Вритти ниродха, ниродхе и путта — это переход из мира иллюзий в разум

“Йога-Сутры” Патанджали – самый авторитетный труд по йоге, в сжатой форме описывающий суть и технологию йоги. Представляем вашему вниманию материал по второй сутре – “Йога-читта-вритти-ниродха”, составленный Андреем Лобановым на основе комментариев И.К.Таймни.

“Йога читта-вритти-ниродха” – это одна из основополагающих сутр трактата, определяющая суть йоги. Смысл, заложенный в этих словах, составляет основу философии и практики йоги как системы и как состояния. Правильное понимание этого смысла открывается с годами регулярной практики йоги, изучения и осмысления трактата сутр.

Сутра начинается со слова “йога”. В санскрите это слово имеет множество значений. Оно происходит от корня Yuj (Юдж), его основной смысл  – “соединяться”, и этот смысл проходит через все значения этого слова.

Йога как система имеет свою собственную философию, в которой присутствуют фундаментальные понятия мироздания. Согласно философии йоги, в человеке присутствует индивидуальная душа, или Дживатма, как проявление мировой души, Параматмы (Действительность), которая является первоисточником явленного мироздания. По сути, Дживатма и Параматма являются неделимыми,  и составляют Единое. Индивидуальная душа проходит круг развития в явленном мире, после чего соединяется с Действительностью в сознании человека. Состояние единения этой пары в сознании, а также умственный процесс и практическая технология, через которую это единение достигается, называется йогой.

Второе слово сутры – читта. Это слово –  производное от “читт”. Согласно йогическим философским представлениям, “читт” – вторая из трех составляющих Действительности – сат-читт-ананда. Сат – бытие, самодостаточность, читт  – сознание, ананда – блаженство, не зависящее от внешнего мира. Индивидуальная душа, как часть Единого, также обладает частью сат-чит-ананды. Таким образом, человек  представляет собой самодостаточное существо, обладающее сознанием и находящееся в состоянии блаженства, которое является для него естественным и не зависит от внешних событий и явлений.

В индивидуальной душе (Дживатме) читт реализуется как читта, посредством которой Дживатма проявляет свой индивидуальный мир, живет и развивается до состояния готовности соединения с Параматмой. В современном психологическом понимании читта может приблизительно соответствовать понятию «сознание – разум». Но на самом деле, читта имеет более широкое значение и поле деятельности. Читта – это среда, через которую все слои явленного мира проявляют сознательность, тогда как деятельность сознания-разума в современной психологии ограничивается мышлением, чувствованием и волеизъявлением. Неверно также будет рассматривать читту как материальную среду, которая принимает различные формы при реализации умственной деятельности. Природа читты в основе своей  есть дух–сознательность, в обычном понимании лишенная материальности, но связанная с ней особым образом. И с этой позиции читту можно характеризовать как производное духа и материи (Пуруши и Пракрити). Читта подобна неосязаемому экрану, который проецирует в явленный мир (Пракрити) свет сознательности (Пуруша). Истинная тайна природы читты находится в источнике явленного мира (Пракрити), и постижение ее возможно по достижении состояния Просветления.

Третье слово – вритти. Вритти – значит “быть”, “существовать”, “способ существования”, “функциональное состояние”, “модификация”. Функциональное состояние – это одно из возможных видов деятельности сознания. Вибрации, возникшие в каком-то носителе, могут производить какие-либо читта-вритти. Хотя вибрации и  читта-вритти и связаны друг с другом, это разные вещи. Читта-вритти – не умственный образ, хотя с ним связан.

Читта-вритти разбита у Патанджали на пять родов, которые соответствуют пяти видам деятельности и основным состояниям, в которых может находиться сознание. Это пять функциональных состояний низшего ума, хорошо знакомые обычному человеку: верное знание, неверное знание, воображение, сон, память.

По классификации Патанджали вритти делятся по двум признакам: по чувствам, на болезненные и безболезненные  (приятные и неприятные), и по характеру пратьяйя (содержимое сознания носителя, “семя”), производимого в нашем уме.

Рассмотрим первый раздел классификации – воздействие вритти на наши чувства. Всякий опыт, затрагивающий наши чувства, производит реакцию, которая базируется на отношение нашего низшего “я” к этому опыту. Опыт, как кажется человеческому “я”, может быть неприятным или приятным. Но, согласно теории Клес (философии, рассматривающей причины страданий), все состояния ума, которые вызывают в нас разные чувства, как приятные, так и неприятные, относятся к болезненным. Есть категория нейтральных состояний, которые не производят в уме ни приятных, ни неприятных ощущений, и  представляют собой простые чувственные восприятия. Например, деревья в парке на прогулке, если у нас  с ними не связаны какие-то воспоминания. Эти восприятия и являются безболезненными.

В соответствии с философией Клес, на которой базируется философия йоги, всякий опыт, приятный или неприятный,  в действительности для людей, развивших в себе способность различения, т.е. способность видеть двойственную природу вещей и явлений,  становится болезненным, так как эти люди не ослеплены иллюзиями, покрывающими явленный мир. Невежество, незнание, обусловленное иллюзиями, заставляет обычных людей относиться положительно к опыту, вызывающие приятные ощущения, не видя  в них потенциальный источник боли, страдания, и стремиться к  этим опытам и ощущениям. Память наполнена иллюзиями об удовольствии от обретения чего-то, будь то вещь, отношения, деньги, власть, признание и тому подобное. Всеми силами люди стремятся к обретению вожделенного, и, получив искомое, сталкиваются с оборотной стороной этих явлений, которая приносит разочарование, напряжение, в итоге боль и страдания. Благодаря практике йоги, люди, развившие в себе способность различения, видят в любом чувственном опыте потенциальное страдание.  Любой опыт, задевающий наши чувства, таким образом, относится к болезненному, так как он порождает Рага и Двешу (привязанности). Того, кто поднялся над Рага-Двешой, зовут Витарагами.

Про йогу:  Экспресс йога для начинающих

По второму признаку деления читта-вритти, связанному с характером Пратьяйи, производимой в читте, устанавливается, что всякий наш опыт в царстве сознания состоит из функциональных состояний и ничего более. И пять видов вритти по классификации являются этими функциональными состояниями  сознания: верное знание, неверное знание, воображение, сон, память.

Последнее слово – “ниродха” – обозначает “сдержанный”, “управляемый”, “остановленный”. Эти значения применимы к различным ступеням йоги. На первых начальных ступенях крийя-йоги происходит сдерживание читта-вритти, на ступенях дхарана и дхьяна появляется возможность управлять своим сознанием, на ступенях Сабиджа Самадхи происходит подавление “семян” в Санпражната Самадхи, и на ступени Нирбиджа Самадхи происходит полное подавление и прекращение всех функциональных состояний читта-вритти и выход из царства Пракрити в мир Действительности. При достижении этого йог утверждается в своей истинной природе (Сварупа), что является Самоосуществлением. В своем просветлении йог познает истину, лежащую в основе всех вещей и явлений. Но это лишь часть истины, Дрисьяма, т.е. часть видимого, но не Драшта – природа зрящего. Познать Драшту  можно, практикуя Нирбиджа Самадхи, а не в состояниях Самадхи типа Ританбхара (правильное несение истины).

В случаях, когда читта-вритти не сдерживается, т.е. не находится в состоянии Ниродха, и Драшта (зрящий) не утвердился в своей Сварупе, он (Драшта) уподобляется тому конкретному функциональному состоянию, которое занимает поле сознательности в этот момент, т.е. происходит соединение, слияние сознания с функциональным состоянием ума. Функциональные состояния ума (читта-вритти) могут угаснуть через практику Пара-Вайрагью, в результате развития Ишвара-пранидханы (преданность Ишваре, как Высшей Душе, не имеющей ограничений низшего  “я”), а также через практику Самадхи, что ведет к просветлению и освобождению.

Итак, сознание (ум) является полем сражения йога, в нем проявляются пять функциональных состояний сознания, и чтобы выйти из-под их власти, необходимо пройти важные стадии развития, предваряющие состояние йоги. Прежде всего, это выяснение истинной природы страдания или того, что нас удерживает в круге сансарического бытия (причинно-следственного закона). Это требует глубокого погружения в философию Клес (причин страдания). С пониманием этой философии возникает устойчивая мотивация для занятия практикой йоги. Эта мотивация создает необходимую энергию усилия для достижения и утверждения состояния Ниродха. Эти усилия, ведущие к достижению трансцендентного состояния, в котором все читта-вритти угасли и явлен свет Действительности, носят название Абхьяса.

За историю развития человечества было разработано множество психотехник, приводящих к достижению этой цели. Патанджали обобщает эти способы и разделяет их на два основных раздела: практика (психотехнические упражнения для достижения состояния йоги) и взращивание состояния непривязанности (Вайрагья) к проявлениям возникающих читта-вритти.

В систему Патанджали включено восемь видов практики, поэтому ее называют Аштанга-йога, т.е. йога восьми ветвей. Помимо этого пути существуют и другие системы йоги, которые используют свои методы для реализации состояния йоги.

В систему Аштанга-йоги Патанджали включил наиболее важные и действенные виды практик, которые выстроены в систему ступеней или шагов восхождения к состоянию йоги. Это восемь анг: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьна, самадхи. Йога как наука является постоянно развивающимся экспериментальным учением, и учителя-практики, идя путем исследования и эксперимента, открывают новые методики и психотехники. Каждый учитель йоги, следующий общим принципам йоги и методам какой-то традиционной школы, придает им личный оттенок и вводит свои собственные наработки в эту традицию, передавая ее своим ученикам. Общий совет начинающему йогу – придерживаться видов практики той школы, к которой он принадлежит, выбрав ее с учетом своих нужд и темперамента.

Несколько раз я принималась читать «йога-сутры» классика йоги – мудреца Патанджали. Не помню с чьими комментариями, но не зашло) На очередном курсе в Индии нас заставили выучить три первые сутры первой главы «Самадхи –пада», которые лаконично объясняют, вообще зачем всё. Попутно на уроках философии мы их дотошно разбирали.

Вритти ниродха, ниродхе и путта — это переход из мира иллюзий в разум

Вернувшись домой, я нашла у себя на полках книгу, которую когда-то купила, но до чтения не добралась:

Вритти ниродха, ниродхе и путта — это переход из мира иллюзий в разум

И вот теперь не могу от нее оторваться, уже многое кажется понятным))

Рассмотрим эти первые три сутры Патанджали, крайне важные для понимания.

Про йогу:  Начало работы с йогой: основные советы и идеи для начинающих, страстно любящих здоровье

Сутра 1/1. Atha yoga̱nusha̱sanam (Атха йога нусасанам)

Переводится примерно: «Теперь – полные наставления в йоге». По ощущениям – перед этим что-то было, о чем мудрец не сказал. Нам объясняли, что после того, как ученик очистился при помощи служения (карма-йоги), бхакти (преданности), дисциплины (в частности, у нас было железное правило, чтобы тапочки перед классом стояли ровно в одну линейку) и достиг совершенства другими методами, ему даются следующие наставления.

Я первоначально вообще поняла эту сутру так: йога даётся после дисциплины. И мне кажется, в этом есть доля истины.

Сутра 2/1. Yogas chitta vritti nirodhah (Йогас читта вритти ниродха)

Эту сутру практикующие йоги должны знать как христиане «Отче наш».

Перевод: «Йога означает остановку видоизменений сознания». И всё. Ни закрученные асаны на ковриках. Ни блаженный вид в белых одеждах на берегу океана. Ни стояние на гвоздях. Йога – это прекращение колебаний читты, сознания. Возникает это состояние спонтанно, но ведет к нему определенная последовательность действий – это и асаны, и пранаямы, и концентрация. То есть, все восемь частей йоги – это средства, ведущие к читта вритти ниродха.

Самую большую сложность в этом определении у меня вызывает санскритское слово «читта». Прямого перевода у Патанджали нет, а различные философы и практики переводят по-разному. Мне нравится трактовка Свами Сатьянанды Сарасвати из книги «Четыре главы об освобождении»:

«Уточним: поток сознания, о котором идёт речь, – это не река мыслей, чувств, влечений, желаний, а также и не совокупность эмоций и прошлого опыта. Слово читта означает сознание как единое целое, в теле и за его пределами. Короче говоря, сознание представляется как нить, связывающая множество жизней и перерождений. Поэтому слово ниродха означает не просто сдерживание мыслей, желаний влечений, устремлений, но также прекращение процессов сознания, ответственных за перевоплощение».

Сутра 3/1. Tada drastuh swarupe avasthanam (Тада драшту сварупе вастханам)

Если вторая сутра объясняет, что есть йога, то третья – для чего нам нужна вся эта заморочка. Ведь мы останавливаем сознание не ради любопытства и не для того, чтобы жизнь лёгкой не казалась.

Перевод: «Тогда видящий пребывает в своей собственной природе». Это и есть вершина йоги: находиться в изначальном состоянии, не подверженном никакому влиянию, в своей собственной форме, в центре, здесь. Только в таком состоянии ты видишь суть вещей, ты понимаешь, кто ты есть.

Это самые азы йоги, которые должен понимать ученик, выбравший этот путь. А всё остальное – дело техники))

Ну и еще пара фоток с уроков философии:

Вритти ниродха, ниродхе и путта — это переход из мира иллюзий в разум

Переводчик Андрей зеркалит не только слова Свамиджи.

Вритти ниродха, ниродхе и путта — это переход из мира иллюзий в разум

Как обрести «читта вритти ниродха»?

Самоизоляция – прекрасная возможность не только больше практиковать асаны, дыхательные практики и медитацию, но и заниматься свадхьяей – самообразованием. Возвращаюсь к своим индийский записям, дабы уже, наконец, их упорядочить.

Так как достичь «читта вритти ниродха»? Ответ можно найти в двух сутрах у Патанджали.

Сутра 1/12. Abhya̱sa vaira̱gya bhya̱m tan nirodhah (Абъхьяса вайрагья бхьям тан ниродха)

Сдерживание колебаний ума достигается при помощи абхьясы – неустанной, систематичной практики и вайрагьи – непривязанности, бесстрастности. Абхьяса и вайрагья – два конька, которые приводят к медитативному состоянию. Это путь КАРМА ЙОГИ.

Сутра 1/23. Ishvarapran̤idha̱na̱dva̱ (Ишвара пранидхана)

Или же к этому состоянию можно прийти через преданность Богу. Наш учитель говорил: если не можешь делать практику – сдавайся Богу, выполняй служение. Это путь БХАКТИ ЙОГИ. Вообще Ишвара пранидхана – важное понятие, мы уже встречали его, когда разбирали ниямы. Оно означает посвящение всех своих действий Богу (Ишвара – Всевышний, пранидхана – сдаваться, капитулировать). И символизируется Ишвара звуком Ом (Аум), о чем говорит сутра 1/27. Но это уже другая не менее интересная тема.

Вритти ниродха, ниродхе и путта — это переход из мира иллюзий в разум

Продолжаем разбирать йога-сутры Патанджали. Существуют 5 видов вритти (колебаний ума, вызываемых посредством органов чувств и мышления), которые его разбалансируют – об этом говорит сутра 1/6. К ним относятся:

1) Прамана – правильное знание, правильные идеи.

2) Випарьяя – неправильное, ложное знание. К примеру, когда в темноте мы принимаем верёвку за змею.

3) Викальпа – воображение, фантазии. В комментариях приводится интересная цитата святого Феофана: «В естественном порядке наших сил на переходе извне вовнутрь стоит воображение. Надо благополучно миновать его, чтобы попасть на настоящее место внутри. По неосторожности можно застрять на воображении и думать по незнанию, что ты зашёл внутрь, тогда как это преддверие, и застреванию всегда сопутствует самопрельщение».

Про йогу:  Какая чакра находится в солнечном сплетении

Я много раз встречала йогов, которые рассказывали, что во время медитации им приходят прекрасные видения. И поначалу завидовала им, поскольку у меня ничего подобного не было. А потом один из моих первых учителей объяснил, что это не цель йоги, и что от спецэффектов тоже надо уходить.

Продолжение цитаты Феофана: «Самый простой закон для молитвы – ничего не воображать! До тех пор, пока наше помышление о Боге несовершенно, оно связано с какой-либо формой. Всячески надо стараться о том, чтобы молиться без образов Божьих. Стой в сердце с верою, что Бог есть тут же, а как есть – не соображай!»

4) Нидра – сон.

5) Смрити – воспоминания.

Все, что вы хотели знать о йоге

Вритти ниродха, ниродхе и путта — это переход из мира иллюзий в разум

Вритти ниродха, ниродхе и путта — это переход из мира иллюзий в разум

Ниродха – выход из мира иллюзий и контроль над разумом

Термин ниродха происходит от слова nirruddham, что означает «сдержанный» или «сдерживаемый». Великий мудрец Патанджали использовал этот термин в легендарном определении йоги во второй части Йога-сутр: «йога-читта-вритти-ниродха», что переводится как «йога — устранение колебаний ума».

Ниродха также является третьей из Четырех благородных истин буддизма, относящейся к прекращению страданий. Буддисты верят, что страдание вызвано привязанностью, жаждой и невежеством; как только человек осознает и устраняет эти причины, проходит страдание и достигается состояние нирваны.

Освобождение через контроль над разумом

Контролируемый ум не следует путать с подавленными мыслями. Мысли и эмоции остаются, но при медитации ум становится неподвижным и однонаправленным. Это мастерство глубокого покоя называется ниродха.

Ниродха часто переводится как «прекращение» или «уничтожение», но это жестко звучащие термины вводят в заблуждение. Цель йоги не в том, чтобы стереть ум или вызвать психический паралич, а в том, чтобы приостановить искажающие эффекты умственной обусловленности. Мысли и эмоции будут возникать, но мы не поддаемся их заблуждениям. Вместо этого мы признаем их спроецированную природу и ценим как часть сенсорного аппарата, с помощью которого мы взаимодействуем с действительностью.

Патанджали отличает ниродху от пяти других умственных действий, которые он описывает как основные модификации ума: правильное знание, ложное знание, воображение, сон и память (I.6). В каждом из них, как объясняет Патанджали, мы поглощены дуалистическими иллюзиями, которые проецирует наш разум.

Напротив, в ниродхе мы рассматриваем эти состояния как заблуждения, не сравнивая их с другой проекцией истины или реальности. Итак, ниродха — это не столько уникальное состояние ума, сколько приостановление искажающих элементов ума.

Йога считается древней системой философии, принципов и практик, полученных из ведической традиции Индии, более 3000 лет назад. Портал asana-shavasana.com поможет вам погрузиться в мир йоги, здесь вы найдете интересные и полезные статьи о медитациях, пранаямах, техниках выполнения различных асан, и, конечно же о смысле и философии йоги.На этом сайте собраны советы и рекомендации как для начинающих йогов, так уже и для продвинутых практиков. Главное не забывайте практиковать регулярно!Занимаясь йогой, ваше тело обретает гибкость, силу, баланс, выносливость, уменьшается боль в мышцах и суставах. На ментальном уровне йога снижает стресс, повышает осознанность, улучшает сон, вы чувствуете себя спокойным и уверенным. Занимайтесь йогой, ведь это путь к себе, она возвращает к реальности!

При копировании материала с сайта, ссылка на источник обязательна

() Управление, контроль над мыслями (вритти) низшего разума (читты) (см. Читта-Вритти-Ниродха).

.
.
.

Смотреть что такое “Ниродха” в других словарях

() Остановка разума (см.): управление (ниродха) течением мыслей (Вритти, см.) в уме (Читта). Посредством медитации (дхьяна) приводит к созерцанию (самадхи), что в свою очередь ведет от разделения и различения (вивека) к духовной независимости (кайвалья).

Смотреть что такое “Читта-Вритти-Ниродха” в других словарях

() Буквально: “водоворот”. Вритти (мысли) низшего ума (читты) разделяются, согласно Патанджали, на пять групп: (1) правильные идеи; (2) ложные идеи; (3) фантазии; (4) идеи, приходящие во время сна; (5) воспоминания. В санскрите они носят названия прамана, випарьяя, викальпа, нидра и смрити соответственно. Когда перед разумом предстает какая-либо идея, очень важно немедленно определить тот из пяти классов, к которому она относится. Если бы такое распознавание прекратилось, человек стал бы безумным. Немедленная инстинктивная классификация мыслей и идей в этом отношении является признаком здоровья разума. Идеи как материал для размышления должны контролироваться. На самом деле, мышление является сортировкой, выстраиванием идей, которые сами по себе должны быть определенными и неизменяющимися. Дальнейшая классификация вритти разделяет каждый из пяти типов на приятные и неприятные мысли.

Смотреть что такое “Вритти” в других словарях

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий