Главная | Случайная | Трендовая
Главная | Случайная | Трендовая
Главная | Случайная | Трендовая
Что побуждает
человека осуществлять самопознание?
Чем оно детерминируется? Исходным
пунктом в ответе на этот вопрос, на наш
взгляд, является учет того обстоятельства,
что движущей силой познания в конечном
счете является практическая деятельность
человека. Удовлетворение человеком тех
или иных практических потребностей
требует различных знаний, в том числе
и знаний человека о себе самом. Вследствие
этого возникает объективное противоречие
между потребностью человека в
удовлетворении практических потребностей
и отсутствием у него знаний о себе,
необходимых для удовлетворения этих
потребностей. Удовлетворение, например,
профессиональных потребностей требует
знания своих соответствующих качеств,
удовлетворение потребностей в деловом
общении требует знания своих коммуникативных
качеств и т.д. Из сказанного следует,
что движущей силой самопознания выступает
противоречие между индивидуальной
практикой человека и необходимостью
для ее осуществления знаний его о себе
самом. Эта необходимость в знании себя
выступает как потребность в самопознании.
Потребность
человека в самопознании является одним
из проявлений родовой потребности
человека – потребность в познании
вообще. Человек просто не способен жить,
функционировать и развиваться без
удовлетворения потребностей в познании
окружающего мира, включая и познание
самого себя. Объективная потребность
в самопознании находит свое выражение
в желании знать себя и может отражаться
в интересе. Формой проявления
познавательного интереса к себе является
вопрос. Для получения ответа на
поставленный вопрос субъект самопознания
ставит цель, которая обязывает его
получить ответ на поставленный вопрос.
Основная движущая сила самопознания
Все названные выше побудительные силы самопознания играют важную роль в его детерминации. Главной же движущей силой целенаправленного, осознанного самопознания, превращающей его в существенную сторону личности, на наш взгляд, является ориентация ее на самоопределение, самовоспитание и самореализацию, на постоянное самосовершенствование. Вследствие этого возникает объективное противоречие между этой, в основе своей практической ориентацией индивида, и недостаточностью знаний его о том, кто он такой, почему он такой, каким он хочет, может и должен стать, что в его жизненном опыте способствует его самореализации, а что мешает, тормозит ее. Поэтому люди осуществляют самопознание чаще всего не столько потому, что они знают о том, что это надо делать, что их этому учили, что им говорят, сколько под давлением объективных внутренних противоречий своей жизни, ведущая роль среди которых принадлежит противоречию между прошлой и настоящей жизнью человека и стремлением к жизни более совершенной, между его Я-реальным и Я-идеальным. Это противоречие рождает у человека желание познавать себя, которое может превратиться даже в страсть. Стремление к самопознанию находит свое выражение во все время возникающих вопросах к самому себе, в постоянном вопрошании, то есть в устойчивом интересе к самому себе. Вследствие этого самореализующийся, саморазвивающийся человек для самого себя становится постоянной проблемой. На основе вопрошания ставятся цели самопознания. Главной целью самопознания является истинное знание о себе. Но это знание может быть знанием положительного, подлинного в себе и знанием отрицательного, ложного в себе. Поэтому стратегической целью самопознания является познание Я-истинного, подлинного. Но что представляет Я-истинное человека? На наш взгляд, оно связано, во-первых, с познанием своей натуры (задатков, темперамента, лево- и правополушарности, интро- и экстровертности и т.д.), особенностей своих познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и т.д.) и особенностей своего физического тела, во-вторых, с познанием всего того, что называется индивидуальной культурой (например, норм нравственности, которым следует человек, здоровых привычек, разумных потребностей и т.д.).
Главная и стратегическая цель самопознания реализуется через общие цели самопознания. Их основанием являются потребности человека в самоописании, самообъяснении, самооценке и самопроектировании.
В свою очередь, все указанные цели достигаются человеком посредством целей, связанных с познанием своих деятельностных Я (Я-профессионального, Я-нравственного, Я-эстетического, Я-экономического и т.д.).
Что же касается мотивов самопознания, то ими, на наш взгляд, являются конечные цели самопознания, то есть то, ради чего это самопознание осуществляется.
Самопознание может осуществляться ради самореализации в целом или в каком-то виде деятельности, ради самовоспитания, поддержания на должном уровне своего здоровья и т.д. В целом можно сказать, что структура мотивации самопознания определяется различными аспектами его значения для жизнедеятельности человека.
Существенно отметить и то, что самопознание имеет и свои внутренние источники саморазвития. К ним относятся следующие противоречия: противоречия между эмпирическим самопознанием и теоретическим, между предметным самопознанием и самооценочным, с одной стороны, и проектным самопознанием или самопроектированием, с другой (эти вопросы будут рассмотрены ниже).
Основное движущее самопознание противоречие заключается в ориентации человека на самовоспитание, самореализацию, самосовершенствование и в недостаточном знании им самого себя, в том числе того, что в нем способствует этим процессам, а что препятствует, реализуется через ряд конкретных противоречий. Они будут рассмотрены ниже.
Поиск по сайту:
mydocx.ru – 2015-2023 year. (0.011 sec.)
Сила самопознания
Когда сканеры начинают осознавать, кто они такие – и что с ними все в порядке, – происходит удивительная трансформация. Я хочу подтвердить свою мысль словами самих сканеров. Вот выдержки из потока писем, которые я получаю.
Когда вы заговорили о сканерах, я прямо в кресле подпрыгнула! Это в точности про меня. Никогда не могла понять, почему у меня не получается найти «то самое единственное» дело, пока не услышала вашего определения сканеров. Похоже, я как раз из них. Чувство такое, будто мне теперь разрешили двигаться в стольких направлениях, сколько мне в голову придет.
Спасибо! Я сканер! Представляете, я думал, что со мной что-то не так! Просто гора с плеч упала!
Одна из самых замечательных мыслей, которую я почерпнул из ваших книг, – то, что существуют «сканеры» и быть сканером нормально. В нашу эпоху специализации редко кто встает на нашу сторону.
Когда я прочитала о сканерах, пришло невероятное облегчение – как будто кто-то наконец меня понял.
Само описание сканера, которое привела Барбара, уже стало огромным подспорьем для моей изрешеченной самооценки.
Честно говоря, восторженная реакция людей, осознавших, что они сканеры, стала для меня большим сюрпризом. Весть о том, что для них существует название, произвела сильнейшую перемену в их взглядах и самоощущении. Знакомясь с ними, я вновь и вновь убеждаюсь, что сканеры, всего лишь признав за собой право быть теми, кто они есть, способны на потрясающие вещи. Конечно, список Памелы поражает воображение и далеко не все сканеры способны совершить столько же (хотя с тех пор я встретила многих, кто сумел!). Возможно, кто-то даже впадет в уныние, прочитав, сколько всего она успела. Не стоит! Держу пари, вы не отдаете себе отчета, сколько всего замечательного уже сделали, – просто вам не приходило в голову составлять список. Почему? Потому что если вы похожи на большинство сканеров, то наверняка думаете: «Все эти мелочи не в счет». Или, хуже того, убедили себя, что вы неудачник, раз не доводите до конца каждое начинание. Надеюсь, теперь становится ясно: у вас есть право быть собой, и пора уже выпустить своих щенков из коробки. Пора взглянуть на них по-новому.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Знание – сила
Знание – сила
Для достижения большей финансовой безопасности я предлагаю людям, помимо работы в квадрантах Р и С, получить образование в квадрантах Б и И. Уверенность в своей способности действовать на обеих сторонах КВАДРАНТА ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА позволит им
Сила искушения
Сила искушения
Богатый папа был убежден в том, что люди, которые упорно трудятся, никогда не вылезают из долгов и живут не по средствам, служат очень плохим примером для своих детей, потому что поддаются искушению и алчности.Он часто рисовал следующую схему, а потом
Сила желаний
Сила желаний
«Исполнение желаний доброго человека приносит еще больше добра, но исполнение желаний злых влечет за собой только беды»
(Притчи
Знания – сила
Знания – сила
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя»
(1Тим. 4:16)
«Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с
В сосредоточенности – сила
В сосредоточенности – сила
Фокус – простое слово. Из-за этого его зачастую неправильно употребляют и воспринимают. Важно понять, что сфокусированные усилия многократно умножаются. Люди, способные сконцентрироваться, направляют все силы в одну точку и добиваются
3. Сила ограничений
3. Сила ограничений
Художники, работающие над нашими фильмами, настолько сильно заботятся о каждой детали, что готовы тратить дни или даже недели на совершенствование того, что Кэтрин Сарафьян, продюсер Pixar, называет «эквивалентом монетки на ночном столике, которую вы
Сила молчания
Сила молчания
Задав вопрос, вы должны сохранять полное молчание до тех пор, пока клиент не закончит говорить. Не поддавайтесь соблазну помочь клиенту определить свои приоритеты. Эта идея должна целиком принадлежать ему, а не вам. Клиент должен сказать вам, почему ему
Рабочая сила
Рабочая сила
Как правило, в организациях наблюдается свобода действий в отношении сотрудников, но наниматели по-прежнему не могут умышленно обманывать их или принуждать действовать вопреки их интересам. В крайнем случае самая интересная геймифицированная система
Сила увлеченности
Сила увлеченности
Многие люди подходят к планированию своей карьеры (или своего бизнеса) как к аналитическому упражнению на предмет того, какие рынки растут и какие услуги пользуются спросом. Несмотря на то, что это важные данные, я полагаю, что планирование карьеры (или
Сила монополии
Сила монополии
В каждой компании есть человек, обладающий властью, потому что он владеет чем-то очень нужным для всех, но этого чего-то слишком мало. К счастью, эти люди не всегда понимают, что занимают монопольную позицию и имеют оружие, с помощью которого можно
Сила уважения
Сила уважения
Я хочу рассказать вам реальную историю, которую услышал несколько лет назад. На мой взгляд, она наилучшим образом демонстрирует силу уважения. Молодой американец Терри Добсон жил в Японии и изучал японское единоборство айкидо. Однажды Терри столкнулся с
Сила нет
Сила нет
Умение говорить НЕТ очень важно для жизни. Каждая живая клетка имеет мембрану, которая пропускает необходимые питательные вещества и становится непреодолимым барьером на пути тех веществ, которые вредны и не нужны клетке. Чтобы выживать и процветать, любому
В сосредоточенности – сила
В сосредоточенности – сила
Фокус – простое слово. Из-за этого его зачастую неправильно употребляют и воспринимают. Важно понять, что сфокусированные усилия многократно умножаются. Люди, способные сосредоточиваться, направляют все силы в одну точку и добиваются
Пробуждение осознания, самопознания и слушания
Пробуждение осознания, самопознания и слушания
У каждого из нас есть уникальный набор подходов и оценочных систем, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир и выносим о нем суждения. Этими оценками, чувствами, предпочтениями, мнениями и другими внутренними
Сосредоточение: воплощенное обязательство самопознания
Сосредоточение: воплощенное обязательство самопознания
Познай себя.
Сократ
В нашем офисе на стене есть вывеска, гласящая: «Ты должен быть открытым, чтобы победить». Она заимствована из местного клуба любителей лотерей. Эта вывеска – глубокое и ироничное напоминание
Самодиагностировние, самопрогнозирование и самоцелеполагание.
В процессе
самодиагностирования значимым является
самопознание индивидом прежде всего
своих потребностей и возможностей, так
как знание их выступает непосредственной
предпосылкой самопрогнозирования и
самопроектирования.
Самопрогнозирование
(здесь имеется в виду поисковое
прогнозирование)
Исходным пунктом
самопроектирования выступает постановка
целей, целеобразование. Цель – это
вполне определенный идеальный образ
желаемого будущего результата, которого
мы готовы достигнуть. В отличие от цели,
знание о готовности удовлетворять
познанную потребность – это знание
более абстрактное. Но формулировка
ясной цели в виде определенного результата
– это процесс. Нередко началом этого
процесса является идея (в переводе с
греческого означает понятие, представление).
Идея – это то же, что и замысел. Идея
(замысел) представляет собой абстрактную
цель. Движение от абстрактной цели к
цели четко, ясно сформулированной –
это есть целеобразование.
Самопланирование,
самомоделирование, выбор и принятие
решения.
Самопланирование
предполагает выстраивание системы
своих действий, направленных на достижение
целей, в пространстве и во времени.
Самомоделирование
предполагает построение различных
вариантов достижения одних и тех же
целей и использование нормативного
прогноза, выбор и принятие решения.
Соотношение
самопроектирования и самоопределения.
Под самопроектированием
мы будем понимать конструирование
индивидом своей будущей деятельности
(Я-идеального), в которой определяются
цели, ресурсы, порядок действий и их
условия, а также желаемый результат.
Особенностью самопроектирования
является то, что в нем субъектом всегда
является отдельный индивид, а объектом
его не только внешний мир, но и он сам.
Самопроектирование мы рассматриваем
как вид самопознания индивида, связанный
с одной из форм опережающего отражения
человеком своего будущего. Самопроектирование
– это единственный способ получения
над временем своей жизни власти, ведение
со временем непрерывного и никогда
непрекращающегося «сражения», управления
временем.
Самоопределение
личности представляет собой процесс и
результат сознательного выбора
собственной позиции, целей, средств и
условий самоосуществления в конкретных
обстоятельствах жизни.
Движущие силы самопознания.
Движущей силой
самопознания выступает противоречие
между индивидуальной практикой человека
и необходимостью для ее осуществления
знаний его о себе самом. Эта необходимость
в знании себя выступает как потребность
в самопознании. Потребность человека
в самопознании является одним из
проявлений родовой потребности человека
– потребность в познании вообще. Человек
просто не способен жить, функционировать
и развиваться без удовлетворения
потребностей в познании окружающего
мира, включая и познание самого себя.
Движущими силами
самопознания являются:
– Одиночество
как фактор самопознания. Важным
стимулом самопознания является
одиночество. С одиночеством нередко
связывают нечто негативное в жизни
человека. Одиночество действительно
относится к числу трудных жизненных
состояний человека. Но одиночество
оказывает на человека и положительное
воздействие.
– Противоречие
между ориентацией личности на
самореализацию и недостаточным знанием
себя – основная движущая сила самопознания.
Основное
движущее самопознание противоречие
заключается в ориентации человека на
самовоспитание, самореализацию,
самосовершенствование и в недостаточном
знании им самого себя, в том числе того,
что в нем способствует этим процессам,
а что препятствует, реализуется через
ряд конкретных противоречий.
– Противоречие
между стихийной, иррациональной стороной
жизнедеятельности человека и концептуальной
– как источник самопознания. Оно
представляет собой противоречие между
неосмысленной жизнью человека,
регулируемой в основном обыденным
сознанием, и сознанием концептуальным,
приобретаемым им в процессе образования
и самообразования, а также в процессе
индивидуальной практики (под концептуальным
сознанием здесь понимается все то
теоретическое знание, которое человек
приобрел в процессе изучения философии
и наук о человеке, самооценочное сознание
и самопроектное сознание, конструируемое
на научной основе).
– Противоречие
между иррациональными сторонами жизни
человека в виде своеобразных «призраков»
или «идолов» и развивающимся у него
концептуальным сознанием. Это
противоречие выступает как проявление
рассмотренного выше противоречия, но
одновременно может рассматриваться и
как относительно самостоятельное
(представление о «призраках» или «идолах»
впервые ввел в обиход английский философ
Ф. Бэкон (1561 – 1626); призраками или идолами
он называл ложные идеи, являющиеся
причиной заблуждений разума). Под
«призраками» или «идолами» мы будем
понимать множество бытующих в социальной
среде жизнедеятельности каждого человека
суеверий, предрассудков, иллюзий,
предубеждений, пережитков, заблуждений,
мифов, которыми он в ходе
естественно-повседневной жизни обрастает
с раннего возраста, подобно тому, как
водорослями обрастает затонувший
корабль.
– Противоречие
между наличными способами, технологиями
деятельности человека и стремлением
его к формированию новых, определяемых
Я-идеальным. Совершенствование
жизнедеятельности человека есть
совершенствование ее способов, операций,
технологий, которым следует он в своей
профессиональной, бытовой, экономической,
познавательной и других видах своей
активности. Вообще все, что человек
делает в своей жизни, он делает каким-то
способом. Так как жизнь человека есть
цепь непрерывно сменяющих друг друга
действий, то способы, методы, технологии
и их использование – это зеркало его
Я-реального, показатель того, что может
он и в какой степени, а чего не может, в
какой мере является зрелым, а в какой
незрелым. Поэтому, прежде чем начать
действовать по-новому, человек должен
осмыслить прежние способы действия,
прежние технологии и оценить их с точки
зрения того, какие из них следует
отвергнуть, какие сохранить и в какой
мере, а какие развить.
– Противоречие
между стремлением человека к самореализации
и так называемыми трудными
состояниями его
внутреннего мира. В
жизненном «арсенале», в «кладовых»
внутреннего мира практически каждого
взрослого человека имеются какие-то
душевные травмы, те или иные комплексы
неполноценности, болевые точки. Все это
оказывает на жизнь человека негативное
воздействие, является серьезным
препятствием на пути к его
самосовершенствованию. Душа человека
в этих условиях оказывается, словно
повязанной веревками.
– Противоречие
между метафизичностью прошлой и настоящей
жизни человека и диалектичностью его
мышления сегодня. Необходимым
условием самореализации человека
является развитие у него диалектического
мышления. Но развитие этого мышления
сплошь и рядом наталкивается на
метафизический его образ мыслей и образ
действий. Термин «метафизика» мы здесь
употребляем в смысле антидиалектики.
«Познай
самого себя» выступает как моральный
императив, требование к человеку.
«Незнание
себя, –
утверждал римский
философ V –
VI вв. Боэций, – есть
часть природы любого живого существа,
кроме человека: для человека незнание
себя есть грех».
Человек просто не может жить, так или
иначе, не познавая себя. Поэтому
самопознание необходимо и неизбежно.
Но зачем каждому человеку необходимо
самопознание? В чем его смысл и значение?
Так как самопознание
зависит от мировоззрения его субъектов,
то в различных обществах оно было разным.
А.А. Шевцов пишет, что у современного
самопознания есть явные отличия от
самопознания древности, ну и, конечно,
от того самопознания, что сейчас
продолжает древние традиции. Самое
главное – оно имеет другие цели.
Древнее самопознание
имело две цели: либо познавать себя ради
познания себя, либо познавать себя,
чтобы познать в себе Бога.
Современность,
как она родилась в XX веке, больше не
говорит о божественности. Это не модно
и не современно. Но и просто самопознание
ей не интересно. Это тоже не современно,
потому что не практично.
Современное
самопознание – практическое, потому
что сейчас надо демонстрировать
окружающим уверенность в жизни. И люди
познают себя ради других людей, чтобы
показать, как хороша выбранная ими
«жизненная стратегия», то есть
«самопознание
не ради самого самопознания – это не
самопознание. Это раскрытие каких-то
кусочков себя в качестве орудий
улучшенного выживания» (Шевцов
А.А. Введение в самопознание. С. 511).
Итак, самопознание
в определяющей мере зависит от
мировоззрения. В мировоззрении как
целом условно можно выделить: философское
мировоззрение, научное, религиозное и
обыденное. Поэтому рассмотрим кратко
оценки значения самопознания на уровне
отдельных суждений, мнений в философии,
в науке, в религии и на уровне обыденного
сознания.
По мнению греческого
философа
Сократа (469 – 399 до н.э.), целью самопознания
является обнаружение истинной сущности
человека и возвращение каждого из нас
к самому себе. Греческий
философ
Диоген-Киник (400 – 325 до н.э.) утверждал:
«Если познаешь
самого себя, тогда ты действительно
будешь благоденствовать». Последователь
Сократа римский
философ Эпиктет
(50
– 138) писал:
«Мы должны
разобрать наше собственное поведение,
прошлое и настоящее, сообразить, что
именно нам мешает жить праведно и как
избавиться от этих помех: и затем
приступить к борьбе с теми слабостями
и пороками, которые мы в себе подметили».
Представитель
даосизма Ли
Исю (1833 – 1892) в трактате «Принцип
выполнения движений и ведения поединка»
писал: «Познавший
себя и противника не имеет равных и в
ста битвах одерживает сто побед»
(цит. по: Шевцов А.А. Введение в самопознание.
С. 173).
Однако существует
и отрицательная оценка роли самопознания.
Так, например, молодой К. Маркс в своей
ранней работе «Тетрадях по истории
эпикурейской философии» писал: «Тот,
кому доставляет большое удовольствие
вечно копаться в самом себе, чем
собственными целями строить целый мир,
быть творцом мира, – тот несет на себе
проклятье духа, на того наложено
отлучение, но в обратном смысле, – он
изгнан из храма и лишен вечного духовного
наслаждения, и ему приходиться убаюкивать
себя размышлениями о своем личном
блаженстве и грезить ночью о самом себе»
(Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений.
Т. 40). Эту же мысль он повторяет в «Немецкой
идеологии». Критикуя эгоизм М. Штирнера,
К. Маркс так излагает его взгляды:
«Стало быть,
искать самого себя – значит стать иным,
в сравнении с тем, что ты есть, и при том
стать всемогущим, то есть ничем, небылицей,
фантасмагорией»
(там же. Т. 3. С. 258). Такой подход – следствие
сведения сущности человека к совокупности
общественных отношений, абсолютизации
классовых интересов личности.
Что же касается
определения значения самопознания в
сфере науки, то они сосредоточены прежде
всего в психологии. При этом различные
психологические концепции акцентируют
внимание на каких-то отдельных аспектах
значения самопознания.
Например, в
классическом психоанализе важной
составляющей самопознания является
осознание вытесненного в бессознательное.
По мнение австрийского психолога и
психиатра З. Фрейда (1856 – 1939), вытеснению
подлежит все, что неприемлемо для
сознания, прежде всего сексуальные и
агрессивные тенденции. Роль психоаналитика
состоит в том, чтобы помочь пациенту,
используя специальные техники
психоанализа, осознать и пережить то,
что было вытеснено. В результате наступает
катарсис (очищение) и выздоровление
личности.
Ученик З. Фрейда
австрийский психиатр А. Адлер (1870 –
1937) смысл самопознания видит в познании
человеком своей истинной жизненной
цели, которая скрыта от личности нередко
ложными целями, побуждающими его к
превосходству над другими, к власти и
т.п. Другой ученик – швейцарский ученый
К. Юнг (1875 – 1961) обращает внимание на
познание в себе тех сторон личности,
которые ушли в область так называемой
«тени», то есть сферу, которая не
признается человеком в качестве своей,
но реально существует и составляет
неотъемлемую часть его самости (целостной
личности). Задача состоит в том, чтобы
познать эти стороны и принять их, обретая
тем самым свою целостность и полноту
собственного Я.
В психосинтезе,
основателем которого является итальянский
психолог Р. Ассаджоли, основная идея
самопознания сводится к достижению
внутренней гармонии, единению с Высшим
Я. Для этого человек должен осознать, с
какими чертами своей личности (т.е.
субличностями) он себя отождествляет,
в результате чего они берут «власть»
над личностью в целом, определяя тем
самым его дисгармоничность.
В гештальттерапии,
создателем которой является американский
психиатр Ф. Перлз (1893 – 1970), самопознание
выступает как средство достижения
человеком личностной зрелости. В качестве
показателей зрелости личности Ф. Перлз
выделяет следующие: умение находить
поддержку в себе, а не в других, способность
брать на себя ответственность; мобилизовать
собственные ресурсы в сложных ситуациях;
идти на риск, чтобы выбраться из тупика.
В гуманистической
психологии самопознание рассматривается
как необходимое условие саморазвития
личности, ее самоактуализации, то есть
способности стать тем, кем она способна
стать, а не тем, кем ей навязывают стать
другие, социальное окружение (подробнее
о значении самопознания в психологии
см.: Маралов В.Г. Основы самопознания и
саморазвития / В.Г. Маралов. М., 2002. С.
9 – 11).
По мнению В.Г.
Маралова, значение самопознания состоит:
1) в том, что самопознание – средство
обретения психического и психологического
здоровья личности; 2) самопознание –
средство обретения внутренней гармонии
и психологической зрелости; 3) самопознание
– единственный путь для саморазвития
личности, ее самореализации (см.: Маралов
В.Г. Указ. соч. С. 10).
Проблема самопознания
и самореализации, то есть пути человека
«к себе», занимала серьезное место в
истории русской, социально-педагогической
и философской мысли (см.: Чернявская
К.Г. Трудный путь к самому себе: очерки
саморазвития личности / К.Г. Чернявская.
СПб., 1994. С. 8 – 35).
Л.Н. Толстой в
трактате «В чем моя вера?» писал, что
для того, чтобы выработать цель жизни,
человек должен познать самого себя.
Поэтому самопознание, по Л.Н. Толстому,
не цель, а средство выработки собственной
цели жизни. По мнению Н.А. Бердяева,
самопознание не самоцель, а средство
становления человека как личности, как
творца. Жизненный мир человека – это
путь к его свободе. У каждого этот путь
индивидуален, но во всех случаях это
путь исканий смысла жизни. Для Н.А.
Бердяева этот смысл состоял в поисках
истины. Подводя итог всей своей жизни,
философ с полным основанием говорит о
себе: «Я
удержался в жизни ни на что не опираясь,
кроме искания Божьей истины. Мое главное
достижение в том, что я основал дело
своей жизни на свободе» (Бердяев
Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. М., 1991).
Суть и значение
самопознания раскрывается также в
религии. Так, например, в буддизме,
проповедующем избавление от страданий
путем отказа от желаний, самопознание
рассматривается как средство достижения
нирваны. Нирвана – это состояние
отсутствия желаний, абсолютного
спокойствия, проникновения в истинную
сущность вещей, совершенной удовлетворенности
и самодостаточности, отрешенности и
независимости от внешнего мира. Это
полное слияние с абсолютом. Одним из
основных средств самопознания в буддизме
является медитация. В процессе медитации
буддист подвергает рассмотрению свой
собственный поток психики, свое Я –
образы, чувства, мысли, стремления и
т.п., в результате чего обнаруживает,
что все это не имеет отдельного,
независимого существования и в этом
смысле нереально, что его Я нельзя свести
к какому-то одному проявлению его
психики, ни к их сумме, и поэтому говорить
о своем Я как о чем то реально существующем
можно лишь условно. Таким образом,
самопознание через медитацию освобождает
человека, делает его саморегуляцию
естественной, что и приводит к нирване
(О самопознании в буддизме. См. подр.:
Шевцов А.А. Введение в самопознание. С.
113 – 169; Маралов В.Г. Основы самопознания
и саморазвития. С. 7 – 9).
Самопознание в
христианстве возникает как средство
постижения своей божественной природы,
единения с Богом. При этом самопознание
предполагает развитие в себе способности
осознавать не только положительные, но
и отрицательные стороны, принимать себя
целиком. И чем в большей мере человек
осознает меру своей греховности, чем в
большей мере он становится на путь
покаяния, тем в большей степени он
становится на путь саморазвития, на
путь быть самим собой. «Быть
самим собой,
– пишет митрополит
Антоний Сурожский, – значит
быть по образу Того, Кто пожелал быть
по-нашему образу, чтобы мы были спасены
и изменились»
(О самопознании в христианстве. См.
подр.: Шевцов А.А. Введение в самопознание.
С. 287 – 374; Маралов В.Г. Основы самопознания
и саморазвития. С. 9).
Значение самопознания
определяется также и на уровне обыденного
сознания, здравого смысла. В.Г. Маралов
отмечает, что если спросить любого
человека, даже такого, кто вообще никогда
не изучал психологию и имеет о ней
смутные представления, в чем смысл
самопознания, он, наверное, ответит так:
«Самопознание позволяет наиболее полно
использовать свои возможности в труде,
в общении с другими людьми, в занятии
каким-либо делом» – и в целом будет
прав. В то же время некоторые могут
ответить и так: «Я познаю себя, чтобы
иметь власть над другими, манипулировать
ими, добиваться своих целей». Следовательно,
с позиции здравого смысла самопознание
имеет два значения: одно – позитивное,
другое – негативное. Позитивный смысл
состоит в том, что любое дело, ситуация,
другие люди предъявляют человеку
определенные требования и, чтобы добиться
успеха в работе, переговорах, завязывании
отношений, он должен взвесить свои
возможности, опереться на качества
своей личности, но предварительно нужно
их познать в себе. Негативный смысл
состоит в том, что нередко хорошее знание
себя, сильных и слабых сторон своей
личности используется человеком в
корыстных целях: для удовлетворения
своих притязаний, достижения превосходства
над другими и т.д. (см.: Маралов В.Г. Основы
самопознания и самореализации. С. 11 –
12).
Итак, самопознание,
всегда зависит от мировоззрения, а это
значит, от него зависит и определение
его значения. Но здесь скрывается
определенный парадокс. «Когда
я говорю, –
пишет А.А. Шевцов, – что
самопознание в разных обществах
определялось мировоззрением этих
обществ, Я тем самым заявляю: ни в одном
из упомянутых обществ не было настоящего
самопознания. Почему? Да потому, что
самопознание, как это явствует из самого
слова, – это познание себя самим собой,
и значит, самопознание делается для
себя или для познания. Если же к этому
подключается мировоззрение, значит ты
ведешь самопознание не для познания
себя и не для самого познания, а для
общества. Ты воплощаешь собой какую-то
цель, поставленную обществом.
И это значит, что
способы видеть, что такое самопознание,
в разных обществах были все тем же хитрым
орудием искажения воспринимаемого
явления»
(Шевцов А.А. Введение в самопознание. С.
559).
Каков же выход из
этой ситуации? Каждый человек в своем
самопознании может исходить из любого
значения самопознания для жизни. Но он
не может не исходить из определенных
предпосылок самопознания, то есть из
определенного мировоззрения. Но из
какого бы мировоззрения человек не
исходил, его самопознание должно быть
познанием им самого себя, он должен идти
своим путем.
В своем видении
самопознания и определении его значения
мы будем исходить из научно-философского
подхода, но при этом, опираясь на все то
ценное, что имеет место в других подходах
к нему (например, религиозном).
Назначение
самопознания, на наш взгляд, состоит в
обеспечении самореализации человека,
понимаемой как творение им благ самому
себе, другим людям, обществу. Все другие
выделяемые в литературе аспекты значения
самопознания: очищение себя от вытесненного
бессознательного, достижение внутренней
гармонии, личностной зрелости, психического
и психологического здоровья,
самоактуализации всех своих возможностей
и т.д. – все это различные аспекты
проявления самореализации личности.
Сказанное выше о
значении самопознания можно резюмировать
следующим образом. Самопознание позволяет
человеку строить свою жизнь не стихийно,
а на научной основе, благодаря чему
человек в своем бытии обретает свободу.
Высшее проявление этой свободы выражается
в способности индивида конструировать
свою жизнедеятельность в соответствии
с законами всесторонней и гармоничной
самореализации человека. Тем самым
концептуальное самопознание позволяет
человеку:
получать в
зависимости от нахождения на том или
ином этапе своего жизненного пути
определенные ответы на четыре
фундаментальных вопроса индивидуального
человеческого бытия: «Кто я такой?»,
«Почему я такой?», «Кем я хочу, могу и
должен стать в жизни?», «Как стать тем,
кем я хочу, могу и должен стать в жизни?»;осознавать свои
потребности и возможности, когда человек
научится разбираться в своем внутреннем
мире, то это намного лучше и успешнее
позволяет решать свои жизненные
проблемы;сознательно
использовать свои положительные
стороны, развивать и совершенствовать
их и избавляться от своих отрицательных
качеств, то есть успешно заниматься
самовоспитанием;позволяет
обеспечивать эффективное самоуправление
личности;познавать других
людей. «Кто
однажды обрел самого себя, тот уже
ничего на этом свете утратить не может.
И кто однажды понял человека в себе,
тот понимает всех людей»
(С. Цвейг, австрийский
писатель.1881
– 1942). А знание других людей – основа
построения с ними целесообразных
отношений;стать тем, кем
человек способен стать, а не тем, кем
навязывает ему быть социальное окружение,
потому что он осознает, как он воспринимает
себя, как воспринимают его другие и что
побуждает его действовать в угоду этих
других;стать самодостаточным,
так как он берет ответственность за
свою жизнь на себя и умеет находить
поддержку в себе, а не в других;достичь зрелости
и полноценного человеческого счастья.
Одиночество как фактор самопознания
При этом познавательный
интерес на уровне явления реализуется
в виде любознательности (любопытства)
к самому себе и чаще всего имеет
ситуативный характер. Задав, например,
вопрос себе в отношении проявления
какого-либо своего качества, человек
может тут же о нем забыть. Познавательный
же интерес к себе на уровне сущности
возникает прежде всего на основе
противоречия между его индивидуальной
практикой и самопознанием и имеет
устойчивый характер. Как бы человек ни
жил, он всегда проявляет интерес к себе
и имеет о себе определенное знание. Этот
процесс начинается в том возрасте, когда
человек овладевает речью и продолжается
всю жизнь. При этом самопознание может
осуществляться стихийно, на уровне
обыденного сознания, и сознательно на
уровне концептуального сознания. Ясно,
что стихийное самопознание сопровождает
человека всю жизнь. Но когда в жизни
человека начинается осмысленное,
концептуальное самопознание? Одни
авторы считают, что самопознание
становится одной из существенных
характеристик жизнедеятельности
индивида в результате образования и
воспитания, в начальный период онтогенеза,
другие считают, что самопознание
начинается только в зрелом возрасте
под воздействием определенных социальных
условий, жизненных обстоятельств
(например, неудач в профессиональной
деятельности, частых болезней, страданий,
обусловленных грехами или заблуждениями
в прошлом и т.д.). Эти ситуации стимулируют
заостренную постановку человеком таких
вопросов, как: «Почему я такой?», «Как
жить мне?» и др. Бесспорно, и получаемое
человеком образование, и трудные
жизненные ситуации стимулируют его
самопознание, однако главной движущей
силой его они не являются. Человек может
быть, например, образованным, но
сознательным самопознанием не заниматься.
Важным стимулом
самопознания является одиночество. С
одиночеством нередко связывают нечто
негативное в жизни человека. Одиночество
действительно относится к числу трудных
жизненных состояний человека. Но
одиночество оказывает на человека и
положительное воздействие. И это замечено
было давно. Одиночество, как обязательное
условие познания и совершенствования,
очищающая процедура или даже образ
жизни – отшельничество – распространено
было во многих религиях (буддизме,
брахманизме, иудаизме, христианстве).
Так, например, на Руси издавна в
отшельничество, в скиты уходили старцы
и старицы, не согласные с моралью и
деяниями своего общественного окружения.
Они там подвергали себя различным
истязаниям, отказывались от нормальной
пищи и одежды, подчеркивая этим свое
презрение к собственной плоти и мирским
ценностям, проводили большую часть
времени в молитвах, нередко вырабатывая
высокие духовные качества и способы
помощи страждущим.
Позитивная сторона
одиночества проявляется в его способности
стимулировать самопознание человека,
выступая средством восстановления
душевного равновесия, средством
самосовершенствования! Так, например,
герой «Записок мертвого дома» Ф.М.
Достоевского, попав в острог, оказался,
по выражению его, в страшном душевном
уединении, несмотря на наличие рядом
100 товарищей по беде.
«Одинокий душевно,
– говорит он, – я
пересматривал всю прошлую жизнь мою,
перебирал всю до последних мелочей,
вдумываясь в мое прошедшее, судил себя
один неумолимо и строго и даже в иной
час благодарил судьбу за то, что она
послала мне это уединение, без которого
не состоялись бы ни этот суд над собой,
ни этот строгий пересмотр прежней жизни.
И какими надеждами забилось тогда мое
сердце! Я думал, я решил, я клялся себе,
что уже не будет в моей будущей жизни
ни тех ошибок, ни тех падений, которые
были прежде. Я начертал себе программу
будущего и положил твердо следовать
ей».
Объективная
потребность в одиночестве вытекает из
нарушения в жизнедеятельности человека
меры в соотношении общения и обособления.
В процессе общения человека с людьми и
часто суетной жизнедеятельности в целом
у него возникает много разного рода
нерешенных проблем, во внутреннем мире
накапливается определенная хаотичность,
запутанность. Все это требует определенного
осмысления, какой-то упорядоченности,
систематизации. Вот почему каждому
человеку необходимо периодически
оставаться наедине с самим собой, со
своим прошлым, настоящим и будущим, со
своими мыслями и чувствами, превращаясь
одновременно в субъекта и объекта
самопознания, в слушателя и собеседника.
Одиночество может рассматриваться и
как своеобразная форма сенсорного
голодания, совершенно необходимого
человеку для сосредоточения внимания
на самом себе как объекте самопознания
– и на этой основе – как средство лечения
души, восстановления душевного равновесия.
«Кто не любит
одиночества – тот не любит свободы, ибо
лишь в одиночестве можно быть свободным»
(А. Шопенгауэр, немецкий
философ.
1788 – 1860). Одним из видов обособления
являются 2-3-часовые прогулки в лесу,
вдоль озера или реки по выходным дням.
Ходьба, вызывая физический и психологический
эффект, включая эстетическое и
познавательное общение с природой,
одновременно стимулирует самопознание
и упорядочивание своего внутреннего
мира, восстановление в нем определенного
равновесия.
Байлук, В
и самореализации личности
Основы самопознания личности
Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности: в 2 кн. Кн.1. Основы самопознания личности / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – с.
«Основы самопознания личности» – это первая книга монографии «Основы самопознания и самореализации личности». Вторая книга – «Основы самореализации личности». В воззрениях уже первых греческих философов настойчиво звучал призыв: «Познай самого себя».
В первой части первой книги «Предметное и оценочное самопознание личности» рассматриваются следующие вопросы: сущность самопознания и его значение в жизни человека, субъект и объект самопознания, движущие силы самопознания, методология самопознания, самопознание как процесс, самосознание, самопознание и Я-концепция, самопознание Я-самости как целостности.
Во второй части первой книги «Самопознание как самопроектирование» рассматриваются такие вопросы как: сущность самопроектирования и его структура, самопроектирование как процесс, соотношение самопроектирования с верой, надеждой, оптимизмом и пессимизмом, самопроектирование и проблема смерти.
Книга обильно усеяна золотыми россыпями мудрых мыслей замечательных людей, которые учат прежде всего тому, как правильно жить.
Рекомендуется философам, психологам, педагогам, менеджерам и всем другим специалистам, работающим в системе «человек – человек», аспирантам вузов и всем студентам.
педагогический университет», 2010
Каждый человек живет в определенной природно-космической и социальной среде, и его жизнь, так или иначе, определяется этой средой. Поэтому, естественно, возникает вопрос о том, что в жизни каждого человека зависит от среды, условий жизни, а что – от него самого. Этот вопрос можно выразить и по-другому: «В какой мере человек творится обстоятельствами своей жизни, а в какой мере он может творить себя сам?»
Но творение человеком самого себя, превращение своей жизни в жизнетворчество – это не произвол. Каждый человек живет в мире законов Космоса, законов общественной жизни и своих собственных законов (они определяются способностями человека, его темпераментом, особенностями памяти, лево- и правополушарного мышления и т.д.). Последние законы определяют его уникальность. Поэтому продуктивным, созидательным творчеством, ведущим к подлинному человеческому счастью, наслаждению жизнью, будет только то творчество, которое опирается на знание законов Космоса, социума и уникальности самого человека, которое осуществляется в резонанс с этими законами.
У каждого человека есть только два предельных варианта выбора жизненной траектории: либо согласовывать свои деяния со знанием законов бытия, либо игнорировать их. Первое свое конкретное выражение находит в культуре, второе – в антикультуре, в абсурде жизни (наркомании, алкоголизме, садизме, терроризме и т.д.), первое выражается в утверждении в жизни жизни, второе – в утверждении в жизни смерти. Всех, игнорирующих объективные законы бытия, эти законы беспощадно наказывают болезнями, страданиями, преждевременной смертью.
Овладение умением жить в согласии с объективными законами бытия в различных видах своей активности (профессиональной, нравственной, семейной, оздоровительной и т.д.) проявляется в достижении человеком относительного равновесия с природой, обществом и самим собой, выступает как «искусство жить». А это предполагает и в принципе невозможно без познания самого себя, включающего как отражение себя на неосознанном, стихийном, эмоционально-интуитивном уровне, так и на уровне осознанном, рационально-концептуальном. Результатом всего процесса самопознания является образ нашего целостного Я. Так как образ Я есть то, на основе чего каждый человек строит свои отношения с другими людьми, самореализует, выполняет себя в мире, то отсюда становится понятным огромное значение самопознания в человеческой жизни. Поэтому не удивительно, что в воззрениях уже первых греческих философов настойчиво звучал призыв «Познай самого себя!» По преданию, сообщаемому Платоном в диалоге «Протагор», семь мудрецов Древней Греции (Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мюсон и Хилон), сойдясь вместе в храме Аполлона в Дельфах, написали: «Познай самого себя». «Кто знает себя, – утверждал афинский мудрец Сократ, – тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а, не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и, пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий».
Жизнь каждого человека, независимо от того, знает он это или не знает, хочет того или не хочет, складывается из самопознания и самоосуществления (самореализации), воплощения в жизнь своих проектов, т.е. из диалектики мысли и действия, слова и дела, индивидуального познания и индивидуального бытия. Все знания, относящиеся к самопознанию и самореализации отдельного человека, конституируют экзистенциальную (экзистенция в переводе с латинского означает существование) онтогносеологию (онтология в переводе с греческого – учение о бытии, гносеология – учение о познании).
Если выражение «экзистенциальная онтогносеология» перевести на более понятный язык, то это будет означать человекознание и человековедение, взятые в их единстве и в применении к отдельному человеку. В общем это область знания об истинном познании человеком самого себя и истинном пути в жизни или истинной жизни. При этом нам представляется, что содержание терминов «человекознание» и «человековедение» в главном совпадает: в знание человека входит и знание того, как познавать ему мир и себя, и знание того, как действовать в мире, а вести человека – значит вести ему себя, с одной стороны, по дорогам познания мира и себя самого, а с другой – вести по дорогам реальной жизни, по дорогам бытия. Так как нам предпочтительнее термин «человекознание», то его мы предпослали названию всей книги в целом. Однако человекознание здесь означает не знание о человеке вообще, а только знание о человеке на уровне конкретного, отдельного индивида.
Свою задачу мы видели прежде всего в том, чтобы собрать воедино знания, относящиеся к указанной области познания и представить их в системе, в их логической взаимосвязи. Первая книга «Основы самопознания личности» – первая попытка на этом пути. С одной стороны, «в этой книге я лишь составил букет из чужих цветов, а моя здесь только ленточка, которая связывает их» (М. Монтень, французский философ-гуманист. 1533 – 1592). В ней, наряду с попыткой относительно полного освещения проблематики самопознания, впервые, может быть, в отечественной и зарубежной литературе все темы сопровождаются золотыми россыпями изречений, мудрых мыслей десятков и сотен деятелей мировой культуры (философов, психологов, писателей, поэтов, ученых, композиторов и т.д.), в которых «результаты мышления великих людей просеяны через решето и сито времени. Отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное» (Л. Н. Толстой) и которые практически отсутствуют в официальных учебниках по философии, психологии и другой учебной и научной литературе по гуманитарным дисциплинам. Главная ценность мудрых высказываний, изречений состоит в том, что они учат прежде всего тому, как правильно жить.
«Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться» (Геродот, древнегреческий историк. Между 490 и 480 – около 425 до н.э.). «Есть у древнейших обильный запас изречений. Много для жизни полезных советов может в нем каждый найти» (Феокрит, древнегреческий поэт. III в. до н.э.). «Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее». «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать» (Л. Н. Толстой).
Но с другой стороны, в предлагаемой работе высказано и немало новых идей, соображений, которые, надеется автор, являются далеко не тривиальными и способны вызвать интерес у достаточно широкого круга читателей. Это прежде всего самая богатая на сегодняшний день концептуальная модель Я-единых и Я-множественных, это идеи о движущих силах, пусковых механизмах самопознания, о модусах тела, о душе, духе и их соотношении, о духовном и бездуховном, о воздействии тела на духовность и воздействии духовности на тело, о структуре и процессе самопроектирования, о вере, надежде, пессимизме и оптимизме, способах формирования оптимизма.
Особенностью данной работы является и то, что в ней автор стремился относительную строгость научно-философского содержания все время сочетать с доступностью его изложения, т.е. стремился и не «улететь» в абстрактное теоретизирование, в академизм, но и не «раствориться» в описании фактов повседневной жизнедеятельности отдельного человека.
Так как работа рассчитана прежде всего на читателя мыслящего, ищущего в жизни истину, путь к самому себе, то в ней широко представлен дискуссионный материал, зафиксирована открытость многих обсуждаемых проблем поиску, что, как надеется автор, вовлечет читателя в творческий диалог, сделает непосредственным соучастником поиска истины.
На кого рассчитана эта работа? Так как ее содержание фактически общезначимо, то автор надеется, что она в тех или иных отношениях будет полезна всем. Особенно полезна она будет тем, кто находится в трудном поиске самого себя, своего места в жизни. Поэтому самое заветное желание автора состоит в том, чтобы хоть в какой-то мере помочь в первую очередь людям молодым, особенно студентам, всем вступающим на путь самостоятельной жизни и ищущим ее истинный смысл.
Поиск по сайту:
mydocx.ru – 2015-2023 year. (0.013 sec.)
Движущие силы самопознания
Что побуждает человека осуществлять самопознание? Чем оно детерминируется? Исходным пунктом в ответе на этот вопрос, на наш взгляд, является учет того обстоятельства, что движущей силой познания в конечном счете является практическая деятельность человека. Удовлетворение человеком тех или иных практических потребностей требует различных знаний, в том числе и знаний человека о себе самом. Вследствие этого возникает объективное противоречие между потребностью человека в удовлетворении практических потребностей и отсутствием у него знаний о себе, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Удовлетворение, например, профессиональных потребностей требует знания своих соответствующих качеств, удовлетворение потребностей в деловом общении требует знания своих коммуникативных качеств и т.д. Из сказанного следует, что движущей силой самопознания выступает противоречие между индивидуальной практикой человека и необходимостью для ее осуществления знаний его о себе самом. Эта необходимость в знании себя выступает как потребность в самопознании.
Потребность человека в самопознании является одним из проявлений родовой потребности человека – потребность в познании вообще. Человек просто не способен жить, функционировать и развиваться без удовлетворения потребностей в познании окружающего мира, включая и познание самого себя. Объективная потребность в самопознании находит свое выражение в желании знать себя и может отражаться в интересе. Формой проявления познавательного интереса к себе является вопрос. Для получения ответа на поставленный вопрос субъект самопознания ставит цель, которая обязывает его получить ответ на поставленный вопрос.
Поиск по сайту:
mydocx.ru – 2015-2023 year. (0.005 sec.)