Сутра Нети («сутра» — «нить», «нети» (санскр.) – «нос») – это техника очищения носовых проходов для которой используется нить. Эту шаткарму рекомендуют выполнять сразу после Джала Нети, чтобы открыть заблокированные носовые проходы.
Традиционно для Сутра Нети использовалась длинная полоска ткани из хлопка, пропитанная воском. Однако в настоящее время существуют специальные резиновые катетеры, позволяющие проводить эту процедуру с большим комфортом.
https://youtube.com/watch?v=1F4VbmgrEnc%3Fecver%3D1
Советы для начинающих
Сутра Нети позволяет эффективно очистить носовые проходы, что будет полезно каждому жителю загазованных и пыльных мегаполисов. Она улучшает обоняние и снижает риск заболеваний горла и ушей. Особенно эффективно выполнять эту технику после практики шаткармы Джала Нети.
Сутра Нети будет полезна всем жителям мегаполиса
Вы уже опробовали эту технику? С какими сложностями вы столкнулись? Одинаково ли легко нить проходила через левую и правую ноздрю? Опытные практики, делитесь с начинающими своим опытом. Новички, не стесняйтесь задавать вопросы.
Древний трактат «Йога-сутры Патанджали» содержит в себе классификацию Джамы (Ямы) и Ниямы. Это свод марально-этического поведения человека. Шауча (Шаоча), говоря иначе, чистота – это один из основополагающих принципов Ниямы. Чистота во всех смыслах этого слова подразумевает духовную, мысленную и телесную чистоту.
В «Хатха-йоге Прадипике» и «Гхерандасамхите» приведен свод техник для сохранения и поддержания Шаучи. Упражнения называются Шаткармы. В переводе с санскрита: Sat-kamab – sat (шат) – шесть, karman (карма) – действие. То есть, Шаткарма – это шесть действий, которые подразумевают 6 типов упражнений, направленных на очищение организма. Также они оказывают воздействие на эмоционально-психическое состояние йогина на энергетическом уровне.
Шаткармы означает шесть действий. Это действия направленные на очищение организма адепта йоги. Конечно их могут совершать и не йоги. Но для обычных людей существуют более простые и не напряжённые техники. В Аюрведе они называются Панчакарма — или пять действий.
В отличии от Шаткарм, Панчакарма делаются с помощью врачей аюрведы и в них пациент преимущественно пассивен. Шаткармы же адепт йоги практикует самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Шаткармы практикуются не для улучшения здоровья, а для очищения тонких пранических каналов нади. Хотя конечно при очищении этих каналов здоровье тоже улучшается.
Итак, шесть действий это:
Наиболее подробно Шаткармы описаны в Гхеранда Самхите, и мы будем использовать этот текст.
1.12. Дхаути, Басти, Нети, Лаулики, Тратака и Капалабхати – 6 действий очищения, которые нужно выполнять.
Шаткармы («Шат» (санскр.) – «шесть», «карма» (санскр.) – «действие») – это шесть очистительных техник в йоге, призванных улучшить работу организма. Они позволяют обрести гармонию в уме и теле, отлично подготавливают занимающегося к выполнению асан и медитации. Эти техники проверены временем и эффективно используются уже не одно столетие.
Однако многих начинающих практиков смущает то, что несмотря на уверение, которое содержится в названии, реально шаткарм далеко не шесть, а намного больше. Так откуда взялись эти «лишние» техники и так ли они полезны, как их «классические» собратья? Попытаемся разобраться.
То есть у каждой из шести этих техник есть свои разновидности, которые также являются шаткармами. Получается, что существует около 20 видов шаткарм, из которых разные источники «собирают» свои шесть. Конечно, можно ограничиться этим пониманием. Но для того, чтобы найти подходящие техники и подобрать их правильное сочетание, необходимо знать, к какой подгруппе они относятся, какие аналоги и варианты выполнения они имеют. Для этого необходимо вспомнить, как описывают шаткармы классические тексты йоги. Только такой осознанный и вдумчивый подход поможет исключить риск навредить своему организму и позволит оздоровить себя.
Тратака («Тратака» – «пристально созерцать») – это практика созерцания объекта, позволяющая не только развить сосредоточение, но и улучшить зрение. Согласно тексту «Хатха Йога Прадипика», это «пристальное вглядывание немигающим взглядом в маленькую точку до появления слез». В «Гхеранда-Самхите» говорится, что благодаря ей «исчезают болезни глаз и достигается божественная сила зрения».
Считается, что глаза – это врата разума. Поэтому пребывание их в сосредоточенном состоянии способно успокоить ум, сдерживая его колебания. Тратака делится на Бахиранга Тратака (внешняя Тратака) и Антаранга Тратака (внутренняя Тратака).
Чаще всего объектом для Бахиранга Тратака выбирается пламя свечи, хотя также это может быть кончик носа, полная луна, стеклянный шар, мандала и многие другие предметы. Считается, что любой объект, который способен поглотить ум созерцающего и активизировать его внутренний потенциал, может быть объектом для Бахиранга Тратака.
Антаранга Тратака – это визуализация с помощью внутреннего зрения при закрытых глазах. Продвинутые практики могут выполнять её и с открытыми глазами, но тогда их внутренняя концентрация должна быть максимально высокой, чтобы внешние объекты не отвлекали внимание.
Наули(«Нала» – «нить пупка», «трубчатый сосуд») или Лаулики («Лола» – «вращение», «взбалтывание») — это массаж брюшной полости, который проводится за счет движений мышц живота. В «Гхеранда-Самхите» она описывается следующие образом: «Сильными толчками двигай (мышцы) живота то в одну, то в другую сторону. Это называется Лаулики-йога; она устраняет всякие болезни и разжигает огонь пищеварения».
Наули позволяет улучшить пищеварение и нормализовать работу эндокринной и выделительной системы. Результатом выполнения Наули станет избавление от запоров, поносов, повышенной кислотности и метеоризма. Она стимулирует и поддерживает работу половых органов. Существует три варианта этой шаткармы. Перед тем как приступать к ним необходимо освоить Уддияна-Бандху и Агнисара Крию.
Это напряжение и стягивание мышц живота с одновременным их выпячиванием вперед.
Это передвижение мышц живота в левую сторону.
Это передвижение мышц живота в правую. После того, как все три варианта будут освоены, можно переходить к круговому Наули, который также называют «взбалтывание». Во время нее совершаются круговые движения животом сначала по часовой стрелке (Вама Наули), а потом против часовой (Дакшина Наули). Вариант кругового Наули желательно выполнять только под контролем опытного инструктора.
Капалабхати («Капала» – (санскр.) череп, «Бхати» (санскр.) – сияющий) – это одна из техник пранаямы, которая также является шаткармой. Это еще один способ очистить носовые пазухи и проходы от скопившихся там загрязнений. Считается, что помимо очищения носовых каналов она также позволят очистить переднюю часть мозга, то есть активизировать его и пробудить в нем центры ответственные за тонкое восприятие.
В «Гхеранда-Самхите» говорится: «Капалабхати бывает трёх видов: Ваткрама, Вьюткрама, Шиткрама. Этим устраняются болезни слизи».
Нети – это процедуры, направленные на промывание носовых проходов. Согласно тексту «Хатха Йога Прадипика», её выполнение «разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла». В комментариях Свами Муктибодхананды Сарасвати к этому тексту говорится, что существует 4 формы выполнения этой практики: Джала Нети (водная), Сутра Нети (Нитяная), Гхрита Нети (масляная) и Дугдха Нети (молочная). Если в текстах «Гхеранда-Самхита» и «Хатха Йога Прадипика» описывается только один из ее вариантов — Сутра Нети (который, правда, называется там просто Нети), то в более поздних текстах о йоге добавляется описание еще одной разновидности этой техники — Джала Нети.
«Джала» (санскр.) – «вода», «Нети» (санскр.) – «нос». Джала Нети – это процедура, призванная очистить носовые пазухи от слизи и загрязнений при помощи воды. Она особенно полезна в период простуд и синуситов. Также данная техника будет полезна лицам, страдающим от головных болей и воспаления глаз. Выполнение Джала Нети позволит вернуть потерянную чувствительность к запахам.
«Сутра» (санскр.) – нить, «Нети» (санскр.) – «нос». Сутра Нети – это очищение носа нитью. Для этой процедуры используется либо кусок хлопковой ткани, протертый расплавленным пчелиным воском, либо специальный резиновый катетер. Эту процедуру желательно выполнять после Джала Нети, чтобы быть уверенным, что ноздри очищены от основных загрязнений. По сравнению с Джала Нети, выполнение Сутра Нети позволяет более эффективно очистить слизистую носа.
Басти – это шаткарма, которая выполняет роль йогической клизмы. «Хатха Йога Прадипика» обещает, что в результате практики Басти «улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум». Согласно «Гхеранда-Самхите» существует 2 вида Басти: Джала Басти (водная клизма) и Сукшма Басти (сухая клизма). Перед тем, как выполнять эту технику, необходимо освоить Наули и Уддияна Бандху.
Сукшма Басти выполняется без воды. Очищение кишечника здесь происходит при помощи воздуха, который втягивается в кишечник через анус и спустя какое-то время выводится через него обратно. Данная процедура отчасти напоминает по технике выполнения Ватасара Дхоути, но там воздух поступает в организм через рот. Так как Сукшма Басти весьма сложна в выполнении, ее рекомендуют выполнять уже после полного освоения Джала Басти.
Выполнение Басти весьма полезно для пищеварительной системы. Благодаря ей происходит избавление от слизи, газов, бактерий и остатков пищи, оздоравливается кишечник; улучшается пищеварение; исчезают расстройства стула. Однако несмотря на всю пользу этой техники, многим современным практикам она может показаться отталкивающей. К тому же она весьма сложна для выполнения, особенно по сравнению с «нейоговским» вариантом клизмы. Видимо, осознавая это, Свами Сатьянанда Сарасвати решил предложить облегченный вариант Басти. В своей книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» он написал, что не меньшую пользу для пищеварительной системы приносит обычное пребывание в прохладной и чистой воде с одновременным выполнением Ашвини Мудры.
Бахишкрита Дхаути
1.22. Выполнив Каки-мудру (вдыхая через рот в форме вороньего клюва) – наполни желудок воздухом. Задержи его там на полтора часа и выпусти снизу (через задний проход). Эта Дхаути должна держаться в строгой тайне и никогда не разглашаться.
1.23. Затем войди в воду до пупа и позволь прямой кишке выйти наружу. Мой её руками, пока она не станет чистой, затем втяни обратно в тело.
1.24. Это промывание должно храниться в тайне, его трудно достичь даже богам. Посредством этой единственной в своём роде Дхаути достигается сияющее божественное тело (Дэва-деха).
1.25. Но пока человек не может задерживать воздух в желудке на полтора часа, великая Бахишкрита невыполнима.
Эта техника нам не передана.
Тратака
1.53. Смотри на маленькую точку, не мигая и не закрывая глаз, пока не потекут слёзы. Мудрецы называют это “тратака”.
1.54. Этим упражнением несомненно достигается Шамбхава-сиддхи. Исчезают болезни глаз и достигается божественная сила зрения.
Тратака — это концентрация взгляда на объект. Этот термин относится не только к Шаткармам, но и к другим практикам.
В Шаткармах Тратака это очищение глаз слезами.
Противопоказания
Противопоказаний немного. Люди, страдающие язвой желудка, должны воздержаться от выполнения процедуры и сначала залечить язву, а потом избавиться от язвенной болезни при помощи шанк пракшаланы . То же самое относится к тем, кто имеет заболевания пищеварительного тракта в острой форме: дизентерию, понос, острый колит (хронический колит благодаря применению этой процедуры может быть значительно облегчен, если ее выполнять не в период обострения), острый аппендицит и, сверх того, рак.
Эти противопоказания не являются, по-видимому, окончательными. Известен по крайней мере один случаи дизентерии, излеченный шанкпракшаланой , причем до этого больной прошел курс лечения классическими методами, не получив облегчения.
Эта процедура очень эффективна и на завершающем этапе лечения оксиуроза. Действительно, когда эвакуируется содержимое кишечника, то глисты вместе со своими яйцами выводятся наружу. Однако их так много, что то или иное яйцо может избежать уничтожения.
Чтобы провести воду через пищеварительный тракт до самого выхода, достаточно выполнить приведенные здесь упражнения. Каждое движение следует повторять четыре раза в каждую сторону поочередно в достаточно быстром темпе: вся серия должна занимать приблизительно одну минуту (можно и немного быстрее).
Вамакрама
1.56. Вдохни через левую ноздрю, выдохни через правую; вдохни через правую и выдохни через левую.
1.57. Ни вдох, ни выдох не должны быть слишком сильными. Это упражнение устраняет заболевания слизистой оболочки.
Это распространённая сейчас практика Капалабхати с перекрытием то одной то другой ноздри. Для перекрытия используется Вишну-мудра.
Благоприятный момент
Наиболее благоприятным моментом для проведения процедуры является утро (до приема пищи). Учтите, что вся процедура вначале занимает больше часа, поэтому наиболее подходящим временем для нее является утро выходного дня. В этот день нельзя выполнять асаны или резкие упражнения — и даже на следующий день они противопоказаны.
Вот схема выполнения очищения (кроме упражнений, необходимых для обеспечения полного прохождения соленой воды через пищеварительный тракт, — они будут описаны ниже).
1. Выпить стакан теплой соленой воды (ее температура должна быть равна температуре супа, который вы едите с удовольствием).
2. Незамедлительно выполнить предписанные крийи (движения, упражнения).
3. Выпить еще стакан и опять проделать всю серию упражнений.
4. Продолжить выполнение предписаний пункта 3 до тех пор, пока не выпьете 6 стаканов соленой воды и не проделаете шесть серий упражнений.
5. После завершения шестой процедуры необходимо сходить в туалет.
Обычно первая эвакуация производится практически немедленно. При этом за нормальными испражнениями, имеющими форму, последуют другие, более мягкие, а затем и жидкие (возможно, желтоватые).
Если этого не происходит немедленно или не позднее чем через 5 минут, то надо повторить серию упражнений, а затем возвратиться в туалет.
Если результат по-прежнему отрицательный — что маловероятно, но возможно, — то следует вызвать эвакуацию посредством промывания желудка полулитром теплой несоленой воды при помощи клизмы (сделав небольшую клизму, желательно лечь и расслабиться на несколько минут). Как только механизм эвакуации будет приведен в действие, т. е. как только выделятся первые испражнения, последующие будут вызываться автоматически.
Один полезный совет: после каждого посещения туалета желательно пользоваться не туалетной бумагой, а водой, затем тщательно вытирать задний проход и смазывать его растительным (оливковым, касторовым и т. д.) маслом, чтобы избежать раздражения, вызываемого солью.
После первого опорожнения кишечника необходимо:
— снова выпить стакан соленой воды;
— выполнить указанные упражнения;
— вернуться в туалет, где должно произойти опорожнение кишечника.
Продолжать циклы (питье соленой воды — серия упражнений — освобождение кишечника) до тех пор, пока вода не станет выходить такой же чистой, какой она попала в организм. В зависимости от степени загрязнения кишечника это произойдет после приема 10-14 стаканов соленой воды (больше — в крайне редких случаях).
Когда вы решите, что вы удовлетворены результатами проведенной процедуры,
т. е. выходящая вода, по вашему мнению, достаточно чиста, то процедуру можно прекратить. После прекращения процедуры вы еще несколько раз можете сходить в туалет в течение следующего часа — это единственное оставшееся неудобство.
Кроме того, теперь желательно выпить один — три стакана теплой несоленой воды и сделать вамана дхаути , пощекотав тремя пальцами правой руки заднюю поверхность верхнего нёба и язычок. Это выключит механизм эвакуации и полностью опорожнит желудок.
Наули (Лаулики)
1.52. Сильными толчками двигай (мышцы) живота то в одну, то в другую сторону. Это называется Лаулики-йога; она устраняет всякие болезни и разжигает огонь пищеварения.
Лаулики это другое название Наули. Для освоения этой техники необходимо хорошо освоить Уддияна бандху.
Практику легче делать стоя. При втянутом животе, на задержке после выдоха, центр живота выталкивается вперёд.
Таким образом формируется брюшной жгут. Когда он получается стабильно, надо научиться вращать им по кругу то в одну то в другую сторону.
Когда это получается непринуждённо, техник освоена.
Внешние Дхаути
Наружное очищение (Антар-дхаути, омовение), текст не комментирует, справедливо полагая что помыться человек способен без дополнительных объяснений. Поэтому следует наставление в Данда-дхаути.
Данта-дхаути
1.26. Мытьё корней зубов, корня языка, обеих отверстий глаз, лобных пазух и обоих ушей – пять видов Данта-дхаути.
Эти пять видов Данта-дхаути объясняются следующим образом.
Данта-Мула-Дхаути
1.27. Чисти корни зубов порошком катеху или чистой глиной, пока грязь не будет удалена.
1.28. В практике йоги чистка корней зубов считается величайшей Дхаути. Знающий Йогу, на рассвете всегда должен заботиться о своих зубах. В упражнениях очищения эта Дхаути упоминается всеми йогинами.
Мы при чистке зубов обычно пользуемся зубной щёткой и пастой. Здесь однако идёт речь о корнях зубов, что по-видимому даёт несколько иной результат. Под корнями понимаются дёсны в основании зубов. При их растирании происходит не только очищение зубов, но и приток к ним свежей крови, что способствует их укреплению.
Джива Садхана
1.29. А теперь я расскажу тебе, как очищается язык. Вытягивание языка на всю длину предохраняет от болезней, старости и смерти.
1.30. Три пальца – указательный, средний и безымянный – правильным образом вставь в глотку и медленно три корень языка. Этим трением слизь постепенно удаляется.
1.31. Три язык свежим коровьим маслом и при этом всё время дои его. Затем вытягивай его железными щипцами всё больше и больше.
1.32. Делай это всегда на восходе и заходе солнца. Если делать это постоянно, язык удлинится.
Здесь описана двоякая работа с языком. Очищение корня языка и его вытягивание. Современные индусы используют специальное приспособление для очищения корня языка.
Вместо него можно использовать обычную чайную ложку.
Вытягивание языка можно совершать просто максимальным высовыванием наружу или практикой Симхасаны.
Карна Дхаути
1.33. Указательным и безымянным пальцами три отверстия обеих ушей. Если это делать постоянно, тебе откроется внутренний звук Нада.
Капала Рандха Дхаути
1.34. Большим пальцем правой руки три пазухи лба. Этим упражнением удаляется слизь.
1.35. Нади очищаются и возникает божественное зрение. Выполняй это ежедневно, после пробуждения, в конце дня и после еды.
Обе техники также основаны на стремлении увеличить приток свежей крови к очищаемым областям.
Мытьё отверстий глаз текст специально не описывает, подразумевая, видимо, обычное умывание лица. Хотя мы видели в Каруре у доктора Мадавана, специальные приспособления для мытья глаз.
Таким образом описаны пять видов Данда-дхаути.
Далее следует описание Хрид-дхаути.
Хрид-дхаути
1.36. Хрид-дхаути – очищение сердца – имеет три вида: палкой, при помощи рвоты, при помощи куска ткани.
Первый вид называется Данда-дхаути. Второй Вамана-дхаути. Третий Вастра-дхаути.
Данда-дхаути
1.37. Введи банановый или тростниковый стебель в глотку, двигай его там медленно и так же медленно вытяни его наружу.
1.38. Так слизь, желчь и всякие другие жидкости будут удалены через рот. Этой “Дхаути с палкой” уверенно вылечиваются все болезни сердца. (Такова Данта-дхаути.)
В наше время для этой Дхаути применяется специальный довольно толстый катетер. Его толщина примерно соответствует ширине глотки. Непростая и довольно неприятная процедура.
Вамана дхаути
1.39. После еды знающий человек пьёт много воды и после того, как он некоторое время смотрит вверх (стоит на голове), выпускает воду с помощью рвоты. Постоянным упражнением в этом очищении устраняются слизь и желчь.
Эту технику сейчас не выполняют в этом виде. Вызывать рвоту после еды на постоянной основе не безопасно. Возможно есть какие-то способы предотвратить анорексию, но в тексте они не описаны. Сейчас эта практика делается на голодный желудок. В жёстком варианте выпивается 2-3 литра подсоленной воды и затем вызывается рвота. Лучше начинать делать эту практику в более лёгком варианте. Утром, до чистки зубов, выпиваем 2 стакана нормальной воды. Затем с помощью пальцев нажимая на корень языка пробуем вызвать рвоту. Преимущество второго варианта в том, что, если вызвать рвоту не удасться, эту воду можно спокойно переварить. Если же мы выпьем много подсоленной воды и не достигнем результата, эта вода может создать проблемы. Особенно, если есть склонность к повышенному давлению. При питье нормальной воды, мы можем не беспокоиться вся ли вода вышла. Что важно для начала практики.
После успешной эвакуации, необходимо почистить зубы. Желудочный сок, выходящий вместе с водой, плохо влияет на зубы.
Эту практику можно делать ежедневно в течении недели, потом следует сделать перерыв на неделю или две.
Когда Вамана-дхаути начинает получаться легко, она может стать довольно приятной. Она бодрит, позволяет удалить негативную энергию. Но при постоянном ежедневном использовании, она может вызывать некоторые проблемы. Эта практика сильно разжигает пищеварительный огонь и необходимо внимательно отслеживать ощущения после практики. При первых намёках на изжогу, практику необходимо прекратить и возвращаться к ней не ранее чем через неделю.
Вастра-дхаути
1.40. Медленно проглоти тонкий платок шириной в четыре пальца и затем вытяни его наружу. Это – очищение платком.
1.41. Хронический гастрит, лихорадка, воспаление селезёнки, проказа и заболевания желчного пузыря исчезают, а здоровье, сила и самочувствие упражняющегося возрастают с каждым днём.
Довольно непростая практика, в наше время обычно используется стерильный бинт. Он опускается сосуд с подсоленной водой. Один конец бинта привязывается к ручке сосуда. Это предохраняет бинт от полного заглатывания. Затем смоченный бинт постепенно заглатывается. Вначале надо заглотить совсем немного. Не стоит сразу заглатывать большой объём бинта. В этой практике есть один опасный момент. Заглатывание приводит к перекрытию дыхательных путей и в какой-то момент практикующий обнаруживает что не может дышать. И он начинает быстро вытаскивать бинт. Это довольно опасно. Если уже проглочен довольно длинный кусок, его быстрое вытаскивание может травмировать внутренние органы. Поэтому пока техника не освоена, лучше заглатывать бинт понемногу, постепенно увеличивая длину.
Мула-садхана
1.42. Пока ты не очистишь задний проход, Апана-Вайу (газы) не могут выходить свободно. Поэтому нужна тщательная очистка.
1.43. Корнем (стеблем) куркумы или средним пальцем тщательно мой несколько раз задний проход.
1.44. Этим ты устранишь запор и несварение пищи. Это очищение даёт красоту, рост и разжигает пищеварительный огонь.
Первая еда
После шанкпракшаланы необходимо выполнить следующие рекомендации. Есть не ранее чем через полчаса и не позже чем через час после завершения процедуры. Категорически запрещается оставлять пищеварительный тракт пустым на время более часа!
Первая еда должна состоять из очищенного риса, сваренного на воде, но не разваренного (рисовые зерна должны таять во рту). Рис можно приправить слегка подсоленным томатным соком, но нельзя использовать перец или какие-либо острые приправы. К рису можно добавить хорошо проваренную чечевицу или морковь. Необходимо также съесть вместе с рисом 40 граммов сливочного масла. Масло можно распустить в рисе (его лучше растапливать отдельно на водяной бане) или съесть не растопленным с ложки. Рис можно заменить вареной пшеницей, овсом или мучными изделиями (макароны, лапша, спагетти и т. п.), приправленными тертым сыром.
Внимание! Рис нельзя варить на молоке. В течение последующих 24 часов запрещается пить молоко или кефир. Кроме того, в течение последующих суток запрещена кислая пища и питье, фрукты и сырые овощи. Хлеб разрешается есть во время второго приема пищи. Можно есть любые твердые и полутвердые сыры. Белый сыр и ферментированные сыры (бри, камамбер) не рекомендуются. Через сутки вы можете вернуться к вашему обычному режиму, избегая, однако, каких-либо излишеств в мясе.
Подготовка
Подогреть воду, в которой растворена морская (или нерафинированная поваренная) соль из расчета 5-6 г. на 1 литр воды (1 чайная ложка с верхом), что даст концентрацию несколько ниже, чем в физиологическом растворе. Вода должна быть соленой потому, что в противном случае она будет поглощаться посредством осмоса через слизистую оболочку и удаляться из организма нормальным путем (в виде мочи). Если вода покажется вам слишком соленой, то можно снизить концентрацию соли до приемлемой на вкус.
Благотворные воздействия
Первым результатом является удаление нечистот, т. е. отложений, которые въелись в слизистую оболочку толстой кишки. От того, что может всасывать в себя кишечник, можно прийти в ужас. Люди, которым регулярное опорожнение кишечника дает иллюзию, что они якобы не страдают запорами, с удивлением обнаруживают среди удаленных «вещей» вишневую косточку, проглоченную несколько месяцев тому назад. В йогическом госпитале часто поражаются, констатируя, сколько всяких отходов может собираться в кишечнике, накапливаясь там месяцами и даже годами. Невероятно, что человек может носить в себе столько нечистот, и стоит ли удивляться после этого возникновению множества заболеваний, если весь организм, в буквальном смысле этого слова, отравлен накапливающимися в нем токсинами.
По меньшей мере неразумно мириться с этим. Поэтому выполняйте шанк пракшалану и освобождайтесь от всех отложений, которые накопились в вашем пищеварительном тракте.
Благотворное воздействие процедуры не проявится на следующий день и не будет бросаться в глаза, но оно не замедлит сказаться через свежее дыхание, исчезновение сыпи на лице, на теле. При условии выбора малотоксичного пищевого режима (без избытка мяса) исчезают телесные запахи, которые бывают достаточно сильными, освежается и улучшается цвет лица. Кроме того, эта процедура является еще и тонизирующей, а также стимулирует печень (что заметно по цвету экскрементов).
Врачи Лоновалы успешно излечивали больных диабетом в начальной степени посредством выполнения процедуры шанкпракшалана один раз в два дня в течение двух месяцев (правда, лечение сопровождалось надлежащим пищевым режимом, пранаямой и другими йогическими процедурами). Возможно, поджелудочная железа под воздействием общей стимуляции выделяет больше инсулина.
Очень легко и быстро исцеляются простудные заболевания и множество других болезней, как связанных с обменом веществ, так и не имеющих к нему, казалось бы, никакого отношения.
Одним из главных последствий выполнения шанк пракшаланы является избавление от аллергических заболеваний.
Следствием очищения пищеварительного тракта является нормальное усвоение пищи, что заставляет худых поправиться, а тех, кому следует без сожаления расстаться с лишними килограммами, — похудеть.
Варисара Дхаути
1.17. Наполни горло водой и пей её медленно. Двигая воду в желудке, этим движением заставь её выйти из заднего прохода.
1.18. Варисару следует хранить в тайне. Она очищает тело и посредством её тщательного выполнения достигается сияющее божественное тело (Дэва-деха).
1.19. Из всех Дхаути Варисара наилучшая. Кто старательно выполняет её, тот очищает своё тело и достигает сияющего божественного тела (Дэва-деха).
Другое название этой практики Шанк Пракшалана. В наше время эта практика подробно описана. Для её выполнения нужно 5 литров подсоленной воды и серия упражнений. Я предлагаю метод описанный Шри Йогендрой.
Резюме общего процесса
1. Выпить стакан теплой воды, подсоленной из расчета чайная ложка соли на литр воды.
2. Выполнить полный комплекс упражнений.
3. Выпить второй стакан воды и выполнить комплекс упражнений.
4. Продолжать так, пока вы не выпьете шесть стаканов.
5. Пойти в туалет и подождать, пока произойдет первая эвакуация. Если она не произойдет в течение 5 мин., то повторите комплекс упражнений, не употребляя больше воду. Если результата нет, то сделайте небольшую клизму, чтобы усилить перистальтику.
6. Снова выпить стакан воды, выполнить упражнения и сходить в туалет.
7. Продолжайте чередование вода — упражнения — туалет до тех пор, пока не добьетесь удовлетворительного результата. Йоги продолжают процедуру до того времени, пока вода не будет выходить такой же чистой, какой она вошла в организм.
8. Чтобы закончить процедуру и вывести воду из желудочно-кишечного тракта, необходимо проделать вамана дхаути: выпить два стакана теплой несоленой воды и опорожнить желудок. При этом очищается печень, селезенка, желчный пузырь и выключается механизм эвакуации. Если вы не проделаете вамана дхаути, то будете бегать в туалет еще несколько раз в течение часа.
9. Необходимо отдохнуть по крайней мере полчаса до приема пищи, но ни в коем случае нельзя оставлять желудок пустым более чем на час.
10. Необходимо сопротивляться жажде по крайней мере до завершения первого приема пищи.
Добавлю от себя несколько замечаний
1.13. Дхаути бывает четырёх видов:
1.14. Внутреннее Дхаути тоже имеет четыре части:
После чего текст начинает описывать внутреннее Дхаути. Как известно логика индусов отличается от нашей. Поэтому мы тем не менее начнём разбор Дхаути более последовательно с внешнего Дхаути.
Агнисара Дхаути
1.20. Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это – Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успей в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения.
1.21. Эту Дхаути нужно сохранять в тайне – её трудно достичь даже богам. Но выполнением её достигается сияющее божественное тело.
Практика нам хорошо известна. На фоне Уддияна бандхи, толкаем живот вперёд с максимальной амплитудой. Достичь результата 100 толканий за одну задержку сложно. Надо развивать технику постепенно, уделяя внимание прежде всего амплитуде движений. Когда амплитуда отстроена, можно постепенно увеличивать количество циклов.
Ситкрама
1.59. Со звуком “сит” втяни воздух через рот и выпусти его через ноздри. Это упражнение сделает тебя равным богу любви (Камадэва).
1.60. Тебя не поразят ни старость, ни лихорадка. Заболевания слизи исчезнут и твоё тело станет гибким и подвластным твоей воле.
Этот вид Капалабхати соответствует Ситали-пранаяме.
Сукшма басти
1.48. В положении Пашчимоттанасана (см.2.22) медленно двигай внутренностями книзу. Ашвини-мудрой то сокращай, то расширяй задний проход.
1.49. Этим упражнением усиливается слабая деятельность кишечника и пищеварительный огонь, а вздутие живота исчезает.
Эта техника не передана, но можно пробовать использовать соответственно описанию.
Джала Нети
Эта практика не описана в древних тестах, но у неё есть более сложный аналог. Это один из видов Капалабхати. Его мы обсудим позже.
Джала Нети делается с помощью небольшого чайничка. В него наливается подсоленная вода. Затем с помощью носика вода заливается в одну ноздрю и выливается из другой.
При этом голова наклоняется под определённым углом, как на фото.
Вода подсаливается для упрощения практики. Пресная вода слизистой оболочкой переносится хуже. Тщательно промыв обе ноздри, необходимо освободить нос от остатков воды.
Для этого нос продувается резкими выдохами как при Капалабхати. Также необходимо понаклоняться под разными углами, что бы вода вышла полностью. Этого может оказаться недостаточно.
Самое лучшее средство выведения воды, позаниматься хатха йогой. За полтора два часа занятия, в котором положение головы постоянно меняется вода точно выйдет.
Не вышедшая вода, может создать серьёзные неудобства. Она может вытечь в самый неудобный момент. Кроме того, остатки воды в пазухах очень опасны во время мороза. он могут привести к гаймориту с осложнениями.
В целом практика Сутра Нети эффективней Джала Нети. Она делается быстрей и не требует высушивания носа.
Польза
Общее влияние шаткармы на тело и дух практикующего можно определить как очищение. Очищая по отдельности все части тела, вы освобождаете путь для свободного течения энергии. Высвобожденная энергия раскрывает новые грани ощущений. Усиливаются восприятия звуков, вкуса, запахов, метаболизм. Чувства становятся острее, уровень осознанности выше.
Продвинутые йогины, познавшие все возможности тела и духа, оценивают высокую пользу шаткармы. Важно осваивать практики постепенно, не стоит торопить события. Переходите от упражнения к упражнению только после того, как освоите предыдущее в совершенстве. Регулярная практика позволит достичь внутренней гармонии, выровняет эмоциональное состояние, устранит физические недуги.
Приступая к практике, не забывайте о первом принципе – Ахимсе, не изнуряйте свое тело. Если вы почувствуете неприятные симптомы, сильное головокружение или острую боль – прекратите практику. Для того, чтобы ощутить эффект, продвигайтесь в плавном, комфортном для вас ритме шаг за шагом.
В случае неудачи
Если после того, как вы выпили, например, четыре стакана соленой воды, вы чувствуете, что содержимое желудка не проходит нормальным образом в кишечник (вы ощущаете переполнение желудка, вызывающее тошноту), то это означает, что первый сфинктер как следует не открылся. Это не так уж непоправимо. Не принимая больше жидкости, проделайте две или три серии упражнений. Прекращение тошноты будет показателем, что проход в желудок открыт. Как только механизм эвакуации будет запущен, затруднений более не будет, и вы сможете продолжать процедуру.
Однако в некоторых случаях может случиться и так, что в кишечнике образуется газовая пробка, которая препятствует приведению в действие механизма эвакуации. В этом случае достаточно надавить на живот руками или проделать сарвангасану или «плуг» (стойку на лопатках или «плуг» можно делать в «ленивом» варианте, не слишком выпрямляясь и не касаясь ногами пола, в течение приблизительно одной минуты) вместе с четырьмя другими упражнениями.
В самом неблагоприятном случае, т. е. если жидкость не выходит, вам остается принять решение: сделать вамана дхаути , т. е. опорожнить желудок, щекоча основание языка тремя пальцами правой руки, чтобы вызвать рвоту (облегчение наступает немедленно), или ничего не предпринимать — тогда вода выйдет естественным путем в виде мочи.
После процедуры следует отдохнуть и избегать чувства голода.
Капалабхати
Капалабхати переводится как очищения черепа. В основном очищается нос.
1.55. Капалабхати бывает трёх видов: Вамакрама, Вьюткрама, Ситкрама. Этим устраняются болезни слизи.
Упражнения
Исходное положение: стоя, расстояние между ступнями примерно 30 см, пальцы рук переплетены, ладони раскрыты кверху. Спина прямая, дыхание свободное. Не поворачивая верхнюю часть туловища, наклониться сначала влево, не останавливаясь выпрямиться и сразу же наклониться вправо. Повторить этот наклон в обе стороны четыре раза, т. е. сделать поочередно 8 наклонов влево и вправо.
Это займет в общей сложности около 10 секунд.
Первое упражнение открывает привратник желудка, и при каждом наклоне часть воды уходит из него, перемещаясь в двенадцатиперстную кишку и тонкий кишечник.
Второе упражнение
Это упражнение заставляет течь воду по тонкому кишечнику. Исходное положение: стоя, ноги раздвинуть, правую руку вытянуть горизонтально вперед, а левую согнуть так, чтобы указательный и большой пальцы касались правой ключицы. Выполнять повороты туловища, отводя вытянутую руку как можно дальше назад (при этом смотреть на кончики пальцев). При этом следить, чтобы нижняя часть туловища оставалась неподвижной, повороты осуществлять не всем телом, а вокруг талии. Не останавливаясь в конце поворота, вернуться в исходное положение и сразу же выполнить поворот в обратную (противоположную) сторону. Это двойное упражнение необходимо повторить четыре раза. Общая продолжительность серии около 10 секунд.
Вода продолжает продвигаться по тонкому кишечнику благодаря такому движению: необходимо выполнить вариант кобры, но при этом большие пальцы ног должны касаться пола, следовательно, бедра должны быть приподняты над полом. Ступни раздвинуты примерно на 30 см (это важно).
Когда вы примете такое положение, поворачивать голову, плечи и туловище, пока не удастся увидеть противоположную пятку (если вы поворачиваетесь вправо, то надо смотреть на левую пятку).
Не прекращая движения, вернуться в исходное положение и выполнить поворот в другую сторону. Повороты также осуществлять относительно талии, нижняя часть туловища должна оставаться параллельной полу. Возможны лишь прогибы вниз.
Это двойное упражнение повторить 4 раза. Общая продолжительность -10-15 сек.
Воду, которая дошла до конца топких кишок, следует провести через толстую кишку при помощи четвертого и последнего упражнения. Оно является наиболее сложным из всей серии, хотя доступно любому, кроме тех, кто страдает заболеваниями голени и мениском.
Исходное положение: сесть на корточки, ступни развести в стороны примерно на 30 см, причем пятки располагают у внешней части бедер, а не под седалищем, кисти положить на колени, которые разведены тоже приблизительно на 30 см. Затем повернуть туловище и опустить левое колено на пол перед противоположной ступней. Ладони поочередно направляют правое бедро к левому боку и левое бедро к правому боку так, чтобы прижимать одну сторону живота и надавливать на толстые кишки. Смотреть назад, чтобы усилить скручивание туловища и оказать давление на живот.
Тогда как для предыдущих упражнений было неважно, в какую сторону (вправо или влево) начинать движение, для данного упражнения предпочтительно оказать давление сначала на правую сторону живота, чтобы надавить на восходящую толстую кишку.
Как все предыдущие движения, это движение должно выполняться 4 раза. Общая продолжительность -15 сек.
В случае, если это упражнение по какой-то причине покажется трудным, вместо него можно выполнять «ленивый» плуг в течение одной минуты, после чего лечь и расслабиться тоже на одну минуту.
Ватасара Дхаути
1.15. Со ртом в форме вороньего клюва пей воздух очень медленно, двигай животом и затем заставь этот воздух выйти через задний проход.
1.16. Ватасару следует держать в тайне. Она делает тело свободным от нечистот, изгоняет всякого рода болезни и разжигает огонь пищеварения.
Не простая практика. В наше время ей никто не обучает.
1.45. Упоминается два вида Басти: Джала-басти (водяная клизма) и Сукшма-басти (сухая клизма). Водяную клизму всегда делают в воде, а сухую – на земле.
Шри Йогендра
ШАНК ПРАКШАЛАНА
Краткая справка об авторе: основатель и президент Институтов Йоги, редактор серии книг о теоретической Йоги.
Шанкпракшалана — идеальный по своей простоте прием, обладающий очень высокой эффективностью. Очищая полностью толстую кишку, шанкпракшалана удаляет остатки пищи из всего пищеварительного тракта, от желудка до заднего прохода.
Вода через рот попадает в желудок, а затем, направляемая простыми упражнениями, проходит через весь кишечник вплоть до выхода из него. Процедура продолжается до тех пор, пока вода не будет выходить такой же прозрачной, какой она вошла.
Эта процедура не представляет никакой опасности и рекомендуется всем — при условии, что все ее приемы выполняются точно.
Джала-басти
1.46. Вытянувшись в воде в позе Уткатасана (см.2.27), выполни Джала-басти, поочерёдно сокращая и сжимая задний проход.
1.47. Этим ты устранишь заболевание мочеполовых органов, расстройства пищеварения и вздутие живота. Твоё тело станет подвластным твоей воле (и прекрасным), подобно телу бога любви Камадэвы.
Для упрощения этой техники в задний проход вставляется катетер или полая трубка. Один конец опускается в воду и с помощью Уддияна бандхи вода втягивается в кишечник. Это лучше чем обычная клизма, где вода вдавливается. При вдавливании воды, кишечник начинает распирать, это не полезно. Втягивание убирает этот побочный эффект, сохраняя все достоинства очищения клизмой.
Вьюткрама
1.58. Втяни воду обеими ноздрями и медленно выпусти её наружу. Это называется Вьюткрама, устраняющая болезни сердца.
Видимо из этой практики появилась современная Джала-нети.
Питьё
Поглощение соленой воды в процессе обмена направит часть жидкости вашего организма к пищеварительному тракту. Это будет составной частью очищения. Поэтому после выполнения процедуры естественно ощущение заметной жажды. Не пейте никаких жидкостей, даже чистой воды, до первого приема пищи, потому что вы будете поддерживать механизм эвакуации, т. е. ходить в туалет. Напротив, во время первого приема пищи и после него вы можете пить воду или слабые настои: липово-мятный настой, минеральную воду (слегка газированную или без газа). В течение суток категорически запрещено употребление алкоголя!
То, что испражнения появятся только через 24 или 36 часов после выполнения процедуры, не должно вас удивлять. Они будут золотисто-желтого цвета и без запаха, как у грудного младенца.
Эта процедура должна проводиться по меньшей мере два раза в год. Средняя периодичность ее выполнения — четырежды в год (при смене времен года). Те, кто хочет заняться очищением основательно, могут выполнять процедуру ежемесячно. Дхирендра Брахмачари советует выполнять шанкпракшалану один раз в 15 дней.
На самом деле эта процедура не является неприятной, хотя существуют и более приятные развлечения. Самый неприятный этап ее заключается в питье теплой соленой воды, остальное не имеет значения. Однако для лиц с утонченным вкусом мы предлагаем готовить питье из слабого отвара лука-порея или других овощей.
Лица, страдающие запорами, могут делать шанкпракшалану каждую неделю, но ограничиваясь 6 стаканами воды. В этом случае весь цикл осуществляется приблизительно за полчаса. Это наилучшая «закалка» для кишечника: при этом не растягиваются стенки толстой кишки.
Внутренние Дхаути
очищение воздухом (Ватасара)
очищение водой (Варисара)
очищение огнём (Агнисара)
Как выбрать свою технику?
Это и есть шесть шаткарм с их классическими и современными разновидностями. У тех, кто разобрался в них, наверняка появился вопрос: «Так какую же технику или техники стоит выбрать?». Здесь существует универсальный ответ: «Необходимо практиковать те шаткармы, которые подходят лично вам». То есть вариант: моя мама практикует Шанкх Пракшалану и я тоже буду – не подходит. Необходимо тщательно изучить не только технику выполнения очистительных практик, но и показания и противопоказания к ним. Ведь любое лекарство, используемое не к месту и не ко времени, становится ядом.
https://youtube.com/watch?v=MLFwssRVeW4%3Flist%3DPLGfo-TF4uycPX0buQ3TJLDMNajQPsNlAF%3Fecver%3D1
Поэтому не торопитесь пробовать что-то только ради праздного интереса. Не спешите без достаточных на то оснований отказываться от лекарств, которые вам помогают и переходить на йоговские методы очищения и оздоравления организма. Не выполняйте шаткармы по принципу «чем больше – тем лучше». Ведь эти подходы могут принести больше вреда, чем пользы.
Но если вы имеете какую-то проблему, которая не поддается или плохо поддается медикаментозному лечению, и не имеете противопоказаний (это очень важно) к определенной шаткарме – попробуйте её. И, возможно, вам удастся в полной мере ощутить на себе всю прелесть проверенных временем йоговских техник.
Техника выполнения Сутра Нети
«Продень мягкую нить через нос на длину около десяти сантиметров так, чтобы она вышла через рот. Сиддхи называют это нети» (с) «Хатха Йога Прадипика», Шлока 29
Для проведения Сутра Нети могут использоваться специальные резиновые катетеры
Какую технику выбрать?
Для того чтобы определиться с техникой, прислушайтесь к себе. Определите, какую проблему необходимо устранить или откорректировать. Изучите техники шаткарм, их влияние на организм и психическое состояние. Подойдите к этому вопросу с максимальной ответственностью, иначе есть риск нанести вред организму.
Послесловие
Шаткармы важная часть практики Хатха-йоги. Освоение этих техник не только очищает организм, но и учит работать со своим телом. Шаткармы способствуют практике сосредоточения и погружению внимания вовнутрь. В чём-то эти практики интенсивней асан. В асанах мы работаем с внешним телом. В Шаткармах буквально входим во внутрь, тем или иным способом. Каждый преподаватель Хатха-йоги должен обладать минимальным владением техник Шаткарм.
Это: Вамана-дхаути и Варисара-дхаути (Шанк Пракшалана); Басти; Джала и Сутра Нети; Наули; Тратака и Капалабхати.
Необходимо освоить их на собственном опыте и иметь возможность передавать ученикам.
Автор очерка Владимир Зайцев.
1.50. Введи тонкую нить длиною с кисть руки в ноздри, а затем вытяни её через рот. Это упражнение называется Нети (очищение носа).
1.51. Этим упражнением ты достигнешь Кхечари-сиддхи(см.3.27), будут устранены повреждения слизистой оболочки и приобретается великолепная сила зрения.
Сейчас эту практику делают с помощью катетера. Вначале освоения лучше взять максимально тонкий катетер. Его имеет смысл немного смазать. После чего осторожно ввести в ноздрю и вытащить изо рта. Если практика Вамана-дхаути освоена, это будет сделать не трудно. В противном случае, при вытаскивании нужно будет преодолеть рвотный рефлекс.
Если практика получается легко, можно постепенно увеличивать толщину катетера.
Эта практика в наше время называется Сутра Нети. Так-как кроме неё используется прочищение носа водой.
Виды практик
Нети – это техники промывания носа. В «Хатха-йога Прадипика» говорится, что она направлена на разрушение всех недугов, возникающих выше горла. Рассмотрим подробнее варианты процедур:
В переводе с санскрита, Джала – вода, Нети – нос. Благодаря промывания носовых пазух водой, они очищаются от лишней слизи и прочих загрязнений. Оказывает положительный эффект при воспалении глаз, болях в голове, восстанавливает утраченное обоняние.
В переводе с санскрита: сутра – нить, нети – нос. Иначе говоря, это прочищение носа с помощью нити. Можно использовать хлопковую ткань, которую предварительно натирают расплавленным пчелиным воском, или мягкий резиновый катетер. Выполнение техник Джала и Сутра нети дополняют друг друга, гарантированно очищают от загрязнений. Выполняйте прочищение пазух сначала водой, затем нитью. Или же вы можете использовать только вторую технику, она несколько эффективнее Джала нети, нить тщательно избавляет носовые проходы от слизистых излишек и вдыхаемых загрязнений.
Практика направлена на очищение ЖКТ. Она делится на следующие типы:
Внутреннее очищение – Антар-дхаути:
Зубное очищение Данта-дхаути:
Сердечное очищение – Хрид-дхаути:
Очищение прямой кишки – Мула Шодхана.
Йога марафон пробуждения тела Рекомендуем! Самый лучший курс-марафон йоги для начинающих вне зависимости от уровня подготовки и возраста. Поможет активировать силу и гибкость в мышцах, сонастроить дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную систему. Поможет привести в равновесие тело разум и сознание. Подробнее.
В переводе с санскрита: Капала – череп, Бхати – сияющий. Разновидность шаткарм, техника пранаямы. Она освобождает от загрязнения носовые пазухи, очищает переднюю долю мозга. Это стимулирует мозговые центры, отвечающие за тонкий уровень восприятия.
Как сказано в «Гхеранда-Самхите», есть три вида «Капалабхати», которые ликвидируют заболевания. Рассмотрим их подробнее:
Благодаря этой практике внутренние органы массажируются путем изоляции и сокращения прямых мышц живота.
Прежде чем начать делать Наули, рекомендовано выполнить предварительные упражнения Агнисара Дхаути и Уддияна бандху. Выделяют три вида:
Практика неотрывного всматривания, направлена на развитие концентрации внимания и улучшение зрения. Опираясь на источник «Хатха-йога Прадипика» можно сказать, что Тратака – это немигающее вглядывание в точку небольшого размера, пока глаза не начнут слезиться. В «Гхеранда-Самхите» сказано, что благодаря этой практике проходят патологии глаз, а взгляд наполняется божественным сиянием.
Наиболее распространенным выбором объекта созерцания считается пламя свечи, Луна, стеклянный шар, кончик носа, мандала и так далее. Полагается, что любой объект для созерцания может целиком поглотить разум созерцателя, активизировать не раскрытый потенциал.
Антаранга Тратака созерцание с закрытыми глазами. Этот вариант исключает физический объект. Практик концентрируется посредством внутреннего взора. Опытные последователи, имеющий очень высокий уровень концентрации, могут не закрывать глаза во время занятия.