным. Нельзя напрягаться или думать о чем-то постороннем. Все мысли должны быть направлены на развитие и умиротворение.
Мантра от Рамачарака
Я имею волю — это моя неотчуждаемая собственность и моё право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю своё господство. Моя воля — это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силён. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву.
Больше чем жизнь – или миф
Несмотря на то, что трудно понять, как один человек мог сделать так много, история показывает, что время от времени, такие личности появляются в мире. В индийской традиции это характерно для великих йогов былых эпох. Гениальность сопровождается большим уважением последователей и учеников, и даже отнесением своего учителя в ранг божеств, независимо от желания объекта поклонения.
Поэтому, когда политеистические традиции Индии составляли списки божественных существ, некоторые йоги решили, что лучше всего представить Патанджали, что способствовало рождению мифов и легенд вокруг его личности.
Раджа йога и Королевское искусство
Это путь духовного развития, пробуждения, просветления и освобождения. В своей основе представляет синтез трех подготовительных этапов человеческого развития:
- Карма.
- Бхакти.
- Джнана йога.
Йога Раджа начинается тогда, когда ученик начинает медитировать, осваивает дыхательные упражнения, асаны и мудры, позу лотоса, известную как Падмасана. Путь королевских йогинов и мудрецов начинается с принятия посвящения из рук передовых практиков адептов, имеющих разрешение и харизму гуру – мастера в правопреемстве королевских йогинов. Обычно упоминается о 12-ти или 18-ти степеней четвертого уровня знаний и практики.
Поза лотоса (Падмасана)
Позиция является наиболее важным положением. Одна из лучших позиций для медитации и пранаямы. В этом положении часто изображали Будду. Позицию надо усвоить начинающим и знать продвинутым йогинам, которые имеют гибкие бедра и колени.
Асана уменьшает жесткость в коленях и лодыжках, тонизирует органы брюшной полости и позвоночника, помогает при ишиасе.
- Сядьте в положение Дандасаны (палки). Согните правое колено и охватите обеими руками правую ногу, тяните ее к себе.
- Поместите правую ногу у основания левого бедра. Правая пятка должна находиться на уровне пупка.
- Согните в колене и поднимите левую ногу, поместив ее как можно выше на правой ноге у основания правого бедра, ближе к пупку, так, чтобы подошвы ног были направлены вверх.
- Старайтесь приблизить к себе колени, помня о том, что они, как и прежде, должны лежать на полу.
- Прямой позвоночник вытягивайте вверх. Руки выпрямите и положите на колени, правую — на правое, левую — на левое, ладонями вверх, соединив большой и указательный пальцы рук в кольцо.
- Взгляд направьте вперед и закройте глаза. Оставайтесь в позиции так долго, сколько можете.
- Вернитесь в Дандасану и измените положение ног.
- Повторяя положение, старайтесь увеличить время нахождения в Падмасана.
К преимуществам асаны относится:
- тело отдыхает, не впадая в летаргию;
- внимательный и бдительный ум;
- полезна в практике пранаямы;
- успокаивает, подготавливает к медитации;
- стимулирует тазовую область, позвоночник, живот, мочевой пузырь;
- растягивает лодыжки и колени;
- последовательное выполнение этого упражнения во время беременности облегчает роды;
- помогает избавиться от всех болезней и пробуждает космическую энергию Кундалини в нашем организме.
Новички должны выполнять упражнение под руководством опытного инструктора. Тем, у кого повреждены лодыжки и колени, поза противопоказана.
Медитация
Надо осознать себя как центр энергии, точкой света, которая связана со всеми световыми лучами, со всеми энергетическими центрами, существующими среди всех людей, населяющих планету Земля. Визуально улучшить свечение, стать сияющим центром, излучающим свет в единстве со всеми людьми, создавая совместно сеть из большого света, охватывающую планету чистой энергией.
Ощутить в себе центры света чакрами внутри тела, прежде всего центр головы Анджа и центр сердца Анахата. Углубить интенсивность свечения подобно яркой звезде, освещающей общий разум человечества. Осознать единство со всеми источниками света, освещающими человечество, вне сознательного разума.
И совершить самое основное путешествие — путешествие внутреннее, духовное, Путешествие к истине (Сатыам). Узнать о том, кто мы такие, находясь за границами обычного сознания, где действует духовная мощь бога Брахман.
Эта мощь дает практикам силу, позволяющую применить и использовать не привычную реакцию, а выбирать креативное творческое мышление. Позволяет не испытывать стрессы, конфликты, хаос, а ощущать спокойствие, мир, любовь и гармонию.
Медитацию йоги называют часто раджа йогой, что облегчает определение духовного пути. Раджа йога позволяет четко понять себя с точки зрения духовной или метафизической практики, помогает заново воспользоваться и обнаружить спящие в человеке положительные качества, позволяющие развить характер и создать новые отношения и реакции на жизненные ситуации.
Люди начинают вспоминать различные аспекты, касающиеся их, давно забытые хранятся в глубине их подсознания. Люди начинают понимать и ценить, чувствовать тишину, наслаждаться вкусом самоанализа и рефлекции. Королевская медитация «отключает» от вредных привычек мышления и эмоциональных паттернов, неправильного реагирования на ситуации.
В результате получают сознательный, положительный поток энергии, который улучшает качество людских взглядов, действий и взаимодействий.
Процесс направлен внутрь, на интернализацию, отучение от вредных привычек, соединение с божественными и духовными ресурсами. Восстановление самого себя становится постоянным личным вдохновением. Медитация представляет собой способ для развития самосознания, что ведет к самореализации (атма джняна). Она успокаивает ум, стимулирует интеллект, что позволяет достичь понимания через постижение духовных законов и принципов, которые поддерживают гармонию и могут принести обновление во всех сферах жизни на Земле.
Медитация и практика раджа йоги
Правильно направленная медитация дает каждому доступ к Богу Брахмана. Королевская медитация позволяет ощутить истинную сущность себя и принимать друг друга, как божественную душу (Атма – Пуруши), позволяет установить прямую связь с Брахманом – верховным источником чистой энергии и высочайшего сознания. Слово «раджа йога» можно еще перевести как «высший королевский союз» или «высшая королевская связь». Каждая душа имеет право испытать высшую форму отношений с Создателем, Богом Брахманом.
Как и в других специальных занятиях, для достижения удовлетворительных результатов в йогических практиках медитации, надо упорно трудиться. Все больше и больше людей в мире в своей повседневной жизни добавляет медитацию, как противоядие стрессам, так и как простой способ релаксации. Если ежедневно проводить краткие сеансы, будет становиться легче и потребность медитировать станет привычкой, вознаграждая усилия, вкладываемое в медитацию.
Не существует йоги без дыхательных упражнений, концентрации и медитации, но часто в клубах и центрах йоги — эти занятия довольно низкого качества.
Только название таких «йогических» упражнений связано с термином «йога». Различной масти инструктора и их программы, не имеют ничего общего с аутентичной йогой, но используя йогу в названии, они хотят оживить курс гимнастики, проводимый в своем фитнес-клубе.
Медитацию можно охарактеризовать как достижение безграничных возможностей ума при условии приобретения искусственного контроля над мыслями. Ум (манас) можно сравнить с небом, которое часто покрыто темными облаками. Если бы получилось очистить его от облаков, увидели бы бесконечную синюю даль во всей своей красоте. То же самое с умом. Если он постоянно «затянут» негативными или ненужными мыслями, он никогда не сможет испытать то, что находится за завесой, истинную природу ума (Сатья Сварупа).
https://youtube.com/watch?v=yV9eWu8wakc
Обычно люди не обращают внимание на свои мысли, если их интенсивность не имеет размера психической патологии. Люди привыкли к определенным, избитым способам мышления, полностью идентифицировали себя с ними и им не приходит в голову, что могло быть иначе. Они не понимают того факта, что человеческий разум – все еще одна из самых больших загадок. Люди много знают о том, как улучшить искусство мышления, запоминания и обучения, как лечить неврозы и различные состояния психического заболевания. Но до сих пор не знают, что такое ум и как он «производит» мысль.
Они не знают также, что такое сознание (Цьиттам) и более глубокий уровень ума – подсознание.
Ум (манас) есть весь человеческий мир — мир, в котором живут люди. Это и их мысли, связанные с ними явления, воспоминания, желания и т.д., находящиеся с ними постоянно.
Свойства человеческого разума выделяет людей среди живых существ. Но до тех пор, пока человек не узнает свой ум, он будет идти по жизни, не открывая завес своей индентичности.
Все большие духовные пути и науки говорят о том, что дорога к самопознанию ведет к возвращению к самому себе, к своему внутреннему миру. Дорога практическая — медитация, а раджа йога или ее упрощенный вариант, крийя йога — лучший инструмент.
Чтобы медитация стала для людей легкой и спонтанной практикой, надо знать несколько простых истин о разуме и его природе. Истину не трудно увидеть в повседневной жизни. Человеческий мозг постоянно работает, постоянно создает новые образы и мысли, согласно известному высказыванию: «Я мыслю — я существую», и наоборот: «Я есть, потому что думаю».
Нет такого момента, когда отсутствуют мысли и даже во сне ум человека работает. Контролирование ума и его функций – цель йоги.
Создание ума является основной и естественной функцией ума, и любая попытка перестать думать или создавать пустоту в сознании – иногда невозможна. Ум – начало всего, мысли — семена наших слов, чувств, эмоций и действий, поведения и отношений. Поэтому можно начать с наблюдения за своими мыслями, воспоминаниями и тем, где они превращаются в слова, поступки, отношения, в результате создавая человека.
Патанджали без тайн
Хоть Патанджали сыграл ключевую роль в развитии некоторых основных систем индийской философии, он остается загадочной и вездесущей фигурой.
До сих пор все, что связано с рождением и детством Патанджали окутано тайной, еще менее широко распространены знания о важности и значимости его вклада в развитие основных дисциплин, которые пронизывают все аспекты нашей жизни.
Среди индологов до сих пор ведется непрекращающийся спор о точном времени рождения Патанджали, но предполагают, что великий йог родился между 150 и 200 годами до н.э. Выдвигают идею, что отцом великого мудреца был Атрии, а мать – Анусуйя. Одна из версий истории его жизни была включена в текст под названием Патаньджаличаритам, датируемый 17 в. и подписанный йогом Рамабхадрен Диксхитара. Текст не так легко доступен.
Патанджали — терапевт
Одним из главных достижений Патанджали (и наиболее известным) является его работа по учению йоги, йога-сутра, часто упоминаемая, как «Йога-сутра Патанджали». Он первый систематизировал науку йоги и его работа стала основной точкой отсчета для последующих поколений йогов. Ее содержание и теория может оказаться большим сюрпризом для йогов сегодня. Многие из современных йогов отождествляются только с физической практикой, в которой тело подвергается странным акробатическим упражнениям. Йога-сутра представляет йогу больше в качестве дисциплины ума.
В своей философии он центрируется вокруг вопросов разума, формирует постулаты преобладания ума над материей, с помощью которых можно улучшить свое настроение, и о том, что понимает под этим человек:
- поддержание здоровья;
- исцеление тела;
- укрепление духа и состояние ума.
Большинство йога сутр говорит о проблемах, связанных с пониманием действия ума, подчинением его дисциплине и открытии его высокого потенциала.
Великого йога можно назвать первым психологом или психоаналитиком.
Ограничивать йогу только в области ума было бы неуважением. Патанджали хорошо понимал, что человек состоит из множества связанных между собой слоев, которые воздействуют на ум и наоборот. Поэтому он ввел ряд инструментов, при помощи которых можно оказывать положительное влияние на каждую область сложной человеческой природы. Он был одним из первых, кто представил подход к жизни и духовной трансформации на основе сочетания психологии, социологии, физиологии и дыхательных упражнений. Даже сегодня, когда современные технологии позволяют использовать точные инструменты, его концепция кажется сложной.
Тот факт, что великий учитель представил ее несколько тысяч лет назад, действительно экстраординарный. Это стало огромным толчком в философской мысли, а также стимулом для развития многих, более поздних течений духовности и целебных методов.
Доктор Патанджали
Великому йогу приписывают авторство трактата о Аюрведе – ссылка на него находится в нескольких текстах более позднего времени. Одиннадцатый текст Чарака Самхита, автора Чакрапанего, и шестнадцатый текст Патаньджаличарита, приписывающий йогу текст медицинского характера Чаракапратисамскритах (ныне утраченный), который является обзором (пратисамскритах) трактата авторства Чарака.
Великий учитель занимался не только изучением природы разума, но и был доктором традиционной индийской медицины — аюрведы.
Его мастерство просматривается в йога-сутре, где красивые и мощные афоризмы оказывают сильное влияние на читателя и подчеркивают его большую способность понимать тонкости человеческого тела в различных аспектах. Можно сказать, что его работа по телу йоги оказалась самой значительно среди работ, и он сам был известен как знаменитый мастер йоги, т.к. эта область его достижений была выше всех других. Он первым рассматривал йогу как науку, и поэтому его считают основателем философии йоги.
С точки зрения Патанджали
С философской точки зрения древний трактат полагает, что существуют два противоречащих друг другу принципа: дух (пуруша) и природа (пракрити). Пуруша становится создателем всех живых существ. По Патанджали, каждый человек имеет свой Пуруша, который пассивен в формировании их роли на Земле. И наоборот, Пракрити является динамическим и имеет смысл до тех пор, пока дает направление Пуруша. При сочетании совместных действий возникает Анахкара (индивидуальность) личности.
В оригинале человек переживает блаженное состояние самого Пуруши, и лишь под влиянием Пракрити пробуждается его самосознание. После этого происходит просветление и осознание мира. Этот вечный мир является целью йоги. Человек может достигнуть его, когда научится понимать свое тело и заставит измениться сознание.
Патанджали йога делится на восемь степеней (отсюда иногда ее называют аштанга, ашт (означает восемь, «анга» – конец, восьмиконечный путь). Практика йоги предполагает постепенно изучать и осваивать различные степени.
Философия Раджа-йоги
Раджа-йога – это практика царей. Считается, что именно она помогает достичь абсолютной власти. Помогает достичь внутреннего равновесия и найти подход не только к себе, но и любому человеку.
Зародилось данное направление в Индии. После этого направление распространилось по всему миру. Данный вид йоги руководствуется философией Санскрии. Практикующему требуется пройти через 3 этапа развития. Практика подразумевает развитие тела, духа, разума.
Благодаря развитию своего физического уровня человек укрепляет свой дух. Происходит совершенствование разума. После достижения совершенства на низшей ступени, практикующий переходит на следующую.
Практикующий должен не останавливаться пока не достигнет высшей ступени развития. После этого йог становится подобен божеству.
Человек, достигший последней ступени в Раджа-йоги, становится безмятежным. Сознание практикующего легкое и светлое. У практикующего характер становится более уравновешенным. Он легко переживает любые невзгоды и с легкостью устраняет любые проблемы.
Какие цели преследует это учение
Главная цель Раджа-йоги и медитации – постепенное подчинение разума. Практикующий полностью освобождается от негативных мыслей и установок. Основное внимание уделяется не асанам, а работе со своим разумом.
Данный вид йоги не отдельный. Он является продолжением аштанга-йоги.
Комплекс асан для новичков в домашних условиях
Все асаны, входящие в практику Раджа-йоги, легко выполняются в домашних условиях.
Сначала практикующий должен пройти 3 стадии:
- изначальное упражнение – задержка дыхания;
- на второй стадии нужно научиться максимально замедлять свои мыслительные процессы, при которой все лишние мысли должны уйти с головы;
- на третей ступени нужно постигать медиативные практики, при которых нужно научиться доходить до недр своего сознания.
Все асаны, входящие в Раджа-йогу простые. Доступны даже новичкам. Зачастую не требуется помощь опытных йогов. Все можно изучить самостоятельно. Подходят следующие асаны:
- поза Тадасана, при которой нужно встать прямо и выпрямить спину, колени подобрать вместе и задержаться в положении на 2 минуты;
- поза треугольника, при которой следует стать около стены и делать наклоны сначала в одну сторону, а потом в другую при разведенных в стороны руках;
- позу дерева, при которой следует ступню одной ноги прижимать к внутренней стороне ноги, ближе к промежности, а ладони сложить вместе и тянуть вверх;
- наклон вперед, при котором следует поставить ноги шире плеч и сделать наклон туловища вперед, а руками при этом обхватывать ноги для опоры.
Во всех асанах нужно задерживаться на 2-3 минуты. Дыхание в это время должно быть ровным и спокойным. Лучше всего выполнять все асаны на природе. Если это невозможно, нужно выбирать для занятий просторную комнату, где ничего не будет отвлекать.
Заниматься нужно в свободной одежде, которая не будет стеснять движения. Перед занятиями помещение нужно проветрить и убрать все предметы, которые могут отвлекать в момент выполнения асан или при медитации.
Восемь ступеней королевской йоги
Классическая методика подразумевает прохождение восьми ступеней аштанга-йоги. Каждая из них подразумевает развитие в себе конкретных качеств. Невозможно перескакивать через ступени или отказаться от некоторых из них полностью.
Практикующий должен пройти все ступени для полного очищения разума. Время их прохождения индивидуально. Кому-то может потребоваться несколько месяцев, а у кого-то этот процесс растянется на года.
Яма
Данная ступень является начальной. На этом этапе йог должен изучить моральные каноны. Практикующий должен оградить себя от негативного влияния. Именно отрицательные эмоции делают человека несчастным и раздраженным.
При прохождении данной ступени человек учиться справляться с соблазнами. Отказывается от физического насилия. Также человек отказывается от лжи. После прохождения данной ступени практикующий перестает обращать внимание на чужое мнение.
Практикующий чувствует себя легко и непринужденно. Опирается только на свои желания и свое мнение.
Нияма
Это вторая ступень развития. Человек должен отказаться от негативных установок и привычек. Практикующий осваивает самоочищение и дисциплину. Он изучает священные тексты.
Асана
На этой ступени йог может переходит к изучению асан. Особые упражнения помогут соединить в одно свой разум и тело.
В асанах человек учиться освобождать свой разум и полностью отстраняться от мирских проблем на некоторое время.
Паранаяма
Это техники дыхания. Это в дальнейшем помогает практикующему управлять своими внутренними потоками энергии. Особое дыхание помогает расслабиться и сконцентрироваться на своем развитии.
Пратьяхара
На данной ступени человек учится полностью отрекаться от внешнего мира. Практикующий полностью избавляется от всех накопленных за жизнь переживаний и негативных впечатлений.
После данной ступени человек становится как пустой сосуд. Он может теперь накаливать в себе только положительные эмоции. Он полностью управляет своими эмоциями и телом, не взирая на все пережитое.
Дхарана
Эта ступень нужна для улучшения концентрации. Теперь практикующий с легкостью будет достигать всех поставленных целей. Все занятия будут выполняться раньше благодаря повышенной концентрации.
В любой момент человек может переключать свое внимание с внешнего мира на внутренний.
Дхьяна
На данном этапе потребуется изучение основ медитации. Практикующий научится соединяться со вселенной.
Самадхи
Данная ступень является последней. Она направлена на объединение всех предыдущих этапов. Для перехода на нее требуется достичь абсолютного просветления. Йог окончательно обретает свое собственное я.
Такие люди целеустремленные и уравновешенные. Легко понимают окружающих и полностью защищены от негативного воздействия.
После этой ступени человек уже не сможет вернуться к своей привычной жизни. Теперь практикующий стал другим. Его в меньшей степени интересуют материальные блага. Наиболее сильно его тревожит духовный мир.
Тренировка ума вместе с Рамачарака
Йог Рамачарака (настоящее имя Вильям Аткинсон) — это известный американский писатель, который многие годы продвигал индийскую философию на родине. Его книга «Раджа-йога» является одним из самых популярных руководств по этой духовной практике. В ней достаточно сложные вещи описываются доступным языком. Рамачарака рассказывает, как люди могут познать себя настоящего и отказаться от ложных знаний и убеждений.
Знаменитая тренировка ума от йога включает два упражнения, которые помогут познать скрытые интеллектуальные возможности и стать увереннее в себе.
- Упражнение 1
Фиксируемся в удобном положении, чтобы тело не привлекало внимание. Важно ощутить легкость в мышцах и расслабиться.
- Место выполнения упражнений должно быть тихим, позвольте разуму свободно занимать пространство.
- Первым делом, после того, как сосредоточитесь, займите ум мыслью «Я есть». Примите себя как отдельное от тела, неуязвимое и независимое существо.
- Подумав об этом несколько мгновений, попытайтесь воспринимать свою духовную оболочку как что-то могущественное, способное управлять разумом.
- Следите за тем, чтобы ум не метался из стороны в сторону, мысли были четкими, не зависели от внешних факторов.
- Развивайте мысли, рассматривайте свое «я» как единое с с жизнью, силой, разумом и бытием. В этот момент вас переполняет чувство умиротворения и контроля над собственным разумом.
- Забудьте обо всех мирских делах и проблемах, сосредоточьтесь только на своем «Я есть».
- Не пытайтесь освоить все и сразу. Ваша цель объединить внутри себя все энергии.
- Начинаем с приравнивания ума со своей сущностью, а после добавляйте «есть», что означает реальность.
- Слияние этих двух понятий дает возможность сосредоточить все мысли внутри себя.
- Повторяйте упражнение, пока вы не сможете быстро входить в состояние сосредоточенности. Это умение вам сразу же принесет легкость и успокоение.
- Упражнение 2
Для выполнения вам нужно собраться с мыслями и сосредоточиться на одном предмете. С виду легкие упражнения для начинающих на практике доставят массу трудностей, ведь наше внимание всегда рассеивается на множество вещей. Раджа-йога как классическая методика требует регулярных тренировок, которые помогут добиться желаемого результата.
Важно! Такие нагрузки особенно подходят для новичков, которые хотят научиться сосредотачиваться на отдельных вещах.
- Определите для себя какой-нибудь предмет внимания, сконцентрируйтесь только на нем, не думая об остальном мире.
- Тщательно рассмотрите форму, размер и материал, из которого сделан предмет. Задумайтесь о его предназначении и функциях, о составляющих элементах в отдельности.
- Также нужно подумать о людях, которые сделали предмет, откуда был взят материал, истории его происхождения. Глубоко изучите тему по плану: сам предмет; как он создавался; предназначение, состав; возможный финал.
- Затем обратите внимание на любую часть своего тела. При этом временно отключите все остальные импульсы, представьте, что у вас осталась она одна. Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
- Обратите взгляд на окружающие вас предметы. Не нужно фокусироваться на чем-то одном, важно научиться использовать скрытые способности, контролировать разум.
- Тренироваться нужно часто, не считайте упражнение бесполезным, так как оно поможет открыть новые возможности.
- Вам нужно приучиться разбирать мыслительный процесс на отдельные пункты, искать для себя новые интересные темы. Используйте разные способы анализа, таким образом вы сможете узнать о данной теме в разы больше.
Большинство людей не использует и половины потенциала своего мозга. После данных упражнений вы откроете новые глубины, пополните базу знаний и осознаете, что изучили определенную тему полностью.
Мантра от Рамачарака
Известный йог представил в своей книге мантру, которую можно назвать упражнением для ума в йоге. Звучит она так:
«Я имею волю — это моя неотчуждаемая собственность и мое право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю свое господство. Моя воля — это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силен. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву».
Философия Санкрии
Согласно философии, этот вид йоги наиболее подходит для спокойных и уравновешенных людей. Поэтому ее еще называют «йогой концентрации», но высшим достижением в ней является легкое осознание бытия, схожим с «божьей благодатью». Теория раджа-йоги предусматривает философию Санкрии так же, как и другие виды йоги, например аюрведа. Основная идея состоит в развитии материальных уровней в сторону духовных при помощи практической йоги.
На каждом этапе у йога появляются новые умения, но они не сравнимы с «высшей реализацией». Смысл в том, чтобы человек не останавливался после обретения необычных свойств, практикующий должен продолжать развиваться до конечной немыслимой реальности, которую называют Брахман.
Происхождение названия королевской йоги
Как вы уже поняли, раджа-йога — подчинение разума своей воле. В переводе с санскрита «раджа» означает «царь». Согласно учению, тот, кто сможет покорить свой разум, обретает свободу подобно радже. Именно контроль над ним называют главным достижением в королевской йоге.
В некоторых источниках этот вид йоги называют высшим уровнем хатха-йоги, потому что только чистое и сильное тело и спокойный разум могут дать право приступать к более сложным практикам, таким, как раджа-йога. Давайте разберемся, что это такое и как правильно освоить практику.
Знаете ли вы? Благодаря занятиям йогой, можно уменьшить массу своего тела на 20 % за 2 месяца. И не нужны никакие диеты!
Раджа и Хатха
В Раджа-йоге упор именно на сознание. Практикуя, человек становится физически здоровым, психически сильным и духовно возвышенным.
В Хатха-йоге смысл – преодолеть своё ограниченное тело, сделать его совершенным и тем самым достичь просветления. В Раджа-йоге цель – превзойти ограниченный ум, полный иллюзий. Их объединяет один принцип – преодоление. Но преимущество Раджа-йоги в том, что она помогает человеку познать фундаментальную философию себя и всего мира. Но тут важную роль играет то, что человек ищет.
Тренировка ума вместе с Рамачарака
Американский писатель Вильям Аткинсон (йог Рамачарака) активно занимался популяризацией индийской философии в стране. Его книга «Раджа-йога» необычайно популярна, написана доступным языком и объясняет, что сознание не зависит от тела. В ней также указано, каким образом люди могут получить совершенные знания о самих себе и отделаться от ошибочных знаний.
Упражнение 1
Найдите такое положение, чтобы было удобно и вы свободно себя чувствовали, чтобы тело не отвлекало внимание, полностью расслабьтесь, чтобы ликвидировать любое напряжение в мускулах и почувствовать легкость.
- Найдите спокойное тихое место и выбросьте беспокоящие мысли, позвольте уму свободно плавать в пространстве.
- Когда ум перестанет метаться и успокоится, все внимание уделите мысли «Я есть». Созерцайте себя как нечто отдельное от тела, свободное, неуязвимое и бессмертное.
- Подумайте о себе в таком ключе некоторое время, затем воспримите свою бестелесную оболочку, как нечто особенное, способное управлять умом.
- Убедитесь, что ваш ум перестал метаться, стал умиротворенным, вас не так сильно тревожат мысли, поступающие из вне.
- Стимулируйте ум и укажите путь к рассмотрению своего «Я», как единого целого с жизнью, силой, разумом и бытием. Ощутите, как вас переполняет спокойствие, неизвестное вам ранее – ваш ум будет подвластен вам.
- Ликвидируйте мысли о суетном мире, сосредоточьтесь и погрузитесь в свое «Я есть».
Опыт придет со временем. Целью является суммировать энергии вместе и сосредоточить их внутри человека.
Отождествите ум со своей сущностью, своим «Я», а затем перейдите к «есть, есмь», означающим реальность. Объедините эти два слова в единое целое — создайте сильное средство сосредоточение мысли внутри себя.
Повторяйте занятия пока не выработается практика легко входить в состояние фокуса. Действие приносит облегчение и отдых уму, утомленному телу, нервам.
Упражнение 2 (Дхарана)
Необходимо всю силу ума собрать вместе, сосредоточить и остановить внимание на выбранном вами объекте. Несмотря на кажущуюся легкость, на практике осуществить действие достаточно трудно, т.к. вниманию свойственно рассеиваться и направляться к другим предметам. Постоянные тренировки позволят вам достичь желаемого результата.
Некоторые, постигнув науку сосредоточения, забывают о контроле над умом и начинают зависеть от него, позволяя стать уму практически непроизвольным, забывают о себе и необходимых делах. Ум начинает властвовать над ними.
Те, кому удалось обуздать ум, мысли и рассуждения, направленные в нужное русло. Они всегда помнят, что умом нужно управлять, не позволяя ему взять верх над вами.
- Упражнение полезно начинающим, делающим первые попытки удержать внимание и сосредоточиться.
- Выберите объект и удерживайте ваш ум только на нем, абстрагировавшись от всего.
- Рассмотрите форму предмета, его величину, материал из которого он сделан. Подумайте, для чего он предназначен, из чего состоит, рассматривая каждую составляющую в отдельности.
- Подумайте о людях, которые его изготовили, о том, как получился этот материал, об истории подобных ему предметов: сам предмет, как он получился, для чего предназначен, его комплектация.
- Сосредоточьте внимание на одной части своего тела. Удержите или ликвидируйте ощущения, которые посылают вам остальные части тела. Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
- Рассматривайте любые предметы, которые окружают вас. Но не ставьте целью саму вещь, она не играет роли, надо научиться пользоваться своими скрытыми умственными способностями, сделать ум послушным вашей воле.
Практикуйте много и не пренебрегайте данным упражнением, т.к. оно открывает неограниченные уникальные возможности.
Сосредотачивайте внимание на интересных и развивающих темах для вашего ума, разбирайте процесс по отдельным пунктам, следуя то одним, то другим путем, пока не почувствуете, что вам известно по этой теме все. Вы будете удивлены насколько больше вы узнаете.
Из потайных комнат вашего ума после окончания практики, вы почерпнете много интересных и полезных сведений, уделив внимание упражнению, почувствуете, что о данном предмете или теме вы знаете все.
Упражнение помогает стимулировать скрытые интеллектуальные силы, расширяет границы ума, делает устойчивой память и добавляет уверенности в себе. Вы приобретете неоценимый опыт в «дхаране» или сосредоточении.